I.структура личности. влияние особенностей военной службы на личность. Современные проблемы науки и образования Толерантная личность в экстремальных условиях военной службы

Читайте также:
  1. I блок 9. Профессиональное становление личности. Условия эффективного профессионального самоопределения.
  2. I. Военная служба как особый вид государственной службы
  3. II. Влияние начальной концентрации Н2О2 на период полупревращения. Определение порядка реакции.
  4. II. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ.
  5. IX. Основные направления государственной политики в области военной безопасности.
  6. Административно-правовой статус государственных служащих и порядок прохождения ими службы
  7. Административные преобразования в начале XIX в России и их влияние на развитие капитализма. Александр I. Реформы М.М. Сперанского и их последствия.
  8. Активизация международных общественных движений антивоенной направленности

В деятельности офицера-командира и воспитателя- главное- работа с людьми. В ней обнаруживается ряд взаимосвязанных неразрывных направлений: руководство воинскими коллективами в дни мирной учебы и в боевой обстановке, обучение и воспитание личного состава. Все эти процессы весьма сложны и динамичны, но управляемы. Они подчиняются определенным закономерностям, которые вскрывают общественные науки - педагогика, психология и другие. Основой успеха воспитательной работы с людьми и коллективами, всесторонней подготовки их к ведению боевых действий является высокая подготовленность офицерских кадров.

В Вооруженных Силах России сегодня идут глубокие перемены. Медленно, болезненно, трудно, но военная реформа постепенно меняет существо наших армий и флота, делает их более гибкими, мобильными, соответствующими требованиям времени. Важнейшей составной частью этого процесса стала реформа системы работы с личным составом. Почему? Прежде всего, потому, что в центре военного строительства был и остается человек, его взгляды, убеждения, действия и поступки. По сути дела, все остальные сферы жизнедеятельности войск и сил флота - производные от результатов процесса воинского воспитания.

Человек, вступающий в общение с другими людьми с помощью языка, становится личностью-субъектом познания и активного преобразования действительности.

Факт принадлежности к человеческому роду фиксируется в понятии "индивид". Индивидом мы можем назвать и взрослого, нормального человека, и новорожденного, и дефективного человека, не способного усвоить язык и простейшие навыки. Однако только первый из них является личностью, то есть социальным существом, включенным в общественные отношения и являющимся деятелем общественного развития. Появляясь, на свет как индивид, человек становится личностью, еще в раннем детстве включаясь в определенную исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека социальной группе создает такое переплетение отношений, складывающихся преимущественно независимо, от воли и сознания индивида, которое формирует его как личность. Однако было бы неправильно считать личность пассивным продуктом социальной среды и не видеть в ней активного деятеля, процесс усвоения социального опыта осуществляется через посредство внутреннего мира личности, в котором выражаемое отношение человека к тому, что он делает и что делается с ним. Активность проявляется в характерных для личности мотивах поведения, установках и способах действия, шире - в многообразной деятельности, направленной на преобразование окружающей действительности. Активность личности находит выражение в жизненной позиции, которую человек занимает, осознавая свое положение и место в жизни.



Одна из наиболее характерных сторон личности человека - ее индивидуальность, под которой понимается неповторимое сочетание психологических особенностей личности. Сюда относятся характер, темперамент, особенности протекания психических процессов, совокупность преобладающих чувств и мотивов деятельности, сформировавшиеся способности и мастерство. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей - личность человека неповторима в своей индивидуальности. Вот почему личность - это, прежде всего живой конкретный человек со своими достоинствами и недостатками, со своими сильными и слабыми сторонами, порожденными его активным участием в жизни общественные, коллектива, воспитанием и обучением.



Место, которое занимает личность в общественной жизни, не может быть определено строго однозначно. Этот факт был эмпирически установлен в давние времена и нашел отражение, в частности, в истории происхождения понятия "личность", первоначально обозначавшего маску актера, а затем и самого актера. В зависимости от сценического действия маски менялись. Очевидно, было подмечено, что человек в различных обстоятельствах изменяет свой облик и ведет себя неодинаково. Это обстоятельство фиксирует и современная психология. Входя в различные группы в обществе, один и тот же человек в различных условиях играет противоположные по содержанию роли.

Очень часто человек выявляет сходные качества в различных ситуациях и роли, которые он берет на себя в семье, на службе, в общественной работе, спортивном соревновании и т.п., в значительной степени созвучны друг другу, не противоречат, а скорее, совпадают. Последнее является одним из показателей цельности личности в отличие от ее противоречивости, аморфности, показателем которой служит множественность и полярность психологических ролей, в различных обстоятельствах, выполняемых человеком. При этом, как бы ни были разнообразны функции и социальные роли, которые берет на себя человек в различных группах общественные, и как бы ни была многозначна характеристика его места в жизни, всегда сохраняется возможность дать адекватную характеристику его личности, не только выяснив основные роли, жизненные позиции, мотивы, а которых наиболее полно проявляется его индивидуальность, но, прежде всего, определив его отношение к производству и потреблению материальных благ, то есть, выяснив место человека в классовой структуре общества.

Психологический склад личности, сочетание психологических особенностей образуют у каждого конкретного человека устойчивое единство, которое может рассматриваться как относительное постоянство психического оклада личности. При непрерывном изменении психических состояний, при наличии изменений поведения, связанных с теми ролями, которые берет на себя человек в различных социальных группах и жизненных различных ситуациях, при изменениях, связанных с возрастным развитием и т.д., психологический склад личности остается в известной мере постоянным. Эта устойчивость связана с известным постоянством совокупности общественных отношений, в которые включен человек и которые конституируют личность, с условиями его жизни, особенностями физического облика и т.д. Однако отмеченное постоянство относительно. Изменения психического склада личности выявлены в многочисленных исследованиях психологов. Эти изменения являются следствием тех изменений, которые происходят в условиях существования человека и его деятельности и обусловлены, прежде всего, процессом общественного воспитания.

Совершенно очевидно, что процесс формирования таких качеств, как верность долгу, профессионализм, дисциплинированность, чувство товарищества занимает много времени. Тем более что становление личности военнослужащего проходит в несколько этапов: первый - когда изучают основы военной службы, второй и третий- время приобретения профессиональных навыков, и в оставшееся время их совершенствование. На каждом из них ставятся общие и конкретные цели и задачи, определяемые как логикой воспитательного процесса в целом, так и частной логической моделью деятельности, свойственной определенному периоду службы.

На первом этапе самое главное, как свидетельствует анализ результатов исследований, изучить личность воина. Это, прежде всего, уровень развития тех его качеств, которые позволят ему овладеть специальностью, а также развить любовь к армии, чувство локтя и товарищества, верность присяге. В дальнейшем работа офицера сводится к "блокированию" и нейтрализации плохих привычек и ошибочных взглядов. Помочь адаптироваться к специфике службы, сформировать интерес к новому делу - вот те задачи, которые стоят перед командиром на этом этапе.

Одним из важных этапов воспитания является период адаптации. Интересы службы требуют, чтобы в войсках он приходился на первые полгода. В противном случае усложняется процесс профессионального совершенствования.

Как показывает практика, первое время молодые люди сильно тоскуют по дому. Учитывая это, опытные командиры предоставляют им возможность связаться с родителями, побыстрее наладить переписку. Затем важно развивать у вновь прибывших необходимые качества, которые позволят успешно преодолевать тяготы службы и армейской жизни. Именно такая целенаправленная работа помогает солдату изменить негативную установку на службу, вызывает желание преодолевать все трудности.

Наивно полагать, что у военнослужащего можно сразу воспитать чувство долга или, к примеру, добиться психологической устойчивости. Тут важно хорошо представлять, как этого добиться. Понимать особенности психики и психологии человека и в соответствии с этим отроить воспитательную деятельность на каждом этапе.

Что же подразумевается, когда речь заходит о психологической подготовке личного состава? Под этим термином принято понимать систему мероприятий по формированию у военнослужащих и воинских коллективов психологических качеств, необходимых для выполнения боевых задач. Она не является отдельным предметом обучения. Это комплекс специальных мер органически включенных в учебный процесс и повседневную службу, посредством которых достигается максимальное соответствие между качествами личности и коллектива, элементами их боевого мастерства и реальными требованиями современного боя.

Основу психологической подготовки составляют плановые занятия и учения, максимально приближенные к реальному бою с применением всех средств вооруженной борьбы. В конечном счете, надо добиться такого положения, чтобы каждый военнослужащий отчетливо понимал, что любая опасность в ходе боевой учебы, вызывающая состояние внутренней напряженности, обязательно окажется на его последующих действиях. И не только в отрицательном плане. Нередко она вызывает необходимую активизацию психических процессов, ранее приобретенных знаний и навыков, повышает готовность к борьбе в критических ситуациях.

Основные задачи психологической подготовки:

1. Формировать физическую и психологическую выносливость военнослужащих, готовить их к преодолению различных трудностей воинской службы, к действиям в экстремальных условиях с превосходящим по силе противником.

2. Вырабатывать и закреплять у воинов эмоционально-волевую устойчивость и такие качества, как мужество, отвага, боевая активность, упорство, способность противостоять страху и панике.

3. Развивать социально-психологическую сплоченность военнослу­жащих на основе войскового товарищества, взаимопомощи в бою, а также безусловного выполнения приказов командиров.

Общая психологическая подготовка предполагает закалку личного состава в соответствии с требованиями современного общевойскового боя. В ее основе лежит сознательное отношение военнослужащих к тем испытаниям, с которыми они столкнутся в реальной обстановке. При этом непременным условием является знание морально-психологического облика, боевых возможностей подразделений вероятного противника и способов вооруженной борьбы с ним.

Основными видами современной воинской деятельности являются боевая и учебно-боевая деятельность.

Боевая деятельность - это вид воинской деятельности, который осуществляется в условиях боя, войны. Бой для воина - всегда экстремальная ситуация. В нём, как ни в одном виде повседневной деятельности, неизмеримо возрастает значение эмоционально-волевых качеств человека, на основе которых формируются морально-боевые качества воина. В бою цена недостатка силы, ловкости, выносливости, замедленной реакции, ошибки в действиях - жизнь и невыполненная боевая задача.

Отважный белорусский лётчик дважды Герой Советского Союза С. И. Грицевец в боях с японскими милитаристами на реке Халхин-Гол проявил не только исключительное лётное мастерство, сбив 12 самолётов противника, но и высочайшие морально-боевые качества. В одном из воздушных боёв он обнаружил, что самолёт его командира подбит, а сам командир оказался на вражеской территории. Несмотря на крайний риск, Грицевец, не колеблясь, принял решение: спасать командира. В следующие мгновения всё уже решали воля, хладнокровие и мастерство лётчика. Он посадил самолёт на изрытую воронками площадку и буквально втиснул своего командира в одноместную кабину. На виду у опешивших солдат противника Грицевец развернул машину против ветра и с двойной нагрузкой поднялся в воздух.

В основе победы советского народа над фашистской Германией в годы Великой Отечественной войны лежат высокие эмоционально-волевые и морально-боевые качества советских воинов, партизан, подпольщиков.

Чтобы выжить и победить в бою, в мирное время воины учатся, закаляют свою волю, совершенствуют физические качества.

Учебно-боевая деятельность - вид воинской деятельности, который осуществляется с целью подготовки личного состава к боевым действиям в условиях войны. В мирное время этот вид деятельности является ведущим.

Определяющее воздействие на формирование моральнобоевых качеств воинов оказывают тактическая, огневая, техническая, специальная, физическая, строевая подготовка. Один из принципов боевой подготовки личного состава в мирное время - учить войска тому, что необходимо на войне.

На тактических и тактико-специальных учениях, учениях с боевой стрельбой в обстановке, максимально приближенной к боевой, воины учатся мужественно преодолевать трудности походно-полевой обстановки, действовать в экстремальных условиях, закаляются морально, психологически и физически, овладевают на практике наукой побеждать сильного, технически оснащённого противника. На учениях воины днём и ночью, в любую погоду совершают в заданном темпе длительные марши, форсируют водные преграды, ведут учебно-боевые действия, практически выполняют весь комплекс своих функциональных обязанностей. В ходе учебно-боевой деятельности, таким образом, воины осуществляют идеомоторную тренировку - реально в боевой учёбе всё, и только противник «условный».

Вот фрагмент учебно-боевой деятельности одного из подразделений нашей армии. В наступательном бою, заменив офицера, гвардии сержант Игорь Бережной командовал танковым взводом. На рубеже развёртывания во взводные колонны танки уткнулись в болото. Повернуть назад нельзя. Цепкий взгляд Игоря скользнул по болоту. Везде остролист, рогоз, камыш - признак топи. И только в одном месте поблёскивало небольшое зеркало воды, не затянутое тиной. Там, возможно, есть родники, а значит, и дно должно быть твёрдым. «Надо проверить», - решил Бережной и шагнул в болото. Студёная вода обжигала тело, доходила до горла. Но он преодолел водный участок до конца и убедился, что дно прочное, танки пройдут. И они прошли! Взвод гвардии сержанта Бережного своевременно вышел на рубеж атаки.

Юношей в ходе допризывной подготовки ещё не учат всему, что необходимо в армии, но у них развивают эмоционально-волевые и физические качества, которые в любой деятельности полезны, а в военной - необходимы.

Специфика жизни и быта военнослужащих срочной службы . Для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, специфична не только боевая и учебно-боевая деятельность. Новыми для них становятся жизнь и быт, взаимоотношения с новыми людьми, в воинском коллективе. Для большинства призванных на военную службу солдат период адаптации к новым условиям жизни проходит безболезненно и быстро.

Но некоторые юноши оказываются неспособными преодолеть наступившие трудности. Новые условия жизни и быта кажутся им настолько выходящими за рамки условий их предыдущей жизни, что вызывают у них состояние эмоциональной напряжённости, граничащей со стрессом. Как правило, это молодые люди с нервно-психической неустойчивостью, слабым здоровьем и физическим развитием, воспитанные в «тепличных» условиях и не привычные трудиться, с ярко выраженным эгоизмом.

Для формирования морально-психологической готовности к предстоящей военной службе юноше следует:

  • чётко сформулировать свои задачи
  • на период военной службы;
  • всесторонне готовить себя к военной службе, добросовестно изучать предмет «Допризывная подготовка»;
  • совершенствовать свою физическую подготовку, всемерно укреплять здоровье;
  • совершенствовать свои эмоционально-волевые качества.
  1. Охарактеризуйте виды воинской деятельности.
  2. В чём, по вашему мнению, состоят основные трудности военной службы? Готовы ли вы преодолеть эти трудности?
  3. Сформулируйте для себя цель и задачи предстоящей военной службы.

1.2 Готовность военнослужащих к действиям в экстремальных

ситуациях как психологическая проблема

Экстремальная ситуация - это «такое усложнение условий жизни и деятельности, которое приобрело для личности, группы особую значимость» .

В деятельности военнослужащих часто возникают экстремальные ситуации. Проблема поведения личности в экстремальной ситуации и способы преодолениястресса, совладания сним активно разрабатываются в психологии со второй половины XX века. Разработки учёных по данной проблеме широко применяются в военной психологии.

Исследованием особенностей поведения военнослужащих в экстремальных ситуациях занимались зарубежные и отечественные учёные.

У. Томас и Ф. Знанецкий считают, что совокупность экономических, социальных, религиозных и др. ценностей личности влияют на её психическое состояние в данный момент. Исходя из этого, каждая конкретная активность личности - это решение ею определенной ситуации .

Важно, чтобы военнослужащий нашел выход из такой ситуации, сохранил высокий уровень и эффективность деятельности, несмотря на усложнение обстановки деятельности и возникновение больших психических нагрузок.

В связи с проблемой преодоления личностью экстремальной ситуации, сохранения ею способности к эффективным действиям в условиях данной ситуации в психологии появился термин «копинг-поведение», которое интерпретируют как совладающее поведение или психологическое преодоление. Копинг-поведение подразумевает индивидуальный способ совладания человека с затруднительной ситуацией в соответствии с ее значимостью в его жизни и с личностно-средовым ресурсами, которые во многом определяют поведение человека .

Понятие «копинг» интерпретируется по-разному в разных психологических школах.

Первый подход - неопсихоаналитический. Копинг-процессы рассматриваются как эго-процессы, направленные на продуктивную адаптацию личности в трудных ситуациях. Функционирование копинг-процессов предполагает включение когнитивных, моральных, социальных и мотивационных структур личности в процессе совладания с проблемой. В случае неспособности личности к адекватному преодолению проблемы включаются защитные механизмы, способствующие пассивной адаптации. Такие механизмы определяются как ригидные, дезадаптивные способы совладания с проблемой, препятствующие адекватной ориентации индивида в реальной действительности. Иначе говоря, копинг и защита функционируют на основании одинаковых эго-процессах, но являются разнонаправленными механизмами в преодолении проблем.

Второй подход определяет копинг как качества личности, позволяющие использовать относительно постоянные варианты ответа на стрессовые ситуации. А.Биллингс и Р.Моос выделяют три способа совладания со стрессовой ситуацией:

1. Копинг, нацеленный на оценку, - преодоление стресса, включающее в себя попытку определить значение ситуации и ввести в действие определенные стратегии: логический анализ, когнитивная переоценка и др.

2. Копинг, нацеленный на проблему, - совладание со стрессом, имеющее целью модифицировать, уменьшить или устранить источник стресса.

3. Копинг, нацеленный на эмоции, - преодоление стресса, включающее в себя когнитивные, поведенческие усилия, с помощью которых человек пытается уменьшить эмоциональное напряжение и поддержать аффективное равновесие .

В третьем подходе копинг выступает как динамический процесс, который определяется субъективностью переживания ситуации и многими другими факторами.

Р. Лазарус и С. Фолькман обозначили психологическое преодоление как когнитивные и поведенческие усилия личности, направленные на снижение влияния стресса. Активная форма копинг-поведения, активное преодоление, является целенаправленным устранением или ослаблением влияния стрессовой ситуации. Пассивное копинг-поведение, или пассивное преодоление, предполагает использование различного арсенала механизмов психологической защиты, которые направлены на снижение эмоционального напряжения, а не на изменение стрессовой ситуации.

Р. Лазарус выделил три типа стратегий совладания с угрожающей ситуацией: механизмы защиты Эго; прямое действие - нападение или бегство, которое сопровождается гневом или страхом; совладание без аффекта, когда реальная угроза отсутствует, но потенциально существует .

По мнению С. Фолькман и Р. Лазаруса, копинг выполняет две основные функции:

Регуляция эмоций (копинг, нацеленный на эмоции);

Управление проблемами, вызывающими дистресс (копинг, нацеленный на проблему).

Обе эти функции осуществляются в большинстве стрессовых ситуаций. Их количественное соотношение зависит от того, как оцениваются стрессовые ситуации .

Д. Галахер выдвинул гипотезу, что оценка события зависит от объема имеющихся у личности ресурсов, позволяющих справиться с этим событием. Если индивид оценивает ресурсы как недостаточные, неадекватные, то событие воспринимается как угроза. Обычно устойчивые к стрессу люди адекватно оценивают свои ресурсы и воспринимают стрессогенные события как изменения

А. Нэзу, Т. Дзурилла, М. Голдфрид первыми описали процесс психологического разрешения личностью проблем, вызванных экстремальной ситуацией, или копинг-процесс. Это явилось теоретически важным моментом в изучении формирования активного совладающего поведения - стратегий разрешения проблем.

1. Ориентация в проблеме, подключение когнитивного и мотивационного компонентов для общего ознакомления.

2. Определение и формулирование проблемы, ее описание в конкретных терминах и идентификация специфических целей.

3. Генерация альтернатив, разработка многочисленных возможных вариантов решения проблемы.

4. Выбор оптимального варианта решения проблемы.

5. Выполнение решения с последующей проверкой, подтверждением его эффективности .

Разработка проблемы совладающего поведения личности в кризисных ситуациях позволила выявить деструктивные и конструктивные стратегии преодоления стресса, что явилось важным моментом для разработки рекомендаций и тренинговых программ по индивидуальной и групповой психологической подготовке военнослужащих к адекватному реагированиюв экстремальных ситуациях.

Л.Д. Битехтина, исследуя поведение военнослужащих в экстремальных ситуациях, пришла к выводу, что оно во многом обусловлено их личностными особенностями. На восприятие военнослужащим ситуации и оценки степени её трудности, экстремальности оказывают влияние следующие факторы: степень позитивности самооценки, уверенность в себе, уровень субъективного контроля, наличие позитивного мышления, выраженность мотивации достижения успеха и другие. Поведение военнослужащего в экстремальной ситуации детерминировано особенностями его темперамента (тревожность, темп реагирования и др.) и его характера (выраженность определённых акцентуаций) .

Исследуя зависимость поведения военнослужащих в экстремальных ситуациях от свойств личности, Л.Д. Битехтина пришла к выводу, что толерантность к стрессу имеет широкие индивидуальные различия, которые не позволяют четко определить пределы максимально возможных напряжений, общих для всех.По мнению Л.Д. Битехтиной, психологические факторы - индивидуальные качества, способности военнослужащего, его навыки, готовность, установки, общая и специальная подготовка, его характер и темперамент - в сложной обстановке не суммируются арифметически, а образуют некий комплекс, который в конечном счете реализуется либо в правильном, либо в ошибочном действии .

Действия в экстремальных ситуациях (нередко боевые действия), угроза для жизни требуют отвоеннослужащего психологической устойчивости, стойкости, инициативы и дисциплины. По данным В.Н. Смирнова, у психологически подготовленных военнослужащих в боевой обстановке появляется характерное боевое возбуждение, обостряющее внимание, память и мышление, что способствует активности и целеустремленности действий. У военнослужащих, недостаточно подготовленных в психологическом и профессиональном отношениях, под влиянием возникающих в экстремальной ситуации отрицательных чувств и общего состояния психики могут: замедляться реакция, нарушаться координация и устойчивость движений и действий, ослабляться внимание и память. Это снижает и ставит под угрозу результативность их деятельности .

При определении пригодности новобранца к службе в тех или иных войсках необходимо определить и учитывать, наряду с особенностями психических процессов и свойств личности, его потенциальную возможность вырабатывать и сохранять готовность к активным действиям в экстремальных ситуациях.

Психологическая готовность военнослужащего к действиям в экстремальной ситуации, по мнению В.Н. Смирнова, предполагает:

Осознание воином ответственности за судьбу Родины, родных, близких; уверенность в себе, своих товарищах, боевой технике и оружии;

Желание борьбы, стремление испытать себя, преодолеть свои слабости, добиться победы над противником.

Основными признаками психологической готовности военнослужащего к действиям в экстремальной ситуации являются: отсутствие суетливости либо, наоборот, замкнутости; расчетливое, ровное поведение; четкое, безошибочное выполнение приказов и команд; нормальное физиологическое состояние (частота пульса, дыхание и т.д.) .

В.Н. Смирнов выделяет три уровня состояния психологической готовности военнослужащих к действиям в экстремальной ситуации: низкий, средний и высокий.

Низкий уровень проявляется в том, что воин не уверен в себе, у него отсутствует стремление к противоборству, он нерешителен, излишне суетлив либо замкнут, допускает ошибки при выполнении простейших команд.

Для среднего уровня характерно сочетание уверенности в себе и других с недостаточным стремлением к противоборству и решительным действиям. Воин допускает незначительные ошибки при выполнении команд, его физиологическое состояние близко к норме.

Высокий уровень отличает желание борьбы, отсутствие сомнений, стремление испытать себя, добиться победы над противником или над ситуацией. На таком уровне психологической готовности воин долго находиться не может. Срабатывают защитные механизмы психики и физиологии человека.

Поэтому очень важно, чтобы военнослужащие умели поддерживать у себяперед действиями в экстремальной ситуации (боевыми действиями) средний уровень готовности, а при переходе к действиям добиваться высокого уровня психологической готовности .

Для поддержания психологической готовности к действиям в экстремальной ситуации могут быть использованы методы психологической саморегуляции: самоубеждение, самовнушение, управление воображением, вниманием.

Самоубеждение - это доказательство воином самому себе необходимости поддержания высокого уровня готовности. При появлении отвлекающих мыслей и желаний во время несения службы на боевом посту или выполнения другой боевой задачи военнослужащему необходимо как можно ярче представить себе возможные негативные последствия ослабления бдительности.

Самовнушение, как и самоубеждение, производится военнослужащим сознательно и использует в качестве главного воздействия слово. Самовнушением можно изменить состояние человека за счет его веры в себя и свои возможности.

Для поддержания у воинов бодрости и активности военные психологи рекомендуют предельно четкие и коротко сформулированные самоинструкции:

"Я внимателен и сосредоточен";

"Я спокоен и уверен в себе";

"Я полностью контролирую свое поведение и ситуацию" и т.д.

Эти самоинструкции представляют собой своеобразные модели требуемого состояния. Путем многократного повторения воином заранее подготовленных словесных формул, они легко "вводятся" в его подсознание и начинают незамедлительно определять его состояние.

Управление воображением значительно усиливает действие словесных форм самовнушения. Управляя своим воображением на боевом посту, можно создать образ желаемого результата своей деятельности. Необходимо эмоционально проникнуться содержанием словесных образов.

Управление вниманием тесно связано с воображением. Направление внимания оказывает сильное влияние на бдительность воина. Находясь вне сознательного контроля, внимание способно отвлечь человека, переключившись на другой объект, не связанный с выполнением боевой задачи, что может привести к тяжелым последствиям. Военнослужащему важно выработать у себя привычку при внезапном появлении сильного раздражителя (помеха на экране, опасный звук, человек или животное за границей наблюдения) не фиксировать все внимание на этом объекте, а одновременно наблюдать и на других направлениях, которые как раз и могут оказаться главными. В боевой обстановке рекомендуется удерживать внимание на объектах, связанных с выполнением боевой задачи, и не отвлекаться на второстепенные раздражители .

Таким образом, поведенческие реакции военнослужащих в экстремальных условиях - величины вариативные, зависящие от особенностей нервной системы, жизненного опыта, профессиональных знаний, навыков, мотивации и др. Боевая подготовка позволяет воину приобретать военные знания, формировать у себя боевые навыки и умения - основу уверенности в себе, а психологическая подготовка вооружает его способностью поддерживать у себя психологическую готовность к немедленнымдействиям в экстремальной ситуации.





...). Потребность в безопасности как наиболее древняя и естественная лежит в основании психологии экологического поведения человека . Глава 2. Социально-психологическое исследование экологического сознания военнослужащих 2.1 Программа психологического исследования экологического сознания военнослужащих Сбор полученных результатов социально-психологического исследования был проведен в 25 ...

И участия в психологических экспериментах. Организация и содержание психологической работы 11. Общее организационно-методическое руководство психологической работой в Вооруженных Силах осуществляет Главное управление воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации (далее Главное управление воспитательной работы). Главное управление воспитательной работы осуществляет взаимодействие по...

Работа располагает богатым арсеналом методов воздействия на сознание и поведение воинов в мирных условиях и в боевой обстановке. Вопрос 2 Практическое применение информационно-воспитательной работы для формирования морально-психологической устойчивости (на примере деятельности Сухопут­ных войск). Под повседневной деятельностью Сухопутных войск понимается це­ленаправленный процесс поддержания...

Климата в воинских коллективах; прогнозирование социально-психологических процессов и явлений, выработка предложений по управлению ими и др. 2.3 Особенности профессиональной этики военного психолога Военный психолог призван всей своей профессиональной деятельностью способствовать созданию благоприятных условий для всестороннего развития личности военнослужащих, членов их семей и...

1

1 Карагандинский государственный медицинский университет, Караганда, Казахстан

2 Карагандинский государственный университет имени Е.А.Букетова

В статье обсуждаются вопросы особенностей адаптации военнослужащих в процессе прохождения воинской службы. Призыв и прохождение военной службы «является мощным психоэмоциональным фактором», предъявляет к организму человека, его адаптивным возможностям повышенные требования. Организм военнослужащих подвергается воздействию комплекса факторов, нередко значительно снижающих уровень работоспособности. Происходит перестройка деятельности ряда систем организма, отмечается состояние функционального напряжения, приводящее к изменению нервной и эндокринной регуляции, уменьшению энергетических резервов и неблагоприятным метаболическим сдвигам, нарушающее деятельность физиологических систем и в итоге – снижение неспецифической резистентности организма. В этот период увеличивается количество заболеваний различной природы. Все это существенно влияет на эффективность выполнения служебных обязанностей. Очевидна необходимость выявления совокупности психофизиологических характеристик военнослужащих, которые, в одних случаях, под воздействием факторов характерных воинской службе ведут к адаптации, а в других – к дизадаптации, для разработки лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий.

профессиональное здоровье

дизадаптация

адаптация

этапы воинской службы

1. Авцын А. П. // Клиническая медицина. – 1974. – № 5. – С. 3–15.

2. Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы. – М.: Наука, 1980. – 196 с.

3. Баевский Р. М., Берсенева А. П. Введение в донозологическую диагностику. – М.: Фирма «Слово». – 2008. – 217 с.

4. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л.: Наука, 1988. – С. 269–270.

5. Бодров В. А. Информационный стресс. – М.: ПЕР СЕ, 2000. – С. 44–45.

6. Боченков А. А., Шостак В. Н., Глушко А. Н. // Воен.- мед. журн. – 1996. – Т. 317, №12. – С.35–40.

7. Бушов Ю. В. Психологическая устойчивость человека в особых условиях деятельности: оценка и прогноз. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1992. –176 с.

8. Давыдовский И. М. Проблемы причинности в медицине. – М., 1965. – С.75.

9. Диденко И. В. Психофизиологические и психологические особенности адаптации военнослужащих на различных этапах служебно-боевой деятельности: Автореф. дис... канд. психол. наук. – Ростов-н/Д., 2007. – 19 с.

10. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. – Новосибирск: Наука, 1980. – 191 с.

11. Короленко Ц. П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. – Л.: Медицина, 1978. – 210 с.

12. Коршевер Н. Г. // Воен.-мед. журн. – 2001. – Т. 322, № 9. – С.7–13.

13. Куликов В. В., Тарасов А. А., Чернов О. Э. и др. // Воен.-мед. журн. – 1999. – Т. 320, №1. – С.17–20.

14. Лебедев В. И. Личность в экстремальных ситуациях. – М.: Политиздат, 1989. – 304 с.

15. Маклаков А. Г. // Психол. журн. – 2001. – № 1. – С. 16–24.

16. Медведев В. И. // Физиология человека. – 1998. – Т. 24. – № 4. – С. 7–18.

17. Мосягин И.Г. // Воен.-мед. журн. – 2007. – № 3. – С 66–67.

18. Мясищев В. Н. // Труды НИИ психоневрологии им. В. М. Бехтерева. – Л.,1969. –Т.50. – С.6.

19. Небылицын В. Д. Избранные психологические труды. – М.: Наука, 1990. – 308 с.

20. Нурмагамбетова С. А. // Российский психиатрический журнал. – 2002. – № 3. – С. 29–33.

21. Общевоинские уставы Вооруженных сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан. – Астана, 2009. – 634 с.

22. Рабочая книга психолога внутренних войск. Главное управление ВВ МВД России. – М., 1997. – 228 с.

23. Солодков А. С. // Физиология человека. – 1982. – Т 8. – № 3. – С. 445–449.

24. Трифонов Е. В. Психофизиология профессиональной деятельности. – СПб., 1996. – С.316.

25. Троицкий А. А., Волгин К. В. // Проблемы психологии и эргономики. – 2002. – № 1. – С. 54–55.

26. Ушаков И. Б. // Авиакосмическая и экологическая медицина. – 1994. – №5. – С. 4–8.

27. Царегородцев Г. И. // Вестник РАМН. – 1998. – № 10. – С.41–45.

28. Binder P. // Mil. Med. – 1999. – Vol. 164, №5. – P. 341–345.

29. Capt D. // Mil. Med. – 2003. – Vol. 168, №11. – P. 904–910.

30. Mittelman M. // Mil. Med. – 1998. – Vol. 163, №2. – P. 98–101.

Воинская служба представляет собой систему взаимосвязанных действий, осуществляемых для достижения общественно значимых целей (обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, охрана важных государственных объектов, специальных грузов, территориальная оборона государства и т.д.), основанных на реальном или потенциально возможном использовании оружия, боевой техники, психологического воздействия и других средств .

К многообразным условиям служебно-боевой деятельности должны быть отнесены следующие: опасность - осознание военнослужащим обстановки как угрожающей его здоровью и жизни; внезапность - неожиданные для военнослужащего изменения обстановки в ходе выполнения боевой задачи; неопределенность - отсутствие, недостаток или противоречивость информации о содержании и условиях выполнения боевой задачи; новизна - наличие раннее неизвестных военнослужащим элементов в условиях выполнения боевой задачи; увеличение темпа действий - сокращение времени на выполнение действий; дефицит времени - условия, в которых успешное выполнение задачи невозможно простым увеличением темпа действий, необходимо изменение содержания структуры деятельности .

Особый интерес к проблеме адаптации военнослужащих к условиям службы вытекает из специфики и высокой социальной значимости деятельности людей по защите государственных интересов и безопасности страны. Именно поэтому эта деятельность до сих пор привлекает особое внимание исследователей различных научных направлений (медиков, психологов, философов). Основные направления исследований по данной проблеме лежат в области физиологии , медицины и психологии .

Начальный (подготовительный) этап военной службы начинается с момента приписки юноши к военному комиссариату . Содержание этого этапа, с точки зрения адаптации, носит в основном познавательный характер. Его цель состоит в накоплении человеком определенного информационного запаса о среде его предстоящего обитания и условиях предстоящей деятельности. Тем самым происходит формирование информационного поля, которое играет большую роль в формировании адаптивного поведения личности .

Следующий этап служебно-боевой деятельности начинается с первых минут пребывания юноши в условиях конкретной части, когда он непосредственно начинает испытывать на себе влияние факторов изменившихся условий существования. На данном этапе службы молодым военнослужащим предстоит адаптироваться к воинской среде, новым требованиям и условиям службы по призыву, освоить воинскую специальность. Временной диапазон (как правило, 4 - 6 месяцев), в ходе которого происходит адаптация к этим условиям, составляет этап первичной адаптации.

Содержание этого этапа, с точки зрения адаптации, состоит в формировании нового мировоззрения (общественно-политическая адаптация); приобретении военно-технических знаний и умений, овладении воинской специальностью, приспособлении к условиям технического обслуживания (военно-техническая адаптация); изучении личного оружия, формировании навыков стрельбы и вооруженной борьбы с противником (учебно-боевая адаптация); включении в конкретный воинский коллектив, установлении отношений с командирами, старшими и равными по должности (социальная адаптация) .

Этап острых психических реакций входа (первичная дезадаптация) является стадией адаптационного процесса, на которой личность начинает испытывать на себе влияние психогенных факторов измененных условий существования.

Призыв и прохождение военной службы «является мощным психоэмоциональным фактором», воздействующим на психику и заставляющим приспосабливаться индивида к новым условиям жизни и быта. Военная служба представляет собой важный, но трудный (часто - экстремальный) этап развития личности. Преобладающее большинство военнослужащих сразу начинают испытывать субъективный дискомфорт, эмоциональное угнетение или напряжение, проявляют признаки повышенной тревожности, некоторой заторможенности. Субъективное неблагополучие, как отмечают некоторые авторы, отражает происходящие в организме в экстремальных ситуациях изменения .

Организм военнослужащих подвергается воздействию комплекса факторов, нередко значительно снижающих уровень работоспособности . При наличии акцентуации характера, эмоционально-волевой или нервно-психической неустойчивости, неразвитости способности к саморегуляции психофизиологических состояний, воздействие стрессогенных факторов может привести к срыву регуляторных механизмов, дезадаптации поведения и деятельности военнослужащего . Происходит перестройка деятельности сердечно-сосудистой системы, изменение АД, частоты сердцебиения. Именно в этот период, как отмечают исследователи, увеличивается количество заболеваний различной природы среди молодого пополнения .

При выполнении обязанностей военной службы, формирования адаптации к действию факторов военно-профессиональной деятельности и климатогеографических условий региона возникают закономерные и сопряженные с вариантом реагирования перекисного статуса изменения системы гемостаза. Появляющиеся при этом нарушения микроциркуляции являются одним из патогенетических механизмов, формирующих состояние предпатологии и обусловливающих модификацию клинической картины развивающегося заболевания.

Определяя психогенное влияние условий военной службы как фрустрирующее, можно отметить, что дезадаптация к данным условиям выражается в нервно-психической неустойчивости . Нервно-психическая неустойчивость у военнослужащих понимается как неспособность индивида сохранять психическую работоспособность, адекватный выполняемой деятельности уровень нервно-эмоционального напряжения, стабильность психических функций при действии эмоциогенных, стрессирующих воздействий . Подавляющая часть нервно-психических расстройств у молодых военнослужащих носит адаптационный характер, то есть обусловлена трудностью их адаптации к новым условиям жизни и деятельности, характерным для военной службы.

Таким образом, новые условия жизни, обусловленные переходом солдат на военную службу, изменение коллектива, режима жизни (труда и отдыха), увеличенный объем нагрузок предъявляют к организму человека, его адаптивным возможностям повышенные требования. При этом следует учитывать то обстоятельство, что военнослужащие - это специфическая категория, суть которой состоит в том, что это в основном практически здоровые молодые люди. В результате функциональные резервы и адаптационные возможности снижаются, что существенно влияет на эффективность выполнения служебных обязанностей и ведет к возникновению психосоматических заболеваний .

Основой такого процесса является особое состояние функционального напряжения, приводящее к изменению нервной и эндокринной регуляции, уменьшению энергетических резервов и неблагоприятным метаболическим сдвигам, нарушающее деятельность физиологических систем и в итоге - снижение неспецифической резистентности организма .

Поскольку пусковым механизмом адаптационной перестройки организма является попадание в непривычные для него, стрессовые условия («измененные», «неадекватные» условия существования), представляется необходимым рассмотреть существующие на данный момент представления о стрессовой, экстремальной ситуации .

Под экстремальными условиями жизнедеятельности понимают измененные, непривычные условия существования человека, характеризующиеся воздействием ряда психогенных факторов и риском для жизни . В. Д. Небылицын писал, что «экстремальными или чрезвычайными условиями называются предельные, крайние значения тех элементов ситуации, которые в своих средних значениях создают оптимальный «фон» или, по крайней мере, не ощущаются как источник дискомфорта» , утверждают, что длительная экстремальная ситуация оказывает крайне неблагоприятное влияние на человека, вызывая нарушения поведения, конфликтность, социальные девиации.

Исследование военнослужащих с диагнозом «очаговая внегоспитальная пневмония» и острый бронхит показал, что призыв и первые месяцы военной службы у большинства заболевших создавали психотравмирующие предпосылки для развития дизадаптивных расстройств.

Переход от здоровья к болезни, от нормы к патологии представляет собой постепенное снижение резистентности организма к условиям профессиональной деятельности и окружающей среды, в результате чего возникают различные пограничные состояния - дизадаптационные донозологические, или преморбидные, т.е. не имеющие синдромальной зависимости .

«Дизадаптация - это не только ухудшение защитных реакций организма, а состояние, при котором организм оказывается не способным выполнять поставленные перед ним социальные задачи» . А. Н. Авцын состояние дезадаптированности определяет как «плату» за адаптацию, которая вышла за пределы «биосоциального бюджета» и требует от организма все новых усилий .

«Ценой», «платой» адаптации является болезнь, которая рассматривается как срыв адаптации . Так, И. М. Давыдовский считал, что болезнь является патологической формой приспособления организма к условиям существования . Мясищев В. Н., исследуя работоспособность и болезни личности, рассматривает болезнь не только с точки зрения нарушения функций организма, но и с точки зрения производственной декомпенсации, выключающей человека из трудового процесса и трудового коллектива . В то же время другие исследователи полагают, что адаптация - потенциальный предшественник болезни .

В развитии «болезни» признается важная роль адаптационных процессов . Причиной этого может быть напряжение адаптационных механизмов, приводящее к снижению ряда факторов неспецифической резистентности организма, повышенное нервно-эмоциональное напряжение, дисгармония важных морфофункциональных свойств организма .

Отдельные авторы считают, что адаптация призывника, попавшего в армию, занимает до трех месяцев. В этот период растет заболеваемость, лица из числа молодого пополнения простужаются, стирают ноги, испытывают психологическое напряжение, худеют в результате активного потоотделения, но через три месяца у большинства военнослужащих состояние нормализуется. Однако исследования других авторов показали, что адаптация к военной службе в течение первых трех месяцев не завершается. Наиболее часто нервно-психические расстройства у рядовых возникают с 3-ю по 6-й месяцы службы .

В настоящее время в военной медицине широкое распространение получила концепция «профессионального здоровья», ориентированная не столько на установление диагноза заболевания в процессе профессиональной деятельности, сколько на его предупреждение. Под профессиональным здоровьем понимается процесс сохранения и развития регуляторных свойств организма, его физического, психического и социального благополучия, обеспечивающий высокую надежность профессиональной деятельности, профессиональное долголетие и максимальную продолжительность жизни. Состояние профессионального здоровья должно оцениваться на основе системного подхода, объединяющего три основных направления: оценку физического и психического статуса, функциональных резервов индивида и адекватности функционального состояния организма. При этом основным медико-биологическим параметром, обеспечивающим целостность системы взглядов на концепцию профессионального здоровья, является профессиональное долголетие .

Таким образом, несмотря на обилие информации, до сих пор не в полной мере изучена проблема адаптации военнослужащих на различных этапах служебно-боевой деятельности, преемственности этапов адаптации, психофизиологические и психологические их особенности. Очевидна необходимость не только дать характеристику действующих экстремальных раздражителей, но и выявить совокупность психофизиологических характеристик военнослужащих, которые в одних случаях ведут к адаптации, а в других - к дизадаптации . Это предполагается осуществлять на основе прогнозирования и обеспечения необходимого уровня функциональных резервов организма путем осуществления профессионального отбора, разработки средств защиты от неблагоприятных факторов военной службы, специальной тренировки военнослужащих, лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий. Представленный анализ отражает незавершенность теоретических посылок и прикладных разработок, посвященных данной проблеме.

Рецензенты:

Миндубаева Фарида Анваровна, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой физиологии Карагандинского государственного медицинского университета, г. Караганда.

Цхай Борис Валентинович, доктор медицинских наук, профессор, заместитель главного врача по науке областной клинической больницы, г. Караганда.

Библиографическая ссылка

Мухаметжанов А.М., Смагулов Н.К., Жаутикова С.Б., Абикенова Ф.С., Есимова Р.Ж., Быстревская Л.К., Аринова С.М., Иманбаева Г.Н., Кенжебекова С.Б., Умер Ф.И. ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ПРОЦЕССЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОИНСКОЙ СЛУЖБЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6448 (дата обращения: 14.07.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Для прохождения действительной воинской службы в ряды Вооруженных сил призывается самый здоровый контингент молодых людей нашей страны. Это предполагает несение службы не только в обычных, но и в экстремальных условиях жизнедеятельности. Современные представления о психологических и социально-психологических последствиях экстремальных воздействий на военнослужащих традиционно рассматриваются в двух основных направлениях: во-первых, с точки зрения их влияния на эффективность боевой деятельности и, во-вторых, с точки зрения сохранения психического здоровья солдат.

Каждый военнослужащий реагирует на воздействие экстремальных факторов в зависимости от своих конституциональных характеристик, различной восприимчивости к внешним, в том числе энергоинформационным воздействиям, этнической принадлежности, времени пребывания в зоне экстремальности, экологических и климатических особенностей мест постоянного проживания.

Большую роль в процессе адаптации к службе играет психологическая и психофизическая готовность, поэтому для эффективного выполнения поставленных задач в напряженных условиях жизнедеятельности формирование личности солдата не менее значимо, чем целенаправленное формирование технического мастерства и физических качеств. Психофизическая готовность определяется уровнем развития необходимых общих психических и специальных физических качеств: силы, быстроты, ловкости и выносливости, координации движений, устойчивости к нагрузкам, способности противостоять воздействию экстремальных факторов, а также развитием психомоторных способностей, позволяющих тонко регулировать количество и качество двигательных действий.

Несмотря на интерес военной психологии к проблеме адаптации личности к обычным и экстремальным условиям несения службы, в настоящее время отсутствует единая теория адаптации военнослужащих, что приводит к неоднозначности определения и содержания адаптационного процесса. Анализ литературы показал, что повышение адаптации в экстремальных условиях рассматривается как адаптация личности к жизнедеятельности в стрессовой ситуации, основываясь на концепции общего адаптационного синдрома Г. Селье и экстремальных условий жизнедеятельности личности В.И. Лебедева. Адаптация понимается как процесс формирования психических реакций личности, системы отношений, адекватных предъявляемой средой требованиям к человеку.

Опираясь на системный подход в изучении взаимодействия организма с внешней средой, работы отечественных и зарубежных психологов можно понять, что адаптация - это универсальная способность человека, имеющая внешние (моторные) и внутренние (личностно-психологические) проявления, которые структурно и функционально взаимодействуют, образуя единую способность приспособления. При разных психических состояниях (в том числе и экстремальных) формируются разные психомоторные подсистемы, которые являются следствием реагирования на внешние воздействия. Психомоторика обеспечивает управление психическими процессами в напряженных условиях выполнения задач. При совершенствовании моторной регуляции деятельности формируется управление более высокого уровня, что обеспечивает адекватную саморегуляцию в межличностных отношениях и деятельности. Это указывает на возможность целенаправленного развития качественных и количественных показателей адаптивных процессов.

Актуальность исследования обусловлена отсутствием на сегодняшний день единой научно-обоснованной концепции психологической адаптации военнослужащих к экстремальным условиям несения службы, которая может существенно повысить уровень успешности выполнения деятельности (эффективного выполнения боевых задач), а также сохранить здоровье наиболее полноценного мужского населения страны.

Проблема исследования обусловлена необходимостью развития экологического сознания военнослужащих в экстремальных условиях несения службы и отсутствием единой концепции адаптации. Наиболее эффективный путь преодоления данного противоречия - это изучение и обобщение особенностей психологической адаптации военнослужащих к экстремальным условиям несения службы.

Объект исследования – социально-психологические особенности влияния экстремальной среды на экологическое сознание военнослужащих.

Предметом исследования являются социально-психологические особенности экологического сознания военнослужащих, выражающиеся во внутреннем (личностно-психологическом) и внешнем (психомоторном) аспектах единого процесса приспособления к экстремальным условиям несения службы.

Цель работы - исследование социально-психологических особенностей экологического сознания военнослужащих, находящихся в экстремальных условиях несения службы.

Гипотеза исследования: в зависимости от психологических особенностей личности военнослужащих экстремальные условия несения службы оказывают влияние экологического сознания военнослужащих.

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретико-методологические подходы в исследовании влияния экстремальной среды на экологическое сознание военнослужащих.

2. Провести анализ экологических представлений военнослужащих.

3. Определить ведущего типа мотивации взаимодействия с природными объектами военнослужащих.

4. Определить уровень субъективного отношения к природе военнослужащих.

5. Выявить уровень агрессивности военнослужащих.

6. Определить уровень стрессоустойчивости и социальной адаптации военнослужащих.

7. Выявить взаимосвязь характеристик личности, находящихся в экстремальных условиях, на экологическое сознание военнослужащих.

Новизна работы заключается:

1. В конкретизации объективно-социальных условий и факторов экстремальной среды, оказывающих влияние на экологическое сознание военнослужащих.

2. В разработке инструментария и проведении исследования экологического сознания военнослужащих.

3. В выявлении в процессе эмпирического анализа закономерностей изменения экологического сознания военнослужащих.

Сбор полученных результатов социально-психологического исследования был проведен в 25 пожарной части 6 ОГПС города Тула в период с 01.03.2007 г. по 15.05.2007 г.

В качестве экспериментальной группы выступили сотрудники 25 пожарной части 6 ОГПС города Тула в количестве 20 человек, в качестве контрольной группы выступили курсанты 5 курса Тульского артиллерийского училища в количестве 20 человек.

В исследовании использовались следующие методы: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование (методика «Альтернатива», методика «Доминанта», тест на определение уровня агрессивности А. Ассингера, методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге, тест на самооценку стрессоустойчивости личности).

Полученные данные были обработаны с помощью математико-статистических методов.



Статьи по теме: