«К морю» А. Пушкин

31 октября уходящего 2017 года завершилось увлекательное путешествие по морям и океанам вместе с участниками Всероссийского конкурса детского творчества «Плывет, плывет кораблик…», посвященного юбилеям И. К. Айвазовского и П. С. Нахимова. Полторы тысячи петербуржцев, детей и взрослых, стали свидетелями подвигов русских моряков: героев морских сражений и первопроходцев-исследователей новых земель. В одном из залов зрители могли встретиться с доблестными адмиралами: вот на вас пристально смотрит П. С. Нахимов, озаренный пожаром Синопского сражения, Г. И. Невельской склонился над картой Сахалина, разгружается у причала Петропавловской крепости корабль И.Ф.Крузенштерна, только что вернувшийся из первого русского кругосветного путешествия; далее - парусники под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева прокладывают путь к «Льдинному материку», а на противоположной стене сурово вглядывается вдаль С. О. Макаров.

Юным художникам пришлось основательно изучить биографии моряков, проникнуться духом дальних странствий и морских сражений. Иначе так легко и свободно не наполнялись бы ветром белоснежные паруса, а мощные громады крейсеров не смогли бы так уверенно разрезать бушующие волны. А как было не остановиться перед витриной, в которой отдает честь бравый капитан рядом с часовым, охраняющим Андреевский флаг! Чуть ниже – аквалангист крепко сжимает обеими руками сундук с драгоценностями. Конечно, это всего лишь мягкая игрушка, но, сколько труда и наблюдательности вложено ребятами в эти произведения.

Невозможно описать все экспонаты выставки (их - 236): например, «Николай Мирликийский» (шамот, глазури, эмали, соль; ЭКЦ «Китежград»), безусловно, заслуживает особого внимания зрителей. Работа выполнена двумя подростками (15 и 16 лет) специально к нашему конкурсу: в ладье, которую держит в руках Святой Николай, покровитель всех путешествующих, - и адмирал Нахимов, и живописец Айвазовский со спутниками. Завораживает чудесными переливами цвета висящее рядом панно «Парусник», выполненное в технике валяние из шерсти. Наконец, после победы над вечными льдами Арктики вместе с ледоколами и кораблями братьев Лаптевых и О.Ю.Шмидта можно добраться до удивительной карты мира, выполненной воспитанниками студии керамики «На Васильевском». Здесь вполне могли воплотиться мечты всех, кто мечтает побывать в дальних странах. Причем для этого необходимо было выполнить только одно условие – положить керамический жетон с изображением кораблика или якоря на тот или иной континент.

Второй зал, посвященный творчеству И. К. Айвазовского, встречал посетителей образами морской стихии: шторм, прибой у скал, бурные волны у берегов, гладь воды во время полного штиля, зеркальное отражение сияющего всеми красками заката. Но какое же море без кораблей? Ребята с удовольствием и выдумкой поработали над макетами парусников и пароходов! Модель клипера «Алые паруса» по праву заняла центральное место в зале. От колесного парохода «Новичок» с нарядными пассажирами на палубе трудно было отвлечь маленьких посетителей выставки – так им было интересно его рассматривать, а о Корабле-драконе и говорить нечего – просто восторг!

На вопрос: «Вы любите получать подарки?» - все юные посетители выставки обычно громко отвечали – «Да!», «А любите сами подарки дарить?» - тоже «Да», но немного тише. А вот ребята из студии «Фонтанка -32» сделали своими руками панно «Моря и корабли Ивану Айвазовскому в день рождения» - 8 живописных морских этюдов и 6 керамических рельефов с изображением кораблей. Грандиозный подарок! Рядом на посетителей задорно смотрит сам Иван Айвазовский. Здесь же представлен весь его творческий путь в комиксе, прибывшем из города Тверь – от первого рисунка на стене дома до юбилейной выставки в Русском музее. Ну а многочисленные забавные обитатели морей и океанов были представлены на выставке в разнообразных техниках: гуашь, акварель, граттаж, шамот, бумажная пластика, гелиевые ручки, бисероплетение, батик и т.д.

Итак, подведем итоги. На выставку было отобрано 234 работы из 1483, представленных на конкурс. Среди них: Санкт-Петербург - 184; Ленинградская область – 10 (Отрадное -1, Рощино – 3, Коммунар – 4, Сосновый Бор – 2); г. Иваново – 2; г. Тверь - 7; г. Тула – 5; г. Южно-Сахалинск – 2; г. Череповец (Вологодская обл.) - 5; г. Прохладный (Кабардино-Балкарская Республика) – 1; г. Мирный – 4, г. Северодвинск (Архангельская обл.) – 2; с. Завьялово (Удмуртская Республика) – 3; г. Чебоксарск – 1, г. Новочебоксарск (Чувашская Республика) -2; п. Джалиль (Республика Татарстан) – 2, п. Энем (Республика Адыгея) – 1; с. Октябрьское (Республика Северная Осетия Алания) – 5. Две работы из г. Ереван (Армения) получили статус гостей выставки.

После каждой экскурсии по экспозиции ребята могли поучаствовать в мастер-классах Корабль-Фантазия (бумажная пластика), «Веселые кораблики» (оригами), или «Морской пейзаж» (смешанная техника). Быстро пролетели полтора месяца, закончились страницы в Книге отзывов, опустели залы и просторные коридоры Восточного павильона Михайловского замка.

Выставка закончилась, да здравствует выставка! В декабре 2018 года нас всех ждет встреча с покорителями Антарктиды на конкурсной выставке «На льдинном материке» !

Стихотворение «К морю» было написано Пушкиным осенью в 1824 году, когда он был уже в . Это стихотворение было своеобразными прощанием с югом, приключениями, им пережитыми, и с Байроном, властителем дум, который умер 19 апреля 1924 года. Это было прощание с целым периодом в жизни поэта, богатым переживаниями, событиями, общением и с интересными, духовно богатыми людьми

Надо заметить, что Байрон наложил свой отпечаток на раннее творчество поэта, но, вернувшись в Михайловское, Пушкин испытывал потребность в другом творчестве. Еще на юге он начал работать над «Евгением Онегиным», а в уме уже зарождались новые планы.

Стихотворение увидело свет в 1925 году в журнале «Мнемозина». В 13-й строфе после слов «Мир опустел…» Пушкин поставил 3 ряда точек. По этому поводу издатели журнала сделали примечание:

«Издателям сие стихотворение доставлено князем П. А. Вяземским в подлиннике и здесь напечатано точно в том виде, в каком оно вышло из-под пера самого Пушкина. Некоторые списки оного, ходящие по городу, искажены нелепыми прибавлениями».

Стихотворение было написано в холодном Михайловском, а когда читаешь его, воображение рисует поэта стоящего на высоком берегу, а внизу море играет волнами и бьется о скалы. Возможно, замысел стихотворения родился, когда порэт был еще в Одессе, возможно, там же были сделаны первые наброски чудесного по выразительности, произведения.

Элегия написана четырёх- и пятистопным ямбом, с перекрестной рифмовкой в строфах, где чередуются мужские и женские рифмы.

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.

Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!

Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас,
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!

Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,-
И стая тонет кораблей.

Не удалось навек оставить
Мне скучный, неподвижный брег,
Тебя восторгами поздравить
И по хребтам твоим направить
Мой поэтической побег.

Ты ждал, ты звал… я был окован;
Вотще рвалась душа моя:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я.

О чем жалеть? Куда бы ныне
Я путь беспечный устремил?
Один предмет в твоей пустыне
Мою бы душу поразил.

Одна скала, гробница славы…
Там погружались в хладный сон
Воспоминанья величавы:
Там угасал Наполеон.

Там он почил среди мучений.
И вслед за ним, как бури шум,
Другой от нас умчался гений,
Другой властитель наших дум.

Исчез, оплаканный свободой,
Оставя миру свой венец.
Шуми, взволнуйся непогодой:
Он был, о море, твой певец.

Твой образ был на нем означен,
Он духом создан был твоим:
Как ты, могущ, глубок и мрачен,
Как ты, ничем неукротим.>

Мир опустел… Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба людей повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.

Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!

Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!

Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,
И стая тонет кораблей.

Не удалось навек оставить
Мне скучный, неподвижный брег,
Тебя восторгами поздравить
И по хребтам твоим направить
Мой поэтической побег!

Ты ждал, ты звал… я был окован;
Вотще рвалась душа моя:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я…

О чём жалеть? Куда бы ныне
Я путь беспечный устремил?
Один предмет в твоей пустыне
Мою бы душу поразил.

Одна скала, гробница славы…
Там погружались в хладный сон
Воспоминанья величавы:
Там угасал Наполеон.

Там он почил среди мучений.
И вслед за ним, как бури шум,
Другой от нас умчался гений,
Другой властитель наших дум.

Исчез, оплаканный свободой,
Оставя миру свой венец.
Шуми, взволнуйся непогодой:
Он был, о море, твой певец.

Твой образ был на нём означен,
Он духом создан был твоим:
Как ты, могущ, глубок и мрачен,
Как ты, ничем неукротим.

Мир опустел… Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба людей повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.

Пушкин, 1824

Прощание с морем связано с отъездом Пушкина из Одессы, где он прожил год, в новую ссылку - в Михайловское. В Одессе написана первоначальная редакция, в Михайловском - строфы о Наполеоне и о Байроне. Центральная по значению тринадцатая строфа не могла появиться в печати при жизни Пушкина. В 1825 г. она была напечатана в следующем виде:

Мир опустел…

За этой строкой следовал пропуск, соответствующий трем строкам, а под текстом дано лукавое примечание: «В сем месте автор поставил три с половиною строки точек. Издателям сие стихотворение доставлено кн. П. А. Вяземским в подлиннике и здесь отпечатано точно в том виде, в каком оно вышло из-под пера самого Пушкина. Некоторые списки оного, ходящие по городу, искажены нелепыми прибавлениями. Издатели ». Два месяца спустя, в первом сборнике «Стихотворения Александра Пушкина », эта строфа появилась уже в несколько расширенном виде:

Мир опустел… Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?

. . . . . . . . . .
. . . . . . . . . .

Не удалось навек оставить // Мне скучный, неподвижный брег - Пушкин замышлял бегство из Одессы морем в Европу.
Могучей страстью очарован - имеется в виду чувство к гр. Елизавете Ксаверьевне Воронцовой (1790-1880).
Одна скала, гробница славы - остров св. Елены, где с 1815 г. находился в заключении Наполеон и где он умер в 1821 г.
Другой от нас умчался гений… // Исчез, оплаканный свободой - Байрон умер 7/19 апреля 1824 г. в Греции, куда он приехал летом 1823 г. для участия в национально-освободительной борьбе греков.
Где капля блага, там на страже // Уж просвещенье иль тиран - сближение просвещенья и тирании как отрицательных явлений отражает свойственное романтикам представление о губительности цивилизации для морали, для блага человека.

«К морю» Александр Пушкин

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.

Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!

Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас,
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!

Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,-
И стая тонет кораблей.

Не удалось навек оставить
Мне скучный, неподвижный брег,
Тебя восторгами поздравить
И по хребтам твоим направить
Мой поэтической побег.

Ты ждал, ты звал… я был окован;
Вотще рвалась душа моя:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я.

О чем жалеть? Куда бы ныне
Я путь беспечный устремил?
Один предмет в твоей пустыне
Мою бы душу поразил.

Одна скала, гробница славы…
Там погружались в хладный сон
Воспоминанья величавы:
Там угасал Наполеон.

Там он почил среди мучений.
И вслед за ним, как бури шум,
Другой от нас умчался гений,
Другой властитель наших дум.

Исчез, оплаканный свободой,
Оставя миру свой венец.
Шуми, взволнуйся непогодой:
Он был, о море, твой певец.

Твой образ был на нем означен,
Он духом создан был твоим:
Как ты, могущ, глубок и мрачен,
Как ты, ничем неукротим.

Мир опустел… Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба людей повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.

Анализ стихотворения Пушкина «К морю»

В 1820 году Александр Пушкин из-за вольнодумства и открытого призыва к свержению самодержавия был отправлен в южную ссылку. Поэту предписывалось поступить в распоряжение председателя попечительного Комитета об иностранных колонистах Южной России генерала Ивана Инзова, ставка которого располагалась в Кишиневе. Пыльная и провинциальная столица Бессарабии произвела на Пушкина настолько удручающее впечатление, что через два года, вопреки желанию генерал-губернатора Санкт-Петербурга, поэт добился перевода по службе в солнечную Одессу. Там Пушкин впервые увидел море и был поражен его мощью, красотой и великолепием.

В 1824 году поэту было разрешено вернуться в Москву, однако накануне отъезда он набросал черновик стихотворения «К морю», работа над которым была завершена спустя несколько месяцев в Михайловском. Это произведение стало последним в цикле романтических стихов поэта, удивительно образных, волнующих и наполненных особым очарованием.

Стихотворение «К морю» по своей форме напоминает элегию, однако содержание произведение носит личностно-философский характер . В первых его строчках автор прощается с морем, выражая восхищение «свободной стихией» и «гордыми волнами». Именно этих качестве так недоставало во время южной ссылки самому Пушкину, который вынужден был выполнять рутинную работу в канцелярии, находясь под постоянным контролем вышестоящих чиновников. При этом поэт понимал, что высказывать свои прогрессивные взгляды в провинциальном обществе не только бессмысленно, но и достаточно опасно – граф Воронцов, невзлюбивший поэта, периодически отправлял в Санкт-Петербург депеши с доносами на вольнодумца, в которых характеризовал Пушкина как весьма посредственного специалиста, который то и дело пренебрегает своими служебными обязанностями.

Прощаясь с морем, поэт подчеркивает, что на протяжении многих месяцев в этом чужом и враждебном мире оно оставалось для него единственным другом. Автор восхищается морской стихией, которая никому неподвластна . И именно это вызывает у поэта чувство духовного родства с морскими просторами. В шуме волн Александр Пушкин слышит призыв к побегу с чужбины, однако признается, что пойти на такой шаг ему было не под силу. «Ты ждал, ты звал … я был окован», — пишет поэт, намекая на то, что попытка вернуться в Москву или же Санкт-Петербург без соответствующего разрешения властей окончилась бы для него уже не южной, а сибирской ссылкой. Тем не менее, такой вариант Пушкин все же рассматривает. Однако, задумываясь о побеге, считает, что гораздо проще было бы покинуть Россию морским путем.

Почему поэт не отважился на такой поступок? Ответ можно найти в стихотворении «К морю», где автор признается в безграничной любви к своей родине. Даже волнующие мысли о свободе не могут заставить его навсегда покинуть Россию. К тому же, Пушкин отдает себе отчет, что на чужбине его ждет незавидная участь, намекая на то, что, вероятнее всего, разделит судьбу Наполеона, закончив свою жизнь не в цивилизованной Европе, откуда он может быть выслан по первому же требованию русских властей, а на отдаленном острове, среди моря и скал. Обращаясь к истории, Пушкин отмечает, что французский император также был свободолюбив и призывает море воздать ему посмертные почести — «шуми, взволнуйся непогодой: он был, о море, твой певец». После его смерти поэт понимает, что побег теряет всякий смысл. Поэтому автору лишь остается смириться с собственной участью и дождаться того момента, когда он сможет вернуться домой, сохранив в воспоминаниях красоту морской стихии – «твои скалы, твои заливы, и блеск, и тень, и говор волн».



Статьи по теме: