Биография евгения винокурова. Биография винокуров е. м

Винокуров Евгений Михайлович (1925-1993), русский поэт.

Родился 22 октября 1925 в Брянске в семье военного М.Н.Перегудова; взял фамилию матери. После окончания 9-го класса был призван в армию. Окончил артиллерийское училище, в неполных 18 лет стал командиром взвода. Печатался с 1948; в 1951 окончил Литературный институт им. А.М.Горького, тогда же вышла первая его книга Стихи о долге, в 1956 - сборники Синева, вызвавший одобрение Б.Л.Пастернака, и Военная лирика, за которыми последовали сборники Признанья (1958), Лицо человеческое (1960), Слово (1962), Музыка (1967), Характеры (1965), Ритм (1966), Зрелища (1968), Жест (1969), Метафоры (1972), В силу вещей (1973), Сережка с Малой Бронной (1974), названием для которого послужило созданное в 1953 одноименное стихотворение о московских мальчиках, не вернувшихся с фронта, и их матерях, угасающих в пустых квартирах, - одно из самых популярных в отечественной военной лирике 20 в., положенное в 1958 на музыку А.Я.Эшпаем; Контрасты (1975), Дом и мир (1977), Жребий (1978), Благоговение (1981), Бытие (1982), Космогония, Ипостась (оба 1984, Государственная премия СССР, 1987), Участь (1987), Равноденствие (1989).

В русле своей основной темы - духовное возмужание человека, «песчинки» и творца одновременно, в ходе неоднозначного и бурного исторического процесса, - поэт, отличаясь приверженностью к точной бытовой детали, мягким юмором и лиризмом, в четком и ясном стихотворном повествовании стремится прежде всего найти суть, логику и даже красоту происходящего за внешней, скупой, будничной или даже травмирующей, явленностью бытия.

Нравственный максимализм, тяга к философскому обобщению и одновременно к постижению психологических глубин приводит Винокурова к заключению, что жизнь человека - это «вечное усилие подняться над самим собой».

В многочисленных статьях о литературном творчестве (сборники Поэзия и мысль, 1966, где, в духе научно-технической эйфории 1960-х годов, прокламируется тождество поэтического и научного мышления; Остается в силе: О классике и современности, 1979, существенно корректирующий рационализм предшествующего постулата и др.). Автор повести По законам военного времени (1980, совм. с Н.Арсеньевым), переводов.

Певица, актриса театра и кино Наталья Винокурова больше известна под сценическим псевдонимом Наташа Vinky. Она родилась 14 апреля 1989 года. У нее есть сестра, с которой они внешне похожи как две капли воды. Правда, сестра появилась на свет на 18 минут раньше Натальи и всегда считала себя старшей.

Отец Натальи Винокуровой – музыкант, он и привил ей в детстве любовь к музыке. В три года Наташа заявила, что будет певицей, а в шесть лет уточнила, что обязательно станет звездой. Девочка училась в музыкальной школе по классу фортепиано, а параллельно освоила гитару и ударные. Она шла к своей мечте шаг за шагом: поступила в эстрадно-джазовый колледж и окончила класс вокала. В 2007 году девушка выступала на конкурсе «Новая волна», затем была участницей шоу «Голос» и «Главная сцена». Сейчас Наталья сама пишет песни, говорит, что выросла от исполнителя до автора-исполнителя.

Она росла в дружной семье, где в почете были семейные праздники. Родители старались воспитать дочерей так, чтобы во взрослой жизни у них было меньше проблем. Все в их семье занимались спортом: с удовольствием катались на горных лыжах, играли в большой теннис. Наталья Винокурова говорит, что спорт помог ей и сестре стать дисциплинированными и собранными. Это очень пригодилось обеим.

Сестра Натальи училась на финансиста в Америке, а сама Наталья поступила в РАТИ (бывший ГИТИС) и в 2012 году окончила актерский факультет. Актрисой она решила стать после того, как ей сказали, что у нее есть талант.

Театр

Сразу после окончания РАТИ Наталья Винокурова пришла работать в Театр им. Е. Вахтангова. На его сцене она сыграла уже немало интересных ролей. Зрители видели актрису в роли Ольги Лариной в постановке «Евгений Онегин» и Махи в спектакле «Ревнивая к самой себе». Актриса также задействована в пластическом спектакле «Отелло».

Наталья Винокурова в спектакле "Евгений Онегин" | ЗОЛОТАЯ МАСКА В ЛАТВИИ

Наталья Винокурова продолжает работать в Театре им. Вахтангова, но иногда появляется в постановках других театров. Она играла Рэйчел в антрепризе «Шикарная свадьба» от ТА «ЛеКур» и участвовала в спектакле «Фрекен Жюли» на сцене Театра Наций.

Фильмы

На телеэкранах Наталья Винокурова дебютировала в 2008 году, когда еще не была профессиональной актрисой. Она сыграла главную роль Юлии в сериале «Любовь – не шоу бизнес». Ее героиня – теннисистка, которая постоянно живет в Европе, а в Москву приехала в поисках любимого человека. В сериале есть комедийные и драматические сцены. Наталья с ними справилась отлично. В фильме прозвучала песня «Глупая фишка» в ее исполнении. Позднее на эту песню был снят клип, в котором участвуют братья Запашные.


Наталья Винокурова на съёмках клипа "Глупая фишка" | Официальный сайт актрисы

В 2012 году Винокурова появилась в роли Акси в сериале «Хозяйка моей судьбы». Она также снималась в 92-й серии «Интернов» и в «Универе».

В 2016 году вышли сразу два фильма с ее участием. В «Сладкой жизни» она играет бегунью, а в «Анне Карениной» – Сорокину.

Личная жизнь

Наталья Винокурова не замужем, детей у нее нет. Певица и актриса неохотно говорит о своей личной жизни.

После выхода клипа «Глупая фишка» ей и ее сестре-близнецу приписывали роман с братьями Запашными, но Наталья говорит, что их связывает только дружба.

У нее есть поклонники, которые ухаживают и приглашают на свидания, но того единственного, с кем бы хотелось связать судьбу, Винокурова пока не встретила. Возможно, причина в том, что всех кандидатов она сравнивает со своим отцом, которого считает настоящим мужчиной.

Если выпадает свободное время, она проводит его на полную катушку. Говорит, что стремится все успеть. Наталья увлекается кино, книгами, любит общаться с друзьями, ходить на выставки и в музеи. А вот мечте она предпочитает цель. Главная цель Натальи Винокуровой – прожить яркую и успешную жизнь, в которой обязательно будет счастливая и любящая семья.

Фильмография

  • «Хозяйка моей судьбы»
  • «Интерны»
  • «Универ»
  • «Город соблазнов»
  • «Любовь - не шоу-бизнес»
  • «Товарищи полицейские»
  • «Евгений Онегин»
  • «Анна Каренина»
  • «Выйти замуж за Пушкина»

Евгений Михайлович Виноку́ров (22 октября 1925, Брянск - 23 января 1993, Москва) - русский советский поэт. Лауреат Государственной премии СССР (1987). Член КПСС с 1952 года.
Биография
Родился 22 октября 1925 года в Брянске в семье Михаила Николаевича Перегудова, военного, и Евгении Матвеевны Винокуровой. Мать, зав. женотделом и ревнительница равноправия, записала сына на свою фамилию. После окончания 9-го класса в 1943 году был призван в армию. Окончил артиллерийское училище, в неполных 18 лет стал командиром взвода.
Первые стихи были напечатаны в 1948 году в журнале «Смена» с предисловием И. Г. Эренбурга. В 1951 году окончил Литературный институт им. А. М. Горького, тогда же вышла первая его книга «Стихи о долге», в 1956 году - сборник «Синева», вызвавший одобрение Б. Л. Пастернака. «Серёжка с Малой Бронной» - созданное в 1953 году стихотворение о московских мальчиках, не вернувшихся с фронта, и их матерях, угасающих в пустых квартирах, - одно из самых популярных в отечественной военной лирике XX века, положенное в1958 году на музыку А. Я. Эшпаем.
Возглавив вместе со С. П. Щипачёвым поэтический отдел журнала «Октябрь», открыл в 1954 году юную Б. А. Ахмадулину, напечатал лучшие стихи Л. Н. Мартынова, Б. А. Слуцкого, заново утвердил в литературе имена вернувшихся из лагерей Н. А. Заболоцкого и Я. В. Смелякова. С 1971 по 1987 год был зав. отделом поэзии журнала «Новый мир». Большого внимания заслуживает вышедшая под редакцией Винокурова антология «Русская поэзия XIX века» (1974).
Длительное время вёл творческий семинар в Литературном институте, его ученики - главный редактор журнала «Новый мир» А. В. Василевский, поэтесса О. А. Николаева, историк П. А. Кошель, поэтесса И. В. Ковалёва, поэт и журналист А. А. Дидуров.
Умер 23 января 1993 года. Кремация состоялась на Донском кладбище, урна с прахом захоронена в колумбарии Новодевичьего кладбища.
Награды и премии
Государственная премия СССР - за сборники «Бытие» и «Ипостась» (1987)
орден Трудового Красного Знамени
Орден Отечественной войны I степени
медали
Творчество
Винокуров сознательно продолжал традиции философской лирики Тютчева и Баратынского. Исходным пунктом его поэзии послужил опыт войны, поданный без ложной героики; это стихи о смерти, об одиночестве, родившиеся большей частью позже как воспоминания. В стихах Винокурова нет повествования, он видит суть неприметных на первый взгляд вещей и событий, выбирая для проникновения в глубину человеческого бытия чувства в их пограничной ситуации, образы технической цивилизации и города, крайне редко - природы. Повседневность, цивилизация с её угрозой миру души давали толчок его творческой работе. Поэзия Винокурова рождалась вдохновением, которому он доверял и почти не исправлял однажды написанное. Контрасты, двойственность смысла, порой, и парадоксы он использовал для раскрытия истины. Человека он изображал ищущим и сомневающимся. Винокуров ничего не заявлял, он лишь намечал контуры. Он возвращал первоначальный смысл затасканным, на первый взгляд, словам, помещая их в необычный контекст; точно так же и рифмой он старался усилить действенность мысли.
- Вольфганг Казак

Книги
«Стихи о долге», 1951
«Синева», 1956
«Военная лирика», 1956
«Признанья», 1958
«Лицо человеческое», 1960
«Слово», 1962
«Музыка», 1964
«Земные пределы», 1965
«Поэзия и мысль. Статьи», 1966
«Ритм», 1967
«Голос», 1967
«Москвичи», или «В полях за Вислой сонной…», 1968, 1974
«Зрелища», 1968
«Избранное. Из девяти книг», 1968
«Жест», 1969
«Метафоры», 1972
«В силу вещей», 1973
«Контрасты», 1975
«Пространство», 1976
«Остается в силе. Статьи», 1979
«Бытие», 1982
«Аргументы», 1984
«Ипостась», 1984
«Самая суть», 1987

«Тут начиналась сказка, начиналась побаска от сивки и от бурки, и от курицы виноходки, от зимняка поросенка наступчатого».

Начиналась с зачина, сопровождалась присказками да прибаутками, фантастичная и волшебная, соблюдала формулы «сказочной обрядности» или же, наоборот, пренебрегала каноном, без зачина и концовки, становилась приближенной к действительности, бытовой среде в зависимости от того, из чьих уст звучала, каким сказителем сказывалась…

Абрам Кузьмич Новопольцев

Сказитель-балагур, сказочник-увеселитель Абрам Новопольцев – типичный представитель наследия скоморохов. Его репертуар удивляет разнообразием: здесь и фантастические волшебные сказки, и новеллистические бытовые, и сказки о животных, а также анекдоты, назидательные предания, исторические легенды. Однако даже классическая традиционная сказка в передаче Новопольцева при всей формальной верности канону переосмысляется, перерабатывается за счет уникального стиля сказочника. Главная особенность этого стиля – рифмовка, которая подчиняет себе любую сказку, рассказываемую Новопольцевым, делает ее потешной, легкой, беззаботной и не может не развеселить, не развлечь слушателя. «Тут и сказке конец, сказал ее молодец и нам, молодцам, по стаканчику пивца, за окончанье сказки по рюмочке винца».

Егор Иванович Сороковиков-Магай

Сказка облегчала тяжелые трудовые будни крестьянина, приподнимала дух, давала силы жить дальше, сказочников всегда знали и ценили в народе. Часто сказочники пользовались привилегиями, например, в рыболовных артелях на Байкале сказителю давали лишний пай и освобождали от целого ряда трудных работ. Или, например, как вспоминает Сороковиков, выдающийся русский сказитель, большую часть сказок приходилось рассказывать на мельнице, когда приходило время молоть хлеб. «Приезжаешь на мельницу – даже принимают мешки мне-ка помогать. "Он седне будет рассказывать сказки!" И пускали через очередь. "Смелем тебе, только говори сказки нам!" Вот таким путем много приходилось сказок говорить». Сороковикова отличают от многих сказочников знание грамоты и пристрастие к книгам, отсюда и особенность рассказываемых им сказок: они носят отпечаток книжных влияний и городской культуры. Привносимые Егором Ивановичем в сказку культурные элементы, такие как особый книжный склад речи героев или бытовые аксессуары (телефон в тереме царевны, клубы и театры, записная книжка, которую вынимает мужичок-крестьянин, и многие другие), преобразуют сказку и пронизывают новым мировоззрением.

Анна Куприянова Барышникова

Бедная, неграмотная крестьянка Анна Барышникова, больше известная под прозвищем «Куприяниха» или «тетка Анюта», унаследовала большинство своих сказок от отца, любителя вставить красное словцо и рассмешить публику. Точно так же и сказки Куприянихи – задорные, зачастую стихотворные – подобно сказкам Новопольцева, унаследовали традицию скоморохов и специалистов потешников-бахарей. Сказки Барышниковой изобилуют пестрыми зачинами, концовками, поговорками, прибаутками и рифмой. Рифмовка обуславливает весь сказ или отдельные его эпизоды, вводит новые слова, имена, создает новые положения. А некоторые из зачинов сказочницы представляют собой самостоятельные присказки, перекочевывающие из одной сказки в другую: «Зародился хлеб не хорош, по подлавочью валяли, на пече? в углу сажали, в коробок загребали, не в городок. Никто хлеба не купить, никто даром не берёть. Подошла свинья Устинья, всю рылу обмарала. Три недели прохворала, на четвертую неделю свинья скорчилася, а на пятую неделю совсем кончилася».

Федор Иванович Аксаментов

Сказка, будто кусок пластилина в руках, переделывается и меняется под влиянием различных факторов (индивидуальные особенности сказителя, место бытования сказки, социальная среда, к которой принадлежит исполнитель). Так, рассказываемая в солдатской среде, сказка впитывает в себя реалии походной и военной жизни, казармы и предстает перед нами уже совершенно иной, новой сказкой. Для солдатской сказки характерен свой особый репертуар, особый круг тем и подбор эпизодов. Аксаментов, ленский сказитель, один из лучших представителей солдатской сказки, бережно относится к сказочной традиции, но при этом его сказка модернизирована, подчинена реалиям солдатского быта (часовые, разводящие, увольнительные записки, гауптвахты и пр.). В солдатской сказке не встретишь фантастических «в некотором царстве» или «за тридевять земель», действие приурочено к определенному месту и даже времени, дело происходит в Москве или в Петербурге, а персонажи зачастую наделяются именами исторических лиц, подвиги героя теперь также приурочены к географической области. У Аксаментова это чаще всего Франция и Париж. Главный персонаж его сказок – русский солдат. Также сказитель вводит в рассказ пьяниц, карточные игры, гостиницы, гулянки, порою эти картины пьянства превращаются даже в какой-то апофеоз пьяницы, что придает специфический оттенок сказочной фантастике.

Наталья Осиповна Винокурова

Для сказочницы Винокуровой, крестьянки-беднячки, всю жизнь боровшейся с нуждой, главный интерес в сказке представляют бытовые детали и психологическая обстановка, в ее сказках не встретишь зачинов, концовок, присказок и других атрибутов классической сказки. Часто ее рассказ – сугубое перечисление фактов, причем довольно скомканное и путаное, так, перескакивая с одного эпизода на другой, Винокурова употребляет формулу «короче сказать». Но при этом сказочница может вдруг неожиданно остановиться на подробном описании простейшей бытовой сцены, что в принципе не свойственно сказке. Винокурова стремится приблизить сказочную среду к реальной действительности, отсюда ее попытки проанализировать психологическое состояние героев, описать их жесты, мимику, порою сказительница дает даже описания внешности персонажей своих сказок («неоткуль прибегает к нему мальчик, в коротеньком сертучке и чорненьская фуражка»).

Дмитрий Савельевич Асламов

Немаловажную роль в восприятии сказки играет то, как сказитель повествует: эмоционально и сопровождая рассказ жестами, комментариями, обращениями к слушателям или же, наоборот, тихо, плавно, без вспышек. Например, Винокурова относится к числу спокойных рассказчиц, как и Сороковиков, чье выступление степенно, несколько торжественно и в приподнятом тоне. Полная их противоположность – мастер-сказочник Асламов. Он весь в движении, постоянно жестикулирует, то повышает, то понижает голос, делает паузы, играет, смеется, руками обозначает размеры, если приходится, например, говорить о величине, росте, вообще размерах чего-нибудь или кого-нибудь. И чем больше слушателей, тем более он предстает во всей красе. Отдельные подвиги и похождения сказочных героев Асламов отмечает восклицаниями и вопросами: «Ага!», «Хорошо!», «Ловко!», «Вот как!», «Ловко сделано!» и т. д. или, на оборот, замечаниями: «Вот дурак-то!», «Ну чо же, смекалки-то не хватает!», или же перебивает свой рассказ замечаниями: «Интересны мои сказки?!», «Мои сказки шибко интересны».

Матвей Михайлович Коргуев

«Не в котором царстве, не в котором государстве, а именно в том, в котором мы с тобой живем, жил-был крестьянин», – так начинает свою сказку «Про Чапая» Коргуев, в которой беломорскому сказочнику удается воплотить исторический материал, события Гражданской войны, в образах народного творчества. Играючи, Коргуев соединяет сказочные традиционные мотивы с современной ему действительностью, привносит в них жизнь со всеми ее бытовыми подробностями, очеловечивает сказочных персонажей, индивидуализирует их. Так, герои и героини рассказываемых им сказок называются Танечкой, Леночкой, Елечкой, Санечкой, Андреюшком. Елечка достала для Андрея «свинку – золоту щетинку», «забаковала ее в ящик и повалилась спать. Поспала немного, встала в шесть часов, согрела самоварчик и стала будить Андрея». За счет таких подробностей достигаются реалистичность сказок и их занимательность, что безусловно выделяет сказки Коргуева среди других.

) - русский советский поэт. Лауреат Государственной премии СССР (1987).

Биография

После окончания 9-го класса в 1943 году был призван в армию. Окончил артиллерийское училище, в неполных 18 лет стал командиром взвода. Первые стихи были напечатаны в 1948 году в журнале «Смена» с предисловием И. Г. Эренбурга . В 1951 году окончил , тогда же вышла первая его книга «Стихи о долге», в 1956 году - сборник «Синева», вызвавший одобрение Бориса Пастернака . «Серёжка с Малой Бронной» - созданное в 1953 году стихотворение о московских мальчиках, не вернувшихся с фронта, и их матерях, угасающих в пустых квартирах, - одно из самых популярных в отечественной военной лирике XX века , положенное в 1958 году на музыку Андреем Эшпаем .

Винокуров сознательно продолжал традиции философской лирики Тютчева и Баратынского . Исходным пунктом его поэзии послужил опыт войны, поданный без ложной героики; это стихи о смерти, об одиночестве, родившиеся большей частью позже как воспоминания. В стихах Винокурова нет повествования, он видит суть неприметных на первый взгляд вещей и событий, выбирая для проникновения в глубину человеческого бытия чувства в их пограничной ситуации, образы технической цивилизации и города, крайне редко - природы. Повседневность, цивилизация с её угрозой миру души давали толчок его творческой работе. Поэзия Винокурова рождалась вдохновением, которому он доверял и почти не исправлял однажды написанное. Контрасты, двойственность смысла, порой, и парадоксы он использовал для раскрытия истины. Человека он изображал ищущим и сомневающимся. Винокуров ничего не заявлял, он лишь намечал контуры. Он возвращал первоначальный смысл затасканным, на первый взгляд, словам, помещая их в необычный контекст; точно так же и рифмой он старался усилить действенность мысли .

Винокуров возглавлял вместе со Степаном Щипачёвым поэтический отдел журнала «Октябрь» , печатал юную Беллу Ахмадулину , лучшие стихи Леонида Мартынова , Бориса Слуцкого , вернувшихся из лагерей Николая Заболоцкого и Ярослава Смелякова . С по 1987 год был заведующим отделом поэзии журнала «Новый мир» . Под редакцией Винокурова вышла антология «Русская поэзия XIX века» ().

Длительное время вёл творческий семинар в , его ученики - главный редактор журнала «Новый мир» А. В. Василевский , поэтесса О. А. Николаева , историк П. А. Кошель , поэтесса И. В. Ковалёва , поэт и журналист А. А. Дидуров .

"Даровиты и требовательны к себе молодые поэты: москвичи Е. Славоросова и Г. Калашников, Т.Филатова из Киева, Л.Алзоева из Улан-Удэ, Э. Блинова из Казани. Все они мои ученики по «Зеленой лампе»

- Е. Винокуров. Нужна ли поэзия? // Журнал «Смена», Май 1985, № 1392.

Семейная жизнь

Награды и премии

Книги

  • Стихи о долге. - М.: Советский писатель, 1951
  • Синева, 1956
  • Военная лирика, 1956
  • Признанья. - М.: Советский писатель, 1958
  • Лицо человеческое. - М.: Советский писатель, 1960
  • Лирика. - М.: Гослитиздат, 1962
  • Слово, 1962
  • Музыка, 1964
  • Земные пределы, 1965
  • Поэзия и мысль. Статьи, 1966
  • Ритм, 1967
  • Голос, 1967
  • Москвичи, или «В полях за Вислой сонной…», 1968, 1974
  • Зрелища, 1968
  • Избранное: Из девяти книг, 1968
  • Жест, 1969
  • Метафоры, 1972
  • В силу вещей, 1973
  • Контрасты, 1975
  • Пространство, 1976
  • Остаётся в силе: Статьи, 1979
  • Бытие, 1982
  • Аргументы, 1984
  • Ипостась, 1984
  • Самая суть, 1987

Напишите отзыв о статье "Винокуров, Евгений Михайлович"

Примечания

  1. : Согласно архивным данным, Михаил Николаевич Перегудов, уроженец Борисоглебска 1900 года рождения, русский, член ВКП(б) с 1918 года, служил в НКВД с 1925 года, лейтенант государственной безопасности (1936), майор ГБ (1944). Работал начальником Киевского райотдела УНКВД Москвы (1938), начальником особого отдела НКВД Юго-Западного фронта (1943), начальником информотдела 2-й артдивизии Польской армии (1945). Награждён орденами Красной Звезды (1943), Отечественной войны (второй степени - 1943, первой степени - 1944), Красного Знамени (1944) и Ленина (1946).
  2. : В 1975 году Е. М. Винокурова была награждена медалью «За трудовое отличие» .
  3. / Строфы века . Антология русской поэзии. Сост. Е. Евтушенко . - Мн. -М .: «Полифакт», 1995.
  4. Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. - М . : РИК «Культура», 1996. - XVIII, 491, с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8 .
  5. . ОБД «Подвиг Народа» . Проверено 31 марта 2014.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Винокуров, Евгений Михайлович

Генерал нахмурился. Хотя и не было положительных известий о поражении австрийцев, но было слишком много обстоятельств, подтверждавших общие невыгодные слухи; и потому предположение Кутузова о победе австрийцев было весьма похоже на насмешку. Но Кутузов кротко улыбался, всё с тем же выражением, которое говорило, что он имеет право предполагать это. Действительно, последнее письмо, полученное им из армии Мака, извещало его о победе и о самом выгодном стратегическом положении армии.
– Дай ка сюда это письмо, – сказал Кутузов, обращаясь к князю Андрею. – Вот изволите видеть. – И Кутузов, с насмешливою улыбкой на концах губ, прочел по немецки австрийскому генералу следующее место из письма эрцгерцога Фердинанда: «Wir haben vollkommen zusammengehaltene Krafte, nahe an 70 000 Mann, um den Feind, wenn er den Lech passirte, angreifen und schlagen zu konnen. Wir konnen, da wir Meister von Ulm sind, den Vortheil, auch von beiden Uferien der Donau Meister zu bleiben, nicht verlieren; mithin auch jeden Augenblick, wenn der Feind den Lech nicht passirte, die Donau ubersetzen, uns auf seine Communikations Linie werfen, die Donau unterhalb repassiren und dem Feinde, wenn er sich gegen unsere treue Allirte mit ganzer Macht wenden wollte, seine Absicht alabald vereitelien. Wir werden auf solche Weise den Zeitpunkt, wo die Kaiserlich Ruseische Armee ausgerustet sein wird, muthig entgegenharren, und sodann leicht gemeinschaftlich die Moglichkeit finden, dem Feinde das Schicksal zuzubereiten, so er verdient». [Мы имеем вполне сосредоточенные силы, около 70 000 человек, так что мы можем атаковать и разбить неприятеля в случае переправы его через Лех. Так как мы уже владеем Ульмом, то мы можем удерживать за собою выгоду командования обоими берегами Дуная, стало быть, ежеминутно, в случае если неприятель не перейдет через Лех, переправиться через Дунай, броситься на его коммуникационную линию, ниже перейти обратно Дунай и неприятелю, если он вздумает обратить всю свою силу на наших верных союзников, не дать исполнить его намерение. Таким образом мы будем бодро ожидать времени, когда императорская российская армия совсем изготовится, и затем вместе легко найдем возможность уготовить неприятелю участь, коей он заслуживает».]
Кутузов тяжело вздохнул, окончив этот период, и внимательно и ласково посмотрел на члена гофкригсрата.
– Но вы знаете, ваше превосходительство, мудрое правило, предписывающее предполагать худшее, – сказал австрийский генерал, видимо желая покончить с шутками и приступить к делу.
Он невольно оглянулся на адъютанта.
– Извините, генерал, – перебил его Кутузов и тоже поворотился к князю Андрею. – Вот что, мой любезный, возьми ты все донесения от наших лазутчиков у Козловского. Вот два письма от графа Ностица, вот письмо от его высочества эрцгерцога Фердинанда, вот еще, – сказал он, подавая ему несколько бумаг. – И из всего этого чистенько, на французском языке, составь mеmorandum, записочку, для видимости всех тех известий, которые мы о действиях австрийской армии имели. Ну, так то, и представь его превосходительству.
Князь Андрей наклонил голову в знак того, что понял с первых слов не только то, что было сказано, но и то, что желал бы сказать ему Кутузов. Он собрал бумаги, и, отдав общий поклон, тихо шагая по ковру, вышел в приемную.
Несмотря на то, что еще не много времени прошло с тех пор, как князь Андрей оставил Россию, он много изменился за это время. В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным. Лицо его выражало больше довольства собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее.
Кутузов, которого он догнал еще в Польше, принял его очень ласково, обещал ему не забывать его, отличал от других адъютантов, брал с собою в Вену и давал более серьезные поручения. Из Вены Кутузов писал своему старому товарищу, отцу князя Андрея:
«Ваш сын, – писал он, – надежду подает быть офицером, из ряду выходящим по своим занятиям, твердости и исполнительности. Я считаю себя счастливым, имея под рукой такого подчиненного».
В штабе Кутузова, между товарищами сослуживцами и вообще в армии князь Андрей, так же как и в петербургском обществе, имел две совершенно противоположные репутации.
Одни, меньшая часть, признавали князя Андрея чем то особенным от себя и от всех других людей, ожидали от него больших успехов, слушали его, восхищались им и подражали ему; и с этими людьми князь Андрей был прост и приятен. Другие, большинство, не любили князя Андрея, считали его надутым, холодным и неприятным человеком. Но с этими людьми князь Андрей умел поставить себя так, что его уважали и даже боялись.
Выйдя в приемную из кабинета Кутузова, князь Андрей с бумагами подошел к товарищу,дежурному адъютанту Козловскому, который с книгой сидел у окна.
– Ну, что, князь? – спросил Козловский.
– Приказано составить записку, почему нейдем вперед.
– А почему?
Князь Андрей пожал плечами.
– Нет известия от Мака? – спросил Козловский.
– Нет.
– Ежели бы правда, что он разбит, так пришло бы известие.
– Вероятно, – сказал князь Андрей и направился к выходной двери; но в то же время навстречу ему, хлопнув дверью, быстро вошел в приемную высокий, очевидно приезжий, австрийский генерал в сюртуке, с повязанною черным платком головой и с орденом Марии Терезии на шее. Князь Андрей остановился.
– Генерал аншеф Кутузов? – быстро проговорил приезжий генерал с резким немецким выговором, оглядываясь на обе стороны и без остановки проходя к двери кабинета.
– Генерал аншеф занят, – сказал Козловский, торопливо подходя к неизвестному генералу и загораживая ему дорогу от двери. – Как прикажете доложить?
Неизвестный генерал презрительно оглянулся сверху вниз на невысокого ростом Козловского, как будто удивляясь, что его могут не знать.
– Генерал аншеф занят, – спокойно повторил Козловский.
Лицо генерала нахмурилось, губы его дернулись и задрожали. Он вынул записную книжку, быстро начертил что то карандашом, вырвал листок, отдал, быстрыми шагами подошел к окну, бросил свое тело на стул и оглянул бывших в комнате, как будто спрашивая: зачем они на него смотрят? Потом генерал поднял голову, вытянул шею, как будто намереваясь что то сказать, но тотчас же, как будто небрежно начиная напевать про себя, произвел странный звук, который тотчас же пресекся. Дверь кабинета отворилась, и на пороге ее показался Кутузов. Генерал с повязанною головой, как будто убегая от опасности, нагнувшись, большими, быстрыми шагами худых ног подошел к Кутузову.
– Vous voyez le malheureux Mack, [Вы видите несчастного Мака.] – проговорил он сорвавшимся голосом.
Лицо Кутузова, стоявшего в дверях кабинета, несколько мгновений оставалось совершенно неподвижно. Потом, как волна, пробежала по его лицу морщина, лоб разгладился; он почтительно наклонил голову, закрыл глаза, молча пропустил мимо себя Мака и сам за собой затворил дверь.
Слух, уже распространенный прежде, о разбитии австрийцев и о сдаче всей армии под Ульмом, оказывался справедливым. Через полчаса уже по разным направлениям были разосланы адъютанты с приказаниями, доказывавшими, что скоро и русские войска, до сих пор бывшие в бездействии, должны будут встретиться с неприятелем.
Князь Андрей был один из тех редких офицеров в штабе, который полагал свой главный интерес в общем ходе военного дела. Увидав Мака и услыхав подробности его погибели, он понял, что половина кампании проиграна, понял всю трудность положения русских войск и живо вообразил себе то, что ожидает армию, и ту роль, которую он должен будет играть в ней.
Невольно он испытывал волнующее радостное чувство при мысли о посрамлении самонадеянной Австрии и о том, что через неделю, может быть, придется ему увидеть и принять участие в столкновении русских с французами, впервые после Суворова.
Но он боялся гения Бонапарта, который мог оказаться сильнее всей храбрости русских войск, и вместе с тем не мог допустить позора для своего героя.
Взволнованный и раздраженный этими мыслями, князь Андрей пошел в свою комнату, чтобы написать отцу, которому он писал каждый день. Он сошелся в коридоре с своим сожителем Несвицким и шутником Жерковым; они, как всегда, чему то смеялись.

Статьи по теме: