Что такое зона отчуждения. Зоны отчуждения Чернобыльской АЭС: список, фото, площадь

Напоминает о себе до сих пор. После техногенной катастрофы, забравшей жизни миллионов людей, прошло уже три десятилетия. Однако зона отчуждения Чернобыльской АЭС все еще остается предметом повышенного внимания. Ей посвящают рассказы в школе, о ней снимают фильмы, в самом Чернобыле постоянно проводятся туристические экскурсии.

За более чем 30 лет после аварии о зоне отчуждения ЧАЭС успели снять множество фильмов и сериалов, написать много книг, сделать компьютерные игры. Что происходит в забытом городе спустя годы? Опасно ли посещать зону поражения Чернобыльской АЭС сегодня и насколько она заражена радиоактивными элементами? Об этом и много другом мы поговорим в данном статье.

Многие современные аналитики и экологи рассуждают на тему того, почему в люди сегодня могут спокойно жить и не бояться радиации и заражения, а границы на карте зоны отчуждения Чернобыльской АЭС до сих пор закрыты для проживания. Логичным ответом на этот вопрос будет то, что после бомбардировки Хиросимы и Нагасаки прошло уже более 70 лет. За такой период все радиоактивные элементы успели распасться и не быть вредоносными для человеческого организма. Однако, между Чернобылем и упомянутыми городами с их историей есть существенные отличия, которые важно подчеркнуть.

Прежде всего, пожар в зоне Чернобыльской АЭС был гораздо масштабнее и существеннее, нежели в Хиросиме и Нагасаки. После взрыва четвертого реактора в воздух было выброшено около 18 тонн радиоактивных элементов. При этом в Хиросиме население пострадало от 64 кг урана, а в Нагасаки — от 6 кг плутония. Соотношение веса и нанесенного ущерба очевидно.

Второе отличие зоны отселения Чернобыльской АЭС от взрывов в Хиросиме и Нагасаки заключается в том, что взрыв «Малыша» максимальный урон нанес в месте выброса. Радионуклиды расползлись по местности в размере всего 1% от выброшенной массы веществ. На ЧАЭС ситуация была совсем другой.

Наиболее опасным в данной ситуации был не сам взрыв, но то, что на протяжении последующих 30 дней из реактора постепенно выделялось большое количество радиоактивных элементов и разносилось по местности. Зона заражения Чернобыльской АЭС все еще считается открытым источником радиации, несмотря на и непрекращающуюся работу по обеззараживанию города.

Последствия катастрофы

После произошедшего до сих пор нет четкой статистики о том, какое количество жертв она принесла. На загрязненных территориях Украины, Российской Федерации и Беларуси после аварии сотни и тысячи людей уходили из жизни по естественным причинам. Однако, взрыв настолько изменил сознания людей, что в этих странах до сих принято связывать любые болезни, в первую очередь — онкологические, с последствиями аварии на ЧАЭС.

В 2006 году ВОЗ издала доклад, который назывался «Чернобыль: истинные масштабы аварии». В этом документе были указаны точные данные о происшествии, количестве пострадавших, а также примерная численность погибших вследствие катастрофы на станции. Согласно данным документа, из-за Чернобыльских событий погибло 4 тысячи человек.

Чуть позже МОЗ Украины сделал свою статистику жертв Чернобыля. В документе 2016 года содержатся данные о том, что в общей сложности погибших после катастрофы было около 2 миллионов 397 тысяч. Большая часть этих людей является ликвидаторами катастрофы, их родственниками, эвакуированными из зоны отчуждения жителями, а также теми, кто остался по собственной воле на месте аварии и продолжил там жить.

Люди, которые были эвакуированы из образовавшейся после взрыва на ЧАЭС зоны отчуждения в Чернобыле и Припяти, на сегодняшний день все чаще страдают от раковых заболеваний. У них нарушилась работа эндокринной системы, все чаще диагностируются проблемы с пищеварительным трактом, органами зрения, кровоснабжением и сердцем. У детей, которые были жертвами Чернобыльской катастрофы или родились в семье эвакуированных жителей, находят врожденные заболевания и дефекты все реже. Однако, все равно у некоторых малышей до сих пор диагностируют серьезные врожденные патологии, раковые образования, заболевания доброкачественного типа.

Насколько опасна зона отчуждения Чернобыльской АЭС сегодня?

Карта зоны поражения Чернобыльской АЭС России, Беларуси и Украины сегодня условно поделена на три основных участка. Показатели радиации на каждом из них имеет свои определенные показатели опасности.

ВАЖНО ЗНАТЬ:

Особая зона

Этот участок территории на карте зоны отчуждения Чернобыльской АЭС является максимально опасным и потому наиболее редко посещаемым туристами и гостями, наряду с находящимся недалеко от Зоны отчуждения и ЧАЭС кладбищем радиоактивной техники. В этой зоне находится сама станция, разрушенный реактор, а также многие технические и государственные постройки. В этой зоне расположены здания для сотрудников, занимающихся сооружением и поддержанием стабильного состояния Саркофага.

Уникальные фото внутри Саркофага ЧАЭС:

10-ти километровая зона

Менее зараженная площадь зоны отчуждения Чернобыльской АЭС, которая занимает область вокруг электростанции и ближайших к ней районов. Эта зона отчуждения Чернобыльской АЭС относительно безопасна. Единственное, что может нанести сильный вред человеку в этой области – поедание всего растительного, что появилось из Чернобыльского грунта.

В этой области нельзя пить местную воду. Наличие дозиметра при прогулке по этой зоне поможет защититься от участков, где уровень радиации превышает безопасные показатели. Такими участками могут быть места свалок железного мусора, старые и завалившиеся постройки, подвальные помещения, скопление большого количества зараженных предметов и объектов.

30-ти километровая зона

Максимально безопасная территория на карте зоны загрязнения Чернобыльской АЭС, которая занимает пригород Чернобыля и Припяти. В этой области можно относительно безопасно находиться, здесь происходит основное количество экскурсионных туров и прогулок. В этой области радиационный фон практически приравнивается к тому, который наблюдается в столице Украины Киеве. Однако по-прежнему из-за длительного распада некоторых частиц эта зона отчуждения Чернобыльской АЭС также не является пригодной для выращивания культур.

Несмотря на многие предупреждения об опасности и зараженности грунта в Чернобыле, многие сегодня приезжают сюда, чтобы поселиться и начать вести свое хозяйство. Таких людей называют самоселами. Проживать на территории зоны отчуждения Чернобыльской АЭС не запрещается сегодня никому. Однако вопреки некоторым видео о Зоне отчуждения выращивать на этой территории сельскохозяйственные культуры является максимально опасным для здоровья и может привести к развитию многих заболеваний, опухолей и раковых недугов. Безопасное строительство и выращивание культур в Чернобыле может быть возможным только после полного распада всех радиоактивных элементов в воздухе и грунте, а это займет не одну сотню лет.

Мертвая зона как заповедник

26 апреля 2016 года в Чернобыльской зоне было принято решение начать строить радиационно-экологический заповедник. Суммарная площадь этого места будет составлять примерно 227 тысяч гектаров. Основной целью строительства заповедника является защита диких животных — тех, что сегодня поневоле приютила зона отчуждения Чернобыльской АЭС. После эвакуации жителей здешние животные значительно умножились в количестве и стали обитать в городской черте, подвергаясь опасности обвалов и заражения.

На сегодняшний день в Чернобыльской зоне отчуждения и Припяти проживают барсуки, рыси, лошади Пржевальского, ондатры и многие другие редкие виды млекопитающих.

Помимо защиты животных Чернобыльской зоны экологический заповедник строится с целью привлечь больше людей к историческим местам и рассказать им настоящую историю этого места.

С момента, когда зона отчуждения Чернобыльской АЭС стала относительно безопасной для кратковременного посещения, сюда стали приезжать множество туристов из разных уголков мира.

На сегодняшний день попасть в Чернобыль и своими глазами увидеть последствия катастрофы и забытый город можно двумя легальными методами: с официальной, зарегистрированной ранее делегацией или же в составе туристической группы, которая заранее организуется гидами и туристическими компаниями. После катастрофы множество людей, проживающих на территории Чернобыля, стали заниматься возрождением истории своего родного города и создавать отдельные организации, занимающиеся сбором туристов, желающих увидеть зону отчуждения.

Благодаря опыту и осведомленности туристических компаний, экскурсии в зону отчуждения являются максимально безопасными для здоровья. Десятичасовая прогулка в области Чернобыля по количеству полученной радиации приравнивается к одному полету на самолете. Заранее запланированный и спроектированный маршрут гарантирует то, что ни один человек не сможет соприкоснуться с зараженными и опасными для здоровья строениями или предметами.

Максимально опасными являются самостоятельные прогулки или нелегальные посещения города, когда можно по незнанию попасть в опасную зону и получить облучение.

Карта Припяти относится к так называемой , закрытую для посещения рядовыми гражданами. Попасть в эту зону можно по специальным пропускам, которые выдаются либо туристическим группам, либо работникам Чернобыльской АЭС, которые до сих пор следят за полуразвалившейся станцией.

Примечательно, что все остальные поселки и ПГТ Зоны отчуждения были признаны фактически несуществующими и лишены каких-либо законных статусов. После в 1986 году все население города было эвакуировано. 30 лет Припять остается пустующей, но несмотря на статус покинутого людьми места Украина не лишила ее статуса населенного пункта. Чернобыль и Припять в документации страны — до сих пор существующие города.

Чтобы доехать до Припяти и воочию узреть город-призрак, нужно преодолеть сложный маршрут с проверками и КПП. Мы расскажем, как попасть в мистический атом-град, где находится Припять и как выглядит карта заброшенного города.

Припять на карте мира – это небольшой советский городок, рассчитанный на 75 тысяч жителей (жили в нем, однако, только 49 тысяч человек). Находится он на территории Украины, граничащей с Беларусью. Вокруг города стоят непроходимые леса с уникальной флорой и фауной, недалеко находится заповедная зона.

Где находится Припять? Припять на карте Украины расположена на севере страны, «выше» Киева, совсем близко к границе с Беларусью. Город входит в Иванковский район Киевской области. Вся Зона отчуждения занимает север Иванковского и север Полесского районов (всего в Киевской области 25 районных единиц). Фактически Припять подчиняется Киевскому областному совету.

Интересно, что раньше на территории Украины существовал Чернобыльский район. Нетрудно догадаться, что его административным центром был Чернобыль, а крупнейшим городом – Припять.

В 1988 году Чернобыльский район упразднили, а его территорию отдали району Иванковскому (административный центр – ПГТ Иванков).

После присоединения Иванковский район территориально стал самым большим в Украине. Его площадь – 3616 кв. км. В районе проживает около 35 тысяч человек.


Главная достопримечательность района (кроме Чернобыльской АЭС, конечно) – Чернобыльский специальный заказник. По сути, это заповедник, созданный в 2007 году в лесной зоне близ . Основная его цель – сохранить и увеличить популяцию редких животных и растений. В заповеднике живут бурые медведи, европейские норки и евразийские рыси. Несмотря на близость с местами, загрязненными радиацией, животные живут и здравствуют, – кстати, как и в самом городе Припять.

Интересно, что в Украине существует еще один населенный пункт с названием Припять. Село Припять Шацкого района Волынской области находится в 150 км от Луцка, на северо-западе страны. Село Припять на карте Украины занимает всего 0,001 кв. км. Там проживает около 600 человек. Этот населенный пункт был основан раньше, чем одноименный город-призрак, в 1946 году.

Как доехать до Припяти?

Карта Припяти позволяет добраться в пункт назначения различными способами. Рассмотрим каждый из возможных маршрутов.

Маршруты Киев — Припять

Как добраться до Припяти из Киева или Москвы? Какие КПП нужно преодолеть? Сколько километров от Киева до Припяти придется проехать? Есть ли возможность добраться до Припяти «дикарём» и насколько это опасно?

Поскольку Припять входит в Киевскую область, проще всего будет сначала добраться до столицы Украины, а оттуда двигаться в сторону Зоны отчуждения. Расстояние от Киева до Припяти – 152 километров. Это примерно 2-2,5 часа езды на легковой машине. Ехать нужно с юга на север, от Киева и выше по карте. Что касается расстояния от начала до конца пути, то на разных маршрутах Киев Припять оно примерно одинаковое. Существенных различий нет и в состоянии дорог.

Маршрут «Киев Припять» на машине может проходить по двум дорогам. Первый вариант будет выглядеть примерно так: Киев – Вышгород – Демидов – Катюжанка – Иванков – Дитятки – Чернобыль – Припять. В этом случае путь будет пролегать непосредственно через Чернобыльскую АЭС.

Рядом с деревней Дитятки находится контрольно-пропускной пункт в 30 километровую Зону отчуждения. Называется он «КПП – Дитятки». Будьте готовы предъявить документы.

Как доехать до Припяти по другому пути?

Второй путь «Припять Киев» более обходной, он проходит по трассе Т-1019. С Киева нужно держать курс на деревню Дмитровка, потом Микуличи – Шибеное – Сосновка. После Сосновки маршрут пойдет на Иванков, далее маршрут будет точно таким же, как если бы вами была выбрана карта Припяти в первом варианте.

Во втором маршруте расстояние Киев Припять будет на пару километров длиннее, но местные говорят, что вторая дорога менее загружена и более удобна.

Заблудиться по пути почти нереально: карта Припяти довольно проста. В округе только одна нормально асфальтированная дорога, к тому же, местные старожилы всегда готовы подсказать, где находится город Припять. Несмотря на то, что после 1986 года большинство жителей территорий, прилегающих к Зоне отчуждения, покинули свои дома, в последнее время наблюдается тенденция возвращения. В Зоне жить, конечно, отваживаются немногие, но близлежащие районы уже не пустуют.

Маршруты Москва — Припять

Маршрут Москва Припять будет, конечно, гораздо длиннее. Прямое расстояние от Москвы до Припяти – от 950 до 1050 км в зависимости от того, каким путем вы предпочтете ехать.

Вариантов автомобильных дорог три. Первый: Москва – Обнинск – Калуга – Брянск – Конотоп – Бровары – Киев – Припять. Путь займет 13 часов без учета российско-украинской таможни.

При втором варианте пути Москва Припять расстояние будет максимальным – через город Орёл. Выглядит это примерно так: Москва – Подольск – Серпухов – Тула – Орёл – Конотоп – Бровары – Киев – Припять. Ехать придется около 12-ти часов.

Третий автомобильный путь лежит через Беларусь. По дороге придется пересекать две границы, но стоит отметить, что все белорусско-украинские границы считаются менее загруженными, чем российские, и пройти таможню, скорее всего, будет гораздо быстрее. Ехать придется вот так: Москва – Смоленск – Могилёв – Гомель – Славутич – Припять.

Кроме того, расстояние от Москвы до Припяти можно преодолеть множеством вариантов поездов. Нужно ехать из столицы России до Киева или Могилева, а дальше добираться автомобильным транспортом, т.к. никаких электричек или автобусов до Припяти не идет. Самолетом до Киева, правда, не долететь, российские авиалинии не работают на украинской территории после событий 2013-2014 годов.

Припять. Контрольно-пропускные пункты

Важно знать, что вся карта Припяти делится на три территории: 30-ти километровая зона, 10-ти километровая зона и опасная зона.

Опасная зона – это земля в непосредственной близости от ЧАЭС и сама атомная станция.
Эта 10-ти километровая зона простирается вокруг ЧАЭС, как понятно из названия зоны, на 10 км.
30-ти километровая зона – на 30 км соответственно.

Всю территорию Зоны отчуждения окружают разные КПП. С какой бы стороны вы не заехали или не зашли, вам придется показывать пропуск в Зону или на месте его выписывать. Кто выдает пропуск в Зону? Бюро пропусков Администрации Зоны отчуждения.

Чтобы получить пропуск необходимо заполнить заявку, где объяснить, с какой целью вы посещаете закрытую территорию. Как правило, пропуски не выдаются конкретным физическим лицам, заявки заполняют те или иные предприятия, к примеру, экскурсионные бюро, исследовательские центры или правоохранительные органы. После заполнения заявки в течение 10 дней Администрация Зоны оформит пропуск.

В 30-ти километровой зоне находятся такие КПП (с востока на запад), как Зеленый мыс, Дитятки, Старые Соколы, Диброва, Полесское, Овруч, Вильча. Последний – уже прям на границе с Беларусью.

ВАЖНО ЗНАТЬ:

В 10-ти километровой зоне контрольно-пропускные пункты такие: Парышев, Лелёв (рядом с городом Чернобыль), Припять и Бенёвка.

Как добраться до Припяти без заранее подготовленного пропуска? Это возможно. Но только два раза в году. 26 апреля и 9 мая карта города Припять становится доступной для всех желающих. Это так называемые «дни поминок», когда родственники тех, кто похоронен на территории Зоны, могут приехать на могилки к родным.

В случае с днями поминок необходимо сообщить на КПП о том, что вы едите на кладбище и охранники обязаны выписать вам временные пропуски. Нужно знать, что по закону работники пропускных пунктов могут осмотреть машину и попросить открыть багажники и бардачки.

В Припять без пропуска

Как доехать до Припяти «дикарём», то есть без пропусков и сопровождающих? (люди, которые изучают заброшенные места), давно организовали свои секретные тропы. Опираясь на информацию от блогеров и сталкеров, мы кратко расскажем, как добраться до Припяти окольными путями. Но нужно понимать, что дело это нелегальное и даже подсудное.

Самый популярный нелегальный маршрут – от заброшенной деревни Рудня — Вересня, которая стоит на правой стороне реки Уж. Этот населенный пункт – первое, что открывает карта Припяти с западной стороны Киевской области.

Начало пути, Рудня — Вересня, расположено довольно далеко от города Припять, где находится конечный пункт пешеходного путешествия. Их разделяет 25 километров. До города Чернобыль придется идти меньше, около 13-ти км.

После заброшенной деревни, где остались довольно целые дома, придется перейти реку Уж.


Затем держаться Чернобыльского направления, после Чернобыля чуть больше 10 км нужно прошагать до Припяти. Путь, конечно, экстремальный, но по дороге от Чернобыля до города призраков осталось много заброшенных мест, на которые будет интересно взглянуть. Экскурсионные группы показывают их нечасто, маршрут неудобен, но места заслуживают внимания. О них мы расскажем ниже.

Нелегальный путь от границы с Зоной до Припяти пешком у сталкеров занимает около двух суток.

Объекты Припяти: что посмотреть?

Что представляет собой карта Припяти сегодня? Это 8 кв. км заброшенного советского города, 5 жилых микрорайонов, больницы, школы, кинотеатры и парки. Все давно пришло в запустение. Большинство зданий либо разрушились сами, либо им помогли развалиться мародеры и бомжи.

После эвакуации жителей в 1986 году в город часто наведывались люди на грузовиках. Из опустелых квартир и магазинов вывозили продукты, технику и мебель. Сегодня что-либо вывезти из Зоны отчуждения вряд ли получится: на КПП осматривают машины в поисках радиоактивных предметов. С дозиметрами это делается проще простого. И если вы загрузите в багажник старое кресло из заброшенной квартиры в Припяти, это быстро станет известно.

Впрочем, теперь с территории и вывозить нечего. Там почти ничего не осталось. Город Припять на карте превратился в пустые одичалые джунгли.

Мало кто знает, что карта Припяти – это не только заброшенный город и Чернобыльская АЭС. В непосредственной близости от города-призрака находилось множество интересных объектов, развалины которых существуют близ Припяти и сейчас.

Если ехать обычным автомобильным маршрутом, то на эти объекты удастся взглянуть лишь издалека и мельком, но если остановиться и исследовать местность, можно обнаружить много интересного.

Объект «Дуга»

Припять на карте Киевской области находится в непосредственной близости от города Чернобыль, между ними около 10 километров. По автомобильному пути в город-призрак проезжать Чернобыль придется в любом случае. Но не только всем известный город, а и засекреченный, небольшой городок Чернобыль-2, построенный для работников радиолокационной станции «Дуга».

Загоризонтная радиолокационная станция «Дуга» (ЗГРЛС) – объект, основное назначение которого – обнаруживать межконтинентальные баллистические ракеты, которые будут лететь на территорию в районе трех километров от ЧАЭС.

Внешне это нагромождение очень высоких антенн, которые ловили радары подлетающих объектов. Станция была суперсекретной, и карта Припяти молчит о такой близкой к городу масштабной постройке. ЗГРЛС выполняла важную стратегическую функцию, о ней не знает и карта Украины, Припять замаскировывала «Дугу» как детский летний лагерь.

Интересно, что в СССР было всего три таких обнаруживающих ракеты комплекса: помимо «Дуги», еще близ Николаева (назывался он «Дуга-Н») и в Комсомольске-на-Амуре. Сохранилась «Дуга», пусть и в разваленном виде, только близ города Припять, карта, впрочем, до сих пор не обозначает этот объект. Интересно, что из-за постоянного характерного стука «Дугу» называли «русский дятел».

Объект Чернобыль-2

Это супер маленький городок близ «Дуги» для семей работников станции. Впрочем, каким бы маленьким он ни был, там существовал и детский сад, и больница, и небольшие жилые дома. Чернобыль-2, как и «Дуга» был засекречен. В заброшенном виде город существует и сегодня.

Ракетно-зенитный комплекс С -75 «Волхов». Похоже, что все секретные объекты Украинской ССР «запихнула» в себя карта города Припять и ее окрестностей. Объекты С-75 — это популярное в Союзе оружие, используемое и до сих пор.

Сказать доподлинно, включала ли в себя оружейная карта Украины припятьские оборонительные сооружения, нельзя. На территории были казармы, столовые, все военные палацы и смотровые площадки. Остались они и до сих пор. Ракет же, естественно, уже нет.

Ракеты «Волхова» никто никогда и не видел. Это секретный объект, который находился в лесной зоне, в паре километров от Припяти. Его задача – обеспечивать противовоздушную оборону Чернобыльской АЭС и «Дуги».

Самый знаменитый «памятник» ракетного комплекса – это теперь уже заброшенный бункер. По предположениям, там хранились боеприпасы. Находится он рядом со всеми зданиями комплекса С-75 в лесном массиве близ Припяти.

Карта Припяти в деталях

Город Припять на карте страны – место очень популярное для экскурсионных групп, сталкеров и научных исследователей. Но карта Припяти сегодня – вещь достаточно неконкретная, т.к. какие-то объекты, существовавшие ранее, давно стерты с лица Земли, а новые, недавно открытые находки, которые раньше были засекречены, никто не фиксирует.

Поэтому указать точное расположение «Дуги» или «Волхова» теоретически нереально, никто не считал километража до этих мест. То же самое происходит и с заброшенными деревнями. Какие-то особенно мелкие полностью развалились, какие-то напротив, стали заселены самоселами и обрели «второе дыхание».

Кроме самоселов территорию Припяти занимают мародеры, до сих пор вывозящие металлолом, и наркоманы, пытающиеся выращивать близ города наркотики. Есть и бомжи, которые от безвыходности занимают старые квартиры и дома жителей — среди них много бежавших уголовников, которых время от времени отлавливают правоохранительные органы.

Из-за близости лесных территорий Припять стала любимым местом многих диких животных, которые разгуливают по развалинам города. Конечно, часто из-за большой доли радиации, свалившейся на их головы, но уже радует, что они не вымерли совсем.

Другие объекты на карте Припяти

На территории Зоны отчуждения, помимо Припяти и Чернобыля, располагаются еще несколько достаточно крупных покинутых объектов. Например:


Село Новошепеличи. До 1986 года жители села занимались в основном скотоводством. Население до эвакуации – чуть меньше двух тысяч человек. Село примечательно тем, что там долгое время жили самые известные самоселы – герои многих документальных фильмов – Савва Гаврилович и его жена. Пара стала чем-то вроде символа Зоны отчуждения.


Село Полесское. Очень старое село, в котором на момент аварии жили всего 11 тысяч людей. Сегодня там обитают около 50 самоселов и, что интересно, действует единственная пожарная станция в округе.

Село Копачи. Этот населенный пункт находился в паре километров от Чернобыльской АЭС. Поэтому пострадал от радиации особенно сильно. Интересны Копачи тем, что все объекты села были полностью захоронены, то есть, вкопаны в землю. Осталось только здание детского сада, и то изрядно потрепанное временем.

В Припяти действительно есть, что посмотреть — приезжайте!

Эта зона манит не только туристов, которые приезжают сюда на непродолжительные экскурсии, но и сталкеров, проводящих здесь немало времени и путешествующих по заброшенным городам и селам.
Как проводят свое время сталкеры в зоне отчуждения, расскажет фотоотчет с рассказом одного из сталкеров.
Под убывающей луной мы шли сквозь густой, настоявшийся ароматами полевых трав летний воздух. В ночной прохладе шагается легко. Периодически стремают разнообразные хоботящиеся в кустах ночные твари.
После короткого привала и восполнения запасов воды из ближайшего болота мы форсировали в брод реку Уж.


После петляния в полях вышли к руинам церкви и решили заночевать в заброшенном селе, силы после ночных полей были на исходе.


Нашли отлично сохранившуюся хатку в селе и решили что она приютит нас. Утром разложили манатки и принялись завтракать под мирно потрескивающий дозиметр.




В светлое время суток идти было нельзя. Мы использовали день, чтобы хорошо отдохнуть и пополнить запасы воды. Вдоволь нагулялись по красивейшей природе и заброшенному селу. В селе есть руины православной церкви, местные священники типа за ней приглядывают и в помещении с алтарем поставили металлопластиковые окна(!), смотрится в здешних краях дико.








Ночью был долгий и сложный переход. Мы ломились сквозь леса по тропам диких животных, чесали под высоковольтными линиями и к рассвету вышли на окраины Припяти.




КПП заброшенного города со следами сталкерской стоянки. Лес между КПП и заводом Юпитер произвел на меня очень гнетущее впечатление. Среди деревьев разбросаны остатки радиоактивной техники, которые светятся настолько, что даже мародеры не стали их резать на металл.


Завтракаем на крыше с видом на ЧАЭС и ложимся спать. Днем гулять не безопасно, можно нарваться на милицейский патруль.


Утром и ночью мы видели еще одну сталкерскую группу а позже встретили друзей с которыми периодически пересекались вплоть до самого выхода из зоны. Познакомились, выпили самогона с салом и чесноком в роскошных апартаментах и погнали гулять по ночному городу.
Витраж кафе «Припять» возле пруда.


На дальнем берегу пруда стоят огромные 30-метровой высоты заброшенные портовые краны. На фоне звездного неба они были похожи на технику из звездных войн.









В лучах рассвета мы незаметно пробрались сквозь какие-то радиоактивные могильники к нефтебазе, чтобы сфотографировать ИСУ-152 - самоходную артиллерийскую установку времен прошлой мировой войны, которая покоится за забором жилой части нефтебазы. Запах радиоактивной помойки я теперь не с чем не спутаю.




126 медсанчасть в подвале которой одно из самых грязных мест в зоне. В небольшой комнатке лежат вещи пожарников, которые получили дозы радиации превышающие смертельные в несколько раз и дико светящиеся до сих пор. Я не раз думал о самоотдаче людей, разгребавших последствия радиоактивной катастрофы. Смотрел много старых видео, и там люди реально осознавали что они делают, что они жертвуют собой ради других – это очень… Важно, когда условия в которых выросли люди делают их способными на такие поступки ради других.







Журнал абортария. В советском союзе секса небыло, но аборты были.


Обувь на полке в детском садике. Мрачнее места и представить сложно.


Традиционный закат на крыше 16-этажки с кальяном и нашими новыми друзьями. Отсюда открывается прекрасный вид на город.






Вид на на пятый микрорайон ночью. Призрачные панельные девятиэтажки, как обглоданные кости животного отражают бледный лунный свет.


Одно из самых сильных мест – это два кресла на крыше, которые туда вынес кто-то из сталкеров. Мы влипали там по многу часов, курили кальян, смотрели на ЧАЭС, в густоту звездного неба и на город-призрак по заросшим улицам которого шарятся ночные животные.


Чертово колесо в парке аттракционов.


Чертово колесо в центре Припяти. На фоне звездного неба его можно увидеть только не легально.


Рассвет мы встречали на крыше шестнадцатиэтажки с гербом. Герб меня очень заинтересовал, я такого нигде больше не видел.


Заснул не дожидаясь рассвета.


Говорят, иногда эти буквы на крыше здания переставляют местами сталкеры и местная милиция устраивает по этому поводу дикий шмон всего города.




Бассейн школы №3.


Некоторые места в городе специально очень качественно обставлены для экскурсионной фото работы, как эта комната с противогазами.


Фреска на почте, зашли сделать пару кадров, впереди нас ждет долгая дорога через ночные леса.




Войдя в темную полосу после рыжего леса, где-то совсем рядом мы услышали многоголосный волчий вой большой стаи. Было страшно, ведь выли прямо по курсу, собрав очко в кулак и приготовившись прорываться мы двинули вперед. Я держал при себе петарды – в надежде, что в критической ситуации громкие хлопки отпугнут хищников. Все обошлось и ближе к утру мы пришли в брошенный кем-то среди поля троллейбус. Это популярная сталкерская база, здесь мы выпили чаю и перекусили. Это место чем-то показалось мне похожим на автобус из фильма «В диких условиях», где провел свои последние дни главный герой.




Сталкерская ночлежка. Мы догнали наших друзей не далеко от Чернобыля-2.


Длинный и мрачный коридор между антеннами и военным городком.


Ближе к закату мы полезли на ЗРЛС «Дуга-1», заброшенную громадную антенну, на 150 метров возвышающуюся над лесами зоны. Обиван полез на резонатор. Стоял ветер, его качало и шатало, но он просто собрал яйца в кулак и прошелся по трубе на высоте ста метров.


Чем выше мы поднимались, тем сильнее становился ветер а вместе с ним и особый почти ультразвуковой «Звон». Ветер свистел в миллионах стальных тросов и резонаторов антенны, напевая выжигающую мозги песню.


С вершины мы смотрели вслед заходящему солнцу и наблюдали столбы дыма. Где-то далеко горел лес. Сталкеры говорят, что нынешние власти специально выжигают леса, проталкивают какой-то законопроект чтобы раздерибанить зону и ужать ее уже в будущем году с 30 до 10 километров.


Еще одна жуткая история. В заброшенном военном городке есть комната с мертвыми волками. Не понятно как они туда попали, но стены комнаты исцарапаны изнутри лапами а на полу лежат две мумии.


А потом была долгая дорога домой. Зона для меня – это бесконечное звездное небо, открытый космос.


Проходя под ЛЭП мы увидели, что на провода упало дерево. Оно тлело, оттягивало провода и могло вызвать пожар. Зайдя в домик к лесникам мы выпили чаю и оставили им записку с точными координатами аварии.



Несколько дней нелегальной жизни в Зоне Отчуждения Чернобыльской АЭС. Сотня километров своим ходом по этому уникальному месту. С фотографиями и видео.

По понятным причинам я не буду указывать места входа в Зону и названия некоторых населенных пунктов.
Я не поддерживаю нелегальный экстремальный туризм по Чернобыльской Зоне и не вожу туда людей.

Наступила долгожданная весна. Всю зиму с нетерпением ждал ее, потому что только в теплую погоду можно поехать в многодневное путешествие с ночевками на природе.

Одиночное путешествие в Чернобыльскую Зону отчуждения и город Припять я планировал еще с прошлого года. И вот билет на поезд куплен, и мне пора собирать рюкзак.

Вариант путешествия я выбрал довольно экзотический: я, как гражданин России, пересекаю на поезде российско-украинскую границу, после в одиночку нелегально проникаю в Зону, за два дня пересекаю ее, по пути посещая мертвые, эвакуированные поселки, вхожу в город Припять и живу там несколько дней, осматривая Город и окрестности. Для остроты ощущений не беру с собой мобильный телефон и топографическую карту (она у меня в голове).

Как обычно, рано утром приезжаю на поезде в Киев и еду на автостанцию. Сажусь на автобус Киев-****** и доезжаю до одного населенного пункта. Выхожу в небольшой деревеньке в нескольких километрах от границы Чернобыльской Зоны. Проходящая через нее железная дорога ведет прямо в Припять. По этой дороге мне идти два дня. Через несколько километров подхожу к деревне В. Это и есть начало Зоны. Запретная, охраняемая территория. Зона безусловного отселения. Теперь надо быть очень осторожным, так как встреча с любым человеком там — это уже опасность быть пойманным.

Неожиданно из-за поворота, закрытого деревьями, навстречу мне выходит человек в камуфляжном костюме, везущий в руках велосипед. Прятаться уже бесполезно (он меня увидел), поэтому спокойно продолжаю идти вперед. Поравнявшись с ним, здороваюсь. Завязывается примерно следующий разговор:

— Куда путь держишь?
— Я турист, иду из Овруча («чистая» территория), хочу посмотреть деревню В*******.
— Так это же Зона!
— Я знаю, поэтому хочу посмотреть издалека.
— А чего издалека? Зайди в деревню, погуляй.
— А милиция?
— Да она только на КПП в паре километрах отсюда. Иногда патруль ездит, но если документы в порядке, то все нормально будет.
— А на железнодорожной станции если меня заметят и спросят что я тут делаю?
— Скажи, что в институте пишешь проектную работу.
— А поезда здесь часто ездят?
— Да каждую ночь, тут лесобаза.

Я не стал спрашивать у этого человека, кем он работает работает в Зоне отчуждения. Прощаюсь с ним и иду дальше. Теперь надо незамеченным пройти через действующую станцию В., на которой работают люди. Сворачиваю с железной дороги и иду по асфальту невдалеке от станции. Возле нее замечаю двух людей. Спрятавшись за одной из построек, пережидаю минут 15, выглядываю – никого.

Быстро прохожу участок, который просматривается от станции, и двигаюсь дальше, скрываясь в зарослях природы. В. — это первая на моем пути отселенная деревня. Она очень заросла, большинство домов сгорели, от них остались только руины с кирпичными печными трубами, одиноко смотрящими в небо, будто ждущие своих бывших хозяев. Это типичный пейзаж Зоны, к которому трудно привыкнуть. Где-то в этой деревне еще теплится жизнь – там доживают свой век несколько местных стариков — коренных жителей В., которые не захотели переезжать из этого зараженного места на чистую территорию – в одноименный поселок, специально построенный для переселенцев в Харьковской области. Шесть лет после аварии они жили на радиоактивной земле, пока Полесье не признали опасной зоной, а местным жителям не предложили переехать. А в отселенной В., так же как и в других немногочисленных обитаемых населенных пунктах Зоны, местных жителей с каждым годом становится все меньше и меньше…

Гамма-фон в Вильче около 40 мкР/ч.

Я выхожу из деревни и делаю небольшой привал. Уже больше полудня, а пройти надо большое расстояние. Теперь два дня идти по безлюдной территории к сердцу Чернобыльской Зоны – в город Припять. Беру рюкзак и направляюсь вдоль по железной дороге. Идти по ней тяжело: шаг человека заметно больше расстояния между шпалами. Если наступать на каждую – шаги становятся короткие, а это сильно изматывает. А с тяжелым рюкзаком делать шаг через шпалу – тоже трудно.

Эта железнодорожная ветка почти не используется. Об этом свидетельствуют ржавые рельсы и могучий кустарник, растущий между шпал и на насыпи. Кое-где между шпал встречаются даже невысокие деревья. Повалившееся лесное дерево наклонилось над рельсами, перекрыв путь для возможного поезда:

Природа отвоевывает свои территории, занятые когда-то человеком…

Через несколько километров подхожу к станции П. Издалека не сразу можно заметить платформу, состоящую из бетонных блоков – там тоже все заросло кустарником. С 1986 года уже никто с нее не уезжал на поезде.

Часы в Зоне не нужны — путешествие корректируется по взгляду на положение солнца. Световой день в апреле не слишком длинный, как летом, а пройти надо еще большое расстояние.

Время близится к вечеру, поэтому я ускоряю шаг. Заканчивается чистая вода, купленная в Киеве. Запас воды пополняю из небольшого водоема, образовавшегося в лесу после таяния снега. Вода настолько прозрачная, что пью ее, даже не фильтруя. Это только весной таких водоемов на пути много. Летом они пересыхают и на протяжении 55 километров встречаются только несколько грязных болот и две реки с водой сомнительного качества.

Солнце опускается к горизонту, надо выбирать место для ночлега. На пути станция К. Это единственная постройка рядом со станцией с заросшей платформой. Выросшее в асфальте дерево упирается в крышу здания станции. Место для ночлега не очень хорошее: от диких зверей эта открытая постройка, конечно, не спасет, зато есть крыша над головой на случай дождя. Оставляю на станции уже порядком надоевший рюкзак и иду осматривать окрестности, пока солнце еще не совсем опустилось за горизонт. Недалеко железнодорожную линию пересекает песчаная дорога со свежими следами от колес автомобиля. Это настораживает, но не настолько сильно, как многочисленные следы от животных на дороге и рядом с местом ночлега.

Темнеет еще больше.

Возвращаюсь на станцию, распаковываю спальный мешок, надеваю теплые вещи. После легкий ужин при свете фонаря (сильно стемнело). Вокруг меня на десятки километров безлюдный радиоактивный лес. Это место официально называется «Полесский радиационно-экологический заповедник».
Уровень гамма-фона 30-40 мкР/ч.
Через пару часов перестают петь птицы, и наступает полная тишина, изредка нарушаемая покачивающимися от ветра деревьями…
Я засыпаю в спальном мешке чутким сном.

На рассвете нехотя вылезаю из спального мешка и собираю рюкзак.

Поднимающееся ввысь солнце своими теплыми лучами освещает недавно лежавшую в полной ночной темноте железную дорогу и станцию К. Утренняя свежесть бодрит лучше крепкого кофе. Я продолжаю свое путешествие дальше. До Припяти 30 километров, которые обязательно надо пройти до заката солнца. Эта цифра, легко укладывающаяся в сознании городского жителя, в данный момент кажется слишком большой: здесь нет машин – никто не подвезет, нет магазинов – негде купить воды, нет электричества и мобильной связи. Это пустыня. Зеленая, красивая, с поющими птицами, с лесными лужицами, но пустыня.
Через пару километров под железнодорожным мостом протекает река Илья.

Над рекой второй мост – для машин. После аварии на ЧАЭС для ликвидации последствий потребовалась переправа через реку. Военные привезли этот раскладной металлический мост, который так и не забрали.

В реке пополняю запас воды и иду дальше. На одежду цепляются лесные клещи, их приходится скидывать через каждые 10-15 минут.
Радиационный фон постепенно повышается до 60-80 мкР/ч.
До этого времени я шел в 30-километровой Зоне отчуждения. После открытых ворот с колючей проволокой, когда-то закрывавших железную дорогу, начинается 10-километровая Зона (ее еще называют «десятка»).

Вообще существуют три чернобыльские Зоны: 30-километровая, 10-километровая и Припять с промплощадкой ЧАЭС. Есть анекдот на эту тему: «В 30-километровой зоне принято обращаться друг к другу с приставкой «фон», в 10-километровой – «Ваша светлость», а около ЧАЭС – «Ваше сиятельство».
Однополосная железнодорожная линия разветвляется на три колеи – впереди следующая станция — Толстый Лес. Слева большое кирпичное здание вокзала с ржавой вывеской «ТОЛСТЫЙ ЛЕС юго-западная ордена Ленина железная дорога».

Пробираясь сквозь заросли, подхожу к двери станции. Вход туда преградило растущее на ступеньках дерево. С трудом протискиваюсь через его ветки и вхожу внутрь вокзала. Справа окошко кассы, в которой до 1986 года продавали билеты, рядом – ржавый металлический котел для обогрева помещения. На нем еще различимы надписи, сделанные в советские времена, до аварии на ЧАЭС.

Это здание вокзала, по сравнению с другими, очень хорошо сохранилось: почти все стекла в окнах целы, есть двери, на потолке висит лампочка, только уже много лет нет электричества.
В других помещениях на полу лежат советские плакаты и горы бухгалтерских документов этой станции. В правом крыле здания раньше находился магазин для пассажиров, ожидающих свой поезд. Там наверняка в то время продавались всякие вкусности. Теперь остались пыльные пустые витрины и сломанные весы:

Рядом с вокзалом – небольшой пристанционный поселок. Он находится в очень живописном лесу вековых дубов. Там действительно очень красивые места. Это заповедник, о чем и указывает табличка:

Другие здания этого поселка в полуразрушенном состоянии. Недалеко находится непонятное подземное сооружение:

Внутри еще более непонятные емкости с надписью «Заражено»

Измеряю рядом радиационный фон, но он оказывается не выше, чем в окрестностях.

Время близится к полудню. Надо идти дальше. За станцией радиационный фон заметно увеличивается. На радиометре показания уже легко достигают сначала 100, после 200 и 300 мкР/ч. Это не удивительно: здесь прошел западный радиоактивный след после аварии на атомной станции.
Через 7 километров к железнодорожной линии примыкает большое село Толстый Лес.

У этого населенного пункта большая история. Первое упоминание в исторических документах относится к 1447 году. До революции 1917 года в селе проживало больше 1000 человек. В 1970-х годах – около 800. До чернобыльской катастрофы в селе работала средняя школа и уникальная Свято-Воскресенская церковь, освященная в 1860 году. Она была построена из дерева без единого гвоздя. В 1996 году в этих местах были сильные пожары. В них сгорела не только эта церковь, но и местное кладбище.
Гамма-фон в Толстом Лесу во многих местах превышает 1000 мкР/ч. Жителей отселили в 1986 году в Макаровский район Киевской области.
Недалеко от Толстого Леса село Новая Красница. Там же и станция Красница, по строению идентичная станции Кливины.

Радует то, что там есть лавка со столиком. Ненадолго присаживаюсь отдохнуть и снова в путь. До Припяти еще 20 километров, а уже больше полудня.
Гамма-фон – больше 300-400 мкР/ч.
Через пару километров радиация заметно снижается – я прошел полосу сильного заражения. Железная дорога улучшается: прогнившие и заросшие деревянные шпалы cменяются на бетонные, засыпанные свежим гравием. На склоне вырублены деревья, чтобы не мешать проезду поезда.

Недалеко станция с названием Буряковка. Вообще, «буряковка» — это украинское название водки, произведенной по особому рецепту. Так называется и село, образовавшееся в средине 19 века. После аварии на ЧАЭС всех жителей отселили в Макаровский район Киевской области.

Опять заканчивается вода. В пристанционном колодце она непригодна для питья. Значит пополнять запасы воды буду опять из открытых источников.
Рядом с селом Буряковка расположен радиоактивный могильник зараженной техники и единственное цивилизованное в Зоне хранилище радиоактивных отходов «Вектор», построенный совместно с немецкой компанией «NUKEM». Там скопились не только «чернобыльские» отходы: в 2003 году в условиях повышенной секретности в Буряковку были ввезены для захоронения 16 кубометров радиоактивного происхождения с бывшего Макаровского военного полигона.
До трубы 4-го блока ЧАЭС — 12 километров. Радиационный фон на железнодорожной линии около 100 мкР/ч.
Через три километра от станции Буряковка – станция Шепеличи.

Это последняя станция перед Припятью. Я выхожу на финишную прямую. Через несколько километров я войду в Город – главный уровень Чернобыльской Зоны.
Лось!
Впереди меня вдалеке появляется движущийся силуэт. Неужели люди?! Сразу смотрю по сторонам, на случай отхода, чтобы спрятаться в глубине леса. Но рядом заболоченная местность, хотя это не должно останавливать. В бинокль наблюдаю за силуэтом на моем пути. Это оказывается лось, вышедший на железнодорожную линию. Через бинокль удается сфотографировать этого зверя:

Лосей в Зоне много, я встречал их и в прошлых поездках. Лоси не нападают на людей, они их боятся и убегают. Я продолжаю идти вперед.
Заметно темнеет, а до Припяти идти еще несколько километров. Возле леса на земле стоят два ржавых вагона:

В бинокль уже различимы столбы станции Янов.

Машина!
Справа от дороги метрах в 200 слышу звук проезжающей машины! Быстро кидаюсь с насыпи в заросли и наблюдаю: микроавтобус проехал в сторону Припяти и скрылся за деревьями. Это местные рабочие ездят в Буряковку. Чтобы не рисковать, осторожно иду дальше по тропинке рядом с железной дорогой.
Припять рядом, но чтобы выйти в Город, надо еще найти место, где можно пролезть через колючую проволоку, которой опоясана Припять. Но сильно стемнело, поэтому решаю заночевать где-нибудь на окраине, чтобы рано утром при свете солнца спокойно войти в закрытый Город.

Ближайшие здания припятьского предприятия огорожены забором с колючей проволокой. Иду вдоль забора и через некоторое время нахожу место, где можно пройти через него: там колючая проволока свисает до земли, и я спокойно перешагиваю через нее, направляясь вглубь предприятия. Рядом заброшенные гаражи и учреждения с уровнем гамма-фона 700-900 мкР/ч, а это нездоровая обстановка. Иду дальше искать другое место. 200-300 мкр/ч по гамме уже лучше, тем более, что времени на поиски подходящего места для ночлега уже не осталось. Вхожу в длинное одноэтажное здание, выбираю комнату, и при свете фонаря распаковываю рюкзак. Теперь можно поужинать и отдохнуть после многокилометрового перехода.

Ночью поднимается сильный ветер. В полной темноте старые двери и рамы окон скрипят, не давая уснуть. Залетающий в помещение ветер шелестит многочисленными бухгалтерскими бланками, разбросанными на полу. Но усталость берет свое, и я постепенно засыпаю.

Проснувшись рано утром, собираю рюкзак и осторожно направляюсь в центр Припяти. Погода ухудшается: солнце спряталось за тучами, дует прохладный ветер, но настроение это не портит – я дошел до Города!

Подойдя к известной 16-этажке с гербом СССР на крыше (ул. Лазарева, дом 1), слышу звук машины. Бегу к этому дому и прячусь. Машина проезжает где-то рядом и уезжает (я не выглядывал и не видел что это за авто). Вхожу в это здание и залезаю на крышу, откуда хорошо виден весь город и реактор.

Смотря на опустевший закрытый Город, возникает особенное чувство, которое нельзя передать словами. Припять совсем не кажется «прокаженным» местом. Напротив, возникает чувство уютности и спокойствия. Здесь теперь нет городской суеты, нет спешащих на работу людей, с причала не отходят «ракеты», в парках не отдыхают люди. Тишина и спокойствие. Город погас юным, в 16 лет, когда 27 апреля 1986 года эвакуировали 48 тысяч его жителей. В тот день людям сказали, что город эвакуируют временно, на три дня. Никто из них не знал, что это навсегда.

Если впервые взглянуть с высоты на Город, то сразу и не скажешь, что он мертв: жилые кварталы с виду неплохо сохранились. Но если приглядеться – замечаешь, что сила растительной жизни в Припяти настолько велика, что заросли деревьев подступили к домам и подъездам. Деревья растут даже на балконах, из открытых люков, на крышах зданий, из асфальта, покрытого мхом и кустарником. Футбольное поле городского стадиона превратилось в рощу.

Но это только с высоты кажется хорошая сохранность зданий. На самом деле Припять разрушается. Первой обвалилась часть здания школы № 1. Подземная инфраструктура затоплена, много зданий в аварийном состоянии. В некоторые из них заходить уже опасно. Вот почему я против нелегальных поездок, когда неопытные и незнающие люди приезжают туда и подвергают опасности свое здоровье и жизнь. Еще больше огорчает то, что посетители Города оставляют после себя мусор: в одном только подъезде этого дома я увидел недавно оставленные пустые бутылки, пачки из-под сигарет и т.д. Я ничего в Зоне отчуждения не оставляю: весь свой мусор забираю с собой и выбрасываю в урну, вернувшись в Киев.
Ветер усиливается и становится очень прохладно. Я спускаюсь с крыши в пустую квартиру на 16 этаже. Уже решаю пойти в город, как через окно вижу автобус, подъехавший по проспекту Ленина от КПП «Припять». Он остановился на улице Курчатова около магазина «Радуга» (где желтая телефонная будка).

Из него вышли несколько человек и направились в это здание. Минут через 15 они вышли, неся с собой что-то наподобие стенда, и занесли его в автобус. После развернулись и уехали обратно к КПП. За это время проехал еще один автобус, тоже через проспект Ленина, но направился в другую сторону – к улице Леси Украинки.

Через несколько минут тем же маршрутом проехал грузовик.

Проехавший вскоре милицейский патруль окончательно привел меня к мысли, что Припять — как проходной двор.
Но вот Город на некоторое время становится пустым. Осторожно выхожу из подъезда и иду дворами в парк.
Открытие парка аттракционов планировали на 1 мая 1986 года. Но в целях предотвращения паники и отвлечения жителей от ситуации на 4-м энергоблоке, колесо обозрения запустили 26 апреля. Один день оно находилось в эксплуатации. Всего 1 день. Застывший 23 года назад аттракцион больше никогда не дождется своих посетителей.

В этом парке легло радиоактивное пятно. Мой радиометр показывает значения, заметно превышающие гамма-фон: 300-400-600 мкР/ч. Есть там места и с более высокими уровнями.

Начинается дождь. Я направляюсь в центр города. Здесь уже давно знакомые мне Торговый центр, ДК «Энергетик», гостиница «Полесье», музыкальная школа, кинотеатр «Прометей».

Дождь усиливается, и я скрываюсь от него в музыкальной школе. Здание в плохом состоянии: мозаика из цветных камешков перед главным входом обваливается на радость несознательным туристам; внутри школы прогнивший пол зарос мхом, повсюду сломанная мебель; потолок протекает и заливает водой пианино с оторванными клавишами. Интересно, кому потребовалось их отрывать? В другом помещении деревянный ящик со знаком радиоактивности.

Дождь прекращается, и я направляюсь через заросли Припяти вдоль улицы Курчатова к речному причалу.
Подождем автобус?

Чтобы пройти к реке Припяти, надо найти место в заборе с колючей проволокой. Причал находится за кафе «Припять».

На пристани легло радиоактивное пятно. Но загрязнение радионуклидами там очень неравномерное. Я долго на пристани проводил контроль радиационной обстановки, чтобы найти самое «грязное» место, сантиметр за сантиметром исследуя местность.
Уровень фона различается в десятки раз на расстоянии всего пол метра. Например, на предпоследнем пролете лестницы при спуске к пристани на ступеньках около 4000 мкР/ч, а на земле за лестницей в 50 сантиметрах не больше 800 мкР/ч. В нескольких метрах от лестницы – на асфальте пристани – от 100 до 400 мкР/ч.
Ловись на ужин, рыбка, большая и маленькая, двухвостая и двуглавая =))

В нескольких сотнях метров от асфальтовой пристани находится частично затопленная плавучая пристань.

По пути к ней еще одно локальное радиоактивное пятно.

За плавучей пристанью – спасательная станция.

Через несколько сотен метров от выхода из Припяти находится село Новые Шепеличи. Это село намного старше Припяти, и раньше было районным центром Киевской области.
Еще до поездки, планируя посетить Новые Шепеличи, я в интернете узнал, что в селе действует АСКРО (автоматическая система контроля радиационной обстановки) – такая будка с оборудованием, автоматически делающим замеры радиационного фона и передающим данные в Чернобыль. Такая же система есть и в Припяти около стадиона. Особенность АСКРО в том, что эта система работает без участия людей.
Еще есть данные, что после аварии на ЧАЭС в Новых Шепеличах организовали ферму, на которой изучали влияние радиации на быков и коров. По каким-то причинам эту ферму закрыли.

Слава от дороги – предприятие ПМК, на его территории продовольственный магазин и несколько 4-этажных домов. Справа от дороги – автобусная остановка, пустующая 23 года. В центре села – магазин «Товары для детей».
Сельские одноэтажные деревянные домики заросли и полуразрушены. Прохожу до конца села и спускаюсь к реке. На берегу прогнившие лодки, «съедаемые» растительностью в тени подступивших к реке деревьев.

Немного отдохнув у реки, возвращаюсь в село. Тишину заброшенной местности нарушает звук автомобиля, выехавшего сзади меня из переулка. Оборачиваюсь и осознаю, что прятаться уже бесполезно – на прямой дороге меня уже увидели (кстати, никто не продает шапку-невидимку?). Спокойно продолжаю идти вперед, отойдя к левой обочине, уже смирившись с тем, что мое путешествие заканчивается. Мимо меня проезжает красный «жигуленок». Единственный в машине человек – водитель – взглянув на меня, не останавливаясь поехал дальше. Удивительно! Я нахожусь в 10-километровой Зоне, один, с рюкзаком, без сопровождающих, а меня не то что не останавливают, так еще и не интересуются что я тут делаю! Машина скрылась за поворотом. Там живут единственные в 10-километровой Зоне местные жители — дед Савва с женой Еленой. Вот их дом:

Припять окружена колючей проволокой.

Продолжение следует.

После аварии на Чернобыльской АЭС радионуклидному загрязнению на территории России подверглись Брянская, Тульская, Орловская и Калужская области. Эти территории прилегают к северной границе Украины и находятся на расстоянии 100 – 550 км от источника выброса радиоактивных веществ. Для информирования общественности и населения проживающего на загрязненных территориях МЧС России подготовило Атлас современных и прогнозных аспектов последствий аварии на Чернобыльской АЭС на пострадавших территориях России и Беларуси. Указанный Атлас содержит набор карт, которые отображают пространственные особенности радионуклидного загрязнения территории России как в прошлом – в 1986 году, так и современное состояние. Также ученые подготовили прогнозных уровней загрязнения территории России с шагом в 10 лет вплоть до 2056 года.

Карта загрязнения Европы радиоактивными выпадениями после 1986 года

Загрязнение территории России радионуклидами в 70-х годах и в 80-х

В 1986 году на некоторых загрязненных территориях Российской Федерации была выполнена эвакуация населения. Всего было эвакуировано 186 человек (в Украине было эвакуировано 113 000 человек из зоны радиоактивного заражения, в Беларуси — 24725 человек).
На загрязненных территория проводились широкомасштабные работы по дезактивации (очистке) населенных пунктов и прилегающих территорий (дорог). За период с 1986 – 1987 годов в России было дезактивировано 472 населенных пункта Брянской области (западные районы). Дезактивация проводилась силами армии, которая выполняла промывку зданий, очистку территории жилых районов, уборку верхнего слоя загрязненного грунта, обеззараживание источников питьевого водоснабжения, уборку дорог. Армейские подразделения проводили систематические работы по пылеподавлению – увлажняли дороги в населенных пунктах. К 1989 году радиационная обстановка на загрязненных территориях существенно улучшилась и стабилизировалась.

Загрязнение территории России сегодня

При подготовке карт современного загрязнения территории России радионуклидами, учены проводили комплексные исследования, которые включали оценку распределения цезия-137, стронция-90 и трансурановых элементов по почвенному профилю. Было установлено, что радиоактивные вещества все еще содержатся в верхнем 0-20 см слое почвы. Таким образом, радионуклиды находятся в корнеобитаемом слое и вовлекаются в биологические цепи миграции.
Максимальные уровни загрязнения территории России стронцием-90 и плутонием-239,240 чернобыльского происхождения находятся в западной части Брянской области – где уровни загрязнения по 90Sr составляют порядка 0,5 Кюри/кв.км, а 239, 240Pu – 0,01 – 0,1 Кюри/кв.км.

Карта загрязнения территории Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей стронцием-90.

Карта загрязнения территории Брянской области плутонием 239, 240

Карты загрязнения России 137 Cs чернобыльского происхождения

Карты загрязнения Брянской области 137 Cs

Брянская область является самой неблагополучной в радиационном плане. Западные районы районы области еще долгое время будут загрязнены радиоизотопами цезия. По прогнозным оценкам в 2016 году, в районе населенных пунктов Новозыбков, Злынка, уровни поверхностного загрязнения цезия-137 будут достигать 40 Кюри на квадратный километр.

Карта загрязнения территории Брянской области цезием-137 (по состоянию на 1986 год)

Карта загрязнения территории Брянской области цезием-137 (по состоянию на 1996 год)

Карта загрязнения территории Брянской области (по состоянию на 2006 год)

Карта прогнозного загрязнения территории Брянской области (по состоянию на 2016 год)

Карта прогнозного загрязнения территории Брянской области (по состоянию на 2026 год)

Карта прогнозного загрязнения территории Брянской области в 2056 году.

Карты загрязнения 137 Cs Орловской области

1986 году.

Карта загрязнения цезием-137 территории Орловской области в 1996 году.

Карта загрязнения цезием-137 территории Орловской области в 2006 году.

2016 году.

Карта прогнозного загрязнения цезием-137 территории Орловской области в 2026 году.

Карта прогнозного загрязнения цезием-137 территории Орловской области в 2056 году.

Карты загрязнения 137 Cs Тульской области

1986 году

Карта загрязнения цезием-137 территории Тульской области в 1996 году

Карта загрязнения цезием-137 территории Тульской области в 2006 году

Карта прогнозного загрязнения цезием-137 территории Тульской области в 2016 году

2026 году

Карта прогноза загрязнения цезием-137 территории Тульской области в 2056 году

Карты загрязнения 137 Cs Калужской области

Карта загрязнения 137Cs Калужской области в 1986 году

Карта загрязнения 137Cs Калужской области в 1996 году

Карта загрязнения 137Cs Калужской области в 2006 году

2016 году

Карта прогнозного загрязнения 137Cs Калужской области в 2026 году

Карта прогнозного загрязнения 137Cs Калужской области в 2056 году

Материал подготовлен на основании Атласа современных и прогнозных аспектов последствий аварии на Чернобыльской АЭС на пострадавших территориях России и Беларуси , под редакцией академика Российской академии наук Ю.А.Израэля и академика Национальной академии наук Беларуси И.М. Богдевича. 2009 год.



Статьи по теме: