Бизнес идеи в сфере образования. Ключевые идеи в современном образовании

В последнее время в педагогических кругах стал активно обсуждаться так называемый «компетентностный подход». Полагают, что этот подход сможет заменить традиционные способы образовательной деятельности, ориентированные на предметное обучение и предполагающие усвоение готовых знаний, выработку отдельных умений и развитие специфических навыков.

Давайте же вместе разберемся, что есть этот самый «компетентностный подход».

Начну с простого и уточню, что ключевыми понятиями данного подхода являются «компетенция» и «компетентность».

Согласно словарным определениям, «компетенция» (от лат. competo - добиваюсь; соответствую, подхожу) - это

1) круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу;

2) знания, опыт в той или иной области.

Понятие же «компетентность» означает следующее:

1) обладание компетенцией (в первом из указанных значений этого слова);

2) обладание знаниями, позволяющими судить о чём-либо.

Считается, что одним из первых компетентностный подход предложил шотландский исследователь Дж. Равен.

Кто таков, спросите Вы?

Доктор Джон Равен родился в 1936 году, а в настоящее время является почетным профессором Эдинбургского университета (Шотландия). Этот специалист создал много работ, посвященных вопросам диагностики и исследования компетентностей высокого уровня. В частности, Дж. Равен исследовал природу, развитие, оценки и реализации компетентностей.

В профессиональном плане Дж. Равен сотрудничал с научными институтами и Социальной службой британского правительства. Нельзя не отметить важность разработок этого автора в отношении анализа и диагностики человеческих ресурсов, ориентированных на человеческие ценности. Именно такие разработки позволили Дж. Равену стать независимым консультантом, к которому обращаются различные международные организации и учреждения.

Вернемся к сути компетентностного подхода. Этот подход предполагает овладение учеником отдельных знаний и умений не в «расчлененном» виде, но взятых в комплексе. Поэтому иначе понимается методика обучения, которая опирается на отбор и конструирование методов обучения. В основе методики - структура компетенций, равно как функций, выполняемых ими в образовании.

С этой точки зрения общеобразовательная школа не может обеспечить повышения уровня компетентности учеников, во всяком случае, так, чтобы этот уровень позволял эффективно решать проблемы во всех сферах деятельности. Школа - это институт, призванный формировать только ключевые компетентности.

В нашей системе образования все это предполагает, что надо:

Учить учиться, т.е. обучать технологиям получения знаний, а не давать готовые знания;

Ориентировать учение на труд, т.е. уже с детства учить работать и уметь зарабатывать с помощью своих знаний;

Заложить основы знаний о жизненных ситуациях;

Научить методикам взаимодействия в условиях современного общества.

В целом, ориентация на формирование компетентностей подразумевает, что необходимо комплексно мыслить образование, включенное в сложные процессы культурного развития человека и общества.

Стоит добавить, что одним из реальных воплощений компетентностного подхода является ЕГЭ.

В целях же более серьезного ознакомления те, кто заинтересовался, могут почитать как минимум следующее:

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 №393. - М., 2002.

2. Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования PIZA-2000 / К.Г. Митрофанов, К.Н.Поливанова и др. - М.: Университетская книга, 2005.

3. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. - М.: Когито-Центр, 2002.

Да ничего нового в этом нет. Просто модернизация светоча педагогики американского прагматизма Дьюи. Даже более прагматистский подход, чем у последнего.



Если не затруднит, то распишите:)


Итак, утилитаризм - (от лат. utilitas - польза, выгода), может быть понят в 2х смыслах:
1) принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели.
2) Основанное И. Бентамом позитивистское направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков; получило распространение в Великобритании в 19 в.
Далее, прагматизм (от греч. pragma, род. п. pragmatos - дело, действие). Может быть истолкован как философское учение, трактующее философию в качестве общего метод решения проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях. Объекты познания, с точки зрения прагматизма, формируются познавательными усилиями в ходе решения практических задач; мышление - средство для приспособления организма к среде с целью успешного действия; понятия и теории - инструменты, орудия; истина толкуется в прагматизме как практическая полезность.
Отсюда, утилитаризм - это стремление к частной выгоде; прагматизм - это общая установка на полезность как критерий истины, причем полезность в смысле возможности получить решение проблем (что работает - то и хорошо)



Спасибо, а вы вот говорите, что в педагогических кругах это обсуждается, насколько эта концепция сильна среди педагогов, станет ли он главенствующим методом в ближайшее время?


Вообще, по личному опыту судя, последнее время только об этом и рассуждения ведутся. Во всяком случае в среде теоретиков. Единственно, что хотел бы заметить, так это, что понимание во многом ограничено старыми схемами. В Томске, например, обсуждение ведется на уровне кто, как понимает компетенции и компетентности, да как их надо разводить и что из этого может выйти. :)
В целом, думаю, будущее у подхода есть. Конечно, не совсем в том же виде, что представляли (и представляют) на Западе, но все-таки.


А в интернете какие-то обсуждения ведутся по этому поводу?



Ввели новое понятие, бритвы Окама на них нет. Что такое компетентность в контексте "компетентностей" я не понял.
""- учить учиться, т.е. обучать технологиям получения знаний, а не давать готовые знания;""
Здорово. Только я не слышал, чтобы вводили хотя бы в факультативной форме скорочтение, мнемонику, продвинутые методы конспектирования в школах.
"""- ориентировать учение на труд, т.е. уже с детства учить работать и уметь зарабатывать с помощью своих знаний;"""
Как это может быть реализовано? Например, во время каникул подработки.
"""- научить методикам взаимодействия в условиях современного общества."""
Кого с кем или чем?


"я не слышал, чтобы вводили хотя бы в факультативной форме скорочтение, мнемонику, продвинутые методы конспектирования в школах"
***
Именно это и является придатками так называемого традиционного образования (техниками усвоения готового знания). Компетентностный подход предполагает, что усваивается не знание, а методы его получения. Таким образом, необходимо преподавать не варианты более углубленного понимания чего бы то ни было (химии, например, или физики), а способам добывания химической, физической, естестественнонаучной в целом (или же, напротив, гуманитарной) информации.
***
"- ориентировать учение на труд, т.е. уже с детства учить работать и уметь зарабатывать с помощью своих знаний;"""
Как это может быть реализовано?"
***
Все очень просто. Ученик, подготовленный к обработке массивов информации, готовится к тому, что в случае необходимости следует искать ресурс, обеспечивающий возникшую потребность, а не оперировать имеющимся (как правило, устаревшим, рутинным, стандартизованным) опытом.
***
"- научить методикам взаимодействия в условиях современного общества."""
Кого с кем или чем?"
***
В обществе люди живут, не так ли? Вот с ними и необходимо учиться взаимодействовать


"Именно это и является придатками так называемого традиционного образования (техниками усвоения готового знания). "
"""
Я понял, даже несмотря на то что скорочтение является эффективным средством обработки массивов информации (печатной), это не относится к компетентностному подходу. Но все равно не понятно, почему не вводят.



@@@@Компетентностный подход предполагает, что усваивается не знание, а методы его получения. @@@@
Читать, запоминать, конспектировать больше не надо будет? Наконец-то)
"""Таким образом, необходимо преподавать не варианты более углубленного понимания чего бы то ни было (химии, например, или физики), а способам добывания химической, физической, естестественнонаучной в целом (или же, напротив, гуманитарной) информации."""
расскажите подробней про это.
"""Все очень просто."""
Действительно просто) А можно примеры такого на коникулах летом?


"Читать, запоминать, конспектировать больше не надо будет? Наконец-то)"
С чего это Вы взяли? Ориентация на ключевые компетентности предполагает овладевание прежде всего базовыми навыками, которые в дальнейшем развиваются и видоизменяются.
***
Насчет методов. Думаете, владеете компьютером и знаете про Google - и все, образование окончено? Неподготовленный человек тонет в потоке информации. Знаете почему? Не может различать значимое и незначимое. Овладевание этим умением и есть получение одной из ключевых компетенций. Поэтому, если желаете пример, так вот: урок химии в компьютерном классе (это я идеализирую, конечно).
***
Насчет "летних занятий". Никогда не сталкивались с понятием "летняя школа"? ТГПУ, например, проводит такую для школьников на постоянной основе.


Не могли бы вы прояснить некоторые понятия: ключевые компетентности, базовые навыками. И еще насчет соотношения традиционного подхода и нового. Думаю, учебники останутся. В свете этого, неясно почему не водится скорочтение\конспектирование в "педах".
***
"Неподготовленный человек тонет в потоке информации. Знаете почему? Не может различать значимое и незначимое. Овладевание этим умением и есть получение одной из ключевых компетенций."
То ли вы туманно выражаетесь, то ли я полностью некомпетентен.... Но про методы я все еще не понял.
***
"Насчет "летних занятий"."
Не насчет занятий, а насчет "школьник зарабатывает с помощью своих знаний".


Ключевые компетентности - это то, без чего становится невозможным овладевание некоторой совокупности знаний. Их можно развести по уровням. На низшем уровне - читать, писать и т.д. На среднем - обрабатывать и генерировать информацию. На высшем - изобретать (творить, если угодно).
Насчет методов. В данном случае имеются в виду способы работы с более узкими методами, направленными на конкретное изучение. Например, умение поставить опыт - это узкий метод. А умение различать, когда и при каких обстоятельствах опыт можно поставить, а когда необходимо прибегнуть к другим видам деятельности (например, к компьютерному моделированию) - вот пример "метода методов".
По поводу "школьник зарабатывает" - вот это и есть случай, когда надо применять моделирование (хотя практики меня, возможно, и поправят). Да, в условиях школы сложно организовать "бизнес-инкубатор" (хотя в вузе уже есть такие возможности), но можно провсети деловую игру. Таким образом, конечно, не получаешь реальных денег, но учишься как бы "впрок".


Чтож, насчет искусственно созданного рынка для "подработки" я угадал)
Думаю, стоит изучить книгу Равена (если есть в электронном виде". Она для специалистов написана?


Поздравляю (за догадливость)
:)
Насчет книги... Она в виде записей в интернет-магазинах присутствует.
Но можно зайти с другого бока и русских психологов капнуть (М.А. Холодная методики Равена некоторые рассматривает)
Вот здесь имеется:
http://hdd.tomsk.ru/file/qljgxfov




> одним из первых компетентностный подход предложил
> шотландский исследователь Дж. Равен
К сожалению, ничего не знаю насчёт Равена. Начало так называемого "компетентностного подхода" связано с именем Девида МакКлелланда и его статьёй "Тестирование: компетенции против интеллекта". К педагогике как таковой она не имела практически никакого отношения. Речь в статье шла о существующих на тот момент психодиагностических методиках профессионального отбора и преимуществах поведенческого интервью. Компетенциями МакКлелланд назвал некие "личностные характеристики", которые позволяют успешно выполнять определённые профессиональные задачи. Причём об их наличии или отсутствии можно судить только посредством чётко описанных поведенческих индикаторов.
.
Так вот. Это определение компетенций ещё называют "личностным подходом". Его последователи чаще всего - американцы. Есть и т.н. "английская" трактовка компетенций, которая говорит о том, что кометенции - это не есть некие непонятные "личностные характеристики", которые диагностируются посредством поведения, а это и есть стандарты поведения, которые определяют успех в профессиональной детельности. Надо заметить, что "английскую" трактовку (функциональный подход) я считаю гораздо более правильной, поскольку если компетенции как "личностные характеристики" по МакКлелланду и Спенсерам плохо диагностируется личностными опросниками, и хорошо - поведенческим интервью, то говорить о компетенциях как о поведении - правильнее. В этом смысле английский функциональный подход более последователен.
.
Тот "компетентностный подход в педагогике", который описан здесь, - это сапоги всмятку или полная чушь. Это пустые слова, симулякры за которыми ничего нет. Вроде "инновационных нанотехнологий" или прочей хрени при помощи которой пилится государственный бюджет. Объясню, почему я так считаю. Во-первых, компетентностный подход возник не в педагогике, а в практике бизнеса (если быть более точным, то в практике HR-менеджмента) Во-вторых, этот компетентностный подход уже не одно десятилетие кормит полчища "бизнес-гуру" на западе. Такая ситуация вызвана крайне непоследовательном употреблением понятий "competence" и "competency".
.
В обыденном английском языковом сознании эти слова часто являются синонимами, точно так же как и наши "компетенция" и "компетентность". Стоит заметить, что это не единственный пример. В обыденном русском языковом сознании понятия "цели" и "задачи", часто не различаются также как и в анлийском не различаются "goals" и "objectives".
.
А теперь давайте разберёмся чем отличаются русские компетенции и компетентности от английских competences и competencies. Проблема в том, что наши русскоязычные понятия не являются эквивалентами английским. В русском языке словом "компетентность" принято называть знания или осведомлённость в некоей профессиональной сфере, а словом "компетенция" - сферу ответственности и полномочий в профессиональной деятельности. Английским "competence" обозначают те знания, умения и опыт, которые обеспечивают успешность в определённой профессиональной сфере, а "competency" - это успешная деятельность в профессиональной сфере, которая определяется через конкретное поведение в функциональном подходе, или "личностные характеристики" определяющие это поведение в личностном подходе.
.
В посте говорится о "компетентностном подходе в педагогике", и даётся ссылка на Равена. Однако почему тогда определения смысла понятий даются русские? Непонятно. Поехали дальше.
.
> Школа – это институт, призванный формировать только
> ключевые компетентности.
.
Понятие "ключевые компетентности" появилось также не в педагогике, а в практике бизнес-консультирования. Появилось оно в 1990 году в статье "The core competence of the corporation" Хэмела и Прохалада. Позднее, вместо "сore competence" в английских источниках стали часто неправильно писать "core competency". В конечном итоге это привело к тому, что на русский язык их перевели как "ключевые кометенции".
.
Ситуация достаточно анекдотична, однако позволяет многочисленным "бизнес-консультантам" и "бизнес-гуру" исправно доить клиентов, пользуясь сложившейся путаницей. До сих пор этот задел принадлежал кругам, которые так или иначе связаны с наукой управления, но никак не с педагогикой. Похоже, что отечественные чиновники от образования хотят также освоить это "рыбное место". Бог в помощь, господа!)))


Ответ на Ваши сентенции простой: ну и что? Что Вы dct "nbv хотели сказать?
Вот что бывает, когда человек не понимает того, что извлекает из глубин Сети:)
***
"Начало так называемого "компетентностного подхода" связано с именем Девида МакКлелланда и его статьёй "Тестирование: компетенции против интеллекта". К педагогике как таковой она не имела практически никакого отношения"
А в посте речь именно о компетентностном подходе и именно в педагогике
***
"Так вот. Это определение компетенций ещё называют "личностным подходом". Его последователи чаще всего - американцы. /.../ Тот "компетентностный подход в педагогике", который описан здесь, - это сапоги всмятку или полная чушь."
И чего, ну сказанули, дальше что? Я знаю (причем лично) как минимум двадцать человек, которые развивают компетентностный подход в образовании в России в целом и в Томске конкретно (да и Концепцию, упомянутую в посте, Вы в глаза-то не видели, а то б не высказывали свои "соображения")
***
"Школа – это институт, призванный формировать только
> ключевые компетентности.
.
Понятие "ключевые компетентности" появилось также не в педагогике"
Это вообще слова, лишенные смысла.
***
Ну и конечно, очередной "мыслитель" конечно знает лучше, нежели вся наша официальная наука и административная часть образовательной системы.
***
Нет, ну и смех, и грех, честное слово!


> Вот что бывает, когда человек не понимает того, что
> извлекает из глубин Сети:)
.
А как Вы определили что я чего-то не понял и чего-то откуда-то извлёк, если учесть, что 1) это мои собственные слова, 2) это моё мнение как профессионала и практика.
.
> А в посте речь именно о компетентностном подходе
> и именно в педагогике
.
Я это заметил. И просто и по честному объяснил, почему я считаю это полной хернёй. Кроме того, есть хорошее правило - кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Фраза "...ориентация на формирование компетентностей подразумевает, что необходимо комплексно мыслить образование, включенное в сложные процессы культурного развития человека и общества" - это наглядный пример резонёрства, пустословия.
.
> Я знаю (причем лично) как минимум двадцать человек, которые
> развивают компетентностный подход в образовании в России в
> целом и в Томске конкретно
.
Да, у меня тоже есть знакомые, которые промышляют мошенничеством. Правда их не так много.
.
> Концепцию, упомянутую в посте, Вы в глаза-то не видели,
> а то б не высказывали свои "соображения"
.
Чтобы высказывать сои соображения мне достаточно знать откуда у этой "Концепции" растут ноги. А вот Вы этого похоже не знаете. Поэтому мои соображения для Вас так и останутся "словами, лишенными смысла". Так что смысла в продолжении дискуссии не вижу.))


Я и не собирался спорить со столь почтенным "профессионалом и практиком", который знает "откуда у этой "Концепции" растут ноги". И, видимо, вообще знает на этом свете все. Естественно, какие могут быть дисуссии у столь авторитетного специалиста с каким-то "резонером" :)
Ну а насчет мошенников... Господам психологам завсегда виднее, как и кого следует дурить, что тут скажешь:)


> Господам психологам завсегда виднее, как и кого
> следует дурить, что тут скажешь:)
.
Если Вы хотели меня чем-то ошельмовать, то хочу Вам напомнить, что Равен, о котором Вы здесь упомянули - сам психолог. Более того - он сын психолога разработавшего тест "Прогрессивные матрицы Равена". Это во-первых. Во-вторых, "competence" и "competency", как научные понятия, стали впервые употребляться и разделяться именно в англо-американской психологии.



Еще раз повторюсь, пытаясь прояснить ситуацию. Речь велась о педагогической концепции. Вы, как сторонник "функциональной трактовки", должны ведь понимать, что предметные области педагогики и психологии как минимум не равнозначны. В связи с этим и трактовки центральных понятий не могут быть исключительно "каноническими" (несмотря на сделанные ссылки).
В связи с этим мне видится, что возникло явное недоразумение. Вы, пытаясь отстоять "чистоту" психологического содержания понятий, упираете на западную традицию. Я же, просто упоминая одного из (подчеркну, вот это "одного из") основоположников, все-таки держался в русле отечественной, по сути, оригинальной (в отношении западных аналогов), хотя, признаю, и несколько "доморощенной", местечковой, так сказать, педагогической интерпретации.
Таким образом, мы исходно вкладывали различный смысл в одни и те же понятия. Но в результате сделанного пояснения, думаю, недаразумения могут быть устранены, а наметившийся конфликт - разрешен.


ОК. Давайте проясним ситуацию именно в контексте педагогики. Я согласен, что предметные области педагогики, психологии и менеджмента различаются. Кроме того, трактовка одних и тех же понятий может различаться и там и там. Всё верно. Мои доводы относительно "компетентностного подхода" в педагогике касались немного другого. Чтобы Вам было более понятно, приведу слова Вашего коллеги, с которым я полностью согласен. Нашёл буквально сегодня и специально для Вас. Итак, цитаты из публикации:
.
"Всецело поддерживаю Ваше стремление к корректному употреблению терминов в соответствии с нормами и правилами русского языка. Причина использования понятий "компетенция" и "компетентность" во множественном числе очевидна. Оба понятия появились в отечественном педагогическом лексиконе не в результате его саморазвития, а были заимствованы из зарубежной педагогической литературы. Таково происхождение многих современных "инноваций". Боюсь, что при нынешнем темпе заимствований все педагоги скоро начнут писать тексты, записывая английские слова с помощью кириллицы. В английском языке слово "competence" употребляется во множественном числе, что и отразилось в не очень качественных отечественных переводах.
.
Однако я не склонен придавать слишком большого значения грамматической стороне дела. Меня больше интересуют причины появления и широкого распространения в отечественной педагогике новых заимствованных понятий. В науке они создаются для описания новых явлений. Появились ли таковые в последние годы в нашей образовательной системе? Что заставляет педагогов вместо привычного и достаточно точно определённого понятия "умение" использовать многозначное понятие компетентности?
Посмотрим, что понимает под компетентностью один из авторов компетентностного подхода в английском образовании - Джон Равен Из приведённой цитаты видно, что понятие компетентности не содержит каких-либо принципиально новых компонентов, не входящих в объём понятия "умение".
Разумеется, современное общество предъявляет новые требования к умениям, которые должен приобрести ребёнок в школе. Но я не вижу оснований для введения принципиально новой терминологии, характеризующей эти новые умения.
... учёные в качестве слов для обозначения этих понятий редко используют уже известные термины с устоявшимся смыслом и содержанием, понимая, что это неизбежно приведёт к трудностям при понимании смысла высказываний.
Словосочетание "компетентный ученик" кажется мне надуманным. "Переводя" его на привычный для меня язык, я получаю "осведомлённый" ученик, "авторитетный" ученик, ученик, профессионально разбирающийся в каком-либо вопросе (как Вам нравится словосочетание "профессиональный ученик"?).
.
Не лучше обстоит дело и с понятием компетенции. Большинство носителей русского языка переводят его как полномочия совершать определённые действия. Какими полномочиями должен обладать ученик? Как в этом смысле трактовать термин "ключевые полномочия"? И как быть с "неключевыми полномочиями"? Это всё еще полномочия или нечто подобное свадебному генералу?
Не думаю, что стоит всерьёз заниматься поисками "педагогического контекста" в словосочетании "профессиональный ученик, обладающий ключевыми полномочиями".
Я не понимаю Вашего стремления "модифицировать отмеченные понятия в педагогическом контексте". Тем самым Вы признаёте, что изначально их педагогический смысл для Вас тёмен и не понятен.
Поэтому все разговоры о компетентности и компетенции мне представляются несколько искусственными, призванными скрыть старые проблемы под новой одеждой".
.
М.Е. Бершадский, кандидат педагогических наук, профессор, АПКиПРО
.
http://sputnik.master-telecom.ru/Docs_28/Ped.journal/Vio/Vio_17/cd_site/Articles /art_1_6.htm


Спасибо за предоставленные материалы. Немедленно перешёл по ссылке и ознакомился со статьей полностью. Весьма познавательно!
Вот какие приходят на ум соображения:
1) Компетентностный подход актуален, но имеет дискуссионный характер в современной (отечественной) педагогике;
2) Дискуссионность возникает за счет механического переноса понятий из англоязычной традиции;
3) Динамика обсуждений демонстрирует попытки устранить трудности путем поиска русскоязычных аналогов, согласующихся с устоявшимися концептуальными схемами; в то же время именно с этим возникают принципиальные затруднения;
4) Вероятным является замещение понятий "компетенция" и "компетентность" более привычными понятиями навыки и умения, а также, возможно, "методологические знания"
5) В целом, однако, поэтапное прояснение смысла "компетентностного подхода" ведет к существенной модификации педагогических представлений (в частности влечет переход от предметной к межпредметной модели преподавания).
Таким образом, новации в современной педагогике существенны по своему характеру и влекут за собой не только развитие, но и значительное видоизменение имеющихся представлений. Другими словами, компетентностный подход - это возможность принципиально модернизировать как минимум теорию образования, но, как не парадоксально, при условии внутренних модификаций исходной версии компетентностного подхода.у кого-то повернется язык сказать, что человек, сдавший тест в гаи, знает пдд? прально - это совсем разные компетентности - уметь сдавать тест и уметь соблюдать правила в реальных условиях.



старо. Мы уже два года над этой темой работаем.. модернизация.. компетентностный подход... всё для практического применения.. А что в итоге? Формируется не личность, а счётная машина... Потому что на первом месте в образовании стоят математика и информатика... ну, может ещё английский. А предметы, которые формируют и развивают духовные и душевные качества (музыка, литература, изобразительное искусство) не представляют никакой ценности, к сожалению.. Хотя, именно они раскрывают в человеке способность творчески думать, чувствовать... вот.:) Это я к тому, что с этой модернизацией дети приобретают способности считать в уме и работать на компьютере, но утрачивают возможность мыслить творчески, умение что-то делать своими руками. Нет для этого времени..


В Москве прошла Летняя школа конкурса "Инновации в образовании 2016", который в третий раз проводит Институт образования НИУ ВШЭ с партнерами. Это едва ли не единственный в сфере образования конкурс, участники и финалисты которого получают возможность не только представить свои проекты, но и рекомендации по их продвижению. Победители конкурса станут известны в сентябре, однако уже сейчас можно говорить о главных проблемах российского образования, решение которых люди ищут вне государственной системы.

Инициативу снизу, по мнению организаторов конкурса, в значительной степени провоцирует личный отрицательный опыт. Именно поэтому много проектов пришло от людей, не занятых непосредственно в сфере образования. Другое наблюдение, которым поделилась директор конкурса Диана Королева , основанное на анализе работ трех лет – даже если авторы идеи мыслят ее воплощение как бизнес-проект, все равно они рассчитывают и на поддержку государственных структур. Очевидно, что это мешает созданию независимого рынка образовательных услуг.

Тем не менее, инноваторы восполняют пробелы традиционного российского образования. Большинство проектов нацелено на индивидуализацию обучения – как школьников, так и студентов, и расширение технических возможностей преподавателей. Значительная часть проектов настроена на преодоление трудностей коммуникации, которая позиционируется как один из главных навыков, получаемых во время обучения. Причем проблема эта рассматривается с разных позиций.

"Существует жесткая система, как у военных – все должно быть по уставу, - рассказывает один из участников конкурса, студент Максатбек Абдуназар уулу . - Но важно, чтобы преподаватель и студент говорили на одном языке и имели возможность разговаривать. Эта общая для образования проблема, особенно трудная для мигрантов".

Максатбека Абдуназар уулу поддерживает молодой преподаватель из Дальневосточного федерального университета Мария Трагель . "Основная беда российского образовании - в отсутствии коммуникаций, причем на всех уровнях. Я педагог-психолог, веду магистерскую программу и знаю, что есть много хороших научных наработок, но где они внедрены? Это опять же проблема нехватки коммуникации".

Александр Алюханов , студент из Томска, считает, что новые технологии должны принципиально изменить привычную схему обучения в вузах. "В реалиях современного мира мы просто обязаны переходить к интерактивному обучению, т. е. комбинировать обучение онлайн и лекции преподавателя. Это эффективно и удобно для иногородних студентов, поскольку мы, например, не должны теперь находиться круглый год в Томске, постоянно сидеть на парах".

Действительно, на использовании новых информационных технологий и электронных ресурсов строится большинство присланных на конкурс проектов. Однако естественный, казалось бы, процесс адаптации личных гаджетов к учебному процессу не поддерживают преподаватели, поскольку подобного рода нагрузку не учитывает существующая система оплаты труда.

Другая любопытная и распространенная тенденция – внедрение в обучение игровых техник, которые должны были бы естественным образом перетечь из практик раннего развития, заимствуется из портфеля бизнес-образования.

Подробнее о проектах и инновациях внизу Радио Свобода рассказали участники конкурса "Инновации в образовании 2016", Максатбек Абдуназар уулу (Москва), Мария Трагель (Владивосток), Александр Алюханов (Томск) и директор конкурса Диана Королева .

Максатбек Абдуназар уулу , студент (Москва):

Я родом из Кыргызстана и приехал в Москву, когда мне было 10 лет. Поскольку я приехал из села и знал всего пару слов на русском языке, в школе мне было очень трудно адаптироваться. Правда, мама была учителем русского языку и много помогала, поэтому, закончив школу, я смог поступить в вуз.

Но сейчас таких, как мы, мигрантов приезжает все больше и больше, особенно после вступления России в Евразийский союз. Однако проблема адаптации так и остается нерешенной. Поэтому я пошел работать в Центр адаптации помощи беженцам как волонтер, но одного волонтерства недостаточно, здесь нужна настоящая помощь.

Название моего проекта "Билим" переводится как "знание". И поддержка ребенка-мигранта начинается с момента его приезда. Сначала он учит русский язык, адаптируется. Мы проводим мероприятия, ходим в музеи. Я хотел бы работать с московскими школами, чтобы ребята могли их посещать, постепенно интегрируясь в образовательное пространство.

Мария Трагель , преподаватель (Владивосток):

В нашем проекте "Телепорт" есть две линии – информационная, связанная с технологиями, и образовательная. Иными словами, мы предлагаем вариант мобильного приложения для управления учебным процессом. История началась с того, что я в Техническом университете (сейчас он входит в Дальневосточный федеральный университет) работала волонтером и проводила тренинги для студентов. Мы знакомили первокурсников друг с другом, с пространством университета, обучали других волонтеров, проводили тренинги для общественных организаций и т. д. То есть двигали общественную жизнь в университете. И это было очень не похоже на традиционный учебный процесс, когда все проходит скучно, нудно, с преподавателями нередко возникают конфликтные ситуации.

Главный парадокс заключается в том, что именно социальная жизнь в стенах университета часто дает студенту больше, чем все обучение по программе. Поскольку я решила остаться в образовании и стала работать преподавателем, проблема осталась прежней - я использую новые интерактивные методы, стараюсь вовлекать студентов, что-то интересное для них придумывать, но другие преподаватели этого не делают. Вся традиционная система университета мою инициативу не поддерживает и работает против нее.

вся традиционная система университета мою инициативу не поддерживает и работает против нее

Есть мировая тенденция в образования - использовать свое собственное устройство. Если у учащихся есть свое устройство, зачем нужны компьютерные классы и т. д.? Можно использовать имеющиеся ресурсы, тем более, что у многих есть смартфоны, а если смартфона нет, то есть ноутбуки или телефоны. При разработке нашего проекта мы учтем также и особенности программного обеспечения. Иными словами, попробуем сделать так, чтобы студенты использовали свои устройства непосредственно во время лекции, а преподаватели – для активного, с элементами игры, взаимодействиями с учащимися.

Есть старый, так называемый индустриальный подход - когда человек винтик в системе. Но мы-то сейчас переходим к постиндустриальному обществу! Мы говорим уже о личности, о характеристиках личности и должны полностью перестроиться на индивидуальный подход. Я заметила, что есть студенты, которые воспринимают себя как пассивного потребителя знаний, и их смущает, когда предлагаешь что-то сделать самостоятельно. Но мне кажется, что студенты, которые сами проявляют активность, более успешны как в учебе, так и в дальнейшей жизни.

Александр Алюханов , студент (Томск):

Наш проект называется "Симулятор научно-образовательных треков для школьников и студентов", и нацелен он на профориентацию школьников и студентов начальных курсов. Не так давно я сам поступал в университет, и мы с друзьями, закончив школу, стояли на распутье, не знали, куда подавать документы. Поскольку я учился в обычной средней школе в Новокузнецке, после сдачи ЕГЭ, когда пришли баллы, мы выбирали попросту вуз, куда могли пройти.

Поэтому мы и решили создать симулятор научно-образовательных треков для школьников и студентов начальных курсов, чтобы они заранее знали, куда поступать, и поступали на те направления, которые им будут интересны.

Наш симулятор построен в формате игры, главный персонаж которой – универсальный студент, ты сам. Это такой видео-квест с уникальным развитием событий, в ходе прохождения которых можно увидеть различные направления, профессии, по которым готовит университет. Играя в эту игру, я вижу, как подаю документы, как проживаю 1-й-4-й курсы, получаю диплом. То есть абитуриент получает возможность познакомиться со всеми реалиями высшего образования в том или ином университете. Это и научная жизнь, и какая-то социальная работа.

Мы сделали прототип данного проекта с одним универсальным треком на базе Томского политехнического университета, но хотим масштабироваться и вывести его на всю Россию, чтобы объединить все университеты. Чтобы абитуриент мог зайти на нашу web-платформу, пройти уникальные треки и понять, в какой университет ему лучше поступить, на какое направление.

Диана Королева , директор конкурса "Инновации в образовании 2016":

Очень много проектов присылают на конкурс инноваторы из Москвы, Санкт-Петербурга, из таких крупных городов как Красноярск, Самара, Томск, участвуют все регионы. Заявки приходят не только из России, но из-за рубежа, в этом году примерно из 20 стран, из стран бывшего СНГ и дальнего зарубежья. То есть география конкурса довольно широкая.

Если мы говорим про маленькие города, села, то часто проекты оттуда узко направлены на решение своих локальных проблем, что тоже неплохо и может быть транслировано, тиражировано на такие же небольшие районы, города и т. д.

Если говорить про большие города и университеты, то здесь удивляться нечему. Большинство американских стартапов были, так или иначе, связаны с четырьмя крупнейшими американскими университетами. Вообще, история больших вузов - это всегда возможность что-то делать вместе. Поэтому объединение людей разных дисциплин дают правильные идеи и проекты.

На наш конкурс пришло много работ, где IT играет основную роль. Мне кажется, так происходит потому, что в стандартном образовании редко используются личные девайсы учащихся, социальные сети. То есть эта ниша пока свободна, но очень востребована школьниками и студентами, которые не расстаются со своими гаджетами. А таких проектов пока очень мало как в России, так и за рубежом. Правда, говорить, что технологии решают какие-то важные проблемы и дают суперрезультаты, мы пока не можем, но новые инструменты меняют учебный процесс и вовлекают студентов в то, что происходит на уроке, лекции, семинаре.

Когда мы начинали конкурс, мы не очень понимали, какого рода будут проекты. Но сейчас можно говорить, что есть два направления – бизнес-история и решение социальных задач, иногда они совмещаются. Надо сказать, что в течение Летней школы наши эксперты работают с авторами и помогают понять, как привлечь финансы в тот или иной проект, найти ресурсы. Симбиоз специалистов из бизнеса и людей из образования, как показал предыдущий наш опыт, дает хорошие плоды.

Кроме того, конкурс дает материалы для анализа. У нас есть исследования, посвященные трекам инноваторов, тем спусковым крючкам, которые сработали, чтобы проект выстрелил. И мы увидели, что очень разные факторы провоцируют появление той или иной идеи – иногда со знаком плюс, но порой и со знаком минус, когда недовольство существующей практикой стимулирует создание проекта.

работает стереотип, что образование всегда бесплатно, это всегда социальный проект

Если говорить про бизнес и социальное направление, то мы проводили специальное исследование мотивации инноваторов - зачем они это делают. И увидели, что они условно делятся на две группы - те, кто держит в голове намерение заработать, и те, кто про деньги не думает. Однако для всех инноваторов очень сильна именно инновационная мотивация, т. е. желание что-то делать, реализовывать, и социальная миссия. Возможно, здесь работает стереотип, что образование всегда бесплатно, это всегда социальный проект.

Кстати, многие проекты рождаются на стыке каких-то дисциплин. Очень часто люди с техническим складом ума, но умеющие мыслить и гуманитарно, как раз и являются инноваторами.

Что касается статистики. Интересно, что есть много проектов, которые направлены на профессиональное образование. При этом людей, которые эти проекты представляют, не так много из этого профессионального образования. То есть это ниша, к которой проявляют интерес люди, увидевшие в профессиональном образовании проблему.

Кроме того, приходит много классных проектов, которые мы берем и обращаем на них внимание, но предлагаются они не людьми из образования. Я не знаю, как это объяснить. Интуитивно ли они видят проблему, или это экспертный взгляд со стороны, который как раз и дает возможность легче придумать решение, нежели когда ты находишься внутри системы.

Конечно, есть и администраторы, которые готовы какие-то свои идеи предложить, есть и учителя. Но все это придумано на низовом уровне, а не приказано государством, то есть инновации рождаются на местах. Многие проекты, нацеленные на индивидуализацию учебного процесса, рождаются вне системы. Все-таки для системы человек - это тот, кто должен овладеть знаниями. Тогда как инноваторы думают о студенте, универсальном студенте, с разных точек зрения.

Ключевые идеи в современном образовании

«Эмоциональное развитие детей - одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога»

Л.С. Выготский

Развивающемуся российскому обществу 21 века нужны:

Современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

Самостоятельно принимать решения в ситуации выбора,

Прогнозировать их возможные последствия,

Способные к сотрудничеству,

Отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью,

Обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

1 . Задачи современного образования:

Школа выполняет социальный заказ общества: готовит детей к самостоятельности, к становлению как социально - ориентированная личность.

Личностно-ориентированная модель общения педагога с ребенком предполагает принятие его индивидуальности, раскрытие и развитие творческих способностей. При этом развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональной отзывчивости к другим, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном обществе . Только человек с развитым эмоциональным интеллектом способен оптимально использовать свой логический интеллект.

Социальные требования к системе образования:

Необходимость подготовки учащихся к жизни в ситуации перехода к гражданскому обществу с рыночной экономикой;

Развитие процессов информатизации. В условиях неограниченного доступа к информации в выигрыше будут те, кто способен оперативно находить необходимую информацию и использовать её для решения возникающих проблем;

Вовлечение каждого школьника в активную познавательную и творческую деятельность.

Средства достижения установленных требований:

Использование новых технологий, необходимых для активной мыслительной деятельности и развития коммуникативности учащихся, где учитель выступает как учитель- партнёр;

Инновационные технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, проектной деятельности, нестандартными уроками.

2. Отличительные черты современного образования:

Усиление ориентации на личностное развитие каждого ученика;

Возникновение и реализация новых типов учебных заведений;

Обогащение форм и методов воспитания;

Направленность на решение проблемы социального потенциала общества,

Преодоление «одномерности» мышления подрастающего поколения, эмоциональной глухоты, отчуждения от мира и себя.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы школьного образования предполагают:

Развитие интегративных качеств детей;

Равнозначное внимание результатам обучения и его воспитательным возможностям;

Признание развивающего обучения, направленного на активизацию познавательной деятельности учащихся, воспитание их активности и самостоятельности;

Необходимость поиска путей совершенствования, обновления и разработки нетрадиционных способов передачи знаний.

Требования к современному учителю (новые Стандарты)

Во-первых, это профессионал, который демонстрирует универсальные и предметные способы действий инициирует действия учащихся консультирует и корректирует их действия находит способы включения в работу каждого ученика создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Учитель – профессионал:

Четко и точно формулирует задания.

Не дает новые знания ученикам в готовом виде.

Не повторяет задание два раза.

Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам.

Не повторяет то, что уже сказали ученики.

Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза.

Подбирает комплексные задания, в которых предложенная языковая единица рассматривается с нескольких сторон.

Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.

В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

Ключевые профессиональные компетенции педагога :

эмоциональная, коммуникативная, психолого-педагогическая, праксиологическая.

Любой ученик воспринимается как ценность, для него создаются образовательные условия, соответствующие его потребностям и возможностям. Педагог имманентно (внутренне) готов к встрече с любым учеником, к мобилизации и поиску педагогических ресурсов для успешного обучения.

ЦЕЛЬ ФГОС: СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПОСТРОЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, основной результат которого - развитие личности.

3. Основные организационные формы обучения

ОБЩИЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Индивидуальная;

Парная;

Групповая;

Коллективная;

Фронтальная.

ВНУТРЕННИЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Вводное занятие;

Занятие по углублению и совершенствованию ЗУН;

Практическое занятие;

Занятие по обобщению и систематизации знаний;

Занятие по контролю ЗУН;

Комбинированная форма организации занятия.

ВНЕШНИЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Урок (бинарный, урок-путешествие, урок-погружение в новую тему с применением ИКТ);

Игра;

Семинар;

Лекция;

Конференция;

Самостоятельная работа;

Экскурсия;

Лабораторная работа;

Психодрама;

Факультативные занятия и другие формы.

4. Основные типы уроков:

Урок - сложнейший психолого-педагогический процесс, произведение учительского творчества, звено хорошо продуманной системы работы учителя, на котором решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.

1.Урок освоения новых знаний

Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум.

Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний

2. Урок закрепления знаний

Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний

Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний

Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

5. Методические принципы инновационного урока :

Субъективизация. Ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.

Метапредметность предусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся.

Деятельностный подход. Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.

Коммуникативность. Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке.

Рефлексивность. Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.

Импровизационность. Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.

В соответствии с новыми стандартами, необходимо:

- усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира;

- продемонстрировать ему, что школьные занятия – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Воспитание и обучение сегодня должны готовить детей к процессу постоянных жизненных и профессиональных перемен, развивать творческую активность.

Инновации в сфере образования - все, что связано с внедрением в практику передового педагогического опыта. Учебно-воспитательный процесс, занимающий в современной науке ведущее место, направлен на передачу учащимся знаний, умений, навыков, на формирование личности, гражданственности. Изменения продиктованы временем, изменением отношения к обучению, воспитанию, развитию.

Важность инноваций в образовании

Инновационные технологии в образовании позволяют регулировать обучение, направлять его в нужное русло. Людей всегда пугало все неизведанное и новое, они негативно относились к любым изменениям. Стереотипы, существующие в массовом сознании, затрагивающие привычный образ жизни, приводят к болезненным явлениям, мешают обновлению всех видов обучения. Причина нежелания людей принимать инновации в современном образовании кроется в блокировке жизненных потребностей в комфорте, безопасности, самоутверждении. Не все готовы к тому, что придется заново изучать теорию, сдавать экзамены, менять свое сознание, тратить на это личное время и средства. После того как запускается процесс обновлений, остановить его можно только с помощью специальных методик.

Методы внедрения инноваций

Самыми распространенными способами проверки эффективности запущенных в образовании преобразований считают:

  • Метод конкретизирующих документов. Чтобы оценить инновации в системе образования, пресекается возможность объемного внедрения новшеств в образовательный процесс. Выбирается отдельная школа, вуз, ДУ, на их базе проводится эксперимент.
  • Метод кусочного внедрения. Он подразумевает ввод отдельного нового инновационного элемента.
  • «Вечный эксперимент» подразумевает оценку получаемых результатов на протяжении длительного временного промежутка.

Параллельное внедрение предполагает сосуществование старого и нового образовательного процесса, анализ эффективности подобного синтеза.


Проблемы внедрения инноваций

Инновационные технологии в образовании «тормозятся» по различным причинам.

  1. Барьер творчества. Учителя, привыкшие работать по старым программам, не хотят что-либо менять, учиться, развиваться. Они принимают в штыки все нововведения в образовательной системе.
  2. Конформизм. Из-за приспособленчества, нежелания развиваться, боязни выглядеть в глазах других белой вороной, показаться смешными педагоги отказываются принимать необычные педагогические решения.
  3. Личностная тревожность. Из-за неуверенности в себе, способностях, силах, заниженной самооценки, боязни высказывать свои суждения открыто многие учителя до последней возможности сопротивляются любым изменениям в ОУ.
  4. Ригидность мышления. Педагоги старой закалки считают свое мнение единственным, окончательным, не подлежащим пересмотру. Они не стремятся к приобретению новых знаний, навыков, негативно относятся к новым веяниям в современных ОУ.


Как принять инновации

Инновационное поведение не предполагает приспособления, оно подразумевает формирование собственной индивидуальности, саморазвитие. Педагог должен понять, что инновационное образование – способ воспитания гармоничной личности. Для него не подходят «готовые шаблоны», важно постоянно повышать свой собственный интеллектуальный уровень. Учитель, избавившийся от «комплексов», психологических барьеров, готов стать полноценным участником инновационных преобразований.

Технология обучения

Она является руководством для реализации целей, поставленных образовательным учреждением. Это системная категория, которая ориентирована на дидактическое использование научных знаний, организацию учебного процесса с применением эмпирических инноваций педагогов, повышение мотивации школьников и студентов. В зависимости от типа образовательного учреждения, используют различные подходы в образовании.

Инновации в вузах

Инновации в высшем образовании подразумевают систему, состоящую из нескольких компонентов:

  • целей обучения;
  • содержания образования;
  • мотивации и средств преподавания;
  • участников процесса (студентов, преподавателей);
  • результатов деятельности.

В технологии подразумеваются два компонента, связанные друг с другом:

  1. Организация деятельности обучаемого (студента).
  2. Контроль образовательного процесса.

При анализе технологий обучения важно выделить применение современных электронных средств (ИКТ). Традиционное образование предполагает перегрузку учебных дисциплин избыточной информацией. При инновационном образовании так организовано управление учебно-воспитательным процессом, что преподаватель выполняет роль тьютора (наставника). Помимо классического варианта, студент может выбирать дистанционное обучение, экономя время, средства. Позиция студентов относительно варианта обучения меняется, они все чаще выбирают нетрадиционные виды получения знаний. Приоритетной задачей инновационного образования становится освоение аналитического мышления, саморазвитие, самосовершенствование. Для оценки результативности инновации в высшем звене учитывают следующие блоки: учебно-методический, организационно-технический. Привлекаются к работе эксперты – специалисты, которые могут оценить инновационные программы.

Среди факторов, тормозящих внедрение в образовательный процесс инноваций, лидирующие позиции занимают:

  • недостаточное оснащение компьютерной техникой и электронными средствами учебных заведений (в некоторых вузах нет стабильного интернета, не хватает электронных пособий, методических рекомендаций для выполнения практических и лабораторных работ);
  • недостаточная квалификация в области ИКТ преподавательского состава;
  • невнимание руководства учебного заведения к применению в образовательном процессе инновационных технологий.

Для решения подобных проблем должна проводиться переподготовка преподавателей, семинары, видеоконференции, вебинары, создание мультимедийных кабинетов, просветительская работа среди студентов по применению современных компьютерных технологий. Оптимальным вариантом внедрения инноваций в систему высшего образования является дистанционное обучение путем использования глобальных и локальных мировых сетей. В Российской Федерации подобный способ обучения находится в «зародышевом» состоянии, в европейских странах он давно применяется повсеместно. У многих жителей сел и деревень, удаленных от крупных городов, это единственный способ получить диплом о специальном среднем либо высшем образовании. Помимо дистанционной сдачи вступительных экзаменов, через "Скайп" можно общаться с преподавателями, слушать лекции, участвовать в семинарах.

Инновации в образовании, примеры которых мы привели, не просто «доносят науку в массы», но и снижают материальные расходы на получение образования, что достаточно актуально с учетом мирового экономического кризиса.

Инновации в дошкольном образовании

Инновации в дошкольном образовании основаны на модернизации старых образовательных стандартов, внедрении ФГОС второго поколения. Современный педагог старается постоянно самообразовываться, развиваться, искать варианты образования и развития детей. Учитель должен иметь активную гражданскую позицию, воспитывать любовь к отчизне у своих подопечных. Есть несколько причин, по которым инновации стали необходимыми для дошкольного образования. В первую очередь они помогают в полной мере удовлетворять запросы родителей. Без новшеств дошкольным учреждениям сложно конкурировать с другими аналогичными заведениями.

Для определения среди детских садов лидера разработан специальный конкурс инноваций в образовании. Обладатель высокого звания «Лучший детский сад» получает заслуженную награду – огромный конкурс в дошкольное учреждение, уважение и любовь родителей и малышей. Помимо внедрения новых воспитательных программ, инновации могут быть и в иных сферах: работе с родителями, с кадрами, в управленческой деятельности. При их правильном применении дошкольное учреждение функционирует без сбоев, обеспечивает развитие гармоничной личности малышей. Среди технологий, представляющих инновации в образовании, примеры можно привести следующие:

  • проектная деятельность;
  • личностно-ориентированное обучение;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • исследовательская деятельность;
  • информационно-коммуникативное обучение;
  • игровая методика.

Особенности здоровьесберегающих технологий

Они направлены на формирование у дошкольников преставления о здоровом образе жизни, укрепление физического состояния малышей. Учитывая существенное ухудшение экологической ситуации, внедрение данной инновационной технологии в дошкольное воспитание является актуальным. Реализация методики зависит от тех целей, которые поставлены дошкольным учреждением.

  1. Основной задачей является сохранение физического здоровья детей. Это мониторинг здоровья, анализ питания, формирование здоровьесберегающей среды в ОУ.
  2. Улучшение состояния здоровья дошкольников путем внедрения дыхательных, ортопедических, пальчиковых гимнастик, стретчинга, закаливания, хатха-йоги.

Помимо работы с обычными детьми, развитие детей с ограничениями в развитии также обеспечивают современные инновации в образовании. Примеры проектов для особенных детей: «Доступная среда», «Инклюзивное образование». Все чаще на занятиях с малышами воспитатели используют цвето-, сказко-, арт-терапию, обеспечивая полноценное развитие детей.


Проектная деятельность

По новым образовательным стандартам, и воспитатели, и педагоги обязаны вместе с воспитанниками участвовать в проектной деятельности. Для дошкольных учреждений такая деятельность осуществляется вместе с педагогом. Целью ее становится решение определённой проблемы, поиск ответа на вопросы, поставленные на начальной стадии работы. Существует подразделение проектов на несколько видов:

  • индивидуальные, фронтальные, групповые, парные (в зависимости от числа участников);
  • игровые, творческие, информационные, исследовательские (по методу проведения);
  • долгосрочные, краткосрочные (по продолжительности);
  • с включением культурных ценностей, общества, семьи, природы (в зависимости от тематики).

В ходе проектной работы ребята самообразовываются, получают навыки работы в команде.

Исследовательская деятельность

Анализируя инновации в образовании, примеры можно найти в исследованиях. С их помощью ребенок учится выявлять актуальность проблемы, определять пути ее решения, выбирать методики для эксперимента, проводить опыты, делать логические выводы, определять перспективы дальнейшего исследования в данной области. Среди основных методов и приемов, необходимых для исследования: опыты, беседы, моделирование ситуаций, дидактически игры. В настоящее время для начинающих исследователей при поддержке ученых ведущие высшие учебные заведения РФ проводят конкурсы и конференции: «Первые шаги в науку», «Я - исследователь». Малыши получают свой первый опыт публичной защиты выполненных экспериментов, ведения научной дискуссии.

ИКТ

Подобные инновации в профессиональном образовании в век научного прогресса стали особенно актуальными и востребованными. Компьютер стал привычным явлением в дошкольных учреждениях, школах, колледжах. Разнообразные увлекательные программы помогают формировать у ребят интерес к математике и чтению, развивают логику и память, вводят в мир «волшебства и превращений». Те анимационные картинки, которые мелькают на мониторе, интригуют малыша, концентрируют его внимание. Современные компьютерные программы позволяют воспитателю вместе с ребятами моделировать разные жизненные ситуации, искать способы их решения. Учитывая индивидуальные способности ребенка, можно подстроить программу под конкретного малыша, следить за его личностным ростом. Среди проблем, связанных с применением ИКТ-технологий, лидирующие позиции занимает чрезмерное применение компьютера на учебных занятиях.

Методика личностно-ориентированного развития

Данная инновационная технология предполагает создание условий для формирования индивидуальности дошкольника. Для реализации данного подхода создают уголки для занятий и игр, сенсорные комнаты. Есть специальные программы, по которым работают дошкольные учреждения: «Радуга», «Детство», «Из детства в отрочество».

Игровые методики в ДУ

Они являются настоящим фундаментом современного дошкольного образования. С учетом ФГОС на первый план выходит личность малыша. В ходе игры происходит знакомство малышей с различными жизненными ситуациями. Существует множество функций, выполняемых играми: обучающая, познавательная, развивающая. Инновационными игровыми упражнениями считают:

  • игры, помогающие дошкольникам выделять определенные признаки предметов, сравнивать их между собой;
  • обобщение предметов по знакомым признакам;
  • упражнения, в ходе которых малыши учатся отличать реальность от вымысла

Инклюзивное образование

Благодаря инновациям, внедренным за последние годы в образовательный процесс, шанс на полноценное обучение получили ребята, имеющие серьезные проблемы со здоровьем. В министерстве образования РФ был разработан, апробирован национальный проект, в котором указаны все нюансы инклюзивного образования. Государство позаботилось об оснащении современным компьютерным оборудованием не только ребят, но и их наставников. С помощью "Скайпа" учитель проводит дистанционные уроки, проверяет домашние задания. Подобный вариант обучения важен с психологической точки зрения. Малыш понимает, что он нужен не только родителям, но и педагогам. Дети, имеющие проблемы с опорно-двигательным, речевым аппаратом, которые не могут посещать обычные учебные заведения, обучаются с тьюторами по индивидуальным программам.

Заключение

Педагогические инновации, внедряемые в образовательных учреждениях современной России, помогают реализовывать социальный заказ: воспитывать в школьниках, студентах чувство патриотизма, гражданской ответственности, любви к родному краю, уважение к народным традициям. Информационно-коммуникативные технологии стали привычными в детских садах, школах, академиях, университетах. Среди последних новшеств, коснувшихся образовательных учреждений: проведение единого государственного экзамена в режиме онлайн, отправка экзаменационных работ путем предварительного сканирования. Безусловно, у российского образования еще много неразрешенных проблем, устранить которые помогут инновации.



Статьи по теме: