НКО: их особенности и различия. Автономные некоммерческие организации: понятие, деятельность, права

В соответствии с Законом автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.

Автономная некоммерческая организация относится к юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав. Ранее к таким организациям гражданское законодательство относило общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация.

Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.

Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.

Создание автономной некоммерческой организации, деятельность автономной некоммерческой организации

Цель создания

АНО используется как организационно-правовая форма для спортивных клубов и оздоровительных центров, научных организаций, культурных и просветительских центров, негосударственных детских садов, специализированных школ, подготовительных курсов, центров развития личности, частных клиник.

Учредители

Физические и юридические лица без ограничений по количеству. Учредителем может выступать одно лицо.

Местонахождение

Определяется местом регистрации АНО. Для размещения единоличного исполнительного органа можно использовать адрес жилого помещения (домашний адрес) учредителя.

Регистрирующий орган

Министерство Юстиции РФ. ВАЖНО! Очень жесткие требования к документам, поданным на регистрацию. В случае самостоятельной подготовки вероятность отказа и возврата документов более 95% . Повторные подачи и возвраты неоднократны и могут занимать 2-6 месяцев.

Срок регистрации

Официальные сроки: Минюст - 14 дней, УФНС - 14 дней. Из практики? общий срок 5-6 недель.

Наименование

Наименование АНО должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности. Использование в наименовании аббревиатур, обозначений государственных и силовых структур запрещено. ВАЖНО! Наименование - крайне щепетильный вопрос. На правильно сформированное и проработанное (отвечающее требованиям закона) наименование приходится 70% успеха создания и регистрации АНО.

Имущество АНО

Добровольные взносы при учреждении и при осуществлении деятельности, выручка от реализации товаров, работ и услуг, доходы, получаемые от собственности АНО. АНО обладает правом собственности на свое имущество, в том числе переданное ей в качестве вклада учредителями. Учредители автономной некоммерческой организации не приобретают никаких прав на ее имущество и не несут ответственности по ее обязательствам. АНО вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых она была создана.

Коммерческая тайна

Размер и структура доходов АНО, размеры и состав имущества, расходы, численность персонала и оплата их труда, использование безвозмездного труда граждан в деятельности АНО не могут являться предметом коммерческой тайны.

руководитель юридического отдела
автономной некоммерческой организации
«Региональный финансово-экономический институт» (РФЭИ), г. Курск

Подготовить указанную статью автора побудило ознакомление с материалами одного судебного дела, причиной которого послужил конфликт между учредителями автономной некоммерческой организации в сфере издательской деятельности по поводу ее имущества и порядка управления. Решение подобных вопросов затруднительно для суда в силу неясности и нечеткости ряда норм, недостаточно однозначно регулирующих отношения внутри автономной некоммерческой организации . И хотя дело еще не завершено, но все же уже можно сформулировать ряд рекомендаций и предложений, которые помогут более детально регламентировать правовой статус автономной некоммерческой организации (АНО) и ее органов управления, а также других видов отношений, складывающихся в процессе реализации компетенции подобной организации.

В связи с этим хотелось бы обратить внимание читателей на ряд вопросов, правильное, более точное и детальное урегулирование которых силами самих учредителей может снизить степень риска возникновения подобных конфликтов.

Правовое положение системы органов управления АНО в основном закреплено в Федеральном законе «О некоммерческих организациях » (далее — Закон), в частности в ст. 29, 30 Закона. Причем правовая регламентация создания и деятельности органов управления АНО намного более детализирована, чем, например, фондов и некоторых иных некоммерческих организаций .

Ключевым вопросом организации и деятельности любой организации является система организации управления и компетенция ее органов. Рассмотрим особенности правового положения органов управления АНО. В соответствии с п. 1 ст. 29 Закона в АНО обязательно должен быть сформирован высший орган управления. Особенностью этого органа управления АНО является то, что он обязательно должен быть коллегиальным, то есть состоять не менее чем из двух лиц. Второе обязательное требование к структуре органов управления АНО — обязательность создания исполнительного органа управления АНО. Указанный орган, в свою очередь, может быть как коллегиальным, так и (или) единоличным.

Особенность правового регулирования деятельности по управлению АНО состоит в том, что п. 3 ст. 10 Закона установлено, что за деятельностью АНО его учредителями осуществляется надзор. Порядок и условия осуществления такого надзора должны устанавливаться учредительными документами АНО. Механизм реализации учредителями АНО права осуществлять контроль над деятельностью АНО Законом не урегулирован. Поэтому данный вопрос относится с компетенции учредителей АНО. Из сравнения п. 3 ст. 10 с п. 3 ст. 7 Закона следует, что по своему назначению надзорный орган АНО, которым являются учредители АНО, представляет собой аналог попечительского совета, существующего в фондах.

Статья 28 Закона устанавливает порядок закрепления в Уставе системы управления любой некоммерческой организацией, в том числе и АНО. В частности, согласно ст. 28 Закона в отношении каждого из органов управления некоммерческой организацией в Уставе некоммерческой организации обязательно должен быть определен ряд обязательных положений.

В частности, должна быть закреплена структура и компетенция органов управления организации (то есть перечень органов управления, их иерархия, соподчиненность, зависимость, взаимосвязи, подотчетность, механизм взаимодействия различных подразделений и т.п.).

Анализ ряда уставов АНО показывает, что уставы большинства АНО в разных сферах услуг содержат, как правило, эти положения, причем в большинстве случаев воспроизведенные дословно.

Однако при закреплении данных положений следует иметь в виду, что при выборе правовой конструкции органов управления некоммерческой организации важно учесть, что компетенция высшего органа управления некоммерческой организации определена п. 3 ст. 29 Закона императивно. Поэтому при конструировании объема компетенции любого из органов управления следует отслеживать недопустимость дублирования либо противоречий в компетенции различных органов управления.

Следующим обязательным условием является регламентация порядка формирования органов управления некоммерческой организацией (то есть кем и из числа кого избираются (назначаются) члены каждого из органов управления, в каком порядке и с использованием каких процессуальных процедур), поскольку от уровня детализации этих особенностей зависит чёткость создания и работы различных органов управления организации.

Важным, а иногда решающим для совершения определенных действий органов и должностных лиц организации является регламентация сроков полномочий (то есть на какой срок избирается, назначается каждый из органов управления некоммерческой организации, порядок пролонгации и досрочного прекращения полномочий органов управления некоммерческой организации).

Обязательным условием также является регламентация порядка принятия решений органами управления некоммерческой организации. Причем для коллегиального органа здесь важны следующие критерии: кворум, число голосов, необходимое для принятия того или иного решения, в каких случаях требуется абсолютное большинство голосов членов органа управления, кто и в каких случаях пользуется правом «вето», может ли иметь место кумулятивное, дистанционное, заочное голосование, какова процедура оповещения о заседаниях органа управления некоммерческой организации).

Следует детально регламентировать порядок выступления от имени некоммерческой организации (то есть какой орган управления представляет организацию в деловом обороте и действует от ее имени без доверенности либо на основании каких документов).

Учитывая то обстоятельство, что АНО, как и сходный ей в этой части фонд, являются организациями, не имеющими членства, и что они могут существовать независимо от лиц, их создавших, учредителям АНО необходимо при решении вопроса о создании организации, не имеющей членства, сформировать первоначальный состав высшего органа управления АНО в порядке, определенном Уставом АНО. С целью избежания возможных конфликтов в сфере управления АНО в будущем целесообразно максимально детально регламентировать в Уставе дальнейшие выборные процедуры органов управления.

Высший орган управления АНО

Основная функция высшего органа управления АНО состоит в обеспечении соблюдения АНО целей, в интересах которых она была создана. Указанные цели могут быть самыми разнообразными. Основное требование к ним — они должны быть детально регламентированы в Уставе АНО. Иначе возрастает риск того, что отдельные виды деятельности АНО при расширении масштаба деятельности АНО могут быть признаны не соответствующими целям деятельности, указанной в Уставе АНО.

Законом в отношении АНО в отличие от организаций, основанных на членстве (некоммерческого партнерства, ассоциации (союза), не определен состав, порядок и условия формирования высшего органа управления применительно к механизму его образования. Ст. 29 Закона в этой части устанавливает лишь одно обязательное условие: такой орган управления АНО должен быть коллегиальным. А порядок его формирования и срок полномочий ст. 28 Закона предписывает определить в Уставе.

Поскольку наименование для высшего органа управления АНО не установлено Законом, можно самостоятельно установить какое-либо наименование. По аналогии с существующими наименованиями это может быть совет, правление, президиум, высший орган и т.п.

В литературе предлагается несколько возможных способов формирования высшего органа управления АНО. В частности, авторы книги предлагают следующие конструкции:

а) высший орган управления АНО может состоять из числа учредителей АНО (их представителей), поскольку права учредителей по надзору над деятельностью АНО не относятся к имущественным правам. В силу чего учредители могут осуществлять свои права по управлению организацией как лично, так и через своих представителей (при этом в уставе следует предусмотреть такой порядок формирования высшего органа управления, который учитывал бы случаи отказа учредителя участвовать в управлении, порядок назначения (избрания) члена высшего органа управления в случае смерти, прекращения деятельности учредителя).

Мне представляется, что в дополнение к этому предложению следует определить и критерии, предъявляемые к возможным представителям учредителей;

б) высший орган управления АНО может состоять из конкретных, указанных в Уставе, лиц. В этом случае авторы рекомендуют определить в Уставе порядок формирования высшего органа управления АНО, в случае выбытия из этого органа лица, определенного Уставом, что, на наш взгляд, достаточно сложно, поскольку при значительном составе участников, их сменяемости придется довольно часто вносить изменения в Устав.

в) комбинированный способ формирования высшего органа управления АНО, совмещающий случаи а) и б). В таком варианте при создании АНО учредители формируют высший орган управления АНО, состоящий из числа учредителей и (или) их представителей либо (и) конкретных лиц. При этом устанавливается срок полномочий высшего управления АНО в избранном составе. А в дальнейшем (либо в случае досрочного выбытия одного из членов высшего органа управления АНО) сам высший орган управления АНО избирает какое-либо лицо в состав своих членов (кооптация).

На мой взгляд, этот комбинированный вариант не самый лучший, поскольку также предполагает включение в состав органа управления АНО конкретных лиц, в случае выбытия которых снова придется вносить изменения в Устав.

При большом количестве учредителей АНО такая процедура может повторяться довольно часто, а следовательно, потребует значительных дополнительных затрат времени и денежных средств. Хотя следует оговориться, что при определенных условиях и особенностях, связанных с включением в состав органа управления АНО особо значимых для организации лиц, приемлемым может быть именно такой вариант.

Уставом могут быть установлены различный порядок и условия для избрания (назначения) лица в состав высшего органа управления АНО. Они зависят от опыта, знаний и воли учредителей.

Порядок формирования и сроки полномочий, компетенция высшего органа управления АНО (его членов) должны быть детально определены Уставом. Судебная практика свидетельствует о том, что именно отсутствие закрепления этих процедурных вопросов может впоследствии привести к серьезным конфликтам и разладу среди учредителей АНО и их представителей. При формировании высшего органа управления автономной некоммерческой организации нужно помнить и учитывать ограничения, установленные п. 5 ст. 29 Закона, согласно которым лица, являющиеся работниками АНО, не могут составлять более чем 1/3 общего числа членов высшего органа управления АНО. Санкций за нарушение этого правила Закон не устанавливает, в связи с чем появляется соблазн в нарушении этой нормы, особенно при небольшой численности учредителей АНО и при нежелании привлекать силу со стороны. Однако в случае возникновения спора, нарушение указанного ограничения может явиться основанием для судебного иска с целью признания незаконным порядка формирования такого органа управления АНО.

Компетенция высшего органа управления АНО в отличие от фонда однозначно определена Законом и содержит исчерпывающий перечень вопросов (п. 3 ст. 29 Закона), а именно:

  1. Изменение Устава АНО.
  2. Определение приоритетных направлений деятельности АНО, принципов формирования и использования имущества АНО.
  3. Образование исполнительных органов управления АНО и досрочное прекращение их полномочий.
  4. Утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса АНО.
  5. Утверждение финансового плана АНО и внесение в него изменений.
  6. Создание филиалов и открытие представительств АНО.
  7. Участие АНО в других организациях.
  8. Реорганизация и ликвидация АНО.

Особенность компетенции высшего органа управления АНО состоит в том, что в отличие от фонда приведенный перечень вопросов, относящихся к компетенции высшего органа управления АНО, установлен императивно, то есть не может изменяться и (или) дополняться Уставом АНО.

Относительно обеспечения необходимого количества участников высшего органа управления АНО, которые должны присутствовать на заседании этого органа, п. 4 ст. 29 Закона в части кворума высшего органа управления АНО закрепляет: «...заседание... правомочно, если на указанном... заседании присутствуют более половины его членов». Эта норма является императивной и также не может быть изменена путем внесения изменений в Устав АНО.

Пунктом 4 ст. 29 Закона регламентирован порядок принятия решений высшим органом управления автономной некоммерческой организации.

Им установлено, что:

а) по вопросам, не относящимся к исключительной компетенции органа управления АНО: «Решение... принимается большинством голосов членов, присутствующих на... заседании»;

б) по вопросам исключительной компетенции органа управления АНО: «Решение... принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами».

Это означает, что в части порядка принятия решений высшим органом управления АНО Уставом АНО не может быть установлен иной порядок или изменена процедура принятия указанных решений. Нормы Закона лишь предоставляют возможность альтернативного выбора из двух предложенных законодателем вариантов: либо единогласно, либо квалифицированным большинством голосов — только по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления АНО. Уставом также должно быть установлено, какое большинство голосов является квалифицированным, а именно, например 60%, 2/3, 75%, 90%, 100%, и при решении каких именно вопросов квалифицированное большинство необходимо.

Члены высшего органа управления АНО осуществляют свои функции по участию в управлении на безвозмездной основе, т. к. в соответствии с п. 5 ст. 29 Закона: «Некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления». Но с другой стороны, если членами высшего органа управления АНО являются чьи-либо представители (например, представители учредителей АНО), то ничто не мешает доверителю за свой счет установить вознаграждение своему представителю за выполнение последним представительских функций в высшем органе управления АНО. В целом этот вопрос является достаточно сложным, противоречивым и мало исследованным.

«Промежуточный» орган управления

Учредительными документами АНО может быть предусмотрено создание постоянно действующего коллегиального органа управления АНО (который не является ни высшим, ни исполнительным, ни контрольным, ни надзорным; поэтому для удобства условно его иногда называют «промежуточным», «межуровневым» и «дополнительным» органом управления). К ведению данного органа управления АНО может быть отнесено решение вопросов, не относящихся к исключительной компетенции высшего органа управления АНО. Объем полномочий этого органа управления АНО определяется в Уставе организации.

Перечень вопросов, отнесенных к компетенции такого «промежуточного» органа управления АНО, также определен как исчерпывающий. Но в части кворума и процесса принятия решений данным органом управления Устав АНО может содержать разные варианты, поскольку для «промежуточного» органа управления АНО Законом не установлены какие-либо условия, а следовательно, дается простор для комбинирования различных подходов.

Видимо, такой «промежуточный» орган управления АНО имеет смысл, и (или) по различным причинам достаточно трудно набрать установленный п. 4 ст. 29 Закона кворум для проведения заседания по указанным вопросам. Однако если наличие такого «промежуточного» органа управления необходимо, то для этого в Уставе АНО требуется указать все необходимые сведения, регламентирующие деятельность органа управления, которые установлены п. 1 ст. 28 Закона.

Исполнительный орган автономной некоммерческой организации

Исполнительный орган АНО осуществляет текущее руководство деятельностью АНО и подотчетен высшему органу управления АНО. В его состав входят штатные работники, состоящие с организацией в трудовых отношениях.

Пунктом 1 ст. 30 Закона установлено три варианта системы исполнительных органов некоммерческой организации (в том числе и автономной). В частности, исполнительный орган некоммерческой организации может быть: коллегиальным и единоличным, либо только единоличным, либо только коллегиальным.

Поскольку в соответствии со ст. 28 Закона в Уставе обязательно должен быть указан порядок выступления от имени некоммерческой организации, то возможность представительства в лице коллегиального органа очень проблематична.

К компетенции исполнительного органа относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления автономной некоммерческой организации.

Если Уставом АНО предусмотрено наличие одновременно и коллегиального, и единоличного органа управления АНО, то исходя из ст. 28 Закона необходимо во избежание нарушения Закона и дабы не давать поводов для конфликтных ситуаций, четко определить в Уставе АНО компетенцию каждого из органов управления АНО.

При указании в Уставе иных сведений об исполнительных органах управления АНО следует руководствоваться требованиями п. 1 ст. 28 Закона. При определении порядка формирования исполнительных органов также можно использовать различные варианты и комбинации, аналогичные предложенным выше.

Надзор учредителей за деятельностью автономной некоммерческой организации

Для автономной некоммерческой организации в Законе отсутствуют указания на обязательное наличие Попечительского совета. Хотя, возможно, для АНО, как для организации, не имеющей членства, такой орган был бы необходим.

В то же время п. 3 ст. 10 Закона предусмотрено право учредителей осуществлять надзор за деятельностью АНО в порядке, установленном ее учредительными документами. В связи с этим в Уставе АНО следует предусмотреть один из нескольких возможных вариантов осуществления надзора со стороны учредителей АНО за деятельностью АНО, например:

а) учредители осуществляют надзор за деятельностью АНО сами, непосредственно. Такой вариант наиболее удобен, когда у АНО один или достаточно малое число учредителей. В противном случае у надзорного органа могут быть проблемы с кворумом;

б) учредители осуществляют надзор за деятельностью АНО через созданный ими (в порядке, установленном Уставом) надзорный орган АНО;

в) учредители создают ревизионную комиссию, назначают ревизора или привлекают аудитора, который осуществляет надзор за деятельностью АНО.

В любом случае с целью обеспечения постоянного контроля и надзора за деятельностью АНО целесообразно предусмотреть в Уставе порядок их осуществления, в том числе в случаях отказа учредителя от осуществления функций надзора либо в случае смерти, ликвидации учредителя — юридического лица и иных возможных ситуациях.

Законодателем не установлены формы и способы осуществления надзора за деятельностью АНО со стороны ее учредителей (будет ли это постоянный, систематический надзор, периодические выборочные или внеочередные проверки деятельности органов управления АНО, либо посредством заслушивания отчетов органов управления о своей деятельности, либо через осуществление внешнего аудита). Законом не решен также вопрос о надзорных полномочиях учредителей (надзорного органа), т. е. в полной мере обязательны их решения для исполнения другими органами и самой автономной некоммерческой организацией или же эти решения носят рекомендательный характер. Каковы будут последствия для АНО и ее органов управления, если Попечительский совет выявит различные нарушения в деятельности АНО или органов управления АНО? Какие меры и в отношении кого учредители АНО вправе будут применять, в каком порядке? Эти вопросы, видимо, необходимо регламентировать Уставом АНО.

В противном случае порождаемые конфликты, как следствие несовершенства централизованного и внутреннего локального правового регулирования осуществления учредителями АНО надзора за деятельностью АНО, подскажут вынужденные пути совершенствования этих форм регулирования.

Литература

  1. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации» (в редакции на 23 мая 2001 г.) // СЗ РФ. 1996. № 9, ст. 773; № 34, ст. 4026; 1999, № 28, ст. 3471; 2001, № 17, ст. 1644; № 21, ст. 2063.
  2. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
  3. Некоммерческие фонды и организации. Правовые аспекты. — М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997.

Если Вы читаете эту статью, значит - Вы решительно настроены, зарегистрировать автономную некоммерческую организацию самостоятельно . Мы рады Вам помочь в поставленной задаче!

Чтобы самому открыть автономную некоммерческую организацию надо набраться терпения и все тщательно взвесить "за" и "против", оценить потраченное драгоценное время, денежные вложения и т.п. Самостоятельная регистрация АНО потребует от Вас определенных знаний и опыта по грамотному оформлению документов для учреждения автономной некоммерческой организации . В данной статье предлагаем Вашему вниманию упрощенный и доступный курс по подготовке документов для создания автономной некоммерческой организации самостоятельно .

Необходимые знания о том, что представляет собой автономная некоммерческая организация:

1. Автономная некоммерческая организация - это не имеющая членства некоммерческая организация, которая учреждается полностью дееспособными гражданами и/или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры, спорта и иных услуг, например, издательство или экспертизы. (Статья 10 ФЗ РФ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ).

2. Учредителями автономной некоммерческой организации могут быть полностью дееспособные граждане РФ и юридические лица, а так же иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации. Количество учредителей АНО организации не ограничено. Учредители не управляют автономной некоммерческой организацией самостоятельно (через Общее собрание учредителей или членов). Учредители осуществляют надзор за деятельностью ано в порядке, предусмотренном Уставом этой организации. Учредители - физические лица АНО могут избрать себя в члены высшего руководящего органа АНО и таким образом осуществлять руководство некоммерческой организации.

4. Решение об учреждении автономной некоммерческой организации или Протокол учредительного собрания АНО . С данным вопросом все просто: если учредитель один, то - решение, если учредителей два и более, то - протокол. На первом учредительном собрании принимается решение о создании автономной некоммерческой организации с ее полным наименованием, утверждается местонахождение (юридический адрес) ано, формируется состав высшего коллегиального руководящего органа некоммерческой организации, избирается руководитель АНО, при необходимости. Если руководителем автономной некоммерческой организации планируется избрать одного из членов высшего коллегиального руководящего органа АНО, то в состав данного высшего руководящего органа должно входить не менее трех членов - физических лиц.

5. Устав автономной некоммерческой организации должен соответствовать требованиям ст. 14 . Необходимо тщательно разработать цели создания, предмет и виды деятельности. Наименование автономной некоммерческой организации должно быть наиболее оригинальным, не дублировать наименования других некоммерческих организаций и отражать основную цель создания АНО. Иными словами, наименование из полного наименования ано должно быть максимально понятно, для чего создана данная автономная некоммерческая организация. Имя (фамилию) гражданина в наименовании можно использовать только с согласия данного гражданина. Слова «Москва», «Россия» и их производные используются только при наличии официального разрешения от уполномоченных органов.

Также надо разработать структуру органов управления ано и их компетенцию. Отдельную главу устава следует посвятить имуществу автономной некоммерческой организации. Не забудьте о порядке и условиях принятия решений об изменении устава, реорганизации и ликвидации АНО.

В настоящее время в сети интернет можно найти достаточно много шаблонов устава автономной некоммерческой организации. Многие из них соответствуют требованиям законодательства об НКО. Но будьте внимательны, изменения в законодательство вносятся достаточно часто, а представленные в интернете примеры учредительных документов НКО не всегда обновляются, поэтому они и называются - пример, шаблон, образец и т.п. Для большей уверенности, что Вы выбрали правильный устав АНО Вам необходимо провести сравнения устава с действующим законодательством об НКО, в частности, с ФЗ РФ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ в действующей редакции.

6. АНО не ставит основной целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между учредителями. АНО может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует целям, указанным в ее Уставе, при соблюдении требований действующего законодательства. Автономная некоммерческая организация вправе устанавливать цены на свои работы и услуги в пределах, определенных действующим законодательством РФ и гражданско-правовыми договорами.

7. Раздел устава об имуществе автономной некоммерческой организации прописывайте четко по ФЗ РФ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ .

Документы, представляемые на регистрацию автономной некоммерческой организации в регистрирующий орган в соответствие с п. 5 ст. 13.1 ФЗ РФ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ:

1. , заверенное нотариусом (заверяются подписи всех учредителей);

2. Заявление о регистрации АНО по утвержденной форме (Р11001), незаверенное нотариусом (подписывают все учредители);

3. Устав АНО в соответствие с действующим законодательством - в трех экземплярах;

4. или Протокол о создании автономной некоммерческой организации - в двух экземплярах;

5. Сведения об адресе (о месте нахождения) исполнительного органа автономной некоммерческой организации, по которому будет осуществляться связь с организацией - Гарантийное письмо и заверенная копия свидетельства на адрес либо справки из соответствующих органов, если адрес - «домашний», т.е. юридический адрес по прописке учредителя-руководителя;

6. Квитанция об уплате государственной пошлины (сума госпошлины составляет 4000 тысячи рублей).

7. Документы, подтверждающие право использовать часть зарегистрированного наименования другой организации, имя гражданина или слова «Москва», «Россия» и их производные в наименовании автономной некоммерческой организации.

8. Доверенность, заверенная нотариусом, на того, кто будет подавать документы ано на регистрацию в регистрирующий орган. Исключение составляет Главное управление Минюста России по Москве - достаточно не заверенной нотариусом подписи заявителя на доверенности.

9. (установленной формы) - в двух экземплярах.

10. Иные дополнительные документы в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Подготовленные документы в папке-скоросшиватель подаются в соответствующий регистрирующий орган. Для Москвы - это Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве. Для Московской области - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области.

Через четырнадцать рабочих дней после подачи документов АНО на государственную регистрацию в соответствующий регистрирующий орган с Вами свяжется специалист, которому отпишут Ваше дело на регистрацию организации. Если специалист не позвонил, то звоните сами по контактным номерам телефонов, указанных на сайте данного управления Минюста.

Будьте готовы к тому, что каждый специалист соответствующего управления Минюста, которому передадут Ваше дело на регистрацию автономной некоммерческой организации, может потребовать внести его корректировки в наименование, цели, деятельность ано, по некоторым положениям устава, заявление на регистрацию АНО. Это распространенная практика. Обычно, при приостановке регистрации создаваемой некоммерческой организации квитанция об оплате государственной пошлины и нотариально заверенное заявление по форме Р11001 не возвращаются. В этом случае, Вам придется заново оплачивать государственную пошлину за регистрацию некоммерческой организации 4000 руб. и услуги нотариуса по заверению подписи учредителей на заявлении Р11001.

Если все по документам верно и специалист не предъявил дополнительных требований к оформлению представленных Вами документов, то итоговый пакет документов из Минюста Вы получите примерно через две-три недели.

Далее Вам необходимо заказать печать, распечатать уведомление о постановке на учет с Статрегистр, открыть расчетный счет в банке, получить документы о постановке на учет в Пенсионном фонде и Фонде социального страхования РФ.

Даже, если деятельность АНО не ведется в течение года и более, не забудьте про ежегодные отчеты в соответствующий регистрирующий орган о продолжении деятельности Вашей автономной некоммерческой организации. Отчеты подаются до 15 апреля текущего года за прошедший год. Для тех некоммерческих организаций, которые не сдают отчеты в Минюст - штраф 5000 р., взимается через суд.

В данной статье представлен сокращенный курс по самостоятельной регистрации АНО, подготовленный опытными юристами Юридического Центра «ЮсСфера» тел. 8-499-340-75-19 .

E-mail : Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Адрес офиса: г. Москва, ул. Земляной вал, д. 7, подъезд, 3, этаж 2, офис 215.

Стоимость услуг по подготовке составляет всего 8000 руб. + подробная инструкция по регистрации автономной некоммерческой организации самостоятельно.

Мы рады Вам помочь!

Автономной некоммерческой организацией (АНО) признается не имеющая членства некоммерческая организация, созданная на основе добровольных имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц. АНО создается в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах. Услуги АНО предоставляются всем заинтересованным лицам.

На сегодняшний день в России в форме автономной некоммерческой организации зарегистрировано и успешно функционирует множество частных школ, учебных заведений дополнительного образования, детских садов, частных больниц, медицинских организаций, организаций спортивного профиля, оздоровительных центров и проч.

Отличительные особенности АНО

Главное отличие автономной некоммерческой организации от других форм некоммерческих организаций - в специфических целях создания и деятельности. Как уже упоминалось, АНО создается в целях предоставления услуг. Большинство российских организаций, зарегистрированных в форме АНО, предоставляет образовательные, медицинские и оздоровительные услуги, а также услуги в сфере спорта, культуры и просвещения. Не ограничиваясь данными сферами, в целом, в рамках АНО может быть создана организация, оказывающая услуги по реализации проектов, направленных на развитие деятельности в любой определенной социальной сфере, и услуги по содействию в решении актуальных проблем в этой области.

При этом преимуществом АНО является право оказания услуг на возмездной основе. В этом форма АНО схожа с коммерческой организацией, однако не стоит ориентироваться на неограниченную возможность ведения предпринимательской деятельности в рамках некоммерческой организации, и вот почему.

Автономная некоммерческая организация, как и любая другая форма некоммерческой организации, имеет специальную правоспособность. Это означает, что она вправе заниматься коммерческой деятельностью, но только той, которая необходима для достижения целей, ради которых она создана и которые прописаны в ее уставе, и соответствующей этим целям. При этом, для осуществления такой предпринимательской деятельности некоммерческая организация должна иметь имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (10 000 руб.).

В целом, следует помнить, что основное отличие некоммерческой организации от коммерческой заключается в том, что первая создается не для извлечения прибыли . А полученная АНО в результате ведения коммерческой деятельности прибыль не распределяется между ее учредителями, а направляется исключительно на достижение целей, ради которых такая организация создана.

Ранее, выбор АНО, а не ООО, был продиктован, например, возможностью получения образовательной лицензии только некоммерческими организациями. Теперь заниматься образовательной деятельностью на основании лицензии вправе и коммерческие организации, поэтому выбор в пользу создания АНО, а не коммерческой организации, в основном связан с наличием некоторых налоговых преимуществ, возможностью получать целевые пожертвования, и др.

Автономная некоммерческая организация имеет общие черты с учреждениями и - например, наряду с ними не имеет членства. Однако, в отличие от учреждений - субъектов права оперативного управления, АНО, как и фонд, обладает правом собственности на переданное, в том числе, ее учредителями, имущество. Можно сказать, что наравне с фондом, АНО представляет собой объединение имущественных взносов учредителей.

При этом учредители автономной некоммерческой организации, как и учредители фонда, не сохраняют никаких прав на переданное имущество и не несут ответственности по обязательствам организации. Более того, они могут пользоваться услугами АНО только на равных условиях с другими лицами.

Таким образом, АНО имеет много общих черт с фондами, их законодательные определения практически идентичны. Отличие от фондов состоит прежде всего в целях создания - АНО создается в целях предоставления услуг в определенной области.

Если Вы сомневаетесь в выборе организационно-правовой формы некоммерческой организации, Вам стоит обратиться за помощью к нашим специалистам. Ошибки в выборе формы создания НКО могут существенно затруднить работу или управление организацией в дальнейшем.

Особенности управления АНО

Как уже упоминалось, автономная некоммерческая организация - это унитарная организация, т.е. не имеющая членства. Применительно к этой организационно-правовой форме законодатель предусматривает только учредителей и не предусматривает участников.

Автономная некоммерческая организация создается учредителями, или единственным учредителем, и управляется органами, предусмотренными ее уставом. Таким образом, структура АНО определяется учредителями свободно.

Высшим органом управления АНО может быть общее собрание ее учредителей. Таким образом, в отличие от фонда, учредители АНО сохраняют контроль управления организацией, а также вправе самостоятельно осуществлять надзор за деятельностью других органов. Поэтому внешний надзорный орган (в фонде это - Попечительский совет) в АНО не обязателен.

При этом, в отличие от фонда, законодатель прямо предусмотрел возможность лица по своему усмотрению выйти из состава учредителей АНО, а также возможность принятия новых лиц по единогласному решению учредителей.

Уставом автономной некоммерческой организации может быть предусмотрен постоянно действующий коллегиальный орган, например, Правление, Совет и т.п. Такой орган состоит из нечетного количества членов (не менее трех) и избирается на определенный срок (как правило, на три года).

Для организации текущей деятельности АНО учредители назначают единоличный исполнительный орган - Председателя Правления, Директора, Президента и т.п. К его компетенции относятся вопросы текущего руководства, которые не входят в исключительную компетенцию высшего органа управления. Функции единоличного исполнительного органа АНО может выполнять единственный учредитель или один из учредителей.

Чтобы сделать правильный выбор, предлагаем Вам сначала ознакомиться с предусмотренными законодательством формами некоммерческих организаций и их отличительными чертами.
Согласно закону от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ (в ред. от 23.12.2003 г.), некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
В то же время некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения уставных целей и имеют ряд льгот в налогообложении.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

ГК РФ и Законом «О некоммерческих организациях» определены следующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций:

  • Потребительские кооперативы
  • Фонды
  • Учреждения
  • Некоммерческие партнерства
  • Государственные корпорации

Общественные и религиозные организации (объединения)

Общим признаком общественных и религиозных организаций (объединений) является цель их создания - они создаются для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Другой признак - общность интересов объединяющихся граждан.
Подробнее об общественных организациях и их регистрации читайте в разделе Общественные организации.

Потребительские кооперативы.

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. В отличие от других форм некоммерческих организаций, доходы от предпринимательской деятельности кооператива распределяются между его членами.

Фонды

Признаками фонда как некоммерческой организации являются - отсутствие членства, имущественная база, созданная за счет добровольных имущественных взносов. Фонд является своеобразным некоммерческим «банком», где сначала аккумулируются средства за счет пожертвований, а затем распределяются на уставные цели фонда - социальные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

Учреждения

Учреждением является организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая частично или полностью этим собственником. При этом имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления, а не собственности. При недостаточности денежных средств учреждения субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник.

Некоммерческие партнерства

Некоммерческим партнерством является основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение общественно полезных целей. Отличительным признаком некоммерческого партнерства является право его членов на часть имущества в случае ликвидации партнерства или выхода из него. Некоммерческое партнерство удобно как объединение лиц свободных профессий (юристов, врачей, писателей и т.п.)

Автономные некоммерческие организации

Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и пр. Имущество, переданное учредителями организации, принадлежит ей на праве собственности.
Эта форма некоммерческих организаций наиболее удобна для деятельности в сфере услуг.

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

Коммерческие и некоммерческие организации могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) в целях координации их деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

Государственная корпорация

Новая форма некоммерческих организаций, введенная Федеральным законом № 140-ФЗ от 08.07.1999 г.
Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Создается на основании закона, которым устанавливаются особенности ее правового статуса.
Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации. В настоящее время государственная регистрация некоммерческих организацией (за исключением общественных организаций) осуществляется в ИМНС.
Учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать граждане и (или) юридические лица.
Число учредителей некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом.
Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом.

Для регистрации некоммерческой организации согласно закону необходимы следующие учредительные документы:

  • Устав, утвержденный учредителями (участниками), для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства и автономной некоммерческой организации;
  • Учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими, для ассоциации или союза;
  • Решение собственника о создании учреждения и устав, утвержденный собственником, для учреждения.


Статьи по теме: