Иначе сказать рискуя всем. Риск. Цитаты и афоризмы. И у вас появится энергия

Иначе сказать

вводное выражение и члены предложения

1. Вводное выражение. То же, что «иными словами». Выделяется знаками препинания, обычно запятыми. Подробно о пунктуации при вводных словах см. в Приложении 2. ()

И кто знает (поручиться нельзя), и вся-то цель на земле, к которой человечество стремится, только и заключается в одной этой беспрерывности процесса достижения , иначе сказать – в самой жизни, а не собственно в цели... Ф. Достоевский, Записки из подполья.

2. Члены предложения. Не требуют постановки знаков препинания.

Меня могут укорить, что <...> я употребляю неопределенное «некто». Очень об этом сожалею, но сказать не могу, а постараюсь только объяснить причину. Н. Лесков, Борьба за преобладание.


Словарь-справочник по пунктуации. - М.: Справочно-информационный интернет-портал ГРАМОТА.РУ . В. В. Свинцов, В. М. Пахомов, И. В. Филатова . 2010 .

Смотреть что такое "иначе сказать" в других словарях:

    иначе сказать - ИНАЧЕ и ИНАЧЕ. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ИНАЧЕ - 1. местоим. Иным способом, по другому. И. поступить нельзя. Ведёт себя и., чем другие. 2. союз. Выражает противительные отношения, в противном случае, а то (разг.). Беги, и. опоздаешь. А иначе, союз иначе (во 2 знач.), а не то. Поспешим, а… … Толковый словарь Ожегова

    иначе говоря - См. или, то есть... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. иначе говоря или, то есть; то бишь, говоря иными словами, вернее, так сказать, иными словами, говоря другими словами,… … Словарь синонимов

    так сказать - См … Словарь синонимов

    лучше сказать - правильнее сказать, так сказать, вернее, иначе говоря, иными словами, то бишь, сиречь, вернее сказать, точнее сказать, перефразируя, говоря другими словами, говоря иными словами, другими словами, то есть Словарь русских синонимов. лучше сказать… … Словарь синонимов

    точнее сказать - другими словами, вернее сказать, то есть, перефразируя, иначе говоря, лучше сказать, говоря другими словами, правильнее сказать, сиречь, говоря иными словами Словарь русских синонимов. точнее сказать нареч, кол во синонимов: 10 вернее сказать … Словарь синонимов

    Вводное выражение Выделяется знаками препинания, обычно запятыми. Подробно о пунктуации при вводных словах см. в Приложении 2. (Приложение 2) К слову сказать, держался он гоголем не только с работягами, но и перед начальством. В. Астафьев, Царь… … Словарь-справочник по пунктуации

    проще сказать - см. просто; в зн. вводн. сл. Говоря иначе, прямо. Это был черновик статьи, или, проще сказать, первые наброски к ней … Словарь многих выражений

    Завет Ветхий и Новый - иначе сказать, древний союз Бога с человеками и новый союз Бога с человеками. Ветхий Завет состоял в том, что Бог обещал людям Божественного Спасителя (первоевангелие о семени жены в раю прародителям) и через постепенные откровения, пророчества и … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Биишева, Зайнаб Абдулловна - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Биишев. Зайнаб Биишева Имя при рождении: Зайнаб Абдулловна Биишева Дата рождения: 2 января 1908(1908 01 02 … Википедия

Книги

  • Встань и иди. Иначе нельзя , Поплавская Яна Евгеньевна. Сколько бы мы ни говорили о человеческой уникальности, многие жизненные ситуации, в которых оказываются абсолютно разные люди - фантастически похожи. В книге известной актрисы, телеведущей и…

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Прыгнуть с парашютом, записаться на итальянский, пойти на танцы, выступить на большой конференции. Вроде бы все очень просто: скажи «да» - и воплощай в жизнь все свои желания. Но зачастую очень страшно начать. Вдруг не получится? Появляется много ненужных сомнений и страхов.

сайт решил рассказать, почему нужно рисковать, бороться со своими страхами и всегда говорить новому «да», на примере известных киногероев.

Так вы проживете жизнь без сожалений

Наверняка из-за своих страхов вы хоть раз говорили «нет» чему-то новому. А потом очень жалели об упущенной возможности. Попробуйте рискнуть. Да, вы столкнетесь со сложностями на пути к новому, но жить в сожалениях еще страшнее .

Если бы Мия из фильма «Ла-Ла Ленд» сдалась и не создала свой собственный спектакль, она, быть может, никогда бы не стала известной актрисой.

Вы ведь не знаете, что вам принесет это новое

Иногда говоря новому «нет», вы не знаете, как много принесло бы оно и как много вы потеряли. Вы ведь совсем не знаете, что вам в жизни может пригодиться. Поэтому долой страхи, пора действовать.

Если бы в фильме про самого известного волшебника всех времен Гарри испугался и отказался ехать вместе с Хагридом в Хогвартс, сколько потерял бы сам Гарри и мир магии и сколько бы потеряли мы с вами.

Часто полученный опыт заставляет человека взглянуть на вещи под другим углом. А это очень важный процесс. Такая переоценка помогает глубже и шире ощутить свою жизнь.

Все мы помним скучного Карла из фильма «Всегда говори „да“». Его панцирь был из непробиваемых. Но как же круто изменилась его жизнь после того, как он начал говорить «да» всему новому! Это перевернуло его мир и позволило взглянуть на себя иначе.

Вы наверняка приобретете уверенность в себе

Те люди, которые побеждают свои страхи, всегда притягивают к себе успех . Эта победа придает человеку уверенность в том, что он со всем сможет справиться.

Если бы Альберт из фильма «Король говорит!» бросил все на полпути и не одержал победу над заиканием, он бы никогда бы не произнес столь воодушевляющую речь для сплочения своего народа в тяжелое время.

И у вас появится энергия

Помните, у вас только одна жизнь. И в этой жизни не должно быть ненужных страхов и сомнений. Они мешают вам чувствовать энергию и счастье от каждого прожитого дня. Ваша жизнь не должна пройти впустую. Бояться - глупо.

Руди и Мартину осталось жить всего ничего, и они любой ценой хотят выполнить свое последнее желание. Увидеть море - какое простое желание. Но они откладывали его всю жизнь.

Отчаяние часто выигрывало сражение (Вольтер)

Безумства следует совершать осторожно (Анри де Монтерлан)

Еесли бы люди не любили рисковать, они бы не любили (Стас Янковский)

Осторожность - хорошая вещь, но даже черепаха не сделает ни одного шага, если не выпустит голову из панциря

Кто ничем не рискует, рискует всем (Джина Дейвис)

Кто жизнью не рискует, тот никогда её не обретёт (И. К.Ф. Шиллер)

Чей риск, того и выгода.

Разумный риск - самая похвальная сторона человеческого благоразумия (Джордж Савил Галифакс)

Кому хоется что-то сделать, тот не заботится о том, что скажут люди; он идёт на этот риск (Роберт Вальзер)

В каждых скитаниях существует риск заблудиться (Мирче Элиаде)

Чем выше риск, тем слаще плод (Корнель Пьер)

Когда стпаешь по тонкому льду, все спасение в быстроте (Ральф Уолдо Эмерсон)

Когда нечего терять, можно рискнуть всем (Жан-Луи Лэ)

Чаще всего тонут хорошие пловцы (Томас Фулллер)

Не было бы риска - не было бы и прогресса. (В.В. Вересаев)

Молодёжь рискует, потому что не представляет последствий.

Любой риск, как всякий опыт, делает тебя богаче (Диана Вишнева)

Лучший риск - это обдуманый риск. Не рискуй, если шансы неизвестны и не равны плюсу. (Айшер Норам)

Ел вы живёте, вы неизбежно рискуете, жизнь - это риск.Безопасна только смерть, жизнь не бывает безопасна - безопасности нет (Ошо)

Каждый смелый ход - это риск

Рисковать жизнью ради того, во что веришь - это благословение, а не проклятие (Эйб)

Каждый раз, встречаясь с неизведанный - мы рискуем. Каждый раз, когда мы вынуждены по какой-то причине оттолкнуть от себя безопасность привычного, семью и дом. И есть понятие, что этот толчок, наверняка. к лучшему. Что то, что не убивает нас - делает нас сильнее. Если только, конечно, не убьёт.

Поставив жизнь на карту, узнаёшь о себе что-то новое (Миа Торетто)

Ты - человек, который побежит в горящее здание, не моргнув глазом. Но дело в том, что я думаю, ты и был причиной этого пожара.

При крушении самолёта больше всего достаётся первому классу. Знаешь, как выжить при крушении самолёта? Не летать на нём (Рейлан Гивенс)

Я, наверное, один из тех парней, кто не верит, когда им говорят, что печка раскалённая. Я должен сам до неё дотронуться, чтобы убедиться.

Кто не рискует - и не живёт-то по-настоящему (Софья Ролдугина)

Иногда на самый большой риск мы идём, повинуясь зову сердца... (Николас Спаркс)

Давай полволим себе бессмысленный риск! Какой иначе смысл в нашей жизни? (Карен Бликсен)

Любить кого-то - это всегда риск (Альберто Марини)

Почему бы не рискнуть? Разве это не приносит плоды? (Фрэнк Скалли)

Кто не рискует, тот не выигрывает (Сесилия Ахерн)

Я хорошая мама. Но это не значит, что я хорошая девочка. Мне нужен риск. (Моника Белучи)

Риск - это лекарство от старости

Риск может обернуться возможностью

Зелёный - "вперёд", красный - "стоп". Жёлтый оначает "риск". Елси хватит смелосьи - рискни и иди вперёд.

Единственное, что питает жизнь - это риск: чем больше вы рискуете, тем вы более живы.

Ты очень рискуешь

А разве это не смысл жизни - риск? (Декстер Морган)

Но тому, ктоне боится риска, часто приходит на помощь случай (Стефан Цвейг)

Если не рисковать, то можно не достичь своей цели

Не бойтсь идти на просчитанный риск. Иногда лучше такой журавль в небе, чем синица в руках (Ричард Бренсон)

Любви научиться легко. Надо только рискнуть. Надо решиться и перестать бояться, и вам сразу станет весело, и все запреты полетят к черту. (Дик Фрэнсис)

Только те, кто рискует зайти слишком далеко, способны выяснить, как далеко они могут зайти (Томас Стернз Элиот)

Только спустившисть в бездну, можно обрести соровище (Джордж Кэмпбел)

Не бойтесь отказываться от хорошего в пользу отличного (Джон Дэвисон Рокфеллер)

Тот может жизнью рисковать,

Кому в ей нечего терять. (Генрик Ибсен)

Когда идут на риск, то всегда рискуют жизнью. Только жизнью, и ничем больше. А кто не рискует, тот не живёт. (Амели Нонтай)

Самый большой успех приходит тогда, когда плыёшь против течения (Дональд Трамп)

Когда человек ничем не рискует, он превращается в робота (Джон Фаулз)

Тот, кто высоко взлетает, рискует низко упасть. Зато он познаёт полёт. (Лоран Оливер)

Кто не рискует, тот не только не пьёт шампанское, но не вышагивает под марш Мендельсона (Олег Рой)

Существет опасность не тлько физическая. Человек может рисковать и в мыслях, даже когда просто говорит по телефону. Рисковать собой, своей душой, своей судьбой - вот настоящая отрада (Виктор Каннинг)

Люди, которые бездумно рискуют жизнью, всегда умирают (Руния Кучини)

Проблема в том, что не рискуя мы рискуем в сто раз больше (Марк Аврелий)

Всегда существкет риск, но чего бы стоила жизнь без риска? (Лео)

Рискуя жизнью - рискуешь настоящим, а рискуя репутацией - замахиваешься ещё и на будущее (Игорь Карпов)

Без риска пострадать не может быть ни счастья, не любви (Донтор Лэнс Свитс)

Любить всей душой - очень большой риск (Борис Акунин)

Единственный есть риск в жизни - не рисковать ничем (Сержио Бамбарен)

Иногда, чтобы чего-то добиться, нужно прыгнуть - прыгнуть вслепую (Гвен Купер)

Когда рискуешь, чувствуешь, что живёшь

Жизнь - это тот же покер. Сплошной риск, которого не избежать (Эдвард Нортон)

Жизнь и нужна для того, чтобы рисковать (Уильям Сомермет МОэм)

Жизнь полна риска. Не нужно богяться этого. (Линда Лохан)

Если нет риска, то это не приключение (Хранитель времени)

Без риска жизнь - вовсе не жизнь

Стоит ли жить, если боишься рисковать? (Брайан Кинни)

Без риска нет исследования, нет открытий восторга. Не тратьте время напрасно, рискните и посмотрите, что произойдёт.

Надо уметь рисковать, инае никакое счастье к тебе не придёт. Навстречу опасности. И, по возможности, избегая её. (ДЖон РОнальд Руэл Толкин)

Не пойми одно: риск - очень ароматная специя для блюда человеческой жизни (Харуки Мураками)

Больше дела всегда сопряжены с большим риском (Алан Дин Фостер)

Мечтая о чуде, иногда рискуешь получить его, оставшись при этом ни с чем (Мариам Петросян)

Любовь - это риск на всю жизнь (Ванда Блоньская)

Жизнь начинаешь ценить лишь тогда, когда ею рискуешь каждый день. (Жан-Кристоф Гранже)

Нельзя постоянно жить в страхе. Иногда нужно повериьт и рискнуть. (Бернар Вебер)

Не рискуя, нельзя ничего достичь (Дин Кунц)

Жизнь - это риск. Только попадая в рискованные ситуации мы продолжаем расти. И одна из самых рискованых ситуаций, на которые мы можем отважиться - это риск полюбить, риск оуказаться уязвимым, риск позволить себе открыться перед другим человеком, не боясь ни боли, ни обид. (Арианна Ххаффенгтон)

Всё стоящее в этой жизни содержжит элемент риска, иначе не интересно. (Сарк)

Иногда ради любви идут на риск, а иногда сразу же отказываются от борьбы. Потому что обычно всё заканчивается, даже не начавшись.

Не путай храбрость с мазохихмом - кто не рискует, тот ничего не добивается (Бернар Вебер)

Скажи, а ты не боишься разбиться насмерть?

Нет. Когда мчишься на мотоцикле по равнине, пять минут твоей жизни бывает интересней, чем у многих людей вся жизнь. (Самый бьыстрый "Индиан)

Беда в том, что самые захватывающие развлечения почему-то всегда сопряжены с риском для жизни, так уж всё усроено (Сэр Мелифара)

Не было бы риска - не было бы и прогресса (В.В.Вирсаев)

Необходимо рисковать. Чудо жизни можно постигнуть в полной мере, лишь когда мы будем готовы к тому, что случится нежданное (Пауло Коэльо)

Надо рисковать ради того, что важно.

Женщины редко обладают физической силой, помогающей терпеливо переносить боль и опасности, но им часто присуща та душевная сила, которая появляется в минуты риска и страдания (Жорж Санд)

Ведь, чтобы жить настоящей жизнью, необходимо подвергаться риску. (Пауло Коэльо)

Кто не рискует, тотр не узнает своего призвания (Роберт д е Ниро)

Иногда надо рисквать. Особенно в тех случаях, когда уверен, что хуже не будет (Макс Фрай)

Умный тот, кто нарушает правила и всё-таки остаётся жив (Джордж Оруэлл)

Любой дурак способен рисковать своей жизнью. Герой тот, кто рискует своим сердцем.

Что, как не риск, придаёт вкус к жизни? (Коко Шанель)

Сначала прикинь, чем рискуешь, а потом действуй. (Элис Сиболд)

Ты всегда рискуешь, когда решаешь довериться.

Рисковать жизнью - это одно, а поступать необдуманно и напрасно лишться жизни - бесмысленно и нелепо.

Рискуй и побеждай саму себя ради самой себя (екатерина Мириманова)

Пусть любовь - это риск. Мы встретим его вместе.

Безопасность - по большей части предрпссудок. В длительной перспективе избегать опасности не безопснее, чем идти навстречу. Жизнь - либо дерзкое приключение, либо ничего. (Хелен Келлер)

Настоящая любовь, как у них, требует безумных поступков. Она заставляет рисковать, будоражить кровь Она похожа на безумие. И поэтому только риск, безумие, может её спасти. Иначе им не помочь. (Марисса Пиа Спирито)

Из жизни никогда нельзя исключить три вещи: риск, грех и возможность счастья. (Ладимир Леви)

Не рискуй понапрасну и действуй наверняка (Эрих Мария Ремарк)

КТо не рискует, то не ошибается (Доктор Грегори Хаус)

В поисках правды рискуешь всем

Если стоишь не краю обрыва а раздумываешь, прыгнуть или нет, прыгни! (Джон Ленон)

Больше всего рискует тот, кто не рискует (И.А. Бунин)

Люди хотят нового - без риска, забавного - без гарантий солидарности, достоинств - по дешёвке (Исмона де Бувуар)

Жизнь без риска лишена благодати (Пауло Коэльо)

Без глупых рисков жизнь не в радость (Гомер Симпсон)

Каждый шаг художника - приключние, величайший риск. В этом риске, однако, и только в нём, заключается свобода искусства. (Альбер Камю)

В минуту нерешительности одлной действуй быстро и старайся сделать первый шаг, хотя бы и неправильный. (Л.Н. Толстой)

Если бы никто никогда не рисковал, Микеланджело расписал бы фресками пол Сикстинской капеллы (Нил Саймон)

Следеует торжествовать не когда побеждаешь, а когда рискуешь (Бернар Вебер)

Легко любить кого-то, до кого не дотянуться, так ведь ничем не рискуешь (Марк Леви)

В жизни каждого бывают мометы, когда следует броситья в пропасть, чтобы, наконец, убедиться, что всегда умел летать (Макс Фрай)

Иногда надо рисковать.

Главное, преодолеть свой страх. ведь неважно, как ты рискуешь, ты будешь рад, что рискнул (Доктор ДЖон Дориан)

Нужно праздновать риск, а не победу. Потому что рискуешь или нет - зависит от вас, а победа - от множества обстоятельств, которые невозможно предугадать (Бернар Вебер)

Отказаться от риска - значть отказаться от творчества (А.С. Макаренко)

Риск - благородное дело, если рискуют благородные люди. (Е Сиренка)

Жизнь - это всегда риск! Иногда... оправданный (Миша Богородский)

Жизнь - это постоянный риск безо всяких гарантий (Тагун Семираджян)

Риск - случаен, шампанское - закономерно (Владимир Бутко)

Боишься упасть - ползи (Сергей Федин)

Жизнь - довольно рискованое занятие (Гарольд Макмиялан)

Конечно, езда на мотоцикле сопряжена с риском: при аварии больше шансов получить тяжёлые повреждения, чем когда едешь на автомобиле. С другой стороны, ты постоянно думаешь об этом и становишься более осмотрительным во всех смыслах. Люди порой засыпают за рулём автомобиля, но никогда не дремлют на мотоцикле. (Малькольм Форбс)

Кто ничего не оставляет на долю случая, почи всё делает правильно - только ему мало что удаётся сделать (Джордж Сэвил Галифакс)

Рисковать - это значит прыгнуть с обрыва, расправляя крылья в полёте (Рэй Бредбери)

Когда лошадь берёт барьер, в этом есть что-то, от чего становится хорошо. Может, это риск, может игра. В любом случае именно это мне и нужно (У. Фолкнер)

Не бойтесь рисковать и остаться у разбитого корыта... Бойтесь просидеть у своего корыта всю жизнь и не сделать ничего, чтобы начать жизнь лучше.

Рискни и сделай шаг. Кто знает, может быть, именно этот шаг сделает тебя самым счастливым навсегда.

Рискуя, помните, адреналин отвратительно пахнет и имеет жидкую консистенцию.

Лучше умно бояться, чем глупо рисковать.

Не рискуя любить и быть счастливыми, мы ничего не теряем... Ничего, кроме счастья и любви!

У рисковых... и ангел-хранитель беспредельный.

Мир настолько сгнил, что даже влюбиться в кого-то - это самый большой риск, который мы можем себе позволить. Нас сжигает изнутри от вероятности, что это окажется взаимно или агрессивно воспринято. Люди разучились любить, миром правят потребительские отношения. (Бернард Шоу)

Проскочив на красный свет - можно попрощаться с белым!

Неудача не означает, что я опозорена. Она означает, чтоя имела смелость рискнуть.

Рискнув однажды, можно остаться счастьливым на всю жизнь.

Если ты боишься - это не значит, что ты слаб, это значит лишь то, что ты знаешь, чем рискуешь.

Жизнь слишком коротка, чтобы просто сидеть и мечтать о том, чего ты хочешь, поэтому рискуй и не держись за прошлое.

Проблема в том, что, не рискуя, мы рискуем в сто раз больше (Марк Аврелий)

Нельзя ходить по лезвию ножа и бояться порезаться.

Если у вас есть выбор между двумя путями, выбирайте более дерзкий. Продуманный риск часто приносит удивительные результаты.

Легкомыслие - это поиск новых впечатлений на свой страх и риск.

Беспроигрышный вариант - прыгнуть с парашютом: раскроется - буду счастливым, не раскроется - осчастливлю других!

Если не рисковать, жизнь становится стабильной до отвращения.

Если никогда не рискуешь, рискуешь "остаться на бобах".

Любовь - рискованная штука, но риск того стоит!

Риск одного приключения дороже тысячи дней благополучия и комфорта (Пауло Коэльо)

Чем больше вы рискуете, тем более вы живы (Владимир Познер)

Мало решиться на первый шаг, надо ещё определиться с направлением (Михаил Малич)

Избегая риска, вы ничего не потерете, но и не преобретёте (Трейст Кобот)

Там, где нет риска, нет удовольствия.

Контакт - всегда риск. И, если ты не рискуешь - ты никогда не получишь оплеуху судьбы, но и никогда не узнаешь что у тебя может всё получиться.

Мноие люди никогда не сделают прорыв в своей жизни, потому что они отказались выйти из зоны комфорта и сделать шаг в неизвестность... (Наполеон Хилл)

Никогда не бойтесь дойти до горизонта. Только там перед тобой откроется новый. (Джон Пирпорт Морган)

Осторожность - довольно рискованое дело: неизвестно, от чего убережёшься - от беды или от счастья. (Юрий Татаркин)

Если ты не птица, не сиди на краю пропасти.

Кому хочется что-то сделать, тот не заботится о том, что скажут люди. Он идёт на этот риск (Роберт Вальзар)

Не рискуйте своей жизнью без необходимости, пока я не дам сигнал (Дуайт Эйзенхауэр)

Всё на земле связано с риском: с риском и ешь и пьёшь. Так что же: учше бездействовать? Иль вовсе, быть может, не жить? (Хитопадеша)

Не отважится человек на риск - не увидит счстья, а отважится и останется жив - встретит его непременно (Хитопадеша)

Кто не рискует, рискует ещёбольше - вот в чём трудность (Эрика Джонс)

Не доказано, что риск - благородное дело, но благородное дело - это почти всегда риск (Владимир Туровский)

Кто не рискует, то не кайфует (Гарун Агацарский)

Но какой циркач рискнёт перепрыгнуть через пропасть, если точно безошибочно знает, что при этом свернёт себе шею? Конечно, ни один (Эрнст Хайне)

Тот, кто выдаёт себя за спасителя, рискует быть распятым.

Элемент авантюры должен быть не настолько велик, чтобы подвергать всё дело неоправданому риску, но и не настолько мал, чтобы за дело было стыдно браться (Р. Уоерман)

Оставаясь при своём мнении, есть риск остаться ни с чем (Борис Крутиер)

Мы живём под домокловым мечём непредвиденных рисков (Георгий Александров)

Кто в жизни ничем не рискует, тот в ней рискует быть ничем Леонид С. Сухоруков)

Есть ли смысл делать шаг в бездну, чтобы посмотреть что там

Слово "риск" придумано, чтобы избежать ответственности (Сергей Нехаев)

На свете нету хуже ничего, чем смелость неоправданого риска (Георгий Александров)

От безумства рисков никуда не деться! (Сергей Нехаев)

В жизни нет гарантий. Существуют одни вероятности. (Т Клэнси)

КТо оказался за бортом, рискует жить на свете том (Георгий Александров)

Риск - благородное дело, если знать меру и вовремя остановиться (Владимир Борисов)

Enter нажат, к чему теперь рыданья...

Границы предельной осторожности трудно отличить от рубежей благоразумной трусости (Юрий Татаркин)

Всё делай с минимальным риском - иначе близко грянет гром (Георгий Александров)

Подозрительность - дитя трусости. Смелость и подозрительность несовместимы. (Илья Шевелев)

Всё хорошее и превосходное каждую минуту балансирует на тонкой грани между "это опасно" и "за это нужно бороться".

Неосторожность - целенаправленная осторожность (Илья Шевелёв)

Риск всегда должен быть чем-то оправдан

И безопасный риск когда-то даёт осечку (Георгий Александров)

Осторожность нужна во всём, а риск - в исключительных случаях (Георгий Александров)

Будь осторожен: кота покупай в мешке (Александр Фюрстенберг)

Сделай первый шаг и ты поймёшь, что не всё так страшно (Сенека Старший)

Только в крайности можно принимать рискованые решения (Люк де Клапье Вовенарг)

Пить шампанское - это уже риск (Валерий Афенченко)

В нашей душе есть что-то такое, что непреодолимо влечёт нас к безумию. Каждый, кто смотрит вниз с края крыши высококо здания или через перила моста, чувствует хотя бы сладое болезненное желание спрыгнуть вниз. (Стивен Кинг)

Многие скорее предпочтут определённость в несчастье, чем рискнут быть счастливыми (Роберт Энтони)

Верного пути не существует - выбирешь сам и рискуешь.

Иногда надо рисковать. Потому что каждый раз, когда ты рискуешь - чембы это ни закончилось, всё равно ты рад, что ты рискнул.

Всегда существует риск, но чего бы стоила жизнь без риска?

Там, где больше опасности - больше всего надежды...

Лучший выход из отчаяния - риск... Он заново рождает надежду.

Немного риска придаёт жизни очарование.

Довериться человеку - это датьему в руки нож... И только он будет решать: убить тебя или защитиить...

Насколько желанна цель, настолько оправдан и риск!

Любить - рисковать быть нелюбимым в ответ. Надеяться - рисковать принять боль. Пытаться - рисковать ощутить провал, но рисковать необходимо, так как наибольшая опасность в жизни - не рисковать вообще.

Когда идёшь на риск - иди до конца, но когда касается людей - уважай их выбор. А если не всё так хорошо, то просто лети, как птица перелётная в то место, где всегда тепло. Риск всегда велик. Но решение остаётся за нами! (Владимир Кузнецов)

Если вас тянет на риск, посоветуйтесь для начала с разумом.

Рискуя, можно проиграть, не рискуя, выиграть.

Нам бы смелости да побольше, но мы боимся быть непонятыми.

Добиться многого невозможно без смелости и риска, и неудачи при этом неибежны.

Без риска нет исследований, нет открытий, восторга. Не тратьте время напрасно, рискните и посмотрите, что произойдёт

Зачем риск там, где его можно избежать? (Юлий Крелин)

Надо уметь рисковать, иначе никакое счастье к тебе не придёт.

Любой успех в жизни связан с большим риском. Хочешь получить больше - нужно рисковать, во всём - в любви, в бизнесе, в карьере. Но рисковать нужно с умом. Без ума риск безумен.

Играя в догонялки с риском для жизни, вы рискуете проиграть. Принимай в рассчёт то, что больше. Любовь и большие достижения влекут за собой большой риск!

Если ты не имеешь возможности рисковать, значит доживаешь в царстве мрака. (Шихан Геворгян)

Скука опаснее для души, чем риск для тела (Роберт Льюис Стивенсон)

Ты должна понимать, что с появлением любви появляется риск разочарования и потери. принимая чувства, ты принимаешь этот рискю Не смей потом жаловаться. (Макс Разин)

В любви все мы находимя в зоне риска

Будь храбрым. Рискуй. Ничтоне может заменить опыта. (Пауло Коэльо)

Стоит рисковать и узнвать то, чего боялся познать.

Проносит только в туалете. Всё остальное бессмысленный риск.

Неоправданым риск становится, когда пытаются от него уйти и мотивировать свой отказ рисковать.

Урок, который я усвоил именно во время войны состоит в том, что иногда можно потерять даже собственную жизнь, если не рисковать. (Джордж Сорос)

Осторожность присуща разумным, а неосторожность - пуганым. (Юрий Татаркин)

Большие скорости захватывают дух и степень увеличивают риска. (Георгий Александров)

Осторожность боязливостью не испортишь (Юрий Татаркин)

Сверх-осторожность - это страховой пояс от неприятностей, к которому прилагаются обязательная страховка от удач (Юрий Татаркин)

Риск бывает либо глупым, либо безумным (Георгий Александров)

И с покорённых вершин нужно спускаться, не производя сход ловин (Евгений Ханкин)

Бессильный гибнет, подражая сильному (Федр)

Осторожно действовать ещё важнее, чем разумно рассуждать (Цицерон)

От скорости лихой взлетает планка риска (Георгий Александров)

Кто не рискует, тот не пьёт шампанское - с этим, как правило, согланы 3 из 10 выживших (Владимир Борисов)

Осторожность - это принцип, придерживаясь которого вы обретаете безопасность, но редко счастье (Сэмюэл Джонсон)

Тебе жизнь дорога? Не лезь к чёрту на рога!

Если б люди всегда думали, об исходе своих предприятий, они бы ничего не предпринимали (Готхольд Эфраим Лессинг)

Нас риски ждут, от них не откупиться! (Сергей Нехаев)

Неоправданый риск - приговор проекту (Сергей Нехаев)

Если стараться обходить все неприятности, то можно пройти мимо удовольствий (Стас Янковский)

Будь осторожен даже в безопасности (Публий)

Часто представляется чрезвычайноотважным такой поступок, который в окнечном счёте является единственным путём к спасению и, следовательно, поступком наиболее осмотрительным (Карл Клаузевиц)

Добиться многого невозможно без смелости и риска, и неудачи при эиом неизбежны (Дионисий Галикарнасский)

Осторожность никогда не бывает излишней (Квинт Гораций Фланк)

Осторожность - это инструмент требующий тонкой настройки, иначе трусом всю жизнь проживёшь (Юрий Татаркин)

Безумцы прокладывают пути, по которым следом пойдут рассудительные (Ф.М. Достоевский)

Не было ещё ни одного великого ума без примеси безумия (Аристотель)

Кто никогда не совершал безрассудств, тот не так мудр, как ему кажется (Ф. Ларошфуко)

Между гением и безумным то сходство, что оба живут в совершенно другом мире, чем все остальные люди (А. Шопенгауэр)

Чтобы сделать в мире что-нибудь достойное, нельзя стоять на берегу, дрожа и думая о холоднгой воде и опасности так, подстерегающих пловцов. Надо прыгнуть в воду и выплыть как получится (С. Смит)

Осмельтесь мыслить самостоятельно (Вольтер)

Риск приходит от незнания того, что ты делаешь (Уоррен Баффет)

Труднее, чем покорить горы, только не свернуть себе шею (Михаил Мамчич)

Свободный полёт - не гарантия мягкой посадки (Николай Пащенко)

Живущие по принципу "Один раз живём" и этого раза не доживают (А.В. Иванов)

Желание безумно рисковать приводит к нежелательным исходам (Георгий Александров)

Осторожность - всему голова, кроме решительности и любви.

Все тходят по канату. Но у одних он лежит на земле, а у других - натянут над пропастью (Степан Балакин)

Осторожность хороша,если рисковать не нужно (Силован Валишвилли)

Риск - благородное дело, если дело, в котором рискуешь - благородное

Кто жаждет совершить великое, тот должен рисковать и делать ошибки, не падая из-за этого духом. (Вовенарг)

Часто разница между успешным человеком и неудачником состоит не в способностях или уникальной идее, но в мужестве сделать ставку на свои идеи, взять на себя просчитаный риск и действовать (Андре Мальро)

Лучше ничего не знать, чем знать многое наполовину. Лучше быть гоупцом на свой риск, чем мудрецом на основании чужих мнений. (Фридрих Ницше)

Кто употребляет всё своё старание на то, чтобы веселиться, тот рискует долго скучать (Пьер Буаст)

Только рискуя честью, можно стремиться к почестям (Сэмюэл Джонсон)

Люди разучились верить в собственные силы и, когда вдруг надо рискнуть, предпочитают найти сильного, уверенного в себе человека и увязаться за ним по пятам, хотя, может быть, он идёт совсм не в ту сторону (

О месте прикладной науки в инновационной цепочке и эффективном управлении сложными проектами на примере авиапрома мы поговорили с директором департамента стратегии и методологии управления созданием научно-технического задела НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского» Владиславом Клочковым

Владислав Клочков, директор департамента стратегии и методологии управления созданием научно-технического задела НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского»

Дмитрий Лыков

В Советском Союзе существовала довольно стройная система управления наукой, состоявшая из трех ярусов: Академия наук, которая отвечала за развитие фундаментальной науки; отраслевая наука, находившаяся в ведении отраслевых министерств и занятая прикладными проблемами; и заводская наука, обеспечивавшая научное сопровождение серийного производства. После развала Советского Союза Академия наук при всех проблемах, которые у нее были, сохранилась и сохранила вертикаль управления. Заводская наука, теперь корпоративная, сохранилась в той мере, в какой в новых условиях в ней нуждались предприятия и корпорации. И только прикладная наука оказалась в «беспризорном» состоянии. Какие-то отраслевые институты вошли в состав корпораций, какие-то превратились в научно-исследовательские центры, а многие отраслевые НИИ просто исчезли. Но главное, что все они оказались во многом за пределами единой научно-технической политики. И, конечно, это сказывалось на качестве их научно-технической деятельности. Это, в частности, произошло и в авиационной науке.

В 2014 году был принят закон, в соответствии с которым был создан Национальный исследовательский центр «Институт имени Н. Е. Жуковского» (НИЦ), которому была поручена организация и выполнение научно-исследовательских работ и разработка новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники. В состав НИЦ были включены ведущие институты отрасли: Институт авиационных систем, Сибирский институт авиации им. С. А. Чаплыгина в Новосибирске, ЦАГИ, Институт авиационного моторостроения имени П. И. Баранова и Научно-испытательный полигон авиационных систем.

Конечно, много чего можно и нужно делать «на коленке», в гараже, на основе озарения гениев-одиночек, но все-таки в тех отраслях, о которых я говорю, это большая и серьезная работа, которой приходится управлять, которую приходится планировать

Владислав Клочков -выпускник МФТИ, директор департамента стратегии и методологии управления созданием научно-технического задела НИЦ, д. э. н., профессор кафедр «Системы управления экономическими объектами» и «Управление высокотехнологичными предприятиями» Московского авиационного института, ведущий научный сотрудник Института проблем управления РАН. Владислав Валерьевич принимал участие в разработке программ технического перевооружения предприятий авиастроения и в разработке систем поддержки принятия решений для авиастроительных предприятий. Мы встретились, чтобы обсудить пути развития инноваций и прикладной науки.

- Для меня инновации -это то, что раньше называлось научно-техническим прогрессом: новые технологии, новые, более совершенные, эффективные продукты. Хотя, конечно, инновации бывают разными - технологическими, организационными, маркетинговыми и так далее. Но мы в нашем НИЦ имени Жуковского прежде всего сосредоточены на технологических инновациях в наукоемких отраслях, где это занятие дорогостоящее, сложное, требующее работы больших коллективов, больших сроков, больших вложений, научного планирования, научного управления. Конечно, много чего можно и нужно делать «на коленке», в гараже, на основе озарения гениев-одиночек, но все-таки в тех отраслях, о которых я говорю, это большая и серьезная работа, которой приходится управлять, которую приходится планировать.

- Но сейчас в основном делается акцент на коммерческом использовании инноваций, потому что инновацией считается то, что можно коммерчески использовать.

- Разумеется, если сначала делать что-то, а потом думать, как это продать, оно, скорее всего, продаваться будет плохо, особенно если речь идет о таких дорогостоящих, капиталоемких отраслях, как авиастроение. Старосоветский подход, что сначала мы что-то сделаем, а потом будем думать, как это продать, или, тем более, мы сделали, а дальше уже проблемы потребителя - пусть берет, что есть, - сейчас уже не работает. Приходится второй или третий десяток лет преодолевать инерцию мышления у наших инженеров, доказывая, что эти вещи - технические инновации и экономическая эффективность - неразделимы. Другое дело, что в таких отраслях, как авиастроение, коммерческая выгода не является единственным критерием, по которому мы планируем наше развитие, иногда даже не является главным критерием. Иногда приходится какие-то инновации развивать в интересах решения социальных и оборонных задач. Хотя они тоже на самом деле имеют экономическое измерение.

- Оборонные расходы ведь тоже планируются так, чтобы достичь наибольшего военного эффекта при минимальных затратах…

- Если говорить о военном авиастроении, то есть работах, которые наглядно показывают, что на протяжении всех послевоенных лет развитие военной авиационной техники шло по пути, который сейчас откровенно зашел в тупик: прогрессирующее удорожание и усложнение образцов, нарастание времени их создания…

Мы видим, что даже в таких богатых странах, как Соединенные Штаты, их основные программы в этой области (притом что они баснословно дороги) не достигают, по их собственным оценкам, желаемых целей. В результате получается так, что если во время Второй мировой войны достаточно массовые и простые самолеты изготавливались десятками тысяч, причем разными странами, то сейчас боеспособную группировку современных самолетов пятого поколения фактически способны создать только Соединенные Штаты, может быть, в перспективе Китай и Россия. Такую технику не может в разумных количествах приобрести даже какая-нибудь богатая среднеевропейская страна. Ситуация дошла до абсурда, и становится ясно, что это тупик, вызванный именно спецификой этого рынка, на котором существует двусторонняя монополия: есть государственный заказчик, и есть практически монопольный исполнитель, который выбирается в результате формально конкурсных процедур. Дальше возникает обоюдная заинтересованность в том, чтобы продукция была как можно дороже и как можно круче на бумаге. И получается, что тем же американским вооруженным силам приходится воевать с какими-то бородатыми дядьками на тачанках с помощью самолетов, один экземпляр которых стоит сотни миллионов долларов.

Если говорить о военном авиастроении, то есть работы, которые наглядно показывают, что на протяжении всех послевоенных лет развитие военной авиационной техники шло по пути, который сейчас откровенно зашел в тупик: прогрессирующее удорожание и усложнение образцов, нарастание времени их создания

Понятно, что в нашей стране приходится трезво задумываться, а туда ли идет эта область. Действительно ли нужно продолжать гнаться до бесконечности вверх или нужно подумать о более здравом и разумном подходе.

Написаны горы литературы, в том числе открытой, об оптимальном планировании, об оптимизации будущих образцов с учетом взаимодействия разных видов и родов войск. Но, к сожалению, нет уверенности в работоспособности всего этого научного аппарата. И существуют сомнения, что он используется в системе тех институтов, где фактически принимаются решения.

- А насколько, по вашему мнению, используется?

- Прямо скажу, что многое решается не по науке, а на основе неформальных договоренностей к сожалению. Отчасти потому, что формальные методы достаточно развиты, но их работоспособность также неполна; они часто требуют таких исходных данных, которые физически слишком долго и дорого собирать.

Кроме того, эти все работы нужно ставить в более широкий контекст: связи военной составляющей, экономики и благосостояния. Обычно рассматривают только одностороннюю связь, то есть, грубо говоря, хватит ли денег на обеспечение заданного уровня обороноспособности.

Но тогда возникает встречный вопрос: а какой уровень обороноспособности, какой уровень военной мощи считать правильным, нормальным, разумным?

В принципе война и военное противостояние -это ведь тоже продолжение экономической борьбы другими средствами. Если рассматривать оборонные расходы с этой точки зрения, то оборонная мощь в терминах институциональной экономики есть некое средство защиты собственности, защиты экономических интересов, защиты от принуждения к сделкам. И с этой точки зрения вполне можно, даже количественно, на более или менее совершенных моделях оценить экономическую эффективность военных расходов. Грубо говоря, сколько мы получим за счет того, что на нас не могут надавить, нам не смогут угрожать или, наоборот, сколько мы потеряем, если мы будем вынуждены подчиняться таким-то решениям в нашей внешней торговле, в выборе наших торговых путей, транзитных маршрутов и так далее. И с этой точки зрения можно оценить: а сколько мы готовы потратить на оборону для того, чтобы максимизировать благосостояние с учетом военных угроз.

В принципе война и военное противостояние – это ведь тоже продолжение экономической борьбы другими средствами. Если рассматривать оборонные расходы с этой точки зрения, то оборонная мощь, в терминах институциональной экономики, есть некое средство защиты собственности, защиты экономических интересов, защиты от принуждения к сделкам

Такие модели существуют. Но они гораздо менее развиты, чем традиционные: сколько денег требуется на обеспечение заданной обороноспособности.

А интересы военного заказчика и промышленности, оборонно-промышленного комплекса срослись так, что выгодно разрабатывать и производить более сложные и дорогие образцы, поскольку это максимизирует бюджет обеих сторон и увеличивает их значимость.

- Возвращаясь к проблеме инновационного развития , в чем, на ваш взгляд, состоит отличие планирования инновационного развития от традиционного планирования?

- Если двигаться по стадиям жизненного цикла любого научно-технологического проекта, там сначала идут исследования, потом разработки и потом внедрение в производство. По мере развития проекта снижаются риски, повышается определенность. И наоборот, на ранних стадиях риски настолько высоки, что само планирование здесь становится совершенно непривычным. Для того чтобы получить, особенно в фундаментальной науке и в прикладных исследованиях на ранних стадиях, какие-нибудь результаты, приходится прибегать к венчурному планированию, то есть одновременно начинать поиск во многих направлениях, рассматривать несколько конкурирующих сумасшедших идей. Какая из них «выстрелит» - абсолютно непонятно. Может быть, ни одна. Поэтому именно так должны быть устроены эти проекты: это такой венчурный «веник», у которого много ветвей. И какая из них приведет к успеху, на начальном этапе совершенно неясно.

И очень тяжело бывает преодолеть инерцию мышления людей, пришедших в науку из традиционного бизнеса, как правило, достаточно простого, из традиционного госуправления, где они привыкли к проектам, таким как, например, строительство стадиона к чемпионату мира. Они зачастую этого до сих пор понять не могут, потому что, с их точки зрения, если я вложил средства, то по окончании заданного срока гарантированно должен получить понятный результат.

Так же считают и контролирующие органы. Правоохранительные в том числе. Одна из фундаментальных проблем, которая тормозит инновационное развитие в нашей стране и очень сильно, между прочим, влияет на поведение менеджеров, -это то, что у нас в законодательстве до сих пор пока не прописаны понятия «оправданного риска», «допустимого риска», особенно при расходовании госбюджетных средств. Если научный проект или конкретный какой-то его этап закончился неудачей, правоохранительным органам непросто объяснить, что отрицательный результат - тоже результат, что он тоже необходим. И что нужно, может быть, 10 таких идей проверить: девять не сработают, а десятая «выстрелит». Ведь это объективные экономические особенности высокорисковых инновационных проектов, начальных стадий исследований и разработок.

А пока этого понимания не будет (причем оно должно быть в том числе и в нормативных актах прописано), у нас будет нынешняя ситуация, когда лица, принимающие решения, опасаются рассматривать прорывные высокорисковые идеи, а предпочитают что-нибудь слегка допилить, на 5% улучшить. Это, скорее всего, получится, но это обрекает науку и промышленность на то, что мы не достигнем прорывного превосходства на рынках. По меткому выражению некоторых наших директоров, они вынуждены постоянно выбирать между нецелевым использованием средств и неэффективным.

А ведь для того чтобы вернуться на утраченные рынки, занятые конкурентами, мало паритета, мало предложить такой же продукт, как у них. Он должен быть качественно лучше, а откуда ж при таких условиях качественное превосходство возьмется?

Все инновационные рынки -это рынки с очень сильной временной конкуренцией. Кто первым встал, того и тапки. Если ты опоздал, рынок достаточно быстро насыщается продукцией лидеров, она там быстро укрепляется, и попробуй ее сдвинь, причем это имеет и вполне объективное экономическое измерение. Любой предприниматель знает, что временное преимущество очень важно.

Хорошо было нашим конкурентам в 1990-е, когда мы свой рынок уступали, это был как раз тот участок S-образной, на котором достаточно быстро технологии развивались

Дмитрий Лыков

- В чем тогда должна состоять экономическая мотивация выбора направления инновационного развития? Риск, с одной стороны. С другой - экономика. Как это сочетать?

- Если говорить о приземленных проблемах нашей наукоемкой промышленности, то тут у нас до сих пор действуют очень причудливые институциональные нормы, о которых я, честно говоря, не знал, хотя много лет вроде бы занимался экономикой авиастроения, давно защитил докторскую. Но пока я не пришел в НИЦ имени Жуковского и не узнал некоторые нормы, по которым живет наша авиационная промышленность, я представить себе не мог, что такие чудеса существуют.

Простой пример. Как в учебниках по экономике фирмы, по экономике инновационного развития представляют процесс реализации инновационного проекта? Наукоемкая корпорация видит какие-то требования рынка, видит какие-то технологические возможности, которые ей предоставила наука, и начинает разработку нового продукта. Опытно-конструкторские работы, естественно, стадия затратная -это большие инвестиции. Несколько лет продукт разрабатывается, доводится, испытывается, в определенных отраслях приходится его еще и сертифицировать. И потом инвестиции продолжаются: идет технологическая подготовка производства, строительство новых мощностей, может быть, переналадка, формирование новых техпроцессов. Корпорация продолжает уходить в минус, денежный поток все такой же отрицательный, она влезает в долги. Даже начало серийного производства и эксплуатации в таких отраслях, как наша, еще не означает выход на операционный «плюс» (положительный чистый денежный поток), потому что вначале продукция достаточно дорого делается. В этих отраслях действует эффект обучения, поэтому сотый самолет будет доставаться достаточно быстро и дешево, но первый, второй, десятый - дорого и с высокой трудоемкостью. Далее они поступают в эксплуатацию, и там зачастую приходится продавать первые образцы с какой-то скидкой, поскольку они страдают «детскими болезнями». Эти «детские болезни» производителям в рыночной экономике приходится излечивать за свой счет. То есть даже в первые годы серийного производства корпорация продолжает уходить в большой минус, и только затем постепенно она начинает выходить в операционный плюс, и, может быть, через много лет эта программа окупится. Вот так устроены денежные потоки в классическом представлении. Я думал, что так оно и у нас.

Понятно, что в таких капиталоемких отраслях с таким длинным жизненным циклом, как авиастроение, сами по себе даже успешные корпорации вроде «Боинга», «Эйрбаса» не выжили бы, они не протянули бы эти первые пять, а иногда и десять лет, они не смогли бы расплатиться потом с кредитами без господдержки. Легко посчитать, во что превратится сумма к возврату через 20 лет, даже при относительно небольшом проценте. Я думал, что у нас так же, просто эта господдержка меньше. Мне и в голову не могло прийти, как у нас, оказывается, все устроено.

Когда я узнал об этом порядке поддержки нашей наукоемкой промышленности, я удивился тому, что у нас что-то новое все-таки время от времени появляется, взлетает, запускается. Видимо уже действуют какие-то неэкономические мотивы и стимулы

По государственным программам развития таких отраслей, как авиастроение, государство финансирует ОКР, финансирует разработку нового образца, являясь заказчиком. То есть вроде как не ОАК нужно, чтобы появился МС-21, а Минпромторгу. Он покупает его разработку у Объединенной авиастроительной корпорации. Что получается? То, что для нормальной корпорации в рыночной экономике -расход средств, вложения в будущее (и, естественно, хотелось бы, чтобы это как можно скорее закончилось, как можно дешевле стоило), то для наших корпораций - источник дохода. Потом, когда они приходят к серийному производству, они уходят в минус, терпят убытки, имеют массу чисто технических проблем, поскольку с производством и реальным продуктом возиться нужно. А пока они разрабатывают новый продукт за государственные деньги, они могут даже получать прибыль. В результате у предприятий отсутствуют стимулы к тому, чтобы разработка была дешевле и короче? Но поскольку у нас новое все-таки появляется, взлетает, запускается, то видимо, уже действуют какие-то неэкономические мотивы и стимулы. Мотивируется это необходимостью финансовой поддержки науки и промышленности. Что так делают во всем мире. И действительно, Airbus, особенно в первое десятилетие его существования, европейские правительства практически полностью компенсировали разработку новых изделий, освоение их производства, но это делалось на возвратной основе. Эти вложения можно было не возвращать, только если, допустим, программа не вышла бы в плюс. Но так, чтобы можно было напрямую получать с этого доход, -до этого никто не додумался.

- Есть разного рода стратегии и описания инновационного развития, у того же Глазьева, на которого вы ссылаетесь в своих работах. У Карлоты Перес. Как их представления накладываются на эту нашу картину?

- Они занимаются общей теорией инновационного развития, так скажем, на макроуровне. И то, чем мы занимаемся, естественным образом встраивается в те фундаментальные основы, которые этими людьми заложены. Скажем. Глазьев -это прежде всего теория технологических укладов, продолжение логики Кондратьева, Шумпетера, длинные волны, S-образные кривые, инновационный цикл.

Есть важный момент, который необходимо учитывать при планировании не только инновационного, но и просто коммерческого развития в наших отраслях: обязательно нужно знать, на какой стадии инновационного цикла находится твоя отрасль, твой рынок в настоящий момент. Без этого, без привязки ко времени, адекватные стратегии невозможны. Вот простые примеры. Сколько было редакций и новых проектов стратегии развития авиационной промышленности? Мы их критиковали до образования НИЦ, а когда он образовался, мы уже от имени НИЦ даем заключения на них. Такое впечатление, что для их составителей существует отдельно коммерческая стратегия, в которой они обещают завоевать какую-то долю рынка, выйти на рентабельность, и отдельно - стратегии инновационно-технологического развития. Нет понимания того, что эти вещи тесно взаимосвязаны. Но ведь чтобы писать стратегию развития авиапрома, надо понимать хотя бы примерно, что современное мировое авиастроение как раз вышло на полочку S-образной кривой, то есть совершенствование характеристик в рамках нынешних технологий замедлилось, уже практически остановилось.

Но как можно вообще писать стратегию развития авиапрома, не представляя себе хотя бы примерно, что современное авиастроение как раз вышло на полочку S-образной кривой, то есть совершенствование характеристик в рамках нынешних технологий замедлилось, уже практически остановилось

А из этого следует целый ряд практически важных рыночных выводов, как раз по поводу завоевания рынков и возврата на утерянные рынки. Хорошо было нашим конкурентам в 1990-е, когда мы свой рынок уступали, это был как раз тот участок S-образной, на котором достаточно быстро технологии развивались. И когда вместо Ту-154 пришел Airbus с А-320, он обладал необходимым прорывным превосходством: Ту сжигает 5 тонн топлива на час полета, А-230 – 2,5. И достаточно быстро, особенно после подорожания керосина, это превращается в тот мотив, который заставляет авиакомпании поставить старую технику на стоянку, даже если на ней еще можно летать, полностью заместив ее по чисто экономическим причинам. А вот в обратную сторону сыграть и теперь выгнать «Эйрбас» и «Боинг», если техника уже вышла на полочку S-кривой, -поди попробуй. Ведь даже если твой продукт лучше, то вряд ли больше, чем на какие-то там проценты, на копейки.

Если этого не знать, тогда, конечно, можно ставить амбициозные и совершенно нереалистичные цели рыночного развития. До сих пор на уровне руководителей считается, что есть серьезные люди, которые занимаются промышленными программами, а есть те, кто придумывает всякие излишества, надстройки в виде инноваций, новых технологий. Как будто делается одолжение: положено, чтобы они были, - ну, давайте мы что-нибудь ритуальное на эту тему пропишем. А без прорывных инноваций, без перехода на новый технологический уклад никаких рынков не вернешь не завоюешь.

- А можно планировать эти прорывы?

- Приходится. Потому что такие отрасли, как авиастроение, где технологические инновации требуют многомиллиардных вложений, требуют дорогостоящей экспериментальной базы, работы многотысячных коллективов, которые еще надо где-то выучить. Поэтому хотим -не хотим, но приходится планировать будущие революции. Для этого, конечно, надо полностью отрешиться от кондовых представлений о планировании, что на входе я вложил такую-то сумму и на выходе гарантированно должен получить такой-то результат. Нет, ты вначале посей в 10 мест, может быть, относительно небольшие суммы, потом посмотри, что взошло, покажи работоспособность самой идеи, может, на простых моделях, оценках, на каких-то примитивных лабораторных экспериментах. А когда доказали -движемся дальше, -тогда мы готовы тратить чуть большие деньги. Из тех десяти идей оставили четыре, в них уже готовы вложить, чтобы создать какие-то полунатурные макеты. Из них две работают -отлично, теперь мы готовы переходить к опытным образцам, и так далее. Эта система шагов называется уровнями готовности технологий, и это важный инструмент для управления высокорисковыми проектами.

- Многие считают, что проблема в том, что у нас в значительной мере все высокотехнологичное, сложное производство огосударствлено , и поэтому не работают те механизмы, о которых вы говорите?

- Тут мы переходим в такую философскую сферу, как выбор между государственной и частной экономикой. И на этот счет достаточно уже сказано и написано, я лишь замечу, что на уровне достаточно крупных организаций эта разница размывается. В корпорации, в которой работают десятки тысяч человек, механизмы частного интереса уже так не работают, как в маленькой фирме. Там уже проявляются в полный рост все многократно изученные институциональные проблемы, например проблема тех же агентских издержек.

У нас есть отдельные примеры, причем даже относительно успешные, -присутствия частного капитала в авиастроении. Тот же «Иркут» при Федорове, который потом влился в ОАК и был у нас наиболее успешным предприятием. Но если бы Федоров был красным директором в советское время, я думаю, результат был бы примерно такой же.

- То есть в этом случае многое определяется личностью?

- Безусловно, определяется, но та система, которую мы сейчас пытаемся выстроить в авиастроении и авиационной науке, нацелена на то, чтобы работа корпорации от личности зависела меньше. Для начала потому, что проекты становятся еще больше и еще сложнее.

Ведь те генеральные конструкторы, имена которых прославлены в веках, -это прежде всего гениальные системщики. Они умели увидеть и у себя в уме выстроить всю картину взаимосвязи разных элементов своего продукта, в котором тысячи подсистем, деталей, узлов. И соответствующую картину кооперации в промышленности, в науке, где сотни разных организаций. Но понятно, что возможности человеческого мозга небезграничны, поэтому еще в те годы, в середине XX века, и у нас, и за рубежом приходилось выстраивать регулярные методы управления, начиная с сетевого планирования, а сейчас это тем более необходимо. Кстати, то же NASA играет роль не только центра авиационной и космической науки и техники, но и поставщика управленческих решений, методик для других отраслей промышленности, экономики. Те управленческие подходы, которые там были развиты и доведены иногда до стандартов, дальше распространялись во многие другие отрасли. О такой роли нам пока приходится только мечтать, но мы и начали недавно. Наши подходы нацелены на то, чтобы от опоры на гениев перейти к некому регулярному управлению на основе расчетов, фактов и регулярных процедур.

- Ваш центр управляет всей авиационной отраслевой наукой?

- Да. Как управляющая структура.

- И входит в ОАК?

- Нет. Для нас принципиально важно, что отраслевая наука как первое звено в инновационной цепочке должна быть отделена от промышленности, причем в том числе институционально. Тому есть несколько причин. Во-первых, промышленность в принципе имеет достаточно короткий, как ни смешно это звучит по нашим меркам, горизонт планирования. Те технологии, которые сейчас надо разрабатывать, полетят лет через 203050. А промышленность вынуждена мыслить более короткими горизонтами, потому что у нее определенные коммерческие планы, интересы акционеров и так далее.

В корпорации, в которой работают десятки тысяч человек, механизмы частного интереса уже так не работают, как в маленькой фирме. Там уже проявляются в полный рост все многократно изученные институциональные проблемы, например, проблема тех же агентских издержек

Во-вторых, поскольку отраслевая наука и у нас, и за рубежом, как ни странно кому-то покажется, работает под крылом государства, как то же NASA, и должна проводить государственный интерес в том, какие конкретно технологии разрабатывать и развивать. Если это полностью отдать на откуп корпорациям, то это будет, во-первых, достаточно краткосрочно, во-вторых, это будет ориентировано исключительно на коммерческую выгоду. Если, конечно, корпорации работают в здоровой рыночной среде. А то, что есть страна со своими специфическими нуждами, -это их не должно интересовать, они - бизнес. Государственный же интерес может и должна проводить именно отраслевая наука, руководствуясь государственными интересами, выстраивая централизованное целеполагание от тех генеральных целей, которые ставит страна в данном случае перед авиацией. Например, в гражданской сфере она хочет повышения доступности авиаперевозок, их качества, безопасности, экологичности. А дальше уже нужно считать, какими конкретно мерами этого можно достичь. То есть вопросы о том, кто должен заниматься прикладной наукой, государство или корпорации, - это вопросы горизонта планирования, вопросы целеполагания.

А в Соединенных Штатах и в объединенной Европе проявляется еще один мотив, по которому наука должна работать под крылом государства. Корпораций может быть в достаточно большой стране несколько, и много конкурирующих продуктов. С экономической точки зрения выгоднее, чтобы на основе одного и того же научно-технического задела, на основе одних и тех же технологий выпускалось несколько конкурирующих, пусть даже близких по параметрам продуктов. Это - рост серийности, это - распределение постоянных затрат на большие объемы выпуска. Если же эти прикладные НИР вынуждены были бы вести сами корпорации, каждая сама для себя, это приводило бы к дублированию затрат. Поэтому за рубежом в той же рыночной экономике корпорации с удовольствием пользуются результатами государственной науки. Правда, там они участвуют в софинансировании, причем достаточно щедро, например больше половины бюджета NASA по авиационным программам - это софинансирование со стороны корпораций. То есть они не растаскивают науку по своим углам, чтобы делать самим для себя, они вносят свой вклад в общую экспериментальную базу, в общие научные площадки, где разрабатываются технологии в интересах сразу нескольких конкурирующих производителей. То есть по чисто экономическим причинам правильнее, чтобы прикладная наука была отдельной и была государственной.

В 2019-2020 учебном году ФИПИ принял решение НЕ МЕНЯТЬ изложения.

Образец сжатого изложения

Многие думают, что быть искренним – прямо говорить то, что думаешь, и делать то, что говоришь. Но человек, озвучивающий необдуманные мысли, рискует прослыть естественным и даже невоспитанным. Скорее, искренний умеет быть самим собой.

Главная проблема в том, что мы плохо знаем себя, гонимся за призрачными целями. Немногие уделяют внимание внутреннему миру. Нужно проанализировать свои мысли и планы, чтобы понять истинно своё, не навязанное другими. Иначе ты рискуешь тратить силы на ненужные цели.

Если заглянешь в себя, увидишь многогранный мир и обнаружишь свои таланты. Надо только изучать. Тебе станет не легче, а интереснее. Ты найдёшь свой жизненный путь. Единственный способ стать искренним – познавать себя.

Текст подробного изложения

(1)Многие думают, что быть искренним - значит открыто и прямо говорить то, что думаешь, и делать то, что говоришь. (2)Но вот незадача: человек, сразу озвучивающий то, что первое взбрело ему в голову, рискует прослыть не только естественным, но и невоспитанным, а то и глупым. (3)Скорее, искренний и естественный человек тот, кто умеет быть самим собой: снять маски, выйти из привычных ролей и показать своё истинное лицо.

(4)Главная проблема в том, что мы плохо знаем себя, гонимся за призрачными целями, деньгами, модой. (5)Мало кто считает важным и нужным направить вектор внимания в свой внутренний мир. (6)Нужно заглянуть в своё сердце, остановиться и проанализировать свои мысли, желания и планы, чтобы понять, что истинно моё, а что навязанное, продиктованное друзьями, родителями, обществом. (7)Иначе ты рискуешь всю жизнь тратить силы на цели, которые тебе на самом деле вовсе не нужны.

(8)Если ты заглянешь в себя, то увидишь целый мир, бесконечный и многогранный. (9)Ты обнаружишь свои особенности и таланты. (10)Надо только изучать. (11)И тебе, конечно же, не станет легче и проще, но станет интереснее. (12)Ты найдёшь свой жизненный путь. (13)Единственный способ стать искренним - это познавать себя.

Хочу получить ВЫСШИЙ БАЛЛ за данное изложение!

Хочу научиться

1. писать изложение

2. сокращать текст изложения



Статьи по теме: