Реализация наследственной информации. Генетический код (разработка урока, презентация). План-конспект урока по биологии (10 класс) на тему: Урок. Тема: «ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код»

Слайд 2

Код ДНК

  • В каждой клетке синтезируется несколько тысяч различных белковых молекул.
  • Белки недолговечны, время их существования ограничено, после чего они разрушаются.
  • Слайд 3

    • Информация о последовательности аминокислот в белковой молекуле закодирована в виде последовательности нуклеотидов в ДНК.
    • Кроме белков, нуклеотидная последовательность ДНК кодирует информацию о рибосомальных РНК и транспортных РНК.
  • Слайд 4

    Итак, последовательность нуклеотидов каким-то образом кодирует последовательность аминокислот. Все многообразие белков образовано из 20 различных аминокислот, а нуклеотидов в составе ДНК - 4 вида.

    Слайд 5

    • Если предположить, что один нуклеотид кодирует одну аминокислоту, то 4 нуклеотидами можно закодировать.
    • Если 2 нуклеотида кодируют одну аминокислоту, то количество кодируемых кислот возрастает до...
  • Слайд 6

    • Значит, код ДНК должен быть триплетным. Было доказано, что именно три нуклеотида кодируют одну аминокислоту, в этом случае можно будет закодировать 43 - 64 аминокислоты.
    • А так как аминокислот всего 20, то некоторые аминокислоты должны кодироваться несколькими триплетами.
  • Слайд 7

    Код ДНК. Транскрипция

  • Слайд 8

    Таблица генетического кода

  • Слайд 9

    Слайд 10

    Код ДНК. Транскрипция

    • Триплетность. Каждая аминокислота кодируется триплетом нуклеотидов – кодоном.
    • Однозначность. Кодовый триплет, кодон, соответствует только одной аминокислоте.
    • Вырожденность (избыточность). Одну аминокислоту могут кодировать несколько (до шести) кодонов.
    • Универсальность. Генетический код одинаков, одинаковые аминокислоты кодируются одними и теми же триплетами нуклеотидов у всех организмов Земли.
  • Слайд 11

    • Неперекрываемость. Последовательность нуклеотидов имеет рамку считывания по 3 нуклеотида, один и тот же нуклеотид не может быть в составе двух триплетов.
    • Наличие кодона-инициатора и кодонов-терминаторов.
    • Из 64 кодовых триплетов 61 кодон - кодирующие, кодируют аминокислоты, а 3 - бессмысленные, не кодируют аминокислоты, терминирующие синтез полипептида при работе рибосомы (УАА, УГА, УАГ). Кроме того, есть кодон - инициатор (АУГ) - метиониновый, с которого начинается синтез любого полипептида.
  • Слайд 12

    Реакции матричного синтеза

    • Реакции матричного синтеза – особая категория химических реакций, происходящих в клетках живых организмов.
    • Во время этих реакций происходит синтез полимерных молекул по плану, заложенному в структуре других полимерных молекул-матриц.
    • На одной матрице может быть синтезировано неограниченное количество молекул-копий.
  • Слайд 13

    • репликация,
    • транскрипция,
    • трансляция,
    • обратная транскрипция.

    Репликация - процесс самоудвоения молекулы ДНК.

    Слайд 14

    • репликация,
    • транскрипция,
    • трансляция,
    • обратная транскрипция.

    Транскрипция - процесс синтеза молекулы информационной (матричной)РНК на матрице ДНК.

    Слайд 15

    • репликация,
    • транскрипция,
    • трансляция,
    • обратная транскрипция.

    Трансляция - процесс синтеза белка на матрице и-РНК.

    Слайд 16

    • репликация,
    • транскрипция,
    • трансляция,
    • обратная транскрипция.

    Обратная транскрипция – процесс синтеза ДНК на матрице вирусной РНК.

  • Слайд 17

    Центральная догма молекулярной биологии

  • Слайд 18

    Строение гена эукариот

    • В ДНК одна цепь кодирует последовательность аминокислот, другая, комплементарная ей, не кодирует аминокислоты.
    • Начало гена принято изображать на рисунке слева, на 3" конце кодирующей цепи. Перед геном находится промотор – последовательность нуклеотидов, с которой соединяется фермент РНК-полимераза.
  • Тип урока - комбинированный

    Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, объясни-тельно-иллюстративный.

    Цель:

    Формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции;

    Умения давать аргументированную оценку новой информации по биоло-гическим вопросам;

    Воспитание гражданской ответственности, самостоятельности, инициативности

    Задачи:

    Образовательные : о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

    Развитие творческихспособностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

    Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем

    Личностные результаты обучения биологии :

    1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

    2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

    Метапредметные результаты обучения биологии:

    1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

    2. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;

    3. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и

    оценивать информацию;

    Познавательные : выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

    Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

    Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

    Технологии: Здоровьесбережения, проблем-ного, раз-вивающего обучения, групповой деятельно-сти

    Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

    Ход урока

    Что такое генетический код: общие сведения

    Задачи

    Продолжить формирование знаний об инфор-мационной роли в клетке нуклеиновых кислот, раскрыв особенности строения молекул РНК;

    Охарактеризовать виды РНК: транспортной, информационной, строение этих молекул и функ-ции в клетке.

    Добиться "понимания и усвоения учащимися сущности генетического кода, его свойств: специ-фичности/ универсальности; углубить знания о молекулах РНК.

    Основные положения

    Важнейшим событием добиологической эволюции явля-ется возникновение генетического кода в виде последова-тельности кодонов РНК, а затем и ДНК, которая оказалась способной сохранять информацию о наиболее удачных ком-бинациях аминокислот в белковых молекулах.

    Появление первых клеточных форм ознаменовало нача-ло биологической эволюции, начальные этапы которой ха-рактеризовались появлением эукариотических организмов, полового процесса и возникновением первых многоклеточ-ных организмов.

    РНК — так же, как ДНК, представляет собой полимер, мономером которого нуклеотиды, только вместо тимина в РНК присутствует урацил, а вместе дезоксирибозы — рибоза.

    РНК переносит информацию о последовательности аминокислот в белках, т. е. о структуре белков, от хромосом к месту их с участвует в синтезе белков» Существуют несколько сколько видов одно цепочечных РНК. Их названия обусловлены выполняемой или местонахождением.

    Каждой аминокислоте в полипептид почке соответствует комбинация из трёх нуклеотидов — триплет.

    Привлеките внимание учащихся к особенностям строения молекул РНК вирусов, подчеркните их двуцепочечность в отличие от одноцепочечности эукариотических клеток

    1.Особенности строения рибонуклеиновых кислот

    2.Локализация нуклеиновых кислот в клетке

    3.Участие РНК в реализации генетической информации

    4.Генетический код

    5.Избыточность кода

    6.Специфичность кода

    В любой клетке и организме все особенности анатомического, морфологического и функционального характера определяются структурой белков, которые входят в них. Наследственным свойством организма является способность к синтезу определенных белков. В молекуле ДНК аминокислоты расположены в полипептидной цепочке, от которой зависят биологические признаки. Для каждой клетки характерна своя последовательность нуклеотидов в полинуклеотидной цепи ДНК. Это и есть генетический код ДНК. Посредством его записывается информация о синтезе тех или иных белков.

    Немного истории

    Идея о том, что, возможно, генетический код существует, была сформулирована Дж.Гамовым и А.Дауном в середине двадцатого столетия. Они описали, что последовательность нуклеотидов, отвечающая за синтез определенной аминокислоты, содержит по меньшей мере три звена. Позже доказали точное количество из трех нуклеотидов (это единица генетического кода), которое назвали триплет или кодон. Всего нуклеотидов насчитывается шестьдесят четыре, потому что молекулы кислот, где происходит синтез белка или РНК, состоит из остатков четырех различных нуклеотидов. -

    Что такое генетический код

    Способ кодирования последовательности белков аминокислот благодаря последовательности нуклеотидов характерен для всех живых клеток и организмов. Вот что такое генетический код. В ДНК есть четыре нуклеотида: аденин - А; гуанин - Г; цитозин - Ц; тимин - Т. Они обозначаются заглавными буквами латинскими или (в русскоязычной литературе) русскими. В РНК также присутствуют четыре нуклеотида, однако один из них отличается от ДНК: аденин - А; гуанин - Г; цитозин - Ц; урацил - У. Все нуклеотиды выстраиваются в цепочки, причем в ДНК получается двойная спираль, а в РНК — одинарная. Белки строятся на двадцати аминокислотах, где они, расположенные в определенной последовательности, определяют его биологические свойства.

    Свойства генетического кода.

    Триплетность. Единица генетического кода состоит из трех букв, он триплетен. Это означает, что двадцать существующих аминокислот зашифрованы тремя определенными нуклеотидами, которые называются кодонами или трилпетами. Существуют шестьдесят четыре комбинации, которые можно создать из четырех нуклеотидов. Этого количества более чем достаточно для того, чтобы закодировать двадцать аминокислот. Вырожденность. Каждая аминокислота соответствует более чем одному кодону, за исключением метионина и триптофана. Однозначность. Один кодон шифрует одну аминокислоту. Например, в гене здорового человека с информацией о бета-цели гемоглобина триплет ГАГ и ГАА кодирует глутаминовую кислоту. А у всех, кто болен серповидноклеточной анемией, один нуклеотид заменен. Коллинеарность. Последовательность аминокислот всегда соответствует последовательности нуклеотидов, которую содержит ген. Генетический код непрерывен и компактен, что означает то, что он не имеет «знаков препинания». То есть, начинаясь на определенном кодоне, идет непрерывное считывание. К примеру, АУГГУГЦУУААУГУГ будет считываться как: АУГ, ГУГ, ЦУУ, ААУ, ГУГ. Но никак не АУГ, УГГ и так далее или как-то еще иначе. Универсальность. Он един абсолютно для всех земных организмов, от людей до рыб, грибов и бактерий.

    Таблица

    В представленной таблице присутствуют не все имеющиеся аминокислоты. Гидроксипролин, гидроксилизин, фосфосерин, иодопроизводных тирозина, цистин и некоторые другие отсутствуют, так как они являются производными других аминокислот, кодирующихся м-РНК и образующихся после модификации белков в результате трансляции. Из свойств генетического кода известно, что один кодон способен кодировать одну аминокислоту. Исключением является выполняющий дополнительные функции и кодирующий валин и метионин, генетический код. ИРНК, находясь в начале с кодоном, присоединяет т-РНК, которая несет формилметион. По завершении синтеза он отщепляется сам и захватывает за собой формильный остаток, преобразуясь в остаток метионина. Так, вышеупомянутые кодоны являются инициаторами синтеза цепи полипептидов. Если же они находятся не в начале, то ничем не отличаются от других. -

    Генетическая информация

    Под этим понятием подразумевается программа свойств, которая передается от предков. Она заложена в наследственности как генетический код. Реализуется при синтезе белка генетический код РНК (рибонуклеиновыми кислотами): информационной и-РНК; транспортной т-РНК; рибосомальной р-РНК. Информация передается прямой связью (ДНК-РНК-белок) и обратной (среда-белок-ДНК). Организмы могут получать, сохранять, передавать ее и использовать при этом наиболее эффективно. Передаваясь по наследству, информация определяет развитие того или иного организма. Но из-за взаимодействия с окружающей средой реакция последнего искажается, благодаря чему и происходит эволюция и развитие. Таким образом в организм закладывается новая информация. -

    Вычисление закономерностей молекулярной биологии и открытие генетического кода проиллюстрировали то, что необходимо соединить генетику с теорией Дарвина, на основе чего появилась синтетическая теория эволюции — неклассическая биология. Наследственность, изменчивость и естественный отбор Дарвина дополняются генетически определяемым отбором. Эволюция реализуется на генетическом уровне путем случайных мутаций и наследованием самых ценных признаков, которые наиболее адаптированы к окружающей среде.

    Расшифровка кода у человека

    В девяностых годах был начат проект Human Genome, в результате чего в двухтысячных были открыты фрагменты генома, содержащие 99,99% генов человека. Неизвестными остались фрагменты, которые не участвуют в синтезе белков и не кодируются. Их роль пока остается неизвестной.

    Последняя открытая в 2006 году хромосома 1 является самой длинной в геноме . Более трехсот пятидесяти заболеваний, в том числе рак, появляются в результате нарушений и мутаций в ней. Роль подобных исследований трудно переоценить. Когда открыли, что такое генетический код, стало известно, по каким закономерностям происходит развитие, как формируется морфологическое строение, психика, предрасположенность к тем или иным заболеваниям, обмен веществ и пороки индивидов.

    Вопросы для обсуждения

    Что является наследственным материалом у некоторых вирусов, не содержащих ДНК? Как происходит реализация наследственной инфор-мации у них?

    Каковы свойства генетического кода?

    Каковы пути передачи наследственной ин-формации в биологических системах?

    Какова сущность процесса передачи наслед-ственной информации из поколения в поколе-ние и из ядра в цитоплазму, к месту синтеза белка?

    Генетический код . Транскрипция

    Гены , ДНК и хромосомы

    Что такое гены ?

    Хостинг презентаций

    Урок по общей биологии.

    Тема: «ДНК – носитель наследственной информации.

    Генетический код».

    Цель урока : закрепить знания о строении ДНК и РНК, изучить понятие ген, генетический код, его свойства.

    Оборудование: таблица “Строение животной клетки”, “Белки”, модель ДНК, мультимедийная установка, презентация в Power Point.

    Ход урока

    1. Орг. момент ……………………………………………………………………1-2 мин.

    2. Основная часть: …………………………………………………………….... 30 мин.

    2.1 Повторение раннее изученного: ………………………………………….…. 12 мин

    2.2 Изучение нового материала: ……………………………….…………………18 мин

    3. Закрепление …………………………………………………………………….8 мин

    2.1. Повторение ранее изученного

    Вопросы к ученикам:

    1. Что такое белки?
    2. Что является мономерами всех природных белков? (20 аминокислот).
    3. Вспомните, какие функции выполняют белки? (Назовите особенности строения нуклеиновых кислот)
    4. Вспомните, где содержатся молекулы ДНК в клетках растений и животных?
    5. Что такое комплементарность?
    6. Назовите виды РНК.

    2.2. Изучение нового материала

    Все свойства любого организма определяются его белковым составом. Причем структура каждого белка определяется последовательностью аминокислотных остатков. Следовательно, в итоге наследственная информация, которая передается из поколения в поколение, должна содержать сведения о первичной структуре белков.

    Генетическая информация – это информация о строении всех белков организма заключенная в молекулах ДНК.

    Ген – это участок молекулы ДНК, кодирующий первичную структуру одной полипептидной цепи. В ДНК заложена информация о первичной структуре белка.

    Генетический код – набор сочетаний трех нуклеотидов, кодирующих 20 типов аминокислот, входящих в состав белков.

    Свойства генетического кода:

    • Код триплетен. Каждой АК (аминокислоте) соответствует участок цепи ДНК, и соответственно, и-РНК из трех рядом стоящих нуклеотидов. В настоящее время генетический код полностью расшифрован и составлена карта, то есть известно, какие триплеты соответствуют той или иной аминокислоте из 20, входящих в состав белков.
    • Код однозначен. Каждый кодон шифрует только одну АК.
    • Код избыточен (специфичен). Это означает, что каждая АК шифруется более чем одним кодоном (за исключением метионина и триптофана). ДНК состоит из 4 разных видов нуклеотидов, а наименьшей структурной единицей гена является триплет нуклеотидов. Поэтому число возможных комбинаций равно 43 = 64. Разных же аминокислот только 20. Таким образом, различных триплетов нуклеотидов с избытком хватает для кодирования всех аминокислот.
    • Код не перекрывается. Любой нуклеотид может входить в состав только одного триплета.
    • Между генами имеются “знаки препинания”. Из 64 триплетов –У-А-А, У-А-Г, У-Г-А не кодируют АК (рассмотреть в учебнике таблицу генетического кода). Эти триплеты – сигналы окончания синтеза полипептидной цепи. Необходимость в наличии данных триплетов объясняется тем, что в ряде случаев на и-РНК осуществляется синтез нескольких полипептидных цепей, и для отделения их друг от друга используются эти триплеты.
    • Код универсален. Генетический код един для всех живущих на Земле живых организмов.

    3. Закрепление:

    Выполнение упражнений по рабочей тетради. (Рабочая тетрадь к учебникам Захарова В.Б., Сухова Т.С. и др.)

    Домашнее задание. § 2.10 с. 73–75, учебника В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой 10 класс «Биология. Общая биология», конспект урока.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Тема: «ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код»

    Структурная Каталитическая (Б-ферменты) Регуляторная (Б-гормоны) Сократительная Транспортная Защитная Запасная Энергетическая Ф У Н К Ц И И Б Е Л К А

    Строение НК РНК ________________________________ ДНК Азотистое основание (А, Г, Ц, У) Остаток ФК Углевод – рибоза Азотистое Основание (А, Г, Ц, Т) Углевод – дезоксирибоза Остаток ФК

    В хромосомах ядра

    Комплементарность - пространственная взаимодополняемость молекул или их частей, приводящая к образованию водородных связей. Комплементарные структуры подходят друг к другу как «ключ с замком» (А+Т)+(Г+Ц)=100%

    Генетическая информация – это информация о строении всех белков организма заключенная в молекулах ДНК 1 ген = 1 молекула белка

    Виды РНК В клетке имеется несколько видов РНК. Все они участвуют в синтезе белка. Транспортные РНК (т-РНК) - это самые маленькие по размерам РНК. Они связывают АК и транспортируют их к месту синтеза белка. Информационные РНК (и-РНК) - они в 10 раз больше тРНК. Их функция состоит в переносе информации о структуре белка от ДНК к месту синтеза белка. Рибосомные РНК (р-РНК) - имеют наибольшие размеры молекулы, входят в состав рибосом.

    Ген – это участок молекулы ДНК, кодирующий первичную структуру одной полипептидной цепи Генетический код – набор сочетаний трех нуклеотидов, кодирующих 20 типов аминокислот, входящих в состав белков.

    Одна аминокислота закодирована тремя нуклеотидами (один кодон). АЦТ АГЦ ГАТ Триплет, кодон ген АК1 АК2 АК3 белок Свойства генетического кода: Код триплетен. Каждой АК соответствует участок цепи ДНК, и соответственно, и-РНК из трех рядом стоящих нуклеотидов.

    Код однозначен. Каждый кодон шифрует только одну АК. Код избыточен. Это означает, что каждая АК шифруется более чем одним кодоном (за исключением метионина и триптофана). Код неперекрывающийся. Любой нуклеотид может входить в состав только одного триплета. Между генами имеются «знаки препинания» (полярность). Из 64 триплетов –У-А-А, У-А-Г, У-Г-А не кодируют АК. Код универсален. Генетический код един для всех живущих на Земле живых организмов.

    Домашнее задание Конспект урока Подготовить сообщение: «Генетический код».

    Решение задач 1) Пользуясь таблицей генетического кода ДНК, определите, какие АК кодируются триплетами: ЦАТ, ТТТ, ГАТ. 2) Используя таблицу генетического кода, нарисуйте участок ДНК, в котором закодирована информация о следующей последовательности аминокислот в белке: - аланин – аргинин – валин – глицин – лизин.


    На этом уроке мы узнаем о значении биосинтеза белков для живых организмов, о двух этапах биосинтеза белков в клетке, транскрипции и трансляции, покажем, как последовательность нуклеотидов в ДНК кодирует последовательность аминокислот в полипептиде. Также дадим характеристику генетическому коду и основным его свойствам с позиций единства происхождения всех живых организмов Земли, рассмотрим особенности транскрипции у эукариот.

    Транскрипция - механизм, с помощью которого последовательность оснований в одной из цепей молекулы ДНК «переписывается» в комплементарную ей последовательность оснований иРНК.

    Для транскрипции необходимо присутствие фермента РНК-полимеразы. Так как в одной молекуле ДНК может находиться множество генов, очень важно, чтобы РНК-полимераза начала синтез информационной РНК со строго определенного места ДНК, иначе в структуре иРНК будет записана информация о белке, которого нет в природе (не нужный клетке). Поэтому в начале каждого гена находится особая специфическая последовательность нуклеотидов, называемая промотором (см. Рис. 7). РНК-полимераза «узнает» промотор, взаимодействует с ним и, таким образом, начинает синтез цепочки иРНК с нужного места. Фермент продолжает синтезировать иРНК, присоединяя к ней новые нуклеотиды, до тех пор пока не дойдет до очередного «знака препинания» в молекуле ДНК - терминатора . Это последовательность нуклеотидов, указывающая на то, что синтез иРНК нужно прекратить.

    Рис. 7. Синтез иРНК

    У прокариот синтезированные молекулы иРНК сразу же могут взаимодействовать с рибосомами и участвовать в синтезе белка. У эукариот иРНК вначале взаимодействует с ядерными белками и через ядерные поры выходит в цитоплазму, где она взаимодействует с рибосомами, и осуществляется биосинтез белка.

    Рибосомы бактерии отличаются от рибосом эукариотических клеток. Они мельче и содержат более простой набор белков. Это широко используется в клинической практике, так как существуют антибиотики, которые избирательно взаимодействуют с белками рибосом прокариот, но никак не действуют на белки эукариотических организмов. При этом бактерии либо гибнут, либо их рост и развитие останавливается.

    Существуют антибиотики, которые избирательно воздействуют на один из этапов синтеза белка, например на транскрипцию. К ним относятся рифамицины, продуцентом которых являются актиномицеты рода Streptomyces. Лучшим антибиотиком из этого класса является Рифампицин.

    Список литературы

    1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10-11 класс Дрофа, 2005.
    2. Биология. 10 класс. Общая биология. Базовый уровень / П.В. Ижевский, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина и др. - 2-е изд., переработанное. - Вентана-Граф, 2010. - 224 стр.
    3. Беляев Д.К. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. - 11-е изд., стереотип. - М.: Просвещение, 2012. - 304 с.
    4. Агафонова И.Б., Захарова Е.Т., Сивоглазов В.И. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. - 6-е изд., доп. - Дрофа, 2010. - 384 с.
    1. Bio-faq.ru ().
    2. Biouroki.ru ().
    3. Youtube.com ().
    4. Sbio.info ().

    Домашнее задание

    1. Вопросы 1, 2 в конце параграфа 26 (стр. 101) Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. «Общая биология», 10-11 класс ()
    2. Какова роль фермента РНК-полимераза в процессе синтеза и-РНК?
    3. Что такое промотор и какова его роль при синтезе иРНК?
    4. Что такое терминатор и какова его роль при синтезе иРНК?
    5. Какова дальнейшая судьба синтезированной иРНК в клетке прокариот и эукариот?


    Статьи по теме: