Тетрадь наблюдений старшего воспитателя. План-график контроля старшего воспитателя на учебный год
Кондрашина Ирина Лазаревна
старший воспитатель МБДОУ д/с «Звездочка»
высшая квалификационная категория
стажпедагогической работы 30 лет
Перечень нормативно-правовых документов методкабинета ДОУ:
Положение о методическом кабинете;
Закон РФ об образовании;
Трудовой кодекс РФ;
Семейный кодекс РФ;
Конституция РФ;
Конвенция о правах ребёнка (15.09.1990г) ;
Конвенция дошкольного воспитания;
Декларация
Устав ДОУ; изменения к уставу;
Копии должностных инструкций педагогов ДОУ;
Письмо Минобразования России от 26.05.1999 № 109/23-16 «О введении психолого-педагогической экспертизы и критериях оценки игрушек»;
Письмо Минобразования России от 07.04.1999 № 70/23-16 «О практике проведения диагностики развития ребёнка в системе дошкольного образования»;
СанПиН 2.4.1.2660-13, с изменениями;
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;
ФГОС начального общего образования;
Приказ Минобразования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Приказ Минобразования и науки РФ от 20.07.2011г. № 2151 «Об утверждении ФГТ к условиям реализации ООПДО»
Перечень документов и материалов старшего воспитателя ДОУ:
ООП ДОУ;
Годовые планы работы ДОУ (за 3 года) ;
Материалы и протоколы педсоветов (за 3года) ;
Материалы по аттестации;
Материалы по мониторингу освоения ООП и развитию интегративных качеств у детей;
Материалы оперативного, тематического и итогового контроля старшего воспитателя за воспитательно-образовательным процессом;
Материалы по самообразованию педагогов ДОУ;
Учебно-методические пособия;
Паспорт методического кабинета;
Книга учёта движения методической литературы;
Различные виды картотек, видеотек и т. п.;
Приказы заведующей ДОУ;
Сведения о педагогическом мастерстве педагогов; материалы по передовому педагогическому опыту;
План и формы работы с молодыми специалистами, наставничество;
План проведения методических объединений педагогов и районных семинаров;
Материалы и протоколы семинаров, консультаций, открытых занятий;
Планы проведения методической недели;
Журнал посещения занятий (рекомендации и их реализация) ;схемы наблюдений за деятельностью педагогов, анкеты;
План повышения квалификации педагогов;
Работа с молодыми специалистами (план, посещение занятий у наставников и наставников у них) ;
Материалы по взаимодействию с родителями;
Инструкции, протоколы проведения инструктажей с педагогами ДОУ по охране жизни и здоровья детей; первичные инструктажи
Расписание НОД;
График занятости специалистов ДОУ;
График проведения индивидуальных занятий;
График проведения дополнительных занятий;
Циклограммы;
Анализ работы за год; отчёты;
План работы старшего воспитателя на год;
Проектирование воспитательно-образовательного процесса (учебный план) ДОУ;
Сведения о педагогических кадрах;
Справочная и методическая литература; издания о профессии педагога, подписные издания по дошкольному воспитанию;
Перечни материалов и оборудования всех помещений ДОУ (в бумажном и электронном (диски) варианте)
Книга отзывов выпускников, родителей
Вся документация старшего воспитателя должна хранится в методкабинете или у заведующей ДОУ не менее 3-х лет.
Основные направления в деятельности старшего воспитателя, направленные на повышение качестваобразовательного процесса.
Планирование.
Старший воспитатель осуществляет планирование:
-годового плана ДОУ;
-перспективного плана по разделам программы;
-перспективного плана по различным направлениям деятельности ДОУ;
-перспективного и календарного плана деятельности старшего воспитателя.
Одним из условий полноценного планирования является мониторинг деятельности дошкольного учреждения и включает в себя следующую информацию:
-выполнение и усвоение детьми программного материала по всем направлениям;
-уровень готовности детей подготовительных групп к обучению в школе;
-мониторинг участия педагогов в методических мероприятиях;
-создание условий комфортного пребывания детей и т.д.
Организация воспитательно-образовательного процесса включает в себя:
-составление сетки занятий по возрастным группам;
-организацию работы педагогов;
-обеспечение выполнения программы;
-постоянный анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы и принятие на его основе конкретных мер повышения эффективности методической работы.
Работа с педагогами.
Работа с коллективом разнообразна и включает в себя следующие направления:
-анкетирование;
-консультации разных форм: индивидуальные, групповые;
-педагогические советы, семинары, практикумы и другие формы организационно-методических мероприятий;
-открытые просмотры, взаимопосещения, показ занятий старшим воспитателем;
обмен опытом (наставничество, педагогическая практика);
-в нашем ДОУ прочно закрепилось ежедневное подробное консультирование начинающих воспитателей по подготовке к занятиям, которое является в данном случае прогнозирующим и опережающим контролем. Этот вид контроля позволяет старшему воспитателю до начала работы представить этапы работы и предполагаемый результат.
-организация работы «Школы молодого воспитателя»;
-участие педагогов в работе методических объединений;
-повышение квалификации педагогов.
Контроль.
Старший воспитатель осуществляет контроль за работой педагогов:-систематически проверяет планы учебно-воспитательной работы;
-по графику посещает занятия в группах;
-следит за выполнением годового плана работы, решений, принятых на заседаниях педсовета. И, конечно, каждый контроль имеет логическое завершение в виде обсуждения, рекомендаций, поощрения, внедрения и выявления опыта.
Работа с родителями и социумом - важное направление в деятельности старшего воспитателя, которое заключается в следующем:
-информирование родителей на родительских собраниях о содержании работы с детьми по разделам программы;
-подготовка стендов, папок-передвижек, посвященных семейному воспитанию и пр.;
-налаживание контактов с социокультурными учреждениями.
Нашими социальными партнерами являются: средняяшкола, детская библиотека, детская музыкальная школа, центр внешкольной работы,музей идругие.
Создание предметно-развивающей среды:
-организация пространства методического кабинета;-приобретение пособий, методической литературы, игрушек;
-оформление стендов, выставок.
Творческой атмосфере в дошкольном учреждении способствует активная, поставленная на научную основу деятельность старшего воспитателя. Именно он должен показывать пример в стремлении овладеть новыми знаниями, в использовании нестандартных приемов в работе с детьми и педагогами. Старший воспитатель должен хорошо узнать каждого педагога и выбрать те формы и методы работы, которые, в конечном итоге, будут содействовать созданию коллектива единомышленников, главная цель которого – забота о благополучии и развитии самых маленьких членов общества.
Кто есть кто в детском саду?
В каждом детском саду работает множество сотрудников, и у каждого из них свой круг обязанностей. Но порой родителям довольно сложно разобраться, к кому обраться со своими проблемами. Так с кем же лучше всего обсудить вопросы воспитания? О чем можно спросить методиста? За что отвечает воспитатель? И чем занимается педагог-психолог?
Руководство
К администрации дошкольного учреждения относятся заведующий детским садом, старший воспитатель и заместитель заведующего по административно-хозяйственной части.
заведующий детским садом. Поскольку в реальной жизни детским садом руководят в основном женщины, то и название этой должности обычно употребляют в женском роде - заведующая. Заведующая осуществляет общее руководство детским садом. В своей деятельности она опирается на Закон РФ "Об образовании",Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, Устав дошкольного учреждения, и на другие законодательные акты. Она занимается комплектованием групп детьми в соответствии с их возрстом, состоянием их здоровья, индивидуальными особенностями и запросами родителей, подбирает кадры, руководит педагогами, и обслуживающим персоналом. Кроме того, заведующая отвечает за рациональное использование бюджетных ассигнований, а также средств, поступающих из других источников. Родители могут обращаться к заведующей за консультациями и вносить собственные предложения по улучшению работы с детьми, в частности, предложения по организации дополнительных услуг. Родители также в праве требовать от нее, чтобы руководимый ею коллектив обеспечивал ребенку подобающий уход, воспитание и обучение, охрану и укрепление здоровья - в соответствии с условиями договора.
Старший воспитатель занимается методической работой и организует весь воспитательно-образовательный процесс в детском саду, поэтому в повседневном общении его также называют методистом. Вместе с заведующей он рукодит коллективом детского сада, участвуя в подборе кадров, в разработке и внедрении программ развития и педагогических планов. Комплектует группы учебными пособиями, играми, игрушками, организовывает сотрудничество с другими дошкольными учреждениями, школами, детскими центрами, музеями и т.п. Старший воспитатель проводит обширную методическую работу в педагогическом коллективе: открытые занятия для воспитателей, семинары, индивидуальные и групповые консультации. Кроме этого он участвует в работе с родителями: готовит стенды, папки-передвижки, посвященные семейному воспитанию и пр.
Основной педагогический состав
Воспитатель(воспитательница) - педагог, непосредственно отвечающий за жизнь и здоровье вверенных ему детей. Однако воспитательница не просто "приглядывает" за малышами, она планирует и проводит занятия, игры, прогулки и развлечения в соответствии с возрастом детей. создает условия в группе для успешной реализации воспитательно-образовательной программы, и собсвенно говоря, сама же ее реализует. Совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре готовит праздники, развлекательные и спортивные мероприятия. Руководит работой младшего воспитателя. Кроме того, воспитатель ведет работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному сотрудничеству с детским садом. Согласовывает с родителями профилактические прививки детей, планируемые в дошкольном учреждении. Если детский сад полностю укомплектован педагогическими кадрами, в каждой группе работает по два воспитателя, которые работают в тесном сотрудничестве друг с другом.
Музыкальный руководительотвечает за музыкальное воспитание. Организует и проводит музыкальные занятия, литературно-музыкальные утренники, вечера. Выявляет музыкально одаренных детей и занимается с ними индивидуально и в группе. Участвует в проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий и развлечений, обеспечивает музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-й половите дня, проводит музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры.
Инструктор по физической культурепроводит физкультурные занятия и во время их проведения полностью отвечает за безопасность воспитанников. Контролирует двигательную активность детей в течении дня. Вместе с медсестрой контролирует гигиенические условия для проведения занятий. Организует разъяснительную работу с родителями по вопросам физического воспитания. как и другие педагоги, инструктор по физической культуре руководствуется утвержденными программами, учитывающими возрастные особенности детей, и во время занятий учитывает индивидуальные возможности каждого ребенка.
Медицинские работники
Медицинскими вопросами в детском саду занимаетсямедицинская сестра. Медсестра контролирует санитарно-эпидемический режим в детском саду, а также следит за соблюдением режима дня, питанием детей, правильным проведением утренней гимнастики, физкультурных занятий и прогулок. Организует мероприятия по закаливанию детей и участвует в организации оздоровительных мероприятий. Ведет ежедневный учет детей, отсутствующих по болезни, изолирует заболевших детей. Кроме того, медсестра готовит детей к врачебным осмотрам и сама участвует в них, проводит взвешивание, антропометрические измерения детей, осуществляет профилактические прививки и выполняет назначения врача.
Младший обслуживающий персонал
К младшему обслуживающему персоналу относятся младший воспитатель,повар, кладовщик, машинист по стирке бельяи др. Все эти сотрудники обеспечивают бесперебойную работу дошкольного учреждения, но только младший воспитатель работает непосредственно с детьми.Младший воспитатель(в повседневном общении - просто няня) помогает воспитателю в организации воспитательно-образовательного процесса, и вместе с воспитателем отвечает за жизнь и здоровье воспитанников. Младший воспитатель приносит с кухни пищу и помогает в раздаче, затем убирает и моет посуду, помогает в умывании детей, готовит воду для полоскания рта; в старших группах организует сервировку детских столов. Помогает воспитателю выводить детей на прогулку и заводить их в группу, раздевать малышей перед тихим часом и одевать после него. Готовит все необходимое для проведения закаливающих и гигиенических процедур. Также няня отвечает за чистоту в помещениях; два раза в день она проводит влажную уборку в группе. В соответствии с требованиями СЭС проводит санитарную обработку посуды. Следит за чистотой полотенец, меняет их по мере загрязнения, помогает воспитателю в проведении гигиенических процедур с детьми. Один раз в 10 дней проводит смену постельного белья.
К кому обратиться?
Все педагоги детского сада должны иметь высшее профессиональное или среднее специальное образование. У заведующей и старшего воспитателя образование должно быть высшим. К любому сотруднику детского сада родители могут обратиться с вопросами и получить квалифицированный ответ. Так, старший воспитатель может ответить на вопросы, касающиеся организации досуга детей дома, рассказать о программах и методах работы, используемых в детском саду, о том, что должен знать и уметь ребенок к определенному возрасту, посоветовать, какие книги и игрушки стоит покупать малышу. С воспитателями можно обсудить некоторые вопросы воспитания: что сделать, чтобы ребенок убирал игрушки? чем занять ребенка во время подготовки к ужину? как обсуждать с ребенком прочитанное произведение? какие вопросы следует задавать ребенку во время рассматривания иллюстраций в книге? и др.
Младший воспитатель ответит на вопросы, касающиеся культурно-гигиенических навыков, аппетита ребенка, объяснит, когда и как проводится проветривание в группе. Все сотрудники детского сада работают в тесном контакте друг с другом, создавая наилучшие условия для физической и психической жизни ребенка.
Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями?
К счастью, не все дети тяжело переживают новый в своей жизни этап – начало посещения дошкольного учреждения. Воспитатели отмечают, что легче адаптируются в детском саду дети из многодетных семей (так как уже усвоили, что не только они являются центром внимания взрослых), дети из семей, в которых ребенок является полноправным партнером по общению с мамой и папой, а не игрушкой для взрослых, не помехой дляних и не образцом для педагогических экспериментов.
Если ребенок плачет при расставании с родителями по утрам, не стоит отчаиваться, так как после периода адаптации ребенок уже не будет так расстраиваться из-за ухода родителей.
Следует проанализировать, так ли переживает малыш, если в сад его приводит не мама, а папа или другой член семьи. Нужно спросить у воспитателя, как долго после ухода мамы ребенок плачет. Если сразу же, как только оказывается в группе, ребенок перестает плакать, то маме можно спокойно отправляться на работу, поскольку слезы были для мамы, а малыш чувствует себя совсем неплохо.
Если воспитатель сообщает, что ребенок плачет еще долго после ухода родителей, нужно узнать, какие занятия и какие игрушки способны отвлечь малыша от горьких переживаний: интересная книжка, яркая игрушка, завтрак или веселая игра с другими детьми. Тогда по дороге в детский сад родители могут подробно рассказать ребенку, какое приятное событие или какая интересная игрушка ждут его в группе. Причем говорить надо даже в том случае, если ребенок еще не умеет разговаривать и не может ответить.
Если же воспитатель говорит, что ребенок плачет в течение всего дня, то можно предложить малышу взять с собой в группу какой-либо дорогой для него предмет: игрушку, книжку, предмет, принадлежащий маме.
Прощаясь утром с ребенком, родителям следует вести себя спокойно и уверенно. В противном случае ребенок может уловить беспокойство и будет расстраиваться, и плакать еще больше. Нельзя позволять ребенку манипулировать родителями и из-за слез и капризов оставлять его дома, а не вести в сад.
Зная, что малыш трудно переживает каждое утро разлуку с близкими, родителям можно накануне вечером придумать и отрепетировать несколько вариантов прощания. Например, воздушный поцелуй, крепкое рукопожатие, обоюдное поглаживание по спинке и др. Это поможет отвлечь ребенка от грустных мыслей, а со временем, став своеобразным ритуалом, станет радовать и ребенка, и родителей.
Даже если родители устали после работы, раздражены, им нужно не показывать это ребенку. Как бы он не был мал, он обязательно «прочитает» это состояние. Малышу необходимо чувствовать, что момент встречи с ним для родителей праздник. Пусть родители похвалят ребенка, поцелуют, сходят после сада с ним в парк или на игровую площадку.
А.И. Захаров рекомендует родителям дать ребенку возможность после детского сада побегать, попрыгать, поиграть в подвижные игры. А вечером дома устроить небольшой семейный праздник, например, совместное чаепитие, во время которого следует похвалить ребенка за проведенный день в саду при всех участниках этого праздника.
Все это поможет ребенку понять, что его любят, ждут его прихода из детского сада, гордятся им. Скорее всего подобная доброжелательная обстановка поможет ребенку быстрее адаптироваться к условиям детского сада и не переживать во время утреннего расставания с родителями.
Итак:
Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду.
Приучайте ребенка к детскому саду постепенно.
Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства и растерянности.
Попросите других членов семьи отводить ребенка в детский сад.
Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-либо предмет.
Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания.
Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из сада.
После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке, дайте ему возможность подвигаться, поиграть, побегать.
Устройте семейный праздник вечером.
Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.
Будьте терпеливы.
Памятка для молодых специалистов «Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ»
Старайтесь:
Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.
Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.
Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.
Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.
Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.
Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.
Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие - основа вашего здоровья.
Всюдунавести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты - в душе, в семье, на работе. Привавайте это детям.
Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами всегда вернется к вам многократно увеличенным.
Помните:
«Терпение - дар Неба».
Обладающий терпением не унизится до раздражения.
Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.
Великая миссия женщины - нести в мир любовь, красоту и гармонию.
Коллектив - это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.
Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.
Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.
Не скупитесь на похвалу.
Несоздавайте конфликтных ситуаций.
Следите за внешность и поведением.
Ваше отношение к работе, людям, предметам - образец для подражания.
Воспитывая детей, стремитесь:
Любить ребенка таким, каков он есть.
Уважать в каждом ребенке личность.
Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоцональную атмосферу.
Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.
Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.
В детском саду запрещается:
Кричать и наказывать детей.
Выставлять проступки детей на всеообщее обозрение.
Приходить к детям с плохим настроением.
Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.
Оставлять детей одних.
Унижать ребенка.
Организатором методической работы в дошкольном образовательном учреждении является старший воспитатель, поэтому в повседневном общении его также называют методистом. Как в имени человека изначально заложено некое значение, так и в названии профессии. Именно в слове «методист», в каждой букве - направление, содержание, суть нашей работы.
М
иссионер - должен убедить другого поверить в то, во что верит сам, уметь увлечь, повести за собой.
Е
диномышленник. Основное желание старшего воспитателя - сделать так, чтобы весь коллектив мыслил в едином порыве, был нацелен на работу.
Т
ворец - постоянно находится в творческом поиске.
О
рганизатор - создание рациональной структуры ДОУ, которая направлена на обеспечение качества образовательного процесса.
Д
ипломат. Нельзя эффективно руководить людьми, если ты не умеешь находить подход к человеку, если не способен на компромисс. Мы должны стараться управлять своими чувствами, переживаниями и поведением, уметь уважать окружающих. Как дипломаты, мы не имеем права на грубость и раздражение, на невнимание и нерешительность. Мы должны быть мудрыми, гибкими и высокопрофессиональными.
И
зобретатель - новатор, источник идей, информации.
С
тратег. Старший воспитатель должен владеть искусством планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах.
Т
актик - в нашей работе необходима разработка приемов, способов достижения поставленной цели.
Старший воспитатель - это стратег и тактик образовательного процесса.
В ДОУ построена следующая система работы старшего воспитателя:
Основные направления в деятельности старшего воспитателя, направленные на повышение качества образовательного процесса.
- планирование
- методическое сопровождение
- работа с коллективом
- контроль
- индивидуальное шефство;
- наставничество;
- консультирование
- самообразование (самовоспитание).
- моделирование индивидуальных вариантов методической работы для каждого воспитателя.
- аттестация педагогических работников;
- выступления перед аудиторией;
- обобщение опыта работы.
- проблемные консультации;
- организация работы творческих групп;
- «Школа молодого педагога»;
- подбор организационно-деятельностных, ролевых игр для детей;
- организация психолого-педагогических практикумов;
- работа аттестационной комиссии;
- организация взаимопосещений занятий;
- организация методических посиделок; творческих мастерских; методических объединений специалистов;
- модельные занятия.
- Педагогические советы.
- Психолого-педагогические семинары.
- Педагогические часы.
- Консультации.
- Аукционы знаний, методических находок и идей.
- Смотры-конкурсы
- «Круглый стол».
- Открытые занятия.
- Конкурс методических находок.
- Школа передового опыта «Диалог».
- «Образовательный салон» и др.
Методические рекомендации по составлению рабочей программы
по составлению рабочей программы педагога ДОУ по ФГОС
1. Введение
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. В ст. 48 Закона сказано, что педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой.
Прежде чем подойти к проектированию и написанию рабочей программы педагога ДОУ важно знать основные понятия, которые существуют в дошкольном образовании.
1) Примерная основная образовательная программа - разрабатывается учеными-методистами. Дошкольные учреждения принимают её за основу для разработки собственной образовательной программы с учетом регионального компонента и местных условий.
2) Образовательная программа ДОУ - управленческий документ, закрепляющий определенные нормы, цели, содержание, технологии и методики, формы и средства, которые применяются в каждом конкретном дошкольном учреждении при организации воспитательно-образовательного процесса. Разрабатываются руководителем ДОУ и творческой группой.
3) Рабочая программа педагога – разрабатывается педагогом на основе образовательной программы ДОУ. Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержденных на федеральном уровне (в нашем случае в соответствии с ФГОС дошкольного образования, который действует с 01.01.2014 года). Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения.
Нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательных учреждений и педагогов:
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
1. Педагогические работники обязаны :
1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой.
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих от 31 октября 2010 г. Раздел: должностные обязанности:
Учитель- логопед - реализует образовательные программы.
Педагог-психолог - ведет документацию по установленной форме, используя ее по назначению. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся, воспитанников, в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.
Воспитатель (включая старшего) - разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников.
ФГОС дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 201 г. №1155, действует с 01 января 2014 г) - содержит требования к структуре образовательной программы дошкольного образования, а следовательно и требования к составлению рабочей программы педагога.
2. Примерные разделы рабочей программы по ФГОС дошкольного образования
1. Титульный лист
2. Содержание :
3. Целевой раздел:
Пояснительная записка
Цель и задачи основной образовательной программы
Принципы и подходы в организации образовательного процесса
Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики. Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально - культурные и другие)
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей
Планируемые результаты освоения Программы.
4. Содержательный раздел :
Учебный план реализации ООП ДО группе, в виде таблицы.
Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе. В виде таблицы: направление развития; формы реализации программы (совместная деятельность, самостоятельная деятельность, взаимодействие с семьей; способы; методы и приемы; средства)
Взаимодействие с семьей, социумом.
Планирование работы с детьми в группе:
Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОУ.
Часть ДОУ: Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально - культурные и другие)
5. Организационный раздел.
Оформление предметно-пространственной среды.
Режим дня, структура НОД (расписание занятий, двигательный режим, схема закаливания детей).
Перечень методических пособий (для реализации основной части и части ДОУ) .
1. Титульный лист
Титульный лист – это своего рода «визитная карточка» программы. Поэтому, как и в визитной карточке, тут должна быть указана только самая необходимая информация:
Полное наименование образовательного учреждения по Уставу;
Где, когда и кем утверждена данная программа (в правом верхнем углу – утверждает заведующая ДОУ (дата, подпись, номер приказа, в левом верхнем углу – ПРИНЯТО педагогическим советом учреждения, номер протокола);
Полное название программы (например, Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 3-4 лет, младшая группа.);
Составлена на основе …… (примерной образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы ДОУ);
Срок реализации программы (учебный год);
Название города;
Год разработки программы.
Прописывается содержание рабочей программы, и указываются страницы.
3. Целевой раздел:
1) Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию детей …. группы разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой …….(наименование ОУ), в соответствии с введением в действие ФГОС дошкольного образования.
Рабочая программа по развитию детей …… группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от __ до __ лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.
Используются парциальные программы :
Перечисляются парциальные программы.
Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами :
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
Устав учреждения.
Цель и задачи основной образовательной программы ДОУ (из примерной программы или образовательной программы ДОУ)
Например
Цель:
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи (обязательная часть) :
1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка.
2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
4. Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса.
5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
6. Уважительное отношение к результатам детского творчества.
7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
8. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Задачи (часть ДОУ):
Принципы и подходы в организации образовательного процесса:
1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики) .
3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму») .
4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.
5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)
9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании.
Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики.
- Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей ___группы
Например , Все дети группы владеют в совершенстве навыками самообслуживания, соблюдают правила личной гигиены. У большинства детей развита мелкая моторика. Дети группы любознательны, проявляют высокую познавательную активность, любят слушать книги.
В игровой деятельности дети самостоятельно распределяют роли и строят свое поведение, придерживаясь игровой роли.
Продолжается совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. В изобразительной деятельности могут изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы. 60 % детей знают цвета и оттенки. Наши дети владеют некоторыми техниками нетрадиционного рисования и т. п.
- Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров)
Например
Учебный план реализации ООП ДО в старшей группе по Программе
Направления развития |
Виды детской деятельности |
Количество НОД в неделю |
Формы образовательной деятельности |
Обязательная часть |
|||
Физическое развитие |
Двигательная деятельность |
75 мин. (3 НОД) |
Подвижные игры, игровые упражнения, физкультурные занятия, спортивные игры, физкультурные праздники |
Познавательное развитие |
Познавательно-исследовательская деятельность |
20 мин. (1 НОД) |
ФЦКМ, беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, коллекционирование, реализация проектов, викторины |
ФЭМП |
20 мин. (1 НОД) |
Дидактические и развивающие игры, реализация проектов, викторины |
|
Речевое развитие |
Развитие речи |
20 мин. (1 НОД |
Беседы, викторины, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций |
Восприятие художественной литературы и фольклора |
25 мин. (1 НОД) |
Беседы, слушание худ. произведений, чтение, разучивание стихов, Театрализованная игра |
|
|
Коммуникативная деятельность |
10 мин. (0,5 НОД) |
ОБЖ, игровые проблемные ситуации, беседы, викторины |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд |
не более 20 мин. (согласно СанПин, п. 12.22) |
поручения, дежурство, игры, беседы, ХБТ |
|
Игровая деятельность |
в режимные моменты |
Сюжетно-ролевые, дидактические и др. |
|
|
Изобразительная деятельность |
70 мин. (3 НОД) |
Рисование, лепка, аппликация. Коллаж. Проект. Ознакомление с художниками. Выставка. |
Конструирование |
10 мин. (0, 5 НОД) |
Конструирование из бумаги, природного и иного материала |
|
Музыкальная деятельность |
50 мин. (2 НОД) |
Слушание, импровизация, исполнение, музыкально-подвижные игры, досуги, праздники и развлечения |
|
ИТОГО |
|||
Часть, формируемая участниками образовательного процесса |
|||
6) часть, формируемая участниками образовательного процесса - парциальные программы и т. п.
Планирование работы с детьми в группе (в соответствии с планированием ОУ ):
Примерное годовое планирование
Календарно-тематическое планирование (НОД и совместная деятельность)
Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОУ (в соответствии с ОП ОУ )
Часть ДОУ: Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально - культурные и другие)
1) Климатические особенности:
Кратко описываются особенности климата региона.
2) Демографические особенности:
Анализ социального статуса семей.
3) Национально – культурные особенности:
Этнический состав воспитанников группы. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке.
Основной контингент воспитанников проживает в условиях (города, поселка, села).
Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями Санкт-Петербурга. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется через целевые прогулки, беседы, проекты в разделе Программы ……..
5. Организационный раздел
Режим дня (на холодный и теплый период года), структура НОД.
Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности вгруппе
Направление развития |
Методические пособия |
Наглядно – дидактические пособия |
Рабочие тетради |
Физическое развитие |
|||
Познавательное развитие |
|||
Речевое развитие |
|||
Социально-коммуникативное развитие |
|||
Художественно-эстетическое развитие |
Доброго всем времени дня, уважаемые читатели! Татьяна Сухих с удовольствием продолжает диалоги с теми из вас, кто задает вопросы по моей специальности. Вот по мотивам статьи «Документация работы воспитателя – вопрос читателя» поступил наводящий вопрос о том, что по моим словам получается много документов необходимо вести воспитателю, и существует ли единая «генеральная линия» в этом вопросе. Попытаюсь объяснить.
Я лично, в своей работе, как и все мои коллеги в Российской Федерации, руководствуемся нормативно-правовыми документами, законодательными актами сферы деятельности ДОУ и внутренними нормативными бумагами, то есть – выданными руководством конкретного детского сада.
Все эти бумаги, папки, которые я перечислила в статье, можно поделить на обязательные и рекомендуемые. Но, что есть обязательное, а что – нет, решает не воспитатель, а начальство. Если принят такой перечень, как я, к примеру, привела, то его ведут все без исключения группы садика.
Обязательной является такая документация:
- Календарный план воспитательно-образовательной деятельности на группу;
- Рабочая программа педагога для своей группы;
- Табель посещаемости ребят.
- Информационно-нормативная папка: локальные акты, должностные инструкции, по технике безопасности, по охране здоровья и т.п.;
- Папка планирования и анализа: сведения о детках, о родителях, план закаливания и других режимных моментов, сетка занятий, схема посадки деток за столом, листы адаптации, журнал приема деток и т.п.;
- Методическое обеспечение процесса образования: комплексно-тематический план работы, список программ, технологий, авторских разработок, материалы педагогической диагностики, портфолио педагога, материалы по самообразованию, работы с родителями и все, что у вас есть, короче.
Вообще, вопрос по поводу документации – самый проблемный для молодых воспитателей. Особенно, если методист по какой-то причине не желает оказывать помощь новому специалисту в оформлении той или иной документации. Да, вроде в специальных учебных заведениях нас обучают «бумаготворчеству», но требования меняются стремительно, да и у руководства тоже есть свое мнение на счет необходимого минимума, который часто превращается в максимум бумаг.
Главное – выяснить список документации у своего руководства, у старших педагогов. Если нет возможности – берите мой перечень, не ошибетесь точно, он универсален. Но для грамотного планирования и ведения бумажек нужно твердо знать предмет документации: рабочую программу вашего садика, на основании которой строим почти все остальные документы.
Кроме того, нужно пристально изучить своих воспитанников и их потребности, исходя из этого, делаем вторую часть папок для работы. А инструкции и нормативные акты, в конце концов, не грех и в Интернете скачать, если вам не предоставят образцы в детсаду.
Мало того, вы работаете не в одиночку, с вами всегда рядом напарник, готовый подставить плечо, а также – помощник воспитателя. Совместными усилиями вы сможете составить папки с необходимыми бумагами и вести их ежедневно. Далее – дело привычки. Не запускать – и все будет в порядке.
По поводу обязательности или необязательности какого-либо документа, то это дело спорное. Теоретически, можно не вести что-то из рекомендуемых бумаг, но по своему опыту скажу, что лучше, чтобы у вас был необходимый максимум документов, поскольку поверка не станет слушать ваши оправдания, что вы не знали, что это необязательно и т.п.
Если вы не любитель больших текстов, то можно перейти на карточки. Это не запрещено и очень удобно. Картотека работы с родителями, сетка занятий, да планы работ в принципе, можно оформить в виде отдельных листов картона с вписанными мероприятиями.
Кто есть кто в детском саду?
В каждом детском саду работает множество сотрудников, и у каждого из них свой круг обязанностей. Но порой родителям довольно сложно разобраться, к кому обраться со своими проблемами. Так с кем же лучше всего обсудить вопросы воспитания? О чем можно спросить методиста? За что отвечает воспитатель? И чем занимается педагог-психолог? Руководство К администрации дошкольного учреждения относятся заведующий детским садом, старший воспитатель и заместитель заведующего по административно-хозяйственной части.
Заведующий детским садом
Поскольку в реальной жизни детскими садами руководят в основном женщины, то и название этой должности обычно употребляют в женском роде - заведующая. Заведующая осуществляет общее руководство детским садом. В своей деятельности она опирается на Закон РФ «Об образовании», Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, Устав дошкольного учреждения, и на другие законодательные акты. Она занимается комплектованием групп детьми в соответствии с их возрастом, состоянием их здоровья, индивидуальными особенностями и запросами родителей, подбирает кадры, руководит педагогами, и обслуживающим персоналом. Кроме того, заведующая отвечает за рациональное использование бюджетных ассигнований, а также средств, поступающих из других источников. Родители могут обращаться к заведующей за консультациями и вносить собственные предложения по улучшению работы с детьми, в частности, предложения по организации дополнительных услуг. Родители также в праве требовать от нее, чтобы руководимый ею коллектив обеспечивал ребенку подобающий уход, воспитание и обучение, охрану и укрепление здоровья - в соответствии с условиями договора.
Старший воспитатель занимается методической работой и организует весь воспитательно-образовательный процесс в детском саду, поэтому в повседневном общении его также называют методистом. Вместе с заведующей он руководит коллективом детского сада, участвуя в подборе кадров, в разработке и внедрении программ развития и педагогических планов. Комплектует группы учебными пособиями, играми, игрушками, организовывает сотрудничество с другими дошкольными учреждениями, школами, детскими центрами, музеями и т.п. Старший воспитатель проводит обширную методическую работу в педагогическом коллективе: открытые занятия для воспитателей, семинары, индивидуальные и групповые консультации. Кроме этого он участвует в работе с родителями: готовит стенды, папки-передвижки, посвященные семейному воспитанию и пр.
Воспитатель - педагог, непосредственно отвечающий за жизнь и здоровье вверенных ему детей. Однако воспитатель не просто «приглядывает» за малышами, он планирует и проводит занятия, игры, прогулки и развлечения в соответствии с возрастом детей. Создает условия в группе для успешной реализации воспитательно-образовательной программы и, собственно говоря, сама же ее реализует. Совместно с музыкальным руководителем и воспитателем по физической культуре готовит праздники, развлекательные и спортивные занятия. Руководит работой младшего воспитателя. Кроме того, воспитатель ведет работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному сотрудничеству с детским садом. Согласовывает с родителями профилактические прививки детей, планируемые в дошкольном учреждении. Если детский сад полностью укомплектован педагогическими кадрами, в каждой группе работает по два воспитателя, которые работают в тесном сотрудничестве друг с другом.
Музыкальный руководитель отвечает за музыкальное воспитание. Организует и проводит музыкальные занятия, литературно-музыкальные утренники, вечера. Выявляет музыкально одаренных детей и занимается с ними индивидуально и в группе. Участвует в проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий и развлечений, обеспечивает музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-й половине дня, проводит музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры.
Инструктор по физической культуре проводит физкультурные занятия и во время их проведения полностью отвечает за безопасность воспитанников. Контролирует двигательную активность детей в течение дня. Вместе с медсестрой контролирует гигиенические условия для проведения занятий. Организует разъяснительную работу с родителями по вопросам физического воспитания. Как и другие педагоги, инструктор по физкультуре руководствуется утвержденными программами, учитывающими возрастные особенности детей, и во время занятий учитывает индивидуальные возможности каждого ребенка.
Учитель-логопед
проводит индивидуальные и групповые занятия с детьми, нуждающимися в постановке правильного произношения звуков. Оказывает консультации родителям (законным представителям) и педагогам для успешного решения затруднений ребенка.
Медицинские работники
Медицинскими вопросами в детском саду занимаются медицинская сестра, врач детской поликлиники. Медсестра контролирует санитарно-эпидемический режим в детском саду, а также следит за соблюдением режима дня, питанием детей, правильным проведением утренней гимнастики, физкультурных занятий и прогулок. Организует мероприятия по закаливанию детей и участвует в организации оздоровительных мероприятий. Ведет ежедневный учет детей, отсутствующих по болезни, изолирует заболевших детей. Кроме того, медсестра готовит детей к врачебным осмотрам и сама участвует в них, проводит взвешивание, антропометрические измерения детей, осуществляет профилактические прививки и выполняет назначения врача.
Младший обслуживающий персонал
К младшему обслуживающему персоналу относятся младший воспитатель, повар, кладовщик, прачка и др. Все эти сотрудники обеспечивают бесперебойную работу дошкольного учреждения, но только младший воспитателя работает непосредственно с детьми.
Младший воспитатель (в повседневном общении - просто няня) помогает воспитателю в организации воспитательно-образовательного процесса, и вместе с воспитателем отвечает за жизнь и здоровье воспитанников. Младший воспитатель приносит с кухни пищу и помогает в раздаче, затем убирает и моет посуду, помогает в умывании детей, готовит воду для полоскания рта; в старших группах организует сервировку детских столов. Помогает воспитателю выводить детей на прогулку и заводить их в группу, раздевать малышей перед тихим часом и одевать после него. Готовит все необходимое для проведения закаливающих и гигиенических процедур, принимает участие в организации занятий по обучению детей плаванию. Также няня отвечает за чистоту в помещениях; два раза в день она проводит влажную уборку в группе. В соответствии с требованиями СЭС проводит санитарную обработку посуды. Следит за чистотой полотенец, меняет их по мере загрязнения, помогает воспитателю в проведении гигиенических процедур с детьми.
К кому обратиться?
К любому сотруднику детского сада родители могут обратиться с вопросами и получить квалифицированный ответ. Так, старший воспитатель может ответить на вопросы, касающиеся организации досуга детей дома, рассказать о программах и методах работы, используемых в детском саду, о том, что должен знать и уметь ребенок к определенному возрасту, посоветовать, какие книги и игрушки стоит покупать малышу. С воспитателями можно обсудить некоторые вопросы воспитания: что сделать, чтобы ребенок убирал игрушки? чем занять ребенка во время подготовки к ужину? как обсуждать с ребенком прочитанное произведение? какие вопросы следует задавать ребенку во время рассматривания иллюстраций в книге? и др. Инструктор по ФК расскажет, как сделать, чтобы ребенок с удовольствием шел на гимнастику или как научить ребенка правильно выполнять упражнения.
Младший воспитатель ответит на вопросы, касающиеся культурно-гигиенических навыков, аппетита ребенка, объяснит, когда и как проводится проветривание в группе.
Все сотрудники детского сада работают в тесном контакте друг с другом, создавая наилучшие условия для физической и психической жизни ребенка. Режим работы У каждого специалиста в детском саду имеется свой график работы.
Документация старшего воспитателя
Перечень нормативно-правовых документов методкабинета ДОУ:
Положение о методическом кабинете;
Закон РФ об образовании;
Трудовой кодекс РФ;
Семейный кодекс РФ;
Конституция РФ;
Конвенция о правах ребёнка (15.09.1990г) ;
Конвенция дошкольного воспитания;
Декларация
Устав ДОУ; изменения к уставу;
Копии должностных инструкций педагогов ДОУ;
Письмо Минобразования России от 26.05.1999 №109/23-16 «О введении психолого-педагогической экспертизы и критериях оценки игрушек»;
Письмо Минобразования России от 07.04.1999 № 70/23-16 «О практике проведения диагностики развития ребёнка в системе дошкольного образования»;
СанПиН 2.4.1.2660-13, с изменениями;
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;
ФГОС дошкольного образования;
Перечень документов и материалов старшего воспитателя ДОУ:
ООП ДОУ;
Годовые планы работы ДОУ (за 3 года) ;
Материалы и протоколы педсоветов (за 3года) ;
Материалы по аттестации;
Материалы по педагогической диагностике;
Материалы оперативного, тематического и итогового контроля старшего воспитателя за воспитательно-образовательным процессом;
Материалы по самообразованию педагогов ДОУ;
Учебно-методические пособия;
Книга учёта движения методической литературы;
Различные виды картотек, видеотек и т. п. ;
Приказы заведующей ДОУ;
Сведения о педагогическом мастерстве педагогов; материалы по передовому педагогическому опыту;
План и формы работы с молодыми специалистами, наставничество;
План проведения методических объединений педагогов и районных семинаров;
материалы и протоколы семинаров, консультаций, открытых занятий;
планы проведения методической недели;
планы работы творческих групп (тема, проблема, выход) ;
планы по инновационной деятельности;
план повышения квалификации педагогов;
работа с молодыми специалистами (план, посещение занятий у наставников и наставников у них) ;
Материалы по взаимодействию с родителями;
Инструкции, протоколы проведения инструктажей с педагогами ДОУ по охране жизни и здоровья детей; первичные инструктажи
Расписание НОД;
График занятости специалистов ДОУ;
График проведения индивидуальных занятий;
График проведения дополнительных занятий;
Циклограммы;
Анализ работы за год; отчёты;
План работы старшего воспитателя на год;
Проектирование воспитательно-образовательного процесса (учебный план) ДОУ;
Сведения о педагогических кадрах;
Справочная и методическая литература; издания о профессии педагога, подписные издания по дошкольному воспитанию;
Перечни материалов и оборудования всех помещений ДОУ (в бумажном и электронном (диски) варианте)
*Вся документация старшего воспитателя должна хранится в методкабинете или у заведующей ДОУ не менее 3-х лет.
Полезные сайты для детей
Дорогие друзья! Предлагаем познакомиться с наиболее интересными на наш взгляд сайтами Интернета, которые могут быть полезны детям и взрослым в выборе детской художественной литературы. Многие из них содержат, как библиографическую, так и полнотекстовую информацию.
Большинство сайтов для детей обладают хорошо разработанной системой поиска и путеводными знаками. В оформлении сайтов используются разнообразные красочные иллюстрации, звуковые и мультимедийные фрагменты.
|