Великая русская княгиня Ольга: биография, правление и политика. Княжение ольги

Она была первой женщиной, ставшей правительницей одного из самых больших, по тем временам, государств — Киевской Руси. Месть этой женщины была страшна, а правление сурово. Воспринималась княгиня неоднозначно. Кто-то считал ее мудрой, кто-то жестокой и хитрой, а кто-то настоящей святой. В историю княгиня Ольга вошла, как создатель государственной культуры Киевской Руси, как первый правитель, принявший крещение, как первая русская святая..

Княгиня Ольга стала известна после трагической смерти своего мужа


Еще будучи совсем молодой девушкой, Ольга стала женой великого князя киевского, Игоря. Согласно преданиям, их первая встреча была довольно необычной. В один из дней, молодой князь, пожелавший переправиться через реку, с берега подозвал к себе плывущего в лодке человека. Разглядел он своего сопровождающего уже только после того, как они отплыли. На удивление князя, перед ним сидела девушка, к тому же невероятной красоты. Поддавшись чувствам, Игорь стал склонять ее к порочным действиям. Между тем, поняв его помыслы, девушка напомнила князю о чести правителя, который должен быть достойным примером для своих подданных. Пристыженный словами юной девы, Игорь оставил свои намерения. Отметив разум и целомудрие девушки, он расстался с ней, храня в памяти ее слова и образ. Когда же пришло время выбирать невесту, ни одна из киевских красавиц не пришлась ему по сердцу. Вспомнив незнакомку с лодкой, Игорь послал за ней своего опекуна, Олега. Так Ольга стала женой Игоря и русской княгиней.


Однако, известна княгиня стала только после трагической смерти своего мужа. Вскоре, после рождения сына Святослава, князь Игорь был казнен. Он стал первый правителем в истории России, который погиб от рук народа, возмущенному неоднократным взиманием дани. Наследнику престола было на тот момент всего три года, поэтому фактически вся власть перешла в руки Ольги. Правила она Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого, в действительности, правителем оставалась княгиня, так как ее сын большую часть времени отсутствовал в военных походах

Получив власть, Ольга безжалостно отомстила древлянам


Первое, что она сделала — безжалостно отомстила древлянам, виновным в смерти ее мужа. Делая вид, что она согласна на новый брак с князем древлян, Ольга расправилась с их старейшинами, а потом подчинила и весь народ. В своей мести княгиня использовала любые методы. Заманивая в нужное для нее место древлян, по ее приказу, киевляне закапывали их живьем, сжигали, и кровожадно побеждали в бою. И только после того, как Ольга закончила свою расправу, она принялась за управление Киевской Русью.

Княгиня Ольга — первая русская женщина, официально принявшая христианство


Свои основные силы княгиня Ольга направила на внутреннюю политику, которую старалась осуществлять дипломатическими методами. Объезжая русские земли, она подавила бунты мелких поместных князей и провела ряд важных реформ. Самой главной из них была — административно-налоговая реформа. Другими словами, она установила центры торговли и обмена, в которых упорядоченно происходили сборы податей. Финансовая система стала крепкой опорой княжеской власти в дальних от Киева землях. Благодаря правлению Ольги значительно выросла оборонная мощь Руси. Вокруг городов вырастали крепкие стены, были установлены первые государственные границы России — на западе, с Польшей.

Княгиня укрепила международные связи с Германией и Византией, а отношения с Грецией открыли Ольге новый взгляд на христианскую веру. В 954 году княгиня, с целью религиозного паломничества и дипломатической миссии, отправилась в Константинополь, где с почетом была принята императором Константином VII Багрянородным.


Прежде, чем решиться на крещение, княгиня два года знакомилась с основами христианской веры. Посещая богослужения, она поражалась величию храмов и собранных в них, святынь. Княгиня Ольга, получившая при крещении имя Елена, стала первой женщиной, официально принявшей христианство в языческой Руси. По возвращении, она велела строить по погостам храмы. В период своего правления великая княгиня воздвигла храмы святителя Николая и Святой Софии в Киеве, Благовещения Богородицы в Витебске. По ее указу был построен город Псков, где был воздвигнут храм Святой Живоначальной Троицы. По преданию, место будущего храма ей было указано, сходящими с неба лучами.

Крещение княгини Ольги не привело к установлению христианства на Руси


Княгиня попыталась приобщить к христианству и своего сына. Несмотря на то, что многие дворяне уже приняли новую веру, Святослав остался верен язычеству. Крещение княгини Ольги не привело к установлению христианства на Руси. Но ее внук, будущий князь Владимир, продолжил миссию своей обожаемой бабушки. Именно он стал крестителем Руси и основал церковь Успения Пресвятой Богородицы в Киеве, куда и перенес мощи святых и Ольги. При его правлении княгиня стала почитаться, как святая. А уже в 1547 году была официально причислена к лику святой равноапостольной. Стоит отметить, что такой чести удостоились только пять женщин в христианской истории — Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, царица Елена Равноапостольная и просветительница Грузии Нина. На сегодняшний день Святая княгиня Ольга почитается, как покровительница вдов и новообращённых христиан.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ КНЯГИНИ ОЛЬГИ

903 - летописная дата брака Игоря и Ольги.

944, осень - первое достоверное упоминание Ольги и ее сына Святослава в источниках (в тексте договора Игоря с греками).

945 (?)**, поздняя осень - зима - гибель Игоря в Древлянской земле.

946** - поход на древлян, взятие Искоростеня.

947** - поездка на север, к Новгороду и Пскову, установление даней по Мете и Луге; установления по Днепру и Десне.

957, лето - осень - путешествие в Константинополь (Царьград).

959, осень - посольство Ольги к германскому королю Отгону I.

961/62 - прибытие в Киев рукоположенного в епископы «ругов» немца Адальберта и изгнание его вместе со спутниками из Руси. Начало языческой реакции (политический переворот?) в Киеве; вероятное отстранение Ольги от реального управления страной.

964** - летописная дата «возмужания» Святослава; начало его военных походов.

969, весна - осада Киева печенегами. Ольга пребывает в городе со своими внуками Ярополком, Олегом и Владимиром.

Ок. 999 - перенесение мощей княгини Ольги ее внуком, князем Владимиром Святославичем, в киевскую Десятинную церковь Пресвятой Богородицы.

Из книги Бах автора Морозов Сергей Александрович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ 1685, 21 марта (по грегорианскому календарю 31 марта) в тюрингском городе Эйзенахе родился Иоганн Себастьян Бах, сын городского музыканта Иоганна Амвросия Баха. 1693-1695 – Обучение в школе. 1694 – Смерть матери, Элизабет, урожденной Леммерхирт.

Из книги Чаадаев автора Лебедев Александр Александрович

Основные даты жизни Чаадаева 1794, 27 мая - В Москве родился Петр Яковлевич Чаадаев. В том же году скончался отец Чаадаева - Яков Петрович.1757 - Скончалась мать Чаадаева, Наталья Михайловна, урожденная Щербатова. Братья Чаадаевы - Петр и Михаил - взяты на воспитание старшей

Из книги Мераб Мамардашвили за 90 минут автора Скляренко Елена

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1930, 15 сентября - в Грузии, в городе Гори, родился Мераб Константинович Мамардашвили.1934 - семья Мамардашвили переезжает в Россию: отца Мера-ба, Константина Николаевича, направляют на учебу в Ленинградскую военно-политическую академию.1938 -

Из книги Бенкендорф автора Олейников Дмитрий Иванович

Основные даты жизни 1782, 23 июня - родился в семье премьер-майора Христофора Ивановича Бенкендорфа и Анны Юлианы, урождённой баронессы Шиллинг фон Канштадт. 1793–1795- воспитывался в пансионе в Байрейте (Бавария).1796–1798 - воспитывался в пансионе аббата Николя в Петербурге.1797,

Из книги Пространства, времена, симметрии. Воспоминания и мысли геометра автора Розенфельд Борис Абрамович

Из книги Ольга. Запретный дневник автора Берггольц Ольга Федоровна

Основные даты жизни и творчества Ольги Берггольц А я вам говорю, что нет напрасно прожитых мной лет… О. Берггольц 1910. 16(3) мая. В Петербурге в семье фабричного врача родилась Ольга Берггольц. Отец - Федор Христофорович Берггольц. Мать - Мария Тимофеевна Берггольц

Из книги Гончаров автора Мельник Владимир Иванович

Основные даты жизни И.А. Гончарова 1812, 6 (18) июня - в Симбирске родился Иван Александрович Гончаров.1819,10 (22) сентября - смерть отца Гончарова, Александра Ивановича.1820–1822 - Иван Гончаров обучается в частном пансионе «для местных дворян».1822, 8 (20) июля - десятилетнего

Из книги Александр Гумбольдт автора Сафонов Вадим Андреевич

Основные даты жизни и деятельности 1720 - Родился простым бюргером Александр Георг Гумбольдт - отец братьев Вильгельма и Александра: лишь в 1738 году получил наследственное дворянство отец Александра Георга (дед братьев Гумбольдт) Иоганн Пауль. Род Гумбольдтов восходит к

Из книги Лев Яшин автора Галедин Владимир Игоревич

Из книги Финансисты, которые изменили мир автора Коллектив авторов

Основные даты жизни и деятельности 1892 г. Родился в костромской деревне1911 г. Поступил в Императорский Санкт-Петербургский университет1917 г. Стал заместителем министра продовольствия Временного правительства и избран членом Учредительного собрания1920 г. Возглавил

Из книги Данте. Жизнь: Инферно. Чистилище. Рай автора Мишаненкова Екатерина Александровна

Основные даты жизни и деятельности 1894 г. Родился в Лондоне1911 г. Поступил в Колумбийский университет1914 г. Окончил университет и поступил на работу в брокерскую фирму Newburger, Henderson & Loeb1920 г. Стал партнером и совладельцем фирмы Newburger, Henderson & Loeb1925 г. Основал фонд Benjamin Graham

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1897 г. Родился в баварском городке Фюрт1916 г. Призван в армию1918 г. Комиссован в связи с тяжелым ранением в звании унтер-офицера1919 г. Поступил в Высшую торговую школу в Нюрнберге1923 г. Поступил в докторантуру Университета имени Гете во

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1899 г. Родился в Вене1917 г. Участие в Первой мировой войне1918 г. Поступил в Венский университет1923 г. Стажировался в Колумбийском университете1926 г. Женился на Хелен Фрич1924 г. Организовал с Людвигом фон Мизесом Институт изучения деловых

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1905 г. Родился в Мюнхене, через три недели был крещен в Санкт-Петербурге1925 г. Окончил Ленинградский университет1927 г. Приглашен в Институт мирового хозяйства при Кильском университете1928 г. Защитил докторскую диссертацию в Берлинском

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1912 г. Родился в Нью-Йорке1932 г. Получил степень бакалавра по экономике и математике в Ратгерском университете1937 г. Началось многолетнее сотрудничество с Национальным бюро экономических исследований1950 г. Являлся консультантом по

Из книги автора

Основные даты в жизни Данте 1265, вторая половина мая - Рождение Данте.1277, 9 февраля - Обручение Данте с Джеммой Донати.Ок. 1283 - Умирает отец Данте.1285–1287 - Учится в Болонском университете.1289, 11 июня - Участвует в сражении на Кампальдино, закончившемся победой

Если посмотреть на Европу или Азию десятого-одиннадцатого века, то можно обнаружить, что правление женской рукой было как-то не принято. Мир изначально принадлежал мужчинам, более сильным, смелым, более решительным и легче принимающим нестандартные решения. Великая княгиня Ольга, супруга, не принимаемого всерьез до наших дней, князя Игоря Рюриковича, стала первой и практически единственной, кто руководил настолько крупным государством, как Киевская Русь. Она не водила дружину в разрушительные походы, не завоевывала новых земель и не уничтожала города и страны, а направила все свои силы и энергию на улучшение жизни внутри своей державы, за что ее с благодарностью вспоминают и сейчас.

Княгиня Ольга: биография сильной женщины

История древней Руси зачастую скупа и немногословно, особенно если речь идет о происхождении русских князей и событий их правления. По большому счету в летописях упоминаются только те, что получали княжение в Киеве или иных крупных городах, а также те, что заработали мощную славу в народе как добрую, так и дурную. О женах, дочерях и сестрах же в основном и вовсе можно найти разве что упоминание имен, но княгиня Ольга стала исключением в этом правиле. Об этой сильной женщине есть больше информации, но она все равно является разрозненной и зачастую противоречивой.

Ни одна старинная летопись, не содержит подтвержденной информации о том, когда же родилась будущая княгиня Ольга и к какому роду принадлежала. В семнадцатом веке в Степенной книге было указано, что упокоилась она в возрасте восьмидесяти лет. А это значит, что появиться на свет могла уже в конце девятого века. Однако во время записи, после указанных событий прошло уже более семисот лет, потому настоящим источником тут данную книгу не назовешь.

Происхождение

Информация о точной дате и месте рождения девочки, которая впоследствии станет супругой наследника первого Рюрика, его единственного сына Игоря, настолько противоречива и разрозненна, что узнать правду не представляется возможным. Некоторые считают, что она родилась в семье обычных псковских крестьян, откуда и была изъята в возрасте девяти или десяти лет, но подтверждения этому нет. Другие говорят, будто девушка принадлежала к знатному роду и приехала в Киев из Новгорода, а третьи вообще убеждают всех в варяжском происхождении княгини. Об этом свидетельствует и странно звучащее для славян имя Ольга, что можно трактовать, как Helga.

Существует версия, будто бы Ольга на самом деле была родной дочерью Олега, по прозвищу Вещий. Во время регентства его на киевском престоле, пока Игорь был слишком мал, он якобы обзавелся дочкой, а потом спрятал ее до поры в Новгороде или Пскове, а скорее всего, в деревне Выбуты за 12 километров выше по реке от Пскова. Так как приходился скорее всего родным дядей Игорю, ведь считается что он был родным братом Ефанды, супруги Рюрика, то тогда будущая невеста была ему двоюродной сестрой. Впрочем, истина так и останется скрытой от потомков, и можем только предполагать.

В писания Нестора указывается, что родом она из простого народа, а родиной ее является деревенька под Псковом. По иным сведениям, она была болгаркой, а корни ее скрыты тайной рода Бориса. Существует легенда, будто Игорь познакомился с будущей женой, отправившись на охоту. Желая переправиться на другую сторону, он попросил помочь ему худенького юношу на утлой лодочке. Этим юношей и оказалась Ольга. Поговорив с нею, будущий князь обнаружил, что помыслы ее чисты, а душа легка.

Заключение брака

Архангелогородский летописец гласит, что на тот момент, когда Ольгу выдали замуж за Игоря, ей было всего десять лет. По поводу этой свадьбы имеются вполне достоверные сведения. Она произошла в 903 году, согласно записям «Повести временных лет». Следовательно, родилась девушка в 893-ем. К тому же мнению склонялись Карамзин и Войтович. Проложное житие говорит о смерти не в восемьдесят лет, а в семьдесят пять, перенося дату рождения на 894-ый. Однако такая дата противоречит дате рождения ее сына Святослава в 938-943 годах. К тому времени матери уже было бы давно за сорок, что маловероятно.

Советский российский археолог, исследователь славянской истории и культуры Борис Рыбаков считал, что родиться княгиня могла не позже 927-928 года, исходя из того, сын ее появился на свет в 942-ом. Причем Святослав Игоревич без сомнений являлся старшим сыном этой четы, иначе не считался бы первым претендентом на отеческий престол и княжение. Чрезвычайно интересное исследование данного вопроса можно прочесть в книге «Княгиня Ольга. Святая воительница» Андрея Богданова.

О свадьбе есть несколько летописных свидетельств, самым известным среди которых становится «Повесть временных лет». Согласно записям, русская княгиня Ольга была выдана за Игоря Рюриковича. Именно оттуда отлично читается отрывок: «… от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал её и нарек в своё имя Ольга. Были у Игоря потом другие жены, но Ольгу из-за мудрости её более других чтил». Вполне возможно, что девушка была внучкой легендарного Гостомысла.

Новгородская Первая летопись, где содержится больше всего достоверных фактов и дат, которые можем почерпнуть, вопрос о дате женитьбы молодого Рюриковича и совсем юной красавицы Прекрасы оставляет открытым. Некоторые историки считают, что 903 год в «Повести…» — это более поздняя вставка, сделанная Нестором, когда он пытался как-то классифицировать данные привести историю к настоящему хронологическому порядку. После этого события, летописец следующий раз упоминает Ольгу уже только в 944 году, когда ее мужем был заключен договор с Византией.

Смерть Игоря

Правление княгини Ольги началось со смерти ее мужа. Хотя можно считать, что она принимала активное участие и раньше. Согласно преданиям, она показала себя с наилучшей стороны. Ведь пока князь Игорь занимался подготовкой и сборами армии для свершения великих походов и захвата новых земель для своего государства, она взяла на себя управление вопросами внешней и внутренней политики, экономики и прочего, чего требовала от нее жизнь. Она управлялась везде, умудрялась успевать встречаться с послами и дипломатами из других стран, принимать жалобщиков, разрешать споры меж дружинниками и много чего еще.

В 945 году, после очередной поездки в полюдье, Игорь Рюрикович почил в бозе и больше домой не вернулся. Ходили странные слухи, будто он решил снять с древлян двойную дань, за что в полной мере и поплатился. Мятежники подстерегли его с малой частью дружины, схватили, привязали к двум склоненным деревьям и отпустили, разорвав его на части. История была очень темная и некоторые даже считали, что Ольга тоже приложила руку к этому грязному делу. На то время старшему сыну княгини было всего три года, а надолго оставлять государство без правителя было никак нельзя, мать решила принять на себя регентские обязанности. Дружина князя беспрепятственно склонилась перед этой женщиной и даже молчаливо одобрила в ее решительности отомстить за мужа.

Страшная месть древлянам

После убийства Игоря Рюриковича, согласно все той же «Повести временных лет», древляне решили, что все их беды и печали на этом закончились. Они настолько обнаглели, что прислали к великой русской княгине Ольге сватов, чтобы звать ее замуж за их князя Мала. Это было роковой ошибкой, разъяренная женщина не смогла стерпеть подобного оскорбления. Древнерусский летописец Нестор указывает на четыре мести, которые приготовила она для мятежных древлян.

  • В качестве сватов в Киев прибыли двадцать старейшин-древлян. Ольга повелела вырыть огромную яму во дворе своего терема и бросить туда ладью с посланцами. Причем людей она приказала оставить там же. Так и засыпали их землей живых, под стоны, крики и плач.
  • Никто не узнал об участии первой делегации, потому в Киев был направлен гонец, чтобы выяснить, что же случилось. Ольга велела передать, что никаких сватов не видела, ведь их могли убить лихие люди или съесть по пути волки. После этого глупые древляне собрали еще одну делегацию из лучших мужей, чтобы идти сватать княгиню. Они были сожжены в баньке живьем, где мылись по приезду.
  • Так как похоронили Игоря там же, где убили, княгине Ольге пришлось ехать в земли древлян, чтобы справить тризну по любимому супругу. Она выкатила огромные бочки медов и устроила настоящее празднество с соревнованиями в честь умершего. Древляне поверили, будто это просто поминальный обед и напились допьяна, да так и попадали спать, где сидели. В этот момент воины княгини перебили всех до одного. Нестор говорит о пяти тысячах погибших на этом пиру.
  • Спустя год после смерти мужа, княгиня русская решила завершить начатое дело, видимо, она всегда любила доводить все до конца. Она собрала дружину и в 946 году выступила в настоящий поход против древлян. Однако осада Искоростеня (ныне Коростень, Украина) затягивалась, а противник сопротивлялся, как бесноватый, понимая перспективу сдачи. «Повесть временных лет» говорит, что именно Ольга придумала привязать к лапкам птиц зажженную паклю, пропитанную серой. Город сгорел дотла, а выжившие покорились судьбе.

Интересно

История про сожжение города при помощи птиц, точно также, как у Нестора, описана еще одним человеком, датским историком и летописцем двенадцатого века Саксоном Грамматиком, который фактически жил в то же время. Он пишет, что именно таким образом скандинавский народный герой Гутрум взял городок Сайренсестер, что в Уэссексе. Не «одолжил» ли интересный сюжет русский монах, а может, и наоборот датский писатель, так и останется загадкой для будущих поколений.

После того, как расправа над мятежниками была завершена, Ольга стала управлять государством, так как сыну князя Святославу на то время было еще очень мало лет. Правила Киевской Русью она до самого совершеннолетия сына, да и после него тоже, так как парень предпочитал проводить время в военных походах, покрывая себя славой, оставив матери заниматься скучными делами.

Правление и политика княгини Ольги

После покорения и частичного истребления древлян, повинных в смерти мужа, Ольга установила им уроки, то есть специальную дань в виде платы или работы, что должна быть выполнена до определенного срока. Также съездила она в Псков и Новгород, установив дань и там. Кроме всего, она решила автоматизировать систему сбора налогов, так как полюдье не казалось более таким правильным и безопасным. Было решено, что отныне налоги державе люди будут платить на погосты – своего рода областные или региональные центры. Заниматься сбором, подсчетом и хранением, с последующей передачей в Киев, должны были особые люди.

Стоит узнать

Именно Ольга стала родоначальницей каменного градостроительства. Причем первыми зданиями из камня стали городской дворец и загородный терем самой княгини. Причем она всячески приветствовала и помогала возводить такие дома не только в Киеве, но также в Пскове и Новгороде, а также и в других поселениях, ей подвластных.

Крещение великой княгини русской

Уже в 945-946 годах Ольга уже разработала новую налоговую систему на Руси. Она установила конечные размеры полюдья, а также сроки их окончательной выплаты, названные уроками, оброками и уставами. Все подвластные Киевской Руси земли были таким образом разделены на определенные административные единицы. Причем в каждом из них княгиня посадила своих инспекторов-тиунов, что и занимались исключительно налоговыми вопросами. Но это было далеко не последнее достижение ее, так как вскоре она совершит переломный поступок, который внесет изменения не только в ее судьбу, но и в судьбу государства.

Время шло, а международная обстановка стала накаляться. Хотя Игорь Рюрикович и заключил договор о ненападении с Византией, но там уже несколько раз сменилось правительство, да и прошло уже больше десяти лет. Следовало срочно что-то решать с отношениями двух государств, которые могли разрастись в конфликт. Русские летописи о визитах княгини в Царьград пишут вскользь, а причин этого вообще не объясняют.

Однако Василий Татищев считал, что она целенаправленно ехала туда по одной причине. В 955 или 957 году, согласно разных источников, русская княгиня Ольга приняла крещение в Царьграде (Константинополе), согласно текстам «Повести временных лет» и приняла имя Елена. В это время на Руси уже проживало очень много крещенных людей, это не вызывает никаких сомнений. Причем первые такие случаи зарегистрированы летописцами и датируются еще пятидесятыми-шестидесятыми годами девятого века, то есть задолго до даже до того, как она появилась на свет. Видя праведность и честность, благочинность и истинность этой веры, она решила принять ее и сама, а заодно установить более дружеские отношения с византийским правителем.

Внешняя политика

Есть иные мнения, как именно, когда и почему Ольга приняла крещение. К примеру, арабский исследователь и историк Яхья Антиохийский писал совсем не так. Согласно его письмам и сообщениям, решившись на отчаянный шаг, княгиня написала в Царьград письмо, в ответ на которое тут же был выслан епископ, что и провел обряд прямиком в Киеве. Татищев считал, что это маловероятно, так как языческое население Руси, которое было все же преобладающим, едва ли бы оценило и поняло такой шаг правительницы.

Еще один замечательный факт, нашедший свое отражение в сочинениях летописца Нестора, это колоссальная задержка в Константинополе. Если считать, что Ольга поехала креститься туда, взяв с собой посольство, включающее более сотни человек, то становится совершенно непонятно, почему же император не принимал ее больше месяца. Многие историки современности пеняют на политическое положение Византии тех времен. Она считалась чуть ли не центром всего мира, а правитель ее – наместником бога на земле.

Прибывшая со всей оравой Ольга, кроме торгово-военных договорных грамот, никакой документации естественно не имела, да и никакими титулами, котирующимися в той Византии, не располагала. Потому, согласно церемониалу, ее тактично отодвигали назад, при этом не давая обидеться и убраться восвояси, ведь Киевская Русь была важным стратегическим партнером. Вернувшись в Киев, Ольга стала убеждать Святослава тоже принять крещение, но это ей не удалось, сын все посмеивался над матерью и пенял на то, что дружина его не поймет. Да и вообще, была в нем какая-то изначальная нелюбовь к грекам.

Конец правления Ольги и воцарение Святослава

Когда именно Святослав, сын Ольги, стал самостоятельно править державой, не совсем понятно. Согласно писаниям Нестора, первый военный поход парня был произведен в 964-ом. Однако, в рукописных текстах Адальберта Магдебургского есть отсылка к тому, что к королю и герцогу Саксонии Оттону I Великому в 959 году приходили послы от королевы ругов, что крестилась при императоре Романе в Константинополе. Ну как же не счесть это прямым указанием на русскую княгиню Ольгу?

Получается, что тогда она еще считалась во всем мире законной правительницей Киевской Руси. В следующем 960 году Святославу как раз исполнилось восемнадцать. Тогда же была отправлена миссия в Киев от короля Оттона, от чего даже осталась ротонда десятого века, выстроенная в его честь. Однако убежденный язычник не стал слушать россказни приехавших послов, потому миссия потерпела неудачу и убралась восвояси. Следовательно, юный князь уже имел на то время большую силу и власть. Причем по пути обратно часть миссионеров была убита, а сам летописец и архиепископ Адальберт чудом спасся.

В каком именно году Святослав реально вступил в правление не знает никто, дата представляется весьма условной. К примеру, можно судить по набегу печенегов, которые после сорока лет затишья после походов Олега, стали поднимать голову и коситься на Киев. В 968 году они пришли под стены русской столицы, но подоспевший Святослав, как раз вернувшийся из похода в Болгарию, с легкостью снял осаду и прогнал врагов.

После этого князь собрался снова отправляться в путь, но мать удержала его, предчувствуя скорую смерть. Так и случилось, она скончалась ровно через три дня, в окружении родных и близких, тех кого любила больше жизни и со светлой грустью в душе, без особых мучений. Летописец говорит, что плакать над ней приходили все, начиная от сына и внуков, и заканчивая простыми людьми, пришедшими с самых дальних концов страны.

После этого, ее внук Владимир I Святославич в 1007 году перенес мощи своей бабушки в церковь Святой Богородицы в Киеве, но святой ее стали считать гораздо раньше, приблизительно в 972-978 годах при правлении Ярополка. На этом исторический портрет княгини Ольги можно завершать.

Отпечаток в истории

Такой великий человек, талантливый правитель, а также еще и духовный наставник, как Ольга, не мог не оставить определенный след в истории. То, что она была канонизирована в качестве святой, это общеизвестный факт, но помнят потомки первую русскую православную княгиню и без этого. В городе Пскове, который по одной из версий считается ее родиной, имеется Ольгинская улица, мост, часовня и набережная, а также выстроено несколько чудесных памятников. Кроме того, со времен правления Ольги и вплоть до 1944 года, над речкой Нарвой стоял старый погост, который впоследствии был разрушен бомбежкой.

Памятники княгине русской Ольге есть в Киеве, Пскове, Коростене и даже Великом Новгороде. В Ватикане, а именно в Соборе Святого Петра, в северном трансепте установлен портрет этой сильной и непоколебимой женщины, которая проливала свет на все, что когда-либо делала. Кроме того, в 1915 году, император Николай Второй учредил орден святой равноапостольной княгини Ольги, а с 1997 года на Украине можно получить награду «Орден княгини Ольги». О ней писал Гумилев и Васильев, Симона Вилар и Олег Панус, существует несколько художественных кинолент о ее правлении. В 1981 году был даже поставлен балет «Ольга» на музыку Евгения Станковича, который шел в Киевском театре оперы и балета.

Девятого сентября, в среду состоялся прием, во всем сходный с вышеописанными, по случаю прибытия Русской княгини Ольги. Княгиня вошла со своими родственницами княгинями и избраннейшими прислужницами, причем она шла впереди всех других женщин, а они в порядке следовали одна за другою; она остановилась на том месте, где логофет обычно предлагал вопросы… Когда царь по обычному чину вошел в дворец, состоялся второй прием следующим образом. В триклине Юстиниана было поставлено возвышение, покрытое багряными шелковыми тканями, а на нем поставлен большой трон царя Феофила и сбоку царское золотое кресло. Два серебряных органа двух частей (= димов) были поставлены внизу за двумя завесами, духовые инструменты были поставлены вне завес. Княгиня, приглашенная из Августея, прошла чрез апсиду, ипподром и внутренние переходы того же Августея и, вошедши, села в Скилах. Государыня воссела на вышеупомянутый трон, а невестка ее на кресло. Вошел весь кувуклий и препозитом и остиариями были введены ранги… Когда царь воссел с Августою и своими багрянородными детьми, княгиня была приглашена из триклина кенургия и, сев по приглашению царя, высказала ему то, что желала.

В тот же день состоялся званый обед в том же триклине Юстиниана. Государыня и невестка ее сели на вышеупомянутом троне, а княгиня стала сбоку… На обеде присутствовали певчие церквей св. апостолов и св. Софии и пели царские славословия. Были также всякие сценические представления… После того как царь встал из-за стола, был подан десерт в ариститирии, где был поставлен малый золотой стол, стоящий (обыкновенно) в пектапиргии, и на нем был поставлен десерт на блюдах, украшенных эмалью и дорогими камнями. И сели царь, царь Роман Багрянородный, багрянородные дети их, невестка и княгиня, и дано было княгине на золотом блюде с дорогими камнями 500 мил., шести приближенным женщинам ее по 20 мил. и 18-прислужницам по 8 мил.

Октября 18-го, в воскресенье, состоялся званый обед в Золотой палате, и сел царь с Руссами, и опять был дан другой обед в пентакувуклии св. Павла, и села государыня с багрянородными детьми ее, невесткою и княгинею…

НАРУШЕНИЕ РИТУАЛА

Поначалу аудиенция проходила так, как это обычно было принято в отношении иностранных правителей или послов крупных государств. Император, сидя на троне в роскошном зале Магнавре, обменялся с Ольгой через логофета церемониальными приветствиями. Рядом с императором находился весь состав двора. Обстановка была чрезвычайно торжественная и помпезная.

В тот же день состоялось еще одно традиционное для приемов высоких гостей торжество - обед… Но наряду с этим имелись и отступления от принятых традиций, обозначились нарушения незыблемого византийского дипломатического ритуала, которые были совершенно невероятны, особенно при Константине VII - их ревностном блюстителе.

В начале аудиенции, после того как придворные встали на свои места, а император воссел на «троне Соломона», завеса, отделявшая русскую княгиню от зала, была отодвинута, и Ольга впереди своей свиты двинулась к императору. В этих случаях обычно иностранного представителя подводили к тропу два евнуха, поддерживавшие подходящего под руки. Затем иностранный владыка или посол совершал праскипеспс - падал ниц к императорским стопам. Во время приема киевской княгини этот порядок был изменен. Ольга одна, без сопровождения, подошла к трону, не упала перед императором ниц, как это сделала ее свита, а осталась стоять и стоя же беседовала с Константином VII.

Затем Ольгу отдельно приняла императрица, которую русская княгиня приветствовала лишь легким наклоном головы.

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О КРЕЩЕНИИ ОЛЬГИ

Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. Был тогда цесарь Константин, сын Льва. И увидев, что она красива лицом и весьма умна, подивился цесарь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами в городе этом». Она же, поразмыслив, ответила цесарю: «Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам - иначе не крещусь». И крестил ее цесарь с патриархом. [...] И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице - матери Константина Великого. И благословил ее патриарх и отпустил. После крещения призвал ее цесарь и сказал ей: «Хочу взять тебя в жены». Она же ответила: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это - ты сам знаешь». И сказал ей цесарь: «Перехитрила ты меня, Ольга». И поднес ей многочисленные дары - золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные, и отпустил ее, назвав своею дочерью. Она же, собравшись домой, пришла к патриарху, и попросила у него благословения дому, и сказала ему: «Люди мои и сын мой язычники, - да сохранит меня Бог от всякого зла». И сказал патриарх: «Чадо верное! В Христа ты крестилась, и в Христа облеклась, и Христос сохранит тебя… избавит он от козней дьявола и от сетей его». И благословил ее патриарх, и отправилась она с миром в свою землю и пришла в Киев.

КРЕЩЕНИЕ ОЛЬГИ И НАЧАЛО ХРИСТИАНИЗАЦИИ РУСИ

Надежды Византии на близкое крещение Руси не оправдались. Принятие христианства оказалось для русов делом длительным и трудным. Князь Игорь вскоре погиб. Его вдова Ольга решилась переменить веру лишь много лет спустя после смерти мужа. Автор «Повести временных лет» записал предание о том, что Ольга приняла крещение от императора Константина Багрянородного в Константинополе в 955 г. Однако летописный рассказ пронизан фольклорными мотивами. Если верить летописи, немолодая Ольга произвела на императора столь сильное впечатление, что тот предложил «пояти» ее в жены. Мудрая Ольга отвечала: «Како хочешь меня пояти, крестив мя сам и нарек мя дщерью?» Отказав «жениху», русская княгиня «переклюкала» самого царя.

Константин VII Багрянородный упомянул о приеме «архонтесы Елги». Но не знал христианского имени Елены-Елги, а следовательно, княгиня оставалась язычницей во время свидания с ним в 957 г. Состав русской свиты наводит на мысль, что Ольга нанесла визит императору как частное лицо. В ее окружении не было послов от наследника Святослава, игоревых племянников и от конунга Свенельда. «Слы» из свиты Ольги получали столько же денег, сколько ее переводчики, что точно отражало их положение на иерархической лестнице.

Сохранилось немецкое свидетельство о крещении Ольги - так называемое Продолжение Хроники Региона. Хроника была составлена в середине X в. Автором Продолжения был, как полагают, первый киевский епископ Адальберт. Все это придает памятнику исключительную ценность. Как записал немецкий хронист, в 959 г. ко двору германского императора Оттона I явились «послы Елены, королевы ругов (русов), которая при Романе Константинопольском императоре крещена в Константинополе». Послы «просили, чтобы их народу был поставлен епископ и священники». Итак, Ольга - Елена приняла крещение не при Константине Багрянородном, а при его сыне Романе, вступившем на трон после смерти отца в ноябре 959 г. Сомнение вызывает хронология событий, изложенных в немецкой хронике. Ольга не успела бы в течение двух неполных месяцев после крещения снарядить послов в Германию. Необъяснимо промедление Оттона I. Выслушав послов в конце 959 г., император удовлетворил их просьбу и назначил епископа в Киев лишь через год, на Рождество 960 г. Видимо, хронист неточно записал дату прибытия послов. Немецкие анналы XI в., источник независимого происхождения, сохранили следующую запись: «960. К королю Оттону явились послы от народа Руси». Приведенный текст подтверждает предположение, что миссия русов явилась в Германию не в 959 г., а в 960 г. и уже к концу года Оттон объявил о назначении епископа.

Русская княгиня поступила совершенно так же, как раньше поступил болгарский царь Борис. Приняв крещение от православного греческого патриарха, она тотчас же пригласила латинского пастыря. Немецкий епископ, который должен был ехать в Киев, скоропостижно умер 15 февраля 961 г., и сан епископа Руси был передан монаху Адальберту. Он выехал в Киев в 961 г., а через год вернулся домой ни с чем. Попытка основать в Киеве епископство потерпела неудачу из-за сопротивления языческой норманнской знати, правившей страной после гибели Игоря. Один этот факт разрушает миф об Ольге как правительнице Руси. Однако не следует думать, что старания княгини насадить на Руси христианство не дали никаких результатов. Уже во время первой поездки язычницы Елги в Константинополь в ее свите находился «поп Григорий». А это значит, что люди из ближайшего окружения Ольги сменили веру раньше нее. В 967 г. папа Иоанн XII воспретил назначать на вновь учреждаемую кафедру в Праге лиц, принадлежащих «к обряду или секте болгарского или руского народа, или славянского языка». Вероятно, самая многочисленная христианская община русов находилась в Константинополе, и папа римский опасался присылки в Чехию епископа из Византии. В Царьграде «крещеные русы» занимались разного рода деятельностью: торговали, служили в императорской дворцовой гвардии и пр. Сношения между киевскими и царьградскими христианами русского происхождения способствовали христианизации киевских русов.

Влияние Ольги на дела управления было, по-видимому, ограниченным. В год смерти Игоря княжичу Святославу исполнилось никак не меньше 8-10 лет. Мстя древлянам за отца, Святослав начал битву, метнув в них тяжелое копье. Копье упало у ног коня, на котором сидел мальчик. Ко времени приезда епископа в Киев Святославу было более 20 лет. Он достиг совершеннолетия. По летописи, Ольга-Елена многократно просила сына переменить веру, но тот неизменно отказывал ей, ссылаясь на мнение дружины. Молодой князь не мог отречься от язычества, пока дружина и ее предводители придерживались старой религии. Два десятилетия спустя, если верить летописному преданию, внук Ольги Владимир закончил беседу о вере с немецкими послами напоминанием о временах бабки: «Идите опять, яко отци наши сего не приняли суть». Владимир говорил от лица всей дружины. Выражение «отцы наши» имело в его устах вполне определенное значение. Епископ Адальберт был изгнан из Киева всей дружиной. По свидетельству новгородской летописи, киевская княгиня держала в своем доме «презвитера» в тайне от народа. Пресвитером был, вероятно, сам Адальберт или один из прибывших с ним латинских священников.
Скрынников Р.Г. Древнерусское государство

ИЗ ЖИТИЯ СВЯТОЙ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ ОЛЬГИ

…И посемъ по крещеніи живяше лѣтъ 15 и угоди Богу, и съ миромъ предавъ святую свою и честную душю въ руцѣ Христу Богу въ лѣто 6477, мѣсяца Іюля въ 11 день. И посемъ, времени многу минувшу по преставленіи святыа, внукъ же ея — блаженный князь Владимеръ въспомяну о мощехъ святыа бабы своеа, и пріиде на мѣсто самъ с митрополитомъ и со всѣмъ священнымъ соборомъ и съ фимяномъ, и раскопавше землю, и обрѣтоша честныа мощи святыя бабы своея княини Олги цѣлы и нерушимы пребывають. Они же прославиша Бога, и въземъше мощи, и положиша въ церкви Святыа Богородица, въ гробѣ каменѣ мале; и на верху гроба того честнаго оконце сътвориша: и тудѣ видять блаженныа тѣло лежаше цѣло и тлѣнію непричастно, но свѣтяшеся яко солнце. А иже кто пріидѣтъ съ вѣрою ко гробу святыя: и оконце оно, иже на гробѣ святыа, само о себе отверзется, и видятъ честное тѣло и мнози пріемлютъ исцѣленіе неоскудно…

Загадочная личность княгини Ольги породила немало легенд и домыслов. Одни историки представляют ее жестокой валькирией, прославившейся в столетиях своей ужасной местью за убийство мужа. Другие же рисуют образ собирательницы земель, истинной православной и святой.

Скорее всего, истина находится посередине. Однако интересно другое: какие свойства характера и жизненные события привели эту женщину к правлению государством? Ведь почти безграничная власть над мужчинами - княгине подчинялось войско, против ее правления не было ни одного бунта - дается не каждой женщине. А славу Ольги трудно недооценивать: святую равноапостольную, единственную из русских земель, почитают и христиане, и католики.

Происхождение Ольги: вымысел и реальность

Существует множество версий происхождения княгини Ольги. Точная дата ее рождения неясна, остановимся на официальной версии - 920 г.

Также неизвестно и о ее родителях. Наиболее ранние исторические источники - «Повесть временных лет» и «Степенная книга» (XVI в.) - рассказывают, что Ольга была из незнатного рода варягов, осевших в окрестностях Пскова (деревня Выбуты).

Более поздний исторический документ «Типографская летопись» (XV в.) повествует, что девочка была дочерью Вещего Олега, воспитателя ее будущего мужа князя Игоря.

Одни историки уверены в знатном славянском происхождении будущей правительницы, изначально носившей имя Прекраса. Другие усматривают ее болгарские корни, якобы Ольга была дочерью князя-язычника Владимира Расате.

Видео: Княгиня Ольга

Тайну детства княгини Ольги немного приоткрывает ее первое появление на сцене исторических событий в момент знакомства с князем Игорем.

Наиболее красивая легенда об этой встрече описана в «Степенной книге»:

Князь Игорь, переправлявшийся через реку, разглядел в лодочнике красивую девушку. Однако его домогательства были сразу пресечены.

Согласно легендам, Ольга ответила: «Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание».

Из этой истории можно сделать вывод, что, во-первых, будущая княгиня была очень красивой. Ее прелести запечатлели некоторые историки и живописцы: юная красавица с изящным станом, васильковыми глазами, ямочками на щеках и толстой косой соломенных волос. Красивый образ получился и у ученых, воссоздавших портрет княгини по ее мощам.

Второе, что следует отметить — это полное отсутствие легкомысленности и светлый ум у девочки, которой на момент встречи с Игорем было всего 10-13 лет.

К тому же, в некоторых источниках указано, что будущая княгиня знала грамоту и несколько языков, что явно не соответствует крестьянским корням.

Косвенно подтверждает благородное происхождение Ольги и тот момент, что Рюриковичи хотели укрепить свою власть, и безродный брак им был не нужен — а ведь у Игоря был широкий выбор. Князь Олег уже давно искал невесту для своего наставника, но ни одна из них не вытеснила образ строптивой Ольги из мыслей Игоря.


Ольга: образ жены князя Игоря

Союз Игоря и Ольги был вполне благополучным: князь совершал походы на соседние земли, а его любящая жена ожидала мужа и управляла делами княжества.

Полное доверие в паре подтверждают и историки.

«Иоакимовская летопись» гласит, что «были у Игоря потом другие жены, но Ольгу из-за мудрости её более других чтил».

Одно лишь омрачало брак - отсутствие детей. Вещий Олег, принесший многочисленные человеческие жертвы языческим богам во имя рождения наследника у князя Игоря, так и умер, не дождавшись счастливого момента. Со смертью Олега княгиня Ольга потеряла и свою новорожденную дочь.

В дальнейшем, потеря младенцев стала привычной, все дети не доживали до года. Лишь через 15 лет брака княгиня родила здорового, крепкого сына Святослава.


Смерть Игоря: страшная месть княгини Ольги

Первый поступок княгини Ольги в роли правительницы, увековеченный в летописях, наводит ужас. Древляне, не желавшие платить дань, захватили — и буквально разорвали плоть Игоря, привязав его к двум согнутым молодым дубам.

К слову, подобная казнь в те времена считалась «привилегированной».

В один момент Ольга стала вдовой, матерью 3-летнего наследника — и фактически правителем государства.

Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря. Эскиз, Василий Иванович Суриков

Незаурядный ум женщины проявился и тут, она сразу окружила себя доверенными лицами. В их числе был воевода Свенельд, пользующийся авторитетом в княжеской дружине. Княгине беспрекословно подчинялось войско, а это было необходимо для ее мести за погибшего мужа.

20 послов древлян, прибывших сватать Ольгу за своего владыку, были сначала почетно пронесены в ладье на руках, а потом с ней же — и закопаны заживо. Ярая ненависть женщины была налицо.

Наклонясь над ямой, Ольга спросила у несчастных: «Хороша ли вам честь?»

Этим не закончилось, и княгиня затребовала к себе более знатных сватов. Истопив для них баню, княгиня приказала их сжечь. После столь дерзких поступков, Ольга не побоялась мести в свой адрес, и отправилась в земли древлян, чтобы совершить тризну на могиле усопшего мужа. Опоив 5 тысяч воинов противника во время языческого ритуала, княгиня приказала их всех перебить.

Дальше — хуже, и мстительная вдова осадила древлянскую столицу Искоростень. Прождав сдачи города все лето, и потеряв терпение, Ольга в очередной раз прибегла к хитрости. Попросив «легкую» дань - по 3 воробья с каждого дома, - княгиня приказала привязать к лапам птиц горящие ветки. Птицы летели к своим гнездам — и в результате сожгли весь город.

Поначалу покажется, что такая жестокость говорит о неадекватности женщины, даже с учетом потери любимого мужа. Однако следует понимать, что в те времена, чем яростнее была месть, тем больше уважали нового правителя.

Своим хитрым и жестоким поступком Ольга утвердила свою власть в войске и добилась уважения народа, отказавшись от нового замужества.

Мудрая правительница Киевской Руси

Угроза хазар с юга и варягов с севера требовала укрепления княжеской власти. Ольга, объездив даже дальние свои уделы, разделила земли на участки, установила четкий порядок сбора дани и посадила управлять своих людей, тем самым предотвратив негодование народа.

К этому решению ее сподвиг опыт Игоря, дружины которого грабили по принципу «сколько смогут унести».

Именно за умение управлять государством и предупреждать проблемы княгиню Ольгу в народе называли премудрой.

Хотя официальным властителем считался сын Святослав, фактическим управлением Русью занималась сама княгиня Ольга. Святослав пошел по стопам отца, и занимался исключительно военной деятельностью.

Во внешней политике перед княгиней Ольгой встал выбор между хазарами и варягами. Однако мудрая женщина избрала свой путь, и обратилась в сторону Царьграда (Константинополя). Греческое направление внешнеполитических устремлений было выгодно Киевской Руси: развивалась торговля, а люди обменивались культурными ценностями.

Пробыв в Царьграде около 2 лет, русская княгиня более всего была поражена богатым убранством византийских храмов и роскошью каменных зданий. По возвращении на родину, Ольга начнет повсеместное строительство дворцов и церквей из камня, в том числе — в новгородских и псковских владениях.

Первыми она построила городской дворец в Киеве и собственный загородный терем.

Крещение и политика: все во благо Государства

К христианству Ольгу склонила семейная трагедия: языческие боги долгое время не желали ей даровать здорового младенца.

Одна из легенд гласит, что княгине в мучительных снах виделись все убитые ею древляне.

Осознав свою тягу к православию, и поняв, что это выгодно для Руси, Ольга решила принять крещение.

В «Повести временных лет» описана история, когда, император Константин Багрянородный, плененный красотой и умом русской княгини, предложил ей руку и сердце. Опять прибегнув к женской хитрости, Ольга попросила византийского императора участвовать в крещении, а после церемонии (княгиню нарекли Еленой) заявила о невозможности брака между крестным отцом и крестницей.

Однако эта история, скорее, народная выдумка, по некоторым данным на тот момент женщине было уже за 60 лет.

Как бы то ни было, княгиня Ольга заполучила себе мощного союзника, не преступив рамки собственной свободы.

В скором времени император захотел подтверждения дружбы между государствами в виде присланных из Руси войск. Правительница отказала — и отправила послов к сопернику Византии, королю немецких земель Оттону I. Такой политический шаг показал всему миру независимость княгини от любых — даже великих — покровителей. Дружба с германским королем не получилась, приехавший в Киевскую Русь Оттон поспешно бежал, поняв притворство русской княгини. А вскоре в Византию к новому императору Роману II отправились русские дружины, но уже как знак доброй воли правительницы Ольги.

Сергей Кириллов. Княгиня Ольга. Крещение Ольги

Вернувшись на родину, Ольга встретила яростное сопротивление перемене ее вероисповедания от собственного сына. Святослав «высмеивал» христианские ритуалы. На тот момент, в Киеве уже была православная церковь, однако практически все население было языческим.

Мудрость потребовалась Ольге и в этот момент. Она сумела остаться уверовавшей христианкой и любящей матерью. Святослав так и остался язычником, хотя в дальнейшем относился к христианам достаточно терпимо.

К тому же, избежав раскола в стране ненавязыванием своей веры населению, княгиня одновременно приблизила момент крещения Руси.

Наследие княгини Ольги

Перед смертью княгиня, жалуясь на свои болезни, смогла обратить внимание сына на внутреннее управление княжеством, осаждаемым печенегами. Святослав, только что вернувшийся из болгарской военной кампании, отложил новый поход в Переяславец.

Княгиня Ольга умерла в 80 лет, оставив сыну крепкую страну и мощное войско. Женщина приняла причастие от своего священника Григория и запретила проводить языческую поминальную тризну. Похороны прошли по православному обряду погребения в землю.

Уже внук Ольги, князь Владимир перенес ее мощи в новую киевскую церковь Святой Богородицы.

Со слов, записанных очевидцем тех событий монахом Иаковом, тело женщины осталось нетленным.

История не предоставляет нам явных фактов, подтверждающих особую святость великой женщины, за исключением ее невероятной преданности мужу. Однако княгиню Ольгу почитали в народе, а ее мощам приписывали разные чудеса.

В 1957 г. Ольга была названа равноапостольной, ее жизнь по святости приравнивалась к жизни апостолов.

Сейчас святую Ольгу почитают как покровительницу вдов и защитницу новообращенных христиан.

Дорога к славе: уроки Ольги нашим современницам

Анализируя, скупые и рознящиеся сведения исторических документов, можно сделать определенные выводы. Эта женщина не была «мстительным монстром». Ее ужасающие поступки в начале правления продиктованы исключительно традициями того времени и силой горя вдовы.

Хотя нельзя списывать со счетов, что подобное может совершить только очень крепкая духом женщина.

Княгиня Ольга, несомненно, была великой женщиной, и достигла высот власти, благодаря своему аналитическому складу ума и мудрости. Не боясь перемен и подготовив надежный тыл из преданных соратников, княгиня смогла избежать раскола государства — и сделала многое для его процветания.

При этом женщина никогда не предавала собственные принципы и не позволяла ущемлять собственную свободу.



Статьи по теме: