Понятие и сущность внешней политики государств. Внешняя политика государства

Внутренняя политика

Внутренняя политика

совокупность направлений деятельности государства, его структур и институтов по организационному, конкретно- содержательному выражению интересов народа с целью создания условий для нормальной человеческой жизни; сохранению или реформированию существующего общественного и государственного строя. Сферы внутренней политики многообразны: экономическая, демографическая, культурная, аграрная, социальная и т.п. Одной из этих сфер выступает политическая. Внутренняя политика в политической сфере направлена на модернизацию, совершенствование политической системы общества, отдельных ее институтов, политических отношений и взаимоотношений между институтами, правил, норм, законов, регулирующих эти взаимодействия, и в целом на создание стабильной, эффективно действующей политики. Эта политика основывается на реальных человеческих интересах, основополагающих конституционных принципах: осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц; права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими; все равны перед законом и судом; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; достоинство личности охраняется государством; граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, участвовать в референдуме и др. Внутренняя политика государства достигает успеха тогда, когда ее цели, способы и достижения понятны, ясны и одобрены большинством населения. Как показало время, российская внутренняя политика, особенно на начальной стадии реформирования, была непонятна массам, в результате чего она не только не достигла планируемых результатов, но в сознании людей укрепилась мысль о вредности демократических преобразований, их античеловеческой направленности. Поэтому внутренняя политика многих институтов государственной власти отчуждаема людьми, оцениваема негативно. Деятельность людей и деятельность институтов в разных сферах внутренней политики органически взаимосвязаны, и только в их единстве – ключ к ее эффективности.

Шпак В.Ю.


Политология. Словарь. - М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Внутренняя политика

деятельность государства, его институтов, которая направлена на сохранение или реформирование существующего социально-политического строя.


Политическая наука: Словарь-справочник . сост. проф пол наук Санжаревский И.И. . 2010 .


Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Смотреть что такое "Внутренняя политика" в других словарях:

    Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/9 декабря 2012. Дата постановки к улучшению 9 декабря 2012 … Википедия

    ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА - Политика, выражающая взаимоотношения классов, социальных групп и наций внутри государства … Словарь политических терминов

    ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА - все внутренние дела государства, их ведение. Это понятие, широко используемое в конституционном лексиконе. В Российской Федерации Президент в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и… … Энциклопедический словарь конституционного права

    ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА - – сфера отношений между субъектами политики (классами, др. социальными группами, партиями, общественными движениями и т. д.), сердцевиной которых является завоевание, удержание и использование власти. В. п. осуществляется властными структурами,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Политика Портал:Политика Болгария Эта статья часть серии: По … Википедия

    Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политическая система России Политическая система Конституция России … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Политика Украины. Политика Портал:Политика Украина … Википедия

    Государство Израиль Эта статья из цикла статей: Политика и правительство Израиля … Википедия

    Внутренняя политика царизма в 19 в. - Чем сильнее подрывались основы самодержавно крепостнического строя, тем яснее становилась реакционность политики царизма. Николай I упорно охранял господство дворян хозяйственной, общественной и политической жизни страны на всем протяжении своего … Всемирная история. Энциклопедия

    Информация в этом разделе устарела. Вы можете помочь проекту … Википедия

Книги

  • Внутренняя политика Анны Иоанновны (1730-1740) , Н. Н. Петрухинцев. В монографии исследуется процесс формирования ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ ВРЕМЕНИ ПРАВЛЕНИЯ АННЫ ИОАННОВНЫ (1730-1740 гг.) и анализируются наиболее крупные внутриполитические акции аннинского…

По своему содержанию политика представляет собой общественное отношение, прежде всего по поводу власти. Политика проявляется через деятельность институтов и учреждений государственной власти; науку и искусство политического маневрирования, его методы и средства; политическую идеологию, включающую разработку целей, задач и принципов политики. В научной литературе проводится различие между терминами "внешняя политики" и "международные отношения". Последние рассматриваются как более широкое понятие, включающее не только политические, но и иные связи между субъектами международных отношений. В истории общественных отношений внешняя политика появилась практически одновременно с возникновением государств. Внешнюю политику государства можно определить как область его деятельности, прежде всего его руководящих органов в сфере международных отношений в целях оказания направленного влияния на иных участников международных отношений.

Внешняя политика является неотъемлемой составной частью государственной политики, детерминируя действия государства в сфере внутренней политики. Иногда она является просто функцией внутренней политики. Каждое государство осуществляет тот или иной курс внешней политики. Необходимость внешней политики вытекает из того факта, что внутренняя политика не обеспечивает в полной мере потребности и интересы данного общества. В этом смысле внешняя политика является продолжением и дополнением внутренней политики, выполняя вспомогательные функции по отношению к внутренним политическим процессам. Особенности внешней политики не следует абсолютизировать. Внутренние и внешние функции политики тесно взаимосвязаны. Одна и та же проблема часто содержит в себе и внутренний аспект, и международный. Отсутствие демократии во внутренней политике с течением времени может привести к тому, что и внешняя политика станет функцией внутренней политики. Каждый политический режим стоит перед необходимостью осуществлять внешнеполитический курс, который бы обслуживал потребности внутренней политики.

Необходимо помнить, что внешняя политика осуществляется в иных общественных условиях, нежели внутренняя. Международное сообщество имеет свою собственную децентрализованную структуру, составными элементами которой являются суверенные государства. В конечном счете политические действия на международной арене опираются в большей мере не на нормативные акты, подчиняющие отдельные личности данной государственной власти, а на совместную деятельность людей и их сотрудничество.

Специфические и базовые черты внешней политики.

Можно выделить некоторые специфические и базовые черты внешней политики. Одной из ее важнейших черт является выработка и реализация целей внешнеполитической деятельности. Конечно, формулирование программ и организация политических действий всегда обусловлены конкретной ситуацией на международной арене. Например, успехи советской внешней политики времен перестройки во многом связаны с провозглашенным принципом деидеологизации внешней политики. Одной из черт, характеризующих внешнеполитическую деятельность государства, как уже отмечалось, является способность этого государства поддерживать политическую стабильность на должном уровне внутри государства. Взаимосвязи и взаимозависимости внутренней и внешней политики распространяются практически на все сферы общественной жизни, будь то экономика, культура, наука. Поэтому очевидна и обратная связь воздействия внутренней политики на внешнюю. Эффективная внешняя политика способна активно влиять на реализацию целей внутренней политики. Внутренняя политика каждого государства не только определяет направления, но и обеспечивает средства реализации внешней политики. Последняя не только служит целям внутренней политики, но и осуществляет ее корректировку в соответствии с международным условиями. Следует помнить при этом, что первенство внутренней политики надвнешней является следствием примата внутренних функций государства над его внешними функциями.

Сущность внешнеполитической деятельности государства нельзя рассматривать в отрыве от характера международных отношений. Особенности характера международных отношений, в которых осуществляется внешнеполитическая деятельность государств, могут выглядеть следующим образом. Международные отношения охватывают весьма широкую, а поэтому трудную для понимания область явлений и процессов, полное познание которых, теоретическое упорядочение и анализ их взаимосвязей при нынешнем состоянии знаний и несовершенстве научного аппарата почти невозможны.

В международной жизни - в отличие от других проявлений общественной жизни - нет центрального ядра власти и управления, а наличествует полицентризм и полииерархия, в рамках которой весьма большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы. Какие-либо закономерности или повторяемость трудноуловимы. У исследователя международных отношений нет полного доступа к широкой и объективной информации, особенно в области политической и стратегической, в которых большую роль играют соображения безопасности и тайна дипломатии. В международной жизни - в отличие от внутренней жизни государств - выступает перевес гетерогенных факторов над факторами объединяющими, что в итоге затрудняет систематическое описание и обобщение международных явлений и процессов и выяснение причинно-следственной деятельности государств. В сфере действий факторов (действующих единиц) международных отношений очень большую роль играют одновременность многих интеракций (взаимодействий) и случайные события, что, вместе взятое, затрудняет анализ и оценку целевых действий, и предвидение их последствий.

Виды внешней политики.

Реализация внутренних функций государства приобретает различные форма в зависимости от складывающихся обстоятельств на международной арене. Можно выделить некоторые виды внешней политики, характерные для тех или иных государств в современных условиях. Одним из таких видов является пассивная внешняя политика, которая присуща экономически слабым государствам, вынужденным приспосабливаться к международной конъюнктуре. Агрессивная внешняя политика заключается в формировании собственной внутренней политики и в стремлении приспособить или принудить к изменениям во внутренней и внешней политике другие государства. Активная внешняя политика заключается в интенсивных поисках равновесия между внутренней и внешней политикой. Консервативная внешняя политика заключается в активной или даже агрессивной охране достигнутого ранее равновесия между внутренней и внешней политикой. Такая политика характерна для некоторых бывших супердержав. В качестве примера можно привести действия Великобритании в ответ на аргентинское вторжение в 1984 г. на Фолькленды-Мальвины.

Внешняя политика призвана регулировать взаимоотношения между государствами и народами, курс того или иного государства, его представителей на международной арене, направленный на достижение национально-государственных интересов. Для определения сущности внешнеполитического курса любой страны крайне необходим учет господствующих внутренних социальных отношений. Будучи "перенесенными" на международную арену в лице государства, они становятся государственной внешней политикой, направленной на сохранение и упрочение данной структуры общественных отношений и форм собственности. Любое государство стремится к тому, чтобы превратить свою международную политику в важный инструмент укрепления своих позиций и достижения своих классовых целей. В основе внешней политики любого цивилизованного государства лежат национальные интересы. Внешняя политика тем самым выражает национальные интересы на международной арене, избирает адекватные средства и методы их реализации.

Основными субъектами внешней политики являются:

Государство, его институты, а также политические лидеры и главы государств. Государству принадлежит определяющая роль в формировании внешнеполитического курса.

Неправительственные организации, так называемая "народная дипломатия", которая включает деятельность как политических партий и движений, так и неполитических объединений и союзов.

Успех внешней политики зависит от объективности и реальности отражения насущных общественных интересов, а также от адекватно выработанных средств и методов реализации этих интересов и достижения поставленных целей.

Цели внешней политики.

Сущность внешней политики определяется целями, которые она ставит перед собой, и средствами их достижения, что зависит от многих обстоятельств: социально-политического устройства государства, формы правления, политического режима, уровня социально-экономического развития, участия в международных организациях и прежде всего военно-политических блоках, политической динамики государства, уровня политической культуры и т.д. Традиционными целями внешней политики государства можно назвать: повышение материального и духовного уровня жизни населения, экономического и политического могущества государства; обеспечение безопасности государства, его национального суверенитета и территориальной целостности; недопустимость вмешательства во внутренние дела извне; повышение престижа и роли государства в международных отношениях; защита определенных политических и экономических позиций во внешнем мире. Все перечисленные цели тесно взаимосвязаны между собой. Успешная реализация каждой из них способствует благоприятным условиям реализации всех остальных.

Цели внешней политики весьма разнообразны. И в современных условиях их формулирование и разработка обусловлены различными обстоятельствами: социально-политическим устройством страны, формами правления, уровнем развития экономики, союзами с другими государствами. В зависимости от этих факторов можно выделить несколько групп целей внешнеполитической деятельности современных государств. Это - обеспечение национальной безопасности; возрастание экономического и политического могущества государства; укрепление его международных позиций. Укрепление национальной безопасности - одна из важнейших задач государства. В периоды наибольшей угрозы национальной безопасности государства обычно подчиняют все другие цели обеспечению своей безопасности с тем, чтобы создать эффективные гарантии от любой внешней угрозы. В истории государств немало примеров, иллюстрирующих эту закономерность. Классическим примером является Великая Отечественная война СССР против гитлеровского фашизма.

Одной из важнейших групп целей внешней политики государства является обеспечение роста его экономического и политического потенциала. Отстаивание национальных интересов тесно связано с обеспечением оптимальных условий функционирования государства. Могущество государства зависит от его внутренней политической стабильности, способности регулировать противоречия различных слоев общества. Государство через свою внешнюю политику может способствовать эффективному экономическому развитию страны, повышению уровня жизни населения. Государство способно приумножить свое национальное достояние через участие в различных экономических и политических группировках. Важной задачей государства является создание позитивного международного имиджа, престижа и прочных международных позиций среди государств мирового сообщества. Перечисленные группы целей внешней политики тесно взаимосвязаны. Так, формирование положительного имиджа страны на международной арене невозможно без реализации двух предыдущих. Например, политическая дестабилизация общества серьезно подрывает национальную безопасность государства, ослабляет его международные позиции. Понятно, что достигнуть идеального состояния, при котором обеспечивается оптимальная реализация всех целей государства, весьма трудно, а порой и просто невозможно. Необходимо также помнить, что цели внешней политики всегда являются производными от экономического потенциала страны, уровня развития демократии и политической культуры. Поэтому рациональная внешняя политика всегда состоит в поиске баланса условий, при которых отсутствие успехов в реализации целей на одном из направлений политики компенсируется достижениями на других направлениях.

Функции внешней политики.

Внешняя политика выполняет некоторые специфические функции. Среди них выделяются:

  • - Охранительная функция связана с охраной прав и интересов данной страны и ее граждан за границей. Ее назначение состоит также в приспособлении национальной внешнеполитической стратегии к полистратегиям систем государств. Реализация этой функции направлена на предотвращение угрозы для данного государства, на поиск мирного политического решения возникающих спорных проблем. Угрозу для государства могут представлять снижение имиджа в глазах мирового сообщества, появление территориальных претензий со стороны соседних государств, поддержка сепаратистских движений в собственной стране со стороны иностранных государств. Эффективная реализация данной функции зависит от способности государства и соответствующих органов и институтов определить потенциальные источники угрозы и не допустить нежелательного течения событий. Институтами, способствующими реализации охранительной функции, являются посольства, консульства, представительства, культурные центры. Специфические задачи охранительного порядка реализуют также разведка и контрразведка.
  • - Информационно-представительская функция находит свое выражение в деятельности соответствующих органов по созданию положительного имиджа государства в мировом сообществе. Эти органы информируют свое правительство о намерениях иных правительств, обеспечивают контакты данного государства с другими странами. Эти органы проводят анализ полистратегической обстановки по конкретным вопросам. Представительская функция реализуется посредством влияния на общественное мнение и политические круги тех или иных стран, чтобы сформировать благоприятные условия для решения внешнеполитических задач. Успешное осуществление данной функции уменьшает возможности ошибочных решений во внешней политике, смягчает негативные последствия дисфункциональных факторов. Информационно-представительская функция реализуется в рамках культурных и научных обменов, деятельности центров культуры иностранных государств и т.п.
  • - Организаторская функция внешней политики заключаются также в инициативных организаторских действиях, направленных на поиски выгодных контактов и создание благоприятных внешнеполитических условий деятельности государства. Существенное значение для реализации этих функций имеет деятельность центральных органов внешней политики (МИД, посольств).
  • - Регулирующая функция внешней политики необходимы для того, чтобы ликвидировать нарушения равновесия в системе внешнеполитических связей. В процессе реализации внешнеполитической деятельности органов государства проявляется гибкость политической стратегии государства. Жесткая политическая система всегда реагирует на нарушение внешнеполитического равновесия незначительным количеством реакций, свобода выбора решений невелика. Мобильность политической системы зависит от многих факторов, в том числе исторического опыта системы, основных свойств ее структуры. В процессе негоциаторной деятельности проявляется качество дипломатии, осуществляется приспосабливание средств внешней политики к ее целям. Указанные выше функции внешней политики имеют универсальный характер. Универсальность возникает вследствие того, что все подсистемы внешней политики тесно взаимосвязаны, и ни одна функция в отдельности не может удовлетворить потребности государства в достаточной степени.

Средства внешней политики.

Существенным элементом процесса внешнеполитической деятельности является выбор средств и оценка их результативности. Выбор средств внешней политики обычно свидетельствует о ее рациональности и эффективности. Осуществляя внешнюю политику, государство обычно применяет многие средства. Сгруппировать их можно по основным сферам жизнедеятельности общества: информационно-пропагандистские средства, политические, экономические, военные.

Информационно-пропагандистские средства (или идеологические) играют важную роль в адаптации государства к сложным полииерархическим международным структурам в области средств массовой информации, деятельности культурных центров и др. В международных системах пропагандистские средства проявляются скрытно и неравномерно в зависимости от международной обстановки. Политические средства внешней политики используются, прежде всего, в целях дипломатических отношений. Дипломатия осуществляется в форме переговоров, переписки, повседневного представительства государства за границей, участия в международных организациях. Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны, как для решения внутренних проблем, так и для воздействия на политику иных государств. Экономическая мощь страны является особо важным средством внешней политики, определяющим позиции и место государства в мировом сообществе. Государство, обладающее сильной экономикой, имеет и прочные международные позиции. Важными средствами внешней политики являются также сырьевая база государства, внешняя торговля, лицензионная политика. В международной практике широко используются такие средства внешней политики, как эмбарго или режим наибольшего благоприятствования в торговле.

Военными средствами внешней политики принято считать военную мощь государства, т.е. численность армии, виды вооружений, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства часто используются в целях оказания косвенного давления на иные страны. Формами давления могут быть учения, парады, маневры, испытания новых видов оружия. Помимо означенной типологии иногда выделяют также средства внешней политики, которые можно определить как устойчивые (территория, климат, природные ископаемые, геополитическое положение) и переменные (направления и концепции внешней политики, политические лидеры, политическая культура, политическая система и др.).

Внешняя политика государства должна рассматриваться на двух уровнях:

  • 1) как элемент в иерархически организованной политической системе государства, где решения принимаются центрами государственной власти и обязательны для исполнения адресатами, в том числе аппаратом государства;
  • 2) как элемент в полииерархических международных системах, где отсутствуют центры власти и решения принимаются суверенными субъектами права (государствами), которые не имеют обязательной силы, как это имело бы место в рамках отдельного государства.

Внешняя политика, являясь продолжением внутренней политики, зависит от множества факторов, выполняет в обществе разнообразные функции и использует различные средства для достижения своих целей. Она направлена на создание наиболее благоприятных условий для решения внутриполитических задач и укрепление международных позиций государства. Развитие международных отношений, практическая реализация внешней политики во многом зависит от деятельности международных объединений и организаций. Международные организации - постоянные объединения межправительственного и неправительственного характера, создаваемые на основе международного соглашения (устава, статуса или иного конституционного документа) в целях содействия решению международных проблем.

Планы создания подобных организаций выдвигались, начиная с глубокой древности. Однако первые международные организации появились лишь в XIX в. Особенно быстро они начали создаваться после второй мировой войны. В современных условиях их количество огромно. Международные организации подразделяются на межправительственные, создаваемые на основе многосторонних международных договоров и объединяющие государства (ООН, ЮНЕСКО, МСС, ОАЕ и др.), и неправительственные, включающие национальные общественные организации (ВПФ), частных лиц (Совет Пагуошского движения), города (Всемирная федерация породненных городов), научные учреждения (Международный совет научных союзов) и др. объединения. Подразделяются они также навсемирные и региональные.

Международные организации являются важных субъектом международных отношений и оказывают в последние годы все большее влияние на мировой политический процесс в целом.

Политика представляет собой целенаправленную деятель­ность государства по решению общественных проблем, по­становке и реализации общезначимых целей развития обще­ства или его отдельных сфер. Одновременно с этим политика является и средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области.

Существует множество классификаций политики. По критерию направленности выделяют, как вы знаете, внут-


реннюю и внешнюю политику. Внутренняя политика связа­на с решением проблем внутри страны, а внешняя - на международной арене. В зависимости от того, на какую сферу общественной жизни оказывается воздействие, выде­ляются следующие направления внутренней политики: эко комическая, социальная, государственно-правовая, культур­ная. Иногда культурная политика рассматривается в качестве составляющей социальной политики. Каждое из направлений внутренней политики делится, в свою очередь, по отраслевому признаку. Так, экономическая политика включает политику промышленную, аграрную, налоговую, денежно-кредитную и др.

Социальная политика представлена политикой в области здравоохранения, демографической, национальной, моло­дежной политикой и пр. Составляющими государственной политики являются законодательная, административная, судебная, кадровая, правовая политика. Культурная поли­тика - это политика в области образования, кино, театра и пр. По полноте охвата и влиянию на общество выделяют такие разновидности политики, как научно-техническая, экологическая, информационная. Они пронизывают все сфе­ры общественной жизни и поэтому не принадлежат ни к од­ной из них. Направления политики имеют свою структуру и объекты воздействия. Например, аграрная политика включает следующие элементы: сельскохозяйственную по­литику, агропромышленную политику, внешнюю аграрную политику. Объектами аграрной политики являются агропро­мышленные объединения, фермерские хозяйства и др.

Внешняя политика также имеет направления: оборон­ная, иностранная (между физическими и юридическими ли­цами различных государств), внешнеэкономическая и пр.

Структурная детализация государственной политики поз­воляет более целенаправленно реализовывать программы и проекты в конкретной сфере.

По критерию долговременности выделяют стратегичес кую и тактическую (текущую) политику. Стратегическая политика по временному интервалу бывает долгосрочной (10-15 лет), среднесрочной (3-5 лет) и краткосрочной (1,5-2 года). Тактическая политика - это деятельность, на­правленная на реализацию намеченных стратегических целей.

В современном мире большое влияние на внутреннюю политику оказывает внешний фактор - международная по­литика.



Процесс развития государственной политики включает четыре основных этапа, представляющих своеобразный по­литический цикл: определение общественных проблем и це­лей политики; разработка (формирование) политики; осуще-


ствление государственной политики; оценка результатов го­сударственной политики.

На первом этапе выявляются общественно значимые проблемы и их причины. Например, ухудшение демографи­ческой ситуации в России связано с двумя факторами: с низкой рождаемостью и высокой смертностью, которые, в свою очередь, зависят от других факторов (вспомните изве­стные вам факты). Для разработки политики в этой облас­ти необходимо понять основные причины такого положения: неэффективность отечественного здравоохранения, бедность, неудовлетворительная экология, рост алкоголизма, наркома­нии и т. д.

Второй этап. На основе проведенного анализа определя­ются цели (задачи). Так, в приведенном примере демографи­ческой ситуации задачи политики направлены на устране­ние этих причин. Выстраивается иерархия целей в каждой из областей общественной жизни. Государственные институ­ты выполняют определенную роль в этом процессе. Напри­мер, общую стратегию внешней и внутренней политики оп­ределяет Президент РФ. Он же ставит общие цели перед федеральными органами исполнительной власти, что нахо­дит отражение в его ежегодном Послании Федеральному собранию РФ о положении в стране и основных направле­ниях внутренней и внешней политики государства. Прави­тельство РФ определяет общие конкретные цели, а также стратегию государственной политики в отдельных областях. Основным документом Правительства является среднесроч­ная программа социально-экономического развития Россий­ской Федерации. Парламент также принимает участие в формировании политики путем обсуждения актуальных проблем, в ходе принятия бюджета, законодательных актов, относящихся к отдельным сферам государственной полити­ки. Сложность общественных проблем приводит к тому, что при разработке политики органы государственной власти (политические руководители) прибегают к помощи не толь­ко чиновников-профессионалов (экспертов, аналитиков, спичрайтеров и др.), но и специальных исследовательских организаций-«мозговых центров», нацеленных на разра­ботку новых идей, подходов или программ.

Третий этап. С принятием правительственных программ завершается этап разработки политики и начинается этап ее реализации. Здесь на первый план выступают исполнитель­ные органы власти, прежде всего министерства, службы и агентства. Координирует их работу Правительство РФ и Президент РФ. Федеральные министерства принимают под­законные акты (директивы, приказы, распоряжения и др.). Федеральные службы осуществляют контроль и надзор за их исполнением. Они занимаются также выдачей разреше-


ний (лицензий) на осуществление определенных видов дея­тельности юридическим лицам и гражданам, регистрируют акты, документы. Федеральные агентства осуществляют полномочия собственников в отношении государственного имущества, оказывают услуги другим федеральным органам (например, в разработке стандартов), юридическим лицам, гражданам. Оказание качественных услуг населению - одна из актуальных проблем государственного управления во всех странах, в том числе и в России. Главное в оказании услуг - непрерывное обслуживание и скорость реакции на запросы населения. Недопустимы сбои в работе транспорта, криминальной полиции, ЖКХ и пр. В настоящее время многие государства ориентируются в своей работе на список базовых услуг, принятый в странах Евросоюза. В нем пре­дусмотрены, например, для граждан выплаты из фонда со­циального страхования (студенческих стипендий, семейных льгот и пр.), действия в ответ на заявления о помощи (в ча­стности, о краже, угоне машины), выдача документов (пас­портов, водительских прав), запись актов гражданского со­стояния. В числе общественных услуг для бизнеса - регистрация новых компаний и т. д.

В целом этап реализации политики представляет собой систему мероприятий, ориентированных на конечный результат, что находит отражение в рабочих планах минис­терств. В них заранее продумывается программа действий по осуществлению поставленных задач: цели деятельности, главные исполнители, стандарты выполнения (технические задания), распределение ресурсов, стандарты и критерии ре­зультатов выполнения. При выполнении планов использу­ются различные методы, прежде всего правовые. Широко применяются также методы социально-психологические (убеждение, договоренности) и административные (кон­троль, ограничения, квоты). Большую значимость приобре­ли экономические (налоги, тарифы, дотации) и организаци­онные методы. Например, для выявления поставщиков товаров или исполнителей работ и услуг проводятся откры­тые конкурсы, способствующие совершенствованию государ­ственных заказов.

На четвертом этапе анализируются результаты и последствия государственной политики. Дается заключи­тельная оценка проводимой политике (программе), работе государственных органов. Так, деятельность министерств Великобритании оценивается на основе единой методики по следующим направлениям: эффективность, результатив­ность и экономность. В США рекомендуется оценивать ра­боту городской администрации по таким показателям, как выполнение плановых целей, неплановые эффекты, объем услуг, время выполнения работы, степень удовлетворения населения.


Следует отметить, что большое влияние на государствен­ную политику оказывают различные группы интересов, в том числе лоббистские группы, деятельность которых будет раскрыта в последующих параграфах.

Внутренняя и внешняя политика государства: понятие и принципы.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА - деятельность государства на международной арене,

регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической

деятельности: государствами, зарубежными партиями и иными общественными

организациями, всœемирными и региональными международными организациями.

В.п. опирается на экономический, демографический, военный, научно-

технический и культурный потенциалы государства; сочетание последних

определяет возможности В.п. деятельности государства на тех или иных

направлениях, иерархию приоритетов в постановке и реализации В.п. целœей.

Формой традиционного осуществления В.п. является установление

дипломатических отношений (или снижение их уровня, приостановка, разрыв и

даже объявление войны при обострении отношений с бывшими партнерами) между

государствами; открытие представительств государства при всœемирных и

региональных международных организациях или членство государства в них;

Внутренняя политика - совокупность направлений деятельности государства, его структур и институтов по организационному, конкретно-содержательному выражению интересов народа с целью создания условий для нормальной человеческой жизни; сохранению или реформированию существующего общественного и государственного строя.

Внутренняя политика основывается на реальных человеческих интересах, основополагающих конституционных принципах:

▪ осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц;

▪ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими;

▪ всœе равны перед законом и судом;

▪ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединœениям, а также других обстоятельств;

▪ достоинство личности охраняется государством;

▪ граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителœей;

▪ избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, участвовать в референдуме и др.

18. Конституционно-правовое регулирование религиозных отно­шений и статуса церквей.

В условиях демократических режимов конституции провозглашают идеологический плюрализм, свободу убеждений и выражения своих мнений (Германия, Италия, Канада, Япония и др.). В соответствии с Международными пактами о правах человека закон запрещает лишь призывы к насилию, террору, расовой и национальной розни. Некоторые запреты связаны с моральными ценностями общества (к примеру, ограничение или полное запрещение порнографических изданий в ряде стран), с крайне важно стью оберегать здоровье населœения (к примеру, запрет или ограничение пропаганды алкоголя или табачных изделий).

В группе стран существует официально признанная идеология (к примеру, рукунегару в Малайзии, панча-сила в Индонезии), но она не внедряется принудительно и уклонение от нее не влечет наказаний. При этом для ее пропаганды создаются значительные преимущества. То же можно сказать об исламе, идеях ʼʼарабского социализмаʼʼ, халифата в ряде мусульманских стран. Для иноверцев эти взгляды не являются обязательными, но для мусульман они представляют из себячасть шариата͵ и в тех странах, где наиболее ревностно соблюдаются каноны ислама, вы-ражение иных взглядов может влечь даже наказание, в т.ч. со стороны особой полиции нравов (мутавы).

Наконец, в странах с тоталитарными политическими системами существует, как уже говорилось, фактически или даже формально обязательная идеология. Выступления с критикой марксизма-ленинизма, маосизма (в Китае), идей ʼʼчучхеʼʼ, произведений Ким Ир Сена в Северной Корее и т.д. влекли за собой наказания.

Внутренняя и внешняя политика государства: понятие и принципы. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Внутренняя и внешняя политика государства: понятие и принципы." 2017, 2018.

Деятельность государства осуществляется в двух направлениях. Первое, это внутренние общественные отношения, которые называются внутренней политикой. Второе, это отношения за пределами границ государства - внешняя политика. Оба эти направления сосредоточены на одной задаче - укрепить и упрочить в государстве систему общественных отношений. У внешней политики есть своя специфика. Ее формирование происходит позже, и реализуется она в других условиях. Внешняя политика государства занимается регулированием взаимоотношений с другими странами и народами, обеспечивая выполнение их потребностей и соблюдение интересов в международной сфере.

Основные направления внешней политики

Выделяют несколько важных направлений в политике любого государства. Первое, это безопасность страны. Это направление считается одним из основных, так как без его реализации политика вне страны не может существовать. Второе, это рост государства по направлениям экономики, политики и обороны. Благодаря внешней политике возможно увеличение потенциала страны. Следующая цель - это налаживание и упрочнение позиций государства, его международных отношений и связей. Для того чтобы престиж государства был на высоком уровне, обязательно выполнение двух первых направлений.

Внешняя политика: функции

Выделяют три приоритетные функции, которые должна выполнять политика вне страны: охранная, репрезентативно-информационная и переговорно-организаторская. Охранная функция подразумевает защиту прав граждан, их интересов за пределами страны предотвращение возможных угроз для государства и его границ. Суть репрезентативно-информационной функции заключена в представлении страны в международной сфере через ее представительства, которые выражают интересы государства. Организация и использование контактов с помощью дипломатических каналов на внешних уровнях являются задачами переговорно-организаторской функции.

Внешняя политика и ее средства

Основными политическими средствами принято считать: информационные; политические; экономические; военные. С помощью экономического потенциала государства происходит воздействие на политику остальных стран. Военное оснащение, новые разработки оружия, учения и маневры наглядно показывают, насколько велик потенциал государства. Хорошо налаженные дипломатические отношения - одно из необходимых средств, которыми должна обладать внешняя политика.

Функции государства

В зависимости от политической направленности различают две функции государства. Внешняя - направлена на деятельность за пределами страны. Внутренняя - представляет деятельность внутри страны. Эти две функции связаны между собой, так как внешняя политика зачастую зависит от внутренних факторов, при которых функционирует государство. Внешние функции включают себя такие направления, как интеграция мировой экономики, оборона страны, внешнеэкономическое партнерство, взаимодействие и сотрудничество с другими странами в решении экологических, демографических и других глобальных проблем современного мира.



Статьи по теме: