Обоняние особенно важно для. Органы чувств. Соколиное зрение – самое зоркое в мире

Кошки – это типичные ночные хищники. Для плодотворной охоты им необходимо максимально задействовать все свои органы чувств. «Визитной карточкой» всех без исключения кошек является их уникальное ночное зрение. Кошачий зрачок может расширяться до 14 мм, пропуская в глаз огромный световой пучок. Это позволяет им отлично видеть во тьме. Кроме того, кошачий глаз, подобно Луне, отражает свет: этим объясняется свечение кошачьих глаз впотьмах.

Всевидящий голубь

Голуби обладают удивительной особенностью в зрительном восприятии окружающего мира. Их угол обзора составляет 340о. Эти птицы видят объекты, расположенные на гораздо большем расстоянии, чем их видит человек. Именно поэтому в конце XX века береговая охрана США использовала голубей в поисково-спасательных операциях. Острое голубиное зрение позволяет этим пернатым прекрасно различать объекты на расстоянии 3-х км. Поскольку безупречное зрение – это прерогатива преимущественно хищников, то голуби являются одними из самых зорких мирных птиц на планете.

Соколиное зрение – самое зоркое в мире!

Самым зорким в мире животным признана хищная птица сокол. Эти пернатые создания могут отслеживать мелких млекопитающих (полевок, мышей, сусликов) с огромных высот и одновременно видеть все, что происходит у них по бокам и спереди. Согласно оценкам специалистов, самой зоркой птицей в мире является сокол-сапсан, способный заметить мелкую полевку с высоты до 8 км!

Рыбы тоже не промах!

Среди рыб, обладающих прекрасным зрением, особо отличаются жители глубин. Это и акулы, и мурены, и морские черти. Они способны видеть в кромешной тьме. Это происходит потому, что плотность размещения палочек в сетчатке у таких рыб достигает 25 млн/ кв.мм. А это в 100 раз больше, чем у людей.

Лошадиное зрение

Лошади видят окружающий их мир при помощи периферийного зрения, поскольку их глаза располагаются по бокам головы. Однако это вовсе не мешает лошадям иметь угол обзора, равный 350о. Если лошадь поднимет свою голову вверх, то ее зрение приблизится к сферическому.

Высокоскоростные мухи

Доказано, что мухи обладают самой скоростной зрительной реакцией в мире. Кроме того, мухи видят в пять раз быстрее человека: частота смены кадров у них составляет 300 изображений в минуту, в то время как у человека – всего 24 кадра в минуту. Ученые из Кембриджа утверждают, что фоторецепторы на сетчатке мушиных глаз могут сокращаться физически.


В лесу, где возможности зрения весьма ограничены, возрастает значение обоняния. Оно необходимо при поисках пищи, помогает вовремя обнаружить врага, безошибочно выбрать полового партнера, не путать членов своей семьи с представителями того же вида животных, узнать, здоровы они или больны, сыты или голодны. Наконец, обоняние позволяет животным обмениваться разносторонней информацией.

Химическими анализаторами, а обонятельные рецепторы предназначены для химического анализа окружающей среды, владеют практически все живые существа. Специалисты делят хеморецепторы на две группы. Одни из них условно называют контактными. Они не обладают высокой чувствительностью и предназначены для анализа веществ, растворенных в воде. В быту мы называем эти рецепторы вкусовыми, но когда речь идет о воспринимающих приборах, находящихся у сомов на спине и хвосте, у мухи на лапках, а у тропических тараканов на таких местах, что и сказать неприлично, хочется назвать их как-то иначе. Они имеют важное значение при поисках и идентификации пищи, но здесь мы о них говорить не будем.

Другую группу химических рецепторов условно называют дистантными. У некоторых животных они обладают феноменальной чувствительностью. Самец тутового шелкопряда ощущает присутствие самки, если в 1 000 000 000 000 000 молекулах воздуха содержится одна молекула выделяемого ею пахучего снадобья. Это позволяет крылатым кавалерам реагировать на готовую к размножению самку, находясь от нее за несколько километров, а потом и отыскать ее. Рекорд по дальности обнаружения – 11 километров!

Есть абсолютно достоверные наблюдения, что по следам, оставленным на земле, четвероногие кавалеры умудряются обнаруживать дам на более значительных расстояниях. Один лисовин не поленился сбегать на свидание за 40 километров. Совершенно очевидно, что это не рекорд. Отыскать по запаху подругу, когда у лисиц наступает время свадеб, совсем нетрудно: самки не полагаются на надежность следов и добавляют множество пахучих меток. Однажды ранней весной я с десяток километров прошел по следу небольшой, видимо, молоденькой лисички, которая педантично, через каждые 2-3 метра оставляла на снегу капельку мочи, обладающей сильным и стойким запахом.

У позвоночных животных обонятельные рецепторы располагаются в слизистой полости носа. Обычно эта часть внутренней оболочки содержит специальный пигмент, который придает ей желто-коричневый цвет, поэтому обонятельную выстилку нетрудно отличить от необонятельного эпителия. Ее размер и общее количество рецепторных клеток дают достаточно точную информацию о развитии и совершенстве обоняния. У людей площадь обонятельной выстилки равна 3-5 квадратным сантиметрам и содержит около 6 миллионов рецепторных клеток, а у собак достигает 100 квадратных сантиметров и располагает 220 миллионами воспринимающих элементов. В результате собачий нос в миллион раз чувствительнее человеческого.

Обонятельные рецепторы млекопитающих лежат на дне желобоватых ямок. Это длинные колбочкообразные клетки с булавовидной вершиной, на которой находятся жгутики или пальцевидные выросты, погруженные в слой слизи, которая покрывает обонятельный эпителий. Существует представление, что каждая рецепторная клетка предназначена для обнаружения какого-то определенного типа молекул пахучих веществ.

Считается, что человек владеет 7-14 типами приемников. Различные комбинации посылаемой ими в мозг информации позволяют обонятельно одаренным людям узнавать более 10 тысяч запахов. Это недалеко от обонятельного «потолка». Расчеты показывают, что 14 типов воспринимающих устройств могут обеспечить идентификацию 16 384 запахов. Кролик, вероятно, располагает 24 типами приемных устройств, а собака – 25-35. Нет никакой уверенности, что все 24 кроличьих индикатора есть у собаки. Ведь растительные запахи ее не интересуют. Большое количество обонятельных рецепторов не всегда сочетается с разнообразием типов приемников. У некоторых самцов насекомых до 2/3 воспринимающих клеток нужны, чтобы обнаружить пахучие вещества, выделяемые самкой.

К специфическим приемникам относятся гигрорецепторы, предназначенные для обнаружения воды. Поиски пищи происходят по обобщенным признакам, присущим всем ее видам. Комары-кровопийцы находят свои жертвы, «принюхиваясь» к углекислому газу, выделяемому любым животным, или к таким аминокислотам, как лизин, непременно входящим в состав белков позвоночных животных.

У насекомых обонятельные органы имеют вид волосков, щетинок и тонкостенных выростов со множеством пор в оболочке, а иногда представляют собою неглубокую ямку. Они могут располагаться на различных частях тела, но чаще всего на антеннах. Число обонятельных органов и количество рецепторных клеток сильно варьирует не только у различных видов животных, но и у самцов и самок одного вида. У рабочей пчелы на каждом из ее маленьких усиков умещается до 6 тысяч обонятельных пластинчатых органов. У самки бабочки сатурнии полифем по 14 тысяч чувствительных органов, имеющих до 35 тысяч рецепторных клеток, а у самца 70 тысяч органов и 150 тысяч клеток!

Число воспринимающих элементов, конечно, сказывается на чувствительности. Важны и особенности расположения рецепторов. У. летающих насекомых, самцы которых по запаху разыскивают самок, они располагаются на больших перистых усиках. Этими ажурными сооружениями самцы как бы облавливают воздух, что и позволяет. им «находить» молекулы пахучего вещества. Даже если в воздухе их совсем немного, рецепторные клетки выловят до четверти всех прошедших сквозь сито. Соответственно усики самцов гораздо внушительнее, чем самок. Такими антеннами владеют китайская дубовая павлиноглазка и другие настоящие шелкопряды, а из живущих на территории нашей страны – большой ночной павлиний глаз и грушевая сатурния, самая крупная бабочка отечественной фауны, с размахом крыльев до 18 сантиметров.

Обонятельный анализатор в некотором отношении менее надежен, чем другие органы чувств. В противоположность свету, распространяющемуся практически мгновенно, и звуку, тоже преодолевающему пространство с большой скоростью, запах разносится медленно. К тому же интенсивность запаха в значительной степени зависит от движения воздуха, следовательно, весьма непостоянна. Совершенно очевидно, что самец сатурнии, отправившийся на свидание к невесте, находящейся от него на расстоянии нескольких километров, даже преодолев 3-5 десятков метров пути, не способен определить, стал ли запах слабее или сильнее. Он просто летит против ветра, а если сильно отклонится в сторону и выйдет в зону, где запах дамы становится слабее, совершает челночные полеты, пока снова не попадет в воздушную струю, несущую ее ароматные «призывы». Так же он поступает, когда окажется в непосредственной близости от самки.

С помощью обоняния примитивные четвероногие не способны определить, где находится дичь, но если пахнет сильно, понимают, что где-то близко и упорно ведут поиск, пока не обнаружат добычу. Сильный запах вызывает более сильное возбуждение, а следовательно, более активный поиск. И только когда расстояние окажется меньше сантиметра, маленькая саламандра точно определит местоположение добычи.

Высшие четвероногие ориентируются по запаху лучше, особенно если идут по следу. Пробежав 2-3 десятка метров, они отчетливо замечают, конечно, если след не слишком старый, усиливается запах или слабеет. Это позволяет им выбрать направление преследования. Ну а если по дороге след будет потерян, его стараются обнаружить с помощью челночного прочесывания местности. Точно так же ведут себя хищники, уловившие верхним чутьем присутствие затаившейся дичи. И только в непосредственной близости обоняние работает безупречно.

Для общения животные вырабатывают специальные биологически активные вещества. Их называют феромонами. Пахучее вещество самки, обнаружив которое, крылатые кавалеры готовы лететь на край света, относится именно к ним. В зависимости от того, для чего они предназначены, пахучие вещества вырабатываются круглогодично или только в определенные периоды жизни. Половой феромон бабочек начинает синтезироваться, когда у самки созревают половые продукты и она готова приступить к размножению. У многих четвероногих, в первую очередь у млекопитающих, самки распространяют специальные ароматы. Пахнуть могут женские половые гормоны или специальные вещества, вырабатывающиеся под их воздействием, по которым самцы безошибочно узнают готовых к размножению самок.

В зависимости от смысла передаваемой информации используемые для общения пахучие вещества обладают различной степенью прочности. Но даже самые нестойкие действуют гораздо дольше, чем, например, звуковые сигналы. Запах бабочки сатурнии, способный распространяться на расстояние нескольких километров, должен сохраняться не менее часа. Обычно подобные феромоны обладают значительно большей стойкостью.

Если провести аналогию между человеческими способами общения и формами коммуникации у животных, обонятельные сигналы уместно сравнить с письменной речью. Действительно, запаховые метки, сохраняющие свой аромат несколько дней, используются как своеобразные объявления. А если требуется продлить срок действия извещений, животные их систематически обновляют. Они, как правило, адресованы представителям того же вида, но обычно понятны большинству животных, проживающих по соседству, если те обладают развитым обонянием. Запаховые метки в равной степени интересны как для врагов, так и для потенциальных жертв хозяев объявлений.

Чаще всего для долгосрочных объявлений используют мочу и кал. Однако у многих животных есть специальные железы. У антилоп они находятся около глаз, у индийских слонов – впереди уха, у хищников около вибрисс, у козлов и серн – за рогами, у верблюдов – на шее, у кроликов – под подбородком, у шимпанзе и горилл – под мышками, у даманов – на спине, на подошвах – у соболя, около хвоста – у лисиц и барсуков, на бедре – у утконоса, на лбу – у летяги. На границах своего участка животные (чуть не сказал – ставят) превращают с помощью пахучих веществ пни, камни, кусты и деревья в пограничные столбы. Пахучая метка сохраняется несколько дней. Соболь метит только охотничьи тропки, которыми постоянно пользуется, а бегемоты абсолютно всю площадь своих владений, рассеивая по ней помет.

Дикие кролики обозначают границы владений лапками, только делать им это сложнее. Пахучая железа есть только у самцов. Прежде чем начать ставить метки, глава семьи натирает подошвы передних лап выделяющимся из железок секретом. Зато после того, как зверек полдня побегал по делам и хорошо вытер лапки о траву и землю, можно смело отправляться в свою нору, не опасаясь, что оставишь слишком заметный след.

Испражнения животных, хотят они того или нет, распространяют запах оставивших их существ. Согласитесь, это не всегда удобно, так как безобидным существам он сообщит, что они попали на территорию опасного зверя, а хищникам поможет обнаружить объект своей охоты. Чтобы избежать подобных неудобств, многие животные устраивают уборные, расположенные на отшибе своих владений, которыми пользуются все члены семьи или стаи, а иногда и все соплеменники, обитающие в округе, хотя им для этого необходимо приходить издалека. Некоторые существа, не способные перемещаться на значительные расстояния, а потому особенно заинтересованные в том, чтобы не привлечь к месту своего обитания хищников, стараются опорожнять мочевой пузырь и прямую кишку как можно реже, а чтобы запах постоянно не возобновлялся, синхронизируют процесс испражнения, посещая туалеты всей семьей. Таких правил придерживаются ленивцы.

Создают туалеты и хищники. Выдры устраивают их по берегам озер и рек, чаще всего на песчаных пляжах. Зверьки лапками сгребают холмик высотой в 10-12 сантиметров и пользуются им как унитазом, оставляя здесь свои экскременты. Если берега поросли травой, «унитазом» может стать любой бугорок, небольшой камень или пенек. На песчаной косе площадью в 4-8 квадратных метров может находиться до 10 «горшков». Часто туалетом пользуется сразу несколько членов одной или разных семей выдр. Сооруженный однажды унитаз служит нескольким поколениям зверей. У пум туалеты располагаются возле одиноко стоящих деревьев, скал и других приметных объектов. Ни один зверь не пройдет в районе туалета, не посетив его.

Смысл общественных туалетов, видимо, состоит в том, что они позволяют представителям одного вида животных обмениваться информацией. Запах испражнений способен рассказать о съеденной пище, поведать, кто из животных голодает и где дичь в изобилии. Общественные туалеты информируют о состоянии здоровья и других особенностях жизни клиентов, позволяют узнать, кто есть кто и кто где живет. Подобные сведения, собранные заблаговременно, необходимы в период размножения. Они особенно важны таким необщительным существам, как пумы, большую часть года избегающим личных контактов с родственниками, да к тому же владеющим огромными индивидуальными участками, то есть рассредоточенным на большой территории. Чтобы информация о соплеменниках была исчерпывающей, звери пользуются несколькими общественными туалетами, расположенными в разных районах.

Сигнал тревоги, чтобы не всполошить надолго семью или стаю, должен быть непродолжительным, а если опасность не ликвидирована и после разрушения пахучего вещества, его возобновляют. Подвергшийся нападению муравей тотчас же выпускает пахучее вещество. Запах за несколько секунд распространяется на 10-15 сантиметров, и все члены муравьиной семьи, оказавшиеся в этом радиусе, спешат на помощь. У разных видов муравьев сигнал опасности действует от десятка секунд до нескольких минут.

Сигнал тревоги или призыв о помощи муравьи генерируют и на охоте. Один из видов южноамериканских муравьев, обнаружив крупную добычу, выделяет феромон мандибулярных желез. Это приглашение товарищам, охотящимся где-то рядом, принять участие в нападении на опасного противника. Охотник может расправиться с дичью и в одиночку, а сигнал подает позже, чтобы ему помогли унести «тушу» в муравейник. Каждый вид муравьев в качестве сигнала тревоги использует свой феромон. У муравьев одонтомахус он пахнет шоколадом. Не удивительно, что эти муравьи так охотно откликаются на приятно пахнущий призыв.

Пахучим веществом удобно метить временные тропинки. Если огненный муравей нашел много корма, возвращаясь домой, он время от времени прикасается жалом к земле, оставляя пунктирный пахучий след, по которому побегут за кормом другие муравьи. Дорожные указатели огненных муравьев действуют всего 100 секунд. За это время муравей может проползти всего 40 сантиметров, но если корма много, к дому движется много носильщиков, все время обновляя указатели.

Муравьи из рода понерин охотятся на термитов. Разведчик, обнаружив их подземную галерею, спешит домой и по дороге оставляет мобилизационный след. Минут через пять он покидает гнездо в сопровождении группы крупных и мелких рабочих муравьев и ведет их по своему следу. Добравшись до места охоты, крупные муравьи тотчас начинают рыть землю, а мелкие ждут, когда будет готова узкая брешь. Они проникают в подземные коридоры, вытаскивают оттуда убитых термитов и складывают их в кучки. Больших отверстий муравьи не проделывают, чтобы через них не выскочили крупные солдаты – грозная стража термитника. Через 10 минут охота кончается, и муравьи с богатой добычей отправляются обратно. У этих муравьев верстовые столбы дороги пахнут больше 20 минут. Термиты тоже пользуются ароматными указателями, чтобы метить свои исследовательские тропинки.

Животные, живущие стадами, даже достаточно большими, видимо, помнят индивидуальные запахи друг друга, что позволяет им поддерживать известную стабильность своих коллективов. В огромных семьях общественных насекомых невозможно запомнить каждого ее члена «в лицо», и для опознания они пользуются запахом. Он выполняет роль удостоверения личности или, вернее, пропуска.

Каждая семья общественных насекомых – пчел, ос, муравьев, термитов – имеет свой общий, только ей свойственный запах. Чужака стража в дом не пустит. Насекомые, живя вместе, невольно пропитываются им, а вот кролику-самцу приходится специально метить своих детей. Самец сумчатой летяги метит своим запахом самку. Пахучая метка одновременно и обручальное кольцо, и свидетельство о вступлении в брак, и новая фамилия по мужу.

К обонятельному близок химический язык. На нем любят обсуждать свои дела и издавать «приказы» общественные насекомые. В семьях муравьев, имеющих несколько каст, мелкие рабочие нянчатся с детворой, а солдаты странствуют в поисках корма. Малюсеньким личинкам уже известно, кто кем будет, став взрослым. Решает судьбу молодежи старшее поколение. Если пищи вокруг много, солдаты успешно справляются со своей задачей, а сытые царицы откладывают много яиц. Таким семьям нужны няньки. На полноценной пище личинки быстро взрослеют и достигают совершеннолетия, не успев вырасти, а потому на всю жизнь остаются мелкими рабочими муравьями – няньками.

Если корма муравьиной семье не хватает, голодные самцы и самки начинают выделять особое вещество, которое няньки переносят личинкам. Это приказ о мобилизации, то есть распоряжение личинкам стать солдатами. Приказ будет выполнен, если его доведут до сведения личинок на 45-60-й день после их последней линьки. «Новобранцы» могут быстро наладить снабжение продовольствием, и это обстоятельство важно заранее предвидеть. Для этого муравьиному государству нужно иметь точные представления о численности собственной армии.

Судить о ней позволяет концентрация особого вещества, выделяемого каждым солдатом. Когда армия достигнет предельной величины, концентрация этого вещества достигнет такого уровня, который позволит отменить приказ о «рекрутском наборе». Интересно, что и этот приказ будет понятен личинкам только на 45-60-е сутки после последней линьки.

Язык особенно важен для насекомых, живущих большими семьями. Им постоянно приходится обмениваться информацией, устраивать митинги и общие собрания, на которых они объясняются с помощью сильно действующих химических веществ. Кочевые муравьи Америки – эцитоны то живут оседло, то отправляются в двух-трехнедельный поход. С наступлением ночи муравьи выстраиваются в колонны и, забрав весь скарб, личинок и куколок, уходят в многодневный поход. Как они сговариваются, когда начать поход, где его кончить? И кто подает сигнал к выступлению?

Оказывается, подрастающие личинки начинают выделять особое вещество, которое слизывают муравьиные няньки и передают остальным членам семьи. Это вещество, как сигнал горна, играющего «поход», вызывает у муравьев желание кочевать. Когда они его наедятся вдоволь, усидеть на месте уже не могут, хватают в челюсти личинок и марш-марш в поход.

Пройдет 18-19 дней, личинки вырастут, приступят к окукливанию и перестанут выделять «вещество странствий». Муравьи успокаиваются, делают остановку и живут оседло, пока из отложенных маткой яичек не выведутся и не подрастут новые личинки, которые и дадут сигнал к походу. Ученые подсчитали, что муравьиной семье достаточно 10 возбуждающих химических веществ, различные сочетания которых дают им возможность «обсуждать» любые муравьиные проблемы.

Запаховый и химический язык поддается имитации. Среди животных широко распространено использование чужих запахов в качестве поддельных удостоверений личности и фальшивых пропусков. В тропических странах живут муравьи, которые сами муравейников не строят. Взрослая самка заползает в муравейник другого вида муравьев. Стража у входа пропускает ее беспрепятственно. Она предъявляет фальшивый пропуск, выделяя вещество, похожее на маточное вещество царицы муравейника, но действующее еще сильнее. Поэтому рабочие муравьи начинают ухаживать за нею, за ее яичками, личинками, куколками. Постепенно они перестают признавать собственную царицу и убивают ее.

Личинка жужелицы шауми выделяет вещество, сходное с веществом царицы термитника. Предъявив подложные документы, она беспрепятственно добирается до камеры, где обитает царица, и съедает хозяйку дома. Теперь она будет жить в чужом доме, окруженная вниманием огромной армии термитов, которые чистят ее и кормят. Сами термиты убежденные вегетарианцы. Такая пища не совсем удовлетворяет личинку, и она время от времени разнообразит меню своими благодетелями – термитами.



По тексту учебника изучите материал об одном из органов чувств человека. Подготовьте рассказ о нём по плану: название органа чувств, его значение в нашей жизни, гигиена органа чувств.

Придумайте и нарисуйте в рабочих тетрадях условные знаки к правилам гигиены выбранного вами органа чувств.

Результаты представьте классу. Обсудите сообщения других групп. Сделайте общий вывод.

Глаза - орган зрения

Больше всего сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения.

Зрение нужно беречь. Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза.

Не читай лёжа. Не читай в транспорте. При этом трудно держать книгу на нужном расстоянии. Книга прыгает перед глазами, и они быстро устают. Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20 минут давай глазам отдохнуть: смотри в окно, вдаль, пока не сосчитаешь до 20.

Вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, подолгу работать на компьютере. Садись от экрана телевизора не ближе чем на 2-3 метра. Не три глаза руками. Пользуйся чистым носовым платком или салфеткой.

Уши - орган слуха

С помощью ушей человек слышит все те звуки, которыми наполнен мир. Особенно важно для нас слышать речь других людей, ведь с помощью слов мы передаём друг другу свои мысли, знания.

Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхай в лесу, у реки - среди тишины.

Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой. Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавками и другими острыми предметами. Так можно повредить особую тонкую перепонку, которая находится в глубине уха, и потерять слух.

Если почувствуешь боль в ухе или в него попадёт что-нибудь (бусинка, насекомое), обратись к врачу.

Нос - орган обоняния

Обоняние - это способность человека чувствовать запахи. Многие приятные запахи доставляют нам радость: запах цветов, запах хвойного леса...

Некоторые запахи как бы предупреждают об опасности. Например, об утечке газа из газовой плиты. Или о том, что пища испорчена, есть нельзя! И наоборот, приятный запах пищи вызывает аппетит.

Обоняние ухудшается у курящих людей. При насморке человек тоже плохо чувствует запахи. Надо оберегать себя от простуды, закалять свой организм. Это поможет сохранить и хорошее обоняние.

Язык - орган вкуса

На языке расположены вкусовые сосочки. Благодаря им человек различает вкус пищи. Иногда по вкусу мы узнаём, что пища испорчена и есть её нельзя. Слишком горячая пища обжигает язык, и мы почти не чувствуем её вкуса. Пища должна быть не очень горячей.

Кожа - орган осязания

Способность человека чувствовать прикосновения называется осязанием. Кожа - орган осязания.

Кожа может «рассказать» человеку о том, что его окружает. Гладкий предмет или шершавый, мягкий или твёрдый? Это можно определить на ощупь. С закрытыми глазами или в темноте можно узнать о размерах и форме предмета.

Береги кожу от повреждений, от ожогов и обмораживания.

Проверь себя

  1. Перечисли органы чувств человека.
  2. Какую роль играет в жизни человека каждый из органов чувств?
  3. Как нужно беречь органы чувств?

Задания для домашней работы

  1. Запиши в словарик: обоняние, осязание.
  2. Вместе с друзьями проверьте, сможете ли вы узнать с завязанными глазами предметы (хлеб, яблоко, лук) по запаху.
  3. Вместе с друзьями проведите опыт: завязав глаза, попробуйте с помощью осязания узнать предметы и описать их.

На следующем уроке

Узнаем о работе нашей кожи. Научимся ухаживать за ней. Будем учиться оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи.

Приготовься показать, как ты моешь руки, лицо, как вытираешь их.

40. Задание. Подпиши названия органов чувств, обозначенных на рисунке цифрами.

1. Орган слуха (ухо)

2. Орган зрения (глаз)

3. Орган обоняния (нос)

4. Орган вкуса (язык)

5. Орган осязания (кожа)

Задание 41. Запиши оттенки красного и синего цветов.

42. Задание. Приведите примеры предметов салатового, лимонного, вишневого, розового, бордового, коричневого цветов.

Салатовый - салат;

Лимонный – лимон;

Вишневый – вишня;

Бордовый – свекла;

Коричневый – древесина.

Задание 43. Объясни, почему у хищных животных обоняние лучше развито, чем у травоядных?

Ответ. Для того чтобы добыть себе пищу хищникам приходится либо отыскивать ее по следу, либо находится в засаде. Поэтому обоняние становится важнейшим из органов чувств. У травоядных животных на первое место выходит орган зрения.

Практическая работа

Завяжи глаза и попробуй походить по классу. Что ты ощущаешь? Трудно ли тебе ориентироваться? Выскажи свое предположение: как слепые люди ориентируются в окружающем мире?

Я ощущаю большие трудности при передвижении, так как на своем пути встречаю постоянные предметы. Ориентироваться очень трудно.

С помощью слуха слепой от рождения человек получает самую большую по объему информацию о мире. Живя, он не обращает внимания на формы, но может узнать знакомого по шагам, по звукам его голоса. Он узнает о том, с чем ему предстоит иметь дело с помощью звуков.

Пример. Напротив слепого остановился человек. С помощью слуха он определяет, что тот сел на стул, устроился на нем удобнее, вздохнул, переставил ноги. Вот он слышит, как сидящий стал наливать воду в стакан: о его наполненности слепой узнает по звуку переливаемой жидкости.

У него поразительно развита память на звуки. Он находит в голосах бесконечное множество оттенков. И каждый звук, каждая интонация для него имеет огромное значение!

Слепорожденный знаком с предметами лишь благодаря осязанию. Трогая руками предметы, он не может представить, как они выглядят - он может только понять, мягкое это или колючее, сухое или мокрое. С помощью пальцев он отмечает все неровности предмета, шероховатости, запоминает их. Потому среди всех чашек чайного сервиза он безошибочно определяет свою.

Мир слепого с рождения человека состоит из звуков, запахов и намеков на очертания. Не подходя к букету, не трогая его руками, слепой может по запаху определить, из каких цветов он составлен. Запах дает название цветам: розой он называет запах розы, ромашкой – запах ромашки.

Сидя за обеденным столом, слепорожденный может точно сказать, какие перед ним блюда: его обоняние развито так же исключительно, как и его слух, как и его осязание.

Благодаря тому, что слепым трудно отыскивать затерявшиеся вещи, они становятся друзьями порядка. У слепого человека чрезвычайно сильно развита память.

Слепорожденный видит при помощи кожи. Эта оболочка обладает у него исключительной чувствительностью. Слепой судит о близости огня по степени теплоты; о соседстве тел - по действию воздуха на его лицо.

Задание 44. Запиши, какой вкус имеют эти продукты.

Лимон – кислый;

Хрен – горький и жгучий;

Яблоко – сладкое;

Горчица – горькая;

Капуста квашенная – кислая;

Сахар – сладкий;

Селедка – соленая;

Виноград – сладкий;

Шоколад – сладкий;

Чеснок – горький.

Практическая работа

1. Возьми половину чайной ложки раствора сахара и подержи некоторое время во рту. Есть ли разница в твоих ощущениях в начале и в конце опыта?

На несколько секунд завяжи глаза, зажми нос и попробуй какую-нибудь известную тебе еду. Узнаешь ли ты вкус данного продукта? Опиши и объясни свои ощущения.

Ответ. Разница есть. Сначала вкус ощущается гораздо острее, затем менее остро. Это происходит потому, что нервные сигналы начинают ослабевать, и органы вкуса как бы «привыкают» к новому ощущению.

Я узнаю вкус предмета. Но с зажатым носом сделать это труднее, потому что обычно человек запоминает сразу несколько ощущений – вкус, запах, цвет и другие. А когда человек использует ограниченное количество органов чувств, то узнавание происходит медленнее.

2. Узнаем предмет на ощупь. Закрой глаза, возьми в руку предмет. Определи, что это, из какого материала этот предмет сделан.

Ответ. Я узнаю предметы на ощупь по поверхности, объему, форме – всему тому, что воспринимают органы осязания.

Задание 45. Запиши, какие звуки производят эти объекты.

Дверь – скрипит;

Гром – гремит;

Дождь – стучит;

Дети – кричат;

Мышь – пищит;

Ребенок – плачет;

Ветер – свистит;

Кот – мяукает.

Задание 46. Отметь правильное высказывание.

Шум приводит к быстрой утомляемости, нарушает сон и ухудшает самочувствие.

Задание 47. Составьте памятку «Как беречь органы чувств».

Ответ. Чтобы сберечь органы чувств необходимо соблюдать следующие правила.

Цель: сформировать знания об органах чувств человека как источниках информации об окружающем мире, о механизме их работы.

  • расширить и углубить знания учащихся об органах чувств и их значении для жизни человека; учить применять полученные знания на практике;
  • Обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире;
  • развивать умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, делать выводы и умозаключения;
  • формировать эстетическое отношение детей к жизни, воспитывать чувства сопереживания, умение работать как самостоятельно, так и в группе;
  • развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
  • развивать логическое мышление и творческие возможности у детей;
  • развивать речь, кругозор, мышление, память, внимание.

Оборудование: презентация “Органы чувств человека”;

Рабочие материалы: маркировочные таблицы; кроссворд; листы для составления кластера

Ход урока

I. Стадия вызова.

1. Оргмомент. Психологический настрой (звучит музыка).

Сегодня у нас необычный урок. Но прежде мы скажем друг другу “Здравствуй!”.

Говорить друг другу - “Здравствуй!” - значит желать здоровья.

- “Здравствуйте!” Говорят при встрече, желая здоровья, так и мы приветствуем вас, дорогие наши гости.

Посмотрите-ка на нас,
Вот какой хороший класс!
Приготовились учиться,
Ни минутки не лениться.
Не стучать, не отвлекаться,
А стараться и стараться!

Усаживаемся поудобней, расслабьтесь и давайте перенесёмся в мир чудес.

Как человек воспринимает окружающий мир?

Поможет вам вспомнить кроссворд. Если вы правильно разгадаете все слова, вы прочитаете ключевое слово.

1) У зверушки – на макушке.
А у нас – ниже глаз. (Уши)

2) Брат с братом
Через дорогу живут,
А один другого не видит. (Глаза)

3) Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели, у лиственницы? (Кожа)

4) Между двух светил
В середине я один. (Нос)

5) Всегда во рту,
А не проглотишь. (Язык)

2. Объявление темы урока.

Так о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (Об органах чувств)

Тема нашего урока – “Органы чувств”.

II. Стадия осмысления

1. Изучение нового материала.

Объясните значение слов:

Органы – части тела, отделы тела…

Чувств (чувства) – ощущения, восприятия….

Сейчас попробуем заполнить таблицу (З-Х-У):

Я уверена, что кое-что вы об этом уже знаете.

а) Приём “дискуссия в парах”.

Учитель: А теперь повернитесь к своему соседу и спросите друг друга, что вам известно об органах чувств.

Давайте сначала попробуем собрать всё, что мы знаем об органах чувств.

(Запишите в 1-ю и 2-ю колонки таблицы З-Х-У - приём составления списка известной информации учениками у себя в таблице).

Каждую новую мысль начинаем с новой строки.

(Заполнить только 1 и 2 колонки таблицы)

Учитель: А теперь обменяемся знаниями.

Итак, я знаю ….

Я хочу знать….

(Учитель: на доске в таблицу записываю задачи урока , сформулированные детьми , хочу знать…)

б) Приём “сотрудничество в группах”.

Учитель: А сейчас выберите по одному ученику в каждой группе, которые будут моими помощниками.

Этот человек будет распределять задания между членами всей группы, организовывать обсуждение темы сегодняшнего занятия.

Этот ученик должен организовать процедуру оценки каждого члена группы.

Организовать процедуру заполнения последней графы таблицы З-Х-У.

(Ребята выбирают руководителя группы – ученика, который выдаёт “Памятки работы в группах” и знакомит с правилами работы.)

в) Работа в группах:

У вас на столах лежит пакет рабочих материалов к уроку, руководитель группы должен распределить задания между членами всей группы.

(Ребята работают согласно плану, заложенному в “Рабочие материалы”, в соответствии с памяткой.)

г) Чтение с пометами.

Приём “Инсерт” - маркировка текста:

“?” - я это знал, это совпадает с тем, что мы обсуждали;

+ ” - это я узнал(а) сейчас, это новое, это надо добавить в багаж собственных знаний;

? ” - это мне не понятно, я хочу об этом узнать подробнее

“!” - это интересно

д) Обсуждение полученных знаний в группах.

Первичная рефлексия:

Учитель: Давайте обсудим прочитанный текст и отметим в таблице то, что знали ранее - “?”;

То, что хотели узнать и узнали, отметим - “+ ”.

Учитель отмечает в таблице (на доске).

(Учащиеся дают индивидуальные ответы)

Физкультминутка.

(Физкультминутку проводит подготовленный ученик)

Работа в рабочей тетради.

1 группа: тетрадь №2, стр.13 задание №31 (органы зрения);

2 группа: тетрадь №2, стр.14 задание №33 (органы слуха);

3 группа: тетрадь №2, стр.13 задание №30 (органы обоняния);

5 группа: тетрадь №2, стр.13 задание №30 (органы осязания);

Сформулируйте и запишите определение понятия:

Органы чувств – это …

(Органы чувств связывают человека с окружающей средой. Это наши окна в окружающий мир.

Они позволяют нам полноценно учиться и трудиться. Органы чувств можно развивать и тренировать. А, главное, их необходимо беречь.)

2. Приём “Кластер”.

Кластер (англ.cluster – скопление) гроздь, пучок, созвездие (алгоритм составления кластера очень прост – соответствует модели Солнечной системы: солнце, планеты, спутники, их спутники).

Учитель: А теперь, давайте наши знания попробуем показать на схеме.

Возьмите лист и попробуйте расположить в виде схемы то, что знаете об органах чувств.

Обязательно посоветуйтесь в группах, как лучше это сделать.

(Ребята составляют кластер. )

3. Рефлексия.

О чём было интересно узнать? Что понравилось больше всего?

Подумайте, ребята, все ли органы чувств были задействованы на уроке?

Каким образом вы задействовали свои органы чувств?

Ребята, у вас на столе лежат сигнальные блокноты. Поднимите, пожалуйста, и покажите тот цвет, какое у вас сейчас настроение, какие чувства вы испытываете после нашего урока?

4. Оценка своей деятельности.

IV.Домашнее задание.

Народная мудрость гласит: “Здоровье – дороже богатства!”.

Как вы понимаете эту пословицу?

Что нужно делать, чтобы надолго сберечь своё зрение, слух, обоняние, вкус, осязание?

Учитель: Дома составьте памятки (правила), как сохранить органы чувств здоровыми.

1 группа: Правила: “Хорошее зрение”.

2 группа: Правила: “Здоровые уши”.

3 группа: Правила: “Правильное питание. Здоровые зубы”.

4 группа: Правила: “Хорошее обоняние”.

5 группа: Правила: “Здоровая кожа”.

Урок хочу, закончить словами мудрецов:

Одному мудрецу задали вопрос: Что для человека важнее – богатство или слава?

Он ответил “Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля”. А другой мудрец предупредил: “Мы замечаем, что самое ценное для нас –

это здоровье, только тогда, когда у нас его уже нет”.

Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можешь позаботиться только ты сам.

Дополнительный материал к уроку.

Тексты для чтения по группам

Глаза – орган зрения.

Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаём о том, что происходит вокруг, и в то же время именно глаза больше всего говорят о человеке.

80% всей информации об окружающем мире человек получает зрительно и только 20% с помощью органов обоняния, осязания и слуха.

Что же такое зрение?

Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.

Человеческий глаз не видит предмет сразу. Глаз воспринимает лишь световые волны. Эта информация передаётся в определённый участок мозга. И тогда эти световые волны воспринимаются в виде определённых предметов. Тогда человек видит его цвет, размер. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете.

Глаза помещаются во впадинах черепа – глазницах, защищены подвижными веками - верхними и нижними. На веках находятся ресницы. Веки и ресницы защищают глаза от сильного ветра, пыли. Брови мешают капелькам пота, выступающим на лбу, стекать в глаза. Если в глаз попадёт соринка, то выступают слёзы. Они увлажняют поверхность глаза, смывают все посторонние частицы и убивают микробы. Глаз состоит из зрачка, роговицы, хрусталика, радужной оболочки, зрительного нерва.

(Cмотри учебник “Окружающий мир, часть 2-я – страница 41 )

Берегите зрение! Дефекты зрения – это близорукость и дальнозоркость.

Видимость предметов меняется с возрастом человека: десятилетний ребёнок хорошо видит на расстоянии 3 см, в сорок пять – 33 см, а в 70 лет необходимы очки для рассмотрения близких предметов. У человека развивается дальнозоркость.

Близорукость часто развивается от длительного напряжения зрения при плохой освещённости помещения.

Все

Уши – орган слуха .

С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку и т.д. Второй по важности орган чувств у человека – ухо.

Ухо разделяется на наружное, среднее и внутреннее.

То, что мы называем “ушами” – это только так называемые наружные уши, или ушные раковины. Ими они ничего не слышат, а только улавливают звук, который по своей природе является просто колебаниями воздуха. Посредине каждой ушной раковины есть маленькое отверстие, с него начинается идущий внутрь головы ушной проход. Он заканчивается тоненькой пластиночкой – барабанной перепонкой. Эти колебания передаются в среднее ухо, которое лежит по другую сторону барабанной перепонки, а затем в третье ухо – внутреннее ухо, и далее – в мозг. Ухо – очень тонкий и сложный орган чувств.

Если закрыть глаза, ты всё равно будешь чувствовать, где верх, где низ, наклонился стул вправо или влево. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе. Значит, ухо – это орган слуха и равновесия.

Слух - способность организма воспринимать звуковые волны. Звуковые волны поступают в определённый участок мозга и перерабатываются там таким образом: мы слышим и понимаем слова.

Слух тесно связан с речью. Ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности общения.

Люди, которые потеряли слух, могут общаться на особом языке с помощью мимики и жестов.

Только благодаря чувствам у нас и есть связь с внешним миром. Этих чувств пять. Это зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. Есть ещё чувство равновесия, которое обычно называют шестым чувством.

Все органы чувств действуют совместно.

Язык – орган вкуса

Давайте проведём простой опыт: представьте, что мама достала из холодильника лимон, ополоснула его горячей водой, взяла нож и начала разрезать на дольки, сок лимона стал брызгать во все стороны.

Что происходит?

(Мы вспомнили вкус лимона, у нас начала даже выделяться слюна)

Почему так произошло?

У лимона очень выраженный кислый вкус, который прочно запомнил наш мозг.

Разведчик вкуса – язык.

Дело в том, что язык человека покрыт множеством крохотных сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в твой рот, кислое или сладкое, солёное или горькое, вкусное или безвкусное.

Растворённые слюной вещества действуют на вкусовые зоны языка и слизистой оболочки ротовой полости. Получив от них информацию, мозг формирует ощущение вкуса. Он же решает, съедобна или несъедобна пища. От вкусовых ощущений зависит аппетит и выделение пищеварительных соков. Вкусовая чувствительность человека может изменяться от температуры пищи, от состояния здоровья.

Замечал ли ты, что кончик языка наиболее чувствителен к сладкому? Достаточно лизнуть мороженое, и сразу узнаешь его вкус. Края языка лучше всего ощущают кислое, а его основание – горькое

(Смотри учебник “Окружающий мир, часть 2-я – страница 46 )

Попробуйте понюхать свежеразрезанный лимон. Во рту у вас станет кисло. Значит, обоняние и вкус связаны друг с другом .

Таким образом, язык – тоже один из наших сторожей. Если ты ненароком возьмёшь в рот что-нибудь противное или несвежее, язык тотчас донесёт об этом мозгу, тот пошлёт приказ мышцам рта, и ты, не задумываясь, выплюнешь то, что вредно организму.

Только благодаря чувствам у нас и есть связь с внешним миром. Этих чувств пять. Это зрение, слух, вкус, осязание, обоняние.

Нос – орган обоняния.

Одни считают, что он нужен для украшения. Другие думают, что он нужен лишь для того, чтобы задирать его кверху, когда важничаешь. На самом деле он и фильтр, и печка, и сторожевой пост.

Нос – это не только орган обоняния, но и важный орган дыхания.

Обоняние – это способность человека чувствовать запахи. С запахами

у человека связаны многие ассоциации. На слизистой поверхности носа находятся нервные окончания, чувствительные к различным запахам. Обоняние необходимо, чтобы узнавать, съедобна ли пища, свежа ли вода, не отравлен ли ядовитыми газами воздух.

Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в тёплую и влажную погоду. Острота обоняния снижается при насморке и некоторых других заболеваниях. На свету обоняние острее, чем в темноте.

Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди чаще отравляются, так как не могут определить некачественной пищи.

Только благодаря чувствам у нас и есть связь с внешним миром. Этих чувств пять. Это зрение, слух, вкус, осязание, обоняние.

Все органы чувств действуют совместно . Они помогают и дополняют друг друга.

Кожа – орган осязания.

Наружный покров – кожа – самый обширный орган человека. Она защищает тело от повреждений, удерживает в нём жидкости, препятствует проникновению в организм вредных веществ.

По всему телу спрятаны в коже разведчики осязания. Они разные: для холода и тепла, для прикосновения и для боли. И тоже передают свои сигналы в мозг.

Вот такая у нас разведка!

Кожа, оказывается, может “рассказать” человеку о том, что его окружает. Чувствительность нашего “скафандра” заключается в том, что сообщает нам, к чему мы прикасаемся.

Закрыв глаза, ты можешь почувствовать шероховатость, гладкость форму, ребристость поверхности, к которой прикоснулся, и угадать, что перед тобой. Это чувство называется осязанием.

Кожей мы можем ощущать холод и тепло, ветер или жар, жжение или удар, решить, что для нас хорошо, а что плохо. Это свойство коже придают пролегающие в ней малюсенькие нервные окончания.

Но кожа не только предупреждает нас об угрозе нашего тела, ещё более важная её задача – противостоять этой угрозе. Для этого кожа, как и кости, сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость, то есть растяжимость.

Таким прочным и одновременно упругим веществом, входящим в состав клеток кожи, является органическое вещество кератин . Благодаря нему кожа никогда сама не рвётся и не сползает.

Старайтесь не ранить кожу, не допускать ожогов, обморожения.

С помощью чувств мы воспринимаем всю информацию не только из внешнего мира, но и ту, что поступает от самого нашего тела.

Из внешнего мира мы воспринимаем информацию тоже в виде чувств. Это только потом мы подключаем разум, чтобы он мог их осознать и принять нужное решение.

Только благодаря чувствам у нас и есть связь с внешним миром. Этих чувств пять. Это зрение, слух, вкус, осязание, обоняние.

Все органы чувств действуют совместно. Они помогают и дополняют друг друга.



Статьи по теме: