Зверинецкий монастырь. Фотопутешествие. Зверинецкий пещерный монастырь

Множество чудесных и старинных монастырей в Киеве, но самый загадочный и таинственный из них ‒ это Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь Украинской Православной Церкви Московского патриархата, расположенный в Печерском районе Киева, к югу от Киево-Печерской лавры.

С этим чудесным монастырем меня знакомит его благочинный, архимандрит Леонтий (Золотарев).

Здешние места получили свое название от княжеских «звериных ловов» или охот в этих когда-то густых лесах, изобиловавших в те далекие времена всяческим зверьем. В «Повести временных лет» по этому поводу говорится так: «и бяше около града лес и бор велик, и бяху ловяше зверь».

Елена Анатольевна Воронцова, кандидат исторических наук, много лет проработавшая заведующей отделом «Киев подземный» (ныне упраздненным) Музея истории Киева, замечала: «По другой версии, название связано с находившимся в этом месте зверинцем, где содержались специально подготовленные для охоты звери и птицы».

Самый загадочный и таинственный

Историк, палеограф и архивист Иван Михайлович Каманин, автор первого научного исследования о Зверинецких пещерах, в своей книге «Зверинецкие пещеры в Киеве. Их древность и святость», изданной в 1914-м году в типографии Киево-Печерской лавры, писал, что все древнейшие киевские монастыри были подземными и только впоследствии «вышли из-под земли».

Все они в течение веков подвергались изменениям, их перестраивали, переделывали, меняли, и только Зверинецкие пещеры, пролежав под землей нетронутыми много веков, остались в неприкосновенности и могут показать нам настоящий вид тех самых древних подземных келий, где подвизалась ревностная монашеская братия.

Дело в том, что древнейший Зверинецкий монастырь, созданный в первом веке христианства на Руси, в тяжкие времена нападений половцев или монголо-татар был засыпан землей и забыт на 800 лет.

Тайны этого монастыря ещё ждут своих исследователей и первооткрывателей

Тайны этого монастыря ещё ждут своих исследователей и первооткрывателей: общая длина здешних пещер превышает длину Ближних и Дальних пещер великой Киево-Печерской лавры, и здесь все ещё осталось до километра (а может, и больше) неизвестных, не открытых ходов.

Как обнаружили подземный монастырь?

Заветные святыни могут долгое время таиться под спудом, в неизвестности, но когда Господь хочет ‒ тайное становится явным. Когда-то чудотворную Казанскую икону обрели благодаря маленькой девочке Матрене. А Зверинецкие пещеры были открыты благодаря благочестивой, в ту пору 50-летней, жительнице Киева ‒ Феодосии Васильевне Матвиенко, чей дом находился напротив горы с засыпанным входом в пещеры. Как-то весной 1882 года, на рассвете, она услышала гул провала земли и увидела светлую радугу, один конец которой падал на место провала, словно указывая на нечто чудесное. Феодосия Васильевна рассказала о случившемся соседям.

В полдень этого же дня её сосед, художник Дмитрий Зайченко, со своим товарищем, возвращаясь со службы из расположенного рядом Свято-Троицкого Ионинского монастыря, наведались к открывшемуся провалу, захватив с собой свечи. Они расчистили отверстие и спустились в провал. Обнаружили там длинную пещеру со множеством человеческих останков и монашеские келии.

Подвижники Зверинецких пещер

Люди, которые покоились в пещерах, несомненно, были иноками: сохранились их кожаные монашеские пояса с изображениями двунадесятых праздников, четки, плетенные из тонких ремешков монашеские параманы, полуистлевшая кожаная и войлочная обувь, деревянные доски от гробов ‒ некоторые из них кипарисные, сохранившие особенный запах, ‒ обломки жерновов для растирания зерна.

Исследователь пещер Иван Михайлович Каманин так описывал келии затворников Зверинецких пещер: «Затворнические келлии имеют внутри форму большой русской варистой печи; длина ея равна росту человека; в устье ея, иногда свободно, а иногда и с трудом, может пролезть человек; посредине пола ниши прорыт ровик во всю длину ея, глубиной по колена человека; по сторонам ниши, параллельно ровику, устроены две лежанки. Влезши в такую нишу ‒ келлию, подвижник имел возможность свободно сидеть на лежанке, опустив ноги в ровик; стоя на дне ровика, подвижник мог подыматься даже во весь рост. На противоположной лежанке могли помещаться иконы, лампады, священные книги, сосуды для воды и просфоры. При жизни подвижника ровик мог служить ему ложем для сна, а по смерти ‒ могилой... Близость таких ниш к алтарю давала возможность подвижникам слышать богослужение...».

Духовный писатель Евгений Николаевич Поселянин (Погожев) по поводу открытия Зверинецких пещер писал: «Невозможно никакими словами передать то чувство какого-то покоя и каких-то совершенно неизведанных настроений, которые овладевают здесь, в глубине земли, в этой миниатюрной простой церкви, в полном отчуждении от всего земного и в соседстве с немыми останками братии неведомого монастыря!»

Иван Михайлович Каманин восхищался природой вокруг пещерного монастыря: «Вся окрестность пещер производит чарующее впечатление. Стоя на высокой пещерной горе, пока ещё пустынной и открытой со всех сторон, с голубым небесным сводом над головой, и любуясь этой удивительной по красоте живой картиной, невольно испытываешь возвышенное настроение и близость к Богу; подавленная городской сутолокой душа чувствует себя свободной и облегченной, хотя на час, от мирских забот! Дивная природа!»

Просьба о молитве

Спустя 30 лет, уже 80-летняя, Феодосия Васильевна Матвиенко рассказывала Каманину, как тоже спустилась в пещеры, позвав с собой свою знакомую, чтобы было не так страшно. Рассказывала, что видела около 50 истлевших гробов в пещерках ‒ в каждой пещерке по два покойника головой к устью, всего наблюдательная Феодосия насчитала 99 черепов.

Покойные обитатели пещер являлись ей во сне и просили накормить их

Помимо монашеской братии, погребенной в пещерных кельях, были обнаружены останки мирских людей, которые, видимо, погибли, пытаясь укрыться в пещерах от преследования врагов. Они лежали беспорядочно вдоль пещерного прохода, что говорило о том, что над ними не был совершен обряд погребения.

Феодосия Васильевна рассказывала также, что покойные обитатели пещер являлись ей во сне и просили накормить их. Благочестивая женщина смекнула, о какой пище они просят, и заказала в Ионинском монастыре панихиду по погибшим, после чего подобные сны прекратились.

«Предоставленные сами себе»

В день открытия пещер, ближе к вечеру, братия ближайшего Свято-Троицкого Ионинского монастыря, взяв свечи, тоже отправились на осмотр пещерной обители. Что-то из найденного они забрали на молитвенную память ‒ и это было хорошо, потому что затем к пещерам повалили любопытные.

Очень быстро слухи об открытии никому неведомых пещер распространились по округе ‒ но, к сожалению, далеко не сразу пришло понимание великой ценности находки, её духовного, культурного и исторического значения.

От момента открытия пещер в 1882-м году до начала их исследования и раскопок в конце 1912 года прошло целых 30 лет. В течение этого времени чудесные, полные святынь пещеры находились без охраны, по словам Ивана Михайловича Каманина, «предоставленные сами себе», а местные жители и далекие посетители могли уносить все, что их интересовало.

Подвижник и заступник древнего монастыря

В 1911-м году произошли новые обвалы, и открылись два новых входа в пещеры. Но теперь у пещерного монастыря появился заступник ‒ духовник Свято-Троицкого Ионинского монастыря, игумен Валентин (Коротенко). Господь открыл ему духовную ценность пещер, и отец Валентин переселился из своей обжитой монастырской кельи в небольшой шалаш, наскоро сооруженный из тонких досок, чтобы охранять пещерные кельи и служить панихиды.

Трудно представить, какие лишения претерпевал подвижник: холод и зной, опасность от кладоискателей и грабителей, бесчинства и досаждения от просто любопытствующих. Но большинство паломников стали приходить сюда за молитвами и благодатью древней святыни. Так было положено начало скиту на Зверинецких пещерах.

Внезапно почувствовал четкое внутреннее извещение

Мы зажигаем свечи и спускаемся в пещеры. Сердце бьется чаще - это место преисполнено благодати. Отец Леонтий рассказывает: «В день празднования Казанской иконы Божией Матери, 22 октября 1911 года, у пещер появился новый покровитель ‒ князь Владимир Давидович Жевахов. Из дневника князя известно, что утром, проснувшись раньше обычного, он почувствовал четкое внутреннее извещение о необходимости поехать на богослужение в Троицкий Ионинский монастырь, где до этого никогда не бывал.

После литургии, увлекаемый потоком паломников, князь решил наведаться к малоизвестным на то время полузаваленным пещерам. Отец Валентин после молебна и панихиды повел князя за собою, просто подвел к открытым пещерным входам и сказал: ‟Ваше сиятельство, было бы хорошо на месте этой древней святыни возродить монастырь». И Господь через этих двух людей, хоть и на короткое время, возродил монашескую жизнь в Зверинецких пещерах”.

Зверинецкие пещеры не отпускают тех, кто здесь однажды побывал

Пещеры оказывают сильное впечатление на тех, кто их посещает: как минимум хочется побывать здесь снова.

Интересно, что Иван Михайлович Каманин, исследователь пещер, остался в них и после своей кончины: он покоится, согласно его собственному завещанию, в этих же пещерах, в конце Алтарной улицы.

Следующий человек, который останется здесь навсегда, ‒ это игумен Валентин (Коротенко): скончавшийся Великим постом, десятого марта 1917 года, подвижник будет похоронен в пещерах недалеко от входа. Его многолетний самоотверженный труд был принят Зверинецкими преподобными, и отец Валентин стал как бы одним из них.

Князь Владимир Давидович Жевахов после знакомства с Зверинецкими пещерами тоже не сможет с ними расстаться.

Как князь Владимир Жевахов превратился в смиренного монаха Иоасафа

Князь станет благотворителем и попечителем пещер, старостой надпещерного храма. На его личные средства была взята в аренду земля над пещерами и проведены археологические раскопки. Благодаря попечительству князя был положен конец расхищению пещерных святынь.

Позднее, в годы революции и гражданской войны, князь Владимир Давидович Жевахов будет в этих же самых пещерах скрываться вместе с братом-близнецом Николаем от облав большевиков и трудиться наравне с простыми послушниками скита.

Возможно, именно по молитвам Зверинецких подвижников древности блестящий юрист, почетный мировой судья, старший советник Киевского губернского правления князь Жевахов именно в этих пещерах примет монашеский постриг и превратится в смиренного монаха Иоасафа, нареченного при постриге в честь своего предка, святого Иоасафа Белгородского. Монах Иоасаф (Жевахов) будет рукоположен в иеродиакона, затем в иеромонаха, а затем хиротонисан во епископа.

А потом владыку Иоасафа ждет Соловецкий лагерь особого назначения, ссылка, новые аресты и, наконец, мученическая кончина: 4 декабря 1937 года, на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, он будет расстрелян под Курском.

В 2002-м году благотворитель Зверинецких пещер, епископ Могилевский Иоасаф (Жевахов), прославлен в лике священномучеников ‒ и он духовно снова пребывает в своем любимом Зверинецком монастыре: его икона находится в соборе Всех скорбящих Радости, в нижнем приделе, освященном как раз в честь святителя Иоасафа Белгородского и священномученика Иоасафа Могилевского.

Катастрофа

Елена Анатольевна Воронцова, бывшая заведующая отделом «Киев подземный» Музея истории Киева, писала: «Шестого июня 1918 года в Киеве случилась одна из наибольших катастроф. С десяти до двенадцати часов утра произошло пять взрывов на артиллерийских складах, что находились на Зверинце за Братским кладбищем. В результате взрыва, в дополнение ко всем разрушениям и пожарам, образовались два провала. Один - неподалеку от Зверинецких пещер, второй на противоположном конце плато, возле экономических ворот Свято-Троицкого монастыря. Эти провалы четко указывали на существование здесь подземных ходов. От взрыва сильно пострадала надпещерная церковь. Была снесена крыша, потолок на втором этаже обвалился, повреждены иконостас, иконы, украшения и церковная утварь. Взрыв отразился и на некоторых участках пещер».

Незадолго до своего закрытия Зверинецкий скит насчитывал до 40 насельников. В 1933-м году безбожники убили настоятеля скита, архимандрита Филарета (Кочубея), а через год скит был закрыт, а храм взорван.

Послевоенный период

Елена Анатольевна Воронцова рассказывала: «В послевоенный период Зверинец начал застраиваться частными жилыми домами, и о пещерах надолго забыли. Вспомнили в 1964-м году, но входы в подземелье были засыпаны. Исследователи знали приблизительное место входа на территории частной усадьбы на улице Мичурина, но хозяева установили там туалетную кабину. Её отодвинули, и только тогда через провал стало возможным попасть в пещеры и произвести археологическую разведку. Пещерный лабиринт оказался частично обрушенным, пройти его полностью не удалось».

В 1969-м году постановлением Совета Министров УССР Зверинецким пещерам был присвоен статус памятника археологии. Благодаря этому в 1988-м году смогли предотвратить строительство здесь высотного здания, и пещеры перешли в ведение киевского Музея истории.

Рассказ отца Леонтия об иконе «Всех скорбящих Радость»

«В июне 1918 года из-за диверсии были взорваны военные склады Зверинецкого форта, и взрывной волной был разрушен деревянный надпещерный храм в честь Рождества Богородицы. Храм был быстро восстановлен на средства богомольцев и освящен в честь иконы Божией Матери ‟Всех скорбящих Радость”.

После разорения обители в 1930-е годы храмовая икона считалась утраченной.

В 1997-м году был возрожден скит на Зверинецких пещерах. В 2009-м году на основе Зверинецкого скита был основан Архангело-Михайловский монастырь.

К наместнику монастыря обратился коллекционер с предложением выкупить святыню, связанную с обителью

В 2010-м году к наместнику нашего монастыря обратился частный коллекционер с предложением выкупить святыню, связанную с обителью. Это оказалась наша храмовая Скорбященская икона. В канун Страстной Пятницы 2010 года образ вернулся в монастырь, и теперь самый большой собор монастыря посвящен иконе Пресвятой Богородицы ‟Всех скорбящих Радость”.

Рассказ отца Леонтия о Зверинецкой иконе Божией Матери

«Зверинецкая икона Божией Матери была обретена при раскопках погребения зверинецкого игумена Климента в 1913-м году. Образ, написанный на эмалированной железной пластине, чудом сохранился в микроклимате пещер с влажностью 95-98%. С 1915 года икона, как особо чтимая, была украшена драгоценной ризой на средства покровителя скита ‒ князя Владимира Жевахова. При разорении монастыря оригинал иконы был отделен от ризы, и святыни, по-видимому, отдали проверенным прихожанам на сохранение.

Как известно, все древнейшие киевские монастыри изначально были подземными, и лишь впоследствии, с увеличением числа насельников, они «выходили из-под земли». Существуют свидетельства о 45 пещерах, располагавшихся в Киеве и его окрестностях - на небольшом пространстве около ста вёрст вдоль по течению Днепра, от Межигорья до села Монастырки.

Некоторые из них дошли и до наших дней. И конечно, самыми известными из них являются Ближние и Дальние пещеры Киево-Печерской лавры, о которых хоть краем уха, но что-то слышал, почти каждый житель России и Украины. Но сегодня я хочу рассказать вам загадочную историю Зверинецкого пещерного монастыря, которая начинается даже раньше истории Печерского монастыря, одного из первых по времени основания монастырей Киевской Руси (1051 год). По мнению некоторых исследователей, Зверинецкие пещеры датируются концом 800 - началом 900 годов. К всему прочему, на сегодняшний день только в этих пещерах сохранились фрагменты галерей, не тронутые современными реставраторами. То есть в сегодняшнем посте вы увидите пещеры, выкопанные монахами-отшельниками за век (!) до крещения Руси. Существует так же предположение, что именно в здешних пещерах могла храниться легендарная библиотека Ярослава Мудрого. Интересно? Тогда начинаем!


02 . Зверинецкие пещеры расположены в историческом районе Киева Зверинец, возле Национального ботанического сада им. Н. Н. Гришко НАН Украины. Но попасть к ним довольно мудрено. Нужно зайти на территорию Ботсада (с вас могут попросить деньги за вход) и от фонтана повернуть налево и долго-долго идти аллеями до ограды сада. Там найти калитку, позвонить по телефону в иконную лавку и ждать монаха-проводника. Он откроет калитку и проводит вас на территорию монастыря ко входу в пещеры. На официальном сайте монастыря имеется схема прохода и, естественно, номер телефона для связи. Но, например, в данный момент, сайт заблокирован хостинг-провайдером.

03 . Даже со распечатанной схемой мы с Леной несколько заблудились. Сначала ушли к Свято-Троицкому Ионинскому монастырю, который тоже располагается на территории гигантского Ботсада. Потом увязались за группой паломников, которые вывели нас обратно к кассам. Но потом мы нашли нужную аллею и вот уже отец Леонтий идет нас встречать. Пока ещё совершенно непонятно как, собственно, выглядит монастырь, куда-то вниз уходит мощённая тропинка, а вокруг только современные высотки вперемешку с элитными коттеджами. Кстати, Леонтием звали первого игумена Зверинецкого монастыря. Некоторые исследователи отождествляют его со святым Леонтием Ростовским. А в былинах об Алёше Поповиче, говорится, что он «сын попа Леонтия Ростовского».

04 . Начинаем спускаться вниз и взору предстают купола скитской церкви Рождества Богородицы, а в нескольких метрах правее виднеется храм Всех Преподобных Отцов Зверинецких. Всё это новоделы и строительные работы там ведутся до сих пор. Самые внимательные разглядят на горизонте колокольню Киево-Печерской лавры.

05 . Храм Рождества Богородицы, построенный в древнерусском стиле, был заложен буквально в 2007 году.

06 . Второй храм - церковь во имя Всех преподобных Зверинецких построена в византийском стиле и является надпещерным храмом.
Обратите внимание на крест-ладью на его куполе (предмет жарких холиваров в этих ваших интернетах).

06 . Внутренний дворик.

07 . За забором чей-то коттедж.
На заборе - план-схема Зверинецких пещер.

08 . Схема крупнее.

09 . Итак, окинем еще раз взглядом окрестные виды, прежде чем спуститься в сырость подземелий. На лесистых холмах к югу от Киево-Печерской Лавры издревле располагался так называемый Зверинец. Своё название эта местность получила от княжеских «звериных ловов» в местных густых лесах, изобиловавших дичью. Видно отсюда хорошо и далеко.


10 . Над современной росписью Зверинецкого монастыря работала «Артель в честь Архангела Михаила» в составе Андрея Одайник, Ярослава Коломийчук, Сергея Яроменко, Виталия Чокой, Сергея Волнина, Олега Кныша, Дмитрия Гораш. На фото вход в пещерный комплекс.

11 . Как человек, увлекающийся историей , многие из которых, как считается, были вырублены "по образу и подобию" более древних киевских пещер, я непроизвольно начал сравнивать увиденное с тем, что видел ранее в пещерных монастырях Воронежской и Белгородской областей.

12 . В первую очередь, огромная разница в грунте. На Дону это белоснежный мел, а на Днепре - глиняный лёсс.
Субъективно, мне кажется, что рыть пещеры в глине несколько легче, чем вырубать в мелу.

13 . Помните, я писал выше про деятельность реставраторов? На этом и предыдущем фото хорошо видно, какими пещеры были изначально, до обкладки кирпичом и покраски. При этом замечу, что часть кирпичной кладки в Зверинецких пещерах весьма древняя и уже присутствовала, когда пещеры были обнаружены в ХIХ веке.

14 . Но самое главное отличие - это, конечно, наличие локул. Локулы (дословно «местечки») - самая распространённая форма захоронений, общая для многих известных катакомб. Это горизонтальная ниша в стене, куда клали покойного. Таким образом, расположение ниш-усыпальниц в Зверинецких пещерах существенно отличается от того, как они устроены в пещерах Печерского монастыря. Ниши Зверинецких усыпальниц ведут в глубь стены и представляют собой сравнительно небольшое отверстие, достаточное лишь для прохождения через него полагаемых в нее мощей. В Печерском же монастыре ниши располагаются вдоль стен, для более удобного доступа к мощам. Данный способ погребения более позднего происхождения и заимствован на Западе. В Донских пещерах, на вскидку, припоминаю единичные погребальные ниши вдоль стен только в и в .

15 . Кроме погребальных ниш есть в Зверинецких пещерах и затворнические келии. Их всего семь, все они одинаковой формы и все расположены на той же пещерной улице, rде находится и пещерная церковь (о ней чуть ниже). "3атворнические келии имеют внутри форму большой русской варистой печи; длина ее равна росту человека; в устье ее, иногда свободно, а иногда и с трудом, может пролезть человек; посредине пола ниши прорыт ровик во всю длину ее, глубиной по колено человека; по сторонам ниши, параллельно ровику, устроены две лежанки. Влезши в такую нишу-келию, подвижник имел возможность свободно сидеть на лежанке, опустив ноги в ровик; стоя на дне ровика, подвижник мoг подниматься даже во весь рост. На противоположной лежанке могли помещаться иконы, лампады, священные книги, сосуды для воды и просфоры. При жизни подвижника ровик мог служить ему ложем для сна, а по смерти могилой ". («Зверинецкие пещеры», И. Каманин, 1914 г.)

16 . А вот и сохранившийся еще со времен Средневековья алтарный храм. Отрадно, что его не выкрасили жёлтой краской. По описанию Каманина: "Алтарь имеет длину 4,50 метра, ширину у входа 0,80 и у жертвенника 2,20 м, а высоту в 2 м. Престол и жертвенник находятся от пола на высоте 1,10 метра. Высота престольной ниши, постепенно суживающейся кверху наподобие конуса, равна 0,90 метра, ширина у основания 0,90 м и глубина, в свою очередь, у основания 0,60 м. Жертвенник также конусообразной формы, имеет высоту 0,70 метра, ширину 0,60 м и в глубину 0,70 м (ширина и глубина у основания). Ниша для сосудов, подобно жертвеннику в форме конуса, имеет высоту 0,70 м, ширину 0,30 м и глубину 0,30 м ."

17 . Но оставим ненадолго созерцание современного состояния Зверинецких пещер и слегка погрузимся исторические дебри. Как известно из принятого наукой предания, в память крещения Руси первым Митрополитом Киевским Михаилом было основано два храма-монастыря, оба названные Михайловскими: Златоверхо-Михайловский и Выдубицкий. Летопись же сообщает, что в 1070 году великий князь Всеволод Ярославич заложил церковь св. Михаила в «монастыри Всеволожи на Выдобичи». В виду того, что все древнейшие киевские монастыри изначально были подземными и принимая во внимание географическое расположение описываемой местности, этот старый монастырь, по мнению того же Каманина не мог быть расположен нигде, кроме случайно обнаруженных в 1888 году Зверинецких пещер. А обнаружила их после почти 900-летнего забвения жившая неподалёку Феодосия Васильевна Матвиенко. Однажды утром она услышала низкий гул и увидела радугу - её основание упиралось в свежий провал грунта, открывший вход в пещеру. Проникнув вниз со свечой, женщина и её сосед художник Дмитрий Зайченко увидели за полузасыпанной деревянной дверью расходящиеся ходы и множество человеческих останков, частью - погребённые в кельях, криптах и локулах, частью - разбросанные, где кого застала смерть.

18 . По мнению историков И. Каманина и Н. Архангельского, причина гибели пещер состояла в разорении монастыря во время одного из многочисленных набегов половцев или татар, которые опустошали в то время Русскую землю. Исходя из размещения человеческих останков вдоль пещерного прохода, а также учитывая тот факт, что наибольшее их число было обнаружено вдоль выхода, можно предположить, что во время одного из таких набегов братия с целью укрытия спустилась в пещеры. Напавшие на Киев враги могли заметить, куда скрылись преследуемые; ввиду узости пещер, два-три человека могли долго отражать нападение врагов; последние, потеряв надежду взять преследуемых живыми, засыпали пещеры так сильно, что спасавшиеся в них иноки монастыря оказались заживо погребенными. Умирая, они падали там, где теряли последние силы. Таким образом, монастырь просуществовал лишь немногим более одного века.

19 . В 1911 году духовник Свято-Троицкого Ионинского монастыря, расположенного, повторюсь, совсем рядом, игумен Валентин (Коротенко), построив себе на пещерах небольшой шалаш, переселяется в него, чтобы охранять святыню и служить панихиды по погребенным, как о том часто просили приходившие туда в большом количестве паломники. Далее отец Валентин задумал сделать обнаруженные подземелья доступными для посещения паломниками. Человеком, который смог бы организовать и финансировать пещерные работы, оказался князь Владимир Давидович Жевахов, чиновник особых поручений при генерал-губернаторе, человек набожный, в будущем священномученик епископ Могилевский Иоасаф, расстрелянный в 1937 году. Таким образом было положено начало новому скиту Ионинского монастыря.

20 . 1 декабря 1913 года была освящена построенная над пещерами церковь Рождества Пресвятой Богородицы (не сохранилась), а в марте следующего года - придел во имя святителя Иоасафа Белгородского. Похороненные в Зверинецких пещерах были причислены к лику святых. Истории открытия пещер и проведенным в них археологическим работам были посвящены книга А. Эртеля «Древняя пещера на Зверинце в Киеве» (1913 год) и упомянутая выше книга И. Каманина «Зверинецкие пещеры в Киеве (их древность и святость)» (1914 год). В январе 1915 года князь Жевахов был назначен старостой и попечителем надпещерных храмов на Зверинце, а весной-летом на его средства были проведены работы по укреплению пещерного лабиринта. 10 марта 1917 года внезапно скончался отец Валентин и его похоронили в пещерах недалеко от одного из входов, где не было древних захоронений. На фото игумен Валентин и князь В. Д. Жевахов у входа в пещеры при начале раскопок в 1912 году.

21 . В 1921 году возле одного из входов в пещеры в склепе был похоронен по собственному завещанию историк, палеограф и архивист Иван Михайлович Каманин. Склеп его углублен в холм, одна стена, выложенная кирпичом, расположена прямо в пещере.

22 . Пещеры с западной стороны, 1914 год.

23 . В пещерах найдены кипарисовые доски от гробниц, шиферные плиты и плинфа, остатки войлочной и кожаной обуви, керамики и др. На стенах сохранились древне-русские рисунки и надписи, в т.ч. знаменитый Зверинецкий крест, ставший в Киеве популярным православным символом. Если в Киеве вы увидите такую наклейку на автомобиле, это значит, что он освящён. Желающие приобретают сувенирку (майки, кружки, обложки на паспорт и т.д.). На фото крипта с иконой и главами зверинецких преподобных. Пишут, что некоторые из них мироточат, но я не видел, да и не открывал сосуды.

24 . Имен погибших монахов исторические документы до нас не донесли. Так бы их никто и не узнал, если бы не сохранившиеся на глиняном грунте пещерных проходов надписи и начертанный над жертвенником пещерного алтаря уникальный синодик, состоящий из восьми имен зверинецких игуменов. Первым игуменом и, видимо, устроителем монастыря, как уже сказано был Леонтий. Последующими игуменами Зверинецкого монастыря были Маркиан, Михаил (в последствии епископ Юриевский), Софроний, Мина (в последствии епископ Полоцкий), Климент, Мануил и Лазарь. Кроме упомянутых в алтарном синодике имен зверинецких игуменов сохранились также надписи над нишами-усыпальницами Феодора Калики, Андроника Печерника и Иоанна.

25 . Современная надпись на стене: "Неужели и ХХI век также мало оценит редчайший памятник русской старины, как недооценивший его век ХХ ". Впрочем, я забегаю вперёд. В 1933 году был убит настоятель монастыря, архимандрит Филарет, в следующем, 1934 году, Зверинецкий скит был закрыт, а его наземный храм взорван. Земли скита вместе с пещерами были разделены между Ботаническим садом и частной застройкой. Во время фашистской оккупации здесь прятались местные жители. Однако после войны входы в пещеры потихоньку заплыли и были забыты. Вновь о Зверинецких пещерах вспомнили лишь в 1990-х, когда они были вскрыты обществом "Подземный Киев".

26 . В 1993 году на кафедре рентгенорадиологии Киевского медицинского института были проведены исследования мощей, находящихся в Зверинецких пещерах. Эти исследования отнесли захоронения приблизительно к X-XII векам. Кроме того, было показано, что все люди, чьи мощи сохранились в Зверинецком пещерном монастыре, при жизни страдали заболеваниями, которые поражают организм в условиях высокой сырости и холода. С 1997 году в новоустроенном пещерном храме во имя архангела Михаила начала совершаться Божественная литургия. В 1990-х годах Зверинецкие пещеры возродились снова как скит Троицко-Ионинского монастыря. И, наконец, 9 июля 2009 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви в Зверинецких пещерах был возрожден монастырь во имя Архангела Михаила. Но на настоящем моменте история пещер не заканчивается: на углу Погребальной улицы за десятиметровым мергелевым завалом труба-шпур вышла в пустоту, недоступную уже вот скоро 800 лет. А всего георадарные исследования показали под Зверинцем до километра неизвестных ходов - это больше, чем Зверинецкие и обе Лаврские пещеры вместе взятые.

27 . Ну и на сладкое - желтый автобус паломников. Да не откуда нибудь, а из Воронежа! Я за неделю пребывания в Киеве вообще видел только три машины с российскими номерами, а тут такой неожиданный привет с Родины. Правда, насколько я понял, эти люди посетили только соседний Свято-Троицкий Ионинский монастырь, а про Зверинецкие пещеры, видимо, были не в курсе. В отличие от вас. Так что не переключайтесь. В Киевской серии отчетов будет много интересного.

Копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная ссылка на источник обязательна.
Бумажные и электронные СМИ должны предварительно связаться со мной .

14 апреля 2009 года на заседании Священного Синода Украинской Православной
Церкви установил местное празднование Собора преподобных и преподобномучеников
Зверинецких в Неделю 5-ю Великого поста (Киев) (журнал №21).

Протоиерей Александр Авдюгин : «Собор святых представляет
собой святых, на одной территории живущих или объединенных одним подвигом.
Каждый из этих святых имел свою тропинку к Богу, шел по одному ему известному
пути. Это не значит, что другие пути не являются спасительными. Каждому Господь
дает свою тропу – единственную.

Соборы Церковь установила, чтобы показать: единство цели

Господь дает в определенном месте и в определенное время свое
благословение, чтобы явился сонм святых. Этим Господь показывает, что можно
спасаться не только индивидуально, но и вместе, если люди объединены одной целью
и находятся в одном месте»

В Киеве в центре Ботанического сада расположен
Свято-Троицкий Ионинский монастырь, основанный преподобным Ионой Киевским
(в миру Иоанн Мирошниченко; † 1902 г.) в 1871 году. В 750 м на
северо-запад от обители неподалеку от Ботанического сада, там, где во времена
Киевской Руси были княжеские охотничьи угодья, находятся Зверинецкие пещеры.

Как гласит предание, в память крещения Руси и низвержения языческого идола
Перуна первым митрополитом Киевским Михаилом было основано два храма-монастыря,
и оба были названы Михайловскими: Златоверхо-Михайловский и Выдубицкий. Летопись
же сообщает, что в 1070 году великий князь Всеволод Ярославич заложил церковь
св. Михаила в «монастыри Всеволожи на Выдобичи». Есть и другие указания на то,
что возле Выдубицкого храма уже существовал монастырь во имя этого святого. Все
древнейшие киевские монастыри были подземными, и только впоследствии, с
увеличением числа насельников, они «выходили из-под земли». Исходя из этого и
принимая во внимание географическое расположение описываемой местности, этот
старый монастырь не мог быть расположен нигде, кроме обнаруженных Зверинецких
пещер с сохранившимся в них пещерным монастырским храмом.

Исследователь Зверинецких пещер Иван Каманин считает, что они возникли
раньше, чем Печерские. Во времена Крещения Руси 988-989 годах, более чем на
шесть десятилетий ранее возвращения, по велению Господа, со святой горы Афон
инока Антония – основателя Киево-Печерской обители.

Никогда ещё исследователи не обнаруживали подобных пещер в
столь неповреждённом виде. В этих тесных, холодных келиях в посте и молитве
уединялись зверинецкие монахи. Во время очередной монголо-татарской облавы они
были погребены здесь заживо.

Подземелье представляет собой треугольник, образованный путем позднего
соединения некогда отдельных прямых коридоров, использовавшихся для погребения
усопшей братии (в перпендикулярных ходам одноместных нишах-локулах или
трехместных криптах). В центре одной из трех главных пещерных улиц расположен
вход в маленький подземный храм (в отличие от коридоров, не укреплен камнем, не
оштукатурен; престол не отделен от Горнего места; на стенке ниши с жертвенником
сохранился уникальный синодик Зверинецких игуменов). Погребенные в пещере
подвижники причислены к лику святых.

Судя по синодику, устроителем монастыря со времени основания - в самом
конце Х века - был некто Леонтий. Есть основания предполагать, что Леонтий,
епископ Ростовский, имя которого встречается в летописи, и Леонтий, игумен
Зверинецкий, - одно и то же лицо. Ростовская епархия была учреждена тотчас же по
крещению Руси. В летописи имеются указания на то, что епископ Леонтий был
киевлянином. В его житии указывается, что поставлен он был на епископскую
кафедру из Киево-Печерского монастыря. Тут необходимо отметить некоторое
несовпадение дат: во время поставления Леонтия на Ростовскую епископию
Киево-Печерского монастыря еще не существовало.

«Принимая во внимание время возникновения Зверинецкого
монастыря святого Михаила и игуменства в нем Леонтия, судя по синодику, и имея в
виду время епископства святого Леонтия в Ростове, мы позволяем себе утверждать,
- говорит историк Зверинецких пещер И. М. Каманин, - что первый зверинецкий
игумен, Леонтий, и святой мученик Леонтий-чудотворец, третий епископ Ростовский,
- одно и то же лицо».

После нашествия татаро-монгол в Киеве осталось не более двухсот дворов, что
послужило перенесению митрополии во Владимир. Киев, как центр, потерял своё
значение. Людям надо было заново отстраивать город, и о Зверинецких пещерах
забыли до начала двадцатого века.

Подземелье было обнаружено в 80-х гг. XIX в. и сразу же определено как
остаток прежде неизвестной пещерной обители (внутри оказалось много монашеских
могил, остатков четок, параманов, поясов, обуви).

Принадлежность территории над подземельем военному ведомству не позволила
тогда приступить к возрождению святыни. Впоследствии погребенные в пещере
неоднократно являлись жительнице Зверинца Феодосии Матвенковой и просили пищи.

Когда Матвенкова заказала в Ионинской обители панихиду по лежащим в пещере,
явления прекратились, а духовник монастыря игумен Валентин твердо решил вернуть
святыню верующим. Для преодоления ряда юридических препятствий он привлек к
этому делу влиятельного в Киеве князя Владимира Жевахова, который приходился
родственником святителю Иоасафу Белгородскому. Жевахов взял в 1911 г. участок с
входом в пещеру в аренду и пригласил археологов, которые исследовали подземелье
и благоустроили его для посещения.

Игумен Валентин открыл здесь самостоятельный скит с
наземным храмом Рождества Божией Матери с приделом святителя Иоасафа
Белгородского (церковь стояла на плато над пещерой; освящена в 1914г.). Однако в
1934г. скит упразднили, храм уничтожили. Пещеры разворовывались.

После октябрьского переворота братьев Жеваховых, Владимира и Николая, приютил
у себя настоятель скита Пречистыя под Киевом, известный подвижник благочестия -
игумен Мануил. В скиту братья трудились наравне с другими послушниками. Это
вызывало ропот, так как из-за присутствия Жеваховых монастырь могли в лучшем
случае закрыть. Однако, несмотря на неоднократные облавы, братья остались
неузнанными.

Несмотря на преследования, Владимир Жевахов пытался помочь Зверинецкому
скиту. Со временем, как только это стало возможным, его назначают попечителем
Зверинецких пещер и старостой надпещерного храма. Все эти годы он добивался
передачи земли над пещерами в частную собственность скита, но с приходом новой
власти осуществить этот замысел было практически невозможно.

После семи месяцев ареста, Владимир Жевахов в 1924 году подает прошение на
имя патриарха Тихона об иноческом постриге. 11 декабря того же года, в 11-ю
годовщину со дня освящения первого престола храме на Зверинецких пещерах он
принял монашеское пострижение с наречением имени Иоасаф. В 1926 году он
хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Курской епархии.

Через два месяца после рукоположения епископ Иоасаф
подвергается аресту и этапированию в Соловецкий лагерь особого назначения
(СЛОН), разделив судьбу десятков тысяч верных чад Православной Церкви.

В октябре 1929 года епископа Иоасафа (Жевахова) переводят в ссылку в
Нарымский округ Восточно-Сибирского края. Освободившись в 1932 году из
шестилетнего заключения, он ни на день не остается без послушания и принимает
назначение на Пятигорскую кафедру. Уже через год следует новый арест и приговор
тройки ОГПУ - десять лет ссылки в Севкрай.

Здесь епископ Иоасаф знакомится со святителем-хирургом Лукой
(Войно-Ясенецким). Архангельская ссылка надолго связала этих двух исповедников и
подвижников благочестия узами глубокой христианской дружбы. Но сырой северный
климат окончательно подорвал слабое здоровье измученного тюрьмами епископа
Иоасафа, и в 1934 его, как инвалида, переводят под надзор в Московскую область.
С июня 1934 года он принимает назначение на должность управляющего Могилевской
епархии, и вновь возвращается к пастве. Однако слабое здоровье не могло
позволить владыке продолжать свое епископское служение, и он вынужден был уйти
на покой.

Епископ возвращается в Белгород, однако и там его ждет арест. Он обвинен в
«руководстве контрреволюционной фашистской организации церковников». Продержав
епископа Иоасафа более года сначала в белгородской тюрьме, а потом под надзором
в Новгородской области, в конце 1937 года его доставляют для суда в Курск. О
том, что пришлось пережить престарелому больному епископу в застенках курской
НКВД, можно представить по короткой сухой фразе, найденной в архиве материалов
допроса - «свое участие в контрреволюционной деятельности отрицал». На
благополучный исход следствия надежд было мало, так как предвзятость судей никто
и не собирался скрывать. Приговор был вынесен 4 декабря того же года - «высшая
мера наказания - расстрел» и исполнен в день вынесения. Из десяти расстрелянных
с владыкой Иоасафом в тот день епископов и священников только он один смог
устоять во время бесконечных допросов и не выдать ни одного своего собрата.

В 1990г. заброшенная пещера перешла в ведение Музея
истории г. Киева, где тогда образовался особый отдел «Киев-Подземный» по
изучению и охране подобных святынь. Проведя в пещере новые исследования,
«Киев-Подземный» подготовил ее к повторному открытию, которое и осуществил
совместно с братией Ионинской обители в 1997 г. Зверинецкая пещера – лишь одно
из подземелий одноименного монастыря, основанного в добатыевскую эпоху, не
упоминаемого в известных на сегодня письменных источниках (кроме надписей в
самой пещере) и со временем прекратившего существование.

В 1993 году на кафедре рентгенорадиологии Киевского медицинского института
были проведены исследования мощей, находящихся в Зверинецких пещерах. Эти
исследования подтвердили древность произведенных в пещерах захоронений, относя
их приблизительно к Х-ХІІ векам. Кроме того, было показано, что все люди, чьи
мощи сохранились в Зверинецком пещерном монастыре, при жизни страдали
заболеваниями, которые поражают организм в условиях высокой сырости и холода.
Этот факт еще раз говорит о самоотверженности и аскетизме древних насельников
Зверинецких пещер, которые, стремясь покорить плоть духу, умерщвляли свое тело
различными подвигами в непоколебимой надежде воскреснуть для славной жизни в
Царствии Небесном.

Три раза в месяц и в дни памяти Зверинецких преподобных в пещерах служится
Литургия. Получены документы на строительство храма над пещерами, и сейчас
делается много в этом направлении. Ведутся подготовительные работы к продолжению
исследования Зверинецких пещер. Благоустраивается внешний вид. Поставлены
решетки на ниши, сделаны керамические мощевики для глав преподобных. Некоторые
главы источают миро.

В дальнейшем планируется открыть в этом месте скит, чтобы
здесь продолжалась монашеская жизнь.

Собор Преподобных и Преподобномучеников Зверинецких

По установленной в Свято-Троицком Ионинском Киевском монастыре традиции
празднование в честь собора всех преподобных зверинецких совершается в 5-ю
Неделю Великого Поста.

Молитва преподобномученикам Зверинецким

О Святии Отцы, преподобномученицы и страстотерпцы Зверинецкие!

Молитеся о нас грешных Всемилосердному Богу о ниспослании нам милости и
благодати Духа Святаго и благого во многогрешном житии нашем покровительства
Матери Божией и всех святых, от века Богу послуживших в Духе и Истине.

Надеясь на молитвы ваши за нас грешных, да исправим жизнь нашу, и испросим
прощение согрешений наших у Царя Славы, и достигнем Небесного Отечества, где
пребывают правда, любовь и бесконечное блаженство жизни Вечной.

Да прославим вместе с Вами Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки
веков. Аминь.

Тропарь преподобномученикам Зверинецким

Тропарь, глас 2

Егда снидосте во гробы, и самех себе заключисте, тогда страсти умертвивше
плотския, спогребостеся Христу, богоноснии, и диавольския в подземных разрушисте
ограды, сего ради ангелы венцы с небес вам подают.

Фото : FAVOR (fotki.yandex.ru)

С древних времен столица Украины славилась своими храмами и монастырями, привлекая отовсюду паломников. Многие говорят, что город, который "отмечен перстом Божьим" и буквально пронизан духом христианства, человеку приносит ощущение гармонии и спокойствия. Золотые купола киевских многочисленных церквей притягивают взоры, удивляя и завораживая туристов, а архитектурные формы многочисленных культовых сооружений дарят настоящее эстетическое наслаждение.

В истории города особое место занимают такие известные на весь мир соборы, как Киево-Печерская лавра, являющаяся первым христианским монастырем Руси, и Софийский собор. Архитектурный ансамбль первого туристов поражает своим великолепием, а во втором можно увидеть уникальные фрески, датируемые одиннадцатым веком. Оба этих собора считаются Всемирным наследием ЮНЕСКО. Киев называют также «Иерусалимом земли Русской». Ведь трудно передать те сокровенные переживания, которое испытывают православные, соприкасаясь со святыми местами этого древнего города. Но не только Киево-Печерской лаврой или Софийским собором славится столица Украины, а когда-то и Киевской Руси. Здесь есть много других не менее интересных храмов и церквей, которые обязательно должен увидеть каждый, кто сюда приезжает. И одним из них является Зверинецкий монастырь в Киеве.

Как добраться

Те, кто решит самостоятельно изучить эту достопримечательность, могут подойти к ней с улицы Мичурина - к участкам 20 и 22. Пройдя через ворота, нужно будет подняться до металлической двери. У входа в Зверинецкий монастырь следует позвонить и дождаться проводника. Добраться к нему можно и через Ботанический сад, приехав на троллейбусе № 14 или автобусах № 62 и 62К от станции метро «Печерская». Сойти нужно на остановке «Улица Болсунивского». Если ехать на метро, то нужно сойти на станции «Дружбы народов». От нее в Зверинецкий монастырь в Киеве, адрес которого: улица Мичурина 20-22, можно добраться пешком всего за пятнадцать минут.

К вниманию паломнических групп, приезжающих на автобусах: рядом с храмом проезд и разворот транспортных средств с длиной больше девяти метров сильно осложнен. Поэтому лучше припарковаться где-нибудь на улице Струтинского и, поднявшись по ул. Мичурина, пешком дойти до пещерного комплекса.

Общая информация

Зверинецкий монастырь в Киеве находится в одноименной исторической местности столицы Украины. Он занесен в реестр памятников археологии, имеющих для страны национальное значение. Зверинецкий пещерный монастырь имеет тысячелетнюю историю. Он был спрятан в подземельях, находящихся на правом берегу реки Днепр. О существовании этой удивительной и уникальной обители человечество узнало почти полтора столетия назад. Однако нужно сказать, что тайны, которые скрывает древний Зверинецкий монастырь в Киеве, не удалось разгадать до сих пор.

Упоминания о том, что на этой территории расположена святая обитель, ученые нашли в летописях о Красном дворе, в котором проживал сын Ярослава Мудрого Всеволод. Название «Зверинец», как считают историки, связано с той лесистой местностью, где этот князь охотился. Известно также, что в 1096-1097 годах нашего летоисчисления в результате набега кочевников именно здесь был разрушен какой-то монастырь. Если судить по найденным в подземных кельях человеческим костям, и монахи, и местные жители во время нападений монголо-татар скрывались в подземных пещерах, где их нередко нападающие обнаруживали и замуровывали живьем.

Обитель и во время Второй мировой войны служила убежищем. Об этом свидетельствует найденная археологами надпись на стене, датированная 1941 годом. В настоящее время на основе возрожденного скита одноименных пещер здесь функционирует общежитный мужской Зверинецкий монастырь. Он был основан в 2009 году. В нем проживают семь насельников: пять монахов и два послушника.

История

В 1888 году в одной из украинских газет появилось сообщение, в котором говорилось, что двенадцатого октября того же года была открыта пещера, расположенная рядом со Свято-Троицким монастырем на Зверинце. Произошло это совершенно случайно. Очевидцы, по свидетельствам летописцев, рассказывали, что раздался неожиданный грохот, а после открылся вход в пещеру. Первой посетительницей новообретенной обители стала Феодосия Матвиенко. Эта благочестивая женщина проживала недалеко от этого места. К ней многократно во сне приходило видение: движущаяся радуга одним концом упиралась именно в то место, где был образован пещерный провал.

Узнав об открытии, Феодосия первой спустилась вниз. В провале она увидела многочисленные человеческие останки. Часть из них была погребена в специальных нишах, а остальные разбросаны вдоль всего пространства пещеры, причем в самых разных положениях - видимо, так, как их застала смерть. Феодосия обратилась с просьбой к братии Свято-Троицкого храма, чтобы те отслужили панихиду по душам людей, найденных ею почившими в новооткрытой пещере. Выслушав ее рассказ, монахи по благословению старца-архимандрита Ионы спустились, чтобы лично обследовать пещеру.

В ней, наряду с многочисленными человеческими останками, они обнаружили фрагменты монашеской одежды, кресты, параманы, кожаные пояса ряс, церковную утварь и посуду. Все эти находки указывали на то, что в провале обнаружены не случайные человеческие погребения, а одна из древних пещерных обителей, которыми издавна славился город Киев.

Удивительное открытие

Именно здесь было найдено уникальное изображение креста, получившего название «Зверинецкий». По своей форме он очень напоминает схематическое изображение тела человека, поскольку помимо привычного для нас основания из перекрещенных двух линий, он имеет еще и две... «ноги».

Длительное время, вплоть до 1912 года, Зверинецкий монастырь не удавалось исследовать. Дело в том, что тогда его территория находилась в распоряжении Артиллерийского ведомства, поэтому денег на его изучение не выделялось. Нужно было найти мецената, который бы пожелал профинансировать исследовательскую работу. И к счастью, таковой нашелся. Им оказался князь Владимир Жевахов. Он, выкупив землю над провалом, получил в городской управе разрешение на раскопки в пещерах.

В 1912 году работы начались. Ими руководил член общества охраны памятников старины Киева Александр Эртель. Сам Жевахов только наблюдал за работой и финансировал ее.

Практически сразу же пещеры стали местом для паломничества. Огромное количество людей, собираясь у входа в них, желало попасть в древний Зверинецкий монастырь. Расписание проводимых работ приходилось постоянно менять, поскольку поток паломников мешал исследователям работать. Люди приходили сюда и после окончания исследования, вплоть до тридцатых годов. Толпы паломников перестали сюда приходить только после того, как начались разгромы и преследования советской власти. В 1933 году был убит настоятель скита Архимандрит Филарет, а в 1934-м был закрыт и сам Зверинецкий монастырь, а после его здание было взорвано. Доступ к пещерам снова открылся только после девяностых годов прошлого столетия.

Возрождение обители

Когда в 1993 году специалисты исследовали мощи, найденные в пещерах, они пришли к выводу, что последние относятся к десятому-двенадцатому векам. Кроме того, было обнаружено, что все те люди, останки которых были проанализированы, страдали при жизни такими заболеваниями, которые поражают человеческий организм от долгого нахождения в условиях холода и сырости. Это было еще одним доказательством того, что здесь прятались монахи. В 1997 году здесь возродили скит Рождества Богородицы, а уже в 2009-м - на его базе был учрежден Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь. С тех пор здесь регулярно проводятся богослужения. Каждый желающий совершает паломничество в пещеры и, конечно же, обязательно посещает Зверинецкий монастырь. Расписание служб можно узнать в храме или посмотреть на официальном сайте храма.

Уникальные находки

Когда расчистили подземные галереи, внутри одной из келий нашли древний кипарисовый образок Божьей матери. Вполне вероятно, что эта икона принадлежала митрополиту, которого из Корсуня привез князь Владимир для крещения Руси. Ученым известно, что он был сирийцем. Митрополит Михаил крестил киевлян и вполне возможно, что именно он и основал Зверинецкий монастырь в Киеве. Фото, которые были сделаны историками во время раскопок, свидетельствуют о том, что эта пещерная обитель была разорена или половцами, или татарами. Много останков было обнаружено непосредственно у входа в пещеры и в проходах. Видимо, захватчики, утратив надежду, попросту засыпали ее.

Возрождение храма началось сразу же после войны. Пещеры получили статус Памятника археологии. В конце девяностых годов прошлого столетия монахи возобновили богослужения, проводимые в пещерном храме, коим является Зверинецкий монастырь в Киеве. Фото одноименного чудотворного образа, найденного в подземелье, было размещено в одном из изданий. Эта газета попала в руки священника одного из сел, расположенных под Киевом. С большим удивлением батюшка на ней узнал ту икону, перед которой он ежедневно произносил молитвы Богу. В 2000 году чудотворный образ вернули в Троицкий храм Ионинского монастыря.

Зверинецкий монастырь: расписание богослужений

С тех незапамятных времен было принято считать, что место, где находятся Зверинецкие пещеры, является одной из самых святых точек для Украины и Руси. И даже несмотря на то, что с постройкой наземного Святомихайловского или Выдубицкого храма часть братии покинула свои подземные кельи, а сама подземная обитель была уничтожена татаро-монгольскими захватчиками и предана забвению почти на восемьсот лет, сегодня они продолжают манить паломников, приезжающих сюда со всех уголков нашей огромной страны. Их своей историей и таинственностью невероятно манит удивительный Зверинецкий монастырь в Киеве.

Расписание богослужений, проводимых в стенах обители, можно посмотреть на официальном сайте храма. По воскресеньям в 7.15, а в будние дни в 6.30 утра здесь проводится Полунощница. К Малому повечерью нужно приходить в 17.00. Благодарственная литургия проводится в Пещерном храме по субботам в 7.00 утра. По воскресеньям в это же время служатся Вечерня и

Зверинецкий (Архангело-Михайловский) на сегодняшний день представляет собой огромный комплекс. На его территории функционируют пещерная церковь, освященная во имя Чуда Архангела Михаила, надвратный храм и Собор иконы Божией Матери. Богослужения проводятся и в надземных, и в подземных помещениях, которые входят в комплекс Зверинецкий монастырь. Расписание служб, а также список всех церковных праздников сегодня можно найти на его официальном сайте.

Святыни

Древний Зверинецкий монастырь современникам интересен не только своей удивительной историей. Здесь находятся и многочисленные священные реликвии. В их числе такие чтимые иконы, как образ Божией Матери «Зверинецкая», «Всех скорбящих Радость», «Скоропослушница». Здесь находятся мощи всех преподобных отцов Зверинецких.

Информация для туристов

Зверинецкие подземные пещеры образованы тремя галереями-улицами: Алтарной, Похоронной (Безымянных захоронений) и Безымянной (неисследованных погребений). Кельи, а также групповые крипты полностью обшиты досками для безопасности. Они защищают от обвалов. Стены и локулы Похоронной улицы несколько лет назад облицевали кирпичом. Над этой частью подземных ходов был в свое время фундамент храма.

Общая длина улиц составляет около ста пятидесяти метров. Они полностью безопасны для посещения туристов. На левой стороне в конце Алтарной улицы есть локула с захоронением, подписанная во имя Феодора Калеки, справа находится келья Андроника Пещерника. В храме над алтарем в камне вырезан список восьми игуменов Зверинецких: Леонтия (основателя обители), Маркиана, Михаила (впоследствии епископа Юрьевского), Софрония, Мины (впоследствии епископа Полоцкого), Климента, Мануила и Лазаря.

Туристы могут соприкоснуться и с бытом древних обитателей этого пещерного храма. Монахи спали в узких холодных забоях, а подушками для них служили глиняные выступления. Обедали жители на столах, которые являлись гладкими поверхностями пещер. Хоронили своих собратьев зверинецкие монахи очень скромно: просто клали человека в землю между двух досок, затем на тело первого опускали второго и далее - третьего. Груды уже пожелтевших от времени костей слоями вперемешку с камнями видны из-за решетки в узком туннеле подземелья. Здесь же можно заметить и керамические сосуды, из которых выглядывают человеческие черепа. В могильной нише, где похоронен игумен Климент, нашли маленькую металлическую иконку. Она была покрыта белой эмалью, которая должна защищать металл от коррозии. На иконе изображен образ Богородицы «Одигитрии». Впоследствии люди обнаружили, что она чудотворная и исцеляет от болезней. Здесь можно также увидеть мощи Михаила - митрополита, который, как уже было сказано, вдохновил князя Владимира на крещение Киевской Руси.

Рассказывают, что меценат Жевахов, на деньги которого проводились раскопки, после революции скрывался именно в Зверинецких пещерах. Правда, потом он был пойман и семь месяцев просидел в одной из киевских тюрем. Выйдя из мест заключения, Жевахов стал монахом, а в 1926 году - епископом. В 1937 году его арестовал НКВД. Спустя несколько месяцев Жевахов за противодействие режиму был расстрелян.

Немало легенд и преданий сложено вокруг подземной пещерной обители. Конечно, скептикам может показаться, что чудесное обнаружение этого места силы является всего лишь обыкновенным геофизическим явлением: якобы гул мог быть от обвала, а радуга вызвана преломлением света. Однако и паломники, и многие туристы-романтики приходят сюда именно для того, чтобы иметь возможность проникнуться той удивительной аурой, которую имеет эта святыня. Ходят разговоры, что здесь, в павильонах холмов Зверинца, могла быть спрятана и легендарная библиотека, принадлежащая Ярославу Мудрому.

Древний пещерный монастырь на Зверинецкой горе в Киеве долгое время скрывался от людских глаз под землей. Обнаружившие его в конце XIX века исследователи считают, что он служил братии убежищем во время набега половцев и татар, а также подземным кладбищем. Сегодня объявленный национальным памятником Архангело-Михайловский Зверинецкий мужской монастырь вновь проводит богослужения и приглашает посетителей прикоснуться к мощам своих святых.

Мифы и факты

В 1888 году в газетах появилось сообщение о загадочном подземелье на Зверинце. Киевляне брали на склоне горы глину и заметили вход в подземелье. Но исследовать пещерные лабиринты не позволило военное ведомство, которому принадлежала эта земля. Лишь в 1911 году, когда при оползнях Зверинецкой горы открылись еще два входа в , Старший Советник Киевского губернского правления князь Жевахов получил разрешение на археологические раскопки, возглавляемые Императорской Археологической комиссией.

Были расчищены подземные галереи, кельи, погребальные ниши. В одной из келий найден древний кипарисовый образ Богоматери с надписью с обратной стороны: "Михаил - сирянин, митрополит Акры Сирийской". Вероятно, эта икона принадлежала митрополиту Михаилу, которого князь привез из Корсуня для крещения Руси. Известно, что Михаил был сирийцем. Он крестил киевлян и возможно основал монастырь.

Историки считают, что пещерный монастырь был разорен половцами или татарами. Поскольку при раскопках обнаружили много останков в проходах и у самого выхода, предполагается, что во время набегов монахи скрывались в пещерах. Захватчики, потеряв надежду взять их живыми, попросту засыпали пещеры.

После открытия святое место привлекало все больше паломников и в 1913 году над пещерами построили церковь. Но с приходом советской власти церковь взорвали, а пещеры закрыли. Князь Жевахов, принявший здесь постриг, был расстрелян вместе с последним настоятелем Зверинецкого скита.

О пещерах вновь забыли, на склонах горы селились люди. Лишь после распада советской власти произошло третье открытие древнего скита на Зверинце. Музей истории Киева начал работы по восстановлению и исследованию пещерного комплекса в 1990 году. К изучению найденных мощей подключились студенты рентгенорадиологии Киевского медицинского института. Они подтвердили древность захоронений, датировав их Х-ХІІ веками.

Благодаря различным методикам удалось установить, что в пещерах захоронено около 200 человек. Интересно, что среди них 5 женщин. Возможно, это монахини, спасавшие свою душу под мужским именем, а такое случалось.

Средний возраст умерших составил 50 лет, средний рост - 166,3 см. В те времена жили и настоящие богатыри - некоторые из костей принадлежат мужчинам до 2 м высотой. Большинство костей домонгольского периода, но есть и более поздние. Скорее всего, в течение веков некоторые люди знали о существовании подземелья на Зверинце и хоронили там своих умерших.

Изучения киевских пещер продолжаются, а в подземном храме совершаются ежедневные богослужения, открытые для всех желающих.

Что посмотреть

Зверинецкий пещерный монастырь представляет собой сеть лабиринтов общей длиной 150 м на глубине до 15 м, в которых расположены 3 галереи, храмы, кельи и погребальные ниши.

У входа вы увидите современные росписи «Артели в честь Архангела Михаила». В самих пещерах остались фрагменты древних не окрашенных стен. Часть кирпичной кладки уже присутствовала до открытия скита в XIX веке.

Алтарный храм длиной 4,5 м и шириной до 2,2 м имеет престол и жертвенник. Главная реликвия - металлическая икона Божией Матери Одигитрия домонгольскького периода.



Статьи по теме: