Почему имам Шамиль сдался русским войскам. Краткая биография шамиля

Третий имам Чечни и Дагестана, борец за независимость Кавказа, Шамиль. Родился в ауле Гимры, 26 июня 1797 года. При рождении ему дали имя Али, в честь деда по отцовской линии. Малыш был болен, чтобы защитить от злых духов, согласно обычаям, имя сменили на Шамиль. Он рос худым и болезненным, но вырос сильным и здоровым. На Шамиля влияла дружба с Кази-Муллой. Шамиль юношей пристрастился к наукам. Он изучал грамматику, арабский язык, философию и логику, его учителем был Джемал-Эдин.

Жизнь Шамиля тесно связана с Кавказской войной. Войной между горцами Кавказа и Российской империей. Война велась за полное подчинение горных районов Северного Кавказа, и является одной из самых ожесточенных в XIX веке. Охватывает период с 1817 по 1864 год.

Шамилю удалось объединить разрозненные народы и начать против русских войск – освободительную войну. Шамиль смог быстро создать сильную армию и в течение 30 лет вел успешные военные действия с русскими войсками, которые несли в этой войне огромные потери.

В 1834 г. Шамиль был избран имамом. Продолжительное пребывание Шамиля в этом звании составляет эпоху гражданской и военной истории кавказских горцев. Их внутренний первобытный строй значительно изменился под влиянием реформы Шамиля. Власть наследственных ханов, управлявших разрозненными племенами Чечни и Дагестана, уступила место власти Шамиля, всенародно избранного имамом. Обычное право, направлявшее жизнь этих племен, вытеснялось вводимым Шамилём единым правом мусульман – шариатом, осуществляемым представителями духовенства: муллами, кадиями и муфтиями. Чечня и Дагестан были разделены на особые округа, или наибства, управляемые наибами, назначавшимися имамом. Высшим административным управлением края был верховный совет под председательством Шамиля. Контроль над действиями наибов и других властей осуществлялся при помощи мухтасибов, назначаемых имамом из честных и лично ему известных людей. Такими мерами Шамиль старался объединить признавшие его племена.

Военная история имамата Шамиля свидетельствует о крупном его стратегическом таланте. Осторожный и настойчивый, не переоценивавший собственных сил и строго учитывавший силы противника, Шамиль вполне соответствовал трудности лежавшей перед ним задачи. Фанатик сам, он требовал от других фанатизма в «борьбе с неверными». Мюриды являлись ценным материалом, с помощью которого Шамиль получил возможность осуществлять свои планы. Беспрекословно преданные Шамилю, готовые умереть по приказу своего имама, мюриды были основным ядром войска Шамиля. Шамиль мечтал создать из горцев регулярную армию. Горцы, предводительствуемые Шамилём, много лет оказывали упорное сопротивление более сильным и многочисленным русским войскам. Партизанские действия в обстановке Кавказских гор наносили серьезный урон растянутым силам царской армии.

В 1859 году после ряда военных неудач Шамиль был окружен и сдался в плен. Надо сказать, что русские власти поступили с ним достаточно милосердно – он был сослан вместе с семьей на поселение в Калужскую область. С устранение его от руководства война пошла успешно для русской армии. К 1864 году весь Северный Кавказ окончательно присоединился к Российской империи.

Имам Шамиль - известный предводитель кавказских горцев, который вел активную деятельность во второй четверти XIX века. В 1834 году его официально признали имамом Северо-Кавказского имамата, которое считалось теократическим государством. Располагалось оно на территории современных Чечни и западной части Дагестана. Считается национальным героем народов Северного Кавказа.

Происхождение Шамиля

Имам Шамиль по происхождению авариец. Его отец был кузнецом, а мать дочерью аварского бека. Он появился на свет в 1797 году в небольшом селении Гимры на территории современного западного Дагестана. Назвали его Али в честь деда.

В маленьком возрасте будущий имам Шамиль был очень болезненным ребенком. Поэтому родители, чтобы защитить его от напастей, решили дать ему еще одно имя - Шамиль, что в дословном переводе означает "Услышанный богом". Так звали брата его матери.

Детство героя

Случайно это произошло или нет, но, получив новое имя, Шамиль вскоре поправился, начал поражать всех окружающих своим здоровьем, силой и энергией.

В детстве он при этом был очень живым и резвым ребенком, часто попадался на шалостях, но редко какие-то из них были нацелены на вред кому-нибудь. Про Шамиля часто говорили, что внешне он отличался очень угрюмой наружностью, сильной волей, небывалой любознательностью, властолюбием и весьма гордым нравом.

Был очень спортивным ребенком, увлекался гимнастикой, например, мало кто мог его догнать на бегу. Многие отмечали его силу и отвагу. Поэтому понятны его увлечения фехтованием, пристрастие к холодному оружию, особенно к популярным на Кавказе шашкам и кинжалам. В подростковом возрасте он настолько закалил свой организм, что в любую погоду, даже зимой, появлялся с открытой грудью и босиком. Такая цитата имама Шамиля хорошо его характеризует:

Боишься - не говори, сказал - не бойся.

Его первым наставником считается друг детства Адиль-Мухаммад, который родился в городке Гимры. На протяжении многих лет они были неразлучны. К 20 годам Шамиль окончил курсы логики, грамматики, арабского языка, риторики, законоведения и даже высшей философии. Его образованию позавидовали многие его современники.

Увлечение "священной войной"

Проповеди, которые читал Гази-Мухаммад, в конце концов, увлекли и будущего имама Шамиля. Он оторвался от книг, из которых черпал знания, увлекся мюридизмом, который в то время начал быстро распространяться. Название этого учения происходило от слова "мюрид", которое в дословном переводе означает "ищущий путь к спасению". В обрядах и учениях мюридизм при этом мало чем отличался от классического ислама.

В 1832 году Шамиль принимал участие в Кавказской войне, что стало вполне ожидаемым в связи с его увлечениями. Вместе с Гази-Мухаммадом он оказался в осажденном русскими войсками селении Гимры. Операцией руководил генерал Вельяминов. Герой нашей статьи был тяжело ранен, но все же сумел пробиться сквозь осаждающих. При этом Гази-Мухаммад, который первым бросился в атаку, поведя за собой войска, был убит. Цитаты имама Шамиля воспроизводятся до сих пор многими его фанатами и последователями. Например, это, одно из первых сражений в своей карьере, он описал так:

Кази-Магомед сказал Шамилю: «Здесь нас всех перебьют, и мы погибнем, не сделав вреда неверным, лучше выйдем и умрем, пробиваясь». С этими словами он, надвинув на глаза папаху, бросился из дверей. Только что он выбежал из башни, как солдат ударил его в затылок камнем. Кази-Магомед упал и тут же был заколот штыками. Шамиль, видя, что против дверей стояли два солдата с прицеленными ружьями, в одно мгновение прыгнул из дверей и очутился сзади обоих. Солдаты тотчас повернулись к нему, но Шамиль изрубил их. Третий солдат побежал от него, но он догнал и убил его. В это время четвертый солдат воткнул ему в грудь штык, так что конец вошел ему в спину. Шамиль схватив правою рукою дуло ружья, левою изрубил солдата (он был левша), выдернул штык и, зажав рану, начал рубить в обе стороны, но никого не убил, потому что солдаты от него отбегали, пораженные его отвагой, а стрелять боялись, чтобы не ранить своих, окружавших Шамиля.

Тело убитого имама было перевезено в Тарки, чтобы избежать новых возмущений (это места в районе современной Махачкалы). Территория контролировалась русскими войсками. Шамиль сумел встретиться со своей сестрой, предположительно из-за этого он так взволновался, что вскрылась свежая рана. Некоторые из окружающих посчитали его при смерти, поэтому новым имамом его выбирать не стали. На это место был назначен его сподвижник по имени Гамзат-бек Гоцатлинский.

Через два года в ходе Кавказской войны горцам удалось одержать несколько знаковых побед. Например, был взят Хунзах. Но уже в 1839 году их постигло тяжелое разгромное поражение при Ахульго. Шамиль после этого покинул Дагестан, он был вынужден срочно перебираться в Чечню, где некоторое время жил в селении Гуш-Корт.

Съезд чеченского народа


В 1840 году Шамиль принимает участие в съезде чеченского народа. Для этого он прибывает в Урус-Марта, куда его приглашает Иса Гендаргеноевский. Там предварительно проходит съезд чеченских военачальников.

А уже на следующий день на съезде чеченского народа его выбирают имамом Чечни и Дагестана. В краткой биографии имама Шамиля этот факт обязательно упоминается, являясь одним из ключевых. Будущий герой кавказского народа становится третьим имамом. Своей главной задачей он ставит объединение горцев, при этом продолжает вести борьбу против российских войск, которые, как правило, превосходят дагестанцев и чеченцев количественно, да и вооружение с обмундированием у них более качественное.

От предыдущего имама Дагестана Шамиль отличается военным талантом, неторопливостью и расчетливостью, у него проявляются организаторские способности, а также настойчивость, выдержка, умение выбирать момент для удара.

Своей харизмой ему удавалось поднимать и воодушевлять горцев на борьбу, в то же время принуждая подчиняться своей власти, которая распространялась на внутренние дела практически всех подвластных общин. Последний момент был особенно непривычен для дагестанцев и чеченцев, воспринимался он не просто, но Шамиль с ним справлялся.

Власть Шамиля


Одно из главных достижений в биографии имама Шамиля заключается в том, что ему удалось объединить под своей властью практически все общества западного Дагестана и Чечни. Он опирался на учение ислама, повествующее о "священной войне" против неверных, которых называли газавате. Сюда же он включал требования бороться за независимость, объединяя разрозненные по всем районам общины горцев.

В биографии имама Шамиля не раз отмечалось, что для достижения своей конечной цели он стремился упразднить учреждения и обычаи, многие из которых были основаны на вековых обычаях, называемых в тех местах адатом.

Еще одна заслуга имама Шамиля, в краткой биографии, которая есть в этой статье, это подчеркивается особо, это подчинение и общественной, и частной жизни горцев шариату. То есть в их обиход вошли исламские предписания, основанные на священных текстах Корана, а также исламских предписаниях, применяемых в мусульманском судопроизводстве. Имя Шамиля напрямую ассоциировалось у горцев со "временем шариата", а когда его не стало, стали говорить, что произошло "падение шариата".

Система управления горцами


Рассказывая о биографии имама Шамиля, нужно сделать акцент на том, как он организовал систему управления. Все подчинялось ему через военно-административную систему, которая была основана на стране, разделенной на округа. При этом каждый из них непосредственно управлялся наибом, который имел право принимать ключевые решения.

Для осуществления правосудия в каждом из районов был кади, назначаемый муфтием. При этом самим наибам строго запрещалось решать любые дела по шариату, это было ведомство, исключительно подведомственное кади или муфтию.

Каждые четыре наибства объединялись в мюриды. Правда, в последнее десятилетие своего правления Шамиль был вынужден отказаться от такой системы. Причиной тому стали начавшиеся распри между амирами джамаата и наибами. Помощникам наибов часто поручали самые важные и ответственные дела, ведь именно они считались преданными "священной войне" и очень мужественными людьми.

Их общее число было окончательно не установлено, но в то же время 120 из них обязательно подчинялись так называемому сотнику, входили в почетную страду самого Шамиля. И днем, и ночью находились при нем, сопровождая во всех поездках и на всех встречах.

Все должностные лица без исключения беспрекословно подчинялись имаму, любое ослушание или проступки были чреваты строгими выговорами. Они могли даже закончиться арестами, разжалованиями, телесными наказаниями плетьми. От этого избавлялись только наибы и мюриды.

В управлении, выстроенном имамом Шамилем, в биографии этого героя кавказского народа это описано, военную службу были обязаны нести все мужчины, способные носить оружие. При этом они делились на отряды до 10 и 100 человек. Соответственно, они были под руководством десятских и сотников, которые, в свою очередь, напрямую подчинялись уже наибам.

В самом конце своего правления Шамиль несколько изменил систему управления армией. Появились полки, насчитывавшие тысячу человек. Они уже делились на более мелкие отряды.

Артиллерия Шамиля


Среди персональной охраны Шамиля были польские кавалеристы, которые раньше воевали на стороне русской армии. У горцев была своя артиллерия, которой руководил, как правило, польский офицер.

Некоторые селения, которые сильнее остальных пострадали от вторжения и обстрелов русских войск, избавлялись от воинской повинности. Это было исключение. Взамен они были обязаны поставлять селитру, серу, соль и другие необходимые составляющие для ведения успешных боевых действий.

При этом максимальная численность войска Шамиля в отдельные времена достигала 30 000 человек. К 1842 году у горцев появилась постоянная артиллерия, которая была составлена из брошенных или трофейных пушек, принадлежавших ранее русским войскам. За счет этого во время Кавказской войны имам Шамиль стал добиваться успехов и даже определенного перевеса.

К тому же часть пушек производилась на собственном заводе, расположенном в Ведено. Там были отлиты, как минимум, 50 орудий. Правда, из них оказались годными не более 25%. Порох для артиллерии горцев изготовлялся также на территориях, подконтрольных Шамилю. Это было все то же Ведено, а также Гунибе и Укцукуле.

Финансовое состояние войск

Война имама Шамиля велась с переменным успехом во многом из-за перебоев в финансировании, оно было непостоянным. Случайные доходы формировались из трофеев, а постоянные из так называемого зяката. Это установленный шариатом сбор одной десятой доли доходов с овец, хлеба и денег всех жителей. Также существовала хараджа. Это подать, которая собиралась с горных пастбищ и с некоторых особенно отдаленных селений. Такую же подать они когда-то платили монгольским ханам.

В основном, казна имамата пополнялась за счет чеченских земель, которые были весьма плодородными. Но существовала и система набегов, которая также значительно пополняла бюджет. Из добытых трофеев было необходимо отдавать одну пятую часть Шамилю.

Плен


В истории имама Шамиля переломным стал момент, когда он оказался в плену у русских войск. В 1840-х годах он одержал несколько крупных побед, но в следующее десятилетие его движение пошло на спад.

К тому времени Россия вступила в Крымскую войну. Турция и западная антирусская коалиция призывали его выступить его совместно против России, рассчитывая, что он сможет ударить в тыл русской армии. Однако Шамиль не желал присоединения имамата к Османской империи. В итоге во время Крымской войны он занял выжидательную позицию.

После заключения мирного договора в Париже русская армия сконцентрировала свои силы на Кавказской войне. Войска возглавили Барятинский и Муравьев, которые начали активно наступать на имамат. В 1859 году была взята резиденция Шамиля, располагавшаяся в Ведено. А уже к лету практически полностью задавлены последние очаги сопротивления. Сам Шамиль скрывался в Гунибе, но в конце августа его настигли и там, предводитель горцев был вынужден сдаться в плен. Правда, на этом Кавказская война не закончилась, продолжаясь еще около пяти лет.

Шамиля привезли в Москву, где он встретился с императрицей Марией Александровной и Александром II. После этого его определили для жизни в Калуге, куда и переехала его семья. В 1861 году он снова встречается с императором, просит отпустить его в хадж, мусульманское паломничество, но получает категорический отказ, так как живет под надзором.

В результате в 1866 году предводитель горцев вместе с сыновьями присягнул на верность России, вскоре его даже пригласили на свадьбу к цесаревичу Александру. На этом торжестве он увиделся с императором в третий раз в своей жизни. В 1869 году его даже сделали особым указом потомственным дворянином, жизнь Шамиля в России окончательно устроилась.

В 1868 году, когда ему исполнился уже 71 год, император, зная о неважном состоянии здоровья горца, разрешил ему вместо Калуги жить в Киеве, куда тот незамедлительно и переехал.

На следующий год он, наконец, получил желанное разрешение для паломничества в Мекку, куда и отправился вместе с семьей. Сначала они прибыли в Стамбул, а затем отправились на корабле по Суэцкому каналу. В ноябре добрались до Мекки. В 1870 году он прибыл в Медину, где и скончался через несколько дней имам Шамиль. Годы жизни кавказского горца 1797 - 1871.

Похоронили его на кладбище под названием аль-Баки, расположенном в самой Медине.

Личная жизнь


Всего было пять жен у имама Шамиля. Самая первая носила имя Патимат. Она была матерью сразу трех его сыновей. Это Гази-Мухаммад, Джамалудин и Мухаммад-Шапи. В 1845 году ее не стало. Еще раньше погибла вторая жена Шамиля по имени Джавгарат. Это случилось в 1839 году, когда русские войска пытались штурмом взять Ахульго.

Третья жена военачальника родилась в 1829 году и была на 32 года младше своего мужа. Она была дочерью шейха Джамалуддина, который был близким соратником имама и его фактическим наставником. Она родила от героя нашей статьи сына Мухаммада-Камиля и двух дочерей по имени Баху-Месед и Наджабат. Несмотря на такую разницу в возрасте, она умерла в один год со своим мужем.

На 5 лет его пережила четвертая жена Шуайнат, которая была армянкой, от рождения носившей имя Анны Ивановны Улухановой. Ее взял в плен в Моздоке один из наибов Шамиля. Через шесть лет после пленения она вышла замуж за предводителя горцев, родила ему 5 дочерей и 2 сыновей. Правда, практически все они умерли в младенчестве, только девочка Сапият дожила до 16 лет.

Наконец, пятой женой была Аминам. Их брак был непродолжительным, а детей в нем не было.

Тем, кто осуждают, порицают, недолюбливают имама Шамиля, надо поскорее покаяться

Есть такой хадис, который гласит, что достойных людей могут оценить только достойные люди. Ещё есть такое изречение, что при упоминании благочестивых людей ниспосылается благодать Всевышнего. Поэтому, с надеждой на милость Аллаха, несколько слов о имаме Шамиле.

К сожалению, уважаемые братья, среди нас встречаются люди, которые осуждают, порицают имама Шамиля, высказывают в его адрес неодобрительные слова. К примеру, некоторые говорят, что имам и его мюриды воевали ради мирского богатства. Другие глаголют, что имам воевал ради славы и власти, а третьи – что имам был жестоким человеком, который не знал милосердия. Есть ещё категория людей, утверждающих, что имам сдался и был взят в плен, и что это было его ошибкой, якобы, он должен был сражаться до конца.

Сегодня есть люди, хотя людского в них ничего не осталось, которые под лозунгом джихада сеют смуту и раздор, и без всякого стыда своё безумие ставят на одну доску со святым делом имама Шамиля. Здесь, дорогие братья, нечему удивляться, потому что и в то время против имама на стороне царской армии сражались так называемые «мусульмане», их было несколько тысяч. Людей, которые выражаются в адрес имама неодобрительно, может постигнуть злая участь. Почему? Потому, что Всевышний в Хадис-аль-Кудси говорит: «Кто будет испытывать враждебные чувства к Моему любимцу, тому воистину Я объявляю войну». Тем людям, которые осуждают, порицают, недолюбливают имама Шамиля, надо поскорее покаяться, пока их не настигла кара Аллаха.

Шестой праведный халиф

Поистине, имам Шамиль был любимцем Аллаха (авлия) очень высокого уровня, духовным наставником. Он был феноменом, которого Всевышний одарил ясным умом. Он был очень мудрым политиком, великим полководцем, и его Аллах избрал, чтобы спасти Дагестан от неверия. После Пророка (мир ему и благословение) и сподвижников, можно сказать, имам Шамиль был самим справедливым имамом. К примеру, Шуайб-афанди аль-Багини в книге «Табакат» пишет: «После того как закончился газават имама Шамиля, Шариат осиротел». Великие алимы прозвали имама Шамиля шестым праведным халифом. Шуайб-афанди пишет, что после Умара ибн Абдул-Азиза в истории не было такого имамата, где так в совершенстве соблюдались бы шариатские правила, как в имамате имама Шамиля. Алимы говорят, что газаваты имама Шамиля были подобны газаватам Пророка (мир ему и благословение). Мы знаем, что имаму Шамилю, как и Пророку (мир ему и благословение) пришлось совершить хиджру (переселение).

Шамиль был истинным накшбандийским устазом. В «Табакате» аль-Багини пишет, что помимо устазов Мухаммада Яраги и Джамалутдина Кумухи разрешение на наставничество (иджаза) имаму дал ещё и Исмаил Курдумерди.

Иногда слышишь утверждение, что имам Шамиль не был шейхом тариката. В действительности же, в те времена переулки селения Гимры были переполнены мюридами, которые приходили к устазам Газимухаммаду и Шамилю. Это подтверждённый исторический факт. Они были на истинном пути, и это подтверждает то, что имама поддерживали со всех концов света. В мечетях Аравии, Азии, Турции просили Всевышнего помочь имаму. Великие учёные Мекки слали ему письма, подтверждая в них истинность пути имама, и предостерегая тех, кто пойдёт против него, от опасности впасть в заблуждение.

Караматы имама

Всевышний наделил имама Шамиля многими особенностями, караматами. К примеру, того, кто выступал против имама, Всевышний уже на этом свете наказывал, не дожидаясь Ахирата. То же решение действует и по сегодняшний день, так как после смерти имама оно не аннулировалось. Почему? Потому, что Всевышний вечно живой и наказывает людей, которые недолюбливают имама Шамиля даже сегодня.

Имам Шамиль при взгляде на человека мог определить, к какой категории он относится: к категории верующих или неверующих. Почему? Потому, что Аллах наделил его такой возможностью. Исходя из этого, он соответствующим образом относился к каждому.

Вот ещё одно проявление карамата имама Шамиля и Газимухаммада: когда представители царских войск потребовали, чтобы им выдали горцев в качестве аманата (доверии), Газимухаммад сказал, что надо им выдать людей, а имам Шамиль был против, и между ними возникла маленькая ссора. Люди, которые недолюбливали имама Шамиля, подошли к Газимухаммаду и сказали: «До каких пор мы будем терпеть высокомерие этого Шамиля, давай, мы его убьём». На это Газимухаммад ответил: «Убить-то убьём, а кто доставит его тело в Медину?». Газимухаммад знал, что его тело из глины Ясриба (Медина). Каждый из нас создан из той почвы, в которой будет похоронен.

Любовь к наукам

Самое большое внимание имам уделял знаниям, и хотя он воевал 25 лет, нельзя полагать, что имам кроме сражений ни о чём не думал. Большое внимание он уделял мутаалимам (учащимся). Из общественной казны (байт-уль-мал) он выделял большие средства на распространение знаний (ильму). В каждом населённом пункте имам создавал медресе. Одарённых людей имам Шамиль освобождал от газавата и отправлял изучать науки. В те времена уровень грамотности горцев вырос в десять раз по сравнению с тем, какой был до газавата. Можно сказать, что среди горцев мало осталось тех, кто не умел писать и читать. Русский учёный, генерал Услар пишет: «Если сравнить население и число медресе в Дагестане того времени, уровень грамотности дагестанцев намного превышал уровень грамотности европейцев».

Преследовал ли имам цель уничтожить неверующих?

У имама Шамиля, как и у Пророка (мир ему и благословение), не было цели уничтожить неверующих. Потому что в Шариате есть такое правило, о котором Рамазан Бути пишет в книге «Аль-джихад филь-Ислами», что поистине джихад с оружием осуществляется с целью устранения вражды, а не с целью уничтожения неверия. Доказательством служит факт, что имам Шамиль, как и Пророк (мир ему и благословение), перед газаватом своим мюридам говорил: «Не убивайте стариков, женщин и детей, не рубите деревья, не сжигайте поля, если вы заключите мир даже с кяфирами, не нарушайте его». Из этого понятно, что целью имама и его мюридов не было уничтожение неверующих. К своим пленным имам относился с уважением. Он их уважал, не принуждал принять Ислам. Пишется, что пленным имам Шамиль давал свободно исповедовать их религию – Христианство. Также сообщается, что много неверующих, услышав о справедливости имама Шамиля, перешли на его сторону и в их числе два священника. Царские генералы этого и боялись. Они боялись, что, услышав о справедливости, большинство перейдёт на сторону имама.

Великий полководец

Европейцы следили за войной на Кавказе и удивлялись, как это царская Россия, такая сильная держава, которая разгромила самого Наполеона, не может справиться с таким маленьким количеством горцев. Они знали, что против имама Шамиля русский царь бросил вдвое больше войск, чем против самого Наполеона. Давая оценку имаму Шамилю, известный турецкий историк Албай Яшар пишет: «В мировой истории не было такого великого полководца, как имам Шамиль». Дальше он утверждает: «Если Наполеон это уголь войны, то имам Шамиль является огненным столпом войны». Сами русские генералы, воевавшие против Шамиля, давали ему достойную оценку. Они называли его гением войны. Удивлялись его владению тактикой сражений, удивлялись, как он всегда умудрялся выходить победителем из боя, ни имея денег, испытывая нужду в лекарствах, оружии и в людских ресурсах. Царские генералы были поражены. К примеру, в боях за Ахульго царская армия потеряла 33000 солдат, в то время, как имам Шамиль потерял только 300 мюридов. Даже рассказывают, что у агрессоров в боях за Ахульго за один день было убито около 5000 солдат. Бывали случаи, когда генерал возвращался из боя только с двумя солдатами. Но, к большому сожалению, самые близкие, доверенные люди предавали Шамиля. Однажды в состоянии отчаяния имам высказал слова имама Шафии в стихотворной форме:

Те, кто обязались защищать меня,

Стали союзниками недругов внезапно,

И стрелы тех, кому всецело доверял,

Пронзивши грудь мою, вернулись обратно.

Был ли пленён имам Шамиль?

Уважаемые братья, не было никакого плена и быть не могло, чтоб имам Шамиль сдался в плен неверным, потому что Мухаммад-Тахир аль-Карахи пишет: «И в последний час на горе Гуниб имам подходил к каждому мюриду отдельно и просил сражаться до конца, до смерти шахида. Но все отказались и просили имама принять предложение русских, выйти к ним на переговоры и заключить мирный договор». Вот, что мы должны знать. Не было сдачи в плен. Есть ещё доказательства: во-первых, когда имам вышел к царским войскам, он был вооружён до зубов, а мы знаем, что пленным не оставляют оружие, но имам был вооружён, и даже его мюрид Юнус из Чиркея, который был с ним, был вооружён. Во-вторых, имам поставил перед русскими условия, только после принятия которых, он прекратит войну. Русские приняли его условие и вступил в силу мирный договор. Условия были следующими:

1.Не препятствовать Исламу в Дагестане;

2.В Дагестане не распространять Христианство;

3.Не развратничать;

4.Не призывать горцев служить в царской армии;

5.Не стравливать народы Дагестана друг с другом.

Помимо этих, там были ещё очень множество других условий, и все они были приняты. Когда имам пребывал в России, его очень уважали, и он однажды сказал: «Хвала Аллаху, Который дал русских, чтоб я вёл с ними газават, когда я был полон сил и чтобы они почитали и уважали меня, когда постарел и силы покинули меня». Абдурахман Сугури, когда услышал эти слова имама, сказал: «Вот этот восхваление Аллаха (шукр) сравнимо с 25-тилетним газаватом».

Пребывание имама в Турции и в Медине

Когда имам прибыл в Турцию, его встретил турецкий султан Абдул-Азиз. Имам упрекнул его за то, что тот обещал материальную помощь и не помог. Султан спросил имама: «Шамиль! Ты воевал 25 лет с неверующими, как ты остался жив? Или, может, ты не принимал участие в боях, а отправлял своих мюридов?». Имам Шамиль разозлился, встал, обнажил своё тело и султан насчитал от поясницы до головы более 40 ран. Тогда Абдул-Азиз заплакал, показал имаму свой трон и сказал, что он достоин этого места.

В Турции имама спросили, о чём он больше всего сожалеет? Имам сказал: «Больше всего я сожалею о тех героях, оставшихся в горах, каждый из которых стоил целой армии». Шейх Бадруддин-афанди, рассказывая историю имама, сказал, что по прибытии в Медину имам в первую очередь посетил мечеть Пророка (мир ему и благословение). Жители Медины, узнав о его намерении, собрались в мечети, чтоб посмотреть на имама. Увидев толпу, имам подумал, кого же первым приветствовать, этих людей или Пророка (мир ему и благословение)? И имам подошёл сначала к могиле Пророка (мир ему и благословение), заплакал и сказал: «Ассаламу алейка, я расулюллах », и все увидели, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) из святой могилы протянул руку в сиянии и, пожав руку имама, ответил: «Ва алейка ссалам я имамаль мужахидин! ».

В период пребывания имама в Медине там находился прямой потомок Пророка (мир ему и благословение), тарикатский муршид, известный алим Накибу Садат, уже преклонного возраста. Он попросил своих детей о встрече с имамом, так как болел и не мог передвигаться. При виде имама потомок Пророка (мир ему и благословение) упал на колени и стал целовать его ноги. Имам помог ему подняться. Он рассказал имаму, что во сне ему явился Пророк (мир ему и благословение) и сообщил, что среди них находится почитаемый гость, повелев соблюдать уважение (адаб) к нему.

Смерть имама

В 1287 году по хиджре 10 числа месяца зуль-каида имам Шамиль покинул этот мир. Чтобы совершить за ним похоронную молитву (джаназа-намаз) собралось огромное количество людей. Все старались дотронуться до имама, чтобы получить благодать, а те, кто не смог дотронуться, ложились на землю, чтоб над ними понесли тело имама. Он похоронен на священном кладбище Бакия в Медине.

Когда тело имама положили рядом с могилой, оно приподнялось, склонилось над могилой, и сказало: «О моя могила! Будь мне утешением и райским садом, не будь мне адской пропастью!» Увидев это, все потеряли сознание. Он похоронен рядом с дядей Пророка (мир ему и благословение) Абасом. Ахмаду Рифаи, великий алим тех времён, собственноручно на надгробном камне написал: «Эта могила принадлежит приближённому к Аллаху муршиду, который воевал на пути Аллаха 25 лет, имаму, который следовал пути истины, великому алиму, правителю правоверных, шейху Шамилю-афанди из Дагестана. Пусть Аллах очистит его душу и приумножит его благие деяния». Многие, кто недолюбливал имама, увидев, как его возвеличивают русский царь, турецкий султан, шериф Мекки, и узнав о священном месте, где похоронен имам, заплакали и сделали тавбу.

В одном из писем к Хасану-афанди Сайфулла-кади пишет: «Знай, мой брат, это достоверно, без сомнений и предположений. Поистине Дагестан – это единственное место на земле, где остались ценности религии, и где сохранился источник света Ислама, а в других местах осталось только название». Дальше он пишет, что причиной всему этому послужил баракат имамов Газимухаммада и Шамиля.

Пусть Всевышний сделает их предводителями и обитателями Рая. О Аллах, укрепи Дагестан на основах веры и богобоязненности. Да не лишит нас Аллах бараката имама Шамиля и да продлит жизнь нашим устазам. Амин.

Подготовил Ансар Рамазанов

Shamil Карьера: Военначальник
Рождение: Азербайджан, 26.6.1797 - 4.2
Имам Шамиль - предводитель кавказских горцев, Северо-Кавказский имам. Родился 26 июня 1797 года.В 1834 году Имам Шамиль был признан имамом теократического государства - Северо-Кавказский имамат, в котором объединил горцев Западного Дагестана и Чечни, а затем и Черкесии. До заключения перемирия при штурме Гуниба в 1859 князем Барятинским энергично вёл борьбу против Российской империи. Перевезённый в Калугу, а затем в Киев, получил наконец обещанное ещё на Гунибе разрешение совершить паломничество Хадж в Мекку, затем в Медину, где и умер.

Днем рождения будущего правителя Дагестана считается 26 июня 1797 года. Его папа Денгав Магомед, коваль аварского аула Гимры, как настоящий горец, был горд и счастлив появлению на свет сына-наследника. Во время благодарственной молитвы по поводу до того важного в жизни каждой семьи события дедуля младенца соответственно мусульманскому обычаю прошептал ему на ухо имя, звучавшее как Али. Впрочем, отрада по поводу прихода в существование нового человека оказалась недолгой малютка был настолько слаб и хил, что все сходилось к тому, что посреди живых он долговременно не задержится. Согласно преданиям, когда бытие маленького Али уже висела на волоске, в небе над аулом появился белый орел, о котором все знали, но которого никто ни в жизнь не видел. Орел долговременно кружил над селением, опосля нежданно-негаданно кинулся вниз и сей же час же взмыл вспять в небосвод, унося в когтях змею, пойманную им рядом с домом родителей Али. Это было расценено знающими людьми как знак свыше, дающий надежду на выздоровление младенца. Но вот имя ему нужно было вручить другое ибо только тогда злые духи, пришедшие за душой ребенка, будут обмануты и посрамлены. Новое имя, уместно сказать, необычное и редкое для тех мест, было найдено, и наследник кузнеца отныне стал Шамилем.

Трудно изречь, сколь тот самый расклад достоверен, да и доискиваться до истины не имеет смысла, хотя бы оттого, что с именем Шамиля, настолько почитаемого и уважаемого горцами и по этот день, связано ещё море легенд.

Так или по иному, но с того дня хлопчик, как подобно как в признательность за счастливое избавление от верной гибели, начал вырастать, крепнуть и крайне резво обогнал своих сверстников по всем статьям. В его характере и в отношении к окружающим необычайно раньше времени стали обнаруживаться черты непререкаемого лидера. Чем бы он ни увлекся, в какое бы дело, нехай и самое детское и невинное, ни погрузился все делалось им так, как словно от достижения в нем успеха зависит его существование. Незаметно подрастая, Шамиль практически все делал лучше своих ровесников. При этом проказы и шалости были у него не в чести, хотя отставать от окружающих он был абсолютно не намерен. Он удивлял взрослых необычайной меткостью в стрельбе и великолепным владением холодным оружием. Однако он чтил Коран, и священная книжка всех мусульман была при нем всю дорогу. Так и ходил молодой Шамиль с кинжалом в одной руке и с Кораном в иной. Опять же неясно, насколько

это правдиво, но вся его последующая бытие явилась подтверждением этому: стремясь существовать соответственно заповедям Пророка, он ни в жизнь не оставлял оружия...

Впрочем, безоблачной раннюю пору его жизни не назовешь. Неудачи, которые он все-таки терпел, стремясь к неоспоримому лидерству посреди сверстников, оборачивались для юноши, в памяти которого якобы запечатлелись картины его детских страданий, тяжелыми переживаниями. Периодически испытываемое им чувство собственной неполноценности, невозможности высказать себя до конца, по всей видимости, сыграли свою образ в его будущей жизни и судьбе, отразившись на его мировосприятии.

Известен эдакий эпизод из его юношеской биографии. Отчаявшись уболтать отца, тот, что, как-то раз вкусив прелесть хмельного забытья, очень пристрастился к употреблению вина, а главное упорствовал в этом пристрастии, юноша пошел на крайние меры. Он заявил отцу, что если тот не оставит паршивый и греховной привычки в самое ближайшее время и не перестанет позорить семейное имя в глазах соплеменников, то он, Шамиль, заколет себя прямо у него на глазах. Денгав неплохо знал нрав сына, сомнений в том, что опасность будет приведена в воплощение в жизнь, у него не было. Поэтому пить он кинул...

Главная стезя

И все же наряду со всем тем, что было свойственно характеру Шамиля, главной его чертой была охота знаний и влечение к духовному совершенству. Еще во время учебы в медресе, где Шамиль проворно постиг все науки, в единственный хороший день педагог позвал его отца к себе и велел ему захватить сына из школы, объяснив это тем, что обучаться тому больше нечему, потому что в настоящее время он сам может обучать...

С тех пор верными и, пожалуй, единственными спутниками жизни Шамиля стали книги. В них он черпал то, чего ему не хватало в действительности, в них он искал то совершенство, к которому стремилась его личность, хотя они нисколько не были для него способом забытья, ухода от реальности. Все узнанное Шамиль пытался взять в толк, принять и переосмыслить, примеряя полученные знания сообразно своим представлениям о том мире, тот, что он исподволь, ещё сам того до конца не осознавая, вознамерился изменить. Ведь без малого все, что окружало его, было сильно вдалеке от совершенства, конечно, в его понимании. И аккурат этими мерками он все последующие годы мерил все и свои мысли, и поступки, и мысли и поступки других. И беда тому, кто осмеливался стать у него на пути. Этого Шамиль не прощал никому...

За эти годы и Шамиль, и Магомед получили всестороннее образование, изучили арабский язык, в совершенстве знали Коран и шариат (церковный и правовой свод законов ислама). Своими учениками их называли лучшие умы того времени, а когда мудрецы сочли, что эти двое целиком дозрели до того, чтобы воспринять суфийский дорога к познанию истины (суфизм мистическое течение в исламе о слиянии с Богом сквозь интуитивное познание и аскетическую практику. Прим, ред.), их духовными наставниками стали самые почитаемые и уважаемые люди святой шейх Магомед Ярагинский и потомок Пророка Джамалуддин Казикумухский. Вот, истина, окружающий мир, по мнению, молодых суфиев, никак не становился ни гармоничнее, ни правильнее...

В преддверии

Однажды, возвратившись вслед за тем очередного паломничества в близкий аул, Шамиль встретил там взбудораженного Магомеда. Тот заявил ему, что, обойдя многие селения и увидев их бытие, не может больше оставаться покойным от мысли о том, что существование людская дошла до пределов неправедности, священные законы шариата забыты, мусульмане творят то, что неугодно Аллаху, в то самое время как иноверцы грозят поработить их родину. Шамиль отнесся ко всему услышанному с полным пониманием, и между ними было решено, что для того, чтобы определить в горах подобающий строй, нужно делать радикально, иными словами, любые убеждения, если таковые не будут приняты, должны подкрепляться кинжалом.

Деятельность двух шариатистов была бурной и всесторонней, хотя не разрешено произнести, что их пламенные речи кругом находили постижение, но друзья не собирались сдаваться они излишне ладно понимали, что достойное сопротивление могущественной Российской империи, одним духом превращавшейся в грозного врага, разрешается оказать только в том случае, если горцы будут сплочены одной идеей.

Эта миссия была крайне непростой, но к 1830 году большинство дагестанских образований сочли признание шариата единственно правильным в сложившихся условиях " законом жизни. В том же году на съезде представителей Дагестана Магомед, к чьему имени в настоящий момент прибавилось второе Гази, что означает воитель за веру, был избран первым имамом, верховным правителем Дагестана. Принимая на себя настолько почетное и обязывающее звание, Гази-Магомет, обращаясь к высокому собранию, патетично изрек: Душа горца соткана из веры и свободы. Такими уж создал нас Всевышний. Но нет веры под властью неверных. Вставайте же на священную войну, братья! Газават изменникам! Газават предателям! Газават всем, кто посягает на нашу свободу!

Хотя официально газават был объявлен только с момента провозглашения Гази-Магомеда имамом, формально он начат был горцами уже давнехонько. Чем больше крепло и ширилось движение шариатистов, тем больше беспокойства это вызывало у российских властей. Бесконечно вспыхивающие то тут, то там восстания горских племен сделали Кавказ всю дорогу кровоточащей раной. Гази-Магомед, побуждаемый все той же идеей освобождения своего народа от ига неверных, вечно был в первых рядах сражавшихся.

В 1832 году во время штурма русскими войсками его и Шамиля родного аула Гимры и единственный, и прочий, засев в построенной ими же немного лет вспять укрепленной башне, яростно отбивали атаки русских. Когда силы горцев были на исходе, Гази-Магомед, открыв ворота башни и улыбнувшись напоследок оставшимся в живых, устремился наружу и тут же рухнул, сраженный пулями неприятеля... Шамиль, снова же соответственно легенде, не желая сдаваться на милость победителя, выпрыгнул из высокого проема башни, да так неблизко, что оставил цепочка атакующих сзади себя. Но покинуть невредимым ему не удалось русские солдаты, вначале онемев от подобной дерзости, тут же набросились на него. Шамиль неотступно отбивался, хотя был уже неоднократно ранен. Говорят, что в тот день от неминуемой гибели ее спас Всевышний, потому что раны, полученные им в бою, были смертельными. Тогда ему, лежащему без чувств и истекающему кровью, явился все тот же белый орел, воспаривший над полуразрушенными Гимрами. Шамиль воспринял это как знак свыше он понял, что останется в живых, оттого что его миссия на земле ещё не закончена.

Раны же его на самом деле были ужасными. Их, после этого того как Шамилю, собравшему все оставшиеся силы и дошедшему до безопасного места, на протяжении нескольких месяцев лечил кунак его отца и, уместно сказать, его предстоящий тесть, именитый в тех местах лекарь Абдул-Азиз.

Гибель первого имама, тот, что ничем не опорочил своего имени и погиб несдавшимся с оружием в руках на поле боя, опечалила сердца горцев. И все же нужно было избрать нового верховного правителя. На тот миг главной кандидатурой на тот самый большой пост был Шамиль верный соратник Гази-Магомеда. Все, конечно, знали, что он тяжко болен. Но и сам Шамиль в тот миг чувствовал, что это не его время. Тогда он не был готов к настолько высокой ответственности и сделал все от него зависящее, чтобы оставить в тень, хотя бы на время...

Вторым имамом в том же 1832 году был избран Гамзат-бек, сынуля одного их беков Аварии и единственный из главных сподвижников первого имама. Его дело на посту верховного правителя Дагестана была недолгой. Вэтого сквозь 2 года потом своего избрания Гамзат-бек был предательски убит прямо в мечети, куда он направлялся для молитвы, аварскими ханами правителями последней, не желавшей повиноваться воле большинства области Кавказа, с которыми он повел борьбу в первую очередность.

Итак, основополагающий имам пал жертвой русских, второй своих же соплеменников. Это положение не могло не наводить Шамиля на размышления. Ему было ясно, что нет на его близкий земле ни достаточных сил, чтобы противостоять могущественному врагу, ни до того необходимого для этого противостояния единства...

Потеряв за до того недлинный срок двух имамов, население гор впал в оцепенение, граничившее с отчаянием. Главы горских общин понимали, что предположить повсеместного распространения подобных настроений запрещено не то время. Необходимо было в срочном порядке избрать преемника Гамзат-бека, и осенью 1834 года на собрании горских общин и всех почитаемых мужей и ученых, состоявшемся в ауле Ашильта, было решено передать политическая элита имама в руки Шамиля. Говорят, что и тогда он, понимая, сколь нелегкая ноша ляжет на его плечи, вначале отказался. Но позже того, как был укорен собравшимися в малодушии и нежелании спасти свой народонаселение, ответил согласием. Так настал его час...

Начало войны

В 1814 году, то есть когда Шамилю было 17, а Магомеду 19 лет, в Европе была отпразднована виктория над Наполеоном. Русский император Александр I получил вероятность направить свои взоры к Кавказу, обширнейшие области которого позже падения Персии, кроме остальных районов, где русское воздействие распространилось раньше, вошли в состав Российской империи. Таким образом, на практике весь Кавказ находился под властью неверных. До вторжения в Россию корсиканского чудовища император Александр ещё как-то пытался урегулировать взрывоопасную ситуацию на Кавказе политическими методами, но следом победного шествия по европейским городам военные показались ему куда как эффективнее. Поэтому занятие усмирения непокорных горцев было поручено герою Отечественной войны, генералу от инфантерии А. Ермолову. Генерал взялся за занятие преобразования этого дикого края с основательностью человека истинно военного. Ермолов славно знал историю завоеваний Кавказских гор и понимал, что покорить местный народонаселение не возбраняется только в том случае, если он будет разобщен и обескровлен. А оттого его политикой была мощь. Ермолов понимал, что в отдалении не все одобряют его методы, и более того император время от времени, хоть и не шибко совершенно, пытался его урезонить, но генерал был непреклонен: Хочу, чтобы имя мое стерегло страхом наши границы крепче цепей и укреплений, чтобы словечко мое было для азиатов законом вернее неизбежной смерти.

Спустя год Ермолов отдал русским войскам инструкция перейти реку Терек и оттеснить от него горцев. То было начало Кавказской войны.

1557 Военно-политический союз между Россией и старшим князем Кабарды, Темрюком

1561 Династический брак царя Ивана IV (Грозного) и дочери Темрюка Гуашане (в крещении Мария)

1577 Строительство крепости Терки (левый берег Терека), основание Терского казачьего войска

1594 Первые попытки России расширить близкое воздействие в Грузии военные действия в Прикаспии супротив крымского хана шамхалы Тарковского, закончившиеся поражением

1604 Новый поход воевод Бутурлина, Плещеева и терских казаков супротив шамхалы Тарковского, кроме того закончившийся неудачей и без малого 100-летним ослаблением влияния России на Кавказе

1722-1723 I Персидский поход Петра I. Присоединение Дербента, западного и южного побережья Каспия

1736 Оттеснение русских войск за Терек, сооружение форпоста России на Кавказе, крепости Кизляр

1774 По условиям Кучук-Кайнарджийского мира с Турцией к России отходят Кинбурн, Еникаде, Керчь, Кабарда и Северная Осетия

1778 Восстание кабардинцев и ногайцев супротив захвата их земель казаками

1783 Георгиевский контракт между Россией и царством Картли-Кахети (Восточная Грузия)

1796-1813 II Персидский поход русских войск в Дагестан и Азербайджан, присоединение Грузии и Азербайджана

1816 Назначение главнокомандующим на Кавказ генерала А. Ермолова

1817 Начало Кавказской войны

1817-1821 Закладка русского укрепления Преградный стан, основание крепостей Грозная, Внезапная, Бурная

1822-1826 Карательные операции русских войск супротив черкесов в Закубанье, подавление восстания Бей-Булата

1827 Назначение главнокомандующим на Кавказ генерала И. Паскевича

1830 Провозглашение Гази-Магомеда первым имамом Дагестана, призыв к газавату, священной войне супротив неверных

1831 Взятие отрядами Гази-Магомеда Тарки, Кизляра, Бурной, Внезапной и Дербента, а далее оттеснение их русскими войсками в Горный Дагестан

1832 Провозглашение Гамзат-Бека вторым имамом Дагестана

1834 Захват войсками Гамзат-Бека столицы Аварии Хунзах, истребление семьи аварских ханов, отказавшихся обозначиться супротив России, и последовавшее за этим душегубство Гамзат-Бека

1834 Провозглашение Шамиля третьим имамом Дагестана

1857 Назначение наместником Кавказа генерала Д. Барятинского

1859 Разгром войск Шамиля и его пленение на напасть Гуниб

1864 Окончание Кавказской войны, покорение Кавказа Россией

Реформатор

Реформатором Шамиль был отменным. Созданный им имамат стал невиданным раньше для здешних народов институтом власти, поддерживаемым и укрепляемым неуклонно и повсеместно. Казалось, он предусмотрел все. Было введено упорядоченное разделение территорий имамата на административные единицы, наибства, которые ещё в то же время являлись и военными округами. В обязанности наиба, наместника самого верховного правителя, входило совмещение нескольких должностей главу администрации области, судьи, священника и полководца. Централизованная административная политическая элита была сосредоточена в руках Верховного Совета (он же Совет Ученых), тот, что был органом, напоминавшим народное собрание, и действовал по принципу коллегиальности, хотя чем дальше, тем больше подпадал под непосредственное воздействие самого имама.

Этот Совет был средоточием высшей военной, административной и судебной власти, куда стекались все нити управления на местах и где решались самые насущные и важные вопросы, Казна имамата так-же стала примером неведомых доселе новаций кроме денежных поступлений в виде сурово определенной доли от традиционной добычи была введена организация налогообложения. Немало средств поступало в казну и за счет многочисленных штрафов, налагаемых в качестве платы за ломание правил законов шариата. Созданная Шамилем военная организация предусматривала присутствие регулярной армии и ополчения, действующих на основе рекрутского набора. Все имеющиеся крупные военные соединения входили в государственную систему, а до того любимые горцами спорадические набеги перестали носить стихийный нрав и кроме того подчинялись установленным правилам. В армии были введены военные чины, чего раньше также ни в жизнь не было. Связь с представителями имама на местах осуществлялась посредством Правительственной почты, соответственно правилам которой каждое селение обязано было по первому же требованию посланника имама предоставлять самых лучших лошадей, которые на протяжении пути менялись по мере необходимости. Такая для горцев диковинка, как перепись населения, кроме того производилась, ибо по иному нельзя было изведать число налогоплательщиков и военнообязанных в различных уголках имамата. В ряду всех прочих законов и уложений, призванных подсоблять соответственный строй на государственном уровне, на территории имамата был упразднен ритуал кровной мести. В этой вековой традиции ограждать честь имени с помощью бесконечной череды убийств, порой тянущейся из поколения в поколение, Шамилю виделась все то же анархическое, неуправляемое начало, которое противоречило его принципам управления. Заменив кровную месть уголовной ответственностью, подчиненной законам шариата, он всячески преследовал и жестоко карал непокорных наказанием за ломание правил этого закона была смертная казнь. И подобная мера воздействия применялась не только в этом случае. Смерть грозила всем предателям и смутьянам, которые осмеливались не подчиниться существующему порядку.

Одной из главных сил по его поддержанию в имамате являлась личная гвардия имама остов муртазеков, которые были набраны лично им из числа самых искусных и преданных воинов, коих было возле 1 000 джентльмен. Это была своеобразная тайная полиция, в обязанности которой входило не только обеспечение имама всей необходимой информацией о настроениях на местах, но и осуществление карательных мер по усмирению любых проявлений непокорности.

Эпоха немалый власти

Дело по объединению горцев, которое он добровольно взвалил на себя, было неимоверно сложным. Их разобщенность, манера к вольной, негусто чем регламентированной жизни, тяготение к независимости и в то же время подневольность от действий и условий, вечно выдвигаемых российскими властями, все это было препятствием на пути к тому видению порядка, которое сложилось в представлении самого Шамиля. Но он проводил свою политику железной рукой, будучи идеально уверенным в своей правоте. Одни страшились его, другие принимали как спасителя. Но как бы там ни было, уже в 1834-м под его властью находился на практике весь горный Дагестан, а в 1840-м он стал и имамом Чечни.

Созданный им имамат стал, в условиях неблизко не мирной жизни Кавказа в те времена, уникальным образованием, своего рода государством в государстве, править которым он предпочитал единолично, не считаясь с тем, какими средствами это управление поддерживалось.

Его планы были грандиозны самое малое того, что он хотел по возможности искоренить горскую вольницу и направить своих соплеменников на тракт истинно религиозной нравственности, он стремился сотворить империю, в которой все и вся должны быть подчинены одному закону подлинно религиозной нравственности. Именно в этом видел Шамиль близкое высшее предназначение. И как бы ни относились к его деятельности исследователи, надобно признать, что в деле намеченных им преобразований изготовить ему удалось беспрецедентно непочатый край. Он организовал такое среда, в котором все... разрозненные элементы были приведены к гармонии. Там, где раньше были племена, в настоящее время существует Государство; там, где раньше было уймище воинственных предводителей и наследственных вождей кланов, ныне единственный верховный правитель; обычаи и традиции сменила верх закона и порядка; храброе, но несогласованное сопротивление кланов превратилось в неплохо отлаженную систему обороны с единым руководящим центром... Эта организация вызвана к жизни чрезвычайными условиями постоянной войны, в которых личная независимость по справедливой необходимости приносится в жертву общему делу независимости так охарактеризовал увиденное им на Кавказе в эпоху третьего имама агент самого демократического из демократичных обществ гражданин сша Д.М. Макки. Представитель куда больше консервативной державы, британец X. Тиррел, побывав там же и грубо в то же время, вынес для себя следующее: Отвага воина, красноречие проповедника, мудрость законодателя и репутация пророка позволили ему организовать нечто словно бы варварской монархии... Различные племена и народы объединились под его властью в борьбе за религию и свободу. И как бы ни предвзят был воззрение иноземцев, как бы немного они ни знали об истинном положении вещей в созданном Шамилем имамате, в этих вдали не беглых впечатлениях сосредоточена сама сущность того, что происходило на Кавказе в середине XIX столетия.

В то время, когда происходили хоть и постепенные, но довольно оперативные внутренние преобразования, Шамиль предпочитал в отношениях с Россией придерживаться политики нейтралитета. Он понимал, что, покуда не будет довольно укреплена его политическая элита и созданная им государственная агрегатина не заработает в полную силу, входить в военные действия со настолько грозным противником равносильно самоубийству. А потому что он выжидал, хотя ожидание это никак воспрещено было наречь пассивным, потому как Шамиль собирал силы. И только в конце 1843 года он начал делать. Почти 25 лет длилась схватка имама за свободу своего народа, без малого 25 лет имя Шамиля было на устах всех и русских, и горцев, без малого 25 лет ему удавалось противиться всем попыткам подчинить Кавказ.

Заложники отца

Во время обороны первой укрепленной столицы Имамата Ахульго, длившейся немного месяцев, в жизни Шамиля произошло событие, ставшее для него во многом роковым. Бесконечные бои, в которых горцы проявили исключительное мужество, не раз отбрасывая войска противника от стен Ахульго, закончились полной блокадой крепости, И тем не менее защитники не сдавались. Силы русских также были на исходе, и тогда было принято заключение сходить на переговоры с Шамилем. Командующий отрядом русских генерал-лейтенант П. Граббе выдвинул защитникам строй ультимативных требований, главным из которых была выдача в заложники старшего сына Шамиля, 8-летнего Джамалуддина, а ещё сдача самого Шамиля. В случае согласия Граббе гарантировал бытие и неприкосновенность всем оставшимся в живых. Шамиль ответил отказом, позже чего Граббе, собрав последние силы, пошел на штурм. Тяжелейшие бои возобновились с новой силой. Шквальный жар косил как оборонявшихся, так и нападавших. Женщины Ахульго надевали мужскую одежду, чтобы сформировать ощущение того, что защитников ещё невпроворот, разрушенные за темное время суток укрепления ночью возводились заново. Гора, на которой стояла крепость, содрогалась от взрывов, а на ее склонах росли горы трупов. Но надежды у Шамиля уже не было. Говорят, что он, понимая всю безнадежность своего положения, за дни последнего штурма нередко выходил на открытую, простреливаемую местность, ища пули как избавления от позора. Прошло ещё немного дней, и вконец обессилевший Шамиль решился выдать сына в надежде на то, что кровопролитие будет прекращено. Во время процедуры передачи Джамалуддина речь сызнова зашла о том, что одного его мало и что Граббе требует немедленной сдачи самого Шамиля. Но тот вновь ответил отказом.

После ещё нескольких дней боев и окончательного падения Ахульго маленький отряд, ведомый Шамилем, под покровом ночи пробрался из крепости на территорию Чечни, в безопасное местоположение. Джамалуддин же остался у русских. Вскоре его, названного Граббе мальчиком бойким и свыше лет умным, увезли с Кавказа в Россию. Там он в соответствии воле императора в первую очередь был определен в 1-й Московский кадетский остов, а потом в Александровский кадетский остов для малолетних сирот, находившийся в Царском Седва, там, где был мусульманский священнослужитель.

15 лет провел Джамалуддин в России, и все эти годы Шамиль мучался разлукой с сыном. Да, с ним оставались обычный и меньший сыновья Гази-Магомед, названный Шамилем в честь своего друга, первого имама, и Магомед-Шапи, с ним оставались две его дочери, но то, что старшой был от него оторван, находясь в далекой, неведомой и пугающей России, было для Шамиля незаживающей раной. За это время он похоронил свою первую жену Патимат, родившую ему трех сыновей и двух дочерей, а ещё свою вторую жену, юную Ждаварат, сообща с маленьким Саидом, его четвертым сыном, убитыми в одной из стычек с русскими. Но депрессия по первенцу не оставляла его сердца.

Встреча отца с сыном произошла только в 1855 году, когда пора его правления уже клонилась к закату, и стала возможной благодаря весьма необычному случаю.

Единственный шанс

В 1854 году Шамиль предпринял очередной поход, на тот самый раз на грузинскую Кахетию. Высланный им авангардный отряд, оказавшись в родовом поместье князя Давида Чавчавадзе Цинандали, которое располагалось в 60 верстах от Тифлиса (сейчас Тбилиси), захватил в плен отдыхавших там жену князя 28-летнюю Анну Ильиничну Чавчавадзе с двумя маленькими детьми, ее сестру 26-летнюю княгиню Варвару Орбелиани с полугодовалым сыном и племянницу Варвары, 18-летнюю княжну Нину Баратову. Шамиль, поняв, что за пленницы перед ним, решил, что, взяв в заложники до того высокородных женщин, он сможет достигнуть возвращения из России своего сына. После того как княгиням были объявлены условия их выкупа (передача Джамалуддина и миллион рублей серебром) и они написали необходимые письма родным, Шамиль приказал принести их в свою резиденцию, которая следом разрушения Ахульго была обустроена им в Ведено. Там узницы провели 8 месяцев, общаясь с тремя его женами и редко с самим Шамилем. Ему тогда было 57 лет, но, по отзывам пленниц, он выглядел значительно моложе своих лет. Вот как описывала его ещё оказавшаяся в плену воспитательница княжен Чавчавадзе француженка мадам Дрансе. Он высокого роста, черты лица его спокойны, не лишены приятности и энергии. Шамиль похож на льва, находящегося в спокойном положении. Русая и длинная бородка его навалом придает величественности его осанке. Глаза его серы и продолговаты, но он держит их полуоткрытыми, на восточный манер. Губы у него алы, зубы крайне красивы, руки малы и белы, походочка тверда, но не медленна; в нем обнаруживает человека, облеченного высокой властью. Шамиль относился к своим пленницам с должным уважением и всячески старался скрасить их заточение, но в своем решении оставался тверд он хотел заполучить сына. Дело осложнялось тем, что та самая сумма в миллион серебром, объявленная Шамилем по требованию его наибов, была по тем временам огромной. Князь Чавчавадзе делал все возможное и невозможное, но составить смог только 40 тысяч.

Весть о пленении княжон и об условиях, выдвинутых Шамилем, достаточно резво долетела до Петербурга. Николай I, постоянно относившийся к Джамалуддину с особым участием, повелел начать его из расположения Уланского полка, с которым он, произведенный к тому времени в корнеты, находился в Польше. По дороге в Петербург Джамалуддин, или, как его называли в России Джемал-Эддин Шамиль, узнал обо всех подробностях произошедшего и на вопросительный мотив, хочет ли он возвратиться к отцу, подумав мало, ответил согласием. Во время высочайшей аудиенции, произошедшей в Петербурге, царь поблагодарил его за верную службу и просил передать отцу, что зла на того не держит...

Когда стало известно, что Джамалуддин уже в пути, Шамиль, внутренне сгорая от нетерпения, но внешне оставаясь хладнокровным, заявил наибам, что он соглашается на предложенные 40 тысяч, хотя и вызвал этим ропот посреди своих приближенных. Но тогда перечить ему они не осмелились... Княгиням было объявлено, что они свободны и им только сейчас и останется, что прийти вкупе с Шамилем и его свитой к месту обмена. Это долгожданное событие произошло 10 марта 1855 года...

Джамалуддин, которому в тот самый миг было 23 года, хоть и вел совершенно европейский образ жизни, ни в жизнь не забывал о том, чей он отпрыск. Он прибыл на родину в мундире поручика, но его меньший брат, Гази-Магомед, которого он увидел первым из родных, привез ему черкеску и оружие и попросил переодеться перед встречей с отцом. Когда Шамиль увидел представшего перед ним сына, он был потрясен, хотя внешне никак этого не проявил, только обняв его, крайне длительно не отпускал.

По дороге домой их приветствовала ликующая гурьба, поздравлявшая со счастливым окончанием до того долгой разлуки. Отец и отпрыск были счастливы, ещё не зная, что пройдет 3 года, и Джамалуддин, так и не найдя ни понимания посреди родного народа, обвинявшего его в том, что это аккурат он склонил отца на сговор с неверными, ни применения своим силам, хотя он крайне старался подсобить в деле установления мира, негромко угаснет от неизлечимой формы чахотки...

Закат правителя

Говорили, что политическая элита имама была уничтожена коварством и изменой наибов и его приближенных, русским войском и золотом. Коварство и измена давнехонько уже зрели в рядах как близкого, так и дальнего окружения Шамиля, постоянные боевые действия русских все больше обескровливали остававшиеся верными ему войска, но зачем золото?..

После кончины в феврале 1855 года императора Николая и вступления на престол его сына Александра II наместником Кавказа через 2 года был назначен дружбан юности нового царя, князь А. Барятинский. Он бывал на Кавказе, воевал тут и не единожды отличался в битвах с горцами и неплохо знал их нрав, обычаи и нравы. Предложенный им проект покорения Кавказа был рассчитан на быстроту и натиск, но кроме активных военных действий Барятинский с большим успехом применял и другую тактику. Тактику подкупа. Он понимал, что золото в здешних краях может произвести то, что не сделали и по этот день бессчетные русские войска, присылаемые на Кавказ беспрерывно. А ибо, как мы помним, коварство и измена уже делали родное занятие, то оставалось окончательно негусто. В результате настал час, когда рядом с Шамилем оставались только самые верные и преданные сподвижники, которых было излишне всего ничего для того, чтобы продолжать борьбу...

Теснимый все больше и больше, Шамиль отходил к горесть Гуниб, которая считалась ещё больше грозной и неприступной, чем Ахульго. Понимая родное положение, Шамиль незадолго до этого возложил своему младшему сыну Магомед-Шапи укрепить ее, и вот в настоящее время, в начале августа 1859 года, он вкупе с 400 защитников, которые составили это цифра сообща с жителями аула Гуниб, и ещё с четырьмя пушками готовился удерживать оборону. Он возлагал на эту гору большие надежды, считая, что брать ее будет непросто и что у них есть шанс продержаться на ней не единственный месяц. Когда к горесть было стянуто больше 10 батальонов, прибывший в подножию горы Барятинский предложил Шамилю уложить оружие и заключить мир. Тот ответил: Гуниб высокая гора, я стою на ней. Надо мною, ещё выше, Бог. Русские стоят внизу. Пусть штурмуют.

Барятинский прилагал все возможные усилия, всегда шел на переговоры, только бы избежать кровопролития, но Шамиль упорствовал. Одни предлагали ему сдаться, другие убеждали, что нужно колотиться, он выбрал второе. Ответив на очередное предложение князя лаконичным Сабля наточена и длань готова!, Шамиль тем самым дал знак к началу штурма. Начавшись 22 августа, он был завершен 24-го. Силы были излишне неравны. Поднявшись ввысь, Барятинский увидел страшные последствия штурма, но в самом ауле за возведенными стенами и завалами ещё оставались те немногие, которых возглавлял Шамиль. Барятинский знал, что нужно нимало кот наплакал для того, чтобы сравнять аул с землей, но он еще раз, в тот, что уже раз, отменил решающий штурм и послал Шамилю окончательный ультиматум о сдаче.

Было ясно, что если штурм состоится, погибнут все, в том числе дети и женщины, но Шамиль молчал. И тут он понял, что, как когда-то его сынуля Джамалуддин стал заложником имама, так сейчас и имам должен сделаться заложником своего народа. Шамиль вышел...

Лицо его было непроницаемым, он твердо держался за кинжал, тот, что, хотя вообще-то, никто не собирался у него забирать. Говорят, русские войска, завидев его, в первую очередь замерли в оцепенении, а вслед за тем окрестности огласились их громким Ура!.

Встреча Шамиля с князем Барятинским произошла у ставшего уже знаменитым камня, тот, что лежал в березовой роще недалеко от аула. Князь почтительно приветствовал его и, заверив, что все, кто остался с ним, могут не волноваться за свою бытие, добавил, что фатум самого Шамиля в настоящее время всецело в руках государя императора. Тот ответил, что уповает только на волю Всевышнего...

15 сентября того же 1859 года Шамиль встретился с императором Александром II в городке Чугуеве вблизи от Харькова. Обняв его и подарив золотую саблю, царь сказал: Я весьма рал что ты в конце концов в России. Жалею, что это не случилось раньше. Ты раскаиваться не будешь...

Так началась последняя страничка жизни неистового Шамиля... Во всех русских городах, к немалому удивлению имама, его встречали как самого дорогого и почетного гостя. В Туле ему показали оружейный предприятие, подарили роскошное личное оружие и немалый самовар с именной надписью. Москва сразила его своим размахом, величием и красотой. В Петербурге, где его встречали на вокзале с почетным караулом и оркестром, была произведена иллюминация, великолепие которой, по словам очевидцев, превосходило более того те, что бывали по случаю коронации императорских особ. Шамиль не переставал поражаться тому радушию, с которым его встречали практически кругом от светских салонов, где в его честь устраивали несметные приемы, до городских улиц, где Наполеона Кавказа встречали как истинного героя.

Проводы Шамиля из столицы вылились в громадную демонстрацию еле-еле ли не любви, со всех сторон раздавались приветственные крики и просьбы не отбывать, экипажи запрудили близлежащие улицы, да так густо, что поезд, на котором он должен был отбыть из Петербурга, пришлось задержать. Шамиль был от души тронут таким вниманием и просил передать жителям города следующие слова: Скажите им, что участливость их...доставляет мне такое блаженство, какого я не испытывал при получении сообщения о победе в Дарго в 45-м году и какого не доставляли мне успехи 43-го года в Дагестане.

Так же читайте биографии известных людей:
Имант Судмалис Imant Sudmalis

Имант Янович Судмалис партизан. С шестнадцати лет Имант вступил на путь революционной борьбы в Латвии. Десять лет он находился на подпольной..

Иммануил Валлерстайн Immanuel Wallerstein

Начав научную карьеру как социолог-африканист, Валлерстайн с 1960-х стал заниматься общей теорией социально-экономического развития.

Иммануил Великовский Immanuel Velikovsky

Еврейско-американский историк, утверждавший, что во II и I тысячелетиях до н.э. Земля пережила ряд катастроф, вызванных сближением с Венерой и Марсом.

Иммануил Кант Immanuil Kant

Иммануил Кант - выдающийся немецкий философ. Родился 22 апреля 1724 года.Иммануил Кант известен как один из ярчайших родоначальников немецкой..

Имам Шамиль - знаменитый вождь и объединитель горцев Дагестана и Чечни в их борьбе с Россией за независимость. Его пленение сыграло существенную роль в ходе этой борьбы. 7 сентября исполнилось 150 лет с того дня, как Шамиль был взят в плен.

Имам Шамиль родился в селении Гимры около 1797 года (по другим сведениям около 1799 года). Имя, данное ему при рождении, - Али - было изменено его родителями на «Шамиль» еще в детском возрасте . Одаренный блестящими природными способностями, Шамиль слушал лучших в Дагестане преподавателей грамматики, логики и риторики арабского языка и скоро стал считаться выдающимся ученым. Проповеди Кази-муллы (Гази-Мохаммеда), первого проповедника газавата, - священной войны против русских - увлекли Шамиля, который стал сначала его учеником, а потом другом и ярым сторонником. Последователи нового учения, искавшие спасения души и очищения от грехов путем священной войны за веру против русских, назывались мюридами.

Сопровождая своего учителя в его походах, Шамиль в 1832 году был осажден русскими войсками под началом барона Розена в родном ауле Гимры. Шамиль успел, хотя и сильно израненный, пробиться и спастись, Кази-мулла погиб. После смерти Кази-муллы его преемником и имамом стал Гамзат-бек. Шамиль был его главным помощником, собирая войска, добывая материальные средства и командуя экспедициями против русских и врагов имама.

В 1834 году, после убийства Гамзат-бека, Шамиль был провозглашен имамом и в течение 25 лет властвовал над горцами Дагестана и Чечни, успешно борясь против огромных сил России. Шамиль обладал военным талантом, большими организаторскими способностями, выдержкой, настойчивостью, умением выбирать время для удара и помощников для исполнения своих предначертаний. Отличаясь твердой и непреклонной волей, он умел воодушевлять горцев, умел возбуждать их к самопожертвованию и к повиновению его власти.

Созданный им имамат стал, в условиях далеко не мирной жизни Кавказа в те времена, уникальным образованием, своего рода государством в государстве , управлять которым он предпочитал единолично, не считаясь с тем, какими средствами это управление поддерживалось.

В 1840-х годах Шамиль одержал ряд крупных побед над русскими войсками. Однако в 1850‑х годах движение Шамиля пошло на спад . Накануне Крымской войны 1853 - 1856 годов Шамиль в расчете на помощь Великобритании и Турции активизировал свои действия, но потерпел неудачу.

Заключение Парижского мирного договора 1856 года позволило России сосредоточить против Шамиля значительные силы: Кавказский корпус был преобразован в армию (до 200 тысяч человек). Новые главнокомандующие - генерал Николай Муравьев (1854 - 1856) и генерал Александр Барятинский (1856 1860) продолжали сжимать кольцо блокады вокруг имамата. В апреле 1859 года пала резиденция Шамиля - аул Ведено. А к середине июня были подавлены последние очаги сопротивления на территории Чечни.

После того как Чечня была окончательно присоединена к России, война продолжалась еще почти пять лет. Шамиль с 400 мюридами бежал в дагестанский аул Гуниб.

25 августа 1859 года Шамиль вместе с 400 сподвижниками был осажден в Гунибе и 26 августа (по новому стилю - 7 сентября) сдался в плен на почетных для него условиях.

После приема в Петербурге императором ему была отведена для жительства Калуга.

В августе 1866 года в парадной зале Калужского губернского дворянского собрания Шамиль вместе с сыновьями Гази-Магомедом и Магомедом-Шапи принес присягу на верноподданство России . Спустя 3 года Высочайшим Указом Шамиль был возведен в потомственное дворянство.

В 1868 году зная, что Шамиль уже немолод и калужский климат не лучшим образом сказывается на его здоровье, император решил выбрать для него более подходящее место, каковым стал Киев.

В 1870 году Александр II разрешил ему выехать в Мекку , где он и скончался в марте (по другим сведениям в феврале) 1871 года. Похоронен в Медине (ныне Саудовская Аравия).



Статьи по теме: