Квест в реальности как бизнес: идеи и воплощения. Как открыть квест комнату: сценарий, реклама

Индустрия развлечений в последние годы сделала огромный прорыв. Оказывается, взрослые любят игры не меньше детей и готовы платить за незабываемые эмоции. Теперь можно стать шпионом, детективом, последним выжившим человеком на Земле или побывать в логове бывшего убийцы, разгадывая сложные головоломки и тайны. Все это осуществимо в квест комнатах, которые стирают грань между реальностью и воображением.

Как бизнес квесты выглядят не менее интересно – высокая прибыльность, рентабельность проекта, отличные перспективы развития и возможность заниматься действительно интересным делом. С другой стороны бизнесмена ждут и некоторые трудности, подводные камни – высокий порог вхождения, постоянные расходы на рекламу, зависимость от хорошего нового сценария, декораций и спецэффектов.

Экспертное мнение

Чтобы получить более актуальную информацию мы взяли интервью у действующих игроков в сфере бизнеса на квест-комнатах. Эти люди как никто другой знают о нюансах старта и ведения данного бизнеса, так как знают о нем не из теории, а из практики.

Интервью мы вынесли на отдельные страницы. Ознакомиться с ними можно перейдя по ссылкам:

Если вы также являетесь экспертом в данной области и готовы ответить на список подготовленных вопросов, напишите нам через страницу Контактов . На бесплатной основе.

Разработка концепции

Еще недавно слово «квест» вызывало удивление у большинства, но уже сегодня это весьма популярное направление event-бизнеса. Маркетологи, которые утверждают, что кризис не влияет на спрос в данном сегменте, так как люди желают забыть о трудностях и окунуться в новую для себя реальность, немного лукавят, но все-таки доля правды в этом присутствует. К тому же данный бизнес имеет отличительную особенность – в нем конкуренты не столько конкурируют, сколько помогают друг другу, возможно не желая того. Пройдя один квест, не каждый может остановиться и начинает искать еще что-то интересное в своем городе.

Первый шаг построения бизнеса – выбор формата и разработка концепции. Выделяют следующие виды:

  • escape the room – команда должна выбраться из комнаты за отведенное время (чаще 60 минут), решая задачи и разгадывая сложнейшие головоломки;
  • перфоманс или квест в реальности – игроки также находятся в замкнутом пространстве, но их задачей является прохождение определенного квеста, достижение поставленной цели, которой способствует выбранная атрибутика, световые и звуковые эффекты, иногда дополняемая игра приглашенных актеров;
  • квесты по городу командные игры, которые ставят определенную цель, достичь которую можно, выполняя поэтапно ряд заданий на обозначенной местности.


Написание сценария

Как открыть квест комнату? Основа успешного бизнеса – грамотно построенные, а главное – захватывающие сценарии. Они подобны созданию сценариев к фильмам или спектаклям. Крупные сетевые компании тратят большие деньги на их написание, привлекая профессиональных сценаристов и режиссеров. Для проектов с более скромным бюджетом можно воспользоваться услугами фрилансеров, которые имеют опыт в этой сфере. Работая по франшизе, вопрос разработки сценария берет на себя сам франчайзер.

Сценарии основываются на загадке, развязка которой должна быть логичной, но непредсказуемой. Желательно, чтобы сюжетов было несколько, которые можно подобрать под определенную аудиторию зависимости от возраста и интересов. Перед введением нового сценария он должен тестироваться на добровольцах. Для этого привлекаются знакомые или просто желающие из социальных сетей.

Финансовые расчеты

Сколько стоит открытие квест-комнаты? Стартовые инвестиции зависят от региона, выбранного сценария и других деталей.

Рассмотрим примерный бизнес-план квест комнаты с расчетами:

  • ремонтные работы, дизайн – 200000 руб.;
  • покупка оборудования, декорации – 400000 руб.

Итого – 600 тыс. руб.

Постоянные расходы:

  • ежемесячная арендная плата – 70000 руб.;
  • заработная плата персоналу (4 человека) – 100000 руб.;
  • реклама – 40000 руб.;
  • налоговые отчисления – 10000 руб.;
  • дополнительные расходы – 30000 руб.

Каждый месяц нужно оплачивать около 250 тыс. рублей.

Выгодно ли открывать квеструмы?

Примерная прибыль в подобных организациях на второй месяц при посещаемости 4 человек в будни и 12 в выходные составляет (при среднем чеке 2 тыс. рублей с одного человека):

  • 22 будних дня – 176000 рублей;
  • 8 выходных дней – 192000 рублей.

Всего – 368000 рублей.

Чистая прибыль в таком случае составит 118 тыс. руб. (368000 – 250000).

Срок окупаемости проекта в таком случае составит 5 месяцев.

Помещение

На один квест достаточно 50 м², на два - 90 м². Отлично, если в дальнейшем есть возможность расширения. Так как клиенты основную информацию получают из интернет-рекламы, не стоит переплачивать за аренду в центре или в месте с высокой проходимостью.

Реклама

Целевая аудитория – молодые люди возрастом 22-35 лет, хотя это совсем не предел – пройти квест могут и 14-летние подростки (в таком случае нужен адаптированный сценарий к младшей возрастной группе), и 60-летние искатели приключений. Очень выгодно сотрудничать с корпоративными клиентами. Часто работодатели для сплочения коллектива используют квесты как элемент корпоративной культуры.

Все потенциальные клиенты являются активными пользователями интернета, поэтому сайт и страницы в социальных сетях – основа маркетинга. Рекламная кампания включает в себя размещение баннеров на других сайтах, посты в тематических форумах, продвижение сайта. Но не забывайте о традиционных вариантах – визитки, листовки, флаеры в местах нахождения потенциальных клиентов. Многие организации используют скидки и дисконты для постоянных клиентов.

Оборудование

Что нужно чтобы открыть квеструм, который будет пользоваться успехом? Главное – сценарий и антураж, поэтому готовьтесь тратить достаточно большие деньги на ремонт и создание соответствующей обстановки. Помещение должно быть в едином стиле с написанным сценарием, быть оснащено визуальными и звуковыми спецэффектами. Опытные игроки данного бизнеса рекомендуют не экономить на оборудовании и создавать действительно качественные квесты. Также много зависит от тематики – если создаете перфоманс в стиле хоррор – достаточно темного подвала и полдела сделано. Для интеллектуальных квестов нужно много реквизитов. Как минимум, понадобятся камеры для видеонаблюдения, регистраторы, компьютер и микрофоны.

Необходимые документы

Преимущества бизнес-идеи открытия квест комнаты заключаются в том, что она не требует оформления специальных лицензий и разрешений. Достаточно зарегистрировать свою деятельность в налоговой службе, выбрав код ОКВЭД и организационно-правовую форму. Самый простой вариант регистрации бизнеса – индивидуальный предприниматель с кодом ОКВЭД 92.72 «Прочая деятельность при организации отдыха и развлечений» . Если вы планируете открывать новые филиалы или работать с партнерами, лучше зарегистрироваться в качестве общества с ограниченной ответственностью.

Персонал

Количество работников в штате зависит от масштабности проекта и выбранного формата. Как правило, известные компании нанимают:

  • администратор - встреча гостей, запись, ответ на звонки;
  • режиссеры, редакторы, сценаристы – создание и тестирование квеста;
  • маркетолог - продвижение сайта, проведение рекламной кампании;
  • актеры (для участия в квестах);
  • координатор (для наблюдения за клиентами во время игры).

Начинающие и более бюджетные проекты ограничиваются администратором, а создание сценариев перекладывают на плечи фрилансеров.

Квест в реальности - форма активного отдыха в форме интеллектуальной игры. Существуют несколько форм организации бизнеса такого рода. Оптимальная форма старта: приобретение франшизы.

 

Что такое квест - известно многим, особенно любителям компьютерных игр. Это приключение, включающее решение различных задач и головоломок, цель которого обычно - найти наиболее благоприятный выход из ситуации. Перенос приключения «в жизнь» и становится таким востребованным развлечением для самых различных категорий потребителей.

Кто играет?

Основная целевая аудитория этого бизнеса-молодые люди. Студенты, офисные работники 20-35 лет. Именно они, наигравшись в квесты на компьютере, готовы попробовать свои силы и в реальности. Но востребованы эти живые приключения и среди семейных людей, включая детей и людей среднего возраста.

Сейчас этот бизнес находится в стадии стремительного развития, то есть для желающих реализоваться в этом направлении - самое благоприятное время. Даже несмотря на кризис, а возможно и благодаря ему.Ведь квестами можно дополнить то, что уже работает: кафе, клуб, ивент-агенство, детскую студию и другие подобные виды деятельности, тем самым расширив и укрепив свои позиции.

Вот что говорит о своем проекте один из основателей компании «Клаустрофобия»

Есть выбор

В настоящее время сложились 2 модели организации этого бизнеса.

Первая - это так называемые комнатные квесты.

Игроков в количестве 2-6 человек закрывают в комнате, и в течение часа участникам необходимо найти из нее выход. Помещение оборудовано тематически по сценарию, в нем соответствующий реквизит. Детали несут в себе секреты, подсказки - все, что понадобится для раскрытия «главной тайны», и поможет выбраться из комнаты.Эта модель предполагает обязательное наличие как минимум одного оборудованного помещения, наем персонала, то есть начальные затраты достаточно высоки. Но прибыль в этом варианте немаленькая.

Вторая модель - квесты выездные.

Здесь каждый участник назначается на определенную роль, и все вместе игроки должны разгадать главную загадку игры.

В этой модели можно выделить три разновидности:

  • открытые, где может участвовать любой человек, подавший заявку. Проводят их в различных заранее определенных общественных местах: кафе, ТРК, парках отдыха, и т.п.
  • Индивидуальные, которые обычно заказываются на группу 7-20 человек к какому-то празднику и проводятся в местах, определяемых заказчиком: дома, в кафе, на пикнике и других удобных местах.
  • И корпоративные, рассчитанные на большие (больше 25 человек) группы участников и проходящие по заказу предприятий. Начальные затраты в этой модели минимальны. Все, что понадобится - это сценарий, раздаточный материал и нехитрый реквизит для участников, а также ведущий. Прибыль в таком варианте меньше, но вполне стабильна.

Таблица 1. Основные черты моделей квест-бизнеса.

Комнатный

Выездной

Открытый

Закрытый (индивидуальный)

Корпоративный

Начальные затраты

Окупаемость

Возможность расширения

Затратно(покупка/аренда помещения, оборудование, сценарий)

Без значительных затрат (только сценарий)

Количество игр по одному сценарию, которые можно провести за сутки

Количество участников игры

Стоимость игры для группы участников, тыс. руб

0,2-0,7 (на одного)

Как видно, у каждой из моделей есть свои преимущества и недостатки, но оба варианта достаточно востребованы у клиентов и легко реализуемы.

Кроме этих двух основных моделей есть еще квест-туризм, краеведческие игры и некоторые другие, но их можно считать разновидностями второго варианта.

Дополнение 2016 год: Новый вид квеста: Вирутальная реальность (игрок погружается в виртуальный мир и в нем выполняет разнообразные задания и миссии) и Квесты на основе известных фильмов и сериалов - Квест-хаус .

Как начать?

Самое сложное в квест-бизнесе - это сценарии. Конечно, ход игры в открытых играх и финал ее - в комнатных, во многом зависят от действий участников, но качественный сюжет - основа всего. Поэтому и начинать необходимо именно с написания и проработки сценария, и уже от него отталкиваться в дальнейшем при оборудовании помещений и продумывании реквизита.

Однако стоит понимать, что даже для профессиональных продюсеров и сценаристов начинать самостоятельно и с нуля - долго, сложно и рискованно.

Как вариант - работа по франшизе. В этом случае нет необходимости в каком-то специальном образовании или особых навыках - франчайзерза паушальный взнос и роялти предоставляет готовые сценарии, рекламную стратегию и общую концепцию развития. Достаточно иметь желание и основные знания в сфере ведения бизнеса. Ниже будут более подробно рассмотрены варианты франшиз от основных игроков на российском рынке, но суть их схожа. Новый франчайзи получает пакет, в который входят бренд, 1-3 сценария для игр, общая стратегия развития, набор инструкций и наработок, обеспечивается рекламная поддержка на главном сайте. Это позволит начать работать сразу после подготовки помещений в варианте комнатных квестов, а в случае открытых - лишь слегка обкатав игру.

От чего отталкиваться, продумывая квест-бизнес?

Первое, что стоит учесть при расчете нового проекта - это численность населения в городе. Именно от величины города зависит паушальный взнос. Практика работы основных игроков показывает, что наиболее оптимальны для квест-бизнеса города-миллионники. 400-800 тысяч - тоже неплохо. В городах численностью меньше 400 тысяч раскрутиться будет нелегко, загрузка, а значит и отдача будут слабые при сопоставимых расходах на рекламу и проведение игр.

Не помешает изучение конкурентной ситуации. При полном отсутствии конкуренции раскрутка может занять много времени, так как потенциальным клиентам необходимо будет сначала объяснить, что такое квест и зачем он нужен.

При наличии 1-2 конкурентов раскрутка пойдет быстрей. Суть развлечения людям уже будет известна, а второй раз на один и тот же сюжет человек не пойдет, он будет искать что-то новое.

Большое количество конкурентов в миллионнике особой помехой не будет, особенно если квест-бизнес запускается не как самостоятельный, а в качестве дополнительного.

Рассмотрим основных игроков рынка квестов в реальности.

Квеструмы

Компаний, работающих с закрытыми квестами пока немного, но они быстро развиваются: новые фирмы появляются с периодичностью раз в квартал. И хотя общие черты у всех схожи, каждая компания старается изначально внести свою изюминку, будь то общая атмосфера игр, сложность сценариев, техническое оснащение и другие нюансы и мелочи.

Сравним двух первых игроков российского рынка квеструмов. (Таблица 2)

Клаустрофобия - первая в России компания «комнатных квестов». Работает с декабря 2013 года и за это недолгое время вышла на ежемесячный оборот сети в 40 млн. рублей. Имеет франчайзи в более чем 20 регионах РФ, а также за рубежом.

Квеструм.рф - компания с головным офисом в Санкт-Петербурге. Работают с начала 2014 года. Представлены в 15 городах России, в Беларуси, Швеции, Канаде.

Таблица 2. Сравнения условий франшизы для квеструмов.

Клаустрофобия

Квеструм.рф

Общее количество сюжетов по состоянию на февраль 2015

В разработке

От 350 тыс. рублей (в крупных городах - 1 млн. руб. и больше), в зависимости от численности населения и наличия конкурентов и других франчайзи.

От 200 тыс. рублей, в зависимости от численности населения и наличия конкурентов и других франчайзи.

От 15% выручки в зависимости от численности населения

1,0-1,5 млн. рублей (без учета паушального взноса по франшизе)

1,2-1,5 млн рублей (с учетом паушального взноса по франшизе)

В стоимость франшизы у обеих компаний входят 2 сценария, проекты оборудования помещений, инструкции для персонала, специфический инвентарь, система бронирования на сайте, бренд и бренд-бук, специальное ПО, экспертная поддержка, новые сценарии (после отработки уже имеющихся).

Срок окупаемости обе компании заявляют примерно одинаковый: 3-4 месяца в миллионнике и 6-8 месяцев в небольших городах.

Как видно из таблицы, условия сотрудничества ненамного отличаются. Ориентироваться при выборе лучше всего, получив конкретные условия для вашего города, а также сыграв в 1-2 игры (которые идут стартовыми) каждой из компаний, то есть исходя из собственного субъективного мнения.

Открытые или выездные квесты

Это направление известно в России еще с 2009 года, и благодаря простоте старта широко распространено по всей стране. В этом формате не нужны практически никакие инвестиции кроме паушального взноса, размер роялти составляет не менее 15%, а часто намного больше (35%). Кроме того, новые сценарии иногда тоже доступны за дополнительную плату.

Итак, сравним самых популярных организаторов выездных квестов.

Квестайм. Начало работы - 2012 год. По состоянию на начало 2015 года представлена в 12 городах РФ, а также в Риге.

Квестория. Работает с 2009 года. На конец 14 года представлена в 55 городах РФ, Украины, Беларуси, Казахстана.

Таблица 3. Сравнение франчайзинг-предложений для выездных квестов.

Квестайм

Квестория

Общее количество сценариев по состоянию на февраль 2015

Максимальное количество игроков в стандартном сюжете

Длительность стандартной игры, часов

Возможность проведения праздников и корпоративов (для большого количества участников)

Стоимость франшизы. Стартовый (паушальный) взнос

От 40 до 100 тыс. рублей в зависимости от численности населения

60-85 тыс. рублей в зависимости от численности населения

От 15% в зависимости от численности населения

0-35% в зависимости от численности населения (для городов численностью менее 400 тыс. роялти отсутствует)

Ориентировочные начальные вложения в проект

Паушальный взнос плюс 20-30 тыс. рублей

Приобретение новых сценариев

Индивидуальные условия

Для крупных городов входит в роялти, для небольших доступно только за дополнительную плату.

В стоимость франшизы входят 2-3 сценария, раздаточный материал для участников (кроме расходных материалов и костюмов), маркетинговая стратегия, рекламная поддержка, включая макеты рекламных материалов, система бронирования на сайте, обучение ведущих, экспертная поддержка на всех этапах.

Срок окупаемости заявляется от 3-4 месяцев в крупных городах и 4-8 - в небольших.

Отзыв о франшизе «Квестории».

Что выбрать?

Как видно из сравнительного анализа, любая из моделей квестов в реальности - отличная идея бизнеса как для начинающих, так и для желающих расширить имеющееся дело или вложить свободные средства. Новички наверняка оценят второй вариант - открытые квесты, - как не требующий значительных инвестиций и дающий возможность просто подработки в свободное время. Он также будет интересен для владельцев кафе и ресторанов как отличный инструмент расширения и удержания клиентской базы.

Тех, кто ищет вариант для капитальных вложений, или идею приспособления собственного помещения площадью 50-100 м 2 , наверняка заинтересуют квеструмы.

Но что бы вы ни выбрали - вас ждет увлекательная работа, приносящая достойную прибыль.

Целевая аудитория прежняя – молодые люди от 20 до 30 лет со средним уровнем дохода или корпоративные клиенты.

Анализ рынка и конкуренции

Квест-румы в реальности однозначно являются нескучным видом бизнеса, кстати, стремительно растущим в настоящее время. Правда, для организации такого досуга придется хорошо потратиться – снять помещение, подобрать антураж, обеспечить наличие спецэффектов (последнее является залогом успеха любого, даже слабоватого сценария).

Старт любой предпринимательской деятельности предполагает разработку бизнес-плана, начинаться который должен с составления текущей полной картины на существующем рынке.

В составе сводной информации следует описать следующие сведения:

  • привлекательность различных сюжетов для квестов исходя из их посещаемости;
  • количество забронированных квестов за определенный промежуток времени (день, месяц) в нескольких компаниях (не менее 5 шт.);
  • главные тенденции рынка;
  • загруженность имеющихся конкурентов;
  • примерную величину выручки среди компаний, в отношении которых проводился анализ;
  • процентную величину загруженности каждой комнаты.

Кроме того, следует составить список:

  • сайтов подобных организаций;
  • квестов (открытые и планируемые);
  • групп в социальных сетях на данную тематику с указанием их численного состава;
  • организаций подобного характера, которые выставлены на продажу, и их стоимость.

Подробную информацию об открытии подобного вида деятельности вы можете найти на следующем видео:

Производственный план

Существенными преимуществами квест-комнаты являются следующие моменты: отсутствует необходимость поиска помещения огромной площади и установки дорогих декораций. Увлекательность и острота сюжета – вот залог успеха.

Оптимальная величина площади — не менее 40 кв. м . При этом нужно обратить внимание на недорогие помещения, иначе ежемесячный арендный платеж съест основную часть прибыли. Например, это могут быть небольшие торговые центры или спальные районы. Хорошая транспортная доступность (автобусные остановки, трамвайные пути, станции метро и т. д.) – это еще один существенный плюс, так как основная часть посетителей — молодежь, которая зачастую не обладает личными автомобилями.

После этого следует переходить к реализации следующего этапа – проведению ремонта и оформлению необходимого дизайна в соответствии со сценарием. Кроме того, нужно оснастить помещение различными средствами, которые создают комфортную обстановку для клиентов. Например, холл можно оборудовать мягким диваном, кулером и различными сладостями. На первый взгляд кажется, что это мелочи, но именно из них будет складываться общее представление о компании.

В основе любого квеста лежит сценарий . Часто процесс его создания передают команде специалистов (режиссер, сценарист, редактор и т. д.). Чтобы задание было интересным, в его основе должна лежать какая-то тайна или загадка, причем развязку нужно придумать не только логичную, но и не совсем очевидную. Самый лучший вариант – это несколько вариантов сюжета, ориентированных на возраст, интересы аудитории, их опыт в подобных играх и т. д.

Прежде чем отправить сюжет в массы, его следует тщательно проверить и протестировать, затем исправить выявленные недочеты, добавить или убрать дополнительных персонажей и сюжетные линии.

Открытие рума предполагает существенные вложения в хороший ремонт и обстановку. Самое главное – создание эффектного антуража, следовательно, помещение должно быть оборудовано в едином стиле в соответствии с задачами сценария, также необходимо наличие звуковых и визуальных спецэффектов, которые сделают происходящее реалистичным.

Финансовый план

Данный раздел документа предполагает описание первоначальных и ежемесячных затрат, которые необходимы для организации проекта:

  • Открытие подобного бизнеса требует единовременных стартовых затрат в размере 1 млн. руб. , необходимых для проведения ремонта и закупки оборудования.
  • Размер ежемесячных затрат равняется примерно 60-120 тыс. руб. – это заработная плата сотрудников, аренда помещения, налоги и прочие расходы.
  • Примерно раз в квартал нужно проводить обновление сценариев и антуража, для чего необходимо около 300-350 тыс. руб.
  • В общем, годовые затраты составят около 3 млн. руб .

При этом ежемесячная выручка раскрученной квест-комнаты (на раскрутку необходимо не менее 3 месяцев) составляет от 400 тыс. до 1 млн. рублей . Таким образом, можно сделать вывод, что проект окупится в среднем через 1 год .

Организационный план

Простейший способ официальной регистрации бизнеса – , так как это быстро, дешево и удобно. Вид деятельности, который необходимо указать при этом: «Прочие услуги в области развлечений и отдыха». После этого нужно позаботиться о том, чтобы помещение соответствовало требованиям таких контролирующих органов, как: СЭС, пожарная инспекция и Роспотребнадзор. Данный вид деятельности не лицензируется.

Подготовку и порядок запуска подобного бизнеса можно представить при помощи следующей таблицы:

№ п/п Наименование этапа Срок реализации
1 Разработка бизнес-плана Январь 2016 года
2 Официальная регистрация Февраль 2016 года
3 Аренда помещения в подходящем районе Февраль 2016 года
4 Его ремонт и оформление Март 2016 года
5 Разработка квеста Март-апрель 2016 года
6 Рекламная кампания Апрель-май 2016 года
7 Начало деятельности Май 2016 года

Маркетинговый план и реклама

Большинство потенциальных клиентов ищут квестмейкеров посредством сети интернет, поэтому наличие оптимизированного сайта с указанием доступных квестов, расписания и цен – как раз то, что нужно. Кроме этого, можно подключить социальные сети, контекстную рекламу, а также баннеры на форуме регионального характера или на городском портале.

Не менее важную роль играет так называемое «сарафанное радио», общий уровень развития подобных проектов в городе и наличие хорошей репутации у вашего прямого конкурента – если клиенту понравился квест, организованный другой компанией, то велика вероятность его обращения и к вам.

Раскрутка такой предпринимательской деятельности предполагает определенные расходы – около 40 тыс. руб. ежемесячно.

Существует несколько основных вариантов размещения рекламы:

  • Наружная реклама – баннеры, билборды, видео-стойки и т. д. Все это сможет значительно повысить узнаваемость и популярность проекта.
  • Интернет – социальные сети, специализированные форумы, контекстная реклама.
  • Флаеры и листовки . Их следует раздавать рядом с местами большого скопления потенциальных клиентов – ВУЗы, крупные торговые центры, молодежные парки и т. д.
  • Акции и благотворительные мероприятия – постоянного клиента очень порадует накопительная дисконтная карта, а за победу в конкурсе сценариев к будущему квесту можно организовать бесплатную игру.
  • Телевидение, создание ролика и его последующая публикация в интернете.

Анализ рисков

Риски преследуют любую предпринимательскую деятельность, поэтому при составлении бизнес-плана обязательно должны быть проанализированы основные из них. Так, подобный проект могут подстерегать как основные виды рисков:

  • износ оборудования и декораций;
  • возникновение чрезвычайной ситуации;
  • неустойчивый спрос.

Так и свойственные именно этому виду деятельности:

  • сильная зависимость от репутации (например, 5 лет хорошей работы вмиг забудутся, если один из посетителей потеряется или получит какую-либо травму – спад спроса на услугу гарантирован);
  • непрофессионально составленный сценарий (скучный, неинтересный).

Так или иначе, самым главным является риск, связанный с сохранностью клиентов. Каждый человек индивидуален, следовательно, даже в самом безопасном месте может быть получена травма.

Чтобы пресечь на корню возможные претензии, следует обеспечить проведение вводного инструктажа по технике безопасности, по окончании которого каждый участник расписывается в журнале. Еще лучше будет запастись письменным отказом каждого клиента от предъявления каких-либо претензий в будущем.

В последние несколько лет квесты стали одним из самых любимых и посещаемых развлечений для многих людей.

Первый этап - поиск помещения

Помещение для квеста обладает некоторыми особенностями.

Неважно, где

Так как люди идут целенаправленно на квест с рекламы или с сайта по записи, то для квеста неважно, где именно расположен вход (как, допустим, в магазин). Если вход на него со двора или где-то с краю дома (например, в подвале / цокольный этаж) - это даже хорошо, так как позволяет выбрать помещение максимально выгодное по аренде.

Для двух квестов понадобится около 100 кв. метров. Для четырех 180–200 кв. метров, в зависимости от планировки. На один квест нет смысла брать маленькое помещение, так как вы потратите много средств, так как в любом случае надо делать комнату ожидания и комнату ведущего, которые можно использовать на несколько квестов сразу.

Намного эффективнее сразу вкладываться в помещение на несколько квестов, даже если делать будете сначала один, тем самым у вас будет:

  1. Во-первых, экономия ставки аренды (кв. метр будет дешевле), квадратных метров (общие площади будут «работать» на несколько квестов сразу).
  2. Во-вторых, экономия на персонале (меньше сотрудников потребуется, чем, если квесты будут в разных местах), экономия на ремонте (не надо будет строить одно и то же два раза).

Очень хорошо подходят подвальные помещения / цокольные с минимальной арендной ставкой. Но учтите, что убитый подвал будет требовать либо больших вложений, либо определенной тематики (ужастики). А детские / семейные квесты (да, и в целом все квесты) требуют чистого / хорошего помещения - игрокам будет приятнее к вам идти.

Посерьёзнее с арендой

Аренда - это единственный значительный фиксированный расход, поэтому важно его контролировать. Так как открытие квеста занимает время, поэтому можно (и нужно) просить каникулы на строительство. Также перенести часть расходов на арендодателя (связанные с трубами, туалетами, вентиляцией, отоплением - тем, что улучшает помещение, и останется арендодателю навсегда)

В одной локации выгоднее размещать несколько квестов, так вы экономите на:

  • Арендной ставке на квадратный метр;
  • Обустройстве площади (ремонте);
  • Квадратных метрах (одна входная группа, туалет, комната ведущего - все это на несколько квестов);
  • Зарплате: один человек может одновременно вести несколько квестов. Днем достаточно одного человека на несколько квестов, персонал помогает друг другу, пока один собирает, другие встречают клиентов и рассказывают легенду.
  • Других расходах: интернет, регистратор, уборка - делится на все квесты.

Окупаемость

На данный момент, даже если площадь большая (на 3–5 квестов), один не раскрученный квест со средней прибыльностью, при жесткой конкуренции, может окупать текущие расходы на аренду, так что второй квест будет окупать зарплаты, рекламу и текущие расходы, а последующие будут приносить чистую прибыль. Это на старте бизнеса.

Площадь на один квест обычно составляет около 30–40 кв. метров, можно и крупнее 60–70 кв. метров. Минимальный квест - 25 кв. метров. Если есть страшное, но большое помещение, можно реализовать перформанс (квест с актером от 150 кв. метров), который достаточно быстро открыть с небольшими вложениями, но это ужастик и с актером, за счет этого достигаюется вау-эффект.

Хороший вариант - это квест на двоих, его можно реализовать на 10 кв. метрах - это тюремная камера или лифт, или «погребенные заживо», или лаборатория (в стиле breaking bad).

Из новых форматов сейчас выгодно открыть «Прятки в темноте». Требуется минимум денежных вложений, а стройку можно уложить в три - четыре недели. Формат идеально подходит для семейных посещений, для детских дней рождений, тимбилдингов, больших групп. В отличие от квеста его можно проходить много раз. За последние несколько месяцев мы открыли 9 пряток и строятся еще 9 по России.

Некоторые другие особенности, на которые стоит обратить внимание при поиске помещения:

  1. Планировка помещения. Необходимо максимально эффективно использовать пространство. Если туалет будет находиться в другом конце помещения, то учтите, что к нему должен быть свободный доступ, который может «съесть» квадраты, которые могли пойти на квесты.
  2. Высота потолков. Низкие потолки будут давить, не позволяют встраивать дополнительную инженерию. Высокие потолки (3–4 кв. метров) требуют существенных усилий и средств для использования.
  3. Влажность, следы затоплений, происшествий (особенно в цокольных этажах). Канализация очень частая проблема, должен стоять обратный клапан, препятствующий «прорывов» унитаза. Если его нет, нужно его поставить за счет арендодателя.
  4. Возможность работы в вечерние часы, ночью и в выходные дни. Если у вас цоколь, лучше чтобы над вами были нежилые помещения, иначе проведение игр в вечерние часы может быть ограничено. При соседях «сверху», игры должны завершиться до 10–12 вечера.

Второй этап - выбор сценария

Ваш город влияет на стратегию по открытию квестов.

Основные факторы:

  1. Население
  2. Конкуренты

В зависимости от населения мы выделяем два типа: миллионники и небольшие города. Отдельный разговор - столицы (Москва и СПБ).

Все города, с населением менее 500 тыс. мы относим к небольшим городам и рекомендуем начинать с открытия квестов по адаптированным сценариям. Эти сценарии оптимизированы для открытия без опыта в квестах и даже предпринимательства, они открываются в кратчайшие сроки и вовлекают минимальное количество специалистов (инженеров / бутафорщиков), стоимость их реализации составляет от 350 тысяч рублей. Но в случае сильной конкуренции можно сразу начинать с антуражных и инженерных квестов.

Квест индустрии уже три года и уровень конкуренции в данный момент практически не оставляет возможности открыть качественный квест самостоятельно. Раньше можно было сделать простой ремонт, спрятать записки, ключики и запереть людей. Сейчас всё изменилось.

Создание сценария, его адаптация под реальность требует времени и значительных вложений. Ценность сценария стремится к нулю, так как основную важность составляют комплекты предметов, инженерия, реализация загадок. Именно на эту составляющую квеста уходит большая часть времени и денег. Именно здесь на этапе открытия квеста максимальная ценность от франшизы. Она обезопасит вас от ошибок, поможет сэкономить время и деньги на каждом этапе от подбора помещения до открытия квеста.

Третий этап - реклама и привлечения клиентов

У многих на этом этапе помощь по франшизе заканчивается предоставлением системы бронирования на сайте. Мы пошли дальше, создав маркетинговое агентство для квестов: в штате работают специалисты по Яндекс.Директу, Google Adwords, ВКонтакте таргетингу, копирайтер, емейл-специалист, контенщики.

Мы понимаем, что траффик - один из важнейших этапов, поэтому над конверсиями сайта работают дизайнер и программист, мы написали свою систему аналитики.

Так как большая часть клиентов звонят, а не записываются на сайте (до 90% в регионах), мы единственные, кто ввели единый колл-центр на всех наших партнеров, который обеспечивает ежедневный онлайн с утра до ночи, без праздников и выходных.

Для повышения качества обработки заявок мы вынуждены были написать отдельную для обработки заявок с элементами подсказок, так как запомнить 150 квестов в 40 городах очень сложно, но с такой системой информация по каждой брони, по каждому клиенту, по каждому квесту представлена удобно для увеличения количество записей.

Введение колл-центра показывает прирост броней на 30% за счет качества обработки заявок, скриптов и системы обработки заявок.

Виды рекламы

Рекламу мы делим на две категории: интернет-реклама и оффлайновая по городу. Подробно про оффлайновую рекламу мы предоставляем информацию в обучении. А вот настройку и ведение интернет-рекламы берем на себя. Это контекстная реклама в поисковых системах: Яндекса и Google. Социальные сети: вконтакте (таргетинг), инстаграм (остальное опять же перечислять не будем, но источников интернет-траффика значительно больше, чем только поисковые сети).

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Вокруг Pokemon Go доказал, что механика видеоигр отлично приживается в реальности. Еще раньше в этом убедились создатели квестов (от англ. quest - поиск). Изначально так назывался жанр консольных игр, в которых нужно было выбраться из виртуальной комнаты, решая головоломки.

Перенести этот нехитрый сюжет в осязаемый мир догадался японец Такао Като. В 2007 году он придумал Real Escape Game, участники которой должны были искать подсказки и всячески шевелить мозгами, чтобы успеть выбраться из запертой комнаты за 60 минут (удавалось далеко не всем). Квесты стали невероятно популярны в Японии, Китае, Тайване и Сингапуре. Через несколько лет приятель Като Казуя Ивата запустил франшизу Real Escape Game в США.

В 2011 году этот новый вид развлечений покорил Европу. Пионером стала венгерская компания Parapark, вслед за ней появилось еще несколько компаний. Благодаря им Будапешт стал европейской столицей квестов - многие специально приезжали туда ради этих игр.

Первопроходцем российского рынка квестов стала компания «Клаустрофобия». Предприниматели Богдан Кравцов, Сергей Кузнецов и Тимур Кадыров открыли первую московскую площадку в 2013 году. На первых порах у них было два квеста - «Советская квартира» и «Психиатрическая больница». За ними последовал аналогичный проект «Лаборатория 33», а дальше ниша выстрелила и начала расти как на дрожжах.

Сначала создатели квестов ограничивались очевидными сценариями вроде побега из тюрьмы и ограбления банка. Потом возрастающая конкуренция заставила их экспериментировать и включаться в гонку вооружений по техническому оснащению комнат (датчики, контроллеры и прочие атрибуты ).

Какие бывают квесты

По формату квесты делятся на несколько видов:

  • «Выйти из комнаты» - классический квест, в котором команда до пяти человек должна выбраться из комнаты за час;
  • Перформанс - квесты с участием актеров, которые приближаются к театральной постановке;
  • Экшн-квесты - спортивные игры с акцентом не на головоломки, а на ловкость и скорость реакции;
  • Городские квесты - игры на открытом воздухе - обычно это авто-, вело- или фотоквесты;
  • Ролевые квесты - игры, в которых каждый участник получает роль и цели своего персонажа (обычно проводятся в кафе);
  • Корпоративные квесты - игры для сотрудников, часто проводятся на территории заказчика.
Больше всего россиянам полюбились страшные квесты по фильмам и играм (например, «Пила», Fallout). В каникулы весьма популярны квесты для детей. Есть более мелкие категории вроде 18+ и квестов с виртуальной и дополненной реальностью.

Когда квестов на российском рынке стало действительно много, появились специальные агрегаторы. Эти площадки собирают отзывы и составляют рейтинги. Они помогают пользователям выбрать подходящий квест, а организаторам игр - привлечь дополнительную аудиторию. Хотя с этим согласны не все. Например, PR-директор квестов «Взаперти» Артем Егоров считает, что агрегаторы не играют существенной роли в привлечении клиентов - их посещаемость относительно невелика.

Раздел с квестами есть на сайте «Яндекс.Афиши». В мае компания «Афиша» купила 50% агрегатора квестов All Escape Games и запустила маркетплейс с возможностью бронировать билеты. Недавно агрегатор культурных событий KudaGo запустил похожую площадку в партнерстве с компанией «Мир квестов».

Как устроен рынок квестов в России

За два с половиной года новорожденный рынок квестов вырос в разы и эволюционировал, пережил резкий бум и резкий спад , гибель сотен слабых игроков и многочисленные поглощения - словом, созрел. По разным оценкам, сейчас в этой сфере насчитывается от 500 до 950 компаний различного масштаба - от крупных франшиз до владельцев одного квест-рума. Квесты сейчас присутствуют во всех российских городах с населением больше 300 тысяч человек, прикидывает руководитель компании «Живые квесты Москвы» Иван Ткачев.

Крупнейшие игроки - «Клаустрофобия», «Выход», Lost, Cityquest, «Квеструм», «Ловушка», True exit, «Выйти из комнаты», Quest Quest, iLocked, «Взаперти», «Серьезные игры» и другие.


Даже наступивший кризис не стал серьезной помехой развитию квестов - как это всегда бывает с развлечениями, в тяжелые времена люди еще больше хотят получить заряд ярких эмоций и отвлечься от суровой действительности. Правда, рынок сильно поредел - выжили сильнейшие. «Квесты открываются и закрываются в России каждый день, - говорит руководитель направления «Афиша-Квесты» Роман Куликов. - Об этом можно судить по количеству объявлений о продаже квестов на Avito. Мы ожидаем, что в этом году закроется около 30% компаний».

«Экономический спад отсеял низкокачественные квесты с неинтересной сюжетной линией и оставил на рынке исключительно качественные, - констатирует руководитель Венчурного фонда Промсвязьбанка Алена Сокова. - Причем новые проекты могут успешно развиваться без франшиз, потому что новизна и увлекательность сценария оказались важнее популярности бренда».

Кто ходит на квесты

Аудитория квестов не ограничивается геймерами. Основная масса игроков - люди с достатком выше среднего от 18 до 35 лет. Сейчас число попробовавших квесты растет благодаря детским квестам и подарочным сертификатам, отмечает PR-директор квестов «Взаперти» Артем Егоров.

«Публика разношерстная, - констатирует гендиректор «Мира квестов» Игорь Бобб. - Тут и школьники, которые уговаривают родителей и учителей сопроводить их в страшилку, и офисные трудяги, отправляющиеся в бой в рубашках и костюмах. Бабушки приводят внуков, молодые родители играют с детьми в слингах». По его словам, даже в миллионниках об этом виде досуга знает только половина целевой аудитории, не говоря уже о провинции - рынку пока есть куда расти.

Сооснователь «Клаустрофобии» Богдан Кравцов полагает, что на данный момент квесты попробовала всего пара миллионов россиян. А вообще играть в них могут все, кто способен дойти до кинотеатра.

Как построить бизнес на квестах

За два года квесты стали популярным видом бизнеса по франшизе. Эту модель развития заложила «Клаустрофобия», которая до сих пор остается самой известной франшизной сетью квест-румов. Региональные предприниматели полюбили квесты за возможность быстро заработать без значительных вложений, но сейчас условия изменились. Сначала главной трудностью было то, что обыватели попросту не знали о квестах. Потом низкий порог входа привел к перенасыщенности рынка, особенно в миллионниках.

Поэтому участникам рынка приходится демпинговать и лезть из кожи вон, чтобы обойти конкурентов по качеству игр и эффективности маркетинга. Для этого нужны большие бюджеты и широкая линейка квестов, считает сооснователь «Клаустрофобии» Богдан Кравцов. А компании с одной-двумя играми смогут работать только в городах, где квестов нет совсем.

Эксперты Венчурного фонда Промсвязьбанка (специализируется на инвестициях в реальный сектор) советуют запускать новые квесты в крупных региональных центрах, где много потенциальных клиентов (платежеспособная молодежь и бизнес-сегмент). Также перспективны города с растущей экономикой, где жители удовлетворили базовые потребности и интересуются необычными развлечениями. Но такие окна возможностей имеют свойство быстро закрываться.

«Когда конкуренция и технологичность квестов были низкими, можно было открыть несколько комнат в пределах миллиона рублей, - вспоминает PR-директор квестов «Взаперти» Артем Егоров. - А сейчас для того, чтобы хорошенько подогреть публику, построить и раскрутить хороший квест-рум, необходимо минимум 2,5-3 млн руб. Есть способ значительно сократить издержки - купить франшизу у сильных игроков. Это позволит сэкономить на разработке сайта, создании сценариев и маркетинге, а главное - не наступить на грабли, на которые много раз наступали до вас».

Чтобы не сбавлять темпов роста, крупные игроки выходят на новые рынки - например, «Выход» и «Квест Хаус» открывают филиалы в Европе и СНГ. Многие осваивают новые ниши - детские и корпоративные квесты, в которых конкуренция еще не так высока. «Особенно хороши перспективы в не самых популярных форматах - автоквесты, городские квесты и тимбилдинги в офисах, - советует руководитель компании «Живые квесты Москвы» Иван Ткачев. - Не менее интересен рынок мобильных квестов, связанных с геолокацией».

Мегаполисы перенасыщены квестами, поэтому новым франчайзи остается покорять провинцию. Сейчас квест-румы открываются в небольших городах вроде Коврова и Альметьевска (с населением около 150 тысяч человек). Конечно, в глубинке свои сложности. Аудитория там более консервативная - придется попотеть с маркетингом, чтобы донести до неискушенных потребителей всю прелесть нового развлечения. А когда публика распробует и захочет еще, локальному игроку с двумя-тремя играми будет больше нечего им предложить и они поедут за впечатлениями в более крупный город.

Поэтому предпринимателям из провинции подойдут адаптируемые и технически простые форматы - например, выездные игры для праздников. Другие собеседники Rusbase не советуют открывать квест-румы в городах менее 300 тысяч человек и ролевые квесты - в городах менее 500 тысяч человек. Согласны эксперты в одном: запускаться без франшизы сейчас неразумно.

«Одиночным проектам на рынке нет места, - убежден руководитель направления «Афиша-Квесты» Роман Куликов. - Существующие организаторы квестов объединяются, чтобы оптимизировать административные издержки и бюджет на рекламу».


В этом году на порядок меньше заявок на франшизы в крупных городах, отмечает представитель портала о франчайзинге «Бибосс» Елена Пономарева. По ее словам, сегодня пользуются спросом недорогие франшизы квест-комнат с инвестициями от 150 тысяч рублей, которые можно запустить в регионах.

«Франшизы квестов перспективны в неосвоенных регионах, где опыт крупных игроков поможет избежать ошибок и быстро окупить инвестиции, - говорит руководитель Венчурного фонда Промсвязьбанка Алена Сокова. - Конкуренты не дремлют, поэтому важно быстро выводить квесты на рынок (примерно за три месяца). Франшиза позволяет упростить этот процесс, но отсутствие увлекательного сценария может свести на нет все усилия».

Кроме инвестиций, для старта бизнеса на квестах придется найти достойные кадры. Иногда это становится проблемой. Для проектирования и строительства квест-румов вам понадобятся хорошие инженеры, декораторы, электрики и программисты. После запуска успех проекта зависит от ответственных операторов квестов, толковых маркетологов и харизматичных актеров (для перформансов). Как правило, их приходится выращивать самим.

Еще одна проблема рынка - дискредитация формата квестов неопытными игроками. «Есть компании с хорошим маркетинговым отделом, но с плохим продуктом, - сетует PR-директор квестов «Взаперти» Артем Егоров. - Они привлекают много клиентов, которые разочаровываются в квестах и теряют желание возвращаться к этому формату развлечений». «Часто это творческие люди, которые на эмоциях запускают свой первый бизнес», - объясняет слабость новичков гендиректор «Мира квестов» Игорь Бобб.

Тем не менее, квесты могут приносить высокий доход. Для этого нужны качественный продукт, грамотный маркетинг и платежеспособная аудитория. Поэтому начинающим лучше опереться на опыт франчайзера. Чтобы выбрать франшизу, эксперты советуют смотреть на:

  • стоимость франшизы,
  • размер ежемесячных отчислений,
  • качество квестов и их сценариев,
  • присутствие в вашем городе,
  • наличие сопровождения и технической поддержки.

Крупнейшие франшизы совпадают с топом российских игроков, но экономический вес франчайзера не гарантирует самых выгодных условий.

Будущее квестов в России

Из прогнозов причастных к этой индустрии можно сделать три главных вывода. Во-первых, ключевые игроки продолжат расти и поглощать мелких, которым все сложнее привлекать аудиторию и конкурировать с чужим разнообразием.

Во-вторых, предложение крупных сетей будет расширяться за счет новых форматов квестов - лабиринты, битвы на танках, квесты со стрельбой, бегство от зомби и т.д. Различные жанры будут подогревать спрос друг на друга, удерживая подсевших игроков и охватывая новых.

В-третьих, вырастет качество квестов - аудитория становится все более привередливой, да и технический прогресс не стоит на месте. Организаторы игр будут осваивать технологии , возводить все более масштабные декорации. В общем, самое интересное впереди.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter



Статьи по теме: