Интеллектуальная игра по окружающему миру "живая природа". Игры по окружающему миру
Ирина Евгеньевна Свистушкина
Урок-игра по окружающему миру во 2 классе «Знатоки природы»
«Знатоки природы »
(урок –игра окружающий мир 2 класс )
Цель : 1. Вовлечь детей в процесс деятельности на уроке ; развить интерес к предмету;
2. Расширить знания учащихся о значении растений в природе ;
3. Воспитывать экологическую культуру школьников, учить беречь родную Землю;
4. Воспитывать бережное отношение к природе , экологическую грамотность школьника;
5. Раскрыть факторы отрицательного воздействия человека на растения (различные виды хозяйственной деятельности, сбор букетов, неумеренная заготовка лекарственного сырья и т. п.);
6. Воспитание чувства товарищества и коллективизма, умение работать в команде.
Ход урока:
Сегодня наш урок будет не совсем обычным :
3 команды знатоков природы встретятся на КВНе , посвящённом охране природы . Они покажут свои знания, а в конце урока мы подведём итог : какая из команд окажется победительницей в конкурсе знатоков природы . Оценивать правильность ответов будет жюри :
(представление) .
А теперь представляются наши команды :
1 : «Колокольчик»
2 : «Пчёлка»
3 : «Дубок» .
Всем командам было дано задание нарисовать свою эмблему. Высшая оценка – 5 баллов.
Разминка :
У каждой команды на столах лежат карточки с частями предложений. Ваше задание : попытаться составить из них эпиграф к нашему уроку .
Я СОРВАЛ ЦВЕТОК
И ТОГДА Я ПОНЯЛ
И ОН ЗАВЯЛ
Я ПОЙМАЛ ЖУКА
ЧТО ПРИКОСНУТЬСЯ К КРАСОТЕ МОЖНО ТОЛЬКО СЕРДЦЕМ
И ОН УМЕР У МЕНЯ В ЛАДОНЯХ
Ещё раз объясняю, что вам нужно расположить эти части предложений в такой последовательности, чтобы всё предложение имело законченный смысл.
Давайте начнём вместе.
Я читаю первую часть предложения : «Я СОРВАЛ ЦВЕТОК…» , а вы ищите её окончание.
(звучит тихая музыка)
Проверяем, что у вас получилось.
Каждая команда читает свой вариант.
А почему же именно эти слова я выбрала эпиграфом к нашему уроку ? Я думаю, что в конце урока вы сможете ответить на этот вопрос.
(На экране выставляется количество баллов каждой команды)
А сейчас конкурс «Угадай, кто я?» .
Давайте пройдёмся медленно по лугу
И «Здравствуй!» , скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Ребята, мы оказались с вами в лесу. Красив лес в любое время года, но особенно весной. Есть у меня знакомая лесная полянка. Но полянка эта не простая, а волшебная. И растут на этой полянке удивительные цветы. Я никогда не рву цветы, не уношу их домой - ведь цветы должны расти, цвести и приносить плоды, чтобы на этом месте выросли новые, такие же красивые растения.
Увидев, что нас так много, растения спрятались. Однако, если мы внимательно прислушаемся, то услышим, как каждый цветок рассказывает о себе. Вы должны узнать , что это за растение и ответить на вопрос, почему оно спряталось.
Каждая команда должна назвать по 2 растения. А жюри оценивает этот конкурс. Высшая оценка - 4 балла.
На доске – «Лесная полянка» . Изображения цветов закрыты. Их открывают по мере названия цветов.
Этот цветок одним из первых извещает о приходе весны. Изящные, похожие на небольшие колокольчики, белоснежные цветы украшают ещё почти зимний лес. Называют меня так потому, что начинаю я расти в феврале под снежным одеялом. А в марте, на только что проснувшейся от зимнего сна земле, раскачиваются на ветру снежно- белые цветки.
Что же это за цветок?
Подснежник.
Давайте проверим, действительно ли подснежник спрятался здесь.
Немного в лесах осталось подснежников, поэтому их нужно охранять.
А что это за растение?
2. Расту я в лесу под деревьями и кустами. Особенно красив в мае, когда среди пышных зелёных листьев поднимаются цветочные стрелки и на них, как фарфоровые колокольчики, висят душистые цветы. Кажется, стоит только прикоснуться к ним, и зазвенят они нежным волшебным звоном. Придёт лето, и над листьями загорятся ярким огнём оранжевые ягоды. Своим ярким цветом они как будто подают сигнал : не трогайте нас - мы ядовиты!
А вот врачам они нужны : из растения делают капли, которые помогают при болезнях сердца.
У каждого цветущего растения обычно по два листа. Листья длинные, заострённые, как заячьи уши. Вот и зовут растение иногда – «заячьи уши» .
Что же это за цветок?
Проверяем. Что нового вы узнали о цветке?
Из ландыша изготавливают лекарство : ландышевые капли, ягоды ландыша ядовиты. Его называют «заячьи уши» .
Послушаем, о чём говорит нам следующий цветок.
3. Расцветают мои цветки ранней весной на склонах, у лесных ручьёв, хорошо прогретых солнцем. Кажется, что загораются маленькие золотистые огоньки. Они поднимаются на тоненьких ножках навстречу солнцу всё выше и выше. Только в ясный солнечный день мои цветки раскрыты. А в пасмурную погоду цветки закрываются, поникают, словно печалятся, что не светит солнце. Приходит весна, и цветы отцветают. Потом вырастают листья, покрытые снизу нежным белым пухом. Притронешься к листьям, а они тёплые, как мамины руки. А сверху литья гладкие, холодные – это мачеха. Цветами и листьями этого растения лечатся от кашля.
Что это за цветок?
Мать - и- мачеха.
Заглянем под листики. (Показ растения)
Что же узнали нового о цветке?
Эти цветки очень любят солнышко. Если его нет, они грустят. Мать – и – мачеха лечит от кашля.
А кто спрятался здесь в траве?
4. Мои нежные фиолетовые цветы поднимаются на тонких стебельках и будто прислушиваются к весенним звукам леса. Серединка цветочка, как крошечный глазок, всматривается в лесную красоту. Листья похожи на маленькие раскрытые ладошки. За нежную красоту цветов, чудесный аромат люди очень любят этот цветок.
Вы догадались, о каком цветке идёт речь?
(Показ растения)
Меня легко узнать : на высоком стебле раскачиваются фиолетово - голубые цветы. Кажется, повеет ветер, и зазвенят они нежным звоном. И зовут меня поэтому….
Колокольчиком.
А ещё один цветок очень надёжно спрятался. Цветок, цветок, где твой дом?
Мой дом - вода и тихое озеро.
Лежит цветочек на листе,
Как на плоту упругом.
И он поплыл бы по реке
К приветливым подругам.
Да вот беда : привязан плот,
И никуда он не плывёт.
Что это за цветок?
Кувшинка.
Выходи, водная красавица!
(показ)
Мы услышали рассказы цветов и узнали их. Давайте ответим на вопрос : почему же эти растения спрятались?
Отвечает каждая команда.
Люди губят красоту, рвут, вытаптывают цветы, поэтому они прячутся от людей.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Этих цветов на Земле осталось очень мало. Их надо беречь. Все они занесены в Красную книгу.
А что же это за Красная книга? Почему она так называется?
В Красную книгу занесён список охраняемых растений и животных, которых осталось мало в стране или вообще на Земле.
Много страниц в Красной книге. Много на этих страницах записано растений и животных, которые могут исчезнуть навсегда. Но сейчас, пока ещё не поздно, люди должны протянуть им руку помощи, люди обязаны их спасти.
А почему мы должны беречь эти растения?
Какую пользу приносят растения?
Растения – это источник кислорода, это лекарства, ценные материалы, это красота.
Жюри подвело итоги нашего 1 конкурса «Угадай, кто я?» . И сейчас мы узнаем, сколько баллов получила каждая команда.
(выставляются баллы на экране соревнования)
Продолжаем наш КВН.
Второй конкурс - песенный. Задание : вспомните песни о природе .
По моему сигналу начинает петь 1 команда. Поём только один куплет. Команда заканчивает петь, и по моему сигналу начинает петь вторая команда, а затем свою песню поёт третья команда.
Песни повторять нельзя. Команда, которая не знает больше песен, выбывает из игры. Побеждает команда, которая знает больше песен. За каждую песню команда получает 2 балла. Оценивается и качество исполнения. Всем удачи! Начали!
Итоги конкурса.
(на экране баллы)
По предварительным итогам впереди команда ….
Пока все пели, на доске появился кроссворд.
-Посмотрите внимательно : кроссворд состоит из 7 слов. Это названия птиц, животных, насекомых.
Первое слово по вертикали – 5 букв. Вы узнаете это слово, разгадав шараду.
Моё начало – буква алфавита,
Она всегда шипит сердито,
Второго – корабли боятся,
И обойти его стремятся.
А целое – весной летает и жужжит,
То сядет на цветок, то снова полетит.
(шмель)
Что вы знаете о шмелях? Какую пользу они приносят?
Шмель занесён в Красную книгу.
Второе слово по вертикали. Это слово состоит из 7 букв.
Парусник, парусник
Сел на боярышник.
Расправил он полчаса
Крылья, словно паруса.
(Бабочка)
(показ)
Красивы бабочки, похожи на летающие цветы.
А как называется эта бабочка?
(показ)
Павлиний глаз.
А дневной павлиний глаз
Нарядился напоказ.
Посмотри, как он одет :
Красный бархатный жилет,
Синие разводы….
Чудеса природы .
Третье слово нашего кроссворда тоже спряталось в загадке. В слове 7 букв.
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает.
(медведь)
(показ)
Что вы знаете о медведе?
Медведь питается мёдом, ягодами. Зимой впадает в спячку.
В Красную книгу занесён белый медведь.
(показ)
Теперь отгадаем слова про горизонтали. Слово под номером 4 .В нём 5 букв.
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам :
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом.
О ком говорится в этой загадке?
(о белке)
О каких приметах белки говорится в этой загадке?
А следующее слово, точнее название птицы, вы узнаете, если угадаете голос птицы, который сейчас услышите.
Что это за птица? Проверим.
Следующее слово – название животного. Слово под номером 6. В нём 4 буквы.
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт.
Все догадались, что это …лиса.
Что вы знаете о лисе?
И последнее слово, под номером 7. В слове 5 букв.
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(олень)
Расскажите об олене.
Итоги конкурса….
Следующий конкурс подготовили ребята. Сейчас каждая команда по очереди покажет сценки, которые они подготовили. А вы должны сказать, правильно ли поступили ребята, как вы бы поступили на их месте.
КАК ПОСТУПИТЬ?
1 команда.
«Вера с Людой сгребали осенью листья и вдруг увидели под ними божью коровку. Дети подняли жучка, положили его на ладонь, но он не шевелился.
Наверно, божья коровка погибла от холода. Выбрось её,- сказала Люда.
Нет, выбрасывать её не нужно,- ответила Вера.»
Что рассказала Вера Люде, и как девочки поступили с божьей коровкой?
Слушаем ответы команд.
Правильно. Осенью божьи коровки прячутся под опавшие листья и засыпают. Вера и рассказала об этом Люде. Девочки осторожно положили божью коровку под забор и прикрыли листьями. Весной она проснётся, отложит яйца, из них выведутся личинки, а потом и молодые жучки, которые будут уничтожать вредных насекомых.
2 команда.
Ребята пошли гулять в лес. Вдруг они увидели муравейник, схватили палки и стали стучать по нему палкой. «Стойте! Остановитесь!» ,– закричал Вова.
Почему он так поступил?
3 команда.
В теплый весенний день ребята пошли гулять в ближайший лесок. На лесной полянке они увидели множество белых цветов.
Скоро праздник! – сказала Лена и стала рвать цветы.
Остановись! Подумай, что ты делаешь! Ведь это подснежники!- закричал Дима.
Почему Дима так повёл себя?
Игра «Поменяйтесь местами»
Учитель говорит: «Поменяйтесь местами те,...». Учени-ки, которые выполняли указанное действие или согласны с утверждением, меняются друг с другом местами. Кто это-го не делал, остается на местах. Данная игра позволяет педагогу определить общее настроение учащихся, уровень усвоения учебного материала, применения знаний в реаль-ной жизни, сформированности навыков личной гигиены.
Темы «Режим дня школьника», «Личная и общественная гигиена»
I класс
Поменяйтесь местами те, ...:
- у кого сейчас хорошее настроение;
- кто в школу добирался на транспорте;
- кто сегодня утром делал зарядку;
- кто ежедневно выполняет по утрам физические упражнения;
- кто иногда забывает почистить вечером зубы;
- кто самостоятельно следит за своей школьной одеждой;
- кто ложится спать в 9 часов;
- кто смотрит телевизор более одного часа в день;
- кто составил свой режим дня;
- кто гуляет на свежем воздухе 2-3 часа в день;
- кто любит читать лежа на диване;
- кому интересно было на уроке;
- для кого урок был полезным;
- кто любит ходить в школу.
Игра «Пантомима»
Тема «Режим дня школьника» I класс
Учитель просит с помощью мимики, жестов, движе-ний показать режим дня, которого будут придерживать-ся ученики после сегодняшнего урока.
Игра в слова
Тема «Изменения в жизни домашних животных
осенью. Труд людей осенью»
I класс
Хлопните в ладоши, услышав слова, подходящие к домашним животным, их образу жизни:
- барсук;
- кролик;
- живут в лесу;
- о них заботится человек;
- петух;
- лось;
- питаются мелкими животными;
- приносят пользу человеку;
- живут в поле;
- живут в построенных домиках;
- не выгоняют осенью на пастбище.
III класс
Хлопните в ладоши, услышав слова, подходящие зайцу (ежу, лисе, волку, медведю); объясните выбор каждого слова:
рыжая, лесной «инженер», серебристо-серый, мех, логово, ловит рыбу, скачет, медвежонок, ма-ленький, пушистый, бегает, колючий, зайчонок, ко-роткохвостый, громадный, переваливается, нора, воет, непромокаемая шерсть, темно-бурый, белый, украшает и согревает, ловкая, злой, пушистая, непо-воротливый, охотится, бельчонок, грызет, лукавая, прыгает, длинноухий, пугливый, шатун, дупло, оби-татель рек, ноги кормят, петляет, косолапый, мыш-кует, лазает по деревьям, серый, берлога, ежонок, быстро бегает, волчонок, находчивый, неуклюжий, плавательные перепонки, посасывает лапу, осторож-ный, сильный, петляет, линяет, фыркает, хищник, добродушный, лисенок, хорошо плавает, санитар природы, хвост-парашют, вожак, лесные инженеры, хатка.
Хлопните в ладоши, услышав слова, подходящие сове (дятлу, кукушке, клесту); объясните выбор каж-дого слова:
санитар природы, дупло, не строит гнезда, клюв крючком, хитрая, лесовод, нерадивые ро-дители, «пяточные мозоли», ночные хищники, ярко-вишневое, долбит, бесшумные крылья, лесной «док-тор», птенцы зимой, буровато-серое, видит в темно-те, щелкает, лущит, хороший слух, длинный и гибкий.
Игра «Лото»
Тема «Лес — дом для животных» III класс
Учитель (ученик) выбирает карточку из 8 разложен-ных на столе, читает текст под выбранным номером. Играющие отгадывают, о какой птице идет речь. Фиш-кой с номером, соответствующим описанию, закрыва-ют правильный ответ. Выигрывает тот, кто правильно и быстро отгадает птиц.
Если педагог желает проверить работу каждого уче-ника, то дети могут в таблице рядом с названием соот-ветствующей птицы поставить номер описания.
- Какая птица охотится ночью? (Сова.)
- У какой птицы птенцы появляются зимой? (Клест.)
- Каких птиц называют «березовыми птицами»? (Дятел. Из-за окраски: когда дятел сидит на березе, его сложно заметить.)
- Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц? (Кукушка.)
- Какая самая маленькая птичка наших лесов? (Королек.)
- Какая птичка может передвигаться по стволам деревьев вниз головой? (Поползень.)
- Какая птица ночует в снегу? (Тетерев.)
- Какую птицу называют и «кошкой», и «флейтис-том»? (Иволга.)
Варианты ответов:
Игра «Четыре угла»
В четырех углах кабинета вывешиваются листы цветной бумаги: синий, красный, желтый, зеленый. Учитель задает вопрос или произносит утверждение, предлагает ученикам четыре варианта ответа (в со-ответствии с цветами). Дети выбирают ответ на воп-рос (соглашаются или не соглашаются с предложен-ным утверждением) и переходят в соответствующий угол. У некоторых учащихся учитель просит объяс-нить, аргументировать выбор. Если ученик не может выбрать ответ либо считает, что предложенные ва-рианты не подходят или существуют два варианта ответа, то он остается в центре класса.
Первые и последние вопросы игры должны быть отличными от темы урока, чтобы снять напряжение, волнение.
Игра «Снежный ком»
Тема «Растения и животные болот» III класс
Игра проводится со всеми учащимися. Дети по очереди (по кругу) называют растения и животных бо-лот: первый ребенок говорит одно слово, второй — на-зывает первое слово и свое, третий — повторяет два предыдущих и добавляет свое.
Например:
«камыш — росянка»;
«камыш — росянка — клюква»;
«камыш — росянка —.клюква — серый журавль»;
«камыш — росянка — клюква — серый журавль — болотная сова»;
«камыш — росянка — клюква — серый журавль — болотная сова — голубика» и т.д.
Дети по очереди рассказывают о каком-нибудь растении или животном: первый ученик— первое пред-ложение, второй — повторяет предыдущее предложе-ние и озвучивает свое и т.д.
Например:
«Серый журавль — украшение белорусских болот»;
«Серый журавль — украшение белорусских болот. Это красивая птица»;
«Серый журавль — украшение белорусских болот. Это красивая птица. У нее длинные ноги» и т.д.
Игра «Домино»
Наше домино отличается от обычного тем, что на костях помечены не очки, а слова, предложения. В ходе игры проверяются и корректируются знания учащихся по определенной теме. Проверка производится в паре или группе. Все слова и толкования размещены на 28 карточках. Каждое слово встречается 8 раз, в раз-ных сочетаниях с другими словами, толкованиями или повторяясь дважды на одной карточке. Чтобы легче было составить карточки, учитель может первоначаль-но одно и то же понятие писать одним цветом. Детям для игры предлагают карточки одного цвета.
Начинает игру тот, у кого есть красная карточка. Он кладет ее на стол. Следующий игрок должен приложить к выложенной карточке свою, уточняющую это понятие, или карточку с этим понятием.
Так, например, если первый положил:
Исток
Исток
то следующий может положить карточку, на которой есть слово «исток» либо дается толкование: «Начало реки», «Место рождения реки»:
рождения |
Выход подземных вод на поверхность |
|
Следующий может положить карточку справа, на которой есть слово «родник», «источ-ник», «ключ», а слева — со словом «исток», толкованием «начало реки». Класть карточки можно слева, справа, вверху и внизу. У кого нет нужного слова либо тол-кования, пропускает очередь. Выигрывает тот, кто пер-вый выложит все карточки. Может случиться, что ни у кого нет нужного слова, тогда выигравшим считается тот, у кого на руках осталось меньшее количество карточек.
Игра «Четвёртый лишний»
В каждой группе подчеркните «лишнее» слово, объясните свой выбор.
- лиса, медведь, заяц, дятел;
- сорока, белка, клест, синица;
- волк, еж, конь, лиса;
- заяц, кот, кролик, собака;
- бельчонок, лисенок, медведица, волчонок;
- лиса, волк, заяц, белка (делает запасы на зиму);
- медведь, волк, лиса, заяц (меняет окраску).
ЗАГАДКИ
Тема «Воздух и его охрана. Значение воздуха для здоровья человека»
II класс
Отгадайте явления природы.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем.
(Воздух.)
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет.
(Ветер.)
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут.
(Облака.)
Пыль с дороги захватил,
А потом, набравшись сил,
Завертелся, закружился
И столбом до неба взвился.
(Вихрь.)
Что за чудо-красота:
Расписные ворота
Показались на пути,
В них ни въехать, ни войти.
(Радуга.
Тема «Водные богатства нашей страны»
III класс
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
(Вода.)
К маме-речке бегу
И молчать не могу
Я ее сын родной,
Я родился весной.
(Ручей.)
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.
(Вода.)
Кругом вода,
Ас питьем беда.
Кто знает,
Где это бывает?
(В море.)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
(Вода.)
Он без рук, он без ног,
Из земли пробиться смог,
Он нас летом, в самый зной,
Ледяной поит водой.
(Родник.)
Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьется.
Из него вода не пьется.
Потому что невкусна —
И горька, и солона.
(Море.)
Глядятся в небо молодые рябинки,
Цветные свои примеряют косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляют прически.
И месяц, и звезды — в нем все отражаются.
Как это зеркало называется?
(Пруд.)
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий — в море.
(Река.)
Вечером родится,
Ночь живет,
Утром умирает.
(Роса.)
Игра «Группировка предметов»
Предметы могут группироваться по разным призна-кам: животные — по строению, по образу жизни, по спо-собу питания; растения — по строению, по цели ис-пользования человеком и др. Нельзя группировать од-новременно по двум признакам. Хочется предостеречь педагогов от часто встреча-ющейся неправильной группировки предметов. Можно встретить такое неправильное деление: деревья, кус-тарники и цветы; плоды и овощи; ягоды и плоды; цветы весенние и полевые; животные и птицы; птицы насеко-моядные, перелетные и певчие и др.
Наборы карточек, которые предлагаются учащим-ся, перемешиваются. Задание дети выполняют в груп-пах или парах.
Животные
Задание — распределить на группы: млекопитаю-щие, птицы, насекомые, рыбы.
Набор 1: корова, собака, лошадь, овца, коза, ба-ран, олень, осел, заяц, ёжик, лось, мышь, рысь, мед-ведь, кот.
Набор 2: орел, воробей, соловей, сова, чайка, воро-на, сорока, снегирь, голубь, петух, чиж, стриж, попугай, грач, жаворонок, ястреб, скворец, журавль.
Наб ор 3: комар, стрекоза, бабочка, пчела, шмель, муравей, кузнечик, капустница, крапивница, лимонница, репейница, муха, божья коровка, жуки, мотылек, мошка.
Набо р 4: окунь, щука, сом, судак, карась, плотва, лещ, акула, ерш, килька, пескарь, треска.
Растения
Задание — распределить на группы: деревья, кус-тарники, травы.
Набор 1 : береза, дуб, сосна, ель, ясень, осина, пих-та, тополь, клен, яблоня, липа, каштан.
Набор 2: малина, ежевика, смородина, шиповник, орешник, жасмин, роза, крыжовник, сирень, калина.
Набор 3: щавель, клевер, василек, фиалка, неза-будка, одуванчик, подснежник, ландыш, подорожник, ромашка, колокольчик, гвоздика, папоротник.
Дидактические игры по окружающему миру с использованием шаблона DragAndDrop для учащихся 1,2 класса
Рябиченко Надежда Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «Михайловская ОШ» Киквидзенского района Волгоградской областиОписание материала: Данный материал предназначен для учащихся 1, 2 класса. Может быть использован учителем на уроках окружающего мира, во внеклассной работе по предмету. Возможно использование интерактивных игр с детьми дошкольного возраста.
Цель: закрепление знаний детей о природе, о взаимосвязях живой и неживой природы
Задачи: развивать познавательный интерес, самостоятельность, наблюдательность, логическое мышление, память, способность к творческому поиску, умение находить способы решения поставленной задачи.
Работа с шаблоном DragAndDrop.
После того, как вы откроете программу, нажмите Показ слайдов , выберите С начала или С текущего слайда .
Затем в появившемся окне Оповещение системы безопасности выберите Включить это содержимое , нажмите ОК .
По окончании работы и выхода их программы изменения сохранять не нужно.
«Кто где живет»
В данной игре нужно правильно соотнести птиц и их жилье.
Для этого кликните по любой картинке левой кнопкой мыши один раз, и переместите ее. Затем снова сделайте щелчок левой кнопкой мыши. Переместить можно как иллюстрацию с изображением птицы, так и ее жилье.
Ответы:
дятел – в дупле; сорока – в гнезде на дереве, ее гнездо имеет шарообразную форму; ласточка – в гнезде под крышей дома, сарая; жаворонок – в гнезде, которое свил на земле, среди травы; утка свое гнездо свила в зарослях у воды.
«Кто чем питается»
В игре нужно правильно соотнести иллюстрацию зверя с тем, чем он питается (для каждого животного выбрать только одну иллюстрацию с предметом питания). Перемещать можно как картинку с изображением животного, так и предмет питания.
Ответы: заяц – травой, медведь – рыбой, еж – яйцами птиц, лиса – мышами, белка – грибами.
Вариант расположения иллюстраций:
«Где какая ягода растет?»
Соедините правильно ягоды и местность, в которой они растут.
Так же как и в предыдущих заданиях, перемещать можно любую картинку.
Ответы: малина, земляника, ежевика - в лесу, морошка, клюква, голубика - на болоте.
Вариант расположения иллюстраций:
«Какой гриб?»
В игре нужно выбрать иллюстрацию съедобного или несъедобного гриба и переместить их правильно, расположив в два столбика.
Грибы съедобные: волнушка, белый гриб, лисичка, опята, шампиньон, сыроежка, подберезовик.
Грибы несъедобные: ложные опята, мухомор пантерный, мухомор красный, сатанинский гриб, бледная поганка.
Вариант расположения иллюстраций:
«Собери картинку»
Нужно собрать из частей иллюстрацию с изображением. Если ребенок затрудняется с выполнением задания, он может воспользоваться подсказкой, которая находится справа, в верхнем углу слайда. Нажав на слово подсказка, откроется иллюстрация. При дальнейшей работе по созданию целостной картинки иллюстрация вновь закрывается.
Ответ:
«Живое - неживое»
В данной игре нужно определить объекты живой и неживой природы и разместить их в два столбика: слева – то, что относится к живой природе, справа – то, что относится к неживой природе.
Ответы:
Объекты живой природы: человек, насекомое (кузнечик), цветок, трава, гриб
Объекты неживой природы: солнце, вода, камни, град, радуга.
Вариант расположения иллюстраций:
Презентация на тему: Интерактивные игры по окружающему миру
Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры - помочь серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся.
В связи с особенностями развития умственно отсталые дети нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии педагога. Спонтанного усвоения общественного опыта у них практически не происходит. Для организации обучения и воспитания необходимо развить у таких детей интерес к предмету. И здесь неоценимы дидактические игры, которые должны привлекать внимание, заинтересовывать. Педагогу необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношения к деятельности.
Умственно отсталому ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся.
Основная задача дидактических игр состоит в том, чтобы развить у умственно отсталых детей поисковые способы ориентировки при выполнении задания, а на этой основе создать интерес к свойствам и отношениям предметов, к их использованию в деятельности и, таким образом, подвести их к подлинной зрительной ориентировке.
Многие дидактические игры ставят перед умственно отсталыми детьми задачу рационального использования имеющихся знаний в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.
Предлагаемые дидактические игры – это лишь ступенька к творчеству, подсказка, опираясь на которую педагоги пополнят свою педагогическую копилку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры - помочь серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся.
В связи с особенностями развития умственно отсталые дети нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии педагога. Спонтанного усвоения общественного опыта у них практически не происходит. Для организации обучения и воспитания необходимо развить у таких детей интерес к предмету. И здесь неоценимы дидактические игры, которые должны привлекать внимание, заинтересовывать. Педагогу необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношения к деятельности.
Умственно отсталому ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся.
Основная задача дидактических игр состоит в том, чтобы развить у умственно отсталых детей поисковые способы ориентировки при выполнении задания, а на этой основе создать интерес к свойствам и отношениям предметов, к их использованию в деятельности и, таким образом, подвести их к подлинной зрительной ориентировке.
Многие дидактические игры ставят перед умственно отсталыми детьми задачу рационального использования имеющихся знаний в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.
Предлагаемые дидактические игры – это лишь ступенька к творчеству, подсказка, опираясь на которую педагоги пополнят свою педагогическую копилку.
БАНК ИГР
ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ
С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.
МИР ЗВЕРЕЙ, ПТИЦ, РЫБ.
КТО ГДЕ ЖИВЁТ?
ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки диких и домашних животных; картинки с изображением силуэта дома и дерева.
Педагог предлагает детям правильно разместить животных: возле домика _ домашних животных, вокруг дерева – диких. За неправильно данный ответ ученик платит фант.
КТО ПРИДЁТ К МЕДВЕДЮ В ГОСТИ?
ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки.
На наборном полотне выставлены предметные картинки с изображением моркови, бочонка мёда, грибов и т.д . Создаётся игровая ситуация: медведь ждёт гостей и приготовил для них угощение. Ученики должны отгадать, кого ждёт медведь.
КТО ПРИДЁТ К ФИНИШУ ПЕРВЫМ.
ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки или игрушки.
На наборном полотне выставлены предметные картинки: медведь, заяц, черепаха. Игровая ситуация: животные – спортсмены. Учащиеся должны определить, кто из этих зверей быстрее бегает, и распределить между ними первое, второе и третье места.
КТО НА КОГО ПОХОЖ?
ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки.
На наборном полотне выставлены предметные картинки : ласточка, стрекоза, акула. Дети называют те предметы, контуры которых напоминают форму этих животных. Например: самолёт – ласточку, вертолёт – стрекозу, подводная лодка акулу.
КТО ЭТО?
ОБОРУДОВАНИЕ: картинки с изображением зверей и птиц.
1-й вариант : Игроки поочерёдно берут картинки у ведущего, но так, чтобы другие дети не видели, что на них нарисовано. Тот, кто вытянул картинку, имитирует голос и движение изображенного на ней животного, а остальные отгадывают, что это за животное.
2–й вариант: Дети становятся в круг. В центре – педагог в роли ведущего. По его сигналу дети движутся то влево, то вправо, при этом приговаривая:
Ровным шагом и подскоком
Мы идем в руке рука.
Вы скажите – мы покажем.
Сделайте…вот так!
После слова «покажем» дети останавливаются и смотрят на ведущего. Ведущий говорит: «Медведь идёт (зайчик прыгает т.д.)»; в ответ дети должны имитировать движения заданного животного или птицы.
В конце игры называются те дети, которые наиболее удачно имитировали движения животных и птиц.
КТО ЛЕТАЕТ, БЕГАЕТ, СКАЧЕТ?
Играющие сидят или стоят полукругом, ведущий – посередине, объясняет:»Я буду говорить: птица летает, бабочка летает и т.д., а вы каждый раз поднимаете руку. Будьте внимательны: я могу назвать неправильное действие (например, кот летает)- тогда руку поднимать не нужно».
В начале игры учитель говорит медленно, останавливаясь после каждой фразы и давая детям время на обдумывание. В дальнейшем можно говорить быстрее и усложнить игру – ведущий поднимает руку независимо от того, нужно это делать или нет. В конце игры педагог отмечает наиболее внимательных детей.
ДОМАШНИЕ И ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА : знать признаки деления животных на домашних и
диких, знать отдельных представителей обеих групп.
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ : Учитель показывает изображение животного, а ученик говорит, к какой группе оно относится. Для усложнения игры можно использовать загадки.
НАЗОВИ ДЕТЁНЫШЕЙ.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: знать названия детёнышей домашних и диких животных.
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ : учитель показывает карточку взрослого животного, а ученик называет детёныша. Лошадь, волк, корова, медведь, коза, собака, овца, лось, свинья, заяц, курица, кролик.
РАЗЛОЖИ ПРАВИЛЬНО КАРТИНКИ.
ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки с изображением птиц.
В игре участвуют две команды.
Педагог предлагает детям рассмотреть на картинках птиц и назвать их. Затем участники каждой команды должны разложить картинки в два ряда так, чтобы в первом ряду были птицы, которые летают, а во втором – птицы, которые летают и плавают. Или: в первом ряду – зимующие птицы, а во втором – перелётн
ВРЕМЕНА ГОДА И ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ.
ВРЕМЕНА ГОДА.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: формирование представлений о влиянии сезонных изменений в природе на жизнь человека.
ОБОРУДОВАНИЕ: набор больших картинок с изображением времен года и 4 набора маленьких картинок с изображением предметов, которыми пользуются люди в то или иное время года (одежда, орудия труда, игровой инвентарь).
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: класс делится на 3 команды. Каждой команде даются наборы больших и маленьких картинок. Дети должны разложить предметные картинки на соответствующие изображения времен года. Выигрывает команда, которая быстрее и точнее справится с заданием.
КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА?
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: закрепление знаний о временах года. Формирование ассоциативно-образного мышления.
ОБОРУДОВАНИЕ: четыре таблички с надписями «зима», «весна», «лето»,»осень» у каждого ученика.
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: класс делится на команды. Учитель объясняет, что сейчас он будет читать загадки о временах года, а игрокам нужно поднимать соответствующие карточки с отгадками. Если все члены команды отгадали правильно, то команде начисляется очко, Затем учитель начинает игру, используя следующие загадки:
Кто поляны белит белым Шагает красавица,
И на стенках пишет мелом, Легко земли касается,
Шьёт пуховые перины, Идёт на поле, на реку
Разукрасил все витрины? И по снежку и по цветку.
Наступили холода, Липа цветёт,
Обернулась в лёд вода, Рожь колосится,
Перестал медведь реветь: Золотится пшеница.
В спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает,
Кто скажет, кто знает, Когда это бывает?
Когда это бывает?
Я раскрываю почки, Я соткано из зноя
В зелёные листочки, Несу тепло с собою
Деревья одеваю, Я реки согреваю,
Посевы поливаю. «Купайтесь!» - приглашаю.
Утром мы во двор идём, Несу я урожаи,
Листья сыплются дождём. Поля вновь засеваю,
Кто скажет, кто знает, Птиц к югу отправляю,
Когда это бывает? Деревья раздеваю.
Выигрывает команда, у которой больше всего очков.
БЫВАЕТ – НЕ БЫВАЕТ
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: учить распознавать времена года.
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Педагог говорит: «Я вам расскажу о том, какая бывает погода в то или иное время года, чем занимаются взрослые и дети, а вы должны сказать, бывает ли так в это время года».
Педагог. Выпал снег и зацвели подснежники.
Дети. Так не бывает.
Педагог. Почему? Когда идёт снег? Когда цветут подснежники?
В дальнейшем можно использовать такие «путаницы»: Мальчик поехал на лыжах собирать землянику. На клумбе цветут розы, а дворник сметает с тротуара снег.
Падают жёлтые листья, дети впервые пошли в школу.
Зацвели цветы, птицы улетели, на деревьях распускаются почки и т.д.
ПРИМЕТЫ ЗИМЫ.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА : развитие творческих способностей, Закрепление знаний о зиме.
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: педагог говорит: « Много примет у красавицы- зимы. Ярко светит, но не греет солнце, Мороз разрисовал окна. Весело поскрипывает снег под ногами. А что ещё можно рассказать о зиме? Ну-ка давайте посоревнуемся между собой!»
В конце игры подводятся итоги соревнования, победители награждаются бумажными снежинками.
Аналогично может быть проведена игра по приметам других времён года .
МИР РАСТЕНИЙ.
НАЙДИ ДЕРЕВО.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: Формирование умения находить дерево по его описанию. Развитие наблюдательности.
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: игра проводится в парке или в саду. Учитель описывает внешний вид дерева: его размеры, цвет, форму листьев, наличие семян и плодов. Учащиеся самостоятельно и молча определяют, что это за дерево. После слов учителя «Раз, два, три – беги!» - ребята бегут к намеченному дереву». Игра повторяется несколько раз. Затем учитель отмечает самых внимательных и наблюдательных игроков.
НАЙДИ ПАРУ.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА : закрепление знаний о лиственных деревьях.
ОБОРУДОВАНИЕ: листья и плоды разных деревьев.
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Играющие делятся на две команды: одной раздают листья, другой - плоды. По сигналу ведущего дети становятся парами так, чтобы листья соответствовали плодам.
Правильно составленная пара проходит через « волшебные ворота» (двое детей с поднятыми вверх руками). Если же задание выполнено неправильно, ворота закрываются (поднятые руки опускаются).
НАЙДИ ПЯТЬ ОДИНАКОВЫХ ЛИСТЬЕВ.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: закрепление знаний о породах лиственных деревьев и кустарников. Формирование навыков соотнесения листьев с самими растениями. Развитие наблюдательности.
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: игру нужно проводить во время осенней экскурсии на прогулке в парке, сквере, саду. Учитель показывает детям листок с дерева или кустарника. Учащиеся должны найти по 5 листьев этого же растения(причём найти их на земле, а не сорвать), принести их учителю, назвать дерево или кустарник, с которого они опали. Выигрывают первые пять человек, которые правильно выполнили задание.
ФРУКТЫ – ОВОЩИ.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: совершенствовать умения различать овощи и фрукты. ОБОРУДОВАНИЕ: два одинаковых набора карточек (по 20 – 30 карточек в каждом с изображением овощей и фруктов).
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: дети делятся на две равные команды по количеству игроков команды. Каждой команде даётся набор карточек, Первая команда должна выбрать те карточки,на которых изображены овощи, вторая – фрукты. Игра начинается по сигналу учителя. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием.
ПОСАДИМ ОГОРОД.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: совершенствование умения различать овощи и фрукты.
ОБОРУДОВАНИЕ: Два одинаковых набора карточек (по 20 – 30 карточек в каждом с изображением овощей и фруктов).
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ : Дети делятся на две равные по количеству игроков команды. Каждой команде даётся набор карточек. Первая команда должна выбрать те карточки, на которых изображены овощи, вторая – фрукты. Игра начинается по сигналу учителя. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием.
ВЕРШКИ И КОРЕШКИ.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: З акрепление знаний об овощах.
ОБОРУДОВАНИЕ: Реальные «вершки» и «корешки» овощей или картинки с их изображением.
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Игра проводится во время прогулки.
1-й вариант. Педагог делит детей на две группы. Одной из них он раздаёт «корешки» (лук, репа, морковь, картофель и др.), другой – «вершки» этих растений. Все « вершки» этих растений. Все «вершки» и «корешки» перемешались. По сигналу педагога: «Раз, два, три – свою пару найди!» все дети подбирают себе пару.
2-й вариант. « Корешки» стоят на месте. По площадке бегают «вершки». По команде педагога они должны встать так, чтобы ботва и корень составили одно целое.
Правильность выполнения задания могут проверить « волшебные ворота» (двое детей) или сам педагог.
КАКИЕ ОВОЩИ НУЖНЫ ДЛЯ БОРЩА.
ОБОРУДОВАНИЕ: реальные овощи или предметные картинки с их изображением.
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ : Педагог предлагает детям «сварить» к обеду борщ. Ученики выбирают овощи, которые нужны для борща (капуста, свёкла, фасоль, морковь, лук и т.д.). Среди овощей должны быть и те, которые для борща не нужны (например, огурец, кабачки и др.).
УРОЖАЙ.
ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки с изображением овощей, фруктов и насекомых.
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: предметные картинки располагаются на столе изображением вниз. Играющие по очереди берут картинки. Тот, кто взял картинку с изображением насекомого, теряет ход, т.е. не выкладывает картинку на стол, а кладёт её обратно, и все картинки снова перемешиваются.
Выигрывает тот,у кого собран самый большой «урожай» овощей и фруктов.
ЧТО РАСТЁТ В ЛЕСУ?
По заданию ведущего игроки по очереди называют растения, которые растут в лесу. Например, первый говорит: «Маслята». Второй: « Малина». Третий: «Ель» и т.д. Тот, кто дал неправильный ответ или не смог вовремя вспомнить название растения, выходит из игры.
Победителем считается тот, кто смог последним назвать растение.
По аналогии можно предложить детям другие игровые вопросы: Что растёт в поле? Что растёт в саду? Что растёт на лугу? Что растёт в саду? Что растёт на огороде?
ЛЕСНЫЕ – САДОВЫЕ.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА : закрепить знания садовых и лесных растений.
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Педагог называет лесные и садовые растения. Задача игроков – не ошибиться в их делении на группы и хлопнуть в ладоши только тогда, когда будет звучать название садового растения.
По окончании игры определяется победитель – тот, кто ни разу не ошибся в продолжение всей игры.
ДЕРЕВЬЯ, КУСТАРНИКИ, ТРАВЫ.
Эту игру можно проводить тогда, когда ученики знают признаки деревьев, кустарников и трав.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: Знать морфологические признаки растений, уметь группировать их по этим признакам
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Учитель показывает берёзу, ель, дуб. Дети отвечают, что это деревья. Жасмин, сирень – показывает учитель, ученики отвечают, что это кустарники. Учитель показывает подорожник, мать-и-мачеху, ученики отвечают,что это травы. После игры желательно провести экскурсию, чтобы дать возможность детям увидеть те растения, кустарники и травы.о которых говорилось.
СЪЕДОБНОЕ И НЕСЪЕДОБНОЕ.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: учить распознавать по внешним признакам съедобные и несъедобные грибы.
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: учитель показывает грибы, если они съедобные, то ученики хлопают в ладоши, и учитель кладёт съедобные грибы в корзину. Если несъедобные, то дети не хлопают в ладоши.