В каком городе живут исмаилитов. Исмаилиты - русская историческая библиотека. Современное состояние исмаилитского движения

Появление халифата Исмаилитов Фатимидов в Ифрикии (Тунис) в 909 году стало кульминацией долгого развития, под правлением потомков Имама Исмаила и состояло из обязательств содействия исламским идеалам социальной справедливости и равенства.

Много было написано о халифате Фатимидов, одного из самых успешных в преодолении эндемических угроз деспотизма и анархии и многое было отмечено относительно его религиозной терпимости. Географ аль-Мукаддаси писал о гармонии между различными религиозными группами в Фатимидских областях, которая на пике славы халифата с центром в Египте рассеялась на западе в Северной Африке, Сицилии и других островах Средиземного моря, и на востоке до Красного моря к побережьям Африки, Палестины, Сирии, Йемена и Хиджаза.

Исмаилитское видение истории, в которой придается должное уважение великим монотеистическим религиям Авраамической традиции, предоставил интеллектуальную основу для участия последователей различных религий в делах Фатимидского государства. Внутри Фатимидской судебной системы, как и в других ветвях власти, назначения происходили на основе заслуг. В повышении на должность главного кади суннитского юриста, Имам-халиф аль-Хаким оценил степень проведения справедливого правосудия и его заслуги, которые стали определяющими факторами. Терпимость Фатимидов по отношению к не мусульманам также были хорошо проверены. Христиане и Иудеи, также как и Мусульмане разных ветвей, смогли получить самые высокие назначения в государственной службе, исходя из своей компетентности.

Появление Фатимидского халифата как первого крупного шиитского государства, впервые предоставило возможность для обнародования исмаилитской школы юриспруденции. Основываясь на шиитских принципах, она была разработана и осуществлена должным почтением универсальной философии «религиозной терпимости» Фатимидов. В том же духе Фатимиды начали практику поощрения частной поддержки мечетей и других зданий благочестия различных мусульман. Их политика отражает исторический факт множественности путей благочестивых, а не монолитное толкование веры.

Фатимиды щедро призывали к интеллектуальным занятиям. Природное и философское осмысление мира набирало успех и процветало. Культура свободной научной мысли привлекала лучшие умы эпохи к Фатимидскому двору, независимо от религиозных убеждений - математиков и инженеров (Ибн Хайтам), астрономов (Али Б. Юнус), врачей (аль-Тамими, аль-Исраили и Ибн Ризван). Научная культура занималась не только сохранением исключительно литераторы, но и сделала усилия для популяризации этих знаний. Аль-Азхар, главная мечеть Каира, построенная Имамом / Халифом аль-Муизз в 972 г., была также крупным образовательным центром, щедро поддерживаемым Имамом/Халифом Фатимидов. Дар аль-"илм, Дом знаний, созданный в Каире в 1005 г. Имамом/Халифом аль-Хаким, был первым средневековым учебным заведением, предшественником современных университетов, который имел в своей программе исследований полный диапазон основных учебных дисциплин, (изучение Корана и пророческих традиций посредством юриспруденции, филология и грамматика, медицина, логика, математика и астрономия). Институт был открыт для последователей различных религий.

В последнее десятилетие одиннадцатого столетия, община исмаилитов пострадала от раскола после Имама/Халифа Мустансир Биллах (ум.1094). Одна часть сообщества последовала за его младшим сыном аль-Мустали. Другая дала клятву верности его старшему сыну Имаму Низору, от которого берет начало происхождения нынешнего Имама Исмаилитов - Ага Хан. Имамат Имама Низора далее переезжает в Иран, где Исмаилитам удалось создать свое государство внутри сети поселений из оборонительных укреплений. Со штаб-квартирой в Аламуте, в Северном Иране, государство Исмаилитов затем распространилась и на районы Сирии. Хотя и были постоянные войны между мусульманами по вопросу власти и территории, этот период мусульманской истории нельзя назвать драматичным. Военные уравнение осложняется далее приближением крестоносцев. Создание союзов между всеми этими различными группами было нормальным порядком времени.

Несмотря на постоянную борьбу, чтобы держать могущественных врагов на расстоянии, государство Исмаилитов в Аламуте не оставило свои интеллектуальные и литературные традиции. Их крепости впечатляли библиотеки, коллекции которых варьировались книгами о различной религиозной традиции, философские и научные тракты до научных текстов. Также враждебное окружение не заставило их отказаться от своей либеральной политики покровительства образованных людей, которыми были не только мусульманские, а также и не мусульманские богословы и ученые. Их поселения были хорошими убежищами для многих беженцев, независимо от их вероисповедания, которые спасалсь от монгольского нашествия. Именно эти вторжения монгольской орды в 1256 г. привели к разрушению государства Исмаилитов в Иране.

Багдад, столица Аббасидов, пал намного легче под игом монголов, чьи достижения дальше на запад были проверены правителям мамлюков в Сирии и Египте. Сирийские Исмаилиты, таким образом, избавились от монгольского злодейства. Многие Исмаилиты из Ирана нашли убежище в Афганистане, в бассейне реки Амударья в Центральной Азии, в Китае и на Индийском субконтиненте, где крупные населенные пункты Исмаилитов существовали с девятого века.

Исмаилиты, которые оставались в Иране, должны были защитить себя от враждебных династий. Учитывая эзотерический характер их традиции, аспекты которыми они делились с общинами как суннитскими, так и шиитскими мусульманами, суфийский тарика гостеприимно встретила Исмаилитов. Хотя суфийскими орденами в то время в Иране были преимущественно сунниты, практически все из них высоко уважали и почитали семью Пророка. В этот трудный этап, миссия исмаилитов сохранила свою устойчивость. Под руководством каждого последующего Имама были созданы новые центры деятельности в Индии, в Афганистане, в горных районах Гиндукуша, в Центральной Азии и в некоторых частях Китая.

Появление шиитских правил в пятнадцатом веке в Иране привело к ряду возможностей для исмаилитов и других шиитов. Со временем шиитские Сефевидские правители создали дружественные отношения с Имамами Исмаилитов, один из которых был женат на принцессе Сефевидов. Позже, при правлении Зандов, Имамы исмаилитов сыграли важную роль в руководстве над провинцией Кирман.

Современный период

В результате миграционных потоков и деятельности миссии в истории, община исмаилитов стала селиться в разных странах по всему миру. Как и Мусульманская Умма в целом, она сегодня представляет собой богатое разнообразие культуры, языка и национальностей. Ее традиции сочетаются с четырьмя широкими географическими и этнографическими группами - с Центрально-Азиатской, Персидской, Арабской и Южно-Азиатской группами. Все они объединены верностью своему настоящему, 49-ому наследственному Имаму, принцу Кариму Ага Хану IV. В населенных пунктах Африки, прежде всего, живут Исмаилиты из индийского субконтинента, а последние поселения на Западе состоят из Исмаилитов всех традиций.

Современный этап истории Исмаилитов, начался с сорок шестого Имама Ага Хасан Али Шах, который эмигрировал в Индию в начале 1840г. Он был первым Имамом, который носил титул Ага-Хана, дарованный персидским императором, Фатх Али Шахом. Он обосновался в Мумбае (Бомбее) в 1848 году, где он основал свою штаб-квартиру. Это событие повлияло на сообщества в Индии, на религиозную и общественную жизнь во Исмаилитов всем мире. Оно помогло сообществу в Индию, чувствовать себя более уверенно и идентичность как община мусульман-шиитов, и заложить фундамент для ее социального прогресса. Оно также ознаменовало начало эпохи более регулярных контактов между Имамом и его разбросанных последователей. Их представители приехали в Мумбай, из таких далеких мест, как Кашгар в Китае, из Бухары в Центральной Азии, из всех районов Ирана, Ближнего Востока, Африканского побережья и других мало населенных районов, чтобы получать руководством Имама.

Ага Хана I умер в 1881 году. Он сменился на трое Имамат его старшим сыном Ага-Али-Шахом. Имам Ага-Али Шах принял титул Ага-Хана II, и был удостоен звания Его Высочества, первым предоставленный его отцу, британским правительством. Опираясь на инициативы своего отца, Ага-хан II приступил к долгосрочной задачи социального развития общества, с акцентом на образовании. Он создал ряд школ в Мумбае и другие Исмаилитские центры. В более широком формате, он работал в Законодательном Совете Бомбея и был избран президентом Национальной Ассоциации Мусульман в знак признания его образовательных и других благотворительных усилий в интересах индийских мусульман, как правило, шиитов и суннитов.

Ага-хан II скончался в 1885 году, будучи Имамом лишь в течение четырех года. Институт Имамата после него переходит к его сыну Султан Мухаммад шаху внучкой персидского монарха Фатх Али Шаха - Шамс аль-Мульк. Когда Имам Султан Мухаммед Шах Ага Хан III стал Имамом, ему было восемь лет. В возрасте девяти лет он получил почетный титул Его Величества от королевы Виктории.

Таджикистан, Сентябрь 2007г.

Человек, создавший религию Ислам, Муххамед, при жизни произнёс, что его дерево будет иметь 73 ветки. Так это или нет, сказать тяжело, но направлений в Исламе очень много.

После смерти Пророка, небольшая часть жителей Медины поддержала Али, он являлся одновременно двоюродным братом и зятем Муххамеда. Со временем маленькая группа разрослась и стала известна как "Партия Али" (шиат Али). Многие люди уверяли, что слышали лично как Пророк произнёс: "Слово моё такой же закон, как слово Али." Основное большинство мусульман проигнорировало наказ и руководствовалось проповедями Муххамеда, из которых был составлен Коран, и историями о его жизни, суннами.

Эти люди стали называться суннитами. С самого начала шииты (сторонники Али) были убеждены, что Послание Ислама содержит сокровенные истины, недоступные пониманию простого человека. А потому они признавали необходимость в авторитетном лидере, или имаме - так шииты стали называть своих духовных учителей и руководителей. Преемник Муххамеда имел право религиозного разъяснения его заветов, а кто сделает это лучше чем человек принадлежащий к семье Пророка.

Али стал четвёртым по счёту халифом, правил 5 лет и был убит кинжалом в 661г. при выходе из мечети. Старшего сына Али, Хасана провозгласили халифом после смерти от отца, но он отказался от власти в пользу претендовавшего на престол Муавия (династия Омейядов 661-750г.). Прожив 8 лет Хосан умер, при не выясненных обстоятельствах, а Муавия передал халифат своему сыну Йазиду. Большое количество мусульман, недовольных таким ходом событий, призывало младшего сына Али Хусейна свергнуть Йазида.

Восстание оказалось подавлено, внук Пророка Хусейн и оставшиеся с ним 70 человек погибли. Поначалу никто из войнов Йазида не решался напасть, боясь пролить священную кровь, но потом все набросились толпой, изрубив потомка Муххамеда и его близких.

Исмаилиты считают Хусейна вторым имамом после Али, уступка Хасаном прав на халифат Муавии признаётся не законной. Сам Али назначил младшего сына Хусейна преемником, а Хасан должен был быть временным имамом, пока брат не подрастёт. С гибелью Хусейна шиизм оформился как самостоятельная религия. Главным постулатом становится то, что имам должен происходить из дома Али. В середине 7ого века произошёл очередной раскол. Шестой имам шиитов Джафар ас-Садик (ум. 765г.) сделал своим преемником не старшего сына Исмаила, а четвёртого Мусу ал-Казима (ум.799г.).

Часть шиитов продолжала считать наследником имама Исмаила, а поскольку он умер на три года раньше отца, то его приверженцы признавали Муххамеда - старшего сына Исмаила. Мухаммед укрылся от преследования в округе Демавенд в Иране, его сыновья и внуки оказались разбросанны в разных регионах исламского мира. Сторонники Исмаила вынуждены были скрывать свою веру, а имамы прятаться. Имя и место пребывания того из них, кто признавался очередным "имамом времени", знали только не многие близкие соратники.

Рядовые исмаилиты, как их именовали в противоположность шиитам - имамитам (сторонникам сохранения имамата в потомстве Мусы ал-Казима), как правило даже, даже не ведали имени скрывающегося имама. Но мессионеры исмаилитов вели тайную пропаганду среди населения, число их приверженцев росло, а исмаилизм становился особой религией, с различными степенями посвящения для новичков, и, эфективным скрытым управлением.

В 1090г. произошёл очередной раскол, теперь на восточных и западных. Западные исмаилиты-фатимиды (потомки дочери Пророка Фатимы) приходили к власти в Египте, правили 262г., их мирно сверг гроза крестоносцев -- Саладин (1171г.) Восточные исмаилиты-низариты, как госсударство существовали 166 лет, до нашествия монголов в 1256г.

Мусульмане сунниты считали исмаилитов неверными, всячески стремились их уничтожить, те в свою очередь применили эффектную защиту. Политические убийства существовали во все времена, вспомните Цезаря, Андрея Боголюбского, императора Павла, Кенеди и т. д., другое дело как обставить действие. Укрепившись в неприступных замках, восточные исмаилиты-низариты разработали хитрую систему тайных обществ. Ко всем суннитским вождям старались внедрить шпионов, по вере разрешалось применять такийа (сокрытие).

Человек выдавал себя за суннита, начинал службу при дворе конюхом, плотником, стражником, проявлял рвение, и ждал команды. В час "Х" правителя неожиданно убивали, чаще всего во время пятничной молитвы, при большом скоплении народа. Убийца не прятался, а громко вещал людям, за что казнена жертва, давая возможность стражникам расправиться с собой.

Крестоносцы осваивались тогда на Ближнем Востоке и наблюдали подобные явления, обраставшие всякими чудовищными небылицами. Распространялся фольклёр и жуткая слава о солдатах, готовых умереть по приказу из крепости Аламут, столицы восточных исмаилитов. Европейцы предполагая, что смертники употребляют наркотики, и, от них становятся бесстрашными, закрепили за войнами прозвище -- ассасины (курители гашиша).

На самом деле убивали как суннитских вождей, так и исмаилитских, просто последние делали это более зрелищно. Известный востоковед С. Плеханов отмечает, что за весь период (166л.) исмаилиты-низариты казнили не более 100 человек.

Очень интересен аламутский период истории. Авторитетный лидер Хасан ас-Сабах, имея чёткий план проповедовал от имени скрытого имама, укрепляя и развивая учение исмаилитов в Северной Персии. На утренней заре 4 сентября 1090г. Хасан проник в цитадель Аламут, выдавая себя за учителя по имени Диххуд. Понемногу его сторонники появлялись в крепости, тайно склоняя гарнизон к своей вере. Через 3 месяца неприступный Аламут был в руках исмаилитов, таким же образом оказались захвачены и другие замки.

Хасан ас-Сабах, проявляя мудрость и жестокость, фактически создал независимое госсударство на севере Персии. За не соблюдение норм шариата Хасан казнил обоих своих сыновей. Европейцы называли сменявших друг друга грозных аламутских владык -- старец горы. Всё это время имамы были спрятаны. В 1162г. из сокрытия вышел, и, стал править имам Хасан, появления которого очень ждала его паства.

Через два года, во время 17 дня рамадана, он отменил многие строгости шариата; разрешил пить вино, женщинам открывать лица, изменил традиционную исламскую обрядность, объявил всех людей рафиками (товарищами) и братьями. Именно из исмаилитских обществ вышло такое знакомое обращение восточных людей как "брат". Так говорят азербайджанцы, киргизы, таджики......

В 1253г. 70-тысячное монгольское войско Хулагу-Хана, подстрекаемого суннитской знатью, мечтавшей об уничтожении "еретиков", начало поход на госсударство низаритов. В ответ имам Ала ад-Дин отправил в столицу монголов Каракорум около 400 послушников: купцов, монахов, посыльных, якобы с миссией мира. Эти люди должны были убить великого Менгке-Хана. Францисканский монах Гильом Рубрук, посетивший в 1254г. ставку монголов, наблюдал там усиленные меры безопасности в отношении прибывших иностранцев.

В конце 1254г. предателями был повержен имам Ала ад-Дин, власть перешла к его 26-летнему сыну, Рухн ад-Дину Хуршаху. Монголы, до этого взявшие всего 3 крепости, получили психологическое преимущество. Хуршах сдался на милость Хулагу-Хану, и, двадцать седьмой имам низаритов позже был казнён, остававшийся почти 170 лет неприступным Аламут пал. С его захвата начался самый тяжёлый период в истории общины. Появление в конце14 века полчищь Тимура приостановило начавшееся возрождение восточных исмаилитов.

Полководец исповедовал суннитскую ветвь ислама, и, устроил настоящий геноцид на территорииях северной Персии и Хоросана. Именно в то время многие люди старались укрыться на Памире, в предгорьях Гиндукуша и в Индии. Горный Бадахшан (Западный Памир) охотно принимал у себя собратьев по вере. Знаменитый проповедник Насир Хосроу (1004-1088г.), задолго до этого, обратил бывших будистов памирцев в исмаилизм. Оставшиеся в Персии исмаилиты вынуждены были применять такийа (сокрытие), на долгое время укрыли они и своих имамов.

В 1310г. низариты, после смерти имама Мавлан Джалал ал-Дина Руми, разделились на две ветви Мухаммадшахи и Касимшахи, первая со временем угасла, а вторая дожила до наших дней. Из тени династия вышла лишь к концу 18 века.

Всем известно, как толпа фанатиков растерзала посольство России в Тегеране (убийство Грибоедова). Подобные погромы у персов были вплоть до 20 века не редкость. В 1817г., оравой торговцев, в г. Йазд был убит в своём доме имам Халил Аллах, который прятал у себя мюрида (послушника). Вдова прибыла в Тегеран к шахскому двору, в надежде на справедливость. Монарх Фатх Али-шах провёл честное расследование и осыпал осиротевшую семью милостями. Юный имам получил в жёны одну из шахских дочерей, а также был удостоин почётного титула Ага-Хан. Со смертью шаха политическая ситуация поменялась, и, летом 1841г., после 750 лет жизни имамов-низаритов в Персии, Ага-Хан вынужден был бежать от своих врагов в Индию, в город Бомбей.

Россия и Англия, как две большие плиты земной коры, медленно но верно в конце 19 века, подступали друг к другу. Памир и Северный Афганистан оказались тем местом, где эта встреча состоялась. В 1895 г. державы договорились о границах: Памир отходил к России, хребет Гиндукуш к Англии, а независимый (формально) от Лондона Кабул получил левый берег реки Пяндж и тоненькую полоску земли в Ваханской долине. Англичане не хотели иметь с Россией общей границы, так народы в Ваханской долине оказались разделены на разные госсударства, а во времени на целые столетия.

В 1885 г., на официальной церемонии в Бомбее, на исмаилитский имамат был возведён восьмилетний Султан-

Мухаммат-Шах, Ага-Хан 3, носивший этот титул до своей смерти 11 июля 1957 г. Политически сложное время пережил Ага-Хан 3. Исмаилиты разбросаны по разным странам: остров Занзибар, Индия, Йемен, Памир, Уганда, Сирия, и. т. д. Все желают получать духовные советы (фирманы) от своего наставника, а единого решения не бывает. Ага-Хан 3 великолепно разбирался в жизни и находил подсказку для своих мюридов. Существует фирман, который доставил от имама к исмаилитам Памира, пир Сабзали в 1923 г.

Там сказано: "..... Вы должны хорошо относиться к Власти, которую сейчас имеете. Если Вы будете служить ей с честью и совестью, она будет для Вас вьючным ишаком, возьмёт на себя всю ношу тяжести вашей жизни. Но если Вы будете враждовать с ней, она может быть драконом. Эта Власть пришла к вам как мягкий снег, как мягкий снег она и растаит."

Все исмаилиты, во все времена платили закят (налог имаму). После установления Советской Власти на Памире, ещё 15 лет разрешалось посылать ходоков в Бомбей к Ага-Хану, ОГПУ внимательно следило за ними, но не трогало. Только в 1936 г. граница была полностью закрыта и связь прервалась. Одновременно на Памире было возведено более 1000 мостов, построены дороги, проведён свет, дети стали получать образование. Советская Власть понравилась памирцам.

В 1937 г. Ага-Хан 3 встречался с Гитлером, пытаясь, как и многие другие политики, предотвратить надвигавшуюся катастрофу. Во время войны около 1000 памирцев попало в плен к фашистам. Гитлер предложил передать их Ага-Хану, единственное условие имам должен выступить с посланием к мюридам, убедить исмаилитов не воевать с Германией. Для духовного отца каждое чадо дорого, но Ага-Хан от сотрудничества отказался.

Последние 2 века имамы только духовная Власть, политика остаётся в стороне, но они зорко следят за жизнью своей паствы, распределяя и направляя деньги от закята нуждающимся. Образован фонд Ага-Хана. Никаких прибылей он не получает, но смысл его деятельности -- рост доходов получателей помощи.

Нынешний имам исмаилитов, Карим Ага-Хан 4, является внуком преведущего, родился 13 дек. 1936г., войну пережил в Каире, получил великолепное образование и спортивную подготовку. Великобритания и Иран предлагали Кариму Ага-Хану 4 выступать на Олимпиаде 1964г. за свои сборные по горным лыжам. В 2007г. 11 июля, сорок девятый имам исмаилитов, Карим Ага-Хан 4, справил 50 лет своего имамата. Его Высочество считают прямым потомком Пророка Муххамеда. Признанный мастер слова В. Черномырдин, так отозвался о Карим Ага-Хане 4: "Мы смотрим на реалии мира из окон своих высокоэтажных домов, а Его Высочество смотрит на них с недоступной для человечества высоты."

Некоторые люди называют памирских исмаилитов сектой, я с этим не согласен. Во все времена их литература была труднодоступна посторонним, но памирцы не замыкались в своём кругу, старались получить хорошее образование, вели открытый образ жизни, что не свойственно сектантам. Среди населения Западного Памира количество людей с высшим образованием, в процентном отношении, было самым высоким в СССР. Хотя мюриды были отрезаны от своего имама, о существовании которого многие не знали, но завет Ага-Хана 3 выполнили.

Имамитский шиитский ислам был той базой, на основе которой на протяжении веков формировались остальные течения и секты. Как правило, доктринальные расхождения между ними сводились к спору о количестве почитаемых имамов, хотя нередко этот спор приводил и к более существенным изменениям в догматике и принципах деятельности той или иной из шиитских сект.

Первый раскол среди шиитов произошел в VII в., когда после мученической смерти Хусейна возник спор о четвертом имаме.

Группа шиитов во главе с Кайсаном провозгласила четвертым имамом сводного брата Хусейна, сына Али от наложницы. Движение кайсанитов не получило заметной поддержки и к XI в. прекратило свое существование. Следующий раскол был связан с именем Зейда, которого его сторонники провозгласили пятым имамом. Хотя в битве 740 г. с Омейядами Зейд был убит, его сторонники образовали секту зейдитов, укрепившуюся на севере Ирана и просуществовавшую около трех веков. Зейдиты были близки к мута-зилитам и хариджитам, выступали против обожествления вождей и за право каждого благочестивого мусульманина стать верховным имамом. В конце IX в. зейдиты обосновались в Йемене, где их потомки обитают и ныне (на севере Ирана остатки зейдитов известны под именем ноктавитов).

Наиболее крупный и значимый по последствиям раскол произошел в середине VIII в., когда шестой имам шиитов Джафар лишил своего старшего сына Исмаила права стать седьмым имамом в пользу другого своего сына. Несогласные с этим решением шииты сплотились вокруг опального Исмаила и объявили его седьмым имамом, что и положило начало созданию нового и - весьма своеобразного учения исмаилитов. Исмаилизм - принципиально новое течение мысли в шиитском исламе, многое заимствовавшее как у неоплатонизма (точнее, из орфико-пифагорейской древнегреческой философии), так и из зороастризма с его культом священной семерки и индийских учений о карме, перерождениях, Брахмане-Абсолюте.

Согласно учению исмаилитов, ипостасью Высшего Божества, Аллаха, является Мировой Разум, обладающий всеми божественными атрибутами. Проявление его в феноменально-чувственном мире - пророки, которых насчитывается семь: Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус, Мухаммед и Исмаил. Эманацией Мирового Разума является Мировая Душа; она, в свою очередь, ответственна за создание материи и жизни, включая человека. Проявление ее - семь имамов, толкователей семи пророков. Соответственно числу пророков и имамов история тоже делится на семь периодов, в процессе смены которых рее живое рождается и умирает по закону перерождений. Цель существования у исмаилитов - достижение высшего знания (аллегория знания -рай, невежества - ад). Достижение его ведет к спасению, что равно возвращению к Мировому Разуму, т.е. к прекращению существования и перерождении.

Сложное эзотерическое учение исмаилитов предполагало семь степеней познания, причем высшие из них были доступны лишь немногим и окутаны ореолом таинственности. Для подавляющего большинства исмаилитов суть учения упрощенно сводилась к ожиданию Махди с его царством высшего истинного знания и пути к спасению. На рубеже IX-X вв. этот исмаилитский Махди все более определенно ассоциировался со скрытым имамом шиитов-имамитов, чем, в частности, воспользовался некий Убейдаллах, который в начале Х в. выдал себя за Махди и основал с помощью североафриканских берберов Фатимидский халифат, просуществовавший с центром в Египте вплоть до 1171 г. Выдававшие себя за алидов, Убейдаллах и его потомки сыграли важную роль в укреплении и развитии исмаилизма как влиятельного течения шиитской мысли. Течение это вскоре тоже распалось на несколько сект, часть которых отличалась крайними, весьма радикальными нормами поведения.

Секты исмаилитов. Ассасины. В 869 г. отряд исмаилитов во главе с Карматом примкнул к восстанию занзибарских рабов-зинджей, в ходе которого бывшие рабы сами превратились в рабовладельцев, с еще большей свирепостью угнетавших всех обращенных ими в рабство. Кар-маты выступали за равенство и уравнительное распределение, но при этом сохраняли и даже увеличивали количество работавших на них рабов. Их отличали крайний фанатизм и нетерпимость. В 889 г. они овладели Бахрейном, создав там свое государство, но политика нетерпимости и жестоких набегов на соседей привела, в конечном счете, к крушению этого государства и исчезновению карматов на рубеже XI-XII вв.

Более благоприятной оказалась судьба другой исмаилитской секты - друзов. Последователи Дарази, обожествившего отнюдь не отличавшегося благочестием и добродетелями фати-мидского халифа Хакима (996-1021), друзы считали, что с Хакима начался новый цикл эманации Мирового Разума. После таинственного исчезновения Хакима (он не вернулся с прогулки - нашли лишь его осла и одежду) его стали считать скрытым имамом, Махди. Обосновавшиеся в горных районах Сирии и Ливана друзы составили замкнутую общину единоверцев. Не проявляя нетерпимости к соседям-суннитам и активно применяя при случае метод такыйи, друзы отличаются крайней степенью обожествления Хакима как воплощения Аллаха, верят в переселение душ и преданы своим духовным вождям, которые одни только принимают участие в наиболее важных и окутанных тайной культовых церемониях.

В конце XI в. фатимидский халиф Мустансир лишил своего старшего сына Низара права наследования в пользу другого сына, Мустали. В возникшей распре Низар был убит. Сторонники Му-стансира остались в Египте и Сирии, тогда как последователи убитого, низариты, мигрировали на север Ирана, где религиозным центром новой секты стал суровый горный замок Аламут. Осевшие в районе Аламута низариты создали здесь «государство исмаилитов» - строго организованную и дисциплинированную секту, организационно близкую к суфийским орденам. Но, в отличие от стремившихся слиться с Аллахом и выступавших против неверных суфиев, низариты ставили своей целью воспитывать и использовать в политических целях фанатиков веры, фидаинов, попросту убийц. Окруженные атмосферой тайны, шейхи низаритов стремились воспитать у последователей готовность к самопожертвованию и беспрекословное повиновение приказу руководителя, которого никто из фидаинов не знал в лицо. Внушая будущим фидаинам, что смерть во имя веры - прямая дорога в рай, наставники юношей стимулировали их рвение гашишем; приведенных под его воздействием в возбуждение учеников иногда приводили в скрыто устроенный сад, где их приветливо встречали красивые девушки. Будучи в полной уверенности, что они побывали в раю, юноши не сомневались в истинности слов наставников и были готовы на все, чтобы заработать пропуск в рай. От слова «гашиш» фидаины и вся секта низаритов стали именоваться гашашинами, откуда в европейской транскрипции возникло слово ассасины (фр. - «убийцы»).

Готовые на все и подбадривавшие себя гашишем, ассасины по заданию шейха проникали в лагерь противника и точным ударом кинжала убивали намеченную жертву. Возраставшее влияние секты и ужас перед непредсказуемыми акциями ассаси-нов способствовали созданию атмосферы страха вокруг неприступного замка Аламут с его фактически обожествленными шейхами. Только в 1256 г. государство исмаилитов было уничтожено вместе с замком монгольскими войсками Хулагу. Остатки низа-ритов, потеряв свой пыл и перестав готовить кадры ассасинов, мигрировали в Индию, ще они существуют и поныне во главе с имамом, носящим титул Ага-хана. Следует заметить, что авторитет Ага-хана необычайно высок, причем не только среди низаритов, но и среди многих других ветвей и сект исмаилитов, видящих в нем своего духовного главу.

Алавиты и Али-илахи

Особое положение среди всех шиитских сект занимают две из них, близкие по характеру друг к другу, алавиты и Али-илахи. Обе они обожествляют Али и ставят его, чуть ли не рядом с Аллахом. Алавиты появились в IX в. как секта основателя этого учения Нусайра. В учении Нусайра сочетались астральные культы, вера в переселение душ и элементы христианства. Алавиты полагают, что некогда все их души были звездами. Али поместил их в людей, но по смерти души праведников вновь станут звездами и сольются с божественным Али, тогда как души грешников переселятся в животных. Алавиты читают христианские Евангелия, причащаются хлебом и вином, часто носят христианские имена. Секта имеет свою священную книгу, составленную на основе Корана, но вся мудрость ее доступна лишь посвященным. Вплоть до нынешнего дня в Сирии, Ливане, Турции немало последователей этой секты.

Секта Али-илахи возникла много позже, примерно в XV-XVII вв., и ее приверженцев было более всего среди курдов, турок, иранцев и афганцев. На ее учение оказали влияние исмаилитские теории о семерых пророках и имамах. Суть догматов секты в том, что Али есть воплощение Аллаха и божественной истины, что именно он воплощается во всех пророках и имамах и явится в виде Махди. Как и алавиты, Али-илахи верят в переселение душ и не признают рая и ада. Существенную роль в их учении играет тезис о борьбе в человеке двух начал - разума и страсти. Обряды их, как и у алавитов, в некоторой степени близки к христианским.

С. Стерн, В. Маделунг, Анри Корбэн, многие аспекты учения и истории этой религии стали доступны широкому кругу исследователей.

Изначально движение восходит к крайним шиитским группировкам (партия Али) первых веков мусульманской эры, учение которых впитало в себя многие положения христиан-гностиков и зороастрийцев. Есть параллели и с индуизмом и рядом других восточных религий: это цикличность человеческой истории и постепенная деградация человечества от цикла к циклу.

В то же время сами исмаилиты относят свою проповедь непосредственно к первому человеку - Адаму.

Изначально одним из главных аспектов учения было построение справедливого (идеального) общества, основанного на теократии - власти богоизбранного имама из рода Али. Практически на всех этапах существования этого движения были сильны мессианские настроения (пришествие Махди - последнего имама, который должен победить мировое зло и инициировать "Воскресение"), приводившие к постоянному дроблению движения (карматство, друзы, низариты и др.).

Значительной вехой в исмаилитской истории явился фатимидский период (909 - 1171 гг.), когда движение достигло своих политических целей.

Фатимидский халифат - это могущественное исмаилитское государство в Северной Африке и на Ближнем Востоке (на пике могущества халифату подчинялась южная Италия и Сицилия). Фатимидский халифат (имамат) в значительно мере реализовал свою социальную программу. По сути, это было первое социально ориентированное государство в мире.

Преобладающими формами собственности были кооперативная (в форме гильдий-товариществ) и государственная. Кроме того, государство практиковало регулирование цен на предметы первой необходимости.

Конец халифата Фатимидов ознаменовался отходом от принципов государственного регулирования и борьбой за власть между престолонаследниками. Возникшие разногласия, по вопросу наследования, после смерти имама аль-Мустансира (1094 г.) привели к появлению двух основных течений в современном исмаилизме - низариты (другое распространённое название - ассасины) и мусталиты (в форме таййиби)

Доктрина

Исмаилиты подчёркивают фундаментальное отличие между экзотерическими (захир) и эзотерическими (батин) аспектами священных текстов (Коран), религиозных заповедей и запретов. Захир или религиозные законы, провазглашённые пророками, по представлениям исмаилитов, подвержены периодическим изменениям, в то время как батин, содержащие духовные истины "хакаик", остаются вечными и непреложными. Эта скрытая правда может актуализирована путём эзотерической экзегезы (герменефтика) "тавил" - процесса выделения батин из захир.

Согласно учению исмаилитов, в каждую эпоху эзотерический мир духовной реальности может быть доступен лишь элите человечества (хавасс), в отличие от обычных людей (авамм), которые могут воспринимать и понимать лишь явное значение Откровения, в форме моральных ограничений и правил (закон). Соответственно в эру ислама, открытую пророком Мухаммедом, истинная суть религии может быть объяснена только тем, кто должным образом инициирован в исмаилитскую общину и признал в качестве авторитетного учителя прямого приемника пророка Мухаммеда, Али б. Абу Талиба, и легитимных имамов, наследовавших ему (напрашивается аналогия с Моисеем и Аароном). Посвящение в исмаилизм, известное как "балаг", начиналось после того, как неофит приносил обет верности, известный как "ахд". Посвящённые были связаны своими обетами и обязаны были хранить секрет "батин".

Космогонические и философские представления

Низаритская (неоисмаилитская) система отличается от тайибитской (фатимидский исмаилизм). Это связано с тем, что низариты в значительной мере опирались на философское наследие иранских авторов (усвоивших аристотелевскую философию), в то время как, мусталиты-таййибиты восприняли гностические и неоплатонические системы, разработанные в фатимидский и дофатимидский периоды. В основе космогонических представлений низаритов лежит система ан-Насафи - проповедника (даи) и философа, казнённого за свои убеждения в 943 году. В "Книга смысла и сути" он изложил свою неоплатоническую систему, в общих чертах признанную Фатимидами и развитую более поздними иранскими авторами (Сиджистани, Насир Хосров и др.)

Низаритская религиозно-философская система

В исмаилитской космологии ан-Насафи Бог описывается, как абсолютно трансцендентное явление, стоящее за пределами человеческого разумения, вне каких-либо имён и атрибутов. Абсолют творит бытие по своему повелению, или слову (калима), актом вневременного порождения (ибда) из ничего.

Мировой Разум (акл) был первым творением появившимся из ничего благодаря акту божественного волеизъявления. Разум вечен, неподвижен и совершенен как потенциально, так и актуально. Посредством эманации разум порождает Мировую Душу (нафс). Душа несовершенна в силу своей природы и в своём стремлении к совершенству нуждается в помощи Мирового Разума.

Душа и Разум обозначаются соответственно Следующий (тали) и Предшествующий (Сабик), вместе это - "исходная диада", или корни (аслан) плеромы.

Следуя дальше эманационной цепочке своей космологии, ведущей к генезису человека, ан-Насафи утверждал, что как в духовном, так и физическом мирах Бог сотворил всё сразу в едином акте творения. Однако, различные части универсума проявляются постепенно, благодаря процессам причинной связи и эманации.

Стремление души к совершенству объясняет причины её подвижности и активности. Путём эманации движение души порождает первичную материю и форму, которые служат в дальнейшем основанием для построения материального мира. Вначале душа порождает семь сфер и звёзды. В результате преобразования сфер возникают четыре простейших элемента: влажность, сухость, холод и жара. Затем они перемешиваются и образуют четыре сложносоставных субстанции, а именно - землю, воду, воздух и эфир (огонь). Сочетание этих субстанции порождает растения, обладающие "растительной" душой, а та в свою очередь, - животных с "животной" душой. И наконец, от последней произошёл человек, наделённый "рациональной" душой.

Ряд элементов этой космологии иранские даи связали с кораническими терминами. Так, Мировой Разум был идентифицирован как "тростниковое перо" (калам) и "престол" (арш), Мировая Душа - как "небесная скрижаль" (ал-лаух) и "трон" (курси).

Священная история человечества и иерархия

Исмаилитские философы-теологи иранского мира рассматривали концепцию спасания как часть своей космологии. Широко опираясь на различные неоплатонические и гностические мотивы историческая концепция Сиджистани увязана с концепцией души и представлениями исмаилитов о цикличности сакральной истории человечества. Конечную цель спасения человека является движение его души от земного бытия к своему Творцу в поисках духовного воздаяния в вечной райской жизни. Эти поиски, направленные по восходящей оси к спасению, включают очищение человеческой души, которому способствует водительство, осуществляемое иерархией исмаилитского дава; поскольку лишь обладающие высоким авторитетом члены этой иерархии имеют право указать "праведный путь", по которому Бог ведёт тех кто взыскует правды и чьи души в день воскресения будут вознаграждены.

В каждую эпоху человеческой истории земная иерархия состоит из так называемого "провозглашающего" (натик) этой эпохи, объявляющего законы (Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус и Мухаммед), и его легитимных наследников-васи (Сиф, Сим, Исмаил, Аарон, Симон Пётр и Али б. Аби Талиб). В эпоху ислама руководство, необходимое для спасения, осуществляется Пророком Мухаммедом, его васи Али и исмаилитскими имамами из его рода.

Лишь через совершенствование индивидуальных душ фактически несовершенная Мировая душа может реализовать своё собственное совершенство, что равносильно росту совершенства Плеромы. История таким образом становится средством фиксации исканий Мировой души на этом пути, а также летописью достижений человечества, поскольку каждый человек призван всячески содействовать совершенствованию мировой души.

Одним из любопытных моментов в истории исмаилитов-низаритов (ассасинов) явилось провозглашение Воскресения (Кийама) 8 августа 1164 года их даи Хасаном "Ала зикрихи с-салам" в Аламуте. В своей речи Хасан от имени "скрытого" имама объявил об открытии для всех членов его общины духовной истины - хакика. Это означало духовное воскресение всех низаритов и отмену религиозных законов. Отныне они существовали непосредственно в духовной реальности, а весь остальной материальный мир переставал для них существовать (духовно несуществующий).

Спустя полтора года, в 1166 году, после провозглашения Кийама Хасан был убит при таинственных обстоятельствах в крепости Ламасар.

Его наследник, сын Нур ад-Дин Мухаммад, провозгласил себя имамом низаритов исмаилитов.Этот акт представляется не совсем законным с точки зрения легитимности его власти. Известно, что все потомки Низара остались в Египте, где активно боролись за власть (последнее восстание поднял внук Низара в 1161 году). После падения Фатимидского халифата в 1171 году многие наследники престола были казнены, а оставшиеся в живых находились в заточении у мамлюков в течение нескольких поколений до 1272 года.

Современное состояние исмаилитского движения

От потомков Нур ад-Дина ведут свою родословную все последующие имамы низаритов (ветвь касимшахов). В настоящее время имамом низаритов-исмаилитов является принц Карим Ага-Хан 4, один из богатейших людей планеты, имеющий свои резиденции в Индии, Кении и Западной Европе.

Исмаилиты-мусталиты (таййибиты) составляют меньшинство в современном исмаилитском движении. Имам мусталитов (ат-Таййиб) находится в настоящее время в "сокрытии", пришествие которого ожидается в конце времён (Религиозную философию таййибитов смотрите - Йемен).

Ат-Таййиб - сын фатимидского халифа ал-Амира, был в тайне рождён незадолго до смерти отца (об этом есть упоминание в тайной периписке халифа с йеменскими исмаилитами). Младенец был убит врагами или, по другой версии, был скрыт доверенными лицами ал-Амира.

Мусталиты (таййибиты) в настоящее время представлены двумя ветвям - сулейманиты и даудиты, образовавшимися в результате споров по вопросу руководства дава. В Индии большинство составляет ветвь дауди (сулейманиты концентрируются в Йемене, некоторых городах Индии и Восточной Африки), руководимая даи-мутлак Мухаммадом Бурхан ад-Дин б. Тахир Сайф ад-Дином.

Общее число даудитов в Индии оценивается в 700 тыс. чел. Более половины проживает в Гуджарате, и в городах - Бомбей (60 тыс. чел.), Дохада, Удайпур, Сурат, Ахмадабад, Уджайне и Синдхпуре. Около 30 тыс. чел. проживает в Карачи (Пакистан). В Индии и Восточной Африке они образуют торговую касту бохра.

Сулейманиты Индии, руководимые своим даи из Йемена (аш-Шарафи ал-Хусейн б. Хасан ал-Макрами), представлены небольшими общинами в несколько тысяч человек рассеянными по многим городам - Бомбей, Барода, Ахмадабад, Хайдарабад. Есть небольшая община в Карачи.

Среди таййибитов действуют раскольнические группировки (алийа, хиптийа), выступающие против авторитарного правления нынешнего даи даудитов. Они претендуют на то, что установили связь со скрытым имамом таййибитов.

Из 20 млн. числа исмаилитов мира большая их часть является низаритами, которые в основной своей массе проживают в городах Индии (торговая каста ходжа).

Использовались материалы книги Фархад Дафтари "Краткая история исмаилизма" М.:"Ладомир", 2004.

ИСМАИЛИТЫ (араб. исма"илийа ) – одна из основных ветвей шиитского ислама, возникшая в середине 8 в. Исмаилизм появился благодаря обострению классовых противоречий, выразившихся в усилении власти феодалов и росте налогового бремени. Вспыхнувшие народные (в основном крестьянские) восстания носили характер сектантского движения, выступавшего с требованиями всеобщей справедливости и социального равенства, которое должно было быть достигнуто путем установления справедливого правления.

В середине 8 в. среди шиитов возник раскол, связанный с тем, что 6-й шиитский имам Джафар ас-Садик еще при жизни назначил преемником своего четвертого сына Мусу аль-Казима, отстранив своего старшего сына Исмаила. Часть шиитов признала 7-м имамом Мусу, однако другая группа шиитов посчитала это решение несправедливым, хотя на самом деле Исмаил скончался в 762, раньше своего отца. Эти люди провозгласили имамом Мухаммада, старшего сына Исмаила. Это поставило его жизнь под угрозу, и он был вынужден скрываться от своих преследователей.

Весь последующий период истории исмаилизма называют периодом сатр , то есть «сокрытия», ибо имена потомков Мухаммада ибн Исмаила были известны немногим. Тем не менее, сторонники потомков Исмаила создали, благодаря народной поддержке, жизнеспособную и хорошо структурированную секретную организацию, которая к 10 в. имела многочисленные филиалы в Южном Ираке, Бахрейне, Западном Иране, Хорасане, Сирии, Египте и даже Магрибе. Однако на рубеже 8–9 вв. внутри исмаилитов произошел очередной раскол. Сторонники Мухаммада ибн Исмаила посчитали, что он должен быть последним седьмым имамом (по аналогии с числом пророков). Это направление, признававшее только семь имамов, получило название сабийа («семиричники»).

Исмаилитские группы существовали в разных странах под различными названиями. Основание халифата Фатимидов, которые выдавали себя за потомков имама Исмаила, привело к размежеванию между карматами и фатимидскими исмаилитами, под властью которых оказались Магриб, Египет, Сирия, Палестина и Хиджаз.

В 1090 исмаилит Хасан ибн Сабах захватил крепость Аламут в Иране, где разместил своих последователей. За Аламутом последовало еще несколько крепостей, в результате чего ас-Сабах получил контроль над громадной территорией в Сирии и Иране. Его последователи боролись с суннитскими феодалами и крестоносцами, появившимися в Сирии в ходе первого крестового похода (1096–1099).

Крестоносцы, столкнувшись с ними в Сирии стали называть их «ассасинами» от искаженного арабского хашашийун (употребляющие гашиш). Отсюда в европейских языках появляется слово аssassin (франц., англ.) – «убийца».

Исмаилиты вкладывали особый смысл в образ имама, который в силу божественной природы своей власти обладает знанием сокровенных сторон религии, которое пророк передал своему двоюродному брату Али. Для них имам был первичным источником внутреннего и универсального смысла, скрытого во внешнем, очевидном смысле Корана или хадисов. Община исмаилитов представляла собой пример секретной организации, где рядовой член знал только своего непосредственного руководителя. Сложная иерархическая система предполагала цепь ступеней, каждой из которых соответствовала своя задача. Все члены были обязаны слепо повиноваться имаму (высшая ступень), который обладал эзотерическим (сокровенным) знанием.

Современные исмаилиты, живущие в районе Горного Бадахшана (северный Афганистан, Таджикистан), частично в Сирии, Омане и Иране, утратили свой воинственный пыл. Ныне главой исмаилитской общины (49-й имам) является Ага-хан Карим (р. 1936).

Ольга Бибикова



Статьи по теме: