Чучело дедушка лены. Сочинение по «Чучело» В.Железникова

  1. внучка Лена — внучка приехала в небольшой городок, чтобы жить с дедушкой.
  2. дедушка Николай Николаевич -живет коллекционированием и все сбережения тратит на картины. Его мечта открыть музей. Когда-то его прадед был крепостным художником, и он решил найти и собрать все картины прадеда. В городке его называют «заплаточник». Он все время ходит в старом, поношенном пальто.

«Я, Чучело» — это же так весело

Лена приходит учиться в новый класс. Класс встречает новенькую насмешками. А когда дети узнают, что она «Заплаточнику» родная внучка, то ее начинают называть Чучелом. Девочка думает, что это такая шутка и что всем весело. Поэтому она тоже смеется над собой.

В классе есть сплоченная группа. Лидером этой группы является Миронова. У девочки сильная воля и она очень принципиальная. За это ее прозвали Железная кнопка. Миронова беспощадна к тем, кто, как она считает, поступает малодушно. Валя (мальчик) также входит в эту компанию.

Он считает, что в жизни нет ничего важнее денег. Их можно добывать, используя любые средства. Лохматый — самый сильный мальчик группы. Он верит только в физическое воздействие. Есть в группе и тот, над кем все смеются. Его так и зовут «Рыжий». Мальчик, действительно, рыжий. Шмакова — признанная красавица класса. Ее главные черты — изворотливость, хитрость и кокетство. Она окружает себя «рабами». Главный ее «раб» — Попов. Он верзила и недалекий человек.

Дима Сомов также гулял с этой компанией. Но он не был подчинен Мироновой. Будучи самым умным в классе, он старался держаться независимо. Шмакова, как не хотела, не могла его сделать своим «рабом». С ним и села Лена Бессольцева. Он ей сразу понравился. А еще Димка сразу заступился за Лену. Настоящий рыцарь. У ребят была классная руководительница. Ее звали Маргарита Ивановна. Женщина была занята своими личными делами и собиралась замуж. Ей некогда было вникать в детские проблемы.

В Москву, в Москву

Маргарита Ивановна сказала, что на каникулах есть возможность поехать в Москву всем классом. Дима Сомов предложил, что они не возьмут деньги у родителей, а заработают их самостоятельно. Идея всем понравилась. Класс дружно отправился на сбор яблок, дети подметали улицы и ходили на местную фабрику, где клеили игрушки.

Сомов купался в лучах славы. Он нашел большую копилку, куда ребята складывали все деньги, которые удавалось заработать. Бессольцеву допустили до группы и она стала дружить с Димой.

На фабрике с Леной произошел неприятный случай. Она решила примерить на себя голову зайца. Одноклассники также надели на себя звериные морды и окружили наивную Бессольцеву. Ей стало очень страшно. Дима ее спас всех прогнал.

Дима и Лена гуляли и увидели Вальку, который занят был отвратительным делом. Он за рубль сдавал на живодерню бродячих собак. Сомов отобрал несчастное животное у маленького мерзавца и пригрозил, что всем расскажет о том, чем он промышляет. За живодера вступился его брат.

Он был старше ребят и уже успел отслужить в армии. Лена неожиданно поняла, что Дима, про которого она думала, что он никого не боится, сильно перепугался. Его лицо от страха буквально было «перевернуто».

Скоро пришла осень. Копилку уже можно было разбивать. По расписанию в классе должен быть урок физики. Дети пришли на него и увидели, что на доске написано о замене физики на литературу. Дима сказал всем, что им нужно идти в детский сад, чтобы выполнить шефскую работу. Ребята не захотели работать бесплатно. Валька кричал громче всех.

Сомов решил, что он расскажет про этого живодера всем. Ему помешал Валькин брат, неожиданно вошедший в класс. Дима снова испугался его угроз. А потом брат Вальки взял тряпку и перед тем как удалиться, с доски стер надпись о замене уроков. Все решили, что теперь они свободны и убежали в кино.

Шмакова и ее «раб» Попов остались в классе. Лена, выйдя из школы, поранила коленку. Это заставило ее вернуться, чтобы посетить медпункт. Дима забыл копилку и вернулся в класс, чтобы ее забрать. Тут и пришла Маргарита Ивановна. Она была поражена, что на урок никто не пришел.

А Диму она назвала трусом. Тогда мальчишка решил рассказать ей правду. Шмакова, Попов (под партой) и Лена (за дверью) все слышали. Лена думала, что Дима ей все расскажет. Он молчал. Шмакова тоже промолчит.

На утро школа наполнилась радостными детьми. Всем хотелось в Москву. Маргарита Ивановна заявила, что для 6-го класса экскурсии не будет. Так их решили наказать за срыв урока литературы.

Классному руководителю был за этот случай объявлен выговор. Но ее в столицу отпустили. У нее там жил жених. Все начали возмущаться, Маргарита Ивановна в сердцах выскочила из кабинета и грохнула на пол копилку. Деньги решили разделить.

Чучелу объявляется бойкот

Железная Кнопка решила выяснить, кто предал класс. Она решила, что это Дима, который вернулся, чтобы забрать копилку. Мальчик очень был испуган. Лена ждала, что он скажет как все было.

Напряжение в классе нарастало. И тогда, видя как страшно Диме, Лена решила принять удар на себя. Не поверил в это только Васильев. Все остальные, во главе с Мироновой, объявили бойкот Бессольцевой. Классная слышала слово «бойкот». Но ей было некогда вникать в суть. Ее в Москве ждала встреча с женихом.

Класс начал травить девочку. Ее начали гонять и унижать. Когда Дима попытался за нее заступиться, то ему тоже объявили бойкот. Чучело, по-другому ее уже не называли.

Лена рассказала Диме, что она все слышала и поэтому взяла вину на себя. Мальчик пообещал ей, что признается. Но ему не хватало смелости. Шмакова задумала свою игру и велела Попову молчать.

Дедушка, когда девочка подстриглась наголо, поразился ее сходству с той девочкой, которую на картине изобразил прадед. Увлеченный своими делами, Николай Николаевич не понял, что происходит с его внучкой.

А ведь ее пугали медвежьей головой. Когда старик сдернул маску, то оказалось, что под ней Дима. Лена очень переживала, что это его заставили. А дед никакой травли не заметил.

Когда затравленная Лена, в испачканном платье, шла домой, то решила заглянуть к Диме. У него была вся компания. И никто его не пытал. Сидели, смотрели телевизор. Пили чай. Лена начала понимать, что Дима не признается никогда.

Наступил новый нерадостный день. Лена выстирала платье и хотела его повесить. Она была во дворе. Пришел Дима и неожиданно сказал, что он подлый трус. И если она потерпит немного, то он всем расскажет правду. А потом он Лену поцеловал. Валька все видел. Он украл платье и убежал.

Сцена закончилась в сарае. Здесь все собрались. Димка, как бы в шутку, признался. Все обрадовались. Теперь он будет объектом травли. Сомову пришлось еще раз сделать вид, что он пошутил.

Не надо никого бояться

Снова девочка его спасла. Она опять все взяла на себя. А мальчик трусливо промолчал. Когда Лене не отдавали платье и играли с ним, передавая друг другу, Дима тоже перекинул платье, не отдав ей. Тогда она подошла и ударила его по лицу. Тогда все решили, что Чучело надо сжечь.

Ребята нашли где-то чучело на палке. На него надели платье Лены, написали табличку «Чучело предатель» и Диму заставили поджечь. Лена бросилась тушить платье, как будто горела она сама. И в душе девочки произошла перемена. Больше она никого не боялась.

«Чучело, прости нас!»

Приехала учительница с мужем. Она даже не вспомнила это страшное слово «бойкот». Пока девочка все рассказывала дедушке, у Сомова все веселились. Бессольцевы собрались уезжать.

Васильев узнал об этом и обвинил Лену в том, что она струсила. Лена остригла волосы наголо, одела прожженное платье и, действительно похожая на чучело, пришла в дом, где все веселились. Она всем сказала, что она о них думает, гордо развернулась и ушла.

Компании стало не до веселья. Все разошлись. Остались Шмакова и Попов. И тут девочка все выложила Диме о том, что они тоже находились в классе, когда он признавался, что все ушли в кино.

Шмакова все точно рассчитала. Теперь Дима Сомов, красивый и умный, станет ее верным рабом. Попов не смог перенести такое предательство. Он, вне себя от услышанного и увиденного, все рассказал Железной Кнопке.

Николай Николаевич принял решение, что они с внучкой должны уехать из городка. Все картины он решил отдать местному музею. Бесплатно. Лена пришла на пристань и увидела, как знакомая ей компания гонит другого изгоя — Диму Сомова. Мальчик в страхе убегал, прижимаясь к забору.

Бессольцева вернулась в класс. Ее встретили с долей дружелюбия. Когда пришла Маргарита Ивановна, то бойкот объявили уже Сомову. Лена не стала в этом участвовать. Учительница с восторгом рассказала о поступке Бессольцева. Все так и ахнули.

А в это время дедушка вошел в класс. Он решил подарить школе картину «Машка», на ней была очень похожая на Лену их дальняя родственница. Раньше он хотел оставить эту картину себе, а теперь передумал.

И никому больше не захотелось устроить бойкот. И на доске большими буквами написали: «Чучело, прости нас!».

Тест по произведению Чучело

Делитесь своими результатами в комментариях!!!


Повесть «Чучело» Краткое содержание

Почти 40 лет назад в стране Советов свет увидела шокирующая своим содержанием повесть Владимира Железникова «Чучело». Действия, описанные автором, шли в разрез с общественными стереотипами о порядочности юных пионеров и рассказали без прикрас как обычный класс школьников безжалостно гнобил новенькую девочку.

Краткий пересказ сюжета повести «Чучело»

В обычной школе появляется новенькая - Лена Бессольцева. Класс плохо принимает девочку, её считают чудаковатой, как и её деда, который известен на весь городок. Николай Васильевич Бессольцев посвятил свою жизнь коллекционированию картин, он тратит на них всё заработанное и живёт, как бедняк. За потрёпанную одежду его прозвали «Заплаточником».

«Странная» новенькая открытый и дружелюбный ребёнок, но одета не лучше деда. Одноклассники без тени смущения обзывают её «Чучело» и открыто насмехаются над ней. Почти все. Диме, любимчику учителей и девчонок, в отличие от остальных Лена нравится. Между ними разгорается нежная дружба.

Но всё заканчивается, не успев начаться. Класс вместо урока отправляется в кино. Дима «раскалывается» под напором классной руководительницы и сознаётся, где пропадали учащиеся. Школьников наказывают, отменив давно запланированную экскурсию в Москву. Ребята пытаясь выяснить кто предал класс, обвиняют в своих бедах чучело. Лена случайно слышала, разговор между учительницей и Димой, но молчит. Она надеется, что новый друг не даст её в обиду и честно признается в предательстве. Но Дима не готов терять свой авторитет.

Лене объявлен бойкот. Травля с каждым днём всё невыносимей. В конце концов, правда открывается и жестокие одноклассники чувствуют свою вину. Они бы рады всё исправить, но поздно - Бессольцевы уезжают из города.

Список и краткая характеристика героев повести Владимира Железникова «Чучело»

Герои повести - это учащиеся шестого класса «А» в обычной средней школе 80-х годов. У каждого из них уже складывается характер, каждый имеет собственное мнение, взгляды на окружающий мир и неповторимую судьбу:

  • Лена Бессольцева — главная героиня повести «Чучело». Открытая для общения, доверчивая и добрая девочка. Она новенькая в классе. Лена пытается приспособиться к коллективу, но не умея постоять за себя в полной мере, смеётся над шутками в свой адрес вместе с обидчиками и так теряет шанс заслужить уважение ребят.
  • Миронова или Железная Кнопка — девочка-лидер с характером бойца. Принципиальная, озлобленная, властолюбивая героиня. Постоянна занята поиском справедливости, но её справедливость скорее «личное мнение», чем правда. Живёт под девизом: «вижу цель, не вижу препятствий».
  • Дима Сомов — сынок из обеспеченной семьи. Хорош внешне, любим в кругу учителей, мечта девчонок. Дима некоторое время изображает из себя благородного защитника новенькой, но будучи малодушным трусом быстро покажет себя во всей красе.
  • Васильев — один из одноклассников лены. Участия в травле девочки не принимал, но и заступиться за неё ввиду своей слабохарактерности не мог.
  • Шмакова — главная красавица в классе. Любит окружать себя поклонниками. В душе пуста и неинтересна.
  • Попов — «подкаблучник» и «раб» избалованной Шмаковой, готовый ради неё на всё.
  • Валя — корыстный и безжалостный мальчишка. Занимается отловом бездомных собак, сдаёт их на живодёрню в обмен на деньги. Ничего не боится за счёт своего старшего брата. Главная ценность - деньги.
  • Марина — девочка из неполной семьи. Скучает по отцу и конфликтует с матерью. Свою тоску вымещает на окружающих людях.

Кроме детей в повести присутствуют и «взрослые» персонажи:

  • Николай Николаевич Бессольцев — дедушка главной героини. Мягкий характером, добрый человек. Занимается коллекционированием картин. За поношенные вещи прослыл в городе «Заплаточником».
  • Маргарита Ивановна Кузьмина — классная руководительница в 6 «А». Добрая женщина, предпочитающая многого не замечать.
  • Тётя Клава — мама Марины. Парикмахер.

Краткое содержание повести Владимира Железникова «Чучело» по главам

Глава 1. Знакомство с Леной

Девочка шестиклассница бежит по улицам провинциального городка домой к деду, она мысленно обращается к нему, умоляя о срочном переезде.

Глава 2. Николай Николаевич Бессольцев - странный коллекционер

Автор рассказывает о роде Бессольцевых. Николай Николаевич возвращается в родной город, в старый дом. Его уважают, но не понимают в этом городке. Герой нелюдим, занимается реставрацией и коллекционированием картин. Однажды его замечают в сопровождении девочки. Он объявляет её своей внучкой Леной. Осенью девочка идёт в 6-й класс.

Глава 3. Ссора дедушки и внучки

Начало осени приносило Лене только радость, но в ноябре всё изменилось. Она вернулась домой в плохом настроении и попросила у деда денег на билет, чтобы вернуться к родителям. Дед отказал, тогда девочка пригрозила украсть и продать одну из его картин. За это она получила пощёчину и убежала, так и не объяснив сути проблемы. Дед отправился вслед за ней.

Глава 4. День рождения Димы Сомова

Все ребята собираются на празднование дня рождения. Все кроме Васильева, за что он получает хорошего тумака и разбитые очки.

Ещё больше достаётся Лене, которую разгоряченные одноклассники встречают по дороге. Девочку окружают, дразнят «Чучелом» и требуют, чтобы она покинула их город. Эту сцену застаёт дедушка Лены. Он вмешивается и говорит, что нечестно идти толпой на одного. Но Николая Николаевича ждёт решительный отпор - Железная Кнопка заявляет, что он должен стыдиться своей внучки. А почему? Пусть она расскажет сама.

Компания удаляется в гости к Диме, дед и внучка идут домой. Ничто не может заглушить веселья школьников - звуки праздника не дают покоя Бессольцевым. Лена решается рассказать о своей беде дедушке.

Глава 5. История неудачливой «новенькой»

Рыжий представил Лену классу по просьбе классного руководителя. И всё сразу пошло не так. Лена широко улыбалась, желая показать, что готова к дружбе с новыми одноклассниками. Но ребята смеялись над ней и её дедом «Заплаточником». Лена смеялась с ними, решив, что они просто очень весёлые. Девочка не сразу поняла насколько озлоблены и жестоки были её новые «друзья». Исключением был красавчик Дима Сомов. Он пустил её к себе за парту и не смеялся с остальными.

Маргарита Ивановна предложила классу отправиться на каникулах на экскурсию в Москву. Дети были счастливы, они решили заработать на поездку самостоятельно и завели общую копилку. Ребята подрабатывали в саду, в совхозе, на фабрике - всё ради одной цели. Весь процесс Лене доставались насмешки, но благородный Дима защищал и оберегал её, как мог.

Однажды Дима спас собаку от живодёра Вальки. В глазах Лены он окончательно стал героем, она поцеловала его и предложила дружбу.

Глава 6. Прогул

В последний день перед каникулами ребята прогуляли урок, проигнорировав записку мелом на доске. Записку стёр старший брат Вальки. Ребята разбежались, но не все. В классе спрятались Шмакова и Попов. Они стали свидетелями разговора Димы Сомова и Маргариты Ивановны. Мальчишка под давлением педагога рассказал о прогуле. Это слышала и Лена, которая стояла за дверью. Она подумала. Что Дима всё расскажет остальным. Но её друг промолчал.

Глава 7. Бойкот

На другой день школьники пришли в класс с чемоданами, но долгожданную поездку отменили. Учительница сказала, что класс наказан за сорванный урок. Деньги решили разделить.

Миронова устроила поиски предателя. Лена надеялась, что Дима сознается, но он по-прежнему молчал. Предателем чуть не объявили Сомова. Лена неожиданно взяла вину на себя. Класс объявил девочке бойкот.

Глава 8. Травля

Автобусы со школьниками отправились в Москву. 6 «А» остался во дворе. Класс окружил Лену и Диму. Ребята бросились наутёк, спасаясь от озлобленных одноклассников. Они спрятались в парикмахерской.

Глава 9. Беги, Чучело!

В парикмахерской Лена решила сделать себе причёску. Дима ушел, не дождавшись её. Когда девочка вышла. Её вновь окружили одноклассники. В неё плевали горохом, дразнили и угрожали. Не помогли замечания тёти Клавы. Ребята решили. Что Чучело должна покинуть город. Васильев помог растолкать толпу, и Лена убежала. Чуть позже мальчик признался Сомову, что Лена ему нравится.

Глава 10. Предательство

Лене удалось оторваться от погони. Она заметила, что её преследователи окружили Диму, и решила, что тот расскажет правду. Она ждала, что он придёт. Но ничего не происходило.

Когда стемнело, раздался стук в окно. Лена открыла, показалась ужасная голова медведя. Девочка очень испугалась и захлопнула окно. Пришёл дед, он радостно рассказывал внучке о своей новой картине, но она не слышала его. Вновь постучали в оконное стекло. Дед открыл окно и умудрился «оторвать» голову медведю. За маской скрывался Дима.

Лена была уверена, что его заставили. Что он сознался и теперь сам в беде. Но она ошибалась. Ребята пили чай у Димы дома. До ушей лены доносились обидные слова: «Чучело!» и «Заплаточник!»

Глава 11. Неудачное признание

Лена встретилась с Димой в своём дворе. Она повесила сушить платье. Дима просил прощения и обещал всё рассказать сегодня же. Он поцеловал Лену. Это видел Валька. Валька сорвал с верёвки платье и сказал, что отдаст его хозяйке только в обмен на медвежью голову.

Лена вынесла маску Диме. Дима спросил, в курсе ли событий дед Лены. Узнав, что Заплаточник ничего не знает, мальчик обрадовался и побежал сознаваться к ребятам. Лена испугалась последствий и бросилась следом. Она спряталась возле сарая, где собралась вся банда.

Дима требовал отдать платье. Валька рассказал про поцелуй. Диму скрутили. Завязалась драка. Дима попытался признаться Мироновой в своём доносе. Ребята угрожающе наступали на Диму. Лена вбежала в сарай и вновь подтвердила, что она «предатель». Платье бросали по кругу, когда оно оказалось в руках Димы, он не отдал его Лене, а перебросил другому. Платье надели на огородное чучело, а Дима его поджёг. Лена истошно закричала. Она схватила горящее чучело и размахивала им. Ребята в испуге разбежались. Снимая платье с чучела, Лена обожглась. Дима хотел прикоснуться к ней, но девочка отпрянула от него, как от чумы. Она ушла прочь и спряталась на реке.

Глава 12. Каникулы закончились

В первый учебный день после каникул Лена пришла в школу очень поздно и объявила, что уезжает. К ней домой пришёл Васильев и спросил, правда ли она предатель? Дедушка уверил мальчика, что Лена никого не предавала. Лена надела обожженное платье и убежала из дома. Васильев отправился за ней.

Глава 13. Разоблачение

Лена побрилась в парикмахерской наголо и явилась к Диме домой. Там она выставила напоказ свою лысую голову и каждому из ребят устроила провакационный допрос. Измученная травлей девочка вдруг заявила, что жалеет всех своих мучителей. Она ушла. Праздник закончился, ребята рассорились и разошлись.

Глава 14. «Прости, Чучело!»

Утром Лену разбудит стук. Дедушка заколачивал окна. Он принял решение покинуть дом и город. Лена увидела, что её недавние мучители гонят по улице Диму Сомова, и побежала следом. Ребята прибежали в класс. Дима запрыгнул на подоконник и пригрозил выпрыгнуть в окно.

Миронова вновь предложила бойкот, все были за, кроме Лены. Когда девочку спросили почему, она ответила, что никогда не будет участвовать в травле.

В класс вошла учительница и объявила, что дедушка Бессольцев покидает город. Он подарил его жителям свой дом и бесценную коллекцию картин. Вскоре пришёл и сам Николай Николаевич, он отдал в фонд школы свою самую любимую картину и забрал внучку.

На картине была изображена красивая девушка Маша, напоминающая Лену. Ребята со стыдом поняли, что подняли свои поганые руки не на тех людей. «Прости нас, Чучело!» - написали они на доске.

История создания и краткие выводы по повести Владимира Железникова «Чучело»

Повесть «Чучело» основана на реальных событиях. Подобная ситуация произошла в судьбе племянницы автора. Железников откликнулся на несправедливость, сначала написав пьесу «Бойкот», а уже затем в 1981 году читатель познакомился с повестью «Чучело». Спустя всего три года на экраны вышел одноимённый фильм режиссуры Ролана Быкова.

Ещё Сальвадор дали утверждал, что «самые жестокие существа на свете - дети». Это и стало основной проблемой в произведении Железникова. Ребята-одноклассники безжалостно «убивают» в новенькой веру в радости жизни и собственное достоинство. Но только мягкая, добрая и податливая девочка не сдалась под напором целого коллектива и, стерпев все насмешки и унижения, заявила во всеуслышание: «Верить надо до конца!» Эту фразу без преувеличения можно назвать основной идеей повести, мыслью, которую, взялся донести до своих юных читателей автор.

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Хорошовская средняя (полная) общеобразовательная школа»

План-конспект

открытого урока

литературы в 6-ом классе.

«Надо быть милосердным»

(по повести В.К.Железникова «Чучело»)

Подготовила: учитель русского

языка и литературы

Кущенкова Светлана Михайловна

Хорошово 2014

Цели урока:

Обучающие:

используя метод проблемного обучения, раскрыть нравственные проблемы, поднятые писателем в повести, сделав акцент на таких понятиях, как: коллектив, толпа, изгой, проследить, как рождается конфликт в детском коллективе, что приводит к противостоянию, как и почему становятся изгоями в детском коллективе

Развивающие:

учить детей дискуссионному исследованию, умению:

выдвигать проблему;

обосновывать свое мнение с опорой на текст художественного произведения;

развивать умение характеризовать героя, сопоставлять его поведение, давать оценочные характеристики;

исследовать проблему, излагая результаты работы в проекте Воспитывающие:

приобщить шестиклассников к сложным духовным и нравственным поискам, продолжить работу по воспитанию нравственных качеств личности учащихся: сострадания, доброты, милосердия, умения отстаивать свою позицию убеждением, а не силой; умения находить выходы в любой конфликтной ситуации.

Оформление урока:

    Презентация

    Книги

    Листы с заданиями

    Солнце (кластер)

    Тексты с эпизодом

    Видеоклипы

Эпиграфы урока:

Можно презреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно, нельзя. Это ожесточает человека. Надо быть милосердным.

В.Железников.

Верю я: придет пора –

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

Б.Пастернак.

ХОД УРОКА:

1. Вступительное слово учителя.

Друзья, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Улыбки ваших милых глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда урок не впрок,

Скрестите шпаги ваших мнений-

Мы вместе сотворим урок.

У нас сегодня состоится урок внеклассного чтения по повести В.К. Железникова «Чучело» (слайд 1)

Владимир Железников – имя широко известное в детской литературе. Большую часть жизни он писал добрые книги о детях (слайд 2, 3) «Разноцветные истории», «Хорошим людямдоброе утро», «Путешественник с багажом», «Чудак из шестого «Б», написал повесть «Чучело». Книга стала событием не только в литературной жизни страны, особенно после экранизации. О ней спорили, с ней соглашались, ее отвергали, страшась увидеть в повести самих себя.

В кинофильме роль Лены Бессольцевой превосходно сыграла Кристина Орбакайте, тогда двенадцатилетняя девочка, но прежде, чем перейти к обсуждению этой повести, давайте посмотрим один видеоролик («Про кота») и подумаем, какая проблема объединяет этот видеоролик и книгу Железникова «Чучело»? ( слайд 4) (проблема жестокости и добра, милосердия)

И сегодня мы будем говорить, а может быть, и спорить о героях этого произведения, об их поступках, о последствиях этих поступков, попытаемся найти решение проблемы жестокости в современном мире.

Обратимся к эпиграфам урока (слайд 5)

    Как вы думаете, почему именно эти слова взяты сегодня в качестве эпиграфа?

    Определите тему нашего урока.

2. Погружение в проблему.

Эта повесть актуальна и в наши дни, возможно даже более актуальна, чем раньше. Многие взрослые счи­тают, что детство - это самая безоблачная, беззаботная пора. Согласны ли вы с этим? Не совсем... Именно в дет­стве вы сталкиваетесь впервые с болью, жестокостью, равнодушием.

Тогда, я думаю, нам просто необходимо разобраться в конфликте, который показал нам автор книги «Чучело». Кто участники конфликта? (слайд 6) (Конфликт - столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе. – Большая советская энциклопедия.)

Конфликт предполагает как минимум две стороны, два лагеря противостояния. Итак, с одной стороны это - Лена и её дедушка, а с другой – класс и классный руководитель.

3. Беседа по повести.

Вопросы к группе «класс»

    Почему ребята в классе не приняли новенькую и почему Лену Бессольцеву зовут Чучелом? ( Из-за абсолютной искренности в поведении, из-за открытости навстречу всем людям, не такая, как все)

    Кто дал ей это обидное прозвище? ( Рыжий)

    Есть ли прозвища у других ребят?

(Лохматый, Рыжий, Живодер, Железная кнопка.)

    И о чем это свидетельствует?

(О жестокости детей.)

    Подумайте, детская жестокость – это явление временное? Или оно накладывает отпечаток на общее формирование характера, и человек, став взрослым, может остаться жестоким?

(К сожалению, детская жестокость, как показывает жизнь, если взрослые не сумели вовремя ее пресечь, пышным цветом расцветает, когда человек становится взрослым. И тогда она ведет к преступлению, потому что жестокий человек не останавливается даже перед убийством…)

    За что одноклассники объявили Лене Бессольцевой бойкот? (слайд7) (Бойкот (по словарю Ожегова) - прекращение отношений с кем-нибудь в знак протеста против чьего-нибудь поведения, поступка)

    Считаете ли вы, что вместе с классом Лену бойкотировала и классный руководитель, Маргарита Ивановна?

    Класс, где училась Лена коллектив? Докажите . (Коллектив заработали деньги на поездку)

Вопросы к группе «Лены»

    Почему Лена не сказала ребятам о поступке Димки? Можно ли смеяться над чувствами человека? Выскажите и аргументируйте свою точку зрения.

(Ответы учеников.)

    Одобряете ли вы Лену Бессольцеву, которая готова была пожертвовать всем ради близкого друга? Надо ли это делать? Пойдет ли это на пользу человеку, во имя которого приносится жертва?

    Какое страшное унижение учинили ребята Лене Бессольцевой?

Что такое унижение? (Унижение - это то, что умаляет, оскорбляет достоинство человека.)

    Класс, где училась Лена толпа? Докажите. (у всех клички, сцена сожжения)

Учитель.

Утверждение человека происходит в коллективе. Класс, где училась Лена, коллектив или толпа? Что такое коллектив и в чем его сила?

Обсуждение в группах.

    Коллектив (заработали деньги на поездку)

    Толпа (у всех клички, сцена сожжения)

Обратимся к этому эпизоду «Сожжение чучела» (слайд 8)

Сожжение на костре пришло из древности, но особенно ярко запылали костры во времена инквизиции. Церковники жгли тех, кто мыслил иначе. Вот и Лена была именно такой.

Работа над главой 11. Анализ сцены «Сожжение чучела на костре» (Сцену сожжения читает выразительно ученик и учитель)

    Беседа по восприятию .

Мне невольно приходят на ум слова стихотворения Юлии Друниной:

Я за душу твою боролась,

А душа то была чужою,

А душа то была со ржою.

Но твердила Любовь, так что же

Эту ржавчину уничтожу.

Были вьюги и были штили,

А какие пожары были!

Только вот ведь какое дело,

В том огне я одна горела.

Ржа на веки осталась ржою,

А чужая душа чужою...

(Если сможешь, то пере­дай чувства, испытываемые тобой.)

    Составление словесных рядов 1 группа - действия Димки; 2 группа- чувства и поступки Лены

Словесный ряд 1.

Действия Димки

"- У меня спичек нет, - тихо сказал Димка... - Сто­ял около чучела, низко опустив голову... ссутулился и ка­зался каким- то маленьким... он был маленький и некреп­кий... упал на колени и низко опустил голову... он чирк­нул спичкой... вскочил и торопливо отбежал в сторону".

Вопросы:

- Как вёл себя Димка? О чём говорит эпитет "ма­ленький"? А какими эпитетами награждает его автор в начале повести? (Ловкий, быстрый, сильный. ) Всегда ли эпитет - украшение?

(Тру­сость рождает подлость. В этом вы не раз убедитесь, читая книги и оценивая те или иные жизненные ситуа­ции.)

Словесный ряд 2

Чувства и поступки Ленки "...Я совсем перестала бояться. Я подумала: если Димка подожжёт, то, может быть, я просто умру... Я замерла - ждала в последний раз... Я не выдержала и закричала... Они подтащили меня к огню... Я почувствовала тогда, как огонь охватил меня... Я закричала... Я бросилась к костру... Мне не хотелось, чтобы чучело сгорело. Я сильная стала". Вопросы:

- Чего Лена перестала бояться? Ей было жаль платье? ( Димка давно уже перестал быть в её глазах героем. Она говорит дедушке: «Когда никого нет - он храбрец, как появились ребята - самый последний трус». Она просто боялась в это верить. Если он подожжет, то любовь, ее душа умрет.)

( Лена смогла выстоять. Она бросит вызов толпе: острижет волосы наголо. Поймет, что не бежать надо от толпы, противостоять. А это может только сильный человек.)

- Кто помог Лене выстоять кто был всегда рядом с ней? (слайд 9) ( Дедушка помог ей выстоять и не сломаться.)

-Какой урок можно извлечь для себя ? ( Берегите своих стариков. Цените их ум, опыт, всегдашнюю готовность разделить вашу беду).

Еще в начале повести Железная кнопка сказала о Лене: «Пусть она на всю жизнь запомнит наш урок ».

( Я была на костре, и по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять. И никогда никого не буду травить.)

Дедушка Бессольцев, подарив все картины городу, оставил себе самую дорогую – портрет его бабушки Марии Николаевны Бессольцевой.

- Почему этот портрет он оставляет школе, детям, которые травили его внучку? (Он оставляет Машку, великую жертвенницу, посвятившую жизнь людям, так много сделавшую для этого городка, чтобы она напоминала ребятам о милосердии, о сострадании.)

(Она была сильна своей правотой, чистотой помыслов, бескорыстием,

чувством собственного достоинства, а Железной Кнопке и ее компании, кроме силы и преданности ложным идеалам, нечего было противопоставить этому)

Вывод:

Думаю, что эта повесть научила вас многому, в том числе и тому, как вести себя в конфликтной ситуации. В. Железников написал непростую повесть. В ней нет назидательных идей. Автор просто зовёт чита­теля подумать, как победить в себе злое и пробудить светлое.

Какими бы сложными ни были взаимоотношения между людьми, нельзя допускать унижения достоинства другой личности. Закончить я хотела бы стихотворением: (слайд 10)

В жизни по-разному можно жить:

В горе можно и в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости...

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде.

Рукой обнаженною солнце достать

И подарить его людям!

(Учитель показывает солнце из бумаги) Я хочу подарить вам это солнце, потому что именно солнце бескорыстно отдаёт тепло, свет, доброту. Оно светит на всех одинаково: и на людей, и на животных, и на растения. Все мы разные, и каждый борется за своё место под солнцем. Как солнце бескорыстно отдаёт тепло всему живому, так и Лена Бессольцева излучала на всех доброту, милосердие. Вы сейчас на его лучах напишете те человеческие качества, которым вы будете следовать в дальнейшей жизни. (слайд 11) (Солнце прикрепляется на доску,и под музыку песни «Дорогою добра» дети пишут маркерами слова: доброта, справедливость, милосердие, любовь, дружба, терпение, чуткость, внимательность, отзывчивость).

Домашнее задание (слайд 12)

1. Написать мини-сочинение «Мог ли подобный случай произойти в вашем классе? А как бы вы поступили в этой ситуации?»

2. Напишите письмо какому-нибудь герою этого произведения. Что бы вы ему сказали?

Вопросы к анализу эпизода «Сожжение Чучела» группе «Класс»

Как вёл себя Димка? О чём говорит эпитет "ма­ленький"? А какими эпитетами награждает его автор в начале повести? Всегда ли эпитет - украшение?

Считаете ли вы Димку предателем? А автор?

Изменились ли ребята после этой истории? Давайте прочитаем два последних абзаца повести.

Изменилось ли ваше к ним отношение? Почему?

Вопросы к анализу эпизода «Сожжение Чучела» группе «Лена»

Чего Лена перестала бояться? Ей было жаль платье?

Как вы понимаете смысл слов: «Я пришла на костёр одним человеком, а встала с земли навстречу Димке другим»?

Кто помог Лене выстоять кто был всегда рядом с ней?

Какой урок хотели преподнести Лене одноклассники и что она, по вашему мнению, запомнит на всю жизнь?

Почему дедушка оставляет портрет бабушки Марии Николаевны Бессольцевой школе, детям, которые травили его внучку?

Почему Лена одержала верх над одноклассниками?

В 1981 году в свет вышла повесть, повергшая в шок советских читателей, ибо события, описанные в ней, выглядели настоящим нонсенсом: юные пионеры-ленинцы гнобят новенькую ученицу. Автор произведения - Владимир Железников. «Чучело» (краткое содержание приведено далее) - так он назвал свою повесть, идею которой взял из жизни: похожие события случились с его внучкой. Произведение настолько потрясло актера и режиссера что уже в 1983 году на экраны советских кинотеатров вышел снятый им художественный фильм с одноименным названием.

Итак, краткое содержание «Чучело». Действие происходит в небольшом провинциальном городке. К местному чудаковатому старику Николаю Николаевичу Бессольцеву, коллекционирующему картины, приезжает его 12-ти летняя внучка Лена. Она поступает в местную школу, абсолютно искренне надеясь завести здесь новых друзей. Но одноклассники практически сразу начинают издеваться над ней. Их забавляет ее непосредственность и наивность в сочетании с нескладной внешностью: длинные, худые руки и ноги, большой рот с вечной улыбкой и две косички. Не успев провести и пяти минут в новом классе, она получает кличку «Чучело». Краткое содержание данной повести не в состоянии передать тех негативных эмоций, что вызвала у школьников их новая одноклассница.

Лишь один мальчик не смеялся над ней. Это был Дима Сомов, который пользовался авторитетом всего класса, поскольку считался красавчиком и умницей, а также был сыном обеспеченных родителей. Но Лене Бессольцевой чужды любые корыстные помыслы. Она просто хочет дружить. Дима принимает ее дружбу и старается ее по мере возможности защищать от нападок одноклассников. А когда он спас собаку, которую одноклассник Валька хотел сдать на живодерню, то стал для девочки настоящим героем. Но вскоре дружба дала трещину из-за поступка Сомова. Он рассказал учительнице, что весь класс сбежал в кино. Лена слышала этот разговор, но была свято уверена, что Дима признается одноклассникам, что это из-за него теперь они все не поедут на каникулы в Москву. Но он не признался, и девочка взяла его вину на себя. Разговор Сомова с учительницей слышали еще двое одноклассников, но предпочли молчать, чтобы посмотреть, как он будет выкручиваться. Лене, как предателю, объявлен бойкот.

Однажды Валька-живодер забежал во двор дома, где жила Чучело (краткое содержание не способно передать всех подробностей), и украл с бельевой веревки ее платье. К тому же он увидел там Сомова. Тот погнался за Валькой, чтобы отобрать платье. Лена побежала следом за ними и оказалась у полуразрушенной церкви, возле которой собрался весь класс. Мальчики и девочки соорудили из соломы чучело (краткое содержание не позволяет описать всей чудовищности дальнейшего действа), надели на него украденное платье и устроили его сожжение. Бессольцева бросается к горящеей ветке с платьем и, отвязав ее от столба, разгоняет ею кощунствующих одноклассников. Она понимает, что ее все ненавидят за предательство, которого она не совершала, но продолжает молчать.

Сомова выдает один из одноклассников, слышавших его признание учительнице, но

Лене уже все равно. Она хочет уехать из этого городка и уговаривает дедушку отпустить ее или поехать вместе с ней. Дед колеблется. На день рождения Сомова Лена приходит, обритая наголо, и в том самом обгоревшем платье, что было надето на чучело. Краткое содержание никогда не передаст всех эмоций, поэтому лучше будет прочитать книгу или посмотреть фильм. Девочка демонстративно юродствует и с деланной улыбкой провозглашает себя чучелом, уродом и ничтожеством. Одноклассники в шоке, но каждый вдруг в глубине души понимает, что урод и ничтожество - это каждый из них. Они покидают дом Сомова, а на следующий день окончательно убеждаются, что именно он и есть предатель. Они готовы просить прощения у Лены, но уже поздно: она уезжает. Ее дед едет вместе с ней, но перед отъездом отдает свой дом вместе с бесценной коллекцией картин в дар городу. Школе же он подарил портрет своей бабушки. Когда дети увидели картину, они обомлели: со старинного портрета, больше похожего на икону, на них смотрела молодая женщина, точь-в-точь похожая на Бессольцеву.

В повести «Чучело», написанной Владимиром Железниковым, рассказывается о советской школьнице Лене. Девочка приехала в гости к деду Николаю Николаевичу, который считался чудаком в городе. Мужчина тратил все свои сбережения на покупку картин. Эти полотна были созданы крепостным художником – дальним родственником Николая Николаевича. Из-за постоянной нехватки денег старик ходит в заношенной одежде, чем вызывает постоянные насмешки.

Лену определяют учиться в школу. Класс, в который попала девочка, не был дружным. Классная руководительница Маргарита Ивановна собиралась выходить замуж и не замечала происходящие в классе события. В коллективе выделялись девочка, прозванная за сильную волю, Железной Кнопкой и самая красивая ученица в классе. Подруги сумели объединить около себя ребят. Несмотря на дружелюбие, Лена не прижилась в классе. Её часто обижали из-за бедности Николая Николаевича. Одноклассники даже стали обзывать Чучелом.

У ребят была мечта в осенние каникулы поехать на экскурсию в Москву. Для осуществления ее одноклассники начали подрабатывать, а получку складывают в общую копилку. Нужное для поездки количество денег собрано, поэтому подростки решают отметить это событие походом в кино, сбежав с уроков. Когда массовый прогул открывается, Маргарита Ивановна отменяет экскурсию в Москву. На Лену падает подозрение, что именно она рассказала учительнице про кино. Девочка знала, кто повинен в том, что открылась правда о побеге с уроков. Это был мальчик, который нравился Лене. Но влюбленная и гордая девочка не может рассказать правду одноклассникам. Она живет с надеждой, что Дима сам признается в этом поступке. Но трусливый мальчик не сознается и вместе с ребятами начинает травить Лену.

Одноклассники объявили девочке бойкот, начали издеваться над ней. Они, как зверя, гоняли Лену по городским улицам, пугали её медвежьей головой через окно дома. Дело дошло даже до того, что злые одноклассники украли платье девочки, надели на огородное чучело и подожгли его. Зачинщицей всего этого безобразия стала Железная Кнопка, желающая наказать всех, кто поступает, по её мнению, плохо. А её подружка-красавица пыталась повернуть всю создавшуюся ситуацию так, чтобы собрать около себя больше поклонников.

Униженная Лена после стольких издевательств смогла собраться с силами и наказать обидчиков. Нарядившись в полусожженное платье, снятое с чучела, и побрившись наголо, девочка пришла на День рождения того самого мальчика, который рассказал о походе в кино классной руководительнице, и сказала одноклассникам все, что думает о них. Ребята, получив достоверную информацию о том, кто виновник срыва поездки, объявили бойкот Димке.

Узнав о произошедшем с Леной, дедушка отдает безвозмездно городу свою коллекцию картин и дарит школе портрет девушки, очень похожей на внучку. Все одноклассники растеряны и чувствуют вину перед Леной.

Повесть учит читателей быть более терпеливыми и благосклонными к непохожим на всех остальных людям.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Железников. Все произведения

  • Каждый мечтает о собаке
  • Чучело

Чучело. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Носов Незнайка на Луне

    Сказочная повесть «Незнайка на Луне» входит в цикл произведений для детей о неугомонном коротышке, который попадает в разные забавные истории.

  • Драгунский

    Драгунский рано начал работать. Первые его работы были актерские выступления в театре транспорта. Выступая на сцене, он начал писать короткие юморески, водевили, репризы для цирка

  • Краткое содержание Загадочная история Бенджамина Баттона Фицджеральда

    Главный герой – Бенджамин родился с телом старого семидесятилетнего человека, который в состоянии говорить и думать, что довольно странно для осознания правдивости такой ситуации. Он по сути должен был наоборот умирать

  • Краткое содержание Искандер Софичка

    Софичка во время праздничных игр заприметила смуглого красавца с голубыми глазами. Роуф никак не выходил у нее из головы, она не спала и всегда думала о нем, но признаться себе в этом не могла



Статьи по теме: