Экономическая наука находится в процессе. Экономика и экономическая наука. Функции экономической науки

1. Предмет экономики

2. Методы экономического исследования

1. Предмет экономики

А. Экономический выбор

Экономика (экономическая теория) как наука существует потому, что потребности людей безграничны, тогда как ресурсы, которыми они располагают для их удовлетворения, ограничены. Отсюда – проблема выбора, связанного с наилучшим использованием ограниченных ресурсов. Вся человеческая жизнь – сплошной выбор, причем, выбирая одно, приходится отказываться от чего-то другого.

Например, покупатель не может скупить весь магазин из-за недостатка денежных средств. При этом он не будет покупать только хлеб или только молоко; его задача получить за свои деньги оптимальный набор благ.

Со своей стороны фирма не может производить все по причине той же ограниченности своих производственных ресурсов; ей надо так распределить ограниченные ресурсы для производства различных благ, чтобы получить максимальную прибыль.

Местные власти не в состоянии построить одновременно и школу, и дорогу, и больницу. Им также приходится выбирать.

Тем, как отдельные индивиды, фирмы, общество в целом делают свой выбор в условиях ограниченности ресурсов, и занимается экономика.

Предметом выбора являются экономические (редкие) блага , т.е. блага, количество которых ограничено в сравнении с потребностью в них. Редкие блага можно разделить на два типа: производственные ресурсы и производимые на их основе потребительские блага. Блага, количество которых не ограничено в сравнении с потребностями в них, называются свободными . Примерами могут быть атмосферный воздух, чистая питьевая вода для людей, живущих где-нибудь в сибирской деревне и т.д. По мере исчерпания свободных благ они могут становиться экономическими благами.

В своих рассуждениях экономисты исходят из гипотезы о рациональном поведении людей. Это означает, что экономические агенты способны определить свои потребности и стремятся к достижению максимальных результатов при имеющихся ресурсах, т.е. к эффективному использованию ресурсов . Так обычно считается, что отдельные индивиды максимизируют свое личное благосостояние, фирмы – прибыль, а государство – благосостояние общества в целом.

При этом экономистов интересует, как экономические агенты взаимодействуют друг с другом при принятии решений, к каким результатам приводят эти взаимодействия. Важно, например, определить, как в результате конкуренции производителей и потребителей формируется равновесная рыночная цена данного товара.

Наконец, задача экономического исследования состоит в том, чтобы понять, каким образом можно улучшить благосостояние экономических агентов. Возможно, например, что для снижения затрат или увеличения производства следует сделать рынки более конкурентными или повысить эффективность функционирования государственных органов.

Таким образом, предмет экономики – решения, принимаемые в обществе при распределении ограниченных ресурсов между различными вариантами их использования в целях максимизации благосостояния людей.

Экономический выбор предполагает ответ на три основных вопроса:

1). Что и сколько производить?

Например, местные власти остановились на строительстве дороги.

2). Как производить?

Дорогу можно строить по-разному. Можно нанять кучу землекопов с лопатами, а можно использовать поменьше ручного труда и побольше машин. Речь, следовательно, идет о выборе производственной технологии.

3). Для кого производить?

Коль скоро «пирог испечен», его надо делить. В применении к дороге это означает решение вопросов, каким машинам разрешать движение по ней, делать ли проезд платным, либо бесплатным, кому предоставить льготы по проезду и т.п.

Б. Экономические затраты и невозвратные издержки

В процессе выбора возникает понятие экономических затрат (издержек). Оно принципиально отличается от знакомого всем нам понятия бухгалтерских затрат. Оценивая затраты, бухгалтер фиксирует сумму фактически совершенных платежей за купленные фирмой ресурсы. Напротив, экономические затраты получения некоего блага - это другие блага, которые могли бы быть получены при помощи тех же ресурсов , но от которых придется отказаться, если выбор будет сделан в пользу данного блага. Поэтому их еще называют альтернативными затратами или затратами упущенных возможностей.

Предположим, некто решил оценить альтернативные затраты своего обучения в вузе. Прежде всего, он, вероятно, вспомнит о плате за обучение в рублях или в долларах. Однако размер денежной платы сам по себе еще мало о чем говорит. Дорого или дешево обходится учеба, можно сказать, лишь приняв в расчет количество тех благ, которые могли бы быть приобретены на плату за обучение. Если, например, семестр стоит столько же, сколько необходимый студенту новый костюм, то экономические затраты на учебу равны костюму. (Иногда, впрочем, так и говорят: «Были в отпуске, проездили новую шубу!»)

На практике, однако, экономические затраты не ограничиваются денежными платежами. Учеба требует времени, в течение которого студент мог бы зарабатывать деньги, ремонтировать квартиру, воспитывать ребенка, просто отдыхать... От всего этого он отказывается, решив учиться. Поэтому экономические затраты обучения включают в себя также и незаработанные деньги (вернее те блага, которые на эти деньги можно было бы купить), запущенную квартиру, невоспитанного ребенка, потерянный отдых и т.д.

Важно иметь в виду два обстоятельства. Первое: альтернативные затраты возникают только там, где есть альтернатива . С этой точки зрения, например, расходы на питание в период учебы не учитываются в качестве экономических затрат получения образования. Дело в том, что эти расходы не связаны с обучением: есть хочется независимо от того, учится индивид или нет. Только если учеба требует дополнительных затрат на питание, в экономические затраты входит данный излишек.

Второе: альтернативных благ бывает очень много. Студент может, например, весь вечер изучать экономику или пойти в клуб, или убирать квартиру, или смотреть телевизор и т.д. Все это нельзя делать одновременно. Поэтому для оценки альтернативных затрат получения экономических знаний надо принимать в расчет лучшую из возможных альтернатив .

Подводя итог, можно еще раз сказать: дабы оценить полные экономические затраты получения некоего блага, надо просуммировать все альтернативные потери (в виде самых лучших неполученных благ), которые приходится в связи с этим нести. Очень удобно, если эти потери удается измерить в деньгах. При таком подходе экономические затраты получения данного блага есть ценность других благ, которые можно было бы получить при наиболее выгодном из всех альтернативных способов использования ограниченных ресурсов .

Измерить затраты в деньгах не всегда легко. Непросто, например, оценить в рублях ценность потерянного отдыха или ущерб от недостатка внимания ребенку со стороны матери, которая учится. Тем не менее, люди интуитивно делают это, принимая то или иное решение. Весьма распространенную фразу «За такие деньги я лучше дома посижу!» можно перевести на экономический язык так: «Получаемая на работе заработная плата меньше, чем мои альтернативные издержки труда, выраженные в стоимости отдыха, который я потеряю, пойдя работать».

Следует различать экономические затраты и невозвратные издержки. Невозвратные издержки – это затраты, которые были понесены ранее и которые невозможно вернуть.

Пусть некто стоит перед выбором: учиться или не учиться. Чтобы сделать выбор, ему предстоит сопоставить все выгоды от обучения со всеми экономическими затратами, с этим связанными. Предположим, и то, и другое можно выразить в рублях. Пусть выгоды составляют 120 руб., а затраты – 100 руб. Выгоды превышают затраты, и студент начинает учебу.

Очень скоро, к сожалению, выясняется, что учат хуже, чем ожидалось. В связи с этим фактические выгоды такого образования составляют только 80 руб. Таким образом, встает новый вопрос: продолжать или бросить учебу. Если бы студент знал о плохом обучении раньше, он вообще не пошел бы учиться (затраты превышают выгоды), но теперь ситуация сложнее. Пусть из 100 руб. затрат 70 руб. – это плата за учебу, а 30 руб. – все остальные затраты, выраженные в потерях в заработной плате из-за занятий, потерянном отдыхе и т.д. После того как плата за учебу внесена, эти 70 руб., которые студент в любом случае назад не получит, из альтернативных затрат превратились в невозвратные издержки. Далее их можно не учитывать.

Поэтому рационально мыслящий индивид будет рассуждать примерно так: «Меня, конечно, обманули, пообещав лучшие знания. Однако, если я заберу документы, то не получу выгод от образования на 80 руб., сэкономив лишь 30 руб. затрат. Что касается 70 уже уплаченных рублей, то они для меня потеряны при всех обстоятельствах. Лучше уж продолжать!»

Итак, невозвратные издержки не влияют на будущие решения . Поэтому экономисты, изучающие альтернативные возможности использования ресурсов, и не принимают их в расчет.

В. Микроэкономика и макроэкономика

Экономическая теория включает в себя две основные части – микро- и макроэкономику.

Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов (фирм, потребителей, сберегателей и т.д.) и их взаимодействие на отдельных рынках. В центре ее внимания находятся цены и объемы производства отдельных товаров, выбор отдельного потребителя, выпуск и ресурсы отдельной фирмы и т.д.

Макроэкономика изучает народное хозяйство в целом как единую систему. В центре ее внимания такие обобщающие показатели общественного производства как валовой внутренний продукт экономический рост, занятость и безработица, инфляция и т.д.

Здесь важны три обстоятельства. Первое: приставка «микро» (малый), в слове «микроэкономика» не должна вводить в заблуждение. Дело совсем не в размерах. Микроэкономика занимается поведением и взаимодействием отдельных хозяйственных агентов как первичных звеньев экономической системы. Однако, в качестве таковых выступают не только отдельные потребители или домашние хозяйства, но и фирмы вплоть до гигантских. С другой стороны, микроэкономика изучает формирование цен на отдельные товары на отдельных рынках. Но речь идет не обязательно о местных или даже национальных рынках; мировой рынок какого-либо важнейшего товара – тоже предмет микроэкономического исследования.

Второе: никак нельзя сказать, что микроэкономика занимается менее важными в сравнении с макроэкономикой проблемами. Подобно тому, как все большое складывается из малого, функционирование всей экономики и ее больших агрегатов прямо определяется деятельностью каждого из экономических субъектов и не может быть верно понято в отрыве от последней.

Третье: невозможно провести четкую грань, разделяющую микро- и макроэкономику. Оба эти раздела экономической теории тесно переплетаются, дополняют друг друга и незаметно переходят один в другой.

Кого могут волновать экономические проблемы? Вероятно, всех, кто за­нимается экономической деятельностью. Активными участниками эконо­мической деятельности являются:

Те, кто производят товары и услуги: работники заводов и фабрик, электростанций и строительных организаций, ресторанов и больниц, теат­ров и телевидения, транспорта...

Те, кто занят торговлей в универсамах и палатках, на оптовых базах и в торговых сетях...

Те, кто занят Буфере денежного обращения: работники банков, об­менных пунктов, валютных бирж...

Государство: оно устанавливает «правила игры» и собирает налоги, финансирует науку и образование, армию и милицию, выплачивает пенсии и пособия...

Те, кто потребляет товары и услуги: это каждый из нас, в том числе и вы, уважаемые читатели.

Все перечисленные процессы подчиняются определённым законам. Чтобы принимать грамотные решения в повседневной практике, необходи­мо изучить эти законы и принципы поведения участников экономической деятельности.

1. Экономика: наука и хозяйство

В переводе с греческого слово «экономика» буквально означает «искус­ство ведения домашнего хозяйства». В современном мире хозяйство ведёт­ся и управляется не только в рамках семьи или города, но и в пределах ре­гиона, страны, всего мира. Оно организовано не только по территориально­му, но и по производственному признаку, в рамках предприятий, отраслей, корпораций, многие из которых являются многонациональными и влияют на жизнь людей разных стран.

В современном русском языке это слово имеет два значения: «экономи­ка как хозяйство страны» и «экономика как научная дисциплина, экономи­ческая теория».

Экономика как хозяйство включает ресурсы, предприятия, домашние хозяйства, систему законодательства, структуру государственных органов, сложившиеся в обществе традиционный образ жизни, формы собствен­ности.

Экономика как наука изучает экономические отношения, законы и ка­тегории производства, распределения, обмена и потребления материаль­ных благ. Более полное определение экономики как науки мы сможем сформулировать, когда выясним, в чём заключается главная проблема эко­номики.

Экономическая наука изучает экономические отношения на разных уровнях.

Микроэкономика изучает поведение отдельных потребителей, отдель­ных фирм, а также отраслевые и региональные рынки, рынки факторов производства, проблему внешних эффектов. При этом масштабы объекта изучения могут быть мелкими и очень крупными. Например, объектами изучения микроэкономики являются рынки велосипедов, мобильных теле­фонов и МРЗ-плееров, местный рынок рыбы и рынок пшеницы, рынок зем­ли, рынок капитала, рынок автомобильной промышленности и электро­энергии и т. д.


Микро- и макроэкономика связаны между собой. Выводы, которые мо­гут быть сделаны в результате микроэкономического анализа, используют­ся в макроэкономике, и наоборот, государственные решения макроэконо­мического уровня непосредственно влияют на ситуацию в каждой семье, на каждом предприятии.

2. Потребности и блага

Из курса обществознания вы помните, что каждый из нас имеет по­требности: в еде и одежде, в учёбе и развлечениях и т. д.

Потребности выражают необходимость владеть чем-либо для осуще­ствления жизнедеятельности и развития личности. Прежде всего должны быть удовлетворенв1 потребности, которые являются условием жизни, - это потребности в воздухе, воде, еде, одежде, жилище. Условно их называ­ют первичными. Особое место в жизни человека занимают духовные потребности, например: потребность читать книги, слушать музыку, смот­реть фильмы, ходить в театры, путешествовать. Социальные потребно­сти - это потребности в дружбе, любви, уважении, самоуважении. Люди испытывают потребность в образовании, в изучении природы и общества. Каждый человек индивидуально определяет, какие потребности являются для него приоритетными. Для кого-то из вас приоритет составляют компью­терные игры или модная одежда, для других - учёба, карьера, а кто-то на­зовёт дружбу, любовь...

Характер потребностей зависит от многих обстоятельств: климата, обычаев, религиозных убеждений, уровня жизни в стране, степени разви­тия производства. Потребности развиваются, видоизменяются под влияни­ем информации. Новая информация создаёт новые потребности и способст-

вует качественному изменению уже существующих потребностей. Важную роль в формировании наших потребностей играет реклама, которая инфор­мирует о новых товарах, их качествах. Потребности растут безгранично.

Вспомните ситуацию, когда информация повлияла на круг ваших по­требностей.

Потребности могут быть удовлетворены с помощью благ. Блага - это средства, удовлетворяющие потребности. Различают блага свободные и экономические.

Свободные блага не ограничены и доступны всем, кто в них нуждается: воздух, солнечный свет, дождевая вода, родниковая вода, энергия ветра, ягоды в лесу, рыба в море и т. д.

Большинство благ являются ограниченными, платными. Это экономи­ческие блага. Именно с этим типом благ имеет дело экономическая теория. Экономическими благами являются пищевые продукты, одежда, жильё, мебель и пр. Люди потребляют экономические блага в виде товаров и услуг.

Товар - это продукт, произведённый для потребления или обмена, на­пример мороженое, куртка, телефон, компьютер, автомобиль, квартира.

Услуга - это деятельность, обладающая определённой ценностью, на­пример образование, медицинское обслуживание, кино, театр, транспорт­ные услуги.

Блага, дополняющие друг друга, называются комплементарными бла­гами, или комплементами. Например: компьютер - принтер - сканер - звуковые колонки.

Блага, заменяющие друг друга, называются субститутами. Например: куртка - пальто; автобус - такси.

Более наглядно классификация благ может быть представлена с по­мощью схемы.

3. Факторы производства

Для создания экономических благ необходимы ресурсы: трудовые, природные, материальные.

Какие ресурсы потребуются, чтобы испечь пирог?

Вероятно, вы назовёте муку, масло, сахар, молоко, а ещё плиту, посуду, воду. Если подумаете, то вспомните про повара с поварёнком, электроэнер­гию, кухню, в которой они будут печь пирог, даже время, необходимое для выпечки, и ещё десяток необходимых предметов.

Экономисты объединяют все ресурсы, необходимые для производства любого товара, в четыре группы так называемых факторов производства. Факторы производства - ресурсы, которые непосредственно участвуют в производстве товаров и услуг. Это труд, земля, капитал и предпринима­тельство.

Труд - это непосредственное приложение физических и умственных способностей людей в процессе создания экономических благ. Величина этого фактора в целом по стране определяется количеством населения в трудоспособном возрасте, уровнем образования людей, их квалификаци­ей, мотивацией к труду. Собственник трудового ресурса получает доход, называемый заработной платой.

Трудовые ресурсы - это люди любых специальностей: рабочие, инже­неры, учёные, учителя, врачи и т. п. Даже безработный является трудовым ресурсом, поскольку он готов работать. Не являются трудовыми ресурсами дети, учащиеся, пенсионеры, домохозяйки и другие группы населения. Подробнее этот вопрос будет рассмотрен в теме «Безработица».

О Является ли трудовым ресурсом робот, используемый на производ­стве? собака, охраняющая территорию завода?

Земля - это условное название всех видов природных ресурсов, вклю­чающих участки земли, а также леса, водные ресурсы рек, морей, океанов, месторождения полезных ископаемых. Собственник природных ресурсов получает доход, который называется рентой.

Капитал - это созданные человеком средства производства: здания, сооружения, оборудование, транспорт, материалы, полуфабрикаты. Доход собственника капитала - процент.

Чтобы не ошибиться в классификации тех или иных ресурсов, следует иметь в виду, что земельные ресурсы созданы природой, а капитальные - человеком; в капитальных ресурсах заложен прошлый человеческий труд. Например, нефть и бензин: что из них является земельным ресурсом, а что - капитальным? Нефть - это природный ресурс, земля, а бензин - капитал,

произведённый человеком. Вода в озере и вода в водопроводе: природным ресурсом является вода в озере, капитальным - водопроводная вода. Рыба в море - это природный ресурс, рыба на консервном заводе - капитал.

О Верно ли утверждение, что мука, кастрюля, кухня, электричество -

это всё капитал?

Физический, или реальный, капитал, который является фактором про­изводства, следует отличать от денежного капитала. Деньги - это средство для покупки факторов производства, но они не фактор производства.

Четвёртый фактор производства - предпринимательство - соединя­ет названные три фактора (труд, землю, капитал). Предприниматель­ство - инициативная новаторская деятельность, готовность к ведению дела в условиях риска. Это сам предприниматель, а также его идеи, новше­ства, ноу-хау, умение принимать решения и идти на риск. Условно к этому фактору относят и время.

Доход предпринимателя - прибыль. Вкладывая средства в покупку факторов производства, предприниматель не имеет гарантии, что бизнес будет успешным, прибыльным. Он рискует, открывая свою фирму. При­быль предпринимателя - это плата не только за предпринимательство, но и за риск.

Некоторые авторы выделяют ещё информацию как самостоятельный фактор производства. Однако информация сама по себе не участвует в процессе производства, она является частью факторов производства. Так, определённой информацией обладают наёмные работники; информа­ция о технологических процессах является неотъемлемой частью реально­го, физического, капитала; предприниматели используют деловую инфор­мацию, идеи, новшества, ноу-хау. Независимо от отнесения информации к той или иной группе факторов производства, значение её в экономике ве­лико. Как говорил британский премьер-министр Б. Дизраэли, «в жизни, как правило, преуспевает больше других тот, кто располагает лучшей ин­формацией».

О Распределите по группам факторов производства ресурсы, которые не­обходимы для выпечки пирога.

Помимо основных четырёх факторов производства, большую роль в экономике играют также наука, общая культура, правовая культура, со­стояние нравственности.




4. Ограниченность ресурсов

Говоря в начале этой темы о потребностях, мы отмечали, что потребно­сти растут безгранично. В отличие от них факторы производства ограниче­ны. Доступных ресурсов всегда недостаточно по сравнению с неограничен­ными потребностями, которые надо удовлетворить с помощью этих ресур­сов. Проблема ограниченности принципиально не может быть решена. Эта проблема присуща любому обществу, независимо от степени его развития и уровня благосостояния его граждан, как в прошлом, так и в будущем; по­стоянно растущие потребности опережают доступные обществу ресурсы. Проблема ограниченности ресурсов - главная проблема экономики.

Теперь мы можем дать более полное определение экономики как науки.

Экономика - наука, которая занимается различными областями хо­зяйственной деятельности и изучает, как с помощью ограниченных ре­сурсов наиболее полно удовлетворить неограниченные потребности людей.

Блага, удовлетворяющие потребности, могут быть свободными и ограничен­ными.

Для производства экономических благ требуются ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство.

Главная проблема экономики: потребности безграничны, а доступные ресурсы ограничены.

Основные понятия

Экономика

Микроэкономика

Макроэкономика

Потребности

Блага свободные и экономические Комплементарные блага Субституты Факторы производства Ограниченность ресурсов

Вопросы и задания

1. Что изучает микро- и макроэкономика?

2. Какие факторы влияют на потребности человека?

3. Верно ли, что экономические блага делятся на свободные и ограничен­ные?

4. Перечислите факторы производства. Как называется доход собственника каждого фактора производства?

5. В чём состоит главная проблема экономики?

6. Может ли проблема ограниченности быть решена, если люди сократят свои потребности? если научно-технический прогресс позволит существенно повы­сить производство экономических благ?

7. «Нет ничего практичнее хорошей теории» (Р. Кирхоф). Объясните смысл это­го высказывания.

Слово «экономика» имеет древнегреческое происхождение . Оно представляет собой соединение двух греческих слов «хозяйство» и «закон», так что в буквальном, изначальном смысле экономику следовало бы трактовать как хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами . При этом надо помнить, что хозяйство в Древней Греции было в основном натуральным, домашним, так что экономика того периода мыслилась не как народное хозяйство страны, а скорее как домоводство. В литературе по экономике, в толковых словарях термин «экономика» в его изначальной трактовке принято характеризовать как «искусство ведения домашнего хозяйства ».

За более чем два тысячелетия смысл термина, самого понятия «экономика» значительно обогатился и изменился. В это понятие теперь вкладывается гораздо больше, чем первоначально заложил греческий философ Ксенофонт.

Современная трактовка термина "Экономика":

Во-первых, экономика — как хозяйство в широком смысле этого слова, то есть совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовлетворения потребностей. В этом смысле экономику надо воспринимать как созданную и используемую человеком систему жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения условий существования.

Во-вторых, экономика — как наука , совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных, чаще всего ограниченных, ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества; об отношениях, возникающих между людьми в процессе хозяйствования.

Для того чтобы терминологически разделить экономику как хозяйство и как науку, слово «экономика» в иностранной, прежде всего англоязычной, литературе разделяется на два: «экономика » и «экономикс ». Первое означает хозяйство, то есть экономику в ее непосредственном, натуральном проявлении, а второе + экономическую науку, а точнее — . Такое разделение способствует большей четкости, определенности понимания экономики.

Наряду с предметным восприятием экономики как хозяйственной системы и представлением об экономике как совокупности знаний о хозяйственной системе отдельные авторы склонны видеть в слове «экономика» еще и третье значение . Они характеризуют экономику как отношения, возникающие между людьми в связи с процессами производства, распределения, обмена, потребления товаров и в ходе этих процессов.

Так что в целом экономика — это хозяйство, наука о хозяйстве и хозяйствовании и отношения между людьми в процессе хозяйствования. Ну, а к хозяйству как уже упоминалось, следует отнести все то, что включено людьми в орбиту действий, направленных на получение и использование средств существования, удовлетворение жизненных потребностей.

Экономическая наука

общественная наука. Она изучает определенную сторону жизни общества и как таковая тесно связана с другими общественными науками: историей, юриспруденцией и т.д. В частности, связь экономики и юриспруденции обусловлена тем, что в хозяйственной жизни общества экономические и правовые отношения тесно переплетаются. Экономика не может нормально функционировать без соответствующей правовой основы — совокупности норм, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов как на микро-, так и на макроуровне. В то же время сама необходимость в соответствующих правовых нормах порождается изменениями, происходящими в хозяйственной жизни общества.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Потребности человека безмерны (чем больше у него есть, тем больше ему хочется).

В любое время, даже если вы обуты, одеты и имеете крышу над головой, вы мечтаете о чем-то еще: новом смартфоне, пятой паре туфель или заколке для галстука.

При этом финансовое положение не играет большой роли. Один желает получить билет в кино за 200 рублей, а другой — приобрести наручные часы за 1 млн долларов.

У нас общество потребления, и вокруг этого строится вся экономика . Но что это такое? ? Что она изучает? Давайте разбираться вместе.

Определение экономики и ее история

Экономика — это хозяйственная деятельность , направленная на удовлетворение потребностей людей и общества в целом путем создания и использования жизненных благ.

Кембриджский словарь дает определение экономики как системы торговли и промышленности, в которой используется богатство страны.

Также экономикой называется комплекс научных дисциплин , изучающих производство товаров и услуг, их распределение и потребление. В английском языке для определения экономической науки используется слово economics, а для системы хозяйствования – economy.

Пока кто-то занимается поставкой и распространением товаров и услуг существует и экономика. Ее развитие связано с развитием .

Как менялась экономика с годами

Древняя экономика была основана на натуральном хозяйстве . Основные потребности удовлетворялись за счет внутренних ресурсов. Обмен, если он существовал, происходил без посредства денег, путем простой меновой торговли. Общественное разделение труда отсутствовало или было мало развито. В чистом виде натуральное хозяйство было развито в доклассовом обществе.

По мере развития общества и роста разделения труда в городах, а порой и в сельских общинах появляется товарное производство . В средневековье обмен продуктами происходит через торговлю. В качестве валюты применяется серебро, бронза, медь, золото.

«Экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится, какими средствами труда.»
К. Маркс

Капитал используется для захвата земель, чтобы затем вернуться в виде товаров. Появляются торговые предприятия и первые банки. Понимание, что такое экономика в тот период, прежде всего охватывало торговлю.

С развитием государственного управления, существующие в то время правительства стали пытаться контролировать торговлю . Они вводят таможенные пошлины. Начинают работать государственные секторы экономики. Крупные банкиры финансируют национальные проекты и войны.

С этого периода экономика становится национальной и рассматривается как хозяйственная деятельность граждан .

Привела к глубоким изменениям в сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности, добыче, транспорте. Она затронула практически все аспекты повседневной жизни человека.

Система производства и разделения труда способствовала массовому выпуску товаров, что привело к бурному экономическому росту . Наступление Промышленной революции ознаменовало важный поворотный момент в истории человечества.

После двух войн и разрушительной Великой депрессии политики искали новые подходы к влиянию на экономические процессы. Вместо преобладающей раньше теории свободной торговли, правительства стали придерживаться точки зрения более жесткого контроля государства над рынками.

Путем манипулирования совокупным спросом государства стали смягчать экономические проблемы. Такая политика в конце 1950-х привела к новому экономическому росту Америки и стран Европы, получившему название экономического чуда.

На современном этапе развития все большую роль в экономических процессах приобретает «сектор услуг». Распространение интернет-технологий ведет к росту значения электронной коммерции и электронного бизнеса. Это приводит к размыванию границ между странами и появлению новых моделей экономик , отличающихся от традиционных.

Экономика как наука - что она изучает

«Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов».
Лоренс Питер

Зарождение экономической науки связано с ограниченностью ресурсов, используемых для получения благ. Невозможность удовлетворить безграничные потребности, ставит субъекты (домашние хозяйства, компании, государства) перед постоянным выбором:

  1. Что производить?
  2. Какие использовать технологии?
  3. Кого и как привлечь к производству?
  4. Для кого предназначены результаты работы?

Поиск эффективных путей расходования ресурсов для повышения благосостояния граждан и общества в целом – основная функция экономической науки.

Предметом изучения являются субъекты хозяйственной деятельности – люди, отдельные хозяйства и общество в целом. Поэтому экономику относят к социальным наукам . Economics или экономическая теория – это познание мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности, формулирование законов хозяйствования.

По масштабу исследований выделяют макро- и микроэкономику. Микроэкономика фокусируется на индивидуальных потребителях и производителях. Это может быть человек, бизнес или государственная организация. Микроэкономика изучает как люди торгуют друг с другом, как и предложение товаров.

Изучает закономерности на уровне отрасли, государства или мира в целом. Рассматриваемые темы включают в себя государственную фискальную или денежно-кредитную политику, уровень , изменения валового внутреннего продукта, бизнес-циклы, которые приводят к буму или спаду производства, депрессиям.

7 научных школ экономики перевернувших мир

«Экономическая наука чрезвычайно полезна как форма занятости экономистов».
Джон Кеннет Гэлбрейт

Экономика как наука прошла очень длинный путь. Считается, что слово «экономия» придумал древнегреческий поэт Гесиод (8-7 века до н.э.), который писал, что «для преодоления скудости труд, материалы и время должны быть правильно распределены».

В переводе с греческого термин обозначает «законы ведения домашнего хозяйства», от «ойкос» (οἶκος) — дом, имущество, хозяйство, и «номос» (νόμος) — правила, закон. Проблемы разделения труда, формирования стоимости, обращения денег, богатства, создания «идеального» общества рассматривали античные ученые. Аристотель считал экономику наукой о богатстве .

До наших дней дошел трактат «Экономика» (Ойкономика) афинского историка и политического деятеля Ксенофонта, в котором доказывается важность науки, а также описываются различные способы ведения хозяйства и земледелия.

1. Меркантилизм

Начальная теоретическая школа по экономике появилась в 15-17 веках н. э. и называлась . Меркантилисты приравняли богатство к деньгам. Представители этого направления предлагали богатство граждан и государства повышать накоплением золота и серебра.

Для достижения цели правителям рекомендовали расширять торговлю и копить драгметаллы в казне . Внешнеэкономический обмен последователи теории предлагали строить на принципах разорения соседей, увеличивая экспорт товаров и снижая импорт, тем самым привлекая зарубежное золото в страну.

2. Физиократия

Утверждения меркантилистов опроверг французский экономист Ф. Кенэ. Он основал новое учение – физиократию. Впрочем, сами последователи называли себя экономистами, а термин «физиократизм» («власть природы») введен в оборот позднее Адамом Смитом.

В отличие от меркантилистов, основой богатства страны эта школа считала сельское хозяйство .

Благосостояние государства увеличивается, если стоимость продукции, полученной в сельхозпроизводстве, превышает сумму продукции, потраченной для ее создания. То есть, растет так называемый «чистый продукт». Единственным производительным классом Кенэ считал земледельцев.

Хозяйственный процесс физиократы называли естественной гармонией, в которой нет места государству. Правительству не следовало вмешиваться в экономику, установив законы, которые бы не мешали течению «естественных законов природы».

3. Классическая школа (конец 17 – начало 18 вв)

С появлением классической школы экономическая теория приобретает статус научной дисциплины с названием политическая экономика . Классики свели в единое целое все, что изучает экономика, систематизировали положения, наблюдения, выводы, согласовали категории и понятия.

Первым экономистом в современном значении слова был шотландец Адам Смит (1723—1790). Он заложил основы трудовой теории стоимости и показал значение разделения труда как условия повышения производительности.

4. Марксизм

Карл Маркс и Фридрих Энгельс заложили теорию строительства справедливого общества без . основана на следующих принципах:

  1. средства производства принадлежат обществу, а не частным лицам;
  2. недопустима ;
  3. равная плата за труд;
  4. полная занятость.

Для формирования такой модели общества экономика должна полностью регулироваться из центра.

5. Маржинализм

Теория маржинализма сформировалась как ответная реакция на учение К. Маркса. Экономические закономерности изучаются с использованием крайних величин или состояний.

Отвергаются классические подходы к цене товара на основе затрат труда и других факторов. Ценность определяется полезностью продукта , то есть его способностью удовлетворять потребности потребителя.

6. Неоклассическая школа

Неоклассическая школа – это синтез идей классического направления и марженализма. В настоящее время учение преобладает среди западных экономистов.

7. Кейнсианство

Кейнсианство — теория государственного регулирования рынка. Последователи направления предлагают устранять неравномерность спроса и предложения путем изменения денежной наличной массы. Эти меры влияют на занятость, поток , валовый национальный продукт и способствуют преодолению экономических кризисов.

4 типа экономики используемых в мире

В зависимости от того, как решаются основные проблемы и кому принадлежат средства производства, принято выделять 4 вида экономики:

  1. традиционная;
  2. рыночная;
  3. командная (плановая);
  4. смешанная.

При традиционном укладе жизни земля и орудия производства принадлежат племени, а результаты труда распределяются по традициям, передающимся из поколения в поколение.

Такая экономика отторгает любые нововведения, производство ведется по отсталым технологиям с преобладанием ручного труда. Традиционная экономическая система сохранилась в некоторых отсталых странах Африки.

Рыночная экономика основана на частной собственности. Хозяйственная деятельность осуществляется в соответствии с личными интересами и регулируется механизмами рынка. Государство слабо влияет на экономические процессы.

При плановой экономике основные решения принимает власть. Хозяйствующие субъекты не заинтересованы в результатах труда и не имеют свободы выбора.

Смешанная экономика предполагает сочетание частной и государственной собственности. Недостатки рыночной системы сглаживаются государственным регулированием. Государство участвует в предоставлении социальных благ и услуг.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Макроэкономика: что это такое, чем отличается от микроэкономики и что она изучает (предмет исследования) Что такое модернизация Что такое стагнация простым языком Что такое рецессия Что такое рынок - каковы его функции в экономике и какие виды рынков различают Факторы производства - что это, что к ним относится, факторные доходы и основные факторы производства в экономике Что такое инфляция (простым языком) Что такое протекционизм Что такое меркантилизм Что такое предпринимательство Что такое деноминация простым языком

Экономика как наука

Oikonomia – управление домашним хозяйством (греч.).

Экономика – совокупность отношений между людьми в сфере производства, распределения, обмена и потребления продуктов труда, соответствующая данной степени развития общества.

Воспроизводство – неповторимо повторяющиеся процессы производства, а также распределения, обмена и потребления.

Простое, если производство повторяется в том же объеме, если в возрастающем, то расширенное воспроизводство.

Для удовлетворения потребности людей осуществляется производство экономических благ.

Количество экономических благ ограничено и требует затрат ресурсов.

Часть благ является неэкономическими (воздух).

Неэкономические блага доступны людям в объеме большем, чем потребность в них.

Неэкономические или свободные или даровые.

Источником производства благ являются затраты ресурсов.

Ресурсы производства – совокупность природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров и услуг.

Если ресурсы производства вовлечены в процесс производства, то они называются факторами производства.

Ресурсы и факторы производства

Определение

Определение

природные

потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества в виде земли, воды, воздух, полезных ископаемых, растительного и животного мира

может участвовать в производстве благодаря природным свойствам земли (используются естественные благ, а также за счет применения к земле капитала искусственного блага)

материальные

созданные человеком капитальные блага

ценность, приносящая поток дохода

финансовые

денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства

трудовые

трудоспособное население в трудоспособном возрасте, а также работающее население вне пределах этого возраста

любая интеллектуальная или физическая деятельность человека, направленная на производства благ

предпринимательство

процесс соединения земли, капитала и труда в едином хозяйственном комплексе предприятий с целью производства благ

национальный

Предмет экономической теории

Различают абсолютную и относительную ограниченность ресурсов.

Абсолютная означает, что для удовлетворения всех потребностей всех членов общества ресурсов недостаточно.

Относительная заключается в том, что для удовлетворения каких-то выборочных отдельных потребностей ресурсов недостаточно.

Ограниченность ресурсов порождает проблему выбора, поэтому предмет экономической теории как науки – поиск путей эффективного использования ограниченных ресурсов в производстве благ для максимального удовлетворения в потребности людей.

Выделяют следующие задачи экономических исследований:

    Стабильный рост объемов производства (экономический рост)

    Стабильный уровень цен на основе конкуренции

    Высокий уровень занятости

    Поддержание внешнеэкономического равновесия.

Экономические проблемы могут рассматриваться на 2 уровнях, поэтому различают микро- и макроэкономику.

Микроэкономика исследует поведение домашних хозяйств, отдельных фирм, функционирование рынков конкретных товаров, эффективность распределения ресурсов.

Макроэкономика рассматривает экономические процессы на уровне национального хозяйства страны и взаимодействие экономик отдельных государств между собой.

Вне зависимости от того, ведется анализ на микро или макро уровне, различают позитивную и нормативную экономическую науку.

Позитивная изучает факты, относящиеся к реальной экономике, формирует научные представления, вытекающие из реально изменяющихся обстоятельств. Она отвечает на вопрос, что есть или будет при определенных действиях.

Нормативная позволяет оценить желательность или нежелательность тех или иных экономических явлений и процессов. Она отвечает на вопрос, что должно быть.

Экономика – хозяйство отдельного района, группы стран, всего мира.

Экономика – научная дисциплина, изучающая какую-либо область хозяйственной жизни общества.

Экономическая теория принимает ряд общенаучных методов познания:

    наблюдение и сбор фактов

    эксперимент

    анализ – изучение социально – экономических явлений по частям

    синтез – изучение социально – экономических явлений в целом

    исторический и логический - социально – экономические явления следует изучать в их исторической последовательности и формировать логические выводы

    индукция – от частных фактов к общему выводу

    дедукция

    аналогия – метод познания, который предполагает перенос свойств с известного явления, процесса на неизвестные

    научная абстракция – состоит в выделении главного, типичного в объекте исследования и в отвлечении от второстепенного, случайного, смешанного. Он позволил сформировать наиболее общие понятия, отражающие экономическую реальность. Они называются экономическими категориями.

Этапы и направления развития экономической мысли

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего Востока, древней Греции и древнего Рим.

Экономическая теория как наук сложилась в период становления капитализма. Её историческое название политическая экономия (наука о законах функционирования общественного хозяйства в рамках государства). Появилась первая экономическая школ – меркантилизм (от итальянского – купец, торговец). Буржуазия занимается торговлей и операцией с золотом. Учение меркантилистов сводится к определению источника богатства общества, которое они видели во внешней торговле. А. Монкретьен в 1615 г. Ввел термин политическая экономия.

Представители:

Том Мен говорит о протекционизме (руководитель Ост-Индийской кампании), защита отечественных товаропроизводителей

Джон Ло учредитель первой финансовой пирамиды

Жан Баптист Кольбер суперинтендант финансов Франции

Следующая школ – классическая политическая экономия (вторя половин 17 – середина 19) (так назвал её Карл Маркс).

Уильям Пети – объявил источником богатства труд, заложив основы трудовой теории стоимости.

Во Франции развивается школа физиократов (с греч. власть природы) в рамках классической политической экономии.

Физиократы углубились в изучение сферы производства, но в основном в с/х.

Основные идеи:

    Экономический либерализм (экономическая свобода)

    Исключительная производительность труда в с/х

    Единый земельный налог

Дальнейшее развитие экономической науки – рыночная школа классиков.

А. Смит 1776 г. «Исследование о природе и причинах богатства народа»

Давид Риккардо «Начло политической экономии и налогового обложения»

Жан Баптист Сэй

Смит раскрыл механизм свободного рынка, который назвал «невидимой рукой». Трудосберегающая теория. Риккардо показал, что в основе стоимости товаров лежит труд, который позволяет сформироваться доходам всех классов. Трудозатратная теория.

В середине 19 века лучшие достижения классической политической экономии были обобщены в работах Джона Стюард Милля и Карла Маркса. Маркс завершил формирование трудовой теории стоимости.

Маркс «Капиталистическая критика экономической теории»

Основная идея «Капитала» - теория прибавочной стоимости.

Прибавочная стоимость – часть стоимости товаров, производимых на капиталистических предприятиях, которая создается неоплаченным трудом наемных рабочих сверхстоимости их рабочей силы и присваивается капиталистом.

Маркс делает вывод об эксплуатации труда капиталом.

Как и Смит Маркс считал рынок могучим орудием накопления капитала, но в отличие от Смита он полагал, что закончится этот процесс обострением классовой борьбы и гибелью капитализма, так как его противоречия столь серьезны, что рыночный механизм не сможет с ними справиться. Критики Маркса доказывают, что капитализм не рухнул, рабочий класс не обнищал, и предсказанное Марксом не подтвердилось. Сторонники Маркса полагают, что капитализм, который он исследовал и гибель которого предрекал, рухнул еще в период Великой депрессии (29-33), а ныне существующая рыночная экономика – иная модель, которая является новым предсказанным Марксом этапом на пути к обществу положительного гуманизма.

В 70 годы 19 века классическую политическую экономику сменил маржинализм (франц. – предельный, дополнительный).

Генрих Герман Госсен – один из родоначальников маржинализма.

Первый этап развития маржинализма:

Его представители:

Уильям Стели Джеванс (англо-америк. школа)

Карл Менгер (австрийская школа)

Лион Вальрас (лозаннская школа)

Они считали, что экономический анализ следует начинать с изучения потребности людей, с поиска критерия полезности благ на психологическом уровне.

Второй этап:

Неоклассическая школа (конец 19)

Альфред Маршалл (англ. экономист)

«Принципы экономики» 1890 г.

Чтобы подчеркнуть социальную нейтральность в своих исследованиях, Маршалл предположил отказаться от термина положительной экономики в пользу экономики или экономической теории.

Центральное место в исследовании Маршалл занимает проблема свободного ценообразования на рынке. Причем укор делается на микро уровень. Представители маржинализма активно применяют математические методы исследования.

Можно выделить 3 основных направления современной экономической науки:

    институцианализм или институционально социологическое направление

Торстен Веблен (Америк.)

Последователи Веблена в той или иной степени разделяют следующие его основные идеи:

      Расширенно толкуют предмет экономической теории, стремясь учитывать весь комплекс условий и факторов, влияющих на хозяйственную жизнь.

      В число этих факторов они включают различные общественные институты, традиционные обычаи, нормы, законы, профсоюзы, корпорации, государства и т. д.

      Они критически относятся к капитализму, считая необходимым его реформировать, так как ему присущи земные монополии, милитаризация экономики и другие пороки общества потреблениянауки , изучающие ... , эко­номика - это совокупность общественных отношений , связанных с производством , ... сферу входит и рассмотрение таких общих поня­тий, как ...

    1. Экономическая теория как наука (8)

      Реферат >> Экономическая теория

      Решалась проблема формирования экономики как науки . В этот период... экономической теории: экономические отношения в сферах производства и обмена. На... конкретно-экономические науки , изучающие или отдельные сферы хозяйственной деятельности (экономика отраслей), ...



Статьи по теме: