Фауст очень краткое. «Фауст

Посвящение

Произведение начинается размышлением поэта о страницах уже забытой им жизни. Художник вспоминает свою первую любовь и тяжести дружбы, умерших и тех, кто просто оставил след в его памяти.

Пролог в театре

Эта часть произведения далека от сути поэмы. В ней раскрывается проблема художественного искусства, из уст людей, приближенных к нему, а именно: Директора театра, Поэта и комический актер. На их совещании встает вопрос назначения искусства в жизни людей. Каждый из присутствующих имеет на это свою точку зрения: Директор хотел угодить всем зрителям своего театра, как бедноте, так и состоятельным; Поэт говорил, что толпа никчемный и не в способен понять гениальность его произведений; Комик считает, что всем необходимы хорошие шутки, поэтому его целью является развлечение людей.

Пролог на небе

«Пролог на небе» является завязкой поэмы. В этой части произведения поэт знакомит читателей с главным действующим лицом — Фаустом. Пролог начинается разговором Господа, архангелов Михаила, Рафаила и Гавриила, а затем к ним присоединяется и Мефистофель. Они воспевают величие творения Бога, подчеркивают волшебные детали природы, которые невозможно постичь. Хвалу архангелов перебивает Мефистофель. Он уверяет Господа, Вселенная не является идеальным и рассказывает о грехах и муки, происходящих на Земле. Между ними завязывается спор. В доказательство праведности людей Господь приводит пример Фауста. Бог уверен, что его раб верно ему. В ответ Мефистофель гарантирует, что сможет соблазнить его всеми земными радостями, которые заставят мужчину перестать быть образцом старательного и верного служителя. Бог принимает предложение, потому что считает Фауста несокрушимым. К тому же, эти трудности только помогут мужчине выйти из глухой бездны. Мефистофель отмечает: если Фауст признает себя удовлетворенным новой жизнью, то он займет его душу в свое распоряжение. Господь соглашается, и с этого момента начинается настоящая борьба добра и зла в жизни человека.

Часть 1

Ночь

Фауст в одиночестве обдумывает знания, он получил в течение жизни. На склоне лет он, ученый, врач, философ и богослов, но это для него не имело никакого значения. Фауст считает, что он как дураком был, так и остался. Хотя он и был умнее многих своих коллег, однако не почувствовал за всю жизнь настоящего счастья. Фауст прибегает к гаданию и вызывающий духов. Их разговор стуком в дверь прерывает Вагнер (помощник ученого). Они ведут долгий разговор о философии и смысл от получения знаний.

У городских ворот

Город, где находился Фауст, было охвачено веселым настроением. Все жители отмечали праздник и Фауст с учениками ни были исключением. Мужчина пользовался уважением среди населения, так и он, и его отец были врачами и, несмотря на тяжесть болезни, всегда помогали людям. Именно поэтому простые мещане и крестьяне кланялись и уступали ему дорогу. Вагнер настаивал, чтобы его учитель гордился такой любовью и доброжелательностью народа, но это признание не делало Фауста счастливым. Он рассказывает товарищ, что в его теле живет два человека: «..одна пылкая и несется к земле, а другая — за облака, готова вырваться из тела». Во время прогулки Фауст замечает странного черного пса, в котором он видит оборотня, но слова Вагнера о том, что это обычная животное успокаивают человека. Он решил забрать собаку себе.

Кабинет Фауста

Когда Фауст пришел домой, то сразу взялся за работу — перевод Нового Завета на немецкий язык. На первом же этапе работы у него возникла проблема с толкованием слова «логос» (в переводе с греческого означало «слово») и отрывке из Евангелия: «Сначала было слово». Фауст подставлял разные варианты и пришел к выводу, что лучше всего подходит «дело», потому что для человека оно было важнее всего.

Работу прерывает все тот же пес, поэтому Фауст пытается выгнать его из кабинета. Вдруг обычная животное вырастает в ширину и в высоту и вскоре превращается в Мефистофеля, который в глазах ученого возникает студентом. Удивленный мужчина спросил имя парня и в ответ услышал, что он Дух отрицания, который привык желать всем зла, творя добро. Это существо привыкла смеяться человеческих слабостей, поэтому наносит мелкую вред, однако мучительную.

Мефистофель стремится соблазнить ученого малыми жизненными радостями. Он вызывает духов, которые поют о человеческих развлечения (гуляния, песни, танцы, поцелуи, небо и траву), при этом дополняя выступление танцем. Во время него ученый засыпает и Мефистофель исчезает.

Кабинет Фауста (2)

Сцена начинается с появления Мефистофеля в праздничной одежде. Он уверяет Фауста, что такой наряд вместе с весельем лишат его вечной тоски. Но Фауст отказывается, уверяя Мефистофеля, это не вылечит его от печали, которая станет его спутницей до самой смерти. Дух пытается убедить мужа, что сможет его лишить скуки и ставит условие. Она заключалась в том, Мефистофель заберет его душу, если человек настолько увлечется блаженной мгновенно, что попросит остановить время. Ученый соглашается и подписывает соглашение между ним и Дьяволом кровью. По этому договору Мефистофель обязуется выполнять все желания Фауста до определенного момента, время наступления которой зависит только от мужчины. После подписания ученый с Дьяволом окунулись в путешествие на волшебном плаще последнего.

Подвал Ауэрбаха в Лейпциге

Фауст и Мефистофель попадают в шумную компанию. Дьявол демонстрирует ученому, как люди могут развлекаться: для них каждый день выдается праздником, отсутствуют заботы, существуют только веселье.

Кухня ведьмы

Теперь же путешественники попадают на кухню к ведьме. Фауст не понимает, как старая может ему помочь стать снова молодым, но Мефистофель уверяет, что лучше нее это не сделает никто. После небольшого промежутка времени, проведенного в компании зверей ведьмы, появляется и сама недовольна старая. Она сначала не узнает Мефистофеля и угрожает расправиться с ними, но тот приводит ее в чувство и она берется. Начинается ритуал, по окончании которого, Фауст снова молодой.

Улица

Фауст встречает на улице красивую девушку по имени Маргарита. Ей около четырнадцати лет, она девственница и безгрешный. Фаусту понравилась девушка, и он спросил ее, может провести ее домой, на что получил грубую отказ. Маргарита идет, после чего мужчина просит Мефистофеля помочь ему завоевать женщину, на что тот соглашается.

Вечер

Фауст и Мефистофель попадают в комнату Маргариты и решают соблазнить очаровательную девушку подарком, который оставляют в шкафу. Когда девушка вернулась домой и начала переодеваться, то заметила новые вещи, которые сразу начала примерить.

Прогулка

Мефистофель с ужасом прибегает к Фаусту и рассказывает, что священник отобрал у Маргариты украшения, которые они подарили недавно. Маргарита не сопротивлялась и молча отдала браслеты, броши, кольца. Сама же она по ночам с ума сходит от догадок, от кого этот подарок. Фауст предписывает Рафаэлю пробраться к соседке и отобрать украшения.

Дом соседки

Дьявол приходит к соседке Маргариты, вместе с ней примеряла уже новые, подаренные украшения. Он рассказывает Марти о ее мертвого мужа, но эта длинная история является лишь поводом завести разговор и организовать Фауста и Гретхен (немецкий вариант имени Маргарита). Девушка спрашивает о свидетельстве, которое бы было доказательством правдивости его слов. Мефистофель объясняет, что оно у его товарища Фауста. После этого Дьявол назначил встречу, куда пригласил и Маргариту.

Улица

Мефистофель рассказывает Фаусту, что все идет так, как они и планировали. Оставалось только подделать свидетельство и человек соглашается, хотя ему неприятна такая ложь.

Сад

Фауст гуляет с любимым по улице, а позади них идут Мефистофель с Мартой. Маргарита рассказывает мужу о погибшем отце; о матери, которая недавно выздоровела; брата, который служит в армии; сестру, за которой она ухаживала, но и уже отошла в мир иной. Фауст был захвачен простотой, поэтому признается ей в своих чувствах, но она вырывается из его объятий и убегает. Мужчина не мог прийти в себя от такого поведения любимого и поспешил ее догнать.

Беседка

Маргарита скрылась в беседке, и муж ее нашел. Они обнимаются и обмениваются поцелуями, но их нежные чувства были прерваны стуком в дверь Мефистофеля и Марты. Соседка указывает на поздний час и они с девушкой идут домой.

Лесная пещера

Фауст рассказывает Рафаэлю о его искреннюю любовь, и Дьявол уверяет его, что в мире есть и счастливые мгновения.

Комната Гретхен

Маргарита в одиночестве мечтает о встрече с Фаустом. Она влюбилась в него и весь его разум охватили воспоминания об их вечер. Гретхен более всего желает занять его, а остальное ее не волнует.

Сад Марты

Фауст и Маргарита снова встречаются в саду Марты. Девушка осуждает любимого в том, что он не верит в Бога. Такой вывод он сделал из того, что он давно не был в церкви и совсем не молится. Фауст убеждает Маргариту в обратном, но она осталась непреклонной. Девушка интересуется лицом Мефистофеля, который кажется ей хитрым и злым. Наступает позднее время и Маргарите время идти, но Фауст хочет встретиться с ней снова ночью. Мужчина просит девушку дать ее матери снотворное, на что влюблена без памяти Маргарита соглашается.

У колодца

Лизхен рассказывает Маргарите историю о непослушные девчонка, которое подверглось любви и проигнорировало свою честь. Подруга осуждает такое поведение, и Гретхен начала бояться оказаться на ее месте.

У городской стены

Маргарита дала матери слишком много снотворного, и мамочка не проснулась. Девушка корит себя за такой поступок и горько тоскует по умершей.

Ночь. Улица перед домом Гретхен

Брат Маргариты Валентин возвращается со службы, узнав о смерти матери и роман сестры с Фаустом. Мужчины встречаются и решают спор поединком на мечах. Фауст убивает Валентина и вместе с Мефистофелем они убегают. Через крики толпы Гретхен выходит на улицу и видит своего раненого брата. Мужчина позвал сестру к себе и напоследок сказал, что она нанесла ему больше боли, чем меч, его убил.

Собор

Маргарита в соборе, а позади нее злой дух, который осуждает девушку и рассказывает о наказании, которое ее ждет. Гретхен стало плохо: ее смущает звук органа, не хватает воздуха — она потеряла сознание.

Вальпургиева ночь

Фауст и Мефистофель, убегая из города из-за убийства Валентина, попадают в горы Гарда. Там они встречают мифическое существо — Блуждающий Огонек. По преданию он заводит путешественников в глухую местность, где они блуждают до самой смерти. Но для Мефистофеля он выступает как помощник и помогает товарищам перейти через заколдованные горы. Впоследствии путешественники натыкаются на ведьмин шабаш с бесчисленным количеством причудливых существ. Во время веселья перед Фаустом возникает ведения, в котором к нему приходит очаровательная Маргариту. Человек соскучился по любимой и чувствовал сильную вину боли, нанесенный девушке за убийства брата.

Пасмурный день. Поле.

Фауст рассказывает Рафаэлю, что Маргарита теперь в тюрьме. Он обвиняет духа в отвлечении его весельем от мрачной реальности. Фауст предписывает Рафаэлю спасти девушку, но тот отказывается, обосновывая это тем, что девушка там через него, поэтому человек и должен идти на помощь любимой сам.

Ночь в поле

Фауст и Мефистофель намерены спасти Маргариту, а потому немедленно летят к ней на «воронье копьях».

Тюрьма

Мефистофель усыпляет охранников и Фауст пробирается в камеру, где находится Маргарита. Когда он приблизился к месту назначения, то услышал пение девушки от имени ее умершего ребенка. Маргарита убила дочь, которую родила от Фауста, чтобы избежать позора. Она начала сходить с ума и сначала не узнает любимого. Когда человек напоминает об их прошлом, то память девушки начала оживать. Маргарита не спешит выбираться и просит Фауста спасти их ребенка. Девушке кажется, что дочь иногда выныривает из болота, тогда ее и можно взять за руку. Маргарита также попросила Фауста выкопать три могилы: для матери, брата, и них с ребенком. Фауст просит пойти вместе с ним, но девушка желает смерти, потому что не верит, что сможет еще когда ощутить минуты счастья. Мефистофель уверяет, что эти попытки тщетны и она обречена на мучения, но голос с небес сообщил: «Спасенная».

Часть 2

Акт 1

Фауст лежит в живописной местности. Он, истощенный и усталый, не может забыть Маргариту. В воздухе летает волшебный дух Ариэль, который предписывает эльфам облегчить страдания человека, ибо только после забвения прошлого становится возможным новую жизнь.

Между тем в императорском дворе на смену умершему королевском шут приходит Мефистофель. Он никому не нравится, но правителю пришлось по душе его подхалимство. Мефистофель предлагает императору новую идею. Он уверяет короля, вокруг его владений спрятано немало сокровищ, поэтому найдя все, ему удастся стать богатым. Тогда правитель сможет сделать бумажные деньги, не подкрепленные золотом, на смену обычным и отдать свои долги. Императору проект нравится, но он обращается к астрологу за советом. Под влиянием Рафаэля ученый указывает на очень хорошее положение планет, является позитивным знаком для короля. Правитель на радостях устраивает карнавал.

В императорском дворе начинается маскарад. Все одеты в причудливые костюмы, и Фауст с Мефистофелем ни были исключением. Увлекшись весельем, человек начинает пожар, но благодаря волшебству на дворец опускаются облака, начинается сильный дождь, который гасит огонь. Фауст и Мефистофель стояли на коленях перед императором, и правитель не держал на них зла, потому что во дворец приходят хорошие новости — все долги погашены, страна процветает. Император благодарит Мефистофелю и назначает его на должность хранителя государственных недр. Дух соглашается, после чего король приказывает следить за ним. Появляется старый шут, которому Мефистофель дает новые фальшивые деньги и приказывает купить себе имение и никогда не появляться при дворе.

Фауст просит Мефистофеля вызвать духа Елены Троянской и ее похитителя Париса, потому что император, у которого теперь много денег, пообещал показать спектакль с участием мифических персонажей. Дьявол отказывается и посылает Фауста в царство матерей. Мужчина пробирается туда вызывает духов, но вдруг исчезает, чем вызывает беспокойство у Мефистофеля.

Император требует от Дьявола обещанную представление, но Фауст до сих пор не вернулся. Мефистофель пытается отвлечь зрителей, поэтому берется помочь каждому (лечить обморожения, вывести веснушки и т.д.).

Фауст возвращается из царства Матерей с духами Париса и Елены, поэтому сразу же начинается представление. Человек вызывает духов на сцену, но зрители, не понимая, что это иллюзия, воспринимают эти искусно созданные образы живых людей. Дамы восхищаются красотой юноши, а мужчины высмеивают его. С Еленой все же наоборот: дамы смеются из ее недостатков, а мужчины восхищаются ее неземной красотой.

Акт 2

После долгого путешествия Фауст возвращается к своей тесной комнаты. Все эти годы двери были заперты, а потому все осталось без изменений. Мефистофель, надев плащ Фауста, встретил Фамулус (помощника Вагнера). Он рассказал, что бывший приятель мужа теперь занимает его место. Он называет доктора Вагнера образцом скромности, много лет ожидает возвращения своего великого учителя. Он держал в неприкосновенности кабинет Фауста, а сейчас он на пороге большого научного открытия, поэтому ведет уединенный образ жизни.

Мефистофель посещает лабораторию Вагнера, где ученый занят созданием в колбе человека (Гомункулы). Существо напоминает своему создателю, чтобы он ненароком не разбил стекло, но несмотря на предостережения, емкость выскальзывает из рук мужчины. Гомункул летает над Фаустом и вслух рассказывает его сны: много обнаженных женщин и между ними волшебная Елена. Существо опасается, что человек, вернувшись из мира снов в реальность, умрет от тоски в мрачной лаборатории. Он предлагает Рафаэлю бежать из Фаустом в какие-либо более соответствующие его мировоззрения пределы, обещая приурочить это перемещение классической Вальпургиевой ночи.

Фарсальськи поля. Темнота. Фауст блуждает по Греции в поисках высшего воплощение красоты — Елены. Ступив на землю, его силу забрал бог Антей и владел ею все время, пока человек касался поверхности. Путешествуя Фауст встречает много богов. Они уверяют его, что Елена принесет ему только страдания. В конце путешествия Гомункул становится человеком.

Акт 3

Перед дворцом Менелая в Спарте с помощью магии царица Елена была возрождена в тот момент, который соответствует возвращению в дом ее мужа после разгрома Трои. Мефистофель, переодевшись в старую служанку, рассказывает, что Менелай — ее муж, приказал приготовить к его приезду чем и жертвенник. Он решил убить Елену за все те беды, которые ее красота принесла ему и его воинам. Царица решает бежать в прекрасный средневековый замок, где ее будет ждать Фауст.

Фауст в одежде рыцаря встречает Елену. Он уважительно признается ей в любви и женщина становится его женой. Вскоре Фауст и его армия отражают атаку войска Менелая, который хотел забрать Елену. Супруги жили в полном согласии, и вскоре у них рождается сын — Эвфорион. Он быстро вырос и впоследствии стал воином. После того, как сын Фауста прыгает со скалы, его тело и Елена отправляются в царство мертвых. В руках Фауста остается ее платье, которое превращается в облако и вносит его.

Облако переносит Фауста в горной местности. Теперь он понимает, что абсолютный идеал недостижим и он теперь хочет власти, богатства и уважения. С помощью Мефистофеля Фауст хитростью стал правителем в ближайшем царстве. Дьявол намерена осушить берега, чтобы создать на них плодородные земли. За это приходится платить Папе Римскому.

На берегу моря стоит хижина «идеального супружества» — старых Филемон и Бавкида. Со всех сторон ее осаждает «густолистий сад». Это — плод деятельности Фауста и Мефистофеля по осушению прибрежных земель. К супругам заходит Путешественник, которого они много лет назад спасли от гибели. Они рассказывают ему, что Фауст строит на берегу моря новый дворец и намерен выселить супругов, потому что их хата мешает дальнейшему строительству.

Фауст, сильно постаревший, ходит по большому загородном саду на берегу широкого и прямого канала. Мужчина сильно раздражен длительными распри со старыми Филемон и Бавкида. Он хочет во что добавить к своим владениям их кусок земли и снести хижину. Мефистофель, что теперь во главе богатого торгового флота, возвращается к Фаусту. Мужчина спрашивает у него совета по этому поводу, на что Дьявол обещает все уладить, договориться со старыми о переселении в новый дом с помощью магии и внушения.

Часовой Линкей видит с башни, в лесу вокруг дома Филемона и Бавкиды виднеются искры, начинается сильный пожар. Охранник молится, чтобы старые успели убежать. Прибывший Мефистофель говорит, что они не открыли ему, когда он стучал к ним в дверь, и с помощниками они сломали их и начали выносить вещи. Владельцы дома из страха «выпустили дух». Их гость, Странник, сопротивлялся и был убит. От искры начался пожар, во время которой трупы сгорели. Фауст проклинает Мефистофеля: он хотел решить дело миром, а не насилием. Человек чувствует свою вину за гибель людей старых.

Перед Фаустом появляются четыре духа: Недостатка, Вины, Заботы и Потребности. Забота ослепляет его и теперь он перестает видеть. Мефистофель выступает как смотритель строительных работ, которыми руководит слепой Фауст. Рабочие роют НЕ траншею, как распоряжался человек, а его могилу.

Фауст умирает. Рабочие подхватывают его и кладут на землю. Мефистофель частично признает свое поражение: Фауст хотел удержать мгновение, которое он так и не смог подарить. И Дьявол намерен бороться за душу человека.

Мефистофель и рабочие ждут, когда душа Фауста вырвется из тела, чтобы схватить ее и предъявить договор, подписанный кровью. Неожиданно на мертвого проливается лучезарный свет, исходящий сверху — небесное воинство, которое прилетело за его душой. Ангелы постепенно занимают все пространство, а Мефистофель с чертями отступают. Даже Дьявол увлекается светлыми созданиями, мало не изменив своим «наследственным основам». Ангелы поднимаются до небес, неся бессмертную сущность Фауста. Мефистофель пеняет на себя, ведь человек спасен.

Господь и дьявол спорят о том, можно ли соблазнить Фауста любыми земными удовольствиями и заставить забыть о своем великом предназначении, или он никогда не откажется от науки.

Фауст постиг все науки, но все равно недоволен собой, хотя все люди глубоко уважают и почитают его. Мефистофель является ученому в образе студента и заключает с ним сделку, что если сможет доставить ему такое наслаждение, что Фауст захочет остановить вращение Земли, то душа его станет добычей темных сил.

Заключив сделку, они отправляются в путешествие, в котором дьявол дал ученому много власти и возможностей, но они не принесли ему счастья. Поскольку были причинами горя и гибели множества людей. В конце жизни Фауст понимает, что не власть, не богатство и не любовь, а только дело, необходимое и нужное обществу- вот истинное счастье человека.

Вывод (мое мнение)
В этой трагедии автор раскрыл много философских истин, которые волнуют умы человека с древности. В частности, он показал, что главное в жизни – это разумная деятельность на благо всех. Душа Фауста спаслась, потому что он это понял.

Начинается трагедия с посвящения, в котором автор вспоминает годы своей юности. Он вспомнил свою первую любовь, первые свидания. Приходят в его видения и добрые друзья, среди них и те, у кого жизнь сложилась хорошо, и те кто "исторгнут и обманут фортуной" В следующем театральном посвящении ведется спор между Директором театра, поэтом и комиком. Они обсуждают какова роль театра в обществе.

Поэт уверен, что этот вид искусства дарован самим богом и на нем нельзя спекулировать. Ведь это чувства людей, переживания. Директор напрочь не согласен с этим. Для него существует лишь техническая сторона, он предлагает собеседником использовать все блага театра, чтоб привлечь в него как можно больше людей. Директор уверен в том, что многие придут сюда не ощутить духовные чувства, а так, для развлечения. Потолкаться в толпе, переварить спокойно сидя на стуле обед, и иногда засмеяться. Поэту дано задание придумать в кратчайшие сроки, что - нибудь именно такое, что привлечёт сюда многих. Но он не согласен с этим, ведь его работа - тонко чувствовать, пропустить переживания через себя. А тут ещё и комик подбрасывает идею, что в работу нужно срочно вставлять шутки, ведь это главное для театральной постановки.

В прологе "На небесах" ведутся разговоры Господа со своими архангелами. Они рассказывают о том, что жизнь на земле идёт своим чередом. Бушуют моря, кружится Земля и светит солнце. Один Мефистофель не согласен с этим. Он говорит о том, что перед его глазами стоят одни мучения людей, которые не знают как проявить себя в этой жизни. Бог рассказывает ему о докторе Фаусте, о его духовных поисках.

Между Мефистофелем и Всевышнем как будто складывается пари о том, что и таких, как Фауст можно склонить на сторону зла, разврата и обмана. И вот перед нами сам Фауст. Он не доволен своими познаниями. Ему непонятно для чего он учил столько разнообразных наук, ведь они не удовлетворили его жажды познать неизвестное. Теперь его влечет черная магия. На нее он возлагает последние надежды. Но снова не получив ожидаемого, он решает выпить чашу с ядом. Веселье людей, которые отмечают Воскресение Христово отвлекает доктора.

В этот момент читатель знакомится с Вагнером, учеником Фауста. Учитель считает его слегка неспособным к наукам, он порядком поднадоел герою. Поэтому, когда на горизонте появляется Мефистофель в образе способного студента, Фауст от него просто без ума.Но это позже. А сейчас Вагнер с учителем прогуливаются по городу. В третьей сцене описан колорит народных гуляний. Молодые парни заглядываются на девушек. Те кокетничают с ними. Крестьяне старшего возраста прогуливаются на площади. Все рады видеть Фауста, относятся к нему с большим уважением, ведь он очень талантливый доктор. Самого его это не прельщает и он с Вагнером возвращается в свой дом.

На его пороге возникает собака пудель, которая вскоре превращается в Мефистофеля. В четвертой и пятой главах в кабинете Фауста происходит его знакомство с нечистой силой. Доктор подписывает договор с сатаной. Отдаёт ему свою душу, в обмен на понимание всех прелестей жизни. Фауст снова молод, красив, полон сил и надежд. На расписном плаще самого черта он летит к новой жизни. Договор скреплён кровью, и если доктор решит попросить Мефистофеля остановить мгновение, то навсегда попадет в его сети. Далее представлены сцены, где доктор вращается во всевозможных распутных кругах, кабаки, выпивка. Встречи с нечистой силой, ведьмы, странные зверообразные помощники дьявола.

Подходит черед первого блаженства. Молодая девушка Маргарита, которую Фауст начинает прельщать всевозможными подарками сладостными речами. Брат девушки решает отомстить за поруганную честь сестры, но сатана убивает его. Они вместе с доктором убегают из города. Маргарита отравляет свою мать, а новорожденную дочь топит в реке. Сама она теперь ждёт приговора в кандалах в темнице. А Фауст летит на бал сатаны на гору Брокен, ведь скоро Вальпургиева ночь. Гора кишит всевозможной нечистью, но наш герой уже привык такому окружению. Внезапно, в одной из теней доктор узнаёт Маргариту. С Мефистофелем он летит в темницу, чтобы предотвратить её смерть. Но она хоть уже и не в здравом уме, но силу зла отвергает.

2 часть

Вторая часть начинается тем, что Фауст спит на прекрасном лугу, возле него поют эльфы. Герои уже при дворе одного из императоров. Императорская казна скудеет и в стране все тяжелее. Мефистофель притворяется шутом. Им предложено ввести в обиход бумаги, которые рано или поздно дадут возможность людям обогатиться золотом из недр земли. Люди верят и отдают свои деньги в надежде получить намного больше. Развлечения, гуляния, балы. На них Фауст представлен чародеем. У него есть волшебный ключ, с помощью которого он может проникать в древние эпохи. На бал он приводит идеал человеческой красоты Елену и Париса. Фауст влюбляется в Елену.Но раздается внезапный взрыв и она пропадает. Теперь цель доктора найти ту, которая пленила его разум. В этот период Мефистофель возвращает Фауста в его мастерскую.

Но доктор рвётся сквозь эпохи, чтобы найти Елену. Это ему удаётся. У них рождается сын, который погибает молодым, и Елена так же улетает с сыном. Теперь Фаусту нужно помогать Мефистофелю защитить императора, у которого они когда-то гостили. А потом доктор хочет построить плотину для одного куска земли, что из-за постоянных подтоплений не плодородит. Но старики, которые живут на том месте, где хотят построить плотину, не желают оставлять эти земли.

Мефистофель жестоко их убивает. Доктор потрясен случившемся. Вот он снова стар, в своей мастерской. Его постигло горе - он ослеп. Но слух не подводит, он слышит звук лопат, стук молотка. Фауст уверен, что идёт работа по постройке плотины. Но это злые духи роют ему могилу. Доктор переосмыслил прожитое. Он говорит, что самое ценное, это свободные люди на свободной земле и он хочет чтоб так было вечно. В тот же миг он падает на землю. Его душа вылетает, но подхватывают её ангелы. Мефистофель проклинает сам себя. В ином мире Фауст встречает Маргариту, она стает его проводником в ином мире.

Своей трагедией автор хотел донести к читателю мысль о том, что все земные блага, которые причиняют боль окружающим людям, это больше зло. Ведь облегчать себе жизнь за счет других, это неправильно. Нужно добиваться всего честно и с уважением к людям.

  • Краткое содержание оперы Доницетти Лючия ди Ламмермур

    В саду Ранвенсвуд, принадлежащий лорду Энрико Аштону пикет военных вместе с Норманом разыскивали одного человека. Пока гвардия разыскивала человека

  • Краткое содержание Шмелев Как я стал писателем

    Данное произведение Шмелева можно назвать автобиографичным. В нем автор повествует читателям о том, каким образом взял свое начало его дар писателя. Причем вся эта информация представляется совершенно ненавязчиво в форме рассказа

  • Фауст - доктор, ученый. Пребывает в постоянном поиске истины. Самоотверженно верит в Бога. Соглашается на сделку с дьяволом.
    Мефистофель был одним из ангелов Господних. Вскоре стал воплощением нечистой силы. Подписывает договор с Фаустом, обещая показать тому все прелести жизни.
    Маргарита (Гретхен) - совсем юная девушка, в которую влюбится Фауст. Она тоже будет без ума от него. Доверится ему, но сатана воспротивится их дальнейшим отношениям, поэтому она останется одна, с ребенком на руках. Погубит свою дочь и мать. Попадет в тюрьму и будет приговорена к смерти.

    Другие герои

    Вагнер - ученик Фауста. Пребывая в преклонном возрасте, окажется на пороге величайших открытий. С помощью опытов, создаст человека Гомункула.
    Марта соседка Маргариты. Вместе прогуливались, обсуждали своих любимых мужчин, ходили на свидания с Мефистофелем и Фаустом.
    Валентин - брат Маргариты, которого убьет сам нечистый. Ведь парень захочет отомстить за поруганную честь своей сестры.
    Елена - очередная возлюбленная Фауста. Явилась из древних времен. Именно ее прозвали Еленой Прекрасной, и из-за нее развязалась троянская война. Ответит Фаусту взаимностью. Родит ему сына Евфориона. После того, как тот погибнет, она навсегда исчезнет из жизни любимого, аргументируя тем, что ей не суждено быть счастливой.
    Эвфорион - сын Елены и Фауста. Всегда стремился первым в бой, ему хотелось летать под облаками. Погибнет, чем навсегда убедит мать в том, что не видать ей счастья.

    Пересказ драмы «Фауст» Гёте

    Посвящение

    Автор вспоминает о своей юности. Былые времена навеяли разные эмоции. Порою очень приятно возродить в памяти старых друзей. Некоторые уже покинули этот мир. Ему грустно, он говорит, что не может сдержать слез.

    Пролог в театре

    Ведется разговор директора театра с поэтом и комиком, скорее напоминающий спор. Каждый высказывает собственную точку зрения о предназначении театрального искусства. Мнения авторов текстов совершенно разные. Но руководителя не интересует это, он говорит, что главное это зал, полон зрителей. А сытые они или голодные, ему все равно.

    Пролог на небесах

    Разговор Господа, Архангелов и Мефистофеля. Светлые силы докладывают Богу о том, что жизнь на земле идет своим чередом, день сменяет ночь, бушует море, грохочет гром. Лишь Мефистофель говорит о том, что люди страдают, некоторые безудержно грешат. Бог не хочет в это верить. Они заключают спор о том, что некий ученый Фауст, безукоризненно исполнявший волю божью, поддастся искушению, приняв предложение самого дьявола.

    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

    Сцена 1-4

    Фауст сокрушается о том, что он постиг множество наук, но так и остался глупцом. Все потому, что ему не удалось понять, где же спрятана истина. Он решает прибегнуть к магическим силам, чтобы познать все таинства природы. Доктор листает книгу заклинаний, останавливая свой взор на одном из них, а после – произносит его вслух.

    Магия сработала. Вспыхивает пламя, и перед ученым появляется некий Дух. Вскоре в дом зайдет Вагнер, ученик Фауста. Его взгляды на всевозможные науки противоречат точке зрения его наставника.

    Фауст запутался, его одолевает депрессия. Он решает принять чашу с ядом, но раздается звон церковных колоколов, которые напоминают о Пасхе. И вот он уже со своим гостем прогуливается улочками, где местные жители выказывают ему свое уважение. Учитель и его студент возвращаются в дом, а за ними бежит черный пудель. Неожиданно перед ними появляется молодой человек, который кажется Фаусту значительно умнее Вагнера. Это и есть

    Мефистофель

    Он усыпляет доктора с помощью злых духов. В следующий раз он предстает в образе городского щеголя, и подписывает с Фаустом договор, скрепленный кровью. Сатана обещает ученому помочь познать все то, что ему не ясно. Взамен он потребует от него такой же преданной службы после смерти, когда тот попадет в ад.

    В дом входит Вагнер и начинает вести беседы о том, кем он хочет стать в будущем. Мефистофель советует ему познать метафизику. На огромном плаще дьявола Фауст и его наставник пускаются в путь к новой жизни. Доктор молод, полон сил и энергии.

    СЦЕНА 5-6

    Фауст со своим верным слугою прилетают в Лейпциг. Первым делом они посещают таверну Аубербаха, где посетители пьют без устали, и наслаждаются беззаботной жизнью. Там дьявол оскорбляет людей, и они бросаются с кулаками на заезжих гостей. Мефистофель наводит им на глаза пелену, и тем кажется, что они горят в огне. Тем временем, зачинщики магических событий исчезают.

    Далее они оказываются в пещере Ведьмы, где в огромных котлах мартышки, прислуживающие ей, варят неведомое снадобье. Мефистофель говорит соратнику, что если он хочет жить долго, придется сродниться с землей, тянуть плуг, удобрять, разводить скот, или обратиться к ведьмам. Старуха колдует над ним, дает выпить волшебного зелья.

    Сцена 7-10

    На улице, Фауст встречает Маргариту, но она отвергает его предложение провести ее к дому. Тогда он просит Мефистофеля поспособствовать, чтобы девушка принадлежала ему, иначе он расторгнет их договор. Черт говорит, что ей всего 14 лет и она и вовсе безгрешна, но доктора это не останавливает. Он дарит ей дорогие подарки, тайком оставляя в ее комнате.

    Сатана появляется в доме Марты, которая является соседкой Маргариты, и рассказывает ей печальную историю о смерти ее пропавшего мужа, называя себя и Фауста свидетелями этого события. Тем самым, он подготавливает женщин к приходу его подопечного.

    СЦЕНА 11-18

    Маргарита влюблена в Фауста. Да и он питает к ней нежные чувства. Они с нетерпением ждут новых встреч. Девушка расспрашивает его о религии, о том, какую веру он выбрал для себя. Еще она говорит возлюбленному, что ей очень не нравится Мефистофель. Она чувствует, что от него исходит опасность. Она просит у Фауста сходить на исповедь, помолиться. Сама же, чувствуя, что ее отношения с новым соседом являются греховными, часто посещает церковь и просит покаяния у Девы Марии.

    В округе, уже во всю обсуждают ее непристойное поведение, понимая истинные намерениях Фауста. Ее осуждают, и хотят насыпать сечки на порог, таким образом, заклеймить ее позор. Сама же она оплакивает свою судьбу.

    Сцена 19-25

    Брат Гретхен (Маргариты) всегда рассказывал друзьям, что праведнее его сестры нет во всей округе. Теперь же знакомые смеются с него. Маргарита согрешила до свадьбы. Теперь Валентин намерен отомстить, участвуя в дуэли. Мефистофель убивает его.

    После этого он с Фаустом и Блуждающим огнем спешат на празднование Вальпургиевой ночи. Тут ведьмы, колдуны. Все они собрались на горе Брокен. Вдали от толпы Фауст видит бледную деву. Это Гретхен. Она долго блуждала по земле, а теперь терпит страшные муки.
    Ее возлюбленный требует у сатаны спасти девушку. Он сам пытается помочь, но она не идет за ним, утверждая, что его уста холодны. Она рассказывает, что убила свою мать и новорожденную дочь. Она не хочет идти с любимым, и сатана спешит забрать его одного.

    ЧАСТЬ ВТОРАЯ

    Действие первое

    Фауст нежится на цветущем лугу. Он все так же казнит себя за смерть Маргариты. Его душу своим пением успокаивают духи. Вскоре, они с Мефистофелем окажутся в царском дворе. Там они узнают от казначея, что только на первый взгляд все выглядит богато, а на самом деле казна напоминает пустой водопровод.

    Растраты государства значительно превышают доходы. Власти и народ смирились с неизбежным, и просто ждут, когда все поглотит разруха. Тогда сатана предлагает им провести карнавал с широким размахом, а потом искать выход из положения.

    Он одурманит их головы очередным обманом, создав облигации, способствующие обогащению. Но это продлится недолго. В императорском дворце проходит спектакль, на котором Фауст познакомится с Еленой Прекрасной из древней эпохи. С помощью Мефистофеля, ему удастся проникнуть в прошлые цивилизации. Но вскоре Елена бесследно исчезнет, а подопечный дьявола будет страдать от неразделенной любви.

    Действие второе

    В прежнем кабинет Фауста Мефистофель ведет беседу с Фамулусом ученом служителе. Он рассказывает об уже постаревшем Вагнере, который стоит на пороге величайшего открытия. Ему удается создать нового человека Гомункула. Именно он советует сатане уносить Фауста в другой мир.

    Действие третье

    Елена должна быть принесена в жертву. Входя в замок царя, она еще не знает об этом. Там она встречает влюбленного в нее Фауста. Они чрезмерно рады, что чувства каждого из них взаимны. У них рождается сын Эвфорион. Уже с детства он мечтал не только прыгать и резвиться, он просил родителей пустить его в небеса. Их мольбы не удержали сына, и он взмылся ввысь, к бою, к новым победам. Парень погибает, а мать не может пережить такого горя, и исчезает из жизни Фауста, просто испаряясь.

    Действие четвертое

    Высокий горный хребет. Мефистофель пророчит Фаусту, что тот построит город. В одной его части будет грязь, теснота и зловонные рынки. А другая часть будет утопать в роскоши. Но это будет позже. Сейчас их ждет королевство, где были запущены в обиход поддельные облигации.

    Действие пятое

    Фауст мечтает построить плотину. Землю он заприметил давно. Но там живут старики Филимон и Бавкида, не желающие покидать свое жилье. Дьявол со слугами убивают их. Забота, ведя философские беседы с Фаустом, не выдержав его пререканий, насылает на него слепоту. Обессиленный он засыпает.

    Сквозь сон старик слышит звук кирок, лопат. Он уверен в том, что это уже начали работу над осуществлением его мечты. На самом же деле, это сподвижники дьявола уже роют ему могилу. Не видя этого, доктор счастлив, что труд объединяет людей. И в этот миг он произносит слова, в которых говорится о достижении высшего наслаждения, и падает навзничь.

    Мефистофелю не удается завладеть его душой. Ее подхватывают ангелы Господни. Он очистился, и теперь не будет гореть в аду. Прощение получила и Маргарита, ставшая в царстве мертвых проводником своего любимого.

    В тесной готической комнате со сводчатым потолком (своем кабинете) Фауст сидит в кресле за книгой. Ученый недоволен «бесплодной книжной наукой», которую он преподает. Фауст чувствует вину перед учениками, которых «водит за нoc», потому что, по его мнению, его собственные знания неглубоки. Не найдя ответов на интересующие его вопросы в традиционной науке, Фауст обратился к магии. Ему хочется постичь «Вселенной внутреннюю связь». Фауст мечтает пуститься в дальний путь за истиной и взять с собой «Творенье Нострадама».

    Он открывает книгу и видит знак макрокосма:

      Расходится томивший душу мрак.
      Все проясняется, как на картине.
      И вот мне кажется, что сам я - бог
      И вижу, символ мира разбирая,
      Вселенную от края и до края.

    Однако это всего лишь знак. Фауст сокрушается, что он снова оказался «в стороне» перед «священным лоном» природы. На другой странице Фауст находит знак земного духа (по учениям мистиков и алхимиков, каждый предмет подчиняется какому-нибудь духу), признается, что он ему ближе и желаннее. Фауст произносит заклятье и вызывает Духа. Облик его отвратителен. Дух недоволен тем, что Фауст его испугался. Но ученый берет себя в руки, называет Духа «деятельным гением бытия», своим «прообразом». Однако Дух заявляет, что прообразом человека может быть только дух, который сумеет познать сам человек, и исчезает.

    К Фаусту приходит его ученик Вагнер взять «декламации урок» (Вагнер изучает древние языки, античных авторов и риторику). Вагнер считает необходимым хорошо владеть словом, иначе он не сможет «управлять паствой незнакомой». Фауст считает, что «где нет нутра, там не поможешь потом», имея в виду, что сильную проповедь невозможно написать механически, придерживаясь только правил риторики, не озаряя своего произведения искренним чувством, идущим от сердца:

      А тот, кто мыслью беден и усидчив,
      Кропает понапрасну пересказ
      Заимствованных отовсюду фраз,
      Все дело выдержками ограничив,
      Он, может быть, создаст авторитет
      Среди детей и дурней недалеких,
      Но без души и помыслов высоких
      Живых путей от сердца к сердцу нет.

    Фауст также пришел к выводу, что из книг невозможно почерпнуть достаточно истинных знаний. «Ключ мудрости не на страницах книг», истину надо искать в тайниках собственной души. Что касается «духа времени» (древних фолиантов), перед которым благоговеет Вагнер, Фауст считает его духом «профессоров и их понятий, который эти господа некстати за истинную древность выдают». Немногих же, сумевших проникнуть в суть вещей, святая инквизиция старательно сжигает на кострах. Вагнер уходит. Фауст размышляет, как сильно он переоценил свои возможности, возомнив себя «богоравным», т. е. способным постичь тайны мироздания. Например, Фауст смог заставить духа явиться ему, но не сумел удержать.

      В лучах воображаемого блеска
      Мы часто мыслью воспаряем вширь
      И падаем от тяжести привеска,
      От груза наших добровольных гирь.
      Мы драпируем способами всеми
      Свое безволье, трусость, слабость, лень...
      Не в прахе ли проходит жизнь моя
      Средь этих книжных полок, как в неволе?

    Фауст вспоминает, сколько усилий он потратил, чтобы подобрать ключи к замкам на дверях тайн природы, но она слишком ревниво охраняет эти двери. Ученый выражает отчаяние по поводу тщетности любых человеческих усилий подняться над повседневностью. Внимание Фауста привлекает склянка с ядом. Он хочет выпить отраву и доказать, что «пред богами решимость человека устоит» (т. е. что он сумеет победить страх смерти). Фауст подносит бокал к губам. Раздается колокольный звон. Хор ангелов исполняет пасхальные песнопения. Фауст отставляет бокал в сторону. Он вспоминает, какой благостью наполняли его душу пасхальные хоралы в детстве, как искренне он молился, как «плакал, упиваясь счастьем слез». С тех пор, хотя Фауст давно неверующий, со светлым Воскресением Христовым у него связывается все, «что чисто и светло».

    У ворот

    Толпы гуляющих направляются за город. Вагнер предпочитает держаться в стороне «от забав простонародья». Фауст же пользуется у народа огромной популярностью: доктора почитают, как избавителя от болезней, не гнушающегося чернью, не стыдящегося зайти в бедный дом и оказать больному помощь. Сам Фауст винит себя за то, что лечил людей, не имея точных знаний по медицине, не проверяя, вылечился ли каждый больной, которому он давал свои снадобья. Но среди простых людей он чувствует себя очень естественно, они подходят к доктору, благодарят его. Фауст признается Вагнеру:


      Но две души живут во мне,
      И обе не в ладах друг с другом.
      Одна, как страсть любви, пылка
      И жадно льнет к земле всецело,
      Другая вся за облака
      Так и рванулась бы из тела.

    Фауст мечтает о волшебном плаще, чтобы, надев его, можно было бы беспрепятственно путешествовать по миру. Неожиданно Фауст замечает черного пса, который вначале кружит вокруг них, а затем подбегает к ученому. Фаусту кажется, что «пламя за ним змеится по земле». Вагнер возражает, что это обычный пудель, только очень смышленый.

    Рабочая комната Фауста

    Входит Фауст с пуделем. Он велит собаке вести себя тихо, поскольку сам садится за работу. Фауст переводит Писание на немецкий язык. Он ищет наилучший эквивалент к первой фразе, перебирая «Вначале было Слово», «Вначале Мысль была», «Была в начале Сила», и останавливается на «Вначале было Дело», своеобразном девизе его жизни. Пудель подвывает, ведет себя беспокойно. Фауст начинает подозревать, что ввел себе «под свод» нечисть. В сенях толпятся духи, пытаясь вызволить беса (в облике черного пса) на волю. Фауст произносит заговор от собаки и замечает, что тот не оказывает на пуделя никакого воздействия. Пес начинает щетинить шерсть и прячется за печку только когда Фауст произносит заклятие от нечистой силы. Из-за печки бес выходит уже в своем настоящем облике - Мефистофеля. Фауст спрашивает его имя. Мефистофель представляется как «часть силы той, что без числа творит добро, всему желая зла». Фауст презрительно замечает, что его странный гость «не сладив в делом со Вселенной... ей вредит по мелочам». Мефистофель с сожалением отмечает, что ему не удалось ни землетрясениями, ни потопами, ни наводненьями сжить человека со свету - «жизнь всегда имеется в наличье». На этом бес просит позволения удалиться. Фауст приглашает Мефистофеля и впредь навещать его. Мефистофель не может найти выхода из комнаты Фауста (над входом начертана пентаграмма, и обойти ее бес не может). Тогда он остается, чтобы показать Фаусту свое искусство. Фауста обступают духи и усыпляют его. Пока Фауст спит, Мефистофель исчезает. Проснувшись, Фауст решает, что вся сцена с чертом и пуделем ему приснилась.

    Рабочая комната Фауста (вторая сцена)

    Хотя Фауст отверг самоубийство, он по-прежнему недоволен жизнью. «Я слишком стар, чтоб знать одни забавы, и слишком юн, чтоб вовсе не желать. Что даст мне свет, чего я сам не знаю?» - жалуется он Мефистофелю. Он проклинает «ложь без меры», «самомненье», «обольщенье семьянина», «власть наживы», «святой любви, порывы и опьянение вином», «терпение глупца». Мефистофель объясняет, что «как ни плоха среда, но все подобны, и человек немыслим без людей». Он предлагает Фаусту «вместе жизни путь пройти», обещает оказывать ученому «услуги»: дать то, «чего не видит свет». В уплату Мефистофель требует «воздать» ему в жизни загробной (т. е. продать душу). Фаусту важно не получить немыслимые блага, а постичь смысл человеческой жизни через собственный опыт и переживания. Он соглашается:

      Когда в успокоенье
      Прислушаюсь я к лести восхвалений,
      Или предамся лени или сну,
      Или себя дурачить страсти дам, -
      Пускай тогда в разгаре наслаждений
      Мне смерть придет!.
      Едва я миг отдельный возвеличу,
      Вскричав: «Мгновение, повремени!» -
      Все кончено, и я твоя добыча...

    Мефистофель получает от Фауста долговую расписку.. Бес разъясняет ученому, что все его стремления к знаниям бессмысленны, все равно люди живут в беспросветной тьме: «Большой ли пользы истиной достигнешь, что, скажем, выше лба не перепрыгнешь?» Мефистофель предлагает Фаусту отправиться в путешествие. Фауст уходит собираться. В это время приходит студент, приехавший их глухой провинции, чтобы спросить знаменитого доктора, как лучше и быстрее стать ученым. Студент смутно, но искренне стремится к знаниям. Мефистофель переодевается Фаустом и принимается расписывать студенту «прелести образования» - как вначале у кего отобьют охоту все делать «наугад», но приучат раскладывать «на три приема и на субъект и предикат», затем преподаватель философии объяснит, «что было первым и вторым и стало третьим и четвертым». Однако путь познания станет тупиковым, если человек поспешит «явленья обездушить, забыв, что если в них нарушить одушевляющую связь, то больше нечего и слушать». Мефистофелю, знающему тонкости преподавания в университетах, заранее известна бесплодность пути, по которому пойдет студент. Молодой человек вслух перебирает названия факультетов, на которых мог бы получить образование - юридический, богословский, медицинский. Мефистофель последовательно отговаривает молодого человека от каждого из них, объясняя, что любая из этих наук оторвана от реальности: «теория суха», но «зеленеет жизни древо». Ошеломленный студент удаляется, чтобы обдумать на досуге все сказанное «великим доктором Фаустом». Мефистофель с Фаустом отправляются путешествовать по свету с помощью «летающего» плаща.

    Погреб Ауэрбаха в Лейпциге Фауст и Мефистофель оказываются в компании веселящихся гуляк в кабачке. Новых посетителей угощают вином, подтрунивают над их важным видом. Однако острый на язык Мефистофель парирует все «упражнения в острей умии» завсегдатаев кабачка. Мефистофель обещает каждому гуляке все, что он пожелает (т. е. любое вино). Он высверливает в столе перед каждым любителем выпить дырку, из которой в кружки льется вино. Мефистофеля принимают за фокусника. Вскоре один из гуляк, Зибель, случайно проливает вино на пол. Вино загорается. Зибель кричит, что это «из ада пламя». Мефистофель заклинанием усмиряет пламя. Фауста с Мефистофелем гонят прочь. Завязывается драка. Но Мефистофель с Фаустом при помощи магии исчезают, а гуляки застывают с ножами в руках, недоуменно глядя друг на друга.

    Кухня ведьмы

    На огне низкого очага стоит большой котел. В поднимающихся над ним парах мелькают меняющиеся призраки. У котла мартышка-самка снимает пену и смотрит, чтобы котел не перекипел. Мартышка-самец с детенышами сидят рядом и греются. Прилетает ведьма, чтобы, по наущению Мефистофеля, сварить для Фауста колдовское зелье. Посредством колдовства Фаусту возвращается молодость. В волшебном зеркале Фауст видит образ прекраснейшей из женщин.

    Улица

    Мимо Фауста проходит Маргарита (или Гретхен). Пораженный ее красотой, он пытается заговорить с девушкой, но она уворачивается и уходит. Фауст просит Мефистофеля посодействовать скорейшей его встрече с Маргаритой. Мефистофель, ссылаясь на то, что Гретхен только что вышла из церкви (т. е. исповедалась), заявляет, что у него над нею нет власти. Фауст поручает бесу достать для Маргариты подарок и решает как можно быстрее добиться с ней свидания. Мефистофель отправляется к церкви на поиски какого-нибудь старинного клада, закопанного поблизости.

    Вечер

    В маленькой опрятной комнате Маргарита прихорашивается, собираясь в гости к соседке. Она вспоминает встречу с Фаустом, отмечает про себя, что он, должно быть, знатный господин. Когда девушка уходит, в ее комнату тайно проникают Фауст с Мефистофелем. Они приносят девушке подарок - старинную шкатулку, полную великолепных украшений. Фауста поражает, как бедно, но аккуратно убрана комната Маргариты, все здесь кажется ему ее «чудотворной рукой» превращенным в царский «чертог». Маргарита возвращается, незваные гости скрываются. Девушка замечает шкатулку, примеряет пару драгоценных серег, мечтает о том, чтобы такая красивая вещь принадлежала ей:

      В них сразу кажешься гораздо краше.
      Что толку в красоте природной нашей.
      Когда наряд наш беден и убог.
      Из жалости нас хвалят в нашем званье.
      Вся суть в кармане,
      Все - кошелек...

    На прогулке

    Мефистофель вне себя: мать Маргариты, очень религиозная женщина, живущая ростовщичеством, отнесла всю шкатулку с драгоценностями в церковь «заступнице небесной в приношенье». Дочери она объяснила свой поступок тем, что надо избавляться от «неправедно», «нечисто» нажитого богатства. Поп же с радостью принял дар, объяснив женщине, что «церковь при своем пищеваренье глотает государства, города и области без всякого вреда. Нечисто или чисто то, что дарят, она ваш дар прекрасно переварит». Фауст решает подсунуть Маргарите новый подарок и действовать через ее соседку, у которой часто бывает девушка.

    Дом соседки

    Марта (соседка Маргариты) тоскует по давно уплывшему в дальние страны мужу. Ее томит неизвестность, ей было бы проще, имей она справку о его кончине.

    К Марте заходит Маргарита, рассказывает подруге, что нашла в шкафу новую шкатулку с драгоценностями. Марта советует Гретхен не рассказывать об этом матери, наряжает девушку.

    Раздается стук в дверь. Входит Мефистофель. Он приветствует красавицу Маргариту как приветствовал бы дворянку (что не соответствует происхождению девушки). Мефистофель представляется «посланцем бед*. Он уведомляет Марту, что супруг ее умер на чужбине, не оставив ей ни гроша, все потратив на потаскуху. Марта, поплакав, спрашивает, нет ли у Мефистофеля справки о кончине ее мужа. Мефистофель объясняет, что для получения такой справки достаточно показаний двух свидетелей кончины человека, и вызывается вместе с Фаустом дать такие показания» При этом Мефистофель просит, чтобы при визите Фауста присутствовала Маргарита. Марта берется это устроить.

    Улица

    Мефистофель объясняет Фаусту, что для того, чтобы получить официальный предлог Для знакомства с Маргаритой, он должен поставить свою подпись на документе о кончине мужа Марты (при этом не зная этого наверняка). Для Фауста такой подлог неприемлем, но Мефистофель быстро убеждает его поступиться принципами.

    Маргарита под руку с Фаустом и Марта с Мефистофелем прогуливаются по саду. Маргарита рассказывает Фаусту о своей однообразной, достаточно безрадостной жизни. Она много работает по дому: у них нет прислуги. У Маргариты брат в солдатах, а любимая младшая сестренка умерла. Отца уже давно нет в живых. Фауст восхищается искренностью и невинностью прекрасной Маргариты. Он объясняется ей в любви, просит ничего не бояться, твердит «о необъятном том, пред чем слова - ничто, о радости, которая нам свяжет сердца».

    Беседка в саду Маргарита и Фауст, уединившись в беседке, целуются, объясняются друг другу в любви. Подходят Марта с Мефистофелем (которого «вдова» постоянно пытается обратить в праведную веру, т. е. намекнуть, что ему обязательно надо жениться и лучше всего - на ней). Они предупреждают влюбленную пару, что им пора расстаться, иначе по городу поползут сплетни.

    Лесная пещера Фауст обращается к земному духу, благодарит его за то, что тот ему «отдал в пользованье природу, дал силу восхищаться ей». Фауст сожалеет, что «в придачу к тяге ввысь, которая роднит меня с богами, дан низкий спутник мне. Я без него не обойдусь, наперекор бесстыдству». Мефистофель высмеивает его потребность в уединении в лесной глуши, тогда как Маргарита выплакала по нему все глаза. Девушка очень огорчена тем, что, по ее мнению, Фауст ее бросил. Фауст объясняет, что пытается усыпить в себе «чувственный ураган». Кроме того, Фаусту недостаточно одной любви к Гретхен. Он получает огромное наслаждение, когда смотрит на живых существ и видит в них «братьев», когда, укрываясь в пещере, заглядывает «внутрь себя, как в книгу» и видит там «тайны и тьмы чудес». Мефистофель продолжает «подначивать* Фауста, убеждает его без лишней рефлексии отправляться к Маргарите: «Что оробел ты, дурачина, когда тебе сам черт не брат?»

    Комната Гретхен

    Гретхен одна за прялкой. Она напевает песенку о том, что не находит покоя, не может думать ни о чем, кроме Фауста, мечтает, победив страх, соединиться со своим любимым.

    Сад Марты

    Маргарита просит Фауста стать набожнее и соблюдать обряды церкви. Ее огорчает неверие Фауста. Фауст излагает любимой свои взгляды на религию. Он отрицает личного бога, обожествляет природу. Маргарита чувствует смутную неприязнь к Мефистофелю, не может разобраться, чем ей «не по нутру» друг Фауста, который, вроде бы, не сделал ей ничего дурного. Однако в присутствии Мефистофеля у девушки «такая в сердце пустота», что ей кажется, будто и Фауста она разлюбила. Маргарита приглашает Фауста прийти к ней ночью, но опасается, что проснется мать. Фауст протягивает любимой снотворные капли, данные ему Мефистофелем, уговаривает незаметно дать их матери - тогда она будет крепко спать всю ночь и не помешает им. Он уверяет девушку, что эти капли безвредны. После ухода Маргариты Мефистофель (который подслушивал за дверью весь разговор) высмеивает трепетное отношение Фауста к Гретхен, к ее наивным уговорам, «обучению вере», предупреждает Фауста, чтобы он «не размякал».

    У колодца

    Лизхен рассказывает Гретхен об их подруге Варваре. Пока благочестивые девушки сидели за прялками, Варвара завела роман с парнем, стала его любовницей, забеременела, парень удрал, а о случившемся стало известно в городе. Теперь Варвару ждет позор, хотя парня нашли и заставляют на ней жениться. Гретхен, возвращаясь домой, в ужасе думает, что делать ей самой - ведь она в таком же положении, что и несчастная Варвара. Однако Маргарита не жалеет о сделанном: «то, что сердце завлекло, так сильно было и светло!»

    На городском валу Гретхен молится в углублении крепостной стены перед Изваянием Скорбящей Божией матери, прося спасти ее «от мук позора».

    Ночь. Улица перед домом Гретхен Валентин, солдат, брат Гретхен, узнав о несчастии сестры (о позоре Гретхен говорит весь город), вернулся, чтобы вступиться за ее честь. Валентин намерен убить любовника сестры и положить тем самым конец ее мучениям.

    Появляются Фауст с Мефистофелем. Они ищут клад, потому что Фаусту неловко ходить к Гретхен без подарков. Мефистофель поет фривольную песенку о том, чем кончаются свидания девушек с любимыми (пародируя песенку Офелии из «Гамлета»):


      Ты девушкой к нему войдешь,
      Но девушкой не выйдешь.

    Валентин выступает вперед. Он вызывает обидчиков сестры на бой. Против Валентина сражается Мефистофель. Он отражает все удары солдата. Валентину кажется, будто он бьется «с дьяволом самим». Мефистофель смертельно ранит Валентина и, опасаясь полиции и уголовного суда, исчезает вместе с Фаустом.

    Гретхен и Марта прибегают на шум. Умирающий Валентин говорит сестре, что погиб, вступаясь за ее честь, которую она так глупо потеряла. Он предрекает, что Гретхен скоро пойдет по рукам, люди будут презирать ее, «чураться, как чумы». Падшая девушка «смыть не сможет на земле клейма проклятья на челе». Валентин обвиняет сестру в том, что она ему «сама из-за угла удар бесчестьем нанесла», и умирает.

    Собор

    Церковная служба с органом и пением. Гретхен в толпе народа. Позади нее злой дух нашептывает девушке, что жизнь ее с тех пор, как она стала любовнйцей Фауста, в корне изменилась. Нет больше ясных мыслей, светлых-молитв, уже не вымолить прощения за отравление матери.

    Гретхен, как и Фауст думала, что снотворное, данное ею матери в ночь их первой близости, безвредно. Только Мефистофель отчетливо осознавал, что это яд. Маргарита же приняла вину за смерть матери на себя.

    Злой дух повторяет, что душа Маргариты обречена гореть в адском пламени, что в ее жизни больше не будет ни света ни воздуха, только позор, и праведные побоятся протянуть ей руку помощи. Гретхен падает в обморок.

    Вальпургиева ночь

    В горах Гарца Мефистофель уговаривает Фауста прокатиться на метле. Фауст отвечает, что ему приятнее чувствовать ногами землю, поскольку он любит «внимать лавинам и обвалам». Весна молодит его. Им встречается Блуждающий огонек. По народным поверьям, блуждающий огонек - существо, заманивающее путников в болота и губящее их. Но для Мефистофеля блуждающий огонек оказывается дружественной силой и помогает пробраться через «край фантасмагорий, очарованную местность глубже в горы».

    Мефистофель объявляет, что «в недрах гор взошел царь Маммон (олицетворение власти золота) на свой престол». Фауст восхищается величественным обликом гор. Вблизи слышен «гул и гомон карнавала», «вой, улюлюканье и пенье страшного столпотворенья, мчащегося в отдаленье на свой шабаш годовой». Им встречаются ведьмы и колдуньи, козлы и свиньи. Среди почетных гостей ведьминого шабаша - генерал, министр, разбогатевший делец, писатель. Фауст танцует с молодой красавицей-ведьмой, беседует с ней о яблоках, намекая на райское яблоко Евы, символ грехопадения (и вытекающие из этого последствия). Вскоре у его партнерши во время пения изо рта выпрыгивает розовая мышь, и Фауст прекращает танец. Он отходит в сторону, и его глазам предстает чудесное видение: на горе стоит печальная Гретхен, на ногах у нее колодки. Фаусту кажется, что Гретхен умерла. Мефистофель пытается убедить Фауста, что это оптический обман, что все видят в этом мираже образ любимой и проч. Фауст вспоминает о своей вине по отношению к Маргарите. Появляется Подлиза, объявляет, что сейчас будут давать премьерный спектакль «в любительском исполненьи».

    Сон в Вальпургиеву ночь, или золотая свадьба Оберона и Титании

    Директор театра объявляет, что устроители театральных представлений сегодня отдыхают: «сценой будет все кругом, горы, скал обломки». Веселые лесные духи - кобольды - танцуют. Ариэль (дух воздуха) играет на свирели. Оберон велит богу брака Гименею расторгать семейные узы «чтобы жить еще тесней остальное время». За горой играет волынщик. Он дает о себе знать не искусством, а шумом и наглостью. Появляются гости, прибывшие блеснуть в обществе на золотой свадьбе. Несложившийся дух (литератор) считает, что он высоко парит, а на самом деле не может сложить пары строк. Ортодокс критикует с христианских позиций греческих богов, называя их чертями. Северный художник рассказывает, что его кисть скупа на краски, но и он когда-нибудь поедет в Рим и напишет яркое полотно. Пурист гневно обличает «нецеломудрен-ность» веселого круга ведьм, особенно молодых красавиц, напоказ выставляющих свои обнаженные тела. Флюгер, повернувшись в одну сторону, любезно раскланивается перед «сливками общества», а повернувшись в другую сторону желает им же провалиться сквозь землю. Музагету (поклоннику греческих муз) оказываются милее северные ведьмы, чем «девственницы Парнаса» (т. е. собственно музы). Бывший гений своего времени обнаруживает полную бездарность, неспособность стать «духом нового времени». Светский человек выступает против ханжей: «Чем фальшивей пустосвят, тем с ним спор бесцельней; даже брокенский разврат для него молельня» (считается, что «Вальпургиева ночь» и ведьминский шабаш происходят на горе Брокен). Догматик считает, что если «черт есть вид объекта, то он и сам есть некто» (метафизическая школа философии исходит из того, что раз существует понятие, то ему должны соответствовать объекты действительности). Идеалист полагает, что все существующее - продукт его сознания: «Я - содержанье бытия и всех вещей начало. Но если этот шабаш - я, то лестного тут мало». Реалист признает действительными только те явления, которые он может воспринять пятью чувствами. Однако фантасмагория, которую он видит, заставляет его чувствовать себя неуверенным в своей философии. Супернатуралист, сторонник существования сверхчувственного мира, постигаемого интуицией и верой, впервые воочию видит на шабаше чертей. Ловкачи торопятся услужить «нашим и вашим». «Недалекие» сетуют на то, что не сумели приспособиться к новым условиям. Падающая звезда лежит в навозной куче и просит помочь ей встать. Тьма рассеивается. Наступает утро.

    Пасмурный день. Поле

    Фауст после фантастического веселья в Вальпургиеву ночь возвращается к мрачной действительности. Он в отчаянии рассказывает Мефистофелю, что Маргарита «долго нищенствовала», а теперь в тюрьме. Он обвиняет беса в том, что тот занимался увеселением Фауста, скрывая положение девушки, в то время как несчастная Гретхен терпела побои и унижения.

    Фауст приказывает Мефистофелю спасти Маргариту. Тот объясняет, что поскольку именно Фауст - настоящая причина несчастий Гретхен (он соблазнил девушку, а потом бросил ее), он и должен ее спасти.

    Ночь в поле

    Фауст и Мефистофель проносятся на вороных копях «без оглядки вперед», «к лобному месту».

    Тюрьма

    Мефистофель усыпляет стражника и устраивает так, что Фауст проникает в тюремную камеру. Фауст со связкой ключей перед железной дверью. Он слышит, как внутри Гретхен поет песню от лица своей убитой дочки. Маргарита убила ребенка, прижитого ею от Фауста, чтобы избежать позора, но затем сошла от горя с ума. Фауст старается увести любимую из тюрьмы, обещает никогда больше не оставлять ее одну, укрыть в надежном месте, стать ей опорой. Но Маргарита не узнает его. Фауст падает перед ней на колени, громко зовет ее по имени. Сознание Гретхен проясняется, но она не торопится бежать из застенка. Маргарита приникает к любимому, просит его быть ласковым и страстным с нею. Она теряет драгоценное время, просит Фауста вытащить их ребенка из пруда. Гретхен кажется, что девочка иногда всплывает на поверхность, и тогда ее можно поймать, ухватив за ручку. Маргарита просит Фауста выкопать три могилы: для матери, для брата и для нее, чтобы она могла взять с собой дочку и заснуть вечным сном, прижав к груди ребенка. Маргарита не верит, что снова будет счастлива с любимым: ее страшит его холод. Она не хочет бежать на волю, ей мерещится невольно отравленная ею мать. Маргарите удается продержать возле себя Фауста почти до рассвета. Она рада, что ее казнят. Маргарита покоряется божьему суду и избавления из рук Фауста (а на самом деле - Мефистофеля, т. е. сатаны) не принимает. Не ища физического спасения, она думает только о спасении духовном, искуплении вины смертью. Появившийся Мефистофель силой уводит Фауста, объясняя, что Маргариту придется оставить в камере: «она осуждена на муки». Но Голос Свыше, как бы в ответ Мефистофелю, объявляет: «Спасена!»



    Статьи по теме: