Разделительный вопрос в английском правило. Разделительные вопросы в английском языке: образование и особенности употребления. Почему мы не любим разделительные вопросы

В разговорной речи нам иногда приходится переспрашивать собеседника, уточнять информацию или выражать сомнение. Когда мы знаем, о чем речь, но нам необходимо подтверждение, мы используем форму разделительного вопроса в английском языке (tags questions). Вопросы с хвостиком, или disjunctive questions, всегда связаны с предшествующим предложением, например:

(Главное предложение) He is going to the gym, (tag question) isn’t he? Он собирается пойти в спортзал, не так ли?

The students passed the biology exam, didn’t they? Студенты сдали экзамен по биологии, не так ли?

В русском языке разделительный вопрос звучит так:

Мы встречаемся завтра в кино, не так ли?

We are meeting at the cinema tomorrow, aren’t we?

«Не так ли» в английском языке - это «хвостик» aren’t we? . Другие примеры вопросов с хвостиком в английском языке:

You work in a bank, don’t you? Вы работаете в банке, не так ли?

Your sister can sing, can’t she? Твоя сестра умеет петь, не правда ли?

He wouldn’t go to Mexico if he didn’t speak Spanish, would he? Он не поехал бы в Мексику, если бы не говорил по-испански, не так ли?

Разделительные вопросы в английском языке превращают предложения в общие вопросы, на которые мы отвечаем «да» или «нет» (yes/no questions).

«Не так ли» в английском языке: правила образования

Tags questions состоят из одного из вспомогательных глаголов (be, do или have) или основного глагола be, а иногда из модального глагола (can, should). С глаголом обязательно употребляется подлежащее, которое чаще всего выражено местоимением.

Глагол в главной части предложения определяет, каким будет глагол в tag question.

Например:

Исключением являются предложения с конструкцией «I am». В данном случае мы употребляем «are», а не «am». Например:

I’m the tallest in the class, aren’t I? Я самый высокий в классе, не так ли?

Tag questions в английском языке - это короткая вопросительная часть, которая стоит в конце предложения. Данная конструкция используется, в основном, в разговорной речи.

Вопросы с хвостиком в английском языке можно разделить на несколько типов:

Первый тип вопроса состоит из утвердительного предложения и отрицательного tag question или отрицательного предложения с утвердительным tag question. Отрицательная часть вопроса чаще всего используются в сокращенной форме.

Например:

You work in a bank, don’t you? Ты работаешь в банке, не правда ли?

He’s a doctor, isn’t he? Он доктор, не так ли?

You haven’t met him, have you? Ты не встречал его, не правда ли?

She isn’t coming, is she? Она не придет, не так ли?

Обычно, мы используем данный тип вопроса для уточнения информации, когда нам нужно подтвердить уже известные факты.

Например:

You work with John, don’t you? Ты работаешь с Джоном, не так ли? (Я почти уверен, что ты работаешь с Джоном, но мне нужно это подтвердить, поэтому я уточняю).

Your mother is not very old, is she? Твоя мама не очень старая, не правда ли? (Я догадываюсь, что твоя мама не очень старая, но переспрашиваю, чтобы быть уверенным).

Утвердительные разделительные вопросы в английском языке (double positives)

Данный тип вопросов употребляется, в основном, когда говорящий только что услышал какие-то интересные, важные новости или хотел бы подчеркнуть свое утверждение, усилить эмоциональный эффект. Основное правило утвердительных вопросов: если основная часть стоит в утвердительной форме, то и tag question утвердительный.

Реакция собеседника на вопросы данного типа - согласиться, посочувствовать или как-то прокомментировать информацию. Утвердительные «хвостики» используются при неформальном общении. Например:

My English teacher was lovely. She was a great teacher, was she? Моя учительница по-английскому языку была очень хорошей. Она была отличной учительницей, правда?

You are getting married, are you? Неужели ты выходишь замуж?

Вопрос с хвостиком в повелительном наклонении

Повелительное наклонение не имеет времени, поэтому не сразу можно определить, как образовать tag question. Чаще всего мы используем форму «won’t you» или «will you», а также «would», «could», «can».

Употребление tag question с повелительным наклонением немного смягчает тон, характерный для приказа или настоятельной просьбы.

Open the window, won’t you? Не откроешь окно?

Turn the TV down, will you? Не выключишь телевизор?

Don’t shout, will you? I can hear you perfectly well. Прекрати кричать, ну же. Я прекрасно тебя слышу.

Come here immediately, can you? Не можешь сейчас же прийти сюда?

Уровень формальности фразы зависит от интонации и типа tag question, который мы выбираем.

Например, can’t you может выражать нетерпение и раздраженность, как в примере: Turn the TV down, can’t you? Ну выключи уже телевизор!

Интонация хвостика - нисходящая, мы не уточняем, а показываем раздражение.

Разделительные вопросы в предложениях, где спрашивается мнение собеседника

Такой тип предложений начинается с «let’s». После let’s мы используем shall в tag question:

Let’s have some lunch now, shall we? Давай сейчас пообедаем, как думаешь?

При этом не важно, является ли предложение положительным или отрицательным, мы в любом случае используем «shall we».

Let’s not go to the restaurant, shall we? Давай не пойдем в ресторан, как думаешь?

Использование «right» и «yeah» в разговорной речи вместо tag question

Очень часто в неформальной речи вместо вопроса с хвостиком в английском языке используются слова «right» и «yeah», когда мы хотим переспросить или уточнить какую-либо информацию.

Например:

So, you’re not going on holiday this year, right? Так ты не едешь в этом году отдыхать, правильно?

So, you’re not going on holiday this year, are you?

The film starts at about 8, yeah? Фильм начинается около 8, да?

Более формальное выражение с tag question: The film starts at about 8, doesn"t it?

Разделительные вопросы, которые начинаются с «I think»

В предложениях, которые начинаются с «I think », мы не используем в tag question «do I » . Tag question согласуется по смыслу с основной информацией в предложении:

I think she is a great doctor, isn’t she? Я думаю, что она прекрасный доктор, не так ли?

Когда же мы начинаем с «I don’t think » - хвостик будет положительным, а глагол также согласуется с глаголом в предложении, которое передает основную информацию.

I don’t think it’s a good idea, is it? Я не думаю, что это хорошая идея, не правда ли?

I don’t think we should meet her parents tonight, should we? Я не думаю, что нам нужно встречаться с ее родителями сегодня вечером, верно?

Данные правила распространяется на другие глаголы, которые выражают мнение: feel (чувствовать), believe (верить), suppose (полагать).

I suppose they are students, aren’t they? Я полагаю, они студенты, не так ли?

I can’t believe she really likes him, does she? Не могу поверить, что он ей действительно нравится, верно?

Употребление разделительных вопросов без подлежащего и вспомогательного глагола

Очень распространенным явлением в неформальной разговорной речи является пропуск подлежащего (обычно, оно выражено местоимением) и вспомогательного глагола.

Например:

Lovely day, isn’t it? (Вместо It is a lovely day, isn’t it?) Чудесный день, не правда ли?

Doing well, are you? (Вместо You are doing well, are you?) Хорошо поживаешь, правда?

Nobody in the office, is there? (Вместо There’s nobody in the office, is there?) В офисе никого нет, не правда ли?

Disjunctive questions: примеры вопросов с never, no one, nothing

Предложения с отрицательными наречиями never (никогда), hardly ever (почти никогда) могут вызвать трудности с выбором tag question, так как глагол в основной части стоит в утвердительной форме, но все предложение по смыслу отрицательное. В предложениях такого типа глагол в хвостике употребляется в положительной форме.

Например:

They never go on holiday in winter, do they? (не «don’t they » ). Они никогда не ездят в отпуск зимой, не правда ли?

Martha hardly ever sleeps at night, does she? Марта почти не спит по ночам, не так ли?

В предложениях с неопределенными существительными someone (кто-то), anyone (кто-либо), no one (никто), everyone (каждый) трудности могут возникнуть с выбором местоимения. В этом случаем мы используем «they (они) ».

Например:

Everyone left the room, didn’t they? Все вышли из комнаты, не так ли?

No one cares about this, do they? Никто об этом не беспокоится, не так ли?

Так как «no one » уже передает отрицательный смысл предложения, хвостик будет положительным.

С неопределенными существительными something (что-либо), nothing (ничто), everything (все) мы используем «it » .

Everything is fine, isn’t it? Все прекрасно, не правда ли?

Nothing matters, does it? Ничего не имеет значения, не так ли?

Слово «nothing » имеет отрицательное значение, поэтому tag question будет положительным.

Интонация

В разделительных вопросах в английском мы обычно не акцентируем внимание на той части, в которой стоит вопрос, не ставим tag question под ударение, если уверены, что информация верна. Но, если говорящий сомневается, то интонация возрастает и tag question попадает под ударение.

Tag question может употребляться в качестве вопроса, когда мы хотим услышать ответ «да» или «нет», и поэтому мы произносим его с вопросительной, восходящей интонацией. Но иногда вопрос с хвостиком нужен для того, чтобы выразить согласие с уже изложенной информацией. В этом случае интонация нисходящая.

Уважаемые коллеги, учителя английского языка!

Я уверена, что каждый из вас согласится, что преподавание грамматики зачастую вызывает у учащихся большие проблемы, особенно в среднем звене. Я работаю в школе шестнадцатый год. За это время мною изучено множество методических журналов, учебников и пособий по грамматике. Однако, ни в одном из них я не встретила подробных методических рекомендаций, как целесообразнее объяснить учащимся грамматическую тему “Разделительные вопросы" в пятом классе.

Учителя английского языка нашего лицея работают в пятых классах по учебнику всем известных и уважаемых И.Н. Верещагиной и О.В. Афанасьевой. Согласно планированию уроков объяснение новой темы (Tail questions) выпадает на конец октября. К концу I четверти дети знакомы уже с 4 грамматическими временами. Они радуют своих учителей правильными устными ответами. Однако, при письменном контроле мы часто охаем, вздыхаем, огорчаемся, увидев массу ошибок, допущенных учащимися по, казалось бы, такой досконально изученной теме.

Задумавшись над причинами низкого качества письменных проверочных работ, я решила, что для объяснения данной грамматической темы мне нужно будет ввести какие–то свои термины, применить свои подходы. Так родилась идея творческой разработки темы " Tail questions", которую я и предлагаю вашему вниманию.

ОПИСАНИЕ УРОКА ПО ТЕМЕ “ ТAIL QUESTIONS”

Ребята! На прошлом уроке вы познакомились с четырьмя типами вопросов. Сегодня на уроке вы познакомитесь с самым сложным, самым многоликим типом вопросов – разделительным. Почему его так называют? Да ведь он действительно делит предложение на две части, и последняя часть называется “a tail”, хвостик.

Давайте усвоим КЛЮЧЕВОЕ ПРАВИЛО: ЕСЛИ ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ВОПРОСА УТВЕРДИТЕЛЬНАЯ, ТО ХВОСТИК – ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ. И НАОБОРОТ: ЕСЛИ ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ВОПРОСА ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ, ХВОСТИК УТВЕРДИТЕЛЬНЫЙ.

Начертите табличку, демонстрирующую это правило:

V (+) .................. , tail (–) ?

V (–) ................... , tail (+) ?

Приведем примеры.

1. He IS at home, ISN’T he?

2. He ISN’t at home, IS he?

Казалось бы, все просто. Однако, хвостиков так много, что вы должны уметь правильно выбрать нужный. Чтобы не ошибиться, давайте распределим все глаголы по группам. Таких групп четыре.

ПЕРВУЮ группу мы назовем САМОДОСТАТОЧНЫЕ глаголы. К данной группе следует причислить следующие глаголы: IS, ARE, HAS GOT, HAVE GOT, CAN, MUST, SHOULD,

(OUGHT TO), WILL, SHALL, а также глагол HAVE в значении “обладать” (She has a nice book, hasn’t she?)

Почему эти глаголы самодостаточные? Да потому что они настолько самостоятельные, что не нуждаются в чужом хвостике, а используют сами себя, только с противоположным знаком.

ПРИМЕРЫ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ I ГРУППЫ.

    My brother IS a very good doctor, ISN’T he?

    You ARE NOT reading now, ARE you?

    Helen HAS GOT five kittens, HASN’T she?

    They HAVEN’T GOT much money, HAVE they?

    Bob CAN NOT run fast, CAN he?

    Children MUST come to school in time, MUSTN’T they?

    People SHOULD cross the street at the red light, SHOULDN’T they?

    We OUGHT TO take care of homeless dogs, OUGHTN’T we?

    My friends and I WILL go to the park tomorrow, WON’T we?

    I SHALL NOT do my homework in an hour, SHALL I?

ВТОРУЮ группу глаголов назовем СЛАБЫЕ. Почему они слабые? Потому что глаголы этой группы не обладают такой силой, какая есть у самодостаточных глаголов. Чтобы задать вопрос, слабым глаголам понадобится ЧУЖОЙ хвостик, они сами не справятся. Таких глаголов – большинство. Вот некоторые из них: LIKE, GO, CLEAN, WRITE, LIVE, OPEN; SAW, WASHED, COOKED, GAVE, VISITED, DECORATED. Как правильно подобрать хвостик?

Внимательно посмотрите на глагол. В каком времени он стоит? Present Simple? Past Simple? Если глагол употреблен в Present Simple, то хвостиками будут вспомогательпые глаголы этого времени do (don’t) или does (doesn’t). Если глагол употреблен в Past Simple, вам повезло: у этого времени один вспомогательный глагол – did (didn’t). Он же и станет хвостиком.

ПРИМЕРЫ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ II ГРУППЫ

  1. Peter MET a friend yesterday, DIDN’T he?
  2. Mother DIDN’T BUY pencils last week, DID she?
  3. Andrew GOES swimming every Saturday, DOESN’T he?
  4. Your sister DOESN’T LIKE bananas, DOES she?
  5. They WORKED hard two days ago, DIDN’T they?

ТРЕТЬЮ группу глаголов составят ИСКЛЮЧЕНИЯ. Это два известных вам глагола – AM и HAVE. Причем, глагол HAVE – в идиоматическом значении. Совершенно неожиданно, но грамматически правильно звучит в конце вопроса c глаголом AM хвостик – AREN’T I . Это нужно просто запомнить. Теперь разберемся, когда глагол HAVE имеет идиоматическое значение, а когда выступает в значении “обладать”. Для этого хорошенько изучите примеры.

ПРИМЕРЫ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ III ГРУППЫ

  1. I AM right, AREN’T I?
  2. I AM singing well, AREN’T I?
  3. Мy uncle HAS DINNER in the cafe, DOESN’T he? (выражение to have dinner (обедать) имеет переносное, идиоматическое значение, поэтому и хвостик чужой – doesn’t he)
  4. I HAVE A good IDEA, DON’T I? (Опять идиома! Выражение to have an idea имеет значение “прийти в голову” (об идее), соответственно и хвостик снова пришлось позаимствовать – don’t I)
  5. Mr. Smith HAD a lot of TIME last year, DIDN’T he? (И еще одна идиома! Выражение to have time означает “располагать временем”, а хвостик теперь не настоящего, а прошедшего времени – didn’t he)

ЧЕТВЕРТУЮ группу глаголов назовем ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ.

Ребята! На уроках русского языка вы узнали, что предложения по цели высказывания делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. В английском языке тоже есть эти виды предложений. Не торопитесь с выбором хвостика, если вам встретятся побудительные предложения. Ведь в них наверняка есть и “побудительные” глаголы. А хвостики к вопросам с глаголами, имеющими побудительную окраску, особые. Запомните 4 подгруппы вопросов:

I ПОДГРУППА: Вопросительные предложения, выражающие просьбу, распоряжение, приказ, могут иметь любой из следующих хвостиков – WILL YOU , WON’T YOU, CAN YOU, COULD YOU

  1. Please, OPEN the door, WILL YOU? (won’t you ? can you ? could you ?)
  2. SPEAK English, WILL YOU? (won’t you ? can you? could you ?)
  3. COME UP to the blackboard, WILL YOU? (won"t you ? can you ? could you ?)

Глаголы open, speak, come up в примерах 1,2,3 имеют побудительную окраску.

II ПОДГРУППА: Вопросительные предложения, призывающие не делать чего–либо, имеют хвостик – WILL YOU

  1. DON’T GO there, WILL YOU?
  2. DON’T MOVE, WILL YOU?
  3. DON’T SHOUT at me, WILL YOU?

Глаголы don’t go, don’t move, don’t shout в примерах 1, 2, 3 имеют побудительную окраску.

III ПОДГРУППА: Вопросительные предложения, начинающиеся с “ LET’S...” , имеют хвостик – SHALL WE.

  1. LET’S have breakfast, Shall WE?
  2. LET’S do it, SHALL WE?
  3. LET’S go to the museum, SHALL WE?

Глаголы have, do, go , стоящие после “Let’s”, приобрели побудительную окраску.

IV ПОДГРУППА: Вопросы,начинающиеся с “ LET me/him ”etc , имеют хвостик – WILL YOU или WON’T YOU

  1. LET him stand up, WILL YOU? (won’t you ?)
  2. LET me have a rest, WILL YOU? (won’t you ?)
  3. LET the children decide, WILL YOU? (won’t you ?)

Глаголы stand up, have , decide, cтоящие после “Let”, приобрели побудительную окраску.

ПРИМЕЧАНИЕ: ЛОВУШКИ

Ловушка N1

Как известно, в английском языке не может быть двух отрицаний в одном предложении. Те ребята, которые забывают это правило, попадают в ловушку. Помните, что в разделительном вопросе также встречаются слова с отрицательным значением – NOTHING, NOBODY, NEVER, NO ONE, NONE. В этом случае, хвостики будут положительными:

  1. NOTHING is wrong, IS it?
  2. You’ve NEVER been there, HAVE you?
  3. NONE of the boys are here, ARE they?

Ловушка N2

Изучите таблицу. В каких случаях следует ставить хвостик IT, а в каких – THEY?

Если вопрос начинается с: пишите хвостик:
This ... it
That ... it
Everything ... it
These ... they
Those ... they
Everyone ... they
Everybody ... they
Someone ... they
Somebody ... they
Nobody ... they
No one ... they
  1. THAT is your book, isn’t IT?
  2. EVERYTHING is okay, isn’t IT?
  3. THESE are yours, aren’t THEY?
  4. EVERYONE took the test, didn’t THEY?
  5. NOBODY called on the phone, did They?
  6. SOMEBODY has come, haven’t THEY?
  7. NO ONE knows this young writer, do THEY?

Когда вы в чем-то не уверены и хотите что-то уточнить или получить подтверждение своих слов, вы задаете такие вопросы:
«Мы пойдем в кино, не так ли? Она студентка, не так ли? Ты не отправил документы, не так ли?»

Именно для таких случаев в английском языке существует особый вид вопросов — разделительные вопросы (на англ. tag questions) или вопрос «с хвостиком ».

Используя такие вопросы, вы придаете своей речи легкость и непринужденность, ведь с их помощью вы выражаете множество эмоций: вежливость, иронию, сомнение, удивление, недовольство. Кстати, наши студенты отрабатывают эти вопросы только на седьмом уровне на курсе для взрослых .

Я подготовила для вас статью, где по шагам объясняю , как их надо правильно задавать.

Каждое время в английском языке имеет свой вспомогательный глагол (do/does, have/has, did, had, will).

Сложность построения tag question (разделительного вопроса) состоит в том, что нужно хорошо разбираться в английских временах, чтобы правильно составить вторую часть вопроса.

Главное, запомнить: если в первой части предложение утвердительное, то во второй ставится отрицание.

Схема образования таких предложений будет следующей:

Утвердительное предложение + вспомогательный глагол + not + действующее лицо?

Первая часть — утвердительное предложение. Вторая содержит вспомогательный глагол с частицей not и действующее лицо. Давайте разберем пример.

Утвердительное предложение.

He studies English.
Он изучает английский.

Чтобы добавить правильный «хвостик», мы определяем время. В предложении идет речь о о регулярном действии, следовательно, тут используется время Present Simple (простое настоящее). В этом времени вспомогательным глаголом для he (он) является does .

Так как в первой части у нас утверждение, во второй нужно поставить отрицание. Для этого мы добавляем not к нашему вспомогательному глаголу does : does not (doesn’t).

Действующее лицо остается таким же, как в первой части.

He studies English, doesn"t he ?
Он изучает английский, не так ли?

Давайте рассмотрим примеры таких предложений для 3-х простых времен.

Время (вспомогательный глагол) Утвердительное предложение Разделительный вопрос
Present Simple (do/does)

They go to work.
Они ходят на работу.

She likes to dance.
Ей нравится танцевать.

They go to work, don’t they ?
Они ходят на работу, не так ли?

She likes to dance, doesn’t she ?
Ей нравится танцевать, не так ли?

Past Simple (did)

They married last year.
Они поженились в прошлом году.

He moved.
Он переехал.

They married last year, didn’t they ?
Они поженились в прошлом году, не так ли?

He moved, didn"t he ?
Он переехал, не так ли?

Future Simple (will)

He will call you back.
Он тебе перезвонит.

We will win.
Мы выиграем.

He will call you back, will not (won’t) he ?
Он тебе перезвонит, не так ли?

We will win, will not (won"t) we ?
Мы выиграем, не так ли?

Если предложение отрицательное, то во второй части ставится утверждение. В этом случае не нужно добавлять частицу not в нашем «хвостике».

Схема образования вопроса будет следующей:

Отрицательное предложение + вспомогательный глагол + действующее лицо?

На самом деле, когда в первой части отрицательное предложение, построить хвостик очень легко.

Ведь отрицание в первой части уже образовано с помощью вспомогательного глагола и частицы not. Следовательно, вам не нужно думать, какой вспомогательный глагол использовать в «хвостике», просто убираем частицу not и используем этот же вспомогательный глагол во 2-й части. Также мы берем действующее лицо из первой части.

Например, у нас есть отрицательное предложение.

They don’t like to read.
Они не любят читать.

В «хвостик» мы берем вспомогательный глагол do без частицы not и действующее лицо they :

They don’t like to read, do they ?
Они не любят читать, не так ли?

Отрицательное предложение Разделительный вопрос

She doesn’t drink coffee.
Она не пьет кофе.

She doesn’t drink coffee, does she ?
Она не пьет кофе, не так ли?

They didn’t work last summer.
Они не работали прошлым летом.

They didn’t work last summer, did they ?
Они не работали прошлым летом, не так ли?

We will not meet with you.
Мы не встретимся с тобой.

We will not meet with you, will we ?
Мы не встретимся с тобой, не так ли?

Как построить разделительный вопрос с модальными глаголами

Модальные глаголы не указывают действие (идти, читать, изучать), а показывают отношение к этим действиям (должен идти, могу читать, следует изучать).

Если в предложении есть модальный глагол, нам не нужно использовать вспомогательный.

Как построить «хвостик» для утвердительных предложений

Если первая часть утвердительная, схема построения разделительного вопроса будет следующей.

Утвердительное предложение + модальный глагол + not + действующее лицо?

Вторая часть такого предложения содержит тот же модальный глагол, который использовался в первой части, только к нему мы добавляем not. Давайте рассмотрим пример.

He can swim.
Он может плавать.

Для образования хвостика берем модальный глагол can, добавляем к нему отрицательную частицу not. Также берем действующее лицо he из первой части.

He can swim, can’t he ?
Он может плавать, не так ли?

Давайте рассмотрим еще несколько примеров.

Утвердительное предложение Разделительный вопрос

They should ask you.
Им следует спросить тебя.

They should ask you, shouldn’t they ?
Им следует спросить тебя, не так ли?

She can run fast.
Она может бегать быстро.

She can run fast, can’t she ?
Она может бегать быстро, не так ли?

We may take it.
Мы можем взять это.

We may take it, mayn"t we ?
Мы можем взять это, не так ли?

Как построить «хвостик» для отрицательных предложений

Если первая часть отрицательная, то схема образования разделительного вопроса с модальными глаголами будет следующей.

Отрицательное предложение + модальный глагол + действующее лицо?

В наш «хвостик» мы берем модальный глагол и действующее лицо из первой части.

Например

She can’t dance.
Она не может танцевать.

Во вторую часть берем модальный глагол can и действующее лицо she.

She can’t dance, can she ?
Она не может танцевать, не так ли?

Вот еще несколько примеров:

Отрицательное предложение Разделительный вопрос

She should not go alone.
Ей не следует ходить одной.

She should not go alone, should she ?
Ей не следует ходить одной, не так ли?

They couldn’t leave a lesson.
Они не могли уйти с урока.

They couldn’t leave a lesson, could they ?
Они не могли уйти с урока, не так ли?

He mightn"t agree.
Он может не согласиться.

He mightn"t agree, might he ?
Он может не согласиться, не так ли?

Как построить разделительный вопрос с глаголом to be


Также в английском языке есть особый вид глагола — глагол to be. Его мы используем, когда говорим, что кто-то:

  • находится где-то (он в парке);
  • является кем-то (она медсестра);
  • является каким-то (кот серый).

В зависимости от времени, в котором мы используем этот глагол, он меняет свою форму:

  • в настоящем времени — am, are, is;
  • в прошедшем времени — was, were;
  • в будущем времени — will be.

Как построить «хвостик» для утвердительных предложений

Схема образования разделительного вопроса с глаголом to be, если первая чаcть утвердительная, выглядит так:

Утвердительное предложение + глагол to be + not + действующее лицо?

Во второй части мы ставим глагол to be в том же времени, в котором он был в первой части, и добавляем к нему not. Также берем действующее лицо из первой части.

Например, у нас есть утвердительное предложение.

He is a doctor.
Он врач.

В «хвостик» мы берем наш to be — is и добавляем к нему not , также берем действующее лицо — he.

He is a doctor, isn"t he ?
Он врач, не так ли?

Давайте рассмотрим еще несколько примеров.

А сейчас давайте рассмотрим, как построить «хвостик», если первая часть отрицательная.

Как построить «хвостик» для отрицательных предложений

Схема образования разделительного вопроса, если в первой части отрицание:

Отрицательное предложение + глагол to be + действующее лицо?

Во второй части мы используем глагол to be и действующее лицо из первой части.

Например

You aren’t at school.
Ты не в школе.

Чтобы построить «хвостик» берем are и you из первой части:

You aren’t at school, are you ?
Ты не в школе, не так ли?

Вот еще несколько примеров.

Нюансы при построении разделительного вопроса

1. Обратите внимание. Даже если в первой части идет конкретное действующее лицо (мои друзья, его девушка, ее сын), то во второй части они меняются на короткие: они, она, он.

Неправильно

Her son went to school yesterday, didn’t her son ?

Правильно

Her son went to school yesterday, didn’t he ?
Ее сын ходил в школу вчера, не так ли?

2. После слов everyone, someone, anyone в хвостике используется they .

Everyone can do it, can’t they?
Каждый может сделать это, не так ли?

3. Если в первой части в утвердительном предложении стоит I am , то во второй части вместо am мы ставим are и прибавляем частицу not.

Неправильно

I am beautiful, am not I ?
Я красивая, не так ли?

Правильно

I am beautiful, aren"t I ?
Я красивая, не так ли?

4. В английском есть слова, значение которых отрицательное:

  • never — никогда;
  • rarely — редко;
  • seldom — редко;
  • hardly — вряд ли;
  • barely — едва;
  • nothing — ничего;
  • nobody — никто.

Такие слова из-за своего отрицательного значения меняют смысл утвердительного предложения в отрицательный (хотя у нас нет частицы not в предложении). Поэтому в хвостике мы не ставим частицу not.

Неправильно

They never go to the club, don"t they ?

Правильно

They never go to the club, do they ?
Они никогда не ходили в клуб, не так ли?

Вот и все. Обязательно пишите вопросы в комментариях под статьей, если вам что-то непонятно.

А теперь давайте перейдем к практике.

Задание на закрепление

Переведите следующие предложения на английский язык:

1. Она умная, не так ли?
2. Они не едят мясо, не так ли?
3. Ты смотрел этот фильм, не так ли?
4. Мы можем подождать здесь, не так ли?
5. Он будет покупать новую машину, не так ли?
6. Ее дочь не работает здесь, не так ли?
7. Она ничего не купила, не так ли?
8. Он может говорить по-английски, не так ли?

Свои ответы оставляйте в комментариях под статьей.

Приветствую, мои хорошие.

Не знаю, как лично для вас, но для всех моих учеников одной из самых любимых является тема с вопросами-«хвостиками». Не сложная для понимания и быстрая для изучения - она молниеносно завоевала сердца всех изучающих английский язык. Поэтому сегодня тема нашей беседы - Question Tags : грамматика.
Вас ждет немного правил, чуть больше примеров и много упражнений!

Для чего нужны вопросы-хвостики

Если перевести «хвостовые» вопросы на русский язык, то они все будут значить «Не так ли?» или «Ведь так?».
В большинстве школ эту тему проходят в 7 классе. Но и ученик, перешедший в 5-й класс, может осилить эту тему, ведь к этому времени ему уже должны были explain базовое строение предложения и как минимум время Present Simple.

Правила и причины использования этих вопросиков в английском языке очень просты:

  1. Когда в разговоре нам нужно уточнить информацию или подтвердить наши мысли.
  2. Если мы хотим, чтобы собеседник дал комментарий на наши слова.
  3. Иногда нам просто необходимо получить согласие собеседника с нашими мыслями.

Как же формируются вопросы-хвостики

Здесь все просто, как дважды два! Вот вам пошаговая инструкция и примеры:

  • Находим вспомогательный глагол (is, are, am, ) в повествовательном предложении.
    She is a doctor.
  • Если он положительный (is, are, am, was, were, have, has, had, do, does, did, will ) - делаем его отрицательным.
    He is a good student, isn’t he?
  • Если он отрицательный (isn"t, aren"t, wasn"t, weren"t, haven"t, hasn"t, hadn"t, don"t, doesn"t, didn"t, won"t ) - делаем его положительным .
    He is not a good student, is he?
  • Если вспомогательный глагол «сбежал» из нашего предложения (как это бывает в настоящем и прошедшем времени) - тогда ставим в хвостике вспомогательный глагол того времени, в котором написано предложение.
    She speaks English very well, doesn’t she? He worked last week, didn"t he?
  • Если у нас в предложении есть модальные глаголы (can, must и т.д.) - используем их в хвостике.
    He can drive a car, can’t he?

Чтобы вы не подумали, что все так просто - вот вам несколько specific случаев , на которых чаще всего совершают ошибки:

  1. I am tall, aren’t I? — Мы не можем писать amn’t !
  2. She had to leave the house, didn’t she? — Здесь «had» не является вспомогательным глаголом!

Несколько подводных камешков

  • Чтобы ответить на вопрос-хвостик, нужно обращаться к самому вопросу, а не к хвостику. Если предложение утвердительное, тогда соглашаясь говорите yes, a несоглашаясь - no. Если предложение что-то отрицает, тогда согласие выражается словом no, а несогласие - словом yes.
  • В вопросах-хвостиках очень многое зависит от интонации. Если понижаете голос, тогда собеседник посчитает, что вы и не нуждаетесь в ответе. А вот если вы на хвостике повысите интонацию - ждите подробного ответа на вопрос.
  • Иногда американцы - ленивые создания в плане языка - вместо хвостика просто используют слово right .
  • Иногда хвостики используют в предложениях-приказах или предложениях-просьбах. Так вот, в таких случаях обычно используют глаголы can\will или won’t. Первые обычно используются для приказов, в то время как второй - для просьб.
    It’s stuffy. Open the window, won’t you? Душно, не откроете окно?
    Don’t forget to do it, will you? Не забудьте это сделать, хорошо?

Ну что, готовы немного попрактиковаться? Тогда вот вам упражнения с ответами в конце занятия.

Практика

Упражнение 1 : Перестройте предложения в вопросы-хвостики.

1. Cats are the most beloved animals in this country.
2. They have a beautiful picture in the room.
3. She bought an expensive dress.
4. She has a terrible headache.
5. He has written a very popular book.
6. We did our best.
7. They are going to throw a party next weekend.
8. His lesson is boring.

Упражнение 2: Добавьте хвостики в предложения.

1. She won’t do this to him, ___________?
2. They bought this hose last year, ___________?
3. I am a teacher ___________?
4. There are too many people, ___________?
5. There are no chances that he can get here in an hour, ___________?
6. He never hands in his writing in time, ___________?
7. They have found a place to stay for the night, ___________?
8. They had to buy a new car , ___________?

Упражнение 3: Создайте вопросы-хвостики и дайте на них ответ (согласие или несогласие указано в скобках) .

1. You are good at studying foreign languages (согласие).
2. They have moved to the next topic in the discussion (несогласие)
3. He decided to become a hair-dresser (несогласие).
4. He wasn’t cooking when I rang (согласие).
5. They do not organize this event every year (согласие).

Поздравляю, мои дорогие, мы с вами освоили еще одну замечательную тему.

Остались вопросы? Пишите их в комментариях и я обязательно на них отвечу!
Кроме того, буду рада делиться с вами - моими подписчиками - самой нужной для вас информацией в своем блоге. Следите за вкусными новостями.

1. Cats are the most beloved animals in this country, aren"t they?
2. They have a beautiful picture in the room, don"t they?
3. She bought an expensive dress, didn"t she?
4. She has a terrible headache, doesn"t she?
5. He has written a very popular book, hasn"t he?
6. We did our best, didn"t we?
7. They are going to throw a party next weekend, aren"t they?
8. His lesson is boring, isn"t it?

1. She won’t do this to him, will she?
2. They bought this hose last year, didn"t they?
3. I am a teacher, aren"t I?
4. There are too many people, aren"t there?
5. There are no chances that he can get here in an hour, are there?
6. He never hands in his writing in time, does he?
7. They have found a place to stay for the night, haven"t they?
8. They had to buy a new car , didn"t they?

1. You are good at studying foreign languages, aren"t you? — Yas, I am.
2. They have moved to the next topic in the discussion, haven"t they? — No, they haven"t.
3. He decided to become a hair-dresser, didn"t he? — No, he didn"t.
4. He wasn’t cooking when I rang, was he? — No, he wasn"t.
5. They do not organize this event every year, do they? — No, they don"t.

Разделительные вопросы имеют несколько названий. Вы можете встретить следующие варианты названия этого типа вопросов:

  • Разделительный вопрос – Disjunctive question;
  • Вопрос с хвостиком – Tag question или Tail question

Tag questions: правилa образования.

Что представляют собой разделительные вопросы в английском языке ? Они состоят из 2-х частей. Первая – утвердительная или отрицательная, вторая – «хвостик» — краткий общий вопрос. Части разделительного вопроса отделяются запятой. На русский язык хвостик вопроса переводится не правда ли?, не так ли? , ведь так?, разве не так?

Greg knew that before, didn"t he? – Грег знал об этом и раньше, ведь так?

Lora hasn’t come yet, has she? – Лора еще не пришла, разве не так?

  • Если первая часть Disjunctive question утвердительная, то «хвостик» будет отрицательным:

Paulin visited her grandma, didn’t she? – Полин навестила свою бабушку, не так ли?

  • Если же основная часть отрицательная, то «хвостик» будет положительным:

Paulin didn"t visit her grandma, did she? – Полин не навестила свою бабушку, не так ли?

Если в утвердительной первой части предложения содержатся слова, придающие предложению отрицательный оттенок, то вся часть будет рассматриваться как отрицательная и, поэтому, «хвостик» будет положительным. Вот список некоторых из подобных слов:

No, never, no one, nobody, scarcely, seldom, hardly, refuse и пр.

They never enjoy their holidays, do they ? – Они никогда не наслаждаются своим отпуском, разве не так?

Nobody was there, were they ? – Там никого не было, не так ли?

Местоимения, заканчивающиеся на one и body , будут меняться на местоимение they в хвостике вопроса.

Everybody is present, aren’t they ? – Все присутствуют, разве не так?

Как построить «хвостик» разделительного вопроса?

Самое сложное в теории Tag Questions – это правильно построить этот самый tag – краткий вопрос, то есть хвостик.

В разделительном вопросе краткий вопрос состоит из:

  • вспомогательного глагола
  • частицы not, если нам нужен отрицательный хвостик при утвердительной основной части;
  • подлежащего, выраженного .

Здесь главное – подобрать правильный вспомогательный глагол. В этом Вам поможет следующая таблица.

Question tags таблица.

Основная часть

Краткий вопрос

I am not tall, am I?

Greg is here, isn’t he?

Kids are at home, aren’t they?

Greg isn’t here, is he?

are not/aren’t

Kids aren’t at home, are they?

Greg was here, wasn’t he?

Kids were at home, weren’t they?

was not /wasn’t

Greg wasn’t here, was he?

were not /weren’t

Kids weren’t at home, were they?

I have played chess, haven’t I?

Paul has played chess, hasn’t he?

have not /haven’t

I haven’t played chess, have I?

has not /hasn’t

Paul hasn’t played chess, has he?

I had played chess, hadn’t I?

Paul hadn’t played chess, had he?

Molly will phone us, won’t she?

Greg won’t phone us, will he?

We shall arrive soon, shan’t we?

shall not / Shan’t

We shan’t arrive soon, shall we?

It would be possible, wouldn’t it?

would not /wouldn’t

He wouldn’t come, would he?

Molly can swim, can’t she?

can not /can’t

You cannot do this, can you?

Molly could swim, couldn’t she?

could nоt / couldn’t

You couldn’t do that, could you?

I may be free, mayn’t I?

may not / mayn’t

I mayn’t write here, may I?

It might be true, mightn’t it?

might not /mightn’t

It mightn’t be so late, might it?

You must keep calm, mustn’t you?

You mustn’t panic, must you?

You should eat less, shouldn’t you?

should not /shouldn’t

You shouldn’t eat cakes, should you?

does not / doesn"t

Greg doesn"t like Jim, does he?

We do not like Greg, do we?

did not / didn"t

Molly didn"t come, did she?

Так будут выглядеть Выши разделительные вопросы, если в них явно присутствует вспомогательный глагол. Надеюсь, эти многочисленные примеры вопросов с хвостиком будут полезными.

В двух случаях вы не сможете найти вспомогательный глагол в первой части. Что это за случаи?

  • Утвердительная часть в .

Если ваша основная часть – утвердительная и стоит в Present Simple, то вы будете видеть либо просто смысловой глагол, либо смысловой глагол с окончанием –s/es. В таком случае, используйте don’t / doesn’t.

I roll the bones very well, don’t I? – Я хорошо играю в нарды, не так ли?

Greg rolls the bones well, doesn’t he? – Грег хорошо играет в нарды, не так ли?

  • Утвердительная часть в .

Если основная часть вашего разделительного вопроса – утвердительная и стоит в Past Simple, то вы будете видеть смысловой глагол в форме прошедшего времени (неправильный глагол либо глагол с окончанием –ed). В таком случае, используйте didn’t.

Molly came late on Thursday, didn’t she? – Молли опоздала в четверг, не так ли?

Molly rolled the bones well in her childhood, didn’t she? — Молли хорошо играла в нарды в детстве, не так ли?

Особые случаи построения разделительных вопросов в английском языке.

Есть несколько особых случаев построения Tag questions, на которых я хочу сосредоточить внимание.

  • Если в главной части Вы видите I am, то в хвостике будет aren"t I?

I am 29 years old, aren’t I?

  • Если в главной части оборот there is – то его нужно будет использовать и в хвостике, согласно основным правилам:

Таблица разделительных вопросов с оборотом there is. Question tags таблица 2.

There are twenty chairs in the assembly hall, aren’t there ?

  • Если в основной части Вы видите this is или that is, то в конце разделительного вопроса будет isn"t it?

This is Greg’s brother, isn’t it ?

  • Если в основной части вы видите предложение, начинающееся с Let’s (Let us) – в кратком вопросе нужно использовать shall we? Хвостик в таких предложениях не переводится.

Let’s change the kitchen design, shall we ? – Давайте сменим дизайн кухни? / Почему бы нам не сменить дизайн кухни?

  • Если же первая часть разделительного вопроса начинается с Let me, Let him, Let her, Let them, то хвостик будет will you? или won’t you?

Let Molly explain her position, will you ?

  • Если первая часть разделительного вопроса представляет собой повелительное наклонение, то краткий вопрос будет will you? В утвердительной форме повелительного наклонения можно использовать и won"t you?

Lend me some money, will you?

Don’t shout at me, will you?

Интонационное оформление разделительных вопросов.

Обычно краткий вопрос в конце Tag question произносится с повышением тона. Однако, если говорящий ничуть не сомневается в ответе, и все предложение, скорее, носит характер утверждения, то тон в хвостике понижается.

Теперь Вы можете попрактиковаться и выполнить .

Возможно, Вам также понадобится следующая информация:



Статьи по теме: