Основные работы швейцера и их краткое описание. Альберт швейцер - самое интересное в блогах. «Психиатрическая оценка личности Иисуса»

Альберт Швейцер (1875-1965) занимает в культуре XX в. особое место - он принадлежит одновременно и интеллектуально-философской традиции и традиции социально-нравственного реформаторства. Он как бы возвращает нас ко временам древних мудрецов и пророков, когда закладывались духовные основы цивилизаций, когда слово сливалось с поступком, знания воспринимались в их нравственно обязывающем значении, достойный образ жизни рассматривался как продолжение правильного образа мыслей. Основное внимание А.Швейцера направлено на критику ценностных оснований современной европейской культуры. Он считал, что европейская культура потеряла смысл, цель, пошла по ложному, гибельному пути, и свою задачу он видел в том, чтобы дать ей новые духовно-нравственные перспективы. В этом желании остановить гибельное развитие человечества, вернуть его к чистым религиозно-нравственным истокам Швейцер был редкостен, но не одинок; он находился в ряду таких людей как Л.Н.Толстой, М.Ганди, М-Л.Кинг.

А.Швейцер разрабатывал разнообразные теологические и философские проблемы. Ему принадлежат такие фундаментальные труды как "От Реймаруса до Вреде. История исследований жизни Иисуса" (Von Reimaarus zu Wrede-Geschichte der Leben-Jesu-Forschung. 1906);

"Мистицизм Апостола Павла" (Die Mystik des Apostels Paulus. Tubingen, 1930); "Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика" (Die Weltanschauung der indischen Denker. Mystik und Ethik, 1935). Основное свое дело мыслитель видел во всестороннем обосновании Нового жизнеучения, которое он назвал этикой благоговения перед жизнью. Этому посвящена большая часть сочинений А.Швейцера, центральное место среди которых занимает "Философия культуры", состоящая из двух частей: "Упадок и возрождение культуры" (Verfall und Wiederaufbau der Kultur. Kulturphilosophie. Erster Teil, 1923); "Культура и этика" (Kultur und Ethik. Kulturphilosophie. Zweiter Teil, 1923).

Учение и биография Швейцера неразрывно связаны. Он стремился придать своей жизни достоинство этического аргумента и воплотить идеал человечности, который он теоретически обосновывал.

Альберт Швейцер родился в 1875 г. вторым ребенком в семье священника Людвига Швейцера в небольшом городке Кайзерберге в Верхнем Эльзасе. Его мать также была дочерью священника. Вскоре после рождения сына семья переехала в расположенный неподалеку городок Гюнсбах, где, как пишет Швейцер, он вместе со своими тремя сестрами и братом счастливо провел юношеские годы. Он рос в скромном достатке, в заботах любящих, хотя и строгих, родителей. Альберта отличали нравственная впечатлительность и сила воли.

Жизнь Альберта Швейцера и далее складывалась вполне благополучно. У него рано обнаружились разнообразные дарования, которые в сочетании с приобретенными в ходе семейного воспитания протестантскими добродетелями - трудолюбием, упорством и методичностью - предопределили успешную карьеру. Он закончил гимназию, затем Страсбургский университет, где изучал теологию и философию. Продолжил обучение философии и музыке в Париже. К 30-ти годам Альберт Швейцер был уже признанным теологом, многообещающим философом, органистом, мастером органостроения, музыковедом. Его книга о Бахе принесла ему европейскую известность. Он был удачлив в службе, имел широкий круг друзей. На подходе к вершинам славы он решает все разом поменять: Европу - на Африку, профессиональный труд - на служение страждущим, поприще ученого и музыканта - на скромную долю врача, ясное благополучное будущее - на неопределенную жизненную перспективу, сопряженную с неимоверным трудностями и непредсказуемыми опасностями. Почему он так поступил? Ни сам Швейцер, ни его исследователи не смогли ответить на этот вопрос сколько-нибудь убедительно.

Рассмотрим прежде всего фактическую сторону дела. Вот как описывает сам Швейцер историю этого растянувшегося на многие годы решения: "Однажды солнечным летним утром, когда - а это было в 1896 г. - я проснулся в Гюнсбахе во время каникул на Троицын день, мне в голову пришла мысль, что я не смею рассматривать это счастье как нечто само собою разумеющееся, а должен за него чем-то отплатить. Раздумывая над этим, лежа еще в постели, в то время, когда за окном пели птицы, я пришел к выводу, что было бы оправданным до тридцати лет жить ради наук и искусств, чтобы затем посвятить себя непосредственному служению человеку". Вопрос о том, чем и как он конкретно будет заниматься после тридцати лет, Швейцер тогда оставил открытым, доверившись обстоятельствам. Годы шли, приближаясь к обозначенному рубежу. И однажды, осенью 1904 г., он увидел на своем столе среди почты зеленую брошюру ежегодного отчета Парижского миссионерского общества. Откладывая ее в сторону, чтобы приступить к работе, он вдруг задержался взглядом на статье "В чем испытывает острую нужду миссия в Конго?" и стал читать. В ней содержалась жалоба на нехватку людей с медицинским образованием для миссионерской работы в Габоне, северной провинции Конго, и призыв о помощи. "Закончив чтение, - вспоминает Швейцер, - я спокойно принялся за работу. Поиски завершились". Однако прошел еще год, прежде чем он объявил о своем решении родным и друзьям (до этого он поделился своими мыслями лишь с одним не названным им близким другом). Это был год раздумий, взвешивания своих сил и возможностей, строгой рациональной проверки намерения на осуществимость. И он пришел к заключению, что способен поднять намеченное дело, что для этого у него хватит здоровья, энергии, выдержки, здравого смысла, и в случае неудачи - стойкости, чтобы пережить крах. Теперь оставалось только легализовать принятое решение. 13 октября 1905 г., будучи в Париже, он опустил в почтовый ящик письма, в одном из которых снимал с себя обязанности по руководству семинарией св. Фомы в Страсбурге, а в остальных извещал родителей и ближайших знакомых о том, что, начиная с зимнего семестра, он становится студентом медицинского факультета и намерен по окончании его поехать врачом в Экваториальную Африку. Примечательно, что швейцеровская трехступенчатая модель принятия решения воспроизводит выявленную еще Аристотелем схему морального выбора: а) общая ценностная ориентация воли; б) конкретное намерение, состоящее в рациональной калькуляции противоборствующих мотивов, выборе средств; в) решение.

Решение Швейцера вызвало среди родных и друзей настоящий переполох. Недоумение и непонимание переходило в активное противодействие. Но никакие эмоциональные оценки и благоразумные доводы не могли его поколебать. Ведь принятое решение было не началом, а итогом почти десятилетних раздумий. Швейцер лишь еще более укрепился в уверенности, что нельзя навязывать другим людям своих мнений и оценок, живо почувствовал безнравственность любых попыток вторжения в чужую душу. Много раз повторит он в своих произведениях и свято будет всю жизнь блюсти заповедь: "Не судите других".

Альберт Швейцер закончил медицинский факультет, занялся врачебной практикой, защитил диссертацию по медицине ив 1913 г. вместе с Еленой Бреслау, на которой женился за год до этого, отправился в Африку, в ставшее с тех пор знаменитым местечко Ламбарене. Там он сразу же приступил к врачебной деятельности и начал строить больницу, средства на которую были собраны им заблаговременно. Швейцер остался верен избранному пути до конца своей долгой жизни. Он много раз приезжал в Европу, оставаясь в ней иногда по несколько лет, среди прочего и даже в первую очередь для того, чтобы добыть деньги для своей больницы, которая со временем разрослась в небольшой медицинский городок. Однако основным его делом было лечение больных в Африке.

Как известно, Швейцер не раз пытался реализовать свой принцип служения человеку: в студенческие годы он хотел принять участие в попечении о беспризорных детях, позже занимался устройством жизни бродяг и людей, отбывших тюремное заключение. Однако эта деятельность не удовлетворяла его, ибо ставила в зависимость от филантропических организаций, далеко не всегда безупречных. Да и общая атмосфера благотворительной деятельности, которая во многих случаях оборачивается самообманом нечистой совести, не могла удовлетворить остро ощущавшего любую фальшь Швейцера. Работа в Африке привлекала его именно независимостью от официальной благотворительности. При этом вначале он намерен был поехать туда миссионером, но с удивлением обнаружил, что для руководителей Парижского миссионерского общества тонкости теологических убеждений имели куда более важное значение, чем готовность к христианскому служению. И тогда он решает работать только врачом, чтобы свести к минимуму зависимость от Миссионерского общества.

Конкретная форма служения человеку, избранная Швейцером, была, можно сказать, самой подвижнической: врач не навязывает свои услуги другим (иначе всегда остается сомнение в чистоте мотивов), а наоборот, другие, нуждающиеся, сами ищут помощи у него. Как врач, Швейцер мог поставить себя на службу людям практически везде, в том числе и в экваториальной Африке, в любых обстоятельствах, даже в лагере, куда он был интернирован во время первой мировой войны. Врачебная деятельность почти идеально подходила для индивидуалиста, ревниво ограничивающего свою активность пределами личной ответственности - здесь эти пределы задаются физическими возможностями самого врача.

А.Швейцер был очень организованным человеком и обладал поразительной работоспособностью. Занимаясь больницей - и как врач, и как директор, и как строитель, и как экономист, - он находил еще время для музыкальных опытов. И он не прекращал научных занятий. Начиная с первой диссертации "Философия религии И.Канта" (1899) и до конца жизни он вел исследования в области философии, этики, теологии.

В 50-е годы он включился в борьбу за мир, точнее, за запрещение атомного оружия. В 1952 г. ему была присуждена Нобелевская премия мира.

О Швейцере обычно говорят, что он отказался от судьбы процветающего европейца, блестящей карьеры ученого, педагога, музыканта и посвятил себя лечению негров никому дотоле неведомого местечка Ламбарене. Но в том-то и дело, что он не отказался. Он состоялся и как выдающийся мыслитель, деятель культуры и как рыцарь милосердия. Самое поразительное в нем - сочетание того и другого. Дилемму цивилизации и милосердной любви к человеку он снял самым продуктивным образом. Предлагаемое им решение можно резюмировать словами: цивилизацию - на службу милосердной любви. Швейцер в опыте своей жизни соединил вещи, которые считались и считаются несоединимыми: самоутверждение и самоотречение, индивидуальное благо и нравственные обязанности. Первую половину жизни он посвятил самоутверждению, вторую - самоотречению, первую - себе, вторую - другим. Соотношение этих двух моментов он понимал как иерархию и практиковал служение людям в такой форме, которая позволяла ему действовать как носителю духа цивилизации и даже продолжать (уже, конечно, в качестве побочной) свою деятельность философа и музыканта.

Умер Альберт Швейцер в Ламбарене в 1965 г. Там же он похоронен. Медицинский комплекс в Ламбарене продолжает полноценно функционировать благодаря усилиям друзей и последователей выдающегося гуманиста и мыслителя XX в.

Альберт Швейцер – личность многогранная. Он был музыкантом, философом, культурологом, а ещё – протестантским священником, который, можно сказать, практически не верил в бога.

Даже в самые неспокойные для Германии и всего мира времена (обе мировые войны) он выступал за активное совершение добра.

Биография кратко

Альберт Швейцер родился 14.01.1875г в Кайзерсберге. Его отец - пастор Луи Швейцер, мать - Адели Шиллингер. Семья была бедной.

Альберт учился сначала в училище, потом в гимназии. В 1893г поступает в Страсбургский Университет. Изучает философию, теорию музыки. Служит в армии год (1894 - 1895). После живет во Франции в Париже (1898), где ведет активную познавательную жизнь. Играет на органе и фортепьяно, пишет диссертацию. В конце 1899г защищает работу и получает звание доктор философии.

Дальнейшая его жизнь насыщенна. Он пишет труды, читает лекции, выступает с концертами, построит разрушенную больницу. Получит различные премии, среди которых - Нобелевская (1952г). Альберт Швейцер умер 4.09.1965 года.

«Психиатрическая оценка личности Иисуса»

Для богословского труда такое название весьма провокационное. Однако в прогрессивном обществе развитых стран работа не вызвала скандала и пользовалась популярностью. В ней и других своих работах (например, «История исследования жизни Иисуса») Швейцер излагает свои взгляды на «священное писание», христианство и религию в целом.

Так, Христос для него – просто человек, который был убеждён, что «скоро конец света»; его поведение диктовалось его паранойей и фанатизмом. То, что Христос не идеален, подтверждается и писаниями апостолов, каждый из которых по-своему рисовал идеализированный образ духовного вождя.

Для понимания истинной сути христианского учения, считал Швейцер, надо освободить это учение от всяких признаков мистики и, в частности, признать, что Христос не был богом. Книга написана на волне увлечения поисками «исторического Христа», характерного для многих тогдашних философов и теологов.

Исключая из христианства «собственно религиозную» составляющую, Швейцер предлагал сосредоточиться на его морально-этическом и культурном значении. Собственно, «Психиатрическая оценка личности Иисуса» - работа не богословская, а медицинская, за которую он получил степень доктора медицины.

Даже самые ранние труды Швейцера на религиозную тему основаны на научном и критическом подходе к христианству. Среди них:

  • «Проблема Тайной вечери» (1901);
  • «Тайна мессианства и страстей. Очерк жизни Иисуса» (1901);
  • «Христианство и мировые религии» (1924);
  • «Этика сострадания» (1919).

Взгляды на культуру

Главным трудом Швейцера считается «Философия культуры», в котором он развивал свою культурологическую концепцию. В культуре он выделял две составляющие – «моральную» и «материальную», считая, что для нормального функционирования обе составляющие должны находиться в гармонии.

Для примера он приводил современную ему европейскую культуру, в которой материальный аспект превалировал над «моральным», и китайскую, где в течение столетий «моральная» составляющая подавляла материальную; и в первом, и во втором случае мы имеем дело с глубоким кризисом культуры.

Швейцер – деятель

Швейцеская «философия» не ограничивалась размышлениями и написанием научных трудов: он был прежде всего практический деятель. Некоторое время он работал в страсбургской больнице, а в 1913 году впервые отправился в Африку. Он осел в селении Ламбарене в Габоне, который в то время был французской колонией.

На свои средства он построил здесь небольшую больницу. Затем на некоторое время вернулся в Европу, где читал лекции и давал органные концерты, а потом вновь приехал в Ламбарене, где жил и работал долгие годы. Собственно, это и позволило ему избежать ужасов Второй мировой войны, в течение которой он пребывал в Африке.

Сегодня Ламбарене превратился в небольшой город, а больница существенно расширилась и носит имя Швейцера. В 1981 году она обзавелась даже своим научно-исследовательским отделением. Надо сказать, что Габон – страна исключительно развитая и цивилизованная по африканским меркам, поэтому у государства нашлись средства, чтобы в полной мере продолжать дело, начатое Альбертом Швейцером.

Швейцер и Толстой

Одна из небольших статей учёного называется «Воспитатель человечества Толстой». Русского писателя Швейцер называет провозвестником новых истин, исключительно важных для человечества. Как пишет он сам, впервые с творчеством Толстого он познакомился в юности – в 1893 году, и уже тогда работы русского писателя его восхитили.

Толстой очень близок Швейцеру своей религиозной концепцией, освобождённой от мистики, богов, мифологии и основанной лишь на соображениях морально-этического плана. Можно сказать, что Толстой был самым главным автором для немецкого богослова. Возможно, что его труды подвигли Швейцера заняться медициной, которая была тем самым материальным, практическим наполнением, которого так не хватало Швейцеру-философу.

Альберт Швейцер (нем. Albert Schweitzer, 14 января 1875, Кайзерсберг, Верхний Эльзас — 4 сентября 1965, Ламбарене) — немецкий и французский протестантский теолог, философ культуры, гуманист, музыкант и врач, лауреат Нобелевской премии мира (1952).

В 1884-1885 годах Альберт учился в реальном училище в Мюнстере, затем в гимназии в Мюльхаузене (1885-1893).

В октябре 1893 года Швейцер поступил в Страсбургский университет, где изучал одновременно теологию, философию и теорию музыки.

В 1894-1895 годах — солдат в германской армии, при этом он продолжает посещать лекции по философии. Осенью 1898 — весной 1899 годов Альберт Швейцер живёт в Париже, слушает лекции в Сорбонне, пишет диссертацию о Канте, берёт уроки органа и фортепьяно, летом 1899 года продолжает свои учёные занятия в Берлине и к концу года, защитив в Страсбурге диссертацию, получает степень доктора философии, а в 1900 году — ещё и звание лиценциата теологии.

В 1901 году вышли первые книги Швейцера по богословию — «Проблема Тайной вечери, анализ, основанный на научных исследованиях девятнадцатого века и на исторических отчетах» и «Тайна мессианства и страстей. Очерк жизни Иисуса», весной 1902 года он начал преподавать на богословском факультете Страсбургского университета.

В 1903 году на одной из своих проповедей познакомился со своей будущей женой Еленой Бреслау.

В 1905 году Швейцер принял решение посвятить остаток жизни медицине и стал студентом медицинского факультета того же Страсбургского университета, одновременно продолжая свои научные труды: в 1906 году вышла его теологическое исследование о поисках «исторического Иисуса» под названием «От Реймаруса до Вреде» и эссе о немецком и французском органостроении, он впервые поехал на гастроли в Испанию. В 1908 году вышел его расширенный и переработанный немецкий вариант «Баха». Он принял активное участие в работе органной секции венского конгресса Международного музыкального общества.

В 1911 году сдал экзамены на медицинском факультете и выпустил в свет книгу о мистицизме апостола Павла.

В 1912 году женился на Елене Бреслау.

В 1913 году закончил диссертацию на тему «Психиатрическая оценка личности Иисуса» и получил степень доктора медицины.

В 1949 по приглашению Чикагского университета посетил США.

В 1953 году Швейцер стал лауреатом Нобелевской премии мира 1952 года, а на полученные средства построил рядом с Ламбарене деревушку для прокаженных. Член-корреспондент Британской академии (1956).

В апреле 1957 Швейцер выступил с «Обращением к человечеству», призвав правительства прекратить испытания ядерного оружия. В мае 1957 года умирает Елена Бреслау — жена и соратница Альберта Швейцера.

После того как Швейцер в 1959 навсегда уехал в Ламбарене, больничный городок стал местом паломничества множества людей со всего мира. До самых последних своих дней он продолжает принимать пациентов, строить больницу и выступать с воззваниями против ядерных испытаний.

Умер Альберт Швейцер 4 сентября 1965 в Ламбарене и похоронен под окнами своего кабинета рядом с могилой жены.

Книги (5)

Благоговение перед жизнью

Книга представляет собой сборник работ выдающегося мыслителя-гуманиста А. Швейцера (1875-1965).

Мировоззрение Швейцера строится на принципе благоговения перед жизнью, выступающем как основа обновления человечества, формирования универсальной космической этики. В книге развивается идея свободного и нравственного индивида, отвергается господство «всеобщего» над «конкретно-личным», говорится о слиянии этики с культурой. Наряду с ранее издававшейся работой «Культура и этика» (М., «Прогресс», 1973) сборник включает перевод этико-теологического труда Швейцера «Мистика апостола Павла», статей по гуманитарным вопросам.

Иоганн Себастьян Бах

В книге Швейцера в широком контексте рассматриваются проблемы эстетики, стиля и жанровой эволюции творчества Баха. Особое внимание уделено духовным сочинениям, смысл которых приоткрывает детальный музыкально-символический анализ, осуществленный в связи с церковными ритуалами того времени.

Современные сведения о жизни и творчестве И.С.Баха содержатся в публикуемом Хронографе, составленном ведущим российским баховедом Т.В.Шабалиной.

Культура и этика

"Культура и этика" - эта проблема становится в наше время все болееактуальной, ибо развитие цивилизации в XX веке уже подошло к такому рубежу,когда лишенная этического начала культура буржуазного общества все болееугрожает благополучию и существованию человека на Земле.

Необходимо в полноймере оценить ту опасность, которую представляет для будущего человечестватак называемая "массовая культура" буржуазного общества, не имеющая прочныхнравственных основ, пропитанная идеями насилия, разбоя, культом секса инепрерывно и длительно растлевающая человеческое достоинство многихпоколений.

Письма из Ламбарене

В книгу под названием «Письма из Ламбарене» вошли два произведения «Между водой и девственным лесом» и «Письма из Ламбарене».

Эти произведения отражают первый и второй период пребывания Швейцера в Африке.

Это своего рода итог многолетней деятельности автора.

Начиная с 1913 года он работал врачом в одном из самых глухих и опасных для здоровья и жизни человека районов бывших французских колоний в Экваториальной Африке, где свирепствовала сонная болезнь, проказа и другие тягчайшие и чаще всего неизлечимые в то время недуги.

Четыре речи о Гете

Эльзасский теолог, музыкант, врач, социальный мыслитель Альберт Швейцер известен русскому читателю как автор фундаментальной монографии о Бахе, книг «Упадок и возрождение культуры. Культура и этика», «Мистика апостола Павла», «Письма из Ламбарене». Обращение Швейцера к Гете вызвано не просто интересом к творчеству великого писателя, но осознанием своей глубокой внутренней связи с ним.

В условиях кризиса культуры и этических ценностей Швейцер пытается удержать гуманистический идеал, усматривая его спасение в индивидуализации, в придании ему личностного характера — при условии, что личность стремится к самосовершенствованию. Основополагающее в этом смысле значение Гете состоит в том, что, «обтесывая грубый камень» своей души, он достигает вершин человечности. Великий пример Гете позволяет сказать: внутреннее совершенство и доброта по отношению к другим — два неразрывных устремления истинного гуманизма, а вовсе не взаимоисключающие качества, как утверждают модные теории XX века; стать самим собой и значит стать добрым.

Отметая мифы о далеком от жизни олимпийцев, Швейцер обращает особое внимание на такие черты личности Гете, как живая деятельная любовь, дух смирения, побуждающий к практической жизни, единство мыслей и бытия, сохраненная до глубокой старости чуткость к запросам своей эпохи. Стремиться к подлинной человечности; не идти ни на какие компромиссы; всегда оставаться самим собой, — таким ему видится завет Гете.

нем. Ludwig Philipp Albert Schweitzer

немецкий и французский протестантский теолог, философ культуры, гуманист, музыкант и врач

Альберт Швейцер

Краткая биография

Альберт Швейцер – немецкий богослов, мыслитель, врач, музыкант, лауреат Нобелевской премии мира - был уроженцем Верхнего Эльзаса (в то время он являлся частью Германии), г. Кайзерсберг, где появился на свет 14 января 1875 г. в семье пастора. Альберт был очень музыкальным ребенком, владел фортепиано с 5 лет, а в 9 играл на органе в сельской церкви. Отучившись в Мюнстерском реальном училище (1884-1885), Швейцер поступил в Мюльхаузенскую гимназию, после окончания которой в 1893 г. был зачислен в Страсбургский университет, где на философском факультете изучал, в частности, теологию и теорию музыки.

Осенью 1898 г. он перебрался в Париж, чтобы изучать философию в Сорбонне. В 1899 г. после защиты диссертации в Страсбурге становится доктором философии, а в следующем году - лиценциатом теологии. В 1901 г. увидели свет первые богословские труды Швейцера, а весной следующего года он уже был преподавателем богословского факультета в Страсбурге. В 1903 г. состоялось его знакомство с Еленой Бреслау, которая станет спутницей на всю оставшуюся жизнь. В 1906 г. выходит главное богословское сочинение – «Вопрос об историческом Иисусе». Параллельно А. Швейцер продолжает деятельность на поприще музыки, в 1911 г. становится доктором музыковедения.

Будучи 22-летним молодым человеком, он поклялся себе, что после 30 лет основным его занятием в жизни станет непосредственное служение человечеству. Чтобы приблизиться к цели, он с 1905 по 1911 гг. учился в медицинском колледже Страсбургского университета, в 1913 г. получил научную степень доктора медицины, а затем вместе с супругой (женитьба на Бреслау состоялась в 1912 г.) отправился в Африку, провинцию Габон, являвшуюся французской колонией, где в поселке Ламбарене за свои деньги открыл больницу.

На протяжении 1918-1924 гг., вернувшись в Европу, Швейцер давал органные концерты, несколько лет работал в Страсбургской больнице, читал лекции в ряде стран Европы. Все это дало возможность ему возвратить долги, накопившиеся во время Первой мировой войны, и получить в распоряжение некоторые средства на африканскую больницу. В 1923 г. увидела свет его главная философская работа – двухтомник «Философия культуры».

С 1924 г. биография Швейцера связана с практически постоянным пребыванием в Габоне. В Европе он был лишь наездами, периодически давал концерты, читал лекции, чтобы тратить их на отстроенную в 1927 г. новую больницу. На полученную в 1928 г. Франкфуртскую премию Гёте он построил дом для больничного персонала. С начала Второй мировой войны по 1948 г. Швейцер не был в Европе, а в 1949 г. нанес визит в США. В 1952 г. он стал обладателем Нобелевской премии мира, которую потратил на строительство при больнице лепрозория.

В конце жизненного пути А. Швейцер активно выступал против испытаний ядерного оружия, ратовал за разоружение, выступил со специальным «Обращением к человечеству». В 1965 г., 4 сентября, Альберт Швейцер скончался в Ламбарене. Останки покоятся рядом с могилой супруги под окнами его рабочего кабинета.

Биография из Википедии

Альбе́рт Шве́йцер (нем. Albert Schweitzer; 14 января 1875, Кайзерсберг, Верхний Эльзас - 4 сентября 1965, Ламбарене) - немецкий и французский протестантский теолог, философ культуры, гуманист, музыкант и врач, лауреат Нобелевской премии мира (1952).

Швейцер родился в Кайзерсберге (Верхний Эльзас, принадлежавший в те годы Германии; ныне - территория Франции), в семье бедного лютеранского пастора Луи Швейцера и его жены Адели, урождённой Шиллингер, также дочери пастора. По отцовской линии он был двоюродным дядей Ж.-П. Сартра.

В 1884-1885 годах Альберт учился в реальном училище в Мюнстере, затем в гимназии в Мюльхаузене (1885-1893).

В октябре 1893 года Швейцер поступил в Страсбургский университет, где изучал одновременно теологию, философию и теорию музыки.

В 1894-1895 годах - солдат в германской армии, при этом он продолжает посещать лекции по философии. Осенью 1898 - весной 1899 годов Альберт Швейцер живёт в Париже, слушает лекции в Сорбонне, пишет диссертацию о Канте , берёт уроки органа и фортепьяно, летом 1899 года продолжает свои учёные занятия в Берлине и к концу года, защитив в Страсбурге диссертацию, получает степень доктора философии, а в 1900 году - ещё и звание лиценциата теологии.

В 1901 году вышли первые книги Швейцера по богословию - «Проблема Тайной вечери, анализ, основанный на научных исследованиях девятнадцатого века и на исторических отчетах» и «Тайна мессианства и страстей. Очерк жизни Иисуса », весной 1902 года он начал преподавать на богословском факультете Страсбургского университета.

В 1903 году на одной из своих проповедей познакомился со своей будущей женой Еленой Бреслау.

В 1905 году Швейцер принял решение посвятить остаток жизни медицине и стал студентом медицинского факультета того же Страсбургского университета, одновременно продолжая свои научные труды: в 1906 году вышла его теологическое исследование о поисках «исторического Иисуса» под названием «От Реймаруса до Вреде» и эссе о немецком и французском органостроении, он впервые поехал на гастроли в Испанию. В 1908 году вышел его расширенный и переработанный немецкий вариант «Баха». Он принял активное участие в работе органной секции венского конгресса Международного музыкального общества.

В 1911 году сдал экзамены на медицинском факультете и выпустил в свет книгу о мистицизме апостола Павла .

В 1912 году женился на Елене Бреслау.

В 1913 году закончил диссертацию на тему «Психиатрическая оценка личности Иисуса» и получил степень доктора медицины.

26 марта 1913 Альберт Швейцер вместе с женой, окончившей курсы медицинских сестёр, отправился в Африку. В небольшом селении Ламбарене (провинция Габон французской колонии Французская Экваториальная Африка, позднее - Республика Габон) на собственные скромные средства он основал больницу.

В годы Первой мировой войны его вместе с женой, как немецких подданных, отправили во французские лагеря. В 1918 году был освобождён по обмену на французских военнопленных. 14 января 1919 года в день своего рождения 44-летний Швейцер стал отцом - Елена родила дочь Рену.

В 1919-1921 годы работал в городской больнице в Страсбурге, выступал с органными концертами в крупнейших городах Европы. В 1920-1924 годах он читал лекции в Швеции и других европейских странах, стал почётным доктором Цюрихского университета. Гастроли и лекции позволили доктору Швейцеру рассчитаться с военными долгами и собрать некоторые средства на восстановление больницы в Ламбарене. А в 1923 году вышло его главное философское сочинение - «Философия культуры» в 2 томах.

В феврале 1924 года Швейцер вернулся в Африку, принявшись за строительство разрушенной больницы. Из Европы прибыло несколько врачей и медсестер, работавших безвозмездно. К 1927 году новая больница была построена, и в июле Швейцер вернулся в Европу, вновь занявшись концертной деятельностью и чтением лекций.

В 1928 году Альберту Швейцеру была присуждена Франкфуртская премия Гете, на средства от которой был построен дом в Гюнсбахе, ставший местом отдыха персонала больницы Ламбарене.

В 1933-1939 годах он работал в Африке и периодически посещал Европу для чтения лекций, органных концертов, издания своих книг. В это время несколько европейских университетов присуждают ему почётные докторские степени. После начала Второй мировой войны Швейцер остался в Ламбарене и только в 1948 смог вернуться в Европу.

В 1949 году по приглашению Чикагского университета посетил США.

В 1953 году Швейцер стал лауреатом Нобелевской премии мира 1952 года, а на полученные средства построил рядом с Ламбарене деревушку для прокаженных. Член-корреспондент Британской академии (1956).

В апреле 1957 Швейцер выступил с «Обращением к человечеству», призвав правительства прекратить испытания ядерного оружия. В мае 1957 года умирает Елена Бреслау - жена и соратница Альберта Швейцера.

После того как Швейцер в 1959 году навсегда уехал в Ламбарене, больничный городок стал местом паломничества множества людей со всего мира. До самых последних своих дней он продолжает принимать пациентов, строить больницу и выступать с воззваниями против ядерных испытаний.

Умер Альберт Швейцер 4 сентября 1965 в Ламбарене и похоронен под окнами своего кабинета рядом с могилой жены.

Больница, основанная доктором Швейцером, существует до сих пор, и по-прежнему принимает и исцеляет всех нуждающихся в помощи.

Швейцер-богослов

Швейцера очень интересовал поиск исторического Иисуса - евангельская критика. Через описание и критику этих поисков он и стал очень известен. Представитель либерального направления.Понимание христианства в его мысли представляется очень разнообразным. Христос для Швейцера - просто человек. Он считал, что все действия, которые Христос совершил, зависят от субъективного убеждения Христа в том, что скоро конец света. Эта эсхатологическая интерпретация Евангелия у Швейцера призвана очистить христианство от метафизики: от убеждений, что Христос - Бог.В работе "История исследования жизни Иисуса" он рассмотрел основные концепции евангельской истории. Он показывает, что тот образ, который выстраивают апостолы, является лишь вариантом интерпретации христианства. Тонкий психолог, Швейцер показал в своих работах, что апостолы каждый по-своему наслаивали свои представления об идеальной личности на личность Иисуса.Данная работа Швейцера на долгое время остановила движение поисков исторического Иисуса, т.к. им была подведена окончательная черта.

Швейцер-музыкант

На рубеже XIX-XX веков Швейцер был известен как органист и музыковед. Ещё в годы учения в Париже он удивлял своего учителя Шарля Мари Видора размышлениями о хоральных прелюдиях Баха с точки зрения особенностей отражения в них тех библейских сюжетов, к которым соответствующий хорал отсылает, - для музыковедения того времени этот подход был совершенно нехарактерен. Вообще Швейцер более всего интересовался баховским наследием и отражением в нём баховской религиозности. Выработанный Швейцером стиль исполнения баховских органных пьес, основанный на простоте и аскетизме, был обобщён им в книге «Иоганн Себастьян Бах» (1905, расширенное издание 1908); кроме того, вместе с Видором он подготовил новое издание полного собрания органных произведений Баха. В 1906 году Швейцер писал о современном состоянии органного исполнительства в Европе, предвосхищая последовавший поворот от романтической интерпретации инструмента к его барочным корням.

Швейцер-философ

Согласно Швейцеру, нравственное содержание культуры - её стержень, её несущая конструкция. Поэтому «этический прогресс это существенное и несомненное, а материальный - менее существенное и менее несомненное в развитии культуры». Несовпадение в темпах развития духовной и материальной сфер культуры, по мысли Швейцера, - реальное противоречие, выступающее одной из движущих сил её прогресса. Но на характер развития культуры отрицательно влияет не только абсолютизация обществом материальной её стороны. Превалирование духовной сферы в индийской и китайской культурах в течение длительного времени тормозило прогресс их материальной стороны. Швейцер ратовал за гармоничное развитие всех сторон, всех сфер культуры при непременном главенстве нравственной её стороны. Именно поэтому мыслитель сам называл свою концепцию культуры моралистической.

По Швейцеру, глубочайший кризис, в котором оказалась и продолжает пребывать современная западная культура в целом, не может быть успешно преодолен и человечество не будет в состоянии не просто остановить декаданс, но и добиться полного духовного «выздоровления» (возрождения) до тех пор, пока человеческое «Я» не осознает себя и не начнет повсюду и во всем действовать как "жизнь, желающая жить среди жизни".

Швейцер-гуманист

Живя такой жертвенной жизнью, он никогда никого не упрекал. Наоборот, очень жалел людей, которые не могут в силу обстоятельств посвятить свою жизнь другим. И всегда призывал таковых пользоваться любой возможностью делать добро. «Нет человека, которому бы не представился случай отдать себя людям и проявить тем самым свою человеческую сущность. Спасти свою жизнь может всякий, кто использует любую возможность быть человеком, делая что-нибудь для тех, кто нуждается в помощи - какой бы скромной ни была его деятельность». Швейцер считал, что человек не вправе судить никого, кроме себя, и единственное, чем он может проповедовать - это его образ жизни.

Сочинения

  • «Философия религии Канта» (1899; диссертация),
  • «Проблема Тайной вечери, анализ, основанный на научных исследованиях девятнадцатого века и на исторических отчетах» (1901),
  • «Тайна мессианства и страстей. Очерк жизни Иисуса» (1901),
  • «Вопрос об историчности Иисуса» (1906),
  • «И. С. Бах - музыкант и поэт» и «Иоганн Себастьян Бах» (первое издание - J.S.Bach, musicien- poète, на французском языке в 1905; второе расширенное издание - Johann Sebastian Bach, на немецком языке в 1908),
  • «От Реймаруса до Вреде» и «История исследования жизни Иисуса» (первое издание - Von Reimarus zu Wrede в 1906; второе издание - Geschichte der Leben-Jesu-Forschuung в 1913),
  • «Психиатрическая оценка личности Иисуса» (Die psychiatrische Beurteilung Jesu, 1913, диссертация),
  • «Этика сострадания». Проповеди 15 и 16. (1919)
  • «Между водой и девственным лесом» (Zwischen Wasser und Urwald, 1921),
  • «Из моего детства и юношества» (Aus meiner Kindheit und Jugendzeit, 1924),
  • «Упадок и возрождение культуры. Философия культуры. Часть I.» (Verfall und Wiederaufbau der Kultur. Kulturphilosophie. Erster Teil, 1923),
  • «Культура и этика. Философия культуры. Часть II.» (Kultur und Ethik. Kulturphilosophie. Zweiter Teil, 1923),
  • «Христианство и мировые религии» (Das Christentum und die Weltreligionen, 1924),
  • «Письма из Ламбарене» (1925-1927),
  • «Строительное искусство немецких и французских органов» (Deutsche und französische Orgelbaukunst und Orgelkunst, 1927),
  • «Отношение белых к цветным расам» (1928),
  • «Мистика апостола Павла» (Die Mystik des Apostels Paulus; 1930),
  • «Из моей жизни и моих мыслей» (Aus meinem Leben und Denken; автобиография; 1931),
  • «Религия в современной культуре» (1934),
  • «Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика» (Die Weltanschauung der indischen Denker. Mystik und Ethik; 1935),
  • «О положении нашей культуры» (1947),
  • «Гёте. Четыре речи» (1950),
  • «Философия и движение в защиту животных» (1950),
  • «Идея Царства Божия в эпоху преобразования эсхатологической веры в неэсхатологическую» (1953),
  • «Проблема мира в современном мире». Нобелевская речь. (1954),
  • «Проблема этики в ходе развития человеческой мысли». (1954-1955),
  • «Африканские истории» (Afrikanische Geschichten, 1955),
  • «Мир или атомная война» (Peace or atomic war, 1958),
  • «Воспитатель человечества Толстой» (1960),
  • «Гуманность» (1961, опубликована в 1966)
  • Размышления о философии

Удивительный человек был Альберт Швейцер (1875-1965). Всемир­но известный мыслитель, философ, гуманист, музыковед, теолог, ор­ганист, врач, общественный деятель, лауреат Нобелевской премии мира. Он один из немногих на практике воплотил свое философское учение о милосердии и ценности жизни: в организации больницы в Экваториальной Африке, где и проработал много лет. А. Швейцер - автор 5-томного собрания сочинений, он отличался необычайным трудолюбием, глубиной и многосторонностью познания. Специа­лист по философии и религии, исследователь творчества И. Баха, музыкант, объехавший с органными концертами многие страны, пре­красный лектор, известный в университетах Европы и США.

Швейцер - гений и пророк, предвидевший опасность экологиче­ского кризиса, требовавший запрещения атомного оружия. Он обос­новал универсальный гуманистический принцип благоговения перед жизнью, сострадания и сочувствия, милосердия и любви. Вначале его призывы звучали как чудачества, но со временем они стали осно­вой организации общественных движений в защиту детей, инвали­дов, стариков, женщин; образовались общества покровительства жи­вотным, возникла Красная книга исчезающих растений.

В автобиографических заметках он писал:

Мне даровано счастье служить милосердию, видеть плоды своего труда, ощущать любовь и доброту людей, иметь рядом верных помощников, признавших мое дело своим, обладать здоровьем, позволяющим справ­ляться с напряженным трудом, сохранять неизменным внутреннее равно­весие и спокойствие и не утратить энергию духа 1 .

В судьбе Швейцера тесно переплелись успех и благополучие, крутые переломы, освоение неизвестного, риск и непредсказуемость решений, благородство и сострадание, оптимизм и пессимизм, наде-

1 Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М, 1992. С. 34.

жда и страх, рационализм и религиозность, горечь утрат и радость признания. В нашей стране его труды переводились давно, хотя пол­ного издания сочинений нет до сих пор. Монография «И. С. Бах» издавалась неоднократно. В 1960-1970-е гг. интерес к Швейцеру значительно возрос. Его письма, статьи, рассказы публикуются в раз­личных журналах и сборниках. В 1973 г. вышла его книга «Культура и этика».

Популяризации идей Швейцера способствовали культуролог В. А. Петрицкий, который был с ним в переписке, философ А. А. Гу­сейнов, социолог Ю. А. Левада, польский этик И. Лазари-Павловска, немецкий исследователь Г. Геттинг. О жизни и деятельности Швей­цера писали ученые А. Эйнштейн и А. Д. Сахаров, писатели Р. Рол-лан, М. Шагинян, С. Цвейг, поэт Б. Пастернак, музыкант Г. Нейгауз.

В 1992 г. вышел сборник его работ, в который были включены rjanee не переводившиеся труды «Упадок и возрождение культуры. Философия культуры. Часть первая», «Мистика апостола Павла», Нобелевская речь, статьи разных лет, автобиографические заметки. В сборнике также представлены библиография трудов Швейцера, работы о нем, даты жизни и деятельности. Это дает возможность наиболее обстоятельно познакомиться с его культурным наследием, проникнуть в особенности его литературного стиля, понять эмоцио­нальную страстность взглядов и позиций.


На одной из фотографий, помещенных в книге, можно увидеть Швейцера в его кабинете в Ламбарене, в Африке. Большой, необык­новенно красивый и добрый человек пристроился со своими рукопи­сями на крохотном пространстве стола, на котором не умещаются не только бумаги, но даже и руки, потому что основную часть под лам­пой спокойно, привычно и по-хозяйски заняли две кошки, возмож­но, мать с котенком. Эта фотография многое говорит о Швейцере.

В очерке «Будничный день в Ламбарене» ученый передал обста­новку, в которой он писал свои работы:

Строки эти я пишу, сидя за столом в большой приемной, и стараюсь не обращать внимание на царящий здесь шум. Каждую минуту меня отрыва­ют различными вопросами. Приходится то и дело вскакивать с места и да­вать какие-то указания. Но писать в таких условиях я уже привык. Для меня важно быть в это время в больнице, на своем посту, чтобы видеть и слышать все, что там происходит, и нести ответственность за все 1 .

Такой напряженный ритм жизни был для него нормой.

Швейцер А. Благоговение перед жизнью. С. 528.

Основные этапы жизни и деятельности

Альберт Швейцер прожил долгую, интересную жизнь, полную собы­тий. Он родился 14 января 1875 г. в городке Кайзерсберге, в Верхнем Эльзасе, в семье священника (и учителя) небольшой евангелической общины. Вскоре после рождения сына семья переехала в Гюнсбах, откуда родом была его мать, дочь пастора, урожденная Шиллингер. Об этом он пишет в статье «Из моего детства и юности» 1 . Уже в раннем детстве он посещал храм, слушал орган, проповеди, церковное пе­ние. Впоследствии он назовет это «наглядной теологией».

Он учился в сельской школе и ежедневно проделывал путь в три километра. В детстве он был тихим, робким, замкнутым и мечтательным. Уже в эти годы он усвоил заповедь, запреща­ющую убивать и мучить живые существа. Он с состраданием, не боясь упреков в сентимен­тальности, относился к хромому коню, собаке, рыбам, попавшим на крючок.

В гимназии Альберт особенно пристрастился к чтению, был спо­собен читать ночи напролет. Другим увлечением являлся велосипед, новинка в те годы. Он довольно рано обучился игре на клавесине и органе, испытывая истинное наслаждение от музыки.

В 1893 г. Швейцер поступил на теологический факультет и фило­софский факультет Страсбургского университета. Затем он продол­жил изучение философии в Сорбонне, защитил докторскую диссер­тацию «Философия религии И. Канта», диссертацию по теологии. В те же годы были изданы работы «Тайны мессианизма и страдания. Очерк жизни Иисуса» и «Проблема тайной вечери на основании на­учных исследований XIX столетия и исторических сообщений». На тот момент Швейцеру исполнилось 25 лет, и впереди его ждала длин­ная и напряженная жизнь.

Еще в 21 год, как он пишет в автобиографии, он наметил такую программу - до 30 лет считать себя вправе заниматься теологией и музыкой, но после этого рубежа посвятить себя непосредственно служению людям. Такой план жизни настолько необычен, что вы­зывает восхищение. Но главная особенность нравственного облика Швейцера в том, что этот замысел был реализован. Он мечтал о глу-

Там же. С. 9.

боко индивидуальной и независимой деятельности, которой можно посвятить себя, оставаясь свободным. В 1902 г. он, приват-доцент, преподает в Страсбургском университете, читает проповеди в церк­ви, увлекается игрой на органе. Будучи директором семинарии св. Фомы в Страсбурге, он написал книгу «И. С. Бах, музыкант и по­эт», труды по органному искусству.

Но приближался рубеж жизни, который изменил ее плавное тече­ние. Швейцер всегда вспоминал об одном, казалось бы случайном, факте. Осенью 1904 г., разбирая свежую почту, он увидел брошюру парижского Миссионерского общества с призывом оказать помощь людям в Габоне, северной провинции Конго в Африке. Для рабо­ты требовался врач. «Закончив чтение, - вспоминает Швейцер, - я спокойно принялся за работу. Попеки завершились» 1 . Решение бы­ло принято, и началась его последовательная реализация, но ехать в Африку он должен был не миссионером-проповедником, а врачом. " Он снимает с себя обязанности по руководству семинарией и ста­новится студентом медицинского факультета Страсбургского уни­верситета. Нетрудно себе представить, как было встречено такое решение ближайшим окружением Швейцера. Да и впоследствии не­однократно возникали версии причин побудительных мотивов тако­го поворота судьбы в его жизни. Обывательское сознание предпола­гало поиск приключений, желание обрести славу и известность, уйти от несправедливых притеснений, заработать деньги и другие, столь же далекие от истины мотивы. Намерение бросить вполне устроен­ную жизнь в Европе и устремиться в неизведанную Африку, чтобы лечить больных проказой, - с этим мало кто мог примириться. А если еще учесть, что Швейцер решил строить госпиталь на деньги, зарабо­танные собственным трудом на органных концертах, то его поведе­ние мало укладывалось в привычные представления. Но таков был характер Швейцера. И в этом величие его духа.

«Он следовал влечению собственной натуры, чрезвычайно независимой натуры разносторонне одаренного человека», - пишет его биограф, не­мецкий исследователь П. Г. Фрайер 2 .

Изучение медицины длилось до 1911 г., когда были сданы послед­ние экзамены, пройдена практика в клиниках, специально изучен курс тропической медицины. И при этой огромной занятости он не бросал своих исследований по философии, теологии, продолжал да­вать концерты.

1 Швейцер А. Благоговение перед жизнью. С. 524.

2 Фрайер П. Г. Альберт Швейцер. Картина жизни. М., 1982. С. 54.

Уже тогда всех удивляли его необыкновенные работоспособность и трудолюбие. В 1913 г. он представил диссертацию «Психиатриче­ская оценка личности Иисуса», и ко всем его титулам добавилась еще степень доктора медицины.

В 1912 г. произошло еще одно важное событие: состоялось бра­косочетание Швейцера и Елены Бреслау, его давней знакомой, с ко­торой он был связан общими интересами в благотворительной и музыкальной деятельности. Эта очаровательная женщина стала его верной помощницей в Африке, прошла курс тропической медицины и сопровождала его во всех делах. Она умерла в 1957 г.

14 апреля 1913 г., после недолгих сборов, в том числе необходи­мого медицинского оборудования и денег, взятых в кредит у друзей и знакомых, супруги Швейцер на пароходе «Европа» отбыли в Га­бон. Эта поездка описана Швейцером в книге «Между водой и девст­венным лесом» (1921). Всего было совершено 14 поездок, а пребыва­ние в Африке было всегда достаточно длительным: 1913-1917, 1924-1925, 1929-1932,1933-1934,1937-1939, 1939-1948, 1949-1952,1954-1955, 1955-1957, 1957-1959 гг. В 1959 г. состоялась последняя, четырнадцатая поездка в Африку. Я специально привела эти даты, ибо они убедительно говорят о продолжительности пребывания Швей­цера в Габоне.

В Ламбарене он оказался единственным врачом в радиусе 300 ки­лометров, без необходимого здания больницы и жилья. Начинал с нуля. Швейцер был прорабом на стройке госпиталя, принимал боль­ных, заботился об их питании, распоряжался финансами, писал де­сятки писем ежедневно, поддерживая отношения с друзьями и кол­легами.

«Он заменял собой целое учреждение, а самое главное, он был живым нервом всей жизни в больничном городке и постоянно, каждую мину­ту, находился на посту», - пишет исследователь его жизни и творчест­ва А. А. Гусейнов 1 .

Швейцер был безотказен, ему приходилось лечить больных маля­рией, проказой, сонной болезнью, дизентерией, пневмонией, раком, грыжей, слоновой болезнью; быть хирургом, терапевтом и педиат­ром. И во всем его неутомимой помощницей была Елена Швейцер. Ко всем трудностям надо добавить сезоны дождей, проблемы языко­вого барьера, привычки и религиозные суеверия, столь распростра-

1 Гусейнов А. А. Благоговение перед жизнью: Евангелие от Швейцера // Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992. С. 528.

ненные среди местных жителей. Обо всех сложностях судьбы Швей­цера очень интересно написали В. Петрицкий в книге «Свет в джунг­лях» (Л., 1972) и П. Фрайер - «Альберт Швейцер. Картина жизни» (М., 1982).

Первая мировая война 1914 г. принесла немало тревог семье. Как германские подданные они были интернированы, вывезены из Аф­рики, помещены в пересыльные казармы, а затем - в лагерь для плен­ных. Швейцер беспокоился за судьбу рукописи «Культура и этика», которую он оставил в Африке из опасения, что ее могут отобрать при досмотрах на границе.

Последующие годы он проводит в Европе, читает лекции в уни­верситетах Англии, Швеции, Швейцарии, Дании, выступает с кон­цертами, готовит к изданию свой труд «Культура и этика», распла­чивается с долгами, по-прежнему думает о возвращении в Африку и в 1924 г. осуществляет свое намерение. На этот раз он уезжает один, "оставив жену и дочь в Европе. Больница и дом в Ламбарене оказа­лись почти разрушенными, и пришлось все начинать сначала. Не­обходимо отметить, что строительство новой больницы велось на собственные деньги и различные пожертвования друзей. Он платил колониальным властям огромные налоги. Недаром его прозвали «авантюристом милосердия», «тринадцатым апостолом Христа».

Почти 12 лет он провел в Ламбарене, и это были страшные годы фашизма, разгула ненависти Второй мировой войны, жертв Хироси­мы и Нагасаки. Швейцер включается во Всемирное движение сто­ронников мира, его авторитет оказывает значительное влияние на международные отношения. Ему присуждают Нобелевскую премию мира за 1952 г., и почти всю премию в размере 220 тыс. марок он тра­тит на строительство домов для прокаженных в Африке. К этому времени в Ламбарене возник целый больничный городок, одновре­менно вмещавший около 600 больных, а в различных строениях раз­мещалось до 2 тыс. человек. Швейцер считал неправильным лишать больного контактов с родственниками, поэтому в больницу приезжа­ли целыми семьями, прихватив с собой кастрюли, собак, домашних животных. Можно представить себе картину повседневной жизни в Ламбарене.

Несмотря на свой возраст - а ему уже исполнилось 85 лет, - он продолжал прием больных, руководил строительством, писал статьи, принимал журналистов, его рабочий день длился не менее 12 часов.

Альберт Швейцер умер 4 сентября 1965 г. в возрасте 90 лет. Он похоронен в Ламбарене, рядом с урной, в которой покоится прах Елены Швейцер, в тени финиковой пальмы, недалеко от своего дома.

Такова была жизнь этого необыкновенного человека. Его отлича­ли высокая нравственность и действенный гуманизм, трудолюбие и работоспособность, справедливость и религиозность, чувство личной ответственности за мир и согласие, любовь к людям и благоговение перед жизнью.

Высокий авторитет и общественное признание А. Швейцер полу­чил при жизни. Но было бы неверным представить ее «безоблачной», лишенной трудностей. Их было немало за время долгого жизненного пути. Были обвинения в абстрактном гуманизме, его называли от­шельником, «вздорным стариком». Но все эти недостойные вымыс­лы жизнь опровергала, и для современников и потомков Альберт Швейцер всегда будет нравственным примером, Совестью Земли.

Иллюзии и драмы нового Средневековья

Теперь настало время проанализировать основные положения гума­нистической концепции культурологии А. Швейцера.

Вначале обратимся к работе «Упадок и возрождение культуры. Философия культуры. Часть первая». 1 Первоначальные наброски этой книги относятся еще к 1900 г. Но написана она в 1914-1917 гг. во время пребывания в Африке, а издана - в Европе в 1923 г. Книга состоит из 5 глав: 1) «Вина философии в закате культуры»; 2) «Враж­дебные культуре обстоятельства в нашей экономической и духовной жизни»; 3) «Основной этический характер культуры»; 4) «Путь к воз­рождению культуры»; 5) «Культура и мировоззрение».

Главный вопрос, который давно волнует человечество: что такое культура? Казалось бы, он должен быть решен, но обстоятельства свидетельствуют о том, что мы живем в условиях опасного смешения элементов культуры и бескультурья.

Целью культуры является создание максимально благоприятных условий жизни в интересах духовного и нравственного совершенст­вования индивида. Человеку приходится утверждать себя в природе перед ее стихийными силами и в обществе - перед себе подобными. Следовательно, и сущность культуры двояка: она слагается из гос­подства разума над силами природы и над человеческими убеж­дениями и помыслами. На первый взгляд эти утверждения вполне очевидны. Но уже следующий вопрос - что нужно признать важней­шим? - опровергает обыденное мнение. Самым существенным в культуре является господство разума над образом мыслей человека.

1 Швейцер А. Благоговение перед жизнью. С. 44-83.

Люди живут в плену иллюзий, будто новые научные открытия или изобретения, новые экономические отношения или социальные ин­ституты будут совершенствовать культуру. На самом деле наряду с достоинствами они несут в себе и недостатки, способные стимули­ровать бескультурье.

«Взаимодействие между материальным и духовным приняло роковой ха­рактер. Мы сошли со столбовой дороги развития культуры, так как нам не свойственно задумываться над судьбами того, что мы называем культу­рой», - пишет Швейцер".

Только ценой невероятного напряжения можно продвигаться вперед в потоке, бурлящем зловещими водоворотами. Важно устано­вить компоненты духовной жизни, проверить благородство идей, на которые опирается культура. В XX в. происходит постоянно набира­ющий силу процесс самоуничтожения культуры, исчезают источники.культуротворящей энергии, творческий дух покидает философию, а этические идеалы и ценности обнаруживают бессилие и непопу­лярность.

Несвободный, разобщенный, ограниченный современный человек одно­временно находится под угрозой стать негуманным 2 .

Постоянная спешка, интенсификация общения и труда, ограни­ченность профессиональной специализации, односторонность дея­тельности приводят к деградации человеческих отношений и взаим­ному отчуждению, безразличию к жизни и страданиям другого че­ловека. На смену участию и сочувствию приходит пренебрежение к человеческому достоинству и ценности каждой личности. Поглоще­ние современного человека обществом также отрицательно воздей­ствует на культуру. Вся духовная жизнь протекает в рамках различ­ных организаций и социальных институтов. Личность попадает под их власть и утрачивает индивидуальность и самостоятельность. По­литические, религиозные, экономические объединения стремятся к внутренней сплоченности, доводя техническую оснащенность своей деятельности до совершенства. И поначалу это воспринимается как благо, но достаточно быстро обнаруживается их «машинный» харак­тер. Люди теряют чувство личной ответственности, авторства в своих поступках, они подчиняются инструкции, общим правилам, требова­ниям, мнениям. Убеждения в готовом виде усваиваются сознанием, а идеи коллективизма, конформизма приобретают такой авторитет,

1 Швейцер А. Благоговение перед жизнью. С. 44.

2 Там же. С. 53.

что представляют опасность для культуры. Швейцер называет такое состояние «новым средневековьем», когда свобода мышления изъя­та из употребления и человек руководствуется только интересами своей корпорации.

Чтобы возродить культуру, необходимо сбросить собственноруч­но надетое ярмо духовной несамостоятельности. Духовная нищета обнаруживается в отречении от собственного мнения, в подавлении сомнений, в подчинении своих убеждений массовым интересам. Так возникают современные «бескультурные государства», где господст­вует унифицированное коллективное мнение, где никто не поднимет голоса против бессмысленных, жестоких и несправедливых дейст­вий, где все руководствуются лишь масштабом выгоды или удобства. Но в результате становятся ущербными души людей, деморализация индивида обществом идет полным ходом.

«Несвободный, обреченный на разобщенность, ограниченный, блуждая в дебрях бесчеловечности, уступая свое право на духовную самостоятель­ность и нравственное суждение организованному обществу, сталкиваясь на каждом шагу с препятствиями на пути внедрения истинных представ­лений о культуре - бредет современный человек унылой дорогой в уны­лое время», - такое заключение делает Швейцер 1 .

Страшная правда, которую предстоит осознать, состоит в том, что по мере исторического развития общества и прогресса экономи­ческой жизни возможности процветания культуры не расширяются, а сужаются.

Это происходит в силу ряда причин. Одной из них является ил­люзия, будто научно-технический прогресс является главным кри­терием совершенствования культуры. Данная упрощенная концеп­ция культуры завоевала авторитет среди ученых и в общественном мнении. Этому служат попытки провести различие между культу­рой и цивилизацией, поскольку цивилизация считается освобожден­ной от нравственных идей, идеалов и принципов. На самом деле они объединены общим смыслом, обозначая эволюцию людей к более высокой организации и более высокой нравственности. Пренебреже­ние культурой наносит обществу и личности нравственный ущерб. Необходимо осознать, что

этический прогресс - это нечто существенное и несомненное, а мате­риальный - менее существенное и менее несомненное в развитии куль­туры 2 .

Там же. С. 55. Там же. С. 56.

Каковы бы ни были достижения техники, но если они не сопро­вождаются неуклонным нарастанием нравственных отношений, то приводят культуру к обреченности и гибели.

Другая иллюзия - в чрезмерных надеждах на преобразование ин­ститутов государственной и общественной жизни. Ее «жертвы» счи­тают, что демократические реформы спасут от состояния бескульту­рья, и ждут расцвета культуры по мере демократической реорганиза­ции общества. Но и эти надежды напрасны.

Третьи ищут дух обновления в войнах, считая их фактором объеди­нения нации. Но эта бесчеловечная идея порочна и безнравственна.

Каков же выход из тупика бескультурья? Швейцер видит путь к возрождению культуры в утверждении нравственности.

Если этическое является конституирующим элементом культуры, то за­кат превратится в восход, как только вновь пробудится этическая энергия, в нашем образе мыслей и в идеях, с помощью которых мы пытаемся воз­действовать на действительность 1 .

Но этот призыв к возрождению наталкивается на стену непони­мания и скептического отношения. Нравственность кажется слиш­ком бессильной, чтобы противостоять злу и агрессии. Многие утверж­дают, что этические принципы исторически «износились», превра­тились в «ходячие фразы», утратили силу своего воздействия на людей. Все эти обстоятельства, несомненно, затрудняют обновление культуры. Но тем не менее, как утверждает Швейцер, только этиче­ское движение может вывести нас из состояния бескультурья. Слож­ность этого процесса заключается в том, что «этическое начало спо­собно зародиться лишь в индивидууме» 2 . Когда общество воздейству­ет на индивида сильнее, чем личность на общество, когда умаляются духовные и нравственные задатки человека - начинается дегра­дация культуры. Происходит деморализация общества, и оно ста­новится неспособным понимать и решать возникающие перед ним проблемы. В итоге рано или поздно наступает катастрофа. Таков неизбежный итог пренебрежения к личности и ее нравственным по­зициям.

Нет смысла возлагать надежды на массовые переживания, массо­вые состояния сознания. Они возникают лишь как реакции на изме­нения в системе взглядов отдельного человека, когда его индивиду­альная решимость постепенно завоевывает авторитет.

1 Швейцер А. Благоговение перед жизнью. С. 66.

2 Там же. С. 69.

Мыслящий индивидуальный дух должен выступить против гос­подствующего духа времени, воплощенного в модной индустрии об­щественного мнения, в бездумье народных страстей и современных организаций. Человеку предстоит в рамках современного общества, которое множеством способов подчиняет его своей власти, обрести свободу, стать независимой личностью, способной отстаивать и пре­творять в жизнь нравственные идеалы. Выполнить это предназначе­ние чрезвычайно трудно, ибо общество всеми силами стремится по­давить индивидуальность, удержать человека в выгодном для него состоянии безликости, конформизма, духовного порабощения.

«Оно боится человеческой личности, ибо в ней обретают голос дух и правда, которым оно предпочло бы никогда не давать слова. Но его власть так же велика, как и его страх», - пишет Швейцер 1 .

Нравственный принцип благоговения перед жизнью

Задача возрождения духа культуры кажется утопией, далекой от воз­можностей реализации. Искушающие голоса призывают отречься от высоких идеалов, не думать ни о чем, кроме собственного благополу­чия, не идти против течения, никому не возражать, в разочаровании искать покой. Но согласиться с этим - значит отказаться от культу­ры, содействовать ее упадку. Какой же выход предлагает Швейцер? Расцвет культуры зависит от силы «культуротворческого» миро­воззрения личности. Что означает общество, в котором мы живем? Что мы хотим видеть в нем? Чего ждем от него? Таковы корен­ные вопросы бытия, которые позволяют судить о духе эпохи. Без нравственного мировоззрения все усилия практиков окажутся на­прасными, ибо они «прядут гнилую пряжу». Внутренний и внешний крах культуры предопределен состоянием мировоззрения. Когда ус­кользают идеи и убеждения, то неизбежно возникают конфликты, противоречия. Вместо цельного мировоззрения людьми овладева­ют случайные идеи, подсказанные чувством реальности, а это легко приводит к авантюризму. Каким же требованиям должно отвечать «культуротворческое» мировоззрение?

Ч- Первое и наиболее обшее условие состоит в том, что оно должно быть: мыслящим. л

1 Там же. С. 70.

Это означает веру в духовную силу мышления. В нем наше позна­ние, наша воля ведут между собой таинственный диалог о смысле на­шего существования, о ценностях бытия. Потребность в размышле­нии о себе, о своем окружении присуща каждому человеку, она ока­зывает сильное воздействие на жизнь, определяет поступки. Человек испытывает на себе различные влияния, но мировоззрение оберегает его от бездумного подражания, сохраняя стремление к самостоятель­ности, свободе и ответственности.

^i Второе условие - оптимизм.

Ч...... ■ ■ ■ ■■■ ■■I..........■MIIIIMI1IIMIIIIIIIII.....itllllMIIHIIIIMK.....«IIIIIIMItl ■/

Мировоззрение утверждает мир и жизнь как ценное само по себе, требуя относиться к бытию с максимальной бережностью, на кото­рую мы способны. Оптимизм стимулирует деятельность, направлен­ную на улучшение условий жизни индивида, общества, народов и че- ловечества, содействуя духовно-нравственному совершенствованию. Жизнеутверждающий оптимизм - необходимое условие созидатель­ной силы духа.

** Третьим требованием является этическое обоснование мировоззрения..

*. ■■■■а а а■€ в а ■аввваввавваввввввв в в в а в ав■■■ ававвааааввивввваававваввввваааавв■■а■■■■■■■■ ■■ ■■■ввв*

Выдвижение главных ценностных ориентиров, которые способны одухотворить жизнь, когда человек, став внутренне свободным, спо­собен действовать и по отношению к самому себе, и к окружающим на основе этических идеалов. Такой всеобщий этический императив Швейцер сформулирует в работе «Культура и этика» и назовет этот принцип «благоговением перед жизнью». Но об этом несколько поз­же, ибо пока он дан в общей форме.

*»■ Четвертым условием культуротворческого мировоззрения выступает ■ его действенность.

Воля к действию не может опираться на импульсивность и аван­тюризм. Такой подход порождает суетность и опасную непредска­зуемость. Не меньшее беспокойство вызывает и бездействие, покор­ность злу, стремление уйти от действительности, отрешенность от земных дел. Даже горькое разочарование означает очищение, оно имеет более благостное воздействие, чем летаргия бездумья.

При закате культуры люди теряют жизненные ориентиры, не зна­ют смысла своей деятельности, впадают в состояние пессимизма и безнравственности. Жизнь бросает их в водоворот деятельности, вынуждая служить то одним, то другим целям, то возвышенному,

то низкому. Люди уподобляются безродным и никогда не трезве­ющим наемникам, бредущим без мировоззрения во все более сгуща­ющемся мраке жизни.

«Здание оседает или вообще рушится, так как оптимистический или эти­ческий фундамент его становится непрочным», - пишет Швейцер 1 .

Выход из духовного кризиса может быть найден в осознании все­ми людьми пагубности безнравственного состояния:

Все мы должны задуматься над смыслом жизни. Сообща бороться за со­здание миро- и жизнеутверждающего мировоззрения, в котором наша жажда деятельности, столь необходимая и ценная для нас, получит свое оправдание и объяснение, свои ориентиры и закалку, будет углублена и облагорожена и в конце концов обретет способность выдвинуть и осу­ществить внушенные духом подлинной гуманности окончательные идеа­лы культуры 2 .

Вполне правомерно возникает вопрос об идейных источниках мировоззрения. Швейцер опровергает надежды на философию, ко­торой якобы удается заглянуть за «кулисы» сущности явлений и выступить в роли «дарителя» мировоззрения. Это мнение он объяв­ляет роковым заблуждением, и было бы трагичным вновь его гальва­низировать.

В истории культуры неоднократно предпринимались многочис­ленные попытки поиска смысла человеческого существования. Швей­цер исследует историю философии и этических учений от античности до Нового времени. Не отвергая этих усилий, он показывает тщет­ность попыток разгадать тайну предназначения человека. В мировом процессе не обнаруживается той целесообразности, которая могла бы подчинить себе деятельность человека и человечества. На одной из маленьких планет одного из миллионов созвездий на протяжении короткого отрезка времени живут человеческие существа. Сколько еще они будут жить? Может случиться, что и сама Земля, подобно целым космическим мирам, погибнет в результате какой-либо ката­строфы во Вселенной. Мы не знаем, что человек означает для Земли. Поэтому напрасно искать смысл в объяснении его существования.

Наше отношение к миру определяется самой главной и всеобщей ценностью, признаваемой всеми людьми: благоговением и почита­нием жизни. В этой истине заключен принцип нравственного созна­ния и поведения человека:

1 Швейцер А. Благоговение перед жизнью. С. 69.

2 Там же. С. 79.

Моя жизнь в самой себе носит свой смысл, который состоит в том, что я живу высшей идеей, проявляющейся в моей воле к жизни, - идеей благо­говения перед жизнью. Благодаря ей я придаю значимость своей жизни и всем окружающим меня проявлениям воли к жизни. Побуждаю себя к деятельности и создаю ценности 1 .

Так Швейцер приходит к формуле культуротворческого миро­воззрения, которая навсегда окажется связанной с его именем. Об этом он пишет в предисловии к книге «Культура и этика» в 1923 г. Вначале данный этический постулат, нравственный императив вос­принимался скептически и не сразу нашел своих сторонников. Швейцер упорно доказывал жизненность подобного мировоззрения всей своей подвижнической, благотворительной и милосердной дея­тельностью, заставляя поверить в действенность гуманизма. В наши дни принцип благоговения перед жизнью стал символом экологиче­ского движения, охраны природы от разрушения, утверждения цен­ности жизни.

Главная идея всей гуманистической концепции культуры состоит в утверждении жизни как высшей ценности. Это обязывает челове­ка во всех своих помыслах и действиях исходить из данного поло­жения. Но действительность не представляет собой идиллической картины. Она напоминает жестокую драму, полную конфликтов и трагедий, когда одна жизнь утверждает себя за счет другой, беспри­чинно разрушая и убивая все вокруг. Созидающая сила проявляется и как разрушающая.

Как же должен действовать человек в подобных сложных ситуа­циях? Ведь его жизнь неоднократно вступает в конфликт с другими: когда он идет по тропе, его ноги уничтожают крохотные живые су­щества; чтобы сохранить свою жизнь, человеку приходится убивать насекомых, обитающих в доме, уничтожать бактерии, подвергающие жизнь опасности, добывать пищу за счет растений и животных. Даже счастье человека нередко строится на вреде другим людям. Как же оправдать эту жестокую необходимость?

Принцип благоговения перед жизнью не отбрасывает конфлик­ты, но каждый вынужден решать сам, в какой степени он должен подчиниться необходимости или же содействовать сохранению жизни. «Я не должен делать ничего, кроме неизбежного, - даже самого незначи­тельного. Крестьянин, скосивший на лугу тысячу цветков для корма сво­ей корове, не должен ради забавы сминать цветок, растущий на обочине

1 Швейцер А. Благоговение перед жизнью. С. 87-89.

дороги, так как в этом случае он совершит преступление против жизни, не оправданное никакой необходимостью», - утверждает Швейцер 1 .

Проводя эксперименты над животными ради совершенствования методов лечения человека, мы не должны успокаивать себя тем, что жестокие действия преследуют благородные цели. Мы должны быть обеспокоены тем, чтобы уменьшить страдания этих животных, осла­бить их боль, не подвергать их напрасным ужасным мукам. Как часто люди не думают об этом, избавляя себя от лишних хлопот. Если жи­вотные испытывают страдания от безжалостных людей или от жесто­ких игр детей, то во всем этом наша вина, с болью заключает Швейцер. Надо в самом себе создавать такое умонастроение, которое побуж­дает делать добро по отношению ко всему живому. Никто не должен облегчать собственное бремя ответственности, успокаивая свою со­весть, проходя мимо страданий как якобы неизбежных, молчаливо соглашаясь с творимым злом. Отношение к животным и растениям, проникнутое принципом благоговения перед жизнью, может служить показателем нравственности и культуры.

Но особенно высокую ответственность за ценность жизни должен проявлять человек по отношению к другим людям и к самому себе. Здесь нет готовых рецептов, каждый должен решать сам, чем он мо­жет пожертвовать от собственной жизни, от своей собственности, сво­их прав, счастья, времени, покоя и что должен оставить себе. В этом проявляется свободное решение индивида.

«Этика благоговения перед жизнью - неумолимый кредитор, отбира­ющий у человека его время и его досуг», - пишет Швейцер 2 .

Она нашептывает человеку тревожные мысли: все, что тебе дано больше, чем другим, - здоровье, способности, талант, успех, чудес­ное детство, тихий домашний уют, - нельзя считать само собой разу­меющимся. Ты обязан отплатить за это, отдать силы своей жизни ра­ди другой жизни. Человек не должен следовать лишь эгоистическим устремлениям:

Открой глаза и поищи, где человек или группа людей нуждается немного в твоем участии, в твоем времени, в твоем дружеском расположении, в твоем обществе, в твоем труде. Может быть, ты окажешь добрую услугу человеку, чувствующему себя одиноко, или озлобленному, или больному, или неудачнику. Может быть, это будет старик или ребенок. Или доброе дело сделают добровольцы, которые пожертвуют своим свободным вече-

1 Там же. С, 223.

2 Там же. С. 225.

ром или сходят по какому-либо делу для других. Кто в силах перечислить все возможности использования этого «ценного капитала», называемого человеком? 1

В подобном участии нуждаются во всех уголках мира. Надо не от­вергать этой возможности, не бояться разочарования, не ждать на­град. Таковы судьба и предназначение человека. Этика благоговения перед жизнью не позволяет ученому жить только наукой, художни­ку - только искусством, занятому человеку - только работой. Она требует от всех, чтобы частичку своей жизни отдавали другим лю­дям. В какой форме и в какой степени - решает каждый сам, соот­ветственно своим возможностям и обстоятельствам. Один делает это незаметно, не нарушая нормального течения своей жизни; другой склонен к ярким, эффектным поступкам. Никто не должен судить кого-либо из окружающих: важно, чтобы каждый совершал добро, .проявлял терпение, добросердечность к людям. В этом заключается гуманность жизни и поведения человека. Обновление культуры воз­можно только на данном основании. В подобном деле не могут по­мочь ни принципы целесообразности, ни вульгарная мораль благо­приятных обстоятельств, ни бессмысленные идеалы власти, нации, ни политические программы, предлагаемые лидерами и пропаган­дой. Все возникающие в обществе проекты, программы, принципы надо тщательно поверять этикой благоговения перед жизнью. Одоб­рять можно только то, что согласуется с гуманностью:

Мы прежде всего обязаны свято защищать интересы жизни и счастья человека. Мы должны вновь поднять на щит священные права челове­ка. Мы требуем вновь восстановить справедливость. Фундаментом права является гуманность 2 .

В этом Швейцер видит гражданский и нравственный дслг че­ловека.

Сущность культуры в том, что она всемерно содействует проникнове­нию принципа благоговения перед жизнью в сознание отдельных лю­дей и всего человечества.

Четыре идеала образуют культуру: идеал человека, идеал соци­ального и политического единения; идеал религиозно-духовного единения; идеал человечества. Пренебрежение к идеалам как неосу­ществимым в жизни достаточно прочно укоренилось в сознании лю-

1 Швейцер А. Благоговение перед жизнью. С. 225.

2 Там же. С. 229.

дей. Считается, что человек должен все помыслы направить лишь на улучшение собственного бытия под давлением жизненных условий. На самом деле, лишаясь идеалов духовности, он превращается в че­ловека-вещь. Людям недостает духовности, которая придает им жиз­ненные силы для взаимного понимания и доверия. Однако это воз­можно при соблюдении принципа благоговения перед жизнью как главного условия гуманности. В этом и заключается идеал человече­ства. Гуманность побуждает прислушиваться к голосу не только ра­зума, но и сердца. Доброта должна стать действенной силой истории, положить начало веку гуманности. В этом заключается историче­ский смысл гуманистического мировоззрения.

Завершая изложение взглядов Швейцера на культуру, необхо­димо сделать еще один штрих к его портрету как мыслителя и обще­ственного деятеля: упомянуть об отношении к России. Вполне оче­видно, что духовная связь с русской культурой способствовала укреп­лению его веры в силу и действенность провозглашенных нравствен­ных принципов.

Эти связи выявлены философом В. А. Петрицким, исследовате­лем жизни и творчества Швейцера. Он обращает внимание на бли­зость нравственных позиций Швейцера и Л. Н. Толстого в обоснова­нии этики ненасилия. В Нобелевской речи Швейцер отмечает вклад Л. Н. Толстого в утверждение идей мира.

Швейцер неоднократно обращался к творчеству Ф. М. Достоев­ского, внимательно читал романы «Идиот», «Братья Карамазовы», о чем свидетельствуют его пометки. Он был знаком с работами узни­ка Шлиссельбургской крепости Н. А. Морозова, с его исследованием личности Иисуса Христа.

Увлечение Швейцера музыкой не оставило его равнодушным к русской музыкальной культуре. В его библиотеке было сочинение Н. А. Римского-Корсакова «Рукописи моей музыкальной жизни». Он испытывал симпатии к творчеству М. П. Мусоргского и А. Н. Скря­бина. В библиотеке и архиве Швейцера находились книги Н. Бер­дяева, Л. Шестова, П. Успенского, Н. Лосского - видных мыслителей России Серебряного века. Многие их идеи разделялись Швейцером. Наблюдается определенное сходство умонастроений Швейцера при рассмотрении роли человека во Вселенной со взглядами Н. К. Рери­ха. Оба философа выступают за безграничные возможности нравст­венного совершенствования человека. Швейцер неоднократно вы­сказывал желание приехать в Россию, но не было возможности для осуществления его планов.

Идеи Швейцера постепенно завоевали всемирное признание. Его книги переведены на многие языки; в европейских, азиатских, афри­канских странах созданы общественные объединения, посвященные претворению в жизнь его идей.

Этика благоговения перед жизнью стала основой экологического движения, вошла в программы средних школ. Успешно действует Всемирная ассоциация друзей Альберта Швейцера. Международных Швейцеровских премий удостоены многие деятели культуры. Куль­турологические идеи А. Швейцера стали неотъемлемой частью ду­ховной жизни XX в.



Статьи по теме: