Причины крушения самолета ту 154 мнения. Тайна трагедии под сочи раскрыта

После полной расшифровки чёрных ящиков разбившегося в конце декабря 2016 года в акватории Сочи Ту-154 - параметрического и речевого - эксперты Минобороны фактически уже точно могут назвать причины авиакатастрофы, сообщает Лайф .

По мнению специалистов, самолёт с пассажирами сгубила совокупность нескольких факторов: борт отправился в последний рейс перегруженным, а второй пилот Александр Ровенский на взлёте перепутал рычаги управления шасси и закрылками. Когда экипаж заметил ошибку, было уже поздно: тяжёлому Ту-154 попросту не хватило высоты для спасительного манёвра, поэтому он ударился о воду хвостовой частью фюзеляжа и разрушился.

Тяжёлый и неуправляемый

РАСШИФРОВКА:

Скорость 300... (Неразборчиво.)

- (Неразборчиво.)

Забрал стойки, командир.

- (Неразборчиво.)

Ух, ё-моё!

(Звучит резкий сигнал.)

Закрылки, сука, чё за х**ня!

Высотометр!

Нам... (Неразборчиво.)

(Звучит сигнал об опасном сближении с землёй.)

- (Неразборчиво.)

Командир, мы падаем!

Так эксперты поняли, что у самолёта возникли проблемы с закрылками именно по вине экипажа.

Пилоты, летавшие на Ту-154, с которыми пообщался Лайф, подтверждают выводы экспертов Минобороны о том, что причиной катастрофы могла стать ошибка пилотов.

У "Туполева" рукоятки уборки шасси и закрылков сделаны на козырьке кабины пилотов, между ними, над лобовым стеклом. Перепутать их можно, особенно если второй пилот, сидящий справа, в обязанности которого входит управление закрылками и шасси во время взлёта, устал, - рассказал Лайфу заслуженный пилот РФ Виктор Саженин, который сам восемь лет отлетал на Ту-154. - От этого самолёт перешёл в запредельный угол атаки, ударился о воду, и у него отвалилась хвостовая часть.

Эту версию считает допустимой и лётчик-испытатель Герой России Магомед Толбоев.

На панели управления Ту-154 тумблеры закрылков и шасси находятся над лобовым стеклом. Закрылки - слева, шасси - справа. За них отвечает второй пилот, который сидит в кресле справа. Не исключено, что пилот мог перепутать рычаги или отвлечься на что-то, поэтому самолёт взлетал с выпущенными шасси и убранными закрылками, - рассказал Лайфу Толбоев.

По словам Толбоева, нельзя исключать ещё и такой версии, что после взлёта экипаж превысил скорость и механизм закрылка разрушился, из-за чего лайнер свалился вправо, потерял скорость и рухнул в воду.

Трагический опыт

Ещё одним фактором катастрофы Ту-154 в Сочи могло стать отсутствие у командира корабля и второго пилота достаточных знаний, как действовать в экстремальной ситуации.

На фото (слева направо): Командир корабля Волков Роман Александрович и помощник командира корабля капитан Ровенский Александр Сергеевич. Фото: © Минобороны РФ

Скорее всего, ни командир самолёта Роман Волков, ни второй пилот Александр Ровенский, закончившие военные училища в начале нулевых годов, не проходили специальной лётной подготовки, - говорит источник Лайфа в комиссии по расследованию катастрофы в Сочи.

По его словам, если бы пилоты прошли специальную подготовку пилотирования в экстремальных ситуациях в Липецком авиацентре переподготовки военных пилотов или в ЛИИ имени Громова, то, возможно, катастрофы можно было бы избежать.

В военных училищах, которые закончили пилоты, их вряд ли обучали, как при сбое работы закрылков на малых высотах выставить их на обратный выпуск, чтобы вывести лайнер из запредельного угла атаки, - пояснил эксперт.

Кроме того, инженеры Научно-исследовательского центра эксплуатации и ремонта авиатехники Минобороны в Люберцах не исключают, что, когда экипаж попытался развернуть машину, чтобы дотянуть до земли, у него был хороший шанс на спасение, если бы не перегруз.

О перегрузе свидетельствует тот факт, что, когда самолёт начал терять высоту, первой о воду ударилась именно хвостовая часть, которая отвалилась, а затем машина правым крылом зацепила воду и рухнула в море, - говорит источник Лайфа в Минтрансе РФ.

По его словам, нельзя исключать, что багажный отсек просто перегрузили.

Ведь это был чуть ли не последний вылет гражданского борта в Сирию, и родственники и сослуживцы находящихся в командировке военных могли упросить руководство аэродрома и экипаж взять на борт лишнего, - говорит эксперт. - А во время полёта и после посадки в Сочи груз могло растрясти. Во время взлёта из Сочи груз сдвинулся в хвостовую часть лайнера, и машину при внештатной ситуации с закрылками потянуло вниз.

Катастрофа с Ту-154 Б-2 с бортовым номером RA-85572 Минобороны произошла 25 декабря 2016 года. Это было в 5:40 утра по московскому времени в 1,7 километра от побережья Сочи. Борт Минобороны летел в сирийский Хмеймим с аэродрома Чкаловский, а в Сочи он только дозаправлялся. На борту лайнера находилось 92 человека. Через несколько минут после отрыва от полосы самолёт пропал с экранов радаров.

Разбившийся лайнер базировался на подмосковном аэродроме Чкаловский и входил в состав ФГБУ "Государственная авиакомпания "223-й лётный отряд" Минобороны, осуществляющий перевозку военнослужащих.

Модификация Ту-154 Б-2 рассчитана на перевозку 180 пассажиров экономического класса и выпускалась с 1978 по 1986 год. Всего было построено 382 самолёта. С 2012 года гражданские авиакомпании России не эксплуатируют Ту-154 Б-2.

Самолёт Ту-154 Министерства обороны РФ потерпел крушение в акватории Черного моря. Минобороны РФ сообщило в воскресенье утром, что с радаров пропала отметка самолета Ту-154, который выполнял плановый перелет с аэродрома Адлера. Минобороны уточнило, что фрагменты корпуса Ту-154 обнаружены в 1,5 километра от черноморского побережья Сочи на глубине 50-70 метров.

Всего на борту находилось 92 человека, в том числе 64 артиста ансамбля имени Александрова, почти весь хор и часть музыкантов оркестра — баянисты и балалаечники.

ОБНОВЛЕНИЕ 19:50

Глава Минтранса России Максим Соколов, возглавляющий правительственную комиссию по расследованию катастрофы Ту-154 Минобороны, заявил, что борту самолета, очевидно, нештатно сработала техника. Об этом в четверг, 29 декабря, сообщает РИА Новости.

— Самолет при ударе о водную поверхность и, в последующем, о дно Черного моря практически полностью разрушился, что, конечно же, осложнило проведение поисковой операции, — добавил он. Соколов также призвал воздержаться от распространения любых версий по катастрофе Ту-154 до окончательного объявления результатов работы комиссии.

ОБНОВЛЕНИЕ 15:20

Эксперты межведомственной комиссии по расследованию причин падения Ту-154 Минобороны в Чёрное море изучают фрагменты самолёта, которые спасатели подняли на поверхность. По данным Лайфа, специалистов озадачили повреждения лопаток турбины двигателя. С одной стороны, эта деталь однозначно отвергает версию попадания в турбину птицы, с другой стороны, указывает на то, что, возможно, перед полётом двигатель был неисправен. Теперь повреждённые лопатки турбины будут детально изучены экспертами, после чего они и дадут однозначный ответ, были ли они деформированы при ударе о воду или появились ещё перед крушением. Кроме того, после предварительного изучения обнаруженного в море правого крыла Ту-154 специалисты установили, что закрылок на одном крыле был выпущен, однако пока непонятно, какую команду он тогда исполнял — на взлёт или снижение.

В одном из специальном ангаров Сочи уже началась раскладка деталей Ту-154, которые ежедневно поднимают со дна Чёрного моря водолазы МЧС и Минобороны. Первый двигатель вместе со стойкой шасси нашли ещё утром 27 декабря, а к вечеру подняли и второй. Второй, как оказалось, почти не имел деформации, сообщили спасатели.

По идее, теперь из этих "пазлов" должна сложиться максимально близкая к первоначальному виду модель самолёта. В руках экспертов межведомственной комиссии уже есть крупные фрагменты: хвостовая часть Ту-154 с двигателями, центральная часть фюзеляжа, правое крыло. Эти детали сейчас тщательно изучаются, чтобы понять траекторию и угол вхождения самолёта в воду, а также обстоятельства, которые могли привести к его крушению.

ОБНОВЛЕНИЕ 13:20

Чкаловская авиабаза, в авиапарк которой входил разбившийся в Сочи Ту-154, в следующем году будет реорганизована, на ее базе будет заново создана Авиационная дивизия особого назначения (АДОН). Об этом пишет газета "Известия".

Как отмечает газета, воссозданная дивизия будет базироваться на подмосковном военном аэродроме Чкаловский, ее формирование начнется в начале следующего года. Эту информацию "Известиям" официально подтвердили в Минобороны России.

До расформирования в 2010 году самолеты и вертолеты дивизии особого назначения перевозили, а в случае необходимости и эвакуировали советских и российских военнослужащих и гражданских специалистов из горячих точек по всей планете, отмечает издание.

ОБНОВЛЕНИЕ 12:00

Предварительно установлена причина крушения самолета Ту-154 Минобороны, упавшего утром 25 декабря в Черное море близ Сочи — это сваливание при недостаточной для набора высоты скорости из-за рассогласования закрылков. Об этом вечером 27 декабря сообщил «Интерфакс» со ссылкой на источник в оперативном штабе на месте ЧС.

— По предварительным данным, на борту рассогласованно сработали закрылки, в результате их невыхода подъемная сила была потеряна, скорость не была достаточной для набора высоты, и самолет свалился, — сказал источник агентства.

По его словам, причина, по которой закрылки могли сработать нештатно, не установлена. Официального подтверждения этой информации нет.

Гипотеза с закрылками появилась сразу после крушения. Так, «Коммерсантъ» написал, что к их рассогласованию могла привести критическая неисправность.

— За равномерным выпуском закрылков на Ту-154 следит специальная автоматическая система СПЗ-1А, которая в случае рассогласования выключает их гидропривод, предлагая пилоту перейти на ручное управление закрылками. Однако в случае, например, обрыва привода закрылков СПЗ-1А бессильна, — отметила газета.

Накануне ФСБ России назвала основными рабочими версиями крушения Ту-154 «попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо, повлекшее потерю мощности и отказ работы двигателей, ошибку пилотирования и техническую неисправность самолета».

ОБНОВЛЕНИЕ 09:30

Эксперты расшифровали речевой бортовой самописец разбившегося Ту-154 Минобороны РФ. Пленка, фиксировавшая переговоры экипажа и разговоры внутри кабины, оказалась не повреждена.

Разговор прерывается на том, что один из пилотов восклицает: "Закрылки, с*ка!" А затем звучит крик: "Командир, падаем!", — рассказал источник близкий к следствию.

По его данным, второй самописец, параметрический, пока не доставлен в Центральный научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил и когда начнётся его расшифровка — не известно.

ОБНОВЛЕНИЕ 14:40

Водолазы обнаружили один из бортовых самописцев на месте крушения самолёта Ту-154 Минобороны в Черном море. Об этом ТАСС сообщили в силовых структурах.

— В ходе поисковых работ под кабиной самолета обнаружен один черный ящик. В ближайшее время он будет извлечен из воды, — сказал источник.

Также собеседник сообщил, что тела трех погибших и большое количество останков обнаружены в районе крушения.

ОБНОВЛЕНИЕ 21:20

В краевой столице прошла траурная акция прощания с жертвами, погибших в результате крушения самолета Минобороны в Черном море. В ней приняли участие депутаты Закдумы и Гордумы, военные и неравнодушные горожане.

Мероприятие проходило возле памятника штурмовику Су-7Б в районе остановки "Портовая". Возложение прошло в темное время суток специально, чтобы люди после окончания рабочего дня смогли отдать дань уважения и памяти погибшим. Именно это дало возможность почти сотне людей прийти на акцию.

— Это страшная трагедия. Абсолютно в любой ситуации важна каждая жизнь и сейчас объединилась вся Россия. Население большой страны скорбит и выражает соболезнования родственникам экипажа. Приятно, что так много людей смогли найти время и приехать сегодня для прощания с погибшими. Если кто-то не успел присоединиться к нам, то он может приехать почтить людей позже. Главное же желание, — рассказал Руслан Верхотуров, соорганизатор.

По очереди брали слово представители городской и краевой власти. Они рассказывали о личных воспоминаниях знакомств с Елизаветой Глинка — возглавлявшей благотворительный фонд и Валерием Халиловым — создателем фестиваля военных оркестров «Амурские волны». После чего последовала минута молчания и началось возложение цветов.

— Очень печально, что в мирное время гибнут люди. Сейчас пройдут разбирательства, будет проведена работа по недопущению подобного в будущем. Такого не должно быть и я надеюсь, что подобного больше не повторится, — рассказала Алиса Селезнева, студентка.

ОБНОВЛЕНИЕ 19:20

Теракт не является основной версией крушения Ту-154. Специалисты также не видят необходимости в ведении дополнительных мер безопасности в аэропортах РФ.

— Насколько нам известно, основные версии не включают в себя версию террористического акта. Мы исходим из того, что причинами катастрофы могли быть либо техническое состояние, либо ошибки пилотирования. Но подчеркну, что это устанавливает следствие, а также специальная техническая комиссии Министерства обороны, — сказал министр транспорта России.

ОБНОВЛЕНИЕ 16:15

Специалисты проанализировали данные объективного контроля с радиолокационных средств, чтобы точнее определить траекторию полета потерпевшего крушение Ту-154. Они выяснили, что самолет упал в шести километрах от берега, сообщает департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны России.

Сейчас поисковые работы ведут 39 кораблей и катеров, 135 водолазов и семь глубоководных аппаратов. Военнослужащие также обследуют берег в поисках тел погибших, обломков самолета и личных вещей пассажиров. Всего в операции участвуют около 3,5 тысяч человек.

ОБНОВЛЕНИЕ 16:06

Хабаровские коллеги артиста почтили память погибшего Валерия Халилова.

Хабаровчане несут цветы на площадь Славы. На площадь Славы коллеги Валерия Халилова вынесли подставку для нот , на котором располагалась фотография дирижера с траурной лентой. К пюпитру музыканты и неравнодушные хабаровчане возлагали цветы и ставили свечи.

ОБНОВЛЕНИЕ 15:30

Среди летевших был 46-летний подполковник Восточного военного округа Александр Ваганов. Он был на борту ТУ-154, вылетевшего из Сочи ранним воскресным утром.

ОБНОВЛЕНИЕ 15:20

Первый самолет с 10 телами погибших при крушении Ту-154 вылетел в Москву, сообщили "Интерфаксу" в Департаменте информации и массовых коммуникаций Минобороны России.

— Самолет Ил-76 военно-транспортной авиации с обнаруженными на месте авиакатастрофы 10 телами и 86 фрагментами вылетел в Москву, где будет проводиться их опознание и генетическая экспертиза специалистами Бюро судебной медицинской экспертизы и 111 Центра судебно-криминалистической экспертизы Минобороны России, — сказал сотрудник департамента.

ОБНОВЛЕНИЯ 13:40

Глава Чечни Рамзан Кадыров принял решение увековечить память погибшей в авиакатастрофе Ту-154 над Черным морем главы фонда "Справедливая помощь" Елизаветы Глинки и присвоить ее имя Республиканской детской клинической больнице в Грозном.

ОБНОВЛЕНИЕ 12:30

Кто будет курировать "Амурские волны" после смерти Валерия Халилова пока неизвестно.

— До фестиваля еще очень далеко. Мы в шоке от трагедии и, разумеется, еще ничего не успели обсудить. Кто будет курировать фестиваль после смерти Валерия Михайловича, пока сказать сложно. Будем решать этот вопрос. Невероятная утрата для культурной жизни всей страны, — сообщили корреспонденту DVhab в дирекции фестиваля «Амурские волны».

ОБНОВЛЕНИЕ 12:10

Матч "Амур" — "Адмирал" начнется во Владивостоке с минуты молчания в память погибших в авиакатастрофе.

ОБНОВЛЕНИЕ 10:40

Лимиты компенсаций по крушению Ту-154 для военных составят порядка 7,8 млн руб, для гражданских лиц — 3 млн руб, сообщил президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. Он разъяснил, что всем находившимся на борту самолёта положены выплаты по 2 млн рублей в рамках Воздушного кодекса.

В добавление к этой выплате сумма компенсаций складывается для военных следующим образом:
По обязательному страхованию военнослужащих (страхование производится в соответствии с законом № 52-ФЗ) положена выплата на случай смерти в размере 2,337 млн рублей. Кроме того, страховщик уполномочен производить выплаты единовременных пособий на случай смерти военнослужащего или признания его негодным к военной службе. Размер пособия по смерти военнослужащего составляет 3,506 млн рублей. Впоследствии они компенсируются страховщику из бюджета.

ОБНОВЛЕНИЕ 10:20

Главный военный дирижер страны, генерал-лейтенант Валерий Халилов был среди пассажиров разбившегося самолета Ту-154 Минобороны РФ, потерпевшего крушение 25 декабря в Черном море. Валерий Халилов был инициатором проведения в Хабаровском крае Международного фестиваля военных оркестров «Амурские волны», который создавался при его непосредственной поддержке и участии. С 2012 года Валерий Халилов ежегодно приезжал в Хабаровск для участия в фестивале.

С 2002 по 2016 год Валерий Халилов был начальником военно-оркестровой службы Российской Федерации, главным военным дирижером. В этой должности он неоднократно выступал в качестве дирижера сводного военного оркестра, принимавшего участие в парадах, посвящённых Дню Победы на Красной площади.

В апреле 2016 года Халилов был назначен на должность начальника ансамбля — художественного руководителя Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова.

Президент России Владимир Путин объявил 26 декабря общенациональным днем траура по гражданам РФ, погибшим в воскресенье в авиакатастрофе Ту-154 Министерства обороны РФ, летевшего в Сирию на авиабазу Воздушно-космических сил России Хмеймим.

ОБНОВЛЕНИЕ 19:20

Поисково-спасательные работы на месте крушения воздушного корабля в акватории Черного моря в районе Сочи продолжаются. Российские правоохранительные органы в рамках возбужденного уголовного дела выясняют причины и обстоятельства падения лайнера, повлекшего гибель 92 человек.

— Авиакатастрофа, в которой погиб коллектив ансамбля им. Александрова — трагедия огромного масштаба, потому что Россия потеряла самых лучших, — заявил во время специального выпуска программы Baltkom-online на латвийской радиостанции Baltkom российский певец Лев Лещенко.

ОБНОВЛЕНИЕ 17:50

Самолет Ту-154 Министерства обороны РФ пропал с экранов радаров через несколько минут после вылета из Сочи. По предварительной информации, на борту лайнера находились 82 пассажира и десять членов экипажа. Об этом сообщил на источник в экстренных службах.

— Самолёт Ту-154 вылетел из Сочи, однако спустя несколько минут исчез с экранов радаров, — рассказал собеседника.

ОБНОВЛЕНИЕ 16:20

В МЧС подтвердили обнаружение места падения самолета Ту-154 в Черном море, сообщает ТАСС. Людей пока обнаружить не удалось.

ОБНОВЛЕНИЕ 16:05

Источник «Интерфакса» в экстренных службах Краснодарского края сообщает об обнаружении места предполагаемого падения Ту-154.

— При обследовании акватории в 6-8 километрах от берега обнаружено масляное пятно, которое, как предполагается, могло явиться следствием падения в этом месте самолета. Туда направлены спасательные суда, — говорит собеседник агентства. Официального подтверждения падения все еще не было.

Стремительное разрушение Ту-154 над Черным морем, исчезнувшего с экранов радаров утром 25 декабря, спустя всего две минуты после взлета, заставила многих говорить о вероятном взрыве на борту военного самолета. В правительственной комиссии по расследованию ЧП эту версию считать основной отказываются. ЦОС ФСБ в понедельник, 26 декабря заявил, что «признаков и фактов, указывающих на возможность совершения террористического акта или диверсии на борту воздушного судна, в настоящее время не получено». попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо, приведшее к потере мощности и отказу работы двигателей, ошибка пилотирования и техническая неисправность самолета. Военные эксперты, правда, взрыв на борту обсуждают в первую очередь. Что могло стать его причиной?

Председатель общественного совета при межрегиональном следственном управлении на транспорте Следственного комитета России Сергей Груздь в беседе с РБК сказал, что самолет могли атаковать из ПЗРК с земли. Не исключает он и взрыва на борту. Взрывное устройство могли пронести в самолет в Чкаловском аэропорту, где пассажира, по его словам, могут пустить в самолет вообще без досмотра. Корреспондент «Ведомостей» Алексей Никольский, в мае 2016 года летавший из Чкаловского военным бортом в командировку в Сирию, говорит, что досмотр там такой же, как в гражданском аэропорту – паспортный контроль, спецконтроль, таможня, пассажиры проходили через рамки, весь багаж просвечивался. «У нас самолет был Ил-62, имеющий большую дальность, чем Ту-154, поэтому летел без промежуточных посадок. Нормальный самолет, - рассказывает Никольский. – Борты 223-го летного отряда Министерства обороны хоть и старые, но летают гораздо меньше, чем в коммерческих авиакомпаниях и летный ресурс у них очень большой».

Генерал-полковник запаса, командующий фронтовой авиацией ВВС России, Герой Советского Союза Николай Антошкин в беседе с изданием «Свободна пресса» называет Ту-154 очень надежным самолетом. «Да и летный состав в Чкаловском очень подготовленный, - говорит Антошкин. - Экипажи на Ту летают десятилетиями, причем в Сирию всегда летает так называемый двойной летный состав - по два экипажа, для подмены».

Бывший генеральный директор авиакомпании «Татарстан» Магомед Закаржаев (сейчас глава «Казанского авиапредприятия») говорит, что по его ощущениям и по отзывам пилотов, летавших много больше него, Ту-154 с налетом около 800 часов - машина надежная. «Пилотам нравилось летать на ней, - рассказывает он в беседе с Forbes. - Техника пилотирования у самолета имеет определенные сложности, особенно заход на посадку и посадка с предельно передней центровкой, а вот взлет проблем не представляет, если проходит штатно, без перегруза и отказов». В Сочи авиакомпания «Татарстан» всегда летала в сезон, говорит Закаржаев: «Посадка на аэродроме Сочи довольно сложна, взлет и посадка выполняется на встречных курсах, мешают горы. Из-за гор на посадке ограничена минимальная высота ухода на второй круг (примерно 60-80 метров). Для допуска к полетам в Сочи обязательна была специальная подготовка командира, доверять посадку вторым пилотам запрещалось. Эта особенность немного напрягает экипаж на посадке. А взлет на море не представляет сложности». Для выстраивания версий слишком мало информации, торопиться с предположениями, по его мнению, не стоит: «Спешка нужна только в том случае, когда это поможет предотвратить другие события при сходных обстоятельствах. А это дело назначенной комиссии. Единственное, по ощущениям, версию с терактом я бы не отодвигал на последний план».

По мнению бывшего командира военно-транспортного авиационного полка Минобороны России, полковника запаса Леонида Куплешникова, тот факт, что самолет взлетел и набирал высоту в течение нескольких минут, говорит о том, что проблем с центровкой и двигателями не было: «Загрузку контролируют бортинженер и второй пилот лично, это их хлеб. В Чкаловском служат самые опытные, они не допускают таких ошибок». Полковник в интервью изданию «Фонтанка» отметил, что для самолета такого типа 92 пассажира - это очень небольшое количество, и о перегрузке речи быть не может. «Оружие и боеприпасы возят транспортными самолетами, в Ту-154 – только личный состав, личные вещи и почта», – сказал он.

Бывший полковник Генштаба Вооружённых сил РФ Михаил Ходарёнок предположил, что бомбу могли пронести на борт во время дозаправки. «Скорее всего, был пронос взрывного устройства, - заявил он в интервью радиостанции «Говорит Москва». - Никаких оснований пока судить об этом нет, но к этому склоняются практически все специалисты, исключая ошибку пилотирования и неисправности техники». По его словам, пилоты Ту-154 не успели подать сигнала бедствия или связаться с диспетчером, что указывает на то, что самолет потерпел крушение в результате внутреннего или внешнего воздействия.

Полковник в отставке, президент Центра исследования общественных прикладных проблем Александр Жилин рассматривает две версии происшедшего.

«Первая - техническая – при взлете оторвало закрылок, самолет закрутило и он упал, - цитирует экспертва агентство «Федералпресс». - все произошло так быстро, что пилоты ничего не успели сообщить диспетчерам. Но в этой версии меня смущает то, что так далеко разбросало обломки, фюзеляж. Самолет был намаленькой высоте, при падении его части просто не могло так раскидать. И вторая версия – все-таки теракт. Взрывное устройство, которое сработало при взлете – все происходит мгновенно и опять же до диспетчера просто не успели донести информацию. Я больше склоняюсь к версии теракта. Она логичнее и расставляет точки над i. Но могу с большой долей вероятности предположить, к каким выводам придет (или уже пришла) межведомственная комиссия по расследованию этого летного происшествия – во всем обвинят летчиков, припишут им ошибку пилотирования».

Майор ВВС, летчик-инструктор Андрей Красноперов в интервью «Коммерсанту» отмечает детали, подтверждающие теракт: «Шасси нашли, резиновые пневматики, накачанные воздухом, которые не тонут. После взлета самолет их убирает в гондолу. Если целый самолет просто упал бы, естественно, эта гондола ушла бы вместе с ним на дно. Но дело в том, что шасси нашли на поверхности воды, они плавали там. Почему они оказались вне самолета? Почему разлет осколков на 10 км, а не на 1 км? Вариант такой - разрушение самолета в воздухе. Конкретно о теракте говорить еще рановато».

По мнению бывшего министра обороны Украины Евгений Марчука, катастрофу ТУ-154 над Черным морем россияне расследуют очень быстро. «Конечно, ФСБ будет точно прорабатывать самые разные версии, в том числе и теракт, носообщений об этом не будет, - написал он на своей странице в Facebook, - Да и уголовное дело возбуждено Следкомитетом РФ не по этой статье. Такой теракт после убийства посла России в Турции был бы очень зловещим знаком для России в связи с ее участим в войне в Сирии. Российские специалисты сравнительно быстро узнают истинную причину этой катастрофы, но полное расследование завершитсянескоро. Госкомиссия расследует причины (физику) катастрофы, а Следкомитет,используя материалы Госкомиссии, кроме причин устанавливает виновных и передает материалы в суд. Полную официальную информацию об истинных причинах этой катастрофы мы узнаем нескоро».

«Проверяют рабочих на аэродромах не так усиленно, как наc, летчиков»

Эксперты продолжают анализировать версии крушения Ту-154 над Черным морем, в котором погибли 92 человека. Их три - неисправность борта (эту версию считают приоритетной) человеческий фактор, то есть ошибка пилотов, и стороннее воздействие - взрыв на борту или даже .

В недавнем прошлом летчик «Аэрофлота» с 40-летним стажем летной практики, более 10 лет пролетавший на Ту-154, Владимир Сальников высказал нам свое мнение о версиях катастрофы:

Исходя из тех фактов, что известны на данный момент, я могу высказать две версии случившегося.

Первая - «человеческий фактор», связанный с тем, что экипаж, возможно, не совсем корректно выполнил свои обязательства по контрольным картам, а точнее - не включил подкачивающий насос.

Особенность Ту-154 в том, что двигатели получают топливо только из одного расходного бака, в котором помещается 3300 килограммов топлива. Остальные баки находятся в крыле. Из крыла топливо необходимо перекачать в расходный бак, чтобы работали двигатели.

Если по каким-то причинам не включили подкачивающие насосы, то могло быть так: самолет запустили, вырулили, взлетели - а при взлетном режиме используется максимальный расход топлива при максимальной тяге двигателей - то как раз на те самые 7-10 минут этого топлива и хватило. Дальше двигатели выключились.

Когда самолет идет на эшелоне, и выключаются подкачивающие насосы, то топлива хватает на 30 минут полета. А при наборе высоты его расход очень большой - максимум минут 10-15 хватит.

За это время самолет мог подняться на высоту примерно 4-5 км. И дальше - я рассуждаю как летчик - если действительно произошло то, о чем я говорю, то инженеру надо было, как только выключились двигатели, срочно включить подкачивающие насосы. А они очень мощные, порядка 4000 литров в минуту качают. И, качнув топлива в расходный бак, сразу приступить к запуску двигателей в воздухе. Тогда в любом случае хоть один из них запустился. Ну и самолет нормально полетел бы. Но если экипаж не смог быстро понять причину отказа двигателей, произошла некоторая паника, то это на борту всегда приводит к плачевным результатам.

И вторая версия - а она рождается из того, что фрагменты самолета, по сообщениям СМИ, разбросаны в радиусе от полутора до восьми километров. Если это так, то можно говорить о том, что самолет начал разваливаться еще в воздухе. Но тогда это - бомба. Потому что сам Ту-154 имеет очень крепкую конструкцию. Отвалиться там нечему. Я на нем пролетал 10 лет и точно это знаю.

Так что напрасно некоторые депутаты и эксперты сразу резко отвергли возможность теракта. Я, летая до прошлого года, часто наблюдал даже на самых крупных наших аэродромах такую картину, когда непосредственно у самолетов кого только нет: всякие уборщики и снег, и мусор возят… А проверяют этих рабочих не так усиленно, как наc, летчиков.

Людям, которые обеспечивают работу и безопасность аэропорта, платят копейки - 10-12 тысяч. На такую зарплату квалифицированные специалисты не идут. Бортпроводники - мальчишки, что в экипажах летают, это - 50 тысяч. А человек, который обеспечивает отправку самолета в полет (когда самолет запускается, он всегда на улице стоит) имеет зарплату 30-35 тысяч. Я уже не говорю о тех, кто грузит, убирает и мусор вывозит.

Вот и получается, что берут на эту работу гастарбайтеров. И вот такой человек года 3-4 работает, ведет себя безукоризненно, к нему постепенно привыкают, хотя, возможно, он все это время сочувствовал экстремистам.

Конечно, это лишь предположение, но вот представьте: машину с мусором вывозят с аэродрома, а потом почти такая же грязная она возвращается обратно. Я не уверен, что охранники заглядывают в каждый из баков и контейнеров, где присутствуют еще остатки прежнего мусора, где что-то течет, что-то воняет... Взрыватель для бомбы с помощью такой машины провести на аэродром очень даже легко. Пластид - тоже.

В подмосковном Чкаловском, откуда вылетал самолет, думаю, очень жесткую проверку проходят все, кто там работает, так как это - военный аэродром. Но в Адлере, где Ту-154 дозаправлялся, уверен, таких «военных» строгостей нет. А потому, считаю, нельзя исключать версию теракта. Возможно, его готовили не именно с этим самолетом, так как он должен был дозаправляться в Моздоке, а в Сочи оказался из-за плохой погоды. Взрыв могли готовить в принципе на любом другом самолете, к которому легче всего было бы подобраться. Но таким бортом оказался именно Ту-154 Минобороны. Во всяком случае, большой разброс осколков на месте трагедии очень настораживает, и напоминает недавнюю египетскую катастрофу.


Специалисты при расследовании причин катастрофы самолета Ту-154 Минобороны РФ в Черном море установили, что причиной трагедии стала перегруженность воздушного судна, кроме того, командир самолета не знал ни характера, ни точного веса груза на борту и из-за этого не мог принять правильного решения во время взлета, пишет в среду Газета.ru.

"Специалисты, участвующие в расследовании катастрофы летевшего в Сирию военного лайнера Ту-154 25 декабря 2016 года в Сочи, пришли к выводу, что самолет был перегружен: вместо нормативных 98 тонн взлетный вес составлял более 110 тонн. При этом экипаж о перегрузке осведомлен не был и взлетал, исходя из допустимого взлетного веса пилотируемой машины", - говорится в материале.

Для расчета массы разбившегося воздушного судна были применены специальные методики, в том числе с использованием данных параметрического самописца, поднятого со дна Черного моря. В результате стало известно, что 24 декабря при взлете с подмосковного аэродрома Чкаловский, откуда Ту-1542Б-2 начал свой маршрут, взлетный вес самолета вместе с заправленными в него 24 тоннами топлива составил 99,6 тонны. Это превышало нормативы, но отклонение в 1,6 тонны было несущественным. При таком весе самолет обычно взлетает без особых проблем, пишет издание.

В Адлере из самолета никто не выходил, за исключением командира и второго пилота. В самолет ничего дополнительно не грузили, однако лайнер был дозаправлен по максимуму - в его баках было 35,6 тонны топлива, поясняется в материале.

Рано утром 25 декабря Ту-154Б-2 взлетал по большой взлетно-посадочной полосе (в Адлере их две). После этого самолет должен был отвернуть вначале вправо, затем влево, а потом взять курс на Латакию, на авиабазу Хмеймим. Однако проблемы начались еще во время подъема. Отрыв самолета от взлетно-посадочной полосы Адлера произошел только на 37-й секунде после начала разбега, на скорости 320 километров в час, угол тангажа при этом составил от 4 до 6 градусов. Все эти параметры свидетельствуют о том, что самолет с трудом поднялся в воздух. Скороподъемность составляла 10 метров в секунду вместо обычных 12-15 метров в секунду. В общей сложности последний полет Ту-154 продолжался всего 74 секунды, отмечается в публикации.

В статье подчеркивается, что до момента удара о воду самолет был полностью исправен. Метеоусловия на аэродроме Адлер в момент взлета были благоприятные: температура окружающего воздуха 5 градусов выше нуля, влажность 76%, давление 763 миллиметра ртутного столба, боковой ветер 5 метров в секунду. Опасных метеоявлений не наблюдалось.

Действия опытного экипажа и поведение исправной машины во время своего следующего взлета в Адлере можно объяснить только тем, что командир Ту-154 не знал ни характера, ни точного веса груза на борту, а, следовательно, и о перегрузке своего самолета. Поэтому в Адлере в самолет и перелили топлива.

Вероятно, его залили бы меньше, если бы знали точный вес имущества, которое погрузили в самолет в Чкаловском. Возможно, на борт поместили что-то сравнительно небольшое по объему, но значительное по своему удельному весу. Если бы командир экипажа знал о превышении нормативного взлетного веса более чем на 10 тонн, он или отказался бы от полета, или взлетал бы с учетом того, что самолет перегружен, говорится в материале.

Последние действия экипажа можно объяснить тем, что летчики догадались, что с самолетом что-то не так, и попытались вернуться на аэродром вылета, чтобы сесть на другую, меньшую по размеру взлетно-посадочную полосу в Адлере. Однако высоты не хватило, поясняется в исследовании.

Прим.Ред. - Остается только один серьёзный вопрос. Почему летчики, поняв, что с самолетом что-то не так и решив вернуться на аэродром, не сообщили об этом диспетчерам? Или они хотели в тихУю сесть, чтобы никого не беспокоить? Этого просто невозможно допустить. Они должны были и обязаны за целых 74 секунды связаться с диспетчерами, чтобы сообщить о проблеме и запросить разрешение на посадку.

Военно-транспортный самолет Ту-154 Минобороны РФ 25 декабря прошлого года при вылете из Сочи упал в Черное море. Все находившиеся на борту 92 человека - 84 пассажира и 8 членов экипажа - погибли. Среди пассажиров были участники Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени Александрова, которые должны были принять участие в концертах в расположении российских военных в Сирии. Кроме того, на борту находились съемочные группы Первого канала, НТВ и "Звезды".



Статьи по теме: