B. Способы взаимодействия и формы объединения людей. Основные способы взаимодействия людей

C. Часть природы

D. Материальный мир в целом

D. Все способы взаимодействия людей и формы их объединения

3. Науки, которые изучают жизнь общества называются

A. Гуманитарные

B. Естественные

C. Общественные

D. Технические

4. Человеку, в отличие от животного свойственно

A. Инстинкты

C. Потребности

D. Сознание

5. Человек, в отличие от животного, обладает способностью

A. Действовать сообща с себе подобными

B. Видеть цель своих действий

C. Обучать потомство

D. Защищаться от опасности

6. Способность личности осуществлять нравственный самоконтроль и самооценку своего поведения называется

B. Самореализация

C. Ответственность

D. Совесть

7. Игра, учение и труд выступают в качестве

A. Критериев истины

B. Видов деятельности

C. Социальных качеств

D. Биологических потребностей

8. Одним из признаков человеческой деятельности, отличающей ее от поведения животных является

A. Проявление активности

B. Целеполагание

C. Приспособление к среде обитания

D. Взаимодействие с окружающим миром

9. К профессии не относится ..

B. Механик

D. Математик

10. И человеку, и животному свойственны потребности в

A. Самореализации

B. Самосохранении

C. Самопознании

D. Самообразовании

11. К социальным потребностям человека относится потребность в

B. Общении

C. Самосохранении

D. Сохранении потомства

12. Глубокая устойчивая потребность личности в той или иной деятельности

A. Склонность

B. Интерес

C. Желание

A. Д.Тойнби

B. А. Маслоу

D. В. Ленин

14. Главным критерием истины является

B. Практика

C. Гипотеза

D. Теорема

15. Ложь – это…

A. Искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман

D. Искажение действительного состояния дел, ошибочно принимаемое за истинное

16. Важнейшей ценностью современной цивилизации является

A. Недвижимость

B. Природные ресурсы

C. Свобода личности

17. Внутренним ограничителем свободы человека является

A. Совесть

B. Ответственность

D. Нравственность

18. Коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп

A. Взаимоотношения

B. Деятельность

C. Общение

D. Познание

19. Неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, жесты

A. Вербальное

B. Формальное

C. Неформальное

D. Невербальное

20. Певца С. после выступления долго не отпускали со сцены. Он улыбался, кланялся, а люди в зале стоя ему аплодировали. Это пример… общения

A. Делового

B. Ритуального

C. Повседневного

D. Речевого

21. Выделяя основные элементы общества, их взаимодействие, ученые характеризуют общество как

A. Систему

B. Часть природы

C. Материальный мир

D. Цивилизацию

22. Общество как систему характеризует

A. Обособление от естественной среды

B. Наличие общественных отношений

C. Сохранение связи с природой

D. Совокупность подсистем и элементов

23. Одной из подсистем общества является… сфера жизни общества

A. Духовная

B. Бюджетная

C. Налоговая

D. Структурная

24. Только благодаря природе общество имеет возможность

A. Формировать этические установки своих членов

B. Удовлетворять биологические потребности своих членов

C. Создавать важнейшие социальные институты

D. Создавать ноосферу в дополнение к биосфере

25. Примером воздействия общества на природу является

A. Обнаружение ранее неизвестной древней летописи

B. Пикетирование парламента экологической организацией

C. Захоронение радиоактивных отходов

D. Реформа календаря

26. Глобальной экологической проблемой является

A. Организация заповедников и заказников

B. Распространение наркомании и алкоголизма

C. Истощение природных ресурсов

D. Угроза мировой войны

27. Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется

A. Прогресс

B. Революция

C. Реформа

D. Регресс

28. В страну А вторглись кочевники, разорив города, села, разрушив сложные ирригационные системы земледелия. На долгие годы пришли в запустение торговые центры, сместились торговые пути. Этот пример иллюстрирует такую форму общественного изменения как

A. Реформа

B. Революция

C. Модернизация

D. Регресс

29. К – небольшой островок, оторванный от цивилизации. Его жители ведут натуральное хозяйство, живут большими семьями, главами которых являются старшие мужчины. Это пример иллюстрирует … тип общества

A. Традиционный

B. Индустриальный

C. Информационный

D. Постиндустриальный

30. Возникновение транснациональных корпораций в современном мире, развитие международной торговли служит проявлением тенденции

A. Модернизации

B. Глобализации

C. Демократизации

D. Информатизации

31. Отрицательное последствие глобализации

A. Разрушение традиционных укладов

B. Усиление колониального гнета

C. Усиление «холодной войны»

D. Увеличение рождаемости

32. Положительное последствие глобализации

A. Распространение образцов массовой культуры

B. Появление новых рабочих мест

C. Усиление противостояния между странами

D. Разрыв уровня развития между странами Севера и Юга

33. Культура в широком смысле слова, - это

A. Уровень развития общества в определенный момент истории

B. Все, что относится к деятельности к сфере искусства

C. Степень воспитанности определенного человека, коллектива

D. Все достижения человека с момента его возникновения

34. Культура, произведения которой рассчитаны на узкий круг знатоков называется

A. Народной

B. Массовой

C. Национальной

D. Элитарной

35. Произведения, создаваемые анонимными творцами, часто не имеющими профессиональной подготовки, относятся к культуре

A. Экранной

B. Народной

C. Массовой

D. Духовной

36. К гуманитарным наукам относится

A. История

B. Математика

C. Искусствоведение

37. Логически стройная систем знаний, проверенная теориями и практикой называется

A. Относительной истиной

B. Абсолютной истиной

C. Образованием

D. Наукой

38. Науку от других отраслей культуры отличает

A. Эмоциональное выражение личностного отношения к миру

B. Выявление сущности общественных и природных явлений

C. Отражение реальности в художественных образах

D. Оценка поведения отдельных индивидов

39. Закон РФ «Об образовании» называет следующие ступени образования

A. Дошкольное, общее образование

B. Дошкольное, общее, профессиональное, дополнительное образование

C. Дошкольное, начальное, профессиональное, дополнительное образование

D. Основное, профессиональное образование

40. Виктор поступил в техникум для обучения по профессии механизация сельского хозяйства. На какой ступени образования находится Виктор.

A. Основное общее образование

B. Среднее профессиональное образование

C. Высшее профессиональное образование

D. Дополнительное образование

41. Владимир учится в 6 классе общеобразовательной школы. Он увлекается авиамоделированием и верховой ездой. На какой ступени образования находится Владимир.

A. Начальное образование

B. Основное общее образование

C. Среднее профессиональное образование

D. Высшее профессиональное образование

A. Честь и достоинство

B. Комфорт и удобства

C. Природа и культура

D. Здоровье и успех

43. Призыв «Каждый день делай какое-то доброе дело» относится к области

B. Искусства

C. Образования

D. Морали

44. Самой ранней мировой религией является

B. Буддизм

C. Православие

D. Католицизм

45. Искусство как вид человеческой деятельности характеризуется

A. Правдоподобностью результатов

B. Созданием художественных образов

C. Ясностью и целостностью выражения

D. Созданием материальных ценностей

46. К видам искусства относится

A. Живопись

B. Литературоведение

C. История

D. Искусствоведение

47. Видом искусства не является

A. Литература

B. История

48. Экономическая наука

A. Контролирует правильность заключения договоров между предпринимателями

B. Отслеживает качество продукции и применяет санкции к недобросовестным производителям

C. Разрабатывает правила по безопасному использованию машин и оборудования

B. Труд

D. Конкуренция

51. Отличительной чертой рыночной экономики является

A. Централизованное распределение ресурсов

B. Свободное ценообразование

C. Введение подоходного налога

D. Товарный дефицит

52. Для традиционной экономики характерно

A. Периодическое возникновение кризисов перепроизводства

C. Командной

D. Смешанной

54. К доходам потребителя относятся

A. Оплата коммунальных услуг

B. Заработная плата

C. Выплата ипотечного кредита

D. Приобретение автомобиля

55. Одним из ограничителей возможностей потребителя является

A. Уровень образования

B. Размер доходов

C. Социальный статус

D. Профессия

56. Потребитель имеет право вернуть товар в магазин в течение … дней с момента покупки

57. Функцией рынка в экономике является

A. Регулирует денежное обращение

D. Товаров и услуг

59. Рынок регулирует экономику через механизм

A. Налогообложения

B. Свободных цен

C. Государственного планирования

D. Государственного заказа

60. Совпадение цены спроса и цены предложения на определенный товар свидетельствует о наличии на данном рынке

A. Товарного дефицита

B. Товарного переизбытка

C. Равновесной цены

D. Монопольной цены

61. За год производство товара удвоилось. Результатом этого будет

A. Спрос на него упадет

B. Цена на него упадет

C. Цена на него вырастет

D. Предложение не изменится

62. В экономике под определением спроса подразумевают число товаров и услуг которые…

A. Производители представляют по данной цене

B. Потребители хотели бы иметь

B. Прибыль

C. Стоимость

D. Дотации

64. Деление издержек на постоянные и переменные обусловлено изменением

A. Уровня цен

B. Объема производства

C. Количества ресурсов

D. Эффективности использования ресурсов

65. К явным (бухгалтерским) переменным издержкам не относится

A. Приобретение сырья

B. Сдельная оплата труда

C. Расходы на тару и упаковку

A. Налог

C. Субсидия

68. Основная функция системы налогообложения в стране заключается в

A. Стимулировании производства

D. Производительность труда

73. Минимум средств, позволяющих поддерживать жизнедеятельность человека, называется

A. Среднедушевым потреблением

B. Потребительской корзиной

C. Прожиточным минимумом

D. Минимальным размером оплаты труда

74. Часть экономически активного населения, которая хочет работать, ищет работу, но не может найти ее в определенное время на определенной территории

A. Пенсионеры

B. Инвалиды

C. Безработные

D. Несовершеннолетние

75. Средство осуществления меновых отношений; всеобщий эквивалент стоимости товара, средство обращения и средство сбережения – это

A. Кредитная карта

B. Облигация

C. Вексель

D. Деньги

76. Исключительным правом эмиссии денег в РФ обладает(-ют)

A. Инвестиционные компании

B. Центральный банк

C. Коммерческие банки

D. Правительство РФ

77. Ставка процента, по которой банки предоставляют кредиты, называется

B. Банковским процентом

C. Дивидендом

D. Учетной ставкой

78. Вывоз товаров и услуг за границу с целью продажи на мировом рынке - это

D. Экспорт

79. Ввоз товаров и услуг в страну с целью их продажи на внутреннем рынке – это

A. Импорт

C. Экспорт

80. Политика государства, направленная на защиту интересов внутренних производителей от иностранных конкурентов - это

A. Фритридерство

B. Меркантилизм

C. Протекционизм

D. Кейнсианство

81. Разделение общества на различные социальные группы – это социальная

A. Стратификация

B. Мобильность

C. Интеграция

D. Дискриминация

82. Различные социальные группы в любом обществе занимают определенные позиции. Данный факт является результатом

A. Интеграции

B. Дифференциации

C. Стабилизации

D. Модернизации

83. Касты, сословия, классы – это

C. Мобильностью

D. Нестабильностью

85. Формой вертикальной мобильности является

A. Создание семьи

B. Безупречная производственная деятельность

C. Постоянное проживание в городе

D. Повышение по службе

86. Формой горизонтальной мобильности является

D. Профессор

89. Данный статус передается по наследству. Его обладатель наделен социальными привилегиями. Это статус

A. Чиновника

B. Аристократа

C. Финансиста

D. Предпринимателя

90. Мера отрицательного или положительного воздействия на человека – это социальная (-ый)

B. Санкция

91. К числу неформальных санкций относится

A. Вручение грамоты

B. Хороший отзыв

C. Премирование

D. Вручение памятного подарка

92. Гражданин Н совершил аморальный поступок, за что друзья выразили ему свое неодобрение. Данный факт является примером

A. Социального неравенства

B. Социальной стратификации

C. Социальной мобильности

D. Социального контроля

93. Позитивное отклоняющееся поведение иллюстрирует ситуация

C. Наркомания

95. Конфликт – это

A. Стремление превзойти друг друга, добиться определенного успеха в притязаниях на власть, привилегии и т.д.

B. Участие в общем деле, проявляется в дружбе, партнерстве, сотрудничестве

B. Средний

97. Высокий уровень социальной мобильности является одним из признаков… общества

A. Западного

B. Восточного

C. Традиционного

D. Индустриального

98. Субкультурой является

A. Совокупность норм, основанных на повседневном опыте

B. Только культура, основанная на научном мировоззрении

A. 16-25

101. Единство территории и языка играют важную роль при формировании

A. Общественных классов

B. Этнических групп

C. Культурных общностей

D. Политических организаций

102. Тенденция к межнациональной интеграции проявляется в

A. Сепаратизме

B. Усилении межнациональных особенностей

C. Сближении народов

D. Национальной изоляции

103. К разновидностям этноса относятся (-ится)

B. Народности

D. Электорат

104. Признаком, отличающим семью как малую социальную группу является

A. Совместное посещение курсов иностранного языка

B. Осуществление профессиональной деятельности

C. Наличие единых предпочтений в одежде

C. Семья

106. Хозяйственную функцию семьи характеризует

A. Регламентация поведения

B. Воспроизводство социальной структуры

C. Организация семейного досуга

C. Государство

D. Политическая культура

109. Признаком любого государства является наличие

A. Трех ветвей власти

B. Республикой

C. Монархией

D. Охлократией

111. Форма правления, при которой вся полнота власти сосредоточена в руках одного лица, никем и ничем не ограничена и передается по наследству называется

A. Абсолютной монархией

B. Конституционной монархией

C. Парламентской монархией

D. Республикой

112. Государство Н. состоит из субъектов, обладающих частичным суверенитетом. Его парламент состоит из двух палат, у каждого субъекта есть своя конституция. Формой государственного устройства данного государства является

A. Унитарное государство

B. Монархия

C. Федерация

D. Республика

113. Для демократического режима характерно

A. Господство исполнительной власти

C. Демократический

D. Диктаторский

116. Лидерство, основанное на силе закона, называется

A. Традиционное

B. Легальное

C. Харизматическое

D. Формальное

117. Лидерство, основанное на вере в существование у человека особенных, исключительных качество называется

A. Традиционное

B. Легальное

C. Формальное

D. Харизматическое

E. Формальное

118. Цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики называется политическим

A. Антагонизмом

B. Плюрализмом

C. Детерминизмом

D. Процессом

119. Целью существования гражданского общества является

A. Мажоритарная

B. Пропорциональная

C. Смешанная

124. Демократическую процедуру выборов в органы власти характеризует

D. Оппозиционная

127. Любую политическую партию характеризует

A. Наличие в партийных рядах членов правительства

C. СМИ

129. Информация, отличающаяся регулярность распространения, открытостью содержания для всех – это…. информация

A. Социальная

B. Элитарная

C. Духовная

D. Массовая

130. К средствам массовой информации не относится

C. Книга

D. Телевидение

131. Нормы права, в отличие от норм морали

A. Регулируют общественные отношения

B. Обеспечиваются силой общественного мнения

C. Соответствуют общепринятым представлениям о добре и зле

B. Правовой обычай

C. Нормативно-правовой акт

D. Конституция

133. Придание нормативной силы решению органа государства по конкретному делу, которое принимается за правило при разрешении других аналогичных дел – это…

A. Правовой обычай

B. Судебная практика

C. Нормативный договор

D. Судебный прецедент

134. Основным источником российского права являются

B. Уголовная

C. Дисциплинарная

D. Гражданско - правовая

136. Видом дисциплинарной ответственности является (-ются)

A. Ограничение свободы

C. Исправительные работы

D. Строгий выговор

137. Конституция РФ была принята

A. Указом Президента РФ

B. На совместном заседании Федерального Собрания РФ

D. Возраст

139. Устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей называется

A. Гражданство

B. Подданство

C. Принадлежность

D. Правоотношения

140. Основные права и свободы человека принадлежат каждому гражданину РФ от рождения. Это положение закреплено

A. Решением Конституционного Суда РФ

B. Гражданским кодексом РФ

C. Конституцией РФ

D. Административным кодексом РФ

141. Высшим судебным органом РФ по гражданским, уголовным, административным и иным делам является

A. Конституционный суд РФ

B. Правительство РФ

C. Совет безопасности РФ

D. Верховный суд РФ

142. К компетенции нотариуса относится ситуация

A. Гражданка С. планирует обратиться в суд

B. Гражданин К. стал свидетелем преступления

C. Гражданка Н. потеряла паспорт

A. Гражданское

B. Трудовое

C. Конституционное

D. Семейное

144. Гражданским правонарушением является

A. Дача взятки должностному лицу

B. Пропуск занятий по неуважительным причинам

C. Основное общее

D. Среднее

149. Порядок приема на работу, увольнения, начисления заработной платы, время отдыха регулируются … кодексом

A. Административным

B. Трудовым

C. Гражданским

D. Уголовным

150. Документ, в котором конкретно определяются взаимные права и обязанности работника и работодателя

A. Трудовой кодекс РФ

B. Трудовой договор

C. Трудовая книжка

D. Декларация

151. К административным правонарушениям, посягаю­щим на общественный порядок, относят:

A. Нарушение прав государственной собственности

B. Кража

D. Хулиганство

154. Мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления

A. Уголовное наказание

B. Уголовная ответственность

C. Уголовное право

D. Уголовное правоотношение

155. Органом защиты прав человека, учрежденным Советом является

A.Комитет по правам человека

B. Экономический и социальный совет

B. Способы взаимодействия и формы объединения людей

C. Часть природы

D. Материальный мир в целом

2. Обществом в широком смысле называют

A. Исторический этап в развитии общества

B. Группу людей, объединившихся для взаимопомощи и поддержки

C. Все формы объединения людей в процессе производственной деятельности

Человек и общество

1.1. Общество как форма жизнедеятельности людей

В широком смысле, общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В узком смысле, общество –

1. Круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, общество нумизматов, дворянское собрание.

2.Отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество, французское общество).

3.Исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество).

4.Человечество в целом

Общественные отношения – это многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).

Сферы (области) жизни общества – взаимодействующие части общества, главные ее составляющие.

Социальные нормы – правила поведения, которые складывались в соответствии с потребностями общества.

Возникновение человека и возникновение общества – это единый процесс. Нет человека – нет общества. Нет общества – нет и человека. Можно возразить: Робинзон Крузо, попав на необитаемый остров, оказался вне общества, но был человеком. Однако тот, кто так думает, забывает: Робинзон смог выжить только потому, что обладал знаниями, опытом в различных видах деятельности, кроме того, он нашёл некоторые предметы с погибшего корабля. И знания, и трудовые умения, и предметы – всё это продукты общества. Вспомним, что ни один ребёнок, выросший среди животных, не имел знаний, трудовых навыков, не умел пользоваться предметами, созданными в человеческом обществе.

В повседневной жизни обществом иногда называют группу людей, которые входят в чей-то круг общения; обществами называют также некоторые добровольные объединения людей для какой-либо деятельности (общество книголюбов, общество Красного Креста и т. д.). В науке обществом называют часть мира, отличающуюся от природы. В широком смысле слова это всё человечество. В него входят не только все ныне живущие люди. Общество понимается как непрерывно развивающееся. Значит, оно имеет не только настоящее, но и прошлое, и будущее. Поколения людей, которые жили в далёком и совсем недавнем прошлом, не ушли бесследно. Ими созданы города и сёла, техника, различные учреждения. От них живущие сейчас люди получили язык, науку, искусство, практические умения. Если бы было не так, то каждое поколение вынуждено было бы начинать с изобретения каменного топора.

Функции общества:

производство жизненных благ;

систематизация производства;

воспроизводство и социализация человека;

распределение результатов труда;

обеспечение законности управленческой деятельности государства;

структурирование политической системы;

формирование идеологии;

историческая передача культуры и духовных ценностей

Структура общества сложна. В него входят большие и малые группы людей. По мере развития общества всё более сложными и многообразными становятся взаимодействия и взаимоотношения не только между отдельными индивидами, но и между различными большими и малыми группами людей. Взаимосвязи и взаимозависимости, в которые люди вступают в процессе своей деятельности, называются общественными отношениями.

Основные сферы жизни общества.

Все четыре сферы взаимодействуют друг с другом. Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека. Потребность – это состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его активности, организующее познавательные процессы, воображение и поведение.

Группы потребностей:

биологические: потребности в еде, сне, воздухе, тепле, и т.д.

социальные, которые порождены обществом и необходимы человеку для взаимодействия с другими людьми.

духовные: потребности в познании окружающего мира и самого человека.

Группы потребностей по А. Маслоу:

Физиологические: потребность в пище, еде, дыхании, движении и т.д.

Экзистенциальные: потребность в безопасности, комфорте, уверенности в завтрашнем дне и т.д.

Социальные: потребность в общении, в заботе о других, в понимании и т.д.

Престижные: потребность в самоуважении, признании, достижении успеха и т.д.

Духовные: потребность в самовыражении, самоактуализации.

Общество – это динамическая система.

Это означает, что:

Эта система, изменяясь, сохраняет свою сущность и качественную определенность

Общество как динамическая система меняет свои формы, развивается

Связь всех сфер жизни общества вытекает из целостности общества как системы

Сверхсложная система

Многоуровневая (каждый индивид включен в различные подсистемы)

Высокоорганизованная, самоуправляемая система (особенно важна подсистема управления)

Типы обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное)

Традиционное общество – это понятие, обозначающее совокупность обществ, общественных укладов, стоящих на разных ступенях развития и не обладающих зрелым индустриальным комплексом. Определяющая производственная сфера таких обществ – сельское хозяйство. Главные общественные институты – церковь и армия.

Индустриальное общество – это общество, для которого характерны развитая и сложная система разделения труда при высокой степени его специализации, массовое производство товаров, автоматизация производства и управления, широкое внедрение новшеств в производство и жизнь людей. Определяющей производственной сферой индустриального общества является промышленность.

Постиндустриальное общество – это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения произошёл переход от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки являются главной движущей силой экономики.

1.2. Взаимодействие общества и природы

Природа в широком смысле слова – это весь мир во всей бесконечности его форм и проявлений. В узком смысле слова – это весь материальный мир, за исключением общества, т.е. совокупность естественных условий существования человеческого общества. Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования – «второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком.

Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано. Эта взаимосвязь выглядит следующим образом: в обществе действуют люди, одаренные сознанием и имеющие цели, тогда как в природе действуют слепые, бессознательные силы.

Выделение человека из мира природы знаменовало рождение качественно нового материального единства, так как человеку присущи не только природные свойства, но и социальные.

Общество вступило в противоречие с природой в двух отношениях: 1) как социальная действительность оно есть не что иное, как сама природа; 2) оно целенаправленно с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее.

На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как у человека еще были примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к жизни. Однако в те далекие времена полной зависимости человека от природы уже не было. По мере совершенствования орудий труда общество оказывало усиливающееся воздействие на природу. Человек не может обойтись без природы еще и потому, что технические средства, облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природными процессами.

Едва появившись на свет, общество стало оказывать весьма существенное воздействие на природу, где-то улучшая ее, а где-то и ухудшая. Но природа, в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общества, например, посредством снижения качества здоровья больших масс людей и т. д. Общество как обособившаяся часть природы и сама природа оказывают друг на друга значительное влияние. Вместе с тем они сохраняют специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности. В этой тесной взаимосвязи природы и общества заключается основа единства мира.

Итак, человек, общество и природа взаимосвязаны между собой. Человек одновременно живет на природе и в обществе, является биологическим и общественным существом. В обществознании под природой понимают естественную среду обитания человека. Ее можно назвать биосферой или активной оболочкой Земли, создающей и защищающей жизнь на нашей планете. Индустриализация и научно-техническая революция привели в XX веке к нарушению естественной среды обитания человека, к назреванию конфликта между человеческим обществом и природой - экологическому кризису. В современном мире за 15 лет потребляется столько природных ресурсов, сколько было использовано человечеством за все его предыдущее время существования. Вследствие этого сокращается площадь лесов и земель, пригодных для сельского хозяйства. Происходят климатические изменения, которые могут привести к ухудшению условий жизни на планете. Экологические изменения отрицательно влияют на здоровье людей. Появляются новые заболевания, носители которых (микробы, вирусы и грибки) в связи с ростом плотности населения и ослаблением иммунной системы человека становятся более опасными. Уменьшается разнообразие животного и растительного мира, а это угрожает устойчивости земной оболочки - биосферы. Ежегодно сжигается около 1 млрд тонн условного топлива, выбрасываются в атмосферу сотни миллионов тонн вредных веществ, сажи, золы, пыли. Почвы и воды засоряются промышленными и бытовыми стоками, нефтепродуктами, минеральными удобрениями, радиоактивными отходами. Природа тоже всегда влияла на жизнь человека. Климат и географические условия - все это существенные факторы, определяющие пути развития того или иного региона. Люди, живущие в разных природных условиях, будут различаться и своим характером, и образом жизни.

1.3. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь

Основные сферы жизни общества

Общество можно подразделить на четыре области, или сферы.

Экономическая сфера является во многом определяющей по отношению к другим сферам. В неё входят промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение.

Социальная сфера включает в себя слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семью, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, медицинского обслуживания, досуга.

Политическая сфера жизни общества включает в себя государственную власть, политические партии, отношения людей, связанные с использованием власти для реализации интересов тех или иных социальных групп.

Духовная сфера охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры, соответствующую деятельность людей.

Итак, мы выделили четыре главные сферы современного общества. Они тесно связаны между собой и влияют друг на друга. К примеру, если экономика страны не выполняет своих задач, не обеспечивает население достаточным количеством товаров и услуг, не расширяет количество рабочих мест, то уровень жизни резко снижается, не хватает денег на выплату зарплаты и пенсий, появляется безработица, растет преступность. Иными словами, успехи в одной, экономической, сфере влияют на благополучие в другой, социальной. Экономика влияет и на политику. Когда в начале 90-х годов экономические реформы в России привели к резкому расслоению населения, т.е. появлению на одном полюсе очень богатых людей, а на другом - очень бедных, более активными стали политические партии, ориентировавшиеся на коммунистическую идеологию.

1.4. Биологическое и социальное в человеке

Человек - высшая ступень развития живых организмов на Земле. Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует. Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущность человека. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии; он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования. Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и д р.

Основные отличия человека от животного

Человек обладает мышлением и членораздельной речью

Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности.

Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности.

Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.

Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности.

1.5. Личность. Особенности подросткового возраста

Под личностью понимают устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. Личность - это продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений путем активной предметной деятельности и общения. Поведение отдельного человека как личности существенно зависит от его отношений с окружающими его людьми.

Подростковый возраст - это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16-17 лет - периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».

Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма. Подросток начинает быстро расти - темпы роста можно сравнить только с внутриутробным периодом и возрастом от рождения до 2-х лет. Причем, рост скелета идет быстрее, чем развитие мышечной ткани, отсюда нескладность, непропорциональность, угловатость фигуры. Резко увеличивается объем сердца и легких, глубины дыхания для обеспечения растущего организма кислородом. Характерными являются также значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли.

Идет серьезная гормональная перестройка, половое созревание. У девочек растет количество эстрогенов, у мальчиков - тестостерона. У представителей обоих полов наблюдается рост уровня надпочечниковых андрогенов, вызывающий развитие вторичных половых признаков. Гормональные изменения вызывают резкие перепады настроения, повышенную, нестабильную эмоциональность, неуправляемость настроения, повышенную возбудимость, импульсивность.

В отдельных случаях проявляются такие признаки, как депрессия, неусидчивость и плохая концентрация внимания, раздражительность. У подростка могут появиться тревога, агрессия и проблемное поведение. Это может выражаться в конфликтных отношениях с взрослыми. Склонность к риску и агрессия - это приемы самоутверждения. К сожалению, следствием этого может быть увеличение числа несовершеннолетних преступников.

Учеба перестает быть главной и самой важной задачей. Как утверждают психологи, ведущей деятельностью в этом возрасте становится личностное общение со сверстниками. Снижается продуктивность умственной деятельности в связи с тем, что происходит формирование абстрактного, теоретического мышления, то есть конкретное мышление сменяется логическим. Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.

В это время происходит жизненное самоопределение подростка, формируются планы на будущее. Идет активный поиск своего «Я» и экспериментирование в разных социальных ролях. Подросток изменяется сам, пытается понять самого себя и свои возможности. Изменяются требования и ожидания, предъявляемые к нему другими людьми. Он вынужден постоянно подстраиваться, приспосабливаться к новым условиям и ситуациям, но не всегда это происходит успешно.

Сильно выраженное стремление разобраться в самом себе (самопознание) часто наносит ущерб развитию отношений с внешним миром. Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей, с одной стороны, и сохранением детско-школьного статуса, с другой.

Возникают многие психологические проблемы: неуверенность в себе, нестабильность, неадекватная самооценка, чаще всего заниженная.

В этот же период происходит становление мировоззрения молодого человека. Оно иногда проходит через отвергание ценностей, активное неприятие и нарушение установленных правил, негативизм, поиск себя и своего места среди других. Подросток испытывает внутренний конфликт: возникающие взрослые мировоззренческие вопросы создают ощущение глобальной неразрешимости. Несовершеннолетние часто верят в уникальность собственных проблем и переживаний, что порождает чувство одиночества и подавленности.

Характерно стремление к лидерству в группе сверстников. Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой «подростковой» общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок. Подросток стремится следовать за модой и идеалами, принятыми в молодежной группе. Огромное влияние на их формирование оказывают средства массовой информации. Для данного возраста характерно стремление к признанию собственных заслуг в своей значимой подростковой среде. На первый план выходит острая потребность в признании, самоутверждении. Мир вокруг распадается на «своих» и «чужих», причем взаимоотношения между этими группами в представлении подростков порой резко антагонистичны.

Психологи отмечают, что противоречие подросткового возраста заключается часто в том, что ребенок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но не спешит возложить на себя ответственность взрослых, избегает ее. Подросток часто отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них.

1.6. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)

Деятельность - активное взаимодействие человека со средой обитания, результатом которого должна быть ее полезность, требующее от человека высокой подвижности нервных процессов, быстрых и точных движений, повышенной активности восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональной устойчивости. Структуру деятельности обычно представляют в линейном виде, где каждый компонент следует за другим во времени: Потребность -> Мотив -> Цель -> Средства -> Действие -> Результат

Потребность - это нужда, неудовлетворенность, ощущение недостатка чего-то необходимого для нормального существования. Для того чтобы человек начал действовать, необходимо осознание этой нужды и ее характера. Мотив - основанное на потребности осознанное побуждение, обосновывающее и оправдывающее деятельность. Потребность станет мотивом, если она осознана не просто как нужда, а как руководство к действию.

В процессе формирования мотива участвуют не только потребности, но и другие побуждения. Как правило, потребности опосредованы интересами, традициями, убеждениями, социальными установками и т.д.

Цель - это сознательное представление о результате деятельности, предвосхищение будущего. Любая деятельность предполагает целеполагание, т.е. способность самостоятельно устанавливать цели. Животные в отличие от человека не могут устанавливать цели сами: их программа деятельности заранее предопределена и выражена в инстинктах. Человек способен формировать собственные программы, создавая то, чего никогда не было в природе. Поскольку в активности животных отсутствует целеполагание, она не является деятельностью. При этом если животное никогда не представляет заранее результатов своей активности, то человек, начиная деятельность, держит в сознании образ ожидаемого предмета: до того, как создать нечто в реальности, он создает это в уме.

Однако цель может быть сложной, и для ее достижения иногда требуется ряд промежуточных шагов. Например, чтобы посадить дерево, нужно приобрести саженец, найти подходящее место, взять лопату, выкопать яму, поместить в нее саженец, полить его и т.д. Представления о промежуточных результатах называются задачами. Таким образом, цель разбивается на конкретные задачи: если все эти задачи будут решены, то будет достигнута и общая цель.

Средства - это используемые в ходе деятельности приемы, способы действия, предметы и т.п. Например, чтобы выучить обществознание, необходимы лекции, учебники, задания. Чтобы быть хорошим специалистом, требуется получить профессиональное образование, иметь опыт работы, постоянно практиковаться в своей деятельности и т.д.

Средства должны соответствовать целям в двух смыслах. Во-первых, средства должны быть соразмерны цели. Иначе говоря, они не могут быть недостаточными (иначе деятельность будет безрезультатной) или избыточными (иначе энергия и ресурсы будут потрачены зря). Например, нельзя построить дом, если для этого недостаточно материалов; бессмысленно также покупать материалов в несколько раз больше, чем нужно для его постройки.

Действие - элемент деятельности, имеющий относительно самостоятельную и осознанную задачу. Деятельность состоит из отдельных действий. Например, преподавательская деятельность состоит из подготовки и чтения лекций, проведения семинарских занятий, подготовки заданий и т.д.

Результат - это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично). Например, результатом учебы могут быть знания, умения и навыки, результатом труда - товары, результатом научной деятельности - идеи и изобретения. Результатом деятельности может быть и сам человек, поскольку в ходе деятельности он развивается и меняется.

Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.

Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых.

Характерные черты игры: происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.

Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].

Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат).

Учение может приобрести характер самообразования.

Труд – это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.

Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности; преобразование внешней среды обитания человека.

В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.

1.7. Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение

Поведение отдельного человека как личности существенно зависит от его отношений с окружающими его людьми. Такие взаимосвязи с одним человеком, группой (большой или малой) называются межличностными отношениями. Они могут быть классифицированы по различным основаниям.

1. Официальные и неофициальные. Официальными называют отношения, которые складываются между людьми в силу их должностного положения (например, учитель - ученик, директор школы - учитель, Президент РФ - глава Правительства РФ и т.д.). Такие отношения строятся на основе официально утвержденных правил и норм (например, на основе Устава образовательного учреждения, Конституции РФ и др.), с соблюдением каких-либо формальностей. Отношения, которые возникают между людьми в связи с их совместной работой, также могут называться деловыми.

2. Неофициальные отношения (их часто называют личными отношениями) не регулируются нормами права, для них не существует соответствующей юридической основы. Они складываются между людьми вне зависимости от выполняемой работы и не ограничены установленными формальными правилами.

В основе межличностных отношений лежат определенные чувства людей, их отношение к другому человеку. Чувства колеблются между двумя полюсами - симпатией (внутреннее расположение, привлекательность человека) и антипатией (внутреннее недовольство человеком, неудовлетворенность его поведением). Человек воспринимает другого человека прежде всего на основе внешнего облика, а потом уже, складывая свои впечатления от его слов, поступков и черт характера, формирует общее впечатление о нем. Следовательно, в основе восприятия любой личности лежит взаимосвязь характера, поведения и внешнего облика человека.

Ученые-психологи выделяют несколько факторов, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. К ним можно отнести:

неумение различать намерения и мотивы действия людей;

неумение понимать состояние дел и самочувствие людей в момент наблюдения за ними;

наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у человека задолго до первого знакомства (например: «А что он может мне сказать такого, что я не знаю?..»);

наличие стереотипов, в соответствии с которыми все люди заранее относятся к определенной категории (например: «Все мальчишки грубияны», «Все девчонки не умеют держать язык за зуба ми»);

стремление делать преждевременные заключения о личности человека задолго до того, как о нем получена достаточная и исчерпывающая информация;

отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться только на собственное мнение.

Нормальные отношения между людьми складываются при наличии желания и потребности сочувствовать, сопереживать другим людям, ставить себя в положение другого человека.

Межличностные отношения - это отношения, складывающиеся между отдельными людьми. Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека.

Межличностные отношения делятся на следующие виды:

Официальные и неофициальные;

Деловые и личные;

Рациональные и эмоциональные;

Субординационные и паритетные.

Самой широкой формой межличностных отношений является знакомство. В определенных условиях знакомство перерастает в более тесные межличностные отношения - дружбу и любовь. Дружбой можно назвать положительные межличностные взаимоотношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людей друг другу, постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь.

Любовь - высшее духовное чувство человека, богатое разнообразными эмоциональными переживаниями, основанное на благородных чувствах и высокой морали, сопровождаемое готовностью сделать все возможное для благополучия любимого человека.

Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды, в которой люди объединены в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Они делятся на большие (государство, нация, партия, класс, и т.п.) и малые группы. Человек всегда зависит прежде всего от влияния малой группы, которая представляет собой небольшое объединение людей - от 2-3 (например, семья) до 20-30 (например, школьный класс), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Такие малые группы представляют собой элементарную ячейку общества, именно в них человек проводит большую часть своей жизни.

Для участников малой группы характерны общие цели, задачи деятельности, психологические и поведенческие особенности. Мера психологической общности определяет сплоченность группы.

По признаку совместной деятельности выделяются следующие виды малых групп: производственные, семейные, учебные, спортивные и т.д.

По характеру взаимоотношений между членами группы они делятся на формальные (официальные) и неформальные (неофициальные). Формальные группы создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций (например, школьный класс, спортивная команда «Спартак» и т.д.). Неформальные группы обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников, могут совпадать или расходиться с целями официальных организаций. К ним можно отнести, например, поэтический кружок, клуб любителей бардовской песни, организацию болельщиков какого-либо футбольного клуба и т.д.

Один и тот же человек одновременно является участником неопределенно многих малых групп, и в каждой из них его положение (статус) меняется. Например, один и тот же человек является младшим братом, учеником в классе, капитаном сборной команды по футболу, бас-гитаристом в рок-группе и т.д.

Группа всегда оказывает существенное влияние на психологию и поведение человека через отношения его с остальными участниками группы. И это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Положительное воздействие на человека малой группы в том, что:

отношения между людьми, складывающиеся в группах, приучают человека выполнять существующие социальные нормы, они несут в себе ценностные ориентиры, которые усваиваются личностью;

группа является тем местом, где человек отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки;

от участников группы человек получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков;

группа дает человеку уверенность в себе, снабжает его системой положительных эмоций, необходимых для его развития.

Для нормального психологического развития человек должен иметь максимально объективные знания о самом себе. Иначе, как от других людей, в процессе непосредственного общения с ними, он эти знания получить не может. Группа и составляющие ее люди являются для личности своеобразными зеркалами, в которых отражается человеческое «Я». Точность и глубина отражения личности в группе прямо зависят от открытости, интенсивности и разносторонности общения данной личности с остальными членами группы. Для развития индивида как личности группа представляется незаменимой, особенно, если группа представляет собой сплоченный высокоразвитый коллектив.

Помимо положительного воздействия группа может оказать и отрицательное влияние на человека. Такое случается, например, тогда, когда цели группы достигаются за счет ущемления интересов отдельных ее членов в ущерб интересов всего общества. В психологии это называют групповым эгоизмом.

Другим возможным отрицательным следствием группового влияния может быть то воздействие, которое оказывается обычно на одаренных творческих личностей. Известный ученый В.М.Бехтерев, проведя ряд индивидуальных и групповых экспериментов, в которых сравнивались показатели творческой работы группы и индивида, выяснил, что в творчестве группа может уступать особо одаренным личностям. Их оригинальные идеи отвергались большинством потому, что были непонятны, и такие личности, находясь под сильным психологическим давлением большинства, сдерживаются, подавляются в своем развитии. История России XX в. знала множество примеров, когда выдающиеся композиторы, художники, ученые, писатели исключались из профессиональных союзов и даже преследовались.

Иногда человек для того, чтобы оставаться в группе, идет на внутренний конфликт и ведет себя конформно, становится конформистом. Конформным называют такое поведение человека, при котором он, осознанно расходясь в мнениях с окружающими людьми, тем не менее соглашается с ними, исходя из каких-либо соображений.

Существуют три способа реагирования человека на давление группы. Первый - внушаемость, когда человек бессознательно принимает линию поведения, мнение группы. Второй - конформизм, т.е. осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении с мнением группы. Третий способ реагирования на требование группы - сознательное согласие с мнением группы, принятие и активное отстаивание ее ценностей, норм и идеалов.

Общение – диалоговое взаимодействие между людьми, базовая потребность человека, необходимая для включения человека в общество (общение с друзьями, родственниками). Общение является естественной потребностью человека с его рождения. В отличие от монолога общение строится в форме импровизации и диалога. Общение – обмен различными точками зрения собеседников, их ориентация на понимание и активное обсуждение мнения партнера, ожидание ответа, взаимная дополняемость позиций участников. Общение бывает вербальное – с использованием устной речи и невербальное – использование для общения знаков-символов (компьютерный язык, язык глухонемых). В отличие от деятельности общение самоценно как процесс. Общение предполагает обмен информацией, возникновение и поддержание межличностных контактов.

Формы общения: межличностные, межгрупповые, межсоциумные, между личностью и обществом, между группой и обществом.

1.8. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение

Межличностные конфликты (лат. conffictus - столкновение) - это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьезное разногласие, острый спор между отдельными людьми в процессе их социального и психологического взаимодействия. Причинами таких конфликтов являются как социальные, так и психологические разногласия. Они происходят из-за непонимания между людьми, потерь и искажения информации в процессе взаимодействия людей, различия в способах оценки деятельности и личности друг друга, психологической несовместимости и т.д. Под психологической несовместимостью понимается неудачное сочетание темпераментов и характеров взаимодействующих лиц, противоречие в жизненных ценностях, идеалах, мотивах, целях деятельности, несовпадение мировоззрения, идеологических установок и др.

Предмет конфликта – действительно существующая или воображаемая проблема, которая становится причиной возникновения конфликта. Объект конфликта – это то, на что направлен конфликт. Выделяют материальные и нематериальные объекты конфликта.

Фазы конфликта:

Ситуация, приведшая к конфликту, и осознание конфликта участниками ситуации (один друг обидел другого);

Выбор стратегии взаимодействия (конфликтующие стороны решают мириться или враждуют друг с другом);

Выбор стратегии действия (выяснение отношений, спорят о том, кто виноват). Разрешение конфликта – решение участников конфликта о примирении и прекращении противоборства. Конфликт считается исчерпанным, если сторонам удалось договориться (друзья помирились). Когда примирение невозможно – это неразрешенный конфликт. Конфликты неизбежны в человеческом обществе. Поэтому важным умением каждого человека, живущего в обществе, является умение искать и находить выход из конфликтов.

В конфликтах, как правило, один из участников оценивает поведение другого как недопустимое. Причинами конфликтов также могут быть недостаточная психологическая устойчивость, завышенный или заниженный уровень притязаний, холерический тип темперамента и т.д.

У подростков причинами конфликтов могут быть обостренное чувство собственного достоинства, максимализм, категоричность и однозначность нравственных критериев, оценки фактов, событий, своего поведения.

Для успешного разрешения конфликта необходимо:

Принять установку на разрешение конфликта к обоюдовыгодному согласию.

Скорректировать свое поведение по отношению к оппоненту: попытаться контролировать свои эмоции, выслушать иную точку зрения, выявить истинные цели, нужды, потребности оппонента.

Попытаться найти точки соприкосновения в позиции своей и оппонента.Подготовка и проведение переговоров по улаживанию конфликтной ситуации. В случае необходимости - приглашение посредника.

Различают 2 модели переговоров:

Модель «взаимных выгод», когда пытаются найти такие варианты решения проблемы, которые полностью удовлетворяют интересам обеих сторон;

Модель «уступок - сближения».

Благоприятным является организация совместной деятельности на всех стадиях разрешения конфликта, вовлечение партнера в совместный процесс поиска возможных вариантов решения конфликта.Окончательно разрешенным можно считать лишь тот конфликт, который улажен на основе достижения консенсуса, учитывающего интересы всех сторон конфликта.


Исторический этап развития человечества (Средневековое общество) Исторический этап развития человечества (Средневековое общество) Страна, государство (Немецкое общество) Страна, государство (Немецкое общество) Круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов (Крестьянское общество) Круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов (Крестьянское общество) Объединение людей с какой-либо целью (Общество туристов) Объединение людей с какой-либо целью (Общество туристов)


Все человечество в целом в прошлом, настоящем и будущем Все человечество в целом в прошлом, настоящем и будущем Форма совместной жизнедеятельности людей Форма совместной жизнедеятельности людей Обособившаяся от природы часть материального мира Обособившаяся от природы часть материального мира Совокупность форм объединения людей Совокупность форм объединения людей


Слово «система» означает целое, составленное из частей, совокупность. Слово «система» означает целое, составленное из частей, совокупность. Каждая система включает в себя взаимодействующие части: Каждая система включает в себя взаимодействующие части: Подсистемы Подсистемы Элементы Элементы


Образующих общество элементов и связей между ними чрезвычайно много: Открытых (взаимодействующих с внешней средой) Открытых (взаимодействующих с внешней средой) Материальных (реально существующих) Материальных (реально существующих) Динамичных (изменяющихся, развивающихся в результате внутренних причин и механизмов) Динамичных (изменяющихся, развивающихся в результате внутренних причин и механизмов)


Экономическая. Производство, распределение и потребление материальных благ, а также соответствующие отношения. (Заводы, производственные фирмы, банки, рынки и т.п.) Экономическая. Производство, распределение и потребление материальных благ, а также соответствующие отношения. (Заводы, производственные фирмы, банки, рынки и т.п.) Социальная. Отношения между классам, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами, деятельность по обеспечению социальных гарантий. (Система социального обеспечения, здравоохранения и т.п.) Социальная. Отношения между классам, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами, деятельность по обеспечению социальных гарантий. (Система социального обеспечения, здравоохранения и т.п.)


Политическая. Отношения между обществом и государством, между государством и политическими партиями. (Парламент, правительство, судебные органы и т.п.) Политическая. Отношения между обществом и государством, между государством и политическими партиями. (Парламент, правительство, судебные органы и т.п.) Духовная. Отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления. (Архивы, театры, библиотеки, учреждения системы образования и т.п.) Духовная. Отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления. (Архивы, театры, библиотеки, учреждения системы образования и т.п.)


Устойчивые совокупности людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных идеальных норм, правил, стандартов поведения. Устойчивые совокупности людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных идеальных норм, правил, стандартов поведения.


Экономические институты (Деньги, собственность и др.) Экономические институты (Деньги, собственность и др.) Политические институты (Власть, парламентаризм и др.) Политические институты (Власть, парламентаризм и др.) Социальные институты (Семья, брак и др.) Социальные институты (Семья, брак и др.) Институты, действующие в духовной области (Религия, образование и др.) Институты, действующие в духовной области (Религия, образование и др.)


Выделяют два фактора общественного развития: Природный (Влияние географических и климатических условий на развитие общества) Природный (Влияние географических и климатических условий на развитие общества) Социальный (Причины и исходные моменты общественного развития обусловлены самим обществом) Социальный (Причины и исходные моменты общественного развития обусловлены самим обществом)


Эволюционный (Постепенное накопление изменений и их естественно-обусловленный характер) Эволюционный (Постепенное накопление изменений и их естественно-обусловленный характер) Революционный (Характеризуется относительно быстрыми изменениями, субъективно направляемыми на основе знания и действий) Революционный (Характеризуется относительно быстрыми изменениями, субъективно направляемыми на основе знания и действий)

В психологии такое понятие как взаимодействие раскрывается, как действия людей, направленные друг на друга. Такие действия могут рассматриваться как совокупность некоторых поступков направленных на достижение своих целей, решение практических задач и реализацию ценностных ориентиров.

Основные типы взаимодействия людей

Выделяются различные типы взаимодействия в зависимости от вызвавшей его ситуации. Именно это и послужило поводом к возникновению их различных классификаций.

Наиболее распространённой является классификация, основанная на результативной направленности.

Типы взаимодействия в процессе общения

  1. Кооперация - это такое взаимодействие, при котором его участники достигают взаимного соглашения о том, как необходимо действовать для достижения общих целей и стараются не нарушать его, пока совпадают сферы их интересов.
  2. Конкуренция - это взаимодействие, которое характеризуется достижением своих личных или общественных целей и интересов в условиях противостояния интересов между людьми.

Типы межличностного взаимодействия зачастую определяют характер взаимоотношений между людьми. В основу деления на типы, можно положить намерения и действия людей, которые указывают на то, как каждый из участников взаимодействия понимает смысл происходящего. В таком случае выделяют ещё 3 типа.

Типы и виды взаимодействия

  1. Дополнительное. Такое взаимодействие, при котором партнеры спокойно и объективно относятся к позиции друг друга.
  2. Пересекающееся. Взаимодействие, во время которого участники, с одной стороны, демонстрируют нежелание понимать позицию и мнение других партнёров по взаимодействию. При этом с другой стороны активно проявляют свои собственные намерения по этому поводу.
  3. Скрытое взаимодействие. Такой тип включает в себя сразу два уровня: внешний, выраженный словестным образом, и скрытый, проявляющийся в помыслах человека. Оно предполагает либо очень хорошее знание участника взаимодействия, либо вашу восприимчивость к невербальным средствам общения. К ним можно отнести тон голоса, интонацию, мимику и жесты, в общем, всё то, что может придать разговору скрытый смысл.

Стили и типы взаимодействия их особенности

  1. Сотрудничество. Оно направленно на полное удовлетворение партнёрами по взаимодействию своих потребностей и стремлений. Здесь реализуется один из мотивов приведённых выше: кооперация, либо конкуренция.
  2. Противодействие. Такой стиль предполагает ориентацию на свои цели, без учета при этом каких- либо интересов другой участвующей стороны. Проявляется принцип индивидуализма.
  3. Компромисс. Реализуется в частичном достижении целей и интересов обеих сторон.
  4. Уступчивость. Предполагает принесение в жертву собственных интересов для достижения целей партнера или же отказ от мелких потребностей для достижения какой-либо более значимой цели.
  5. Избегание. Такой стиль представляет собой уход или избегание контакта. При этом возможна потеря собственных целей для исключения выигрыша.

Иногда деятельность и общение рассматриваются как две составляющие социального бытия общества. В других случаях общение обозначается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность и является её частью. Сама же деятельность представляется нам в виде условия и основания общения. Более того в психологии понятие «взаимодействие» «общение» находятся на том же уровне что и «личность» « деятельность» и являются основополагающими.

Типы взаимодействия в психологии играют огромную роль не только при межличностной коммуникации, но и в процессе развития человека и как следствие, общества в целом. Без общения человеческое общество не смогло бы полноценно функционировать, и мы бы никогда не достигли таких высот социально- экономического развития как сейчас.

    кооперация - сотрудничество индивидов для решения общей задачи;

    конкуренция - индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами);

    конфликт - скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон.

Взаимодействие - это процесс воздействия людей и групп друг на друга, в котором каждое действие обусловлено как предыдущим действием, так и ожидаемым результатом со стороны другого. Любое взаимодействие предполагает по меньшей мере двух участников - интерактантов. Следовательно, взаимодействие представляет собой разновидность действия, отличительной чертой которого является направленность на другого человека.

    Социальное действие, его структура, сущность и содержание.

Социальное действие - действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него.

Вебер выделяет четыре типа социального действия :

1. целерациональное - когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей;

2. ценностнорациональное - определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха;

3. аффективное - определяется эмоциями;

4. традиционное - определяется традицией или привычкой.

Признаки действия:

    Нормативность (зависит от общепринятых ценностей и норм);

    Волюнтаризм (связь с волей субъекта, обеспечивающей некоторую независимость от окружающей среды);

    Наличие знаковых механизмов регуляции.

Социальное действие - единичный акт со след структурой:

    Субъект - тот, кто совершил действие (коллективный, индивид).

    Объект - тот на кого направленное действие.

Этапы соц. действия:

    Способ реализации цели;

    Средство;

    Результат.

    «Понимающая социология » Г. Зиммеля и М. Вебера.

Нетрадиционный тип научности. «Понимающая социология» Г. Зиммеля и М. Вебера.

Неклассический тип научности социологии разработан немецкими мыслителями Г. Зиммелем (1858-1918) и М. Вебером (1864--1920). В основе этой методологии лежит представление о принципиальной проти­воположности законов природы и общества и, следовательно, призна­ние необходимости существования двух типов научного знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания). Социология же, по их мнению, это пограничная наука, и поэтому она должна заимствовать у естествознания и гуманитарных наук все луч­шее. У естествознания социология заимствует приверженность к точ­ным фактам и причинно-следственное объяснение действительности, у гуманитарных наук - метод понимания и отнесения к ценностям.

Такая трактовка взаимодействия социологии и других наук вытекает из их понимания предмета социологии. Г. Зиммель и М. Вебер отвергали в качестве предмета социологического знания такие понятия, как «общество», «народ», «человечество», «коллективное» и т. д. Они считали, что предметом исследования социолога может быть только индивид, поскольку именно он обладает сознанием, мо­тивацией своих действий и рациональным поведением. Г. Зиммель и М. Вебер подчеркивали важность понимания социологом субъектив­ного смысла, который вкладывается в действие самим действующим индивидом. По их мнению, наблюдая цепочку реальных действий людей, социолог должен сконструировать их объяснение на основе понимания внутренних мотивов этих действий. И здесь ему поможет знание того, что в сходных ситуациях большинство людей поступает одинаковым образом, руководствуется аналогичными мотивами. Ис­ходя из своего представления о предмете социологии и ее месте сре­ди других наук, Г. Зиммель и М. Вебер формулируют ряд методологи­ческих принципов, на которые, по их мнению, опирается социологи­ческое знание:

1) Требование устранения из научного мировоззрения пред­ставления об объективности содержания наших знаний. Условием превращения социального знания в действительную науку является то, что оно не должно выдавать свои понятия и схемы за отражения или выражения самой действительности и ее законов. Социальная наука обязана исходить из признания принципиального различия

между социальной теорией и действительностью.

2) Поэтому социология не должна претендовать на что-то большее, чем выяснение причин тех или иных свершившихся собы­тий, воздерживаясь от так называемых «научных прогнозов».

Строгое следование этим двум правилам может создать впе­чатление, что социологическая теория не имеет объективного, обще­значимого смысла, а является плодом субъективного произвола. Чтобы снять это впечатление, Г. Зиммель и М. Вебер утверждают:

3) Социологические теории и понятия не являются результатом интеллектуального произвола, ибо сама интеллектуальная деятель­ность подчиняется вполне определенным социальным приемам и, преж­де всего, правилам формальной логики и общечеловеческим ценностям.

4) Социолог должен знать, что в основе механизма его интеллекту­альной деятельности лежит отнесение всего многообразия эмпиричес­ких данных к этим общечеловеческим ценностям, которые задают общее направление всему человеческому мышлению. «Отнесение к ценностям кладет предел индивидуальному произволу», - писал М. Вебер.

М. Вебер различает понятия «ценностные суждения» и «отне­сение к ценностям».Ценностное суждение

всегда личностно и субъ­ективно. Это какое-либо утверждение, которое связано с нравствен­ной, политической или какой-либо другой оценкой. Например, выска­зывание: «Вера в бога - это непреходящее качество человеческого существования». Отнесение к ценности

Это процедура и отбора, и организации эмпирического материала. В приведенном выше приме­ре эта процедура может означать сбор фактов для изучения взаимо­действия религии и разных сфер общественной и личной жизни чело­века, отбор и классификацию этих фактов, их обобщение и другие процедуры. В чем необходимость этого принципа отнесения к ценнос­тям? А в том, что ученый-социолог в познании сталкивается с огромным многообразием фактов, и для отбора и анализа этих фактов он должен исходить из какой-то установки, которая и формулируется им как ценность.

Каковы же инструменты познания, через которые реализу­ются основные принципы «понимающей социологии»? У Г. Зиммеля таким инструментом служит фиксирующее в социальном явлении самые устойчивые универсальные черты, а не эмпирическое мно­гообразие социальных фактов. Г. Зиммель считал, что над миром конкретного бытия возвышается мир идеальных ценностей.

Этот мир ценностей существует по своим собственным законам, отлич­ным от законов материального мира. Целью социологии является изучение ценностей самих по себе, какчистых форм.

Социология должна стремиться изолировать желания, переживания и мотивы, как психологические аспекты, от их объективного содержания, вы­членить сферу ценностную как область идеального и на основе это­го построить в виде взаимоотношения чистых форм некую геомет­рию социального мира. Таким образом, в учении Г. Зиммеля чистая форма

Это отношение между индивидами, рассматриваемыми отдельно от тех объектов, которые выступают объектами их жела­ний, стремлений и других психологических актов. Формально-гео­метрический метод Г. Зиммеля позволяет выделить общество вооб­ще, институты вообще и построить такую систему, в которой соци­ологическое знание освобождалось бы от субъективного произвола и морализаторских оценочных суждений.

Главным инструментом познания у М. Вебера выступают «идеальные типы». «Идеальные типы», по Веберу, не имеют эмпи­рических прообразов в самой реальности и не отражают ее, а пред­ставляют собой мыслительные логические конструкции, создавае­мые исследователем. Эти конструкции формируются с помощью выделения отдельных черт реальности, считающихся исследовате­лем наиболее типическими. «Идеальный тип, - писал Вебер, - это картина однородного мышления, существующая в воображении ученых и предназначенная для рассмотрения очевидных, наиболее «типичных социальных фактов». Идеальные типы - это предель­ные понятия, используемые в познании в качестве масштаба для соотнесения и сравнения с ними социальной исторической реально­сти. По Веберу, все социальные факты объясняются социальными типами. Вебер предложил типологию социальных действий, типов государства и рациональности. Он оперирует такими идеальными типами, как «капитализм», «бюрократизм», «религия» и т. д.

Какую же основную задачу решают идеальные типы? М. Вебер считает, что главная цель социологии - сделать максимально понятным то, что не было таковым в самой реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже если этот смысл самими людьми не был осознан. Иде­альные типы и позволяют сделать этот исторический или социальный материал более осмысленным, чем он был в самом опыте реальной жизни.

    Теории О. Конта и Г. Спенсера.



Статьи по теме: