Храм святителя чудотворца николая на водах - святые царственные мученики. Священник Борис Ищенко. Проповедь в день памяти святых царственных страстотерпцев

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры!

В сонме новомучеников Русской Церкви императорская семья занимает совершенно особое место.

В апостольском чтении нынешнего дня мы слышим слова: А кого Онъ предопределилъ, техъ и призвалъ, а кого призвалъ, техъ и оправдалъ; а кого оправдалъ, техъ и прославилъ... Кто будетъ обвинять избранныхъ Божиiхъ? Богъ оправдываетъ ихъ (Рим. 8, 30 и 33).

Подлое убийство членов царской семьи и их верных слуг, позорное сокрытие и уничтожение тел, даже недостойная дискуссия и обследование якобы останков царской семьи в 90-х гг. были задуманы организаторами всего этого ради того, чтобы подвергнуть их сугубому позору и оскорблению. Исполненные горя, ужаса и стыда смотрим мы на конец царской семьи и ее приближенных. «Разве так умирают избранные Господни? Те, которых Он призвал и оправдал?» – вот какой вопрос можно задать себе перед лицом их смерти.

Апостол Павел дает ответ на этот вопрос или на это сомнение: кого Онъ предузналъ, темъ и предопределилъ быть подобными образу Сына Своего, дабы Онъ былъ первороднымъ между многими братiями (Рим. 8, 29).

Взгляните на смерть Господа: Он Сам подвергся этому позору, бичеванию, осмеянию, крестной смерти, и даже поспешное положение во гроб было унизительным, поскольку Его убийцы хотели исполнить Моисеев закон о праздничном покое. Тот, Кто пришел в мир, не чтобы нарушить закон, но исполнить (Мф. 5, 17), был убийцами подчинен этому закону.

Слова Апостола об избранности поясняют, что позорный конец царской семьи был одновременно великой милостью Господа: убиенные стали братьями «первородного», ибо были предузнаны и предопределены и таким образом оправданы Самим Господом.

Говоря об избранности, Апостол вопрошает и напоминает: Кто будетъ обвинять избранныхъ Божiихъ?.. Кто осуждаетъ?.. Кто отлучитъ насъ отъ любви Божiей? (Рим. 8, 33-35). Не смирение царской семьи и ее приближенных, не их глубокая вера, не их благочестие, даже не благоволение к Церкви суть основа их святости, а единственно их избранность Богом. Они были предопределены и избраны, призваны Богом к святости. «Кто их осудит?» – спрашивает Апостол. Кто осмелится осуждать или судить тех, кого избрал Бог?

Убийство царской семьи в течение десятилетий политически оправдывалось атеистами. Николая Второго прозвали «кровавым». Тела были изуродованы, сожжены и погребены в неизвестном месте. Убийцы постарались скрыть все следы своего злодеяния. В течение десятилетий безбожники говорили о царской семье в презрительном тоне, множили обвинения, осуждали ее. То есть делали все, чтобы осквернить ее память и изгладить все воспоминания о ней.

Но можно ли избранных Богом изгнать из памяти? Кто отлучитъ насъ отъ любви Божiей? – спрашивает Апостол (Рим. 8, 35). Никто не может отлучить нас от этих избранных и предопределенных, ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не можетъ отлучить насъ отъ любви Божiей во Христе Iисусе, Господе нашемъ (Рим. 8, 38-39).

Сколько же истины открывается в этих словах, когда мы думаем о кровавом конце царской семьи! Те, кто стяжал любовь Божию, не могут быть изгнаны из нашей памяти. Они могут быть оболганы, поругаемы и презираемы, но они призваны к святости. И можно ли, имея в виду эту избранность, вообще обсуждать вопрос о том, допустимо ли было прославлять во святых царскую семью? Да, можно – если посчитать, что мы должны «признать» ее святость и вообще вправе решать о ней. Но тогда мы одновременно совершаем грех перед Богом, потому что подвергаем сомнению избранность царской семьи и прославление ее Господом. Если она была призвана Богом к святости, тогда давайте молиться этим святым, прося их о защите. И они услышат нашу мольбу и пошлют нам помощь и защиту.

В одном из последних писем перед кончиной великая княжна Ольга Николаевна писала: «Отец просит всех, кто остался ему верен... не мстить за него, ибо он простил всех и молится о них... Нынешнее зло в мире усилится, но не злом побеждается зло, а лишь любовью».

Читая эти слова, мы невольно думаем о слове апостола Павла, назидавшего Коринфскую церковь в любви: Злословятъ насъ, мы благословляемъ (1 Кор. 4, 12). Кто последовал за Христом и призван к святости, тот любит врагов своих и молится за гонящих его (Мф. 5, 44). Господь призвал нас к совершенству, и мы должны быть совершенны, какъ совершенъ Отецъ нашъ Небесный (Мф 5, 48). Высшая ступень совершенства есть святость. Мы все призваны к святости, даже если путь этот труден и тернист и проходят его немногие.

Об этом св. Амвросий писал, что тот, кто следует путем совершенства, молчит, когда его ложно обвиняют, и не отвечает, когда его злословят. Тот же, кто достиг совершенства, благословляет злословящих, как поступал Апостол, говоря: Злословятъ насъ, мы благословляемъ (1 Кор. 4, 12; ср.: св. Амвросий, Об обязанностях, т. 3, абз. 235). Достигший такого совершенства с любовью прощает несправедливость, причиняемую ему, и молится за тех, кто ненавидит и чернит его.

Царь достиг такого совершенства перед своей смертью, как об этом свидетельствуют слова из письма царевны Ольги. И сегодня в тропаре праздника мы воспеваем это совершенство: «сего ради мученическимъ венцемъ на небесехъ венча тя, с царицею, и чады, и слуги твоими Христосъ Богъ, Егоже моли помиловати страну Россiйскую, и спасти душы наша». Аминь.

Иеромонах Назарий (Рыпин)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодняшний день, дорогие отцы, братья и сестры, есть день скорби для России, день сетования, день плача, потому что Россия потеряла не просто царя, но лучшего царя, который только мог быть в России. И тем более этот день плача, потому что большинство людей этой страны, где царствовал этот царь, этого даже не осознают, в том числе и из числа церковных людей, как это не прискорбно. Мы потеряли самое чистое светлое и святое. Чудовищно то, что сам русский народ, обманутый какими-то щедрыми посулами, восстал на собственного помазанника.

Если даже обратиться только к цифрам, то государь Николай Второй, Николай Александрович, с детства воспитанный в благочестии, будучи кротким, очень молитвенным благочестивым юношей и мальчиком, воссев на престол после внезапной кончины своего отца венценосного императора Александра Третьего, смог сделать очень многое в годы свое правление. И та клевета, которую раздували большевики на этого великого государя, и та клевета, которая повторяется и ныне, как это не чудовищно, этому учат современных детей, говоря о том, что у нас светская школа.

У нас по-прежнему не светское, а советское образование, потому что в этом образовании нет ни слова о Византии, а следовательно и ее культуры, ее веры, архитектуры, живописи, письменности, которую дали нам выходцы из византийского Константинополя братья Кирилл и Мефодий, нет почти что ни одной строки. Этому учат наших детей. Чему мы можем научиться, если мы не знаем своих истоков по сути, если об этих тысячелетиях царствования нашим детям ничего не говорят.

Так вот император Николай Второй за годы своего правления построил и лично участвовал в них по лицу всей земли русской семь тысяч сорок шесть храмов. Он открыл 211 монастырей. При нем было прославлено 83 угодника Божьия, больше чем за двести лет предшествовавших ему за весь синодальный период. Благодаря реформам Петра Аркадьевича Столыпина, сподвижника государя Николая, который так много смог сделать, в Сибирь переселилось около 4-х миллионов переселенцев, которым давалось совершенно даром по 15 гектаров на человека и по 45 гектаров земли на семью. Давались подъемные деньги, беспроцентные займы. Бесплатно перевозило государство все имущество этих людей и давалось 200 рублей подъемных. Это достаточно большая сумма по тем временам. И благодаря этому, прирост населения составил 60 миллионов человек за двадцать лет, при том, что на всю Российскую Империю приходилось 80 миллионов людей, то есть почти что в два раза. Если бы людям жилось плохо, то они бы так не плодились. У нас была нация почти что детей. 12 лет был средний возраст русского человека. А средняя российская семья имела 8 детей.

Но самое главное, что государь Николай Второй безмерно заботился о благе своего народа, пытаясь улучшить все, что только возможно. Россия совершила невероятный экономический рост. Было построено несколько десятков тысяч километров железных дорог, открыты тысячи заводов и фабрик. И Россия уверенным шагом шла к экономическому росту, входила в число лидирующих экономик всего мира. 80% населения страны это были крестьяне, которые снабжали зерном всю Европу, производя зерна больше, чем вместе взятая Аргентина, Канада и Соединенные Штаты Америки. И, казалось бы, что нужно было русскому человеку. Все Господь нам давал, но хотелось чего-то лучшего и большего. И вот в отсутствии смирения, довольства тем, что есть, русский человек поверил в эти сладкие обещания, что будет еще лучше. И самое главное, что наш народ нарушил ту присягу, которую давали еще в 17-м веке наши предки, но и многие офицеры и генералы, которые восстали на своего государя, большинству из которых он дал все, которые были из простых не знатных сословий. Но, тем не менее, это предательство совершилось.

И вот нам с вами нужно осознать. Николай Второй не был безволен, как его хотят нам «нарисовать» и «рисуют» по сию пору. Как говорил один французский мыслитель: «он имеет железную руку, но в белой перчатке», - потому что он был очень волевым человеком, но жалея своих подданных, не желая никого жестоко карать, он порой долго терпел. При нем не было подписано ни одного смертного приговора. Он практически пытался помиловать всех, кто обращался к нему с помилованием, более того, заботясь о том, чтобы не упустить такой возможности и сделать это скорее.

Николай Второй был образцом не только христианина и мудрого правителя. Ведь многое из того, что большевики присвоили себе, это есть идеи будущего развития России и его кабинета министров. И так называемый план ГОЭЛРО, электрификация всей страны, собственно строительство БАМа, освоение целинных земель и многое, многое другое, что собственно большевики полностью взяли и воплотили. Но вопрос, какой ценой? Путем страданий миллионов и миллионов людей, на костях которых все это зачастую было выстроено совершенно другими средствами.

Есть пророчество, что будет русский царь, что Россия возродится, быть может, мы этого не знаем. Но чтобы это случилось, давайте посмотрим вперед, но прежде всего назад, когда русские люди были вполне благочестивы. Конечно же, не все. Но большинство из них считали себя православными, верноподданными Российской Империи, которые имели достаточно много, потому что крестьянин или рабочий, получавший зарплату на заводе, мог содержать многодетную семью. Далеко не каждый из современных людей в состоянии прокормить 10, 12, 18 человек. При том, что жены этих рабочих не работали, а они были всего лишь домохозяйками.

Конечно, в крестьянском труде принимали все участие - и жены и старшие дети и даже совсем маленькие. Но, так или иначе этот Государь был этими же людьми отвергнут. Многими из них. Предан, оболган и практически распят. И все, что требовалось от русского человека, набраться терпения, мужества и трудолюбия, чтобы лишь с каждым годом увеличивать мощь своего государства, благосостояние свое личное и в целом всего народа.

И даже если предположить, что сейчас придет православный царь, что он потребует от нас. Он не даст нам развлечений и бесконечных каких-то отвлечений, постоянного какого-то праздника жизни, которого человек хочет все время потреблять, удовлетворять свое «хочу», ничего не производя, но имея много денег. Прежде всего, он призовет нас к нравственной чистоте, к самоотверженному труду, к жертвенности своего служения. Но кто из нас к этому готов? Поэтому пока Россия не осознает, что все это она потеряла, все это же было, пока она не покается в этом безумии своем, в том, что наши идеалы совсем далеки от христианства, вряд ли мы можем надеяться на какое-то возрождение само по себе. Чудеса у Бога бывают.

Но при действии божественной воли необходимо соучастие, соработничство воли человека, без чего спасение человека не совершается. И поэтому от нас с вами зависит, как мы живем, какие идеалы нашей с вами жизни, что наполняет наши с вами сердца - желание удовольствий и развлечений или же стремление к спасению и готовность в чем-то отказывать себе, вести хоть какую-то аскезу, пусть небольшую. Но без нее, без воздержания душа христианина никогда не сформируется. И без разумного воздержания и народная жизнь невозможна. И как говорил Государь Александр Третий, завещая своему сыну, будущему императору Николаю Второму: храни семью - основу всякого государства.

Он явился еще идеальным семьянином, вырастив пятерых детей, настолько любящих друг друга, беззаветно преданных друг другу, верных и совершенно любивших друг друга чистой духовной христианской любовью. Даже тропарь воспевает их и говорит как о малой церкви, которой была их семья. То, чего так не хватает нам, то, на что восстает сегодня глобальная верхушка человечества, потому что им не нужны государства. Им нужен сброд похотливых существ, которые уже не способны ни любить, ни жертвовать собой, которые ради своей похоти готовы идти куда угодно и слушать что угодно, веря всяким внушениям и бредням. Потому что только этой толпой легко управлять, толпой, которая подвержена низменным страстям и не желающей ни в чем себе отказывать.

Если мы не осознаем этой трагедии русского народа, нашей личной трагедии, того, что мы потеряли, если мы лишились исторической памяти, то, не зная прошлого, у нас нет будущего. Если не почитая своих предков, своих святых, своих царственных страстотерпцев, покровителей Руси, мы не имеем надежды на то, что мы что-то сможем здесь на этой земле воссоздать.

И дай Бог, чтобы историческая память и скорбь об утерянном вернулась к нам с вами. Мы будем иметь надежду, что Господь помилует Россию, что Господь даст ей путь через скорби, через тернии, через страдания к великой славе. Но, прежде всего, это слава божественная и духовная сила, которой да сподобит Господь наш народ за молитву царственных страстотерпцев, которые день и ночь болезнуют о своих заблудших чадах, которых они так возлюбили до конца, до смерти. Аминь.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Всечестные отцы, возлюбленные о Христе братья и сестры!

В изложенном евангельском повествовании, которое было прочитано за Божественной Литургией, говорилось о чудесном хождении Спасителя по водам Галилейского моря, об укрощении бури и водной стихии Иисусом Христом. Кроме исторического смысла, в воскресном чтении содержится и другой, символический смысл. Святые отцы сравнивают лодку, на которой ученики целую ночь боролись со штормом, с Церковью Христовой, море с миром, бурю с гонениями на Церковь. Как известно, в истории церковной нередко, подобно яростным волнам бушующего моря, вздымались и угрожали единству церковной жизни опасные лжеучения и мудрования расколоучителей и сектантов. Кровавые гонения и преследования христиан за исповедание Православия готовы были поглотить и истребить Церковь. Однако Христос Спаситель никогда не оставлял Своей Церкви и каждый раз приходил к ней на помощь.

Постигшая учеников и апостолов буря изображает бурю страстей, волнующих человеческое сердце, шквал страстей, одолевающих нас, ураган тех опасностей, которым мы часто подвергаемся в этой жизни. Доблесть и мужество истинного христианина заключается в том, чтобы не впадать в отчаяние, не предаваться унынию или безразличию, но бороться с искушениями. Нас Священное Писание призывает преодолевать наплывшие трудности силой воли и твердой надеждой на всемогущую помощь и подкрепление Божие, в полной уверенности, что Господь обязательно подаст каждому, подобно утопавшему в водах Галилейского моря апостолу Петру, руку помощи, спасет от напастей и греховных падений. В этой христианской надежде заключается истинный якорь спасения для христианина с обуревающими его духовными и телесными напастями.

Святые отцы сравнивают Православную Церковь со спасительным кораблем, который, плывя по бурному житейскому морю, доставляет всех, кто на этом корабле, в тихую и безопасную пристань – Царство Небесное. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Так сделал Христос: пустив Церковь носиться по вселенной, как корабль по морю. Он не уничтожил волнения, не успокоил моря, но обезопасил корабль. Когда подобно яростным волнам восставали языческие или безбожные народы, или как буйные ветры злые духи нападали на Церковь, Сын Божий доставлял ей мир и тишину. Поистине удивительно, что не только буря не потопила корабля, но еще сам корабль укротил стихию». (Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т.3. Кн.1. Спб, 1897, с.63-64.) «Таково величие Церкви,- говорит святитель,- когда нападают на нее, она побеждает, притесняемая, она прославляется, получает раны – и не изнемогает. Среди ярости волн – не утопает, в порывах бури – не терпит кораблекрушения».

Святая Церковь от дней святых апостолов является носительницей великих духовных даров, необходимых человеку для спасения. Сокровищами Церкви являются Священное Писание, Священное Предание, святые спасительные таинства и обряды, богослужения и святоотеческий многовековой опыт христианской жизни. В Православной Церкви Христовой всегда пребывает Дух Святой, Который через архипастырей и священнослужителей, имеющих апостольское преемство, подает всем православным христианам благодатные силы к новой жизни во Христе. Принимая в свое лоно человека земного и грешного, Святая Церковь освящает его и возводит на высоту святости, призывает к добродетельной жизни, к которой и призван каждый из нас. Бесчисленные сонмы святых – это наглядный пример, какого совершенства могут достигнуть христиане, пребывая в Православной Церкви.

В годичном круге богослужения Православной Церкви изображена вся история, вся жизнь нашей Церкви, все ее вероучительные догматы и нравственные законы, жития, подвиги и страдания как Самого Господа Иисуса Христа, Божией Матери, так и всех святых апостолов, пророков, мучеников, преподобных и праведников.

Своим богослужением она учит всех христиан молитве, славословию и благодарению Бога. Христова Церковь молится за всех и всех утешает, располагает к покаянию во грехах, к исправлению, к добродетельной жизни. Она через богослужения учит, утешает, врачует и укрепляет души христианские. В церковных службах человеку открывается воля Божия в деле спасения. Богослужение – небесное сокровище на земле, данное нам милосердным Господом. Поэтому им нужно дорожить, понимать и знать, богослужением необходимо жить, ибо оно имеет глубокий спасительный смысл.

Постараемся, братья и сестры, помнить о спасительном значении богослужения Православной Церкви, будем любить его и постоянно посещать храм Божий. Пребывая в нем, как святом месте, как доме молитвы и особенного присутствия Божия, необходимо молиться со вниманием и сокрушением сердечным. В таинстве Исповеди откроем нашему Врачу душ и телес духовные болезни и греховные язвы, которыми страдает наша душа. Господь примет наши молитвы и благодатью Святого Духа укрепит нас и поможет обрести мир в душе, радость духа, блаженство и вечное спасение.

Сейчас, отцы, братья и сестры, мы совершили освящение храма в честь Царственных Страстотерпцев, пострадавших невинно в годы послереволюционных репрессий и гонений. Сегодняшнее событие является как историческим для Кузбасса и жителей поселка Верхняя Падунка, так и служит новым и еще одним живым свидетельством возрождения Отечества и Православных святынь в Кузбасском крае. Достойно внимания, что подготовка храма к освящению и само освящение произошли в знаменательное время – 90-летия гибели Царской семьи и 140-летия со дня рождения императора Николая II, святого Царя-мученика. Следует добавить, что трагическая годовщина, связанная с расстрелом царственной семьи, не только напоминает о днях беззаконного убийства царя, его супруги и пятерых детей и надругания над их телами со стороны революционной власти. С 1918 года начинается мученический путь исповедников Российских. Государь и его близкие стоят в этом сонме первыми.

Решением Синода Русской Православной Церкви в 2000 году Царская семья прославлена как святые Царственные Страстотерпцы. Вся царская семья, как отмечено в житии, представляет собой образец «Малой Церкви», где главной основой были любовь и помощь друг другу. Император Николай II явил собой в истории России пример высоконравственного христианского правителя. Традиционные православные принципы, то есть милосердие, любовь, миролюбие, были заложены в основу государственного управления. За время его царствования население страны выросло почти на 50 миллионов человек, что представляет уникальный пример в мировой истории. Современные демографические проблемы нашего Отечества, наверное, полезно оценить и искать способы разрешения в свете исторического опыта дореволюционной России. В 1913 году наша страна занимала ведущее место в мировой экономике и продолжала развиваться быстрыми темпами. В годы правления Николая II были построены Китайско-Восточная и Южно-Манжурская железные дороги, разработан план электрификации всей страны, проект нефтепровода от Баку до Персидского залива, проект Беломорско-Балтийского канала. Было спроектировано строительство крупных заводов на Урале и Дальнем Востоке, крупнейшей Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Многие исследователи и историки считают, что и революция 1905-1907 годов, и Первая мировая война, и февральский переворот 1917 года – все эти события стали реакцией Запада на усиление и успехи России. Эти успехи были достигнуты под непосредственным руководством Императора Николая II.

В 2008 году исполнилось 90 лет со дня убийства святой Царской семьи. Десятилетия, прошедшие со дня беспримерного злодеяния, стали периодом глубочайшего кризиса русского народа, временем разрушения нравственных устоев Державы и института семьи. 60 миллионов человек уничтожено физически в годы репрессий и гонений XX века.

Христианский долг перед памятью жертв безбожного террора – служить великому делу духовного возрождения нашего Отечества и единения народа в спасительной вере, дабы никогда более не повторилась трагедия братоубийства. Несомненно, по молитвам Новомученников и Исповедников Российских Господь восполнит наши немощи, умножит плоды нашего делания. «Господь даст силу народу Своему, Господь благословит народ Свой миром» (Пс. 28, 11).

Святые – это не только угодники Божьи, но и наши старшие братья, достойно прошедшие жизненный путь и познавшие его трудности и опасности. Святые всегда готовы помогать нам и укреплять своими дерзновенными молитвами и предстательством перед Господом Богом.

Сегодняшнее событие совсем не случайно, это – свидетельство живой связи времен: прошлого и настоящего, земного и горнего. Важно отметить, что святой храм – это для человека как священное место, так и училище благочестия. В нем совершается наше общение со Христом Спасителем. Здесь постоянно поддерживается благодатная атмосфера, оживотворяющая душу, вселяющая радость и надежду, умножающая любовь и мирное состояние духа, не терпящая ничего скверного или нечистого. Где же, как не здесь особенным, совершеннейшим образом «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается!»

Через эти родные святыни возрождается душа русского человека, мы получаем благословение и помощь от Бога на всех этапах своего земного бытия и служения. Поэтому, святой храм, церковь, – это, как бы, распростертые объятия к нам Божией Любви, распахнутые врата Божественного милосердия, пройдя через которые человек вновь обретает свое предназначение и становится сыном Божьим по благодати.

У каждой эпохи есть свои зримые символы. Они не только олицетворяют дух времени, но и являются наследием, оставляемым потомкам, как главный результат земной жизни, нашей веры и убеждений. Строительство и освящение храмов служит живым свидетельством и прямым указанием на возрождение Отечества и Православных святынь в Кузбасском крае.

Отрадно наблюдать процесс возрождения духовной жизни в Кемеровской области, где, во многом благодаря мудрости и усилиям Губернатора Кемеровской области, на протяжении последнего времени установилось доброе взаимодействие между руководством Кузбасса и Кемеровской епархией Русской Православной Церкви. Освящение новой кузбасской святыни – пример взаимодействия на основе достигнутого Соглашения. Это богоугодное и святое дело объединило нас одной радостью и памятью о том, что России нужно восстановление духовных сил, возрождение нравственных подлинных ценностей.

Особенно хочется подчеркнуть, что строительство и все подготовительные работы, предшествующие освящению часовни, потребовали многих сил и немало средств. Построить эту часовню стало возможным благодаря доброй воле и велению сердца руководства города и православных христиан. Сердечно благодарю тех, чьим попечением, средствами и молитвами завершилось это богоугодное и святое дело.

В этот день нашего духовного торжества да исполнятся сердца радостью, миром и любовью к Богу и всем людям.

Молитвенное предстательство Царственных мучеников пусть станет покровом от бед и опасности наших тружеников шахтерского труда!

Да сохранит и укрепит Вас Господь, приумножая Ваши силы, на многая и благая лета!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Дорогие братья и сестры!
Сегодня, в канун памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея Руси чудотворца, Церковь вспоминает преподобного Андрея Рублева, великого иконописца, ученика преподобного Сергия и инока Троице-Сергиевой Лавры, и святых Царственных страстотерпцев: государя Николая Александровича, государыню Александру Федоровну, царевича Алексия, великих княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию, которые в этот день мученически пострадали от рук безбожников.
Когда мы размышляем о судьбе последнего русского царя и его семьи, то видим, что с самого начала этот человек и люди, с которыми была связан его судьба, были как бы предназначены к тому, чтобы быть принесенными в жертву, как агнцы на заклание. Наследнику императорского престола власть принадлежала по наследству, он получал ее не как сейчас – выборным путем, не за какие-то особые заслуги, а просто потому, что он был первенцем, сыном императора, был помазан на царство и получал через это благословение Божие на свое правление.
Время, в которое государь император Николай Александрович воспринял бразды правления Российской империей, были очень тяжким: революционные настроения потрясали народ, потрясали интеллигенцию, каждый хотел «настоящего» и «лучшего» будущего, у всех были свои рецепты, как достичь этого лучшего будущего, и единственным удерживающим в этой ситуации оставался царский престол. И когда царский трон пошатнулся, страну охватила полоса великих бедствий: таких, которых не ждали и о которых не помышляли все те, кто своими рецептами и советами хотел устроить в России лучшее будущее. Буря невзгод и насилия в те годы охватила всю страну, не пощадив никого. Начав с представителей аристократии, царской семьи, других членов царственного дома, большевики перешли к дворянам, духовенству, а затем осуществили раскулачивание, нанеся тем самым страшный удар и по крестьянству. Одним словом, это было насилие над всем народом и не было тех, кто в той или иной степени не пострадал бы от этой безбожной власти.
Поэтому, когда мы думаем о судьбе царской семьи, то мы не можем отделить ее от судьбы всего народа. Ведь царская семья пострадала так же, как и тысячи других семей. Ведь репрессировали невинных людей, независимо от возраста, пола, социального положения. Гибли от рук безбожников взрослые и дети, мужчины и женщины, богатые и бедные, верующие и неверующие. И когда мы сегодня вспоминаем всех страстотерпцев и новомучеников Российских, то понимаем, что все их имена невозможно перечислить, потому что многие из них неизвестны. Мы знаем о гибели царской семьи, потому что эти люди были у всех на виду, а сколько было таких же семей, таких же юношей и девушек, которых расстреливали, убивали, сбрасывали в шахты, и, может быть, никто так и не узнает их имена. Но имена их, как мы знаем, записаны у Господа на небесах.
До сих пор ученые спорят о том, какова была роль последнего императора в судьбе Российской империи: правильно ли он царствовал, допускал ли ошибки. Церковь об этом не спорит, она не выносит свой суд политикам, государственным деятелям. Церковь смотрит на то, как человек жил, как выстраивал свои отношения с Богом и какова была его кончина. Мы видим в судьбе последнего российского императора, что, отправленный на заклание, он принес свою жизнь как жертву за грехи свои, за грехи народа и за грехи нашего Отечества. И сегодня он, вся его семья, его верные слуги и все те, кто пошел тем же путем мученичества и страстотерпчества, молятся за нашу грешную землю, за наш грешный народ, чтобы Господь помиловал нас, простил наши грехи, и чтобы наш народ увидел наконец то вожделенное светлое будущее, которого он так желал и которого не видел в течение многих десятилетий господства безбожной власти.
Сегодня наша святая Церковь возрождается, атеизм и безбожие вышли из моды и почти ушли в подполье. И мы верим, что это происходит по молитвам людей, которые смиренно и безропотно принимали выпавшие на их долю страдания, которые вслед за Христом взошли на Голгофу, каждый на свою, чтобы умереть с верой во Христа и перейти в жизнь иную, где они сегодня молятся за нас. Мы верим, что по их молитвам возрождается сегодня наша Церковь, по их молитвам будет укрепляться наше возлюбленное Отечество, по их молитвам каждый из нас возрождается к подвигу, может идти по пути к Царствию небесному и вести по этому пути наших детей и внуков.
Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с этим праздником, и желаю, чтобы по молитвам святых Царственных страстотерпцев, по молитвам святых новомучеников и исповедников Российских все мы шли этим длинным путем, который приведет нас к встрече с Господом нашим Иисусом Христом. Аминь.

Царственные страстотерпцы - это последний российский император Николай II и его семья. Они приняли мученическую смерть - в 1918 году их расстреляли по приказу большевиков. В 2000 году Русская Православная Церковь причислила их к лику святых. Мы расскажем о подвиге и дне памяти Царственных мучеников, который отмечается 17 июля.

Кто такие Царственные мученики

Царственные страстотерпцы, Царственные мученики, Царская семья - так после причисления к лику святых Русская Православная Церковь называет последнего российского императора Николая II и его семью: императрицу Александру Федоровну, царевича Алексея, великих княжен Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию. Они были канонизированы за подвиг мученичества - в ночь с16 на 17 июля 1918 года по приказу большевиков их вместе с придворным врачом и слугами расстреляли в доме Ипатьева в Екатеринбурге.

Что значит слово «страстотерпец»

«Страстотерпец» - это один из чинов святости. Это святой, принявший мученическую смерть за исполнение Божиих Заповедей, и чаще всего - от рук единоверцев. Важная часть подвига страстотерпца - то, что мученик не держит зла на мучителей и не сопротивляется.

Это лик святых, пострадавших не за свои поступки или не за проповедь Христа, а за то, кем они были. Верность страстотерпцев Христу выражается в их верности своему призванию и предназначению.

Именно в лике страстотерпцев были канонизированы император Николай II и его семья.

Когда празднуется память Царственных страстотерпцев

Память святых Страстотерпцев императора Николая II, Императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии совершается в день их убийства - 17 июля по новому стилю (4 июля по старому).

Убийство семьи Романовых

Последний российский император Николай II Романов отрекся от престола 2 марта 1917 года. После отречения его вместе с семьей, врачом и слугами заключили под домашний арест во дворце в Царском селе. Потом, летом 1917-го, Временное правительство отправило узников в ссылку в Тобольск. И наконец весной 1918 года большевики сослали их в Екатеринбург. Именно там в ночь с 16 на 17 июля Царскую семью расстреляли - по постановлению исполкома Уральского областного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Некоторые историки считают, что приказ на расстрел был получен напрямую от Ленина и Свердлова. Вопрос, так ли это, - спорный, возможно, исторической науке еще предстоит узнать правду.

О екатеринбургском периоде ссылки Царской семьи известно очень мало. До нас дошло несколько записей в дневнике императора; есть показания свидетелей по делу об убийстве Царской семьи. В доме инженера Ипатьева Николая II с семьей охраняли 12 солдат. По сути, это была тюрьма. Заключенные спали на полу; надзиратели часто были жестоки с ними; узникам разрешалось гулять в саду всего один раз в день.

Царственные страстотерпцы мужественно принимали свою участь. До наш дошло письмо княжны Ольги, где она пишет: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильней, но что не зло победит зло, а только любовь».

Арестованным разрешали присутствовать на богослужениях. Молитва была для них великим утешением. Последнюю службу в Ипатьевском доме протоиерей Иоанн Сторожев совершил всего за несколько дней до расстрела Царской семьи - 14 июля 1918 года.

В ночь с 16 на 17 июля чекист и руководитель расстрела Яков Юровский разбудил императора, его супругу и детей. Им велели собраться под предлогом, что в городе начались волнения и нужно срочно перейти в безопасное место. Узников сопроводили в полуподвальную комнату с одним зарешеченным окном, где Юровский сообщил Государю: «Николай Александрович, по постановлению Уральского областного совета вы будете расстреляны с вашей семьей». Чекист несколько раз выстрелил в Николая II, другие участники расстрела - в остальных приговоренных. Тех, кто упал, но был еще жив, добивали выстрелами и кололи штыками. Тела вынесли на двор, погрузили в грузовик и вывезли в Ганину Яму - заброшенный Исетский. Там скинули в шахту, потом сожгли и закопали.

Вместе с Царской семьей были расстреляны придворный врач Евгений Боткин и несколько слуг: горничная Анна Демидова, повар Иван Харитонов и камердинер Алексей Трупп

21 июля 1918 года во время богослужения в Казанском соборе в Москве Патриарх Тихон сказал: «На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович… Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе».

Долгие десятилетия никто не знал, где палачи закопали тела расстрелянных Царственных страстотерпцев. И только в июле 1991 года предположительные останки пяти членов императорской семьи и слуг обнаружили недалеко от Екатеринбурга, под насыпью Старой Коптяковской дороги. Генеральная прокуратура России открыла уголовное дело и в ходе следствия подтвердила, что это действительно узники Ипатьевского дома.

После нескольких лет исследований и общественных споров, 17 июля 1998 года, мучеников захоронили в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге. А в июле 2007-го были найдены останки сына царевича Алексея и великой княжны Марии.

Канонизация Царской семьи

Об упокоении Царской семьи в русском зарубежье молились уже с 1920-х годов. В 1981 году Русская Православная Церковь Зарубежом канонизировала Николая II и его семью.

Русская Православная Церковь канонизировала Царственных мучеников спустя почти двадцать лет - в 2000 году: «Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских царскую семью: императора Николая II, императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию».

За что мы почитаем Царственных страстотерпцев

«Царскую семью мы почитаем за преданность Богу; за мученичество; за то, что они дали нам пример настоящих руководителей страны, которые относились к ней как к своей родной семье. После революции у императора Николая II было много возможностей покинуть Россию, но он ими не воспользовался. Потому что хотел разделить участь со своей страной, какой бы горькой ни была эта участь.

Мы видим не только личный подвиг Царственных страстотерпцев, но подвиг всей той Руси, которую когда-то назвали уходящей, но которая на самом деле является пребывающей. Как в 1918 году в Ипатьевском доме, где были расстреляны мученики, так и здесь, сейчас. Это скромная, но одновременно величественная Русь, соприкасаясь с которой ты понимаешь, что ценно, а что второстепенно в твоей жизни.

Царская семья - не образец правильных политических решений, Церковь прославила Царственных страстотерпцев вовсе не за это. Для нас они - образец христианского отношения правителя к народу, стремление служить ему даже ценой своей жизни».

Как отличить почитание Царственных мучеников от греха царебожия?

Протоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО:

«Царская семья стоит в ряду тех святых, которых мы любим и прославляем. Но Царские страстотерпцы не «спасают нас», потому что спасение человека - дело одного лишь Христа. Царская семья, как и любые другие христианские святые, ведет, сопровождает нас на пути к спасению, к Царствию Небесному».

Икона Царственных мучеников

Традиционно иконописцы изображают Царственных страстотерпцев без врача и слуг, которые были расстреляны вместе с ними в доме Ипатьева в Екатеринбурге. Мы видим на иконе императора Николая II, императрицу Александру Федоровну и их пятерых детей - княжен Ольгу, Татьяну, Марию, Анастасию и наследника Алексея Николаевича.

На иконе Царственные страстотерпцы держат в руках кресты. Это символ мученичества, известный с первых веков христианства, когда последователей Христа распинали на крестах, так же, как их Учителя. В верхней части иконы изображены два ангела, они несут образ иконы Божией Матери «Державная».

Храм во имя Царственных страстотерпцев

Храм-на-Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, построен в Екатеринбурге на месте дома инженера Ипатьева, в котором в 1918 году расстреляли Царскую семью.

Само здание Ипатьевского дома снесли в 1977 году. В 1990 году здесь поставили деревянный крест, а вскоре - временный храм без стен, с куполом на опорах. Первую Литургию в нем отслужили в 1994-ом.

Каменный храм-памятник начали строить в 2000 году. Святейший Патриарх Алексий заложил в основание церкви капсулу с памятной грамотой об освящении места строительства. Через три года на месте расстрела Царственных страстотерпцев вырос большой белокаменный храм, состоящий из нижнего и верхнего храмов. Перед входом в него установлен памятник Царской семье.

Внутри церкви, рядом с алтарем, находится главная святыня екатеринбургской церкви - крипта (гробница). Ее установили на месте той самой комнаты, где были убиты одиннадцать мучеников - последний российский император, его семья, придворный врач и слуги. Крипту оформили кирпичами и остатками фундамента исторического дома Ипатьева.

Каждый год в ночь с 16 на 17 июля в Храме-на-Крови совершается Божественная литургия, а после верующие идут крестным ходом от церкви до Ганиной Ямы, куда после казни чекисты отвезли тела мучеников.



Статьи по теме: