Четыре способа больше любить бога. Святой Златоуст об этом

«Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит»?(1Ин.4:20)

На каком основании Иоанн, Апостол любви, называет лжецами тех, кто не любит своего брата и говорит, что любит Бога? Иоанн объясняет свои слова тем, что человек, не любящий своего ближнего, которого видит, неспособен любить Того, Кто для него невидим.

Если в человеке, действительно, есть истинная любовь от Бога, то он любит всех, без рассуждений и без оснований на то. Любовь от Бога нелицеприятна, она любит так, как способен любить Бог. Сколько этой любви в человеке, так он и относится к своим братьям и сестрам. И сколько в тебе этой любви, настолько в тебе и отобразился Христос. Если нет в тебе любви к ближнему, нет в тебе и Христа, нет в тебе Бога. Божье пребывание в человеке определяется любовью : «Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1Ин.4:12) . Как мы можем увидеть Бога, или как мы можем показать Его другим, если не через проявления любви.

Можно притвориться любящим и притворно любить, но долго это состояние не продержится, так как человек проявит себя при определенных условиях. «Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру» (Рим.12:9) . Притворная любовь может удержаться только тогда, когда ее не касаются искушения и испытания, но при первой же трудности она себя выявляет.

Наша любовь проверяется различными испытаниями в различных обстоятельствах. Если тебя еще можно застать врасплох, и ты срываешься, значит, в тебе еще нет любви, а только ее зачатки. Любовь от Бога не застанешь врасплох. Она не умеет огрызаться, взрываться, обижать, гнать, мстить и т.д., потому что такая любовь непритворна: «…отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру» .

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор.13:4-7) , – вот определение Божьей любви, и лучше не скажешь. Это – характер нашего Бога. Если в тебе есть Его любовь, то есть и все эти качества. В зависимости от количества Духа Божьего в тебе, эти качества любви проявляются в тебе в большей или меньшей степени.

Например, если человек не проявляет терпения, а ведь о любви говорится: «любовь долготерпит» , то может ли в нем быть любовь? Если в человеке есть нетерпимость – полная противоположность любви, то в нем нет любви.

«Любовь милосердствует», и если нет милости в человеке, а есть лишь осуждение и суд других, то есть ли в нем любовь? Нет в нем любви, потому что нет ее проявлений.

«Любовь не завидует» , а человек, в котором есть зависть, может ли любить другого? Любовь не завидует, потому что не умеет. Она, напротив, сорадуется каждой победе, каждой прибыли у ближнего, каждому успеху. И если внутри тебя еще есть зависть, знай, что нет в тебе любви, зависть порождает грех . Из-за зависти люди совершали самые гнусные преступления, вплоть до убийств.

«Любовь не превозносится, не гордится» . Если человек способен превозносится над другими, если в нем есть преувеличенное самомнение и желание стоять выше остальных, то его превознесенное и возгордившееся сердце требует к себе почета, особого отношения и внимания. Он постоянно болеет от недостатка внимания к себе, постоянно обижен и таит в своем сердце злобу на окружающих, потому что ожидает от них почитания и услужливости. Не получая особых знаков внимания в свой адрес, он болеет обидчивостью. В таком сердце нет любви Божьей, а есть эгоистичная любовь к себе.

«Любовь не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла». Божья любовь не бесчинствует, в ней – смирение, которое почитает другого выше себя.

«Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Фил.2:3) , – так учит Апостол Павел, а Иисус говорил: «…кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф.20:26,27) . Гордое и превознесенное сердце никогда не будет почитать себя меньшим и не сможет почитать чин в Господе у другого, потому что его самолюбие и самомнение возвышаются над всеми.

Иисус Христос, будучи в плоти, не искал Своего, а пришел служить: «...Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20:28) . Так Его любовь и в нас, Его последователях, будет совершать те же поступки, она будет побуждать человека служить другим.

В любящих нет раздражения, нет зла, потому что все, что происходит вокруг них, вызывает в них вместо раздражения большое огорчение, а вместо зла – сожаление и боль.

«Любовь не радуется неправде, а сорадуется истине» . Не может любовь причинять боль другому, поэтому и радоваться неправде не может. Любовь и Истина происходят от одного начала, от одного источника, поэтому они – родственные чувства и взаимосвязаны. Любовь сорадуется истине, а истина сорадуется любви.

«Любовь все покрывает» . Еще при создании мира Бог определил Христа как Любовь, покрывающую землю. Его любовь, выраженная Его жертвой, покрыла наши грехи. Любовь хочет всех миловать, прощать, покрывать – это ее качества.

«Любовь всему верит, всего надеется» . Как правило, любящие люди отличаются своей наивностью, потому что любовь внутри них всему верит и надеется. В них нет недоверия, подозрительности. В каждом они видят хорошие качества, а если даже видят и плохие, то надеются, что все это исправится, изменится. Они видят, в основном, хорошее не потому, что они слепы или глупы, а потому, что любовь внутри них покрывает недостатки и обнаруживает в человеке достоинства.

Подозрительность же и недоверие возникают от отсутствия любви и света. Конечно, есть настороженность к определенному лицу, к тому, кто вышел из доверия. Но нелюбящие не доверяют и подозревают всех, потому что сами еще во тьме и судят других по состоянию своей души, своими мерками, так, как они сами способны поступать.

«Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме» (1Ин.2:9) . Чем наполнена душа и сердце человека, так он и рассуждает, так он и видит окружающий мир, потому что наши глаза это – отражение нашей души.

Итак, если в человеке нет терпения, нет милости, а есть зависть, гордость, превознесение над окружающими, нет почитания чина, если человек ищет своего, раздражается, злится, радуется неправде, недоверчив, то в таком человеке нет любви Божьей. И если, имея все эти качества, он говорит, что любит Бога, то он – лжец. Такой человек не любит Бога. Он любит лишь использовать Бога: «Дай это, дай то! Сделай это, сделай то!» Это – эгоистичная любовь, использование одного другим; это – лицемерная любовь, способная притворяться ради выгоды. Такая любовь не будет любить всех, а любит выборочно с выгодой для себя.

Каждого, говорящего о любви к Богу, Господь испытывает, чтобы при испытании выявить сущность его любви: притворная она, лицемерная или искренняя. Давид, перед смертью, завещал своему сыну Соломону: «...и ты, Соломон, сын мой, знай Бога отца твоего и служи Ему от всего сердца и от всей души, ибо Господь испытует все сердца и знает все движения мыслей» (1Пар.28:9) .

Перед кем притворяться, если Господь знает даже движение человеческой мысли? Не лучше ли самому испытывать и очищать себя. Обмануть Бога невозможно, можно лишь самому оказаться обманутым; говорить и верить в то, что ты говоришь, не рассуждая, не осмысливая, но при испытании оказаться пустым звоном, медью звенящей, кимвалом звучащим: «Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души» (Прит.16:2) , «Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца» (Прит.21:2) . В результате взвешивания можно услышать такие страшные слова, какие прозвучали однажды к царю Валтасару: «...ты взвешен на весах и найден очень легким...» (Дан.5:27) . Это – весы правды Божьей, на которых взвешиваются все сердца, все человеческие мысли, все помышления сердечные и, тем более, молитвы, произнесенные вслух: правдивые или лукавые. «Пусть взвесят меня на весах правды, и Бог узнает мою непорочность» (Иов.31:6) , – мог взмолиться Иов, потому что был искренен, и его любовь, будучи испытана, оказалась дороже золота.

Кто сегодня решится обратиться так к Богу и не убоится суда?! Кто может сказать: «Взвесь меня на весах правды и увидишь, что я непорочен!» Если еще не получается так дерзнуть, то испытывайте себя сами, будьте честными пред своей совестью, и тогда исправите все ошибки и изменитесь, и освятитесь. Контролируйте свои мысли, потому что Господь знает все движения мыслей.

Достигайте искренней любви, а не притворной, чтобы не быть обманутыми. Любите друг друга. С этого начинается любовь к Богу, а не наоборот.

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будите иметь любовь между собою» (Ин.13:34,35) .

Иллюстрация: Морган Веистлинг "Чай для папы"

Отец Нектарий, мне, как, думаю, и многим другим не так уж сложно ответить на вопрос, что значит любить человека. Если я скучаю в разлуке с человеком, хочу его увидеть, радуюсь, когда вижу наконец, и если эта моя радость бескорыстна - то есть никаких материальных благ, никакой практической помощи я от этого человека не жду, мне нужна не помощь, а он сам - значит, я люблю его. Но как это к Богу применить?

Прежде всего - хорошо, когда этот вопрос в принципе возникает у сегодняшнего христианина. Мне, как, полагаю, и любому другому священнику, очень часто приходится сталкиваться с людьми, которые на вопрос о любви к Богу отвечают сходу, не задумываясь и однозначно утвердительно: «Да, конечно, люблю!». Но не могут при том ответить на второй вопрос: а что такое любовь к Богу? В лучшем случае человек говорит: «Ну это же естественно - любить Бога, вот я Его и люблю». И дальше этого дело не идет.

И сразу вспоминается диалог валаамского старца с офицерами из Петербурга, приехавшими в монастырь. Они стали его уверять, что очень любят Христа. И старец сказал: «Насколько же вы блаженны. Я оставил мир, удалился сюда и в строжайшем уединении подвизаюсь здесь всю жизнь для того, чтобы хотя бы немного приблизиться к любви к Богу. А вы живете в шуме большого света, среди всех возможных соблазнов, впадаете во все грехи, в которые только можно впасть, и вам удается при этом любить Бога. Какие вы счастливые люди!». И тогда они задумались…

В Вашем утверждении - знаю, что значит любить человека, а вот что значит любить Бога, не знаю - заключается некоторое противоречие. Ведь всё то, что Вы сказали о любви к человеку, относится и к любви к Богу. Вы говорите, что Вам дорого общение с человеком, Вы скучаете, когда его долго не видите, Вы радуетесь, когда его видите; помимо этого, Вы наверняка стараетесь сделать этому человеку что-то приятное, помочь ему, позаботиться о нем. Зная этого человека - а ведь невозможно человека любить и при том не знать - Вы угадываете его желания, понимаете, что именно доставит ему сейчас радость, и делаете именно это. Всё то же самое можно сказать и о любви человека к Богу. Проблема в том, что человек для нас конкретен: вот он, здесь, его можно потрогать руками, с ним непосредственно связаны наши эмоции, наши реакции. А вот любовь к Богу у многих людей носит некий абстрактный характер. И потому людям кажется, что ничего конкретного здесь не скажешь: вот, люблю, и всё. А между тем Господь в Евангелии очень конкретно отвечает на вопрос, в чем проявляется любовь человека к Нему: если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14 , 15). Вот оно, свидетельство любви человека к Богу. Человек, который помнит и исполняет заповеди Божии, любит Бога и своими делами это доказывает. Человек, который их не исполняет, что бы он о себе ни говорил, любви ко Христу не имеет. Потому что как вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (Иак. 2 , 17), точно так же мертва без дел любовь. Она живет в делах.

- Это ведь и дела любви к людям тоже?

Говоря о Страшном суде, Спаситель сообщает Своим ученикам и всем нам нечто очень важное: всё то, что мы сделали по отношению к нашим ближним, мы сделали по отношению к Нему, и именно исходя из этого каждый из нас будет осужден либо оправдан: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25 , 40).

Господь за наше спасение заплатил страшную цену: цену Своих крестных страданий и смерти. Он пришел для того, чтобы нас спасти по Своей безмерной любви к нам, Он пострадал за нас, и наш отклик на Его любовь - это исполнение в нашей жизни того, ради чего Он нам дал эту свободу и возможность возрождения, восхождения к Нему.

- А если я не чувствую, не опознаю в себе любви к Богу как таковой, а заповеди всё же стараюсь исполнять?

В том-то и дело, что исполнение заповедей Христовых - не только свидетельство любви человека к Богу, но и путь к этой любви. Преподобный Амвросий Оптинский отвечал человеку, который жаловался, что любить не умеет: «Для того, чтобы научиться любить людей, делай дела любви. Ты знаешь, какие дела любви? Знаешь. Вот и делай. И спустя какое-то время твое сердце откроется к людям: за твой труд Господь тебе даст благодать любви». То же самое - с любовью к Богу. Когда человек трудится, исполняя заповеди Христовы, в его сердце зарождается и крепнет любовь к Нему. Ведь каждая евангельская заповедь противостоит нашим страстям, болезням нашей души. Заповеди не тяжки: иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11 , 30), - говорит Господь. Легко, потому что естественно для нас. Всё, что сказано в Евангелии, для человека естественно.

- Естественно? А почему же нам так трудно этому следовать?

Потому что мы находимся в противоестественном состоянии. Нам трудно, но в то же время в нас живет этот закон - закон, по которому человек, созданный Богом, должен жить. Вернее будет сказать, что в нас два закона живет: закон ветхого человека и закон человека нового, обновленного. И поэтому мы одновременно склонны и ко злу, и к добру. И злое, и доброе присутствует в нашем сердце, в наших чувствах: желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю - так писал о состоянии человека апостол Павел в Послании к Римлянам (7 , 18–19).

Почему преподобный авва Дорофей пишет, что человек - это существо, которое очень сильно зависит от навыка? Когда человек привыкает делать добрые дела, то есть дела любви, это становится как бы его естеством. Благодаря этому человек изменяется: в нем начинает побеждать новый человек. И точно так же, а может быть, и в большей степени человека изменяет исполнение заповедей Христовых. Он изменяется, потому что происходит очищение от страстей, избавление от гнета самолюбия, а ведь где самолюбие, там и тщеславие, и гордость, и прочее.

Что мешает нам любить ближних? Мы любим себя, и наши интересы сталкиваются с интересами других людей. Но, как только я ступаю на путь самоотвержения, хотя бы частичного, у меня появляется возможность огромный валун самолюбия сдвинуть в сторону, и мне открывается мой ближний, и я могу, я хочу что-то сделать для него. Я устраняю препятствия для любви к этому человеку, значит, у меня появляется свобода - свобода любить. И точно так же, когда человек отвергает себя, чтобы исполнять заповеди Христовы, когда это становится для него навыком, который меняет всю его жизнь, тогда путь его расчищается от препятствий для любви к Богу. Представьте себе - Господь говорит: сделай то-то и то-то, а я не хочу этого делать. Господь говорит: не делай того-то, а мне хочется это сделать. Вот оно, препятствие, мешающее мне любить Бога, между мною и Богом стоящее. Когда я начинаю понемногу освобождаться от этих привязанностей, от этой несвободы, у меня появляется свобода Бога любить. И естественное, живущее во мне стремление к Богу пробуждается таким же естественным образом. С чем это можно сравнить? Вот, положили камень на растение, и оно под этим камнем умирает. Сдвинули камень, и оно сразу начинает распрямляться: листочки расправляются, веточки. И вот оно уже стоит, к свету тянется. Точно так же человеческая душа. Когда мы камень наших страстей, наших грехов сдвигаем в сторону, когда мы из-под своих завалов выкарабкиваемся, мы естественным образом устремляемся ввысь, к Богу. В нас пробуждается чувство, заложенное с сотворения нашего, - любовь к Нему. И мы убеждаемся, что она естественна.

- Но любовь к Богу - это ведь еще и благодарность…

В нашей жизни бывают тяжелые моменты, когда нас либо бросили, либо поневоле оставили - просто не могут ничем нам помочь - все, даже самые близкие люди. И мы совершенно одиноки. Но именно в такие моменты человек, если у него есть хоть немного веры, понимает: единственный, Кто его не оставил и не оставит никогда, - это Господь. Нет никого ближе, нет никого роднее. Нет никого, кто любит тебя больше, чем Он. Когда это понимаешь, у тебя отклик возникает совершенно естественным образом: ты благодарен, и это тоже пробуждение изначально заложенной в человека любви к Богу.

Блаженный Августин говорил, что Бог сотворил человека для Себя. В этих словах заключается смысл сотворения человека. Он сотворен для общения с Богом. Каждое живое существо существует в каком-то установленном для него порядке. Хищник живет как хищник, травоядное - как травоядное. Вот перед нами огромный муравейник, и в нем каждый муравей абсолютно точно знает, что ему делать. И только человек - какое-то неприкаянное существо. Для него нет заранее установленного порядка, и его жизнь постоянно находится под угрозой хаоса или катастрофы. Мы видим: абсолютное большинство людей не знают, что им делать. Люди потеряны, каждый лихорадочно ищет хотя бы что-то, за что он мог бы зацепиться, чтобы как-то в этой жизни реализоваться. И всегда что-то происходит не так, и человек чувствует себя несчастным. Почему столь многие скатываются в алкоголизм, в наркоманию, в игроманию, в другие страшные пороки? Потому что человек не может ничем в жизни насытиться. Безудержное стремление убивать себя наркотиками, алкоголем говорит о том, что человек во всем этом пытается найти не себя даже, а возможность заполнить ту бездну, которая постоянно в нем разверзается. Все попытки лечить алкоголизм или наркоманию носят временный характер - физиологическую зависимость можно снять, но научить человека жить иначе - это уже не медицинский вопрос. Если не дать той бездне, которую человек чувствует в себе, настоящего наполнения, он вернется к наполнению ложному и пагубному. А если всё же не вернется, то полноценным человеком не станет всё равно. Мы же знаем людей, которые бросили пить или принимать наркотики, но выглядят несчастными, угнетенными, часто озлобленными, потому что у них отняли прежнее содержание их жизни, а другого не появилось. И многие из них ломаются, теряют интерес к семейной жизни, к работе, ко всему. Потому что нет в их жизни самого главного. А пока его нет, пока не чувствует человек любовь Божию к себе, он всегда остается каким-то пустым. Ибо бездну, о которой мы с вами говорим, может опять-таки, по блаженному Августину, заполнить только бездна Божественной любви. И как только человек возвращается на свое место - а его место там, где он с Богом, и всё остальное в его жизни выстраивается должным образом.

- Принимать Божественную любовь, о которой Вы говорите, и любить Бога - одно и то же?

Нет. Мы же очень эгоистичны в своем падшем состоянии. В жизни мы сплошь и рядом наблюдаем ситуации, когда один человек любит другого безоглядно и совершенно без критики, а другой этим пользуется. И точно так же мы привыкаем пользоваться любовью Божией. Да, мы знаем и узнаем опытно, что Господь милостив, человеколюбив, что Он легко нас прощает, и мы неосознанно начинаем этим пользоваться, эксплуатировать Его любовь. Не отдавая, правда, себе отчета в том, что благодать Божия, отвергнутая нами в грехе, каждый раз возвращается со всё большим и большим трудом; что сердца наши черствеют, и мы меняемся совсем не в лучшую сторону. Человек уподобляется неразумному животному: вот, не захлопнулась же мышеловка, значит, можно дальше сыр таскать. А то, что ты не можешь жить полной жизнью, то, что твоя жизнь - это не жизнь, а какое-то прозябание, это уже не так важно. Главное, что ты жив-здоров. Но полной жизнью человек живет лишь тогда, когда он исполняет евангельские заповеди, которые открывают ему путь любви к Богу.

Грех ведь есть преграда между нами и Богом, помеха в наших с Ним отношениях, так? Я это очень хорошо чувствую именно тогда, когда ко мне приходит раскаяние в каком-либо грехе. Почему я раскаиваюсь? Потому что боюсь наказания? Нет, такого страха во мне нет. Но я чувствую, что сама себе где-то перекрыла кислород, сделала невозможным получение необходимой мне помощи от Него.

На самом деле страх если не наказания, то неизбежного наступления последствий человеку тоже необходим. Не зря ведь Адаму было сказано: в день, в который ты вкусишь от него (от древа познания добра и зла. - Ред .), смертью умрешь (Быт. 2 , 17). Это не угроза, это констатация, так мы говорим ребенку: если ты сунешь два пальца или мамину шпильку в розетку, тебя ударит током. Совершая грех, мы должны знать, что будут последствия. Бояться этих последствий для нас естественно. Да, это низшая ступень, но хорошо, когда есть хотя бы это. В жизни это редко в чистом виде бывает: чаще в раскаянии присутствует и страх последствий, и то, о чем Вы говорите: ощущение того, что я сам себе полагаю препятствия для нормальной, полноценной, подлинной жизни, сам нарушаю гармонию, которая так мне нужна.

Но, помимо этого, есть ведь еще и то, что мы не можем на самом деле до конца осознать. Для человека, как бы он ни был озлоблен, как бы ни был он злом искажен, всё равно естественно стремиться к благу и творить благо и неестественно творить зло. Силуан Афонский говорил, что у человека, творящего благо, меняется лицо, он становится похож на Ангела. И у человека, который творит зло, лицо меняется, он уподобляется демону. Мы не во всем хорошие люди, но ощущение блага, ощущение того, что для нас естественно, в нас присутствует, и, когда мы делаем что-то вопреки ему, мы чувствуем, что сломали, повредили что-то очень важное: то, что больше нас, что в основе всего лежит. И в минуты раскаяния мы похожи на ребенка, который поломал что-то и не понимает еще, что и каким образом он поломал, понимает только, что оно было целое, хорошее, и вот оно уже никуда не годится. Что делает ребенок? Он бежит к папе или маме в надежде, что они это починят. Правда, есть дети, которые предпочитают сломанное спрятать. Это как раз психология Адама, прячущегося от Бога между деревьями рая (Быт. 3 , 8). Но нам, если мы что-то сломали, лучше уподобиться ребенку, бегущему со сломанной вещью к родителям. Раскаиваясь в содеянном, мы как бы говорим Богу: я сам не могу это починить, помоги мне. И Господь, по милости Своей, помогает, восстанавливает разрушенное. Так опыт покаяния способствует возгоранию в сердце человека огонька любви к Богу.

Христос распялся за нас всех - и таких, и сяких, и прочих: Он нас полюбил такими, какие мы есть. У святителя Николая Сербского есть такая мысль: представьте, идут по дорогам Палестины злодеи, разбойники, блудницы, мытари, люди с совершенно сожженной совестью. Идут и вдруг видят Христа. И разом всё бросают и устремляются за Ним. И как! Один на дерево лезет, другая миро покупает на все последние, может быть, деньги и не боится подойти к Нему у всех на глазах, не думает о том, что с нею сейчас могут сделать (см.: Лк. 7 , 37–50;19 , 1–10). Что с ними такое происходит? А вот что: они видят Христа, и встречают Его, и встречаются их взгляды. И вдруг они в Нем видят то лучшее, что есть в них самих, что вопреки всему в них осталось. И пробуждаются к жизни.

И когда мы в момент нашего покаяния что-то подобное переживаем, то, безусловно, у нас появляется совершенно личное, непосредственное отношение к Богу. Ведь самая страшная беда современного христианства, и вообще, самый страшный порок, который сводит христианство в человеке на нет, - это отсутствие ощущения Того, что Бог - это Личность, отношения к Нему как к Личности. Ведь вера - это не просто вера в то, что есть Бог, что будет Суд и вечная жизнь. Всё это лишь периферия веры. А вера заключается в том, что Бог - это реальность, что Он призвал меня к жизни, и что нет никакой другой причины мне существовать, кроме Его воли и Его любви. Вера предполагает именно личные отношения человека с Богом. Только когда эти личные отношения есть, есть всё остальное. Без этого нет ничего.

Нам свойственно думать о любимых нами людях - всё время или не всё, чаще или реже, это уж зависит от силы привязанности. Думать, по сути, значит помнить об этом человеке. Но как научиться думать и помнить о Боге?

Конечно, человек должен размышлять, ведь не зря ему дана эта удивительная способность мышления. Как говорит преподобный Варсонофий Великий, твой мозг, твой ум работает как жернова: ты можешь с утра бросить в них какую-то труху, и они весь день будут эту труху перетирать, а можешь всыпать доброе зерно, и у тебя будет мука и затем хлеб. В жернова своего ума нужно влагать те зерна, которые могут питать нашу душу, наше сердце и взращивать нас. Зерна в данном случае - это те мысли, которые могут в нас любовь к Богу возгреть, укрепить, усилить.

Ведь как мы устроены? Пока мы не вспоминаем о каких-то вещах, их для нас как бы нет. Мы забыли о чем-то, и этого как будто и не случалось в нашей жизни. Вспомнили - и оно для нас ожило. А если не только вспомнили, а задержали на этом свое внимание?.. Пример, который можно здесь привести, - мысль о смерти: а ведь я умру, а я ведь скоро умру, а ведь это неизбежно, а ведь я совершенно не знаю, что будет потом. Минуту назад человек об этом не думал, но вот задумался, и всё для него изменилось.

И так, безусловно, должно быть и с мыслью о Боге и о том, что нас с Ним связывает и соединяет. Для этого каждый должен задуматься: откуда я взялся, почему я есть? Потому что Бог мне эту жизнь дал. Сколько в моей жизни было ситуаций, когда моя жизнь могла прерваться?.. Но Господь меня сохранил. Сколько было ситуаций, когда я заслуживал наказания, но никакой каре не подвергался. И сто раз был помилован, и тысячу раз. А сколько раз в трудные минуты помощь приходила - такая, которой даже чаять не мог. А сколько раз нечто сокровенное происходило в моем сердце - то, чего кроме меня и Него никто не знает… Вспомним апостола Нафанаила (см.: Ин. 1 , 45–50): он приходит ко Христу, полный сомнений, скептицизма: …из Назарета может ли быть что доброе? (46). А Господь говорит ему: когда ты был под смоковницею, Я видел тебя (48). Что там было, под этой смоковницей? Неизвестно. Однако понятно, что под смоковницей Нафанаил был один, наедине со своими собственными мыслями, и там произошло нечто, очень важное для него. И, услышав слова Христа, Нафанаил понимает: здесь находится Тот, Кто был с ним вместе под смоковницей, Кто его знал и там, и раньше, и до его рождения - всегда. И тогда Нафанаил говорит: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев! (Ин.1 , 49). Это встреча, это восторг, который невозможно описать. Были ли такие моменты в вашей жизни? Наверное, были. Но это всё необходимо регулярно вспоминать. И как царь Кощей над златом чахнет и перебирает его, перебирает, так и христианин должен это сокровище, это золото регулярно перебирать, рассматривать: вот что у меня есть! Но не чахнуть над ним, конечно, а, наоборот, оживать сердцем, исполняться живого чувства - благодарности Богу. Когда в нас есть это чувство, все искушения, испытания переживаются нами совершенно иначе. А каждое искушение, в котором мы верность Христу сохранили, нас к Нему приближает и укрепляет в нас любовь к Нему.

Творец проявляется в твари, и, если мы видим, чувствуем Его в сотворенном мире и откликаемся на это, значит, мы любим Его, разве не так? Если вдуматься - почему мы любим природу? Почему так нуждаемся в общении с нею, так устаем без нее? За что мы любим родники, реки и моря, горы, деревья, животных? Кто-то скажет: нам это нравится, потому что красиво. Но что значит «красиво»? Где-то я читала, что невозможность определения красоты есть доказательство бытия Божиего. Бога ведь тоже невозможно определить, объяснить, посмотреть на Него со стороны нельзя - можно только встретиться с Ним лицом к Лицу.

- «Красиво» - это очень ограниченное определение на самом деле. Конечно, есть красота окружающего нас мира, красота и величие. Но, помимо этого, есть вещи, еще более интересные. Смотришь на какую-то зверушку - она, может быть, и не очень красивая (назовем ли мы красивым ежика, например? Вряд ли), но она так привлекательна, так занимает нас, нам так интересно за ней наблюдать: она и смешная, и трогательная. Смотришь, и сердце твое радуется, и ты понимаешь: ведь Господь это существо сотворил таким, какое оно есть… И это действительно человека к Богу приближает.

Но есть и иные пути. И пути святых были разными. Иные из них смотрели на окружающий мир и в нем видели совершенство Божественного замысла, премудрость Божию. Например, великомученица Варвара именно так Бога постигала. Неслучайно ведь во многих церковных песнопениях Господь именуется «Изряднохудожником». Но были и другие святые, которые, наоборот, удалялись от всего этого и жили, например, в Синайской пустыне, а там вообще взгляду нечем утешиться, там только голые скалы, то жара, то холод и практически ничего живого. И там их Бог учил и открывался им. Но это уже следующая ступень. Есть время, когда нам о Боге должен рассказать окружающий мир, и есть время, когда даже этот мир нужно забыть, нужно помнить только о Нем. На первых этапах нашего становления Бог постоянно нас ведет с помощью конкретных, непосредственно переживаемых нами вещей. А дальше уже иначе всё может происходить. О том же говорит наличие двух богословий: катафатического и апофатического. Сначала человек как бы характеризует Бога, сообщая себе о Нем нечто необходимое: что Он всемогущ, что Он есть Любовь; а потом человек просто говорит, что Бог есть и никакими человеческими характеристиками определен быть не может, и никакие опоры, никакие понятия и образы человеку уже не нужны - он к познанию Бога непосредственно восходит. Но это уже иная мера.

Однако смотришь на иного человека и видишь, что он уже ничего не может любить - ни природу, ни людей, ни Бога - и вряд ли способен принимать любовь Божию к себе.

У Варсонофия Великого есть такая мысль: чем мягче ты сделаешь свое сердце, тем больше оно сможет принять благодати. А когда человек живет в благодати, когда его сердце принимает благодать, то это есть и ощущение любви Божией, и любовь к Богу, потому что только благодатью Бога возможно любить. Поэтому ожесточение сердца - это именно то, что мешает нам любить и Бога, и ближнего, и просто жить полной, настоящей жизнью. Об ожесточении сердца говорит не только то, что мы на кого-то злимся, злопамятствуем, кому-то хотим отомстить, кого-то ненавидим. Ожесточение сердца - это когда мы сознательно своему сердцу позволяем очерстветь, потому что якобы иначе в этой жизни нельзя, не выживешь. Мир во зле лежит, люди в своем падшем состоянии бывают и грубыми, и жестокими, и коварными. И наша реакция на всё это выражается в том, что мы зачастую всю жизнь в бойцовской стойке какой-то стоим. Это можно наблюдать постоянно - в транспорте, на улице… Один человек задел другого, и этот другой сразу отвечает так, как будто он к этому готовился все предыдущие сутки. У него всё наготове! О чем это говорит? О том, в каком ожесточении находится сердце. Не только по отношению к людям - просто в ожесточении.

Ожесточение - очень распространенная болезнь, она не только в транспорте наблюдается, ею многие страдают, и, кстати, в Церкви тоже. Более того, боюсь, что никого из нас совершенно здоровым не назовешь. Но как с этим справиться?

Очень трудно с этим справиться. Очень трудно, страшно решиться жить, не защищаясь, отказаться от этой постоянной самообороны. Да, агрессия является проявлением страха. Но иногда человек может и не быть агрессивным, а может просто бояться. Просто спрятаться, жить в своем домике, как улитка, ничего не видя, не слыша вокруг, ни в чем не участвуя, только спасая себя. Но такая жизнь в раковине тоже ожесточает сердце. Сердце свое, как ни трудно, ни в коем случае нельзя ожесточать. Каждый раз, когда нам хочется обороняться или просто захлопнуть свою дверку и никого, ничто в свой домик не впускать, надо вспоминать о том, что есть Господь, что Он везде, в том числе между мной и этой угрозой, мной и этим человеком. У меня есть Свидетель, Который оправдает меня, если меня кто-то оклевещет, есть Защитник всей моей жизни. И когда ты Ему доверяешься, тогда тебе уже не нужно закрываться, и сердце твое раскрыто и к Богу, и к людям, и уже ничто не мешает Бога любить. Нет преград.

Вот какое свойство тоже нужно человеку, чтоб любить Бога, - беззащитность. Ведь когда ты сам себе защита, Защитник тебе не нужен.

На самом деле это очень понятно и ощутимо - защищая себя (хотя бы внутренне, мучительно переживая свою обиду и споря с обидчиком), мы каждый раз противопоставляем себя Богу, как бы отказываемся от Него или демонстрируем к Нему недоверие.

Конечно. При этом мы как бы говорим Богу: Господи, я на Тебя, конечно, надеюсь, но вот здесь - я сам. Этот наш отказ Богу, он совсем незаметно происходит, очень тонко. Почему преподобный Серафим опустил руки и дал напавшим на него разбойникам себя искалечить? Вот по этой причине. Желал ли он быть искалеченным, желал ли, чтобы эти люди взяли грех на свою душу? Конечно же, не желал. Но он желал другого - быть беззащитным ради любви к Богу.

Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец

Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.

Глава 5.
Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него.
Что мы любим детей Божиих, узнаём из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его.
Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки.
Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша.
Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?
Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина.
Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино.
И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном.
Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие - больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем.
Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем.
Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его.
Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни.
Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную.
И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас.
А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили,- знаем и то, что получаем просимое от Него.
Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился.
Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти.
Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему.
Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле.
Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да позна"ем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная.
Дети! храните себя от идолов. Аминь. (1 Ин. 4, 20-5, 21).

"Сия есть победа, победившая мир, вера наша", вера христианская. Мир победить что такое? Не то, чтоб всех миролюбцев перебить и все миролюбное истребить и уничтожить, а, живя среди миролюбцев и вращаясь среди миролюбных обычаев, жить и быть чуждым всем и всему. Коль скоро ты отвергся мира и всего мирского, то этим самым действием победил ты мир. А отвергнуться мира кто тебя учит, и кто силу на то дает? Вера наша. Она раскрывает пагубность прелестей мира и зарождает желание высвободиться из сетей их. Затем, когда кто решается расторгнуть эти узы, раскаивается и приступает к таинствам обновления - к крещению или покаянию, она дает в этом действии таинственно ощутить сладость противоположной миру жизни, такую, с которою все сласти мира ни в какое сравнение идти не могут. Отсюда в сердце водворяется отвращение ко всему мирскому, которое собственно и есть победа над миром. Но в том же действии таинственном, вследствие которого рождается отвращение к миру, подается сила и к непоколебимому пребыванию в этом отвращении и отчуждении от мира; а это есть победа решительная и прочная. Святитель Феофан Говоров (Затворник)

В Священном Писании есть замечательный текст, который показывает пагубность ненависти:
9 Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. 10 Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. 11 А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза.

По поводу истинной любви я писал в предыдущем посте (10 стих), а сегодня хочу предоставить вашему вниманию краткие рассуждения о ненависти

Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме.

Здесь мы видим человека, который словесно исповедывает свою принадлежность к христианскому вероучению, искренне заверяет, что он находится во свете, то есть, любит Бога, церковь, окружающих его братье и сестер. Но по факту такой человек больше делает, чем говорит. От этом свидетельствует отсутствие его любви к ближним - он ненавидит своего брата и сестру.

Ненавидеть (μισῶν, мизантроп) - иметь сильное отвращение, нетерпимость (BDAG). И не нужно под словом “ненавидеть” подразумевать небрежное отношение к брату или сестре:

не уступил место в маршрутке, проигнорировал просьбу, не позвонил, не ответил в контакте. Это не является ненавистью, но показывает невоспитанность, небрежность и невежественность в отношениях с братьями и сестрами. Ненависть - это прежде всего сильное отвращение к своему ближнему, это невозможность сосуществовать под одной крышей.

Как видите, любовь, не подтвержденная действиями, все же существует и это является извращенным пониманием той заповеди, которую дал Христос. В действительности, ненависть к ближнему - это дьявольская любовь. Христиане, любящие других лицемерной любовью, прежде всего обманывают сами себя. Возможно, они чувствуют некое эмоциональное потрясение, когда поют те или иные песни, помогают своим ближним, получают ободрение, когда читают Библию, задействованы чуть ли ни в каждом служении - но все перечисленное ложные свидетельства, если они при этом ненавидят своего ближнего.

Думаю, нам приходилось встречаться с людьми, которые говорили: “Я не могу переносить этого человека” или “Я не могу рядом находиться с ним в одной комнате”, но при этом они говорят, как сильно любят Бога. Иоанн называет такое состояние жизнью во тьме.

Поэтому апостол показывает, если слова не подтверждаются действиями - это яркое свидетельство того, что человек живет во тьме. Никакого света он не познал. Ему необходимо покаяние, такому человеку необходима животворительная благодать. Ему нужен Иисус Христос.

Хорошо иллюстрирует лицемерную любовь Каин. Он сидел за одним столом с Авелем, они жили в одном доме, у них были одни родители, более того, они были братьями, но все же, Каин возненавидел Авеля и свою ненависть он держал до удобного случая: Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, [который] был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны .1Иоан.3:10-12

Еще одним негативным примером лицемерной любви является Иуда, один из 12-ти учеников Иисуса Христа. Фактически, двенадцать учеников были друзьями Иисуса Христа. Иуда улыбался в лицо Спасителю и в то же время воровал деньги из общего денежного ящыка. Иуда ходил вместе с Иисусом, сидел с ним за одним столом, и в то же самое время строил планы, как можно удобнее предать своего Учителя.

Говорить друг другу о том, как сильно мы любим нашего ближнего нужно делами. Именно такое исполнение заповеди требует от каждого верующего Господь Иисус Христос. Какова ценность наших слов, когда мы поем о том, как сильно любим церковь живую, но присутствие некоторых членов церкви не можем переносить?

Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего. (1Иоан.4:20,21)

Апостол Иоанн задает вполне логичный вопрос: как можно любить невидимое, и при этом ненавидить видимое. Это абсурд. Но, к сожалению, некоторым христианам все же удается любить абсурдной любовью и исповедовать нелогичное христианство.

Осознавая опасность лицемерной любви, каждому из нас нужно проверять мотивы своего сердца и истинность обращения к Богу. Если мы говорим, что любим верующего, но не можем его переносить, например, нас раздражает каждое его действие, как только мы с ним сталкиваемся, внутри у нас включается спусковой механизм ненависти, - то нам нужно раскаяться перед Богом, не медлить, потому что семена ненависти прорастают гораздо быстрее, чем нам кажется.

11 А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза.

Ходить во тьме (τῇ σκοτίᾳ περιπατεῖ) - вести такой образ жизни, который присущ делам тьмы. Греческий глагол стоит в такой форме, которая показывает длительное текущее событие. То есть, ходить во тьме - это не такая ненависть, которая, то есть, то ее нет, но это образ жизни человека. Он по-другому жить никак не может, потому что является ослеплен тьмой. Интересное выражение, не так ли? Мы знаем, что ослепить может свет из-за яркости, но вот когда человек ослеплен тьмой - это хорошая характеристика того, кто не рожден свыше. Упорство в ненависти неизбежно будет вести к духовной слепоте и ожесточению сердца.

Ненависть к брату является одним из критериев следования за дьяволом:

Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. (1Иоан.3:10)

Ненависть по своему характеру приравнивается к убийству:

Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. (1Иоан.3:14,15)

Проблески ненависти могут проявляться в следующем: нетерпимости - человек не долготерпит проступков своего ближнего; не проявляет милосердия в тяжелых обстоятельствах жизни; завидует успеху ближних и превозносится на людьми. Такой человек является гордим и тщеславным. Он постоянно ищет пользы только для себя, раздражается по поводу и без повода, радуется неправде, потому что это соответствует его внутреннему состоянию. Он как рыба в воде. Он не прощает, потому что его ненависть не может покрыть боль, которую тот или иной человек допустил в его жизнь. Он жаждет мести для него. Эта любовь не дает никакого шанса для исправления другого человека, если хотите, обидчика.

В слове Божьем написано:

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою .Ин.13:34-35

Если неверующие люди не будут видеть любви между христианами, то маловероятно, что этим покажем им, что мы любим Бога. Если между нами не будет любви, то мы не сможем доказать миру, что Христос способен изменять сердца людей, мы показываем, что не способны продолжить дело любви, которое Он начал. В миру есть много чего достойного похвалы, но нет библейской любви. Мы должны быть носителями подлинной любви к людям, особенно к христианам!

Задумываемся ли мы над тем, какая причина того, что некоторые люди уходят с церкви? Или почему между членами церкви происходят ссоры и распри? Или почему так много служений не продвигаются в своем развитии. Возможно, это происходит по причине отсутствия или недостатка христианской любви.

Не являемся ли мы людьми, которые ненавидят своих ближних? Может наше покаяние было неподлинным, поэтому нам так легко провоцировать друг друга на ссоры, зависть, ненависть? Возможно уже длительное вроме кто-то из нас старается избавиться от чувства ненависти, но никак не получается? Помним о том, что благодать Иисуса Христа еще действует и у каждого есть возможность примириться с Богом.

Пусть Бог благословит каждого из нас проявлять плод любви и отвращаться от ненависти.

Иногда я просыпаюсь посреди ночи, и если не удается заснуть, поднимаюсь и иду молиться. Это стало привычкой, которую я научилась ценить. У нас в доме есть длинный коридор, по которому я люблю прохаживаться, ища Господа.

Вчера рано утром я начала своё время с Богом, как и обычно делаю, с поклонения и молитвы. И обнаружила в себе вопрос — как я могу показать Богу, как сильно люблю Его? Каков Его язык любви?

Этот вопрос привел меня к книге «Пять языков любви», Гэри Чепмена . Под пятью языками любви автор подразумевает различные способы, которыми люди лучше всего выражают свою любовь, особенно к своим супругам. Вот они:

  • слова поощрения
  • время
  • подарки
  • помощь
  • прикосновения

Я размышляла об этом, молилась и подумала, что за исключением физического прикосновения, все эти способы подходят для того, чтобы ими выразить нашу любовь к Богу.

Слова поощрения: Бог любит принимать нашу хвалу и прославление. Говорится даже, что Он живет среди славословий Его народа (Псалом 21:4).

Время: Мы постоянно заняты, и поэтому так легко пренебречь временем пребывания в Его присутствии. А лучше, возможно, если мы научимся переживать Его присутствие даже посреди мирской суеты.

Подарки: Хотя это подразумевает и финансы, я не думаю что это главное в нашем даянии Богу. Мы даем Ему наши жизни, становимся живыми жертвами (Римлянам 12:1). Он в восторге, когда наши жизни приносят плод — и это включает в себя и плод новых последователей Иешуа.

Помощь, служение: Иногда это упускают из виду, дескать мы не можем заслужить спасение, но Бог рад нашему служению Ему — когда мы полагаем наши жизни, чтобы помочь другим. Например вчера размышления о служении, как о способе выразить любовь к Богу, помогли мне взяться за то дело, которого я обычно стараюсь избегать.

Не пропусти самое интересное!

Я знаю, что всё это не касается других способов выражения любви Богу, таких как послушание или качества нашего характера, но мне эта мысль показалась способной помочь людям.



Статьи по теме: