Разнообразие и значение моллюсков. Урок"многообразие и значение моллюсков". «Живое ископаемое» наутилус помпилиус и вымершие аммониты и белемниты




Виноградная улитка имеет ценность как продукт питания и в ряде стран употребляется в пищу в варёном виде. Особенный спрос она находит в Испании, во Франции и в Италии. При массовом размножении может приносить вред плодоводческим хозяйствам. Виноградная улитка


Голый слизень У слизней нет раковины, а тело покрыто густой слизью, предохраняющей его от высыхания. Они предпочитают влажные места и ведут ночной образ жизни. Полевые слизни поедают озимые растения, капусту и другие овощи, нанося вред сельскому хозяйству. Сами слизни являются источником питания для жаб и кротов.


В семейство Конусов входят моллюски с очень красивыми конусовидными раковинами. Они относятся к группе хищников. Обитают на мелководьях, среди кораллов и водорослей. Пищей им служат черви, моллюски, рыба. Охотятся они с помощью секрета ядовитых желёз. Конусы Конусы очень опасны и для человека, нападения их нередко смертельны.











Гребешок Гребешки постоянно перемещаются с места на место. Передвигаются они с помощью воды, которая сначала забирается в раковину, а затем с силой выбрасывается наружу. Гребешок стал символом путешественников. В средние века паломники носили ракушки гребешка на своих шляпах, чтобы показать, что проделали долгий путь по морю.


Они достигают 1,5 метра в диаметре и весят более 300 кг. В старину среди ныряльщиков – ловцов жемчуга за тридакной закрепилось название «моллюск-убийца». Если нога или рука ныряльщика случайно попадёт между створок, моллюск стремительно захлопнет раковину и человек может погибнуть. Тридакны Тридакна – настоящий исполин среди двустворчатых моллюсков.


Створки раковин, расположенных в передней части тела, усеяны рядами острых и жёстких зубчиков. Двигая створками, моллюск работает ими как тёркой, протирая ход в древесине. Тело этого двустворчатого моллюска сильно вытянуто (почти до двух метров), а вот раковина совсем маленькая (короче тела в раз). Корабельный червь - тередо






Осьминоги Гиганты массой до 25 кг длиной щупалец 3 м и крошки весящие всего 1 г Имеют 8 щупалец с присосками. Самые «умные» среди беспозвоночных. В момент опасности выбрасывают чернила, ставя «дымовую завесу». Могут отбрасывать щупальца, отвлекая врага и благополучно скрываясь. Обладают и настоящим ядом, который выделяют слюнные железы.


Каракатица Каракатица живёт у морского дна и питается креветками, обнаруживая их с помощью струи воды, которой «сдувает» поверхность песка. Сходным образом каракатица и прячется, взмучивая песок, который, оседая, скрывает животное. Моллюск прекрасно маскируется, меняя окраску тела в зависимости от цвета субстрата.


Наутилус Одна из древнейших групп животных – четырёхжаберные головоногие моллюски. Наутилусов за их изумительно красивую перламутровую раковину называют жемчужными корабликами. Плавают раковиной вперёд, подталкивая себя струями воды, выпускаемыми из мантийной полости. В настоящее время уцелели только в западной части тропической зоны Тихого океана.



Класс Брюхоногие моллюски, или Слизни

Класс, включает около $85$ тыс. видов, размер их варьирует от нескольких миллиметров до $15$ см. У большинства видов раковина закручивается в спираль и покрывает все тело. Слизни имеют маленькую раковину или она вообще редуцирована. Главным развитым органом является нога. Задняя часть ноги имеет роговую крышечку, которая плотно закрывает раковину в случае опасности или неблагоприятных условий.

Среди брюхоногих различают раздельнополых и гермафродитов. Оплодотворение внутреннее. Развитие их происходит за счет образования личинки, реже наблюдается стадия без личинки.

Данный класс акклиматизировался к самым разнообразным условиям существования. Они заселяют прибрежные зоны океанов, морей и других глубин, пресные водоемы. Некоторые виды приспособились к наземному существованию, населяя даже пустыни и вершины гор. Органами дыхания пресноводных и наземных форм, являются, так называемые, легкие. У морских обитателей, они представлены жабрами. Наземные моллюски имеют рожки на голове – это органы чувства. На концах рожек располагаются глазки.

Питаются брюхоногие моллюски непосредственно планктоном, водными и наземными растениями, червями, ракообразными и другими видами моллюсков.

Класс Двустворчатые моллюски

Данный класс типа моллюсков включает в себя около $20$ тыс. видов, большинство которых живут в морях, а некоторые из них заселяют пресные воды. Раковина двустворчатых моллюсков состоит из створок, соединенных между собой эластичной связкой. Каждая их створка в середине покрыта мантией. В случае опасности моллюск просто закрывает створки раковины. Это происходит за счет работы мышц. Для крепкого закрытия на створках имеют зубчики.

Замечание 1

Голова и органы чувств у двустворчатых редуцированы. Отсутствует также глотка, терка и слюнные железы.

В мантийной полости содержатся жаберные листы, которые омывают потоком воды.

  1. Так, циркуляция воды, в средине мантии, обеспечивает моллюска едой и кислородом.
  2. С ротовой полсти пища попадает в короткий пищевод, желудок и к кишечнику.
  3. Пищеварительный канал не имеет мышечных волокон, таким образом, пища передвигается за счет работы ресничного эпителия.
  4. Части еды, которые не возможны для пищеварения выводятся с помощью выводящего сифона.

Двустворчатые моллюски являются фильтрами воды.

Среди представителей двустворчатых различают и гермафродиты, и раздельнополые виды. Развитие включает как стадию личинки, так и может обходиться и без нее.

Класс Головоногие моллюски

Описано более $700$ видов головоногих. Раковина представлено рудиментарно. Ротовое отверстие имеет щупальца с присосками. Основную часть тела занимает голова. Органы зрения – глаза, аккомодация достигается отдалением и приближением кристаллика к сетчатке. Вкусовые рецепторы располагаются на языке и присосках щупальцев. Органы равновесия представлены статоцистами.

Замечание 2

Кровь голубого света, что доказывает наличие пигмента гемоцианин, что содержит Купрум. Головоногие имеют три сердца.

Главное сердце состоит из предсердия и желудочка, его функция заключается в обеспечение потока крови по телу. Другие два сердца проталкивают сквозь жабры кровь.

Рот небольшой, мышечная глотка имеет роговой клюв.

Головоногие исключительно хищники. Питаются рыбой, крабами, черепахами и людьми. Движение их реактивное.

Головоногие моллюски исключительно раздельнополые. Оплодотворение внутреннее. Самец щупальцем переносит сперматозоид в половое отверстие самки. Развитие прямое.

Замечание 3

Так как раковина редуцированна, защитой для головоногих служит изменение окраски их тела. Под кожей у моллюсков содержится различные пигменты.

Тема: Многообразие моллюсков, их роль в природе

Система понятий: Моллюски, Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие, лучевая симметрия, жемчуг, звено в цепи питания, промежуточный хозяин, фильтраторы.

Учебно-воспитательные задачи:

Образовательная: расширить знания учащихся о многообразии моллюсков, раскрыть значение моллюсков в природе и жизни человека.

Развивающая: развитие познавательного интереса и любознательности, развитие умения и навыков работы с дополнительной литературой, развитие умения выделять главное, структурировать, систематизировать изученный материал, делать выводы, развитие мышления, внимания, речевого интеллекта.

Воспитательная: формирование научно - материалистического мировоззрения, осуществление нравственного, эстетическое, трудовое и экологического воспитания.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-презентация

Методы обучения: словесные: объяснение, беседа, рассказ, выступление учащихся; наглядные: просмотр презентации, демонстрация натуральных неживых объектов и изобразительных средств наглядности.

Средства обучения: ИКТ-средства: компьютер, мультимедийная установка, презентация в программе РowerPoint; раздаточный дидактический материал: карточки с текстом для работы в группах; натуральные: коллекции моллюсков; изобразительные: картинки и фотографии с изображением моллюсков, рисунки из учебника (В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс»).

Ход урока:

I. Организация класса. Здравствуйте, дорогие ребята. (Ответы детей) Я рада приветствовать вас. Давайте проверим общую готовность к уроку: наличие учебников, принадлежностей. Кто дежурит по классу? Назовите, пожалуйста, отсутствующих учеников. (Ответы детей)

II. Актуализация опорных понятий, введение в тему

1. С какими типами животных мы познакомились в этом году? (Ответы детей: -Тип: кишечнополостные, плоские черви, круглые черви, кольчатые черви, моллюски.)

2. Какие виды симметрии тела есть у животных? (Ответы детей: Лучевая симметрия (гидры); двусторонняя симметрия (плоские черви, белая планария))

3. Какие из этих типов наиболее высоко организованные? (Ответы детей: моллюски)

За прошедшие миллионы лет моллюски заселили всю Землю. По количеству видов они занимают второе место после насекомых. Известно около 130 тысяч видов ныне живущих моллюсков и примерно 50 тысяч видов вымерших. Моллюсков много. А человек в своей жизни обладает сведениями лишь о некотором их количестве.

Зачем человеку необходимо обладать знаниями о моллюсках? (Ответы детей: чтобы использовать их в своей практической деятельности, охранять их и тд.)

Слайд 1 Итак, тема урока: Многообразие моллюсков, и их роль в природе.
Сегодня на уроке мы с вами:

  1. Познакомимся с многообразием моллюсков в природе;
  2. Рассмотрим роль моллюсков в хозяйственной деятельности человека;
  3. Докажем необходимость охраны моллюсков;
  4. Научимся обобщать, сравнивать, делать выводы.

III. Изучение нового материала.

Изучение новой темы мы начнем с небольшого отрывка из сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист».

«Карась лежит, зарывшись в ил, и выбирает оттуда микроскопических ракушек ради своего продовольствия и рассуждает: Да устроена она (ракушка) так, что никак невозможно её проглотить. Потяни рылом воду, ан в зобу у тебя уж видимо-невидимо ракушек кишит». Скажите, каких животных в повседневной жизни мы называем ракушками? (Ответ детей: моллюсков.)

Что мы уже знаем о моллюсках?

(Ответы детей: происхождение моллюсков; внешнее и внутреннее строение моллюсков; размножение моллюсков; особенности жизнедеятельности.)

Когда впервые пересеклись пути человека и моллюска, сейчас установить почти невозможно. Однако раскопки стоянок и захоронение древних людей свидетельствуют о том, что это было очень давно. Так, в Северной Америке, в штате Миннесота, при строительстве железной дороги был найден скелет девочки ледникового периода, на шее которой висела раковина из далеких южных морей. В 1876 году во Франции тоже при постройке железной дороги было найдено древнее захоронение. Вместе с людьми лежало оружие, инструменты, предметы обихода и …ожерелье из морских раковин.

Можно предположить, что моллюски и их раковины сыграли не последнюю роль в судьбе человечества. Слайд 2 Вообще в Типе Моллюски выделяют несколько классов. Какие? (Ответы детей: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие). Познакомимся с некоторыми из них и определим их значение.

Сейчас вы должны составить в тетради таблицу «Значение моллюсков», состоящую из двух колонок. (Таблица на доске. Дети составляют в тетради таблицу.)

Вам необходимо разделиться на 4 группы. Каждая группа получает небольшой текст (см.Приложение 1) . В течение 5 минут знакомится с ним. Далее текст озвучивается классу и даются ответы на вопросы:

О каких моллюсках идет речь?

Каково их хозяйственное значение? (Ребята работают в группах)

Думаю, что все уже готовы к выступлению. Прошу выйти представителя от первой группы.

Слайд 3 Текст первой группы:

Секрет странных действий раскрывался очень просто: то был первый этап в приготовлении праздничного стола – ведь не отбитое мясо осьминогов прожевать невозможно. И люди не жалеют сил, чтобы получить лакомый кусочек! Осьминоги – вкусное блюдо!

Действительно, есть блюда из осьминогов, их рецепт пришел к нам из Древней Трои.

Голову осьминога начинить специями и мелко нарезанными щупальцами, а затем запечь в духовке, как большой пирог. Очень вкусно, в нашем меню он так и называется – осьминог по-троянски.

А в древней Спарте знаменит был черный суп! Приготовление, которого требовало особой осторожности! Брали каракатицу, потрошили ее, но не трогали чернильного мешка, так вместе с ним и варили. Чернила придавали похлебке не только черный цвет, но и своеобразный привкус, который высоко ценили.

Слайд 4 -А каких еще моллюсков используют для приготовления блюд? (Ответы детей: мидий, устриц, кальмаров, виноградных улиток.)

Да, действительно, в них много витаминов А, В, С, Д. Многие считают, что устрицы имеют особый вкус из-за наличия в их теле йода, что тоже очень полезно, особенно людям с заболеванием щитовидной железы. Не забываем заполнять таблицу.

Сейчас прошу выступить вторую группу.

Текст второй группы:

Слайд 5

Ребята, вот вам дополнительный вопрос: Как вы считаете, а как сейчас используются раковины ципрей? (Ответ детей: в качестве коллекционных экспонатов.)

Да, у ципрей раковины очень ценные. Так, экземпляр вида ципрея фултони был продан в Нью – Йорке одному коллекционеру из Италии за 24 тысячи долларов.

Прошу выйти представителя третьей группы. Не забывайте заполнять таблицу.

Текст третьей группы:

Слайд 6

Слайд 7 Ребята, дополнительный вопрос: 1. Как вы считаете, какие украшения можно изготовить из жемчуга? Ваше мнение, только лишь жемчужницы производят жемчуг?

(Ответы детей: нет, есть и другие двустворчатые моллюски, только их жемчуг менее ценный)

Осталось выступить последней группе.

Текст четвертой группы:

Слайд 8

Ребята, дополнительный вопрос: Те из вас, кто был на море, привозили ли вы в качестве сувенира раковинку рапаны? (Ответы детей: да, или нет)

А сейчас вам предлагается посмотреть уникальную коллекцию раковин, собранную со всего мира. Их тоже можно использовать в качестве сувениров.(Дети рассматривают коллекции моллюсков)

Слайд 9 Самая большая, королева всех раковин – это тридакна, весом до 500 кг, диаметром – 1,5 метра.

А сейчас вам предлагается зайти в гипермаркет, где есть много товаров, сделанных из этих животных.

Продуктовый отдел: Здесь вам предложат разнообразные виды моллюсков в замороженном виде, консервированных, в сушеном виде.

Ювелирный отдел: Здесь вы увидите серьги, кулоны, бусы и другие украшения, сделанные из жемчуга

Хозяйственный отдел: Здесь можно купить краску, шифер, изготовленные из моллюсков.

Раковины морского гребешка используют как черепицу для покрытия крыш домов. Запишите в таблицу. Такие крыши переливаются разными цветами радуги, выдерживают разные изменения погоды, очень прочные и не требуют ремонта.

Есть краска пурпурного цвета из морской улитки – мурекс. Запишите в таблицу. Она не тускнеет сотни лет. Этой краской окрашивали ткани римских императоров, из нее делали румяна и чернила.

А есть ли моллюски, приносящие человеку вред? (Ответы детей: есть, например, виноградная улитка, приносит вред плодоводческим хозяйствам). Правильно. Например, корабельный червь повреждает деревянные перекрытия кораблей. Есть моллюски, опасные для человека. В семействе Конусов есть моллюски с очень красивыми конусовидными раковинами. Но эти моллюски ядовиты. Их яд обладает паралитическим действием. Существует мнение, что конусы опаснее акул. Так, в Тихом океане от акул за год погибает в среднем один человек, а от конусов – двое-трое.

А сейчас я вернусь к нашему вопросу вначале урока:

Зачем человеку необходимо обладать знаниями о моллюсках?

Итак, ваши варианты ответов . (Ответы детей на вопрос:

1.Чтобы разобраться в их многообразии

2.Понять их роль в природе.

3. Знать их применение в жизни человека.

4.Научиться ценить моллюсков.

Оптимальный вариант: 1+3+4+2

Подтвердим ваши ответы записями в таблице. Проверим правильность её заполнения, используя слайд

Слайд 10 Таблица 1

Название моллюска

Хозяйственное значение

Осьминоги

Устрицы

Ципреи

Жемчужницы

Мурекс

Конусы

Виноградная улитка

Морской гребешок

Корабельный червь (шашень)

Продукт питания

Продукт питания

Деньги-каури

Натуральный жемчуг

Краска-пурпур

Опасны для человека

Продукт питания, вредит плодоводческим хозяйствам

Раковины для покрытия крыш

Портит деревянные части подводных сооружений

IV. Закрепление изученного материала.

Слайда 12 А сейчас я хочу предложить вам соотнести моллюсков с их хозяйственным значением, используя слайд. Работайте в тетрадях с обратной стороны. Таблица 2

Ответы: 1 –А, Б, Г, З

2 – Б, Д

3 – Е

4 – И

5 – Ж

6 – В

(Ребята работают индивидуально в тетрадях обратная сторона, затем делают взаимопроверку, используя Слайд 13 выставляют оценку 10 баллов – «5», 9,8 баллов – «4», 7-5 баллов – «3». Затем проговаривают совместно с учителем допущенные ошибки )

Попробуем подвести итоги урока, выставить оценки. Оценка складывается из 2 моментов: выступление в группах по заполнению таблицы и выполнение контрольного задания. (Выставление оценок)

Итак, наш урок подходит к концу.

V. Домашнее задание

Дома проработаете материал учебника “Тип моллюски” , подготовитесь к проверочной работе и выполните любое творческое задание по теме «Моллюски»: кроссворд, рисунок, ребусы и тд..

Спасибо за активную работу на уроке. Вы мне очень понравились, хорошо работали на уроке. До свидания.

Приложение 1

Текст первой группы:

На морском дне обитают самые загадочные, самые фантастические головоногие моллюски. Среди них – осьминоги.

Но сначала – немного истории! Европейцы, приехавшие на Цейлон в начале 20 века, в канун больших праздников пришли в недоумение. Все хозяйки на пляже, как им показалось, занимались стиркой. Когда европейцы присмотрелись, то увидели, что отбивалось не бельё, а какие-то странные предметы. За длинные щупальца из корзин вынимались головастые уродцы, бросали на камни и колотили скалками. «Клянусь Нептуном – воскликнули европейцы – они отбивают осьминогов».

Секрет странных действий раскрывался очень просто: то был первый этап в приготовлении праздничного стола – ведь не отбитое мясо осьминогов прожевать невозможно. И люди не жалеют сил, чтобы получить лакомый кусочек! Осьминоги – вкусное блюдо! Действительно, есть блюда из осьминогов, их рецепт пришел к нам из Древней Трои. Голову осьминога начинить специями и мелко нарезанными щупальцами, а затем запечь в духовке, как большой пирог. Очень вкусно, в нашем меню он так и называется – осьминог по-троянски. А в древней Спарте знаменит был черный суп! Приготовление, которого требовало особой осторожности! Брали каракатицу, потрошили ее, но не трогали чернильного мешка, так вместе с ним и варили. Чернила придавали похлебке не только черный цвет, но и своеобразный привкус, который высоко ценили.

Текст второй группы:

Среди брюхоногих моллюсков наиболее известны различные виды ципрей. Раковины ципрей, так называемые каури, использовались когда-то в качестве денег в Японии, Китае и других странах. Раковины имеют гладкую поверхность, округлую форму и большую прочность. Использовались каури и на Руси под названием ужовок, зерновок, змеиных головок. Было это в так называемый безмонетный период (12-14 века). Их и сейчас находят при раскопках в Новгородской, Псковской областях. Сегодня значение каури как денег почти всюду исчезло. Однако у небольших, замкнуто живущих африканских племен оно еще сохранилось.

Текст третьей группы:

Есть моллюски-жемчужницы. Это настоящие волшебники, которые из маленькой песчинки, попавшей между створками её раковины, способны сделать удивительные украшения. Их перламутровые железы выделяют жидкость, она обволакивает песчинку и застывает. В древности люди считали, что в длинные ночи, когда раковина жемчужницы приоткрывается, туда проникает капелька лунного света и из нее вырастает жемчуг. В действительности это не капелька лунного света, а простая песчинка.

Сейчас жемчуг используется для изготовления ювелирных украшений.

Лучший жемчуг производят ракушки родов птерия и пинктада, обитающие у берегов Шри-Ланки. Их называют настоящими жемчужницами.

Текст четвертой группы:

В Черном море обитает хищный моллюск – рапана. Его раковины в качестве сувениров продаются во всех черноморских городах и большинству из нас они хорошо знакомы. Но мало кто знает, что появилась рапана в Черном море всего пятьдесят лет назад. До 1974 года она жила в Японском и Желтом морях и на Японском побережье Тихого океана. Как рапана могла перебраться из Японского моря в Черное? Об этом можно только догадываться. Скорее всего личинки рапаны прикрепились к днищу какого-то корабля, шедшего из Японского моря в Черное. Там они хорошо прижились, только измельчали, т.к. вода в Черном море менее соленая, чем в Японском. Рапана охотится на мидий и устриц. Если приложить пустую раковинку к уху, то можно услышать, как шумит море…


Беспанцирные. Южная эпимения

Тип моллюски разделён на 7 классов: беспанцирные, моноплакофоры, панцирные, лопатоногие, двустворчатые, брюхоногие и головоногие.

Беспанцирные (Aplacophora) моллюски имеют червеобразное тело до 30 см длиной, целиком закрытое мантией, раковины нет. На брюшной стороне у них имеется бороздка с валиком - рудиментом ноги. Нефридии отсутствуют. Эта группа моллюсков - гермафродиты.

Один из двух подклассов - бороздчатобрюхиемоллюски - обитают в морях на глубине от 15 м до 4 км. Они зарываются в ил либо живут на кораллах. 250-300 видов.

Моноплакофоры (Monoplacophora) - морские, преимущественно ископаемые формы. Голова и нога могут втягиваться в раковину мышцами. Дышат 5-6 парами перистых жабр. Сердце состоит из 2 желудочков и 4 предсердий. Нервная система включает четыре продольных нервных ствола, связанных окологлоточным кольцом.

Периодом расцвета моноплакофор было время с кембрия по девон. До настоящего времени сохранился 1 род с 8 видами.

В класс панцирных моллюсков (Polyplacophora) входит около 1000 видов морских донных животных, встречающихся во всех морях, в основном, на мелководье. Панцирные моллюски обитают на камнях и скалах и питаются водорослями и детритом. Некоторые из них употребляются человеком в пищу.

Продолговатое тело длиной 0,5-30 см разделено на голову, туловище и ногу, которой панцирные моллюски присасываются к субстрату. Спинная сторона туловища покрыта раковиной, состоящей из восьми щитков. Органы дыхания - жабры, сердце состоит из двух предсердий и одного желудочка. Из органов чувств имеются глаза, расположенные на спинной поверхности тела, и органы осязания. Большинство панцирных моллюсков раздельнополы с наружным оплодотворением; развиваются с метаморфозом.

Тело лопатоногих (Scaphopoda) моллюсков заключено в раковину, похожую на бивень. Длина тела 0,4-25 см. На концах раковины находятся отверстия; через переднее из них лопатоногие могут выдвигать наружу голову и ногу. Над основанием головы расположены ловчие щупальца, служащие для осязания и захвата пищи (в основном, фораминифер). Эти моллюски раздельнополы; оплодотворение наружное. Из яйца появляется плавающая личинка.

Около 600 видов ведут роющий образ жизни в морях на различной глубине (до 6 км).

Раковина двустворчатых (Bivalvia) моллюсков состоит из двух створок, охватывающих тело моллюска с боков. Со стороны спины створки связаны между собой эластичной перемычкой - лигаментом, а изнутри - мышцами. Утолщённый спинной край створок несёт выступы, образующие замок. Раковина имеет размеры от нескольких миллиметров до десятков сантиметров. Гигантская тридакна вырастает в длину до 1,5 м, а масса этого животного может превосходить 200 кг. Тридакна может жить до ста лет.

Голова у двустворчатых моллюсков отсутствует - это результат приспособления к сидячему образу жизни. По этой же причине слабо развиты органы чувств: есть органы осязания, равновесия (статоцисты), хеморецепторы (осфрадии на жабрах). У некоторых имеются глаза. На брюшной стороне тела есть нога, служащая для прикрепления к субстрату. Органы дыхания - двоякоперистые жабры (у примитивных форм) либо жаберные пластинки. Сердце состоит из желудочка и двух предсердий.

Класс известен ещё с кембрия. Около 150 семейств и 20 000 видов. Двустворчатые моллюски, обитающие в морских и пресных водах, питаются планктоном и детритом, фильтруя воду сквозь сифоны в задней части раковины. Некоторые сверлят твёрдые породы и дерево (при помощи острых зубчиков раковины или растворяя породу выделяемой кислотой). Корабельный червь повреждает днища кораблей и пирсов, протачивая в них длинные ходы. Некоторых двустворчатых моллюсков (устриц, мидий, гребешков) употребляют в пищу.

Раковины брюхоногих (Gastropoda) моллюсков закручены в спираль и отличаются большим разнообразием формы. У некоторых моллюсков раковина погружена внутрь тела или отсутствует вообще. На голове есть пара щупалец с глазами. В ходе эволюции брюхоногие моллюски потеряли двустороннюю симметрию. У многих видов симметричные органы, расположенные в правой части тела, редуцировалась. Часть видов имеют своеобразное лёгкое - полость, заполненную воздухом или водой с растворённым в ней кислородом. Встречаются как гермафродиты, так и раздельнополые формы.

Различные виды класса обитают на суше (от альпийских высокогорий и тундры до тропических лесов и пустынь) и в воде. Наземные улитки, живущие несколько лет, переносят зиму в закупоренных слизью норках в спячке. Водные формы ползают по дну; некоторые входят в состав планктона, перемещаясь при помощи видоизменённой в плавник или киль ноги. Типичный пресноводный представитель - прудовик. Раковины фарфоровой улитки каури использовалась во многих странах в качестве монет, а из мурекса добывали красную и фиолетовую краски - пурпур. Слизни - вредители сельского хозяйства. Виноградная улитка употребляется человеком в пищу. Около 40 000 (по некоторым данным, более ста тысяч) видов делятся на три подкласса: переднежаберные, заднежаберные и лёгочные. Вымершие гастроподы известны с кембрия или даже протерозоя; 15 000 видов.

Класс головоногие (Cephalopoda) - наиболее высокоорганизованная группа моллюсков. Голова чётко обособлена. Часть ноги превратилась в 8 или 10 щупалец («рук»), окружающих рот. На конце щупалец, которыми животное хватает добычу, имеются присоски, нередко снабжённые роговыми крючками. Во рту расположены мощные роговые челюсти, напоминающие клюв попугая. С его помощью головоногие разрывают пищу, а зубчики радулы перетирают её в кашицу. Дело в том, что мозг этих моллюсков со всех сторон обступает пищевод, не позволяя заглатывать крупные куски пищи.

Остатки раковины иногда сохраняются под кожей в виде роговой пластинки; наружная раковина была в основном у вымерших форм. Единственными среди современных головоногих, до сих пор сохранившими наружную спиральную раковину, являются наутилусы. Кровеносная система развита хорошо; кровь имеет голубую окраску из-за входящего в состав эритроцитов гемоцианина. Дышат головоногие жабрами, некоторые способны к продолжительному пребыванию на суше (несколько часов или даже дней) благодаря запасённой в мантийной полости воде.

У входа в мантийную полость имеется воронка (сифон), представляющая собой вторую часть видоизменённой ноги. Благодаря реактивной силе, возникающей за счёт выбрасываемой из неё назад воды, животное движется задним концом тела вперёд. Сокращения мышц происходят с очень большой частотой, что обеспечивает равномерность движения. Это достигается, в частности, высокой проводимостью нервов - у некоторых кальмаров их толщина достигает 18 мм. У кальмаров была зарегистрирована скорость передвижения 55 км/ч. Головоногие также могут плыть, помогая себе щупальцами. Некоторые кальмары, выталкивая из сифона воду у поверхности моря, могут подниматься в воздух на несколько метров.

Органы зрения совершенны. Глаза, похожие на человеческие, имеют хрусталик и сетчатку; у гигантских кальмаров их величина превышает 40 см. На плавниках есть и миниатюрные термолокаторы. На внутренней поверхности щупалец и на присосках сосредоточены чувствительные органы обоняния (или вкуса). Развитым органам соответствует большой головной мозг.

Для пассивной защиты от врагов используется автотомия (головоногие «отбрасывают» щупальца, за которые их схватил враг) и выпрыскиваемые в сторону чернильные завесы, возможно, ядовитые. Кроме того, рассеянные по коже специальные клетки - хроматофоры и иридиоцисты- позволяют изменять цвет тела, «подстраиваясь» под окружающую среду. Некоторые головоногие способны к люминесценции.

Головоногие могут вырастать до гигантcких размеров - 18 м и больше (их масса может достигать нескольких тонн). Известны многочисленные рассказы о гигантских спрутах (кракенах), якобы уволакивающих морские суда на дно.

Все головоногие раздельнополы. Самцы осьминогов переносят сперму в мантийную полость самки особым щупальцем - гектокотилем. Часто оно отрывается от тела и самостоятельно плавает в поисках самки. Самка обычно высиживает яйца, иногда сооружая гнезда.

Головоногие обитают в морях (вплоть до глубины 5 км), предпочитая тёплые водоёмы. Одни формы живут среди прибрежных скал, другие - на больших глубинах. Одни плавают в толще воды, другие ползают по дну. Практически все - хищники, питающиеся рыбой, ракообразными, другими моллюсками; добычу ловят щупальцами, умерщвляя её секретом ядовитых желёз. Многие головоногие (кальмары, каракатицы, осьминоги) употребляются человеком в пищу. Класс делится на два подкласса: четырёхжаберные (вымершие аммониты и единственный сохранившийся сейчас род наутилусы) и двужаберные (каракатицы, кальмары, осьминоги и вымершие белемниты). Около 600 современных видов.

Тело четко разделено на голову с глазами, щупальцами и ртом, на ногу и туловище. Черепашка цельная, спирально закрученная 4-7 см длиной.

Условия существования – пресные водоемы, прибрежная территория.

Передвижения – на брюшной стороне за счет сокращения мышц ноги.

Питание – питается растениями мелкими животными и трупами животных, из которых зишкрябують слои тканей с помощью радулы. Кишка загибается петлей и заканчивается анальным отверстием в передней части мантии.

Транспорт веществ осуществляется незапертой кровеносной системой. Бесцветная кровь течет по сосудам и между клетками паренхимы. Движение крови обеспечивается сокращением двухкамерного сердца (20-30 сокращений в минуту).

Выделение веществ – одна почка, протоков которой открывается в мантийную полость.

Реагирование на раздражители – нервная система имеет хорошо выраженный главный ганглий. Есть глаза, орган равновесия (в ноге), органы осязания и органы химического чувства, с помощью которых распознается качество воды. В случае опасности быстро скрывается в раковину.

Размножение – гермафродиты. Оплодотворение внутреннее перекрестное. Яйца покрыты слизью, откладывают на поверхности подводных растений. Стадия личинки продолжается в яйце, наружу молодой моллюск выходит в полностью сформированном состоянии.

Класс Двустворчатые (беззубка).

Тело имеет двустороннюю симметрию, распределенное на туловище и ногу. Раковина состоит из двух створок, соединенных между собой эластичной связкой и замыкающими мышцами, благодаря их сокращению створки быстро закрываются. В спинной части расположены вводный и выводной сифоны. Через первый вода попадает в мантийную полость, через второй – выводится наружу.

Условия существования – живет на дне пресных водоемов, погружаясь в песок и ил.

Передвижения – с помощью ноги углубляется в песок или ил и движется со скоростью 20-З0 см / час.

Питание – питается мелкими организмами и их остатками попадают вместе с водой через вводной сифон в мантийную полость. В мантийной полости находится рот с двумя лопастями, через который вода с частицами пищи попадает в кишечник. Кишка образует несколько петель и заканчивается анальным отверстием в мантийной полости.

Дыхание – дышит растворенным в воде кислородом, который поглощает через жабры, расположенные в мантийной полости.

Транспорт веществ – незамкнутую кровеносная система с трехкамерным сердцем.

Выделение веществ – две почки.

Реагирование на раздражители – нервная система состоит из трех пар нервных ганглиев, расположенных около рта, задней мышцы-замыкателя и в ноге. Такое размещение нервных ганглиев обеспечивает мгновенное закрытие створок беззубки в случае опасности. По краям мантии расположены осязательные рецепторы и хеморецепторы, а у ноги – органы равновесия.

Класс Головоногие.

Тело разделено на голову, туловище и щупальца (разветвленная нога). Туловище укрыт мантией, под которой на спинной стороне, содержатся остатки раковины (внешняя черепашка есть только у наутилуса). Щупальца окружают рот. Размеры тела могут достигать 2,5 м (гигантские кальмары).

Условия существования – исключительно морские животные. Плавают с помощью щупалец и реактивным способом – набирают воду в мантийную полость и резко выталкивают ее наружу через воронку. Некоторые кальмары могут развивать скорость до 40 км / ч.

Питание – хищники. Ловят добычу щупальцами, убивают ее хитиновым клювом и съедают.

Дыхание – такое же, как и у двустворчатых.

Транспорт веществ – кровеносная система хорошо развитые капилляры, практически закрыта.

Выделение веществ – почки.

Реагирование на раздражители – отличаются сложными формами поведения, способны к обучению и легкого формирования условных рефлексов. Нервные ганглии сливаются в мозг, окруженный хрящевой оболочкой. Имеют большие, сложно построенные глаза. Отличаются тонким обонянием. Защитной формой поведения в некоторый является выброс чернильной облака с особой полости при приближении врага.

Размножение – раздельнополые животные. Оплодотворение внутреннее. Развитие прямой – личинка имеет все органы взрослой особи, но иногда отличается по форме тела. Характерная забота свое потомство.



Статьи по теме: