Одержимость или психическое заболевание. Что такое какодемономания? Современный случай воздействия злых духов на человека Как нечистый дух входит в человека

1. ДУХ СТРАХА

2. ДУХ РАБСТВА

дух одержимости - разные одержимости (идеи, мифы, личности...), порочные привычки, поступки и грехи
дух азарта - азартные игры, любые другие игры, развлечения, карты, игровые автоматы, лотереи
дух алкоголизма - систематическое употребление спиртных напитков (постоянно или редко), очень хочется выпить
дух табакокурения - курить (постоянно или редко), нравится запах дыма сигарет, жевать табак
дух наркомании - наркомания, употребление медикаментов не болея (не по предназначению)
дух сквернословия - сквернословие (постоянно или редко), неконтролируемые скверные мысли в голове
дух переедания - обжорство, есть когда не хочется
дух привязанности - привязанность к чужому человеку, домашним животным или предметам, вещам, ценностям
дух неугомонности - работа до изнурения (без отдыха), увлеченность чем то во вред себе или другим
дух зависимости - притяжение к телевизору, компьютеру, Интернету, музыке, модным вещам, богатству
дух жадности - алчность, не можешь делиться с другими, жалко жертвовать финансы, скандалишь из-за денег
дух опьянения - ты делаешь что не хочешь, глупейшие поступки, бесконтрольность, плохо соображаешь
дух бедности - постоянно в долгах,перемена многих работ, не отдаешь десятины Богу, часто "влетаешь" куда-то
дух воровства - крадешь, не отдаешь долги, берешь без разрешения, приписываешь, отписываешь, обвешиваешь
дух мира - хочется быть не хуже других, желание доказать кому-то добившись чего-то, следовать моде
дух фанатизма - сильное увлечение или привязанность к; артистам кино, эстрады, спорта, и др. личностям.
дух членовредительства - пирсинг (прокалывать язык, ноздри, уши и др. части тела), наколки на теле

3. СЕМЕЙНЫЙ ДУХ

4. ДУХ ОККУЛЬТИЗМА

дух колдовства - колдовство, делать или говорить что-то чтобы повлиять на других, молитвы об мести и наказании
дух волшебства - делать или говорить что-то чтобы произошло сверхъестественное или необычное
дух оккультизма - книги и атрибуты (мир духов, энергия, стихии, аура, силы, знаки), демонические игры
дух спиритизма - выход в астрал, хрустальные шары, спиритические сеансы, медитация, гадальная доска, голоса
дух гадания - гадание; по руке, на картах, кофейной гуще, воске, вовлечение или обращение к гадающим
дух предсказания - астрология, гороскопы, сонники, предсказания в литературе
дух ясновидения - вовлечение или обращение к таковым
дух лжепророческий - давать лжепророчества или лжепредсказания в церкви
гипнотический дух - били под гипнозом, гипнотизировали других, подвержены этому
магический дух - магия, магические книги
дух мертвых - вызывания духов, общение с духами умерших
целительный дух - народные целители, травники, бабки шептухи, экстрасенсы, знахари

5. ДУХ АНТИХРИСТА

дух бунта - открытый или внутренний бунт на решение старших над вами; родителей, начальника, служителя
дух религии - преследование Христиан, нетерпение к другим церквям, учениям, хула на Духа Святого и Его дары
дух разделения - вы были причиной; раскола Церкви, сомнений и разногласий между другими в обществе, церкви
дух противления - осуждение, открытая критика, делать что-то сознательно что мешает другим, не повиновение
дух сатанизма - сатанизм,культы, тайные общества, секты, мормоны, Нью-Эйдж, коммунизм, фашизм и др. "...изм."
дух противостояния - противостояние служителям, служению, правительству, забастовки

6. ДУХ БЛУДА

дух прелюбодеяния - измена, добрачные половые отношения, представлять себя с кем-то в половом акте
дух проституции - отдавать тело за вознаграждение или удовольствие, секс подростков с взрослыми
дух распущенности - сексуальная несдержанность, неудовлетворение, множество связей, многобрачие
дух порнографии - любая порно продукция, раздевать кого-то глазами, подглядывание в бани, щели, окна
дух самоудовлетворения - мастурбация, добрачные обоюдные ласки доводящие до оргазма, сексуальные сны
дух похоти - сексуальные фантазии и самовозбуждение, нравится когда на вас желает противоположный пол
дух соблазна - одеваться, чтобы были замечены интимные части тела, говорить возбуждающе, флиртовать
дух изнасилования - секс с силой или принуждением, совращение малолетних

7. ДУХ ИЗВРАЩЕНИЯ

дух извращения - оргии, акт с манекенами, предметами, носить нижнее белье другого пола, извращения в сексе
дух гомосексуализма - секс между мужчинами, тяга к одному полу, чувство что вы другого пола
дух лесбиянства - секс между женщинами, тяга к одному полу, чувство что вы другого пола
дух жестокости - жестокое, сексуальное обращение в браке, секс с приемными детьми
дух скотоложства - половой акт с животными, нравится наблюдать за сексом у животных
дух инкуб - секс с неизвестными духовными существами (во сне, в мыслях и наяву)
дух членовредительства - вредить или изменять соски, грудь, пенис, добровольная стерилизация
дух мазохизма - мазохизм, садомазохизм (причинять боль при акте), желание укусить, щипать, давить, царапать
дух кровосмешения - половой акт с кровными родственниками

8. ДУХ СМЕРТИ

дух насилия - случаи насилия, участие в драках, вам нравится как кто-то страдает (люди, животные)
дух истязатель - постоянные заболевания, страдания, боль или немощь
дух убийства - рак, опухоли, выкидыш, аборты, судороги в воде, несчастья, угроза смерти от воды или огня
дух самоубийства - попытки самоубийства, помрачение сознания, терять контроль, езда с повышенной скоростью
дух безумия - следовать незнакомому голосу внутри себя (не Дух), умопомешательство
дух шизофрении - болезни головы (психические)
дух эпилепсии - конвульсии, приступы, припадки

9. ДУХ НЕПРОЩЕНИЯ

10. ДУХ РЕВНОСТИ

11. ДУХ ГОРДОСТИ

дух гордости - вам это важно если; на вас не обратили внимание, не поздравили, не согласились, не так сказали
дух ненависти - жестокость, не способность прощать
дух соперничества - обвиняющий, сравнивание себя с другими, насмехательство, придирчивость
дух зависти - критика,осуждение, недовольство, сплетни
дух контроля - вы контролируете свои поступки и слова, чтобы не показать свою слабость и ошибки
дух эгоизма - эгоистичность, любовь к вниманию, сверх уверенность
дух самоправедности - супердуховность, самооправдание, я лучший (ая), высокомерность, хвастливость

12. ДУХ УНЫНИЯ

дух отвержения - мысли, что вас не любят, предают, обижают, не доверяют, оскорбляют, вас отвергают
дух разочарования - в себе, в жизни, в людях, в Боге, в церкви, чувство поражения
дух одиночества - я никому не нужен (не нужна), депрессия, вздыхание
дух самоубийства - навязчивая идея самоубийства, попытки самоубийства
дух уныния - неспособность, радоваться, поклоняться, наслаждаться, все вокруг плохо, все не так, томление
дух неполноценности - ваши мысли; я уродлив, толстый, худой, старый, тупой, дрянь, старая дева, неудачник
дух осквернения - из-за уныния; объедаетесь, курите, пьете, самоудовлетворяетесь, вредите себе, делаете грех
дух стыда - чувство вины, стыда, нечистоты, чувство что вас осуждают, что вас не простят, ват отвергнут
дух обречённости - эмоциональная подавленность, подверженность стрессам

13. ДУХ ЛЖИ

14. ДУХ ЗАБЛУЖДЕНИЯ

дух заблуждений - частое принятие неправильных решений (вы знаете это или вам говорят другие это)
дух сомнения - незрелость, замешательство, паникер, вас легко ввести в заблуждение
дух обольщения - лжеучителя, лжедоктрины, прожженная совесть (все пополам), жизнь и грешить сознательно
дух Иезавели - вы контролирующая личность, манипуляция другими, вы "борец" за истину
дух Ахава - вами легко можно управлять, вы "на ком воду возят", вас всегда используют
дух суеверия - осмысленное или неосмысленное участие в делах, преданиях и традициях предков или культуры
дух познания - познание тайн мира,влечение и очарование знамениями и чудесами, НЛО, миры, цивилизации и др.
дух идолопоклонства - сильная привязанность к чему либо кроме Бога, кровные заветы, ислам, индуизм, йога и др.

15. ДУХ УСЫПЛЕНИЯ

16. ДУХ НЕМОЩИ

дух болезни - повторяющиеся болезни, временные болезни или наследственные болезни
дух аллергии - любые аллергии
дух артрита - артрит, болезни суставов, костей, отложение солей, хрупкие кости
дух рака - опухоли, плохая кровь, проблемы с костным мозгом
дух тромбоза - всевозможные заболевания сосудов, закупорка вен
дух астмы - заболевания дыхательных путей
дух искривления - нарушения в осанке, позвоночнике, сутулость, сколиоз, разная длина рук или ног
дух боли - боли без причины, повторяющиеся боли, постоянные боли
дух диабета - диабет, ожирение

17. ДУХ ГЛУХОТЫ И НЕМОТЫ

Дата публикации или обновления 01.05.2017

  • К оглавлению книги «О том, как грех вызывает наказание» - Что такое зло .
  • IV. Образы воздействия злых духов на людей.

    Как уже писалось выше, всю свою злобу и ненависть демоны обрушили на человека, который является образом Божиим. Все их усилия направлены на погубление как можно большего числа душ человеческих. Для чего они употребляют все свои возможности и силы.

    «Диавол отовсюду пытает, - говорит св. Григорий Богослов , - высматривает, где низложить, где уязвить и найти, что незащищено и открыто для удара; чем более видит чистоты, тем более усиливается осквернить... Злой дух принимает на себя двоякий образ, раскидывая то ту, то другую сеть: он - или глубочайшая тьма (явное зло), или превращается в светлого ангела (прикрывается видом добра и обольщает умы кроткой улыбкой), почему и нужна особая осторожность, чтобы вместо света не встретиться со смертью». О необходимости особой внимательности и бдительности предупреждает и святой апостол Павел , говоря, что сам сатана преобразуется во ангела светла, не велие убо, аще и служителие его преобразуются яко служителие правды, имже кончина будет по делом юс (2 Кор. 11,14-15).

    В борьбе с человеком падшие духи воздействуют на его тело, мысленную, чувственную и волевую сферы.

    Демоны могут убивать людей (Тов. 3, 8), наводить на них болезни и входить в них (то есть завладевать их телом).

    Демоны входят во внутренность человеческого тела всем газообразным существом своим, подобно тому как входит в него воздух. Подробное описание этого факта мы находим у Мотовилова в его рассказе о том, как нечистый дух завладел его телом и мучил многие годы.

    Демон, войдя в человека, не смешивается с душою, но пребывает в теле, обладая насильственно душою и телом. По указанию свт. Игнатия Брянчанинова, «газы имеют в особом развитии свойство упругости, то есть свойство принимать различной меры объем; очевидно, что и демоны имеют это свойство, по которому множество их может помещаться в одном человеке, как говорит об этом Евангелие (Лк. 8, 30)». Войдя в человека, по свидетельству св. Иоанна Кассиана, «бесы наводят страшное помрачение разумных чувств души; [это происходит] наподобие явлений, бываемых от вина, лихорадки или черезмерного холода». Но нашу душу он не может сделать своим вместилищем. «Нечистые духи, - утверждает этот же святой, - не иначе проникают в тела одержимых ими, как овладев наперед их умами и помышлениями.

    Обнажив умы от одежды страха Божия, памяти о Боге, злые духи нападают на них как на обезоруженных и лишенных Божией помощи и Божия ограждения, и потому удобно побеждаемых и, наконец, устрояющих в них жилища, как бы в представленном им владении». Об этом же говорит и свт. Григорий Богослов : «Диавол завладеть нами всецело не может никакими способами: если сильно овладевает некоторыми, то только по собственному произволению овладеваемых без сопротивления» (Иак. 4,7). Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что непосредственное вселение злого духа в человека происходит только по особому попустительству Господа и зачастую является следствием страстной и легкомысленной жизни грешника.

    Не вселение, а овладение человеком посредством внешнего подчинения сил души его демонической воле наблюдается гораздо более часто, чем беснование. Характерным примером этого может служить Иуда. Слова Евангелия вниде сатана во Иуду (Лк. 22,3) не следует понимать так, что Иуда сделался бесноватым в полном смысле этого слова. Св. Иоанн Богослов говорит, что через страсть сребролюбия сатана сначала проник в душу ученика (Ин. 12,6), потом полнее овладел его сердцем (Ин. 13, 2) и наконец решительно вселился в него (Ин. 13,27). Здесь яркий пример постепенного овладения демоном душою грешника посредством всеусиливающейся страсти сребролюбия.

    Одним из главных образов воздействия нечистых духов на людей является воздействие на их мысленную сферу путем привнесения туда различных греховных помыслов. Находясь вне досягаемости для телесных чувств человека, демоны, воздействуя на его ум, привносят туда различные мысли, которые индивидуум, не ведущий духовную жизнь, принимает за свои. И если он принимает их и соглашается с ними, то через это становится проводником чужой злой воли, постепенно овладевающей им всецело. «Нередко, - говорит Антоний Великий, - будучи сами невидимы, [злые духи] представляются благоговейными собеседниками, чтобы обмануть подобием образа и обольщенных ими вовлечь во что хотят».

    В православной аскетике даже имеются специальные термины для обозначения воздействий, оказываемых духами злобы на душу человека. Это «помыслы», или образы, подымающиеся из низших областей души, из подсознания, затем - «прилог», не то чтобы «искушение», а наличие посторонней мысли, пришедшей извне и введенной враждебной волей в сознание. «Это не грех, - говорит св. Марк Подвижник, - но свидетельство нашей свободы». Грех начинается лишь при «сочетании», при прикреплении ума к привходящей мысли или образу, или, вернее, он - некоторый интерес или внимание, указывающее уже на начало согласия с вражеской волей, ибо зло всегда предполагает свободу, иначе оно было бы лишь насилием, овладевающим человеком извне.

    Демоны, зная, что люди любят истину, принимают на себя личину правды и этим средством изливают яд в своих последователей. Так обманул некогда диавол Еву, говоря ей не свои слова, но якобы повторяя слова Божий, при этом извращая их смысл (Быт. 3,1). Так обольстил он супругу Иова, научив ее излишеству любви к мужу, а отсюда и хуле на Бога: «Рцы глагол некий (похули) ко Господу и умри» (Иов. 2,9), - сказала она, веруя, что за хулу Бога человек немедленно подвергается смерти и тем самым заканчиваются его тяжкие земные мучения. Так обольстил диавол и обманул всех людей, извращая суть вещей, и всех увлек в пропасть зла.

    Однако необходимо отметить, что при борьбе с нами демоны не знают расположения наших сердец, не могут читать наши мысли, но из слов, какие мы произносим в беседе, из действий внешнего человека при разговорах, «вставании, сидении, поступи, взоре усматривают - льстивным весь день поунахуся (Пс. 37,13) - наше внутреннее устроение, чтобы во время молитвы омрачать наш ум злыми помыслами, соответствующими расположению страсти» (св. Евагрий монах). Вот что об этом говорит св. Исидор Пелусиот: «Диавол не знает того, что у нас в мыслях, потому что это исключительно принадлежит одной силе Божией; но по телесным движениям уловляет он думы. Увидит ли, например, что иной пытливо смотрит и насыщает глаза чуждыми красотами? Воспользовавшись его устроением, тотчас возбуждает такого человека к прелюбодеянию. Увидит ли одолеваемого чревоугодием? Тотчас живо представит ему страсти, порождаемые чревоугодием, и доставляет служащее к приведению намерения своего в действие. Поощряет к разбою и неправедному приобретению». Подвигоположник Христос Бог уравнивает силы борющихся и укрощает свирепую ярость злых духов, которые без попущения Божия не могут искушать людей, как это видно из жизни Иова. Даже войти в свиное стадо бесы сами не во власти, а Господь не попускает искушать им человека свыше его сил. Но в борении подает христианину силы, дающие ему возможность выйти победителем.

    Кроме мысленной сферы, падшие духи могут приражаться еще и к чувственной и волевой стороне души человека. Вот что об этом пишет прп. Нил Синайский: «Когда завистливый демон не успеет привести в движение память, тогда воздействует на кровь и соки, чтобы через них произвести в уме воображение и наполнить его образами». Воздействуя на тело, бес возбуждает в человеке чувство похоти, ярости, гнева и т. п. Это наглядно видно на примере св. Иустины, в которой бес, насылаемый колдуном, разжигал чувство похоти и сладострастия, но был отогнан молитвой святой.

    Воздействуя на волевую сферу души человеческой, демон как бы лишает человека сил, энергии, способности к решительным действиям и всякому действию вообще, но опять же при молитве отходит, будучи побежден силой Христовой.

    Евагрий монах пишет, что бесы различаются по степени зла и сил, выполняя различные служения. Это подтверждает и св. Иоанн Кассиан, говоря, что «одни из них услаждаются нечистыми и срамными похотьми, иные любят богохульство, иные гнев и ярость, иные утешаются печалью, иные тщеславием и гордостью, - и каждый ту страсть в сердца человеческие всевает, какою сам собственно услаждается; но не все вместе возбуждают страсти, а попеременно, смотря по тому, как требует время, место и приемлемость искушаемого». О духовной невидимой брани свидетельствует тот же подвижник: «На новоначальных и немощных нападать пускаются слабейшие духи, а когда эти побеждены будут, тогда посылаются сильнейшие», - но это происходит по мере умножения духовных сил воина Христова.

    Демоны имеют своеобразную «специализацию», находясь во зле, имеют некоторую свободу, потому что могут из многих зол выбирать одно, наиболее для них приятное. Этой страстью они и живут, стараются разжигать ее в человеке, через то получая доступ к его душе и телу. Кроме того, вполне допустимо предположить, что бесы могут питаться и усиливаться за счет трансформируемой в страстном услаждении энергии человека. Если, по словам св. Иоанна Дамаскина, Ангелы «созерцают Бога, насколько для них возможно, и имеют это пищею», то демоны, для которых созерцание невозможно, видимо, могут получать энергию косвенным путем, через человека, приспособляя его энергетику для своего питания. Для этого они вначале должны уподобить человека себе, через то получив доступ к его душе. Человек страстный и грехолюбивый является для падших духов превосходной питательной средой. Раздувая в нем энергию страстей, пожирающую его жизненные силы, демон питается и усиливается в такой среде. Кроме того, овладев грешником, падший дух использует его тело как инструмент для получения большего услаждения страстью. Вот и еще одна причина того, почему человек страстный и грехолюбивый буквально облеплен бесами.

    Одновременно необходимо отметить, что падшие духи могут наделять своих служителей особым демоническим видом энергии, которая позволяет покорным исполнителям воли сил зла неутомимо работать на ниве умножения греха. Но в силу своей деструктивной сущности, лишенные способности к созиданию бесы в конце концов уничтожают и своих последователей.

    Господь попускает проявиться злой воле демонов, так как Он не нарушает свободы ни одного из разумных существ. Вместе с тем Он всегда ограничивает пагубные действия духа злобы, направляя их к благу людей. Тогда как после обольщения прародителей диавол все более и более распространял свою власть и господство над людьми, Господь, со Своей стороны, подготовил все к тому, чтобы совершенно поколебать и ниспровергнуть эту власть, что и было совершено пришедшим на землю Сыном Божиим, Который, разрушив царство диавола, основал Свою Святую Церковь. Истинно верующим Он даровал силу противиться духам злобы и господствовать над ними. «Что Христос родился для сокрушения демонов, - писал св. Иустин, обращаясь к язычникам, - это и теперь вы можете узнать из того, что происходит перед вашими глазами. Ибо многие из наших, из христиан, исцеляли и ныне еще исцеляют множество одержимых демонами и во всем мире, и в нашем городе, заклиная именем Иисуса Христа, распятого при Понтии Пилате... тем побеждают и изгоняют демонов, овладевших людьми».

    Ведя с верующими во Христа постоянную и ожесточенную брань, дух злобы, однако, никогда не насилует человеческой свободы, прибегая к чарующим обольщеньям и лукавым советам и убеждениям. Потому с помощью благодати Божией христианин может с успехом отражать все вражьи нападения через сердечное призывание имени Иисусова, крестное знамение, от которого трепещут демоны. При упорной бесовской брани бывают необходимы молитва и пост, которые поддерживают и подкрепляют силы души, а также духовное бодрствование (борьба с греховными помыслами), при котором духовному борцу легче бывает подметить все искусительные диавольские ухищрения и вовремя их отразить. Сам Спаситель преподал правило, как изгонять злых духов: Сей род ничим же может изыти, токмо молитвою и постом (Мк. 9, 29).

    Искушения диавольские Господь попускает, во-первых, для посрамления же и уничижения ди-авола и, во-вторых, для испытания и укрепления воли в добре Своих последователей. Подвижники в борьбе с бесовскими искушениями приобретают духовную опытность, познают свои духовные недуги и, врачуя их, совершенствуются в добре. «Человеколюбец Бог, - пишет свт. Василий Великий, - употребляет жестокость демонов к нашему уврачеванию, подобно тому как мудрый врач употребляет яд ехидны к излечению больных». Свт. Иоанн Златоуст же по этому случаю говорит следующее: «Если кто спросит, почему Бог не уничтожил древнего искусителя, мы ответим, что это Он сделал не по чему-либо иному, как по великой попечительности о нас. Ибо если бы лукавый овладевал нами насильно, то тогда бы этот вопрос имел некоторую основательность. Но так как он не имеет такой силы, а может только к себе склонять нас, тогда как мы можем и не склоняться, то для чего ты устраняешь повод к заслугам и отвергаешь средство к достижению венцов?.. Бог для того оставил диавола, -чтобы те, которые уже побеждены им, низложили его самого, а доблестные имели случай к обнаружению своей (твердой) воли... Диавол зол для себя, а не для нас: потому что, если мы захотим, можем приобрести через него много и добра, конечно, против его воли и желания, в чем и открывается особенное чудо и необычайно великое человеколюбие Божие... Когда лукавый устрашает и смущает нас, тогда мы вразумляемся, тогда познаем самих себя и тогда с большим усердием прибегаем к Богу». По святому Иустину, Бог ради христиан «медлит произвести смешение и разрушение Вселенной, так, чтобы не было уже более злых ангелов или демонов», конец пагубной деятельности которых будет окончательным осуждением злых духов на вечные адские мучения.

    Жертвоприношения. Как считает свт. Василий Великий: «Всем идолам, которым язычники воздают поклонение, невидимо сожительствуют и соприсутствуют некоторые демоны, находящие наслаждение в нечистых жертвах».

    Ясно обнаруживается власть демонов над статуями, им посвященными, содержанием повествования, которое мы читаем в книге Царств (1 Цар. 5,2-3). Иноплеменники захватили кивот Господень и поставили его в храме своего бога Дагона. Войдя наутро, обнаружили статую Дагона падшею на свое лицо. Изваяние, видимое для всех, был Дагон; упавший же на свое лицо был демон, ниспровергнутый славою, окружавшей кивот Божий. Он-то и пал на лицо свое, а с собою ниспровергнул и опрокинул видимую вещь.

    По этой причине употребляющие в пищу идоложертвенное признаются участниками трапезы демонов (1 Кор. 10,21).

    Как видим из вышесказанного, князь века сего не только невидимо, помыслами пленял людей, но и вступил в явное общение с ними, делая провещания из идолов. В этом ему помогали такие явные злодеи, какими были известные из истории Ианний и Замврий и другие волхвы, жрецы, астрологи и чародеи. Заблуждение людей поддерживалось ими чудесами и прорицаниями бесовскими.

    Мятежные и враждебные власти охотно и поспешно исполняют таковые служения для того, чтобы умножить число участников своей погибели.

    Кроме того, за ложные чудеса, ими творимые, люди приносили им жертвоприношения, столь любимые бесами, и воздавали им божеские почести, теша тем самым сатанинскую гордость.

    Общение со Христом освобождает верующих от власти диавола, но это только при совершеннейшей вере; а так как совершенство достигается не всеми, то власть диавола в мире продолжается над несовершенными по мере их страстности, а равно и над неверующими во Христа. Таким образом, лишь верующим дарована возможность освобождения от власти диавола в результате крестных заслуг Спасителя. Возможность эта осуществляется по мере и степени веры и нравственного усовершенствования человека. Вот почему, хотя победа Христа над князем мира и совершилась фактически смертию и воскресением Христа, Церковь Христова, во временном и постепенном развитии ее в мире, есть еще Церковь воинствующая и будет таковой до кончины мира и Страшного суда.

    В силу искупительных заслуг Иисуса Христа мы можем побеждать диавола. Влияние его на людей ослаблено, особенно на тех, кто распинается Христу «со своими страстьми и похотьми». Только посредством греха и страстей бесы льнут к душе, и она, пока во грехе, бывает ослеплена ими. Св. Григорий Нисский говорит: «Когда естество наше впало в грех, наше падение Бог не оставил Своим Промыслом, но в помощь жизни каждого приставляет некоего Ангела, из приявших бесплотное естество, но с противной стороны, растлитель естества ухищряется на то же посредством некоего лукавого и злотворного демона, который бы вредил человеческой жизни. Человек же, находясь среди Ангела и демона, сам собою делает одного сильнее другого, свободной волею выбирая учителя из двух. Добрый Ангел предуказывает помыслам блага добродетели, а другой показывает вещественные удовольствия, от которых нет никакой надежды на благо».

    Как видим, конечный выбор добра и зла всегда остается за самим человеком. И в случае принятия стороны Ангела света христианин легко побеждает падшего духа. Святые отцы и учители Церкви указывают нам следующие средства для борьбы с диаволом: веру, слово Божие, призыв имени Христа Спасителя нашего, страх Божий, смирение, трезвение, молитву, крестное знамение. Эти средства каждый христианин может непосредственно употреблять в борьбе с демонами; существуют же еще и такие, которыми можно воспользоваться через священнослужителей; это покаяние с Причащением Святых Христовых Тайн и заклинания, читаемые над страждущими от нечистых духов. «Когда молитвенники (молящиеся христиане) мужественно переносят искушения, каются в своих грехах, благодушно терпят оскорбления, пребывают в молитвах, - свидетельствует прп. Иоанн Карнафский, - то бесы мучатся, терзаются и плачут, но людям это не дано видеть, чтобы не надмились». Молитва, способствующая излиянию благодати Святаго Духа на человека и связывающая его с Богом, жжет бесов и, не терпя огня благодати, с воплями они отбегают от молящегося. Вот почему при любом искушении необходимо вставать на молитву, дающую нам помощь Божию, с которой мы непобедимы.

    Так же как и духи имеют влияние на вещество, так и вещество имеет влияние на духов. В церковной практике известно отгоняющее действие ладана на злых духов. Также отмечено благодатное действие святых мощей, чудотворных икон и даже одежд святых, присутствия которых не выносят злые духи. Все это связано с благодатью, от них исходящей и пожигающей демонов.

    Известно, что святые подвижники еще в земной жизни получали власть над нечистыми духами. Так, в житиях св. Андрея, мц. Иулиании и св. Антония Великого читаем о том, что они даже подвергали биению злых демонов. Жития святых исполнены свидетельств о победе преображенного человека над нечистыми духами.

    Мф 12,43-45: “Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит [его] незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом”.

    Общепринятое толкование

    Говорят, что нечистые духи, являясь слугами сатаны, входят в людей, заставляя их грешить.

    Комментарии

    1. Здесь не говорится о том, что нечистыми духами управляет сатана, или диавол.

    2. Мы уже много раз говорили о том, что Библия утверждает, что грех исходит извнутрь человека, и что ничто извне не оскверняет его (Мк 7,15).

    3. В ст 45 подводится черта: “так будет и с этим злым родом”, из чего следует, что это место нужно понимать как притчу. В Евангелиях очень часто “злой дух” и “бес” являются словами и понятиями заменяющими друг друга. Мы уже говорили, что Иисус, говоря о бесах, использовал язык и понятия Своего времени. Точно так же и здесь. Тем самым Он как бы сказал: “Как вы верите, что нечистые духи могут выходит, а потом снова входить в человека, также будет и с этим очистившимся родом, который окажется еще в худшем положении, чем прежде”.

    4. Это место тесно связано с Мф 12,22-28, где Иисус использует распространенные среди Иудеев верования, чтобы ими же опровергнуть фарисеев: “и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою… И если Я [силою] веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею [силою] изгоняют?” Иисус не говорит, что и Он верит в сатану или веельзевула, ибо о веельзевуле в 4Цар 1,2 недвусмысленно сказано, что он является языческим идолом, просто Он использовал язык того времени, чтобы опровергнуть Иудеев. А потому нет ничего удивительного в том, что несколькими стихами позже Он опять образным языком говорит о нечистых духах. Точно так же, как Он не верил в веельзевула, Он так же не верил и в нечистых духов.

    5. То, что это место является притчей, следует из Мф 13,10, где ученики спрашивают Его: “Для чего притчами говоришь им?” В тот же самый день, когда Иисус рассказывал притчу о сеятеле, Он говорил притчами и о веельзевуле и нечистых духах (Мф 12,46; 13,1). Этот вопрос учеников к Иисусу как раз и был вызван тем, что они услышали в тот день от Него очень много притч.

    6. Если приглядеться, то можно заметить, что под “нечистыми духами” нужно понимать людей - точно так же как слепой и немой называется слепым и немым бесом в той же самой главе, в 22-м стихе (см. гр. и церковнославянский). “Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам…” Хождение по пустыне, по безводным местам и возвращение домой, больше подходит к описанию человека. Подтверждение этому можно найти в том, что Иисус здесь использует Библию в переводе 70-ти, широко используемую в то время, а точнее Пр 9,12 (“Кто утверждается на лжи, тот… проходит чрез безводную пустыню и землю, обреченную на жажду; собирает руками бесплодие”). В этом стихе ясно говорится не о духе, а о человеке.

    7. Под “духом” очень часто подразумевается образ мышления (например, Вт 2,30; Пр 25,28; Ис 54,6; 61,3; Иез 18,31; Мк 14,38; Лк 2,40; 2Кор 2,13; 12,18; Еф 4,23). А потому “нечистым духом” могут называться нечистые помыслы, о которых говорится в ст 34-36, ибо человек является таким, “каковы мысли в душе” его (Пр 23,7), а потому и слово “дух” может быть синонимом человеку. Таким образом эта притча может рассказывать и об очищенном духе человека, однако затем оказывающемуся еще в худшем положении, чем прежде. Как то происходило и с “нечистым духом” Саула, который утихал от игры на гуслях Давида, но возвращался в еще худшем состоянии. Обратите внимание, что Саула “возмущал… злой дух от Господа” (1Цар 16,14). Этот “дух”, эти помыслы приходили к Саулу не от какого-то лукавого сверхсущества, а от Бога.

    Возможные объяснения

    1. Народ Иудейский в некоторой степени был очищен Иоанном Крестителем, который пытался изменить лукавое сердце (дух) Иудеев (ср. Мал 4.1,6 с Мф 11,10,14). Человек, идущий в пустыню (в безводные места) подобен Иудеям, ходившим в пустыню послушать проповедь Иоанна. Весь этот спор возник после того, как Иисус исцелил “бесноватого слепого и немого” (Мф 12,22). Скорее всего исцеленный человек все еще стоял рядом, что послужило причиной разговора: “Вы знаете, каким совсем недавно был этот человек. И это на самом деле удивительно, что он сейчас здоров. И как же будет грустно, если ему станет в семь раз хуже, чем было прежде. Но именно так же плохо будет вам, потому что вы не хотите обладать духовным здоровьем, почерпнутым вами от Иоанна”.

    2. Мы только что обратили внимание на то, что Иисус ссылался на Пр 9,12, тем самым сравнивая человека, отказывающегося от премудрости Божией, с Иудеями, не желавшими признать “Христа, Божию силу и Божию премудрость… Который сделался для нас премудростью от Бога” (1Кор 1,2430). Все остальное, сказанное в 9-й главе книги Притч так же подходит к этому месту.

    “Премудрость… заколола жертву… приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: кто неразумен, обратись сюда!” (Пр 9,1-4). Эта притча послужила для основы притчи Господа о брачном пире, в которой Он рассказывает о Иудеях, не послушавших призыва премудрости Христовой (Лк 14). Слова о том, что премудрость провозглашала с возвышенностей городских, напоминает о том, как Иисус взывал к народу в храме с горы Сион в Иерусалиме (Ин 7,37).

    “Дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание” (Пр 9,9), - сказано о тех, кто получил наставление у Иоанна для того, чтобы потом приумножить знание у Иисуса.

    “Идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное” (Пр 9,5), - напоминает приглашение Иисуса Христа идти к Нему, чтобы образно есть Его плоть и пить Его кровь на вечери воспоминания (Мф 26,26-28).

    “Премудрость построила себе дом” (Пр 9,1), - слова, возможно подразумевающие сказанное Христом о выметенном и убранном Его доме в Мф 12,44. Таким образом две женщины из Притч, блудница и премудрая являются олицетворением, соответственно, Иудаизма и Христа. Израиль отступник уподобляется Иезекиилем блуднице в Иез 16,28,29,31, а так же в книге пророка Осии, в главах 1 и 2, а так же в Иер 3,1,6,8.

    3. Теперь мы можем проследить образность в этом месте чуть-чуть глубже. Этот человек был образом Иудеев, который не внимал учению Христову, ходил по “безводным местам” (что может напоминать отступление Израиля в пустыне), который так же искушал Христа (1Кор 10,9), а потому и отказывался слушать Моисея, предрекавшего Христа (Вт 18,18). Господь Бог “вел (Израиль) по пустыне, по земле пустой и необитаемой, по земле сухой, по земле тени смертной, по которой никто не ходил и где не обитал человек” (Иер 2,6). Это точь-в-точь соответствует Пр 9,12 в переводе 70-ти: “проходит чрез безводную пустыню и землю, обреченную на жажду”. Обратите внимание на то, что Израиль в пустыне хотел обрести “покой” царства, но так и не обрел его (Евр 3,11). Точно так же и человек из Мф 12,43 “ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит”.

    4. Он решает вернуться в дом, а это должно быть связано со ст 29, где прежде коротко говорится о том, что сильный просто так, без борьбы не отдаст ни своего имущества, ни дома. В Лк 11,22 добавляется к сказанному, что сильного может победить лишь сильнейший его. Этим сильным является сатана, грех, сильнее которого был только Иисус Христос. Из-за того, что Иисус связал сатану (грех), Он мог творить чудеса и разделять имущество его дома с нами. В Евангелиях похоже намекается на то, что исцеленным Иисусом людям прощались также и их грехи, которые иногда становились и причиной самих болезней (Лк 5,20; Ин 5,14). О женщине, обладавшей духом немощи, до тех пор, пока Иисус не исцелил ее, говорится, что она была связана сатаной (Лк 13,16). Именно поэтому Иисус утверждал, что одинаково равносильно сказать, “прощаются тебе грехи твои”, или же, “встань и ходи” (Лк 5,23). Мы были рабами в доме диавола (греха) до тех пор, пока Иисус не лишил сил его (Евр 2,14-18). Иисус начал связывать сильного еще при жизни во плоти, а потому уже и мог разделить кое-что из его имения с нами, хотя, конечно же, совершенно полностью Он связал его на кресте. Таким образом дом, в который возвращается человек, оказывается пустым, ибо все имение сильного было вынесено (ст 29), образом чего может быть очищение Иисусом храма (Мк 11,15-17). В Мф 23,38 Христос называет храм Иудеев “дом ваш”. Человек, являющийся образом Израиля отступника, мог так же называть храм своими домом. Иисус Христос, очищая храм накануне пасхи, тем самым образно показал, основанный на Исх 12,19, Иудейский обычай, по которому первенец очищал от всего квасного свой дом. Иисус же очистил храм, дом Отца Своего (Ин 2,16).

    В перспективе духовный дом Израиля был освобожден и выметен от всех последствий пребывания в нем греха. Он стал “убранным”. Буквально он был “окосмосанным” (от гр. “космео”). Греческим словом “космос” называется установленный порядок вещей. Иисус установил новый “космос” в доме Израилевом, упразднив закон Моисеев, приносящий осознание грехов, осознание присутствия сильного, или же сатаны (Рим 7,7-11; 4,15). Подробнее об этом сказано в 2.3.2 “Сатана Иудеев”.

    А потому входящие в человека еще семь духов являют собой образ неприятия благовестия Иудеями. Похоже, что Петр ссылается как раз на эти слова, “последнее хуже первого” (Мф 12,45), когда говорит в первую очередь о Христианах из Иудеев, которые впоследствии отвернулись от Христа. “Ибо если, избегнув скверн мира (ср. с “выметенным и убранным” домом) чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого” (2Пет 2,20). Таким образом получается, что Петр видел в вошедших семи духах пророчество о тех многих Иудеях, которые сначала приняли Христа, но после обратились обратно от веры к делам Иудаизма, возвращавших их обратно к закону. Стихи 21 и 22 говорят о том же:

    “Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья [идет] валяться в грязи”.

    Страница 10 из 25

    Семь нечистых духов

    С лово Божие бесконечно велико. И человеческое вглядывание в него, даже не выходящее за пределы разумения Святой Православной Церкви, постоянно обретает и новые оттенки постижения, и нераскрытые прежде значения вечного и постоянного смысла.

    Хорошо известна и обширно применяется притча Спасителя о нечистом духе, вышедшем из человека. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, пришедши, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, вошедши, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого (Мф. 12, 43-45). Добавление Господа Иисуса Христа: Так будет и с этим злым родом - ясно показывает, что содержание притчи раскрывает прежде всего социально-историческую судьбу «рода лукавого и прелюбодейного», который «ищет знамения», ибо притча рассказывается Спасителем с намеком на этот «род».

    Но мысль подвижников благочестия обычно останавливается на аскетической экзегетике* (* объяснение и толкование) притчи, и это очень понятно, так как она поучительна, серьезна и душеспасительна. Но исчерпана ли?

    Нечистые духи в аскетическом понимании соединяются нередко с различными родами страстей. Таким образом, вышедший из человека нечистый дух - есть вместе с тем некая побежденная страсть. Дальнейший смысл, кажется, в основном, понятен. Когда душа, по изгнании страсти, не умеет наполнить себя святым положительным содержанием, - нечистые духи помогают внедрить в нее гораздо более обильную насыщенную и интенсивно работающую страстность - семь злейших нечистых духов.

    Но почему семь? Случайно ли? А если нет? А если нет,- то есть если число «семь» имеет не просто символический смысл, означающий полноту, но и вполне реалистическое содержание, из сего следует, что семь страстей, которые нечистые духи вызывают к действию в душе человека,- всегда постоянны, одни и те же (конечно, речь идет только о тех случаях, когда греховные страстные движения,- вполне конкретные, как, например, пьянство и блуд,- из души изгоняются, а начать доброе делание она не озабочивается).

    Наблюдение за подобными ситуациями, а у человека внимательного они всегда найдутся под рукой, а также логика духовно-нравственной жизни человека, доказывают одинаковость действия греха в подобных случаях.

    Что бы нужно было сделать человеку, сумевшему победить греховную привычку? Для начала поставить ум свой на страже сердца, чтобы он рассматривал, по крайней мере, самые грубые греховные помыслы и, как сторож, даже не очень хороший, старался бы не пропускать самые, несомненно, враждебные.

    А когда этого нет?.. Посмотрим, что может получиться…

    Итак, грех побежден! Ура! Склонность, положим, к пьянству изгнана из моего сердца. И я торжествую. Увы, недолго. Я не успел дать место Духу Святому в моем вычищенном сердце. И это так понятно! Я так старался сам, так сильно и умиленно просил помощи Божией; так сердечно и долго пытались помочь мне мои близкие - всячески, и прежде всего - соединенной своей молитвой. И теперь я спокойно и безмятежно отдыхаю. Но тут-то нечистый дух пьянства, поскитавшись по безводным местам, ища покоя, и не обретя, тихонечко возвращается - и, видя горницу души пустой, идет за известной ему семеркой товарищей, которые помогут ему - по опыту знает - вновь вселиться в эту чистенькую, и такую лакомую, такую желанную душу. Дело облегчается тем, что, как он видит,- сторожа нет.

    Первым в дело идет нечистый дух гордости, который в зависимости от характера и настроения чистенького «пациента», раскрывается одним из трех лиц: самодовольство («какой я все же молодец, что сумел сам победить свой грех»), самонадеянность («оказывается, это не так уж трудно; и у меня вполне достаточно сил, чтобы справиться с этим»), самоуверенность («да и вообще эта мерзость не посмеет больше ко мне приблизиться, зная, что я опытный борец с нею и победитель»). И при моей неопытности в духовно-нравственной жизни он, соблазняя меня тремя своими лицами в любом сочетании и последовательности,- проникает и прочно обосновывается в бедной моей душе.

    И не просто обосновывается; он дает проход своему товарищу, другому нечистому духу, духу лености. И действительно - что такое? - все прекрасно и навсегда: дух пьянства не возвращается, другие безобразные духи тоже недвижны по отношению ко мне (а дух самодовольства самоуверенности, самонадеянности проник ласково и незаметно) - можно и отдохнуть. Прежде в моей жизни было много греха, но много и напряженной борьбы. Я устал от этой напряженности; и совесть спокойна; да и что теперь, собственно, нужно делать? - труд духовный, кажется? - ничего, можно и немного погодя. А пока - отдохнем… отдохнем… отдохнем… Я вполне заслужил отдых своей прежней напряженной работой. И дух лености распространяется неторопливо, но властно.

    И вот я, нравственный богатырь, свален и опутан сладкой паутиной духа лености, нежелания напряженности. А сей властитель уступает местечко и следующему своему товарищу, закрепляющему успех. Совесть, порою попискивая, подает сигналы, что все же что-то пора начать и делать. Но леность не дает прохода единственно существенно нужному доброму духу внутреннего делания, зато легко пропускает хитрого и нечистого духа делания внешнего. Всякое внешнее делание имеет обычно то свойство, что им, как правило, душа удовлетворяется. Это опасно и всегда, но особенно опасно тогда, когда внешний, безжизненный характер (или наоборот - слишком чувственный, душевный) приобретает делание по самому существу своему; наиболее внутреннее - молитва. Ехидно вползший третий дух нечистый или совсем аннулирует молитву, или делает ее бессильной. Я лишаюсь одного из главных оружий.

    Чувство удовлетворенности, так присущее внешнему деланию, гонит прочь остатки покаяния (если только они еще сохранились в моей душе), но зато пропускает торжественно и пышно появляющегося четвертого нечистого духа - нераскаянности, нежелания каяться. Он бесстрашно проходит в сопровождении хороших помощников: самооправдания и невнимательности к себе. Многочисленные вседневные погрешности, видя свободу проникновения, беспрепятственно проникали в душу и, оставаясь нераскаянными, производили свое разъедающее действие. Для более крупных погрешностей тут же находились извинительные причины. Шло обширное «непщевание вины о гресех»* (* самооправдание в грехах). Даже бывая в церкви на исповеди (в основном на «общей»), я по существу оставался нераскаянным. Так я лишился и другого главного оружия.Нераскаянность уже и сама по себе может привлечь из безводных мест любых нечистых духов; но они - многоопытные - знают как действовать, где удобнее всего нанести самый больной удар. Его наносит следующий нечистый дух - дух неблагодарности; ему к тому же естественно занять свое срединное место там, где уже обжились самодовольство, лень, безмолитвенность, нераскаянность. Дух сей - очень коварный, лживый и злобный. Тот, кем он овладеет, становится в большой степени чужд действию Святого Духа и не слышит Его внушений. Дух нечистый вселяется в меня, и я качусь в пропасть. Я, неблагодарный, ничего доброго не способен видеть ни в действиях Божиих, ни в действиях людей, жалостливо спешащих мне на помощь, а все приписываю себе.

    Тогда-то, вслед за неблагодарностью, скачет шестой нечистый дух. Он приносит с собой равнодушие ко всем людям. Он приносит с собой замкнутость на себе. И мне все люди небезразличны уже лишь по тому, какие они со всех сторон несут мне обиды (обиды, конечно, мнимые, но для меня-то они действительны). Растет озлобленность и недовольство. Между тем, сам я в своей ослепленности и равнодушии, раздаю обиды направо и налево, но, не видя людей, не вижу и наносимые мною обиды. В моей окрестности, по естественному порядку вещей, смыкается круг одиночества. Наиболее разрушительно мое отношение к тем, кто стремится меня спасти…

    Сей нечистый дух хорошо поработал. Вкруг меня одни обломки: обломки моей души; обломки прежних добрых отношений. Еще я по укоренившейся привычке во всех моих бедах вижу вину тех, кто суть и были окрест меня, в себе же наблюдаю одно добросердечие, но уже все более и более неладно становится на душе, и от этой неладности возрастает смутность, и самое главное - невесть как освободиться. И тогда-то вползает и распространяется, как кисель, по всему пространству души седьмой страшнейший дух нечистый - дух уныния. О его действии можно написать диссертацию, но - печальную. Посему лучше здесь поставить точку.

    Тем более - самая пора начать запить. Семь нечистых духов сделали все для того, чтобы духу - простенькому, очевидному духу, например, пьянства - вольготно жилось в опустошенной разрушенной храмине души.

    Конечно, это - схема, и схема в реальности, по милости Божией, далеко не всегда доходящая до полного разрушительного предела. И вообще, жизнь представляет такие варианты развития бесспорнейших, кажется, схем, что только ахнешь, и ахать часто приходится. К тому же за пределами рассмотрения схемы остается аскетический вопрос - как противостать нечистым духам. Вместе с тем нравственно-психологический опыт рассмотрения такого механизма страстей может оказаться небесполезным для тех, кто порою в недоумении, ничего не понимая, останавливается перед фактами развития страстной природы души человека, незанятой, выметенной и убранной.

    Дай нам всем Господь духа осторожности, внимательности и разумения.

    Современный русский перевод

    43 Когда нечистый дух выходит из человека, он бродит по безводной пустыне, ища пристанища, но не находит. 44 Тогда он говорит: «Вернусь-ка я в свой прежний дом». И, возвратившись, находит его незанятым, подметенным и прибранным. 45 И тогда отправляется он, берет с собой семь других бесов, ещё худших, чем он, и они, войдя, там поселяются. И в конце концов человеку тому становится ещё хуже, чем было вначале. Так будет и с людьми этого негодного поколения.

    В Синодальном переводе вместо «негодного поколения» – «злого рода». В остальном – практически точное совпадение.

    Обычно, на это место самым распространённым толкованием является контекстное . Мол, перед этим Господь укорил фарисеев за их клевету, что Он изгоняет бесов силой князя бесовского, Вельзевула. На что Господь задал резонный вопрос, какою тогда силой изгоняют бесов иудеи-экзорцисты, кои существовали и не будучи учениками Христа. Экзорцисты того времени могли изгнать беса из человека, но не давая людям после этого духовных знаний на закрепление результата, могли привести к худшему результату

    Еще одна мысль заключается в словах Спасителя. В этом контексте толкователи считают, что рассказ о нечистом по поводу просимого фарисеями знамения в подтверждение его мессианства духе – это иносказание. Если дать иудеям явное знамение, то они на время исправятся. Но, не имея нового инструмента спасения, вновь вернуться к своему новому навыку, когда впечатления от чуда притупеют и забудуться. Страсти же, после их временного укрощения имеют свойство проявляться с удвоенной силой. Многие из нас православных, которые восприняли больше внешнее, чем внутренне деланье, могут припомнить, как они «разносят холодильник» после строгого поста))). И только большим усилием некоторые проявляют постоянное воздержание.

    Думаю, что Господь мог найти примеров для притчи удвоенного действия страстей из повседневной жизни более чем достаточно. Но приведён именно этот рассказ о нечистом духе. Просто так ничего в Евангелиях не написано. Потому, считаю, что должно быть и прямое толкование, без аллегорий и иносказаний. Попытка дать прямое толкование присутствует в Толковом Евангелии (архим.Михаил), но оно идёт вперемежку с иносказательным пояснением, что снижает его качество и понимание.

    Одно из чисто аллегорических толкований связано с судьбой Израиля от его избрания до рассеяния. После избрания из него было «выметено» язычество Моисеем и пророками, но иудеи не заполнили сердце верой, опять и опять уклонялись в язычество и не признали в Иисусе Мессию. За это они подверглись длительному в исторической перспективе наказанию в виде уничтожения Иерусалима римлянами и рассеяния, которое было намного существеннее предыдущего плачевного состояния.

    В комментариях к этому месту в переводе РБО содержится и такая мысль: «Ключом к пониманию притчи являются последние слова: «Так будет и с людьми этого негодного поколения!», которыми начинался предыдущий отрывок (ст. 39). Толчком для создания притчи явился собственный печальный опыт Иисуса: многие люди, из которых Иисус изгнал бесов, так и не поверили в Него. Но речь, вероятнее всего, не только о них. Темой притчи является народ Израиля в целом. Людям выпала великая привилегия видеть и слышать Божьего Помазанника, Он возвещал им Весть, Он исцелял их недуги, но они отвергли Его. Им было много дано, но кому много дано, с тех много и спросится. Поэтому на Суде им придется тяжелее, чем тем городам, к которым Иисус не обращал Свою проповедь. Им было бы даже легче, если бы Иисус не являлся к ним вообще».

    Однако, попытаюсь всё же вернуться к прямому толкованию. Очевидно то, что здесь, в этой притче, закладывается учение о человеке, как о сосуде , в котором может жить дух. Апостол Павел говорит прямо: «Неужели вы не знаете, что вы – Храм Бога и в вас живёт Божий Дух?» (1 Кор.3:16). Но это было позже. Причем, мы так устроены, что не только сказанное касается духовной составляющей – души, но и тела, т.е., всего человека. «Разве вам неизвестно, что ваше тело – Храм, в котором живёт Святой Дух, полученный вами от Бога, и вы не принадлежите Себе?» (1 Кор.6:19).

    Подтверждает мою мысль о том, что данный отрывок имеет цель показать, что человек создан жилищем и тот факт, что в первом абзаце «Слова о человеке» первого раздела «Определение человека» святитель Игнатий Брянчанинов ссылается именно на это место из Евангелия. На основе этой притчи он утверждает: «Человек не может не быть тем, чем он создан: он не может не быть домом, не быть жилищем, не быть сосудом.» Определение человека у святителя в этой связи весьма лаконично: «Человек есть Богом созданный храм Божества по душе и телу». С чем сложно не согласиться, поскольку кроме вышеприведенных подтверждений из Нового Завета, в последнем содержится ещё множество подтверждений о том, что человек создан сосудом для Духа.

    Но если человек сосуд, и в нем не обитает Дух Святой, в силу неготовности или нежелания Его принять, то в нем может обитать нечистый дух (ангелы в людей не вселяются в принципе). Может, но не должен. Есть много людей, которые не имеют в себе нечистого духа, их свобода не нарушается, но они подвержены косвенному влиянию нечистого духа (включая автора этих строк). Но в некоторых людях бесы поселяются. И вселиться в человека они могут по двум причинам: по Промыслу Бога и с разрешения человека.

    Вообще, очень показательно, что демон не в состоянии овладеть волей человека без его согласия или попущения Бога . Это понимание даже вошло в кинематограф и художественную литературу. Если бы сериал «Твин Пикс» не содержал такого количества жестоких сцен, я бы его даже рекомендовал к просмотру. Там приведены два способа овладения бесом человека. Причем, то, как это представлено, полностью соответствует христианским представлениям по этому поводу. Бес может обманом и лестью добиться согласия на вхождение в человека. В конце же фильма бес покупает душу главного героя фильма за возвращение ему его возлюбленной. При этом у фильма жуткий конец, никакого хэппи энда (что есть огромная, просто нереальная редкость для штатовского фильма), но очень реалистичный с позиций готовности человека со светскими ценностями продать душу и свою вечность ради страсти. В сериале «Дневники вампира» встречается сцена, когда вампир не просто не может зайти с разрешением, ему для вхождения просто в дом к человеку нужно его приглашение. Это всё есть реализация онтологических знаний, встроенных в человечество, что зло не может овладеть человеком просто так . Все люди под защитой Бога. А если кому-то хочется поиграть с нечистой силой, то он наперекор защите Бога может дать разрешение. Но расхлёбывать придётся самому.

    Есть ещё один способ овладения бесом человека – запугивание . Кстати, он тоже отчасти был реализован в пресловутом “Твин Пиксе”. Запугивание может быть разным, от угроз личной жизни и здоровью, до козней родственникам и друзьям. Допускаю, что первый бес из притчи (изгнанный), вместе с семью приглашёнными ним, могли взять именно испугом, раз на уговоры уже человек не пойдёт. Потом изгнанный и взял злейших себя. Надо отдавать отчёт себе в том, что большинство угроз бесов, не более чем угрозы. Любые их действия сверх меры будут заблокированы благодатью Бога. Но кое-что они могут конечно сделать, в рамках того, насколько объекты их воздействия окажутся поддатливы злу. Нужно быть готовым к этому, но соглашаться с ними и впускать из страха – ни в коем случае. Они всё равно сделают то, что хотели. Обещания их – пустой звук. Потому нет в мире причин для разрешения бесу войти в себя. Если же с верой и молитвой им противостоять, то они вообще ничего не сделают, и постыженные удалятся. Главное – после этого не превозноситься. Иначе попущено будет Богом намного больше, точно, как в толкуемом тексте.

    Но вернемся к толкованию. Если нечистый дух вышел из человека, то значит он туда раньше зашёл, возможно обманом или подкупом . По своей воле из комфортного жилища он не выйдет. И для выхода нужна только воля Бога, поскольку воля человека под существенным контролем жильца. Происходит это часто по молитвам самого одержимого, что есть редкостью, или по молитвам экзорциста. Но вот пасьянс сложился, и беса выгнали. Бесу не комфортно в астрале, а за бездарное творение зла с помощью подконтрольного человека могут и на астральные Соловки отправить, в ад, места сухие и безводные, а то и очень жаркие. Побродив и набравшись злости, он возвращается к человеку, из которого вышел. Оказывается, человек после такой напасти не удосужился дальше молить о защите и не приобрёл навык к обретению благодати. Правда он усвоил причину прошлого несчастья, прибрал свой внутренний дом от последствий бесовского присутствия и наверняка уже не пустит его тем же способом. Бес тоже это понимает, а может и наткнулся на блокаду самого человека. Если он, при этом, не обнаружил и благодати, тогда он идёт и находит других бесов, более опытных в искушении, чем он сам, и они снова завладевают человеком. И теперь ему намного хуже, чем было. 8 – число основных страстей, по толкованию отцов. Теперь его раздирают все страсти вместе взятые, вместо одной. Хотя берут меня сомнения, что Господь имел ввиду восемь страстей. Тогда аскетика так не была развита и страсти не были классифицированы. Думаю, здесь подразумевается полнота бедствий, которые обрушаться на человека с входом 8 бесов.

    Ещё один интересный вывод можно сделать из сюжета. Есть бесы более и менее злые (может от голода, недостатка энергии или долгого пребывания в аду), а может и от индивидуального уровня злобности. Менее злые, возможно, менее изобретательны во зле. Потому бес берёт более изощрённых во зле, чтоб с помощью них взломать сопротивление человека, например, запугиванием. Но всё равно они все злые, никакого беса Господь совестливым не назвал, значит нужно избегать мудрований на тему покаяния бесов.

    Какие выводы напрашиваются, исходя из возможности бесов овладевать людьми исходя из их согласия (обманом или запугиванием) или путём торга за душу? Думаю, бесноватых в мире очень много, и становится всё больше. Бесы ведь не обязательно должны афишировать своё присутствие пеной у рта и разрыванием цепей. Лукавство становится тоньше, если желаешь и даже иметь возможность исподтишка гадить и портить жизнь, а то и уводить от спасения. Предполагаю, «профессионализм» бесов в этом плане существенно варьируется.

    Человечество очень быстро разлагается. Процессы нравственного разложения и утраты веры наиболее видны в Европе и Северной Америке. Недаром на последнем Всемирном церковном форуме, который закончится 8 ноября в Пусане (Южная Корея), представители разных церквей именно этого региона подняли синие карточки во время выступления митр.Иллариона Алфеева и его слов против гомосексуализма. Это свидетельствовало, что они высказывают видимым образом несогласие со сказанным (оранжевые – согласие). Представление о некоторых грехах как не грехах входит в практику многих «продвинутых» церквей. Епископалы в Штатах дошли до утверждения, что греха нет! И человеку всё можно, что хочется. Эти процессы будут постепенно продавливаться на всё человечество, которое превратится в живой труп. А «Где будет труп, там соберутся стервятники». Они уже собираются. И львиная доля человечества в этих стервятников не верит, чего им и нужно. Ведь как просто:

    – Тук, тук.

    – Кто там?

    – Это я, твоё подсознание, твоё второе Я, глубинное и настоящее, впусти меня.

    – Конечно, заходи!

    Зашёл: Стоять-бояться! Стой там, иди сюда! Лежать – отставить!

    Или, более мягко: Я знаю наперед, что нужно делать, так что слушайся меня и будешь богатым и счастливым. А с Богом не заморачивайся, я твой бог. А я – это ты. Всё понял? Не понял? Ну и хорошо. Понимать уже поздно.

    Для неопытного верующего-христинина, не знающего по опыту святых отцов, как отличить посещение в сердце духом злобы, облеченного в свет (ведь он обманщик искони), от посещения Духом Святым, может быть и такой вариант:

    – Тук, тук.

    – Кто там?

    – Это я, утешитель, дух истины, пришел наставить тебя на всякую истину.

    – Конечно, заходи!

    Зашёл: Теперь ты точно будешь понимать смысл Евангелия. Я тебя научу. Слушай меня во всем остальном, и спасешься.

    Это самый опасный вариант. Если дух не выдаст себя проявлением тщеславия, гордости, заносчивости, гнева или других форм зла, то верующий будет водим бесом. Бес будет искажать понимание цели, приводя к погибели человека. Понятно, что диалоги выше, полушутка. Человек чувствует дух, который пытается войти в сердце. И, либо распахивает дверь любому по неопытности, либо начинает выяснять, кто и зачем. Тогда может быть и диалог. И даже более пространный, чем я привел.

    Есть основания предполагать, что ряд знаменитостей, которых мы знаем, были или являются бесноватыми. И вопрос об их популярности может оказаться в плоскости продажи души. Я не утрирую. У некоторых, даже русских исполнителей (не буду публично тыкать пальцем), это пробивалось в песнях, что вдохновение они получали от внезапно приходившего духа. И по содержанию песен ясно, что это был совсем не ангел.

    Судя по биографии, с огромной вероятностью можно утверждать, что у группы “The Doors” название очень не случайное, не случайна популярность и не случайна такая смерть Джима. Довели, в принципе, хорошего и очень умного хлопца до ада. А он не сильно и сопротивлялся. Есть и некие родственники, назовём их Сикорски, написавшие очень популярную книгу, по которой сняли популярный фильм, принёсшие правообладателям кучу денег. Бесноватость одного из них проявилась для всего мира самым видимым образом. Просто большинство в мире не поняло, что это за явление, и его духовную причину. И чем дальше, тем это непонимание будет становиться тотальным. И процессы разложения, как правило, только ускоряются. Нет оснований считать, что и наша страна не будет со временем вовлечена в процесс гниения. И большинству наших граждан уже сейчас термин «беснование», либо ни о чем не говорит, либо вызывает реплику – «поповские басни». Я уж не говорю о гражданах ЕС или Штатов.

    Думаю, процесс усиления контроля бесами над людьми, через секуляризацию и безбожие и приведет к тому, что когда в Конце придёт Сын Божий, обретет ли он веру на Земле? Даже без непосредственного овладения человеком, отсутствие духовных знаний приводит к тому, что люди уже считают, что все мысли в их голове и все страсти – их собственные . Хотя очень часто это не так. Особенно у тех, кто пытается жить хотя бы по совести.

    Первый приход Христа был как изгнание беса из поверившего в мессианство Иисуса человечества. Но возвращение набродившихся по безводным местам чертей приведет к тому, что скорбь в конце будет такой, какой ещё никогда не было. И я не кликуша на теме апокалиптики и эсхатологии, я просто трезво смотрю на то, что происходит прямо сейчас. Просто мы живём во время, когда «добрый» бес пошёл звать семерых корешей, злейших, чем он сам.



    Статьи по теме: