Программа реабилитации наркозависимых 12 шагов. Программа "12 шагов"

Многие из нас сталкивались каким-то образом с проблемой наркомании и алкоголизма, которые не просто калечат судьбы людей, а уносят из жизни многие миллионы людей ежегодно. Особенно это актуально стало для России, которая является единственной страной в мире, где больше нет понятия естественного прироста населения, как в других странах. Россия является единственной страной, в которой существует естественная убыль, составляющая около 500 000 человек в год. И почти все они погибли именно по причине алкоголизма и наркомании.

Это не означает, что все они употребляли наркотические вещества, к которым относится и алкоголь. Всемирная Организация Здравоохранения признала алкоголь наркотиком №1 в силу его общедоступности. Табак стоит на 6 месте.

Много людей гибнет от рук наркоманов и алкоголиков в результате ссор и скандалов, грабежей, аварий на дорогах и т.д. Употребление родителями наркотических средств оказывает негативное влияние на здоровье детей и продолжительность их жизни.

Проблема алкоголизма и наркомании стоит очень остро. С целью её решения были созданы общества анонимных алкоголиков и наркоманов. Это группа из мужчин и женщин, которые делятся друг с другом своим опытом, силами и надеждами, с целью помочь себе и другим избавится от алкоголизма. К ним относятся как те, кто непосредственно употреблял или ещё употребляет наркотические вещества, так и их родственники, друзья или просто те, кому не безразлична эта проблема.

Данное сообщество не является коммерческой организацией, не связано с политикой или религией и существует на пожертвования её членов. Единственное условие для членства — это желание бросить пить.

В своей работе эти группы используют программу "12 шагов", направленную на духовное переориентирование зависимых. Они признают свою зависимость от наркотических средств и обращаются к Богу для излечения, для возмещения ущерба, который они нанесли другим людям и разрешения и помощи донести целительное знание до других зависимых. Принятие "высшей силы" или Бога является обязательным условием программы, так как они начинают осознавать себя, свою тесную связь с Богом, в результате чего изменяется их мировоззрение и образ жизни.

Данная программа появилась в 30-х годах 20-го века в США и вскоре быстро распространилась по всему миру. В России она существует уже более 20 лет.

12 шагов Анонимных Алкоголиков:

  1. Мы признали, что мы бессильны перед алкоголем, что наши жизни стали неуправляемы.
  2. Пришли к убеждению, что только Сила более могущественная, чем наша собственная, может вернуть нас к здравомыслию.
  3. Приняли решение препоручить нашу волю и наши жизни заботе Бога, как мы Его понимали.
  4. Произвели тщательную и бесстрашную моральную инвентаризацию.
  5. Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений.
  6. Полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от всех этих дефектов характера.
  7. Смиренно просили Его удалить наши недостатки.
  8. Составили список всех тех людей, кому мы причинили вред, и преисполнились желанием возместить им всем ущерб.
  9. Напрямую возмещали причинённый этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому.
  10. Продолжали проводить личную инвентаризацию и, когда были неправы, сразу признавали это.
  11. Стремились путём молитвы и размышления углубить нашу осознанную связь с Богом, как мы понимали Его, молясь лишь о знании Его воли для нас и о даровании силы для этого.
  12. Пережив духовное пробуждение, как результат этих шагов, мы стремились нести это послание алкоголикам и применять эти принципы во всех наших делах.

Признавая своё бессилие в программе 12 шагов перед наркотическими веществами, зависимые приходят тем самым не только к осознанию своей зависимости, но и к пониманию того, что им необходима сторонняя помощь, чтобы избавиться от неё.

В следующих пунктах они не только признают существование Бога, но и вверяют Ему свои жизни, понимая, что только по Его милости они смогут в конечном итоге преодолеть это зло.

Однако данная организация не является сектой, поскольку в ней нет проповеди, которые проходят в храмах. Здесь присутствует понимание того, что алкоголик является душевнобольным человеком, нуждающимся в любви и поддержке, заблудившимся в лабиринтах судьбы. В программе не упоминается имя Бога, выказывая тем самым уважение к различным религиозным традициям и объединяя людей разных верований с целью помочь вернуться к нормальной жизни.

У группы Анонимных Алкоголиков существует собственная молитва: "Боже дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить, мужество изменить то, что могу, и мудрость, чтобы отличить одно от другого".

В основе развития данных групп существует также 12 традиций, которые поддерживают данные группы и формируют доброжелательное отношение между её членами:

  1. Наше общее благополучие должно стоять на первом месте; личное выздоровление зависит от единства Анонимных Алкоголиков.
  2. В делах нашей группы есть лишь один высший авторитет — любящий Бог, воспринимаемый нами в том виде, в котором Он может предстать в нашем групповом сознании. Наши руководители всего лишь облечённые доверием исполнители, они не приказывают.
  3. Единственное условие для того, чтобы стать членом Анонимных алкоголиков — это желание бросить пить.
  4. Каждая группа должна быть вполне самостоятельной, за исключением дел, затрагивающих другие группы или Анонимных Алкоголиков в целом.
  5. У каждой группы есть лишь одна главная цель — донести наши идеи до тех алкоголиков, которые всё ещё страдают.
  6. Группе Анонимных Алкоголиков никогда не следует поддерживать, финансировать или предоставлять имя Анонимного Алкоголика для использования какой-либо родственной организации или посторонней компании, чтобы проблемы, связанные с деньгами, собственностью и престижем не отвлекали нас от нашей главной цели.
  7. Каждой группе Анонимных Алкоголиков следует полностью опираться на собственные силы, отказываясь от помощи извне.
  8. Сообщество Анонимных Алкоголиков должно всегда оставаться непрофессиональным объединением, однако наши службы могут нанимать работников, обладающих определённой квалификацией.
  9. Сообществу Анонимных Алкоголиков никогда не следует обзаводиться жёсткой системой управления; однако мы можем создавать службы или комитеты, непосредственно подчинённые тем, кого они обслуживают.
  10. Сообщество Анонимных Алкоголиков не придерживается какого-либо мнения по вопросам, не относящимся к его деятельности; поэтому имя Анонимного Алкоголика не следует вовлекать в какие-либо общественные дискуссии.
  11. Наша политика во взаимоотношениях с общественностью основывается на привлекательности наших идей, а не на пропаганде; мы должны всегда сохранять анонимность во всех наших контактах с прессой, радио и кино.
  12. Анонимность — духовная основа всех наших Традиций, постоянно напоминающая нам о том, что главным являются принципы, а не личности.

В настоящее время программа 12 шагов существует более, чем в 150 странах мира и доказала свою эффективность, благодаря духовно-ориентированному подходу. Она легла в основу других подобных программ, которые делают упор на конкретную религию. Секрет данной программы заключается в том, что она воздействует не только на биологическую сторону человека, но и его духовную природу, о которой он забыл, помогает восстановить утраченную связь с Богом, а также помогает в решении психологических и социальных проблем. В её основе лежат общечеловеческие ценности, такие как вера, добро, любовь, единство. А поэтому программа является универсальной для использования в любой стране и для людей с разными вероисповеданиями.

На пороге трезвости и благодати
Материал «Журнала Московской патриархии»

Программу «12 шагов» комментируют:
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Я глубоко убежден, что должны приветствоваться любые средства, которые помогают человеку избавиться от алкоголизма и наркомании, если эти средства не связаны с отказом от христианской веры и христианских убеждений. Не приветствуется только то, что наносит вред духовному, психическому и физическому здоровью человека, например колдовство, оккультизм, магия, а также то, что отрывает человека от веры, от благодати. Поскольку алкоголизм, как и прочие виды зависимостей, - грех и болезнь одновременно, нужно, чтобы общество и Церковь боролись против него совместными усилиями. Негативное отношение духовенства к программе «12 шагов» зависит от степени осведомленности… Никаких богословских предпосылок отвергать программу нет.

Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино (Сир. 3, 29)

Митрополит Волоколамский Илларион

Смысл этой программы («12 шагов») заключается в том, что она предлагает не только освобождение от последствий алкоголизма или наркомании, но и врачует сам корень болезни, освобождая человека от той внутренней пустоты, которая является причиной «зависимости». Программа эта рассчитана на постепенное осознание человеком бесперспективности своей прежней жизни, необходимости исправиться, собственного бессилия и необходимости какой-то Высшей Силы, которая помогла бы ему духовно и нравственно переродиться. Иными словами, это программа всецелого исцеления на всех уровнях: физическом, душевном и духовном. Эта программа имеет религиозный наполнитель; на каком-то этапе она приводит человека к Богу.

«Старый свет»

(Христианский общественный благотворительный фонда)психолог, председатель правления — Евгений Проценко .
Христианский общественный благотворительный фонд «Старый Свет» около 25 лет работает в области профилактики и реабилитации зависимости - алкоголизма и наркомании.
Основываясь на системном анализе собранных данных об эффективных подходах в этой области и на практике собственной многолетней работы, я с полной ответственностью свидетельствую, что среди возможных средств решения этих задач в нашей стране абсолютно вне конкуренции находятся группы «Анонимных алкоголиков», «Анонимных наркоманов», «Анонимных игроков» и другие подобные сообщества. Именно эти движения, опираясь на десятилетиями выверенную и беспрецедентно эффективную методологическую основу - «Программу 12 шагов», являются, по моему убеждению, единственным реальным ресурсом в нашей ситуации. Почему? Прежде всего потому, что они не требуют абсолютно никаких финансовых затрат со стороны государства или других источников. Также эти движения направлены на самовоспроизводство, а значит, могут (опять-таки, без всяких материальных затрат) создавать целостные системы поддержки, в том числе - и в тех регионах, областях или населенных пунктах, где такая поддержка отсутствует полностью.
Что же касается духовной составляющей этого подхода, то является несомненным (и это подтверждается множеством виднейших отечественных и зарубежных богословов и пастырей), что она опирается исключительно на принципы христианской аскетики (причем в понимании, наиболее близком традициям православия). Возникающие же у отдельных представителей Православной (и не только) Церкви возражения против этой программы основаны, в подавляющем большинстве случаев, на совершенно недостаточном или абсолютно предвзятом знакомстве с ее принципами. Никакой серьезной дискуссии с подобными «возражателями» (а порой - и «запретителями») за все время не получается, чаще всего - потому, что к подобной дискуссии эти люди не готовы, предпочитая такой полемике эмоциональные, бездоказательные и зачастую абсолютно несуразные обвинения в адрес программы.

Епархиальный совет Москвы

ответственный за работу с алкоголиками и наркоманами в Комиссии по церковной социальной деятельности — Валерий Доронкин

Далеко не в каждом приходе есть возможность организовать работу групп самопомощи, не каждый священник может заниматься реабилитацией алкоголиков и наркоманов. Но каждый приход может стать дружественной средой для страждущих, помочь химически зависимым людям сориентироваться таким образом, чтобы, в конце концов, они попали туда, куда нужно. Те, кому в первую очередь нужна медикаментозная помощь, - обратились в бесплатные наркологические стационары, а те, кто ищет психологической и духовной поддержки, - в реабилитационные центры при храмах и монастырях.
В Комиссии по церковной социальной деятельности при мос¬ковском Епархиальном совете проводятся семинары для благочиний, детализирующие работу с алко- и наркозависимыми. В помощь священникам составлена памятка, где четко расписано, в какую больницу или центр можно отправить человека, чтобы он обрел настоящую неформальную поддержку. На сегодняшний день реабилитация алкоголиков и наркоманов осуществляется при 20-ти московских храмах, в 13-ти из них используется программа «АА» «12 шагов». И весьма успешно.
Конечно, группы самопомощи «Анонимных алкоголиков» могут функционировать и без Церкви. Однако они ориентированы на поиск веры, поиск Бога. По существующей статистике около 10 000 человек за последние десятилетия обрели трезвость, посещая «АА», и более 70% из них считают себя православными. Кто-то из них пока не готов к активному воцерковлению, но многие с открытым сердцем приемлют истину Христову. Здесь для нас - широчайшее поле для миссионерской деятельности. И в нашей епархии уже есть специалисты - психологи, катехизаторы, - которые готовы этим заниматься, считают для себя кровным делом помочь страждущим людям войти в ограду церковную.



Алкоголизм и наркомания.

Священники часто сталкиваются с этими социально-духовными недугами общества. Сегодня для химически зависимых людей и их родственников при многих храмах созданы группы реабилитации, братства и сестричества трезвости, семейные клубы. Есть различные программы помощи. Об одной из них, о том, как можно организовать работу и каких ошибок избегать, мы беседуем с духовным руководителем программ психологической и социальной реабилитации алко — и наркозависимых при Даниловом монастыре игуменом Ионой (Займовским).

Даже беглый взгляд на историю программы "12 шагов" поражает и убеждает в некой особой феноменальности этого явления. Судите сами.

Рождение группы анонимных алкоголиков, созданной бывшими алкоголиками, биржевым маклером Билли В. (Вильям Грифт Вилсон, 1895-1971) и врачом – хирургом Бобом (Роберт Хальбрук Смит, 1895-1971) относят к 1935-1937 гг. .

Зародилось движение в Соединённых Штатах Америки. Поэтому эта страна и сегодня является его координационным центром со штаб-квартирой в Нью-Йорке. В последующем ячейки движения распространились в другие регионы мира, а также практически во все страны Западной Европы.

У истоков этого нового объединения стояли также пасторы трех главных протестантских деноминаций. В 1939 году аналогичные программы были внедрены в Канаде, Ирландии, Мексике, Японии. Поражают стремительный рост и масштабы распространения этой организации .

Анализ результатов деятельности различных групп самопомощи, основанных на идеологии "12 шагов", впоследствии дал возможность объединить духовные принципы работы групп АА (и других) с некоторыми положениями психологии, психиатрии, социологии, антропологии и других наук.

Это привело к появлению в конце 40-х годов Миннесотской модели, основу которой составляют следующие представления:

Химическая зависимость (алкоголизм, наркомания) является неизлечимым хроническим заболеванием, имеющем духовную основу и возникающем не по вине заболевшего;

Химическая зависимость является одним из возможных проявлений глубинных духовных дефектов (позже они были названы созависимостью) и имеет единую природу с другими видами зависимости;

Зависимость невозможно вылечить, однако возможен поворот от развития болезни к выздоровлению при готовности человека к такому повороту и желании отказаться для этого от своеволия;

У человека, страдающего алкоголизмом или наркоманией, легко может сформироваться зависимость от любых веществ, изменяющих сознание, волевую, эмоциональную или интеллектуальную сферу. Поэтому лечение по Миннесотской модели – полностью безмедикаментозное;

Лечебный центр должен представлять собой терапевтическое сообщество, персонал которого не противопоставляет себя пациентам, а сотрудничает с ними. Поощряется и стимулируется максимальная открытость в общении, при строгом соблюдении правил конфиденциальности и анонимности;

Ответственность за выздоровление лежит на самом пациенте.

Добрались "12-тишаговики" и до России.

С 1987 года "12-ти шаговая" программа реабилитации алкоголь- и наркозависимых внедряется и активно распространяется по всей России. Проводятся всевозможные съезды, симпозиумы, конференции, выпускается специальная литература, альманахи, брошюры, книги с символикой АА. Протестантский пастор Д.В. Кинли помог организовать деятельность филиалов в Киеве, Кишинёве, Одессе, Алма-Ате, Новосибирске и Москве.

С начала 90-х годов прошлого века, пользуясь тем, что, к сожалению, ни в стране в целом, ни в Русской Православной Церкви, в частности, не было ещё опыта работы с наркозависимыми и каких-либо реабилитационных программ, некоторые деятели ухватились за то, что как всегда "вовремя" подсунул Запад, и стали активно внедрять "12-ти шаговую" программу в России. Недаром многие православные россияне считают общества АН оздоровительной сектоподобной протестантски ориентированной международной организацией, которая окормляется "пастырями" из-за рубежа или по их подсказке.

Да и стажировались некоторые наши "продвинутые" активисты и даже священники в США по приглашению Института проблем химической зависимости в Нью-Йорке (причем, будучи далекими по своему образованию не только от проблем наркологии, но и от медицины в целом). Можете себе представить, что бывшие педагоги, музыканты или повара вдруг в одночасье становятся специалистами в области наркологии (?!!). Нет? Оказывается, еще как это возможно, было бы желание, а Америка поможет.

Цель такой стажировки – перенять и внедрить в России опыт избавления от алкоголя и наркомании по протестантской Программе "12 шагов", а обучение этому проходит в реабилитационных центрах "Эшли" (штат Мэриленд) и "Грэймар" (штат Нью-Йорк) и др. Окончив там курсы, заимствовав готовую методику, заручившись зарубежной поддержкой и сославшись на то, что "эта программа хорошо зарекомендовала себя уже во многих странах" , руками некоторых наших сограждан программа начинает широко и очень активно внедряться в России. Тем более что деньги на это даются, в том числе, например, Луисом Бентлом, президентом одной из крупнейших табачных компаний США – "UST", очень почему-то заинтересованному в реабилитации от наркотиков наших соотечественников, а подготовкой наших психологов руководят профессионалы из известнейших центров США: Хезелден (штат Флорида), Эшли (штат Мэриленд), Хай Вотч (штат Коннектикут), Сера Тусон (штат Аризона), "Грэймар" (штат Нью-Йорк).

"…Программа "12 шагов" лоббируется со стороны государства и финансируется международными структурами".

Хочется напомнить историю с внедрением у нас Программ демографического сдерживания – "Полового воспитания" и "Планирования семьи" – тоже "хорошо себя зарекомендовавших" (с точки зрения тех, кому мешало население России) и завезённых к нам из США. Потом мы кусали локти и теперь, объявив демографическую проблему первоочередной для России, пытаемся спасти ситуацию! Да что там, по той же схеме внедрялась у нас в стране сайентология, а первыми адептами-внедряльщиками ее в России стали слетавшие в Лондон на стажировку бывшие космонавт и сотрудник МВД. А пресловутая программа "Альфа-Омега" все с тем же протестантским душком, которую тоже пытались протащить через Русскую Православную Церковь скомпрометировавший себя в Ивановской Епархии и изгнанный из неё и из игуменства Николо-Решемского монастыря игумен Евмений?

Пока проблемами химической зависимости будут заниматься некомпетентные люди, ждать положительных результатов не приходится. Мы даже знаем случай, когда серьёзными вопросами акушерства и гинекологии вдруг занялись прапорщики, провизоры, компьютерщики и парикмахеры. Теперь та же история повторяется и с вопросами наркомании. Как говорится в известной басне И.А. Крылова:

Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдет на лад.
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит,
Тот завсегда других упрямей и вздорней:
Он лучше дело все погубит…

Нашу страну губят дилетанты и падкие на западные подачки новаторы-реформаторы.

По свидетельству многих российских исследователей, 12-ти шаговая Программа плохо приживается на нашей почве. Интересно, почему? Да потому что наш менталитет является духовным иммунитетом. В литературе наркологического профиля была опубликована серия материалов, в которых анализировался опыт работы общества АА (А.Л.Игонин. 2007 г.). И хотя авторы в чем-то положительно оценивали этот опыт, их суждения не были уж столь восторженными.

Иеромонах же Иона Займовский, автор книги "Церковь и страдающая личность" и руководитель упомянутого Центра духовного развития детей и молодежи при Свято-Даниловском монастыре, характеризует успехи групп АА/АН, работающих по иностранному образцу, "как беспрецедентный успех". Догадайтесь, где стажировался уважаемый иеромонах?

Очень жаль, что священник, живущий в России, здесь воспитывавшийся и получивший образование, не учитывает накопленный в Русской Православной Церкви огромный опыт душепопечения и излечения духовных недугов.

Это и положительный опыт исцеления пьяниц и алкоголиков в "Обществах Трезвости" перед началом Первой Мировой Войны.

Трудно предположить и печально, если он этого не знает. Ещё печальнее, если знает и отвергает.

Этот опыт теперь активно возрождается в России. Также как и накопленный на сегодняшний день богатый опыт православных организаций по реабилитации наркозависимых. Что же мешает отцу Ионе, православному монаху, изучить и использовать во благо заблудших душ отечественный опыт? Конечно, проще и легче пойти по проторенному Западом пути. Соответствовать, так сказать, духу времени, прослыть новатором-реформатором. Но что ждёт нас в конце такого пути?! Тем более что сам Запад не в восторге от эффективности своих программ.

Можете ли вы представить себе владыку Николая Японского, просветившего светом Православия Японию, "работающим" там для удобства местного населения по "инославным" программам и говорящего "об иных богах"? Или Нестора Камчатского, или вл. Макария Алтайского и многих, многих других? Неужели в России все так безнадежно, что мы вынуждены руками православного священства проводить в православной среде протестантскую или иную миссию?!

В первом номере журнала "Наркология" за 2007 год опубликована статья профессора, доктора медицинских наук, руководителя Отдела судебно-психиатрических проблем наркоманий и алкоголизма ФГУ "ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского" Росздрава А.Л. Игонина "Общество анонимных алкоголиков и перспективы его деятельности в России (обзорное сообщение)". Данный материал, вполне конкретно, с реальных научно обоснованных позиций объективно отражает различные аспекты работы сообщества "Анонимных Алкоголиков/Анонимных Наркоманов (АА/АН)".

Что же представляет собой 12-ти шаговая программа?

Профессор А.Л. Игонин выделяет три основных по сути компонента метода движения АА/АН:

Обращение к религиозным (якобы) чувствам своих членов;

Активное взаимодействие между собой и взаимопомощь друг другу пациентов в группе;

Создание особой антиалкогольной (антинаркотической) социальной среды.

Опыт 12-ти шаговой Программы показал якобы прекрасные результаты её работы во всём мире, и, если можно этому верить, помог огромному числу наркоманов и алкоголиков начать вести трезвый образ жизни. Это, конечно, момент отрадный – тысячи людей перестают быть наркоманами без всякого медицинского лечения, а только изменив свой образ жизни. Но тогда он явно свидетельствует в пользу того, что алкоголизм и наркомания – это болезни, прежде всего, духовные. А если это так, тогда можно предположить и путь к освобождению от чумы XXI века.

Мы не будем сейчас анализировать так называемый "религиозный" опыт работы в 12-ти шагах. Он не только весьма сомнителен, но, с нашей точки зрения, и вовсе не является религиозным. В лучшем случае его можно в какой-то мере назвать "духовным". Но мы же знаем, что между понятиями "религиозный" и "духовный" не стоит знак равенства. Да и духовность духовности рознь!

Рассмотрим второй компонент деятельности АА/АН – групповое взаимодействие. Использование данного метода ни в коем случае не является изобретением общества АА. Это частное проявление групповой психотерапии при наркологических заболеваниях широко использовалось ещё в начале 20-го века в тех же США. Этот метод, по мнению проф. А.Л.Игонина (независимо от того, применяется он членами общества АА или психотерапевтами обычных наркологических стационаров), имеет ряд важных для излечения пациентов эффектов. К ним относятся: достижение сплочённости, внушение надежды, обобщение, альтруизм, предоставление информации, межличностное обучение, развитие навыков в общении, имитирующее поведение, катарсис. Это можно считать важным моментом в процессе реабилитации больных.

Третьим компонентом деятельности общества АА/АН является создание особой социальной среды. Больные и члены их семей общаются не только во время заседания ячеек, но и вне их. Они ведут общественную деятельность по пропаганде трезвого образа жизни и распространению опыта деятельности АА/АН. Однако, к сожалению, и этот вид деятельности АН требует также особого рассмотрения и внесения корректировки.

Следует отметить большой недостаток в деятельности АА/АН, который может привести их (и периодически приводит) к тяжёлым медицинским последствиям. Дело в том, что идеологи АА/АН в своей деятельности дистанцируются от взаимоотношений с наркологическими и психиатрическими учреждениями официальной медицины. Это, с одной стороны, чревато медицинскими проблемами для больных (а нам известны подобные случаи: развитие острых психозов и совершение суицидальных попыток, особенно в постабстинентном и раннем восстановительном периодах, когда у них нередко развивается тяжёлый депрессивный синдром), а с другой стороны – может свидетельствовать даже о их связи с деструктивной сектой – в частности, сайентологическими организациями, занимающимися псевдомедицинской практикой (например, "Нарконон". "Церковь сайентологии" и другие хаббардистские организации (центры дианетики, Криминон" и пр.), которые относятся к опасным деструктивным культам! Сайентология – это образец тоталитарной секты, самая архетипическая тоталитарная секта .

И такая связь прослеживается. У нас имеются документы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и прокуратуры г. Москвы, свидетельствующие о том, что 12-ти шаговые Программы в мире активно распространяются на деньги той самой деструктивной секты – Американского Хаббардовского Центра. А сайентологи, как известно, питают особое пристрастие к методам психического воздействия на людей и вторгаются в наркологию со своими сомнительными, а точнее – оккультными, подавляющими волю и сознание личности, методиками, при этом нетерпимо относясь к официальной психиатрии и наркологии.

Неприязнь со стороны сайентологов мы ощутили как на деятельности нашего Центра, так и на себе лично (на меня в штаб-квартире сайентологов в Москве заведено ими досье, о чем несколько лет назад показали по TV – о. Анатолий Берестов).

То, что во всём мире "12 шагов" продвигаются, в том числе на хаббардовские и соросовские деньги, – это общеизвестно, хотя я вовсе не утверждаю, что отцы Иона и Пётр работают на эти деньги. Я этого не знаю, и поэтому утверждать не имею права, но я точно знаю, что в мире 12 шагов распространяются на хаббардовские и соровские деньги.

Анатолий Берестов, иеромонах
Русская линия – 16.10.2007.

Использованная литература

1. Иванова Н., Бирун Н.. "Наркотики: выход есть". С.-Пб-Москва-Харьков-Минск. 2001. -С. 111-112.

2. Невярович В.К. "Порок души".

3. Займовский Иона, иеромонах. Церковь и страдающая личность. - М.: Даниловский Благовестник, 2005. - С.21

4. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. - Нижний Новгород: Христианская библиотека. 2006.

5. Займовский Иона, иеромонах. Церковь и страдающая личность". – М.: Даниловский Благовестник, 2005. - C.14.

6. 12 шагов и 12 традиций. - Нью-Йорк, 1989. - С.26.

ЧТО ТАКОЕ ПРОГРАММА "12 ШАГОВ"?

Это самая эффективная программа лечения наркомании и алкоголизма. Она включает в себя работу по преобразованию личности страдающего от зависимости человека в личность выздоравливающего от этой зависимости.

При этом человек прекращает употреблять алкоголь/наркотики и начинает вести трезвый образ жизни, в котором руководствуется вновь обретаемым здравомыслием, постоянным осознанным контактом с Богом и другими выздоравливающими.

Первоначальной целью АА было помочь алкоголикам перестать пить. Это не была универсальная программа для всех людей. Тем не менее, программа "12 шагов" может помочь людям и с другими проблемами. Возникли уже другие общества, использующие шаги и принципы А.А., например "Анонимные наркоманы", "Анонимные кокаинозависимые", "Анонимные марихуанозависимые", "Анонимные обжоры" и др. Все они развиваются как отдельные организации.

Вот цитаты из литературы различных 12-ти шаговых сообществ, подтверждающие преемственность и универсальность программы 12 Шагов..Программа "12 шагов», получила известность благодаря деятельности организованного в 1934 году в городе Айкрон, штат Огайо, США общества «Анонимных Алкоголиков». Теперь общество "Анонимных алкоголиков" - это всемирно известная организация, объединяющая мужчин и женщин, которые делятся друг с другом своим опытом и надеждами и поддерживают друг друга в попытке излечиться от алкоголизма. Это общество существует на добровольных началах. По данным Т.Горского пятнадцать обширных анкетных обследований людей, посещающих собрания "Анонимных Алкоголиков", в том числе семь исследований, проведенных самим А.А. показали, что от 40 до 50 % алкоголиков, посещающих А.А., становятся его членами на длительное время.

От 60 до 68 % этих постоянных членов достигают постоянного воздержания или снижения времени запоев.На обычном собрании А.А. 35% членов имеют срок трезвости менее одного года, 35 % - от 1 до5 лет и остальные 30 % ведут трезвый образ жизни более 5 лет.«В Сообществе Анонимных Наркоманов мы следуем программе, разработанной на основе программы Анонимных Алкоголиков. Более миллиона людей выздоравливали в АА, причем большинство из них были так же безнадежно привязаны к алкоголю, как мы к наркотикам. Мы благодарны Сообществу АА за то, что оно показало нам путь к лучшей жизни» («Анонимные наркоманы») «Мы хотим высказать признательность и благодарность Анонимным Алкоголикам за то, что они поделились своей программой с нашим основателем Джимом В., который на её основе создал программу Анонимных Игроков» («Новое начало».Сообщество Анонимные Игроки). «В мае 1985 года я начал группу 12 шагов, названной Анонимные Депрессивные. Я был убежден, что депрессивный человек тоже найдет силу и душевный покой, как и те, кто открыл это на первых собраниях Анонимных Алкоголиков. Это было таким первичным проектом, когда впервые в мире депрессивные люди собирались в общую группу взаимопомощи. Я обнаружил, что люди любых возрастов, убеждений, профессий могут постепенно выбираться из тюрьмы депрессии, если они действительно будут помогать друг другу, как группа поддержки, особенно по шагам, предложенным двенадцатишаговой программой. И эта группа теперь известна, как Анонимные Депрессивные.

Я вижу, что программа 12 шагов полезно сконцентрирована вокруг предмета-депрессии, и может помочь людям выбраться из изоляции и болезненного ощущения беспомощности, и они больше не будут чувствовать себя одинокими» («Анонимные Депрессивные»). «Мы используем 12 Шагов и 12 Традиций АА, заменяя слово "алкоголь" и "алкоголик" на "еда" и "обжора". 12 Шагов ведут человека к выздоровлению, а 12 традиций обеспечивают благополучие групп АО. Жизнь согласно принципам 12 Шагов дает нам силу жить без неумеренности в еде и освобождает нас от одержимости к еде. Мы продвигаемся от проблем с едой к более здоровой и счастливой жизни» (из брошюры «Анонимные обжоры»). «Программа Ал-Анон основана на Двенадцати Шагах, заимствованных нами у Анонимных алкоголиков. Мы пробуем пользоваться этими Шагами понемногу, день за днем, применяя их к нашим жизненным ситуациям вместе с нашими призывами и используя Молитву о спокойствии.

Столь полезный обмен мнениями между членами Ал-Анон, основанный на искренней симпатии друг к другу, и ежедневное чтение литературы Ал-Анон, подготавливает нас к тому, чтобы обрести бесценный дар спокойствия» (из брошюры Ал-Анон (Сообщество родственников и друзей алкоголиков)) «Алатин это важная составляющая Ал-Анона. Он использует 12 шагов АА, за исключением Двенадцатого, где фраза "...несли смысл наших идей другим алкоголикам" по необходимости заменена на "несли смысл идей другим людям"... Применяя по отношению к самим себе 12 Шагов АА, мы наполняем добром ум, сердце и душу» (из брошюры Алатин - Сообщество подростков – родственников алкоголиков) Работа каждого из этих сообществ основывается на программе "12 шагов", служащей индивидуальным руководством на пути к освобождению от зависимости, и на "двенадцати традициях", являющихся руководящими принципами или уставными нормами организации в целом. Знание 12 шагов имеет решающее значение для всех выздоравливающих людей по двум причинам: (1) Шаги работают, если вы следуете им; (2) Программа "12 шагов" не требует больших денежных затрат и доступна почти повсеместно. Поэтому эта программа стала так популярна среди людей, желающих излечиться от химической зависимости, созависимости и других компульсивных или адциктивных нарушений.

Важная информация: те, кто прочитал до конца все рекомендованные материалы, перечисленные тут: - бросил наркотики.

Попробуй и ты! Это работает, независимо от срока употребления и вида наркотиков.

Подход 12-ти шаговой программы – эффективен, бесспорно… Но есть у него три огромнейших минуса, которые сводят на “нет” все благие начинания.

Сейчас двенадцатишаговая программа применяется повсеместно, почти всеми РЦ, как вы знаете. Также, вы наверняка знаете и то, что результат лечения в таких центрах равняется примерно 3% -4% из 100%.

Что сразу настораживает в программе 12 шагов?

Абсурдные моменты этого подхода начинаются именно с того, каким образом врачи объясняют такой скромный результат. Они говорят: это нормальный результат на самом деле, ведь, наркомания-то неизлечима и не каждый может выздороветь.

Вот он, вот! Вот этот камень преткновения, который показывает то, что подобный подход – мыльный пузырь… Но, давайте подробно всё разберём, потому что это далеко не единственный момент, который вызывает большие сомнения.

В общем-то, совсем не удивительно, почему выходит такой скромный результат. Если разобраться досконально(чем мы сейчас и займёмся), получается, что шансов на полное выздоровление и осознание такой метод просто не даёт.

Вкратце о том, каким образом работает программа 12 шагов

Если вы не читали “Белую книгу анонимных наркоманов”, то я могу вам вкратце привести её содержание и основные мысли. Потом вы сможете сами её скачать и удостоверится, что основной посыл там – именно таков, хотя, он весьма размыт и завуалирован.

Единственное, что там очень хорошо описано , так это само состояние наркомана. На этот момент и покупаются, из-за этого и верят дословно всему, что там пишут. Но… Сквозь это хорошее идёт красной нитью, по всему тексту – натуральная безнадёга(о ней в блоке ниже).

Описано само поведение и самообман наркомана – просто шикарно, повторюсь, просто не в бровь, а в глаз. И каждому наркоману, обязательно нужно прочесть хотя бы первую главу Белой Книги АН. Для того, чтобы понять, насколько идентично ведут себя все наркоманы и насколько одинаково мыслят.

Итак, как работает программа 12 Шагов?

Первое, что нужно понимать, что это организация с религиозной направленностью. И как бы там что ни говорили, что к секте это не имеет отношения, но тем не менее, дух одержимости этими идеями там присутствует. Да, это не секта, безусловно. Но и от научного подхода их тезисы весьма далеки. А чем плохо то, что наркоман перекладывает свою болезнь на Бога? Да хоть тем, что сегодня он верит, что Бог его спас, а завтра уколется и скажет сам себе: Дьявол совратил…

Но, давайте о том, как организован весь процесс, а потом уже разберём 12-ти шаговые учения.

1. Наркоман приходит в сообщество АН, совершенно добровольно. Он посещает собрания, ему дают рекомендации, как нужно себя вести, ему помогают осознать, что он болен и обманывает сам себя, когда не признаёт болезнь

2. На собрания никто не принуждает ходить, деньги за посещения не берутся, никто никого не заставляет лечится, нужно только личное желание человека

3. На собрания можно привести семью, им также дадут рекомендации, как нужно себя вести и как бороться с наркоманией в доме

4. Группа со временем сдруживается, в ней царит доброжелательная атмосфера взаимоподдержки и понимания

5. Наркоман должен прописывать так называемые шаги, с помощью которых происходит его осознание и понимание глубины своей болезни. Он пишет на бумаге, как можно подробней по этим пунктам, а потом обсуждает это с друзьями в сообществе

6. Процесс это очень долгий. Иногда это занимает 2-3 месяца(за которые большая часть снова срывается), так как собрания проходят пару раз в неделю, а то и 1 раз, и шаги наркоман обсуждает только во время встреч. Дома он должен их писать, а там выносить на всеобщее обсуждение

Вот эти шаги с моими комментариями:

1 Мы признали, что мы бессильны перед нашей зависимостью, признали, что наши жизни стали неуправляемы.

P.S. Тут не поспоришь, всё верно

2 Мы пришли к убеждению, что Сила, более могущественная, чем мы сами, может вернуть нас к здравомыслию.

P.S. То есть, наркоманов уверяют, что без Божественного вмешательства им не остановиться? Мило

3 Мы приняли решение препоручить нашу волю и наши жизни заботе Бога, как каждый из нас Его понимает.

4 Мы провели глубокую и бесстрашную нравственную инвентаризацию самих себя.

P.S. Это верно, без такого разбора полётов самому себе – трудно остановиться

5 Мы признались Богу, самим себе и другому человеку в истинной сущности наших ошибок.

P.S. Это тоже правильно, так как, пока наркоман не осознает и не научится вслух говорить о том, что он потерял и насколько сильно увяз – остановиться нереально

6 Мы полностью подготовились к тому, чтобы Бог избавил нас от всех этих дефектов характера.

И вот именно то, что наркомана заставляют признать, что он просто конченый – плохо. Ему внушают, что он дефективный изначально, а не вследствии наркомании. Он должен признать то, чего нет, по сути.

7 Мы смиренно просили Его избавить нас от наших недостатков.

P.S. А зачем избавляться от недостатков(симптомов наркомании), если надо всего лишь бросить? Интересно то, что многие наркоманы начинают усиленно избавляться от недостатков, ходят на группы, иногда спокойно срываются, снова делают подлости и снова избавляются от недостатков. При чем тут недостатки-то? Нельзя употреблять и всё! От того, что наркоман осознал последствия своих действий, его рефлекс нисколечки не приглушится и он всё равно сорвётся

8 Мы составили список всех людей, которым мы навредили, и обрели готовность возместить им всем ущерб.

P.S. Это очень хорошая идея, действительно. Наркоману надо социализироваться после того, как он бросил и снова попасть в круг людей, откуда он выпал в момент наркотизации

9 Мы напрямую возмещали причиненный этим людям ущерб, где это было возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо еще.

10 Мы продолжали проводить личную инвентаризацию и, когда совершали ошибки, без промедления признавали это.

P.S. Ага, щаззз… Каким же это образом признают, интересно? Самообман наркомана настолько силён… Наркоман, даже после того, как бросит, примерно полгода мыслит “по-наркомански” и мало осознаёт всю абсурдность своего кривого мышления

11 Мы стремились с помощью молитвы и медитации улучшить свой осознанный контакт с Богом, как каждый из нас Его понимает, молясь только о знании Его воли для нас и о силах для ее исполнения.

P.S. Молятся и знают, что если молится перестанут, то сорвутся, ибо всё в руках Бога и всё держится только на вере. Это ненормально, конечно.

12 Испытав духовное пробуждение в результате этих шагов, мы старались нести эту весть зависимым и применять эти принципы во всех наших делах.

Какие основные идеи Белой Книги Анонимных Наркоманов и какие именно утверждения в книге не дают шанса на выздоровление?

Идеи там таковы:

1. Наркоман болен, он собой не владеет , но в тоже время, там утверждается, что излечения без сильного желания самого больного – невозможно.

Сами понимаете, что желание такое наступает далеко не сразу, а лет через 10-15 употребления, когда человек многое теряет. Наркоману со стажем год-восемь и в голову не придёт, что он конченый наркоман, даже, если он уже успел оскотинится и заиметь много проблем

2. Наркомания – неизлечимая болезнь, которую можно только приостановить на время . Вот, приведу пару цитат из Белой книги АН, навскидку:

Как и другие неизлечимые болезни, наркомания может быть приостановлена

На собственном опыте мы убедились, что каждый наркоман, включая потенциального наркомана, страдает от неизлечимой болезни тела, разума и души. Мы оказались перед безнадежной дилеммой, решение которой является духовным по своей природе

И как можно не сорваться, ЗНАЯ, что ты бросил не навсегда и, даже не употребляя, ты хронически болен?

Это просто невозможно, как себя ни убеждай. Получается, тем пониманием, что ты всё равно болен, наркоман сам себя дразнит и не даёт сам себе забыть наркотики…

3. Наркоман должен дойти до своего “дна” и только тогда он сможет остановится . Да, может быть, это отчасти верно, но, это всё обычное природное явление. Наркоман просто вырабатывает со временем антирефлекс, да и всё.

Беда же в том, что эти идеи вбиваются в голову родственникам и их убеждают, что совершенно бестолково заставлять лечиться, если наркоман сам не хочет и не дошёл до “дна”. то есть, родственники опускают руки и смиренно ждут этого самого дна. И в 80% случаев “дно” оканчивается кладбищем.

Об этом я писала очень, очень много и просто перейдите по ссылке, прочтите. Это очень важный пункт: и

Вкратце о том, что же на самом деле наркомания и сравнение научного подхода с 12 шагами

На самом деле, ничего таинственного в наркомании нет. Никакие дефекты характера ни при чём, никакой Дьявол тоже… Это совершенно природный процесс и реакция организма на диссонанс Мозга и Разума.

Наркомания – самый обыкновенный обстановочный рефлекс. Ощущение от наркотика для организма настолько приятны, что он просто не в силах, с помощью Разума, совладать с командой Мозга, когда тот требует наркотик. И человек начинает лгать самому себе, совершенно неосознанно. В итоге, психика его перестраивается под этот рефлекс, да и всё…

Вот, подробней о наркомании с научной точки зрения:

И и

Если вы всё это прочтёте, вы поймёте, насколько бестолково пытаться внушать наркоману то, что он дефективный и то, что его спасут Высшие Силы…

Плюсы двенадцатишаговой программы а, также, о том, кому она может подойти

Эта программа прекрасно подойдёт тем наркоманам, которые чудом дошли “до дна” и выжили. Особенно, такая программа хороша для одиноких людей, кому просто некуда больше обратиться.

Начинающим наркоманам(а все наркоманы считают себя начинающими лет так 10-12), да ещё и тем, кто совсем не верит в Бога – туда нет смысла идти. Всё равно не поверят и сбегут, именно оттого, что им покажется недостоверными эти учения

Плюсы 12-шаговой программы в том, что у наркомана разбивается самообман. Это – огромнейший плюс и верное действие. Пока наркоман сам себя обманывает – он наркоман, даже в 10-летней завязке

Минусы 12-шаговой программы для наркоманов и их семей

Минус тут в том, что 12-шаговую программу извратили, вот и всё. Приплели родственников и внушили им не лезть к наркоману, не лечить его, а лечить себя от созависимости. А пока они лечат себя, наркоман гробит себя и людей вокруг(грабит, подсаживает на наркотик, убивает).

Наркомания – вирус!

Минусы 12 шагов для общества в целом

Там и про Джоржа Сороса, и про метадон …

Итог: поможет ли наркоману 12-шаговая программа?

Если он идёт туда бесплатно, сам осознавая, что уже больше не может употреблять – поможет. А если речь о РЦ, которое проповедует их программу, а вместе с этими идеями вплетают “созависимость”, то можете не тратить деньги…

Лучше пролистните эту статью наверх, найдите ссылку в самом верху, в синей рамочке, перейдите по ней и читайте статьи, которые помогут вам спасти родственника от наркомании. Бесплатно и эффективно.



Статьи по теме: