Особенности национальной жоппозиции. Политическая коммуникация и ее генеральная пара: власть и оппозиция

ОППОЗИЦИЯ - (лат. oppositio противопоставление) - политическое меньшинство, противостоящее политическому большинству, курсу проводимой политики, целям и методам осуществления государственной власти. О. - одна из форм реализации принципа политического плюрализма, права на объединение. О. подразделяется на системную и внесистемную. Системная О. разделяет основные ценности, принципы и цели политической системы, однако расходится с правящей элитой в оценке приоритетов вырабатываемой политики и методах ее осуществления. Так, напр., в демократических государствах между правящими силами и О. нет разногласий относительно прав человека, существующих политических процедур, формы правления и государственного устройства. Дискуссии и конфликты возникают по поводу оценки степени и методов вмешательства государства в экономику, величины государственных расходов на социальные программы, методов проводимой внешней политики. Внесистемная О., наоборот, ставит под сомнение основополагающие политические ценности, принципы существующей политической системы, призывает к радикальному изменению политического режима. В политической науке по степени интенсивности различий между господствующим и оппозиционным мнением различают радикальную, умеренную и лояльную О.; по целям деятельности - конструктивную и деструктивную. Др. разновидностями О. являются парламентская и внепарламентская. Первая из них, как правило, выступает против курса, проводимого правительством, и стремится отправить его в отставку. Ее деятельность протекает в основном в стенах парламента и ограничивается парламентскими процедурами. В ряде стран, ориентирующихся на английскую модель, парламентская О. имеет официальный статус (в Великобритании "официальная оппозиция Ее величества"); ее лидер номинально утверждается главой государства и получает жалованье из государственной казны (см. Теневой кабинет}. Парламентской О. гарантируется право на получение официальной документации регулярной информации от правительства. Парламентские фракции О. имеют, как правило, те же права, и фракции правительственного большинства. Гарантией прав парламентской О. служит право обращения определенной части депутатов в конституционные суды, что также предусмотрено Конституцией РФ. Внепарламентская О. осуществляет свою деятельность в форме митингов демонстраций, пикетов, носящих протестный характер.
Похожие на ОППОЗИЦИЯ слова / понятия:

Нередко политическую коммуникацию определяют как обмен информацией межу управляющими и управляемыми, властвующими и подвластными, но тогда в ее сферу попадают предметы общения вовсе не относящиеся к политике как таковой. Это могут быть предметы административного, правового, хозяйственного и иного другого общения или даже спора. В связи с этим хорошо бы уточнить, кто являются главными субъектами политической коммуникации, и, что представляет собой ее основной предмет.
Участниками политической коммуникации выступают субъекты политической деятельности, общающиеся по вертикали: власть и избиратели, власть и политические объединения граждан, власть и группы интересов, власть и оппозиция; партии и электорат и т.д. и, конечно - по горизонтали между равностатусными субъектами, но при условии, что это общение затрагивает властные отношения. Предметом политической коммуникации обязательно выступают власть; ее ресурсы; базовые политические ценности системы; а также - политические права и свободы человека; изменение конституции, т.е. «основных правил игры» в обществе – словом такие вопросы, от решения которых зависит безопасность и благосостояние всех граждан.
Безусловно, политическая коммуникация имеет свою специфику: во-первых, она избирательна (селективна) в соответствии с политическими целями, ценностями, убеждениями коммуникантов; во-вторых, генеральна для других видов коммуникации в стране (социальных, экономических, религиозных и т.д.); в-третьих, весьма агрессивна, нетерпима, изворотлива по отношению к своим противникам и лояльна, солидарна, ответственна в отношениях со своими единомышленниками, союзниками а, следовательно: конфликтна, кооперативна и манипулятивна одновременно. Противоречива и сама политическая сфера, в которой действуют коммуниканты, поскольку она соткана из частного и публичного, единичного и общего; идеологизирована; сплетена из политических мифов, утопий и реальности.
Субъектами политической коммуникации движет политический интерес, который можно в узком смысле определить, с одной стороны, как осознание ими объективной возможности реализовать свои потребности в сотрудничестве, кооперации с политической властью, либо в конфронтации с ней и попытке ее завоевать, а, с другой стороны, в удержании и укреплении ее вместе со своими союзниками, перераспределении или изменении. В широком смысле политический интерес является избирательным отношением человека к политической действительности, основанным на его мировоззрении, убеждениях, установках и выражается в политических символах.
Политическая коммуникация субъективна и иррациональна, как и ее акторы. Об этом можно судить хотя бы потому, как она может изменить свое отношение к действительности, к одним и тем же действующим лицам: то «враг народа», то «диссидент», а то «совесть нации», «жертва режима». Причина этого кроется в трансформации наших представлений о себе и восприятия других, на которые влияют многие обстоятельства как внешнего так внутреннего свойства. Согласно фрейдистской концепции поведения скрытые и открытые элементы сознания у отдельных личностей развиваются диалектически, периодически открывая ранее скрытое и, скрывая то, что было когда-то открыто. Получается, что источник конфликтов в политической коммуникации заключается в подавлении официальной системой политических символов оппозиционной политической символики, вызревающей в сознании. Однако основное противоречие, которое делает политическую коммуникацию имманентно конфликтной, кооперативной и манипулятивной одновременно, лежит вне политического коммуникатора - это недостаток, конечность и неравномерность распределения ресурсов власти, а отсюда необходимость добывать их, договариваться об их использовании, интриговать и манипулировать. В связи с этим одной из генеральных пар политической коммуникации выступают власть и оппозиция. Конфликты власти и оппозиции свойственны в той или иной степени для всех обществ – тоталитарных, авторитарных, демократических. В тоталитарных и авторитарных обществах модель политической коммуникации между властью и обществом представляет собой асимметричную связь с ярко выраженной пропагандисткой, убеждающей составляющей со стороны власти, конфронтационной по отношению к оппозиции. В демократических обществах модель политической коммуникации, как правило, приблизительно сбалансирована с помощью симметричного общения и конструктивного взаимодействия власти и оппозиции. Это и понятно, ведь в тоталитарных и в авторитарных обществах власть имеет системную оппозицию, которая не согласна с базовыми политическими ценностями т.е. выступает против системы. В демократических обществах превалирует несистемная оппозиция т.е. она критикует текущий политический курс, в принципе разделяя базовые политические ценности. В переходных обществах имеется и системная и несистемная оппозиция и потому коммуникация между ними больше похожа на конфронтационную нежели на конструктивно-критическую, как в современной России.
Прослеживается зеркальная зависимость оппозиционной политической коммуникации от особенностей общества и типа власти: в традиционном обществе патерналистской власти противостоит патримониальная оппозиция лже-отца и его последователей (Болотин, Разин, Пугачев, Лжедмитрий и т.д.); в тоталитарном обществе харизматической власти противостоит индивидуалистическая протооппозиция – диссиденство, культурный андеграунд и т.д.; в обществе консенсусной демократии власти сопряженных интересов противостоит оппозиция актуализированных групповых интересов и т.д.
Политический дискурс между властью и оппозицией в России – ведущий вид политической коммуникации, определяющий новые политические цели, смыслы, ценности жизни общества и государства. Он оживляется в период избирательных кампаний разного уровня. Старый доктринальный спор между коммунистами и демократами в течение первых двух избирательных циклов в во время третьего в России был заменен на спор двух центристских партий (читай «партий власти») из чисто прагматических соображений - борьбы различных элит за власть. Но у власти есть и «высокая цель» - она настойчиво конструирует «партию центра» для стягивания краев ценностного разрыва между «правыми» и «левыми», пытаясь цивилизовать оппозицию как радикально-либеральную, так и радикально-социалистическую и радикально-националистическую. В 1993 году в целях достижения гражданского согласия в обществе выступил Гражданский Союз, в 1995 году – правоцентристский блок во главе с В.С.Черномырдиным и левоцентристский блок во главе с И.П.Рыбкинм, в 1999 году – левоцентристское объединение «Отечество-Вся Россия» и правоцентристское – «Единство» («Медведь»). Недолговечность этих партий объясняется, прежде всего, тем, что они решают чисто утилитарные задачи – привода к власти той или иной персоны, тесно с ней связаны, мало думая о своей перспективе, и уходят в тень или в небытие с исчезновением этого лидера из числа ведущих политических игроков. Вспомним судьбу ПРЕС С.Шахрая, НПСР А.Руцкого, НДР В.Черномырдина и др.
Лишь та политическая система устойчива, которая включает в себя не только консолидирующий, но и альтернативно-оппозиционный тип коммуникации. Альтернативно-оппозиционный тип коммуникации в России пытался легитимироваться в России не один раз: от самиздата, альтернативной печати до легально существующей оппозиционной прессы, но всякий раз с большими издержками для оппозиции. Тем не менее, в стране уже более десятка лет действует легальная оппозиция: социалистическая, либерально-буржуазная, национал-патриотическая. Легальная оппозиционная коммуникация по отношению к властной коммуникации имеет сложную функцию. Она оппонирует ей относительно идей построения общества и государства, проведения политики в различных социальных сферах, критикуя за недостатки и промахи. Имманентно она выполняет функцию отрицания политики данной власти, но легально и легитимно отрицая ее, она тем самым косвенно выполняет функцию легитимации правомерности диалога с этой властью и косвенно – самой власти (в этом случае речь идет о демократическом режиме).
В условиях демократии народ имеет право на политическую критику власти, сопротивление неэффективной, «негативной власти». Политическая оппозиция должна иметь возможность вести постоянный политический дискурс с властью от имени тех, чьи интересы она защищает, и чьи интересы попраны властью. К сожалению, в нашей Конституции такой нормы как права народа на сопротивление угнетению самоуправной или неэффективной власти нет. Есть общие процедуры ее замены через выборы, референдумы и сложный механизм импичмента президента и отставки правительства.
Итак, характер, содержание и формы властно-оппозиционной коммуникации целиком зависят от сущности власти: в результате деятельности тоталитарной или авторитарной власти возникает асимметричный тип коммуникации между властью и оппозицией; при либерально-демократической власти – симметричный. Власть и оппозиция в условиях демократии являются субъектами сложного общественно-политического коммуникационного партнерства, предполагающего следующий механизм взаимоотношений: взаимодействие, взаимоограничение, взаимоконтроль, коммуникация, предполагающая конструктивную политическую критику; дискурс и дебаты, направленные на поиск новых политических идей и перспектив для общественного развития, переговоры в случае возникающих конфликтов.

Вопросы к лекции:

1. Место ценностей в политической культуре общества.

2. Ценности-цели, их характеристика.

3. Ценности-средства, их характеристика.

1. Место ценностей в политической культуре общества

Система ценностей представляет собой мир значений, благодаря которым человек приобщается к чему-то более важному и непреходящему, чем собственное эмпирическое существование. Именно благодаря приобщению к ценнос­тям жизнь отдельного человека приобретает смысл.

В политической культуре ценности занимают центральное место. Они мотивируют чело­веческую деятельность, направляют и обосновывают дей­ствия социально-политических субъектов и рядовых граж­дан. Ценности объединяют социальные общно­сти и человечество в целом, они выступают критерием жизнеспособности политических систем, оценки проводимой политики и ее последствий. Целостная, устойчивая и непротиворечивая система ценностей – залог внутреннего социального мира и мира международного.

Политические ценности в явной или скрытой форме присутствуют в политических декларациях, влияют на процесс принятия решений, составляют основу политического воспитания. Поэтому без четкого понимания и осознания понятия «политические ценности» нельзя говорить о формировании политической культуры.

Политические ценности не являются статичными, в переломные периоды для значительной части общества становятся значимыми новые ценности, другая часть общества продолжает придерживаться прежних ценностей. И общество перестает быть целостным и единым.

Так, современная система ценностей российского общества не имеет целостного характера . В ней переплетаются три группы ценностей: во-первых, традиционные, например, государственность, державность, патриотизм; во-вторых, ценности советского периода, которые продолжают играть существенную роль, − коллективизм, равенство, социальная справедливость, но необходимо сказать, что ценности, относящиеся к этой группе, зачастую приобретают новое звучание; в-третьих, ценности, которые привнесены проводимыми в стране преобразованиями − свобода, частная собственность, индивидуализм, конкуренция, толерантность, данные ценности в литературе часто называют «демократическими».

Пересмотр старых ценностей и усвоение новых идет порой болезненно, но необходимо сказать, что уже выросло целое поколение, для которого именно новые ценности играют ведущую роль, и все это порождает раскол российского общества по базовым политическим ценностям, что затрудняет развитие общества и поиск оптимальных путей решения проблем существующих в обществе.



По способам воздействия на политическую деятельность людей ценности можно разделить на две группы: ценности-цели и ценности-средства.

2. Ценности-цели, их характеристика

К наиболее значимым ценностям-целям следует отнести безопасность, стабильность общества, порядок, благосостояние, коллективизм и индивидуализм, социальное равенство, конкуренция, справедливость, патриотизм, легитимность, законность, свобода, частная собственность.

Безопасность . Ее смысл состоит в отсутствии угрозы жизни и основным атрибутам человеческого существования, к которым относятся семья, этнос, окружающая среда, собственность, культура. В литературе безопасность определяется как защищенность, обеспечение сохранности основных жизненных ценностей и их накопление.

Можно говорить о безопасности:

Военной, предполагает не только защиту членов сообщества от внешней угрозы, но и противодействие созданию ее самим государством????;

Правовой, к которой относятся реальные гарантии личности от преступных посягательств и от насилия со стороны государства;

Экологической, заключающейся в охране государством природной среды обитания человека;

Технологической, означающей, что государство не должно допускать радикальное техническое отставание от других стран и народов;

Информационной, означающей возможность получения адекватной и разносторонней информации всеми членами общества, их свободу от воздействия идеологических систем;

Экономической, которая состоит в обеспечении со стороны государства условий для удовлетворения потребностей личности, применения ими своих трудовых навыков и способностей.



С усилением конфронтации на миро­вой арене под воздействием процесса глобализации и в свя­зи с распространением терроризма возрастает угроза наци­ональной и международной безопасности. Государства ста­новятся все более уязвимыми и не всегда оказываются спо­собными своевременно противостоять внешней агрессии, осуществ­лять стабильное и взаимовыгодное межгосударственное со­трудничество. В таких условиях не гарантируется безопасность отдельных граждан и социума в целом.

Разумеется, государства предпринимают усилия по созданию более эффективных механизмов обеспечения безопасности, выделяя на эти цели в государственном бюджете немалые средства. И тем не менее люди испытывают страх за выживание близких (семьи, детей, внуков), страх перед немощной старостью, перед опаснос­тью терроризма. Страхи не способству­ют объединению людей, поскольку каждый вынужден бороться преж­де всего за собственное выживание.

Антиценностью, противоположностью безопасности, служит состояние социальной катастрофы, которое характеризуется предельно низким уровнем обеспечения безопасности, разрушением властных механизмов, невозможностью реализации или защиты человеческих ценностей.

Стабильность общества – это способность политической системы к самосохранению и саморазвитию, т.е. возможность изменения к лучшему состояния социальной системы, вера в совершенствование основных показателей социального существования.. Как ценность она обеспечивает легитимность власти, ее прочность и эффективность, определять политическую деятельность по упорядочению и совершенствованию общественных отноше­ний, укреплять способ производства, повышать уровень жиз­ни людей. Стабильность предполагает преодоление отчуждения между властью и народом, замену бюрократи­ческого государства на правовое, наличие среднего класса, развитой партийной системы, действующей конструктивной оппозиции и зрелого гражданского общества.

Порядок – это условие наиболее целесообразного функционирования всех составляющих политической системы общества, наличия эффективных средств и гарантий поддержания безопасности в обществе. Его важнейшими атрибутами служат законы, ограничения, постоянство, регулярность. Важным аспектом данной политической ценности служит соответствие организационных и политических структур человеческим интересам и потребностям. Антиценностью порядка является хаос, который оборачивается тотальной угрозой человеческому существованию, рассогласованием различных аспектов властного механизма, когда нормы морали противоречат норм права.

Благосостояние – это критерий отношения индивида, социальной группы к экономической системе общества, характеризующий степень удовлетворения системой их потребностей. Представления о благосостоянии определяются широтой и качеством потребностей людей, предельными значениями которых служат нищета и изобилие. Ценность политической системы зависит от ее способности обеспечить движение от первого ко второму.

Коллективизм и индивидуализм . Известно, что советский коллективизм нередко сводился к усреднению личности, к потере ин­дивидуальности, что мешало формированию у человека чувства собственного достоинства и личной ответственности за свои действия и поведение. Суть советского коллективиз­ма заключалась в признании приоритета общественных ин­тересов перед личными. Попытка проявить индивидуальность часто подвергалась осуждению со стороны коллектива, дей­ствовал принцип: «Быть как все».

Сегодня мы наблюдаем другую крайность - принятие индивидуализма и осуждение коллективизма. Однако кол­лективизм - это ценность, которая не должна отторгаться. На основе коллективизма складываются взаимоотношения отдельного человека и общества в целом, личности и кол­лектива, могут обеспечиваться оптимальное сочетание об­щественных интересов с личными, проявляться взаимопо­мощь друг другу. Опираясь на чувство коллективизма, че­ловек может воспитывать в себе высокую меру ответствен­ности не только за свой образ жизни, но и за судьбу коллектива, наконец, страны в целом. Чтобы коллективизм как цен­ность проявлял эти положительные качества, он нуждается в соединении с индивидуализмом, основная черта которого - уважение личности как таковой.

Индивидуализм способствует развитию творчества, самобытности личности, утверждению ее автономии и прежде всего в экономической сфере. Но часто индивидуализм приобретает негативные черты, ассоциируется с эгоизмом и своеволием. У людей проявляется безраз­личие к общественным проблемам, а на первое место ста­вятся личные выгоды. Поэтому необходимо соединить индивидуа­лизм с ответственностью перед обществом, добиться осоз­нания того, что все люди находятся во взаимозависимости друг от друга.

Исследователи, анализирующие коллективизм и индиви­дуализм, пришли к выводу, что эти ценности несмотря на их недостатки могут приносить пользу человеку и обществу, только взаимодействуя друг с другом. Коллективизм и инди­видуализм в одинаковой мере нуждаются в сдерживании, чтобы нейтрализовать их негативные черты. Не случайно демократическое общество обеспечивает их равнозначное развитие в рамках закона.

Социальное равенство. Данная ценность отличается особой сложностью. Относить­ся к людям как к равным не означает возможности сделать их равными практически. В понятие равенства на протяжении истории вкладывалось разное содержание: равенство только для свободных (рабовладельческое общество); равенство перед Богом (христианство); равенство перед законом, вызванное развитием товарного производства; равенство как устранение всех видов социальной дискриминации (марксистская концепция). В настоящее время равенство определяется как система конкретных гарантий правового, политического и соци­ального порядка.

Уровень достижения равенства позволяет определять со­ответствие идеала и действительности, провозглашаемых лозунгов и их реализации. Вместе с тем равенство всех может быть гарантировано только перед законом и в политической жизни; равенства не может быть в распределении благ. Распределять блага поровну значит присваивать долю тех, кто проявляет больше способностей и дарований. Равное рас­пределение порождает уравниловку, убивает стимулы к тру­ду, снижает ответственность, тормозит развитие индивиду­альных способностей и ведет к иждивенчеству.

Кроме того, равенство в масштабах всего общества прак­тически может осуществляться только по определенным стан­дартам, которые устанавливаются бюрократией. Определенную роль в достижении равенства в распределении играет и противоречивость природы самого человека: все хотят равенства, но каждый в отдельности стремится получить для себя как можно больше.

Наряду с равенством в обществе существует и неравенство, которое в принципе неустранимо и в перспективе. Неравенство - это результат общественного разделения труда и его нельзя рассматривать только как негативное явление. Люди интересны друг другу своей неодинаковостью. Имен­но неравенство является источником социальной и исторической динамики, так как продуктивность взаимного обмена между людьми базируется на их различиях.

Конкуренция как ценность способствует прогрессу в экономической сфере, но вместе с тем несет с собой и разделение людей на богатых и бедных, исключает взаимопомощь, может порождать антагонизм между соперниками. Без конкуренции нет экономического стимула к созданию новых технологий, к производству разнообразных товаров и услуг. Но отдавая предпочтение конкуренции, необходимо смягчать ее негативные последствия, придавать ей цивилизованный характер.

Справедливость – это очень емкая и распространенная ценность, без апелляции к которой не обходится ни один политический документ, политически значимый шаг. Ее назначение заключается во внесении моральной проблематики и наполненности в политические действия и отношения. Справедливость – пропорциональность воздаяния заслуг, благ и ответственности, наказаний по делам.

Теоретически принцип социальной справедливости должен быть общезначимым, универсальным, приемлемым для всех членов общества независимо от их естественных способностей, социального положения, рода заня­тий и наклонностей. Но для этого необходимо, чтобы каждый человек стремился к наибольшей самореализации. На деле же приходится признать, что практически невозможно разграничить тех, кто способен самореализоваться, кто нет, а кто просто не хочет. Но при этом все претендуют на осуществление принципа социальной справедливости в первую очередь для себя (3). Поэтому принцип социальной справедливости должен применяться с учетом разных условий и возможностей, в которых находится человек, и его конкрет­ных заслуг перед обществом.

На основании этой ценности формируется активное отношение человека к политике. Если справедливость рождает личную сопричастность, то несправедливость воспринимается как личное оскорбление.

Кроме того, реализация принципа справедливости зависит от эконо­мической эффективности. При низком уровне развития производства и других сфер общества и неуправляемой иму­щественной поляризации, когда возникают социальные кон­фликты, осуществление принципа социальной справедливо­сти становится весьма проблематичным.

Если неравенство способствует динамизму в развитии общества и его можно сократить с помощью увеличения числа собственников, то социальная несправедливость, если она долго не устраняется, инстинктивно вызывает массо­вое возмущение и способна породить социальный взрыв.

Патриотизм – это чувство любви к своему роду, племени, народу, Отечеству, уважение к государ­ству в сочетании с определенной общественно значимой деятельностью. Наряду с природной основой патриотизм предполагает обязательства гражданина по выполнению сво­его долга. Утверждение патриотизма во многом зависит от конкурентоспособности страны на мировой арене. Конечно, можно быть патриотом своей страны и в трудное для нее время, переживать ее неудачи и поражения, но в большинстве своем люди хотят гордиться успехами своей страны, деятельностью государства в ре­шении насущных как внутренних, так и внешних проблем.

Легитимность – выражается в принятии и поддержки политической власти теми людьми, социальными силами на которые она распространяется. В результате граждане добровольно подчиняются законам и установлениям власти, оценивают их как справедливые, моральные, оправданные и приемлемые.

Политическая власть в выполнении своих функций может основываться на силе или легитимности. В первом случае «управляющие» стремятся реализовать принятые решения вопреки желанию «управляемых», во втором, наоборот, - опираясь на их добровольное согласие или даже солидарность. Государственная власть не может долгое время опираться на силу: «штыки хороши всем, кроме одного, - на них нельзя сидеть» (Ш. Талейран). Такая власть не может быть в длительной перспективе социально-эффективной, ибо «управляемые» внутренне не расположены к реализации принятых властью решений. Поэтому государственная власть, чтобы быть успешной, должна быть прежде всего легитимной.

Необходимыми составляющими легитимности власти являются такие политические качества, как: разделение властей, означающее, что ни одна из действующих властей в обществе не может использоваться другой властью как средство; народный суверенитет, который означает, что вся полнота власти принадлежит народу; выборное представительство, которое обеспечивает народу возможность влиять на процессы формирования и функционирования органов политической системы; сменяемость носителей власти; плюрализм, существование в любом обществе социального, культурного, экономического и политического многообразия, множества интересов и ориентаций в деятельности.

Легитимность государственной власти не может носить всеобщего характера, поскольку в обществе всегда есть социальные группы, которые негативно относятся к ней и ее политике.

Легитимность обладает свойством изменять свою интенсивность, т.е. характер и степень поддержки власти (и ее институтов), поэтому можно говорить о кризисах легитимности. Под кризисами понимается такое падение (до 20-25%) реальной поддержки органов государственной власти или правящего режима в целом со стороны общества, которое может привести к смене власти и даже к смене конституционного строя.

В качестве основных источников кризиса легитимности правящего режима можно назвать: недоверие к результатам выборов и референдумов, функциональную перегруженность государства и ограниченность ресурсов власти, резкое усиление деятельности оппозиционных сил, постоянное нарушение режимом установленных правил политической игры, неумение властей объяснить населению суть проводимой им политики, широкое распространение таких социальных болезней, как рост преступности, падение уровня жизни и т.д.

Законность (легальность) – это способность и желание всех участников политических отношений действовать в рамках установленных государством пределов, готовность взять на себя определенные обязательства и не нарушать их. Власть неограниченная законом оказывается неэффективной и нежелательной.

Свобода – это весьма высокая в политике и человеческом существовании ценность, ее реализация как цели находится отражение в любой политической программы. Свобода означает способность человека действовать в соответствии с собственным выбором и нести ответственность за свой выбор. У каждого человека существует субъективная основа свободы – внутренний духовный мир (уровень самосоз­нания, культуры, ее потребности и интересы).

Политическая свобода предусматривает политическую активность граждан и их ответственность за развитие политического процесса. Основу концепции политической свободы составляет формула: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Однако степень политической свободы зависит от форм государственного правления и зре­лости политической культуры граждан. Люди должны знать, что политическая свобода - это возможность выбора обще­ственного строя и форм правления, обеспечение защиты прав и свобод человека, удовлетворение жизненно важных по­требностей людей, формирование государственных органов путем народного волеизъявления. Это - равное избиратель­ное право, свобода слова, печати, права на получение ин­формации и ее распространение, свобода создания союзов, ассоциаций, партий. В целом социально-политические сво­боды не дают человеку ничего кроме свободы выбора, но свобода - это необходимое средство для реализации других ценностей.

Но надо сказать, что данная ценность является одной из самых тяжело приживающихся в нашем обществе. Степень политической свободы зависит от формы государственного правления и зрелости политической культуры граждан. Как отмечает Н.А. Романович на основе проведенного им исследования, 57% опрошенных готовы отказаться от свободы, если получат возможность работать и вовремя получать зарплату (пенсию); 37% готовы отказаться от свободы, если в результате снизится уровень преступности в стране; 31% − потому что не чувствуют пользы от своей свободы. Не готовы пожертвовать своей свободой ни при каких обстоятельствах лишь 15%. Некоторые готовы променять свою свободу, если сделка покажется им выгодной, другие вообще не понимают, зачем им свобода. Но самое печальное, как отмечает Н.А. Романович, что увеличивается число тех, кто готов расстаться со своей свободой даром. Личным свободам в прямом демократическом смысле россияне особого значения не придают. Но не потому, что свобода для них вообще не важна. Все опросы свидетельствуют, что без свободы жизнь большинства россиян потеряла бы смысл. Просто свобода в российском понимании – это скорее, возможность вести жизнь «по душе», быть самому себе хозяином, чем реализация каких-либо прав .

К этому следует добавить, что в силу национального характера российского народа в нем одновременно ужива­ются свободолюбие и анархизм, верноподданичество и бун­тарство. Для россиян характерны то свобода без границ, то безграничное вплоть до холопского почтение к власти. Нам очень не хватает равновесия, золотой середины, когда при проявлении той или иной крайности начинали бы действо­вать соответствующие противовесы.

Частная собственность составляет экономическую основу всякой свободы. Сегодня проис­ходит переосмысление роли и значения частной собствен­ности в жизни общества и отдельного человека. Многие успешно осваивают частную собственность и обретают материальный достаток. И все-таки на всероссийском уровне в качестве базовой ценности выступает смешанная форма собственности. Боль­шинство россиян - за сохранение государственной формы собственности на все стратегические ресурсы.

3. Ценности-средства, их характеристика

В политике наряду с ценностями-целями большое значение имеют и ценности-средства, с их помощью реализуются ценности-цели, они оказывают большое воздействие на течение политических процессов. Это – власть, мир, революции, реформа, права человека, толерантность.

Власть – это отношения, основанные на принуждении. Необходимость власти в обществе обусловлена прежде всего двумя причинами, во-первых, взаимодействие между людьми в обществе должно быть целесообразным, разумным, организованным на основе общих и единых для всех правил поведения; во-вторых, требуется регуляция социальных отношений, согласование несовпадающих интересов и потребностей людей с помощью различных средств, в том числе и принуждения. Без властных отношений общество бы погибло под действием внутренних противоречий. Оформляя, структурируя отношения интересов в обществе, власть участвует в выборе различных возможностей, тенденций бытия социальной системы. При отсутствии или параличе власти увеличивается возможность нарушения социальной упорядоченности, снижается уровень безопасности, растет неуверенность, беспокойство, напряженность в обществе.

Носитель власти имеет больше возможностей для достижения своих целей и реализации собственной воли, он участвует в распределении социальных и материальных ресурсов. Но превращение власти в самодостаточную ценность, цель, подчиняющую себе все другие интересы и устремления человека, формирует специфический тип «авторитарной личности», характерными чертами которой является: отсутствие самокритики в отношении собственных действий, перенос ответственности и враждебности вовне; мышление упрощенными категориями (черно-белое, оппозиционное); желание власти, понимание счастья как «чувства растущей власти»; оправдание своего поведения поведением других людей, авторитарная агрессивность, т.е. яростное отвержение тех лиц, которые не следуют твоим собственным убеждениям.

Высочайшей политической ценностью является мир – состояние отсутствия внешней угрозы, и не использование вооруженных сил для решения тех или иных политических проблем. Значимость мира в том, что он является предпосылкой сохранения всех других ценностей, в том числе и самой значимой среди них – человека.

Противоположность состоянию мира является война. Она означает отказ от решения социальных проблем политическими средствами, тотальный переход к использованию вооруженных средств борьбы. Война связана с уничтожением, подавлением сопротивления противника, но она может способствовать увеличению престижа, влияния, территории, правда, эффективность этого низка, так как для достижения цели используется оружие и она сопровождается материальными и людскими потерями.

Вооруженное сопротивление оказывается оправданным только при наличии реальной угрозы уничтожения социальной общности. Все иные «мотивы» использования военных действий (например, борьба с «низшими» расам, выживание одной расы требует ущемление прав или уничтожения другой, «смертельная опасность» исходящая от иной политической общности в силу различных идеологических предпочтений и т.д.) не являются оправданными.

В литературе существует традиция сопоставлять ценности революции и реформ как средства достижения социальных перемен. Среди достоинств революции отмечают решительность, полноту, всесторонность наступающих в ходе ее перемен. Но революции связаны с гигантским напряжением общественных сил, их напрасной растратой, непредсказуемостью наступающих последствий, которые могут быть весьма неожиданными и трагичными для инициаторов революционных перемен. Общество, возникающее в ходе революционных изменений, сильно отличается от первоначального проекта.

Реформа характеризуется постепенностью намечаемых преобразований, преобразуется не все общество в целом, а отдельные стороны общественной жизни. Реформы нуждаются в социальной поддержке, так как ее отсутствие может привести к блокированию хода реформ.

Людей на революционеров и реформаторов разделяют прежде всего ценностные соображения, в силу которых первые считают революцию «локомотивом истории», а вторые доказывают, что «революция исправляет общественный порядок, так же как взрыв парового котла может быть починкой его неисправности».

Одной из важнейших ценностей современной общественной жизни является защита и реализация прав человека . Она выражается в принципе правового государства, означающего действия власти в пределах закона и приоритет прав человека, например, право на жизнь, на собственность, на защиту со стороны государственной власти, на участие в ее делах и т.д.

Объединяющую роль в российском обществе могло бы сыграть усвоение такой ценности, как толерантность , что (от англ. tolerant) означает терпимость. В Декларации принципов толерантности, провозглашенной и подписанной ЮНЕСКО 16 ноября 1995 г. (на русском языке этот документ зарегистрирован как «Декларация принципов терпимости) говорится, что «толерантность – это:

− уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности;

− добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира;

− не уступка, снисхождение или потворство; это активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека;

− отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждения норм, установленных в международных правовых актах в области прав человека» .

В политике толерантность характеризует позицию политических сил, выражающую готовность к допуску инакомыслия в своих рядах, разрешению деятельности в рамках закона, конструктивной оппозиции, толерантность проявляется в готовности прислушаться к мнению политических противников, в стремлении переубедить их с помощью логических аргументов, и в способности признать за ними права на истину.

Утверждение толерантности в массовом сознании способствует преодолению конфронтации политических сил, противостоянию идеологий, поиску компромиссов, как способов решения проблем в политике .

К сожалению, именно эта ценность труднее всего усваи­вается в Российском обществе. Нетерпимость - качество, которое изначально формировалось в сознании людей, являющихся носителями социалистической идеологии советского периода, и тех, кто пострадал за ина­комыслие. Непримиримость к своим оппонентам преодолевается с большим трудом, ибо привычнее считать оппонента врагом, нежели союзником в поиске оптимального решения вопроса или в постижении истины. Но Россия полиэтническое общество, поэтому для сохранения единства нашего общества, для предотвращения этнических конфликтов очень важен диалог и признание разнообразия интересов разных этносов и социальных групп, их уважение друг к другу, терпимость, т.е. проявление толерантности.

Итак, из приведенной характеристики ценностей следует, что их содержание не остается неизменным. Однако деформация и модернизация ценностей происходят в довольно длительные исторические сроки и зависят от характера происходящих изменений в социально-экономической и политической сферах жизни общества, под воздействием коренных преобразований, со сменой поколений, так как каждое новое поколение, при сохранении преемственности ценностей предшествующих поколений, вместе с тем не может оставаться заложником отживающих стереотипов.

Ценности выполняют свое предназначение, если они восприняты и усвоены на уровне общества, государства и личности. Восприятие и усвоение новых ценностей массовым сознанием осуществляется под воздействием множества факторов, которые либо способствуют их усвоению, либо вызы­вают отторжение от них.

Среди факторов, позитивно воздействующих на усвое­ние демократических ценностей, следует выделить уровень образованности людей. Чем образованнее люди, тем быстрее они овладевают способностью усваивать все новое, в том числе и ценности. Отсюда усвоение демократических ценностей, прежде всего на уровне интеллектуальной элиты приобретает в России особенно актуальное значение. Но для решения этой проблемы помимо интеллекта нужны еще политическая воля и чувство ответственности за судьбу своей страны.

К неоднозначным результатам приводит деформация цен­ностей в сознании россиян под воздействием резкой имущественной поляризации общества. Она разделяет людей на тех, кто приобрел материальный достаток, имеет высокий социальный статус и активно усваивает новые ценности, осоз­навая, что они открывают им путь к власти, к участию в поли­тическом процессе. Другая часть россиян отдает предпочтение материальным ценностям и равнодушна к политическим ценностям, остальные вынуждены приспосабливаться к новым условиям для того, чтобы просто выжить или по-пре­жнему надеются на государство.

Усвоение ценностей также находится в прямой зависимости от возможностей их реализации. Степень гарантированности реализации ценностей зави­сит от уровня экономического развития страны и совершен­ствования социально-политических институтов, осуществля­ющих управление социально-политическим процессом.

Эко­номическое благополучие в обществе в целом способствует сдвигу приоритетов от материальных (экономической и фи­зической безопасности) к ценностям, характеризующим качество жизни и возможности самовыражения личности. Усвоение постматериальных ценностей и их реализация обес­печивают консолидацию общества и стабильность демокра­тии. В России же реализация этих ценностей весьма ограничена, так как люди воспринимают, прежде всего, те аспекты реаль­ной жизни, которые затрагивают их непосредственно. Значительная же часть населения России пока ведет борьбу за выживание, которая нередко сопровождается жесткой кон­куренцией, а такие ценности, как образованность, профессионализм, права чело­века, личное достоинство активно осваиваются и реализу­ются преимущественно представителями элит.

В массовом сознании по-прежнему сохраняется приверженность патер­нализму, когда люди не готовы и не способны диктовать го­сударству важнейшие параметры достижения необходимо­го порядка, а потому предоставляют государству все полно­мочия в выборе методов его обеспечения. Апелляция к патернализму означает подчинение общественных интересов интересам государства и это вполне может состояться, если не произойдет существенной корректировки ценностных ори­ентации на уровне массового сознания в пользу демократи­ческих ценностей.

Известно, что любое общество не может длительное вре­мя базироваться на противоречивой системе ценностей. Столкновение базовых ценностей весь­ма опасно не только для правящей элиты, но и для обще­ства в целом. Оно неизбежно приводит к нарушению стабильности политической системы и вынуждает политиков использовать двойные стандарты в своей деятельности. По­этому необходима целенаправленная работа по приобщению массового сознания к демократическим ценностям.


Чудинова И.М. Социально-политические ценности современного российского общества: проблемы их обновления и усвоения // СГЗ, 2003, № 5. С. 3-4.

Романович Н.А. Демократические ценности и свобода «по-русски» // СОЦИС, 2002, № 8. С. 35, 37-38.

» 13 марта на брифинге «Ценности оппозиции », не менее 30% последовательно опрошенных респондентов на трех последних акциях протеста в Москве назвали себя неверующими . По итогам социологического исследования, которое было проведено, 5 марта на Пушкинской количество таких людей достигло максимальной отметки в 38 % . Однако, что касается респондентов, которые, по их словам, наоборот, исповедуют православие и принадлежат к Русской Православной Церкви, то самое большее их количество собралось на акцию 4 февраля .

Напомним, речь идет о том самом митинге, который потребовал от всех собравшихся высокой морозоустойчивости. Результат в 28 % показывает, что в толпе собравшихся, по крайней мере, на одну акцию из ряда подобных было почти две равных трети верующих и неверующих. Любопытно отметить, что еще одна большая часть голосов на упомянутой акции протеста, а именно 22%, пришлась на долю тех, кто верит в Бога, но не исповедует конкретную религию. Это значит, что две трети опрошенных на митинге 4 февраля оказались верующими людьми.

Координатор службы «Среда» Алина Багрина процитировала один из самых характерных ответов следующей группы респондентов:

«Я, наверное, принадлежу к Православной Церкви. Но, так как сказано, что православные не участвуют в митингах, то, скорее всего, я уже не принадлежу к православным».

По мнению эксперта, именно люди этой группы предаются рефлексии больше всех остальных. Стабильные 5 % респондентов на трех последних митингах сказали, что исповедуют православие, но не принадлежат к Русской Православной Церкви. А это еще небольшая прибавка к той группе, которая состояла на две трети из верующих. Таким образом, на митинге 4 февраля неверующие оказались в меньшинстве.

Социолог и ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Роман Лункин , по итогам опроса службы «Среда», обратил внимание на то, что сторонников и противников Путина разделяет не вера. По его словам, «общество не разделено по конфессиональному признаку. Либо люди стали называть себя православными, либо они не исповедуют ничего».

«Это не новые типы, а разночинцы», – прокомментировал данные опроса политолог и эксперт по России Ариэль Коэн . «И они будут разночинцами, пока власть будет относиться к ним, как к разночинцам», – отметил Роман Лукин. Как считает настоятель московского Храма святой Троицы в Хохлах протоиерей Алексий Уминский , то разномыслие, которое характерно для сегодняшнего общества, -признак того, что люди не боятся свободно мыслить. По его словам, «разномыслящие люди хотят созидать, а не разрушать ».

Его слова подтверждают данные опроса, которые показали, что основными ценностями жизни для опрошенных на митингах являются свобода и семья. Например, на акции 10 марта на Новом Арбате 47 % опрошенных назвали именно их. Честность, справедливость и патриотизм стоят, соответственно, на следующих местах.

«По возрасту и материальному положению эти люди не совсем средний класс», – считает Роман Лункин. Только 30% тех, кто присутствует на акциях протеста, могут позволить себе автомобиль. «А все остальные – обычная российская интеллигенция. Это не менеджеры, но врачи, учителя и инженеры, которые не являются средним классом в России. Очень много студентов».

Несмотря на то, что от декабря к марту число православных, отмеченных на акциях протеста, несколько снизилось, все-таки какое-то их количество продолжают туда ходить, отметили эксперты. Известно, что на последней акции протеста маршем прошла колонна людей с крестами. Однако, что же это была за группа, присутствующие на брифинге эксперты затруднились ответить.

10 ФАКТОВ О МИТИНГУЮЩИХ

НЕ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОТЕСТ, А ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА?

1. Протест в рамках закона.

В среднем, более половины митингующих готовы выражать свой протест участием только в санкционированных акциях.

2. Митингующие готовы принимать участие в политике .

Корпоративные ценности: система ценностей организации.

Ваша компания всерьез задумалась о формулировке и внедрении корпоративных ценностей? Хотите, чтобы созданные Вами ценности были приняты сотрудниками, и использовались ими в своей работе? Компания Vision Trainings оказывает полную консалтинговую поддержку при создании, формулировке и внедрении ценностей в корпоративную культуру организации.

Насколько нужны корпоративные ценности в организациях? Откуда берется корпоративная культура? Многие молодые компании, на этапе своего бурного роста сталкивались с тем, что, либо они берут управление формированием корпоративной культуры в свои руки, либо культура формируется сама собой, также как в любом коллективе возникают неформальные ценности, которых все придерживаются.

Что такое корпоративные ценности?

Существует следующее определение понятия «Корпоративные ценности»: это принятые и разделяемые всеми членами организации правила и принципы, которые определяют взаимоотношения сотрудников организации как между собой, так и со внешней средой (ее клиентами, поставщиками, партнерами, СМИ и государством). Корпоративные ценности создаются на основе Стратегического Видения организации, и предназначены для того, чтобы помочь компании и ее персоналу сконцентрировать все усилия на реализации своего предназначения и на воплощении своей Миссии.

Корпоративные ценности компании являются фундаментальными и неизменными (создаются на долгий период времени), и носят более перманентный характер, чем стратегия организации, или ее организационная структура. Конечно, в жизни все может измениться. Но если компания отказывается от своей Миссии и корпоративных ценностей, то чаще всего это означает исчезновение или полную трансформацию организации. («Мы осознали, что выбрали не ту Миссию….» или «Мы теперь разделяем другие корпоративные ценности» - такие основополагающие черты организации нельзя изменить в один момент). В то время как стратегия организации может корректироваться и пересматриваться гораздо чаще, в том случае, если руководители нашли более оптимальный способ достижения стратегических целей организации (например, достигнуть того же самого, но другим способом).

Как работают корпоративные ценности?

Когда у компании есть четкое Стратегическое Видение собственного будущего, которое разделяют все руководители и сотрудники, тогда возникает необходимость в том, чтобы иметь возможность быть нацеленными на общее дело, даже в той ситуации, когда кажется, что соседние подразделения занимаются какими-то неведомыми другим задачами. Каждое подразделение в организации несет ответственность за свой вклад в то, чтобы воплотить в реальность Стратегическое Видение.

Представьте, что одни сотрудники работают с полной самоотдачей, а другие преследуют лишь свои локальные цели. Такой внутренний саботаж можно часто встретить в компаниях с низким уровнем корпоративной культуры. Но когда Вы хотите быть твердо убеждены в том, что сделав максимально качественно свою работу, Вы можете рассчитывать на такой же результат от другого подразделения, тогда Вам не обойтись без какой-то общей ценности, которая бы помогала Вам объединить Ваши интересы. Такой корпоративной ценностью, в некоторых компаниях является Доверие!

Сотрудники компании, которые разделяют данную ценность, никогда не будут покрывать действия тех работников, которые сделали что-то, вопреки общепринятым корпоративным ценностям. И с другой стороны, опираясь на Доверие, как на корпоративную ценность, они будут открыто делиться информацией, и оказывать коллегам всю необходимую поддержку, потому что понимают и осознают, что «все мы в одной лодке». Корпоративные ценности работают там и тогда, когда необходимо принимать важные решения, распределять ресурсы компании, принимать или увольнять сотрудников, разрешать спорные ситуации с клиентами и с поставщиками.

Всех ситуаций не прописать в должностных инструкциях, и в положениях о взаимодействии между отделами. Поэтому именно корпоративные ценности являются тем мерилом, которые могут быть приняты за основу того или иного решения. Если решение, которое вы собираетесь принять, соответствует корпоративным ценностям Вашей компании, если оно приближает Вашу организацию к достижению ее Стратегического Видения, тогда Вы все делаете правильно. В противном случае, решения, идущие вразрез с корпоративными ценностями, рано или поздно приведут к негативным результатам, влияющим на работу всех остальных сотрудников.

«Именно ценности упорядочивают людей,

и побуждают их действовать сообща,

во имя общих интересов»,

К. Бланшар. «Ценностное управление»

Набор корпоративных ценностей определяет культуру и характер самой организации. И также, как и Видение и Миссия компании являются уникальными, корпоративные ценности компаний не могут быть одинаковыми. Сложившаяся корпоративная культура позволяет подходящим для нее сотрудникам сразу почувствовать себя как дома, «в своей тарелке», в группе увлеченных единомышленников. И напротив, каким бы ценным специалистом сотрудник не был, если ему не близки или не нравятся существующие ценности и принципы компании, то он будет мучиться внутренними противоречиями, и не сможет реализовать свой талант в этой организации на все 100%.

Организации будущего будут кардинально отличаться от тех компаний, которые существуют на рынках сейчас. Точно также, как предприятия сталелитейной промышленности в Англии отличаются, например, от британского представительства компании Google. Отношение к людям, функциональные обязанности, рабочие места, принципы руководства, все это трансформируется благодаря новым технологиям, и новым подходам современного менеджмента.

Линейные структуры будут разделяться, и исчезать, а им на смену придут матричные команды, мобильные офисы, проектные группы и сообщества людей, объединенных общими интересами и общими корпоративными ценностями. Ценности и идеология уже сейчас выходят на первый план! Сотрудники не хотят только деньги, они хотят участвовать в создании чего-то Великого! И при этом, хотят работать в такой организации, которая привлекла бы их своими корпоративными ценностями, под которыми они готовы подписаться, как под своими! Либо организация предлагает людям достойные корпоративные ценности, либо она обретает себя на угасание, текучку лучших кадров, и в конечном счете на гибель! Таков будет мир будущего! Его признаки уже начинают проявляться уже сейчас, и Миссия компании Vision Trainings заключается в том, чтобы способствовать его скорейшему наступлению! Будьте с нами!

Диагностика корпоративных ценностей

Многие наши клиенты задаются вопросами: «Что делать, если у нас в компании есть формальные корпоративные ценности, но им никто не следует?», «Что делать, если у нас нет и никогда не было сформулированных корпоративных ценностей?», «Можно ли изменить существующие корпоративные ценности?». Каждая из этих задач требует отдельного подхода. Ведь, даже если в компании корпоративные ценности существуют только на бумаге, то по факту каждый день многим сотрудникам приходится руководствоваться какими-то принципами, которые помогают объединить общие усилия, для достижения общего результата. Корпоративные ценности организации бывают двух видов: формальные и неформальные.

В случае, если формальные корпоративные ценности не принимаются большинством сотрудников (например, такие ценности, как: Проактивность, Открытые отношения, Взаимное уважение), то на передний план выходят неформальные корпоративные ценности (например, такие, как Видимость работы, Закрытость, Внутрикорпоративная борьба, Конкуренция за ресурсы).

Очень часто наличие неформальных ценностей в организации является большим откровением для топ-менеджмента компании. Ведь глядя с верхнего уровня на организацию, часто просто не видно какими ценностями и принципами руководствуется средний менеджмент, и тем более рядовые сотрудники. Для обнаружения подобных гэпов существуют специальные инструменты стратегической диагностики корпоративных ценностей организации, которые помогают понять, какими принципами руководствуются сотрудники на самом деле, и выявить их основные паттерны. После того, как текущая ситуация становится предельно ясна, и руководство имеет перед собой полную картину фактических корпоративных ценностей, можно переходить к следующему этапу работы, а именно к созданию (обновлению), формулировке новых корпоративных ценностей Вашей компании.

Алгоритм создания корпоративных ценностей

Для эффективного создания корпоративных ценностей организации, необходимо проделать следующие этапы работ (самостоятельно, либо при помощи бизнес-консультантов), и лишь пройдя по всем пунктам алгоритма создания корпоративных ценностей, можно быть твердо убежденными, что новые ценности компании будут работать, а не останутся забытыми через две недели.

Этап 1. Диагностика текущих корпоративных ценностей

Этап 2. Анализ стратегического видения и Миссии компании

Этап 3. Анализ стратегических целей компании

Этап 4. Анализ и оценка ключевых компетенций компании

Этап 5. Создание расширенного списка возможных корпоративных ценностей исходя из Видения, Миссии, Стратегических целей и Ключевых компетенций компании.

Этап 6. Привлечение персонала с разных уровней для работы со списком возможных ценностей.

Этап 7. Стратегическая сессия для формирования окончательного списка корпоративных ценностей.

Этап 8. Перевод каждой корпоративной ценности на уровень поведения (Что конкретно надо делать, чтобы быть, например, «Клиентоориентированным»? Какие действия осуществлять, чтобы проявлять Проактивность в своей работе? И так далее)

Этап 9. Утверждение финального списка корпоративных ценностей, декомпозированных на уровень поведения.

Этап 10. Самый долгий и трудный - Вовлечение персонала компании в осознание, принятие и следование корпоративным ценностям организации. Труднее всего приживается то, что людям преподносят извне. Если у Вас небольшая организация, то в работу над корпоративными ценностями лучше привлечь как можно больше сотрудников. В случае масштаба организации более чем 50-100 человек, следует вовлекать в эту работу представителей всех уровней организации, и опираться на самых опытных сотрудников, являющихся для своих коллег «лидерами мнений»

Компания Vision Trainings оказывает услуги по применению алгоритма создания корпоративных ценностей, как целиком, так и в рамках отдельных этапов. При наличии желания у представителей топ-менеджмента, и при поддержке экспертов из службы персонала, многие из этих этапов можно проделать самостоятельно, и привлекать консультантов только при финализировании списка корпоративных ценностей.

Применение корпоративных ценностей в бизнесе

Что первично цели или ценности? Если цели компании стоят во главе угла, то стоит ли достигать их любой ценой? Или есть ценности, которые Вам важнее, чем достижение целей? Заработать на миллион долларов больше важнее, чем оставить потребителей более удовлетворенными? Каждая компания сама отвечает на этот вопрос.

Одни декларируют красивые ценности, и легко жертвуют ими в угоду своей прибыли. Такие компании в долгосрочной перспективе обречены. Помните, потребители злопамятны! Другие лучше пожертвуют частью прибыли, но в спорных ситуациях с клиентами, примут решение на основе своих ценностей. И к таким организациям, клиенты будут возвращаться снова и снова.

Поэтому нельзя говорить о том, что корпоративные ценности должны соответствовать корпоративным целям, потому что ценности являются связующим звеном между Видением и Миссией компании, и ее стратегией. Если Миссия компании заключается в том, чтобы обманывать потребителей, тогда им достаточно любого списка красивых ценностей, которым они все равно не будут следовать. Конечно ни одна организация не будет писать о том, что «Наша Миссия и причина нашего существования в том, чтобы обманывать потребителей наиболее изощрёнными способами, и совершенствовать эту ключевую компетентность», но по факту таких компаний очень много, и своими действиями по отношению к потребителям, особенно своими условиями предоставления услуг - они показывают, что занимаются именно этим.


При разработке корпоративных ценностей, важно помнить, что они должны быть направлены как внутрь организации, так и наружу (должны затрагивать то что внутри, и то что вовне), а именно: ценности самой компании, принципы ее работы с партнерами, ее отношения к клиентам и персоналу, ее принципы развития. Поэтому работая над списком корпоративных ценностей, необходимо смотреть на нах под разными углами зрения, примеряя на себя должности тех или иных руководителей и сотрудников организации, а также задаваться вопросами:

Почему и для чего мы должны следовать этим ценностям?

Почему мне как работнику выгодно следовать этим ценностям?

Что будет если не следовать этим ценностям?

Как будет учитываться та или иная ценность при принятии решений?

Как нужно себя вести в соответствии с той или иной ценностью?

Во многих компаниях сотрудников материально и нематериально мотивируют только за достижение результата (объем продаж, объем работ, количество обработанных заказов). В случае внедрения системы корпоративных ценностей, необходимо также применять методы мотивации к тем сотрудникам, которые своим поведением продемонстрировали следование какой-либо из корпоративных ценностей компании (например, сделали для клиента больше, чем должны были, предотвратили возможный конфликт, в случае критической ситуации взяли на себя ответственность и нашли решение и т.д.)

Обучать сотрудников тому, как использовать ориентацию на корпоративные ценности в своей работе - лучше всего при помощи наиболее ярких примеров проявления корпоративных ценностей. Такие примеры необходимо найти из жизни, и поднять опыт разрешения различных ситуаций, конфликтов, или наоборот достижения побед и сверх результатов (найти благодаря каким ценностям это удалось). Для сравнения жизнеспособности Ваших корпоративных ценностей, мы выкладываем для Вас примеры того, как ценности прописаны в известных организациях.

И помните, внедрение корпоративных ценностей в сознание сотрудников, и закрепление их на уровне поведения возможно только через механизм вовлечения, через групповую работу или с помощью тренинга по корпоративным ценностям, который Вы можете заказать в нашей компании.


Остались вопросы по корпоративным ценностям? Хотите провести работу с корпоративными ценностями Вашей компании? Задайте нам вопрос, либо свяжитесь с нашими экспертами!

Есть вопрос по Ценностям?

Пример 1: Корпоративные ценности компании Адидас (Adidas):

Миссия компании Адидас (Adidas): Наша миссия — быть лидером среди мировых спортивных брендов. Мы достигаем лидерства, опираясь на наше видение - наша страсть к спорту делает мир лучше. Вся наша работа вдохновлена страстью к спорту, которая движет нами, позволяя совершенствовать себя и окружающий мир. Наши ценности - это принципы, по которым работает и живет каждый сотрудник компании.

Корпоративные ценности Адидас (Adidas):

1) Будь открыт

Мы открыто высказываем свое мнение и прислушиваемся к мнению других. Мы приветствуем нестандартные идеи и подходы и открыты всему новому.

2) Опирайся на факты

Мы используем только достоверную информацию и опираемся на факты, принимая решение или совершая действие.

3) Не веди политических игр

Мы действуем честно и открыто и всегда руководствуемся интересами компании и принципами корпоративной этики в своей работе.

4) Взаимодействуй

Мы работаем в одной команде, проявляем партнерство и всегда готовы оказать поддержку коллегам.

5) Будь эффективен

Мы делаем все возможное, чтобы добиться максимального результата. Мы не останавливаемся на достигнутом и всегда стремимся к большему.

Пример 2: Корпоративные ценности компании ZAPPOS

Миссия ZAPPOS: Жить с « WOW »-чувством и доставлять его клиентам.

По мере нашего роста как компании становится все важнее однозначно определить ключевые ценности Zappos, на базе которых мы развиваем корпоративную культуру, бренд и стратегию бизнеса. Компания растет, в нее приходит все больше новых сотрудников, поэтому мы должны быть уверены, что все они - единомышленники, действующие в соответствии с нашим представлением о том, какой должна быть Zappos.

Постепенно мы выстроим оценку эффективности сотрудников так, чтобы в значительной степени она основывалась на соответствии их решений ключевым ценностям Zappos.

Хотя в этих ключевых ценностях множество аспектов, наиболее важные для нас мы выделили в виде следующих десяти пунктов.

1. Вызывать «Вау!» -чувство нашим обслуживанием.

2. Принимать и поощрять изменения.

3. Создавать веселую и немного необычную атмосферу.

4. Любить приключения, творчески и нешаблонно мыслить.

5. Приветствовать рост и обучение.

6. Строить открытые и честные отношения посредством обмена информацией.

7. Создавать позитивный командный дух и семейную обстановку.

8. Делать больше меньшими средствами.

9. Быть увлеченными и решительными.

10. Быть скромными.

В идеале мы хотим, чтобы все десять ключевых ценностей отражались во всем, что мы делаем, включая наше взаимодействие друг с другом, с клиентами, с поставщиками и партнерами по бизнесу. Впереди нас ждет большая работа, и пройдет какое-то время, прежде чем эти десять ценностей по-настоящему проявятся в том, как мы думаем, как действуем и как общаемся. По мере роста могут меняться процедуры и стратегия, но нам хотелось бы, чтобы ценности оставались неизменными. Они всегда должны быть теми рамками, которые определяют все наши решения.

Пример 3:

Корпоративные ценности компании РЖД (Российские железные дороги)

Миссия компании РЖД (Российские железные дороги) состоит в удовлетворении рыночного спроса на перевозки, повышении эффективности деятельности, качества услуг и глубокой интеграции в евро-азиатскую транспортную систему. Миссия бренда РЖД: Мы - важнейшая часть глобальной системы движения людей, товаров и технологий. Мы работаем для клиентов, способствуем объединению народов, интегрируем Россию в единое экономическое пространство. Наши решения опираются на уникальную инфраструктуру, мастерство команды профессионалов высокого уровня и инновационные технологии.

Ценности бренда РЖД:

Мастерство - преемственность традиций позволяет передавать наши знания из поколения в поколение. Точность, безопасность и надежность во всем, что мы делаем, - результат постоянного развития и совершенствования наших умений и навыков. Наша преданность делу превращает знания и опыт в настоящее мастерство.

Целостность - понимание своей роли и следование общему долгу, активная жизненная позиция и работа на благо лучшего будущего во все времена служили нам опорой. Руководствуясь общими целями, мы несем единую ответственность за результаты нашего труда и принятые нами решения.

Обновление - постоянный поиск и внедрение в ежедневную практику самых передовых решений и технологий - залог нашего лидерства и стремления к совершенству. Мы умеем жить в постоянно меняющемся мире, мы открыты предоставляющимся возможностям и реализуем их.

Этические принципы ОАО "РЖД" представляют собой свод повседневных правил, следуя которым работники ОАО "РЖД" реализуют на практике требования корпоративных компетенций.

Десять основных этических принципов ОАО РЖД:

1. Работать на совесть.

2. Гордиться званием работника ОАО "РЖД".

3. Опираться на мастерство.

4. Ориентироваться на результат.

5. Принимать взвешенные решения.

6. Воспринимать себя частью целого.

7. Ставить на первое место человека.

8. Соблюдать коммерческие интересы ОАО "РЖД".

9. Быть лидером.

10. Стремиться к новому.

Пример 4: Корпоративные ценности компании «Сахалин Энерджи»


Миссия: «Компания «Сахалин Энерджи» стремится быть ведущим производителем энергоресурсов на мировом рынке. Мы строим свою деятельность на основе эффективного, надежного и безопасного производства, ответственного отношения к социальным и экологическим проблемам».

Видение: «Быть ведущим источником энергии для Азиатско-Тихоокеанского региона».

Мы убеждены, что ключевыми принципами работы коллектива должны быть доверие, открытость, профессионализм, командный дух и гордость за свое дело.

Персонал «Сахалин Энерджи» разделяет основные ценности компании:

1) Честность и добросовестность;

2) Уважение и забота о людях;

3) Индивидуальная ответственность при поддержке коллектива;

4) Профессионализм и постоянное совершенствование.

Эти ценности отражены в следующих стандартах и руководствах «Сахалин Энерджи»:

· Положение об общих принципах деятельности;

· Кодекс деловой этики;

· Политика устойчивого развития;

· Политика по правам человека;

· Процедура рассмотрения жалоб / изобличающей информации;

· Процедура урегулирования конфликта интересов;

· Процедура соблюдения законодательства в области противодействия взяточничеству и коррупции.


Мы рассмотрели с Вами четыре примера описания корпоративных ценностей известных компаний с давней историей (две иностранные и две российские компании). Что их объединяет? Если Вы внимательно посмотрите на их ценности, то найдете много общего, и с другой стороны каждый из примеров корпоративных ценностей показывает уникальность и неповторимый характер каждой компании.

Начните работу над корпоративными ценностями Вашей компании сегодня, и результаты от того, что Ваши сотрудники будут вдохновленно следовать новым корпоративным ценностям - не заставят себя долго ждать!

Мы будем рады Вам в этом помочь!



Статьи по теме: