Чередующиеся согласные в конце слова. Фонетические чередования

Что касается таких чередований, то они возникают в период утраты изначальных смыслов звуков в ходе процессов упрощения произношения. Для проверки правописания согласных сейчас действительно лучше запомнить варианты чередований.

Но при этом сейчас встает, во-первых, вопрос реконструкции первоначального облика корня слова (т.е. какой согласный звук из чередующихся основной для корня, а какие возникают позднее в процессе упрощения). Во-вторых, какие смыслы привносятся (как меняется смысл слова) в чередовании согласных?

Например, слово «Подруга» является производным от «Друг» с древним корнем «РуГа» («До РуГа »). Отсюда понятно, что основным в чередовании «Г - Ж - З» в корне является звук «Г ». Вариант «Подруж ка» возникает, видимо, под влиянием форм, типа «Друж ина» (хотя это слово тоже является упрощением первоначального варианта «Друг ина, Друг ить, Друг ой»).

Такие неоправданные словоизменения в последующем приводят к большой путанице и изначальная смысловая и звуковая ясность теряется. Вот и здесь, к примеру, начинают пересекаться в звуке Ж формы чередований «Г - Ж » (Друг иня - Друж ина) и «Д - Ж » (Оруд ие - Оруж ие). Вот так и получается запутывание, когда люди, не владеющие полной картиной Родной Речи, начинают произвольно и невежественно разрушать первоначальные эталонные формы слов.

Древние знали и хранили изначальные звуки Сотворения, изначальную Живую Речь. А современные люди видят в звуках речи лишь какие-то «знаки», в качестве игрушек в слова, и для них нет ничего зазорного в том, чтобы кое-как и приблизительно изъясняться ломаной речью.

В ходе разрушения Живой Речи и создания новых форм слов меняется и смысл слова (корня), в соответствии с заменой согласных. К примеру, корни «Ругъ - Ружъ - Рузъ» в чередовании согласных «Г - Ж - З» фактически имеют разные смыслы, т.к. разные смыслы у слогов: Га - «движение, путь», Жа - «живое начало», За - «вслед за данным».

Правильно ориентироваться в таких вещах можно, зная смыслы звуков и ход исторических изменений (искажений) слов.

Аналогичная картина и в чередовании «К - Ч - Ц ». Первоначальный вариант «Лик » с согласным К . Затем появляется «Лиц о» с согласным Ц . И в последнюю очередь - результат современного «словотворчества»: «Лич ико» со звуком Ч .

Конечно же, корни «Ликъ - Лицъ - Личъ» в чередовании согласных «К - Ц - Ч» имеют разные смыслы, т.к. разные смыслы у слогов: Ко - «оболочка, поверхность», Цо - «полное соединение», Чи - «полное продолжение, воспроизведение». Поэтому от них производны слова с разными смыслами и значениями: «Облик, Ликование » (от Лик), «Лицевая, Облицовка » (от Лицо), «Отлично, Личина, Личинка » (от Лич).

Только вот как в предыдущих примерах, так и в последующих нельзя забывать древнюю мудрость: «познай себя, и ты познаешь все!» Более всего эта мысль имеет отношение к Живой Речи. Потому что все, что есть в Живой Речи, сначала касается происходящего в Пространстве Восприятия Человека, а потом только, так или иначе, переносится (экстраполируется) на другие предметы, явления и события.

Вот слово «Пахать», оно производно от первоначального понятия «Пах». Пахать - изначально значило «возделывать лоно» для засевания и воспроизводства Жизни Человеческой. И потом только, по аналогии, осуществился смысловой перенос на обработку и возделывание почвы для земледелия.

И очень странно, что безличная форма глагола хранит изначальный корень Пах , а все личные формы произносятся через Ш :

Пах ать - Паш у, Паш ет .

Так получается чередование «Х - Ш ». Может быть, оправдание этому содержится в смысле звука Ш . Ведь чередуется же с этим звуком, а не с каким-то другим. А смысл Ш - это приблизительно: «защита, изоляция, ощущение» и т.п., и не вообще, а относительно самого человека (Ш уба, Ш ило, Ш ум ). Может быть, по этой причине первоначальная форма «паХ ать» произносится в личной форме через Ш : Паш ешь, Паш ем

Есть же такие примеры еще.

Слово (и корень) «Лес » как только начинает обозначать что-либо «лесное», но олицетворенное, тоже произносится через Ш : Леш ий .

(Но при этом говорим «Лес ник », т.к. обозначаем этим словом нечто постороннее, а не естественно присущее лесу.)

Отсюда получается чередование «С - Ш ».

С таким же признаком чего-то «личного, свойственного, присущего» по смыслу связано и появление Щ в чередованиях: «СК - Щ » (лоск - лощ еный) и «СТ - Щ » (мост - мощ еный). На ощупь «лощ еный » - значит, что «с лоск ом». При этом Лоск - нечто безотносительно к человеку, а Лощ еный - уже через человеческое ощущение в пространстве его восприятия.

Так же и в других примерах: куст иться - кущ ение , прост ить - прощ ение и т.д.

Кстати говоря, чередование «СТ - Щ » встречается не только в корне, но и в суффиксах: сухост ь - сухощ авый, худост ь - худощ авый.

Скорее всего, позднее именно такие естественно необходимые «звукоизменения» (чередования) и стали переноситься на другие формы словоизменения - уже нелогично и неоправданно, т.е. лишь формально (без смысла).

На особенную форму личного восприятия (Пространства Восприятия) указывает и появление звука Л (со смыслом «ладность, внутреннее состояние, структура») в глаголах в первом лице: Любл ю, Губл ю, Ловл ю, Давл ю, Кормл ю, Шумл ю, Купл ю, Терпл ю, хотя в неопределенной форме и в других личных формах корень этих глаголов не имеет такого звука Л : Люб ить, Губ им, Лов ишь, Дав ить, Корм ит, Шум им, Куп ите, Терп еть…

В принципе, появление Л в личной форме глагола, а именно в первом лице, понятно, если основываться на топографии пространства восприятия: все, что относится к «Я» («ко мне»), - это внутреннее, т.е. Л , а вот: Ты, Он, Они и т.д. - все это уже внешнее («вне меня»), относительно воспринимающего.

Чередование согласных может происходить только в пределах одной части слов (либо в корне, либо в приставке, либо в суффиксе). Поэтому следует четко знать части слова, границы частей слов.

Например, в корне слов вощ аной, дощ атый пишется Щ, потому что эта буква появляется на месте сочетания СК в корне (воск , доск а), т.е. происходит чередование в рамках одной части слова.

А вот, обратите внимание, в словах брусч атка, или песч аник пишется сч, потому что такое сочетание согласных возникает на границе корня и суффикса (брус -ок , пес -ок ).

А чередование, напоминаем, происходит только в рамках одной части слова, в данном случае в суффиксе: К - Ч.

Вот примеры: Резк о - Резч е, Жестк ий - Жестч е, Бороздк а - Бороздч атый, Веснушк а - Веснушч атый и т.п.

По смыслам звуков, К - показывает что-то ограниченное, разовое, а вот Ч - неограниченное, полное.

1) к/ч : жук – жучок, пеку – печет;
к/ч/ц
: рыбак – рыбачий – рыбацкий;

2) г/ж : луг – лужок, могу – можешь;
г/ж/з : друг – дружить – друзья;

3) х/ш : муха – мушка, сухой – суше;

4) д/ж : редкий – реже, сидеть – сижу;
д/ж/жд : родить – рожать – рождение;

5) т/ч : вертеть – верчу, крутой – круче;
т/ч/щ : свет – свеча – освещение;

6) з/ж : низ – ниже, резать – режу;

7) с/ш : красить – крашу, высокий– выше;

8) ц/ч : палец – пальчик, заяц – заячий;

9) б/бл : рубить – рублю, любить – влюбляться;

10) п/пл : копить – коплю, покупка – купля;

11) в/вл : новый – обновление, ловить – ловля;

12) ф/фл : графить – графлю;

13) м/мл : корм – кормление, ломать – преломление;

14) ст/щ : густой – гуще, растение – выращивать;

15) ск/щ : искать – ищет, таскать – тащить.

52. Выделите корни в однокоренных словах:

Перегородка, ограда, заграждение, преградить, огораживать, загородить, загорожено.

9. Буквы е и и в корнях с чередованием

53. Прочитайте стихотворение. Найдите глаголы, в корнях которых пишется то е , то и . Разберите их по составу. Какие суффиксы следуют за корнем?

Люди пишут, а время стирает,

Всё стирает, что можно стереть.

Но скажи, - если слух умирает,

Разве должен и звук умереть? (С.Маршак)

§ Ослиное правило

Ослик говорит: «И-а!»
Так и ты пиши в словах:
Соберу, но собирал,
Замереть, но замирал.
На приставку не гляди,
Крики ослика ищи.

54. Запишите словосочетания, вставляя недостающие буквы и обозначая изучаемую орфограмму.

Подб..рать примеры – выб..ру орфограмму, ум..рать со страху – рано ум..реть, не умеет заст..лать – пост..лить белье, уд..рать без оглядки – уд..ру от лягушки, заж..гательный танец – выж..чь узор, зап..рать дверь – зап..реть на ключ, выт..рать лужу – выт..реть пыль, расст..латься в дымке – ст..литься над самой землей, бл..стательный успех – бл..стящее выступление,зам..реть от восторга – зам..рать от восхищения.

55. Запишите предложения, вставляя недостающие буквы и обозначая орфограммы корня. Какое правило вы применили?

1.Ночью дед бодрствует на крыше, не даёт поджеч(?) дом заж..галками. 2.Чеснок надо нат..рать на кусочек хлеба. 3.Перед домом расст..лался луг. 4.Зам..рли грома раскаты. 5.Забл..стели на берёзе серёжки после дождя.

56. К данным словам подберите и запишите синонимы с чередующимися гласными в корнях.

Глянцевый, отнимать, анализировать, исчезать, списывать, покрывать.

57 .Прочитайте. Выпишите слова, в корнях которых имеются чередующиеся гласные е/и, распределяя их по колонкам. Объясните их правописание.

Стали однажды пятиклассники соб..раться в поход. Принесли в класс рюкзаки, палатки, посуду и многое другое. Распределили обязанности так, чтобы каждому досталось какое-то дело. Лариса будет мыть посуду, а Оля должна будет выт..рать ее. Вася решил, что он соб..рет все, что нужно для разведения костра. Аня отвечает за походные коврики, которые расст..лают на привале. А Кирилл будет заготавливать ветки, которые надо ст..лить под пол палатки, чтобы не замерзнуть ночью. «Ой, ум..раю, как хочется скорее в путь!» – прыгала Катя, мешая одноклассникам. «Не преувеличивай, от ожидания еще никто не ум..р», – осадил ее рассудительный Коля. Вскоре все походные принадлежности, чисто вымытые и выт..ртые, бл..стели, зап..ртая в особую коробочку аптечка была готова, а ребята стали приб..рать комнату, чтобы завтра ранним утром можно было отправляться.

58 .Спишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая условия выбора орфограмм. Выделенные слова разберите по составу.

Сер..це зам..рает от восторга при виде чудес(?)ной картины природы. За селом расст..лае(?)тся гладкое зеркало больш..го озера, и ни..ко от него над лугами ст..лет(?)ся туман. Трудно проб..рат(?)ся сквозь густые заросли кустов. Но вот скоро забл..стит со..нце на небе, исчезн..т туман.

10. Буквы о и а в корнях –кас- (-кос-) и–лаг-(-лож-)

· В корнях –кас-/-кос - и –лаг-/-лож - в безударном положении пишется букваа , если после корня идёт суффикс –а -, и буква о , если этого суффикса нет: касаться - коснуться, излагать – изложить.

59.

Изл(а/о)гать содержание, прик(а/о)саться к огню, к(а/о)снуться трудного вопроса, прик(а/о)снуться к истории, пол(а/о)гаться на друзей, тебя не к(а/о)сается, предл(а/о)гать решение, простое предл(а/о)жение, к(а/о)саюсь стены, пол(а/о)жение дел, распол(а/о)житься на отдых, к(а/о)сается ногами коврика.

60. Переведите в настоящее время предложение Положу тетради в портфель (будущее время). Есть ли
в русском языке бесприставочные глаголы с корнем -лаг-/-лож- ?

· Запомните: (что делать?)класть , (что сделать?)положить .

61 .При записи предложений ученик затрудняется в выборе глаголов: класть или положить ? Помогите ему.

1.Я пообещал отцу, что по окончании работы …. инструменты в специальный ящик. 2.В моей памятке записано: «Будь аккуратен, всегда …. свои вещи на отведённое для них место». 3.Закончив уроки, я собираю книги, тетради и …. их в портфель. 4.Когда прочтёшь книгу, … её на прежнее место. 5.Для сохранения здоровья не …. в еду много соли.

62. –Кос- или –кас-, -лож- или –лаг-? Выпишите сначала предложения, в которых есть слова с пропущенной

буквой о в корне, затем слова с пропущенной буквой а в корне.. Объясните условия выбора орфограмм.

1.Мальчик осторожно ко...нулся собач(?)ки и нежно погладил её. 2.Мама возл..гала большие надежды на старшего сына. 3.Всегда можно пол..жит(?)ся на друга. 4.Страшила принял важный вид и прил..жил палец ко лбу.

63. Запишите существительные с таким же значением. Обозначьте корни.

Расположить-.., предлагать-.., излагать-.., предполагать-.., прилагать-.., прикоснуться-.. .

64. Найдите «четвёртое лишнее».

Коснуться, прикосновение, неукоснительно, косилка.

Костёр, костюм, костыль, косьба.

65. Спишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая условия выбора орфограмм.

1.Директор к..снулся вопроса о дисциплине. 2. Автор брошюры к..сается темы о воспитании силы воли. 3.Мы предл..жили пров..сти слёт туристов на берегу реки. 4.Постановление сельсовета к..снётся всех жителей деревни. 5.Изл..жите содержание п..раграфа учебника. 6. Пол..жение дел требовало моего вмешательства. 6.Мяч к..снулся сетки. 7.Никто не прик..снулся к еде.

11. Буквы о и а в корнях –гар-/-гор- , –клан-/-клон- , –зар-/-зор-

66. Прочитайте слова и расставьте в них ударение. Выделите корни. В чём их особенность? Можно ли проверить ударением безударные гласные в этих корнях?

Зорька – зарево – заря.

Угар – угарный – угореть.

Кланяется – поклон – наклонился.

· В корнях –гар-/-гор - и –клан-/-клон - без ударения пишется буква о. Например: заго рéл - загá р, покло нился –клá няться.

· В корнях -зар-/-зор- без ударения пишется буква а . Например: оза рéние – зó рька.

67. Выберите одно из двух написаний.

Г(о,а)рячий, г(о,а)рящий, заг(о,а)р, несг(о,а)раемый, уг(о,а)р, подг(о,а)ревший, г(о,а)рение, г(о,а)рячка, г(о,а)рючее, обг(о,а)реть, разг(о,а)реться, сг(о,а)ряча, г(о,а)релка.

З(о,а)рница, з(о,а)рька, оз(о,а)рение, з(о,а)ревать, з(о,а)рница, оз(о,а)рить.

Кл(о,а)ниться, прекл(о,а)няться, накл(о,а)нение, кл(о,а)няться, откл(о,а)нить, скл(о,а)нение,

укл(о,а)няться, укл(о,а)ниться.

68. Спишите текст. Объясните, почему эта игра получила такое название.

Г..релки – ру..кая народная игра, в которой в..дящий лов..т других учас..ников, у б..гающих

от него по..черёдно парами. При этом все поют песню «Г..ри - г..ри ясно, чтобы (не)погасло».

69. Отгадайте загадку. В каком значении употреблено слово слёзы? Почему оно помогает нам отгадать загадку? Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, обозначьте изучаемую орфограмму.

З..ря -з..ряница, красная д..вица, по небу х..дила слёзы обр..нила мес..ц их видел – (не)поднял, со..нце встало – всё подобрало.

70. Составьте и запишите два - три предложения об уроке физкультуры, используя слова с корнем –клан- / -клон-.

71. Диктант -путаница. Даны слова, каждое из которых начинается с гор- . Ваша задача: записать эти слова, выделить в них корни, объяснить их написание, найти среди них слова на изученное нами правило.

Горбатый, горнолыжник, угореть, горячность, горделивый, городской, горизонтальный, горю-ешь, разгорелся, горбинка, горноспасатель, городить, горбушка, гордиться, выгореть, горчичник.

72 .І .Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

1.Не подумай, будто спички заг..релись под кустом, это птичка - невеличка под кустом тр..сёт

хвостом. 2.Перья огненного цвета солнце ярко оз..рит, сразу кажется, что это г..рихвостки хвост

г..рит. 3.Накл..нившись,Тёма стал вглядыват(?)ся в темноту. 4.Любовь не пожар, а заг..рит(?)ся – не потушиш(?). 5.Покл..нит(?)ся голова (не)отвалит(?)ся.

ІІ .Сделайте морфемный разбор выделенного слова.

12. Буквы о и а в корнях –раст-, -ращ-, -рос-

73. Спишите, выделите корни. Определите, от чего зависит написание букв а или о в этом корне.

Выр сти выр щен выр сли

зар сти нар щение зар сли

обр стал прор щённый пор сль

· В корнях -раст-(-ращ-) / -рос- буква а пишется перед ст и щ , а буква о перед буквой с .

Например:растение, росли. Исключения: отрасль, Ростислав, Ростов, росток, ростовщик.

74. Какое из двух написаний вы выберете? Почему?

Подр(а,о)стать, выр(а,о)с, возр(а,о)ст, возр(а,о)стной, водор(а,о)сли, великовозр(а,о)стный, отр(а,о)стёт, зар(а,о)сло, взр(а,о)щённый, отр(а,о)сла, отр(а,о)слевой.

75.І. Спишите предложения. Найдите слова с чередованием о/а в корне, обозначьте изученные орфограммы.

1.Я часто слышал, будто гриб, замеченный ч..л..веческим глазом , переест..ёт р..сти, и много раз пров..рял: гриб р..стёт.(М.Пришвин) 2.У б..г..мота пост..янно р..стут зубы. Он их л..мает, они выр..стают снова. И дёсны всегда чешутся, как у маленького.(Ю.Яковлев) 3.Пор..стают озёра высокой, сп..койной тр..вой, зар..стают они в..дяными цв..тами. (В.Шефнер) 4.В ог..роде-то на грядке выр..стают шок..ладки. А у наших у ворот чудо-дер..во р..стёт (К.Чуковский)

ІІ. К выделенным словам подберите синонимы.

76 .Спишите пословицы. Объясните правописание безударных гласных.

1.Где с..сна взр..сла, там она и кр..сна. 2.На одном месте и кам..нь мхом обр..стает. 3.Без корня и п..лынь не р..стёт. 4.Р..сти большой, да не будь л..пшой. 5.Было, да быльём пор..сло. 6.Там были р..стения, каких я раньше не видел. 7.На склоне холма р..сли в изобилии диковинные травы.

77 .Спишите, распределяя слова в две колонки: в одну – слова с корнем –раст -, в другую – слова с приставкой рас- и корнем, начинающимся на букву т. Выделите корень и приставку.

Возраст, растопить, растение, растёт, расстояние, растрясло, растереть, срастаются, растравить (душу), растительность.

78 .Спишите, распределяя слова в две колонки: проверяемые безударные гласные в корнеи чередующиеся гласные в корне. Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор гласной в корне.

Распол..гаться, уд..вляться, оч..ровать, совм..щать, р..стение, р..сток, пол..гаю, зар..сло, изл..жение, распол..житься, предпол..жение, р..щу, ок..заться, д..лекий, сокр..тить, просл..влять, заг..реть, р..стущий, водор..сли.

Для любознательных :

· Корень -мак- пишется тогда, когда говорят о погружении чего-либо в жидкость: макать печенье в чай; корень -мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость, становиться влажным»: сапоги промокают.

79.І .Какую букву нужно вставить в следующие слова?ІІ .Придумайте предложения с двумя из данных словосочетаний, запишите их. Обозначьте орфограммы.

Непром..каемый плащ, обм..кнуть кисть в краску, пром..кательная бумага.

80. Узнайте слово по толкованию лексического значения, запишите, обозначив орфограмму

1. Выцвести, потерять окраску.
2. Слегка дотронуться до чего-нибудь.
3. Приобрести загар.
4. В математике: прямая, имеющая общие точки с кривой, но не пересекающая ее.
5. Смуглый от загара.
6. Сгореть до конца, погаснуть.
7. Масло, добываемое из растений.
8. Догадка, предварительная мысль.
9. Что-то описывать, передавать устной или письменной речью.

13. Буквы о и ё после шипящих в корнях слов

(повторение)

81. Разберие данные слова по составу. Какой гласный пишется после шипящих в корне данных слов?

Жокей, пчёлы, шов, шорох, шоссе, шёпот.

· В корне слова под ударением нужно написать ё, если в других формах этого слова или в однокоренных словах пишется буква е : шёпот (потому что шепчет), пчёлы (потому что пчела), шёл (потому что пришедший) и т. д. Если же проверочное слово подобрать не удается, то после шипящих в корне под ударением следует писать о.

82. К данным словам подберите однокоренные с орфограммой «Буквыо - ё после шипящих в корне слова».

Тяжесть - …, шелковистый - …, чело - …, причесать - …, пчела - …, подчеркнуть - …, щетина - …, желудёвый - …, дешевизна -…, щеголиха - …, щелочной - … .

83. Спишите. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

1.Слышен ш..рох и ш..пот ночи. 2.Наш..л я в чащ..бе л..сной шатёр. 3.Никогда не пользуйся чужой расч..ской и зубной щ..ткой. 4.От тяж..лой р..боты кожа рук стала ш..ршавой и ш..лушилась. 5.Ш..л межой к ш..ссе.

84. Подберите антонимы, в корне которых были бы шипящие. Запишите их, обозначьте орфограммы.

Белый (хлеб) -; свежий (хлеб) -; дорогая (ткань) -; крик -; мягкий (диван) -; лёгкий (рюкзак) -; число, которое не делится на два без остатка, -.

· Следует различать написание существительных ожог (руки), поджог (дома) и глаголов в форме прошедшего времени ожёг (руку), поджёг (ветки).

85. Узнайте слово по лексическому значению и запишите его.

1.Подбрасывать и ловить на лету сразу несколько предметов. 2.Профессиональный наездник на скачках. 3.Танец с частым, дробным пристукиванием. 4.Пёстрая клетчатая ткань. 5.Яркое эстрадное представление. 6.Стержень для чистки и смазки ствола ручного стрелкового оружия. 7.Боковые щитки на уровне глаз животного, применяемые в упряжи, не дающие возможности глядеть в строну. 8.Тонкая верёвка.

Слова для справок: ш..ры, беч..вка, ж..кей, ж..нглировать, ш..мпол, ш..тландка, ш..у, чеч..тка.

86.

1.Уч..ный вод..т, (не)уч..ный следом ход..т. 2.Трусливому каждый ш..рох – беда. 3.Ож..гшись на молоке, станеш(?) дуть и на воду. 4.Щ..голь смолоду, а под старость ум..рает с голоду. 5.Прош..л сквозь огонь, воду и медные трубы. 6.Страшен ч..рт, да милостив Бог. 7.Хорош садовник – крупен крыж..вник.

14. Буквы и и ы после ц

(повторение)

87. Обозначьте условия выбора орфограммы «Буквы и- ы после ц».

Ц..ферблат, ц..кнуть, ц..корий, гонц.., экспедиц..я, ц..ркуль, панц..рь, бледнолиц..й, ц..ркач, ц..ц,

медиц..на, счастливц.., ц..трус, нац..я, нац..ональный, ц..фра, голубц.., ц..тата, куц..й, акац..я.


88. Выберите правильное написание слов, пришедших в русский язык из украинского.

Ц(и,ы)мбалы, ц(и,ы)мбалист.

89. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы. Над какими орфограммами вы работали? Выучите понравившиеся пословицы и поговорки наизусть.

1.Ц..плят по осени сч..тают. 2.В кулаке все пальц.. равны. 3.И волки сыты, и овц.. целы. 4.Щи да каша – кормилиц.. наши. 5.И у ц..гана душа не погана. 6.Рукавиц.. за поясом, а он их ищ..т. 7.Дисц..плина – мать победы. 8.Медведь пляш..т, а ц..ган деньги б..рёт.

90. К данным словам подберите синонимы с орфограммой «Буквы и - ы после ц».

Привычный; уничтожение; совет; умелый, опытный работник; легко возбудимый, впечатлительный человек.

Слова для справок : ликвидац..я, традиц..онный, эмоц..ональный, квалифиц..рованный, рекомендац..я.

91.І. Спишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая орфограммы.ІІ. Выучите понравившееся выражение, объясните свой выбор.

1.Т..лантами изм..ряются успехи ц..вилизац..и. (К.Прутков.) 2.Кто поднялся на ц..почки, не может долго ст..ять. (Дао де цзин.) 3.Умные люди – луч(?)шая энц..клопедия. (И.Гёте.) 4.Глупц.. становят(?)ся умными, когда оказывают(?)ся в б..де.(Демокрит.) 5.Нац..ональной науки нет, как нет нац..ональной таблиц.. умножения.(А.Чехов.)

Контрольные вопросы и задания

1. На какие группы делятся чередующиеся гласные в корне?
2. Назовите корни, выбор а или о у которых зависит от последующей согласной.
3. Вспомните и перечислите исключения из этого правила.
4. В каких трех корнях в безударном положении пишется о , а в двух – а ?
5. От чего зависит выбор гласных в девяти корнях с чередующимися е/и ?
6. Назовите их и два корня, где выбор о или а зависит от тех же условий.
7. Какие особенности имеют слова: рассчитать и расчет , считать и сочетание ?
8. Как можно различить написание в корнях -мок- – -мак- ?

9.Расскажите о правописании гласных о/ё после шипящих в корне слова.

10.В каких случаях после ц пишется буква и ?

92.І. Запишите, в каком порядке выполняется морфемный разбор.

Сначала выделяем в слове 1) ………… и 2) ... ………… . Затем выделяем из ……………... 3) …………………..., 4) …. ………… и 5) ………………………... .

ІІ. Выполните морфемный разбор слов. Объясните их правописание.

Выр..стут, прик..снётся, заг..ром, выб..рает, бл..снёт, выч..таю.

В слоге они сочетаются с другими звуками. В противоположность гласным, согласные буквы не формируют вершину слога. В ходе изменения и совершенствования лексической структуры слова подвергаются различным трансформациям. В частности, одни письменные знаки могут заменять другие. Одним из видов трансформации является чередование согласных в Что это такое? Как происходит это изменение? Об этом далее.

Общая информация

Акустически согласные имеют сравнительно меньшую, нежели гласные, общую энергию и могут не обладать четкой формантной структурой. При произношении звуков сужается голосовой тракт. В результате происходит полное или частичное блокирование воздушного потока, который, встречая препятствие, начинает изменять свое направление. В русском языке различают шумные согласные (аффрикаты, фрикативные, взрывные), группу сонорантов (латеральные и плавные), полусогласный (полугласный) "й". Существуют и сонорные звуки - дрожащие и носовые.

Чередование согласных

Среди наиболее характерных сочетаний следует отметить следующие:

  • з - ж - г (друзья - подружка - подруга);
  • ц - ч - к (лицо - личико - лик);
  • с - ш - х (леший - лес, вспашка - вспахать);
  • ж - д (омоложение - молодой, езжу - ездить);
  • щ - ск (лощеный - лоск);
  • щ - ст (мощеный-мост);
  • бл-б (гублю - губить);
  • вл - в (ловлю - ловить);
  • мл - м (кормлю - кормить);
  • пл - п (куплю-купить) и другие.

Правила русского языка объясняют такие примеры процессом упрощения произношения. При этом происходит утрата изначального смысла звуков. В сомнительных случаях для проверки используется чередование согласных в корне слова.

Первоначальный облик конструкции

В ряде случаев имеет место некоторое затруднение с тем, какой звук считать основным в конструкции. Имея то или иное чередование согласных в корне слова, необходимо понимать, какой смысл привносится в новую структуру. Так, к примеру, "подруга" - это производное от "друг", а вариант "подружка" формируется, по всей вероятности, под влиянием такой формы, как "дружина", которая сама является упрощением от "другина, другой, другить". Такого рода словоизменения в будущем могут привести к большой путанице. В результате теряется исходная звуковая и смысловая ясность.

"Ц - Ч - К"

Данное чередование согласных в корне слова имеет свои особенности. Первоначальная (исходная) конструкция - "лик". Впоследствии после преобразования появляется слово "лицо". Здесь звук "к" меняется на "ц". Конструкция изменяется далее. В итоге получается слово "личико". Согласно вариантам трактовки, наблюдаются разные смыслы получившихся слогов. Так, к примеру, "ко" - это "поверхность, оболочка", "цо" определяется как "полное соединение", а "чи" - "воспроизведение или полное продолжение". В результате измененные конструкции имеют разный смысл: "ликование, облик" (от "лик"), "личинка, личина, отлично" (от "лич"), "облицовка, лицевая" (от лицо").

"Х-Ш"

Рассмотрим чередование согласных в корне слова "пахать". Изначально надо сказать, что данная конструкция является производной от "пах". "Пахать" в древней трактовке - возделывать лоно для воспроизводства и засевания. И только впоследствии сформировался и воплотился смысловой перенос на возделывание и обработку почвы в процессе земледелия. До настоящего времени безличная глагольная форма сохранила конструкцию "пах", а личные формы при этом произносятся с "ш". Например: "пахать-пашет-пашу".

Примерно по такому же принципу происходит чередование согласных в корне слова "лес". Как в этом случае изменяется конструкция? Как только "лес" начинает иллюстрировать что-то "лесное", но при этом "олицетворенное", вместо "с" появляется "ш". Например, "леший". Вместе с этим, если обозначается нечто постороннее, непосредственно лесу не присущее, в конструкции сохраняется "с". Например, "лесник".

"Ст/ск - Щ"

Эти же правила русского языка участвуют в изменении конструкции с основой "ск". При этом имеет место тот же "признак чего-то свойственного, личного, присущего воспринимающему, связанного смыслом". Например: "лоск-лощеный" и "мост-мощеный". В первом случае выступают вперед ощущения - на ощупь лощеный, значит, с лоском. Вместе с этим "лоск" - это что-то безотносительное к человеку, а вот "лощеный" - воплощение восприятия, человеческого ощущения.

То же самое можно увидеть и в иных примерах. Например, такие конструкции, как "простить"-"прощение", "куститься"-"кущение" и так далее. Следует, между тем, отметить, что такое изменение "ст-щ" имеет место не только в корне, но и в суффиксе. Например: "худость"-"худощавый", "сухость"-"сухощавый". Предположительно, именно эти "естественно необходимые" трансформации стали переноситься и на прочие конструктивные элементы.

"Л"

В некотором роде особенная форма восприятия просматривается при появлении этого звука в измененной конструкции. При возникновении "л" в составе в смысл добавляется "структурность, ладность, внутреннее состояние". Примерами могут являться глаголы третьего лица: гублю, люблю, шумлю, давлю, куплю, терплю. При этом в прочих личных формах этих конструкций звук "л " отсутствует: губим, любить, давить, купите, шумим, терпеть. Объяснить это чередование согласных в корне можно следующим образом: появление "л" в первом лице, то есть в конструкциях, отражающих что-то "личное, относящееся ко мне", - это проявление собственного "Я", внутреннего состояния. А вот остальные: "ты, она, они" и прочее - это внешнее, что-то не относящееся к воспринимающему, то есть "вне меня", поэтому и "л" там отсутствует.

1. Корень - общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одинаковым корнем называются однокоренными .

Вод а, вод ный, подвод ный, подвод ник, надвод ный, навод нение, павод ок и др.

    Корень может состоять из нескольких звуков (ид ёт ) или из одного звука (пой ти ).

2. В сложных словах выделяются два и более корня.

Вод опровод, веч нозелён ый, бел о-син е-красн ый.

    В сложных словах корень (или корни) может быть представлен в усечённом виде.

    Корпункт - кор(респондентский) пункт, вуз - в(ысшее) у(чебное) з(аведение).

3. В русском языке встречаются корни-омонимы.

Вод а, подвод ный - вод ить, провод ник; сыр , сыр ок, сыр ный - сыр ой, отсыр еть, сыр ость.

4. При образовании слов и форм звуковой облик слова может меняться. Обычно это исторические чередования гласных и согласных. Их необходимо учитывать при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов и т.д.

Ср.: книга - книжечка; пахать - пашу; светить - свеча, освещение; рот - рта.

Приведём примеры наиболее частотных чередований звуков.

Чередование гласных

Гласные Примеры
О - е Во зить - ве зти, но сить - не сти, по ю - пе ть.
О - а Бро сить - забра сывать, зако нчить - зака нчивать.
О - ы, е - и Во й - вы ть, ше й - ши ть.
О - е - и Сбо р - собе ру - соби рать.
О - ы - у Со хнуть - заcы хать - су хой.
О/е - «ноль» звука (беглые гласные) Ро т - рта, де нь - дня.
И - ы И скусный - безы скусный.

Чередование согласных

Согласные Примеры
К - ч Рук а - руч ной, дружок - дружоч ек.
Х - ш Сух ой - суш ить.
Г - ж - з Друг - друж ить - друз ья.
Д - ж - жд Вод ить - вож у - вожд ение.
Т - ч - щ Свет - свеч а - освещ ение.
Ст - щ Пёст рый - испещ рить.
Д/т - с Вед у - вес ти, мет у - мес ти.
Б - бл Люб ить - любл ю.
П - пл Куп ить - купл ю.
В - вл Лов ить - ловл ю.
Ф - фл Граф ить - графл ю.
М - мл Корм ить - кормл ю.

Чередование сочетаний звуков

Сочетания Примеры
А/я - им - ин - м/н Жа ть - сжим ать - сожм у, жа ть - пожин ать - пожн у.
Ова/ева - уj Кова ть - ку [ j ]ю, жева ть - жу [ j ]ю.

Обратите внимание!

Если один согласный чередуется с сочетанием согласных, то это сочетание полностью входит в состав корня, а новый суффикс не выделяется. В словах типа кормл ю (корм ить ), любл ю (люб ить ), ослепл ение (слеп ой ) л не является новым суффиксом, а входит в состав корня!

5. Большинство корней русского языка способны самостоятельно составлять основу слова.

Ср.: стол , лев , стен а и др.

Вместе с тем некоторые корни не могут встречаться в языке без словообразовательных приставок и суффиксов.

Например, корень ул- (ул ица, проул ок ); корень пт- (пт ица, пт енец ); корень роб- (роб кий, роб ость ), вой- (вой ско, вой на, вои н ). В последнем слове воин корень вой- накладывается на суффикс -ин (ср.: горожанин , англичанин ).

6. В ходе исторического развития морфемный состав слова может меняться. Наиболее распространённым процессом при этом является упрощение морфемной структуры слова, или опрощение . Суть этого процесса заключается в том, что приставка и корень, реже - корень и суффикс сливаются воедино, и тогда образуется новый корень.

Например, в слове воздух сейчас выделяется один корень - воздух , тогда как раньше в этом слове выделялся корень дух и приставка воз- . В слове вкус ранее выделялась приставка в- и корень кус (ср.: кусать ), а сейчас это единый корень. В слове красный ранее выделялся корень крас- и суффикс -н- , а в настоящее время красн- полностью является корнем.

Процесс опрощения идёт постепенно, и в современном русском языке можно обнаружить достаточно много переходных случаев. Именно поэтому в разных пособиях, в разных словообразовательных словарях и словарях морфем в одном и том же слове могут выделяться разные корни.

Например, одни лингвисты в слове образ выделяют корень раз- (однокоренные слова - разить, разительный ), а другие исследователи считают, что бывшие приставка и корень слились уже в один корень - образ- .

7. Выделение этимологических, то есть исходных морфем в опрощённом слове может быть важным для правописания слова.

Например, в слове приятный ранее выделялись приставка при- и корень я- (яти «взять»). Приставка при- первоначально имела значение «приблизить, присоединить». Именно поэтому и в современном русском языке в этой бывшей приставке пишется гласная и .

Министерство высшего и среднего специального образования республики узбекистан бухарский государственный университет тексты лекций по курсу

Исторические чередования гласных

1. В современном русском языке употребляются буквы ъ и ь, которые не обозначают звуков. Однако в древнерусском письме буквы ъ и ь обозначали самостоятельные фонемы ‹ъ› и ‹ь›.

Эти фонемы воплощались в особых звуках [ъ] был близок к [о], а [ь] – к [э]. Звуки [ъ] и [ь] были короче других гласных, поэтому их называли редуцированными.

В XI– XII вв. в русском языке прошел процесс падения редуцированных гласных и фонемы ‹ъ› и ‹ь› исчезли. Но их исчезновение происходило в разных позициях неодинаково. На конце слова ‹ъ› и ‹ь› перестали произноситься. В других позициях [ъ] перешел в [о], [ь] – [э].

Например, в древнерусских словах сънъ, мъхъ, рътъ конечный [ъ] утратился, а первый перешел в [о]. Возникли русские слова сон, мох, рот.

В косвенных падежах этих слов были формы съна, мъха, ръта, которые изменились в сна, мха, рта . Так возникло чередование [о] с нулём звука.

2. Чередование ‹о//а› наблюдается в глаголах: выходит – выхаживает, сносит – снашивает, уловит – улавливает, отколет – откалывает, засолит – засаливает .

В праславянском языке перед суффиксом –ива- происходило продление гласного, позднее долгий гласный [о] переходил в гласный [а].

3. В современном русском языке есть чередование ‹∙э/∙о›: веселье – весёлый, сельский – села, Петя – Пётр, чернь – чёрный. Возникло это чередование в результате действия фонетического закона изменения ударного [э] в [о] после мягкого согласного перед твёрдым.

Раньше эти слова произносили с [э] перед мягким и твёрдым. Такое произношение было типично для высокого стиля речи в поэзии первой половины 19 века:

Когда в товарищах согласья нет На холмах пушки присмирев,

На лад их дело не пой дет . Прогнали свой голодный рев.

(Крылов) (Пушкин)

Историческое чередование согласных

В современном русском языке существует ряд исторических чередований согласных. Они возникли в результате действия фонетических процессов, которые произошли в праславянском и древнерусском языках. Изменения звуков возникали также под влиянием старославянского языка.

Чередование заднеязычных согласных с шипящими и свистящими возникло в результате 1-й, 2-й и 3-й палатализации: лекарь – лечу, друг – дружу, дух – душа

Звук [j] вызывал следующие чередования согласных:

А) ‹с /с’/ш›: коса – косить – кошу, ‹з /з’/ж›: воз – возить – вожу;

Б) после губных согласных [j] изменился в [л’]:

‹б/б’/бл’›: любовь – любить – люблю, рубить – рублю, отсюда – рубль;

‹п/п’/пл’›: топка – топить – топлю, покупать – купить – куплю, купля.

‹в/в’/вл’›: улов – ловить – ловлю, ловля; править – правлю;

‹м/м’/мл’›: корм – кормить – кормлю, земной – наземь – земля.

В) [т] и [д] с [j] давали разный результат в русском и старославянском языках.

В русском языке → [ч’]: свет – светить – свеча – свечение . В старославянском языке [тj] → [ш’т’] (щ): свет – освещение. [дj] в русском языке чередовался с [ж] (брод – бродить) в старославянском языке [дj] → [ж’д’] (водить – вождение). Так возникли ряды чередований [т/т’/ч/ш’] и [д/д’ж/жд’].

Историческое чередование согласных можно представить в виде таблицы.


Губные

Заднеязычные

звуки

примеры

звуки

примеры

п-п"-пл" :

сып ать-сып ь-сыпл ю

к-ч-ц:

лик –лич ный - лиц о

б-б"-бл" :

греб у-греб ёшь-гребл я

г-з"-ж :

подруг а -друз ья – друж ба

в-в"-вл":

лов ушка-лов ят-ловл ю

х – ш:

мох – мш истый

ф-ф"-фл" :

граф а – граф ят - графл ю

х – с :

трях нуть – потряс ать

м-м"-мл" :

корм-корм ят-кормл ю

Звуки Переднеязычные

звуки Группа согласных

т-т"-ч-щ

свет –свет ят–свеч у - освещ ать

ск-с"т"-щ:

блеск – блест ят – блещ у

д-д"-ж-жд

род овой-род ят-рож ать-рожд ать

ст - с"т"-щ :

свист – свист ят – свищ у

с-с"-ш

выс окий – выс ь – выш е

зг – зж :

брызг ать – брызж у

з-з"-ж :

гроз а-гроз ят-грож у

зд-з"д"-зж

езд а – езд ят - езж у

н-н" :

мен а-мен ять

ц-ч :

отец – отеч еский

Опорные слова

Синтагматика, парадигматика, нейтрализация, позиция, мена, позиционные изменения, чередование, параллельные ряды, пересекающиеся ряды, исторические чередования, морфологический состав речи.

Вопросы для самопроверки


  1. Каковы особенности синтагматики и парадигматики звуков речи?

  2. В чём разница между сильными и слабыми позициями?

  3. В каких случаях согласные находятся в сильной позиции?

  4. Опишите слабые позиции согласных звуков.

  5. Какие ряды образует позиционная мена звуков?

  6. Почему чередования звуков называются историческими?

Тесты

1.Способность звуковых единиц варьировать называется…

А) * парадигматикой

Б) синтагматикой

В) нейтрализацией

Г) оппозицией

2.Найдите позиционную мену согласных по месту образования

А) брызг ать – брызж у

Б) лекарь - лечу

В) группа - группка

Г) *шить - сшить

3.Позиционная мена – это мена звуков, определяемая…

А) морфологическим составом речи

Б) *синтагматическими законами

В) лексическим составом языка

Г) влиянием старославянского языка

4.Чередование звуков – это мена звуков, которая…

А) *определяется морфологическим составом речи

Б) зависит от фонетической позиции

В) вызывается суперсегментными единицами

Г) объясняется современными законами фонетики

5.Укажите слова с историческим чередованием в морфемах

А) * корм – кормят, гроза – грожу

Б) пол – полы, быт – бит

В) сон – сна, дом – дома

Г) горб – горбы, мох - мха

Литература:

1. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М.,

2.Буланин Л.Л.Фонетика современного русского языка. М., 1987.

3.Зиндер Л.Р. Общая фонетика. Л.,1979.

4. Касаткин Л.Л. Фонетика современного литературного языка. – М.: из-во Моск. ун-та, 2003.

5.Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. М.,1986.

6.Современный русский язык / Под ред. Леканта П.А. – М.: Дрофа, 2002.

ЛЕКЦИЯ № 8. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА

План


  1. Понятие орфоэпии.

  2. Русское литературное произношение в его историческом развитии.

  3. Стили произношения.
4. Орфоэпические нормы в области гласных и согласных

5. Теория письма.

6. Графика. Особенности русского алфавита.

7. Слоговой принцип русской графики.

Понятие орфоэпии

Нормировкой практической стороны фонетики и индивидуальных случаев произношения отдельных слов должна заниматься орфоэпия.

Орфоэпия – (греч. оrthos- «простой, правильный, epos – «речь») – это совокупность правил нормативного литературного произношения. Как в письме для быстроты и лёгкости понимания необходимо единство орфографических правил, и в устной речи для той же цели необходимо единство норм произношения.

Слушая устную речь, мы не задумываемся над её звучанием, а непосредственно воспринимаем смысл. Каждое же отклонение от привычного орфоэпического произношения отвлекает слушающего от смысла.

В орфоэпии рассматривается состав основных звуков языка – фонем, их качество и изменения в определённых фонетических условиях. Этими вопросами занимается и фонетика, но в плане описания звукового строя русского языка.

Для орфоэпии же важно установление норм литературного произношения. В понятие произношения входит звуковое оформление. Но орфоэпические правила охватывают только область произношения отдельных звуков в определенных фонетических позициях или сочетаний звуков, а также особенности произношения звуков в тех или иных грамматических формах, в группах слов или отдельных словах.

Соблюдение орфоэпических правил необходимо, оно помогает лучшему пониманию речи. Нормы произношения носят различный характер и имеют различное происхождение.

В одних случаях фонетическая система диктует только одну возможность произношения. Иное произношение будет нарушением законов фонетической системы.

Например, неразличение твердых и мягких согласных или произношение только твердых или только мягких согласных; или различение глухих и звонких согласных во всех без исключения позициях.

В других случаях фонетическая система допускает не одну, а две или несколько возможностей произношения. В таких случаях одна возможность признаётся литературно правильной, нормативной, а другие оцениваются либо как варианты литературной нормы, либо признаются нелитературными.

Русское литературное произношение в его историческом развитии

В выработке литературных норм особая роль принадлежит московскому говору. Уже в XVII в. сложились основные закономерности современного литературного языка.

В основу этого языка лёг говор Москвы, принадлежащий к среднерусским говорам, в которых сглажены наиболее резкие диалектные черты северного великорусского и южного великорусского наречий.

Старомосковское произношение и сейчас составляет основу орфоэпических норм, несколько изменившихся в XX веке.

Русское литературное произношение складывалось на протяжении долгого времени. До образования национального языка в XVII в. нормализация литературного языка практически не касалась произношения.

На разных территориях были распространены диалектные разновидности русского языка. На этих диалектах: ростово-суздальском, новгородском, тверском, смоленском, рязанском и др. – говорило всё население соответствующих феодальных земель независимо от социальной принадлежности.

Вместе с присоединением к Московскому княжеству других княжеств росла экономическая, политическая, культурная роль Москвы как столицы централизованного Русского государства. В связи с этим рос и престиж московского говора. Его нормы, в том числе и произносительные, перерастали в нормы общенациональные.

Нормы литературного произношения – это и устойчивое, и развивающееся явление. В каждый данный момент в них есть и то, что связывает сегодняшнее произношение с прошлыми эпохами литературного языка, и то, что возникает как новое в произношении под действием живой устной практики носителя языка, как результат действия внутренних законов развития фонетической системы.

Между буквами и звуками нет точного соотвествия. Пишется конечно, что, чтобы , но произносится коне[ш]но, [ш]то, [ш]тобы . А тот, кто произносит коне[ч’]но, [ч’]то, [ч’]тобы , допускает орфоэпическую ошибку.

Орфоэпия устанавливает и отстаивает нормы литературного произношения. Источниками нарушение произносительных норм являются: развитие языка, влияние диалектного языка, письмо.

Вариант «младшей» нормы при своём возникновении, вариант «старшей» нормы при своём уходе из литературного языка могут восприниматься как нарушения нормы.

Так, в начале XX в. некоторыми орфоэпистами осуждалось новое для литературного языка иканье. Еще встречается в речи городских жителей произношение [р’] в таких словах, как це[р’]ковь, четве[р’]г , ранее представленное во многих словах в позиции после [э] перед губными и заднеязычными согласными и входившее раньше в число литературных норм.

Основные тенденции в развитии современного литературного произношения идут по линии упрощения слишком сложных орфоэпических правил; отсеивания всех узкоместных произносительных особенностей, прогрессирующих под влиянием радио, кино, театра, школы; сближения образцового произношения с письмом.

Стили произношения

В устной разговорной речи выделяются её разновидности, называемые обычно произносительными стилями. Появление учения о стилях произношения вызвано неоднородностью произношения в различных группах населения.

Л.В.Щерба предложил различать полный стиль, когда слова произносятся специально замедленно, особо отчётливо, с подчёркнутой артикуляцией каждого звука, и разговорный стиль, «свойственный спокойной беседе людей».

Последователи Л. В.Щербы назвали эти разновидности полным и неполным типами произнесения. Многие фонетисты выделяют высокий, нейтральный и разговорный стили произношения.

Нейтральный стиль не имеет стилистической окраски, он – основа самых различных устных текстов. Высокий стиль проявляется в некоторых особенностях произношения отдельных слов в тексте. Большинство этих особенностей связано со стремлением произнести слово ближе к его написанию. К высокому стилю мы прибегаем при публичных выступлениях, при передаче важных сообщений, при чтении поэтических произведений. Высокий стиль характеризуют также некоторые сохраняющиеся до сих пор особенности старомосковского произношения. Например, произношение твёрдого [с] возвратного постфикса: собирала[с], береги[с], удали[с] .

Наконец, третий – разговорный стиль . За пределами литературного языка находится просторечный стиль.

Орфоэпические нормы в области гласных и согласных

Московский говор, лёгший в основу русского литературного произношения, был говор акающий. И в современном литературном произношении на месте букв а и о в первом предударном слоге после твёрдых согласных произносится звук [а].

Произношение гласных определяется позицией в предударных слогах и основано на фонетическом законе, называемом редукцией. В силу редукции безударные гласные сохраняются по длительности (количество) и утрачивают отчетливое звучание (качество).

Редукции подвергаются все гласные, но степень этой редукции неодинакова. Так, гласные [ у], [ы ], [и] в безударном положении сохраняют свое основное звучание, тогда как [а], [о], [э] качественно изменяются.

Степень редукции [а], [о], [э] зависит преимущественно от места слога в слове, а также от характера предшествующего согласного.

а) В первом предударном слоге произносится звук [Ù]:[вÙды́/ сÙды́ / нÙжы́].

После шипящих произносится [Ù]: [жÙра́ / шÙры́].

На месте [э] после шипящих [ж], [ш], [ц] произносится звук [ы э ]: [цы э пно́į], [жы э лто́к].

После мягких согласных на месте [а], [э] произносится звук [и э ]: [ч’и э сы́ / сн’и э ла́].

б) В остальных безударных слогах на месте звуков [о], [а], [э] после твердых согласных произносится звук [ъ]: [кълъкÙла́/ цъхÙво́į/ пър٨во́с].

После мягких согласных на месте звуков [а], [э] произносится [ь]: [п’ьтÙч’о́к / ч’ьмÙда́н].

Излагая основные правила произношения согласных звуков, мы ориентируемся на нейтральный стиль речи:

а) нормы литературного произношения требуют позиционной мены парных глухих и звонких в позиции перед глухими (только глухой) – звонкими (только звонкий) и на конце слова (только глухой): [хл’э́п] / тру́пкъ / про́з’бъ];

б) ассимилятивное смягчение не обязательно, существует тенденция к ее утрате: [с’т’ина́] и [ст’ина́], [з’д’э́с’] и [зд’э́с’].

В произношении некоторых сочетаний согласных действуют следующие правила:

а) в местоименных образованиях что , чтобы чт произносится как [шт]; в местоименных образованиях типа нечто , почта , почти сохраняется произношение [чт];

б) в ряде слов преимущественно разговорного происхождения произносится [шн] на месте чн : [кÙн’э́шнъ / нÙро́шнъ].

В словах книжного происхождения сохранилось произношение [чн]: [мл’э́ч’ныį / вÙсто́ч’ныį];

в) в произношении сочетаний вст , здн , стн (здравствуй, праздник, частник ) обычно происходит сокращение или выпадение одного из согласных: [пра́зн’ик], [ч’а́сн’ик], [здра́ствуį]

Произношение звуков в некоторых грамматических формах

а) произношение формы И.п. ед.ч. прилагательных м.р. без ударения: [кра́сныį / с’и́н’иį] - под влиянием орфографии возникло – ый, - ий ; после заднеязычных г, к, х ® ий: [т’и́х’иį], [м’а́хк’иį];

б) произношение – ся, - сь. Под влиянием орфографии нормой стало мягкое произношение: [нъч’и э ла́с’ / нъч’и э лс’а́];

в) произношение глаголов на – ивать после г, к, х нормой стало произношение [г’], [к’], [х’] (под влиянием орфографии): [выт’а́г’ивът’].

Произношение заимствованных слов следует проверять по словарю. Оно в целом подчиняется фонетической системе русского языка. Однако в некоторых случаях наблюдаются отступления:

а) произношение [о] на месте [Ù]: [боа́/ отэ́л’ / поэ́́т], хотя [рÙма́н / [рÙĵа́л’ / прÙцэ́нт];

б) сохраняется [э] в безударных слогах: [Ùтэл’ĵэ́ / д’эпр’э́с’иįь];

в) перед [э] всегда смягчается г, к, х, л: [г’э́тры /к’э́кс / бÙл’э́т].

Теория письма

Сначала были рисунки на камне, кости, дереве. Рисунки не отражали звуковой стороны языка, не были связаны ни с отдельным словом, ни с отдельным звуком и передавали мысль приблизительно. Подобное письмо в науке называется пиктографическим (от лат.pictus – нарисованный, гр. grapho – пишу).

Но постепенно рисунок превращался в условный знак для обозначения отдельного слова с определённым лексическим значением. На этом этапе письмо уже дословно воспроизводило содержание речи. Но не было по-прежнему связи между знаком и содержанием. Этот тип письма называется идеографическим (гр.idea – понятие, grapho – пишу).

В идеографическом письме знак выступает в роли символа, который вызывает в сознании читающего понятие о предмете, но не даёт никакого представления о том, как звучит слово, называющее данный предмет.

Поиски более удобного письма привели к возникновению чисто слоговых систем, когда за знаком закрепляется звучание конкретного слога.

По мере дальнейшего развития общества слоговое письмо постепенно преображается в звуковое письмо, где знаки обозначают звуки языка.

Впервые знаки для отдельных согласных появились в египетском письме. На основе египетского письма вырабатывается система обозначения согласных звуков в финикийском письме, которое было заимствовано греками. На основе греческого алфавита были созданы затем алфавиты латинского, этрусского, готского и славянского языков.

Звуковое, или алфавитное, письмо в настоящее время используется большинством народов мира. Этот тип письма является наиболее удобным и доступным.

При помощи его возможна передача любого содержания человеческой речи, независимо от того, имеем ли мы дело с понятиями конкретными или абстрактными, простыми или сложными.



Статьи по теме: