Карта готовности ребенка к школьному обучению Цели заполнения карты готовности ребёнка к школьному обучению. Цикл диагностических занятий по выявлению уровня готовности ребенка к школьному обучению

Без преувеличения можно сказать, что вопрос о готовности детей к школе на сегодня один из самых обсуждаемых в психологических, педагогических, медицинских и родительских кругах. «Готов ли ваш ребенок к школе?», «Тесты для проверки и отбора детей в школы», «Советы по подготовке детей к школе» и т.п. – литературы по этим вопросам сейчас очень много. И это вполне понятно – ведь для того чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития детей, оно должно быть основано на знании уровня готовности к обучению каждого будущего школьника. В большинстве школ есть психологи, которые и занимаются приемом детей в 1-й класс.

Все показатели готовности детей к школе можно условно разделить на три взаимосвязанные части: физическая, интеллектуальная и личностная готовность. Физическую готовность оценивают медики и заносят нужные сведения в индивидуальную медицинскую карту. Интеллектуальную и личностную готовность оценивают психологи.

Психолог должен дать учителю необходимые сведения о сформированности позиции школьника у каждого ребенка, уровне активности и самостоятельности, умении общаться со сверстниками и взрослыми, уровне мышления.

Нужно ли учителю проводить еще какую-то дополнительную проверку готовности к школе? Да, нужно обязательно. Но только сразу оговоримся, что под ней мы не подразумеваем проверку предметных знаний, умений и навыков, предусмотренных для изучения в 1-м классе. Их отсутствие мало влияет на успешность обучения – намного важнее педагогу знать о таких параметрах, как сформированность предпосылок к овладению грамотой и математикой – того, что является основой усвоения этих предметов.

Учитель должен осуществлять такую проверку (педагогическую диагностику) и использовать данные, собранные в процессе ее проведения, для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в обучении.

В процессе обучения вы должны обязательно учитывать различные уровни готовности своих учеников к систематическому овладению письменной речью и математикой. Не обеспечив детей с низким уровнем готовности к обучению необходимыми для успешного школьного старта условиями, главное из которых – специальная система заданий, помогающая преодолеть эти недостатки, мы неминуемо обрекаем этих детей на дальнейшую школьную неуспеваемость. К сожалению, как правило, работа по устранению неуспеваемости начинается тогда, когда эта неуспеваемость уже приобрела явно выраженную и устойчивую форму, наложив отпечаток на всю личность ученика – самооценку, учебную мотивацию, систему отношений с учителем, одноклассниками и родителями.

Готовность к овладению грамотой и математикой

Давайте на некоторое время разделим единое понятие готовности к обучению на готовность к овладению грамотой и на готовность к овладению математикой. Это поможет нам выделить составляющие той и другой готовности, увидеть как общие, так и специфические их компоненты.

Начальная школа ставит перед ребенком очень сложную задачу – овладение письменной речью, возникающей на базе устной речи и представляющей собой более высокий этап речевого развития. Письменная речь в отличие от устной формируется только в условиях целенаправленного обучения, то есть механизмы письменной речи начинают складываться в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе дальнейшего обучения. В дальнейшем ребенок будет учиться посредством чтения и письма, в первый же год своей школьной жизни он учится собственно письму и чтению, их наиболее общим и элементарным основам.

Письмо и чтение служат базовыми навыками, то есть навыками, на которых практически строится все дальнейшее обучение, а значит, ребенок, не освоивший эти навыки вовремя и качественно, непременно будет отставать в учебе, и не только по предмету «Русский язык». От того, насколько хорошо ученик овладеет чтением и письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как именно нарушения чтения и письма обычно становятся главными причинами неуспеваемости младших школьников.

Успешное овладение чтением и письмом невозможно без сравнительно высокого уровня устной речи, развития слухо-речевой памяти, сформированности предпосылок к овладению звуковым анализом, развития ряда неречевых функций (зрительного и пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, общей и мелкой моторики), наглядно-образного мышления, начал логического мышления, а также определенного уровня общего (деятельностного, личностного) развития ребенка.

Для успешного овладения программой по математике необходим достаточно высокий уровень развития зрительного и пространственного восприятия, наглядно-образного мышления, основ логического мышления (в том числе операции классификации, нахождения признака, по которому произведена классификация), зрительно-моторных координаций, определенный уровень дочисловых представлений.

Вы видите, как много общего в готовности детей к овладению языком и математикой!

Можно выделить четыре основные группы показателей готовности к успешному овладению языковой и математической грамотой:

а ) соответствующий возрастной норме уровень общего развития;
б ) достаточная степень развития ряда неречевых функций;
в ) соответствующий возрасту уровень развития устной речи;
г ) наличие у ребенка интуитивных дочисловых представлений.

В этой статье мы хотим обосновать параметры, по которым необходимо проверить будущих первоклассников, обратить ваше внимание на наиболее значимые моменты в общении с детьми, оговорить несколько условий, соблюдение которых необходимо для того, чтобы результаты диагностики были достоверными. Специально для учителя авторами комплекта «Начальная школа ХХI века» разработан комплекс методик педагогической диагностики. Методики просты по процедуре проведения и оценке результатов выполнения и не требуют значительных временных затрат.

Организация педагогической диагностики

Предлагаемые практические рекомендации для выяснения учителем готовности детей к школе предполагают два взаимосвязанных этапа. Первый этап – групповое обследование , в ходе которого дети работают на предложенных им диагностических бланках. Второй этап – индивидуальное обследование , когда учитель непосредственно наблюдает за деятельностью одного ребенка и сам записывает его устные ответы. Преимущество группового (фронтального) обследования состоит не только в значительной экономии времени, но и в том, что вы имеете возможность понаблюдать за детьми, оказавшимися в непривычной для них обстановке – в новом детском коллективе в отсутствие родителей.

Обязательным и очень сложным для учителя условием проведения педагогической диагностики является отказ учителя в это время от позиции обучающего и временный переход на позицию человека, наблюдающего за работой детей. Это, пожалуй, самая большая трудность для учителя – ведь так хочется вмешаться, чуть-чуть помочь, намекнуть на иной, верный путь выполнения задания! Но ваша задача в момент проведения групповой диагностики – получить достоверные данные о том, что и как ребенок может сделать сам.

В то же время нельзя ограничиться только групповой работой, так как некоторые параметры готовности к обучению выясняются лишь в личной беседе с ребенком. Индивидуальное обследование лучше проводить на следующий день после группового.

Заранее предупредите родителей о предстоящем индивидуальном собеседовании, чтобы они не связывали это с неудачей ребенка во время групповой работы. Ни в коем случае не говорите детям о сделанных в работе ошибках, чтобы не испугать их, успокойте их, сказав, что они хорошо справились с работой. До проведения индивидуального обследования вы должны проанализировать результаты группового обследования ребенка, ознакомиться с его медицинской картой.

Если вы работаете без ассистента, число детей в группе не должно превышать 10–12 человек.

    Заранее разложите на каждой парте необходимые для обследования детей листы с заданиями. Предложите детям сесть за парты по одному. Приготовьте каждому ребенку набор карандашей: красный, синий, зеленый, желтый и простой.

    Перед каждым заданием делайте необходимые объяснения в точном соответствии с инструкцией. Никаких слов «от себя», кроме текста задания, изложенного в инструкции, добавлять не нужно, так как это может нарушить равенство условий, возможность сопоставления результатов проводимых обследований. Задание читайте громко, в ровном и спокойном темпе. Можно повторять текст задания, если в этом возникает необходимость, но не отклоняйтесь от текста.

    Работу начните кратким объяснением: «Дети, приготовьте листы, карандаши. Я буду вам читать задания по порядку. Если кто-нибудь не успел выполнить задание, а я приступила к чтению другого, не расстраивайтесь, отложите его и спокойно приступайте к работе над новым заданием. Будьте внимательны. Слушайте первое задание».

    Переходите к чтению следующего задания только тогда, когда убедитесь, что большинство детей (более 75%) закончили выполнение предыдущего. На выполнение каждого задания отводится в среднем не более 3 минут. При переходе к чтению следующего задания предупредите об этом словами: «Слушайте следующее задание». Общая продолжительность группового обследования не должна превышать 15–20 минут. Обязательно поддерживайте во время работы доверительную, доброжелательную атмосферу, не высказывайте своего недовольства неправильными действиями детей, не указывайте на ошибки, не выносите оценочных суждений, почаще говорите слова: «Очень хорошо»; «Вы молодцы»; «Я вижу, у вас все замечательно получается».

    При проведении индивидуального обследования постарайтесь заранее ознакомиться с медицинской картой ребенка. При наличии у ребенка ошибок в выполнении заданий группового обследования обратитесь к этим заданиям еще раз, чтобы выяснить причины происхождения ошибок.

    На своем столе заранее в определенном порядке расположите необходимые для обследования материалы (карточки-задания, наборы фигур, предметов и др.).
    До начала беседы дайте ребенку возможность освоиться в новой обстановке и постарайтесь определить его состояние (тревожность, заторможенность и т.д.).

    Данные наблюдений и результаты выполнения ребенком заданий сразу же фиксируйте на листе с заданиями и в бланке обследования.

Общая продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 10–15 минут.

Предлагаемое вам обследование включает следующие разделы:

– обследование состояния пространственного восприятия;
– выявление уровня зрительного восприятия (умения передавать форму предмета);
– проверка уровня овладения представлениями, лежащими в основе счета, самим счетом (в пределах 6), представлениями об операциях сложения и вычитания;
– выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов;
– выявление умения классифицировать и выделять признаки, по которым произведена классификация;
– обследование фонематического слуха и восприятия;
– обследование сформированности предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом;
– обследование состояния моторики и зрительно-моторных координаций.

Педагогическую диагностику вы проводите не только для того, чтобы выявить уровень развития у своих будущих учеников вышеперечисленных умений, но и для того, чтобы наметить предварительный план преодоления каждого обнаруженного в ходе обследования нарушения. В отличие от групповой диагностики задания для индивидуальной диагностики включают в себя специальные виды помощи ребенку и некоторые приемы обучения. Это дает возможность увидеть не только уровень, на котором находится ребенок в настоящий момент, но, и это главное, «зону его ближайшего развития», то есть то, что ребенок может сделать с помощью взрослого. Остановимся на содержании обследования и на критериях оценки выполнения заданий.

Содержание инструкций и заданий, предлагаемых для групповой работы

Задание 1

Цель. Выявить умение передавать форму фигуры (нарисовать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме того, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать углы, не округляя их, и прямолинейные отрезки.

Текст задания. «Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию ). Здесь вы будете выполнять задание. Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру в большой рамочке» (учитель обводит указкой большую рамочку ).

Оценка выполнения задания:

0 баллов – не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-либо замкнутая линия;
1 балл – существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо;
2 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена;
3 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены.

Если фигура изображена нетвердой рукой, в дополнение к баллу ставится знак «минус».

Задание 2

Цель. Выявить умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Проверяется также умение пересчитывать клеточки.

Текст задания. «Задание вы будете выполнять на клетчатой части своего листа (указывается место для выполнения задания ). Найдите на клетчатом поле черную клеточку.

1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.

2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз на две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.

3. Возьмите зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей, через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.

4. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом».

Оценка выполнения задания:

0 баллов – ученик не приступил к выполнению задания; несколько клеток закрашены, но их расположение не соответствует инструкции;
1 балл – выполнен верно только один пункт задания, допущены ошибки в направлении, пересчете клеток, начале отсчета;
2 балла – выполнено верно 2–3 пункта задания;
3 балла – все пункты задания выполнены верно.

Если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится знак «минус».

Задание 3

Цель. Выявить умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания, правильно понять текст задачи и перейти от заданного числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).

Текст задания. «Здесь вы будете выполнять третье задание (указывается место для выполнения задания 3 ). Посмотрите на свои листы. Послушайте задание.

1. В классе (группе) сегодня дежурят 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей дежурит сегодня в классе? Нарисуйте столько кружков, сколько детей дежурит сегодня в классе. (.)

2. В легковой машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине. (Текст задачи можно повторить )».

Оценка выполнения задания:

0 баллов – есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное;
1 балл – выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет;
2 балла – одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное;
3 балла – обе задачи выполнены верно.

Задание 4

Цель. Выявить умение сравнивать множества по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).

Текст задания. «Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники (указывается рисунок к заданию 4 ). Чего больше: кругов или треугольников? Если больше кругов, то нарисуйте рядом еще один круг. Если больше треугольников, то нарисуйте еще один треугольник».

Оценка выполнения задания:

0 баллов – сравнение проведено неверно (нарисован один треугольник);
3 балла – сравнение проведено верно (нарисован один круг).

Задание 5

Цель. Выявить умение классифицировать, находить признаки, по которым произведена классификация.

Текст задания. «Рассмотрите эти два рисунка (указываются рисунки к заданию 5 ). На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы ее нарисовали. От белочки к этому рисунку проведите карандашом линию».

Оценка выполнения задания:

0 баллов – задание не принято, линия не проведена;
1 балл – линия проведена неверно;
3 балла – линия проведена правильно.

Задание 6

Цель. Проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в их названиях.

Текст задания. «Посмотрите на эти картинки. Видите, под ними есть небольшие кружочки. Вам нужно самостоятельно назвать каждую картинку и, если в названии картинки есть звук [с], зачеркнуть кружок под ней. На первой картинке – солнце. В слове солнце есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок. А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания».

Оценка выполнения:

0 баллов – отсутствие дифференциации звуков [с] – [з], [с] – [ц], [с] – [ш] или полное непринятие задания;
1 балл – наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с] – [з]);
2 балла – выделен звук только из позиции начала слова, ошибочного выделения других звуков нет;
3 балла

Задание 7

Цель. Выявить степень овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.

Текст задания. «Вы видите домик с тремя окошками и рядом с ним – картинки. Каждое окошко – звук в слове. Назовите тихонько все картинки и подумайте, в каком слове три звука. Эту картинку соедините стрелкой с домиком».

Оценка выполнения:

0 баллов – полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества «окошек»;
2 балла – наличие ошибок в один звук (отмечено слово волк );
3 балла – правильное выполнение задания.

После проведения групповой работы учитель получит данные об уровне сформированности у каждого ребенка:

– пространственного восприятия (задание 2 );
– зрительного восприятия (задание 1 );
– представлений, лежащих в основе счета, представлений об операциях сложения и вычитания (задание 3 );
– умения сравнивать два множества по числу элементов (задание 4 );
– умения классифицировать предметы, выделять признак, по которому проведена классификация (задание 5 );
– фонематического слуха и восприятия (задание 6 );
– предпосылок к успешному овладению звуковым анализом (задания 6, 7 );
– мелкой моторики и зрительно-моторных координаций (задания 1, 2 ).

Как вы понимаете, данные группового обследования не могут быть абсолютно достоверными, особенно в случае низкого результата (в силу личностных особенностей ребенок может растеряться в новой обстановке, у него именно в этот день может болеть голова, он может быть чем-то расстроен и т.п.). Кроме того, как вы могли убедиться, в процессе проведения групповой работы можно получить лишь минимальную информацию о состоянии речевого развития детей. Поэтому мы и предлагаем вам провести на следующий день индивидуальную встречу для определения уровня речевого развития и уточнения информации о готовности к школе тех ребят, которые показали средний и низкий уровни по выделенным параметрам.

Содержание инструкций и заданий для индивидуальной работы

Выявление состояния фонематического слуха и восприятия

Если в ходе выполнения задания 6 групповой работы ребенок допустил ошибки в определении картинок, названия которых содержат звук [с], необходимо сначала предложить ему ряд более простых заданий, представляющих собой ранние этапы развития фонематического слуха и восприятия:

1) самостоятельно придумать слово с заданным звуком: «Придумай слово со звуком [с]»;

2) вернуться к заданию 6 фронтального обследования и отобрать картинки, названия которых содержат заданный звук.

Повторное выполнение задания позволит определить степень обучаемости по данному параметру. Сначала попросите ребенка назвать картинку. Это позволит вам уточнить, не связаны ли ошибки с особенностями восприятия или с состоянием словарного запаса ребенка. Если при выполнении групповой работы ребенок отметил только картинки, в названиях которых звук [с] находится в начальной позиции, скажите ему: «Ты верно выбрал вот эти картинки, но некоторые ты пропустил. Сейчас послушай – я назову картинки еще раз, а ты будешь говорить, есть ли звук [с] в этих словах или нет». Таким образом мы спускаемся на «ступеньку» ниже, предлагая ребенку определить наличие звука, опираясь не на собственное произношение, а на восприятие слова на слух.

Если при выполнении групповой работы ребенок отметил наряду с картинками, названия которых содержат звук [с], картинки, названия которых содержат звуки [з], [ш], также обратитесь к обучающему моменту: «Ты старался, но среди картинок, которые ты выбрал, есть лишние; сейчас я буду называть все отмеченные тобой картинки, а ты будешь говорить, есть ли в этих словах звук [с] или нет; можешь после меня повторять слова». При произнесении слов интонационно выделяйте звуки [с], [з], [ш], проверяя тем самым умение ребенка дифференцировать звуки, опираясь не только на собственное произношение, но и на восприятие на слух при интонационном выделении звуков учителем.

Обязательно отметьте в бланке обследования (см. в конце статьи ) в соответствующей графе, как ребенок справился с заданием в ходе индивидуальной работы. Эти данные помогут при обучении грамоте.

Выявление сформированности предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом (уточнение к заданию 7)

Определение последовательности звуков в слове – одна из самых сложных форм звукового анализа, появляющаяся только в процессе специального обучения. Предлагая ребенку в ходе диагностического обследования справиться с этим заданием, мы проверяем его максимальные возможности, облегчая выполнение задания указанием на количество звуков.

Задание: «В слове мак – три звука. Назови их, пожалуйста, по порядку».

Если ребенок успешно справляется с этим заданием (следовательно, его ошибки при выполнении групповой работы связаны с плохим самочувствием в день обследования или с трудностями понимания инструкции), можно не предлагать других заданий.

Если ребенок не справляется с заданием, предложите дополнительную помощь – введите графическую схему слова () и произнесите слово с последовательным интонационным выделением звуков (м-м-мак, ма-а-ак, мак-к-к ).

После каждого произнесения просите ребенка назвать этот звук и поставить крестик в соответствующей клеточке. Важно увидеть возможности ребенка в ситуации обучения.

Если он способен назвать изолированно звук после интонационного выделения его учителем, то можно ожидать хорошей обучаемости этого ученика; если для изолированного произнесения звука необходимо трехкратное произнесение учителем слова с интонационным выделением звука, то это сигнал о будущих сложностях в обучении этого ребенка, а если даже после этого ребенок не способен изолированно назвать звук, то ситуацию можно считать тревожной, требующей от вас особого внимания и соответствующей коррекционной работы.

Выявление степени овладения навыком чтения

Это задание нужно провести со всеми детьми, так как обычно детей в семье учат чтению, и необходимо проверить уровень, на котором находится ребенок. Выясняются знание букв, способ чтения (побуквенный, слоговой и т.д.), понимание прочитанного. Для чтения предложите детям несложные тексты из любого «Букваря».

Выявление умения сравнивать множества по числу элементов

Если ребенок ошибся в выполнении задания 4 во фронтальном обследовании, задайте ему вопросы по выполненному им заданию: «Как ты узнал, что кругов (треугольников) больше?»

Если объяснение дано верно, возможно, ошибка была случайной и вы можете изменить оценивание, поставив 2 балла.

В случае неправильного ответа или его отсутствия дайте ребенку более простое аналогичное задание (5 кругов, 6 треугольников) и спросите: «Чего больше?» Если ребенок выполнил задание и верно дал объяснение, он получает 1 балл, который вы вносите в бланк обследования вместо предыдущей оценки.

Выявление умения классифицировать

Если ребенок ошибся в выполнении задания 5 во фронтальном обследовании, необходимо выяснить, почему это произошло. Задайте вопрос: «Почему ты провел линию от белочки к этому рисунку?» Если объяснение дается по внешним признакам («Чтобы на каждом рисунке было по 5» или «Птицы и белочки живут на деревьях») – значит, ребенок еще не может провести классификацию, опираясь на существенные признаки.

Анализ результатов

В ходе обследования после выполнения каждого задания выставляется количественный балл в соответствии с предложенной системой оценок.

Результатом фронтального и индивидуального обследования детей является заполнение бланка обследования (прилагается в конце статьи ). С помощью занесенных в него данных легко увидеть сильные и слабые стороны готовности каждого ребенка. Конечно, невозможно на основе такого диагностического обследования составить дальний прогноз, раз и навсегда решить вопрос о языковых, математических и общих способностях ребенка, не учитывая влияние на его развитие специально продуманной системы обучения. Вместе с тем мы считаем, что такая диагностика имеет прогностическое значение, позволяет сделать близкий прогноз о дальнейшем ходе развития ребенка, о тех коррекционно-педагогических средствах, которые необходимо применить.

Проанализируем некоторые варианты выполнения заданий групповой (фронтальной) и индивидуальной диагностики и рассмотрим, как может отразиться тот или иной уровень готовности к школе на успешности обучения, если в программу обучения не будут внесены необходимые коррективы.

3 балла выставляют при высоком уровне развития данного параметра. Такая оценка по большинству параметров свидетельствует о высоком уровне готовности детей к обучению. Если какой-нибудь ребенок по большинству параметров имеет 3 балла, то его готовность можно считать высокой – в этом случае необходимо предложить углубленную программу обучения, предусмотреть систему более сложных дифференцированных заданий. Такие задания вы найдете на страницах учебника «Грамота» и во всех остальных учебниках комплекта «Начальная школа ХХI века».

2 балла свидетельствуют о среднем уровне развития параметра, а наличие 2 баллов по большинству показателей говорит о среднем уровне готовности ребенка к обучению. Дети, получившие такие оценки, способны справиться с большинством заданий самостоятельно либо с вашей незначительной помощью.

1 балл ставят при низком уровне развития какого-либо параметра, а такая оценка по большинству параметров говорит о низком уровне готовности к обучению. Наш многолетний опыт обследования и работы с детьми, имеющими трудности в обучении, позволяет сделать вывод, что в практике чаще встречается комплексная низкая готовность (то есть низкая готовность по ряду показателей) к овладению грамотой и математикой.

У детей с комплексной низкой готовностью к овладению грамотой можно отметить следующие особенности: сниженный фонетический слух (1 балл), низкая сформированность предпосылок к овладению звуковым анализом и синтезом, проявляющаяся в том, что дети не только не умеют выделять гласный звук при вычленении последовательности звуков в трехсложных словах, но и не могут назвать его после интонационного выделения этого звука учителем на фоне всего слова (1 балл); у этих детей объем словаря ниже возрастной нормы, есть ошибки в грамматическом оформлении речевых высказываний, снижена ориентировка в пространстве, низок уровень зрительно-моторных координаций.

Такая картина позволяет сделать вывод о том, что у этих детей велик риск возникновения трудностей в чтении и письме (замены букв при чтении и письме, каллиграфические трудности, ошибки на уровне предложений), что требует внесения существенных корректив в методику обучения. В комплекте «Начальная школа ХХI века» для таких учеников подготовлены специальные задания в тетрадях «Я учусь писать и читать» и «Я учусь считать».

Низкий уровень по отдельным параметрам, например нарушения мелкой моторики руки, также требует внимания. Если в процессе обследования вы выявили нарушение зрительного и пространственного восприятия, значит, велика вероятность возникновения замен букв при чтении и письме. Поэтому в ходе обучения необходимо предложить этому ребенку специальные упражнения.

Очень редко, но бывает, например, что у ребенка хороший уровень общего интеллектуального и речевого развития и только по одному параметру – развитие фонематического слуха – отмечается низкий уровень. Если это не будет учтено в процессе обучения грамоте, у этого ребенка могут возникнуть ошибки замены букв при чтении и письме, что в дальнейшем приведет к стойким нарушениям этих процессов.

Еще несколько слов мы бы хотели сказать о дополнительной информации, которую вы можете получить в процессе выполнения ребенком всех заданий. Что это за информация?

О степени самостоятельности ребенка

Обратите внимание на то, как он расстанется с родителями у дверей класса, как будет вести себя наедине с вами, выполняет ли задания уверенно или все время ждет помощи, одобрения с вашей стороны либо со стороны родителей.

Об уровне активности, инициативы

Легко ли ребенок приступает к выполнению заданий, проявляет ли интерес к окружающему, задает ли вопросы, не касающиеся разъяснения задания.

Об общении с детьми, со взрослыми

Снижение уровня общительности проявляется в том, что ребенок отводит глаза в разговоре, старается держаться как можно незаметнее, стоит в сторонке. Посмотрите, как дети общаются друг с другом.

О сформированности позиции школьника

Это помогут определить вопросы: «Хочешь ли ты идти в школу?»; «Как ты думаешь, что интересного будет в школе?»; «Как лучше учиться – дома с мамой или в школе с учительницей?»

Дополнительную информацию о детях можно получить, проведя с родителями беседу, во время которой следует получить ответы на вопросы о том, чем интересуется ребенок, хочет ли он идти в школу, какие игры (занятия) предпочитает, самостоятелен ли он, может ли занять себя, находясь дома, или все время ищет общества взрослых и др.

Эта информация поможет вам с первых дней обучения осуществить индивидуальный подход к детям, определить особенности вашего общения с каждым. Например, если у ребенка пока не сформирована позиция школьника, не стоит с первых дней предъявлять к нему требования соблюдения школьных правил, строить свое общение в рамках строго формального подхода.

Не ждите, что после произнесенной вами фразы: «Дети, откройте тетради», – этот ребенок выполнит требование – он, скорее всего, не воспримет его по отношению к себе. Поэтому вам целесообразно добавить: «Все открывают тетради – и Коля, и Мариночка...»

Если в процессе предварительного знакомства вы заметили, что кому-то из детей необходима эмоциональная поддержка, не дожидайтесь, когда у таких детей появится «синдром беспомощности», – почаще поддерживайте их, вселяйте в них уверенность в своих силах, постепенно приучая их к самостоятельности. Конечно, первоначальные наблюдения послужат лишь началом открытия вами «секретов» взаимоотношений с каждым школьником – они пополнятся последующими наблюдениями, но очень важно не упустить ничего с первых школьных дней.

Мы надеемся, что все сказанное убедило вас в необходимости проведения педагогической диагностики до начала систематического обучения. Результаты ее помогут вам в выборе стратегии и тактики обучения для каждого ребенка, в проведении в случае необходимости коррекционно-развивающей работы.

Бланк обследования

Школа ____________ класс _______

Фамилия Имя

Месяц, год рождения

Примечания*

* Если после индивидуального обследования оценка изменена, в графе «Примечания» вы отмечаете, например: «По заданию 4 балл изменен с 0 на 1».

Психологическая готовность ребенка к началу школьного обучения «Карта-характеристика»

Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития.

1. Психологическая и социальная готовность к школе.

A. Желание учиться в школе:


  • ребенок хочет идти в школу

  • особого желания пока нет

  • идти в школу не хочет

Б. Учебная мотивация:


  • осознает важность и необходимость учении; учение приобретает самостоятельную привлекательность

  • привлекательна только внешняя сторона учения, т.е. иметь школьные
    принадлежности, возможность общения со сверстниками и т.д.

  • цели учения не осознаются, ничего привлекательного в школе не видит
B. Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию:

  • легко вступает в контакт, правильно воспринимает учебную ситуацию, понимает ее смысл и адекватно ведет себя

  • контакт и общение затруднены, неправильно понимает и реагирует на общение и обучение, поведение можт быть не совсем адекватным в контакт вступает плохо, испытывает сильные затруднения в общении, в понимании ситуации (где он и что от него требуется)
Г. Организованность поведения:

  • поведение организованное

  • недостаточно организованное

  • неорганизованное
2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций.
А. Фонематический слух, артикуляционный аппарат:

  • нарушений в фонематическом строе речи, в звукопроизношении нет; речь правильна и отчетлива

  • в фонеме, строе речи, в звукопроизношении есть заметные нарушения ребенок косноязычен.

Б. Мелкие мышцы руки:


  • рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами;

  • недостаточно хорошо, работает с напряжением;

  • развита плохо, работает плохо.
В. Пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость:

  • хорошо ориентируется в пространстве, подвижен, ловок;

  • имеются признаки недоразвития ориентации в пространстве, координация движений, недостаточно ловок;

  • неуклюж, малоподвижен, координация движений развита плохо, снижена ориентация в пространстве
Г. Координация в системе «Глаз -рука»:

  • может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ (узор, фигуру), зрительно воспринимаемый на расстоянии (с классной доски до своей парты);

  • графический образ переносится в тетрадь с доски с незначительными искажениями;

  • при переносе графического образа допускаются грубые искажения.
Д. Объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках с множеством контуров):

  • соответствует средним показателям возрастной группы

  • ниже средних показателей

3. Развитие познавательной деятельности.

A. Кругозор:


  • представление о мире достаточно развернуты и конкретны, ребенок может рассказать о стране, городе, в котором живет, о животных и растениях, временах года;

  • представления достаточно конкретны, но ограничены;

  • кругозор ограничен, знания отрывочны и бессистемны
    Б. Развитие речи:

  • речь содержательна, выразительная, грамматически правильна;

  • ребенок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей, в речи встречаются грамматические погрешности, она недостаточно выразительна;

  • слова приходится вытягивать, ответы односложные, в речи много ошибок.
B. Развитие познавательной активности, самостоятельности:

  • ребенок любознателен, активен, задание выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах;

  • ребенок достаточно активен, самостоятелен, круг интересующих вопросов достаточно узок, при выполнении заданий требуется дополнительная стимуляция;

  • любознательность не проявляется, интерес не обнаруживается, активность низкая, от учителя требуется постоянная внешняя стимуляция при выполнении заданий.
Г. Сформированность интеллектуальных умений (анализ, сравнение, обобщение, установление закономерностей):

Ребенок определяет содержание, смысл анализируемого (в том числе, скрытый); точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи, интеллектуальные умения выполняются со стимулирующей помощью


взрослого;

  • задания выполняются не только с организующей, но и направляющей помощью взрослого, ребенок может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания;

  • нужна обучающая помощь; воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос освоенных способов деятельности не осуществляется.
Д. Произвольность деятельности:

  • ребенок удерживает цель деятельности, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе и доводит начатое дело до конца;

  • в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при поддержке взрослого;

  • деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия в процессе работы теряются, результат не проверяется, стимулирующая и организующая помощь малоэффективна.
Е. Контроль деятельности:

  • результаты усилий ребенка соответствуют поставленной цели;

  • самостоятельно ребенок не видит соответствие своих результатов и поставленной цели учителем;

  • результаты не соответствуют, ребенок не видит этого соответствия.
    Ж. Темп деятельности:

  • соответствует средним показателям возрастной нормы

  • ниже средних показателей

  • намного ниже средних показателей

4. Состояние здоровья.


  • группа здоровья

  • рекомендации по индивидуальной работе с ребенком
Заключение: Показателями готовности считаются:

  • способность ребенка к умственной активности

  • способность к саморегуляции учебной деятельности

  • способность удерживать в памяти информация и указания учителя

  • способность осуществлять элементные умозаключения и рассуждать

  • словарное развитие и способность фонематического восприятия

Психологическая диагностика готовности ребенка составляет 15-20 минут.

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Доктор психологических наук

ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:

font-family:Cambria">интеллектуальную готовность;

font-family:Cambria">мотивационную готовность;

font-family:Cambria">волевую готовность;

font-family:Cambria">коммуникативную готовность.

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями.

К 6–7-и годам ребенок должен знать:

свой адрес и название города, в котором он живет;

название страны и ее столицы;

имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;

времена года, их последовательность и основные признаки;

названия месяцев, дней недели;

основные виды деревьев и цветов.

ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка - это мама отца или матери.

Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль - роль школьника.

С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба - это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:

способностей ставить перед собой цель,

принять решение о начале деятельности,

наметить план действий,

выполнить его, проявив определенные усилия,

оценить результат своей деятельности,

а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.

Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе .

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ «КАК ПОДГОТОВИТЬ МАЛЫША К ШКОЛЕ»

Научите чадо различать право-лево.

Покажите, как правильно укладывать в портфель книжки и тетрадки.

Соберите пенал. В нем должны лежать две простые шариковые синие ручки, одна красная, одна зеленая, два заточенных карандаша, набор из пяти цветных карандашей, линейка и ластик.

Выучите с малышом ваш домашний адрес и телефон, объясните ему, как звонить, если он потеряется.

Научите будущего первоклассника писать мелом (можно даже купить маленькую доску и устроить тренировочный урок).

Дети часто боятся или стесняются просить у строгого учителя разрешения выйти во время урока, так что проговорите с чадом этот момент.

Если у вашего ребенка есть логопедические проблемы, постарайтесь решить их до начала учебы.

Составьте расписание и попробуйте прорепетировать школьный день -минут за чтением и азбукой, потом перемена 10 минут и следующий урок. Проследите, чтобы ребенок научился выдерживать утомительное сидение за столом.

КАК ПОМОЧЬ ДОШКОЛЬНИКУ?

1 . Выбор школы.

Если ребёнок в детстве часто болел, если ему трудно долгое время удерживать внимание на чём-то одном, если вы видите, что он морально не готов стать первоклассником - посоветуйтесь с психологом. Возможно, ему было полезно бы полезно ещё один год посидеть дома или походить на подготовительные занятия. Или же вам нужно серьёзно подойти к выбору школы: нагрузка в первый год учёбы должна быть посильной для ребёнка.

2. Самостоятельность.

Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Поручите ему какие-нибудь домашние дела, он научился выполнять свою работу без помощи взрослых.

3. Коллектив.

Если ребёнок никогда не ходил в детский сад, постарайтесь, чтобы оставшееся время перед школой он пообщался со сверстниками. Иначе одновременно привыкать и к урокам и к большому коллективу ему будет очень тяжело.

Поддерживайте вашего первоклассника во всем. Хвалите за дело, говорите, как здорово у него получается выводить буквы (считать, рисовать и т. д.). Это придаст ему уверенности в себе.

Объясните ребенку, что он сам несет ответственность за свою учебу. Если мама и папа зарабатывают деньги на работе, то его работа - ходить в школу и "зарабатывать" хорошие отметки.

Проверьте, умеет ли ваше чадо самостоятельно завязывать шнурки, застегивать пуговицы и молнии, переодеваться без вашей помощи в спортивный костюм, складывать аккуратно свои вещи.

Анастасия Дергунова,
педагог-психолог МАДОУ детского сада «Радость» комбинированного типа, г. Нижний Тагил, Свердловская область

В статье - метод, который поможет скорректировать нежелательное поведение ребенка и взаимоотношения в детском коллективе. Он поможет педагогу-психологу выработать профессиональный подход к анализу случаев практики и их решению. Для этого нужно составить таблицу -«Матрицу силового анализа проблемы».

Чтобы решить проблему, которая возникла в группе, нужно указать причины ее возникновения, ресурсы, расстановку сил. Матрица силового анализа поможет увидеть ситуацию комплексно, с разных сторон, сделать акцент на ресурсных возможностях ребенка и свести к минимуму воздействие негативных факторов.

Тематический план игровых тренингов, которые подготовят детей к чтению и письму

Оксана Игнатьева, педагог-психолог дошкольного структурного подразделения ГБОУ «Школа № 1987»

В статье - тематический план игровых занятий для подготовительной группы детского сада, чтобы подготовить детей 6-7 лет к обучению в школе.

Чтобы сформировать у детей фонетические умения и графомоторные навыки, проведите комплекс занятий в форме игрового тренинга. Тематический план занятий составлен по авторской программе «Путешествие в страну Звукляндию». Он подготовит дошкольников к чтению и письму.

Перспектива и жизненный путь личности: виды и определения

2.1. Жизненный путь как общественно-исторический способ индивидуального развития

Для психологической науки XX века характерен принципиально новый взгляд на постановку научных теоретических и практических задач. В этот период происходит планомерное соединение многочисленных теоретических концепций, которые посвящены психологическим проблемам человеческого существования. Зарубежные и отечественные ученые сконцентрировали свое внимание на выявлении и объяснении психологически обусловленной совокупности состояний и процессов, последовательных и необычных фактов и явлений, которые обеспечивают выстраивание личностью индивидуального жизненного пути, а также прогнозируют ее развитие в качестве субъекта жизни. Перед исследователями обозначились практические задачи по психологической диагностике, развитию и коррекции психобиографических образований личности, профилактике и предупреждению психобиографических кризисов, а также по просвещению в области психологических проблем человеческой жизни.
Как раз в это время современная психологическая наука наметила поиск решений таких психологических проблем, как причастность человека ко времени, отношение к жизни и смерти; проблемы свободы, выбора судьбы; проблемы коммуникации, любви, веры и одиночества; проблемы осмысленного и бессмысленного бытия.

Личность воспитателя: история развития, важные качества, выполняемые функции

1.1. Становление отечественной науки дошкольного воспитания

Появление педагогики как науки и как профессии располагает объективным началом своего возникновения. Для каждого подрастающего поколения важно применять те знания, умения, навыки, которые уже имели место в предшествующей жизни и были испытаны на практике, те явления культуры, быта, оставшиеся от прежних деятелей.
Наука относит возникновение педагогической профессии к временам Древней Греции, когда в материально обеспеченных семьях раб осуществлял надзор за ходом, состоянием, развитием детей, сопровождал их в школу, принося с собой нужные, обязательные учебные принадлежности, старался уберечь от опасных, нежелательных, вредных ситуаций, тем самым непреднамеренно, непроизвольно воспитывая в ребёнке определенные качества, черты характера и вырабатывая характер его поступков, образ действий и жизни вообще. Именно такого раба именовали «педагог», который дословно с греческого языка переводится как «воспитатель, наставник». По прошествии определенного времени развитием и обучением детей уже занимался домашний воспитатель, а позднее, когда пропаганда образования, осуществляемого обществом и учитывающего его запросы и потребности, сделала его широко распространенным, возникла профессия «воспитатель».

КАРТА-ХАРАКТЕРИСТИКА 1.

ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.

Ф.И.ученика____________________________

Дата рождения_____________дата проведения______________________

I . СОЦИАЛЬНО -ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ.

А.Эмоционально- волевая готовность.

Тест «Весёлый – грустный» (М.Н.Ильина «Подготовка к школе»)

Цель: изучение уровня тревожности и страхов по отношению к школе и процессу обучения.

Инструкция: ребёнку предлагается рассмотреть картинки: « На рисунках изображены дети, у которых нет лиц (пустое место вместо лица). Опиши, какое должно быть выражение лица у этих детей - весёлое или грустное и почему».

Результат______________________________________________________________________________

Б. Самооценка, уверенность в себе.

Проективная методика «Лесенка» (В.Г.Щур)

Цель: определить особенности самооценки ребёнка и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.

Инструкция: «Посмотри на эту лесенку. Если рассадить на ней всех детей, то на самой верхней ступеньке окажутся самые хорошие ребята, ниже - просто хорошие, затем – средние, но ещё хорошие дети. Соответственно распределены и плохие дети, т.е. на самой нижней ступеньке – самые плохие дети и т.д.» После этого ребёнку даётся картинка мальчика или девочки, в зависимости от пола ребёнка.

КГУ «Средняя школа №11 города Зыряновска», Худякова О.Ю.

Экспериментатор просит поставить эту картинку на ту ступеньку, которой 2.

сам ребёнок, по его мнению, соответствует: «Куда ты сам себя поставишь?». При этом обязательно выясняется, почему ребёнок выбрал именно данную ступеньку. Затем ребёнку предлагают поместить картинку на ту ступеньку, куда, по его мнению, его поставит мама, папа, бабушка, брат, сестра, учительница и т.д.

Результат________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II . РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

А. Память.

1.Слухоречевая память

Цель: выявить уровень кратковременной слухоречевой памяти.

Инструкция: послушай и повтори то, что я тебе скажу: «В аквариуме плавают рыбы, ползают раки и лежат красивые ракушки».

Если ребёнок повторил меньше 7 слов, ему предлагается послушать предложение ещё раз. Если необходимо, даётся третья попытка.

Шкала оценок :

Высокий уровеньесли после первого раза повторено 7-9 слов.

Выше среднего – если после второго раза повторено 6-8 слов

Средний – если после третьего раза повторено 6-8 слов.

Низкий – после третьего раза повторено меньше 6 слов.

Результат_________________уровень

2. Зрительная память.

Цель: выявить уровень кратковременной зрительной памяти.

Инструкция: перед ребёнком положить таблицу с 9 картинками на 20-30 секунд, затем убрать и попросить ребёнка назвать всё, что он запомнил, в любом порядке. Правильным является любое смысловое соответствие и оценивается в 1 балл. Если встречается неточное или частичное воспроизведение информации, например, «которым гладят» вместо «утюг», то такой ответ оценивается 0,5 баллов.

КГУ «Средняя школа №11 города Зыряновска», Худякова О.Ю.

А


Шкала оценок
:

Высокий уровень – 8 -9 баллов

Выше среднего – 6-7 баллов

Средний – 4-5 баллов

Ниже среднего – 2-3 балла

Низкий – 0-1 балл

Б. Речевое развитие.

1. Состояние звукопроизношения

Диагноз логопеда________________________________________________________

2. Словарный запас.

Цель: определить уровень словарного развития.

Инструкция: «Представь себе, что тебе встретился иностранец, человек из другой страны, который не знает некоторых слов. Он попросил тебя объяснить, что означает слово…(называем первое слово)». Если ребёнок затрудняется объяснить, то предлагаем нарисовать или показать жестами.

Велосипед, гвоздь, книжка, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

Шкала оценок :

2 балла – если ребёнок даёт описание близкое к научному.

1,5 балла – если ребёнок словесно описывает предмет, например: « Велосипед – на нём катаются, у него бывает два колеса, а бывает три». Или: «Это – чтобы на нём кататься». «Зонтик – чтобы прятаться от дождя».

1 балл – если ребёнок понимает слово, но не может объяснить его только с помощью жестов или рисунка.

0 баллов – если отсутствует понимание слова (ребёнок отказывается его объяснять или даёт неправильное объяснение)

КГУ «Средняя школа №11 города Зыряновска», Худякова О.Ю.

Итоговая оценка: 4.

Высокий уровень – 20-18 баллов

Выше среднего – 17-12 баллов

Средний – 11-6 баллов

Низкий – 5-0 баллов

3.Составление рассказа о предмете.

Инструкция: послушай рассказ про любимую игрушку мальчика Васи. « Моя любимая игрушка – котёнок. У него пушистая коричневая шёрстка. У котёнка зелёные хитрые глазки, остренькие ушки и длинный пушистый хвост, на шее – красный бантик. Я люблю с ним играть». Составь рассказ о своей любимой игрушке.

Моя любимая игрушка_____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Шкала оценок :

Высокий уровень – если ребёнок составил связный, последовательный описательный рассказ о любимой игрушке с использованием 2-3 простых и 1-2 сложных предложений.

Средний – если ребёнок составил рассказ только из простых предложений.

Низкий – ребёнок затруднялся в составлении рассказа, составил 1-2 простых предложения с помощью учителя.

Результат_____________________уровень

В. Мышление.

1.Наглядно-образное мышление.

Инструкция: Ребёнку в ряду из 4 картинок предлагается выбрать лишнюю и объяснить, почему он сделал именно этот выбор. За каждый правильный ответ начисляется по 2 балла. Если ребёнок говорит, что лишних картинок нет, но, подумав, даёт правильный ответ, то задание оценивается в 1 балл.

КГУ «Средняя школа №11 города Зыряновска», Худякова О.Ю.

Шкала оценок : 5.

Высокий уровень – 8 баллов

Выше среднего – 6-7 баллов

Средний – 4-5 баллов

Ниже среднего – 2-3 балла

Низкий – 0-1 балл

Результат__________________уровень

2.Абстрактное мышление.

Инструкция: задать ребёнку вопрос: «Чем отличаются друг от друга…?»

Лужа и ручеёк

__________________________________________________________

Доска и стекло

__________________________________________________________

Девочка и кукла

__________________________________________________________

Птица и самолёт

__________________________________________________________

За каждый правильный научно - обоснованный ответ начисляется по 2 балла (правильным может считаться любой верный ответ, характеризующий различия предметов, например «доска – непрозрачная, а стекло – прозрачное» или «доску можно пилить пилой, стекло резать стеклорезом» и др.)

Шкала оценок :

Высокий уровень – 8 баллов

Выше среднего – 6 баллов

Средний – 4 балла

Ниже среднего – 2 балла

Низкий – 0 баллов

Результат__________________уровень

Г. Мелкая моторика руки.

1. Зрительно-моторная координация.

Цель: выявить уровень развития зрительно-мотрной координации дошкольников.

Инструкция: попросить ребёнка на свой чистый лист бумаги перенести рисунок изображённый на образце так, чтобы получилось очень похоже.

Шкала оценок :

Высокий уровень - всё выполнено абсолютно идентично образцу.

Выше среднего – зрительно-моторная координация развита хорошо. Все рисунки выполнены почти идентично образцу, можно прочитать все буквы.

Средний – у всех есть общее сходство с образцами, распознаётся 4 буквы, положение рисунков на листе относительно друг друга и их размеры не учитываются.

Ниже среднего – зрительно-моторная координация развита слабо. Распознаются не более трёх букв, рисунки, в общем, похожи на образцы, но хотя бы один из них имеет серьёзный дефект изображения, который не может быть объяснён просто неразвито- стью графических навыков ребёнка (количество кружков не соответствует образцу, вместо плавной линии–острый угол и т.д.)

Низкий – значительное нарушение зрительно - моторной координации,

рисунок грубо не соответствует образцу, вместо букв каракули.

КГУ «Средняя школа №11 города Зыряновска», Худякова О.Ю.


Результат_______________уровень

2.Владение ножницами, ручкой.

Цель: выявить умение владеть ножницами, ручкой.

Задание: вырезать грибок, обвести рисунок по контуру.

Шкала оценок :

Высокий уровень - рука развита хорошо, ребёнок уверенно владеет карандашом, ножницами, задание выполнено очень аккуратно.

Средний - рука развита недостаточно хорошо, карандашом, ножницами ребёнок работает с напряжением, о чём свидетельствуют недостаточно ровные контуры, зигзаги.

Низкий - рука развита плохо, карандашом, ножницами работает с большим трудом, контуры предметов серьёзно искажены, не соответствуют образцу.

Результат____________________уровень

КГУ «Средняя школа №11 города Зыряновска», Худякова О.Ю.

Итоговые показатели

Показатели развития

Уровни достижений ребёнка

высо-кий

выше среднего

сред-ний

ниже среднего

низкий

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ.

Самооценка.

Эмоционально-волевая готовность.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Память.

Слухоречевая.

Зрительная.

Речевое развитие.

Состояние звукопроизношения.

Словарный запас.

Составление рассказа о предмете.

Мышление.

Наглядно-образное.

Абстрактное.

Мелкая моторика руки.

Зрительно-моторная координация.

Владение ножницами, ручкой.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Статьи по теме: