Религиозные объединения рф обществознание. Проблема поддержания межрелигиозного мира. Классификация религиозных объединений

Религиозное объединение - это одно из направлений публично-конфессионального регулирования свободы вероисповедания. В нашей стране у граждан есть право на создание подобных организаций.

Законодательство

Федеральный закон о религиозных объединениях содержит определение религиозных объединений, а также права и обязанности граждан, составляющих их. Люди могут совместно проводить религиозные церемонии, передавать опыт подрастающим поколениям.

Классификация

Религиозные объединения в РФ делят на организации и группы. Проанализируем их основные отличительные признаки.

Закон о религиозных объединениях допускает существование групп без специальной государственной регистрации, оформления юридического лица. У религиозных групп есть право на совершение богослужений, иных осуществление воспитания последователей.

Религиозное объединение - это юридическое лицо. В нашей стране допускается создание братств (сестричеств), монастырей, духовных образовательных учреждений, миссионерских обществ.

Приходы, общины

Такое религиозное объединение - это организация, состоящая более чем из 10 совершеннолетних лиц, придерживающихся общего вероисповедания, для проведения совместных религиозных праздников и обрядов. Подобное объединение можно считать начальным звеном в структуре религиозных организаций. В основном общины, приходы относятся к каким-либо централизованным объединениям. При этом вполне допускается и их самостоятельное существование.

Региональные представительства

Такие и объединения имеют собственный устав, в них существует не меньше трех религиозных местных организации.

Братство представляет собой общину, которая создается для культурно-просветительной, миссионерской, благотворительной цели. Некоторые монашеские католические ордены также именуют братствами.

Миссии и семинарии

Миссионерское религиозное объединение - это организация, которая учреждается для проповедования и распространения определенного вероучения с помощью просветительной, религиозной, благотворительной деятельности.

Учреждениями (семинариями, академиями, училищами) являются заведения, которые занимаются целенаправленной подготовкой кадров церковных служителей, священников. Выпускники подобных учебных заведений ведут целенаправленную религиозно-просветительную деятельность в церквях и монастырях.

ФЗ о религиозных объединениях регламентирует их деятельность.

Именно в нем указываются все основные права и обязанности различных религиозных объединений. Нарушение законодательства влечет за собой административную и уголовную ответственность.

Религиозные объединения Российской Федерации - это добровольные объединения граждан РФ, других лиц, которые проживают на законных основаниях на территории нашей страны. Они создаются для совместного исповедания, а также с целью распространения учения.

Порядок создания религиозных групп

Закон о совести и религиозных объединениях регламентирует порядок формирования подобной организации. Религиозные группы не предполагают государственной регистрации, нет необходимости оформлять и подтверждать правоспособность юридического лица. Для функционирования такой религиозной организации используется помещение имущество, которое находится в личном пользовании участников.

Представители группы имеют право на совершение богослужений, иных религиозных обрядов, церемоний, на обучение основам веры своих последователей.

Для ее создания необходимо воспользоваться определенным алгоритмом:

  • написать заявление по установленному шаблону;
  • под заявлением должно быть поставлено не меньше 10 подписей с расшифровками;
  • выбран орган местного самоуправления.

Особенности религиозных организаций

Она признается только в том случае, если в ходе государственной экспертизы был установлен факт соответствия. После получения статуса религиозной организации объединение может рассчитывать на получение льгот от государства, включая налоговые послабления, а также вести благотворительную деятельность.

Главным отличием ее от религиозной группы будет присутствие юридического лица. По ГК РФ юр. лицом считается такая организация, которая располагает собственностью, ведет хозяйственную деятельность, отвечает за обособленное имущество, может выступать в качестве ответчика и истца в судебном заседании.

Классификация религиозных объединений

Такие организации подразделяют на централизованные и местные. Первые состоят из 3 и более местных организаций. Для создания второй группы достаточно 10 участников, достигших совершеннолетия, проживающих в одном поселении (городе, деревне).

Датой создания считается день официальной государственной регистрации религиозного объединения. Обязательным является наличие собственного Устава, который утверждается централизованной религиозной организацией, отвечает всем требованиям ГК РФ.

В Российской Федерации все вопросы, касающиеся административно-правовой регламентации религиозных объединений, связаны с реализацией конституционных прав личности на свободу вероисповедания и совести. На данном этапе социально-экономического развития России именно этот вопрос имеет существенное научное и общественное значение.

Те нормы, которые определяют административно-правовой статус религиозных объединений в РФ, несовершенны, нуждаются в серьезной доработке.

Практика свидетельствует о том, что помимо внешней деятельности таких объединений, особое значение имеют внутренние взаимоотношения, возникающие между основными участниками организации. Подобная регламентация нужна, так как при подобных взаимоотношениях, часто затрагиваются интересы и права личности, интереса государства и общества, которые нельзя оставлять без административно-правового воздействия.

Понятие религиозного объединения в качестве субъекта административного права РФ

Конституция РФ гарантирует деятельность и существование разных религиозных объединений, которые имеют определенные функции, цели, решают конкретные задачи. Этот термин рассматривается в двух разных аспектах. С одной стороны, это религиоведческое понятие, которое отражает сущность и особенности отношений, складывающихся в процессе организации определенной религии.

С другой стороны ее можно рассматривать в виде юридического понятия, разработанного с учетом вероисповедания. Правовой статус организации суммируется из формальных и внешних факторов.

В России до Петра 1 православная церковь существовала независимо от царского института. В положении, которое было сформулировано Собором в 17 веке, содержалась информация о преимуществе царя при ведении гражданских дел. В задачу патриарха включалось осуществление церковных мероприятий.

Петр I провел радикальное реформирование взаимоотношений между церковью и государством, именно тогда был создан Священный Синод.

Из-за господства православной церкви Россия была поликонфессиональным государством, где существовали нехристианские и неправославные общины. Для закрепления правового положения этой категории верующих людей, были приняты специальные государственные акты.

В настоящее время все религиозные организации обязаны соблюдать законодательство РФ, они отделены от государства, имеют равные права перед законом.

Заключение

В современной России деятельность любых религиозных объединений осуществляется в соответствии с Уставом, она возможна только после завершения регистрационной процедуры. Отказать в такой процедуре можно только в том случае, когда организация не признается религиозной, либо ее Устав противоречит Конституции РФ.

Ликвидация таких объединений осуществляется по решению суда или официальных учредителей.

Причиной решения суда помимо нарушения общественной безопасности, действий, которые направлены на насильственное изменение конституционных прав граждан, может стать принуждение граждан к разрушению семьи, посягательство на права, свободы, личность россиян, нанесение нравственного и физического здоровья, принуждение к самоубийству, отказу от медицинской помощи.

Иностранные религиозные объединения должны сначала получить государственный сертификат, который выдается по ходатайству российской религиозной организации, проповедующей аналогичное вероисповедание.

Для того чтобы у иностранных деятелей не возникало желания нарушать нормы российского права, вовлекать в свою деятельность наших соотечественников, было принято специальное Положение о процедуре регистрации, открытия, а также закрытия в РФ представительств религиозных иностранных организаций.

Для укрепления экономической и социальной базы государства важно уделять пристальное внимание религиозным группам и организациям, специфике их деятельности. Безусловно, это не предполагает ограничения свобод граждан в вероисповедании, ограничения их конституционных прав и свобод.

  • 2. Религиозный культ: содержание и функции
  • 3. Религиозные организации. Типы религиозных организаций
  • Тема 3. Функции и роль религии в обществе
  • 1. Религия как социальный стабилизатор: мировоззренческая, легитимизирующая, интегрирующая и регулирующая функции религии
  • 2. Религия как фактор социальных изменений
  • 3. Социальная роль религии. Гуманистическая и авторитарная тенденции в религиях
  • Тема 4. Происхождение и ранние формы религии
  • 1. Богословско-теологический и научный подходы к вопросу генезиса религии
  • 2. Родоплеменные религии: тотемизм, табу, магия, фетишизм и анимизм
  • Тема 5. Национальные религии
  • 1 .Понятие национально-государственной религии. Религии Древнего Египта и Месопотамии
  • 2. Индуизм - ведущая религия Древней Индии
  • 3. Религии Древнего Китая: культ Шан-ди, культ Неба, даосизм и конфуцианство
  • 4. Религии Древней Греции и Древнего Рима
  • 5. Иудаизм - религия еврейского народа
  • Тема 6. Буддизм
  • 1. Возникновение буддизма. Буддийское вероучение и культ
  • 2. Особенности региональных форм буддизма: чанъ-буддизм и ламаизм
  • Тема 7 Возникновение и эволюция христианства
  • 2. Христианство и иудаизм. Основное содержание новозаветной проповеди
  • 3. Социокультурные предпосылки возникновения христианства
  • 4. Церковь как божественное установление и социальная организация
  • Тема 8 Русская православная церковь: история и современность
  • 1. Православие как разновидность христианства. Православное вероучение и культ.
  • 2. Русская православная церковь: история становления и взаимоотношения с государством.
  • 3. Организация и управление современной Русской православной церкви.
  • 4. Церковные расколы: православные организации «за оградой» Русской православной церкви.
  • Тема 9. Современная Римско-католическая церковь
  • 1. Особенности вероучения и культа католицизма
  • 2. Организация управления Римско-католической церковью
  • 3. Основные направления деятельности и социального учения современной Римско-католической церкви
  • Тема 10. Протестантизм
  • 1. Возникновение протестантизма в ходе Реформации
  • 2. Общее в вероучении и культе протестантских вероисповеданий
  • 3. Основные направления протестантизма.
  • Тема 11. Ислам
  • 1. История возникновения ислама
  • 2. Особенности вероучения и культа ислама
  • 3. Основные направления в исламе. Ислам как основа религиозной и социокультурной общности народов
  • Тема 12. Нетрадиционные религии
  • 1. Понятие, характерные особенности и разновидности нетрадиционных религий
  • 2. Неохристианские объединения: «Церковь объединения» Муна и «Церковь Единой веры» Виссариона
  • 3. Вероучение, культ и организация Международного Общества Сознания Кришны
  • Тема 13. Секуляризация и свободомыслие в западноевропейской культуре
  • 1. Сакрализация и секуляризация как социально-исторические явления. Основные этапы процесса секуляризации
  • 2. Последствия секуляризации в современном обществе. Свободомыслие и его формы
  • Тема 14. Свобода совести. Российское законодательство о религиозных организациях
  • 1 История формирования представлений о свободе совести
  • 2. Законодательное обеспечение свободы совести в современной России
  • Тема 15. Диалог и сотрудничество верующих и неверующих - основа формирования светского характера Российского государства
  • 1. Понятие «диалог», субъекты и цели диалога по религиозному вопросу
  • 2. Гуманизм как ценностная основа диалога верующих и неверующих
  • 3. Религиозные организации. Типы религиозных организаций

    Третье направление в истолковании приоритетов между элемента­ми религиозного комплекса связано с развитием социологии рели­гии. Социологи подчеркивают, что религиозная культовая система - это прежде всего система коллективных действий. Коллектив­ные же действия не могут происходить спонтанно, хаотично. Они нуждаются в упорядочении, организации, поэтому на базе культо­вых действий и отношений формируется религия как социальный институт. Социальные институты - это исторически сложившая­ся устойчивая форма упорядочивания совместной деятельности людей. Становление религии как социального института пред­ставляет собой процесс институционализации религиозных куль­товых систем.

    Первичным звеном института религии является религиозная группа. Она возникает на основе совместного отправления религиоз­ных обрядов, то есть символических действий, в которых воплоща­ются те или иные религиозные представления.

    Историки свидетельствуют, что в первобытном обществе культовые действия были вплетены в процесс материального произ­водства и общественной жизни и не выделялись в самостоятельный вид деятельности. Круг участников культовых действий совпадал с кругом участников трудовых и иных социальных действий. Поэтому религиозная группа по своему объему совпадала с другими социаль­ными группами - племенем, родом, соседской общиной и т. п. Одним из существенных признаков, отделявших один род или племя от другого, было совместное отправление членами данного рода или племени религиозных обрядов.

    Первоначально в культовых действиях участвовали на рав­ных основаниях все члены первобытной общины. Дифференциация их функций при отправлении обрядов происходит лишь по полу и возрасту. В зависимости от уровня развития данных общностей ве­дущую роль в культовой деятельности играют либо женщины, либо мужчины. Однако по мере усложнения общественной жизни выде­ляются специальные люди, которые играют все более важную роль в обрядах. Постепенно в религиозных группах вычленяются специа­листы по проведению культовых действий: колдуны, шаманы. Они образуют своеобразную профессиональную группу, занятую таким видом деятельности, как организация и проведение обрядов.

    Вначале эти профессионалы по-видимому избирались общи­ной и не имели никаких привилегий. Однако, позднее, по мере моно­полизации культовой деятельности, этот профессиональный слой превращается в особую социальную группу и становится частью родовой верхушки. Развитие процесса институциализации рели­гии приводит к формированию такой системы отношений, при ко­торой руководители общин, старейшины племен и другие деятели, осуществляющие в них функции управления, одновременно игра­ли ведущую роль в религиозной жизни общины. Как отмечает не­мецкий историк И. Г. Бахофен, в Древней Греции на стадии разло­жения родового строя военный руководитель являлся одновремен­но и верховным жрецом. Это связано с тем обстоятельством, что вся общественная жизнь на данном этапе была сакрализована. Все на­иболее важные события внутриобщинной жизни и межобщинных отношений сопровождались совершением культовых действий. Однако, здесь еще имеет место совпадение религиозной и социаль­ной общности.

    Становление раннеклассового общества приводит к сущест­венному усложнению общественной жизни, в том числе и религиоз­ных представлений, а также к изменению социальных функций религии. На передний план выходит задача по регулированию по­мыслами и поведением людей в интересах правящих классов, дока­зательству сверхъестественного происхождения власти правите­лей. И тогда начинают формироваться относительно самостоятель­ные системы культовых действий - богослужение и вместе с ним организация служителей культа - жреческие корпорации. Жре­ческая корпорация - это не просто профессиональная организация людей, занятых однотипным трудом, а социальная прослойка или, точнее, сословие. В разных странах и регионах формирование этого сословия происходит не одинаково. В одних странах жреческое со­словие формируется как особое сословие внутри знати, из которой выделяется группа семей, специализирующихся в данной области, и передающая свое знание и социальное положение по наследству.

    других странах это сословие образует замкнутую касту, занимаю­щую господствующее положение в общественной жизни (например, брахманы в Индии).

    Но и на данном этапе вряд ли следует говорить об образовании религиозной организации как самостоятельного социального инсти­тута. Здесь еще осуществляется тесное переплетение хозяйственно-экономической деятельности, государственно-правового регулиро­вания и культовой практики. В раннеклассовых обществах храмы были собственностью государства и в них накапливались огромные богатства. Жреческое сословие в определенной степени является со­ставной частью государственного аппарата. Но экономическая мощь храмов и роль жречества как обладателя и распределителя этого бо­гатства создает основу для его автономии в рамках государства, пре­вращает жречество в своеобразное «государство в государстве».

    В исторической, социологической и философской литературе довольно развернуто показана определяющая роль жрецов в ста­новлении государственной правовой системы общества. Однако эта роль, главным образом, связывается с тем, что жрецы были самым образованным слоем раннеклассового общества. М. Вебер и Э. Дюрк-гейм убедительно показали, что ведущая роль жрецов определялась не только тем, что они были самыми образованными людьми своего времени, а той ролью, которую в общественной жизни раннеклассо­вого общества играл сакральный элемент. Государственно-правовая регламентация в этих обществах являлась составной частью культо­вой системы. Идеологическое регулирование носило синкретичес­кую форму, включающую в себя, наряду с моральными, характер религиозного и государственно-правового регулирования.

    По мере усложнения общественных отношений и представле­ний преобразуется и усложняется вся общественная система, в том числе и религиозная надстройка. Усложнение общественного созна­ния и социальных институтов, связанное также с усложнением ре­лигиозного сознания и культовой деятельности, привело к тому, что последние уже не могут функционировать в рамках прежних синте­тических отношений и институтов. Постепенно вместе с самоопреде­лением других надстроечных систем происходит самоопределение религиозной системы. Этот процесс связан с конституированием ре­лигиозных отношений.

    Важнейшей целью религиозных организаций является нор­мативное воздействие на их членов, формирование у них определен­ных целей, ценностей, идеалов. Осуществление этих целей достига­ется посредством выполнения ряда функций:

    1). Выработка систематизированного вероучения;

    2). Разработка систем его защиты и оправдания;

    3). Руководство и осуществление культовой деятельностью;

    4). Контроль и осуществление санкций за исполнением рели­гиозных норм;

    5). Поддержка связей со светскими организациями, государст­венным аппаратом.

    Появление религиозных организаций объективно обусловле­но развитием процесса институционализации, одним из следствий которого является усиление системных качеств религии, появление собственной формы опредмечивания религиозной деятельности и отношений. Решающую роль в этом процессе сыграло выделение ус­тойчивого социального слоя, противостоящего основной массе ве­рующих - служителей культа, которые становятся во главе рели­гиозных институтов и которые сосредоточивают в своих руках всю деятельность по производству, трансляции религиозного сознания и регуляции поведения массы верующих.

    В развитой форме религиозные организации представляют со­бой сложный социальный институт. Внутренняя структура такого института представляет собой организационно оформленное взаимо­действие различных систем, функционирование каждой из которых связано с формированием социальных организаций, также имеющих статус социальных институтов, В частности, на уровне церкви уже четко разделяются управляющая и управляемая подсистемы. Пер­вая подсистема включает в себя группу людей, занимающихся выра­боткой и переработкой религиозной информации, координацией соб­ственно религиозной деятельности и отношений, контролем за пове­дением, включающим в себя разработку и применение санкций. Вторая, управляемая подсистема включает в себя массу верующих. Между этими подсистемами существует система нормативно оформ­ленных, иерархически выдержанных отношений, позволяющих осу­ществлять управление религиозной деятельностью.

    Регулирование этих отношений осуществляется при помощи так называемых организационно-институциональных норм. Эти нормы содержатся в различного рода уставах и положениях о кон­фессиональных организациях. Они определяют структуру этих ор­ганизаций, характер отношения между верующими, священнослу­жителями и руководящими органами религиозных объединений, между священнослужителями различных рангов, между руководя­щими органами организаций и структурными подразделениями, регламентируют их деятельность, права и обязанности.

    Исследователи религии выделяют четыре основных типа ре­лигиозных организаций: церковь, секту, харизматический культ и деноминацию. Церковь - это тип религиозной организации со слож­ной строго централизованной и иерархизированной системой взаи­модействия между священнослужителями и верующими, осуще­ствляющей функции выработки, сохранения и передачи религиозной информации, организации и координации религиозной деятель­ности и контроля за поведением людей. Церковь, как правило, имеет большое количество последователей. Принадлежность к церкви оп­ределяется не свободным выбором индивида, а традицией. Фактом своего рождения в той или иной религиозной среде, на основе опре­деленного обряда индивид автоматически включается в данную ре­лигиозную общность. В церкви отсутствует постоянное и строго кон­тролируемое членство.

    Секта же возникает в результате отделения от церкви части верующих и священнослужителей на основе изменения вероучения и культа. Характерными чертами секты являются: сравнительно не­большое количество последователей, добровольное постоянно кон­тролируемое членство, стремление отгородиться от других религи­озных объединений и изолироваться от мирской жизни, претензия на исключительность установок и ценностей, убеждение в «избран­ничестве Божьем», проявление оппозиционности и непримиримости к инакомыслящим, отсутствие деления на священнослужителей и мирян, провозглашение равенства всех членов организации.

    Харизматический культ - можно рассматривать в качестве одной из разновидностей секты. Он имеет те же основные характери­стики. Особенность же харизматического культа связана с процес­сом его формирования. Данная религиозная организация создается на основе объединения приверженцев какой-то конкретной личное" ти, которая признает себя сама и признается другими в качестве но­сителя особых божественных качеств (харизмы). Основатель и руко­водитель такой религиозной организации объявляется либо самим Богом или представителем Бога или какой-либо сверхъестественной силы (например, Сатаны). Харизматический культ, как правило, ма­лочислен, в нем в более яркой степени выражены претензии на ис­ключительность, изоляционизм, фанатизм, мистицизм.

    Деноминация это промежуточный тип религиозной организа­ции, в зависимости от характера образования и тенденции эволюции соединяющей в себе черты церкви и секты. От церкви она заимству­ет относительно высокую систему централизации и иерархический принцип управления, отказ от политики изоляционизма, признание возможности духовного возрождения, а следовательно и спасения души для всех верующих. С сектой же ее сближает принцип добро­вольности, постоянства и строгой контролируемости членства, пре­тензия на исключительность установок и ценностей, идея богоизбранничества. Взаимоотношения различных типов религиозных ор­ганизаций представлено в таблице 1.

    Необходимо иметь в виду: что приведенная классификация религиозных организаций в какой-то мере является условной. Ре­ально в обществе постоянно продолжают идти церковнообразова-

    Церковь

    Деноминация

    Секта

    Культ

    Пример

    Римский католицизм. Англиканская цсрквь.

    Методизм. Конгрсгациа-лизм.

    Свидетели Иеговы; «Христианские науки» (раннего периода)

    Отца небесного; Храм людей; Церковь Единения

    Источник членства

    Все или боль-шинство членов общества преданы церк­ви.

    Набор путем обращения в веру детей чле­нов общины; в некоторой мере обращение в веру новых лю­дей.

    Братство пре­данных верую­щих; обраще­ние в веру на основе убежде­ния

    Братство пре­данных верую­щих; обращение в результате эмоционального кризиса

    Отношение к государству и Другим рели­гиям

    Тесно связана с государством и нерелигиозны­ми организаци­ями

    В нормальных отношениях с государством, но не входит в его структуру

    Выступает против других религий, а так­же государст­венных и свет­ских органов власти

    Отрицание дру­гих религий, а также государ­ственных и светских орга­нов власти

    Тип руковод­ства

    Профессио­нальные свя­щенники, рабо­тающие пол­ный рабочий день.

    Профессио-нальныесвя-щенники

    Непрофессио­нальные лиде­ры, имеющие слабую подго­товку

    Харизматические лидеры

    Тип вероуче­ния

    Формальная теология.

    Терпимость к различным точкам зрения и спорам

    Упор на чисто­ту вероучения и возврат к из­начальным принципам

    Новые принци- пы; откровение и проникнове­ние в духовную сущность

    Вовлечен­ность членов

    Сведено до ми­нимума или совсем не тре­буется для многих членов.

    Незначитель­ная вовлечен­ность,разре-шаетсяиметьи другие обяза­тельства

    Необходимо глубокое чув­ство преданно­сти

    Необходима полная преданность

    Тип религиоз­ного действия

    Наличие ригу* алов.

    Наличие риту­алов, слабая эмоциональная выразитель­ность

    Глубокая эмо­циональность

    Глубокая эмоциональность 1

    Табл 44

    ица 1. Классификация религиозных орган

    изаций |

    тельные и сектообразовательные процессы. Возникающие харизматические культы и секты в процессе своей эволюции могут превра­титься в церкви. Так, например, возникли христианство, ислам. В свою очередь от церквей постоянно отделяются какие-то группы, которые образуют секты. Подробнее эти процессы оцерковливания и сектообразования будут освещены при рассмотрении конкретных религиозных объединений.

    Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать вывод, что развитые религии представляют собой довольно сложное струк­турированное образование, включающее в себя три основных эле­мента - религиозное сознание, культовую деятельность и религи­озные организации. Тесным образом связанные и взаимодействую­щие друг с другом эти элементы образуют целостную религиозную систему. Взаимосвязь и взаимодействие этих элементов осуществ­ляется в процессе их функционирования. Поэтому настало время пе­рейти к анализу этого процесса, посмотреть как воздействует рели­гия на индивида и общество.

    Литература ________

    Борунков Ю. Ф. Структура религиозного сознания. М., 1971, Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Ра­ботая М. Вебера по социологии религии и культуре. Вып. 1. М., 1991.

    Добреньков В. И, Радугин А. А. Методологические вопросы исследования рели­гии. М., 1989.

    Левада Ю. Н. Социальная природа религии. М„ 1965. Угрииович Д. М. Введение в религиоведение. М., 1985. Яблоков И. Н. Религия: сущность и явление. М., 1982.

    В Конституции РФ указано, что Российская Федерация – это светское государство, в котором церковь отделена от государства. Но отношения между организациями верующими и государством регламентируются правом и основаны на правовых принципах.

    Религиозные объединения

    В 1997 году был принят закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», в котором регламентировано право граждан исповедовать любую религию, в том числе – и не исповедовать никакую, право менять и распространять религиозные убеждения.

    Также этот закон запрещает вовлечение детей в религиозные объединения вопреки их воле или без согласия родителей. Свыше половины религиозных общин в Российской Федерации относятся к Русской православной церкви – это около 75 % верующих россиян. 18 % верующих россиян относятся к мусульманским общинам, а всего в России действует 43 духовных управления мусульман. Также в нашей стране существует 113 буддийских общин, центральное управление которых действует с 1946 года. К другим религиозным организациям в Российской Федерации относятся: старообрядцы, Римско-католическая церковь, христиане-баптисты, христиане веры евангельской.

    Определение религиозного объединения

    В Российской Федерации под религиозным объединением понимают добровольное объединение граждан и иных лиц, которые на законных основаниях проживают на территории РФ, которое было образовано с целью совместного исповедования веры, а также ее распространения. Признаками религиозного объединения считаются:

    Вероисповедание;

    Обучение религии, религиозное воспитание;

    Совершение богослужений, обрядов, церемоний.

    Формами религиозных объединений считаются религиозные группы и организации. Но создание подобных объединений запрещены в рамках государственных органов власти и в государственных учреждениях.



    Для создания религиозной группы или организации необходима государственная регистрация, которая осуществляется в качестве юридического лица. Подобная регистрация осуществляется органами юстиции.

    Для этого необходимы определенные документы, в зависимости от вида регистрируемый организации меняется перечень документов. Можно зарегистрировать местную и централизованную организацию.

    Местные и центральные организации

    Местная религиозная регистрация включает в себя не менее десяти участников, достигших совершеннолетия. А в уставе такой организации должны быть указаны в обязательном порядке: наименование, вид религиозной организации, местонахождение, вероисповедование, цели и основные формы деятельности организации, порядок создания и прекращения, органы управления организации и ее структура.

    Централизованная религиозная организация должна включать в себя не менее трех местных организаций.

    Опасность тоталитарных сект

    Множество нетрадиционных религиозных организаций, которые возникли совсем недавно, представляют собой жесткую иерархическую систему с авторитарным лидером.

    Для таких общин присущ культу лидера, который создание при помощи психологических методов воздействия и искусного манипулирования.

    Известны случаи, когда подобные общины приводили людей к неадекватному поведению и к разрушению собственной жизни и общественного правопорядка. Многие люди, попадающие под влияние таких организаций, бросают учебу, работу, семью и полностью посвящают себя поклонению лидеру общины.

    Тема 16. Общественное и индивидуальное сознание

    Индивидуальное сознание представляет собой сознание личности, формирование которого происходит за счет ее социализации. Общественное сознание представляет собой высшую форму отражения действительности, которая не существует без общественного взаимодействия.

    Общественное и индивидуальное сознание

    Общественное и индивидуальное сознание имеют свои сходства и различия. Так к сходствам принадлежат следующие факторы:

    Отражение общественного бытия;

    Общественно-историческая практика как основа;

    Общий вид существования в образах, понятиях и нормах;

    Общая цель в виде удовлетворения потребностей человека;

    Выражаются при помощи языка.

    Вместе с этим, индивидуальное и общественное сознание имеют ряд отличий. Так общественное знание более объемно, нежели индивидуальное. Оно включает в себя преемственные знания и нормы.

    Общественное и индивидуальное сознание могут содержать противоречия и создавать конфликт с друг другом. Обогащение общественного сознания часто происходит благодаря индивидуальному сознанию некоторых личности, например: Н. Тесла, Ч. Дарвин.

    Индивидуальное сознание обладает большей подвижностью, чем общественное. Вместе с тем, индивидуальное сознание исчезает в момент смерти своего носителя, в отличие от общественного сознания, которое обладает особенностью перехода из поколения в поколения.

    Социализация индивида

    Процесс усвоения и развития отдельным индивидом социального опыта и культурных норм называется социализацией. Социализация необходима для того, чтобы человек комфортно чувствовал себя в обществе.

    Процесс социализации начинается трехмесячного возраста, и длиться всю жизнь. За это время человек может «примерить» на себя большое количество социальных ролей.

    Социализация происходит в три этапа. Первый этап – социализация ребенка дошкольного возраста, второй – период обучения ребенка в школе, третий - социализация взрослого индивида (студент, родитель, работник, дедушка).

    Зачастую социализацию делят на три основных категории:

    1. Социализация в сфере общения. Включает в себя развитие навыков общения в обществе, создание круга друзей и знакомых, выбор окружения.

    2. Социализация в сфере деятельности. Подразумевает расширение видов деятельности индивида, приобретение новых навыков, выделение из них главного для себя.

    3. Социализация в сфере сознания. Процесс, в результате которого происходит осмысление собственного «Я», а также выбор наиболее приемлемой социальной роли.

    Тема 17. Политическое сознание и политическая идеология

    Одной из форм общественного сознания является политическое сознание. Политическое сознание имеет прямое отношение к мыслям и переживания участника политического процесса.

    Политическое сознание

    Субъективным внутренним отношением людей к объективным политическим условиями, функциям и ролям в политической жизни принято называть политическое сознание. Отражение политических явлений в мыслительном процессе людей, переживаниях и чувствах – это и есть политическое сознание.

    В основе такого типа сознания находится отрицательное или положительное значение политических отношений. Причем политическое сознание каждого человека совершенно по-разному формируется и определенным образом отражает объективные политические процессы.

    Отражение происходит на двух уровнях: обыденно-практическом или идеолого-теоретическом.

    Политическая идеология

    Интересы разных социальных групп находят свое отражение в политической идеологии. Такая идеология содержит в себе взгляды конкретной группы на действия власти, на саму власть, на политическую жизнь и на использование власти в своих интересах.

    С помощью политической идеологии можно определить, какой должна быть государственная власть, и какая политика должна ею проводиться. Другими словами, политическая идеология представляет собой систему идей и понятий, отражающих взгляд на политическую жизнь определенного субъекта.

    Политическая идеология функционирует в сознании граждан и именно она в конечном итоге определяет политическое поведение граждан. А силу идеологии можно определить степенью ее освоения гражданами и мерой ее воплощения.

    Политическая психология

    Одним из главных элементов политического сознания является психологическая психология. Под этим понятием понимают политические чувства, настроения и эмоции, другие психологические компоненты политической жизни общества.

    Политическая психология формируется в повседневной жизни, она образовывается в процессе взаимодействия граждан с различными институтами власти. Это происходит на уровне обыденного сознания.

    О политической психологии можно говорить, как о практическом типе сознания. Такой тип сознания представляет собой несистематизированную и порой противоречивую совокупность воззрений и подсознательные элементы.

    К относительно устойчивой части политической психологии относят нравы, здравый смысл, менталитет. К более изменчивой принято относить эмоции, настроения, ожидания и переживания.

    Все перечисленные компоненты политической психологии оказывают прямое влияние на политическое поведение человека.

    Выделяют такие виды политической психологии: психология личности (например, личность лидера), психология малой группы и психология большой социальной группы и общностей. Также выделяют политическую психологию масс и массовых настроений.

    Отличия в правах и обязанностях между религиозными организациями и религиозными группами.

    Для начала давайте разберём, что такое религиозное объединение.

    Религиозное объединение – это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками 1:

      вероисповедание;

      совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

      обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

    Российское законодательство допускает возможность образования религиозных объединений в двух формах 2:

      Религиозные группы;

      Религиозные организации.

    Начнём с религиозных групп, поскольку, исходя из ФЗ, можно отметить, что религиозные группы в процессе создания более упрощены и не имеют таких формальностей, как религиозные организации.

    Религиозная группа – это добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица . Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками.

    Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

    Что касается создания религиозной группы, то ФЗ конкретно не регламентирует порядок процесса образования группы. Поэтому мне пришлось обратиться к практике. Если вкратце, то создание религиозной группы требует:

    Заявление по шаблону;

    Минимум 10 человек, которые поставят под заявлением свои ФИО и подписи;

    Выбрать орган местного самоуправления.

    Это то, что касается религиозных групп, теперь

    Давайте рассмотрим, что такое религиозные

    организации и их особенности.

    Что же касается религиозной организации, то для начала следует отметить то, что слово «организация» в российском праве означает юридическое лицо. Определение «религиозная» может применяться только в том случае, если таковой организацию признало государство в ходе экспертизы. В этом случае объединение вправе получать льготы от государства, в том числе налоговые, участвовать в благотворительной деятельности.

    И более подробно.

    Религиозные организации – это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

    Главное отличие религиозной организации от религиозной группы – наличие у первой статуса юридического лица . В соответствии с ч. 1 ст. 48 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо – это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает за него по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

    Религиозные организации подразделяются на местные и централизованные:

    Местные – это религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

    Централизованные – это религиозные организации, состоящие в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

    Религиозная организация считается созданной с момента государственной регистрации. Порядок такой регистрации определен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

    Напомню, что учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления.

    Так же религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.

    В Конституции РФ указано, что Российская Федерация – это светское государство, в котором церковь отделена от государства. Но отношения между организациями верующими и государством регламентируются правом и основаны на правовых принципах.

    Религиозные объединения

    В 1997 году был принят закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», в котором регламентировано право граждан исповедовать любую религию, в том числе – и не исповедовать никакую, право менять и распространять религиозные убеждения.

    Также этот закон запрещает вовлечение детей в религиозные объединения вопреки их воле или без согласия родителей.
    Свыше половины религиозных общин в Российской Федерации относятся к Русской православной церкви – это около 75 % верующих россиян.

    18 % верующих россиян относятся к мусульманским общинам, а всего в России действует 43 духовных управления мусульман. Также в нашей стране существует 113 буддийских общин, центральное управление которых действует с 1946 года.

    К другим религиозным организациям в Российской Федерации относятся: старообрядцы, Римско-католическая церковь, христиане-баптисты, христиане веры евангельской.

    Определение религиозного объединения

    В Российской Федерации под религиозным объединением понимают добровольное объединение граждан и иных лиц, которые на законных основаниях проживают на территории РФ, которое было образовано с целью совместного исповедования веры, а также ее распространения. Признаками религиозного объединения считаются:

    Вероисповедание;

    Обучение религии, религиозное воспитание;

    Совершение богослужений, обрядов, церемоний.

    Формами религиозных объединений считаются религиозные группы и организации. Но создание подобных объединений запрещены в рамках государственных органов власти и в государственных учреждениях.

    Для создания религиозной группы или организации необходима государственная регистрация, которая осуществляется в качестве юридического лица. Подобная регистрация осуществляется органами юстиции.

    Для этого необходимы определенные документы, в зависимости от вида регистрируемый организации меняется перечень документов. Можно зарегистрировать местную и централизованную организацию.

    Местные и центральные организации

    Местная религиозная регистрация включает в себя не менее десяти участников, достигших совершеннолетия. А в уставе такой организации должны быть указаны в обязательном порядке: наименование, вид религиозной организации, местонахождение, вероисповедование, цели и основные формы деятельности организации, порядок создания и прекращения, органы управления организации и ее структура.

    Централизованная религиозная организация должна включать в себя не менее трех местных организаций.

    Опасность тоталитарных сект

    Множество нетрадиционных религиозных организаций, которые возникли совсем недавно, представляют собой жесткую иерархическую систему с авторитарным лидером.

    Для таких общин присущ культу лидера, который создание при помощи психологических методов воздействия и искусного манипулирования.

    Известны случаи, когда подобные общины приводили людей к неадекватному поведению и к разрушению собственной жизни и общественного правопорядка. Многие люди, попадающие под влияние таких организаций, бросают учебу, работу, семью и полностью посвящают себя поклонению лидеру общины.



    Статьи по теме: