Зимующие птицы окружающий мир подготовительная группа. Все снег да снег. Динамическая пауза Игра «Отгадай и присядь»

Цель: всестороннее гармоничное развития личности, развитие речевых и психических качеств в соответствии с возрастом детей, подготовка к обучению в школе.

Область «Познание»

1. Расширение и систематизация представлений о зимующих птицах;
Закрепление умения различать по внешнему виду и называть их.
2. Совершенствование умения ориентироваться в пространстве (понимать термины «слева», «справа», «снизу», «сверху», предлоги «после», «перед», «над», «под», «между», «от»).
3. Развивать умение сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия.

Область «Коммуникация»

1. Совершенствование речи детей как средства общения
2. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Зимующие птицы».
3. Продолжать совершенствовать умение составлять описательный рассказ на заданную тему.
4. Обучение составлению предложений со значением противопоставления (а).
5. Использование в речи имен существительных во множественном числе.
6. Практическое употребление притяжательных прилагательных, согласование их в роде и числах.

Область «Здоровье»

1. Развитие общей моторики. Развитие интереса к подвижным играм и потребностей в двигательной активности.
2. Развитие мелкой моторики рук.
3. Развитие зрительного восприятия.

Образовательная область «Труд»

1. Расширение представления детей о труде взрослых.
2. Обобщение представления детей о профессии орнитолог.

Область «Социализация»

1. Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры.
2. Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу в дидактической игре.

Область «Художественное творчество»

Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании, для создания выразительного образа (цветные карандаши, восковые мелки, пастель).

Область «Музыка»

Продолжать развивать навыки восприятия звуков, обогащать впечатления детей.

Оборудование и материалы:

Предметные картинки с изображением зимующих птиц.
Эмблемы (для подвижной игры).
Схема с изображениями и названиями птиц.
Запись «Птичьи голоса».
Контурное изображение зимующих птиц.
Ватман. («Паспорт» зимующих птиц).
Цветные карандаши, восковые мелки.
Д/ игра «Перышки».
Изображение зимующих птиц в формате «Презентации».
Ноутбук.

Предварительная работа:

1. Рассматривание с детьми на иллюстрациях, вспомнить их названия, характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина), о бережном отношении к птицам зимой.
2. Беседы с детьми в процессе наблюдения и кормления птиц на прогулке.
3. Чтение энциклопедической и художественной литературы.
4. Заучивание стихов о птицах.
5. Знакомство с профессией – орнитолог.
6. Детская мастерская: рисование и лепка зимующих птиц.

Формы организации совместной деятельности

1. Наблюдение.
2. Беседа.
3. Чтение художественной и энциклопедической литературы.
4. Игровой метод.
5. Рисование.

Проведение НОД:

1. Организационный момент.

Дети входят в зал. Звучит музыка (трель разных птиц).

Ребята, давайте представим, что мы сегодня пришли с вами в парк, вокруг деревья и слышны голоса?

Хотите послушать их пение?

Вы знаете уже, что есть люди, которые изучают птиц. Кто помнит, как называется эта профессия? Хотите поиграть в ученых-орнитологов? Мы с вами в парке, здесь много птиц. Слышите их голоса?

1. «Найди птицу»

Ученые- орнитологи могут по описанию внешнего вида, повадкам угадать, какая это птица. А вы можете?

2. Игра «Отгадайте загадки». Отгадывание загадок.

Присаживаетесь на «Лавку». Я вам загадаю загадки, и если вы угадаете, появятся отгадки.

Дети отгадывают загадки, после появляется ноутбук с картинками зимующих птиц (которые дети отгадали).

Он по-рабочему одет-
Удобно, просто, ловко,
На нем красный берет
И пестрая спецовка
(Дятел)

Грудка ярче, чем заря,
У кого? (У снегиря)

Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится-
Собирает крошки,
А потом на ветку- прыг
И чирикает: «Чик-чирик»
(Воробей)

Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прыгает она у дома,
А зовут ее? (ворона)

А теперь послушайте другую загадку.

Эта птица зимующая. У нее голова, крылья черного цвета. Хвост тоже черный, но с очень красивым зеленоватым отливом, длинный и прямой как стрела. А по бокам перышки совсем белые. Поэтому эту птицу назвали белобокой. (сорока)

Мы с вами говорили о птицах, кормили их, рисовали и лепили, вы многое о них узнали. И можете сами загадать загадки. Хотите попробовать?

Дети составляют рассказ-описание других птиц (сова, голубь, синица).

2. Появляется изображение птиц клеста и снегиря.

Посмотрите на этих птиц. Это снегирь. Снегирь — птица, которая прилетает к нам из северного леса. Прилетает к нам с появлением первых заморозков. А весной снова улетает в свои северные леса. Грудка у нее красная, хвост, концы крыльев и голова темно – синие, на крыльях по белой полоске. Снегирь питается семенами растений, ягодами рябины.

А эта птица клест. У Клеста все туловище красного цвета. Только крылья черно-белого цвета. Эта птица питается семенами еловых и сосновых шишек, поэтому у него такой формы клюв: верхняя часть изогнут вверх, а нижняя часть – вниз. Клест выводит птиц зимой. Чтобы прокормить своих птенцов семенами шишек.

3. Игра « Найди отличия».

Я могу вам предложить поиграть в интересную игру. Посмотрите, еще раз на этих птиц. Орнитологи в своей работе часто сравнивают птиц. А вы можете найти отличия. Давайте поиграем?

У снегиря только грудка красная, а у клеста — все туловище.

Крылья у снегиря темно – синего цвета, а у клеста – черно – белые.

Снегирь питается ягодами рябины, а клест – семенами еловых и сосновых шишек.

Снегирь выводит своих птенцов весной, а клест – зимой.

5. Игра «Кто внимательный». Схема с изображением зимующих птиц.

Посмотрите внимательно на схему.

Я задумываю птиц, которые стоит после… (снегиря)

Это кто? Перед…? Справа от…? Слева от…? Сверху над…? Снизу под…? Между… А теперь вы.

Мы с вами хорошо поработали, а теперь можно отдохнуть и поиграть в парке.

6. Подвижная игра «Найди пару».

Каждому ребенку клеится на одежду картинка с изображением птицы. Звучит музыка «Пение птиц». Дети «летают» по «парку», когда музыка заканчивается, каждый ищет себе пару.(игра повторяется 2 раза).

Я знаю такую игру, называется «Найди пару». Хотите, научу? Каждый из вас превратится в птицу и найдет пару.

7. Игра « Один-много» — см. предыдущее задание. Дети встают парами (В игре «Найди пару») логопед спрашивает:

Вы какие птицы? (снегири).

Один – снегирь, а много — …

Сначала образуем множественное число птиц изображенных на эмблемах, а затем остальных.

8. Д/и «Чьи перышки».

Посмотрите ребята, что я нашла.

Как вы думаете, что это? (перья птиц)

Птицы так спешили к нам, что обронили свои перышки. Давайте соберем их и посмотрим, чьи перышки у нас. Орнитологи могут определить, какой птице принадлежит перо, давайте, и мы с вами попробуем.

Дети находят перышки и становятся с ними под нужную птицу.

Это перо чье? (воробьиное, воронье, голубиное и т.д.)

Орнитологи в своей работе делают зарисовки птиц, или их фотографируют. Мы сегодня с вами раскрасим зимующих птиц, обратите внимание на цвет оперенья. Выбирайте, какую зимующую птицу будете раскрашивать. (Дети садятся за подготовленный стол).

9. Развитие мелкой моторики «Раскрашивание птиц». Во время раскрашивания звучит музыка «Голоса птиц» (клест, воробей, снегирь, ворона). В конце дети называют, какую птицу раскрасили.

10. «Паспорт зимующих птиц».

Когда орнитологи заканчивают работу по изучению данных птиц, они пишут статью, работу или книгу, а мы сегодня закончим с вами заполнение паспорта зимующих птиц.

На лист ватмана крепим птиц, раскрашенных детьми, недостающих птиц. Ватман заранее подписан «зимующие птицы» и изображена схема составления описательного рассказа. (Название, части тела, цвет, где живут чем питаются).

Посмотрите, какой паспорт зимующих птиц у нас получился. Что по нему мы можем узнать?

Какие птицы.
Как называются.
Части тела.
Составить рассказ…

Мы с вами в группе подпишем названия птиц.

Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Зимующие птицы» возраст: 6-7лет

Цель: продолжать формировать основы экологической культуры.
Программное содержание:
расширять представления о зимующих птицах
закреплять знания детей о жизни птиц и о пользе, которую они приносят природе и человеку
активизировать словарь детей
воспитывать доброжелательное отношение к птицам, вызвать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.
Ход занятия.
1. Вступительная часть.
Беседа:
-Ребята, когда я к вам шла на занятие, ко мне подлетела сорока и
затрещала: «Была сегодня в лесу, ничего не пойму, птиц совсем не видно. Неужели пришла в лес беда?
-А ведь мы - то с вами знаем, почему в лесу сейчас нет птиц. Правда?
-Хотите помочь сороке?
-Вы знаете уже, что есть люди, которые изучают птиц. Кто помнит, как называется эта профессия?
Орнитолог - это биолог, изучающий птиц. Он наблюдает за их поведением в лесу, городе и в зоопарке.
Хотите поиграть в ученых-орнитологов?
Сегодня, я старший орнитолог, а Вы научные сотрудники.
Ребята, кто мы сегодня с вами будем? – орнитологи.
- Катя, кто мы сегодня?
- Дима, кто мы сегодня?
-Тогда давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться и понять, что же происходит в лесу.
-Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!
(Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке).
-Вот мы с вами и в лесу.
–Как красиво! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев?
(Звучит запись «Голоса птиц».)
- Ребята, да это птицы. Но где - же они?
- А вот и необычное дерево. (Дети подходят к дереву, на котором
«сидят» птицы).
-Посмотрите, какая бойкая стайка поселилась на дереве.
-Посмотрите и скажите, кого вы здесь видите? (Птиц).
-По каким признакам вы это определили? (Клюв, перья)
-Птички в этой стайке разные.
-Давайте познакомимся с ними поближе.
-Перечислите этих птиц. (Снегирь, сорока, ворона, синица, воробей…).
-Как вы догадались, что это снегирь? (Красная грудка).
-Как определили, что это сорока? (Длинный хвост, белые бока).
-Как определили, что это ворона? (Черная, большая).
-Как определили, что это синица? (Желтая грудка).
-Молодцы, ребята.
-Все эти птицы собрались вместе ещё осенью.
-Почему?
-Стайкой им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие.
- Как назовем их, одним словом?
-Зимующие.
-Почему их так назвали?
-Потому что остаются зимовать.
- А как вы думаете, зимующим птицам холодно зимой, ведь известно, что у птах нет ни халатов ватных, ни байковых рубах?
-Да.
-Как же птицы согреваются в морозы?
- Во время морозов птицы нахохливаются, чтобы согреться. Тепло сохраняют как сами перья, так и воздушная прослойка между ними. Когда холодно птицы поднимают перья и толщина “воздушной шубы” увеличивается.
И тогда за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы.
-Так, почему же все- таки многие птицы улетают в теплые края?
- Как вы думаете, а для зимующих птиц что страшнее: холод или голод?
-Почему?
-Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.
-Ребята, а легко ли птицам зимой искать себе корм?
- Да, правильно, птицам зимой тяжело найти себе корм. И поэтому они прилетают ближе к людям за помощью.
-Мы с вами тоже старались помочь птицам пережить трудную зиму.
-Давайте вспомним, как мы помогали зимующим птицам выжить в зимние холода.
-Мы сделали для птиц кормушки и каждый день их кормили.
Я вам хочу напомнить, что еда с нашего стола для птиц не годиться.
У каждой птицы свой любимый корм.
Давайте теперь поиграем и узнаем, запомнили ли вы кто из птиц, чем питается.
Чем питается?......
-Воробей - питается семенами, зернами, ягодами, хлебные крошки, любой крупой.
-Синица питается семенами растений, любит подсолнечные семечки и сало (несоленое).
-Ворона – вороны всеядные птицы. Это городской санитар, ест любые зерна, семена, хлеб и остатки с человеческого стола.
- Снегири любят семечки арбуза, тыквы, семена хвойных деревьев и трав, молодые почки, ягоды, особенно рябину.
-Голубь – любит семена растений, зерно, крупу и хлеб.
-Когда мы кормили птиц, мы соблюдали некоторые правила. Давайте их повторим.
Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки
Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени
Кормить птиц надо регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы пища нужна птицам каждый день, чтобы они выжили
-Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
2. Основная часть.
-Сейчас ребята, мы посмотрим, какие вы умные и внимательные.
-Загадки вы любите отгадывать?
Игра «Отгадайте загадки»
Отгадывание загадок.
- Присаживаетесь удобнее, я вам загадаю загадки, а отгадки вы найдете на столе.
И зимой найдет приют
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут!
(снегирь).
2. Окраской – серовата, повадкой – вороватая,
Каркунья хрипловатая.
(ворона).
3. В теплый край не улетают,
На морозе распевают.
Эти птички-невелички
Называются
(синички).
Синица съедает корма в день столько, сколько (весит сама)..
4. Все время стучит
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
5. Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
В тёплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик!
Не робей! Я бывалый… (воробей)
Если воробьи нахохлились, притихли - будет снег.
6. Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая
(Сорока.)
Всех этих птиц мы видели у себя на кормушках или просто недалеко на площадке. Не правда ли?
А эта птичка к нам тоже не прилетала, но мы о ней тоже много знаем.
7. Вот птичка, так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Ни лебедь, ни утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка
Выводит птенцов
Только лютой зимой (Клест.)
Клёст выводит своих птенцов - в январские морозы.
А вот эта птица тоже не прилетела к нам, потому что она остается в лесу.
Всю ночь летает-
Мышей добывает.
А станет светло-
Спать летит в дупло
Это хищная птица, которая питается маленькими птичками и мышками. И оперение у нее теплое и большое, поэтому ей в лесу не холодно и не голодно.
Давайте вы все будете маленькими птичками кто-то один - совой.
Физкультминутка
Подвижная игра
«Сова» .
С одной стороны площадки место для «маленьких птичек". В стороне начертан круг - "гнездо совы". Выделенный ребенок - "сова" встает в гнездо. Остальные дети - " маленькие птички " встают за линией. Середина площадки свободна. На слово воспитателя: "день" «маленькие птички» летают (дети бегают по площадке). На слово воспитателя: "ночь" быстро останавливаются на своих местах и не шевелятся. Сова в это время тихо вылетает на площадку на охоту и забирает тех детей, которые пошевелились (отводит их в гнездо). На слово воспитателя: "день" сова возвращается в свое гнездо, " маленькие птички " начинают летать. Игра заканчивается, когда у совы будет 2 – 3добычи. Воспитатель отмечает детей, которые ни разу не были забраны совой в гнездо.
-Ребята, наверняка вы все задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях?
-Ну, конечно, не всё.
Игра «Верю – не верю».
Если утверждение правильно, то вы отвечаете:
«Верю» , а если утверждение неправильно, то отвечаете: «Не верю».
-У птиц тело покрыто шерстью.
-Тело покрыто перьями.
- Есть клюв.
-Птицы летают.
- Клесты выводят птенцов зимой.
- У синицы жёлтое брюшко.
- У воробья большой сильный клюв.
- У сороки короткий хвост.
- Для птиц самое страшное зимой – это голод.
- Клесты любят семена шишек.
-Синицы любят сало.
-Ворона-это маленькая птица.
Продолжаем играть. Игра «Четвертый лишний».
А теперь, чтобы узнать, насколько хорошо вы знаете птиц, поиграем в игру «Четвертый лишний». Внимательно посмотрите на картинки, и скажите, какая птица здесь лишняя?
(Дети объясняют свой выбор).
Игра ‘’Поломанные слова’’
(нужно исправить поломанные слова и узнать название зимующей птицы).
ВА-СО, РО-СО-КА, ЦА-СИ-НИ, ТЕЛ-ДЯ, НА-РО-ВО, ГИРЬ –СНЕ.
Составление рассказа «Зимующие птицы»
-Что - то наши птички загрустили на дереве.
- Когда орнитологи ведут работу по изучению данных птиц, они пишут статью, работу или книгу. Давайте и мы сегодня вспомним все, что мы узнали о зимующих птицах. А потом запишем свои рассказы и тоже продолжим свою книгу.
Давайте, вспомним, что есть у птицы? (Голова, клюв, туловище, лапы, крылья). Что есть только у птиц? (Крылья.) Что умеют делать только птицы? (Летать.)
-Ребята, кто расскажет о синице…… (сове, воробье, снегире).
-А еще орнитологи в своей работе делают зарисовки птиц, или их фотографируют.
-Мы сегодня с вами раскрасим зимующих птиц и тоже поместим их в свою книгу.
-Но сначала пусть наши пальчики отдохнут.
Пальчиковая гимнастика.
Птичка прилетела,
Головкой повертела.
Поклевала крошки
Из моей ладошки.
Пёрышки встряхнула,
Быстро упорхнула. Машем кистями рук.
Пальцы собраны в щепоть. Выполняем повороты кистями рук.
На одной руке пальцы собраны в щепоть, на другой – ладонь раскрыта. Изображаем, как птичка клюёт зёрна.
Поочерёдно большой палец соединяется с остальными, начиная с указательного.
Машем кистями рук.
Теперь ваши пальчики готовы и можно приступать к работе
Выбирайте, какую зимующую птицу будете раскрашивать.
(Дети садятся за подготовленный стол).
Обратите внимание на цвет оперенья.
Развитие мелкой моторики «Раскрашивание птиц».
Во время раскрашивания звучит музыка «Голоса птиц» (клест, воробей, снегирь, ворона).
Мы с вами подпишем названия птиц. - Этот книгу мы поместим в группе. Звучит музыка «пение птиц».
Итог.
-О каких птицах мы говорили?
-Почему им надо помогать?
Чтение детьми стихотворения А.Яшина. «Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима…
Молодцы, а пока мы изучали и помогали зимующим птицам, наступила весна и в наши родные края скоро возвратятся пернатые друзья.
-Что начинают делать птицы весной?
-Птицы начинают вить гнезда
- А что же делают люди, ожидая птиц весной?
-Люди делают скворечники и развешивают их на деревьях. Прилетят наши пернатые друзья-скворцы и поселятся в скворечниках.
Молодцы! Я уверена, что вы станете надёжными друзьями для всех птиц и всегда будете готовы помочь птицам.
Большое вам спасибо! Желаю всем добра!


Цель: Закрепление знания о зимующих птицах в наших краях.

Обучающие и развивающие задачи:

Область «Познание»
1. Закрепить и расширить знания о зимующих птицах;
Закрепление умения различать по внешнему виду и называть их.

Область «Коммуникация»
1. Совершенствование речи детей как средства общения.
2. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Зимующие птицы».
3. Обучать умению отгадывать загадки, развивать образное мышление.

Область «Здоровье»
1. Развитие общей моторики. Развитие интереса к подвижным играм и потребностей в двигательной активности.
2.Развитие мелкой моторики рук.
3. Развитие зрительного восприятия.

Область «Социализация»
Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу в дидактической игре.

Воспитательные задачи:
Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам, желание помогать им в зимних условиях.

Оборудование и материалы:
Предметные картинки с изображением зимующих птиц.
Изображение зимующих птиц в формате «Презентации».
Мультимедийный экран и проектор.
Кормушка.
Текст рассказа, загадки.
Мисочки с различными видами корма для птиц /семечки, крупа, хлебные крошки, кусочки сала/.
Картинки- пазлы разных птиц.

Предварительная работа:
1. Рассматривание с детьми на иллюстрациях, вспомнить их названия, характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина), о бережном отношении к птицам зимой.
2. Беседы
3. Чтение энциклопедической и художественной литературы.
4. Детская мастерская: рисование и лепка зимующих птиц.

Формы организации совместной деятельности
1. Наблюдение.
2. Беседа.
3. Чтение художественной и энциклопедической литературы.
4. Игровой метод.
5. Рисование.

Планируемый результат: активное участие детей, умение формулирования ответов на вопросы воспитателя, владение диалогической речью, доброжелательное проявление в процессе коллективной деятельности.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент.
Встали. Друг к другу
лицом повернулись.
Руку пожали и улыбнулись.
Давайте друзей своих обнимать!
Ну что – же готовы ли вы поиграть?
Дети: Да, готовы.
Воспитатель: Молодцы, ребята, мы все подарили друг другу частичку добра.
(слайд №2)
В.: К нам сегодня пришла интересная посылка. Угадайте, кто нам её прислал?
Живет она в мультфильме…
сиреневого цвета,
готовить очень любит,
хозяйки лучше нет.
На лыжах любит бегать,
Друзьям дает советы
И, как они, вся круглая…
узнали? Жду ответы!
Дети отгадывают /Совунья/(слайд №3)

В.: Молодцы, вы правильно угадали. Давайте посмотрим, что же нам приготовила Совунья. Тут, оказывается, и письмо есть.
Письмо Совуньи.
Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы очень любите птиц и очень много знаете о них. Я для вас приготовила интересные загадки, скороговорки, рассказ и игры. Вы хотите с ними познакомиться? Если вам все понравится, то я тоже за вас порадуюсь. С уважением. Совунья.
В: Ребята, а в посылке ещё что-то есть!
(Достать из посылки конверт с загадками)
В: Здесь находятся интересные загадки про птиц. Давайте их отгадаем.
В: Слушайте внимательно:
1. Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом,
Если крыльями взмахнем, будем в небе голубом,
Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.
Нас зимою покормите. Дети, кто мы? Назовите. /Птицы/(слайд№4)
2. Я весь день ловлю жучков, уплетаю червячков,
В теплый край не улетаю, здесь под крышей обитаю.
Чик – чирик! и не робей! Я бывалый…. /воробей/ (слайд№5)
3. Трещала с самого утра: «По-р-ра! По-р-ра!» А что пора?
Такая с ней морока. Когда трещит….. /Сорока/ (слайд №6)
4. Вокруг ствола большой сосны шишки на снегу видны.
Здесь на кузнице затратил много сил проворный …. /Дятел/ (слайд№7)
5. Как лиса среди зверей, эта птица всех хитрей.
Прыгает она у дома, а зовут её…. /Ворона/ (слайд№8)
В: Молодцы! Хорошо справились с ними.
В: А кто мне скажет, на какие две группы делятся живущие у нас птицы? /зимующие и перелетные/. Сейчас я вам покажу их, а вы скажите как они называются.
Показ слайдов снегирь (слайд №9)
Клест (слайд №10)
Свиристель (слайд №11)
Синица (слайд №12)
В.: Вы отлично справились.
В: Ребята давайте вспомним стихи о птицах. Кто хочет и может их рассказать.
/Дети читают стихи/
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
С. Есенин

Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе -
Горе ей, настоящее горе!
Ведь ни зернышка нет у вороны
И от холода нет обороны.
Н. Рубцов

Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
А. Барто

Выбегай поскорей,
Посмотри на снегирей!
Прилетели, прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный Нос
Им рябинки принес.
А. Прокофьев

В.: Вы хорошо читали стихи. Пора немного и поиграть.
/физкультминутка/
Вот на ветках, посмотри /4 хлопка по бокам и коленям/
В красных майках снегири /4 наклона головы в стороны/
Распушили перышки, /махи кистями рук/
Греются на солнышке, /хлопки по бокам/
Головой вертят, /повороты головы/
Улететь хотят. Кыш! Кыш! /дети разбегаются по группе/

В: Ой ребята, а в посылке есть еще один конверт. Давайте посмотрим, что в нем. Здесь интересная история, которая произошла с Машей и Витей. Вы хотите послушать? (да)

Зимой Маша и Витя гуляли в парке. На снегу ребята увидели замерзающего воробышка. Маша взяла в руки пташку и стала согревать его своим дыханием. Ребята решили спасти воробья. Они посадили птичку в рукавичку и поспешили домой. Дома воробей согрелся, стал клевать семечки. Вечером Витя смастерил кормушку. На следующий день ребята выпустили воробья на волю, а кормушку птицам повесили в парке на березу. Каждый день дети приносили в кормушку хлебные крошки, семена. Так ребята помогали птицам пережить лютую зиму.
– Вам понравился рассказ? (да)
– Как звали девочку и мальчика? (Маша и Витя)
-Кого они нашли? (воробья)
– как они помогли воробью? (положили в рукавичку и отнесли домой)
– Что сделал Витя?(кормушку)
-А зачем птицам кормушка? (чтобы есть птичкам)
– А скажите, что птицам на самом деле страшнее всего голод или холод? (голод)
-Конечно, ребята, страшен голод, ведь птиц согревают перышки, а под снегом птицам трудно отыскать корм.
– А как вы думаете, ребята совершили хороший поступок? (да)

В.: Ребята, Совунья спрашивает, знаете ли вы, что такое скороговорки. А умеете ли вы их проговаривать?

Проворонила ворона воронёнка.

Галка села на палку, палка ударила галку.

Сорок сорок в короткий срок съели сырок.

В.: Ребята, оказывается мы с вами очень много знаем о птицах: читали книжки, рисовали их, наблюдали за ними на прогулках, заучивали стихи.
А теперь я предлагаю вам сыграть в игру «Четвертый лишний». Я буду называть группу птиц, а вы угадайте, какая лишняя.
Слушайте внимательно:
Воробей, синица, ласточка, голубь; (слайд № 16, 17)
Снегирь, гусь, сорока, ворона; (слайд № 18, 19)
Клест, жаворонок, снегирь, воробей; (слайд №20,21)

В: Дети сегодня мы много говорили о птицах. А кто мне может сказать чем они отличаются от животных.(слайд № 22)

В: Кто еще хочет заглянуть в посылку. Здесь игра «Собери целое из отдельных частей». Совунья предлагает собрать птицу из частей.
На столе разрезные картины птиц. Ребята должны их собрать.

В: Вы отлично справились. Посмотрите как рада за вас наша гостья – Совунья.
(слайд № 23)

В: Ребята, а в посылке есть ещё что-то.
/достает мисочки с кормом для птиц/

В: Что это? Для чего может пригодиться? Каким птицам может понравиться этот корм? Как мы можем использовать этот подарок Совуньи? (Слайд №24)
/ дети отвечают, рассматривают, сравнивают/

В: Вы правильно сказали, что мы можем угостить птиц.
Ребята, посмотрите, что это такое? А кто ее сделал? Вот в нее мы и насыпим корм и угостим птиц на нашем участке.

В: А вам понравилась посылка Совуньи?
Давайте вспомним названия зимующих птиц.
И чем люди могут им помочь в холода.

В: А теперь дети
Встали. Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись.
Руку правую подали, руку левую пожали
И сказали на конец
Вы друг другу «Молодец».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – центр развития ребенка – детский сад №11

Конспект

открытого занятия по развитию речи

по теме:

« Зимующие птицы »

в подготовительной группе

Воспитатель: Островская Е. А.

г. Одинцово 2011

О бразовательные цели. Закрепление знания признаков зимы, представлений о зимующих птицах, обобщающего понятия “зимующие птицы”. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (практическое употребление предлогов, согласование числительного с сущ., связной речи.

Р азвивающие цели. Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, мышления, артикуляционной, мелкой и общей моторики, творческого воображения, подражательности.

В оспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: предметные картинки зимующих птиц, разрезные картинки к игре “Собери картинку” (зимующие птицы), карточки для игры “Считай и называй”,

Ход занятия

1.Организационный момент. Игровое упражнение с мячом “Назови признаки зимы”.

Ребята, когда я к вам шла на занятие ко мне подлетела сорока и передала

конверт и сказала, чтобы мы с вами помогли ей понять, что происходит в

лесу, животных совсем не видно, нет ласточек, скворцов. Неужели пришла в

лес беда?

Поможем ребята сороке понять в чем же дело.

Послушайте стихотворение.

Стихотворение:

Все снег да снег,

Все снег да сугробы

Весь лес и все поле в снегу….

Сквозь снег проступает лесная дорога,

Вот и лисьи следы на снегу.

О чем это стихотворение? Посмотрите в окно и скажите какое сейчас время года? (зима)

Что вы представляете, услышав это слово? (снег, лед, лес, горка, санки, холод, вьюга)

Чтение стихотворения, еще раз.

Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении? (звук с) Произнесите его протяжно: С-с-с-с-с

-Придумайте слова связанные с зимой, где слышался бы звук « С» (снег, сугроб, снежинка, снеговик, Снегурочка, смех, сказка, салазки, санки, снегокат , сосулька, снежок….)

Какая зима?(холодная, морозная, снежная, ветреная, вьюжная,)

Сейчас вы по очереди будите называть признаки зимы и передавать мяч

*3има какая, если снег – снежная

*если мороз – морозная

*если ветер – ветреная

*если вьюга- вьюжная

(Вьюга -несильный ветер со снегом, метель- сильный снег с ветром, пурга-

очень сильный ветер и снег, снегопа д- идет много снега.)

2. Введение в тему. [Развитие речевого слуха, мышления, связной речи.]

Ой, ребята посмотрите, в лесу столько жителей, давайте посмотрим

внимательно и скажем, кто это в нашем лесу гостит?

Посмотрите и скажите, кого вы здесь видите? (Птиц).

По каким признакам вы это определили? (Клюв, перья).

Перечислите этих птиц. (Снегирь, сорока, ворона, синица, воробей…).

Как вы догадались, что это снегирь? (Красная грудка).

Как определили, что это сорока? (Длинный хвост, белые бока).

Как определили, что это ворона? (Черная, большая).

Как определили, что это синица? (Желтая грудка).

Какие это птицы. (Зимующие).

Почему мы их так называем?

Молодцы, а теперь давайте поиграем в игру «Угадай-ка»

3. «Угадай-ка» 1) Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой, Всё равно ты будешь мой . (д ятел)

2) Красногрудый, чернокрылый Л юбит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине Он появится опять.

(снегирь)

3) Она маленькая птичка, И зовут ее……..

(синичка)

4) Эта птица- непоседа О дного с березой цвета Кто это?

(сорока)

5) Носит серенький жилет, Но у крылье в- черный цвет. Видишь- кружат двадцать пар И кричат: кар-кар

(ворона)

Рассмотреть с детьми на картинках зимующих птиц (ворона, воробей, синица, сова, голубь, сорока, снегирь, клёст и т.д.); вспомнить их характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка, величина); где они живут, чем питаются.

4. Игра с мячом “Оди н- много”. (Совершенствование грамматического строя речи приглашают детей на ковер).

Давайте поиграем в игру с мячом “Один- много”. Я буду бросать “звучащий” мячик каждому из вас и называть одну птицу. Вы будите ловить мяч, называть много птиц и возвращать мяч мне.

- снегирь-снегирей

- голубь – голубей

- синица-синиц орока-сорок -ворона- ворон

5. Дидактическая игра “Чего не хватает?”

6. Упражнение “Считай и называй”. (Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительного с сущ.), навыка счета в пределах 5-ти.)

Я внимательно следила за птицами и сфотографировала их. Помогите мне посчитать сфотографированных птиц.

Каждый ребенок получает свою фотографию и подсчитывает количество птиц. Далее заслушиваются ответы каждого.

Сколько синиц на твоей фотографии?

Сколько снегирей? (один снегирь, два снегиря,…..пять снегирей)

Молодцы. Вы очень хорошо справились с подсчетом птиц.

7. Дидактическая игра «Назовите ласково»

Куда прилетают птицы зимой пообедать?(к кормушке)

Назовите ласково:

*Кормушк а- кормушечка

*Синица- синичка

*снегир ь- снегеречек

*воробей- воробушек

*клюв- клювик

*хвост-хвостик

*перо-перышко

*крыло-крылышко

- гнездо-гнезд ышко

8. Игра “Собери картинку”.

Раздаются детям конверты с разрезными картинками, на которых изображены зимующие птицы.

Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их. Детям, затрудняющимся в выполнении, воспитатель дает зрительную опору в виде целостной картинки.

Расскажите, что получилось после того как вы сложили картинку.

Это………

Правильно. Сравни свое изображение с целой картинкой. И т.д.

Молодцы. Вы выполнили очень сложное задание. Сложите разрезанные картинки в конверты, а целые положите поближе.

Сорока: -Ой, ребята, большое спасибо, я теперь поняла почему так тихо в

лесу ведь лес зимой спит, и птицы улетают.

Итог :

Молодцы, вам понравилось, наше занятие?

О каких птицам мы с вами разговаривали? (о зимующих)

А каких зимующих птиц вы запомнили и может быть и видели, назовите.

Айна Исалиева

Тема : «Зимующие птицы »

Цель : всестороннее гармоничное развитие личности, развитие речевых и психических качеств в соответствии с возрастом детей, подготовка к обучению в школе .

Задачи :

Область «Познание»

1. Расширение и систематизация представлений о зимующих птицах ;

Закрепление умения различать по внешнему виду и называть их.

2. Развивать умение сравнивать разных птиц , выделяя общее и различия.

Область «Коммуникация»

1. Развивать фонематический слух.

2. Совершенствование речи детей как средства общения

3. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Зимующие птицы » .

4. Продолжать совершенствовать умение составлять описательный рассказ на заданную тему .

5. Согласовывать им. сущ. с глаголами.

Область «Здоровье»

1. Развитие общей моторики. Развитие интереса к подвижным играм и потребностей в двигательной активности.

2. Развитие мелкой моторики рук.

3. Развитие зрительного и слухового восприятия.

Образовательная область «Труд»

1. Расширение представления детей о труде взрослых.

2. Обобщение представления детей о профессии орнитолог.

Область «Социализация»

1. Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры.

2. Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу в дидактической игре.

Область «Художественное творчество»

Использование нетрадиционной техники рисования.

Область «Музыка»

Продолжать развивать навыки восприятия звуков, обогащать впечатления детей.

Материал : халаты, деревья, иллюстрации птиц , мультимедия, листы с восковыми рисунками, гуашь, сигнальные карты

Заходим становимся полукругом.

Ведущий : Ребята, обратите внимание на наших гостей. Давайте поздороваемся и продолжим наше путешествие. - Здравствуйте--- А сейчас я загадаю вам загадку. Послушайте внимательно!

Есть у радости подруга,

В виде полукруга,

На лице она живет,

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится.

Грусть - тоска её боится.

Что это? (улыбка)

Подарим, друг другу улыбку и хорошее настроением. (Звуки голосов птиц и влетает сорока ) .

Сорока : Была сегодня в лесу, одни птицы улетели , другие остались, ничего не пойму, что к чему?

Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это? (Сорока)

Сорока : Ой, здравствуйте, ребята!

(Здравствуй, Сорока)

Что случилось, Сорока?

Сорока : Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели , другие остались, ничего не пойму.

Давайте поможем Сороке разобраться.

Оставайся сорока с нами, мы тебе всё объясним. Давайте все присядем на наши расписные пенечки.

И я тебе больше скажу, что ты правильно прилетела. Ты знаешь, кто занимается изучением птиц ?

Сорока : не знаю

Ребята, а вы знаете?

Орнитолог - это биолог, изучающий птиц . Он наблюдает за их поведением в лесу, городе и в зоопарке. И сегодня, я старший орнитолог, а дети младшие научные сотрудники. Ребята, кто мы сегодня с вами будем? – орнитологи

Виолетта кто мы сегодня?

Костя кто мы сегодня?

Ребята, а теперь назовите птиц , которые улетели.

(ласточки, журавли, утки, гуси, скворцы и т. д.)

Какие это птицы ?

(это перелетные птицы )

Почему их так называют?

(потому что они осенью от нас улетают в теплые края, а весной прилетают обратно)

А какие птицы остались ?

(Остались зимующие птицы .)

Назовите их.

(воробей, синица, ворона, голубь, снегирь, дятел и т. д.)

Не легкая жизнь у птиц , которые остаются зимовать в наших краях.

Потому что зима бывает какая? (суровая, вьюжная, морозная) .

Вот поэтому они прилетают ближе к людям за помощью. - а сейчас посмотрите, как раскрыли клювы птицы и просят о помощи . Какие звуки они произносят (по артикуляции) . Какой звук у этой птицы ?

Я знаю, вы помогаете птицам зимой . - Что вы делаете (Делаем кормушки, развешиваем их на ветках деревьев и насыпаем в них корм.)

А теперь посмотрите на этих птиц . Мы сейчас поиграем в игру «четвертый лишний» . Я буду называть птиц , а вы скажите какая лишняя. Слушайте внимательно….(ворона -сорока-ласточка-голубь; синица –журавль –снегирь – дятел; воробей -сорока-сова-стриж). Молодцы! Видишь сорока как мы хорошо знаем птиц !

Физ. минутка.

Поглядите, боком, боком, /повороты

Ходит ворона мимо окон. /притопы

Скок – поскок, да скок – поскок,

Дайте булочки кусок.

Игра «Отгадайте загадки» .

Присаживаетесь на «пенечки» . И загадайте загадки о птицах , а сорока и дети будут их отгадывать. Кто хочет загадать загадку?

Он по-рабочему одет-

Удобно, просто, ловко,

На нем красный берет

И пестрая спецовка

(Дятел)

Грудка ярче, чем заря,

У кого? (У снегиря)

Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится-

Собирает крошки,

А потом на ветку- прыг

И чирикает : «Чик-чирик»

(Воробей)

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей .

Прыгает она у дома,

А зовут ее? (ворона)

Ну и давайте последнюю загадку.

Эта птица зимующая . У нее голова, крылья черного цвета. Хвост тоже черный, но с очень красивым зеленоватым отливом, длинный и прямой как стрела. А по бокам перышки совсем белые. Поэтому эту птицу назвали белобокой . (сорока)

Видишь, мы и про тебя знаем загадку…

Ребята, а вы знаете, как эти птицы подают голоса ? каждая птица своим особым голосом. Давайте послушаем голоса птиц (ЗАПИСЬ) . Кто это? А это? Молодцы узнали…а теперь скажите

Воробей – что делает? - чирикает

Ворона – что делает? - каркает

Сорока – что делает? - стрекочет

Синица – что делает? - щебечет

Снегирь – что делает? - посвистывает

Дятел – что делает? - трещит

Сова – что делает? - ухает

Игра «Тело буква»

А теперь поиграем в такую игру я буду говорить разными голосами птиц , а вы телом покажите гласную букву звук, который вы услышите. Давайте встанем и немного разойдемся чтобы не мешать друг другу. (ду-ду-ду, кар-кар, чик-чирик, ух-ух,сво-сво) . Молодцы! Сорока тебе нравится у нас?

Сегодня я расскажу вам, какая птица , чем питается?

Корм для птиц буду изображать схемами.

Зернышки и крошки обозначу так :

- Сало, такой схемой :

Ягоды рябины, вот так :

Остатки пищи, таким символом :

Воробьи, голуби питаются зернышками и крошками.

У Синицы любимое лакомство несоленое сало.

Снегири, свиристели и клесты любят клевать ягоды рябины.

Вороны, галки и сороки питаются остатками пищи.

Теперь встаньте и подойдите к столам и поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика.

Мы кормушку смастерили.

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь - сосед,

Будет вам зимой обед!

В гости в первый день недели

Две синицы прилетели,

А во вторник - снегири,

Ярче утренней зари!

Три вороны были в среду

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев -

Десять жадных воробьев.

В пятницу в столовой наш

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Прилетело семь сорок.

На столе у нас листочки на которых спрятан корм, если губку в краску обмакнем и по ним мы проведем он проявится. Нам необходимо взять губку обмакнуть в гуашь и слева на право провести по всему листу. Приступаем.

Серёжа, что у тебя получилось? И кого ты этим угостишь? (дети дают полный ответ) и т. д. Молодцы, накормили своих птичек.

Давайте и нашу сороку угостим кусочками яблока.

Сорока : Спасибо.

Пожалуйста.

Ребята возьмите сигнальные карточки и подойдите ко мне. Поиграем в игру «Верю - не верю» . Познакомим сороку с особенностями наших птиц . Если я говорю верный ответ вы поднимаете синий огонек, если не верный то красный огонек.

Клесты выводят птенцов зимой. У синицы желтая грудка. У воробья большой сильный клюв (не верим) . У сороки длинный хвост. У свиристеля на голове хохолок. Снегирь любит сало (Не верим) . Ворона питается остатками пищи. Клесты любят семена шишек. Молодцы! Ни кто не ошибся.

Давайте присядем на наши пенечки.

«Паспорт зимующих птиц » . Мультимедия. Схема. картинки

Когда орнитологи заканчивают работу по изучению данных птиц , они пишут статью, работу или книгу, а мы сегодня закончим с вами заполнение паспорта зимующих птиц .

Посмотрите, какой паспорт зимующих птиц у нас получился . Что по нему мы можем узнать?

Какие птицы .

Как называются.

Части тела.

Составить рассказ 3 рассказа…

Не спеши сейчас разберемся.

Мультимедия

Ребята каких птиц вы видите ?

А что здесь делает журавль? Давайте отправим его в теплые края.

Сорока : Браво-браво. вот теперь у меня в лесу порядок.

Мы рады были тебе помочь, но к сожалению нам нужно идти дальше в город помогать птицам .

Ребята, что мы будем делать в городе? Ответы…





Статьи по теме: