Физика, лирика и богословие. В мифи откроется кафедра теологии

и. Заведовать кафедрой будет митрополит Иларион (Алфеев):

"Очень часто молодые люди обладают большой компетенцией в тех или иных областях знаний, но не знают, для чего им все это нужно: они не знают, для чего они учатся, для чего они должны работать, для чего нужно соблюдать те или иные нравственные нормы. Во многом эта позиция человека в отношении своей собственной жизни, окружающего мира зависит от того, как он позиционирует себя в отношении религии. В этом смысле очень важно, чтобы для каждого человека, который этим интересуется, была бы возможность в рамках университетского курса получать основополагающие сведения о религиозной традиции.Я хотел бы подчеркнуть, что кафедра теологии предполагает изучение теологических дисциплин на добровольной основе, то есть никто не будет принуждать человека, которого не интересуют теологические проблемы, их изучать и ими заниматься"

Только что на Ученом совете я представил то, чем будет заниматься кафедра теологии, и хотел бы сейчас об этом рассказать вам.

У кого-то может возникнуть естественный вопрос: почему кафедра теологии создается в Национальном исследовательском ядерном университете? Какое отношение имеет теология к ядерным исследованиям? Кто-то может даже сказать, что это является одним из признаков «клерикализации общества», смычки между Церковью и государством, о которых сегодня пишут журналисты.

Я хотел бы объяснить, почему создается кафедра и для чего она нужна. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» неслучайно называется университетом. Университет отличается от обычного института тем, что он дает не только специализацию в какой-то конкретной области, но еще и эрудицию в различных других областях. Сама идея университета заключается в том, чтобы люди получали образование в самых разных областях человеческой деятельности, в самых разных науках. Неслучайно во всех университетах существует такая система, согласно которой каждый человек получает определенную специальность, но помимо того, что связано непосредственно с его специальностью, он изучает еще и многие другие общеобразовательные предметы, которые позволяют ему повысить свою эрудицию и стать по-настоящему компетентным человеком во многих областях человеческого знания и деятельности. Таковой была задача университета еще в средние века, таковой же она остается и в наше время. Несмотря на то, что изменились обстоятельства, изменился контекст, в котором мы живем, изменились условия, изменился окружающий мир, университет по-прежнему призван давать людям образование, которое было бы более или менее универсальным, то есть человек, обладающий высокой степенью компетенции в одной области, не оказывался профаном в других областях.

В советское время, когда создавалась система высшего духовного образования, в том числе, когда создавались университеты, религиозный, теологический компонент был искусственно изъят из системы светского образования. Надо сказать, что этот компонент в какой-то степени был изъят из светского образования и в дореволюционное время, потому что в отличие от большинства стран Запада, где теологические факультеты изначально существовали в структуре университетов, а во многих случаях университеты развивались из теологических факультетов, в дореволюционной России богословские школы всегда существовали обособленно от университетов. Это было связано, прежде всего, с тем, что духовные академии у нас были созданы раньше, чем начали создаваться университеты. Духовные академии никогда не ставили перед собой ту задачу, которую ставят университеты, потому что духовная академия или семинария — это церковное учебное заведение, которое создается для того, чтобы воспитывать священнослужителей или церковных работников. Университет — это светское учебное заведение, которое создается для того, чтобы воспитывать профессионалов и людей эрудированных в разных областях знаний. Та теология, которая преподается в духовных учебных заведениях, и та теология, которая может развиваться на светской академической площадке, — это два совершенно разных вида теологии. Когда мы говорим о кафедре теологии в светском учебном заведении, здесь я должен сказать, что мы не предаемся теоретическим рассуждениям, но можем уже говорить на основании практического опыта, поскольку почти в пятидесяти университетах и высших светских учебных заведениях Российской Федерации такие кафедры созданы и функционируют. И мы уже можем оценить какие-то плоды их деятельности.

Задача преподавания теологии в рамках общего университетского курса как раз и заключается в том, чтобы предоставить возможность студентам получить знания в той области, которая продолжает играть существенную роль в жизни людей, то есть в области религии.

С чем мы сталкиваемся в нашей повседневной жизни? Мы сталкиваемся с тем, что блестяще эрудированный человек, который обладает самыми разным познаниями в разных областях, который прекрасно знает русскую и мировую литературу, который разбирается в других областях знания, проявляет поразительную некомпетентность, как только речь заходит о религии. Эта некомпетентность вызывает у нас - профессиональных религиозных - деятелей смех: например, человек, публично выступая, говорит, что он посетил «мусульманскую церковь», или он не может отличить каких-то совершенно элементарных вещей, которые относятся к сфере религиозной жизни. Преодоление этой некомпетентности и невежества в религиозной сфере, которую мы унаследовали еще от советского прошлого, - это самая первая и простая задача кафедры теологии.

Но есть у этой кафедры и другие задачи. Дело в том, что сфера религиозного знания и сфера естественнонаучного знания очень различны, но они очень соприкасаются в том, что собственно относится к опыту человеческой личности и жизни. Каждый человек, занимающийся наукой, тем или иным образом определяет себя в отношении к религии. Мы хорошо знаем, что среди ученых-естественников есть люди как верующие, так и неверующие, как религиозные, так и нерелигиозные. Это связано с личным выбором человека. Но этот личный выбор не может быть абсолютно оторван от профессиональной деятельности, потому что так или иначе эти сферы знания смыкаются. Например, человек, который изучает физические законы бытия, строение Вселенной, в какой-то момент неизбежно подходит к вопросу о том, как все это появилось. В этом смысле характерна знаменитая книга Стивена Хокинга «Краткая история времени», где британский ученый пытается популярным языком донести до людей основные физические законы, по которым устроен наш мир. Каждая глава этой книги подводит к вопросу, который ученый оставляет без ответа, - к вопросу о том, откуда все это появилось, есть Бог или нет. Он не дает ответ, потому что такой ответ может быть только персональным, это ответ, который не может быть получен при помощи каких-то научных опытов. Для самого исследователя очень важно, куда приводит его исследования и как он в конечном итоге отвечает на этот основополагающий вопрос человеческого бытия, потому что от этого ответа зависит, как человек расставляет приоритеты для себя в жизни, как он определяет для себя смысл жизни.

Очень часто молодые люди обладают большой компетенцией в тех или иных областях знаний, но не знают, для чего им все это нужно: они не знают, для чего они учатся, для чего они должны работать, для чего нужно соблюдать те или иные нравственные нормы. Во многом эта позиция человека в отношении своей собственной жизни, окружающего мира зависит от того, как он позиционирует себя в отношении религии. В этом смысле очень важно, чтобы для каждого человека, который этим интересуется, была бы возможность в рамках университетского курса получать основополагающие сведения о религиозной традиции.

Я хотел бы подчеркнуть, что кафедра теологии предполагает изучение теологических дисциплин на добровольной основе, то есть никто не будет принуждать человека, которого не интересуют теологические проблемы, их изучать и ими заниматься. В рамках общеобразовательного курса такое изучение станет возможным. Учитывая специфику МИФИ и ту уникальную роль, которую играет этот университет в нашей системе образования, я склонен думать, что кафедра теологии в стенах именно этого вуза может играть очень существенную новаторскую роль в том плане, что она будет способствовать диалогу между религией и естественнонаучным знанием, а такой диалог сейчас очень необходим как для носителей естественнонаучного знания, так и для носителей религиозных традиций.

На Ученом совете меня спросили: «Будет ли создание такой кафедры способствовать межконфессиональному согласию в нашем обществе?». Я бы хотел пояснить, что сегодня в России - помимо большинства, идентифицирующего свою принадлежность к Православной Церкви, - проживают и представители других религиозных конфессий, а также те, кто позиционируют себя как атеисты или, как сейчас более модно говорить, агностики. Каким образом кафедра теологии может отражать взгляды этих людей, и помогать студентам, которые пожелают получать знания в том числе и касающихся других религиозных традиций? Должен сказать, что уже имеется положительный опыт работы таких кафедр теологии, которые возглавляются православными священнослужителями, но в рамках которых ведутся спецкурсы по исламу, иудаизму, буддизму, по другим религиозным традициям. Все это может быть создано и на кафедре теологии МИФИ. Для того чтобы такая кафедра успешно функционировала и развивалась, нам очень важно будет слышать ваше мнение и получать от вас запрос на те курсы, ту тематику, которую мы должны разрабатывать и по которой потом будем создавать спецкурсы, лекционные курсы и учебные программы. Я думаю, что сама жизнь должна нам будет подсказать, какие направления теологий, какие направления в области изучения религии мы должны будем в первую очередь развивать, чтобы отвечать на те вопросы, которые наиболее насущны и наиболее интересны для вас, студентов этого университета."



Что думаем об этом?

В Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» создана кафедра теологии. Заведующим кафедры был избран митрополит Волоколамский Иларион, незамедлительно после заседания ученого совета отбывший в зарубежную командировку. Пока заведующий кафедры МИФИ, он же ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры встречался с папой римским и выступал на заседании синода епископов Римско-Католической церкви, «Известия» обратились к проректору Общецерковной аспирантуры протоиерею Владимиру Шмалию с просьбой прокомментировать событие.

Инициатива создания кафедры исходит от МИФИ, - сказал протоиерей Владимир Шмалий. - Началом сотрудничества стал визит патриарха в 2010 году и открытие домового храма .

Отец Владимир (выпускник МФТИ) сотрудничает с представителями университета не впервые: на базе МИФИ проходили курсы повышения квалификации для преподавателей православных семинарий. Тогда лекции о последних достижениях в астрономии, физике, химии и науках о Земле богословам читали профессора МГУ, МИФИ и других вузов. Теперь богословы вернут долг: будут рассказывать об истории Церкви, вероучении, православной культуре и православном богослужении пожелавшим того физикам.

Кафедра теологии пока не будет выпускающей и входит в общегуманитарный блок. Преподавание планируют начать в весеннем семестре. Список лекторов пока не сформирован: в него могут войти как священники, так и светские специалисты. Среди них могут быть и выпускники МИФИ в священном сане, например помощник ректора Московской духовной академии по инновационной деятельности иеродиакон Родион (Ларионов).

Руководство университета не исключает, что со временем кафедра станет выпускающей. Опыт уже есть: в Саровском физико-техническом институте (филиале МИФИ) такая кафедра действует с 2001 года. Уже сейчас в головном вузе церковная сторона настаивает, чтобы при обязательной добровольности посещения курсов кафедры они все же засчитывались студентам как учебная нагрузка.

Выступая после избрания заведующим кафедрой, митрополит Иларион анонсировал лекции и дискуссионную площадку. В МИФИ будут проходить встречи, посвященные темам «Наука и религия» и «Наука и христианское богословие». Сейчас в Межсоборном присутствии РПЦ готовится документ «Соотношение веры и науки», в котором будет выражена позиция Церкви по отношению к современной науке. Эта позиция гораздо сложнее, чем популярные в блогах «конфликт веры и знания» или «отрицание эволюции и ядерной физики». От подобных клише студенты и смогут избавиться.

Нам нужно завоевать доверие студентов, чтобы они поняли, что курсы именно добровольные. Мы хотим сделать курс по истории вероучения, который показывал бы связь фундаментальных идей науки и метафизики (например, идея бесконечности), - рассказал «Известиям» протоиерей Владимир Шмалий. - Кафедра будет ориентироваться на госстандарт по специальности «Теология» (например, на требования к учебно-методическим комплексам).

По словам собеседника «Известий», преподавание не будет узкоконфессиональным.

Речь пойдет о христианской мысли от I до XXI века, в том числе католической. Кроме того, планируется курс истории религии, чтобы поставить христианство в контекст других религиозных традиций. Со стороны одной из гуманитарных кафедр есть предложение подготовить этот курс, и мы открыты к тому, чтобы у нас читали лекции действующие преподаватели других кафедр МИФИ, - рассказал Шмалий.

Преподавание теологии в светском вузе имеет светский характер. Студент не обязан разделять идеи и богословские представления, которые изучает: критический подход никто не отменял. РПЦ не может полностью контролировать работу кафедры. Если однажды ученый совет МИФИ решит преобразовать кафедру, изучать, например, протестантизм или ислам и избрать нового заведующего, не сочувствующего православию, Церковь сможет только публично сообщить, что проект изменился. Своеобразная «гарантия аутентичности» со стороны РПЦ возможна только для православного вероучения.

Таким образом, новая структура не преследует цели подготовить священнослужителя. Правда, без всякой кафедры теологии священниками стали многие выпускники МИФИ, в том числе протоиерей Максим Первозванский (служит в храме Сорока мучеников Севастийских в Москве), протоиерей Сергий Тришкин (служит в храме великомученика Пантелеимона в Северном Бутово), протоиерей Николай Студеникин (служит в Московской области).

Кафедры теологии существуют почти в 50 вузах России. Среди самых известных - кафедры в РГСУ в Москве, в Тульском, Самарском, Рязанском, Тверском, Белгородском госуниверситетах, Социальном институте в Екатеринбурге.

В знаменитом МИФИ открыта кафедра теологии. Ее возглавил глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Поскольку "теология" в России с трудом обретала статус научной дисциплины в светских вузах, такого рода новости вызывают ажиотаж. Кто-то видит в этом продвижение по пути прогресса и возвращение в лоно европейской цивилизации, где теология - признанная научная дисциплина, кто-то - "возвращение в средневековье".

Что же за явление мы наблюдаем? Строго говоря, кафедра теологии уже вторая в МИФИ. Первая была открыта в 90-х годах 2001 году в Саровском физтехе, который несколько лет назад вошел в состав МИФИ. Обучение будущих теологов шло на внебюджетной основе и было в те годы очень востребовано.

Заместитель руководителя по учебной работе Саровского физтеха Владимир Алексеев рассказал "РГ":

По специальности "теология" принят государственный федеральный стандарт, по которому ведется обучение на кафедре. В дипломе у бакалавров значится - "теолог, преподаватель". Никаких сугубо религиозных вещей в стандарте, естественно, нет. Преподавание на кафедре - светское, а среди студентов есть и неверующие люди.

Решение о том, что специальность "Теология" будет в государственных направлениях подготовки кадров, было принято минобрнаукой в феврале 2000 года. В том же году при МГУ было создано отделение Учебно-методического объединения, которое занялось проектом стандарта. Проект стандартов не вызвал никаких нареканий со стороны экспертов и был одобрен. Согласно стандарту, теолог-бакалавр может иметь специализацию в христианской, исламской или иудейской теологии и продолжить учебу в магистратуре. В стандарте подчеркивается, что "теология - это комплекс наук, которые изучают историю вероучений... религиозное искусство, памятники религиозной письменности, религиозное образование и научно-исследовательскую деятельность... историю и современные взаимоотношения между различными религиозными учениями и религиозными организациями". И особо выделено - изучение теологии в системе высшего профессионального образования носит светский характер. Сегодня теологию и отдельные богословские дисциплины преподают уже более чем в 30 вузах Российской Федерации, из них 25 имеют лицензию на подготовку теологов в соответствии с государственным стандартом.

В Сарове, кстати, интерес к специальности поутих. В прошлом году набора на кафедру теологии не было, в этом - тоже, кафедра пока работает как поддерживающая.

Угасающий интерес связан с тем, что обучение платное. И к тому же Саров - закрытый город, приток желающих учиться богословию у нас ограничен, - объясняет доктор физико-математических наук, ведущий сотрудник ВНИИЭФ НИЯЦ и "выпускник" кафедры теологии Игорь Куцык. - Меня в свое время побудила к учебе на кафедре попытка ответить на пограничные для науки вопросы - эволюции мироздания, возникновения человека и разума. И мне хотелось также свою веру сделать более рационально-осмысленной, осознанной. Как многие верующие ученые (мои темы - физика плазмы, атмосферное электричество), я считаю, что религия и наука не противоречащие, а дополняющие друг друга мировоззрения. Наука изучает механизм мироздания, законы, объясняющие, как происходит то или иное явление, а религия говорит о конечных причинах. Когда я был студентом первого курса МИФИ, помню, у нас зашел разговор о религии, и один парень, неформальный лидер, в ответ на чей-то пренебрежительный тон "А ты хоть одного живого попа видел? Я видел, и он меня буквально через 5 минут поставил в тупик". Сейчас этот парень доктор наук и преподаватель МИФИ. Не надо думать, что физики по определению атеисты. Хороший физик понимает, как часто бывает недостаточно естественно-научного подхода. Возникновение Вселенной научными методами не проверить. Хотя бы потому, что однократное событие.

Из выступления митрополита Илариона перед студентами МИФИ:

В нашей повседневной жизни мы сталкиваемся с тем, что блестяще эрудированный человек, который обладает самыми разными познаниями в разных областях, прекрасно знает русскую и мировую литературу, проявляет поразительную некомпетентность, когда речь заходит о религии. Преодоление этой некомпетентности и невежества, которые мы унаследовали еще от советского прошлого, - это самая первая и простая задача кафедры теологии. Но у нее есть и другие задачи. Дело в том, что сферы религиозного и естественно-научного знания очень различны, но они соприкасаются в том, что, собственно, относится к опыту человеческой личности и жизни. Каждый человек, занимающийся наукой, тем или иным образом определяет себя в отношении к религии.

Известно, что среди ученых-естественников есть люди как верующие, так и неверующие. Это связано с личным выбором человека. Но выбор не может быть абсолютно оторван от профессиональной деятельности, потому что так или иначе эти сферы знания смыкаются. Например, человек, который изучает физические законы бытия, строение Вселенной, в какой-то момент неизбежно приходит к вопросу, как все это появилось. ...Та теология, которая преподается в духовных учебных заведениях, и та теология, которая может развиваться на светской академической площадке, - это два совершенно разных вида теологии. Когда мы говорим о кафедре теологии в светском учебном заведении, то мы не предаемся теоретическим рассуждениям, но можем уже говорить на основании практического опыта, поскольку почти в 50 университетах и высших светских учебных заведениях России такие кафедры созданы и функционируют. Должен сказать, что уже имеется положительный опыт работы таких кафедр теологии, которые возглавляются православными священнослужителями, но в рамках которых ведутся спецкурсы по исламу, иудаизму, буддизму, по другим религиозным традициям. Все это может быть создано и на кафедре теологии МИФИ.

Компетентно

Ефим Пивовар , ректор РГГУ:

В свое время я участвовал в разработке стандарта теологии для высшей школы. Церковные иерархи тоже принимали активное участие в этой работе. В стандарте было закреплено, что православный может заниматься исламской, иудейской или буддистской теологией. То есть, будучи приверженцем одной религии, он может заняться изучением другой.

Прямая речь

Митрополит Волоколамский Иларион , заведующий кафедрой теологии МИФИ:

Слушать лекции на кафедре теологии будут те из студентов МИФИ, кому это будет интересно. Посещение лекций будет исключительно добровольным. С учетом занятости студентов изучением основных предметов, вероятно, трудно прогнозировать, что лекции будут собирать огромные аудитории. Главное в данном случае не количество, а качество: качество лекций и заинтересованность слушателей. Инициатива открытия кафедры теологии в МИФИ принадлежит Ученому Совету МИФИ. Я со своей стороны дал согласие на заведование кафедрой, понимая значимость этого вуза для российского образования и науки, искреннюю и осознанную заинтересованность в этом его руководства, а также уже имеющийся добрый опыт сотрудничества этого университета с Церковью.

Михаил Алфимов , академик РАН:

На взгляд, такая кафедра полезна. Дело в том, что большинство ученых смотрят на мир, грубо говоря, с точки зрения атомов и молекул. Но вопросы познания и восприятия мира намного сложней. И здесь может помочь методология религиозного познания. Конечно, речь не идет о примитивных представлениях, будто бы Бог за шесть дней создал мир, а из ребра Адама создал Еву. Важно обсуждать способы познания мира, место в нем человека.

Но принципиально, чтобы на кафедре теологии преподавали люди, которые хорошо знают физику, чтобы они вели мировоззренческие дискуссии и беседы. Это очень важно особенно сейчас, когда ученые активно обсуждают, как возникала наша Вселенная, что с ней будет в будущем, почему она расширяется с ускорением, есть ли бозон Хиггса. Ведя эти дискуссии, физики нередко забывают, что на самом деле наши представления о Вселенной лежат не в физическом мире, а в сфере познания.

Для меня образцом ученого с широким мировоззрением является французский теолог и философ, священник-иезуит, один из создателей теории ноосферы Пьер Тейяр де Шарден. Он внес значительный вклад в палеонтологию, антропологию, философию, создал своего рода синтез католической традиции и теории космической эволюции. Его работы отличают удивительное сочетание строго научного стиля, четкой логики и поразительных по эмоциональному воздействию фрагментов, сравнимых с духовными гимнами великих христианских мистиков.

Словом, считаю, что крайне важно в спорах и дискуссиях о мире и его познании растить поколение не зашоренное на узких догмах. Сам бы с удовольствием поучаствовал в таких диспутах.

Юрий Осипов , президент РАН:

Мы живем и будем жить в светском обществе, где религия отделена от государства. Признаюсь, для меня, как, наверное, и для многих ученых, очень интересно знать, как исторически складывались взаимоотношения религии и науки, почему возник в известном смысле конфликт между светской наукой и богословской. В Средние века первые серьезные научные работы сделаны людьми, которые занимались богословием. А вот выводы, к которым они приходили, - это уже светская наука. Скажем, свое открытие, что видимые движения небесных светил объясняются вращением Земли вокруг оси и обращением планет, в том числе Земли вокруг Солнца, Коперник сделал, занимаясь богословием.

Вообще взаимоотношение науки и религии очень деликатная тема. Для многих вера основана на "живом" Боге, а Библия - книга, где описано, как Творец создавал наш мир. И так было много веков. Но потом появились люди, для которых Бог - это уже некий символ, абстракция. И они стали совсем по-другому смотреть на этот мир, на то, как он возник. Тогда-то пути науки и религии разошлись. Возможно, я ошибаюсь.

И с годами эта пропасть увеличивалась. Но мне кажется, что серьезный ученый должен задуматься, а какова связь между наукой и религией, каково соотношение между верой и знаниями. Хочу отметить, что довольно много очень известных ученых постепенно начинали осмысливать эту связь. Почему? Оказывается, что для миропонимания им не хватает знаний светской науки, как говорится, не удается убедительно замкнуть систему.

В сентябре в Национальном исследовательском ядерном университете МИФИ полноценно заработала кафедра теологии: заведующий кафедрой митрополит Волоколамский Иларион (по совместительству занимающий еще немало других постов) прочитал первую лекцию курса «История христианской мысли», рассказывающую о смысле православия и о жизни Христа. На первую лекцию пришли «несколько сот студентов» - правда, большинство из них послушать митрополита вынудила администрация вуза. Но на кафедре теологии лекции читает не только митрополит; есть там и два общегуманитарных курса - «История искусства» и «Язык как феномен культуры». «Лента.ру» попыталась разобраться, чем занимается вызвавшая столько споров кафедра МИФИ.

Об открытии кафедры теологии стало известно в октябре 2012 года, и тогда же «Лента.ру» о том, что привело МИФИ к такому шагу. Вплоть до начала нового учебного года о кафедре было известно немногое, а именно что ее возглавит митрополит Иларион и что занятия будут необязательными для студентов. В конце августа независимый сайт «Мифист» опубликовал предварительное расписание кафедры теологии: в нем было три курса, и действительно, все они - по крайней мере, формально - являлись курсами по выбору.

Христианская мысль

Курс лекций «История христианской мысли» читает, согласно расписанию, Григорий Алфеев, - это и есть митрополит Иларион, председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени Кирилла и Мефодия, настоятель храма иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке и, по совместительству, заведующий кафедрой теологии. Лекции митрополита значатся как курс по выбору у нескольких групп второго курса факультета управления и экономики высоких технологий (бывший гуманитарный факультет; ныне обозначается как факультет «У»). При этом, судя по расписанию, выбирать студентам особенно не из чего; впрочем, по словам учащихся в МИФИ, «История христианской мысли» обязательным курсом не является и те, у кого он стоит в расписании, на него могут не ходить. Будет ли пропуск лекций чем-то чреват во время сессии, пока что неизвестно: переклички на занятиях не устраивают. В конце курса студентов ожидает зачет (о чем они узнали на третьей лекции), но в какой форме он пройдет, неясно.

Первая лекция в рамках курса состоялась 3 сентября. Началась она с общего введения, за которым последовал показ фильма о личности Христа - первого из цикла «Церковь в истории » авторства самого Илариона, созданный при финансовой поддержке Роспечати. За фильмом последовали аплодисменты - и основная часть лекции. Митрополит Иларион рассказывал о возникновении христианства, о личности Христа и ее значении, об основных догматах и о смысле христианского учения, о Льве Толстом и о Библии. С полным текстом можно ознакомиться на сайте ОВЦС Московского патриархата, а видеозапись лекции выложена на YouTube.

На первой лекции, как отчитался ОВЦС, было «несколько сот человек»: студенты, у которых курс стоит в расписании, ректор, преподаватели и учащиеся самых разных факультетов, захотевшие послушать митрополита. На видео видно, что актовый зал, в котором проходило занятие, полностью заполнен. Однако вскоре выяснилось, что большинство присутствующих были на лекции вовсе не по своей воле.

Например, значительное число студентов на лекции составили учащиеся военной кафедры. Как пишет «Мифист», в 15:45 (лекция митрополита Илариона начиналась в 16:15) весь личный состав кафедры должен был появиться на плацу в гражданском. Оттуда студентов - вне зависимости от того, стоят у них какие-то пары в расписании или нет, - провели в актовый зал, у входа в который уже находилось какое-то количество первокурсников с преподавателями (лекции по истории христианской мысли, напомним, есть в расписании только у второго курса). Накануне во «ВКонтакте» появилось сообщение о том, что 3 сентября в 16:15 ряд групп первого курса физико-технического факультета (факультет «Ф») должны прийти в актовый зал, чтобы послушать «интересную и к сожалению (или к счастью) обязательную» лекцию, которую студентам зачтут как факультатив. Призывали прийти и несколько групп первого курса факультета автоматики и электроники (факультет «А»), при этом призыв исходил от заместителя декана факультета Владимира Шуренкова. Какие санкции могут применить к тем, кто не придет (будь они с военной кафедры, с факультета «А» или с факультета «Ф»), не сообщалось.

Как рассказал «Ленте.ру» студент, пожелавший остаться неизвестным, 3 сентября учащимся на военной кафедре пообещали, что больше принудительного «загона» на лекции митрополита Илариона не будет. Однако через неделю, 10 сентября, ситуация повторилась: в 15:45 вновь всех собрали на плацу, не уточняя цели собрания, и повели в актовый зал. Когда студенты вошли в аудиторию, там не было почти никого. Спустя некоторое время на лекцию стали приходить студенты: среди них были первокурсники, которых сняли с поточной лекции по экономике. У входа в аудиторию тем временем лежало около 200 религиозных книг, в том числе Евангелие, с табличкой «подарок от митрополита». В конце лекции преподаватель задал прочитать что-то (что именно, собеседники «Ленты.ру» сказать затруднились) по этим книгам к следующему разу.

Третья лекция прошла совсем иначе, нежели первые две. Во-первых, она состоялась в той аудитории, которая и указана в расписании, а не в актовом зале. Во-вторых, ни слушателей военной кафедры, ни первокурсников приходить туда уже не заставляли. В-третьих, читал лекцию не митрополит, а один из его помощников.

Еще в самом начале семестра на собрании старост было объявлено, что с каждого курса нужно собрать по 20 человек, которые захотят добровольно посещать «Историю христианской мысли». Эти студенты по окончании курса смогут занести его в свой личный кабинет в качестве достижения, но на что это будет в итоге влиять, неясно. Вместе с тем, студент второго курса факультета экспериментальной и теоретической физики (факультет «Т»), пожелавший остаться неизвестным, рассказал «Ленте.ру», что учащимся предложили посетить необязательную лекцию по теологии во вторник, 1 октября, в актовом зале в 16:15 и потом представить о ней доклад, за который автору дадут 15 баллов по философии (для получения зачета «автоматом» необходимо набрать 50 баллов). Студент подчеркнул, что это - сугубо добровольное дело. По его словам, лекция 1 октября стала второй в числе добровольных лекций по теологии, однако о первой ему и его одногруппникам вовремя не рассказали (если считать с начала семестра, то эта лекция была уже пятой в рамках «Истории христианской мысли» с начала курса).

На лекции 1 октября актовый зал вновь был забит под завязку, и речь на ней шла о причинах раскола христианской церкви и о различии между разными ветвями христианства. Читал ее, по словам студента, какой-то священник (лектор не представился), но не митрополит.

Без сомнения, образованному человеку (будь то технарь или гуманитарий) полезно знать историю христианства, уметь разбираться в особенностях религиозного мировоззрения и владеть представлением о церковной жизни. И МИФИ предоставил людям с богословским образованием площадку, чтобы они поделились со студентами своими знаниями. Однако - судя по той же первой лекции митрополита Илариона - с университетской кафедры к студентам-второкурсникам обращаются как к слушателям воскресной школы, не с информацией, основанной на фактах и источниках, а с отеческим увещеванием о важности личной встречи с Христом. Происходящее, собственно, и теологией-то не назовешь - в силу элементарной неготовности аудитории к постановке сколько-нибудь сложных богословских проблем. Если критики самой идеи открытия кафедры теологии в МИФИ опасались, что священники начнут вести карикатурную религиозную пропаганду и выступать с антинаучными заявлениями, то этого, конечно, не происходит; и все же митрополит Иларион и его помощники читают не университетские лекции, а проповеди, пусть и с учетом того, что их слушатели - не прихожане храма. Но проповеди не место в светском учебном заведении.

Искусство

Впрочем, на кафедре теологии читается не только курс «История христианской мысли», вызвавший неоднозначную реакцию из-за попыток руководства МИФИ заполнить ради митрополита актовый зал. В расписании значатся еще два курса. Первый из них, «История искусства», проходит по пятницам в 12:45. Он - вместе с «Культурологией» - является курсом по выбору для пяти групп второго курса факультета теоретической и экспериментальной физики (факультет «Т»). Об искусстве студентам МИФИ рассказывает профессор Степан Ванеян, или, иначе, - отец Стефан . Ванеян в 1989 году закончил отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ, а спустя десять лет - аспирантуру этого же факультета. В 1999 году он был рукоположен в иереи и начал служить в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Капотне, где несет послушание до сих пор. В 2007 году Ванеян защитил докторскую диссертацию по искусствоведению. Помимо МГУ, профессор читает курсы в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете , заведует в ПСТГУ кафедрой истории и теории христианского искусства и кафедрой церковных искусств и археологии в Общецерковной аспирантуре и докторантуре (той самой, которой руководит митрополит Иларион).

Для чтения курса об искусстве в МИФИ кандидатуру Ванеяна, как рассказал сам он «Ленте.ру», предложила Ирина Новохатько . Сама Новохатько работает на кафедре социологии и гуманитарной культуры МИФИ с 1979 года, читает студентам курсы политологии и социологии. «Это прозвучало и затихло, а нынешней весной мне уже поступило предложение от имени ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры [митрополита Илариона] - „а не хотите ли вы?“. Это прозвучало как „хочу, могу и не хотеть“. Но это то предложение, от которого невозможно отказаться, тем более что мне самому показалось это интересным, потому что это могло выглядеть не как богословие, где я не вправе претендовать на полную и законную компетентность, а именно как умозрительное искусствознание, к которому я весьма склонен», - рассказывает Ванеян. Он позиционирует себя при этом не столько представителем Общецерковной аспирантуры или кафедры теологии МИФИ, сколько профессором отделения теории и истории искусства истфака МГУ, представителем университетской науки и соответствующих традиций.

Ванеян согласился прочитать курс искусствоведения в МИФИ, рассчитывая «особенно не напрягаться», поскольку теорию искусства и методологию искусствознания в МГУ он преподает уже почти 15 лет. «На истфаке МГУ со всеми традициями историзма, возможно, имеются проблемы со всеобщим искусствознанием. Мне показалось, что здесь у меня чуть более развязаны руки как раз перед физиками, которых мне представили как по большей части совсем непорочных позитивистов (но это, на самом деле, конечно, миф)», - говорит он. В итоге искусствовед стал преподавателем МИФИ.

В рамках своего курса Ванеян рассказывает о теории искусства с присовокуплением «необходимых и неизбежных общих разговоров» о психологии, социологии, культурологии. «Теология у меня по курсу только в конце запланирована в качестве некоторого итога», - говорит он. В частности, профессор рассказывает не только о характере активно-конструирующего зрительного восприятия, но и знакомит студентов с именами Карла Поппера , Пола Фейерабенда , Томаса Куна и Имре Лакатоса . «Я всего лишь надеюсь расширить их эпистемологический горизонт», - подытоживает Ванеян.

По итогам лекций, на которые ходит около 50 человек, будет зачет. «Там есть группа тех, кто считает, что нужно ходить, чтобы сдать зачет; есть группа тех, кому забавно; и есть группа тех, кому интересно», - говорит Ванеян о студентах.

Мнения студентов, посещающих «Историю искусства», разнятся. Так, студент по имени Леонид говорит, что Ванеян рассказывает интересные вещи не только про искусство, но и про мировоззрение вообще. «Читает он, на мой взгляд, не столько об истории искусства, [сколько] о жизневосприятии всего вокруг, будь то искусство или повседневность. После первой лекции я начал как-то иначе понимать некоторые вещи», - рассказывает он. Леонид добавляет, что Ванеян умеет заинтересовать публику и что лекции у него увлекательнее, чем у других преподавателей с кафедры теологии.

Однако есть и противоположные мнения. «Читаются они [лекции] ужасно, очень много воды, смысла мало, почти все студенты засыпают во время лекции, многие не ходят на нее», - рассказал «Ленте.ру» второкурсник факультета «Т», пожелавший остаться неизвестным. Сам он со второй лекции начал ходить на курс культурологии, где «преподаватель молодой, адекватный, говорит интересные вещи, о которых просто так (с уроков в школе или ненаучной литературы) не узнаешь» - например, факты из древней и современной истории и социологические феномены (преподает «Культурологию» аспирант-социолог по фамилии Царьков).

Каждый раз, говорит второкурсник, на культурологию приходят еще по 3-4 студента, до этого посещавших историю искусства. Леонид уточняет, что на первой лекции Ванеяна, действительно, было больше всего слушателей; а со второй и далее на курс ходит постоянный состав - не больше 40 человек, при этом многие из них - вовсе не те, у кого «История искусства» стоит в расписании: слушают Ванеяна и старшекурсники, и студенты иных факультетов, кроме «Т».

«Профессор Новохатько была на второй лекции, она была удовлетворена и даже весьма довольна, - рассказывает Ванеян о реакции коллеги на свой курс. - Я только боюсь, что это может быть слишком умозрительно, мне нужно больше думать об иллюстративных вещах», - замечает он, уточняя, что по ходу курса он планирует привлекать и наглядный материал, а главное - водить студентов в музеи - «к живым произведениям».

И по отзывам студентов, и по словам самого Ванеяна, никакой особой религиозности в его курсе нет, «хотя без веры - хотя бы в собственную возможность познания и в собственную аксиоматику - не может быть никакой науки, хотя не всякая наука готова говорить о том, кто - источник всякой веры», добавляет он. Ванеян, в конце концов, пытается просто увлечь студентов иной областью научных знаний и иным способом их приобретения. «Я не посягаю на их убеждения, они вполне могут оставаться ортодоксальными естественниками», - добавляет он.

Язык

Еще один курс кафедры теологии называется «Язык как феномен культуры». Он, как и «История искусства», стоит в расписании у второкурсников факультета «Т» - у тех, кому не предложили слушать курс Ванеяна. Эти студенты могут выбирать между «Языком» и «Русским языком и культурой речи» (последний читает старший преподаватель Ольга Арбатская). «Язык как феномен культуры» читает доктор филологических наук Александр Волков, специалист по риторике, заведующий на филологическом факультете МГУ имени Ломоносова кафедрой общего и сравнительно-исторического языкознания и читающий всем первокурсникам филфака лекции по курсу «Введение в языкознание». Говорить с «Лентой.ру» о своей работе в МИФИ он отказался, сославшись на занятость.

Помимо МГУ, Волков - как и Ванеян, и митрополит Иларион - преподает в духовном заведении. Правда, не в Общецерковной аспирантуре и докторантуре, а в Московской духовной академии, где он читает курсы риторики и введения в языкознание. Кроме того, Волков является редактором раздела «Филология» на православном образовательном портале «Слово». Сын Волкова, также Александр, служит дьяконом в домовом храме МГУ - храме святой мученицы Татианы - и руководит пресс-службой патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Студенты филфака МГУ знают о религиозности Волкова-старшего (на факультете даже ходят слухи, что сдать зачет Волкову проще, если он утром был на службе), однако это знание из разряда факультетских легенд, которые передаются из уст в уста - лекции Волкова совершенно не выходят за рамки языкознания и не уклоняются в теологию.

В МИФИ, как рассказал «Ленте.ру» второкурсник факультета «Т», посещающий курс «Язык как феномен культуры», Волков «довольно интересно» рассказывает о происхождении слов, о звуках в словах и о том, как по ним можно догадаться, где живет носитель языка. «Нам ничего не навязывают на лекциях, просто сидишь и слушаешь», - говорит студент. По его словам, о том, как будет проходить аттестация по итогам курса, пока что ничего неизвестно; не исключено, что слушателям просто проставят зачет по посещаемости. Всего на лекции ходят около 30 человек, но некоторые из них не слушают лектора, а занимаются математикой.

***

Введение в общее языкознание и введение в искусствознание, которые по сути читают Волков и Ванеян, - это вполне логичное расширение гуманитарного блока МИФИ, где уже есть и философия, и культурология, и культура речи, и социология. Однако к теологии эти предметы не имеют никакого отношения, за вычетом разве что воцерковленности самих лекторов (что, в общем, их личное дело и не должно влиять на качество читаемых ими курсов). После года тревожного ожидания выяснилось, что гора родила мышь: новое административное подразделение в рамках МИФИ, броско названное кафедрой теологии, на деле предложило студентам либо вполне традиционные гуманитарные предметы, либо пастырское наставление (с опорой на мягкие принудительные меры со стороны администрации), для которого современные московские студенты-физики наверняка найдут адекватное место в списке своих интересов. Невольно напрашивается вопрос: неужели весь этот шум надо было поднимать исключительно ради того, чтобы знаменитый ядерный университет получил одобрение в глазах патриархов Русской православной церкви? Но науке об этом пока ничего неизвестно.

seonizator 19 октября 2012 | 13:48

///так читали Вы Александра Меня? прочтите "Сын человеческий".
у меня 99-процентная уверенность, что Вы воюете с внушенным Вам с детства образом врага, тогда как суть самого христианства остается Вам неизвестной. ///

Я не только читал, я был с ним знаком. Так вот, не отрицаю обаяния личности, и, он, как мне кажется, был искренним, то есть верующим во всю эту феерическую чепуху.

Человек он был обаятельный, повторяю, но та та же самая логическая и гносеологическая дремучесть, что и у любого верующего. Тол есть нормально развитый старшеклассник разнесет этот его бред без проблем. Набор все тех же схоластических приемов и благоглуплстей.
Зачем этот бред в ВУЗЕ?
Пойми те же,ткут одно из двух: либо образование, либо богословие, то есть средневековая картина мира, которая - просто непристойность в наше время.
Говорить сейчас о природе Троицы - все равно, что обсуждать рецепты получения червей из грязного белья и помоев. То есть дикость - это ваше богословие. Позорище и дикость!

уСЕ понятно: кафедра теологии в МИФИ будет объяснять смысл жизни студентам, которые его потеряли или не нашли, а также поставит логичную точку в конце каждого исследования - еще дальше исследовать бессмысленно и даже вредно, ведь над всем этим Бог, а пути его неисповедимы...

Логичный материалистический вопрос: почему кафедру теологии в МИФИ либеральная общественность считает мракобесием, а точно такие же кафедры в Кембридже, Оксфорде, Сорбонне - нет? Двойные стандарты?

andry58 20 октября 2012 | 13:56

Думаю, сейчас на меня накинутся, но должен заметить, что человек, который понимает, что такое второй закон термодинамики, слышал о принципе минимума диссипации энергии (Н.Н. Моисеев) и явлениях самоорганизации, не может не понимать, что очень многие постулаты веры, независимо от конфессии, с точностью до названий соответствуют многим постулатам науки.
К сожалению, на данном форуме нет достаточно образованных людей...

Кстати, с формальной точки зрения, как этот поп может возглавлять кафедру в вузе, не имея высшего образования? Они все, иерархи РПЦ, без высшего образования, а фактически и, вообще, без образования.

Митрополит Волоколамский Иларион - доктор философии Оксфордского университета (1995 год); профессор богословского факультета Фрибургского университета (Швейцария, 2011 год); член Союза композиторов России

Справка: Илларион - Григорий Валериевич Алфеев, высшего образования нет, учился на композиторском ф-те Московской государственной консерватории, но не окончил... В 1993 году был направлен на стажировку в Оксфордский университет, где под руководством епископа Диоклийского Каллиста работал над докторской диссертацией на тему «Преподобный Симеон Новый Богослов и Православное Предание», изучал cирийский язык под руководством профессора Себастиана Брока. В 1995 году окончил Оксфордский университет со степенью доктора философии (Ph.D) - вы считаетет это образованием, приравненным к высшему образованию в России?

Союз композиторов Вас не спросил...
И ученый совет МИФИ Вас не спросил...
И Фрибургский университет Вас не спросил...
И Оксфорд Вас не спросил...
Смиряйтесь и привыкайте к демократии и либерализьму. Ваше мнение никому не интересно - ни в Великобритении, ни в Швейцарии, ни даже в Союзе композиторов в МИФИ...))
О Вас никто никогда не узнает((

Мне еще 20 лет назад мои дети подарили большой значок и повесили над моим письменным столом: "Идиотизм вечен". Но как-то не хочется с этим смиряться... И не надо про всю Великобританию, и про всю Швейцарию, и про весь Оксфорд - там не только идиотизм, хотя и его хватает... И про мою известность не волнуйтесь - она, хотя бы, в ВикипедиА...

Кстати, что он делал на факультете КАТОЛИЧЕСКОЙ теологии - опровергал "романскую ересь", или он - засланный "попист"? Судя по возрасту, господин Алфеев может стать следующим патриархом. Куда смотрит ФСБ?

Либералы и интеллигенты проспали приход Гитлера.
Политкорректность тоже приняла какие-то уродливые формы.

Григорий Валериевич Алфеев - Иларион - метит в Патриархи наверняка.

Хорошо, конечно, что в отличие от его братьев по цеху, он не тачки дорогие коллекционирует, а всевозможные звания. Нв первый взгляд безопасно....

Фактически у него нет никакого образования! МДА - библию изучает!

//В 1989 году заочно окончил Московскую Духовную Семинарию, а в 1991 году Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. В 1993 году окончил аспирантуру МДА.//

Вот если бы он стал доктором по лингвистике, на базе сирийского языка!

Анатолий
P.S. Сири́йский язы́к (ܠܫܢܐ ܣܘܪܝܝܐ leššānā Suryāyā) - ныне мёртвый язык, потомок арамейского языка.

Оно, может, и умно - учредить кафедру теологии, но учреждение сие противоречит одному из новозаветных положений.
"А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос". (От Матфея 23:8-10).

Ведущие университеты мира имеют в своем составе отделения теологии: Кембриджский университет; Гарвардский университет; Йельский университет; Оксфордский университет; Чикагский университет и мн.др.

Кстати, во всех учебных заведениях Италии - над доской обязательно висит распятие. Недавно попытались это правило отменить - не получилось. Что, и мы тоже... А кто-то, где тепло, ходит с перьями в... - красиво. И мы тоже?

Уважаемая Маша, кроме перечисления кафедр поинтересуйтесь годом создания кафедр а также современные объекты и способы исследования. В настоящее время работа кафедр ничего общего с пропагандой христианства среди студентов и профессоров не имеет

Религия - это не знание, это вера. Закон Ньютона - везде закон Ньютона, и даже в другой галактике - закон, хотя и не Ньютона. А религий только на Земле более тысячи... Не знают китайцы ничего про Христа, и вполне разносторонне мыслят...

stranger39 17 октября 2012 | 12:48

Теологи будут доказывать, что библейская легенда о сотворении мира и человека не противоречит данным современной науки.Что теория о происхождении видов путем естественного отбора неверна, поскольку имеется альтернативная точка зрения. Что принципы морали имеют божественное происхождение, а не являются обобщением тысячелетнего опыта человечества. И так далее. Кафедра теологии будет распространителем мракобесия. Поздравляю МИФИ со столь ценным приобретением!

ТО masha_s_uralmasha

А разве я утверждал, что в американских ВУЗ"ах не нарушается упомянутое мною положение Нового Завета? Но зато в Штатах не осуждают людей на основании постановления Трулльского собора...

Ведущие университеты мира имеют в своем составе отделения теологии=
Маша, собралась с вами пополемизировать... да передумала, если человек не понимает, зачем?... Хотя бы поройтесь в Википедии и проанализируйте.

Маша! Уралмаш - эьто приговор, по крайней мере интеллектуальный.
Не нужно тыкать пальцев в Университеты. Вот вопрос - MIT или Бауманка имееют кафедру Теологии? Ась! Не слышу ответа!!!

Вот МГУ или ЛГУ могут открыть такую кафедру, а профильный Институт - нет!!!

Неверующий Анатолий

Имхо, Бауманка - единственное место, где еще можно получить образование. МИФИ до сегодняшнего дня тоже сюда относился. Но... Осталось только Бауманке сделать инъекцию попов - и с образованием у вас будет покончено.))

samaryanka7591
"Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа". (От Матфея 28:19).
Правильно! можно просто информировать. А можно формировать мировоззрение. Так вот, Иисус высказался против последнего.

Ну Вы-то произошли из ребра. То есть, из ЕДИНСТВЕННОЙ кости в организме, в которой нет мозга. И знаете, это ОЧЕНЬ заметно.

Миф - дело субъективное.
Праматерь, к которой восходят все типы современных людей, жила в Восточной Африке не менее 200 тысяч лет назад. Ученые назвали ее "митохондриальной Евой". Анализ показал: Х- хромосома примерно на 20-80 тысяч лет старше мужской Y- хромосомы.
Сначала существовало сообщество женщин-гермафродитов. Они могли и рожать и оплодотворять. Размножение происходило в результате сексуального контакта двух женщин-гермафродитов.
В результате мутаций, связанных с изменениями в окружающей среде, изменилась одна из двух Х-хромосом. В каждой женской Х-хромосоме содержалось 3800-4000 генов, а в мужской Y- хромосоме - только 1500. То есть изначально, на генетическом уровне предопределена их лидирующая роль. К тому же мужчинам, чтобы продолжить род, прежде всего, нужны были женщины.
http://www.tihoplav.ru/notallow/note06.html

В Швейцарии все законы, принятые парламентом, могут быть утверждены или отвергнуты на всенародном референдуме. Для этого после принятия закона в 100-дневный срок необходимо собрать 50 тысяч подписей.
Я думаю, в России, многие "раздражающие" вопросы можно легко снять референдумом. А чтобы не тратить лишних денег, надо сразу собрать "корзину" вопросов и вынести на референдум (предварительно опубликовать и подискутировать в т.ч. на "Дожде").

Интересная может получиться дискуссия о православной ядерной физике)))
Референдум о кривизне пространства наверняка будет поддержан ЦИК после одобрения РПЦ МП)))

seonizator 17 октября 2012 | 12:55

дискуссия всегда кончается элементарными вопросами:
1. Что такое Бог

3. Какой из множества правильный и почему?

Тут надо либо бредить про Отца и Вседержителя и про то, что он един, только пути к нему разные, либо, что логичней - ставить в угол на горох, как и положено при изучении Закона Божия. :)))

Короче: кто не понял - НЕ_ЗА_ЧЕТ!

seonizator
2. Как его обнаружить воспроизводимыми методами?
===============================================

Следует добавить - неразрушающими, поскольку каждый второй верующий утверждает, что Бог в его сердце или душе.
А пока будем ждать назначения руководителем ВАКа кого-нибудь из православного клира. Скорее всего г-на Чаплина.

Есть старая индийская мудрость: «Когда приходит смерть, даже собака бежит в храм…»
А занятно было бы увидеться всем нам на том свете…)))

Время летит быстро))

masha_s_uralmasha
«Когда приходит смерть, даже собака бежит в храм…»
=================================================

Интересно, к какому индуистскому богу бегут их собаки?
А в православные храмы собак не пускают, утверждают, что у них не души. Хотя многие собаки к хозяину относятся душевнее и с большим пониманием, чем другие люди))).

dabbler 17 октября 2012 | 14:39

Теперь осталось открыть дисскусию об отличительной особенности строительства православных реакторов по сравнению с будийскими на примере Фукусимы. А ежели зайдет разговор о Чернобыле, то всему виной безбожники и атеисты.
Что такое божественная сила? Это божественая массса умноженная на божественое ускорение.

dabbler
Повторяю свой коммент, который ускакал на 6ю страницу, видимо, по воле божьей.

Священики РПЦ уже прослушали курсы лекций лучших физиков и биологов России, и отныне ни один государственный экзамен не будет сдаваться без присутствия в комиссии сертифицированного православного ученого. Ни одна дипломная работа не будет рассматриваться без рецензии настоятеля местного собора. Кандидатские и докторские диссертации прежде поступления в ВАК должны быть одобрены синклитами теологов в составе учёных советов.
Трепещите безбожники.

dabbler 17 октября 2012 | 15:55

На смену марксистко-ленинской науки, после некоторого перерыва, идет наука православная. Но если марксистко-ленинская идеологий продукт 19-20 веков, то основы православия уходят ко временам Аристотеля. Боюсь что от привнесения теологии в науку не будет пользы ни науке ни теологии, а получется нежизнеспособная химера.

Да, и еще. Из-за притягивания за уши Болонской системы, даже Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского теперь называют университетом (в скобочках пока, правда). Так что самое время пристроить там факультет теоретической физики, или, например, металловедения. Ура!

Какие же вы злые и непонятливые... Зачем ругаться?
1. Никто, нигде и никогда не заставлял и не будет заставлять какого-либо насильно изучать какие-либо религиозные учения.
2. Каждый желающий должен иметь право выбора: изучать или не изучать светскую этику или религиоведение.

Вопрос:
В чем вы видите нарушение принципов либерализма и демократии?
Поясняю вопрос:
Должен ли Матвей Ганапольский спрашивать у вас (у Думы, у кровавой гэбни, у Новодворской, у Госдепа и т.д. по списку) разрешение на изучение его детьми основ Талмуда?

Должен ли Матвей Ганапольский спрашивать у вас (у Думы, у кровавой гэбни, у Новодворской, у Госдепа и т.д. по списку) разрешение на изучение его детьми основ Талмуда?
=======================================================================

Нет не должен. Но его дети должны изучать талмуд только в сертифицированном Государственном Университете. Иначе Иегова не примет у них экзамены)))

Вот видите, Вас опять интересуют личные дела Ганапольского... и не только)) что же вы за либералы такие... прям большевики какие-то))

seonizator 17 октября 2012 | 15:13

//Должен ли Матвей Ганапольский спрашивать у вас (у Думы, у кровавой гэбни, у Новодворской, у Госдепа и т.д. по списку) разрешение на изучение его детьми основ Талмуда? \\

Да конечно не должен пущай изучает, только каким боком тут государственные светские учебные заведения?

Маша, я очень строгий. Это знали все мои студенты.
Это Вы может быть учились чему-нибудь и как-нибудь.
А я учебе отношусь серъезно.
Непременно в ГосВУЗах. Уже объяснил почему.
Талмуд, православие и даже индуизм, чтобы знать, куда бежать собакам - всё только через сертифицированные кафедры. И не за деньги экзамены и зачёты сдавать, а по честному. Вот так и не иначе))

я не хочу обощать и обижать порядочных и умных людей-атеистов - вас тут много, но у вас, признаться, завидная компания:

Иосиф Сталин, атеист: более 20 миллионов трупов
Мао Цзэ Дун, атеист: более 40 миллионов трупов
Пол Пот, атеист: 2 миллиона трупов
Ким Ир Сен, атеист: 5 миллионов трупов
Фидель Кастро, атеист: 1 миллион трупов
А также:
Чингисхан, Дракула, Наполеон, Гитлер.

И Лукашенко до кучи))

seonizator 17 октября 2012 | 15:25

//не хочу обощать и обижать порядочных и умных людей-атеистов - вас тут много, но у вас, признаться, завидная компания: //

Ой, только не надо вынуждать нас перечислять чрезвычайно симпатичных клерикалов.:))))

Собственно, боле преступного мразятника, чем христианство - в истории н7е было.
То, что творили коммуняки - детские шалости.
Христосики, с их воскресиками - самая людоедская идеологема в истории человечества.

И потом, а что если среди атеистов были нехорошие ребята, то это свидетельство бытия Господня, или что?

Что за логика - принять совершеннейшую ахинею, чтобы вести себя хорошо?

Тем более, что практика говорит об обратном.

>>И потом, а что если среди атеистов были нехорошие ребята, то это свидетельство бытия Господня, или что?

Ну из РЕБРА ее сотворили, ага? из РЕБРА. А в нем нет мозга. Даже костного.)))))))))))))))

Душечка, у Вас поразительное отсутствие мозга.Про батьку-не знаю, но откуда Вы взяли остальную чушь?
А был бы мозг-сообразили бы, что церковных примеров от Рима до Мадрида приведут миллион.

seonizator 17 октября 2012 | 19:42

Я даже не пойму о чем тут спор.
Разумеется, что мужику в сарафане и колпаке с церковно-приходской школой,
который на полном серьезе рассуждает о Творце, непорочном зачатии и чудесном воскрешении - самое место заведовать кафедрой в МИФИ.

А кто-то еще сомневается?

anthimus
вы нелогичны.
давно эволюционизм в обязательной программе, и у вас это никаких возражений не вызывает.
вы уверены, что теологию переведут в состав обязательных предметов только завтра, но боретесь с ней уже 17.10.12.

seonizator 17 октября 2012 | 23:01

В защиту здравого смычла.
Насчет незнан6ия:

seonizator 17 октября 2012 | 23:01

//дружно встали на защиту права на незнание? //

В защиту здравого смысла.
Насчет незнан6ия:
Богословие, ровно такое же знание, как алхимия, астрология, нумерология и хиромантия.
То есть средневековая схоластика, не имеющая отношения к образованию.

seonizator 17 октября 2012 | 23:02

//дружно встали на защиту права на незнание? //

В защиту здравого смысла.
Насчет незнания:
Богословие, ровно такое же знание, как алхимия, астрология, нумерология и хиромантия.
То есть средневековая схоластика, не имеющая отношения к образованию.

seonizator
здравый смысл начинается оттуда же, откуда и знание.
-
вы постигли все перечисленное вами, и убедились в тщете познанного?
готов был бы положиться на ваше суждение, кабы не ваше заключительное уверение в том, что средневековая схоластика не имела отношения к образованию.
мы с википедией выражаем вам недоверие, потому как: "схоластика (греч. σχολαστικός - учёный Scholia - школа) - систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов", - то есть, эт такая штука, которая не то что "имела отношение", а прямо входила в тогдашнее образование.
-
если хочется сказать, что сейчас не средние века, что теперича не то, что давеча, то, для начала, чтобы подтвердить этот спорный тезис, попробуйте, хотя бы, воспроизвести без словаря, хотя бы, закон Ома, хотя бы, для участка цепи.
потом сопоспоставим: в средние века этого закона не знали, ныне же - ...

olga_fra_oeen 18 октября 2012 | 04:13

"что все так вздыбились? дружно встали на защиту права на незнание?"
Библиотеку пускай пополнят литературой - кому надо, прочтет, так же, как и раньше читали. А с начётничеством незачем соваться в МИФИ.

olga_fra_oeen
так. вы вносите предложение о переводе курса теологии на заочную форму обучения.
не знаю, чем заочная форма лучше очной? обучение в заочной форме не является начетничеством?
ну, допустим.
-
а почему таким недовольным тоном?

olga_fra_oeen
я все понял. я просто, извините, как говорят, прикалывался.
-
объективно, вы не вообще против официальной проповеди.
вы против другой проповеди. вы требуете не допустить преподавание другой точки зрения на наш мир, ориентируясь на худших носителей этой точки зрения.
а вы читали умных и добрых? Александра Меня, убитого в 90-х, например?
ничего прогрессивного в запрете любого знания нет.
вы и ваши единомышленники - добросовестные продолжатели "дела Ильича", запрещавшего Библии и расстреливавшего священников.
-
я не в защиту рпц. я вообще не считаю ее настоящей христианской церковью. в значительной степени она сама виновата в негативном отношении к ней многих. но не считаю верным из-за несовершенства, неверности, и даже порочности отдельных представителей человеческой организации /той же рпц/, запрещать знание мировых религий.

olga_fra_oeen 19 октября 2012 | 12:19

Не надо приписывать мне Ваши соображения. Вы специально (возможно злонамеренно) смешиваете проповеди и знания.
Высшая математика, физика, теория автоматического управления и даже сопромат - это знания.
Даже добрая проповедь - всего навсего проповедь, и знанием не является, и в МИФИ не стоит включения в учебный план.
Не говоря уже о том, что кафедра заявлена не "мировых религий", и даже не "религиоведения", а "теологии". Это, в совокупности с картинкой нескольких православных духовных лиц при отсутствии представителей каких-либо других конфессий, говорит мне о том, что студентов будут учить вместо "мусульманская церковь" писать "мусульманское капище".
"вы и ваши единомышленники - добросовестные продолжатели "дела Ильича", запрещавшего Библии и расстреливавшего священников." Это исключительно Ваши измышления. Не передергивайте, стыдно.

olga_fra_oeen
кто ж из нас смешивает и приписывает?
связываете кафедру с проповедями Вы. почему и зачем?
я связываю кафедру с преподаванием /что естественно для учебного заведения/ предмета.
-
Вам обидно, что Вас сравнили с большевиками.
приношу свои извинения за слова о расстрелах. в части же запретов на громадный пласт религиозного знания, Вы - верный ленинец.
-
так читали Вы Александра Меня? прочтите "Сын человеческий".
у меня 99-процентная уверенность, что Вы воюете с внушенным Вам с детства образом врага, тогда как суть самого христианства остается Вам неизвестной.
-
откройте глазами и подойдите ближе, не бойтесь.

olga_fra_oeen 19 октября 2012 | 14:21

Объсняю еще раз.
В учебное заведение светского государства пришли священнослужители одной религиозной конфессии для того, чтобы сделать там кафедру изучения Бога. Про мировые религии говорите Вы, а не новый зав.кафедрой. Распространение сведений о Боге в рамках одной конфессии и силами служителей этой конфессии является проповедью.
С какого перепугу государственное учебное заведение тратит деньги на проповедь одной религии? С учетом того, что это alma mater, я считаю нужным выразить свой протест.
Я не хочу запретить "громадный пласт религиозного знания". Просто считаю, что попы могли бы свой факультатив осуществлять в рамках кафедр философии или обществоведения, которые, я уверена, в МИФИ есть.
С Вашей "99-процентной уверенностью" Вы попали пальцем в небо. Александра Меня я читала. Как Вы, возможно, знаете, датской Фолькекирке быть государственной церковью неожиданно проблематично. Но проблема разрешилась способом, который мне очень понравился - цивилизованный выбор свободных людей.
Как Вы, возможно, заметили, православную церковь этот выбор напугал до такой степени, что они с католиками срочно решили подружиться на этой почве.
А королеву я просто люблю, она замечальная.

olga_fra_oeen
чем больше Вы разворачивали свой протест, тем менее понятными становились его причины.
-
сращивание одной конфессии с государством? - но в Дании Вас это не смущает.
отсутствие свободы выбора? – но, вроде как, объявлено о добровольности обучения.
-
так в чем дело? просто по-девичьи: «не люблю и все!»? – такая позиция тоже имеете право на существование /единственная, не требующая обоснования и не подлежащая критике/. но тогда так и нужно говорить.
-
мне лично сращивание церкви с госмашиной не нравится, но по другой причине: /никто не может служить двум господам; кесарю - кесарево, Богу - богово/ это идет в ущерб главному предназначению церкви – служению Богу.
а введение преподавания теологии – одобряю. никого ни к чему оно не принуждает - 1. любое знание лучше незнания /будь ты хоть буддистом, хоть атеистом/ - 2.

olga_fra_oeen 24 октября 2012 | 02:11

Я Вас поняла. "кесарю - кесарево, Богу - богово" соглашусь. Если продолжить про Данию, то это все же исторически страна одной церкви. При этом все другие религии, включая атеизм, уважаются. И не просто лозунгами, а на деле, как я уже писала.
Теперь вернемся в МИФИ.
Вас не смущает кафедра без студентов? Разрешите Вам сказать, что такого не бывает. Если есть кафедра, то будут там и студенты, и, соответственно, ни о какой добровольности и речи не будет.
Про знание лучше, чем незнание, я тоже с Вами соглашусь.
Вот только это не про МИФИ. Там и в советское время студенты набирались знаний и об опальных (несоветских) философах, и об экономических моделях помимо официальной политэкономии, и об индуистской космогонии. Не говоря уже о времени более свободном. А теперь приходит священнослужитель и из всего этого разнообразия норовит оставить только маленький кусочек.
Да в МИФИ даже гражданскую оборону с интегралами преподавали. А новый завкафедрой, судя по анамнезу, не способен не то, чтобы оперировать интегралами, но даже понять историческую роль интегрального исчисления для развития миропонимания человечества. А еще есть мнимые числа и у них своя роль. Энтропия. Все и всякие базовые физические теории.
Вся та теология, которой он хочет научить студентов - всего-навсего одна модель, которая хоть физиками, хоть программистами расписывается за несколько часов полностью со всеми параметрами, граничными условиями и управляющими функциями.
Вы утверждаете, что группа священников пришла к косным физикам в МИФИ защищать светлые идеалы Просвящения. Мне смешно это читать.

olga_fra_oeen
"Если есть кафедра, то будут там и студенты, и, соответственно, ни о какой добровольности и речи не будет."
- наличие студентов – признак кабальности отношений? тогда любой вуз – каторга.
-
«Там и в советское время студенты набирались знаний и об …, и об …. А теперь приходит священнослужитель и из всего этого разнообразия норовит оставить только маленький кусочек.»
- немножко дать – это то же, что остальное отнять?
-
«новый завкафедрой, судя по анамнезу, не способен … понять историческую роль интегрального исчисления для развития миропонимания человечества.»
- ну, не так все безнадежно: В 1995 году окончил Оксфордский университет со степенью доктора философии.
-
«утверждаете, что группа священников пришла к косным … защищать светлые …»
- не травите себя. я не говорил, что преподаватели – адвокаты или пограничники. любые /независимо от предмета/ преподаватели – это только даватели.
-
не грустите.

olga_fra_oeen 30 октября 2012 | 14:13

Проверьте с словарях значения следующих слов: добровольный, обязательный, кабальный.
- "немножко дать – это то же, что остальное отнять?" Не подскажете, там для поклонного креста памятник снесли или, может, другое место нашли? Так что, пока они именно отнимают.
-Степень доктора, о которой Вы упоминаете, была включена в анамнез. Не приближает к интегралам ни на полшага.
Хорошей Вам погоды.

olga_fra_oeen
Ваше задание я выполнил со всей тщательностью, во всем разобрался.
докладываю:
1. в русском языке под словом: «они», обычно подразумевают всех врагов. в этом смысле, действительно, снесли все кресты и памятники «они». если «там» раньше стоял памятник, а теперь его нет, эт точно «их» рук дело. и если найдется «другое место», «они» там тоже чего-нибудь снесут.
2. доб-ро-воль-ный - совершаемый по собственному желанию, без принуждения.
3. обя-за-тель-ный - необходимый, безусловный для исполнения; непременный.
4. кабала - договор или долговое обязательство, ставящее должника в личную или имущественную зависимость от заимодавца, а также сама такая зависимость. в переносном смысле слова: полная, почти рабская зависимость.
5. каторга - подневольный карательный труд на пользу казны. -
итак, ничья.
ну что ж. будем утешаться тем, что мы с Вами сделали все, что могли.
-
всего Доброго!
заходите.

seonizator 18 октября 2012 | 09:34

В МИФИ логичней было бы открыть кафедру астрологии, в Менделеевке - алхимии.

Мракобесие на марше в общем.
Докатились до средневекового схоластического бреда в ВУЗе.



Статьи по теме: