Большой дворец в версале план. Архитектура версаля описание версальского дворца


Версаль Людовика XIII

Мог ли знать Людовик XIII, построивший в Версале скромный охотничий домик, что его сын и преемник великий Король-Солнце превратит это столь дорогое ему место в символ абсолютной монархии, в чудо архитектуры, роскошь и блеск которого не сможет превзойти ни один дворец мира?

Людовик XIII строил охотничий домик близ деревни Версаль, преследуя совершенно другие цели. Людовику XIII не исполнилось и шести лет, когда 24 августа 1607 он, будучи только дофином, приехал первый раз в Версаль вместе с отцом Генрихом IV на соколиную охоту. Выезды на охоту с отцом в Версаль не стерлись из памяти дофина; став королем, он будет предпочитать земли Версаля и Сен-Жермена всем другим местам для охоты.

В то время деревня Версаль включала в себя около 500 человек населения, скромная церковь была посвящена Святому Жюльену, на холме возвышалась ветряная мельница, а на четырех постоялых дворах останавливались на ночлег усталые охотники, в том числе и Генрих IV. Версальским доменом управлял Анри де Гонди, епископ Парижский, чей племянник впоследствии, став совершеннолетним, уступил эту землю другому своему дяде Жану-Франсуа де Гонди, архиепископу Парижскому и последнему хозяину Версаля из семейства Гонди.

Деревню окружали великолепные леса Иль-де-Франса, полные дичи, бесконечные поля и болота – идеальное место для охоты в любое время года. Находившаяся в 17 километрах от Парижа, она была расположена достаточно близко от Сен-Жермена, одной из самых любимых резиденций Людовика XIII. Когда охота затягивалась допоздна и не было возможности возвратиться в Париж, король скакал в Сен-Жермен или останавливался на одном из постоялых дворов Версаля или в полуразрушенном старом замке, принадлежащем семейству Гонди, где спал, не раздеваясь на охапке соломы. Нередко он проводил ночь и на ветряной мельнице.

Вскоре такое положение вещей надоело королю, и он купил 40 гектаров земли у 16 разных владельцев, зимой 1623-1624 гг. решив, что настало время построить в Версале небольшой охотничий домик. Неизвестный архитектор возвел на холме П-образное здание длиной 24 метра и шириной в 6 метров из розового кирпича, белого камня и голубой черепицы. Людовик XIII постоянно приезжал в Версаль, чтобы наблюдать за ходом работ.

К лету дом стал обитаемым, и король жил там с 28 июня по 5 июля. 2 августа он прибыл в Версаль из Сен-Жермена в 8:30 утра, чтобы наблюдать за доставкой мебели и кухонной утвари, купленной специально для него господином де Бленвилем, первым дворянином палаты.

Король занимал 4 комнаты в доме; апартаменты Людовика состояли из спальни, кабинета, гардеробной и приемной. Позже эти комнаты займет Людовик XIV, желающий жить в апартаментах отца.

Обстановка спальни была довольно скромной. Имелось только самое необходимое: кровать, два стула, шесть лавок, стол. Вечером зажигали свечи в серебряных и хрустальных подсвечниках. Пять гобеленов украшали стены; занавеси кровати, ковер, шторы и обивка мебели были выполнены из зеленой камчатой ткани. В кабинете восемь гобеленов воспроизводили историю Марка-Антония. Чуть позже галерея, ведущая в спальню короля, будет украшена большой картиной, изображающей взятие Ла-Рошели.

Король старался приезжать в Версаль как можно чаще. Сопровождавшая его свита всегда была крайне малочисленной. Из придворных Людовик изредка приглашал на охоту лишь Клода де Рувруа, будущего герцога де Сен-Симона, герцога де Монбазона, г-на де Сувре, графа де Беренгена, Мишеля Люка, личного секретаря, маркиза д’Омона, графа де Праслена, графа де Суассона и герцога де Мортемара. Последние два спали обычно на первом этаже, в комнате капитана гвардейцев.

Надо сказать, что придворные почитали за большую честь быть приглашенными королем на охоту в Версаль, однако подобные выезды были связаны для них с большими неудобствами. Людовик XIII был неутомимым и бесстрашным охотником; он по семнадцать часов кряду в любую погоду мог галопом носиться по полям и лесам, что было крайне утомительно для его спутников. Более того, нередко именно затруднения, вызванные плохими погодными условиями, могли заставить его отправиться на охоту, и никакие уговоры не могли вынудить короля изменить решение. Кроме того, в охотничьем домике в Версале удобства были минимальными и не могли удовлетворить взыскательных вельмож, поставленных перед необходимостью разделять их с равнодушным к комфорту королем.

Ни для королевы-матери, ни для царствующей королевы комнаты были не предусмотрены. Впрочем, несколько раз они все же приезжали на один день в Версаль, ни разу не проведя там ночь.

Обычный день короля в Версале описан его врачом Эруаром: «12 октября 1624 года проснулся в 6 часов утра, позавтракал в 7 часов и отправился на охоту на оленя. В 10 часов вернулся, промокший насквозь, переменил одежду и переобулся. В 11 часов пообедал, сел на лошадь и вновь погнался за оленем, добравшись до Поршфонтена. Вернулся в Версаль в 6 часов вечера».

Версаль стал для короля не только местом, где можно было найти приют после охоты. Король скрывался в охотничьем домике, когда жизнь в Лувре становилась для него совершенно невыносимой. Под предлогом охоты он старался как можно чаще уезжать туда, чтобы отдохнуть от двора и скрыть от посторонних свидетелей свои эмоции.

Между тем, в 1631 году Людовик XIII решил расширить свои владения в Версале и увеличить дом. 8 апреля 1632 года он купил у Жана-Франсуа де Гонди за 70000 ливров всю сеньорию Версаль вместе с руинами старого замка Гонди, который он хотел полностью снести для того, чтобы расширить парк.

15 августа 1634 года строительство было завершено. Главное здание, в котором располагались апартаменты короля, пятью окнами первого и второго этажей выходило во двор; по пять окон было также и в двух параллельных крыльях, которые ограничивают сейчас Мраморный двор. Четыре внешних угла замка украшали четыре одинаковых павильона. Со стороны двора портик с семью арками, закрытыми решетками, соединял два крыла. Дом был окружен рвом без воды; сады были расширены Жаком де Менером и включали в себя огород и зал для игры в мяч. В 1639 году сады будут перепланированы Клодом Молле и Илэром Массоном.

Версаль был для Людовика XIII не только охотничьим домиком, но и местом, куда никто не мог приехать без его разрешения. В апреле 1637 года короля терзали сильнейшие душевные переживания. Нежная и искренняя любовь, связывавшая его с мадемуазель де Лафайет, бала обречена, и он это прекрасно понимал, но, измученный постоянными преследованиями со стороны двора и угрызениями совести, он решился на неожиданный для него поступок. Мадам де Моттвиль пишет в своих «Мемуарах»: «Этот великий король, столь мудрый и столь постоянный в своем мужестве, переживал все-таки моменты слабости, во время которых он торопил ее <Луизу де Лафайет>, чтобы она согласилась на его предложение увести ее в Версаль, где она бы жила под его защитой. Это предложение, столь противоречащее его обычным чувствам, вынудило ее покинуть двор». Мадемуазель де Лафайет, глубоко любящая короля, боялась, что не сможет устоять перед своими чувствами и погубит душу своего возлюбленного, согласившись на его предложение переехать в Версаль. Испугавшись, что она сдастся, если король будет продолжать просить ее об этом, девятнадцатилетняя Луиза де Лафайет ушла в монастырь. Чтобы скрыть свое горе, Людовик XIII уехал в Версаль, так и не ставший прибежищем любви. В 1643 году, чувствуя приближение смерти, Людовик XIII сказал: «Если Господь вернет мне здоровье, сразу же после того, как мой дофин сможет сесть на лошадь и достигнет возраста совершеннолетия, он займет мое место, а я удалюсь в Версаль, и буду думать лишь о спасении души».

После смерти короля, наступившей 14 мая 1643 года, Версаль восемнадцать лет будет оставаться без хозяина. Людовик XIV прикажет сохранить в неприкосновенности охотничий домик отца, сделав его сердцем нового ансамбля.

Строители великого шедевра

Помощь королю в строительстве Версаля оказывали четыре человека: Кольбер, Лево, Ленотр и Лебрен. Без них грандиозный проект никогда бы не осуществился; однако, несмотря на многочисленные и несомненные достоинства всех четырех, главным вдохновителем и движущей силой проекта был все-таки Людовик. Он хорошо знал, чего хочет. Благодаря Мазарини, окружившего его с детства красивыми вещами, у короля сформировался хороший вкус. Год от года он становился все изысканнее, и это оставляло свой отпечаток на всех его делах.

После своей смерти Мазарини оставил королю все свое имущество: картины, книги, дома, восемнадцать огромных бриллиантов, известных под именем les Mazarins, и деньги (а также, он мог бы добавить, племянниц). Все это было ничто по сравнению с другим бесценным сокровищем – Кольбером. Он был самым замечательным министром в истории Франции. Он родился в 1619 году в семье торговца шерстью в Реймсе. Его гербом была скромная травяная змея, в противоположность белке Фуке, стремящейся вскарабкаться все выше. В отличие от Фуке, весельчака и повесы, Кольбер был сдержан и строг. Он чаще хмурился, чем улыбался, и никогда не старался понравиться. Но все всегда знали, чего от него ждать. Когда кто-то в надежде избежать какого-либо налогообложения шел прямиком к королю, минуя Кольбера, то в заключение любезного приема мог услышать от Людовика: «Мсье, нужно заплатить!» Поэтому большинство просителей предпочитали общение с хмурым на вид Кольбером. Еще, будучи в довольно юном возрасте, он понял, что экономика – это верный, хотя и не очень быстрый путь к власти; и начал карьеру с того, что привел в порядок личные дела Мазарини, которые были страшно запущены; затем, все еще находясь на службе у кардинала, он занялся государственными финансами. Когда король был ребенком, Кольбер учил его, как вести счета; Людовик стал первым королем Франции, умевшим это делать самостоятельно. Кольбер ненавидел Версаль, но только он был способен раздобыть необходимую для его строительства сумму. Деньги тут же уходили, словно вода в песок. Узнав, что король собирается в Версале обосноваться, финансист смирился с неизбежным и начал думать о том, как с умом и пользой для страны использовать это затратное сооружение.

Кольбер был удивительным человеком; он отличался глубокими познаниями в области литературы, науки и искусства, хотя, вероятно, сам считал эти области человеческих знаний не самыми главными в жизни, нечто вроде приложения к торговле. Способствуя развитию науки во Франции, финансист делал это, прежде всего с целью привлечь мировые рынки. Министр основал в Риме на вилле Медичи французскую школу живописи и скульптуры, открыл в Париже обсерваторию и пригласил туда работать астронома Кассини; он также покупал книги для пополнения королевской библиотеки и, наконец, являясь суперинтендантом строительства, руководил работами по реконструкции Версаля.

Хотя Кольбер был на двадцать лет старше короля, он относился к своему монарху с благоговейным трепетом. Выезжая из загородного дома Со, этот влиятельный и властный человек, державший в страхе всю Францию, брал с собой в парк кусочек хлеба и бросал его через канал. Если хлеб падал на другой стороне, это означало, что Людовик XIV будет в добром расположении духа, если хлеб падал вводу, Кольбер не сомневался – грозы не миновать.

Лебрен родился в том же году, что и Кольбер, и проработал с ним большую часть своей жизни: Они были похожи тем, что не гнушались никакой работы. Лебрена нашел канцлер Сегье, когда тому было десять лет, и он рисовал на кальке сценки из Апокалипсиса. Первый серьезный заказ он получил в 1649 году; ему надлежало украсить отель Ламбер, парижский дом одного богатого государственного чиновника. Затем он работал для Фуке в Во-ле-Виконт; в 1662 году король сделал его главным придворным художником и поручил декоративную отделку Версаля. Кроме того, Лебрен являлся директором крупной фабрики гобеленов, занимавшейся не только производством тканых ковров, но и практически всей меблировки для Версаля. Лебрен хотя к числу первоклассных живописцев и не относится, но был превосходным дизайнером. Почти вся обстановка и убранство дворца: стулья, столы, ковры, отделка, декоративные панели для стен, серебро, гобелены и даже замочные скважины выполнены по его оригинальным эскизам; он расписал потолки в Зеркальной галерее, а также в залах Войны и Мира, фасад малого королевского дома в Марли. Лебрен создавал носовые украшения для галер и декорации для праздников. Кроме того, успевал писать огромные полотна на религиозные и мифологические темы. Он любил аллегории и батальные сцены, но был довольно равнодушен к природе.

Перестройкой замка с 1661 по 1668 гг. занимался архитектор Лево. Лебрен и Лево работали в полной гармонии. Наиболее известными зданиями Лево являются Во-ле-Виконт, отель Ламбер и Институт де Франс, построенный по проекту архитектора уже после его смерти. Большая часть его работ в Версале в более поздние времена была закрыта работами архитектора Мансара. Восточный фасад из кирпича и камня Лево оставил в первозданном виде, но пристроил к нему два крыла; на подходе к зданию возвел ряд павильонов, предназначенных для министров.

Ленотр родился в семье садовника и должен был сам стать королевским садовником. Его дед ухаживал за парками Марии Медичи; его отец был главным садовником в Тюильри; муж одной из его сестер выращивал молодой сад для Анны Австрийской, а муж второй ухаживал за ее апельсиновыми деревьями. Ленотр мечтал стать художником и начал жизнь в студии Вуе, но вскоре вернулся к садоводству. Он сменил своего отца в Тюильри и придал тамошним паркам новый облик. Его заметил Фуке и пригласил в Во, где результат его работы не оставил равнодушным Короля-Солнце, который и незамедлительно назначил его главным управляющим всех своих парков. Мы обязаны ему не только версальскими садами, но и парками Шантильи, Сен-Клу, Марли, Со; творением его рук является знаменитая терраса в Сен-Жермен-о-Лэ, а также многочисленные частные парки и сады, и великолепный широкий проспект Елисейские поля, берущий начало у Лувра. Город Версаль тоже построен по его проекту.

Ленотр через всю жизнь пронес интерес к живописи и искусству. Его жилище в Тюильри изобиловало красивыми вещами, включая китайский фарфор. Уходя из дома, он оставлял ключи на гвоздике, чтобы ценители искусства, нагрянувшие в его отсутствие, не были разочарованы и могли полюбоваться великолепной коллекцией.

Не менее значимую роль в обустройстве Версаля сыграл Квентини. Он разводил огород. Сначала он работал адвокатом в Пуатье, но подлинной его страстью были овощи и фрукты. Его книгу по садоводству и огородничеству можно причислить к лучшим изданиям на эту тему; она пробуждает в читателе страсть к огородничеству; его советы подробны и просты настолько, что их способен понять даже ребенок.

Король обожал Квентини. Он возвел его во дворянство и подарил дом в саду, куда часто наведывался прогуляться. Сегодня сад и огород остались почти без изменения, включая калитку с надписью «Public», через которую входили жители Версаля, чтобы бесплатно взять овощи.

Груши Квентини просуществовали в Версале до 1963 года, тогда пришлось выкопать два последних дерева. В XIX веке многие из них еще плодоносили и хорошо переносили зимы, погубившие другие фруктовые деревья.

Итак, после 1661 года Людовик XIV пожелал собственный дворец, который по своему великолепию и роскошью превосходил бы другие замки Франции и даже Европы. Местом строительства король выбрал Версаль, маленький поселок, с пятьюстами человек населения, где находился маленький охотничий замок Людовика XIII. Над строительством работали лучшие архитекторы, скульпторы, художники XVII века, на постройку замка тратились огромные суммы денег. Но Король-Солнце не жалеет ничего. Привело к строительству Версаля, как мы видим, желание Людовика иметь свой собственный, неповторимый дворец, который должен был стать доказательством славы и могущества короля.

Финансы Франции и Версальский дворец

Когда речь заходит о денежных средствах, израсходованных на версальских стройках, историки единодушно соглашаются, что дворец, стоил огромных сумм. А если мы примем во внимание стоимость внутреннего убранства, то получим колоссальные цифры. Хотя генеральный контролер финансов Жан-Батист Кольбер старался внушить королю склонность к бережливости, желание славы короля обходилось дорого.

До того как Кольбер еще не стал суперинтендантом строительства, с 1661 по 1663 г., Версаль стоил уже полтора миллиона (в течение четырех лет он поглотил то, что Фонтенбло съел за 17 лет). Почти вся эта сумма использована, по всей видимости, без всякой меры, для создания парков. Король покупал, увеличивал, расширял, округлял свое владение. Он придумывает бассейны, новые партеры, оранжерею, боскеты. В 1664 г. Версаль стоил администрации строительства 781000 ливров; в следующем году – 586000.

Кольбера, несомненно, заботили эти многочисленные траты. Он беспокоился и даже злился. В письме, которое он писал королю (сентябрь 1665) звучит тревога. «Если Ваше Величество пожелает обнаружить в Версале, где за два года потрачено более пятисот тысяч экю следы славы, Вы, несомненно, огорчитесь, не обнаружив ее».

Кольбер еще верил в будущее Лувра и Тюильри. В это время в Париж уже прибыл Лоренцо Бернини, скульптор, художник, архитектор, автор колоннады у собора св. Петра, памятников папам Урбана VIII и Александра VII. Он должен был сделать из Лувра прекраснейший дворец мира.

Но на Версаль с каждым годом тратиться все больше денег. Если в 1668-м на строительство ушло 339000 ливров из бюджета министерства строительства, тот в 1669-м траты доходят до 676 000 ливров, а в 1671-м – до 2 621 000 ливров. Начиная с 1670 года, во дворце появляется новая мебель, украшенная серебряными накладками, а спальня Его Величества обтянута золотой парчой.

Чтобы получить представления о том, что представлял тогда собой ливр (подразделенный на 20 солей и 240 денье) в конце XVII века приведем несколько примеров. В городах неквалифицированный рабочий мог зарабатывать от 6 до 10 солей в день, когда была работа; квалифицированный (краснодеревщик, слесарь, каменотес) – 20 солей. Поденные рабочие в сельской местности, когда находили работу (150 дней в году) получали 5-6 солей в день. Приходской кюре, живший без хлопот, мог получать от 300 до 400 ливров в год, то есть 20 солей за полный трудовой день. Можно также предположить, что скромная семья жила на 25 ливров в месяц. Таким образом, подсчитав средний годовой достаток такой семьи, получим: в год на строительство Версаля (данные 1664 года), не считая при этом трат на внутреннее убранство, тратилось столько денег, сколько хватило бы на безбедное проживание 3000 семей.

Версаль можно назвать в полном значении слова, стройкой мирного времени. Ведь строительные работы начинали оживляться и наиболее крупные финансовые вложения происходили как раз в то время, когда заключался мир. Сравним некоторые цифры. Во время Деволюционной войны Версаль обошелся государству за два года в 536 000 франков. Едва наступил мир, как сразу же возросли и расходы. В 1671 г. Версаль стоил 676 000 франков. За пять военных лет, с 1673 по 1677 г. включительно, сумма, потраченная на версальские стройки, составила 4066000 ливров. Едва произошло заключение Нимвегенского мира, как монарх уже не видел резона экономить. В 1679 году версальские траты поднимаются до 4886000 франков, а в 1680 году достигают 5 641 000 франков. С началом Десятилетней войны остановились главные стройки. В документах строительного министерства можно увидеть отчет о суммах, потраченных на Версаль (без учета подвода воды): в 1685году – 6104000, в 1686 году – 2520000, в 1687 голу – 2935000. Подготовка к войне идет полным ходом, а потому затраты резко снижаются в 1688 году: 1976 000 ливров. А далее, за целых девять лет, с 1689 по 1697 год включительно, Версаль стоил Франции только 2 145 000 ливров. В период с 1661 по 1715 год Версаль вместе с замком и служебными помещениями стоил 68000000 франков.

Нельзя забывать, что Версаль – не единственный дворец, строившийся в это время. В Париже также велись другие многочисленные стройки. До 1670 года вклады на строительство парижских дворцов вдвое превышают те, которые предоставляются Версалю. Начиная с 1670 г. ситуация меняется.

А в 1684 году министерством финансов лишь на одно жилье для рабочих выделяется 34 000 франков. Статистика, несомненно, впечатляет!

Но если еще раз как следует задуматься, то эти траты представятся не такими уж астрономическими по сравнению с расходами на войны и с тем, какой степени политического и художественного расцвета достиг двор во времена великого короля и далее, в течение всего века Просвещения. Нельзя сказать лучше, чем Пьер Верле: "Все согласятся, что Людовик XIV, подарив нам Версаль, обогатил Францию… Траты великого короля подарили миру замок, которым нельзя не восхищаться».



В истории европейской архитектуры нет другого примера подражания, как подражание Версальскому дворцу , множество дворцов и парков было построено в стиле Версаля, послужившего отправной моделью архитекторам и дизайнерам.

Роскошный Версальский дворец и его великолепные парки и сады, изысканные оранжереи и замечательные фонтаны оказали просто волшебное влияние на архитектурную и строительную мысль Европы 18 века.

В Версале монархи и королевский двор жили в невероятной роскоши и развлекали себя создавая невероятное количество интриг и тайн Версаля. У истоков этого коварной традиции стоит Людовик XIV, пережив своего создателя, его творение традицию с успехом использовали потомки, но самого расцвета «интрига-плетение» достигло при Марии-Антуанетте.

Давайте посмотрим и мы на это великолепие, и начнём прямо с самого Версальского дворца - королевского дома.


Саша Митрахович 02.01.2016 10:29


Это основное строение комплекса, дом Французских королей. Попасть в него можно пройдя через «Королевские ворота» - вызолоченную решётку, украшенную королевскими атрибутами, гербом и короной.

Второй этаж предназначен для королевской семьи - на северной стороне располагались Большие салоны короля, их семь штук, а на южной размещались покои женской половины королевской семьи. Первый этаж занимали королевские придворные.

Во дворце насчитывается около семисот комнат, а тронный зал, где короли принимали послов и важных персон, назван Салоном Аполлона. Тронный зал также использовали под балы, театральные постановки и спектакли.

Зеркальная галерея - наиболее впечатляющее и известное помещение Версальского дворца , галерея играла важную, если не основную, роль в истории дворцовой жизни. Здесь проводились самые роскошные и пышные мероприятия королевского двора, балы, празднества и королевские бракосочетания.

Зеркальная галерея получила такое название за огромные зеркала, заполнявшие пространство между 17 больших арочных оконных проёмов, выходивших на роскошные Версальские сады и парки, создавая необычайный эффект пространства и света. Всего насчитывалось более 350 зеркал. Высота потолков галереи достигала 11 метров, при длине в 73 метра и ширине 11.
В истории Версальского дворца был период, когда мебель в Зеркальной галерее была выполнена из чистого серебра, неплохое вложение капитала, но к началу 18 века в виду больших военных расходов, мебель переплавили на монеты.


Саша Митрахович 02.01.2016 11:07


Напротив расположена Оружейная площадь, от которой берут начало три аллеи, разделенные двумя зданиями - Большой и Малой конюшней, в которых одновременно размещалось до 2500 лошадей и 200 карет.

В грандиозном Дворце содержатся бесценные произведения искусства, которые вместе с необычайной красотой парков создают один из самых удивительных архитектурных ансамблей мира.


Саша Митрахович 02.01.2016 11:11


Сразу же за оградой находится первый из трех идущих друг за другом дворов, так называемый двор министров, в глубине которого стоит статуя Людовика XIV. Через второй двор, Королевский, въезжали королевские кареты, а последний двор, Марбр, окружен постройками первоначального здания Людовика XIII. Со стороны, противоположной входу, выходит на парк один из самых красивых фасадов длиной 580 м.

Центральная его часть выполнена по проекту Лево (1678-80), два боковых крыла и окончательная отделка здания сделана Ардуэн-Мансаром. Два длиннейших этажа оживляются выступами и колоннами, прерывающими монотонность здания. Нижний этаж построен в виде рустованных арок, а высокие окна верхнего этажа обрамляются пилястрами.

Центральный павильон предназначался для королевской семьи, два боковых крыла - для кровных принцев, а аттик - для придворных.

С Королевского двора можно войти во дворец, а точнее, в первую галерею Исторического музея, рассказывающего об эпохе Людовика XIII и Людовика XIV Следующий зал, называемый Королевским, имеет овальную форму. Это помещение было спроектировано архитектором Габриелем (1770) для празднования свадьбы будущего короля Людовика XIV с Марией Антуанеттой Австрийской.


Саша Митрахович 02.01.2016 11:14


После второй галереи верхнего этажа расположена Капелла, посвященная Св. Людовику Французскому. Это помещение, богато декорированное белыми и золотыми лепками, считается шедевром архитектора Ардуэн-Мансара (1699-1710).

Великолепные барельефы на пилястрах и арках выполнены Ван Клеве. Следующее помещение, называемое Салон Геркулеса, было построено в 1712 и декорировано в 1736 Робером де Котте. Здесь хранятся два великолепных полотна Веронезе “Ужин Христа в доме Симона Фарисея” и «Елизир и Ребекка». На этом же этаже расположены шесть залов Больших королевских апартаментов, являющихся типичным образцом стиля Людовика XV, где отдавалось предпочтение использованию ценных материалов.

Но самым роскошным, без сомнения, является шедевр декоративного искусства Лебрюна Галерея зеркал, построенная в 1687 году. Славу этой галерее принес его оригинальный декор: 17 зеркал, отражающих свет, который проникает через 17 расположенных напротив окон.


Саша Митрахович 02.01.2016 11:19


Сады заслуживают особого внимания, это ярчайший образец разбивки французского парка. Сады Версаля, совместно с Большим и Малым парками занимают площадь более 100 гектаров. Это прекрасное пространство было спроектировано Ленотром, которому удалось гармонично соединить природу с искусством и со вкусами короля.

После спуска по террасе, попадаешь к фонтану Латоны (1670), этот замечательный фонтан украшен фигурами богини Дианы, Аполлона и Латоны, эта триада восседает на поставленных пирамидой концентрических бассейнах.

От фонтана берёт начало аллея Тапи-Вер, она выведет к другому великолепному фонтану Аполлона, где Туби (1671) изобразил божественную колесницу, запряжённую четвёркой лошадей, которая вырывается из воды, а тритоны в это время трубят в свои раковины, возвещая о пришествии бога. Газоны за фонтаном Аполлона заканчиваются у Большого канала (ширина 120 м), который тянется на 1560 м и заканчивается большим бассейном.

Разумеется, основной достопримечательностью дворцово-паркового ансамбля Версаль является сам дворец. На входе в Версаль Вы получите план дворца, по которому Вы можете проложить свой маршрут. В Версальском дворце обязательно надо посетить Королевскую часовню, которая входит в число самых прекрасных архитектурных памятников эпохи барокко. Пройдя через часовню и сеть сияющих позолотой и хрусталем комнат, Вы окажетесь в тронном зале и знаменитой Зеркальной галерее, в которой после Первой мировой войны был подписан Версальский мирный договор. Кроме того, обязательным пунктом программы является осмотр Покоев королевы в северном крыле дворца, в которых почти каждый квадратный сантиметр стен и потолка украшен позолотой.

Каждой комнате во дворце было придано символическое значение, и ни одна комната - даже в апартаментах, отведенных для придворных или членов королевской семьи, - не оставалась приватной. Центром дворца вовсе не являлся тронный зал или рабочий кабинет. Гораздо большее значение придавалось тому, что происходило в монаршей опочивальне. Здесь ежедневно происходили самые важные церемонии, и никто не смел стесняться наготы их величеств. Для проведения такой церемонии требовалось не меньше сотни придворных, заученно исполнявших сложнейшие хореографические ритуалы.

Разумеется, Вы можете наслаждаться роскошью внутреннего убранства покоев дворца, однако можно прекрасно провести целый день, гуляя по парку Версальского дворца. Ухоженные сады, благоухающие клумбы, музыкальные фонтаны, - здесь есть все, что только может усладить эстетическое чувство. Кроме того, в парке Версаля расположены еще два дворца: Большой Трианон (дворец в итальянском архитектурном стиле) и Малый Трианон (более скромное сооружение, спроектированное для известной фаворитки Людовика XV мадам де Помпадур). В парке также находится и деревня Марии-Антуанетты – небольшая ферма с тростниковой крышей. Скромное убранство Малого Трианона и изящный аскетизм деревни Марии-Антуанетты дадут Вашим глазам, утомленным сиянием Версальского дворца, долгожданный отдых, а фонтаны, синхронизированные с музыкой, станут настоящей усладой для Вашего слуха.

Туристам

Версальский дворец расположен примерно в 13 км к юго-западу от Парижа. Проще всего до Версаля добраться на метро (RER) по линии C – Вам будет нужно доехать до станции Versailles - Rive Gauche , которая находится неподалеку от самого дворца. Кроме того, в Версаль отправляются поезда с вокзалов Gare Montparnasse (станция Versailles Chantiers ) и Gare St-Lazare (станция Versailles – Rive Droite ). Билеты на метро и на поезда стоят одинаково - 2.80€ в одну сторону.

Часы работы Версальского дворцово-паркового ансамбля различны в высокий и низкий сезоны, поэтому перед поездкой в Версаль обязательно ознакомьтесь с сайтом дворца: http://www.chateauversailles.fr/homepage . Сайт доступен на нескольких языках, однако русский в их число не входит.

Купить билеты можно на сайте дворца, в магазинах FNAC (http://www.fnac.com/localiser-magasin-fnac/w-4), в туристическом бюро, которое находится неподалеку от станции Versailles – Rive Gauche, и, наконец, в кассе самого дворца.

При покупке билетов в Версаль очень важно не запутаться, поскольку у них много разновидностей. Во-первых, Вы можете посетить дворец по музейной карте – Paris Museum Pass (http://en.parismuseumpass.com/). По этой же карте можно посетить и многие другие парижские достопримечательности, но если Вы не собираетесь обойти все музеи Парижа за короткий срок, она просто не окупится.

Полный билет в Версаль стоит 25€ в дни работы фонтанов и 18€ в то время, когда фонтаны не работают. За 15€ можно посетить отдельно Версальский дворец с его знаменитой Зеркальной Галереей, покоями короля и королевы, фресками, живописью и скульптурами.

Помимо основного дворца, в Версальский дворцовый комплекс входят еще Большой Трианон и Малый Трианон и деревня Марии-Антуанетты. За 10€ можно приобрести билет в оба Трианона и деревню Марии-Антуанетты. Вход в парк Версаля бесплатный, однако в дни работы фонтанов он обойдется Вам в 8,5€.

Если Вы поедете в Версаль летом, не забудьте взять с собой шляпу или кепку: на территории садов практически негде укрыться от солнца, так что Вы можете с легкостью перегреться.

История

Сейчас сложно даже представить себе, что еще в начале XVII века на месте нынешнего Версальского дворца, сады которого поражают своей идеальной ухоженностью, находились топкие болота. Но несмотря на столь неблагоприятные природные условия, эта местность к юго-западу от Парижа привлекла к себе внимание Людовика XIII, который в 1624 году велел построить здесь небольшой охотничий замок. А в 1661 году об этом замке вспомнил Людовик XIV, которому казалось, что оставаться в Париже ему небезопасно.

Согласно легенде, когда королю Людовику XIV исполнилось всего 5 лет, он, прогуливаясь по живописному саду Тюильри, взглянул в лужу. В воде отражалось солнце. “Я – солнце!” – радостно закричал мальчик. С того дня, поданные и семья ласково называли Людовика «королем-солнцем». Еще в юности он мечтал о чем-то большом, совершенном и уникальном, таком, что поразило бы всю Европу - лучше Лувра, Венсен и Фонтенбло вместе взятых. Для воплощения мечты Людовику XIV понадобилось целых 50 лет! «Король-солнце» превратил охотничий замок отца в самый большой дворец в Европе! Отделку интерьера поручили живописцу Шарлеви Лебрену, а дизайн садов - Андре Ленотру.

«Король-солнце» смог устроить в Версале по-настоящему солнцеподобный дворец, достойный его величия. Восемьсот гектаров болот, на которых так любил охотиться отец короля, были осушены, а их место заняли роскошные сады, парки, аллеи и фонтаны.

В 1682 году Людовику XIV стало уже совсем неуютно в привычном Париже, и монарх решает переехать в Версаль. На тот момент дворец еще был не до конца достроен, да и вообще не вполне пригоден для жизни, но самодержец был непреклонен. Король так долго мечтал о Версальском дворце, что больше не может ждать, - и весь королевский двор вынужден следовать за Людовиком.

Дворцовый комплекс Версаля создавался с целью прославления Франции, и этот первоначальный замысел был успешно осуществлен. Пышность внутреннего убранства, идеальные сады и аллеи, роскошные фонтаны, масштабы дворцово-паркового ансамбля, - все это заставляло гостей французского двора замирать в восхищении.

Версальский дворец был центром политической жизни Франции вплоть до Великой Французской революции в 1789 году. Вместе с падением самодержавия, символом которого являлся Версаль, дворец стал приходить в запустение.

  • Версальский дворец находится под номером 83 в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.
  • Дни работы фонтанов превращаются в настоящие шоу: фонтаны синхронизированы с музыкой, благодаря чему и производят совершенно незабываемое впечатление.
  • Летом субботними вечерами проводятся световые шоу, в которых задействованы фонтаны и фейерверки.

Хронология

  • 5 октября 1789: Революционеры изгнали короля Людовика XVI из Версальского дворца.
  • СXIX в.: Началась активная реставрация и консервация здания, не законченная и по сей день.
  • 18 января 1871: В Зеркальном зале король Пруссии Вильгельм I коронуется императором (кайзером) Германии.
  • 26 февраля 1871: В Версале подписан мирный договор, положивший конец франко-прусской войне.
  • 28 июня 1919: Подписан Версальский договор, оговаривавший условия окончания Первой мировой войны.

– резиденция французских королей династии Бурбонов . Шедевр классицизма завораживает своим блеском, и ежегодно притягивает миллионы туристов со всего мира. Мы не упустили возможность присоединиться к этому миллиону.

Версаль — история создания

История создания Версаля отсылает нас в эпоху правления Людовика XIV , которого прозвали «король-солнце» . И при свете солнца ансамбль действительно смотрится по-королевски (впрочем, в дождливую погоду он смотрится не менее красиво, может немного скромнее).

При Людовике XIII на месте современного дворца стоял обычный охотничий домик, который король повелел возвести для охоты в тамошних местах. Но у его сына Людовика XIV были свои планы на данную местность.

На торжественном приеме у своего министра финансов Николя Фуке в честь завершения строительства дворца Во-ле-Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte ), Людовик XIV был поражен «королевской» роскошью и дороговизной строения, и даже взбешен открытым выставлением всего этого напоказ. Такого дворца не имел он сам, и это ударило по самолюбию монарха.

По возвращении с приема, он подозвал своего верного помощника по имени д’Артаньян – реального, а не мифического героя из романов Дюма . Людовик повелел д’Артаньяну разобраться с Фуке , и д’Артаньян разобрался. Фуке был арестован и пожизненно посажен в тюрьму. А его новенький замок был конфискован. Так то. А вы говорите «красиво жить не запретишь».

Вдохновившись дворцом Во-ле-Виконт , Людовик переманил авторов данного произведения — архитекторов Луи Лево и Андре Ленотра , а также художника Шарля Лебрена на свою сторону, и предложил им построить для него подобный дворец с парком, только чтоб было «покрасивше, побогаче, да побольше». Вариантов отказаться не было – перед глазами стоял печальный облик Фуке , сидящего в темнице, и они согласились. Так и появился .

Строительство началось в 1661 году и растянулось на долгие года. Денег было вбухано невиданное количество. «Король-солнце» построил такой же яркий и солнечный комплекс, каким был он сам. Поэтому они неизменно ассоциируются друг с другом, несмотря на то, что Версальский комплекс достраивался и после смерти Людовика XIV его правнуком и приемником Людовиком XV . Достройки были не столь глобальны, как при «короле-солнце» , хотя тоже стоили немалых денег казне. Регулярные подобные траты стали одними из предпосылок для будущих волнений французского народа, которые ярко проявятся в конце XVIII века.

Параллельно с Версальским дворцовым ансамблем обустраивался и город Версаль . Изначально в нем проживало около 500 человек, а к моменту переезда Людовика XIV вместе со всей своей свитой в Версальский замок , в городе жило уже 30000 . Основную часть составлял обслуживающий персонал, а также рабочие и крестьяне, поддерживающие бесперебойную и ни в чем не нуждающуюся жизнь королевского французского двора.

Однако, вернемся к себе любимым 🙂

Пройдя на территорию через главные ворота, мы оказались на площади, во главе которой и находится Версальский дворец . «Вот здесь то они и жили-не тужили» , — подумал я. Покои короля, королевы, а также гостевые залы находятся именно в этом месте. Где же им еще находится – не в лесу же у пруда.

Очутившись по ту сторону забора, мы не понимали с чего начать – никакой брошюрки у нас не было, да и вообще полного представления, из чего же состоит весь этот архитектурный ансамбль, также не имелось. Логично было первым делом пройти основной дворец, а дальше уже действовать по обстоятельствам.

Место, на котором ранее стоял охотничий замок Людовика XIII сейчас называется Мраморный двор

Но тут тоже возникла небольшая проблема. Фонтаны, на которые мы тоже хотели попасть, работают всего два раза в день – с 11 до 12 и с 15:30 до 17 . До 15 ждать не хотелось, и было решено пройти одно крыло дворца, потом сходить на фонтаны и вернуться досмотреть дворец. Так мы и поступили. Зашли в правое крыло, взяли аудиогид на русском языке. У меня были наушники, и я вонзил их в разъем – тем самым мне не пришлось ходить, прислоняя аппарат к уху, что весьма удобно. Глядел на всех, ухмыляясь довольной физиономией.

Народу, конечно же, тьма. Сидя практически друг у друга на плечах, мы перемещались из зала в зал, не забывая прослушивать аудиогид. Всё это было весьма познавательно.

Чуть менее часа нам хватило, чтобы обойти это крыло. Время подходило к 11, мы вышли из дворца и направились к садам и фонтанам. Меня сразу насторожило, что на выходе стоит человек с серьезным взглядом. И если ты вышел, обратно тебя не пускает. Тогда я не придал этому существенного значения, так как спешил к фонтанам.

У прохода к фонтанам также стояли контроллеры и проверяли билеты. Контроллеров там много – стоят у каждого объекта, потому что на каждый объект билеты продаются отдельно, и можно посетить не всё, а только то, что тебе интересно.

Ну вот подошло время, и заиграла музыка. Заструились фонтаны, защелкали фотоаппараты, началось движение.

Фонтанов много. Бродя по лабиринтам садов, можно наткнуться на какой-нибудь небольшой фонтанчик. Можно походить и понаблюдать, а можно и не ходить. Постфактум я подумал, что билеты на них брать не стоило – не впечатлили. То есть, фонтаны как фонтаны, ничего особенного. Надо понимать, когда они были построены. С тех пор они изменились не существенно. Нынче есть гораздо более продвинутые и интересные фонтаны, поэтому удивить человеков, усиленно блуждающих вокруг них, сложно.

Прошлись мы по садам, дошли до большого фонтана Аполлона .

Понятное дело, фоткались и так и сяк. Наверное, поэтому немного проголодались. Присели недалеко от фонтанов на освежающую мраморную скамейку и навернули приготовленных бутербродов. Уже после я вычитал на официальном сайте Версаля , что пикники устраивать запрещено, но нас не поймали, что весьма отрадно.

Потрапезничав и отдохнув, мы пошли в обратную сторону с целью досмотреть Версальский дворец . И тут все опасения подтвердились – человек с серьезным взглядом обратно нас впускать отказался, усилив свой взгляд решительными жестами. Показал на табличку с надписью «входа нет», улыбнулся и совершенно удовлетворенный собой, отвернулся.

Особо не расстроившись, мы решили обойти дворец, предполагая, что можно войти с другой стороны. Но с другой стороны не было ни серьезных людей, ни намека на вход, и мы вышли к забору, пройдя вдоль которого мы вновь оказались у огромной толпы, страждущих попасть внутрь, людей.

Вот тут то мы и начали чесать репу. Что делать дальше было решительно непонятно. Совершенно очевидно, что мы прошли не весь дворец. Плюс ко всему, оставалось стойкое впечатление, что есть еще неосмотренные объекты (давно я не был так близок к истине, таких объектов было еще часа на 4 ходьбы). Стоя, как вкопанные, и задумчиво вертя головами во все стороны, мы были как Штирлицы — близки к провалу. И тут слева попалась на глаза вывеска туристического информационного центра. Где-то внутри подсознания слегка зашевелился хрупкий зверек под названием «надежда».

Осторожной поступью мы пошли в том направлении. Были бы в России , никаких проблем не возникло бы, но мы были во Франции , с соответствующим знанием языков. Только английский на уровне «ес, ноу, айдонтноу» . Я до сих пор удивляюсь, как мы вообще ездили за границу своим ходом, практически не зная языка.

Дрожащими руками мы отворили дверь, и вошли. Подошла женщина и что-то спросила на английском. Тут я вспотел. Запинаясь, я начал своё прекрасное повествование о проблеме, которая свалилась на нас как весенний снег на голову.

Полчаса шла словесная борьба с этой женщиной, а точнее с заморским языком. Борьба была неравной — женщина явно знала больше слов, чем я. Но я победил. Чуть ли не на пальцах нам объяснили, что всё не так плохо. Нужно лишь отстоять очередь еще раз и больше не выходить из дворца, не посмотрев его полностью. Плюс ко всему, нам торжественно вручили план ансамбля на русском языке, с кратким описанием и картой-схемой. Только тогда я узнал, что мы не посмотрели еще практически ничего. Теперь же мы были вооружены исчерпывающей информацией. Самодовольной походкой, расправив еще полчаса назад сутулые плечи, и высоко подняв ожившую голову, мы пошли к концу петляющей змейки из людей. День был реанимирован.

Бесплатный совет:

Отстояв «змеиную» очередь второй раз, мы снова надеялись быстро прошмыгнуть через досмотр вещей. Но на этот раз наша хитрость не удалась. Заставили открыть рюкзак, и обнаружили там заботливо упакованный провиант – булочки, сосиски и листья салата. Предложили сдать рюкзак в камеру хранения и рукой показали направление. Я подумал, что, во-первых, потом идти обратно за рюкзаком будет не очень охота, а во-вторых, кушать через пару часов будет охота очень. Поэтому по пути к камерам хранения, я сделал вид, что забыл, зачем иду, и свернул. Ожидая безумных окликов французов, шел, не поворачиваясь, но никто на меня не обратил внимания. Всё оказалось очень просто. Таким нехитрым способом питание было сохранено, и мы спокойно пошли осматривать замок Версаль .

Со второй попытки мы осмотрели-таки весь замковый комплекс полностью – всевозможные покои короля и королевы, гостевые залы, зеркальная галерея, и всё остальное прочее (там залов столько, что я чуть не заплутал). Размах и роскошь просто поражают – всё в позолоте, яркое, блестящее, красивое. Там я осознал фразу «смотрится по-королевски» . С удовольствием пожил бы там пару-тройку веков.

Дошли до известной Зеркальной гелереи . Вот так она выглядит в разгар дня

А вот так, когда никого нет, только призраки

Честно говоря, во всех этих комнатах я совсем запутался. Если не быть совсем занудным исследователем архитектуры Версаля , то запомнить все нереально. Кто и где жил, для чего эта или та комната. По большому счету это не так важно. Просто ходишь и удивляешься богатству и роскоши, а также вкусу, с которым это всё было сделано. Все поистине прекрасно и шедеврально.

Послужил прообразом для многих королевских резиденций, и стал некой отправной точкой для архитектуры будущих столетий. Многие монархи, гостившие в Версале вдохновлялись на строительство своих резиденций. Самозабвенно тратили огромные деньги, и даже превосходили Версальский дворец в богатстве и величии. Примеры есть и в нашей стране — в некоем городе на Неве 😉

И культурного подъема. Особенно известен великий монарх как заказчик самого красивого дворца в мире. Заслуга короля в том, что сегодня все знают, где находится Версаль и что это такое. Но что известно о самом этом монументальном сооружении? Интересно будет познакомится с его историей и прикоснуться к тем легендам, свидетелем которых он стал. Тем более что Франция славилась интригами и дворцовыми тайнами на всю Европу.

От неизвестного села до центра страны

Лувр - ныне один из самых престижных музеев в мире, а некогда он служил для французских монархов домом. Именно в его стенах подписывались важные договора и решались сложные межгосударственные вопросы. Там частично прошло детство Людовика XIV. Но мужчина никогда не отличался особой любовью ни к Парижу, ни к Лувру.

Официальной причиной переноса резиденции была боязнь короля за свою жизнь. Он заявлял, что в столице чувствует себя в постоянной опасности, поэтому новым дворцом станет пригород Парижа. Тогда, в 1661 году, никто и понятия не имел, где находится Версаль. Но уже через несколько лет слава о блистательной резиденции Короля-Солнца разнеслась по всей Европе.

Впервые об этих краях упоминается в 1038 году. Более пятисот лет место было всего лишь крошечным поселением, заросшим лесами и покрытым непроходимыми болотами. На этих землях водилось много дичи, и там любил охотиться отец Людовика XIV. По его инициативе в 1623 году на одной из полян был построен охотничий дом. Там Луи XIII, прозванный Справедливым, часто отдыхал с сыном.

Первый заложен камень - зависть

Несмотря на заявления об опасности, которую несет Лувр, придворные отлично знали истинную причину возведения новой резиденции.

История Версаля началась 17 августа 1661 года. Именно в этот вечер в 55 километрах от Парижа министр финансов Николя Фуке организовал торжественный прием в честь новоселья. Новым домом стал замок Во-ле-Виконт с садами невиданной красоты. Дворец сразу занял позиции лидера и... обогнал Лувр. Неслыханная дерзость!

На праздновании присутствовал и Людовик XIV. Его поразило величие и богатство имения, более того - вызвало зависть. Еще одним неприятным моментом стала гордость владельца. В тот же вечер, не дождавшись завершения пира, король сообщил архитекторам Луи Лево, Жюлю Ардуэн-Мансару и планировщику парка Андре Ленотру, которые работали над проектом Во-ле-Виконт, что с этой минуты они находятся под его руководством. Их задание - создать объект, который будет достойным Его Величества. Именно эти три человека стали первыми, кто узнал, где находится Версаль.

Первые препятствия

Мастера были друзьями и понимали друг друга с полуслова. Требование, которое выдвинул король, было большою честью и... значительным риском. Первое пожелание заказчика: оставить скромный охотничий домик, который заложил его отец. Здание размером 24 на 6 метров стало большой проблемой для архитекторов.

Проектор сада также столкнулся с неприятностями. Заболоченные, глухие леса требовали незаурядных сил, чтобы создать из них парки, похожие на рай. Но основным препятствием стал сам король. Он требовал сделать все качественно и в максимально тесные сроки. Предполагалось, что это будет не просто дворец, а шикарный ансамбль, настолько прекрасный, что никому даже в голову не придет спрашивать: "А Версаль - это где?" По замыслу Людовика, это должно было быть место, где небо встречается с землею.

Работа началась с того, что в поселке поставили дома для тысячи строителей. Сам Людовик XIV тем временем скупал окружающие земли.

Сердце Франции

Для пышного замка выбрали стили барокко и классицизма. Главный фасад дворца - зеркальная галерея. Ее окна выходили на парк, а параллельная стена, увешанная модным на то время венецианским стеклом, которое считалось тогда самым чистым, отражала схемы сада.

В главном дворце располагались бальные залы и спальни дворянства. Каждый сантиметр оформляли со вкусом. Стены были украшены деревянной резьбой, фресками, картинами, в нишах стояли скульптуры. Не редкость - серебро и золото в комнатах. В парадном дворце находилась спальня самого короля. По обе стороны выступали залы Версаля.

Еще одной причиной возведения такого огромного комплекса стала Людовика XIV. Сторонник абсолютной монархии хотел держать всех подданных под контролем. В таком грандиозном дворце, где могло поместиться 20 000 подданных, цель становилась реальной. Но тут стоит заметить, что просторные апартаменты предоставлялись знатным вельможам, фаворитам и фавориткам, прислуга жила в крошечных чуланах.

Залы богов

Гордостью резиденции была Зеркальная Галерея. Ее длина достигала 73 метров, ширина - 11 м. 357 зеркал создавали зрительную иллюзию. Казалось, что парк разбит по обе стороны дворца. Украшали зал картины и фрески, статуи с позолотой и хрустальные люстры.

Тогда каждый бедняк знал, где находится Версаль. Король позволял посещать его всем, ведь был уверен, что это гордость всей Франции. Каждый простолюдин мог обратиться к монарху в стенах дворца.

Большой популярностью пользовались залы, которые были названы в честь греческих и Так, Зал Дианы использовали на приемах как бильярдную. Все столы были покрыты дорогим малиновым велюром с золотой бахромой по краям.

Зал Аполлона служил для дипломатических переговоров. По вечерам в нем показывали сценки, в которых принимал участие сам Король-Солнце. Также была комната военной славы Франции.

Андре Ленотр занимался проектированием королевских садов. Исследователи считают, что великолепие парка связано с самой персоной Людовика XIV. Поля занимали 8300 гектаров. Каждая композиция гармонично вписывалась в ансамбль. Монарх не желал ждать годы, пока деревья и кусты вырастут, поэтому частично их перевозили из других земель, в том чистые и с Во-ле-Виконт.

Схема Версаля напоминает лучики солнца, расходящиеся от центра аллеями и скверами. Так главный садовник хотел возвеличить Короля-Солнце Людовика XIV.

Над каналами и фонтанами, которые стали называть «Маленькой Венецией» работали тысячи солдат. Воды для такой массы бассейнов не хватало, поэтому делали специальные пролива от соседних рек.

Финансовая сторона

Любимой фразой монарха было изречение: «Государство - это я!» Именно из этих соображений в казне сразу нашли деньги на строительство. Но с продолжением работ вопрос о том, где брать средства, возникал все чаще. Изначально на стройке трудилась тысяча крестьян. В дальнейшем было задействовано более 30 000 строителей. В мирные времена инструменты брали в руки и солдаты короля.

Конечно же, не обходилось и без жертв. Сотни разбивались насмерть на фундаменте замка. Еще больше стало, когда бригады начали работать по графику. Люди трудились и днем, и ночью. Строительство в темноте для многих стало роковым.

Долгое время от короля скрывали правду. Когда информация всплыла на поверхность, он, не жалея бюджета, начал выплачивать компенсации пострадавшим и их родным.

Тем не менее экономить старались на всем. Десятки каминов не работали. Двери и окна прилегали неплотно. Это создавало неудобства для жильцов зимой. Замок был очень холодным.

Долгое время каждый обитатель дворца мог перестраивать свои апартаменты под свой вкус. Но во время Девятилетней Войны все расходы за ремонт ложились на плечи дворян.

Сегодня, спустя несколько столетий, тяжело оценить полную стоимость дворца. А документальных свидетельств не сохранилось.

Судьба резиденции после Людовика XIV

Проект был любимым детищем короля, ведь он сам участвовал в его планировании. Дворец - это не только придворные тайны Версаля, но и события мирового значения. Там плелись заговоры и интриги, приближенные монарха, да и сами члены смеялись и плакали, любили и ненавидели, там вершили судьбами простых смертных и целых государств...

В Версале проживали два последующих правителя. Но, в связи с политическими и экономическими перипетиями, уже в 1789 году содержать дворец был тяжело. Залы использовали лишь как музейные комнаты.

После проигрыша во Франко-Германской войне в Зеркальном зале была провозглашена Несколькими десятками лет позже это же помещение стало свидетелем перемирия и проигрыша Тройственного Союза.

Нельзя побывать во Франции и не посетить Версаль. Это не просто архитектура, это мечта, воплощенная в жизнь. Символ того, что человек может абсолютно все. Главное - иметь твердую веру в будущее и совсем немного решимости, чтобы использовать свой шанс. Если вы вдруг когда-нибудь очутитесь во Франции, обязательно посетите Версаль. Отзывы туристов об этом чуде архитектуры просто восторженные. Этот дворцово-парковый ансамбль - самая роскошная королевская резиденция Европы. Огромные корпуса зданий, просторные площади, большие террасы с выходом прямо в парк, галереи, идеальные газоны, симметричные дорожки, живые изгороди, радужные клумбы, искрящиеся фонтаны - все это было создано в Версале на потеху королю, его семье, фавориткам и придворным.



Статьи по теме: