Форма участия людей в политике. Политическое участие. б). активное избирательное право

Политическое участие бывает постоянным и эпизодическим, организованным и неорганизованным.

Степень его организованности во многом зависит от политического режима. При авторитарном и тоталитарном режимах оно чаще всего вынужденное или принудительное, при демократическом -- свободное и сознательное.

Американский политолог А. Марш разделил политическое участие на две основные формы: конвенциональное и неконвенциональное (протестное), выделив следующие его типы: пассивное, конформистское, реформистское и активистское .

Конвенциональное участие - форма политического участия, характеризующаяся соответствием политической деятельности нормам политической системы.

Неконвенциональное участие - форма политического участия, характеризующаяся несоответствием политической деятельности существующим в политической системе нормам (несанкционированные митинги, демонстрации, бойкоты, голодовки, захват помещений, заложников и т. п.).

Пассивное участие характеризуется сохранением интереса к политической информации и полной политической апатией.

Конформистское участие характеризуется поддержкой существующей политической системы и ее решений и действий «по привычке», безотносительно к собственным интересам, в силу того, что так поступает большинство граждан.

Реформистское и активистское участие - формы протестного поведения. Различия между ними заключаются в выборе целей и методов действий. Реформистское участие ставит своей целью постепенное улучшение политической системы и влияние на власть с целью реализации своих интересов. Активистское участие носит более радикальный характер и ориентировано на качественные изменения в политической системе. По методам политической деятельности оно может относиться как к конвенциональной, так и неконвенциональной форме политического участия.

Политическое участие часто подразделяют на автономное и мобилизационное.

Автономное участие - это свободная добровольная деятельность индивидов, преследующих личные и групповые интересы.

Мобилизационное участие имеет принудительный характер. Стимулами политической активности становятся страх, административное принуждение, традиции и т. п. Как правило, мобилизационное участие направлено исключительно на поддержку политической системы, и его целью является демонстрация преданности правящей элите, всенародного единства и одобрения проводимой политики.

Подобное участие ни в коей мере не является средством реализации групповых интересов. В определенном смысле его можно назвать квазиучастием.

Социальные факторы влияют на характер политического участия. Так, А. Марш указывает, что женщины демонстрируют большую склонность к протестному поведению, чем мужчины. На политическую активность влияет образование, по мере роста которого возрастает политическая активность. Возраст также связан с выбором форм политического участия. Молодые в большей степени склонны к радикальным формам политического участия, а в зрелом возрасте наблюдается конформистское поведение .

Политическое участие бывает опосредованным (представительным) и непосредственным (прямым).

Опосредованное участие осуществляется через избранных представителей. Непосредственное участие -- это воздействие гражданина на власть без посредников.

Оно проявляется в следующих формах:

  • -- реакция граждан (положительная или отрицательная) на импульсы, исходящие от политической системы;
  • -- периодическое участие в действиях, связанных с выборами представителей, с передачей им полномочий для принятия решений;
  • -- участие граждан в деятельности политических партий, общественно-политических организациях и движениях;
  • -- воздействие на политические процессы через обращения и письма, встречи с политическими деятелями;
  • -- прямые действия граждан (участие в митингах, пикетированиях и пр.);
  • -- деятельность политических лидеров. Обозначенные формы политической активности могут быть групповыми, массовыми и индивидуальными. Так, рядовой гражданин, который хочет влиять на политику, обычно присоединяется к группе, партии или движению, чьи политические позиции совпадают или близки его собственным.

Член партии, например, проявляя активность в делах своей организации и избирательных кампаниях, оказывает постоянное и наиболее эффективное воздействие на власть. (Объясните почему.) Нередко граждане, группы или коллективы, возмущенные несправедливостью государственного решения, требуют его пересмотра. Они обращаются с петициями, письмами и заявлениями в соответствующие инстанции, на радио и телевидение, в редакции газет и журналов. Проблема приобретает общественный резонанс и вынуждает власть, как уже отмечалось, изменить или скорректировать свое решение. Не меньшую эффективность могут иметь и массовые акции. Например, в России митинги учителей, врачей, шахтеров против несвоевременных выплат зарплаты, ухудшения условий труда или растущей безработицы. Политологи называют эти формы протестными, ибо они являются негативной реакцией людей на сложившуюся в обществе ситуацию.

Наиболее развитой и чрезвычайно важной формой политического участия являются демократические выборы. Это необходимый, гарантированный конституциями минимум политической деятельности. В рамках института выборов каждый полноправный гражданин совершает свое индивидуальное действие, голосуя за какую-либо партию, какого-либо кандидата или политического лидера. Присоединив свой голос к голосам других избирателей, сделавших такой же выбор, он напрямую влияет на состав народных представителей, а значит, и на политический курс. Поэтому участие в выборах -- дело ответственное. Здесь нельзя поддаваться первым впечатлениям и эмоциям, ибо велика опасность попасть под влияние популизма. Популизм (от лат. populus -- народ) -- это деятельность, цель которой обеспечить популярность в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов, апелляций к простоте и понятности предлагаемых мер. Предвыборные обещания требуют критического к себе отношения.

К выборам близко примыкают референдумы -- голосование по законодательным или иным вопросам. Так, на общенациональном референдуме была принята Конституция РФ. Политическое участие может быть постоянным (членство в партии), периодическим (участие в выборах), разовым (обращение в органы власти). Тем не менее оно всегда направлено, как мы выяснили, на то, чтобы сделать что-то (изменить ситуацию, избрать новый состав законодательного органа) или не допустить чего-то (ухудшения социальных условий людей). К сожалению, в каждом обществе некоторые группы граждан уклоняются от участия в политике. Многие из них полагают, что стоят вне политических игр. На практике же такая позиция, называемая абсентеизмом, укрепляет определенную политическую линию и может нанести государству ущерб. Например, неявка на выборы может сорвать их и тем самым парализовать важнейшие звенья политической системы. Граждане, бойкотирующие выборы, порой включаются в политические процессы, особенно в конфликтных ситуациях, когда затрагиваются их интересы. Но политическое участие может вызвать разочарование, ибо оно далеко не всегда эффективно. Здесь многое зависит от того, рациональны ли политические действия или иррациональны. Первое -- это действия осознанные и спланированные, с пониманием целей и средств. Второе -- действия, мотивированные главным образом эмоциональным состоянием людей (раздражением, равнодушием и пр.), впечатлениями от происходящих событий. В этой связи особое значение приобретает нормативность политического поведения, т. е. соблюдение политических правил и норм. Так, даже санкционированный и организованный митинг может иметь непредсказуемые последствия, если его участники действуют преимущественно иррационально и не по правилам (допускают хулиганские выходки, оскорбление оппонентов, надругательство над государственными символами). Чрезвычайно опасны насильственные, экстремистские формы поведения, разновидностью которых является терроризм. Подчеркнем, что насилие и вражда порождают только насилие и вражду. Альтернатива этому -- гражданское согласие. В последнее время формируются новые механизмы политического общения людей: общественный контроль за соблюдением политических норм, прогнозирование последствий политических действий, конструктивный диалог политических сил. Это требует от участников политического процесса новой демократической политической культуры .

Формы участия в политической жизни:

  • 1) в осуществлении власти или противодействии ее осуществлению (примеры участия -- деятельность представительных органов, депутатских комиссий, примеры противодействия -- гражданское неповиновение, саботаж, вооруженное противодействие);
  • 2) в деятельности формальных общественных организаций (партий, молодежных политических организаций и т.д.);
  • 3) в деятельности неформальных организаций и движений (народных фронтов и т.д.);
  • 4) в выборах и проведении избирательных кампаний и референдумов; 5) в публичных манифестациях политических взглядов с целью воздействия на общественное мнение, политические институты или руководящие политические группы, влияния на других людей с целью изменения их взглядов и действий и навязывания им своих. Манифестация взглядов может осуществляться на политических собраниях, митингах, демонстрациях, через печать, радио, телевидение, в политических беседах, дискуссиях, посредством различных обращений к государственным органам, политическим организациям, через наказы избирателей и т.п.

И, пожалуй, самой распространенной формой участия в политической жизни является чтение политической периодики и литературы, прослушивание и просмотр политических радио и телепередач с последующим обсуждением. Такая форма участия является как бы переходной от "открытого" политического поведения к "закрытому"-- политическому бездействию, или, как его еще называют в политической литературе, иммобильности.

Политическое поведение – это совокупность реакций социальных общностей, личностей на деятельность политической системы.

Политическая реакция – это совокупность действий субъектов, акторов, которые реализуют свои внутренние установки, внутренние позиции.

Политическое поведение:

1. Политическое участие:

Это вовлеченность членов определенной общности на разной основе (на индивидуальной или классовой, этнической, религиозной) в процесс политико-властных отношений. Участие осуществляется по-разному (идет на митинг). Если он нечаянно оказался там, это не участие. Это всегда сознательная деятельность. Разработали бихевиористы. Главным является определенный человек.

ü прямая/непосредственная форма;

ü представительная.

Типы по Маршу:

1. Ортодоксальное политическое участие (обеспечивает стабильность и устойчивость политической системы: разрешенные властями мероприятия);

2. Неортодоксальное политическое участие (несанкционированное поведения, протесты);

3. Политические преступления (деятельность с использование нелегитимного насилия: захват заложников, политические убийства, революции).

Также выделяют:

Ø автономное политическое участие (добровольность действий);

Ø мобилизационное политическое участие (квазиучастие) (имеет принудительный характер: стимулы страх и принуждение – потеря работы. Направлен на демонстрацию всенародного одобрения. Как в СССР).

Протестные формы – негативное проявление к политической системе (в целом или на конкретные действия властей).

ü митинги;

ü демонстрации;

ü шествия.

Протесты начинаются не тогда, когда люди живут плохо, а когда люди начинают жить лучше и хотят быстрее (революция ожиданий).

Две формы политического протеста:

1. конвенциональная (разрешенная властями);

2. неконвенциональная (запрещенные действия). Крайняя форма – политический терроризм (ужас). Ядро террористический организаций – лица от 20 до 30 лет.

Система, основанная на участии – где активистский тип участия народа, а элита ценит, что ее выбрали, и действует на благо народа.

Политическое действие – это вмешательство отдельного человека или группы в отношения власти в данной системе с целью приспособить ее к своим интересам, целям, идеалам, ценностям.

Понятие формировалась в рамках марксистской политологии, где главным является не определенный человек, а классы. Их действия зависят от идеологии участников. В каждой системе есть правила игры. Основное Правило – Конституция. Правила игры обязаны все соблюдать. В нестабильных обществах часто меняются правила игры.

Политическое действие:

ü позитивное (делать что-то);

ü негативное (прекратить что-то);

ü рациональное (обдумываем способы);

ü иррациональное;

ü стихийные (импульсивные, действия масс);

ü организованные (действия элит).

По радиусу воздействия на общество:

Ø Революция . Свержение прежней элиты и преобразование общества в целом, отмена прежней Конституции. Это следствие серьезных противоречий в обществе. Главная причина – потеря властями легитимности (поддержки народа). Для революции всегда характерно насилие. Революции происходят в обществе, в котором не проводятся реформы.

· мирным путем;

· немирным путем.

Революции пожирают своих детей.

Жак де Местр

Ø Контрреволюция . Политическое движение, которое возглавляется теми, кто потерял власть в ходе революции и тех, кто отказался от революции. Цель: свергнуть новую элиту и вернуть себе власть.

Ø Реформа . Частичное изменение, самая лучшая политика. Она меняет общество, не затрагивая его основ. Классический пример: реформы капитализма в развитых странах в 20 веке (реформы Рузвельта: либеральная политика без отмены частной собственности). Активной силой были не рабочие, а капиталисты, им было что терять. Самое разумное действие, альтернатив пока нет. Надо чтобы в обществе было согласие по базовым ценностям.

Ø Бунт . Участие масс, которые недовольны местной властью. Зачастую они перерастают в погромы.

Ø Переворот . Направлены на перемены в сфере власти, на персональные перестановки во власти, конкретных личностей.

· Государственный переворот делает представитель власти;

· Путч – тот, кто оказался оторванным от власти;

· Мятеж – связан с военными.

Ø Мятеж . В основном связан с военными. Близок к перевороту.

Ø Восстание .

Ø Выборы и проведение избирательных кампаний . Должны быть периодическими и нефальсифицированными.

Ø Популизм . Деятельность, которая направлена на то, чтобы обеспечить популярность ценой пустых обещаний, демагогических лозунгов, заигрывания. Характерен для не очень развитой политической системы. В современной политике считается негативным явлением.

Любое действие содержит как рациональнее, так и иррациональные элементы.

Политический абстенционизм

Абстенционизм – непрепятствование событиям идти своим чередом, апатия, пофигизм.

Если вы не занимаетесь политикой, то политика занимается вами. На практике укрепляет определенную линию политики.

Он может быть:

Ø изнутри (внутренний) политической системы (люди отказываются от участия: моя хата с краю);

Ø извне (внешний) политической системы (поддержание нейтралитета).

Абсентеизм – отказ от участия в выборах. .

Политическое участие – действия, предпринимаемые отдельными гражданами или их группами с целью влияния на государственную или общественную политику, управление государственными делами или на выбор политического руководства, лидеров на любом уровне политической власти. Термин «политическое участие» используется для обозначения разнообразных форм непрофессиональной политической деятельности, когда политически активные люди, непосредственно не связанные с функционированием государственного или правительственного аппарата, стремятся влиять на его работу. Различают политическое участие:

– индивидуальное и коллективное;

– добровольное и принудительное;

– активное и пассивное;

– традиционное и новаторское;

– легитимное и нелегитимное.

По масштабу политическое участие проявляется на местном, региональном и национальном (федеральном), мировом уровнях.

Формы политического участия могут быть самыми разнообразными по направлению, значению и результативности:

1) действия людей в политике, служащие ответом на внешнее воздействие, исходящее от других людей и институтов;

2) регулярное участие во всякого рода выборах, политических кампаниях, связанное с делегированием полномочий; в отборе политических лидеров и контроле за их деятельностью;

3) участие в деятельности политических организаций, движений, партий;

4) выполнение политических обязанностей в рамках государственных органов, помощь общественности в реализации их функций (например, при охране правопорядка), привлечение общественности к осуществлению контроля за деятельностью политических институтов;

5) посещение политических собраний , освоение и передача политической информации, участие в политических дискуссиях;

6) прямое действие – непосредственное влияние на функционирование и изменение политических институтов через такие формы политического участия, как:

митинги;

демонстрации;

забастовки;

голодовки;

кампании неповиновения или бойкот;

освободительные войны и революции;

7) воздействие на ход политических процессов через обращения и письма;

8) встречи с политическими лидерами , представителями государственных и политических организаций и движений.

Конкретные формы, виды, способы, уровни участия граждан в политике выражают функциональные свойства данной политической системы и являются результатом воздействия и проявления политических интересов, расстановки социально-классовых сил, особенностей политического режима, властных структур, политического сознания, традиций и культуры. Для авторитарных политических систем и режимов, например, характерно стремление ограничить участие определенных групп и слоев в политике. Для тоталитарных режимов – обеспечить мобилизационное, контролируемое вовлечение людей в политику. Для демократических режимов – создать необходимые предпосылки и условия для широкого, свободного участия граждан в политике.

Типы политического поведения и участия человека в политике: высокая постоянная политическая активность; эпизодическое участие в политике; проявление интереса к политике; нейтральное или отрицательное отношение к политике; аполитичность, негативное отношение к своему участию в политике.

а) мобилизованное;*

б) нелегитимное;

в) институционализированное;

г) коллективное.

Решение:

Противоположностью автономному, добровольному участию, свойственному демократической системе, выступает мобилизованное, принудительное политическое участие, присущее тоталитаризму. Автономное участие – это свободная добровольная деятельность индивидов, преследующих личные и групповые интересы (например, свобода выборов). Тоталитарным режимам свойственна принудительная мобилизация граждан на решение «великих задач» в процессе переустройства мира. Стимулами политической активности становится страх, административное принуждение, традиции и т.д. (Политология: Учеб. / А.Ю. Мельвиль [и др.]. – М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2008. – С.411.)

19. Этические (нормативные, ценностные) трактовки политики рассматривают ее как деятельность, направленную на достижение…

а) общего блага;*

б) всеобщего благосостояния;

в) теократического господства;

г) культурного многообразия.

Решение:

Этические (нормативные, ценностные) трактовки политики рассматривают ее как деятельность, направленную на достижение общего блага. Так, Аристотель полагал, что государственная жизнь есть общение ради благой жизни, в целях совершенного и самодовлеющего существования. Нормативные трактовки задают обществу гуманистические ценности, к которым должна стремиться политика. (Теория политики: Учеб. пособие / Под. ред. Б.Д. Исаева. – СПб.: Питер, 2008. – С.25.)

20. Согласно теории рационального выбора, человек в политической жизни ориентируется на рациональные соображения и …

а) выгоду;*

б) чувства;

в) эмоции;

г) интуицию.

Решение:

Согласно теории рационального выбора, человек в политической жизни ориентируется на рациональные соображения и выгоду. Поведение человека определяется его материальными интересами, эгоистичными целями и стремлением к пользе. (Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: учеб. для студентов вузов/ А.И. Соловьев. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2008. – С.24.)

21. Стадия применения научного метода, заключающаяся в проверке фактов, вытекающих из гипотезы, называется стадией …

а) верификации;*

б) индукции;

в) дедукции;

г) наблюдения.

Решение:

Третья стадия применения научного метода заключается в проверке фактов, которые выводятся из гипотезы. Эта стадия называется стадией верификации. Она призвана окончательно установить правильность гипотезы. (Политология: учеб. / под. ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. – М.: Высшее образование, 2009. – С.36.)

22. К приему, не используемому сторонниками бихевиоризма для изучения политических явлений, относится (-ятся) …

а) оценочные суждения;*

б) верификация;

в) квантификация;

г) операционализация.

Решение:

Приемом, который не используется сторонниками бихевиоризма для изучения политических явлений, являются оценочные суждения. Приемы верификации, квантификации и операционализации предполагали исключить субъективный фактор при анализе политики, сделать так, чтобы ценностные суждения ученого не могли повлиять на результаты исследования. (Соловьев, А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии: учеб. для студентов вузов / А. И. Соловьев. – 2-е изд. перераб. и доп. – М. : Аспект Пресс, 2008. – С. 21-22.)

23. По мнению Макса Вебера, изучение политики – это «призвание», _________, то есть род занятий человека, владеющего совокупностью особых теоретических знаний, практических навыков и обладающего опытом известной деятельности.

а) профессия;*

б) искусство;

в) религия;

г) творчество.

Решение:

По мнению Макса Вебера, изучение политики – это «призвание», профессия, то есть род занятий человека, владеющего совокупностью особых теоретических знаний, практических навыков и обладающего опытом известной деятельности. По отношению к политике известный социолог выделял «политиков по случаю» (например, участвующих на выборах в качестве рядового избирателя); «политиков по совместительству» (например, партийные активисты, для которых политика не основной вид деятельности); «профессиональных политиков» (например, государственные деятели, чиновники, партийные функционеры, освобожденные от другой деятельности). (Политология: учеб. / А. Ю. Мельвиль [и др.]. – М. : Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России. Велби: Проспект, 2008. – С. 25, 39.)

24. Приход гражданина на политический митинг будет являться примером политического участия в случае, если это …

а) сознательное действие;*

б) случайное появление;

в) освещается в СМИ;

г) разрешено законом.

Решение:

Приход гражданина на политический митинг будет являться примером политического участия в случае, если это сознательное действие. Политическим участием могут быть признаны только целенаправленные поступки человека, который сознательно и специально выбирает определенную собственную стратегию политического поведения. Для понимания политического участия значение имеет сам факт поступков людей в политике, тогда как степень известности или легальности политического события являются вторичными. (Соловьев, А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии: учеб. для студентов вузов / А. И. Соловьев. – 2-е изд. перераб. и доп.-М. : Аспект Пресс, 2008. – С. 97.)

Политическое участие - это действие, предпринимаемое частными лицами с целью оказать влияние на государственную политику или на выбор политических лидеров. Политическое участие в отличие от политической деятельности имеет лишь одного субъекта - личность.

Политическое участие бывает постоянным и эпизодическим, организованным и неорганизованным. Степень его организованности во многом зависит от политического режима. При авторитарном и тоталитарном режимах оно чаще всего вынужденное или принудительное, при демократическом - свободное и сознательное.

Формы политического участия на Западе и в нашей стране разнообразны, например участие:

1) в осуществлении власти или противодействии ее осуществлению (примеры участия - деятельность представительных органов, депутатских комиссий, примеры противодействия - гражданское неповиновение, саботаж, вооруженное противодействие);

2) в деятельности формальных общественных организаций (партий, молодежных политических организаций и т.д.);

3) в деятельности неформальных организаций и движений (народных фронтов и т.д.);

4) в выборах и проведении избирательных кампаний и референдумов;

5) в публичных манифестациях политических взглядов с целью воздействия на общественное мнение, политические институты или руководящие политические группы, влияния на других людей с целью изменения их взглядов и действий и навязывания им своих. Манифестация взглядов может осуществляться на политических собраниях, митингах, демонстрациях, через печать, радио, телевидение, в политических беседах, дискуссиях, посредством различных обращений к государственным органам, политическим организациям, через наказы избирателей и т.п.

И, пожалуй, самой распространенной формой участия в политической жизни является чтение политической периодики и литературы, прослушивание и просмотр политических радио и телепередач с последующим обсуждением. Такая форма участия является как бы переходной от "открытого" политического поведения к "закрытому"- политическому бездействию, или, как его еще называют в политической литературе, иммобильности.

Политическое бездействие может проявляться в:

1) неучастии в политической деятельности, обусловленном низким уровнем общественного развития (такое можно наблюдать в заброшенных селениях, отдаленных от больших населенных пунктов);

2) политической включенности из-за заорганизованности политической системы, низкой эффективности политической деятельности, разочарования в ней;

3) политической апатии как форме неприятия политической системы (после чужеземного завоевания, оккупации, победы контрреволюции, разгрома и подавления массовых социальных и политических движений);

4) политическом бойкоте как выражении враждебности к политической системе и ее институтам (Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиафан. М., 1985. С. 217).

Мотивы политического участия бывают различными. Участие в деятельности формальных организаций (партий, профсоюзов и т.д.) для одних обусловливается стремлением улучшить свое материальное положение, получить определенные привилегии, повысить свой социальный статус, карьеристскими побуждениями. Политическая деятельность других мотивируется стремлением принадлежать к группе с целью снятия психологической напряженности, чувства неопределенности в сложных политических и социальных ситуациях, поиском социальной защиты у политической группы. Для третьих участие в политике - это удовлетворение властных потребностей, стремление повелевать другими, воздействовать на их поведение.

Политическая активность населения во многом определяется уровнем демократизации общества, существующим в стране режимом власти. Диктатура ограничивает политическое участие, демократия, наоборот, создает условия для политического участия.

Политическое участие личности зависит также от партийной принадлежности, уровня образования, культуры, особенно политической, от воздействия на индивида окружающих его людей (руководителей, политических деятелей, друзей и врагов). Определенными ограничителями политической активности могут быть пол, возраст, состояние здоровья, семейное положение.

В истории буржуазной демократии впервые право: участия граждан в политике и управлении было закреплено в конституциях Франции 194б г. и Италии 1947 г. Однако на практике в западных странах право участия в основном сводилось к возможности участия в голосовании за лидеров и дискуссиях. Такое ограничение участия в 60 - 70-е гг. обострило внимание к этой проблеме, выразившееся вначале через протест молодежи, студенчества; а затем и других слоев населения, выдвинувших в качестве одного из основных требований демократического движения подлинное участие всех и каждого в решении судеб общества и своей собственной судьбы. Термин "участие" приобрел чрезвычайную популярность в политическом языке и политической идеологии, а затем и политической науке Запада (Ковлер А.И., Смирнов В.В. Демократия и участие в политике. М., 1986. С.172). Обострившийся массовый интерес к проблеме участия и само управленческим началам в дальнейшей демократизации общественной, жизни был обусловлен, с одной стороны, неудовлетворенностью буржуазно-демократическим строем, его бюрократизацией, усиливающимся отчуждением буржуазных политических партий от рядовых членов и избирателей, растущей профессиональной специализацией и технократизацией управления. С другой - возрастанием количества свободного времени, повышением культурно-образовательного уровня населения, улучшением материального благосостояния. В этих условиях все более значимыми становятся чувства самоуважения, стремления к реализации эстетических и интеллектуальных потребностей, а также политических запросов, выражающихся в стремлении быть сопричастным к политической жизни страны, региона; города.

Осознав важность этих процессов, в решение проблемы участия включились не только социалистические, социал-демократические, но и частично либеральные и консервативные партии. И либералы, и консерваторы поняли, что стабильности капиталистической системы угрожают как излишняя вовлеченность в политику населения, так и длительное отчуждение от политики. Различия в их позициях в отношении данной проблемы в том, что консерваторы боятся угрозы "чрезмерного" участия, которое, по их мнению, может привести к нарушениям порядка в обществе, либералы же - последствий неучастия. Неучастие, доказывают либералы, препятствует восприятию ценностей демократии, усвоению правил дискуссий, переговоров и компромиссов. Это способствует развитию чувства бесполезности и неосведомленности, политического цинизма и отчужденности. В определенных условиях из среды пассивных выходят деятели экстремистских движений различного толка.

И либералы, и консерваторы выступают против всех форм протеста, которые выходят за рамки установленных политических правил (бойкотов, захватов учреждений и пустующих квартир, отказов от военной регистрации и других требований государственных органов и частных предприятий). Основное внимание они концентрируют на участии в избирательных кампаниях, считая, что в демократических обществах именно избирательные кампании дают возможность народу участвовать в отборе политических лидеров и принятии тех или иных курсов государственной политики.

В Беларуси в годы, предшествовавшие событиям октября 1917 г., и в первые годы советской власти наблюдалось участие части населения в политической деятельности на плюралистической идеологической основе. Однако в процессе формирования командно-административной системы и тоталитарного режима, стремившихся превратить человека в "винтик" существующей политической системы, вместе с инакомыслием жестоко преследовалась и альтернативная политическая деятельность. Тем самым осуществлялось отчуждение от политики миллионов граждан страны.

Основной задачей политической деятельности в эти годы было сохранение и закрепление господствующего режима. Вследствие этого политическое участие стало носить формальный, имитационный характер. При наличии огромной массы "общественников" они не оказали существенного влияния на принятие политических решений. Политическая деятельность в существовавших формах для большинства ее участников была условием занятия служебных должностей, ибо в характеристиках, необходимых при служебных назначениях, наряду с указанием политической благонадежности обязательно отмечалась общественно-политическая активность.

Политическое участие для многих являлось своеобразной страховкой от неприятностей или навязанной им обязанностью. Вместе с тем нельзя отрицать и тот факт, что значительная часть участников общественно-политической работы занималась ею, стремясь удовлетворить свои политические потребности, и верила в то, что этим самым она приносит пользу обществу, государству.

Психология "винтика", "маленького человека", не осознавшего своей политической роли, сохранилась и до настоящего времени и обусловливает наличие большой массы политически пассивных людей. Политической апатии способствуют также утрата социального оптимизма и политических ориентиров, сомнения в успехе начатых реформ, неразвитость демократических традиций, коррумпированность государственных чиновников, их всевластие и произвол в отношении рядовых граждан, бессилие простых людей перед властью, невозможность защитить свои интересы.

Наряду с большим отрядом "пассивных" есть категория граждан, стремящихся вместе с удовлетворением политических интересов в лучшую сторону изменить существующие порядки. Надо полагать, что число их будет возрастать. Этому могут способствовать два диаметрально противоположных фактора: доведение социально-экономического положения трудящихся до крайне низкого уровня или улучшение их положения при одновременном становлении гражданского общества и повышении политической культуры населения.



Статьи по теме: