Православная литература с чего начать. Что читать Истинно-Православному Христианину

Православная литература — это не обязательно скучные морализаторские поучения о том, как жить. Предлагаем вниманию читателя пять интереснейших современных православных книг о вере и неверии, монастыре и мире, жизни и смерти, праведности и грешности, любви и ненависти и еще о многом другом.

«Несвятые святые»

Если вы еще не читали эту книгу, то в определенном смысле вас даже можно поздравить. Вас ждут 640 страниц увлекательного чтения. Сборник рассказов Тихона Шевкунова — это, несомненно, современный не только православный бестселлер, но и вообще всероссийский.

Первое издание появилось в 2011 году, а к началу 2016-го суммарный тираж его достигал уже свыше двух миллионов экземпляров. За это время осуществился перевод бестселлера на 13 иностранных языков.

О чем эта православная книга, за несколько лет обретшая такую популярность не только у русского читателя? Рассказы епископа Тихона Шевкунова — это книга о главном. О Боге и человеке, о вере и покаянии, о человечности и работе над собой, о монашеской жизни без купюр и украшений, о современной жизни Церкви и советских испытаниях веры.

До Тихона Шевкунова фактически ни один автор не изображал так правдиво и детально монашеские будни. Каждый рассказ читается на одном дыхании, написан легко и доступно даже далекому от Церкви человеку. В ней нет морализаторства и фарисейства, занудных поучений и скучных историй.

Если бы православная литература в большинстве своем напоминала «Несвятых святых», то стереотипов о скучных «поповских» письменах не существовало бы.

Автор, в свое время окончивший сценарный факультет ВГИК, пишет так, словно снимает кино. Перед нами и строгий наместник Псково-Печерского монастыря отец Гавриил, и улыбчивый старец Иоанн Крестьянкин, и строго-смиренный схиигумен Мелхиседек, и многие люди, удивительными путями искавшие Бога, — несвятые святые. Это книга-напоминание. О чем? О том, что каждый из нас призван к святости.

Судя по откликам в сети, для многих людей эта православная книга стала первой ступенькой на пути в Церковь.

«Флавиан»

Еще один пример качественной современной православной литературы — тералогия «Флавиан». Протоиерей Александр Торик показывает судьбы современных героев, так или иначе пришедших к Богу. Многие из них перед встречей с Богом наломали дров или упали на самое дно. И когда, казалось бы, надежды не осталось, они открывают для себя удивительный духовный мир, знакомятся с прекрасным священником — отцом Флавианом.

Перед нами семья Алексея и Ирины с их пятью приемными детьми (а перед этим были сплошные непонимания, пять абортов, развод и тяжелая болезнь Ирины), бесноватая девушка Катя, монахиня Серафима, заядлый атеист-профессор, при смерти принявший Бога и монашеский постриг, афонские старцы…

Православная книга написана живым языком, просто и постепенно знакомит с основами веры. Вместо длинного перечня грехов и рассказа о 20 мытарствах — проникновенная первая исповедь Алексея; вместо строгих описаний жизни на Афоне — запоминающиеся рассказы с прекрасными героями. И это еще далеко не все, что ждет читателя на страницах всех четырех книг. Как показывает опыт, если вы взяли в руки первую часть, то обязательно захотите почитать все остальные.

«Пасха красная»

Это повесть о жизни трех оптинских новомучеников — иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта. На Пасху 1993 года их убил полусумасшедший сатанист. На ноже было выгравировано 666. Нет, это совсем не яркая вспышка фантазии православного писателя. Все именно так и было.

Православная книга написана не какой-то безызвестной христианкой, проживавшей вблизи Оптиной пустыни. Автор повести Нина Павлова — писательница и драматург со стажем. Всеобщее признание среди читателей получила именно ее книга «Пасха красная».

Нина Павлова разносторонне показала жизнь трех советских парней, в определенное время пришедших от неверия к Богу.

Иеромонах Василий — в миру Игорь Росляков — журналист с образованием МГУ и мастер спорта международного класса, в свое время член сборной Советского Союза по водному поло. Ему пророчили отличную карьеру, но он оставил все и ушел в монастырь.

Леонид Татарников (инок Трофим) в миру никак не мог найти себе место. Не потому, что ленился работать или только и мечтал о монастыре. Бог постепенно готовил его к иночеству, закаляя скорбями, непониманием со стороны других. Но у монаха на все было главное оружие — любовь, неподдельная радость и искренняя улыбка.

Владимир Пушкарев (монах Ферапонт) пришел к Богу после знакомства с некой женщиной, пережившей клиническую смерть. По ее рекомендации прочитал некоторые православные книги: том сочинений Игнатия Брянчанинова, жизнеописание Иова Почаевского и поучения Силуана Афонского. С этим стартом, наивной верой, смирением и кротостью он и пришел в Оптину.

У каждого — своя удивительная судьба и дорога навстречу Богу. И с этим нас знакомит Нина Павлова.

«Отец Арсений»

Отец Арсений — советский священник, прошедший сквозь мрак лагерей, но не потерявший главные христианские добродетели — веру и любовь. Его главная проповедь — это собственный пример. Даже самые ожесточенные узники видят в нем особенного человека. В нечеловеческой системе он не теряет человеческое обличье.

Отец Арсений делится последним сухарем, ухаживает за безнадежно больным, не прогибается под систему, защищает парня-студента от «зеков». В холодном карцере при -40 его согревают вера и молитва.

Эта православная книга подойдет для тех, кто в мирской суете потерял духовные ориентиры, разуверился в людях и ожесточился. Читайте и думайте.

«Мои посмертные приключения»

Каждый человек наверняка задумывался над тем, а что же все-таки ждет его за гробом? Православная писательница Юлия Вознесенская в своей повести показала, как может выглядеть жизнь после смерти.

Что ожидает умершего? Как он будет проходить мытарства? Почему за каждый грех придется отвечать? Как родные могут помочь покойнику? Есть ли надежда на Царство Небесное?

Именно на эти вопросы дает ответы книга Юлии Вознесенской, так не похожая на типичные образцы православной литературы по этой теме. Повесть написана легко и доступно, поэтому подойдет даже для далекого от религии человека. Несмотря на художественный стиль и доступность восприятия, она основывается на учении Церкви или отдельных святых отцов и почти не содержит ляпов.

Книга Юлии Вознесенской совсем не похожа на морализаторские поучения в стиле «Покайтесь, а то гореть вам в аду!». Но вместе с тем читатель делает для себя определенные выводы: желает измениться, больше времени уделяет молитве за усопших, учится ценить каждый момент, а то завтра его уже может не быть.

Предлагаем вам также посмотреть спектакль-концерт «Несвятые святые» по книге архимандрита Тихона (Шевкунова):


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Существует ли деление на чистых и нечистых животных в православии? Принес ли нам изменения Новый Завет? Почему собакам запрещается входить в храм, а кошкам - нет? Всех ли зверей можно держать в доме или квартире? Какие обычаи приняты в других религиях? Что означает ритуальная нечистота?

Членом Церкви становятся через Крещение, перед которым желательно пройти курс огласительных бесед. После Крещения надо регулярно участвовать в богослужениях и приступать к Таинствам. Кто три воскресных дня подряд пропускает церковную службу без уважительной причины, тот сам отлучает себя от Церкви.

Какие книги необходимо иметь верующему православному христианину?

Библию, Закон Божий, православный молитвослов, толкование Святого Писания, жития святых и книги, содержащие святоотеческие наставления в христианской жизни.

Любой христианин должен углублять свои знания о вере. Читая аскетические и догматические творения святых отцов, христианин соприкасается с той глубиной веры, которую святые стяжали своей подвижнической жизнью.

В какой литературе можно прочесть о десяти заповедях?

Подробное разъяснение десяти заповедей дано в Законе Божием (составитель протоиерей Серафим Слободской).

Какую книгу купить, чтобы правильно поститься?

В церковных лавках имеется много книг, рассказывающих обо всех сторонах христианской жизни: о посте, молитве, Таинствах. Если нет опыта поста, желательно посоветоваться со священником.

Какую книгу купить, чтобы понимать службу в храме?

Закон Божий, составленный протоиереем Серафимом Слободским, содержит подробное объяснение богослужений Православной Церкви. Так же можно прочитать книгу епископа Виссариона (Нечаева) «Толкование на Божественную Литургию». В церковных лавках можно найти много других книг, объясняющих службы суточного круга: «Литургия», «Всенощное бдение».

В начале воцерковления надо читать Закон Божий, Евангелие, жития святых, наставления о духовной жизни. Полезно читать книги, которые укрепляют в вере. Для верующего человека, особенно начинающего воцерковляться, необходимо не только познакомиться с христианством, а постараться глубоко его изучать, чтобы четко знать, во что, почему и зачем он верит? Иначе вера останется на уровне стереотипов, порой очень далеких от истинного христианства.

Дело не в том, у кого взята Библия, а в том, что в ней напечатано. Подавляющее большинство «протестантских» Библий на русском языке печатается с Синодального издания XIX века, о чем и извещает надпись на обороте титульного листа. Если есть такая надпись – можно читать без смущения. Другое дело – «вольные» или «современные» переводы Библии или отдельных библейских книг (например, «Слово жизни»), а также Библии с комментариями. Естественно, протестанты комментируют Слово Божие со своих еретических позиций.

Сначала надо помолиться Богу, чтобы Он направил ум уразуметь Писание. Полезно читать толкование Священного Писания святыми отцами. Не довольствоваться только чтением Евангелия, а стараться по нему жить. Святые отцы советуют читать Евангелие ежедневно, даже если очень не хватает времени, одну главу все же надо стараться прочитать.

Можно придерживаться порядка чтения, который соблюдается за богослужением. Он указан в православном церковном календаре на каждый день. В Библии издательства Московской Патриархии в конце Ветхого Завета есть указатель ветхозаветных чтений, а в конце Нового Завета – указатель Евангельских и Апостольских чтений.

Как быть, если не все из прочитанного в Библии понятно?

Чтобы правильно понимать Библию, необходимо читать книги с ее толкованием, о наличии которых можно узнать в церковных лавках и приходских библиотеках. Изучение Библейской истории можно начать и с Закона Божия, составленного протоиереем Серафимом Слободским или группами для взрослых и детей по изучению Библейской истории. И, конечно, надо смиренно молиться Богу, чтобы Он удостоил слышания и исполнения слова Его.

К ежедневному молитвенному правилу во время поста добавляют чтение Евангелия, Апостольских Деяний и Апостольских Посланий, Псалтири. Изменение молитвенного правила согласуют со священником.

Можно ли православному человеку читать что-либо иное, кроме Священного Писания и сочинений святых отцов?

Православие не закрывает от человека мир, а открывает во всем его многообразии через призму православного мировоззрения. Конечно, можно читать и хорошую светскую литературу, историческую, научную. Надо избегать лишь тех сочинений, которые возбуждают низменные страсти, лишают душу мира и радости.

При чтении Псалтири встречаются места, где говорится о врагах. Какие враги подразумеваются?

Это невидимые враги – лукавые, злые духи, которые вредят людям греховными помыслами и толкают к грехам.

Что делать с неправославной литератуой?

К неправославной литературе надо подходить рассудительно. «Стыдно будет нам, если мы умеем отвергнуть вредную для тела пищу, а не будем иметь разборчивости в познаниях, питающих душу нашу, и допускать до нее доброе и худое» (свт. Василий Великий). Как и в любой другой сфере жизни, содержание книг зависит от того, что исходит из сердец их авторов. Если это грех и страсти – тогда произведение пропитывается ими и передает их другим людям. От таких вещей истинный христианин отвращается и старается ограждать себя и своих близких. Если же произведение художественно отображает богатство жизни, созданной Богом, а тем более высокие душевные и даже духовные стремления, исходя из которых автор создавал свое творение, тогда приобщение такой литературе христианину может быть полезно.

Духовно вредные (языческие, магические, оккультные, сектантские и безнравственные) книги и брошюры лучше сжечь. Просто выбрасывать в мусор вредные для души книги нельзя: их могут прочитать другие люди, что может им повредить. Если в этих книгах есть цитаты из Священного Писания, то бросать такие книги в грязь тем более нехорошо.

Прежде всего, всем изучающим веру нужно бывать на службе и участвовать в таинствах. О возникающих вопросах очень полезно личное общение с практикующим веру человеком – священником или благочестивым мирянином.

2. Евангелие – это Священное Писание христиан. Евангелие, или по-другому – Новый Завет – книга повествующая о учении Господа Иисуса Христа, написанная святыми апостолами в первые века христианства (немного менее 2000 лет назад.) Святая Церковь заповедует своим чадом (т.е. нам с вами) читать Евангелие и понимать его. Каждый крещеный человек должен быть знаком с учением Иисуса Христа, изложенном в 27-ми книгах Нового Завета. Евангелие входит в состав Библии. Кроме Евангелия (Нового Завета) Библия включает в себя еще и книги (главы) Ветхого Завета. К изучению книг Ветхого Завета (рассказывающих о жизни людей от сотворения мира до пришествия Господа Иисуса Христа) следует приступить позже, после того как вы будет знакомы с книгами Нового Завета.

3. Книга-хрестоматия о Православной вере для новоначальных «Закон Божий» – по таким книгам учатся в воскресных школах все новоначальные. Мы рекомендуем книгу «Закон Божий» авторов иеромонаха Иова (Гумерова) и его сыновей священников Павла и Александра. Впрочем, вполне «Закон Божий» любых других авторов (Слободского, Сысоева).

Книги с надписью на титульном листе «Издательский Совет Русской Православной Церкви» можно смело читать.

Надпись на титульном листе «Издано по благословению….» - не защищает от подделки.

Для удобства мы оцениваем сложность книги по пятибалльной системе:

1-2 – очень простые, доступные сочинения;

3 – работы, написанные для массового читателя;

5 – сложные богословские работы, без некоторой подготовки читать тяжело.

Во-первых, все сочинения святых отцов.

Из русских подвижников веры и благочестия рекомендуем книги: свт. Феофан Затворник («Четыре слова о молитве», «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться»); свт. Тихон Задонский; св. прав. Иоанн Кронштадтский («В мире молитвы. Выборки из его писаний», «Святой Праведный Иоанн Кронштадский. Воспоминания современников.»), прп. Серафим Саровский («Преподобный Серафим Саровский. Житие. Серафимо-Дивеевские предания.»), свт. Игнатий Брянчанинов («В помощь кающимся», «Отечник», «Слово о смерти»).

Антоний (Блум), митрополит («Ступени», «Молитва и жизнь», «Радость покаяния», «Жизнь. Болезнь. Смерть», «Духовное путешествие. Размышление перед Великим постом», «Учитесь молиться»). Уровень сложности - 2,3.

Арсеньев Владимир. Богослов. Уровень сложности - 2,3,4.

Афанасьев Николай, протопресвитер («О церковном воспитании», «Экклизиология вступления в клир»). Литургист, богослов, историк. Уровень сложности - 3-4.

Булгаков Сергий, протоиерей. Богослов. Из его работ я рекомендую прежде всего книгу Православие. В других его работах есть неправославные мысли. Уровень сложности - 3-4.

Василий (Кривошеин), архиепископ («Ангелы и бесы в духовной жизни»). Богослов. Уровень сложности – 3,4.

Вениамин (Федченков), митрополит («Божии люди»). Автор книг о православной жизни, благочестии. Уровень сложности - 2,3.

Вознесенская Юлия. Современный писатель, автор замечательных популярных художественных романов. Уровень сложности - 2,3.

Глубоковский Николай. Библеист. Уровень сложности - 4,5.

Дворкин А. Специалист по сектам («Десять вопросов навязчивому незнакомцу или пособие для тех, кто не хочет быть завербованным»). Уровень сложности - 2, 3, 4.

Ельчанинов Александр, священник. Особенно рекомендую его книгу «Записи». Уровень сложности - 3.

Зеньковский Василий («Основы христианской философии», «На пороге зрелости-беседы с юношами о вопросах пола», «О религиозном воспитании в семье»). Богослов, философ. Уровень сложности - 3-4.

Иларион (Алфеев), епископ. Богослов, патролог. Для новоначальных христиан особенно рекомендую его книгу «Таинство веры». Уровень сложности - 2,3,4.

Иоанн (Шаховской), архиепископ («Апокалипсис мелкого греха», «Белое иночество»). Богослов. Уровень сложности - 3.

Иустин Попович, архимандрит («Христианство по учению преподобного Макария Египетского», «Преподобный и богоносный отец наш Нил, подвижник Сорский и устав его о скитской жизни», «Первородный грех, его причины и последствия»). Прекрасный сербский богослов и писатель. Уровень сложности - 3,4.

Каллист (Уэр), епископ. («Внутреннее царство», «Как читать Библию», «Сила имени»). Богослов. Уровень сложности - 3-4.

Карташев Антон. Церковный историк. Уровень сложности - 3-4.

Кассиан (Безобразов), епископ («Христос и первое Христианское поколение»). Библеист. Уровень сложности - 4, 5.

Киприан (Керн), архимандрит («Евхаристия»). Богослов, патролог. Уровень сложности - 3-4.

Клеман Оливье. Богослов. Уровень сложности - 3,4.

Концевич И. М. Исследователь русского старчества и святости. Уровень сложности - 2.

Кураев Андрей, диакон. Церковный публицист, богослов («Дары и анафемы. Что христианство принесло в мир», «Ответы молодым», «Вызов экуменизма», «Наследие Христа. Что не вошло в Евангелие?»). Уровень сложности - 2,3.

Лосский Владимир («Очерк мистического богословия Восточной Церкви», «Догматическое богословие»). Богослов, очень высокого уровня. Уровень сложности - 5.

Льюис Клайв («Просто христианство»). Английский мыслитель. Очень яркие и полезные произведения. Уровень сложности - 2,3,4.

Мейндорф Иоанн, протопресвитер («Брак в православии»). Богослов, историк, патролог Уровень сложности - 3-4.

Мень Александр, протоиерей («Ответы на вопросы»). Богослов. Историк, библеист. Уровень сложности - 2,3,4.

Николай Велимирович (Сербский), епископ («Труды» - «Миссионерские письма», «Индийские письма»). Богослов. Уровень сложности - 3,4.

Паисий Афонский, схимонах («О семьи христианской», «Духовная борьба»). Это современный подвижник (умер в 1994г.). Все его книги, а также книги о нем рекомендую. Уровень сложности -3.

Софроний (Сахаров), архимандрит («Старец Силуан», «Видеть Бога как Он есть», «О молитве»). Богослов. Особеенно ценна первая книга – «Старец Силуан». Уровень сложности - 3,4.

Федотов Георгий. Историк. Особенно ценна его книга Святые Древней Руси. Уровень сложности - 3-4.

Флоровский Георгий, протоиерей («О смерти крестной»). Богослов. Некоторые его работы по сложности на 4, некоторые на 5.

Шмеман А., протопресвитер («Исторический путь православия», «Великий пост», «Православное Богослужение. Литургия»). Богослов. Уровень сложности - 2,3,4.

С надежной, что у вас все получится

священник Олег Барков.

Статья составлена на основе поста священника Константина Пархоменка «Что читать христианину»

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Я понял для себя простую истину. Мне гораздо интереснее читать книги и статьи "про людей", нежели "лекцию про правильное поведение". Когда я читаю про жизнь святых людей, я получаю куда больше информации, нежели когда мне предлагается некий готовый вывод. Я люблю изучать людей и всем моим братьям и сестрам тоже рекомендую изучать жизнь верующих людей. Это дает и навык раздумий над чужой святостью, и дарит благодатные переживания. Да и читается намного легче...

"Моя жизнь со старцем Иосифом". Книга написана Ефремом Филофейским, игументом монастыря в Аризоне, США. Старец Ефрем в книге описывает свой опыт послушничества у легендарного афонского старца Иосифа Исихаста (его еще называют Иосифом Пещерником). Что понравилось в книге? Простой разговорный язык обычного греческого юноши, рассказывающего, как он захотел стать монахом на Афоне и жил в горной келье в послушниках у старца. Какие видел чудеса. Как молился, как его смирял старец. Книга просто пропитана здоровым православным духом. Где под здоровым духом я подразумеваю такую жизнь христианина, при которой он живет как бы двумя мирами - этим и небесным. Мечтает о том мире, размышляет, думает, жаждет туда попасть, да и при жизни сподобляется удивительных посещений. Во второй части книги представлено житие Иосифа Исихаста.

"Всемирный светильник. Серафим Саровский". Вот есть святые, про которых хочется читать и читать. Почему? А потому что они как-то святы от колыбели. И весь их путь интересен. Про их юношество хочется жадно читать под одно настроение. Про их зрелость - под другое. Про светоносную старость - под третье. Вот благочестивый юноша Прохор (так звали о. Серафима до пострига) с друзьями идет в Саровский монастырь как паломник. Воображение рисует благостные картины. О чем говорили между собой эти чистые души по дороге? Какие удивительные разговоры они вели? Сегодня нет такой дружбы.

А что чувствовали монахи, живя рядом с о. Серафимом? Когда человек глубок как небо, когда сама Богородица называет его "любимцем" и считает его "нашего рода", то есть, небесного - какие впечатления он производил на людей? Какое вообще это было чудо - жить рядом с добрым волшебником, к которому 12 раз (!) приходила Богородица, который видел Христа (!), который в середине зимы мог иметь в келье необычные свежие фрукты... Эта книга передает эти чувства. Эта книга - благоуханная фруктовая гроздь посреди духовной зимы...

"Флавиан". Эта книга состоит из четырех томов. Точнее, есть четыре книги, связанные одним главным героем - Алексеем, бывшим бизнесменом, а теперь живущим при храме со своей семьей пономарем и послушником у вымышленного о. Флавиана. Эта книга превосходна тем, что очень быстро может "катехизировать" любого начинающего христианина, проводя его через всю суть христианства, через всю радость, что есть в православном христианстве в принципе. Протоиерей Александр Торик как будто бы взял, да и вписал в сюжет весь смак христианской веры, разделил на главы и предложил испить. Получилось, на мой взгляд, вкусно.

Иногда эту книгу упрекают в излишней картинности. Да, персонажи очень конкретны. Их роли прописаны. о. Флавиан - гениальный духовный пастырь, из недостатков имеющий разве что 140 кг веса. Пономарь Алексей - добросовестный кающийся грешник, сразу и навсегда принимающий тезисы о. Флавиана и "растущий в небо" как на дрожжах. Бабушки при храме - идеал верующего, добрыми натруженными руками готовящие вкуснейшую окрошку и борщи. Да, картина идеализирована. Ну а я считаю - пусть! В этом есть дерзновение мечты, мечты о том, "какова должна быть жизнь христианина на земле".

"Красная Пасха". Три Оптинских монаха-новомученика, заколотых психически нездоровым человеком в Пасхальную ночь. Три жития. Письма и воспоминания. Книга напоминает тебе, что ты еще умеешь плакать. И даже не поймешь от чего. То ли от горя, то ли от радости. То ли от печали за себя, теплохладного. Потому что автор тебе рассказывает про "таких простых", но отчего-то столь цельных людей. Людей, достойных неба. Ты то про себя знаешь все, знаешь, что ты на такое не способен. А там, у обычных ребят, оставивших мир и ставших монахами, было кровавая борьба со своими страстями, с таким страшным после советского безбожия наследием. И Господь их труд заметил. И возлюбил их сугубо, попустив мученическую смерть. Чтобы и наградить наградою великою, увенчать славой нетленной...

"У Троицы окрыленные". Превосходная, восхитительная, пробуждающая веру книга. В ней тонкие поучительные моменты умело сменяются монашескими судьбами, отчего ты и вероучительные и нравоучительные моменты усваиваешь, и на примерах учишься и вообще, вспоминаешь о радости Неба. В этой книге много того, что я бы назвал "консервированным сокрушением". Читаешь страницы, доходишь до определенного места и слезы ручьем... от осознания собственной греховности, от красоты чужих душ, от красоты покаяния и чуда чужой самореализации в Боге.

Автор умело зашил в слова эту божественную тайну - взять человеческую судьбу и превратить ее в сокровище, во вселенную смысла, в неотмирную звучащую тишину. Вот был обычный человек, да к Богу пришел, в монастырь пришел... и придя, стал Человеком. Тихим, глубоким, исполненным внутри чего-то внушительного, как тайный монарх. Был бомж - стал принц, был в лохмотьях - облекся в славу вечную, нетленную. Был калекой, но обрел ангельские крылья... и полетел в небеса. Название книги соответствует содержанию.

"Несвятые святые". Похоже на "У Троицы окрыленные", но немного в ином стиле. Больше про простых людей, больше юмора, более легкое в чтении, но тоже имеющее в себе духовное наполнение. Эта книга учит жить не по-книжному, а как-то естественно. Часто верующие люди подвергают себя некой стилизации. Видимо, автор счел должным показать, как самые обычные люди, служащие Богу на своем месте, обретают святость.

"Силуан Афонский". Прекрасная книга в двух частях. Первая часть - глубоко прочувствованное житие преподобного Силуана, написанное очень филигранно и тонко. Автор книги был келейником у преподобного Силуана. Вкупе с даром слова автор изложил все в богатых полутонами и красками произведении. Здесь много о психологических переживаниях святого Силуана, о его поисках и духовных страданиях, о его радости и духовных победах. Вторая часть книги - это мысли самого преподобного Силуана, записанные им в разное время жизни.

Книга ценна тем, что показывает святого не с высоты птичьего полета "родился от благочестивых родителей, не брал грудь в постные дни, отошел ко Господу", а детально раскрывает жизнь, которая богаче полутонами, взлетами и падениями. Побольше бы таких житийных историй!

"Отец Арсений". Литературно обработанные рассказы про реального священника, истинного доброго пастыря. Данная книга очень любима православными христианами. Я сам ее читал, и могу свидетельствовать, что книга наполнена живым духом. Добрая часть книги посвящена жизни о. Арсения в лагерях Сталинского ГУЛАГа, его духовным мыслям, его реакции на жизненные вызовы. А вообще книга рассказывает о той любви, которая возможна между истинным пастырем и его духовными чадами. Наверное, эта книга наглядно показывает, что такое истинная церковь. Это не камни, это - люди.

Страница 1 из 7

В помощь новоначальному: как выбирать православную литературу?

Если что-то и препятствует современному человеку идти путем спасения, то уж точно не отсутствие православной литературы. Новоначального христианина скорее дезориентирует обилие брошюр и книг. Кажется, на изучение опыта, накопленного Церковью, жизни не хватит. С чего начинать? Выбирая книги самостоятельно, новообращенный рискует купить некачественное, необъективное издание, выпущенное без благословения Церкви.

Даже хорошая книга, но прочитанная не вовремя, может принести вред душе человека… Как и в любой сфере, здесь нужны советы специалиста – священнослужителя, духовного наставника. Какие книги в первую очередь нужны новоначальному христианину, а с какими стоит повременить? Как лучше использовать аудио- и видеоисточники? Какими принципами руководствоваться при чтении? На эти и другие вопросы нам помогли ответить настоятель Храма в честь иконы «Споручница грешных» протоиерей Вячеслав Бондарь и ключарь Свято-Успенского кафедрального собора протоиерей Андрей Коробчук.

Православному христианину, в первую очередь новоначальному, обязательно следует свои изыскания, вопросы согласовывать с опытным человеком, а лучше всего – с духовником. Узнавая характер, жизненные обстоятельства человека, священник определяет, что ему предложить для прочтения. Выбор литературы зависит от пола, возраста, образования, социального положения и других факторов.

«Множество духовных советов старцев и подвижников, на которых мы сегодня ссылаемся, адресовались конкретному человеку, – поясняет протоиерей Андрей Коробчук. – Соответственно учитывались его бытовые, социальные и другие условия жизни».

«Любая книга, за исключением Священного Писания, несет в себе нечто субъективное, личный духовный опыт ее автора, – говорит протоиерей Вячеслав Бондарь. – Классические творения святых отцов не для всех христиан могут быть одинаково полезными и одинаково понятными. Кто-то хочет узнать больше об истории, кого-то больше вдохновляют повествования о чудесах, жизнеописания подвижников. К примеру, «Флавиан» прот. Александра Торика или «Несвятые святые» архимандрита Тихона – книги, которые некоторых действительно «трогают», а кого-то оставляют равнодушными».

От букваря к высшей математике

На первом месте должно быть познание Христа, и без знания Священного Писания здесь христианину не обойтись. Это – духовная пища, пища для алчущей души. Как без еды человек слабеет, так и без Евангелия он со временем начнет гаснуть в своем желании идти путем веры и в результате вовсе потеряет интерес. Священнослужители советуют начинать изучение Священного Писания с Нового Завета. Люди, впервые взявшие Библию и начинающие ее прочтение с книг Ветхого Завета, встречаются со многими вопросами.

«Ветхий Завет – это в основном история распространения греха в мире. Многие ветхозаветные предписания, особенно обрядового характера, имели временный характер и утратили свое значение в новозаветное время, – поясняет отец Вячеслав. – Это понимает воцерковленный человек, но может не понять начинающий христианин, не знающий обрядовой стороны богослужения Православной Церкви. В целом ветхозаветный Закон готовил человечество к принятию Мессии – Христа Спасителя, и поэтому до конца понять его можно только сквозь призму новозаветного Евангельского учения. Нужно детально знакомиться с Евангелием и хотя бы с книгой Деяний Святых Апостолов. Можно начинать с детской Библии и в дальнейшем перейти непосредственно к оригинальному тексту».

«Я бы советовал читать Евангелие как часть молитвенного правила – это фундамент и подпитка, – говорит отец Андрей. – На первых порах будет очень много непонятного, поэтому рекомендую толкование, которое легко читается и в то же время в котором собраны «самые сливки», – архиепископа Аверкия (Таушева). Все должно быть постепенно – от букваря и до высшей математики».

Практика показывает, что в первую очередь полезным для новообращенных будет Закон Божий прот. Серафима Слободского. Украинская Православная Церковь переиздала Закон Божий, в основу которого также положена редакция протоиерея С. Слободского, но текст адаптирован ко многим вопросам современности. В этих книгах кратко изложена и священная история, и понятие о литургике (богослужении), о Церкви, о правильном поведении в храме. Если новоначальный поймет и усвоит Закон Божий, тогда можно переходить к Катехизису и Уставу Церкви.

Для человека, который действительно хочет изменить свою жизнь, будет полезна книга «Современная практика православного благочестия» Н. Е. Пестова. Также есть замечательные периодические издания, помогающие человеку согласовать свою жизнь с верой: журнал «Фома» (православный журнал для сомневающихся), журнал «Отрок» (православный журнал для молодежи).

С чего начать, а с чего – не стоит?

«Сначала нужно научиться молитве и покаянию, – поясняет отец Вячеслав. – Нельзя читать Исаака Сирина, не узнав о борьбе со страстями. Нельзя говорить о мистическом богословии, не познав практику борьбы с грехом. Новоначальным рекомендую святых отцов, которые говорят о борьбе с грехом: Авва Дорофей, второй том «Добротолюбия» или «Добротолюбие» для мирян, архимандрит Иоанн Крестьянкин – письма и «Опыт построения исповеди», письма старца Паисия Святогорца, «Нам оставлено покаяние» игумена Никона (Воробьева), «Загляни в свое сердце» – письма Валаамского старца (схиигумен Иоанн Алексеев) – книга, повествующая о духовной жизни, святой Иоанн Кронштадтский «Моя жизнь во Христе», святитель Феофан Затворник «Путь ко спасению», святитель Игнатий Брянчанинов «Аскетические опыты». Примерно в этой последовательности их и нужно изучать».

«Не стоит начинать чтение православной литературы с узкобогословских книг, к примеру, «О непрестанной Иисусовой молитве», «О нетварном свете», – предостерегает отец Андрей. – Возможно, новоначальный христианин ударится в мистику или неправильно истолкует прочитанное, может запутаться, испугаться. Или, наоборот, начнет практиковать и впадет в прелесть.

При выборе брошюр также нужно обращаться к своему духовнику, священнослужителю. Человек купит, к примеру, брошюру «В помощь кающемуся», а там такой список грехов, что начинающего христианина может вообще оттолкнуть от Церкви! Может потеряться суть покаяния – перемена мысли и образа жизни. Нужно быть аккуратным в выборе таких брошюр, их чтение может привести человека не ко Христу, а к законничеству или обрядам. Не говоря уже о книгах о «последних временах», кодах и неизвестных старцах».

Чтобы случайно не купить еретическое или протестантское издание, нужно смотреть, кем оно благословлено и где издано – действительно ли в церковной ограде, к примеру, указано: «издание Киево-Печерской лавры» , «издание Сретенского монастыря» , «Издательский отдел при Патриархии» . В первую очередь следует покупать литературу в храмах или церковных лавках. Хотя, к сожалению, это тоже не всегда защитит от некачественной продукции, почему и необходимо руководство духовника.

Какими еще источниками можно пользоваться?

Кроме периодики и книг есть аудиоматериалы – их можно слушать по дороге на работу или учебу, к примеру Светлану Копылову (исполнительницу авторских православных песен). Слабовидящим помогут так называемые «аудиомолитвословы».
Дома можно просматривать видеолекции, их сейчас очень много. Интересны лекции профессора Московской духовной академии А. И. Осипова, протоиерея Ильи Шугаева, монахини Нины Крыгиной.

Для поиска литературы можно пользоваться интернет-ресурсами. Есть официальные сайты епархий, обителей, приходов. Например, pravoslavie.ru (сайт Сретенского монастыря) – один из ведущих сайтов, который помогает разобраться в различных вопросах церковной жизни, сделать первые шаги в храме. На нем есть рубрика «вопросы священнику», очень полезная тем, у кого еще нет духовного наставника. На сайте «Азбука веры» (azbyka.ru) размещено много статей известных богословов, церковных публицистов. Predanie.ru – здесь размещаются творения святых отцов, другие духовные книги, как правило, выдержавшие критику и проверенные временем. Будет полезен и сайт bogoslov.ru – научный богословский портал.

Чтобы чтение не было во вред…

«Читайте осмысленно, постепенно разрешая возникающие вопросы. Бывает, человек читает Священное Писание, не понимает трудные места, но ищет ответ в Церкви – это одна сторона вопроса. Но совсем другое дело, когда в толковании священных текстов человек опирается исключительно на свое понимание, не учитывая 2000-летнего опыта Церкви в осмыслении Священного Писания. Это очень опасный подход к изучению священных текстов.

Очень важно жить в Церкви, а не просто «накапливать знания» , – говорит отец Вячеслав. – Следует применять прочитанное к себе лично , а не по отношению к ближним, особенно то, что касается грехов, изобличения страстей. Чтение не должно служить поводом к осуждению других людей. Если при чтении духовной литературы будет замечена гордость, то кроме опустошения оно ничего человеку не принесет.

Не спешите делать выводы, прочитав одну или две книги. Невозможно узнать все о православной вере по нескольким книгам. Человек стремится познать Бога через молитву, покаяние, участие в Таинствах, чтение Священного Писания и духовной литературы. Это настроение нужно сохранять и поддерживать всю жизнь. Если что-то смущает сердце: книга или сайт, следует сразу выяснять этот вопрос с духовником, искать ответ в соборном разуме Церкви. И многие вещи, которые на первых порах кажутся непонятными, не отвергать и не высмеивать. Все, что есть в Церкви, – полезно и проверено опытом многих поколений христианских подвижников».



Статьи по теме: