Митрополит Иларион: Царственные страстотерпцы с искренним христианским чувством и смирением восприняли выпавшие на их долю испытания. Проповедь в день памяти святых царственных страстотерпцев

В день памяти Святых царственных страстотерпцев 17 июля в храмах звучали проповеди о мученической кончине Царя Николая II и его многострадальной семьи - Царицы Александры Федоровны и Великих княжон- Татианы, Марии, Ольги, Анастасии и Цесаревича Алексея.

Опуская подробности зверского цареубийства, невозможно обойти вопрос духовного предательства своего Государя со стороны народа русского. Сто лет прошло уже с этого позорного пятна в летописи истории России. Звучат покаянные песни, в храмах с икон смотрят на нас лики прославленных в мученической кончине святых царственных страстотерпцев, - их лики светлы, озарены улыбками, они молятся там, на Небесах за свой народ, который и по их смерти не перестал быть Их народом, а вот народ научился жить без царя - в душе и в голове.

Но ведь строятся храмы в честь Святых Царственных страстотерпцев по всей земле русской! Вот один такой храм -в деревне Пеники в десяти километрах от Ломоносова- уже минуло десятилетие,- не могут достроить. Кто живет в этих самых Пениках?-спросите Вы. Да простые русские люди, выпивают, бывает, что разбойничают в соседних хозяйствах, трудно живут, без работы и средств. И еще там встречаются приезжие люди, которые никак не относятся к нашему Царю, в силу своих национальных и религиозных особенностей. Так что жертвовать на храм изредка, понемногу, наверное, могут, но чтоб всем миром собраться и доделать храм, - пока не созрели люди. Мимо проезжают дорогие автомобили, издалека видны башенки коттеджей и особняков, а храм все стоит в лесах...

Но внутри церкви светло, уютно, золотистые бревенчатые стены с немногочисленными иконами, подсвечники со свечами горящими, и батюшка-настоятель, один: и как священник, и как дьякон ведет службу. 17 июля - Престольный праздник, за несколько дней до даты украшали церковь внутри, а в самый день памяти убиенной семьи последнего русского царя шел Крестный ход. Немногочисленный, надо сказать.

Ну что же - не созрел пока духовно наш простой православный народ для искреннего почитания Царя, который положил свою голову на плаху той революции, которую назвали Великой Октябрьской и провозгласили ее кровавые жертвы во благо и процветание простого рабочего люда? Так до сих пор и считаем, что ради «теории счастья для всех» надо было пережить гражданскую войну, когда брат на брата? Или молчим, не касаемся этой темы, дабы не задеть памяти героев, « павших за наше общее счастье»?

Не касаемся, и не каемся… Скорбный этот день, слезы и комок в горле, когда думаешь о Них, заколотых солдатскими штыками по живому еще телу, с прекрасными недоуменными взорами встретившими своих убийц. Сначала Их народ поднял руку на Царя, Помазанника Божия, а потом и на священство, потом обезглавил церкви, в пылу войны и в послереволюционные годы строительства «светлого будущего», народ, ставший Богоборцем, снимал и сбрасывал колокола с церквей, крушил храмы.

Это Святой день - день Их казни, день, которому надлежит стать днем объединения народа в покаянии перед совершенным преступлением, и тогда Господь может дать народу еще шанс на спасение как носителю истинной веры, раскаявшемуся в предательстве, у которого нет срока давности.

Хочется привести выдержки из нескольких проповедей в день святых Царственных мучеников.

«Мы прославляем в этот день всю Царскую Семью. По всей Руси и по всему миру сегодня поются молебны нашему Государю Николаю Александровичу Романову и Его Святому Семейству. Повсюду и, конечно, в Екатеринбурге идут многочисленные Крестные ходы в память святых Царственных Страстотерпцев. Льется колокольный звон.

С каждым годом растет почитание Царской Семьи. С каждым годом мы видим все яснее величие Их подвига и нравственную красоту Их жизни. И с каждым годом все больше осознаем глубину трагедии, случившейся 17 июля 1918 года. Стреляя тогда в Царя, стреляли в Самого Христа. Ведь Царь — Помазанник Божий.

То, что произошло тогда, чудовищно и невероятно. … Только великое умопомрачение всего русского народа могло привести к такой духовной катастрофе. Ведь грех Цареубийства — это катастрофа для всего народа. …

И вот Царь, приняв мученические страдания вместе со Своей Семьей, зверски расстрелян в Ипатьевском доме. Кто посмел поднять руку на нашего Царя? На Великого Государя, державного правителя, поднявшего Русь на большие духовные высоты, давшие ей небывалые материальные возможности.

Вспомним, что при Царе Николае II завершено строительство Великого Сибирского рельсового пути, по которому православие и русская культура устремились к берегам Тихого океана. И Русь окончательно утвердилась на Дальнем Востоке. Уровень благосостояния народа был такой, что с экономическими показателями 1913 года потом пытались равняться все советские правители.

А сколько храмов было построено! Почти половина монастырей в Российской Империи была основана при Государе Николае II. …При Императоре Николае II святых было прославлено больше, чем за все предыдущие годы Синодального периода, начиная с петровских времен.

Вспомните, как был прославлен преподобный Серафим Саровский Чудотворец. На докладе Синода о начале подготовки к прославлению Государь начертал: «Немедленно прославить». Вся Царская Семья была в Дивеевском монастыре на великих торжествах прославления преподобного Серафима, горячо любимого и почитаемого русским народом.

Сколько пишут сегодня о Святом Царе! Сколько критики и всякого рода комментариев его действий, политических решений. Но способен ли хоть кто-нибудь из критикующих знать, что испытывал наш Царь Мученик, что думал, как страдал? Велико страдание преданного, невинно оклеветанного и осужденного человека. Но каково страдание Царя, отвечающего пред Господом за свой народ, и преданного этим народом! … А народ совершил грех Цареубийства и этот грех на всех, кто принадлежит к этому народу. На всех поколениях, пока не наступит всенародное покаяние.

Святой Царь Мученик Николай и Его святое Семейство прославлены в 2000-м году. Это великий шаг в покаянии русского народа.

Сегодняшний день в народе называют Русской Пасхой. Ведь наш Царь и Его Семья — победители. Вслед за Христом своими страданиями Они победили смерть. Они обрели святость. И высочайшую славу у Господа. Они взирают на нас с высоты духовного неба и молятся о нас. О своем народе, о России. И верим мы, что наш народ молитвами святых Царственных Страстотерпцев прозреет, принесет покаяние пред Господом. И воскреснет Русь, воссияет в своем державном величии, славя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь.» Митрополит Вениамин (Пушкарь)

«Святые Царственные мученики, как и все святые, настолько близки к подвигу Христа, что все, связанное с их мученичеством, исполнено пророческого смысла. Неслучайно они занимают центральное место в истории русской святости минувшего столетия. И то, что происходило в доме Ипатьева, имеет таинственное продолжение в уже совершившихся и еще ожидаемых событиях в жизни нашей Церкви и нашего народа.

…Когда Царская Семья оказалась в плену у безбожной власти, комиссары были вынуждены все время менять охрану. Потому что под чудесным влиянием святых узников, находясь с ними в постоянном контакте, эти люди невольно становились другими, более человечными.

…Царь-мученик особенным образом, духовно связан с русским народом. И судьбой своей, и служением, и готовностью принести себя в жертву за спасение России. Он это совершил. И мы молимся ему, отдавая ясный отчет в том, что грех цареубийства сыграл главную роль в страшных событиях XX века для Русской Церкви и для всего мира. Перед нами стоит только один вопрос: есть ли искупление этого греха и каким образом оно может быть осуществлено. Церковь призывает нас к покаянию. Это значит, к осознанию того, что произошло и какое это имеет продолжение в сегодняшней жизни.

Если мы действительно любим Царя-мученика и молимся ему, если по-настоящему ищем нравственного и духовного возрождения нашего Отечества, мы должны не пожалеть никаких сил для того, чтобы преодолеть страшные последствия массовой апостасии (отступничества от веры отцов и попрания нравственности) в нашем народе.

Есть только два варианта того, что ожидает Россию. Либо чудом заступничества Царственных мучеников и всех новых мучеников Российских Господь дарует нашему народу возродиться ради спасения многих. Но это произойдет только при нашем участии — вопреки естественной немощи, греховности, бессилию и маловерию. Либо, согласно Апокалипсису, Церковь Христову ждут новые, еще более грозные потрясения, в центре которых всегда будет Крест Христов.

Молитвами Царственных страстотерпцев, возглавляющих сонм новых мучеников и исповедников Российских, да будет дано нам выстоять в этих испытаниях и стать причастниками их подвига.»

Протоиерей Александр Шаргунов

Константино-Еленинскмй монастырь сохраняет одну из реликвий, оставшихся от семьи последнего императора - локон цесаревича Алексея. Ковчежец с этой реликвией находится в храме Святых Равноапостольных Константина и Елены.

Чин освящения закладного камня на месте строительства храма Державной иконы Божией Матери в монастыре святых Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме, после чего обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Христос Воскресе!

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Кирилл! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемое высокое руководство области! Дорогие отцы, братья и сестры!

Я с большой радостью прибыл на Екатеринбургскую землю в год, когда мы вспоминаем 400-летие Дома Романовых. Эта царская династия пришла к власти после решающей битвы за независимость нашего Отечества, которая состоялась на излете так называемого Смутного времени. Страна, по крайней мере ее значительная часть, была освобождена от иноземной оккупации, и у русского народа появилась возможность избрать законную власть. Тогда на Земском соборе был избран Михаил Федорович Романов — еще совсем молодой человек, из благочестивой, хорошо всем известной боярской семьи, который положил основу династии, правившей более 300 лет. Среди государей и государынь были выдающиеся люди, а если даже и были среди них менее удачные и менее способные к правлению, то и они служили Родине своей и народу своему.

Мы знаем, что в течение этих 300 лет из небольшого государства страна наша стала великой державой от Балтийского моря до Тихого океана. Россия, особенно в годы правления государя императора Николая II — до начала Первой мировой войны, — явила чудеса экономического, социального и политического развития. В ближайшие десятилетия Россия могла стать лидером всего мира, и происходило это без лагерей, без тюрем, без насильственной коллективизации, потому что проистекало из народного потенциала, который действительно раскрывался в те годы в России. Но мы знаем, что война, которая была направлена в первую очередь на ослабление мощи Российской державы, повлекла за собой раскол нашего общества, а затем революционные события, гражданскую войну и все тяжкие последствия, которые пережил народ наш в ХХ веке.

Мы вспоминаем также 145-летие со дня рождения государя императора Николая II и 95-летие со дня его мученической кончины. Это дает нам возможность подумать об истории нашего Отечества, о трагедии нашего народа, еще раз вспомнить о духовном подвиге государя императора Николая II и его семьи, который был явлен в принятии смерти так, как надлежит ее принять любому христианину, — в незлобии и спокойствии, в прощении врагам, в полном смирении и в предании души своей и тела своего в руки Божии. Потому и прославляем мы святого страстотерпца государя императора Николая II и его семью.

На этом месте, в Ганиной яме, где было совершено тягчайшее преступление — сокрытие останков святых страстотерпцев, — ныне воздвигнут замечательный монастырь; и в день, когда мы вспоминаем все эти события на Екатеринбургской земле, освящен фундамент храма, возводимого в честь Державной иконы Божией Матери.

Наверное, теми, кто убивал царскую семью, кто старался истребить их тела и полностью вычеркнуть все, что произошло, из истории, руководил, с одной стороны, страх, а с другой стороны — ненависть. На стороне тех людей была власть и была возможность распоряжаться судьбами, в том числе плененного государя императора и его семьи. Казалось бы, последующие десятилетия легли на память этой семьи подобно огромной бетонной плите, через которую не может прорасти зеленая трава. Многим казалось, что память о них истреблена, а если и сохраняется, то лишь в качестве предмета насмешек и поругания. Мало кто мог себе представить, что память о царской семье жива в народе и что еще в то время, когда политическая система крайне отрицательно оценивала деятельность почившего императора, началось поминовение государя и его семьи, почитание страшного Ипатьевского дома в Екатеринбурге, где произошел расстрел.

Сегодня мы видим, что народ наш с глубокой верой почитает память почившего государя и его семьи. И возникает вопрос: а как все это стало возможным? На ум приходят слова великого Пасхального песнопения — кондака Святой Пасхи: «Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову сокрушил еси силу». Господь Своим Воскресением сокрушил силу ада. А это значит, что всякое зло, которое присутствует в человеческой истории, не может одержать окончательную победу — оно уже побеждено. Победа зла, особенно в масштабах истории, — временная, скоротечная. И как явственно для всех нас свидетельствует о сокрушении адовой силы прославление царской семьи! Как удивительно пробились зеленые ростки, ростки жизни через бетонную плиту, которой пытались закрыть всякую память о тех временах в историческом сознании народа!

Для того чтобы иметь крепкую веру, нужно уметь читать историю, видеть знаки Божиего присутствия. Нам иногда кажется, что происходящее необъяснимо; люди отмахиваются от всяких попыток объяснить, в том числе, то, что произошло с нашим Отечеством в ХХ веке. Но мы, верующие люди, понимаем, что зло было наказано и разрушено именно потому, что Христос Воскресший сокрушил адову силу.

А что все это означает для нашей современной жизни? А это означает, что мы должны жить со страхом Божиим в сердце, не делать зла, не нести с собой лжи и неправды. Нам иногда кажется, что о том, что мы делаем плохого, гадкого, знаем только мы или, может быть, какой-то узкий круг людей, и никто и никогда об этом ничего не узнает. Однако опыт жизни показывает, что все становится явным, и история дает удивительно правильные оценки историческим личностям, несмотря на все попытки исказить историю.

Я очень рад видеть всех вас, мои дорогие. С особым душевным чувством я посещаю это место, где сейчас молился вместе с вами. Сегодня и завтра мы еще продолжим эти юбилейные торжества на Екатеринбургской земле. Пусть Господь хранит всех вас, укрепляя в вере православной, в чистоте жизни, в чистоте помыслов, в таком образе мысли и образе действий, которые соответствовали бы всегда Божией правде. А если что-то у кого-то не получается, если враг искушает, если кажется, что зло непобедимо, вспомните Ганину яму и вспомните удивительные слова Пасхального песнопения «адову сокрушил еси силу», и эти воспоминания, как и эти слова, помогут нам воспрять духом даже в самых тяжелых жизненных обстоятельствах. Пусть Господь хранит Отечество наше, землю Екатеринбургскую и всех вас.

Христос Воскресе!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Царственные страстотерпцы - это последний российский император Николай II и его семья. Они приняли мученическую смерть - в 1918 году их расстреляли по приказу большевиков. В 2000 году Русская Православная Церковь причислила их к лику святых. Мы расскажем о подвиге и дне памяти Царственных мучеников, который отмечается 17 июля.

Кто такие Царственные мученики

Царственные страстотерпцы, Царственные мученики, Царская семья - так после причисления к лику святых Русская Православная Церковь называет последнего российского императора Николая II и его семью: императрицу Александру Федоровну, царевича Алексея, великих княжен Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию. Они были канонизированы за подвиг мученичества - в ночь с16 на 17 июля 1918 года по приказу большевиков их вместе с придворным врачом и слугами расстреляли в доме Ипатьева в Екатеринбурге.

Что значит слово «страстотерпец»

«Страстотерпец» - это один из чинов святости. Это святой, принявший мученическую смерть за исполнение Божиих Заповедей, и чаще всего - от рук единоверцев. Важная часть подвига страстотерпца - то, что мученик не держит зла на мучителей и не сопротивляется.

Это лик святых, пострадавших не за свои поступки или не за проповедь Христа, а за то, кем они были. Верность страстотерпцев Христу выражается в их верности своему призванию и предназначению.

Именно в лике страстотерпцев были канонизированы император Николай II и его семья.

Когда празднуется память Царственных страстотерпцев

Память святых Страстотерпцев императора Николая II, Императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии совершается в день их убийства - 17 июля по новому стилю (4 июля по старому).

Убийство семьи Романовых

Последний российский император Николай II Романов отрекся от престола 2 марта 1917 года. После отречения его вместе с семьей, врачом и слугами заключили под домашний арест во дворце в Царском селе. Потом, летом 1917-го, Временное правительство отправило узников в ссылку в Тобольск. И наконец весной 1918 года большевики сослали их в Екатеринбург. Именно там в ночь с 16 на 17 июля Царскую семью расстреляли - по постановлению исполкома Уральского областного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Некоторые историки считают, что приказ на расстрел был получен напрямую от Ленина и Свердлова. Вопрос, так ли это, - спорный, возможно, исторической науке еще предстоит узнать правду.

О екатеринбургском периоде ссылки Царской семьи известно очень мало. До нас дошло несколько записей в дневнике императора; есть показания свидетелей по делу об убийстве Царской семьи. В доме инженера Ипатьева Николая II с семьей охраняли 12 солдат. По сути, это была тюрьма. Заключенные спали на полу; надзиратели часто были жестоки с ними; узникам разрешалось гулять в саду всего один раз в день.

Царственные страстотерпцы мужественно принимали свою участь. До наш дошло письмо княжны Ольги, где она пишет: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильней, но что не зло победит зло, а только любовь».

Арестованным разрешали присутствовать на богослужениях. Молитва была для них великим утешением. Последнюю службу в Ипатьевском доме протоиерей Иоанн Сторожев совершил всего за несколько дней до расстрела Царской семьи - 14 июля 1918 года.

В ночь с 16 на 17 июля чекист и руководитель расстрела Яков Юровский разбудил императора, его супругу и детей. Им велели собраться под предлогом, что в городе начались волнения и нужно срочно перейти в безопасное место. Узников сопроводили в полуподвальную комнату с одним зарешеченным окном, где Юровский сообщил Государю: «Николай Александрович, по постановлению Уральского областного совета вы будете расстреляны с вашей семьей». Чекист несколько раз выстрелил в Николая II, другие участники расстрела - в остальных приговоренных. Тех, кто упал, но был еще жив, добивали выстрелами и кололи штыками. Тела вынесли на двор, погрузили в грузовик и вывезли в Ганину Яму - заброшенный Исетский. Там скинули в шахту, потом сожгли и закопали.

Вместе с Царской семьей были расстреляны придворный врач Евгений Боткин и несколько слуг: горничная Анна Демидова, повар Иван Харитонов и камердинер Алексей Трупп

21 июля 1918 года во время богослужения в Казанском соборе в Москве Патриарх Тихон сказал: «На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович… Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе».

Долгие десятилетия никто не знал, где палачи закопали тела расстрелянных Царственных страстотерпцев. И только в июле 1991 года предположительные останки пяти членов императорской семьи и слуг обнаружили недалеко от Екатеринбурга, под насыпью Старой Коптяковской дороги. Генеральная прокуратура России открыла уголовное дело и в ходе следствия подтвердила, что это действительно узники Ипатьевского дома.

После нескольких лет исследований и общественных споров, 17 июля 1998 года, мучеников захоронили в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге. А в июле 2007-го были найдены останки сына царевича Алексея и великой княжны Марии.

Канонизация Царской семьи

Об упокоении Царской семьи в русском зарубежье молились уже с 1920-х годов. В 1981 году Русская Православная Церковь Зарубежом канонизировала Николая II и его семью.

Русская Православная Церковь канонизировала Царственных мучеников спустя почти двадцать лет - в 2000 году: «Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских царскую семью: императора Николая II, императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию».

За что мы почитаем Царственных страстотерпцев

«Царскую семью мы почитаем за преданность Богу; за мученичество; за то, что они дали нам пример настоящих руководителей страны, которые относились к ней как к своей родной семье. После революции у императора Николая II было много возможностей покинуть Россию, но он ими не воспользовался. Потому что хотел разделить участь со своей страной, какой бы горькой ни была эта участь.

Мы видим не только личный подвиг Царственных страстотерпцев, но подвиг всей той Руси, которую когда-то назвали уходящей, но которая на самом деле является пребывающей. Как в 1918 году в Ипатьевском доме, где были расстреляны мученики, так и здесь, сейчас. Это скромная, но одновременно величественная Русь, соприкасаясь с которой ты понимаешь, что ценно, а что второстепенно в твоей жизни.

Царская семья - не образец правильных политических решений, Церковь прославила Царственных страстотерпцев вовсе не за это. Для нас они - образец христианского отношения правителя к народу, стремление служить ему даже ценой своей жизни».

Как отличить почитание Царственных мучеников от греха царебожия?

Протоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО:

«Царская семья стоит в ряду тех святых, которых мы любим и прославляем. Но Царские страстотерпцы не «спасают нас», потому что спасение человека - дело одного лишь Христа. Царская семья, как и любые другие христианские святые, ведет, сопровождает нас на пути к спасению, к Царствию Небесному».

Икона Царственных мучеников

Традиционно иконописцы изображают Царственных страстотерпцев без врача и слуг, которые были расстреляны вместе с ними в доме Ипатьева в Екатеринбурге. Мы видим на иконе императора Николая II, императрицу Александру Федоровну и их пятерых детей - княжен Ольгу, Татьяну, Марию, Анастасию и наследника Алексея Николаевича.

На иконе Царственные страстотерпцы держат в руках кресты. Это символ мученичества, известный с первых веков христианства, когда последователей Христа распинали на крестах, так же, как их Учителя. В верхней части иконы изображены два ангела, они несут образ иконы Божией Матери «Державная».

Храм во имя Царственных страстотерпцев

Храм-на-Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, построен в Екатеринбурге на месте дома инженера Ипатьева, в котором в 1918 году расстреляли Царскую семью.

Само здание Ипатьевского дома снесли в 1977 году. В 1990 году здесь поставили деревянный крест, а вскоре - временный храм без стен, с куполом на опорах. Первую Литургию в нем отслужили в 1994-ом.

Каменный храм-памятник начали строить в 2000 году. Святейший Патриарх Алексий заложил в основание церкви капсулу с памятной грамотой об освящении места строительства. Через три года на месте расстрела Царственных страстотерпцев вырос большой белокаменный храм, состоящий из нижнего и верхнего храмов. Перед входом в него установлен памятник Царской семье.

Внутри церкви, рядом с алтарем, находится главная святыня екатеринбургской церкви - крипта (гробница). Ее установили на месте той самой комнаты, где были убиты одиннадцать мучеников - последний российский император, его семья, придворный врач и слуги. Крипту оформили кирпичами и остатками фундамента исторического дома Ипатьева.

Каждый год в ночь с 16 на 17 июля в Храме-на-Крови совершается Божественная литургия, а после верующие идут крестным ходом от церкви до Ганиной Ямы, куда после казни чекисты отвезли тела мучеников.

Untitled document

В очах Божиих нет лучшей власти,
чем власть Православного Царя
Преп. Серафим Саровский

Сегодня, 17 июля, мы празднуем память святых Царственных мучеников - царя Николая II и его Августейшей семьи. Император Николай II взошел на Престол 2 ноября 1894 года. Вступая на престол, царевич Николай до конца жизни сохранил в сердце своем заветы своего Державного отца: «Укрепляй могущество и величие России; заботься о благе народа; покровительствуй Церкви, она не раз спасала Россию в годину бед; укрепляй семью, потому что она – основа всякого государства…». Начало правления Государя было отмечено делами милосердия и любви: получили облегчение заключенные в тюрьмах; было большое прощение долгов; оказана значительная помощь нуждающимся ученым, писателям и студентам.

В то время так называемое "передовое общество", зараженное либеральными идеями Запада, не раз пыталось навязать царю как дальше жить России, но Николай II был проникнут любовью к человеку и верил, что и в политике необходимо следовать заветам Христа. Он стал вдохновителем первой всемирной конференции по предотвращению войн, которая состоялась в столице Голландии в 1899 году. Первым среди правителей выступил на защиту вселенского мира и стал поистине Царем-Миротворцем.

Стремился дать внутренний мир стране, чтобы она могла свободно развиваться и благоденствовать. По своей природе он был совершенно не способен причинить кому-нибудь зло. За все время царствования Государь не подписал ни одного смертного приговора, ни одна просьба о помиловании, дошедшая до Царя, не была им отклонена. Он всякий раз беспокоился, чтобы помилование не запоздало.

В своем правлении и повседневной жизни придерживался исконно русских православных начал. Он глубоко знал русскую историю и литературу, был большим знатоком родного языка и не терпел употребления в нем иностранных слов. "Русский язык так богат, - говорил он, - что позволяет во всех случаях заменять иностранные выражения. Ни одно слово неславянского происхождения не должно уродовать нашего языка".

Христианские добродетели Государя: кротость и доброта сердца, скромность и простота многими были не поняты и приняты за слабость характера. Однако благодаря именно этим душевным и нравственным качествам в нем воплотилась огромная духовная сила, так необходимая Помазаннику Божию для Царского служения. "О русском Императоре говорят, что он доступен разным влияниям, - писал президент Франции Лубе. - Это глубоко неверно. Русский Император сам проводит свои идеи. Он защищает их с постоянством и большой силой".

Царская Чета являла собой образец подлинно христианской семейной жизни. Отношения Августейших Супругов отличались искренней любовью, сердечным взаимопониманием и глубокой верностью. "Наша любовь и наша жизнь - это одно целое, мы настолько соединены, что нельзя сомневаться и в любви, и в верности - ничто не может разъединить нас или уменьшить нашу любовь", - писала мужу в 1909 году Александра Феодоровна. "Не верится, что сегодня двадцатилетие нашей свадьбы! - записал 27 ноября 1914 года в дневнике Николай Александрович. - Редким семейным счастьем Господь благословил нас; лишь бы суметь в течение оставшейся жизни оказаться достойным столь великой Его милости".

К 1913 году Россия достигла высшей точки своего рассвета в политическом, экономическом и финансовом отношениях.

Во время первой Мировой войны император отличился высоким самообладанием и редкой способностью быстро и трезво принимать решения в любых обстоятельствах. Царица Александра и старшие Княжны стали сестрами милосердия в Царскосельском госпитале. Весь их день был посвящен раненым, им они отдавали всю свою любовь и заботу. Ободрял страдающих и Царевич Алексей, подолгу разговаривая с воинами. Государыня работала в операционной.

После Февральской революции, не нарушая присяги Помазанника Божьего и не упраздняя Самодержавной Монархии, Император Николай II передал Царскую власть старшему из рода - брату Михаилу. Царица Александра узнав об этом, сказала: "Это Воля Божия. Бог допустил это для спасения России".

Полемизируя о жизни Царственных страстотерпцев не найдешь единого мнения. Но всё же он был духовно Император - мученик, во всех смыслах осуществивший свое мистическое призвание, наиболее кроткий, наиболее угодивший Христу из всех православных Государей - именно такой, каким должен быть Царь в последние времена. Государь Николай II разделил Голгофу своего народа. Зная значение, которое Церковь придает пролитию крови, его прославление нашей Церковью не может быть отделено от прославления новых мучеников и исповедников Российских.

Суть отречения святого Царя, которое постоянно ставят ему в вину, когда «кругом измена, трусость и обман» стало ясно, что он не может исполнять свой долг Царского служения по всем требованиям христианской совести, он безропотно, как Христос в Гефсимании, принял волю Божию о себе и о России. “Пусть никто не верит наговорам обольстителей, которые говорят, что для христианина совершенно безразличен тот или иной порядок гражданской жизни, – пишет ревностный миссионер, священномученик Андроник, – нет, мы – христиане – в мире живем и из этого мира до времени, определенного Творцом, выйти не можем (1 Кор. 5; 10). А потому нам вовсе не безразлично – что совершается в гражданском нашем быту, ибо тот или иной строй, те или иные порядки жизни могут содействовать или препятствовать делу спасения”

Мы должны осознавать, что опасность всеобщего уничтожения может произойти, например, не только от ядерной войны или от природных катаклизмов, но и от нравственной и духовной гибели человечества. Как мы видим,что политический и духовно-нравственный горизонт современного мира становится все более единым. Разговоры и вопросы о восстановлении православной монархии не могут быть состоятельны до тех пор, пока не будет двух составляющих её содержания – нравственности и государственности. Назначение власти не в том, чтобы на земле создать рай, как сказал философ, а чтобы не допустить на земле ада.

Исходя из этого, у России есть два пути. Первый путь возродиться духовно и нравственно, несмотря на все наши немощи, греховности и маловерия, при помощи Царственных мучеников. Каждый человек должен начинать свой духовный подвиг с себя самого и с помощью Божией. Другой путь – идти согласно Откровению Иоанна Богослова, на котором ждут ещё большие потрясения и невзгоды. Выбор за нами.

Да помилует Господь и Пречистая Матерь Божия, и поможет обрести нам разум обратиться к всецелому покаянию, молитвами святых Царственных мучеников и исповедников Российских.

Иерей Борис Ищенко, настоятель Свято-Троицкого храма с. Золотое, Петропавловского благочиния

17 июля 2016 года, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице и день памяти страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма.

После сугубой ектении владыка Иларион вознес молитву о мире на Украине.

По отпусте Литургии митрополит Иларион обратился к присутствующим со словом проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В этот воскресный день наша Святая Церковь празднует память святых страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии. Одно из самых трагических событий российской истории стало одним из самых славных событий в истории нашей Церкви. Как это произошло?

Вспомним жизнь святого страстотерпца царя Николая – когда он родился на свет, когда он рос, когда принимал царскую державу, ничто, казалось бы, не предвещало такого ужасного конца. Представьте себе рождение наследника престола – вся страна Богу радуется. Ребенок растет, окруженный любовью, почетом, славой; он еще младенец и отрок, а на него уже сыплются государственные награды. Жизнь всякого венценосного монарха с внешней стороны имеет много привлекательного, много блестящего, но мы знаем из истории, как много самодержцев заканчивали свою жизнь трагически, сколько было свергнуто с престола, жестоким и бесчеловечным образом умерщвлено.

Говоря о царе-страстотерпце Николае, мы вспоминаем, прежде всего, его последние месяцы, последние дни и то, как с глубоким христианским смирением он встретил свою кончину. А вместе с ним мы вспоминаем и всю его семью, которая также была уничтожена большевистской властью, опасавшейся, что монархия тем или иным образом будет восстановлена.

Почему христианская Церковь именно так относится к подвигу благоверных царей, благоверных цариц? Почему в церковном календаре так много людей, которые носили монарший сан? Потому что Церковь воспринимает служение царя как служение священное – неслучайно все наши российские монархи помазывались на царство. Это был особый чин, особый обряд, можно даже сказать, особая радость. Как в древности пророки помазывали царей на царство, так и Святая Церковь видела в жизни и трудах царя особое служение, и если внешне оно и казалось блестящим и привлекательным, то внутренне для самих монархов оно было служением жертвенным. Это проявлялось, в частности, в том, что они не были хозяевами своей жизни.

В 1897 году во время переписи населения Российской империи император Николай II, заполняя анкету, в графе «род занятий» указал: «хозяин земли Русской». И он действительно был самодержцем, абсолютным монархом, хозяином целой Русской земли, но он не был хозяином собственной судьбы. Это проявлялось, в частности, в том, что будущих монархов отдавали на обучение не туда, куда они хотели, а туда, куда пожелал отец-самодержец. Их женили не на тех девушках, которые им нравились, а на тех, брак с которыми соответствовал государственным интересам. Это приводило к разным результатам, и очень редко монарший брак был браком по любви.

Но святой страстотерпец царь Николай, как мы знаем из истории его жизни, женился на любимой. Это был тот, пожалуй, редкий случай, когда государственные интересы совпали с личными чувствами. Он, будучи еще очень молодым человеком, влюбился в совсем юную Гессенскую принцессу и терпеливо ждал, когда она подрастет и достигнет принятого брачного возраста. Он сделал ей предложение, несмотря на то, что родители поначалу были против этого союза. И он вступил в брак, который был счастливым от начала до самого конца, потому что верность друг другу царственные супруги сохранили и в дни славы, и в пору тяжелых испытаний. Об этом свидетельствует сохранившаяся переписка – они почти каждый день писали друг другу письма и, что бы ни происходило, делились друг с другом своими впечатлениями, мыслями и чувствами.

У них было пятеро детей. Сначала родилось четыре дочери, но, как вы понимаете, вся страна ждала появления в императорской семье сына, потому что престол наследовался по мужской линии. Поэтому, когда родился этот долгожданный царевич, вся страна радовалась и ликовала. Ликовали и родители до тех пор, пока не узнали о том дамокловом мече, который висел над всем гессенским родом и уносил жизни его представителей мужского пола, – о страшной наследственной болезни, передавшейся через мать ее сыну.

А дальше произошли ужасные события, о которых мы с вами знаем. Постепенно умами людей в стране овладевало бесовское наваждение – иными словами невозможно это назвать. Еще за несколько десятилетий до революции Достоевский в своем романе «Бесы» описал тех людей, которые, в конце концов, и пришли к власти. На их совести миллионы жертв, в том числе Царская семья.

Но когда мы вспоминаем Царственных страстотерпцев, для нас это повод не только очередной раз задуматься об истории, но и возблагодарить Господа за мужество тех людей, которые с искренним христианским чувством и смирением восприняли выпавшие на их долю испытания. Не случайно сегодня на всех приходах нашей Церкви прославляют Царственных страстотерпцев. Не случайно всю сегодняшнюю ночь многотысячный крестный ход шел от места, где их убили, к предполагаемому месту захоронения. Не знаю, сколько людей в этом году приняло участие в молитвенном шествии, но обычно 60-70 тысяч человек идут ночью пешком пять часов для того, чтобы почтить память святых страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии.

Я вспоминаю время, когда они еще не были проставлены в лике святых, когда в Церкви спорили, надо ли канонизировать последнего царя и его семью. Было много споров, много публикаций, потом эту тему подняли на Архиерейском Соборе 2000 года. Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием был прочитан доклад; кто-то выступил против, кто-то – за, а затем предложили голосовать. И когда весь Собор проголосовал за прославление их в лике святых, в том числе и те, кто еще до недавнего времени был против или сомневался, то, думаю, всех участников Архиерейского Собора посетило совершенно особое чувство. Они ощутили веяние Духа Божия, Который подсказал, что именно так, а не иначе надо было оценить этот подвиг, что именно так, а не иначе надо было прославить этих невинных людей – кроткого царя, царицу и их детей, которые разделили судьбу родителей, хотя они-то не могли быть обвинены ни в чем, кроме того, что родились в царской семье.

Церковь недавно прославила еще одного человека, который пострадал вместе с ними, – доктора Евгения Боткина. Это был человек особой судьбы: он родился в семье потомственных медиков, в честь его отца названа известная больница в Москве. Евгений Боткин не захотел покинуть Царскую семью, хотя ему предлагали уехать и он знал, что конец будет трагическим. Осталось письмо, в котором он написал своим родным, что скоро умрет, но не может поступить иначе и должен остаться. И с тем же подлинно христианским смирением, с которым Царская семья взошла на свою Голгофу, и он взошел на свою Голгофу, вместе с ними отдав свою жизнь Богу.

Церковь прославляет Царственных страстотерпцев как тех, кто последовал за Христом на Голгофу, кто был послушным Отцу даже до смерти, и смерти крестной. До сего дня они являются нашими небесными молитвенниками и заступниками.

Будем молиться святым Царственным страстотерпцам, чтобы они никогда не позволили нашей стране оказаться у края бездны, чтобы никогда не повторилось то ужасное наваждение, которое мы допустили, чтобы никогда больше не гибли невинные люди, чтобы никогда больше не насаждалась насильственными средствами безбожная идеология, чтобы Русь Святая хранила веру Православную, а народ наш укреплял свои силы и веру. Будем молиться, чтобы Господь всех нас хранил под омофором Его Пречистой Матери. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС



Статьи по теме: