Должностная инструкция и обязанности директора школы. Журнал 'Директор школы'

Его заместителем и научным руководителем станет бывший проректор Российской экономической школы Андрей Бремзен. По всей видимости, в 2017 году он займет пост директора школы.

Как сообщается на официальной странице учреждения в Facebook, накануне новых руководителей представили Управляющему совету «Пятьдесят седьмой школы».

Александр Тверской - выпускник Московского Городского педагогического университета, вплоть до настоящего назначения директор ГБОУ города Москвы «Лицей № 1581». В его ведении будут находиться все операционные административные и финансовые вопросы в 57-й школе. «Его основная задача - обновить и обеспечить прозрачность школьного администрирования, обеспечить устойчивость функционирования всех подразделений школы, включая взаимодействие между всеми ее зданиями», – говорится в сообщении.

Андрей Бремзен - профессор экономики, до настоящего назначения проректор Российской экономической школы (РЭШ) по академическим вопросам. В 1992-м году он закончил 57-ю школу, затем с красным дипломом закончил механико-математический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова, а затем магистратуру РЭШ. Защитил докторскую диссертацию по экономике в Массачусетском технологическом институте. В 57-й школе много лет преподавал математический анализ, помогая своему учителю Л.Д.Альтшулеру. «В его ведении будут находиться все вопросы, касающиеся преподавания, взаимодействия со всеми школьными сообществами, а также вопросы сохранения и обновления ценностных и научных компетенций школы». В течение этого учебного года Андрей Сергеевич должен будет пройти аттестацию, необходимую для занятия должности директора школы.

Сам Александр Бремзен уже опубликовал свое обращение к выпускникам школы, в котором объяснил, почему директором станет он, а не Вячеслав Лещинер, победивший в голосовании выпускников: «Мы встречались и общались лично с Вячеславом Роальдовичем. Он сказал, что не хочет/не готов быть директором, но ему будет интересно получить от меня предложение на позицию завуча или заместителя директора. Будем это обсуждать с ним в ближайшее время».

По его словам, первым делом он намерен заполнить вакансии, образовавшиеся в результате скандала. Кроме того, Александр Бремзен будет встречаться с каждым из учителей, разбираться с внутренней ситуацией.

Скандал в 57 школе вспыхнул в конце августа после того, как журналистка Екатерина Кронгауз опубликовала пост об учителе истории, который, по ее словам, годами состоял в близкой связи со своими ученицами. По словам выпускников, администрация, чтобы предупредить любые жалобы, разработала меморандум против «диффамации педагогов». Правоохранители сейчас проводят проверку этой информации.

Глава школы № 57 Сергей Менделевич, в свою очередь, об уходе со своего поста. Кроме того, в школе управляющий совет, который призван заняться решением кризиса. В состав совета вошли: ректор РАНХиГС Владимир Мау, искусствовед Михаил Каменский, известный общественный деятель Анна Федермессер, ресторатор Дмитрий Ямпольский и другие известные люди.

Педагог, психолог, менеджер, стратег, финансист, эффективный управленец – все это относится к главному человеку в современной школе – к директору. Современный директор школы – какой он? Своими размышлениями на эту непростую тему с пресс-службой Московского центра качества образования поделились руководители нескольких школ города.

Ольга Тертухина, директор гимназии № 1554:

Ох, тяжела ты, шапка Мономаха.

А.С. Пушкин

Еще со времен Советского союза идет спор о роли директора школы. Одни считают, что «Если вы хотите быть хорошим директором, стремитесь, прежде всего, быть хорошим педагогом…» (В.А. Сухомлинский), другие – педагогом можешь и не быть, а эффективным менеджером быть обязан.

Если посмотреть на изменение содержания работы директора за последние 3-4 года, то можно увидеть, что у него стало больше свободы в плане финансов, распределения ресурсов, а значит, стало больше и ответственности. Директору сегодня как никогда нужны навыки управления организацией – основы менеджмента, он должен быть эффективным управленцем.

Вместе с тем, стало больше свободы и в содержательном плане. Директор должен разбираться в современных образовательных парадигмах и приоритетах, а также в перспективных образовательных технологиях. Он должен понимать суть и особенности педагогической работы.

Таким образом, современный директор – менеджер, стратег, понимающий современные тенденции образования, умеющий предвидеть будущее.

Современный директор должен сам постоянно развиваться и совершенствоваться и вместе с тем формировать инновационный механизм, направленный на развитие творческой атмосферы в образовательном учреждении, культивировать у подчиненных интерес к инновациям и новшествам.

Но что может сделать директор один, даже если он самый-самый? – Важно уметь подбирать команду. Термин «команда», думаю, пришел к нам из бизнеса и уверенно прижился в педагогической среде, где традиционно сильно «чувство локтя». И здесь директору очень важно, чтобы его заместители были подлинными профессионалами, неравнодушными управленцами, умеющими работать в команде.

Александр Тверской, директор лицея № 1581:

Кто такой современный директор школы? Квалифицированный и опытный педагог, понимающий суть образовательного процесса или грамотный администратор? Убежден, что современный директор школы – это больше, чем просто хороший педагог и администратор – это эффективный управленец.

Сейчас у школы появилось больше свободы и самостоятельности, как в ведении финансово-хозяйственной деятельности, так и в определении содержания образования, что существенно повышает ответственность за принятые решения.

Поэтому директор – это человек, который может и готов принимать управленческие решения для достижения поставленных целей. Однако, зададимся вопросом: может ли директор принимать одинаково эффективные решения как в области управления ресурсами, так и в научно-методических, образовательных областях? – Может, если он способен собрать управленческую команду профессионалов, организовать ее работу и не бояться делегировать ответственность членам своей команды.

Конечно, надо помнить, что современный директор – это ключевая фигура в сфере образования, так как он представляет интересы государства в школе и одновременно интересы школы перед государством и обществом. Директор выстраивает взаимодействие, общение, связи между учащимися, родителями, педагогами, партнерами образовательной организации, государственными и муниципальными органами управления.

Современный директор школы должен иметь не только профессиональные компетенции, которые позволяют ему быть эффективным руководителем, но и личные качества, такие как стрессоустойчивость, упорство и настойчивость, уравновешенность, доброжелательное отношение к людям, уверенность в себе.

Елена Савчук, директор школы № 2005:

Результат деятельности любой школы зависит, прежде всего, от того, какой руководитель стоит во главе ее управления. В современных условиях конкурентной среды перед директором школы стоит непростая задача – найти экономически целесообразное направление обучения и качественно организовать образовательный процесс.

Попробуем составить портрет современного руководителя.
Эффективное управление кадрами, регулирование образовательной деятельности, материальное обеспечение классов методическими материалами и техническим оборудованием, ремонт и обслуживание помещения школы – все это необходимо выполнять и координировать директору в современных, меняющихся условиях жизни.

Директор современной школы обязан быть педагогом и организатором, юристом и экономистом. Разработать свой стиль управления школой, в котором проявятся личностные качества руководителя, – первостепенная задача.
Людей, обладающих выраженными чертами лидера от природы, не так много, но этому качеству при желании можно научиться. Необходимо терпение и работоспособность, терпимость к окружению, умение разбираться в людях и видеть их проблемы, не только связанные с учебным процессом, но и личного характера. Директор является той основой, на которую опираются идеи модернизации российского образования.

На мой взгляд, главная задача современного директора школы – обеспечивать опережающий характер образования: ставить задачи, которые важны сегодня и станут еще более важными завтра, а также находить пути их решения, правильно выстраивать приоритеты. Такая постановка вопроса предполагает, что директор школы – это профессиональный и умелый управленец.

Современный директор должен быть универсальной личностью, прекрасно эрудированной, с гибким мышлением.

Важными качествами руководителя являются талант управленца и хозяйственника. Сегодня в московские школы пришла новая система финансирования. От количества учащихся и воспитанников зависит бюджет образовательного учреждения. Чтобы привлечь детей в школу, нужно быть конкурентоспособными. При этом имеет значение абсолютно все: и уровень качества преподавания, и санитарное состояние зданий и территорий. Директор – менеджер, он обязан просчитывать на много шагов вперед, насколько экономически выгодным будет то или иное его решение, насколько оно будет эффективным. Привлечь детей в школу, рационально распределить средства и приумножить их – непростая задача для руководителя.

Управляться с графиками и таблицами, цифрами и диаграммами трудно, но еще сложнее управлять людьми. Управлять мудро и деликатно, соблюдая необходимый баланс.

Труднее завоевать авторитет у родителей, ведь они разные, но, тем не менее, объединены общим – любовью к детям. В общении с детьми и родителями, педагогами и сотрудниками главное для директора современной школы – оставаться человеком. Директор – главный психолог в школе, в его компетенции – и подбор кадров, и сохранение атмосферы в коллективе. Умение общаться с людьми, находить необходимые компромиссы – одна из важных черт современного директора школы, ключ к успеху.

Если у штурвала школы находится директор, который сочетает в себе все необходимые качества руководителя новой формации, можно с уверенностью говорить, что школа – в надежных руках.

Каждый педагог, который усердно трудится и любит свою работу, рано или поздно задумывается о том, чтобы занять директорское кресло. Но нельзя получить работу руководителя, не следуя определенным правилам. Назначение на должность директора школы - это обязанность местного департамента образования, нужно пройти несколько карьерных ступеней, чтобы местные органы власти смогли доверить вам эту роль.

Какое образование нужно для работы

Человек, который задумывается, как стать директором школы, в первую очередь интересуется, какое учебное заведение ему придется окончить. Безусловно, вам нужно высшее образование. Вы можете окончить училище, техникум с красным дипломом, но поступить в университет, если вы хотите стать директором, вам придется.

Нельзя сразу получить должность руководителя. Вам придется поработать некоторое время обычным учителем. Поэтому не имеет значения, будете вы преподавать математику, биологию или физическую культуру, главное в достижении вашей цели - получение высшего образования. Но этого недостаточно для осуществления вашего желания. Вам придется воспитать в себе определенные качества характера, которые, несомненно, вам помогут.

Какими качествами характера должен обладать директор школы

Чтобы чувствовать себя комфортно, занимая любую должность, нужно действительно стремиться к получению специальных знаний и саморазвитию. Как стать директором школы и какими качествами характера нужно обладать, чтобы достичь желаемой цели в короткие сроки, вам подскажет ваша интуиция, если вы действительно предрасположены к этому. Работа должна приносить удовольствие. Должность директора школы доставит вам радость, если вы воспитаете в себе такие черты характера:

  • Умение находить общий язык с детьми разных возрастов. Вы должны ладить как с первоклассниками, так и с выпускниками, причем ваши взаимоотношения должны быть основаны на взаимном доверии. Властный подход к общению здесь неприемлем.
  • Способность находить общий язык с педагогическим коллективом. Подчиненные должны беспрекословно выполнять все ваши указания.
  • Ответственность. Вы должны осознавать, что вы полностью отвечаете за моральное и физическое состояние всех учеников, пока идут занятия.
  • Способность держать все под контролем. Вы должны понимать, что работа педагогов, учеба школьников, трудовая деятельность вспомогательного персонала должна полностью вами контролироваться.
  • Умение разбираться в бумажной работе. Вам придется постоянно представлять отчеты о работе учебного заведения более высоким органам власти.

Как видите, характеристика на директора школы, которая обычно составляется за время его работы на данной должности, основывается на многих факторах, поэтому заранее решите, готовы ли вы взять на себя такую ответственность.

Специальные знания директора школы

Как стать директором школы, не имея не может ответить никто, потому что этой информации не существует. Чтобы реализовать себя на этой должности, вы должны освоить базовые компьютерные программы. Ведь большинство отчетов сдается в электронном виде. Кроме того, вы должны освоить нормативно-правовую базу, а также изучить последние методики образовательного процесса.

Как стать директором школы: получаем директорское кресло

Согласно постановлению Министерства образования, чтобы получить должность директора, нужно победить в конкурсе, к которому допускаются исключительно кандидаты с высшим образованием и опытом работы на должности учителя. Назначает человека на эту роль представитель местного департамента. Характеристика на директора школы должна быть безупречной, поэтому из всех кандидатов выбирается самый подходящий, имеющий идеальное резюме и умеющий себя вести в обществе.

Если вы хотите стать директором, вам придется смириться с тем, что время от времени вы будете посещать курсы повышения квалификации. На вас будет лежать ответственность за работу педагогического коллектива, но есть еще одна обязанность, которую вы станете выполнять. Как правило, директор преподает ученикам определенный предмет. Вы должны быть учителем высшей категории и время от времени доказывать свой профессионализм.

Тестирование

Иногда при отборе кандидатов на должность директора проводится специальное тестирование. В случае успешной сдачи экзамена вы получите лицензию, которую позже представите компетентному человеку, чтобы он решил, подходите вы на эту должность или же вам еще нужно поработать над своим профессионализмом. Но эта процедура проводится далеко не всегда. Обычно эту должность занимает человек, который много лет проработал в данной школе заместителем директора или обычным учителем.

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ

в Рос. Федерации главное адм. лицо школы. Должность зав. школой, председательствующего в шк. совете и несущего персональную за всю работу школы, впервые введена Уставом единой трудовой школы в 1923 (в 1918-23 школой управлял совет; его исполнит, органом был президиум). С 1934 по пост. СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О структуре нач. и ср. школы в СССР» должность зав. неполной ср. и ср. школой стала именоваться - «директор». Зав. нач. школой стал называться директором по Уставу ср. школы 1970. Д. ш. обычно назначался местным органом управления образованием. Закон Рос. Федерации об образовании (1992) допускает возможность такого назначения директора в случае, если иное не предусмотрено Типовым положением о данном типе и виде уч. заведения.

Д. ш. несёт ответственность за организацию и качество уч.-воспитат. процесса в школе, за охрану здоровья и физич. развития учащихся, а также за хоз.-финанс. состояние школы. Распоряжения Д. ш. обязательны для каждого работающего в школе. В обязанности Д. ш. входят планирование и организация деятельности школы, обеспечение внутришк. контроля, подбор и расстановка кадров, создание оптимальных условий для осуществления эффективного уч.-воспитат. процесса, организация питания школьников. В школе-интернате или при наличии в школе групп продлённого дня Д. ш. несёт также ответственность за состояние помещений, где живут, учатся, отдыхают учащиеся.

Д. ш. является председателем пед. совета, организует его работу. Непосредственно и через своих заместителей руководит пед. коллективом, методической работой и содействует внедрению в учительскую практику нового пед. опыта. Обеспечивая внутришк. контроль, привлекая к участию в нём квалифицир. педагогов, Д. ш. призван систематически анализировать многогранную жизнь школы, доходя до каждого класса, до системы работы каждого учителя.

Д. ш. оказывает помощь и содействие обществ. ученич. орг-циям, заботится об укреплении трудовой и уч. дисциплины, обеспечивает правильное ведение делопроизводства школы, отчётности и т. п. По поручению совета школы Д. ш. может быть распорядителем финанс. средств школы.

Как гл. ответственное лицо Д. ш. представляет школу в отношениях с органами управления образованием, местными органами власти и обществ. орг-циями.

Лит.: Захаров М. Г., Организация труда директора школы, М., 1971; Стре-з и к о з и и В. П., Руководство уч. процессом в школе, Ми972; Сунцов Н. С., Управление общеобразоват. школой. Вопросы теории и практики, М., 1982; Березняк Е. С., Руководство совр. школой, М., 1983; Конаржевский Ю. А., Пед. уч.-воспитат. процесса и управление школой, М., 1986; Внутришкольное управление. Вопросы теории и практики. Под ред. Т. И. Шамовой, М., 1991.


Российская педагогическая энциклопедия. - М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Смотреть что такое "ДИРЕКТОР ШКОЛЫ" в других словарях:

    Директор школы - в Рос. Федерации главное административное лицо школы. Должность заведующего школой, председательствующего в школьном совете и несущего персональную ответственность за всю работу школы введена Уставом единой трудовой школы в 1923 (в 1918 23… … Педагогический терминологический словарь

    директор - сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) кого? директора, кому? директору, (вижу) кого? директора, кем? директором, о ком? о директоре; мн. кто? директора, (нет) кого? директоров, кому? директорам, (вижу) кого? директоров, кем? директорами, о… … Толковый словарь Дмитриева

    ДИРЕКТОР - Видеть во сне директора – к тому, что ваше желание исполнится. Приснившийся директор школы, естественно, предвещает неприятный вызов классного руководителя вашего ребенка. Говорить с директором фирмы – сможете занять руководящий пост. … … Сонник Мельникова

    Директор ("Обрыв") - Смотри также Уп. л. Директор школы, где учился Райский, с злыми и холодными глазами. Подслушав однажды рассказ Райского, как дикие ловят и едят людей, какие у них леса, жилища, оружие и проч., Д. сказал: Пустяки молоть мастер, а на экзамене не… … Словарь литературных типов

    Директор (фильм - Директор (фильм, 1987) Директор The Principal Жанр драма … Википедия

    Директор (фильм, 1987) - У этого термина существуют и другие значения, см. Директор (значения). Директор The Principal Жанр … Википедия

    Директор Скиннер - Персонаж мультсериала «Симпсоны» Сеймур Скиннер Пол: Мужской Волосы: Серые Возраст: 44 … Википедия

    Директор, Аарон - У этого термина существуют и другие значения, см. Директор (значения). Директор, Аарон Aaron Director Дата рождения: 21 сентября 1901(1901 09 21) Место рождения: Старый … Википедия

    Директор Аарон

    Директор А. - Аарон Директор (англ. Aaron Director; 21 сентября 1901, Чарторийск, Волынской губернии, ныне Украина 11 сентября 2004, Лос Альтос Хиллс, шт.Калифорния) американский экономист, представитель Чикагской школы в экономической науке. Шурин известного… … Википедия

Книги

  • Как исчез директор школы , Гиваргизов Артур Александрович. Вашему вниманию предлагается сборник рассказов Артура Гиваргизова. Для детей среднего школьного возраста…

Директор школы – глава и «лицо» образовательного учреждения. В современном понимании, директор школы, по сути, является наемным образовательного учреждения. Эта должность назначаемая, а не выборная. В ведении директора находится множество вопросов, непосредственно связанных с деятельностью учреждения: управление педагогическим и прочим персоналом, учащимися, экономические, финансовые и юридические аспекты.

Есть определенные требования, предъявляемые к человеку, претендующему на эту должность. К ним относятся: наличие высшего профессионального образования, стаж работы не менее 5 лет на педагогических и руководящих должностях, соответствующий уровень квалификации и аттестации. При назначении директора школы приветствуется не только высшее педагогическое, но и управленческое образование. Назначает директора школы и освобождает его от занимаемой должности учредитель образовательного учреждения. Директор школы может быть назначен путем повышения действующих его заместителей, либо «со стороны».

Контроль за деятельность директора образовательного учреждения

Если школа государственная, то учредителем выступает управление образования города или муниципального образования в лице начальника этого управления. Работодателем для директора школы является управление образования, именно оно заключает с ним трудовой договор и устанавливает размер заработной платы. Размер заработной платы директора определяется исходя из средней заработной платы педагогического персонала. Если школа частная, то учредителем могут быть частные юридические и физические лица. В этом случае, учредитель также заключает с директором трудовой договор и устанавливает размер заработной платы. Трудовой договор с директором школы может заключаться как срочный, так и бессрочный. Учредитель осуществляет контроль за деятельностью директора и учреждения в целом.

Учредитель образовательного учреждения может также назначить Наблюдательный совет, который осуществляет контроль за профессиональной деятельностью директора, образовательным процессом, финансовыми ресурсами, совершением крупных сделок и так далее. Состав Наблюдательного совета утверждается учредителем образовательного учреждения в виде приказа.

Директор школы несет административную и уголовную ответственность. Директор также может быть освобожден от занимаемой должности по решению суда.



Статьи по теме: