Портал интересных увлечений. Дворцово-парковый ансамбль версаль

Поражающий воображение дворец в пригородах Парижа стал символом абсолютной монархии и роскоши последних французских королей.

На современников он производил столь сильное впечатление, что многие правители других государств приказывали своим архитекторам создать для них нечто подобное.

Хотя у всех посетителей Версаля этот дворец ассоциируется прежде всего с личностью легендарного Людовика XIV, достоинства этого городка оценил еще дед Короля-Солнце, король Генрих IV, любивший охотится в здешних лесах. Сын и наследник Генриха, Людовик XIII, в 1623 году распорядился построить там небольшой охотничий павильон. В начале 1630-х годов король выкупил у семьи Гонди и архиепископа парижского территории, прилегающие к его владениям, и заказал Филиберу Леруа нового, более представительного сооружения.

Дворец Людовика XIII был завершен в 1634 году. Он представлял собой прямоугольное двухэтажное строение, имеющее два крыла, перпендикулярные главному корпусу.


В центральной части находилась королевская спальня, ее окружали залы для приемов. Фрагменты этой планировки можно увидеть в здании дворца, существующем в наши дни: фасады вокруг так называемого Мраморного двора (Cour de Marbre) отличаются от всех остальных облицовкой из темно-красного кирпича, контрастирующего со светлыми архитектурными деталями - обрамлением окон, карнизами и декоративными элементами из кремового песчаника.


Любимая резиденция Людовика XIV

Когда в 1643 году умер его отец, Людовику XIV едва исполнилось четыре года, и он часто менял места пребывания. Официально главной королевской резиденцией попрежнему оставался Лувр, но юный король не любил Париж. Каждый год он вместе со своим двором выезжал на несколько месяцев из столицы и жил в замках Венсен, Фонтенбло, Сен-Жермен-ан-Ле.

Впервые он посетил Версаль лишь в 1651 году, и с тех пор это место стало для него любимой резиденцией. Вскоре король задумал перестроить его, чтобы иметь возможность проводить гам время вместе со всем двором за разнообразными развлечениями. Для реализации этого замысла он пригласил художников и архитекторов.

Здание спроектировал известный архитектор Луи Лево. занимались два художника - Шарль Эррар и Ноэль Куапель, перепланировка садов выпала на долю Андре Ленотра, в задачу которого входило также проектирование оранжереи. Работы были начаты в 1661 году, а три года спустя король уже смог пригласить гостей на первые дворцовые торжества, приуроченные к театральным постановкам, в том числе - пьес Мольера. В это время Людовик XIV принял решение о дальнейшей перестройке дворца. По проекту Лево, в 1668-1681 годах были возведены enveloppe -два массивных крыла, северное и южное, которые окружили и почти вобрали в себя дворец Людовика XIII. Крылья, расположенные параллельно центральной оси дворцово-паркового комплекса, были ориентированы в сторону въезда из города, и на образовавшемся между ними пространстве разместился так называемый Королевский двор (Cour Royal). Со стороны садового фасада, между ризалитами двух крыльев Лево поместил арочную анфиладу, над которой на верхнем ярусе устроил открытую террасу. Южное крыло предназначалось для апартаментов правителя, северное же служило королеве и ее фрейлинам.

Зал, полный зеркал

Людовик XIV не только сделал Версаль своей постоянной резиденцией, но и решил перевести туда правительство. Чтобы разместить многочисленную свиту и чиновников, потребовалась очередная масштабная перестройка, которая началась в 1678 году. Лево к тому времени уже умер, и его сменил другой королевский архитектор Жюль Ардуэн-Мансар. Он спроектировал впечатляющую Зеркальную галерею (Galerie des Glares), построенную со стороны сада между ризалитами на месте бывшей смотровой площадки. Галерея выходит на сад семнадцатью высокими полукруглыми окнами, напротив которых на внутренней стене размещены зеркала, по форме и размерам соответствующие окнам.




Днем, когда в зеркалах отражался сад, галерея превращалась в арочный павильон, с двух сторон окруженный обширными цветниками, вечерами же зеркала множили огни освещавших галерею свечей, усиливая их яркость. На плафоне были представлены сюжеты, прославлявшие Короля-Солнце и его военные свершения. Это художественное оформление, завершенное в 1686 году, было выполнено по эскизам и под руководством известного живописца Шарля Лебрена.

По обе стороны галереи, на первом этаже ризалитов, спроектированных еще Лево, были устроены два роскошных зала - Зал Войны в апартаментах короля и Зал Мира в крыле, принадлежавшем королеве.

Ардуэн-Мансар спроектировал также два массивных крыла с внутренними дворами, расположенные перпендикулярно центральной оси всего сооружения. Южное крыло было завершено в 1684 году, но строительство северного из-за постоянно растущей стоимости проекта было приостановлено и возобновилось только в XIX веке. Архитектор перестроил два сооруженных Лево отдельно стоящих со стороны города павильона, разместив между ними просторный двор, который получил название двора Министров (Cour des Ministres).


Людовик XIV со своим двором переехал в Версаль б мая 1682 года, когда строительные работы были в разгаре и даже королевские покои еще оставались незаконченными. Несмотря на неудобства, связанные с жизнью на строительной площадке, король не изменил место постоянного пребывания, и версальский дворец оставался резиденцией французских правителей вплоть до революции 1789 года.

Последней реализованной частью проекта Ардуэн-Мансара стала Королевская часовня, задуманная архитектором как самостоятельное здание, соединяющееся с северным крылом дворца.


Личные апартаменты монархов

Несмотря на многочисленные перестройки, Версальский дворец смотрится изнутри как гармоничное целое, в едином выдержанном стиле доминируют черты классического барокко. Интерьеры - в частности, так называемые Большие апартаменты (Grands Appartaments) Людовика XIV и его жены, состоящие из множества залов и соединенные Зеркальной галереей, - поражают роскошью оформления, обилием скульптур, лепнины, золота и настенной живописи, представляющей подвиги олимпийских богов.




В дворцово-парковом ансамбле Версаля нашлось место и для других построек. После покупки и сноса в 1668 году небольшой деревушки Трианон Луи Лево построил на ее месте Фарфоровый Трианон - ансамбль павильонов, облицованных бело-черными фаянсовыми плитками.

Десять с лишним лет спустя Жюль Ардуэн-Мансар получил от короля указ возвести новый дворец, который предназначался для личных нужд правителя. В нижней части обширного комплекса, расположенного между двором и садом, можно увидеть воссозданные деревенские постройки, а изящные скульптурные украшения и розовый мрамор, облицовывающий фасад и колоннады, придают всему сооружению камерную изысканность.


Дворец Трианон стал именоваться Большим (Grand), когда неподалеку появилась новая резиденция аналогичной конструкции, названная Малым (Petit) Трианоном. Его приказал построить в 1761-1768 годах Людовик XV, правнук и наследник Короля-Солнце, для своей фаворитки мадам де Помпадур. Автором Малого Трианона стал Жак-Анж Габриэль. В сравнении с другими постройками Версаля дворец действительно выглядит небольшим, а в его интерьерах сочетаются черты рококо и классицизма. Малый Трианон был любимой резиденцией королевы Марии-Антуанетты, получившей его в подарок от Людовика XVI.

После того как в октябре 1789 года разразилась Великая французская революция, королевской семье пришлось покинуть Версаль, и дворец был разграблен. Он вновь обрел блеск во времена Луи-Филиппа, который распорядился устроить здесь музей истории Франции. После окончательного свержения монархии в Версале проводились заседания Конгресса и парламентские выборы президента Республики, а дворец Трианон служил местом проведения дипломатических встреч. В Зеркальной галерее 28 июня 1919 года был подписан Версальский мир, положивший конец Первой мировой войне.

Знаменитые сады


Скромный сад, окружавший некогда дворец, возведенный Людовиком XIII, во время правления его наследника беспрестанно изменялся - его расширяли и доводили до совершенства, дабы он своей роскошью соответствовал великолепию самой постройки. Андре Ленотр, проектируя сад в 1661 году, обозначил его основные черты, остававшиеся неизменными в течение 40 лет реализации проекта. Вместе с Ленотром работали художники и скульпторы - окружение дворца должно было соответствовать эстетическим требованиям, воплощенным в его интерьерах. Ближе к садовому фасаду были размещены цветочные партеры со строгой шахматной композицией, которые переходили в более высокие так называемые кабинеты и боскеты, образованные шпалерами стриженых кустарников и деревьев, увенчанных кронами строго определенной формы. Партеры создавали обрамление для двух фонтанов, украшенных скульптурными композициями. Ближе к дворцу расположен многоярусный фонтан, посвященный богине Лето (Латоне), матери Аполлона и Артемиды. Широкая аллея с газонами тянется от него к фонтану Аполлона. В центре установлена статуя бога Солнца, правящего колесницей, в окружении тритонов и дельфинов. Автор этих скульптур Жан-Батист Тюрби.

Гармоничное сочетание строгих геометрических фигур зелени и водной глади характерно также для дальней части сада, где Ленотр построил два канала, пересекающихся под прямым углом. Больший из них, называемый Большим каналом (Grand Canal), завершался овальным прудом.


Каналы, многочисленные небольшие фонтаны, водопады и искусственные гроты составляли, начиная с 1664 года, важную часть декораций всевозможных представлений и дворцовых торжеств. По Большому каналу, кроме традиционных парусных лодок, плавали гондолы, которые Людовик XIV получил в дар от венецианских дожей. Примечательно, что во времена этого правителя затраты, связанные с созданием и содержанием водной системы, составили одну треть стоимости строительства всего Версаля.


Садовый комплекс, выдержанный в строгих геометрических пропорциях, с четко обозначенными смотровыми площадками, украшенный множеством статуй и вазонов на постаментах, стал квинтэссенцией черт «французского сада», который в XVII и XVIII веках разбивали во многих резиденциях Европы и Америки. Сад занимает внушительную площадь в 93 гектара, но в самом Версале носит название Малого парка (Petit Pare), поскольку за его пределами простирается несравненно большая территория - более 700 гектаров - Большого парка (Grand Parc), где находится сад, окружающий дворец Большой Трианон. Он устроен по аналогичному геометрическому принципу и украшен партерами, напоминающими восточные ковры.

Версаль — дворцово-парковый комплекс (Parc et château de Versailles), который находится в одноименном пригороде Парижа. Версаль входит в список 100 чудес света, а с 1979 года включен в Список объектов Всемирного наследия Юнеско.

  • Большой Трианон;
  • Малый Трианон (особняк Марии-Антуанетты);
  • Ферма Марии-Антуанетты;
  • Сады;
  • Парк.

Экскурсия в Версаль: информация для туристов

Адрес: Place d"Armes, 78000 Versailles, France.

Как добраться до Версаля

От Парижа до Версаля можно доехать за полчаса на скоростных поездах RER, линия C. В Версале остановка называется Versailles Rive Gauche, оттуда до дворцовых ворот 10 минут пешком.

Еще один способ доехать: автобус № 171, который отходит от станции метрополитена Pont de Sevres в Париже. Автобусы ходят каждые 15-20 минут.

График работы

Комплекс работает ежедневно, кроме понедельника, а также официальных праздников: 25 декабря, 1 января и 1 мая.

  • Шато - с 09:00 до 17:30 (с мая по сентябрь — до 18:30);
  • Большой и Малый Трианоны, ферма - с 12:00 до 17:30 (с мая по сентябрь — до 18:30);
  • Сады и парк - с 8:00 до 18:00 (с мая по сентябрь — с 7:00 до 20:30).

Цены на билеты в Версаль

Наименование услуг Стоимость
Полный билет (главный дворец, Большой и Малый Трианоны, ферма, сады) 20 €/в дни работы фонтанов 27 €
Полный билет на два дня 25 €/в дни работы фонтанов 30 €
Только Шато (главный дворец) 18 €
Большой и Малый Трианоны, ферма 12 €
Только парк (выключенные фонтаны) бесплатно
Только парк (включены фонтаны) 9 €
Ночное шоу фонтанов 24 €
Бал 17 €
Ночное шоу фонтанов + бал 39 €

Цены актуальны на 2018 год.

Детям до 5 лет — вход бесплатный, для детей старшего возраста, студентов, а также людей с ограниченными возможностями действуют скидки.

Из истории Версаля

Версаль при Бурбонах

Изначально на этих землях было охотничье поместье Людовика XIII. Его сын и преемник — «король-солнце» Людовик XIV был коронован в 1654 году. После Фрондонского восстания «королю-солнце» жизнь в Лувре казалась тревожной и небезопасной, поэтому он дал поручение возвести дворец на Версальских землях, на месте охотничьих угодий своего отца.

Строительство дворцово-паркового комплекса началось в 1661 году при Людовике XIV и продолжалось при правлении его сына — Людовика XV. Архитекторы Луи Лево, Франсуа Д’Орбе и живописец Шарль Лебрен создали грандиозный дворец в стиле классицизма, которому и по сей день нет равных.

До 1789 года Версаль был главной резиденцией королей Франции. В начале октября 1789 года на дворцовой площади собрались люди, возмущенные высокими ценами на хлеб. Ответом на протест стала фраза Марии-Антуанетты: «Если хлеба у них нет, пусть кушают пирожные!». Но достоверно неизвестно, говорила ли она эту фразу или это придумали сами горожане. После этого бунта Версаль перестал быть центром светской жизни Франции, а король с семьей и депутаты буржуазии (Национальное собрание) переехали в Париж.

Версальский дворец во времена революций и войн

Содержание Версальского дворца давалось не просто. Когда в 1799 году к власти пришел Наполеон I, он взял Версаль под свое крыло. В 1806 году по приказу императора начались работы над планом по восстановлению дворца Версаль. Работы по реставрации стартовали через два года — здесь восстанавливали зеркала, золотые панели, привозили мебель, в том числе и из .

После революции 1814-1815 гг. империя рухнула и к власти снова пришли Бурбоны. При Луи-Филиппе многие залы удалось восстановить полностью. Дворец стал национальным музеем, здесь была выставлена экспозиция портретов, бюстов, картин, составляющих историческую ценность.

Также Версаль сыграл роль во французско-немецких отношениях. После того как Франция проиграла во Франко-прусской войне, резиденция немецкого армейского штаба размещалась в Версальском дворце (1870-1871 гг.). В начале 1871 года в Зеркальной галерее немцы провозгласили Германскую империю. Это место выбрали специально с целью унижения французов. Но спустя месяц с Францией был подписан предварительный мирный договор и столицу переместили из Бордо в Версаль. И только через 8 лет, в 1879 году, французской столицей вновь стал Париж.

Версаль от 20 столетия до наших дней

После Первой мировой войны, в которой поражение потерпела уже Германия, во дворце подписали Версальский договор. На этот раз место выбирали французы, чтобы вернуть историческую справедливость и унизить немцев.

В 1952 году на реставрацию Версаля правительство выделило 5 миллиардов франков. Также с 50-х до середины 90-х годов прошлого столетия все главы государств, которые приезжали с визитом во Францию, должны были встречаться с французским президентом во дворце.

В 1995 году Версаль получил статус юридического лица и стал государственным учреждением. С 2010 года учреждение получило название «Общественное учреждение национального владения и музея Версаль».

Что посмотреть в Версале: залы и интерьеры дворца

Каждый зал, салон и спальня — это шедевр, который показывает, сколько таланта и труда было сюда вложено.

Зеркальная галерея

Зеркальная галерея считается сердцем Версальского дворца. Ее площадь составляет 803 кв. м. В галерее 357 зеркал, установленных параллельно 17 окон. Украшают зал хрустальные люстры, серебряные канделябры, торшеры, вазы, а также пилястры Rouge de Rance, увенчанные капителями позолоченной бронзы на основе нового дизайна, который был назван «французским стилем» и был создан Ле Бруном.

На сводчатом потолке изображено 30 иллюстраций, которые изображают славную историю Людовика XIV в течение первых 18 лет его царствования. Свадьбы в Версале проходили именно в Зеркальной галерее.

Королевская капелла

Капелла располагается недалеко от входа в правой части здания. Королевский алтарь окружен фигурами древнегреческих богов. Королевский герб на полу выложен цветным мрамором. Спиральная лестница ведет на второй ярус капеллы.

Тронный зал, или зал Аполлона

Этот зал был предназначен для проведения аудиенций иностранных делегаций или престольных праздников. По вечерам здесь устраивались танцы, театральные или музыкальные представления.

Салон Дианы

Интерьер салона Дианы в Версальском дворце украшен античными бюстами и скульптурами, расписными стенами, а также золотыми сводами.

Салон Войны

Салон Войны создан для прославления легендарных военных заслуг французов. на стенах красуются монументальные полотна, повествующие о победах.

Салон «Бычий глаз»

Окно салона выходит на внутренний овальный двор. Здесь могли находиться приближенные к монарху особы или титулованная знать, чтобы понаблюдать за королевскими апартаментами через отверстие, которое по форме напоминает бычий глаз.

Зал Венеры

Главная достопримечательность зала — статуя «короля-солнце» Людовика XIV.

Спальня короля

Людовик XIV был экстравагантным человеком, он любил помпезность абсолютно во всем. Именно поэтому его спальня выглядит, как театральные декорации. Когда король просыпался и ложился спать в спальне находились избранные особы, которые имели удовольствие наслаждаться этим действием. Как только «король-солнце» просыпался, четверо слуг преподносили бокал вина, а двое — кружевную рубашку.

Спальня королевы

Спальня королевы отличается огромной кроватью. Стены украшены лепниной, портретами и различными живописными панно.

Это лишь малая часть интерьеров, которые можно здесь увидеть. Описать все залы и салоны просто невозможно.

Сады и парк Версаля

Сады и парк Версаля — уникальны, над их возведением трудилось порядка 36 000 человек. Каждый год эту достопримечательность посещают более 6 миллионов туристов.

Расположение всех объектов парка тщательно рассчитано и продумано. Масштабы настолько грандиозны, что обойти весь садово-парковый комплекс за день просто нереально. Фонтаны, бассейны, каскады, гроты, статуи — парк создавался с целью показать величественность «короля-солнце».

На территории произрастает примерно 350 000 деревьев. Деревья, кустарники и газоны подстригают так, как это было задумано создателем комплекса в 17 столетии.

Мероприятия и развлечения

В Версале постоянно проводятся различные мероприятия и шоу. Особенно здесь есть на что посмотреть в разгар туристического сезона.

Ночное шоу фонтанов

С мая по сентябрь по субботам для гостей устраивают свето-музыкальное шоу фонтанов. Помимо того, что зрелище само по себе неописуемо красиво, оно заканчивается фейерверком.

Бал

Перед ночным шоу в Зеркальном зале проходит самый настоящий бал. Танцоры демонстрируют танцы, традиционные для королевских балов, а музыканты исполняют классическую музыку.

Экспозиции

В галереях и других помещениях Версаля периодически проходят выставки. Здесь выставляются как современные художники, так и картины художников прошлых столетий.

Версальский дворец на карте Версаля

Версаль — дворцово-парковый комплекс (Parc et château de Versailles), который находится в одноименном пригороде Парижа. Версаль входит в список 100 чудес света, а с 1979 года включен в Список объектов Всемирного наследия Юнеско.

Весь комплекс делится на такие основные зоны:

  • Шато (главный дворец в Версале);
  • Большой Трианон;
  • ..." />

Король принудительно заставлял аристократов жить в Версале, держа всех под контролем. Кто уезжал из дворца, терял все привилегии, возможность получить посты и чины.

После кончины Людовика XIV (1715 год) его пятилетний сын и Регентский совет Филиппа Орлеанского возвращаются обратно в Париж.

Стены дворца помнят и визит Пётр I в королевские хоромы. Российский царь изучал постройку, чтобы применить увиденное во время строительства Петергофа.

Людовик XV особо не изменял здание, только достроил Салон Геркулеса, начатый его отцом, Зал Оперы, дворец Малого Трианона. Людовик XV задумал соорудить часть здания для своих дочерей, поэтому была разрушена Лестница Послов, официальная дорога в Большие Королевские покои. В парке король завершает строительство Бассейна Нептуна.

Вокруг дворца с годами разрастается город, население которого выросло до 100 тысяч, с учетом обслуживающих короля и его вассалов ремесленников. Три правителя (Людовик XIV, Людовик XV, Людовик XVI), проживая в свое время во дворце, сделали все, чтобы все последующие поколения восторгались красотой, неповторимостью архитектурного ансамбля Версаля.

В 1789 году Людовик XVI и Национальное собрание под давлением национальной гвардии во главе с Лафайетом переезжают в столицу Франции. Версаль перестает быть политическим и административным центром страны. Наполеон Бонапарт, придя ко власти, опекает Версаль. В 1808 году восстановили золотые зеркала, панели, доставили мебель из Фонтебло и Лувра. Планам по реконструкции не суждено было осуществиться: Первая империя рухнула, Бурбоны снова заняли трон.

Во времена Луи-Филиппа дворец становится историческим музеем французской нации. К убранству замка добавились картины сражений, портреты, бюсты полководцев и выдающихся деятелей страны.

Версалю довелось быть и представительством главного штаба немецких войск с октября 1870 года по 13 марта 1871 года. В этом же году Франция побеждена Германией, и в Зеркальной галерее провозглашается Германская империя. Большего унижения для французов нельзя было себе и представить! (Месть будет такой же унизительной в конце Первой мировой войны). Мирный договор, подписанный месяц спустя, позволяет правительству Франции сделать Версаль столицей. Только в 1879 году Париж восстановили в статусе главного города страны.

Германия подписывает Версальский договор (1919 год), жесткие условия которого предполагали большие выплаты, признание единоличной вины Веймарской республики.

Так уж повелось, что Версаль на протяжении своей истории примирял французов и немцев. Вот и после Второй мировой войны он стал свидетелем восстановления мира между двумя странами. С 1952 года Версальский архитектурный ансамбль начинает постепенно восстанавливаться на деньги правительства и меценатов. "Драгоценный камень" возвращает себе славу, блеск и ценность.

В 1995 году создается Учреждение национального музея и имущества Версаля. С 2010 года меняется название органа на Общественное учреждение национального владения и музея Версаль. Такой статус дал дворцу финансовую автономию и права юридического лица. С 2001 года Версаль состоит в Ассоциации европейских королевских резиденций. У Версаля есть свой президент. Первым его президентом был Жан-Жак Айагон, а с 2011 года эту должность занимает Катерина Пегард.

Не один дворец в мире не имеет схожесть со дворцом Версаля, только некоторые были созданы под влиянием этого уникального, роскошного сооружения. Среди них можно назвать Сан-Суси в Постдаме, усадьба Рапти в Луге, Шенбрунн в Вене, дворцы в Петергофе.

Расположенный в 20 км к юго-западу от Парижа королевский городок Версаль, более известный как Версальский дворец, - это огромный дворец, построенный Людовиком XIV и ставший ныне одним из самых посещаемых туристических мест во Франции.

Идея строительства нового замка возникла у короля по причине зависти, которую он испытал, увидев замок своего министра финансов в Во-ле-Виконт. В результате король принял твердое решение о том, что его дворец должен, безусловно, превосходить по роскоши дворец министра. Он нанял ту же команду мастеров, которая построила Во-ле-Виконт, архитектора Луи Лево, художника Шарля Лебрена и ландшафтного архитектора Андре Ленотра и приказал им возвести нечто такое, что должно превзойти по размеру дворец Во-ле-Виконт в сто раз. Версальский дворец стал апофеозом потворства прихотям французских монархов, и хотя, возможно, вам не совсем по душе та обстановка, в которой пожелал жить экстравагантный и любящий себя возвеличивать “Король-Солнце”, историческая значимость этого дворца огромна, рассказы, связанные с ним - поистине увлекательны, а парк вокруг дворца просто очарователен.


Регулярный парк Версальского дворца - один из самых крупных и значимых в Европе. Он состоит из множества террас, которые понижаются по мере удаления от дворца. Клумбы, газоны, оранжерея, бассейны, фонтаны, а также многочисленные скульптуры представляют из себя продолжение дворцовой архитектуры. В версальском парке также расположены несколько небольших дворцеобразных сооружений.


Версальский дворцово-парковый ансамбль отличается уникальной целостностью замысла и гармонией между архитектурными формами и переработанным ландшафтом. С конца XVII века Версаль являлся образцом для парадных загородных резиденций европейских монархов и аристократии. В 1979 году Версальский дворец и парк включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

История Версальского дворца начинается в 1623 г. с очень скромного охотничьего замка наподобие феодального, возведённого по желанию Людовика XIII из кирпича, камня и кровельного сланца на территории, купленной у Жана де Суази (Jean de Soisy), чья семья владела землями с XIV века. Охотничий замок находился в том месте, где сейчас мраморный двор. Его размеры были 24 на 6 метров. В 1632 г. территория была расширена за счет покупки Версальского поместья у архиепископа Парижского из рода Гонди, и предпринята двухлетняя перестройка.

С 1661 Людовик XIV начал расширять дворец для того, чтобы использовать его как свою постоянную резиденцию, так как после Фрондского восстания проживание в Лувре начало казаться ему небезопасным. Архитекторы Андре Ленотр и Шарль Лебрен обновили и расширили дворец в стиле барокко и классицизма. Весь фасад дворца со стороны сада занимает большая Зеркальная галерея, которая своими картинами, зеркалами и колоннами производит потрясающее впечатление. Кроме неё заслуживают упоминания также Галерея битв, дворцовая капелла и дворцовый театр.


Вокруг дворца постепенно возник город, в котором селились ремесленники, снабжающие королевский двор. В Версальском дворце также жили Людовик XV и Людовик XVI. За это время население Версаля и прилегающего города достигло 100 тысяч человек, однако, оно быстро сократилось после того, как король был вынужден переселиться в Париж. 5 мая 1789 в Версальском дворце собрались представители дворянства, духовенства и буржуазии. После того как король, которому по закону давалось право собирать и распускать подобные мероприятия, по политическим причинам закрыл заседание, депутаты от буржуазии объявили себя Национальным собранием и удалились в Бальный дом. После 1789 содержать Версальский дворец удавалось лишь с трудом. Со времён Луи-Филиппа многие залы и помещения начали восстанавливать, а сам дворец стал выдающимся национальным историческим музеем, в котором были выставлены бюсты, портреты, картины баталий и другие произведения искусства преимущественно исторической ценности.


Версальский дворец имел большое значение в немецко-французской истории. После поражения Франции во Франко-прусской войне он с 5 октября 1870 по 13 марта 1871 был резиденцией главного штаба немецкой армии. 18 января 1871 в Зеркальной галерее была провозглашена Германская империя, а её кайзером - Вильгельм I. Это место было умышленно подобрано, чтобы унизить французов. Мирный договор с Францией был подписан 26 февраля тоже в Версале. В марте эвакуировавшееся французское правительство переместило столицу из Бордо в Версаль, и лишь в 1879 снова в Париж.


В конце Первой мировой войны в Версальском дворце было заключено предварительное перемирие, а также Версальский договор, который побеждённая Германская Империя была вынуждена подписать. На этот раз, историческое место было подобрано французами, чтобы унизить немцев. Жёсткие условия Версальского договора (в том числе огромные контрибуционные выплаты и признание единоличной вины) были большим грузом на молодой Веймарской республике. Из-за этого распространены взгляды, что последствия Версальского договора были основой для будущего возникновения нацизма в Германии.


После Второй мировой войны Версальский дворец стал местом немецко-французского примирения. Об этом свидетельствуют празднества по поводу 40-летнего юбилея подписания Елисейского договора, состоявшиеся в 2003 году.


Многие дворцы Европы были построены под несомненным влиянием Версаля. К ним относятся замки Сан-Суси в Потсдаме, Шёнбрунн в Вене, Большие дворцы в Петергофе и Гатчине, а также другие дворцы на территории Германии, Австрии и Италии.


С 2003 г. Версальский дворец стал объектом одного из проектов под патронажем Жака Ширака - широкомасштабного плана реставрации дворца, сравнимого разве что с проектом Миттерана по обновлению Лувра. Проект с общим бюджетом в 400 млн евро рассчитан на период в 20 лет, во время которого будут обновлены фасад и внутренняя часть Оперы, восстановлена первоначальная планировка садов, а трехметровая позолоченная Решетка короля возвращена во внутренний Мраморный двор. Кроме того, после реставрации туристы смогут бесплатно посетить те части замка, в которые сегодня можно попасть только с организованной экскурсией. Однако в течение ближайших нескольких лет работы будут ограничены только самыми неотложными задачами: чтобы крыша не текла, чтобы не было короткого замыкания в электропроводке и чтобы перебои в системе центрального отопления не позволили дворцу взлететь на воздух, ведь такого в свое время не осмелились себе позволить даже революционеры.



Версаль (Versailles) – бывшая резиденция французских королей, ныне селение, расположенное недалеко от Парижа.История началась с Людовика XIV, который территорию для охоты превратил в дворцово-парковый ансамбль.

Луи Лево – первый архитектор, воплощающий грезы короля в реальность, после изощрялся Жюль Ардуен-Мон-Сар. Последний истязал рабочих и казну тридцать лет. Именно здесь поселился весь королевский двор, именно здесь проходили многочисленные балы и блестящие празднества.

Площадь парковой территории Версаля занимает 101 гектар. Благодаря целой системе каналов селение называют «маленькой Венецией». На территории размещено огромнейшее количество смотровых площадок, аллей, променадов.

Как добраться в Версаль

Добраться в Версаль можно из трех вокзалов.

Из вокзала Сен-Лазар (gare de Paris-Saint-Lazare):

  • На поезде по линии L до вокзала Gare de Viroflay Rive Droite, и на автобусе №171 от станции метро Gabriel Peri до замка. Пройти пешком надо будет небольшое расстоние, около 500 метров.Общее время в пути около 1 часа.
  • На поезде по линии L до вокзала Versailles — Rive Droite. Вокзал удален от замка почти на 2 км, которые надо будет пройти пешком. Общее время в пути составит около 1 часа.

Из вокзала Аустерлиц (Gare d’Austerlitz) :

  • На пригородной электричке RER C можно доехать до вокзала Gare de Versailles Château Rive Gauche, который удален от Версаля на 950 метров. Это расстояние нужно будет пройти пешком.
    Общее время в пути составит около 1 часа.

Из северного вокзала (Gare du Nord)

  • Сначала на электричке Rer B нужно проехать две остановки до станции Saint-Michel – Notre-Dame, после чего пересесть на RER C и ехать до Gare de Versailles Château Rive Gauche
    По приезду на вокзал нужно будет пройти около 1 км до парковой территории. Общее время в пути составить чуть более 1 часа.

В Версаль можно проехать по проездному , дневному проезному (1-5 зоны), так же подойдет и (1-5 зоны).

Одноразовый билет обойдется в 7,60 евро.

  • (55.00 €)
  • (70.00 €)

Проживание в Версале

Территория Версаля неимоверно огромная, здесь действительно есть что посмотреть, поэтому не всегда достаточно одного дня, чтобы обойти все и насладится прогулкой. Чтобы получить удовольствие от посещения дворцово-паркового комплекса, уделите хотя бы два дня для неспешной прогулки, без суеты. Предлагаем вашему вниманию отели по самым выгодным ценам в Версале .

Достопримечательности Версаля

Очень многие Версаль ассоциируют только с одноименным замком. Стоит знать, что Версаль — это большой комплекс зданий, можно сказать городок, в котором обеспечивались все королевские нужды.

Большой Трианон (Grand Trianon)

Это королевский дворец в Версале. Название досталось дворцу в наследство от древнего селения Трианон, прежде расположенного на этой территории. Здесь Людовик XIV отдыхал от придворной жизни с мадам Ментенон.Строительство Большого Трианона продолжалось 4 года (1687-1691гг.) под руководством Жюля Ардуэн-Мансара, причем сам Людовик самостоятельно разработал большинство архитектурных решений. Так появилось украшенное балюстрадой и огромными арочными окнами здание, декорированное мрамором нежно-розового цвета.



Дворец представляет собой два крыла, соединенные галереей - перистилем, проект которого разработал Робер де Котт. Фасад Большого Трианона выходит на большой двор. В этой части здания перистиль выполнен в виде изысканной аркады. Позади дворца находится парк с газонами, фонтанами, водоемами и цветочными композициями. С этой стороны, перистиль выполнен, в виде двойных мраморных колонн.Дворцово-парковый комплекс Большой Трианон занимает 23 гектара и открыт для посещения туристами.

Версальский дворец (Château de Versailles)

Это не просто главная достопримечательность дворцово-паркового комплекса, но м символ целой эпохи в истории французской монархии, причем, один из самых масштабных во всех отношениях.Изначально, земли в этой части пригорода Парижа приглянулись королю Людовику III, но идея строительства Версальского дворца принадлежит его сыну - Людовику XIV. Позже, свою лепту в образ дворцового комплекса внес и его внук - Людовик XV.Дворец демонстрирует всему миру мощь абсолютной власти.Для возведения дворца и садово-паркового комплекса было высушено 800 га болот. Строительство продолжалось более полувека силами крестьян и национальной армии; стоимость дворца в перерасчете на современную валюту обошлась в сотни миллиардов евро. Отделка внутренних помещений ослепляет обилием роскоши и уникальных произведений искусства - фрески и картины, резьба по дереву, скульптуры из мрамора, шелковые ковры ручной работы, много золота, хрусталя и зеркал. Великолепие Версальского дворцового комплекса произвело сильное впечатление на Петра I, что после его посещения царь задумал строительство знаменитого ансамбля в Петергофе.



Когда монархия пала, к власти пришла буржуазия, а корону принял революционно настроенный герцог Орлеанский, Луи-Филипп Версаль, в 1830 году, поменял свой статус и стал музеем, со временем, - Музеем истории Франции (Musée de l’Histoire de France). Революционный период не самым лучшим образом сказался на состоянии Версальского дворца. Многие помещения были запущены, а то и вовсе разрушены, а мебель и произведения искусства разграблены.Реставрационные работы начались сразу после революции, по велению Луи-Филиппа. Император Наполеон Бонапарт также был озабочен судьбой здания и регулярно выделял средства на его ремонт.Постепенно, был восстановлен Зеркальный зал и роскошные золотые панели дворца, удалось вернуть часть похищенных произведений искусства, некоторые из полотен и предметов интерьера пришлось создавать заново.Реставрация Версаля продолжается - масштабная реконструкция дворца, которая началась в 1952 году и длилась почти 30 лет, не решила всех проблем. Поэтому, в 2003 году французские власти объявили начало 17-летней реставрации Версаля.Уже сейчас, полностью восстановлена изначальная планировка версальских садов, а во внутреннем Мраморном дворе вновь засияла золотом королевская решетка.

Версальский парк (Parc de Versailles)

Уникальные ландшафтные композиции, которые считаются едва ли не самыми изысканными в мире. В 1661 году, паралелльно со строительством дворца, король Людовик XIV поручил ландшафтному архитектору Андре Ленотру создать такой парк, который бы не только гармонировал с величием королевских зданий, но и превосходил по уровню роскоши все известные парки.Строительство Версальского парка заняло более 40 лет, но полученным результатом монарх остался доволен - захватывающая дух панорама открывалась сразу при выходе из дворца через Мраморный двор.



После Великой Французской революции в Версальском дворце решено было открыть музей, и с тех пор прогулки по живописным аллеям королевского парка доступны для всех туристов.

Зал для игры в мяч (Salle du Jeu de paume)

С архитектурной точки зрения ничем особо не примечателен, хотя и построен рядом с Версальским дворцом еще в 1686 году. Вполне возможно, что в анналах истории это помещение так и осталось бы, как место, где проходили королевские спортивные занятия. Но Судьба распорядилась по-другому…Жизнь при дворе французских королей XVII века описывалась современниками, как бесконечные приемы с чередой увеселительных мероприятий. Подобное времяпровождение подразумевало не только балы и феерические представления, но и занятия спортом.



Известный всему миру Король-Солнце очень любил игру в мяч, - своеобразный аналог большого тенниса того времени. Придворные активно поддерживали своего монарха в этом увлечении, поэтому, Зал для игры в мяч был достаточно популярным местом.Однако всемирную известность Зал для игры в мяч получил совсем по другому поводу - в этом помещении в 1789 году представители французских горожан, под предводительством Жана Байи, принесли торжественную клятву, сохранить свой союз для создания конституции королевства.

Сегодня в помещении Зала для игр находится музей, экспозиция которого рассказывает об историческом событии, приблизившем Французскую революцию: скульптура выступающего Жана Байи, бюсты депутатов и огромное полотно, изображающее Учредительное собрание в момент произнесения присяги.

Малый Трианон (Petit Trianon)

Современные историки считают, что дворец был построен Людовиком XV для маркизы де Помпадур в знак благосклонности монарха.Проект дворца разработал Анж-Жак Габриэль, придворный архитектор, сторонник классицизма. Строительство длилось около 6 лет и завершилось в 1768 году. Здание получилось небольшим, простым, архитектурно выдержанным - без вычурного декора, присущего архитектуре первой половины XVIII века, однако внутреннее убранство Малого Трианона выполнено в стиле рококо.



Двухэтажный дворец выглядит очень элегантно - классические французские окна, пилястры и итальянская балюстрада вверху, коринфские колонны и широкая каменная терраса - у основания.

Сегодня Малый Трианон - это музей, посвященный королеве Марии-Антуанетте. В его экспозиции представлена живопись XVIII века, а также мебель и предметы интерьера, восстанавливающие обстановку, характерную для той эпохи.

Муниципальный музей Ламбине (Musée Lambinet)

Посвященный истории города, находится неподалеку от Версальского дворца, возведен в 1750 году.Проект трехэтажного здания, разработанный Эли Бланшаром, предусматривал все стилевые черты, характерные для того времени - французские окна, небольшие балконы с узорными решетками и венец фасада, классический фронтон со скульптурной композицией аллегорической тематики.



В 1852 году особняк становится собственностью Виктора Ламбине, потомки которого 80 лет спустя, подарили здание городу для организации в нем музея. Сегодня в экспозиции Музея Ламбине представлены три направления - история развития города, запечатленная в документах разных эпох, коллекция предметов искусства XVI-XX веков и реконструкция интерьеров XVIII века.Всего для осмотра доступно 35 залов, причем в большинстве из них сохранилась оригинальная отделка, а живопись, предметы мебели, скульптуры и множество предметов интерьера, - золоченые часы и канделябры, посуда, хрустальные светильники и вазы довершают обстановку, возвращая посетителей в атмосферу XVIII века.

Бывшая королевская больница (Ancien Hôpital Royal de Versailles)

Известная также, как больница Ришо (Hôpital Richaud) , находится неподалеку от местной железнодорожной станции; получила статус исторического памятника относительно недавно - в 1980 году.При Людовике XIII возникла необходимость в постройках социального характера — в 1636 году была построена небольшая богадельня, существовавшая на довольно скромные средства, полученные от благотворительных общин.При Людовике XV богадельня была преобразована в королевскую больницу, финансируемую казной. Помещения больницы было перестроены и существенно расширен по приказу Людовика XVI.



Проект нового здания, выполненный архитектором Шарлем-Франсуа-д’Арноденом, предусматривал 3 корпуса: в центральной части здания, разместились престарелые, а в двух боковых, — больные. Кроме того, рядом с больницей возвели церковь, примыкающую прямо к корпусам, чтобы больные, могли попасть на церковную службу, не выходя на улицу.На уровне было и обслуживание в больнице - отличные условия проживания, хорошее питание и многократная уборка.В качестве больницы, здание просуществовало до недавнего времени, а затем его часть была продана транспортному предприятию.

Кафедральный собор святого Людовика (Cathédrale Saint-Louis)

Изначально был задуман, как обычная приходская церковь.

Тем не менее, в 1684 году, когда после разрушения церкви святого Иулиана Бриудского, южная часть Версаля осталась без церковного здания, построенной на ее месте часовне пришлось дать, хоть и временный, но статус приходской церкви. А так как, вместе со статусом, пришло и название - церковь святого Людовика, решено было построить настоящую церковь, достойную носить имя ангела венценосных монархов.В 1742 году проект будущего собора был одобрен Людовиком XV и строительство началось. Любопытно, что автором проекта оказался потомственный архитектор Жак Ардуэн Мансар, внук того самого Жюля Мансара, «придумавшего», в свое время Версальский дворец.



Строительство тянулось долго и закончилось, спустя 12 лет. На инаугурации новой церкви король не присутствовал, - накануне, 23 августа 1754 года, у его величества родился наследник, будущий король Людовик XVI. Но зато, спустя год, монарх компенсировал недостаток внимания, подарив церкви 6 колоколов с именами королевских наследниц.Большой орган появился в Версальском соборе в 1761 году, и тоже, благодаря милости короля - Людовик лично контролировал изготовление инструмента лучшим мастером того времени Франсуа Анри Клико. Правда, статус Кафедрального собора церковь святого Людовика получила гораздо позже, - в 1843 году.Сегодня Версальский собор - это не только место регулярного проведения католических месс, но и своеобразная концертная площадка для современных исполнителей камерной музыки.

Лицей Гоша (Lycée Hoche)

Действующее учебное заведение, расположенное в историческом здании Версаля.

Здание, в стенах которого впоследствии расположился лицей Гоша, возводилось по проекту Ришара Мика, личного королевского архитектора и большого поклонника неоклассицизма. Монастырь Урсулинок (Couvent de la Reine), основанный в 1766 году, был призван выполнить очень важную миссию - дать приемлемое образование девочкам, чьи родители служили при королевском дворе. На протяжении 20 лет монастырь, курируемый королевой, пользовался большим успехом, за этот период сотни девушек получили отличное образование. Но в 1789 году, после отъезда королевской семьи из Версаля, и монастырь, и его деятельность постепенно приходит в упадок, а после Французской революции и вовсе меняет профиль и превращается в военный госпиталь.



Об успешной в вопросах воспитания и образования репутации бывшего монастыря, власти Версаля вспомнили в 1802 году, когда остро встал вопрос об обучении детей из богатых семей. Через год, в здании открывается средняя школа. А еще некоторое время спустя, начинается реконструкция его помещений, по завершению которой в 1888 году был открыт новый французский лицей, получивший имя Гоша, в честь родившегося в Версале генерала Лазаря Гоша.Лицей успешно функционирует по сей день. А среди его выпускников значится немало знаменитостей, в том числе, и бывший президент Франции Жак Ширак.

Особняк иностранных дел (Hôtel des Affaires Etrangères)

Выделяется среди исторических зданий Версаля не только, как предмет архитектурного искусства, но и как помещение, где прошли переговоры, благодаря которым были подписаны Версальский и Парижский договора. Так был положен конец войне за независимость колоний США 1783 года.Заказ на строительство особняка поступил в 1761 году от министра иностранных дел Франции в период царствования Людовика XV, - Франсуа Шуазеля. Основную часть здания планировалось использовать, как помещение для хранения архива, а в остальных помещениях удобно было разместить вспомогательные службы министерства. Разработку проекта поручили Жан-Батисту Бертье, - архитектору, которому благоволил король.


И как оказалось, не зря, - четырехэтажное здание особняка из кирпича и камня имеет очень представительный вид не только снаружи, но и внутри. Фасад здания, согласно стилистике того времени, украшен пилястрами с орнаментом в виде символов монархизма, верх которых венчают статуи, изображающие Войну и Мир. Вход в здание - внушительного размера двери с обильно позолоченным декором.Внутреннее убранство помещений частично сохранилось в первозданном виде - парадная галерея первого этажа с ее деревянными панелями и отделкой из золота, архивные шкафы, встроенные в стены. Сейчас здесь расположилась муниципальная библиотека, часть книг которой еще помнит Версальский дворец и своих первых хозяев - королей.

Церковь Богоматери (Eglise Notre-Dame)

Возвышается рядом с Версальским дворцом не случайно: дворец числился в официальном приходе церкви, поэтому, все основные события жизни королевской семьи проходили в ее стенах. Именно здесь крестили новорожденных наследников короля, а также венчали или проводили в последний путь родственников монарха.Острая необходимость иметь в доступной близости возможность посещения церкви возникла у Людовика XIV параллельно с переездом в Версальский дворец. Будучи ярым приверженцем католицизма, король в первую очередь позаботился о своем духовном убежище.

Создание проекта Людовик поручил своему доверенному архитектору Жюлю Ардуэн-Мансару, и в 1684 году строительство церкви началось. За 2 года Версальская церковь Богородицы была полностью построена.



Если судить по записям церковно-приходской книги, представители монархической династии посещали церковь регулярно.С точки зрения архитекторов, церковь Богоматери - яркое воплощение традиций французского классицизма, с точки зрения прихожан и туристов, посещающих церковь, - это немного массивное, но удивительно красивое и гармоничное двухъярусное здание.А под венчающим церковь фронтоном с символическим изображением ангелов, удерживающих над солнцем королевскую корону, расположены часы, золоченые стрелки которых так же ритмично отсчитывают время, как и при Людовике XIV.

Замок мадам Елизаветы (Château du domaine de Montreuil)

Именно так звали его последнюю хозяйку - Елизавету Французскую, внучку Людовика XV и сестру последнего французского монарха.Печальная история жизни принцессы Елизаветы, вызывает особое отношению ко всему, что ее окружало, а поместье Монтрёй - и подавно.История поместья Монтрёй восходит к XII веку. Сначала, это была крепость, потом, по велению Карла VI, - монастырь целестинцев. Спустя столетия, поместье стало частью Версаля, - Людовик XVI приобрел его, чтобы подарить любимой младшей сестре. Вот тогда эти земли, площадью 8 га, и получили свое новое название - поместье мадам Елизаветы.



Замок, в котором принцесса провела большую часть своей жизни, не отличается ни оригинальностью архитектурных решений, ни богатством экстерьера. Визуально, здание можно поделить на три части - два симметричных трехэтажных корпуса, соединенных двухуровневым павильоном.Но для Елизаветы внешнее убранство не играло особой роли - она искренне заботилась о людях и даже открыла во дворце специальную комнату, в которой врач принимал бедных, чтобы оказать им необходимую помощь.Когда началась Французская революция, патриотически-настроенная Елизавета не захотела покинуть страну и близких ей людей, и разделила участь королевской семьи, приговоренной к казни.

Ратуша (Hôtel de Ville)

Появилась в Версале лишь в XVIII веке, когда из Версальского дворца перестали поступать распоряжения, относительно уклада жизни горожан ли.В 1670 году для французского маршала Бернардена Жиго был построен особняк. По сути, это здание, которому в будущем предстояло стать зданием городской администрации Версаля, было самым настоящим дворцом, парадный вход которого, согласно этикету, был обращен в сторону королевского дворца.Неудивительно, что когда представилась возможность, Людовик XIV сразу приобрел этот особняк для своей внебрачной дочери принцессы де Конти. С этого момента, в особняке-дворце стало традицией устраивать пышные приемы, балы и просто, любые празднества. Так продолжалось, даже после того, как на смену принцессе пришел новый владелец, племянник Людовика XV, - Людовик IV Генрих, больше известный, как герцог Бурбон-Конде.Но Французская революция, как ураган пронеслась по стране, уничтожив до основания не только старый политический строй, но и многие, связанные с ним здания. В число неугодных попал и особняк Конти.Здание, в котором теперь выполняет свои обязанности современная местная администрация Версаля, хотя и был построен на том же месте, - является, всего лишь, стилизацией эпохи Людовика XIII. Но это - первая настоящая Ратуша Версаля.

Театр Монтансье (Théâtre Montansier)

Был построен по инициативе королевы Марии-Антуанетты и с полного одобрения короля Людовика XV. Однако авторство идеи создания нового театрального зала Франции принадлежит талантливой актрисе мадам Монтансье.Театральный опыт мадам Монтансье до знакомства с французской королевой был не самым удачным: либо ее идеи не находили отклика, либо успехи не давали покоя конкурентам. Тем не менее, мадам Монтансье настойчиво искала возможность воплощения своей мечты - создание театра, не похожего на уже известные.Благодаря связям при дворе, мадам Монтансье добилась приема у королевы и смогла пробудить в ней интерес к своему замыслу.



Новый театр открылся в ноябре 1777 года в Версале, рядом с королевским дворцом. На торжественной церемонии присутствовала не только Мария-Антуанетта, но и сам король Людовик XV, который остался доволен посещением театра.Особое впечатление на короля и королеву произвела полукруглая форма сцены, отличная акустика, реалистичные декорации и использование механизмов, что в то время расценивалось, как новаторство.Не осталась незамеченной и отделка зала, - благодаря нежно-голубому фону интерьера, позолоченные элементы декора смотрелись очень торжественно. А возможность прямого выхода из театра прямо в королевский дворец окончательно расположила короля к Театру.

Сегодня, театр Монтансье - официально зарегистрированное учреждение, а также официально признанный исторический памятник.

Билеты в Версаль

Есть несколько разновидностей билетов: паспорта на один или два дня, а так же билеты на посещение отдельных достопримечательностей.

Билет на один день: 20 евро
Билет на два дня: 25 евро
Билет на один день с посещением музыкальных садов (апрель-октябрь): 27 евро
Билет на два дня с посещением музыкальных садов (апрель-октябрь): 30 евро
Билет в Версальский дворец: 18 евро
Билет в Большой и Малый Трианон: 12 евро

Как добраться

Адрес: Place d"Armes, Paris 78000
Сайт: chateauversailles.fr
Поезд RER: Versailles - Château

Статьи по теме: