АПЛ "Курск". Альтернативная версия. Подлодка мемфис

Капитан первого ранга в отставке Виталий ЛЮЛИН: "Искушение отомстить за потерю "Курска" было велико, но тогда погибли бы не 118 человек, а 118 миллионов"

За годы, минувшие после трагедии, со дна моря поднят корпус атомохода, оплаканы погибшие моряки, подросли их осиротевшие дети... Но до сих пор нет внятного ответа на вопрос: что же случилось на борту "Курска"? Почему затонул один из лучших подводных крейсеров России? Кто виноват?

"САМОЛЕТЫ ОБНАРУЖИЛИ МАСЛЯНЫЕ ПЯТНА ПО КУРСУ,

КОТОРЫМ "УПОЛЗАЛА" НЕИЗВЕСТНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА"

— Виталий Александрович, когда-то известный американский телеведущий Ларри Кинг спросил российского президента, что случилось с подводной лодкой "Курск". Путин ответил: "Она утонула"... Вы согласны с такой трактовкой?


— Об этом чуть позже. А для начала восстановим ход событий. Итак, 12 августа 2000 года в 11 часов 28 минут норвежские сейсмологи зарегистрировали взрыв в Баренцевом море, где российский Северный флот проводил крупномасштабные учения. Спустя 2 минуты 15 секунд раздался второй, гораздо более мощный взрыв, сравнимый по силе с небольшим землетрясением...


Как мы теперь знаем, в это время по отсекам подводного атомохода "Курск" пронесся смертоносный смерч. Он крушил переборки и закручивал толстенную сталь в завитки, срывал механизмы и паропроводы, сжигал электрощиты... Кощунственно звучит, но тем из подводников, которые погибли сразу, повезло. У 23-х моряков кормовых отсеков, которые при взрыве уцелели, агония длилась несколько часов: они остались на глубине 108 метров в темноте, без кислорода и почти без надежды...


— По одной версии, которой поначалу придерживались и вы, трагедия произошла из-за неподготовленности экипажа, по другой — из-за взрыва экспериментальной парогазовой торпеды, находившейся на борту "Курска"...


— Обнародованная информация была крайне противоречива. Но от внимательных взглядов не ускользнула та категоричность, с которой Москва — задолго до окончания расследования! — отмела возможность столкновения с иностранной подводной лодкой, и тем более того, что "Курск" был атакован противником. Постепенно просачивались все новые и новые подробности... Я не могу назвать свои источники информации, но ручаюсь — они абсолютно достоверны. Немало пищи для размышлений дала также операция по подъему затонувшего атомохода...


А потом ко мне в руки попали снимки многоцелевой американской подлодки "Мемфис", которая осенью 2000-го вернулась из похода в Баренцево море на свою базу в Норфолк. Посмотрите! Ее носовая оконечность отсечена, отрезана, загерметизирована...

Такой вернулась после столкновения на базу американская подводная лодка "Мемфис"

— Ого! Где эта посудина умудрилась так "стесать" свой нос?


— Тем, кто во время поисково-спасательной операции смотрел телерепортаж со дна Баренцева моря, об этом нетрудно догадаться. Камера четко зафиксировала на правой носовой оконечности "Курска", в районе второго отсека, огромную вмятину, направленную к носу... И командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов упоминал, что на корпусе затонувшего атомохода в районе второго отсека обнаружен след от сильного динамического удара... Еще более откровенно выразился главком ВМФ России адмирал флота Владимир Куроедов. Сразу после катастрофы он утверждал, что "имеются признаки крупного и серьезного столкновения".


— Может, флотские чины просто-напросто пытались переложить ответственность с себя на коварного супостата?


— Объективные данные подтверждают их правоту. В первые дни после аварии, когда информацию в СМИ еще не взяли под жесткий контроль, промелькнуло сообщение о некоем светло-зеленом спасательном буе, замеченном неподалеку от затонувшего "Курска". А ведь на российских подлодках используют только бело-красные буи. Кроме того, когда крейсер "Петр Великий" обнаружил затонувший атомоход, его акустики фиксировали стуки и работу ЗПС (звуко-подводной связи) в закрытом режиме. Кто-то подавал сигналы с двух часов 22 минут 13 августа до 11 часов 14 августа.


Спасатели надеялись, что это российские подводники, оказавшиеся в ловушке. Мол, ребята замолчали, потому что экономят силы... Но после того, как записанные стуки и кодограммы проанализировали, разложили на составляющие, появились большие сомнения насчет того, что они принадлежали морякам "Курска". Дело в том, что сигналы "SOS!" подавались механическим излучателем — такие на российских субмаринах не ставят, а коды не расшифровывались. По всей вероятности, они шли с иностранной подлодки, находившейся неподалеку. И посмертная записка капитана-лейтенанта Дмитрия Колесникова подтверждает: 13 и 14 августа стучать на борту "Курска" было уже некому.

Кстати, когда по тревоге в воздух были подняты две противолодочные эскадрильи, самолеты обнаружили масляные пятна по курсу, которым "уползала" с места происшествия неизвестная подводная лодка. Естественно, подозрение пало на американцев и англичан, чьи субмарины крутились поблизости.

"МЕМФИС" ПОЛУЧИЛ СЕРЬЕЗНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ,

У НЕГО БЫЛИ ТРУПЫ НА БОРТУ"



— Однако и те и другие на правительственном уровне заявили, что никакого отношения к гибели "Курска" не имеют...


— Море умеет хранить свои тайны. Поэтому отрицай все, пока тебя не припрут к стене уликами. Но обратите внимание: англичане с возмущением потребовали от российской стороны предоставить доказательства, а вот американская сторона протестовала не так рьяно. Будто опасалась, что россияне могут ответить. Ведь, как заявил заместитель начальника Генштаба Вооруженных Сил России генерал-полковник Валерий Манилов: "При проведении операции по спасению экипажа "Курска" в 50 метрах от него на грунте российские спасатели нашли нечто, похожее на ограждение боевой рубки, устанавливаемой на подводных лодках США и Великобритании". А министр обороны России Игорь Сергеев, выступая по телевидению 16 августа 2000 года, сказал, что "Курск" подвергся тарану...


То есть уже в первые дни все было предельно ясно, но затем лица, облеченные властью, постарались максимально запутать ситуацию...


— Если столкновение действительно имело место, в результате его должна была больше пострадать именно американская подлодка... Ведь водоизмещение "Курска" в три раза больше, чем у "Мемфиса". Это все равно как если бы "газель" врезалась в КамАЗ.


— Ситуация не столь однозначна. Поинтересуйтесь у инспекторов ГАИ, они вам подтвердят: при таких авариях далеко не все зависит от массы. На исход столкновения влияет угол, под которым двигались автомобили, их скорость, состояние дороги и так далее...


Кстати, "Мемфис" получил серьезные повреждения, у него были трупы на борту... Ему пришлось побороться за свою живучесть... Тем не менее американцам удалось самостоятельно дойти до норвежской базы Берген. Поскольку ее доки не приспособлены для ремонта подводных лодок, там искореженный корпус чуть-чуть залатали, восстановили герметичность субмарины... А через восемь суток "Мемфис" ушел в британский Саутгемптон, чтобы зашхериться, то есть спрятаться в закрытом доке для более существенного ремонта... Заметьте, даже своим союзникам по НАТО американцы не позволили осмотреть поврежденный корпус, тем самым лишив себя алиби.


— Вы сказали: "Трупы на борту...". Откуда такие сведения?


— Весь мир следил за развитием событий вокруг "Курска", русская диаспора особенно. В Нью-Йорке, Норфолке... Там появились публикации — щадящие, но достаточно авторитетные, — что к приходу "Мемфиса" в Берген прилетали 12 жен подводников. Авторы утверждали, что сначала на борту этой лодки было три трупа, потом их число дошло до девяти — видимо, кого-то из тяжелораненых спасти не удалось...


— Но что американская подводная лодка делала в Баренцевом море?


— Их там болталось три: американские "Мемфис" и "Толедо" и британская "Сплендид". Как только россияне объявили, что планируют крупномасштабные маневры (по международной договоренности стороны обязаны друг друга уведомлять о таких вещах заранее), эти ребята рванули туда на всех парах. Иначе и быть не могло.


Знаете, как натовцы называют стратегическую субмарину класса "Антей", к которым относится "Курск"? "Убийца авианосцев", "лучший корабль современности". Это подводный гигант длиной 154 метра и водоизмещением 13-18 тысяч тонн. Глубина погружения — 500 метров. С экипажем в 130 человек он может 120 суток находиться в автономном плавании. Такой атомоход несет на борту 24 крылатые ракеты, способные поражать цели на дистанции 550 километров, и 28 торпед, в том числе и с ядерным боезапасом. Одним залпом он может уничтожить не один десяток городов! А как показали события 11 сентября 2001 года, достаточно куда меньших разрушений, чтобы поставить на колени любую страну.


— Вам не кажется, что у человечества поехала крыша?


— Еще и как! Я, например, часто вспоминаю 26 ноября 1972 года, когда Никсон подписывал с Брежневым во Владивостоке договор ОСВ-1. В этот день советская стратегическая подводная лодка (я на ней был старпомом) из Белого моря произвела залп четырьмя ракетами под Гавайи — на дальность девять тысяч километров. Таким образом Соединенным Штатам дали понять: отныне Советский Союз обладает субмариной, которая не нуждается в выходах в Атлантику, — ее оружие достигает любой точки земного шара из любого района.


Полет межконтинентальной баллистической ракеты длится всего 30-35 минут. Она сразу же выходит на космическую высоту, где сама корректирует свой полет по звездам. Боевая часть ракеты делится на боеголовки с индивидуальным наведением на цель — с точностью до метров. И дальше ее головки уже летят как свободно падающее баллистическое тело. Ну что можно сделать в какой-то стране, если даже ее радары засекли, что в их сторону летит рой ракет?


— Дать ответный залп.


— Вот именно. И неотвратимость возмездия, в общем-то, останавливала политиков...


Чтобы обезопасить себя от всяческих сюрпризов, американцы создали систему подводного наблюдения "Сосус", все океаны перекрыли. Но обнаружить в мировом океане субмарину — полдела. Крайне важно знать, что она из себя представляет: то ли это многоцелевая подводная лодка, предназначенная для решения тактических задач, то ли стратегическая подводная лодка, которая угрожает ого-го чем... А как это определить? По шумовой характеристике, которая у каждого корабля своя, индивидуальная.


— Даже если они изготовлены по одному проекту?


— Да. Причем подлодка по-разному шумит, когда идет своим курсом, когда начинает подготовку торпедного комплекса к стрельбе или ведет предстартовую подготовку ракет... Естественно, потенциальные противники ведут постоянную слежку и запись этих шумовых характеристик. Обе стороны направляют в океан многоцелевые подводные лодки — охотники за стратегическими.


Поверьте, не от хорошей жизни учения таких гигантов, как "Курск", проводятся в достаточно мелководном Баренцевом море. Но не испытывать же опытные образцы оружия за пределами территориальных вод, где, как говорится, кто смел, тот и съел.


В свою очередь американцы напичкали Баренцево море своими разведкораблями, их подводные лодки круглый год там пасутся, а экипажи буквально из кожи вон лезут, пытаясь записать все характеристики российских "стратегов". Они даже рискуют собственной безопасностью, поскольку за каждую минуту записи получают солидное вознаграждение...


— А без риска они не могут заработать? Или осторожность им претит?


— Дело в том, что на глубине от 0 до 50 метров, где идет постоянное перемешивание водных слоев, слышимости практически никакой — это зона так называемой гидроакустической тени. Поэтому для записи шумовых характеристик субмаринам нужно сближаться на минимальную дистанцию, почти вплотную. Отсюда все столкновения — за три десятка лет в Баренцевом море их отмечено с десяток.

"В РАЗГАР ЮГОСЛАВСКОГО КРИЗИСА "КУРСК" КРЕПКО

ПОДПОРТИЛ НЕРВЫ АМЕРИКАНЦАМ, ПОЯВИВШИСЬ В СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ"


— Как, по-вашему, развивались события в 2000 году?


— Представьте, к 12 августа "Мемфис" уже сутки висит на "хвосте" у российского атомохода, оставаясь не обнаруженным. Напряжение достигло предела, американец чувствует себя охотником, он охвачен азартом... По плану учений между 11 и 12 часами "Курск" должен был обнаружить цель и атаковать ее учебной торпедой. Об этом знает капитан Лячин, но не знает капитан "Мемфиса"...


Вдруг шумовая характеристика "стратега" резко изменилась... Американец сокращает дистанцию, чтобы лучше слышать, — как у нас говорят, делает "подскоки". Распознает шумы подготовки торпедного комплекса и "зевает" поворот "Курска" вправо... Происходит то, что часто можно наблюдать на городских улицах, когда автомобиль, двигаясь в левом ряду, начал перестраиваться в правый ряд... "Мемфис", который шел почти вплотную, саданул его своим носом по скользящей траектории и разворотил себе носовую оконечность...


Обратите внимание: у этой субмарины бортовые торпеды размещены вдоль борта, а в носовой части находятся гидроакустические антенны. Поэтому, видимо, при ударе боезапас не сдетонировал, и американцам с трудом, но удалось-таки выбраться из переделки.

— А что же помешало это сделать российской К-141?


— Как я уже говорил, на борту российского атомохода находилась экспериментальная парогазовая торпеда. Пусть даже она была исправной (хотя поговаривали, что ее при погрузке ударили) и не боевой, а практической, то есть учебной... Но при мгновенном разрушении корпуса и взаимодействии с водой парогазовая смесь сама уже имеет силу взрывчатки. В итоге на борту "Курска" прозвучал взрыв, который разнес первый отсек... В образовавшуюся пробоину хлынула вода и, естественно, субмарину резко бросило вниз. Ну а дальше...


Если посмотреть на навигационную карту этого района, там дно — как стол. Это гранитная плита, покрытая очень незначительным слоем ила. О нее и ударился "Курск" носовой оконечностью, где практически оголились торпедные аппараты... Рванул боезапас... Безусловно, куски обшивки разбросало по дну...


— Выходит, Комиссия по расследованию, которая причиной гибели атомохода назвала взрыв парогазовой торпеды, не во всем погрешила против истины?


— Я категорически не согласен с такой версией, обеляющей "Мемфис" и умаляющей достоинства "Курска". Уверен: взрыв торпеды в собственном аппарате натворил бы бед, но не таких, с которыми бы не мог справиться Лячин и его экипаж... Поэтому склоняюсь к более жесткому варианту...


По легенде учений, "Курск" вышел в район несения боевой службы для поиска авианосных ударных соединений противника... Чтобы приблизить обстановку к боевой, подыгрывающую эскадру кораблей расположили на максимальном расстоянии, то есть загнали подальше на север или к Белому морю. По замыслу атомоход должен был эту группу "обнаружить", "атаковать" и "уничтожить".


И вот представим себе: Геннадий Лячин готовится, маневрирует, слушает горизонт, но цели еще не наблюдает. Не видит он и "Мемфиса", который суетится в непосредственной близости. Тут из первого отсека докладывают, что парогазовая торпеда "взбунтовалась". Командир атомохода принимает единственно верное решение — отстрелить аварийную торпеду, и как можно быстрее. Счет пошел на секунды... Подготовка аппаратов и лодки к всплытию, подъем выдвижных устройств... На это необходимо время. "Пли!", "Пузырь в нос!" — последние команды Лячина исполнены одновременно со страшным ударом в нос корабля и взрывом... Командир "Мемфиса" опередил его...


— Вы хотите сказать: выстрелил первым?


— Именно. Американец долго следил за действиями "Курска". Его система акустического наблюдения, классификации и обработки данных позволяла определить, чем занимается российский атомоход. Но он не понимал, с какой целью идет подготовка торпедной стрельбы. С чего это вдруг? Никаких надводных целей пока не наблюдается. Уж не угрожает ли "стратег" непрошеному гостю? И вот тут — важная деталь. Если российскому командиру разрешено применить оружие только в ответ на явное нападение и ни в каком другом случае, то на американских многоцелевых субмаринах (они этого и не скрывают) другие инструкции: их командир вправе атаковать первым, если что-то, по его мнению, угрожает безопасности корабля. Это означает: почуял угрозу — лупани первым, упреди нападение.


А если вдобавок "Мемфис" не раз получил щелчок по носу? Если американца "выпороли" не единожды, за то, что он проморгал российскую подлодку... Напомню, что в конце 1999 года, в разгар югославского кризиса, "Курск" очень крепко попортил нервы натовцам, неожиданно появившись в Средиземном море. Опытный, злющий командир все нервы себе измотал, выслеживая его. А тут судьба снова свела их с Лячиным... И зная, что российский атомоход готовится выстрелить торпеды, американец проводит контратаку... Его торпедный комплекс с аппаратами МК-48 позволяет это сделать экстренно.


— То есть у командира "Мемфиса" просто нервишки сдали?


— Именно. "Курск" был атакован, как минимум, двумя торпедами, веером. Одна из них и влепилась в носовую часть. Дистанция боевого соприкосновения была столь мала, а взрыв сдетонировавшего боезапаса "Курска" столь мощным, что американским подводникам не удалось удержать собственную субмарину на безопасной глубине. Удирающий "Мемфис" был подброшен взрывом и тоже грохнулся о гранитное дно, своротив носовую оконечность... В это время американский экипаж так швыряло по отсекам, что несколько моряков получили смертельные ранения...


В результате Россия и Соединенные Штаты оказались на грани вооруженного конфликта. Россияне встали перед выбором: уничтожить американскую подводную лодку или воздержаться от ответного удара, поскольку его последствия могли быть непредсказуемыми.

"КУРСК" С ЕГО ЭКИПАЖЕМ - ЭТО РОССИЙСКОЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ПОД ЗАНАВЕС ХХ ВЕКА"


— Смелое утверждение. Чем вы можете это доказать?


— Как известно, 16 августа, в разгар поисково-спасательной операции, состоялся очередной разговор Владимира Путина и Билла Клинтона по телефону. О чем беседовали российский и американский президенты тет-а-тет? Неужто все свелось к соболезнованиям? Думаю, шел откровенный разговор о том, во что может вылиться вооруженная конфронтация. А уже 17 августа — на пятый день после катастрофы! — в Москву прилетел инкогнито, на частном самолете, директор ЦРУ Джордж Тенет...


Видимо, американцы и россияне сумели договориться. Не прошло и месяца, как Клинтон объявил, что США отказываются от планов развертывания национальной системы противоракетной обороны. Кроме того, Америка списала России старые долги и предоставила кредит в 10 миллиардов долларов... А откуда взялась внушительная сумма на длительную операцию по подъему тел погибших и корпуса подводного крейсера? Почему подводников наградили орденами Мужества, а их командиру капитану первого ранга Лячину присвоили звание Героя России, не дожидаясь результатов расследования? Почему Верховный главнокомандующий не принял отставку министра обороны и главкома ВМФ? Почему не названы имена виновных?


Вопросы, вопросы... Вразумительных ответов на них мы так и не получили. Если в кратчайшие сроки удалось построить надводное сооружение для подъема "Курска", то почему нельзя было поднять атомоход вместе с первым отсеком? Зачем его непременно надо было отрезать, затягивая сроки подъема, рискуя не уложиться до начала осенних штормов? Кому позарез нужно было взорвать первый отсек, разнести его в куски на глубине 108 метров? Наверное, тому, кто не хотел, чтобы в металлической рвани обнаружились убедительные следы боевого соприкосновения, а может, и еще что-то... Но я верю, что рано или поздно тайное станет явным, что люди узнают правду...


— Вы, подводник с 25-летним стажем, одобряете действия Владимира Путина в ситуации с "Курском"?


— Я глубоко убежден, что человечество еще скажет российскому президенту спасибо за его решение. Да, искушение ответить, отомстить за потерю "Курска" было велико, но тогда в мире погибли бы не 118 человек, а 118 миллионов. Шесть лет назад повторилась ситуация, в которую мир ввергался не однажды. "Курск" с его экипажем — это российское жертвоприношение под занавес ХХ века.


— Сильно сказано, Виталий Александрович. Но сегодня насчитывается еще добрая дюжина версий гибели "Курска". Вам остальные кажутся неубедительными?


— Большинство из них изложены в книге Николая Черкашина "Унесенные бездной", которая вышла в Москве летом 2001 года. Обратите внимание, как представляют автора. Только ему главком ВМФ России разрешил участвовать в работе Правительственной комиссии по расследованию обстоятельств гибели "Курска". Лишь ему удалось побеседовать с американскими подводниками. Только он был допущен до всех секретов. Для чего такие вещи делаются? Чтобы формировать общественное мнение в нужном направлении. И это убеждает меня, что все не так просто, как нас пытались убедить.


У меня есть опыт общения с пишущей братией. В 1975 году, когда впервые разрешили хоть что-то публиковать о стратегических лодках такого класса, какой я командовал, — на этот счет было принято решение Политбюро — ко мне на борт прибыл Тимур Аркадьевич Гайдар, в то время редактор военного отдела газеты "Правда". На несколько дней мы выходили в море, показывали все гостю. Потом "Правда" опубликовала на двух страницах материал "Покорители океанских глубин".


Гайдар осмотрел лодку, в каюте у меня не единожды был. Поинтересовался, как я при росте под два метра умудряюсь спать на лежаке длиной метр 80. Я объяснил, что когда корабль отделывали, попросил увеличить диванчик-кровать за счет каюты механика (тот был невысоким). Получился этакий "карман". Так вот, Гайдар эту историю рассказал, но так, будто она произошла давным-давно с его приятелем-подводником. Спрашиваю: "Почему нельзя было написать так, как есть?". А он: "Ты что! Я пишу, что у вас аквариумы, рыбки, попугайчики, сауна и все прочее. И вдруг скажу, что командиру койку удлиняли".


— У вас действительно были попугайчики?


— Были, но вскоре сдохли, хотя по нормативам должны были жить два года... Увы, нормальное живое существо не выдерживает подводного издевательства: электромагнитные поля круглосуточно, отсутствие солнечного света и чистого воздуха. Единственное, что там было неплохо, — это то, что сейчас называют модным словом "аромотерапия". То есть включается мелодия, вентилятор гонит соответствующий аромат и ты представляешь, что сидишь на опушке леса... Впрочем, я отвлекся от темы нашего разговора.


— Вы, насколько я знаю, ездили на торжества по случаю 100-летия подводных сил России, которые состоялись весной этого года. Не чувствовали себя чужим на этом празднике?


— Там я получил заряд оптимизма и светлых надежд на будущее российского флота. Увы, на перспективы ВМФ Украины я смотрю с огромной горечью. Между прочим, на "Курске" чуть ли не каждый второй член экипажа учился в Севастополе. И из последнего плавания на атомоходе домой не вернулись 18 севастопольцев, которым поставлен памятник на кладбище Коммунаров. Кое-кто упрекал этих ребят в отсутствии патриотизма, в том, что они служили чужой державе... Но ведь их знания, преданность дома оказались никому не нужны. Единственная подводная лодка "Запорожье", которая после распада Союза отошла к Украине, за все эти годы ни разу не вышла в море. А минувшей весной министр обороны объявил, что после ремонта собирается ее продать... Не хочется верить, что на истории украинского подводного флота, начало которой положено еще в Запорожской Сечи, будет поставлен жирный крест.

Татьяна НИКУЛЕНКО

Уже 17 лет в августе вспоминают об одной из самых ужасных катастроф в истории российского военного флота. Несмотря на завершение официального расследования, в этой истории остаются и "белые пятна", и неотвеченные вопросы. Часть из них накопилась и у независимого технического эксперта Юрия Антипова.

Автор выражает огромную благодарность старшему помощнику капитана норвежского судна «SeaWay Eagle» Evert Zegelaar за помощь в подготовке данного материала. Это судно принимало непосредственное участие в операции по обследованию и возможному спасению оставшихся в живых моряков с «Курска».

Вместо предисловия

В первой половине августа 2000 года в акватории Баренцева моря начались крупномасштабные военно-морские учения, в которых были задействованы лучшие образцы военной техники. В том числе - новейшая, самая современная в российском ВМФ атомная подводная лодка класса «Антей» АПЛ «Курск». Огромная по своей длине (154 метра), по высоте с 7-ми этажное здание, она была снабжена ракетами, каждая из который в 40 раз мощнее бомбы, сброшенной на Хиросиму.

Наступило 12 августа 2000г. В этот день «Курск» должен был выполнить показательный выстрел новой ракеты-торпеды «ШКВАЛ, передвигающейся под водой со скоростью до 500км\ч. Обычная торпеда, приводимая в движение винтами, движется со скоростью около 60 -80 км\ч.

И на это мероприятие в Россию пригласили китайскую делегацию - возможно, с целью последующей продажи вооружений после успешного показательного выстрела. Американцы знали об этом и не должны были ни в коем случае смириться с тем, что у Китая будет столь мощное оружие. Именно поэтому США направляют в район учений свои подводные лодки - «Мемфис» и «Толедо».

В 8 ч. 51 мин. «Курск» сообщает крейсеру «Петр Великий», что собирается провести перископическое наблюдение с 18 метровой глубины, чтобы продемонстрировать свою новую торпеду. 11 часов 28 мин. всё готово к выстрелу. И после этого связь с «Курском» оборвалась….

В ходе поисковой операции АПЛ «Курск» была обнаружена лежащей на дне Баренцева моря на глубине около 106 метров. Вся носовая часть лодки разорвана сильнейшим взрывом. Экипаж в составе 118 человек погиб.

По версии Генпрокуратуры РФ и Минобороны, крушение лодки случилось из-за неисправности одной из торпед старого типа в торпедной отсеке, расположенном в носовой части, далее произошёл пожар и взрыв неисправной торпеды, а затем сдетонировали сразу несколько торпед. Также в числе прочих версий называлась причина начавшегося пожара из-за неисправности в секции аккумуляторных батарей.

Дальнейшее обследование показало, что после начавшегося пожара в торпедном отсеке одновременно взорвалось около 8-10 снарядов, взрыв которых и разнёс всю носовую часть АПЛ «Курск».

Фото №1. Американская торпеда МК48.

Первоначально подозрение пало на две американские лодки, которые находились в районе проводимых учений. Предполагалось, что одна из них могла столкнуться с «Курском», а другая, уловив звуки с «Курска», соответствующие открыванию люка торпедной шахты, с опережением торпедировала «противника». Назывался даже предполагаемый тип американской торпеды – МК48.

Фото №2. Пробоина в правом борту АПЛ «Курск»

«Масла в огонь» этой версии подлил осмотр АПЛ «Курск», который стал возможен после отрезания носовой части и буксировки оставшейся части подлодки в сухой док. На правом борту АПЛ «Курс» отчётлива видна пробоина со смятым внутрь вокруг неё металлом лёгкого (внешнего) корпуса лодки.

Мы провели свой технический анализ, который позволит раскрыть то, что могло реально происходить в тот день.

АПЛ «Курск». Только факты.

Фото №4. Подлодка США «Толедо».

В обществе до сего дня ведется много дискуссий о том, было ли столкновение подводных лодок («Курска» с одной из американских) в тот день? Могу сразу сказать: нигде на корпусе АПЛ «Курск» характерных пробоин не обнаружено. У американских подлодок (ни у «Мемфиса», ни у «Толедо») нет в конструкции выступающих частей, которые могли бы оставить на корпусе "жертвы" круглое отверстие диаметром около метра.

Фото №5. Спутниковый снимок. Подлодка «Мефис» в ремонтной зоне базы в Норвегии.

Тем не менее разведывательной съёмкой со спутника в ремонтных доках Норвегии спустя неделю после события с «Курском» было зафиксировано нахождение подлодки США «Мемфис». При нормальном ходе переход «Мемфиса» в ремонтные доки Норвегии от места учений ВМФ РФ потребовал бы максимум два дня. Но никак не неделю. И ещё один момент. Недалеко от места катастрофы с АПЛ «Курск» обнаружили сигнальный аварийный буй. Но не с «Курска». Буй был иностранного производства.... Так говорят, так пишут. Неофициально.

Фото №6. Однотипная (из серии «Антей») АПЛ «Омск».

Могла ли сама конструкция корпуса «Курска» после деформации, вызванной взрывом внутри неё, образовать пробоину такой формы? Нет, не могла. По крайней мере в месте образования округлой пробоины нет ни одного такого конструктивного элемента, а обшивка лёгкого (наружного) корпуса выполнена из листов прорезиненного метала прямоугольной формы.

Так что же помешало версии с атакой на «Курск» иностранной торпеды окончательно сложиться в истинную причину гибели АПЛ «Курск»?

Ответ: те видимые повреждения, которые получила подлодка в месте пробоя по правому борту не соответствуют торпедной атаке боевой торпедой.

Фото №7. Пространство между лёгким и силовым корпусами «Курска», где должен был быть взрыв атакующей торпеды. Участок обшивки лёгкого корпуса с характерным отверстием демонтирован.

При атаке «Курска» торпедой даже кумулятивного типа (прожигающей обшивку), теоретически возможно образование округлой пробоины в лёгком (внешнем) корпусе подлодки. Но затем после прожигания внешнего корпуса, торпеда должна взорваться. И мы бы обязательно увидели в пространстве между лёгкой обшивкой и силовым корпусом «Курска» следы взрыва. Но их нет. Целы корпуса шахт крылатых ракет, оборваны, но не сметены мощным взрывом мелкие трубопроводы……

Сейсмические данные.

Взрыв на «Курске» зафиксировало большое количество сейсмических станций. Учёными западных стран была проведена скрупулёзная работа по диагностике сейсмических толчков, совпавших по времени с катастрофой в Баренцевом море.

Практически все, кто пишет по теме «Курска», ссылаются на эти исследования. Но никто, видимо, не ознакомился с оригиналом. В этом же исследовании будут проанализированы данные первоисточника. Здесь и далее ссылки на материалы исследований:

Some Practical Applications of FORENSIC SEISMOLOGY

J. David Rogers6 Geological Sciences & Engineering University of Missouri Rolla Missouri-

Фото №8. Карта расположения сейсмических лабораторий, зафиксировавших колебания земной поверхности от события на «Курске».

Keith D. Koper ,Department of Earth and Atmospheric Sciences

Фото №9. Данные тринадцати сейсмических лабораторий, зафиксировавших событие на АПЛ «Курск».

Фото №10. Вывод по мощности взрыва (взрывов) на АПЛ «Курск» (здесь и далее выделение шрифта красным цветом сделано авторами первоисточника).

Проведённый анализ показал, что основное событие на «Курске» однозначно идентифицируется как взрыв. Была определена и его мощность, вызвавшее колебания земли.

Таким образом, суммарная мощность взрывов во время основного события на «Курске» составляла около 5 тонн в тротиловом эквиваленте. Учитывая, что мощность взрывчатого вещества в современных торпедах превышает мощность тротила примерно в два раза, получается, что сдетонировало около 2,5 тонн взрывчатки в торпедном отсеке. И эта цифра, в принципе, согласуется со взрывом около 10 сдетонировавших торпед подлодки. Именно такое количество взорвавшихся торпед было определено по факту во время работ по подъёму «Курска». Для справки: боезаряд торпеды «ШКВАЛ» составляет около 210 кг.

А вот дальше…. Учёными-сейсмологами на основании сейсмограмм был проанализирован небольшой период времени, предшествующий основному событию на «Курске». И обнаружено, что за 135 секунд до мощного взрыва, приборы зафиксировали более слабый толчок. И это подтверждает, что на «Курске» первоначально произошёл взрыв одной неисправной торпеды, вызвавшей через 135 секунд детонацию и взрыв десятка торпед, окончательно разрушивших лодку.

За этот факт ухватилось и МО РФ. Ведь независимым исследованием отлично подтверждается версия военных о причине катастрофы.

Но давайте глубже проанализируем результаты и выводы зарубежных сейсмологов.

Фото №11. Два сейсмических толчка, предшествующих взрыву на «Курске».

Первое. В этом же исследовании показана наглядная картинка сейсмических сигналов, предшествующих основному событию (взрыву) на «Курске».

Таким образом, не один, а два толчка были зафиксированы приборами до основного взрыва.

Первый действительно произошёл за 135 секунд до основного события. Но после первого, слабого толчка примерно за 70 секунд до главного взрыва был второй слабый толчок. И почему- то западные специалисты его «не увидели».

Фото №12. Два толка, предшествующих основному взрыву.

Теперь рассмотрим подробнее два зафиксированных события, предшествующих основному взрыву на «Курске».

Как видно из сейсмограммы, первый толчок, произошедший за 135 секунд до основного взрыва, имеет несколько отличную структуру звуковых волн от второго толка, который произошёл примерно за 70 секунд до взрыва.

Фото №13. Оценка соотношения мощности основного взрыва и предшествующих событий, сделанная авторами первоисточника.

Второе. Специалистами-сейсмологами была произведена оценка мощности события, произошедшего до основного события (взрыва) на «Курске».

Как видим из научного отчёта, мощность небольшого события уступала мощности взрывов сдетонировавших торпед в 250 (!!!) раз. И если мощность взрывов 10 торпед была оценена в 5 тонн в тротиловом эквиваленте, то получается, что мощность слабых толчков до основного взрыва была по сумме ВСЕГО 20 кг(!!!). Но, как было показано выше, слабых толчков было два. Значит, при их примерной одинаковости, мощность каждого толчка (за 135 секунд и за 70 секунд до основного взрыва) была всего около 10 кг в тротиловом эквиваленте. И эта мощность никоим образом не может являться взрывом торпеды. И не случайно, в своих выводах зарубежные исследователи не идентифицировали природу этих предшествующих толчков. Они затруднились сказать определённо, что это тоже был взрыв. И указали, что события были только "очень быстрыми".

Они были грандиозного размаха,]с десятком военных кораблей, истребителейи подводных лодок. Среди них был Курск.… Его 24 ракеты "Гранит" с ядерными боеголовками снабжены
уникальной технологией самонаведения. Каждая из этих ракет превышает в 40 раз бомбу Хиросимы. В пятницу 11 августа 2000 г. первой задачей Курска было выпустить одну из этих ракет. Операция прошла удачно. У Курска также множество других торпед. Особенно торпеда-ракета "Шквал". Ни одна из стран не смогла еще разгадать ее секрет. Эти торпеды, созданные в России, способны с помощью системы суперкавитации, образовывая газовую оболочку вокруг нее, развивать колоссальную скорость. Более 500 км/ч под водой, тогда как скорость обычной торпеды не превышает 60 км/ч. Это грозное оружие скорее и стало причиной гибели Курска.

8 дней спустя после своего назначения Путин подписывает указ об аресте Эдмонда Поупа - американца, обвиненного в покупке секрета "Шквала". Суд над ним начинается в конце июля 2000 г. За две недели до катастрофы. Даже если Э.Поуп - бывший сотрудник ВМФ США стал бизнесменом, он все равно может быть источником информации для ЦРУ.

Э.Поуп: "Мы узнали о "Шквале" в программе обмена с Россией в 1995 году. Нам тогда сообщили, что существует торпеда, способная двигаться со скоростью 500 км/ч вод водой. Мы думали, что это невозможно. Но это действительно было так и с нами хотели работать, чтобы найти сбыт." Он Покупает часть чертежей при Ельцине. Тогда все можно было купить более или менее легально. "Меня арестовали только во время моей 27-й поездки в Россию" Э.Поуп был арестован в гостинице с секретными документами и в присутствии российского ученого Анатолия Бабкина - конструктора торпеды "Шквал"… Как и все суды над шпионами, он проходит при закрытых дверях. Поуп будет осужден на 20 лет колонии строгого режима. Он будет освобожден после 9 месячных переговоров между Россией и Америкой. Его арест перед маневрами является наиболее эффективным средством, чтобы лишить американцев информации о "Шквале".

Полученная малая часть информации об оружии Курскаобъясняет большое количество шпионских кораблей в этой зоне: 2 американские подводные лодки Мемфис и Толедо, британская атомная подлодка, судно с электрннным наблюдением НАТО, спутники и норвежское шпионское судно "Марьята". Важность этой зарубежной армады имеет определенную причину. Как заметит журнал "Sientific American", американские спецслужбы знают, что китайские официальные лица приглашены на эти маневры. В своей политике создания сильной России В.Путин продает оружие странам-врагам США, в то же время зная, что ему нужны США для развития экономики. Э.Поуп: "Я слышал от разных источников, что присутствовали 1 или 2 китайских официальных лица в качестве наблюдателей. Я знаю, что Китай уже покупал "Шквал". Раз китайцы присутствовали, значит Россия собиралась
им продать новую версию "Шквала". "

Э.Поуп: "Я слышал от разных источников, что присутствовали 1 или 2 китайских официальных лица в качестве наблюдателей. Я знаю, что Китай уже покупал "Шквал". Раз китайцы присутствовали, значит Россия собиралась им продать новую версию "Шквала". "

За этими престижными маневрами скрывается высоко стратегическая цель. В течение нескольких дней в маленьком периметре, где все шпионят друг за другом Китай, Россия и Америка могли развязать большой конфликт. В субботу 12 августа 2000 г.

В 8 ч 51 мин Курск сообщает крейсеру "Петр Великий", что собирается провести перископическое наблюдение с 18 метровой глубины, чтобы продемонстрировать свою новую торпеду. Почему командир решает прекратить радиосвязь, тогда как выстрел торпеды намечен только через 3 часа? Западные спутники сообщают, что многие российские корабли приближаются к Курску. Российские истрибители с атомными бомбами вылетают в зону маневров. Согласно международным соглашениям по стратегической безопасности НАТО должно было быть предупреждено. Верховное командование северного флота отказывается дать малейшее объяснение этих полетов. Некоторым подводникам дан приказ одеть защитный комбинезон. 11 часов 28 мин - Курск готов к выстрелу торпеды.

Происходит взрыв в торпедном отсеке субмарины.Объявлена тревога. Обнаружена первая пробоина. Почему, ведь стоило только нажать на одну кнопку, командир не дает команду наполнить воздухом балласты, чтобы моментально поднять Курск? Почему аварийный буй не был отправлен на поверхность? Даже наоборот, двигатели были пущены на максимальную скорость, будто Курск подвергся внешней атаке. 2 мин 15 сек спустя происходит второй взрыв. Ф.Рингвал, норвежский сейсмолог: "Второй взрыв был невероятно сильный, в 100 раз мощнее первого." Второй взрыв образовал огромную пробоину в носовой части субмарины. Курск тонет на глубине 108 метров в Баренцевом море. Подводники останавливают 2 атомных реактора. 23 морякам из 118 удается укрыться в последнем отсеке, снабженным аварийно-спасательным шлюзом.

Вместо того, чтобы приблизиться к Курску, адмирал Попов дает приказ кораблям удалиться. Затем он исчезает на несколько часов, чтобы вернуться на базу. В это же время российская сверхсекретная мини субмарина АС-15 осматривает Курск вместе с водолазами из спецотдела разведывательных служб. Эта информация будет оглашена только несколько месяцев спустя. У российского флота, как и всех флотов в мире, есть специалисты, способные работать на глубине до 200 метров. Почему они не будут участвовать в операции спасения? Эти вопросы, заданные в СМИ, останутся без ответа и будут засекречены.

Днем специальное судное в течение нескольких часов будет бросать подводные бомбы вокруг Курска. По официальной версии - чтобы призвать Курск к всплытию. По мнению международных специалистов - чтобы удалить чужие подводные лодки. Курск затонул на небольшой глубине для субмарин такого типа, которые проводят боевые учения. Он затонул так неглубоко, что его можно увидеть с поверхности. Чтобы хорошо понять, нужно представить Курск в вертикальном положении. Его задняя часть выступала бы на 50 метров над уровнем моря. Несмотря на все это, российский флот официально заявляет, что ему понадобилось 30 часов, чтобы найти Курск.

Неделю спустя, в Штаб-квартире наконец соглашаются на встречу с семьями. Телевидение показывает мать подводника, которая сильно окликивает вице-премьера Илью Клебанова. "Что вы дальше приняли? Сколько это может продолжаться? Они за 57 долларов там закрыты сейчас в консервной банке у нас… Зачем я его растила? Скажите, у вас есть дети? У вас нет наверно детей… Что он не поймет? Ничего они не понимают. Они зажравшиеся там все сидят. А у наших ничего нет, ни условий для жизни, ни для службы. Ничего!" Такое общественное выступление до сих пор было немыслимо в России. Медсестра подходит с обезболивающим уколом. "Надоело все это безобразие. У меня муж 25 лет отслужил. За что, за что, скажите? Для того, чтобы время похоронило там?! Нет, никогда в жизни я вам этого не прощу! Снимайте погоны! Вы за свои погоны боитесь. Снимайте их все сейчас. Лучше сейчас расстреливайтесь сами! Мы вам не дадим никакой жизни." Медсестра сразу же уходит. Когда женщина поворачивается, она видит одних военных, в руки которых она падает. Эта сцена будет вырезана из новостей на следующий день. Военные настойчиво просят удалиться журналистов из зала.

Неделя лжи, молчания и политической агитации властей будут мешать спасению экипажа. "11 стран НАТО предложили свою помощь России, но в Москве не считают необходимой международную помощь." Тем не менее, из Англии вылетает самолет, на борту которого усовершенствованная спасательная подлодка LR-5.

Адмирал Давид Рассел, командир флота Великобритании: "Вначале мы думали, что нам дадут возможность приземлиться в Североморске. К сожалению Россия не дала нам разрешения на вхождение в их воздушное пространство. Лучшим решением было бы поместить подлодку на Normand Pioneer." Из-за большой дистанции, норвежский спасательный корабль подойдет к Курску только через 7 дней. Норвегия также отправит другое судно: Seaway Eagle с английскими и норвежскими водолазами. В течение целой недели в России утверждают, что из-за плохой погоды, большого наклона подлодки и повреждений от взрыва невозможно
спасти подводников живыми. Д.Рассел: "Очень быстро мы поняли, что поступающая информация была ложной. Видимость была хорошей, море спокойное и положение подлодки хорошо доступно. Мы считали, что можем еще им помочь."

8 дней после аварии. После настаиваний семей и СМИ, В.Путин соглашается на зарубежную помощь. Сразу после прибытия, Normand Pioneer был помещен под наблюдение российским крейсером. Когда в свою очередь подойдут водолазы на Seaway Eagle, у них отберут мобильные телефоны, чтобы им было понятно, что они находятся под контролем. В России наверное знают, что среди них есть бывшие разведывательные агенты, и что они могут воспользоваться случаем, чтобы раздобыть секретную информацию. Несмотря на это, водолазам разрешили спуститься к спасательному люку, но запретили идти к носовой части,
там где был взрыв. Адмирал Эйнар Скорген, командир норвежского флота: "Наши водолазы быстро спустились. Мы увидели, что подлодка была действительно там, горизонтально, что там не было течения, и что люк аварийного шлюза позволяющий стыкование во время спасения, не был поврежден, как говорилось раньше." Норвежские и английские водолазы открывают люк за 25 минут, тогда как в России утверждали, что это невозможно. Они констатируют своей камерой, что Курск полностью заполнен водой, и что все подводники мертвы.

В СМИ рождается новая теория о том, что подводники не должны были выжить, чтобы не рассказать то, что будет потом засекречено. Слухи о трагедии растут, у всех своя версия. Некоторые даны СМИ, другие - военными, а еще другие - разными специалистами. Тем не менее, доминируют две версии. Первая - адмиралов, ответственных за маневры. Для них это может быть только ответственность американцев или англичан в столкновении или в выстреле торпеды. Э.Скорген: "Попов мне четко сказал: "Наши спецслужбы утверждают, что
было столкновение с зарубежной подлодкой". " Все зарубежные дипломаты опровергли присутствие своих подлодок в этой зоне. Тогда появляется вторая версия: случайный взрыв старой торпеды из пероксида водорода. Это опасное вещество не используется во всех флотах мира уже очень давно. Эта версия дает народу мысль о том, что военные хотят переложить свою ответственность на других.

12 дней после катастрофы. В.Путин назначает своего человека генпрокурора В.Устинова на это расследование. Устинов говорит, что склоняется к версии взрыва старой торпеды не смотря на то, что его расследование еще и не началось. Кажется невероятно, что старая 30 летняя торпеда была использована, чтобы похвастаться мощностью и технологией российского флота. Эта неофициальная версия быстро становится официальной. Однако ее опровергло множество моряков.

Но это единственная версия, позволяющая Путину отвести в сторону зарубеждную ответственность. В это же время "Петр Великий" сообщает, что спасательная команда обнаружила буй подлодки чужого типа. Вероятно, это был аварийный буй с подводной лодки Мемфис. Адмиралы утверждают, что видеоснимки Курска доказывают участие иностранной подлодки. При осмотре видны разрывы и отверстие в корпусе, и что металл вогнут вовнутрь. Только одно сильное столкновение, могло ли оно одно произвести столько повреждений? Только присутствие американских подлодок Мемфис и Толедо может объяснить эти пробоины на корпусе Курска. Но если американцы вмешались, возможно это потому, что они узнали о присутствии китайских официальных лиц на этих маневрах. Для Америки недопустимо, что Китай будет владеть "Шквалом". Американцы не могут его нейтрализовать и таким образом потерять морское превосходство в юго-восточной Азии.

Сомнения, молчание и постоянная ложь Путина и его аппарата создает мнение, что официальная версия была полностью сделана по дипломатическим причинам.
Расследование, проведенное в России, США, Великобритании и Норвегии позволило нам выработать гипотезу, правдоподобно разъясняющую эти события. Чтобы понять, нужно попробовать представить, что могло произойти 12 августа 2000 года. Утром, две американские подлодки наблюдают за Курском. Каждая из них получает по заданию. Для Мемфиса - дистанционное наблюдение. Для Толедо операция более деликатная - производить приближенные маневры вокруг Курска, чтобы Россия поняла, что Америка против этого представления. Но в этих неглубоких местах существует много мертвых зон для гидролокаторов, а также магнитные помехи, создающие высокую опасность для двух близконаходящихся подлодок. Это и объясняет, что Толедо, постоянно преграждая путь, столкнулся с Курском. Эта информация обязательно поступает на "Петр Великий", из-за чего объявляется тревога, дается приказ кораблям приблизиться к Курску, и вылетают истребители. Именно в этот момент адмирал Попов высаживает на берег китайских наблюдателей и связывается с главнокомандующими. Между Курском и Толедо разница в габаритах и мощности огромна, как будто столкновение было между маленькой лодкой и баржей. Толедо, получивший сильное повреждение, пытается поскорее уйти от Курска, а Мемфис его прикрыть. Но типичный подводный звук загрузки торпеды "Шквал" заставил испугаться, что по их собственной подлодке откроют огонь. "Шквал" настолько быстр, что у них не будет времени ни на уход, ни на всплытие. Командир Мемфиса мог тогда решить произвести защитный выстрел новой торпедой с обедненным ураном, МК-48. Торпеда взрывается внутри, выбрасывая множество зажигательных частиц. Этот взрыв не подверг Курск опасности. Командир дает приказ на простое заделывание бреши и тушение пожара. Никто не мог представить драматические последствия этого удара. Сила пожара спровоцировала дезинтеграцию "Шквала", находящегося на борту, взрывную мощь которого знают только в России.

Второй взрыв погубил Курск, но взрывной волной также повредил стреляющую подлодку. Российский флот пытается найти американскую подлодку. Он находит большие масляные пятна в нескольких милях от Курска. Адмирал Э.Скорген: "Два противоподлодочных самолета приблизились к нашим берегам. Очень близко к нашей границе и стали искать подводную лодку. Я позвонил Попову и спросил, что вы делаете? Он ответил, что они ищут подводную лодку, движущуюся вдоль нашего берега, скорее всего американскую, которая была повреждена." Из-за медленной скорости Мемфис обнаруживается. Чтобы дойти до военного норвежского порта в Бергене необходимо 2 дня. Мемфис дойдет за семь. Еженедельник "Версия" вместе с USNews публикуют спутниковые снимки Мемфиса на ремноте на норвежской базе. Норвегия опровергла дату этого снимка.

Несмотря на все это, в редакции "Версии"ФСБ проводит обыск. Это не помешает неделю спустя опубликовать еще один снимок американской подводной лодки, снятой норвежским журналистом. Тут же производится еще один обыск. Если эта фотография подтверждает ремонт Мемфиса, она также подтверждает, что Мемфис мало пострадал. Все, что видно - это
закрытое чехлом отверстие для выброса аварийного буя, который выбрасывается автоматически в случае неполадок. Но что случилось с Толедо? Американцы сделали все, чтобы российский ВМФ им не интересовался. На самом деле Мемфис послужил приманкой, что якобы сильно пострадал. Толедо в таком случае мог тогда спокойно уйти в США. Российские спецслужбы позднее узнают, что он был помещен в док в США. Американцы все время будут отказываться от проведения осмотра Толедо.

В этот период на сайте "Правды" на несколько часов появляется тревожная статья: "В субботу 12 августа произошел инцидент в Баренцевом море, который мог повлечь за собой начало 3-й мировой войны. В течение нескольких дней мир держался на волоске. И любое неверное политическое движение могло закончиться ядерными ударами. Игорь Сергеев, министр обороны, доложил президенту о произошедшем. Рассматривалась возможность о его немедленном возвращении в Москву. Но присутствие Путина в центральном командовании могло показать явную подготовку к войне со стороны России. Во время многих телефонных
переговоров Путин и Клинтон договорились о мирном решении дела." Предположение американского вмешательства, даже мотивированное присутствием китайских официальных лиц - неприемлемо. Это военное действие могло повлечь международный конфликт или возвращение к холодной войне.

Если гибель Курска произошла от американской торпеды, становится ясным молчание Путина. Ему надо найти версию, приемлемую как для российского, так и для мирового сообщества. Парадоксально, именно в этот момент, когда СМИ не дают ему покоя, Путин показывает свою значимость как главы государства, недоступного для давления со стороны общественного мнения, военной иерархии и СМИ. Он показывает способность на решение большого конфликта. Когда Путин наконец покинул свою летнюю резиденцию, он отправился на давно запланированную встречу с представителями церкви. Он упоминает гибель Курска. Ему, как новому президенту, необходимо получить поддержку православного духовенства. Даже несмотря на то, что в течение многих лет оно, в основном, управляется КГБ. Эта помощь ему необходима, так как он сталкивается с человеческой драмой, которая не может быть скрыта как в советский период. В первый раз после выборов рейтинг Путина упал на 10%. Он знает, что надо взять политическую инициативу. Он прилетает в Мурманск… Идет на встречу к семьям. Он встречается с женой командира Курска.

Из небольшого сюжета, снятого госканалом, видно в каком плачевном состоянии находится жилье командира одной из лучших субмарин России. Вечером Путин встречается с семьями. Собрание длится 3 часа, на нем присутствует лишь тот же гостелеканал и показывает только эти немногие фрагменты. Два немецких журналиста, которым удалось попасть в зал, дают ошеломляющий отчет этой встречи. Они указывают на то, что после выступления Путина, озвучившего свою версию, семьи моряков на протяжении 2.5 часов подвергали президента резкой критике, и дошло до того, что ему объявили, что он не достоин своего звания, а также потребовали увольнения многих адмиралов. Президент объявляет траур в РФ. Семьи отказываются от траура и категорически отказываются от сопровождения президента на место гибели Курска. Такая ситуация небывалая для России.

Через две недели после катастрофы, несмотря напервоначальные опровержения, американские спецслужбы допускают в NY Times, что одна из их подлодок, Мемфис, действительно находилась в зоне в целях наблюдения учений Курска. В это же время становится известно, что директор ЦРУ, Джорж Тенетт, секретно прибыл в москву через 3 дня после гибели Курска. Президенты Клинтон и Путин связываются по телефону. "Получит ли Россия компенсацию от Америки за потпленную субмарину?" Через несколько дней Америка аннулирует российский долг, одновременно она предоставляет заем в 10 миллиардов долларов.

Если гибель Курска произошла от американской торпеды, становится ясным молчание Путина. Ему надо найти версию, приемлемую как для российского, так и для мирового сообщества. Парадоксально, именно в этот момент, когда СМИ не дают ему покоя, Путин показывает свою значимость как главы государства, недоступного для давления со стороны общественного мнения, военной иерархии и СМИ. Он показывает способность на решение большого конфликта. Когда Путин наконец покинул свою летнюю резиденцию, он отправился на давно запланированную встречу с представителями церкви. Он упоминает гибель Курска. Ему, как новому президенту, необходимо получить поддержку православного духовенства. Даже несмотря на то, что в течение многих лет оно, в основном, управляется КГБ. Эта помощь ему
необходима, так как он сталкивается с человеческой драмой, которая не может быть скрыта как в советский период. В первый раз после выборов рейтинг Путина упал на 10%. Он знает, что надо взять политическую инициативу. Он прилетает в Мурманск… Идет на встречу к семьям. Он встречается с женой командира Курска. Из небольшого сюжета, снятого госканалом, видно в каком плачевном состоянии находится жилье командира одной из лучших субмарин России. Вечером Путин встречается с семьями. Собрание длится 3 часа, на нем присутствует лишь тот же гостелеканал и показывает только эти немногие фрагменты. Два немецких журналиста, которым удалось попасть в зал, дают ошеломляющий отчет этой встречи. Они указывают на то, что после выступления Путина, озвучившего свою версию, семьи моряков на протяжении 2.5 часов подвергали президента резкой критике, и дошло
до того, что ему объявили, что он не достоин своего звания, а также потребовали увольнения многих адмиралов. Президент объявляет траур в РФ. Семьи отказываются от траура и категорически отказываются от сопровождения президента на место гибели Курска. Такая ситуация небывалая для России.

Впервые в истории России семьи получат денежную компенсацию. В среднем они получили 25-35 тысяч евро. Суммы настолько большие, что некоторые семьи, считают, что их покупают, чтобы те не подали в суд на государство. Эту атмосферу недоверия вокруг гибели Курска и его экипажа, Путин представляет как последствие ослабления власти. Для восстановления доверия нации ему нужен полный контроль над армией, СМИ и политиками. Он сразу же принимает конкретные меры.

После того, как Путин назначил В.Устинована ведение судебного следствия, он также подключает к этому делу главу ФСБ Николая Патрушева. Устинов по указанию Путина ведет в это же время судебные следствия против медиа-магнатов. Владимир Гусинский уже в изгнании и Борис Березовский следующий на уничтожение.

В желании успокоить обстановку Путин решает поднять тела. Операция предоставлена американской фирме "Халлибартон", которой руководит Дик Чейни, будущий вице-президент США. Удалось обнаружить и поднять наверх тела 4-х подводников. Один из них опознан. Это командир турбинной группы Колесников. Борис Кузнецов, адвокат семей: "Там были обнаружены 3 записки. Две из них - это записка Колесникова и записка Садиленко. Они датированы. Из этих записок было известно, что после взрыва подводники в 7 и 8 отсеках оставались там живыми какое-то время (2.5 дня)" В ЗАПИСКЕ БЫЛО НАПИСАНО: "НАС УБИЛИ". Только часть этой записки была показана СМИ. Другие страницы - засекречены. Только 12 тел было поднято. Другие остаются внутри Курска в ожидании положительного решения на поднятие субмарины.

Журналистке московской газеты "Жизнь"удалось получить сведения от судмедэксперта Игоря Грязнова. Он утверждает, что в карманах Дмитрия Колесникова была найдена еще одна записка, написанная через 3 дня после аварии. Она написана для главнокомандующих и содержит информацию о гибели Курска. Судмедэксперт утверждал, что вице-адмирал Моцак настойчиво просил об этом молчать. Содержание этого письма так никогда и не будет опубликовано. Эти открытия еще раз подтверждают, что власти намеренно оставили экипаж Курска погибать.

Путин решает поднять Курск вместе с телами подводников. Тайна гибели Курска хорошо охраняется. Правительство нашло выход из ситуации поднятием субмарины, которое скроет причину трагедии и в то же время покажет желание Путина быть открытым. Подряд на поднятие лодки получила голландская фирма "Мамут". Она была единственной, которая отказалась поднимать торпедный отсек. Все российские и зарубежные проекты, которые предлагали поднять Курск целиком, систематически отклонялись. Носовая часть субмарины будет отрезана и оставлена на дне. Одновременно избегая открытия того, что не должно быть раскрыто.

В отличие от того, что произошло во время трагедии, поднятие Курска совсем другой пример коммуникабельности властей. Вся пресса приглашена на эту операцию с оплаченными поездками и гостиницами. Созданы интернет сайты, зал для пресс-конференции и разные показы. 4 месяца спустя поднятие было завершено. Курск должен будет поставлен в док судоремонтного завода в Росляково. Семьи, живущие в этой закрытой военной базе испугались. Они знают, что реакторы Курска того же типа, что и в Чернобыле и совсем не доверяют начальникам. Население скупает йод во всех аптеках. В школах раздаются противогазы, на крайний случай подготовлены автобусы. Те, кто могут, отправляют своих детей за город.

При церемонии вручения наград погибших моряков, Надежда Тылик неожиданно выступила. Это ее год назад вынудили замолчать обезболивающим уколом. "Хочется, чтобы повзрослев, дети погибших знали, что их отцы погибли из-за халатности, разгильдяйства и бездушия высоких, великих людей мира. Мне искренне жаль тех людей, которых заставили врать… Им придется нести в душе большой, великий грех. И покайтесь, пока еще не поздно."

Октябрь 2001 года. Голландская баржа поставила Курск в док. Постепенно становится виден двуглавый орел - царский герб, который был выбран для Курска. Прокурор Устинов, следователи и судмедэксперты поднимаются на борт. "А что значит это отверстие в правом боку подводной лодки?"… Эта правая сторона Курска с пробоиной будет быстро запрещена для съемок. Почему? Только несколько военных знают секрет новой американской торпеды. Один из них нам конфеденциально объяснил, что это отверстие - подпись торпеды МК-48.

Несколько дней спустя следователи говорят о том, что найден в хорошем состоянии один из аппаратов, записывающих технические данные. После анализа Игорь Баранов (конструктор Курска) объяснит, что этот аппарат не был включен во время аварии, и что нет никаких данных в момент взрыва.

Один из следователей найдет тело одного офицера перед сейфом с ключом в руке. Это в этом сейфе хранятся коды, позволяющие запуск ядерных ракет "Гранит". Только 6 из 24 ракет похоже были немного повреждены. Они отправлены на секретный судоремонтный завод "Нерпа" для уничтожения. Некоторые специалисты утверждают, что изъятие этих ракет и было главной целью операции по поднятию Курска. Россия не могла дать зарубежному флоту, а тем более террористическим организациям возможность взять эти ракеты. Нужно было дождаться этой операции, чтобы наконец признались в том, что Курск имел на борту ядерные боеголовки.

Все это время семьи ожидают заключение расследования генпрокурора Устинова. Тела всех моряков были извлечены из Курска и вскрыты. Устинов хочет минимизировать ответственность Путина, который долго не давал согласия для зарубежной помощи. Он утверждает, что мощность взрыва и пожара на борту погубила большую часть экипажа. Но из 118 моряков всего лишь 3 тела, которые находились в торпедном отсеке, не могут быть опознаны, доказывая, что только они мгновенно погибли.

Систематические ограничения СМИ не дают им возможностьнапомнить про ответственность Америки, России и Китая. И результаты видны. Рейтинг президента поднялся на 20% после его встречи с семьями и после поднятия тел. Но Путин рассержен на адмиралов, которые открыто обвиняли Америку. На волне своей популярности он отправляет в отставку около десяти представителей командования, в их числе Попов и Моцак, настаивая на том, что никто из них не несет прямую ответственность за катастрофу. Обоих адмиралов аккуратно сместили с должности. В.Путин наводит порядок в политическом аппарате. Илья Клебанов,
вице-премьер, снят со своей должности, также как министр обороны игорь Сергеев и министр внутренних дел. Все члены правительства, которые поддерживали версию участия Америки в трагедии Курска, терпят грозы президента. США отныне отмыты от всех подозрений. Россия теперь может открыто сближаться с Америкой.

Эдмонд Поуп: "Судя по этим документам становится ясно, что канадское правительство активно обсуждало с Российским правительством покупку торпеды
"Шквал". Это очень деликатное обсуждение. Настолько деликатное, что с российской стороны полномочным представителем был лично В.Путин. Российский ВМФ ничего об этом не знал." Продавая это оружие Канаде, Путин знает, что его
получит США. Несмотря на то, что президент арестовал Поупа за шпионаж
"Шквала", он хочет лично установить равновесие между 2 странами, замешанными в трагедии Курска - Китаем и США.

Официальные заключения прокурорва Устинова наконец готовы. Они начинаются так: "Катастрофа произошла в 11 часов 28 минут 26.5 секунды по московскому
времени из-за взрыва учебной торпеды и дальнейшего развития взрывного процесса в боевых зарядных отделениях торпед, находившихся в первом отсеке АПРК "Курск" и так далее..." За этим следует отчет в 2000 страниц, который заканчивается отсутствием состава преступления.
_________________
Смерть стоит того, чтобы жить. А любовь стоит того, чтобы ждать. ©В.Цой

Август - черный месяц для российского военно-морского флота. 12 августа 2000 года погибла атомная подлодка "Курск", 30 августа 2003 года в Баренцевом море затонула АПЛ "К-159", 7 августа 2005 года чуть не погиб у берегов Камчатки батискаф "АС-28"… Вокруг погибшего 16 лет назад "Курска" до сих пор бушуют страсти: как такое вообще могло произойти?

В свое время "Правда.Ру" была одним из первых (если не первым) из российских изданий, которое уже через год после трагедии опубликовало самую кошмарную версию гибели подводного ракетоносца. Группа российских ученых-"концептуалов" полагала, что нашу подлодку погубило боевое столкновение с иностранной, предположительно, американской, субмариной. Говорят, эта записка легла на столы первых лиц страны… Правда, ответ на нее до сих пор так и не появился. И по сей день эта версия полностью не опровергнута.

Напомним, К-141 "Курск" - российский атомный подводный ракетоносный крейсер проекта 949А "Антей". Заложен на северодвинской верфи "Севмаш" в 1992 году, принят в эксплуатацию 30 декабря 1994 года. С 1995 по 2000 годы "Курск" служил в составе Северного флота России, пункт базирования - Видяево. Затонул в Баренцевом море в 175 километрах от Североморска на глубине 108 метров в результате катастрофы, произошедшей 12 августа 2000 года. Все 118 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли. По количеству погибших авария стала второй в послевоенной истории отечественного подводного флота после взрыва боезапаса на подлодке Б-37.

Сразу после катастрофы несколько адмиралов и официальных лиц утверждали, что "Курск" был торпедирован американской подводной лодкой. Затем эта версия стала замалчиваться в пользу официальной версии. Адмиралам как бы приказали замолкнуть.

Однако режиссер Жан-Мишель Карре в своем фильме "Курск. Подводная лодка в мутной воде", который был показан 7 января 2005 на французском телевидении, утверждает, что "Курск" был торпедирован американской подводной лодкой "Мемфис". Согласно его версии, "Курск" выполнял показательный выстрел новой торпеды "Шквал", эти испытания наблюдались двумя американскими подводными лодками - "Мемфис" и "Толедо".

Тут ничего непривычного нет - обычно и российские, и натовские подводники наблюдают друг за другом как во время учений, так и в ходе обычных мероприятий боевой подготовки. Это и понятно - как лучше научить подводников боевому мастерству? Правда, делается это на безопасных дистанциях.

А вот "Толедо" шел на опасной близости под прикрытием "Мемфиса", который находился "в тени". В какой-то момент "Курск" и "Толедо" столкнулись, (видеозапись лежащего на дне "Курска" показывает длинные разрывы на его корпусе) и, чтобы предотвратить выстрел "Курска" в "Толедо" (предполагается, что было услышано открытие трубы торпедного аппарата "Курска"), "Мемфис" открыл огонь торпедой Mk-48 по "Курску". Этой же версии до сих пор придерживаются и некоторые российские отставные военные в больших чинах…

По-видимому, если мы и узнаем правду, то очень нескоро. Так или иначе, "Курск" был, самой "неудобной" российской подлодкой для американского флота. Еще бы - за год до гибели наш подводный ракетоносец поставил на уши все НАТО!

В августе-октябре 1999 года корабль, который в НАТО называли "убийцей авианосцев", участвовал в автономном походе в Атлантический океан и Средиземное море, перед этим выполнив на "отлично" ракетные стрельбы на приз главкома ВМФ России.

Корабль скрытно прорвался в Средиземное море через Гибралтар. "Это был не прорыв, а песня!", - так комментировал действия "Курска" тогдашний командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Алексеевич Попов, с которым автору этих строк довелось быть знакомым лично.

"Курск" вел скрытное наблюдение за группировкой Шестого флота ВМС США в Средиземном море, включавшего авианосец "Теодор Рузвельт", с которого самолеты наносили удары по Сербии во время операции НАТО против Югославии. За время средиземноморского похода "Курск" отработал пять условных атак по реальным целям. По итогам похода 72 члена экипажа были представлены к правительственным наградам. По сути, наш "Курск" прикрывал многострадальную Югославию!

Внезапное появление в Средиземном море новейшего "убийцы авианосцев" вызвало панику в рядах флота США. К поискам "Курска" были привлечены противолодочные силы всех средиземноморских стран НАТО…

Тем не менее, К-141 так же внезапно исчезает, как и появилась, нанеся сокрушительный удар по американскому самолюбию. Представьте себе - русские ведут себя, как настоящие невидимки!

Сразу несколько начальников, включая командующего противолодочной обороной Гибралтарской зоны, лишаются своих должностей, а "Курск" и его командир, фактически, возводятся в ранг "личных врагов Америки". Командир АПЛ капитан первого ранга Геннадий Лячин был представлен к званию героя России. Но получить заслуженную награду просто не успел - слишком долго ходят бумаги по береговым кадровым службам…

В Баренцевом море у американцев нет больше выхода и они рискуют, пытаясь сорвать запуск русской торпеды на глазах китайских офицеров.

Небольшой по сравнению с русским «Курском» американский «Толедо» маневрирует вокруг российского корабля заслоняя видимость. Американский «Мемфис» также следит за всем на радаре на некотором расстоянии.

В 11 часов 28 мин. «Курск» был готов к запуску «Шквала».
«Толедо» приблизился к нему на опасное расстояние, произошло столкновение.
Тогда у россиян и американцев больше не выдерживают нервы. Гидролокатор «Мемфиса» регистрирует звук открытия торпедного люка «Курска». Чтобы предотвратить затопление «Толедо» торпедой «Шквал», капитан, «Мемфиса» выпускает торпеду Mk48 (Марк 48).




Судьба «Курска» уже решена. Американская торпеда пробивает корпус корабля в задней части торпедного отсека, в непосредственной близости от командирского мостика. Это приводит к взрыву и зажиганию урана, возникает пожар. Огонь добрался к остальным 24 торпедам.
Через 2 минуты и 15 секунд от удара Mk48 происходит огромный взрыв в торпедном отсеке. Уничтоженный «Курск» идёт на дно.
(Я видел этот канадский документальный фильм: там было сказано, что американская торпеда МК48 спроектирована таким образом, что всегда поражает капитанский мостик вражеской подлодки. Она пробивает корпус и затем взрывается внутри корабля, уничтожая его командный состав - прим. Сосипатра Изрыгайлова)






Сила взрыва была настолько велика, что его зафиксировали даже норвежские сейсмические станции.
Ударная волна повредила также «Мемфис», выбросив из него спасательный буй.
Россияне были уверены, что «Курск» затопил «американец», который, тем временем, сбежал в сторону Норвегии. Там он потом был обнаружен спутниками в ремонтном доке.

Побег «Мемфиса» — это лишь манёвр, чтобы отвлечь внимание от «Толедо», который с повреждениями после столкновения с «Курском» убегал в США.
Пока русские об этом не знали, адмирал Попов отдал приказ покинуть место крушения, а сам вместе с китайскими офицерами вернулся на берег под Мурманском, откуда подал рапорт в Генштаб.

Генерал Корабельников отдаёт приказ о поисковой операции капитану подводной лодки АС-15. Тот быстро находит лодку, но все убеждены, что экипаж не выжил.
На борту, однако, находятся 23 ядерные ракеты П-700 Гранит (одну «Курск» днём раньше выпустил в направлении мнимого противника).
Чтобы не допустить захвата корабля и его ракет чужими боевыми единицами, адмирал Попов приказал систематически бомбардировать лодки глубоководными минами.

«Мы были убеждены, что произошло столкновение с иностранным судном, а взрыв в торпедном отсеке произошёл в результате столкновения с дном, — говорит подполковник Андрей.
— Американцы, однако, сразу же признались, что действительно произошло, отправив к нам Тенета с секретной миссией. Это был шок. Только благодаря Путину не было ядерной контратаки, хотя многие адмиралы до сих пор бросают ему серьёзные упрёки, что надо было отвечать, а не торговаться».



Затирание следов

Тенет признаёт, что «Мемфис» в панике, первым открыл огонь. Американцы и россияне ищут выхода из кризисной ситуации. Путин, который был тогда президентом менее чем полгода, решается на спираль лжи.

Власти сначала уверяли, что «Курск» погиб в воскресенье, а не в субботу, что никто не выжил из-за взрыва и пожара, что на борту судна не было ядерного оружия.
Не было ни слова об иностранных кораблях в Баренцевом море; о блокированных в девятом отсеке 23-х моряках, которых можно было спасти; о ядерной угрозе; о включённых на полную мощность как во время атаки двигателях «Курска».

Несколько русских адмиралов, которые пытались представить, иную чем официальная версию событий, были уволены со службы...

А официальная (лживая) версия гласит, что на борте «Курска» была утечка топлива из одной 30-летней учебной торпеды ПВ 65-76 «Кит»:

Адмирал Валерий Рязанцев, возглавлявший правительственную комиссию по расследованию причин катастрофы, утверждает, что торпеды «Кит» плохо использовались. «Пока они перед учениями лежали спокойно на складе, ничего плохого с ними не происходило, — утверждал адмирал. — Но переход в состояние боевой готовности требовал от экипажа соответствующей подготовки и предохранение торпед, чего не произошло. Экипаж совершил ошибку, которая стоила жизни 118 подводникам».

По его версии в торпедах, среди прочего, не были обеспечены клапаны с сжатом воздухом. Хуже того, экипаж первого торпедного отсека не закрыл вентиляционные люки, ведущие ко второму торпедному отсеку. Когда произошёл взрыв торпеды в первом отсеке, ударная волна проникла через клапаны в соседний отсек.

«К-141 «Курск», с затопленным первым отсеком и серьёзно повреждённым вторым, ударился обо дно со скоростью три узла под углом 40-42 градуса, что привело к разрушению торпедных аппаратов 1, 3, 5 и 6, и взрыву находящихся в них торпед», — говорится в окончательном отчёте Рязанцева. Командование Военно-морского флота объясняло, что использование старых торпед на ультрасовременной подводной лодке было продиктовано экономическими соображениями.



Часть материалов исследования была засекречена. Доступ к обломкам «Курска» после подъёма был ограничен.
С правой стороны видна, однако, чёткая, очень протяжённая вмятина — след после удара торпеды Mk48. После подъёма лодка с этой стороны была сфотографирована только один раз.
После извлечения останков 118 членов экипажа, «Курск» был очень быстро утилизирован.
Пощадили только командирский мостик, который три года назад стал частью памятника погибшим морякам.

«Американский след» был удалён из списка официальных версий.
После второго визита главы ЦРУ Тенета в Москву, США аннулируют российский долг и дают Москве долгосрочный кредит в размере 10 миллиардов долларов.

Дело «Курска» было официально закрыто. Любые попытки получить комментарии в пресс-службе русской военной разведки, Генштабе или Министерстве иностранных дел кончались неудачей: «Нам это не известно, ничего подобного мы не можем подтвердить».

Как утверждает Лилия Шевцова из Московского центра Карнеги, для Путина самым важным было тогда поддержание хороших отношений с Соединенными Штатами...

Статьи по теме: