Изображение иконы неопалимая купина. Как молиться иконе и куда ее вешать. Интерьер часовни Неопалимой Купины

Ежегодно в Иерусалиме, на святой земле, в канун празднования светлой Пасхи, на землю к православным христианам спускается благодатный огонь.

Яркое Божественное пламя обладает чудодейственным свойством величественно гореть и не причинять вред тем, кто истово верит в Спасителя нашего.

Описание иконы

Посреди звезды расположилась Пресвятая Мария с Богомладенцем на руках.

Поскольку образ «Неопалимая купина» очень древний, то с развитием православия изображения могут разниться.

Чаше всего на иконе представлены два вытянутых ромба, наложенных один на другой. В центре композиции, в ромбе зеленого цвета, символизирующего саму купину, предстает Богородица с Богомладенцем на руках.

Второстепенный ромб красного цвета означает огонь, который окружает Божью Матерь, но не опаляет Её. В углах, в виде льва, ангела, орла и тельца, аллегорически вписаны лики евангелистов, о которых говорится в Апокалипсисе.

Венчают ромбы жанровые сцены, на которых архангелы держат в руках различные вещи, символизирующие дары. Завершают композицию изображения пророков в углах иконы, которые извещают христиан о чудесах, сошедших на землю.

Значение иконы

Присмотревшись к иконе можно рассмотреть множество символов, которые расшифровываются довольно легко. На иконе «Неопалимой купины» Образ Богородицы многогранен, но можно с уверенностью сказать, что Её подвиг материнства обобщает невероятное количество верующих людей.

С древних времен люди поклонялись Богоматери, просили защиту и покровительство, поэтому Богоматерь охваченная огнем, но не пострадавшая от него предстает Защитницей рода людского от земных стихий, пожаров и бедствий.

Ангелы, окружающие Богородицу, даруют человечеству уроки мужества, учительства и мудрости, умение одаривать и прощать, смиренно принимать удары судьбы и оставаться милосердным. В сложном, но и в то же время понятном образе сплетается одно простое значение - Она центр притяжения грехов человеческих и Она же залог победы над бедами.

История появления иконы считается одной из древнейших, о которой повествуется в Ветхом Завете.

Моисей увидел куст охваченный пламенем.

Однажды пастух, выпасая стадо овец, увидел отблески далекого огня. Заинтересованный происшествием, он приблизился к пламени и увидел невероятное зрелище. Величественный терновый куст был объят огнем, но при этом не сгорал.

Внезапно в пылающем кусте перед взором Моисея предстал Господь с наставлением освобождения людей Иудейских от рабства у египтян.

Заканчивая весть, Господь поведал оробевшему пастуху о десяти важнейших заповедей, которым нужно следовать истинным христианам. Получив в дар умение пророка и чудотворца, Моисей понес в люди заветы Божьи.

Позже, возле произрастания чудесного куста, была выстроена часовня. Сотни верующих христиан и паломников ежедневно приходят на святое место полюбоваться чудом Господа и укрепить веру в Него.

В чем помогает икона и о чем молятся «Неопалимой купине»

Основным значением образа Богородицы на иконе «Неопалимая купина» является наказ сохранить в чистоте душу от геенны огненной, а с помощью Божественного огня выжечь греховные страсти и пороки.

Обширное значение символов позволяет обращаться к Богоматери за поддержкой и помощью в различных житейских ситуациях: Образ покровительствует пожарным.

  • Об исцелении от различных хронических телесных заболеваний, об отступлении душевных мук и страданий.
  • О защите дома и живущих в нем обитателей от разбойных нападений и преступных замыслов коварных людей.
  • Об избавлении грехов, грязных помыслов и нечестивых мыслей.
  • О даровании успехов в карьерной лестнице служивым и в учебе учащимся.
  • О не принятии опрометчивого шага и обдуманного решения для искоренения проблемы.

Люди благородной профессии, чей долг призывает спасать пострадавших и потерпевших от стихийных бедствий, образ Богородицы оберегает от увечий их самих и их подопечных.

Спасатели, пожарные, сотрудники МЧС и полиции, военные и гражданские врачи получают помощь при обращении к Божьей матери.

Защитники Отечества, военные, летчики особенно оберегаемы Ею, как люди призванные спасать человеческие жизни. В горячих точках военнослужащие молят о защите в бою или уберечь от плена.

Поскольку образ Богородицы неразрывно связан с огнем, то Её незримое присутствие оберегает, прежде всего, от пожаров. Известны случаи, когда крестный ход с иконой вокруг города предотвращал появление огня при объявлении чрезвычайной пожароопасности. Также Богородица уберегает молящегося во время разгула стихий, в частности грозы с молниями.

Где размещают икону

Икону лучше поместить напротив входа.
Особых строгих правил для размещения иконы в Церковном уставе нет. Образ можно поставить рядом к уже присутствующим ликам в доме. Но чаще святую икону устанавливают над входной дверью помещения, либо напротив нее.

Таким образом, каждый входящий будет незримо находиться под наблюдением у Богородицы, чей строгий взор устыдит всякого, кто замыслил дурное по отношению к хозяевам жилища.

Считается, что установленная возле входа икона, защищает все комнаты, а, следовательно, и всех домочадцев, поскольку Божья Матерь служит хранительницей семейного очага.

Молитвы

Первая Молитва

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа, припадаем и покланяемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивная и преславная чудеса содеваеши, от огненнаго запаления и молниеноснаго грома жилища наша спасаеши, недужныя исцеляеши и всякое благое прошение наше во благо исполняеши.

Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего Заступнице: сподоби ны немощныя и грешныя Твоего матерняго участия и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кровом милости Твоей Церковь святую, обитель сию, град сей, всю страну нашу православную и вся ны припадающия к Тебе с верою и любовию и умиленно просящия со слезами Твоего заступления.

Ей, Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуреваемых грехами многими и не имущих дерзновения ко Христу Господу просити Его о помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на умоление, Матерь Его по плоти. Ты же, Всеблагая, простри к Нему богоприимнии руце Твои и предстательствуй за нас пред благостию Его, просяще нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на Страшном суде Его.

В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгорятся домы наши или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и державное вспоможение, да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами, временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем и со всеми святыми воспоем пречестное и великолепое имя покланяемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие, во веки веков. Аминь.

Вторая молитва

Царице Небесная, Владычице наша, Госпоже вселенныя, Пресвятая Богородице, нескверная, неблазная, нетленная, Пречистая, Чистая Приснодево, Марие Богоневесто, Мати Творца твари, Господа славы и Владыки всяческих!

Тобою Царь царствующих и Господь господствующих прииде и на земли нам явися. Ты убо Божие милосердие воплощенное, Ты Мати Света и Живота сущи, якоже некогда во чреве Твоем носила Его, и на объятиих Твоих имела еси Младенца Слово Превечное, Бога, тако и всегда Того с Собою имаши.

Сего ради мы по Бозе к Тебе прибегаем, яко к нерушимей стене и предстательству: призри благосердием, Всепетая Богородице, на лютое озлобление наше, и исцели душ и телес наших болезни, отжени от нас всякаго врага и супостата, избави от глада, мора, от язвы, от вод многих и воздухов тлетворных, и от смерти внезапныя; и якоже три отрока в пещи вавилонстей, сохрани и соблюди нас, да, якоже древле людем Божиим, тако будут вся благая нам чтущим Тя; врази же и вси ненавидящии нас да постыдятся и посрамятся, и уразумеют вси, яко с Тобою Господь, о Владычице, и Тобою с нами Бог.

Молитвы иконе Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» помогают сохранить ваш дом от пожара, поджога и поражения молнией. Но самое главное значение этой иконы – защита наших душ от геены огненной и в наших просьбах о том, чтобы Богоматерь с помощью этого образа помогла нам огнем выжечь все наши душевные грехи и страсти.
Перед иконой Неопалимой Купины люди просят Богородицу защитить их от вражеских нападений, а также об исцелении души и тела.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ИСТОРИЯ ИКОНЫ НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА

История рождения иконы — одна из самых древних, которая описана в Ветхом Завете Библии.
Однажды Моисей, в то время, будучи обычным пастухом, недалеко от горы Синай (древнее название Хорив) пас в пустыне овец и вдруг увидел вдалеке огонь. Подойдя ближе, пастух увидел чудо – это горел, но не сгорал терновый куст, получивший впоследствии название «Неопалимыя Купины». И вдруг из самого пламени явился сам Господь Бог, который во время разговора дал Моисею наставления о том, как освободить израильтян от египетского рабства. Но самое ценное в этом разговоре было то, что человечество получило Божий завет, десять скрижалей, заповедей, которыми мы пользуемся и до сих пор.
Получив в помощь от Господа дар пророчества и чудотворения, пророком Моисеем была исполнена Божия воля.

Сейчас место нахождения куста, из огня которого Моисею явился Господь, на территории монастыря Святой Екатерины, основанного в 4 веке у подножия горы Синай, которую паломники называют горой Моисея.
В 324 году по приказу святой Елены, которая была матерью императора Константина, на месте, где растет куст была построена капелла. Корни знаменитого куста находятся прямо под алтарем монастырского собора, а за алтарем располагается часовня, названная «Неопалимая Купина».
Знаменитую Купину пересадили недалеко от часовни, где растение находится до сих пор. Это единственный случай пересадки куста на всём Синайском полуострове. Были попытки дать жизнь Купине в другом месте, но корни так и не дали отростков!
В часовне нет иконостаса, который скрывал бы алтарь от верующих, и поэтому паломники могут увидеть под престолом то место, где находился священный куст.
Это место оформлено в виде отверстия в плите и закрыто серебряным щитом с чеканкой, на которой изображены горящий куст Купина, Преображение, Распятие, евангелисты, святая Екатерина и сам Синайский монастырь.

Паломники должны входить сюда без обуви, именно так заповедал Бог пророку Моисею:

«сними обувь с ног твоих: ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исход, 3:5).

Монастырь Святой Екатерины находится недалеко (в двух часах езды на автобусе) от популярного у россиян места отдыха в Египте – Шарм-эль-Шейха. До закрытия авиасообщения с Египтом, с этого курорта были организованы туристические поездки в монастырь, где своими глазами можно было увидеть то место, где человек разговаривал с Богом!

ОПИСАНИЕ ОБРАЗА НЕОПАЛИМОЙ КУПИНЫ

Образ Божией Матери и ее «Неопалимая» икона занимает очень важное место в православии.
Вариантов исполнения иконы Купины- много. Иногда мы видим изображение иконы Божией Матери в пламени, которое горит, но не обжигает ее. Но чаще Богоматерь на иконе находится на фоне восьмиконечной звезды, которая образована из двух ромбов, один из которых красного цвета, обозначающего огонь, а другой зеленого, символизирующего цвет тернового куста. Иногда встречаются четырехугольники, окрашенные в голубой или синий цвета.

Неопалимая Купина — изображения на иконах



В центре изображение Божией Матери с младенцем. По краям красного четырехугольника изображены человек, лев, телец и орел, символизирующие образы евангелистов, которые упоминаются в Апокалипсисе: Ангел (Матфей), Лев (Марк), Телец (Лука) и Орел (Иоанн).
Богоматерь находится в окружении подчиняющихся Ей небесных сил, архангелов и ангелов стихий — грома, ветра, молнии, дождя, росы, мороза и мглы. Каждый ангел держит определенные “атрибуты”- чашу, фонарь, облако, меч, факел, закрытый кивот (мороз ), нагую фигуру (ветер ) .
Богоматерь в своих руках держит лестницу, прислоняющуюся к ее плечу. Этот образ означает, что именно через Святую Деву Сын Божий пришел на нашу землю.
По углам изображения иконы показаны видения пророков, которые связаны с воплощением Христа: в левом верхнем - видение Моисею знамения в виде горящего куста, в правом верхнем углу - видение Исайе Серафима с горящим углем в щипцах, внизу, слева, - видение Иезекиилю затворенных врат, справа - Иакову - лествицы с ангелами.

НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА В БОГОСЛОВСКОМ ТОЛКОВАНИИ

Прошло много столетий после того, как Моисей увидел куст Купины. Сейчас это событие получило новые значения.
В Новом Завете Неопалимая Купина, как Невесту Неневестную по непорочному зачатию от Святого Духа, мы чтим Богоматерь.
Как однажды возсиял зеленый куст на святой горе Синай, такой же яркий Божественный Свет сиял вокруг Её Сына во время Преображения на священной горе Фавор.

Всю свою земную жизнь Божия Родительница жила в божественной чистоте. Она приняла в Себя Святого Духа и осталась нетронута Его обжигающим грешников огнем.

Самая главная идея этого образа, увенчанного иконой Неопалимая Купина: любой человек должен любить Бога, стремиться к искоренению своих пороков и тогда он сможет быть под надежной Божьей защитой, что никакие сатанинские попытки не сумеют ее сжечь.
Каждый год в Иерусалиме во время праздника Пасхи, на землю сходит благодатный Божественный огонь, который по рассказам очевидцев тоже обладает чудесным свойством – гореть, но не обжигать.

Однажды, мне () довелось общаться с человеком, который три года подряд видел это чудо – благодатный Пасхальный огонь! Он подтвердил, что да, действительно огонь светит, греет, но не обжигает…
Но ТОЛЬКО ТЕХ, КТО ВЕРИТ В БОГА.

ЧУДЕСА, СОВЕРШЕННЫЕ СВЯТЫМ ОБРАЗОМ

В 1390 году икону Купины привезли в Москву иноки из Палестины и с того времени в преданиях неоднократно встречаются упоминания о ее чудотворной помощи.

Однажды Димитрий Колошин, конюх царя Феодора Алексеевича, невинно попал в опалу и ему помогла икона Божией Матери Неопалимая Купина. По его молитвам, как-то во сне, Богородица явилась царю и сообщила о невиновности осужденного, после чего дело Димитрия Колошина было пересмотрено, в результате чего он был оправдан. В благодарность Колошин в 1680 году на свои средства построил храм, который был именован Неопалимой Купиной.

В средние века многие строения в Москве были деревянными, из-за чего часто происходили пожары. Но прихожан Неопалимовской церкви огонь не трогал — икону во времена сильных пожаров носили вокруг строений.

В 1822 году в городе Славянске (Донецкой области) стали часто возникать большие пожары. Причину возгораний найти никто не мог. Как-то ночью во сне одной из прихожанок церкви было видение о том, что для защиты от пожаров должна быть написана икона Неопалимая Купина и нужно будет отслужить молебен. Икона Богородицы была написана и перед ней стали постоянно читать молитвы. Практически сразу же, во время очередного пожара, была задержана местная сумасшедшая, которая и оказалась виновником этих трагедий. После ее задержания пожары сразу прекратились.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

ВИДЕОФИЛЬМ

Описание иконы Божьей Матери «НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА»:

В церковных песнопениях Божия Матерь нередко сравнивается с неопалимою купиною (несгорающим терновым кустом), которую видел Моисей на горе Хорив (Исход, глава 3, стих 2). Сходство между неопалимою купиною и Матерью Божьей заключается в том, что как ветхозаветная купина оставалась невредимой во время охватившего её огня, так и Пресвятая Дева Мария, родившая Иисуса Христа, до Рождества и после пребывала Девою.

Икона БогоМатери «Неопалимая Купина» изображается в виде восьмиугольной звезды, состоящей из двух острых четырёхугольников с вогнутыми концами. Один из них – красного цвета, напоминающий собою огонь, объявший виденную Моисеем купину; другой – зелёного цвета, указывающий на естественный цвет купины, который она сохранила, объятая огненным пламенем. В середине восьмиугольной звезды, как бы в купине, изображена Пречистая Дева с Предвечным Младенцем. По углам красного четырёхугольника изображены человек, лев, телец и орёл, символизирующие четырёх евангелистов. В руках Пречистой Девы лестница, прислоненная верхним концом к Её плечу. Лестница означает, что через Богородицу на землю сошёл Сын Божий, возводящий на Небо всех верующих в Него.

Наиболее прославилась икона Божьей Матери Неопалимая Купина в помощи при пожарах, особенно после событий 1822 года в городе Славянске Харьковской епархии. В том году в городе стали случаться мощные опустошительные пожары от поджогов, но многочисленные попытки обнаружить поджигателя были бесплодны. Однажды благочестивой старушке по фамилии Бельницкая было явлено во сне, что если будет написана икона Божией Матери «Неопалимая Купина» и отслужен перед нею молебен, то пожары прекратятся. Икона была тотчас написана лучшими мастерами, и после Литургии перед ней был совершен молебен.

В тот же день случился новый пожар, при котором была задержана поджигательница – полоумная девица Мавра. После этого пожары прекратились, а благодарные жители Славянска устроили для иконы Неопалимая Купина дорогой киот с надписью: «В память 1822 года за спасение города от пожара». Традиция молиться Божией Матери от пожаров перед Её иконой «Неопалимая Купина» сохранилась до сих пор.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» молятся об избавлении от пожара и поражения молнией, от лютых бед, об исцелении недугов.

Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Неопалимая купина»

Молитва первая

Царице Небесная, Владычице наша, Госпоже Вселенныя, Пресвятая Бого­родице, нескверная, неблазная, не­тленная, пречистая, чистая Приснодево, Марие Богоневесто, Мати Творца твари, Господа славы и Владыки вся­ческих! Тобою Царь царствующих и Господь господствующих прииде и на земли нам явися. Ты убо Божие мило­сердие воплощенное. Ты Мати Света и Живота сущи, якоже некогда во чре­ве Твоем носила еси Его и на объятиих Твоих имела еси Младенца Слово Превечное, Бога, тако и всегда Того с Собою имаши. Сего ради мы по Бозе к Тебе при­бегаем, яко к нерушимей стене и пред-стательству: призри благосердием, всепетая Богородице, на лютое озло­бление наше и исцели душ и телес наших болезни: отжени от нас всякаго врага и супостата, избави от глада, мора, от язвы, от вод многих и воздухов тлетворных, и от смерти внезапныя; и якоже три отроки в пещи вавилонстей, сохрани и соблюди нас, да якоже древле людем Божиим, тако будут вся благая нам чтущим Тя; врази же и вси ненавидящии нас да по­стыдятся и посрамятся, и уразумеют вси, яко с Тобою Господь, о Влады­чице, и Тобою с нами Бог. Во дни осени нас сению благодати Твоея, во тьме же нощней просвети светом свыше, всем полезная устрояющи: преложи горесть нашу во сла­дость и слезы утри согрешивших и бедствующих раб Твоих, исполняющи коегождо прошения вся во бла­го; вся бо можеши, елика хощеши Ты, Мати Слова и Живота. Тебе Отец венча Дщерь, Сын Матерь Деву, Дух Святый Невесту, да царствуеши яко царица, предстоящи одесную Святыя Троицы, и милуеши нас якоже хощеши, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Госпо­да нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивны и преславны чудеса содеваеши, от огненнаго запаления и молниеноснаго гро­ме жилища наша спасавши, недужныя исцеляеши и всякое бла­гое прошение наше во благо исполняеши. Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего За­ступнице, сподоби ны немощныя и грешныя Твоего Матерняго участия и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кро­вом милости Твоея Церковь Свя­тую, обитель сию, всю страну нашу православную, и вся ны припадающия к Тебе с верою и любовию, и умиленно просящия со слезами Твоего заступления. Ей, Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуревае­мых грехами многими и не иму­щих дерзновения ко Христу Гос­поду, просити Его о помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на умоление Матерь Его по плоти: Ты же, Всеблагая, простри к Нему Богоприимнии руце Твои и предстательствуй за нас пред Благостию Его, прося­ще нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кон­чины, и добраго ответа на страшнем Суде Его. В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгорятся домы наша, или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и де­ржавное вспоможение: да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем: и со всеми святыми воспоем Пречестное и Велико­лепное Имя поклоняемые Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам мило­сердие, во веки веков. Аминь.

Молитва третья

О, Пресвятая Дево, Мати Господа Вышняго, Заступнице и Покровитель­нице всех, к Тебе прибегающих! При­зри с высоты святыя Своея на мя грешнаго, припадающаго к чудотвор­ному лику Твоему: услыши мою смиренную молитву и принеси ю пред возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа: умоли Его, да просветит мрачную мою душу светом Божественныя благодати Своея, да из­бавит мя от всякия нужды, скорби и болезни, да ниспослет мне тихое и мир­ное житие, здравие телесное и душев­ное, да успокоит страждущее сердце мое и исцелит раны его, да вразумит мя на добрыя дела, очистит ум мой от помышлений суетных, наставит мя ко исполнению заповедей Своих, изба­вит от вечныя муки и не лишит Свое­го Небеснаго Царствия. О, Пресвятая Богородице, Ты- «всех скорбящих Радосте», услыши и мя скорбнаго. Ты,- именуемая- «Утоление печа­ли», утоли и мою печаль. Ты - «Ку­пина неопалимая», сохрани мир и всех нас от вредоносных, огненных стрел врага. Ты- «Взыскание погибших», не попусти и мне погибнуть в бездне грехов моих. На Тя по Бозе вся моя надежда и упование! Буди мне Покро­вительницею в жизни временной и вечной и Ходатаицею пред возлюб­ленным Сыном Твоим, Господом на­шим, Иисусом Христом.Научи мя служити Ему с верою и любовию и благоговейно чтити Тебе, Пресвя­тая Мати Божия, Преблагословенная Марие! Твоим святым молитвам вручаю себе до скончания дней моих. Аминь.

Молитва четвертая

О, Пресвятая Дево Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми мно­гоболезненному воздыханию души нашея, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоня­ющихся пречистому образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбями обуреваемии, взирая на Твой об­раз, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренныя моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о, Мати всех скорбящих и обремененных. Помози нам немощ­ным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, ув­рачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшнем суде Сына Твоего явися нам милосер­дия заступница, да всегда поем, вели­чаем и славим Тя, яко благую За­ступницу рода христианского, со все­ми угодившими Богу. Аминь. О, Мати Божия Неопалимая Купи­на, заступи мя от людской напасти, от панской карности, от неугасимого ог­ня, от наглой смерти, от вечной муки и скрой ризой Своей Небесной мя. Аминь.

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Неопалимая Купина»

Тропарь, глас 4

Иже в купине, огнем горящей и несгораемой, показавый Моисеови Пречистую Твою Ма­терь, Христе Боже, огнь Божества неопальне во чреве приимшую, и нетленну по Рожде­стве пребывшую: Тоя молитвами пламене страстей избави нас, и от огненных запалений град Твой сохрани, яко Многомилостив.

_____________________________________________________

Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Неопалимая Купина»

Кондак 1

Взбранной Воеводе, Пречистой и Богообрадованней Деве Бого­родице, огнезрачныя иконы Своея явлением обрадовавшей Церковь Христову и ею от огненнаго запаления защищающей верныя, похвальное возглашаем пение, Ты же о, Богомати Купина нео­палимая нами именуемая, яко имущая державу непобедимую и милосердие многое, ускори на помощь к нам, требующим Тво­его заступления, и от всяких бед свободи зовущих Ти: Радуйся, Благодатная, Купина неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Икос 1

Ангелов Царице и всея твари Владычице Госпоже Богородице, от Ангельских ликов горе приемлющая хвалебное пение, сподоби и нас земных и перстных возносити к Тебе гласы хвалы благодарения за премногую милость Твою к роду человеческо­му. И аще недостойны есьми пети Тя по достоянию, обаче Ты, яко Благая, не возгнушайся на­ших недовлеющих похвал: и яко Сын Твой две лепте вдовицы милостивно прият, тако любо благоутробно услыши нас, со умилением Тебе вопиющих: Радуйся, Огнь Божества во чреве Твоем неопально носив­шая; Радуйся, Спасителя падшему человечеству рождшая. Радуйся, силу адову пречи­стым рождеством Твоим упразднившая; Радуйся, Адама и Еву древняго проклятия свободившая. Радуйся, вочеловечению Единаго от Троицы непорочно по­служившая; Радуйся, Творца Небесе и земли безсеменно воплотившая. Радуйся, Благодатная, Купина неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 2

Видя Моисей на Синаи купину огнем горевшую и не сго­равшую ужасеся, и се бысть Глас к нему Божественный от купи­ны: иззуй сапог от ногу твоею: место бе, на нем же ты стоиши, земля Свята есть. Сего послушая и мы смиреннии таинство воп­лощения Бога Слова от Пречи-стыя Девы, чудом неопалимыя Купины прообразованное, исповедуем и со страхом поклоняем­ся месту явления Божия, зовуще Зиждителю всяческих: Аллилуиа.

Икос 2

Разум человеческий не может постигнуть таинство смотрения Божия, от сложения мира, искупления падшаго человечества пред-определившаго в Совете Пред­вечном Триипостаснаго Божества: обаче Духом Святым вдохнове­нии, святии Божии Пророци издалече предзряще чудо чудес, яко Творец рабий зрак восприимет, спасти хотя дело рук Своих от погибели вечныя, возвещаху прообразы и пророчествы неложными, имущее совершитеся искупление рода человеча обето­ванным Искупителем. Ему же Ты, Всечистая, плоть взаимодавши, сподобилася еси быти Материю Господа Твоего, внушающаго нам вопити к Тебе: Радуйся, огнезрачная Палато на Херувимах Седящаго; Радуйся, светоносная ложнице Серафимы Повелевающаго. Радуйся, одре Царя Великаго верху горы небесныя; Радуйся, Престоле одушевлен­ный обладающаго горними и дольними. Радуйся, киоте освященный Божества, Святая святых Боль­ший; Радуйся, стамно всезлатая, в ней же манна спасительная уготовася, плоть и кровь Божественнаго Агнца. Радуйся, Благодатная, Купина неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 3

Силою Всевышняго действуя, Владычице Преблагая, силу есте­ства огненнаго укрощаеши свя­тою иконою Твоею, и многая чудеса ею соделываеши во вселенной. Темже род христианский ублажает Тя гласы хвалебными и в бедах внезапных, наипаче же во время огненнаго запаления к Тебе молитвенно притекает,приемля помощь от Тебе благовременну. Сего ради благодарствен­но вопием прославльшему Тя Царю Славы Христу: Аллилуиа.

Икос 3

Имея любовь велию к людям искупленным честною Кровию Сына Твоего и Бога, Богомати Пречистая, прияла еси от Него власть строити и покрывати род христианский: Ты бо грешником еси Споручница покаяния их пред Творцем, ненадежным Надеждо спасения, бедствующим Помоще скорая, погибшим Взыскание державное, и всякому ми­ру Покров. Тебе милосердой и благолюбивой Заступнице нашей за любовь любовию воздающе, смиренномудренно глаголем: Радуйся, Радосте всемирная, еюже слезы отъемлются от очес страждущих и скорбящих; Радуйся, прибежище благоотишное, в немже спасаются обуреваемии бурею страстей житейскаго моря. Радуйся, умолительнице все­могущая праведно движимаго на нас гнева Божия; Радуйся, пламень огня угаша­ющая росою молитв Твоих у Престола Вседержителя. Радуйся, от грома и молнии соблюдающая предстательством Твоим небесным; Радуйся, помощь Твою святую благовременно подающая всякой душе, верно Тебе молящейся. Радуйся, Благодатная, Купина неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 4

Буря огненная егда найдет на нас внезапно и пламень грады и веси наша обымет, тогда, Госпо­же Всемилостивая, ускори на по­мощь к нам безпомощным и иконою Твоею честною защити и избави нас от огненнаго наказания, егоже сотворихомся достойни грех ради наших, Тебе бо грешнии и имамы Заступницу непостыдную, на Тя упование наше возлагаем и прославляюще силу молитв Твоих рождшемуся от Тебе Силу мира зовем: Аллилуиа.

Икос 4

Слышим и видим чудеса велия от иконы Твоея бываемыя, Царица наша Всеблагая, юже да­ровала еси нам во утешение и защиту в несчастиях: се бо и всепоядающий огнь изнемогает в силе своей, пред силою благо­датною Твоего Пречистаго обра­за якоже многажды видехом и испытахом, неопалимою Купи­ною Тя именующе в изображении сего Твоего образа, и пред ним Тебе воспевающе гласы хва­лебными сице: Радуйся, Молитвенница неусы­пающая ко Христу Богу, на ми­лость к нам Его преклоняющая; Радуйся, кару Божию за безза­кония наша от глав наших от­водящая. Радуйся, ризою Твоею чест­ною от всяких несчастий нас сохраняющая; Радуйся, Матерним покровом щедрот Твоих жилища наша от огня и грома соблюдающая. Радуйся, Всемилостивая Услышательница гласов наших молебных в скорби и обстоянии; Радуйся, державная Скоропомощнице наша во дни тяжких испытаний. Радуйся, Благодатная, Купина неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 5

Боготечная звезда, икона Твоя всечестная: Богородице Дево, во всем мире чудес множеством благодатно сияет и просвещает души и сердца человеческия к познанию велия Твоего милосер­дия, имже род христианский покрываеши и заступаеши, яко Мати благосердная. О сем радую­щиеся благодарим Христа Бога, Тебе Матерь Свою по плоти и нам в Матерь по духу даровавшаго, и зовем Ему во умилении глубоцем: Аллилуиа.

Икос 5

Видим икону Твою, Владычи­це, яко воистину Купину нео­палимую, во огни несгорающую, и присутствием Своим жилища человеческия в пламени несгора­емыми соделывающую: Тебе бо дадеся благодать свыше, силу ес­тества во чреве Твоем неопально вместившей, сея же благодати и пречистый образ Твой причастен показася, тем же от верных нео­палимою Купиною наименовася, его же мы чествуем благолепно, и Тебе хвалебно вопием: Радуйся, свеще неугасимая, в молитвах за нас у Престола Господня присногорящая; Радуйся, огнем любве Божия и наша хладная сердца воспламеняющая. Радуйся, сению молитв Твоих зной страстей наших прохлаж­дающая; Радуйся, в час скорби и недо­умения помыслы душеполезныя нам ниспосылающая. Радуйся, во время безпомощия нашего, егда бедствуем и не имамы помогающаго, на помощь к нам ускоряющая; Радуйся, в годину несчастий внезапных державною рукою Твоею от погибели нас исхищающая. Радуйся, Благодатная, Купина неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 6

Проповедует Церковь христи­ан чудеса Твоя, Богородительнице, иже песка морскаго и звезд небесных многая суть: от востока бо и до запада хвально имя Твое чудесы и несть града или страны идеже не совершися Тобою действо силы Божия во избавление и спасение, просвещение и исце­ление людей христоименитых, наипаче же чрез иконы Твоя Святыя обыкла еси чудотворити, изливающи от них струи мило­сти и щедрот бедствующему и болящему человечеству. Сего ра­ди славословим Тя гласы песний духовных, и вопием Сыну Твоему и Богу нашему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсияла еси в светолитии божественныя славы, Дево Богоотроковице, Младенца и Предвечнаго Господа Иисуса Христа на руку Твоею держащи, и ликом силы Ангельских окружаема, якоже Тя видим на иконе изобра­женную, Моисейскую неопали­мую Купину таинственно пронареченную, от нея же дары благодатныя верным даруеши, от огня и грома спасаеши, недуж­ные врачуеши, скорбящии утешаеши, и всем вся благая и душе­полезная ниспосылаеши, во еже пети Тебе гласы немолчными сице: Радуйся, о Ней же радуется и торжествует Ангельский собор и человеческий род; Радуйся, Еяже слава превосхо­дит похвалы земныя и небесныя. Радуйся, от горних высот всю вселенную Матернею любовию Твоею надзирающая; Радуйся, юдоль земную много­скорбную благодеянии Твоими посещающая. Радуйся, неисчетною благостынею Твоею не оставляющая презренныя и отверженныя; Радуйся, сердоболием Твоим от рова погибельнаго исхищающая безнадежных. Радуйся, Благодатная, Купина неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 7

Хотя Господь явити любовь Свою к людям искупленным Его Кровию, дарова нам в покров и защиту Матерь Свою Пренепорочную и сию сотвори прибежи­ще благоотишное всякой душе христианской, скорбящей и оз­лобленней, помощи и милости требующей. Ведуще убо о таком милосердом служении Твоему роду человеческому, Владычице Всеблагая, к Тебе очи наша в скорбех возводим, и руце молебно простираем, утешения от Те­бя единыя просяще, да спасеши нас предстательством Твоим от скорбей временных и вечных, и сподобиши на земле живых в радости святых пети Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Дивно прославила еси чудесы икону Твою святую Купиною не­опалимую именуемую, Богородительнице Дево, еюже грады и веси от запаления огненнаго и молниеноснаго грому соблюдаеши и домы верных благословляеши, в них же чествуется благо­говейно Пречистаго лика Твоего подобие. Сего ради яко дар многоценен, образ Твой благодатный радостно приемлем, достодолж­ным поклонением почитаем, и Тя по долгу ублажаем благохвалении сими: Радуйся, алавастре врачевания на всяк недуг врачевство со­держащий; Радуйся, мироположнице бла­гоухания Христова облагоухавшая падшее человечество. Радуйся, узы греховныя разре­шающая кающимся грешникам; Радуйся, пленницы страстей сокрушающая подви-зающимся о чистоте. Радуйся, дев Младопитательнице и матерей тихое веселие; Радуйся, вдов Заступнице и сирот благосердное призрение. Радуйся, Благодатная, Купина неопалимая, огненнаго запаления нас избаляющая.

Кондак 8

Странно есть видети, яко ико­на Твоя, Владычице, на досце написанная и по естеству Своему огненному действу подверженная, силу паче естественную являет и присутствием Своим силу огня укрощает, все познавая силу Божию и Твоих молитв действо, величаем возвеличившаго Тя Зиждителя всяческих Бога, во отраду и утешение нам даровавшаго образ Твой чудотворный и им спасающаго нас от огненнаго запаления, да присно зовем Ему благодарственно и хвалебно: Ал­лилуиа.

Икос 8

Весь мир христианский славит имя Твое, Преблагословенная Марие Богородице, и всякому верному сладостно и утешитель­но взирати на Пречистаго лика Твоего подобие, имже обыкла еси являти многая и преславная чудеса. Се и мы смиреннии Твою святую икону видяще боголепно ей поклоняемся и с любовию ю лобызаем, чающе от нея помощи и заступления Твоего державнаго, наипаче во время безпомощия нашего, егда грех ради наших, огненное запаление на ны найдет внезапно, да спасаеми Тобою от погибельнаго пламени благодарными усты Те­бе вопием: Радуйся, нерукотворенная ски­ния Бога Слова, Херувимы пре­вышающая и Серафимы превос­ходящая святынею и чистотою; Радуйся, облаче легкий Солн­ца Правды, имже Небесный к темным прииде, да на Небо с Собою нас возведет. Радуйся, райския двери отверзшая падшему человечеству рождеством Твоим святым; Радуйся, Небо и землю во едино совокупльшая пети Тебе и Рождшемуся от Тебя немолчныя хвалы. Радуйся, Божественный Источниче, воду жизни источивший, от неяже пиющии к тому не умирают; Радуйся, Гроздь спасения воз­растившая благословенная лоза, вино безсмертия искапающая че­ловеком. Радуйся, Благодатная, Купина неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 9

Всяку похвалу превосходит слава Твоя, Преблагословенная и Препрославленная Матерь Госпо­да нашего: недоумевают бо и умы безплотнии пети Тя по достоянию, тем паче нам зем­ным и перстным сие неудобно есть, но любовию к Тебе побеждаемии, дерзаем приносити Тебе посильное пение, хвалы и благо­дарения за премногую милость Твою к роду человеческому, егоже возлюбила еси и ему же благотворити не престаеши, подвизая всяк возраст верных взывати Рождшемуся от Тебя Спасу Христу: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии человеческия изнемо­гают постигнути велию тайну Твоего Приснодевства, Богородительнице, юже утаи Господь от премудрых века сего, верою откры смиренным и благоговей­ным, пытливаго испытания чуждым, от них же православно и несомненно до рождества и в рождестве, и по рождестве Дева проповедуешися. Приими убо, о, Мати и Дево, и наше о сем исповедание вседушевное и укрепи нас последовати Тебе житием непорочным и сердечною чистотою, да возможем благоугодно воспевати к Тебе песни сицевыя: Радуйся, крине белоснежный девства и чистоты, неувядаемо цветущий горе; Радуйся, к девству и чистоте, невидимо руководствующая жи­вущих доле. Радуйся, Материнство и девство в Себе чудно сочетавшая; Радуйся, во обою непорочно и свято Себя соблюдшая; Радуйся, иноческих ликов пред­водительнице в чистоте души и тела; Радуйся, Благодатная, Купина неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 10

Спасение человеческое устрояя Един от Троицы воплотитися от Тебе изволи, Богоневесто Владычице естество человеческое про­славив сидением одесную Отца на Престоле Божества, яко Сын Единородный, Тойже и Сын Твой по плоти бысть и Тебе с Собою прослави славою превышшею всякия славы, еяже добро­тою осеняема, не забываеши милостивно род человеческий, но молитвенно предстательствуеши пред Творцем в Троице Единым, о всех верно поющих Ему славословия песнь: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси девственным ликам и иноческим соборам, Богороди­це Дево, всем усердно к Тебе в молитвах притекающим, икону же Твою святую благоговейно чествующим: Тебе бо единей даровася от Господа благодать всемирнаго заступления, и верных в девстве и чистоте утверждения. Темже непорочнаго жития рачителие под Матерний покров Твой от бури страстей прибега­ют, и благоотишие душевное на­ходят, согласно Тебе взывающе: Радуйся, иноков и инокинь благочестивых изрядная Покро­вительнице и теплая к Богу о них Ходатаице; Радуйся, тайных среди мира рабов Божиих всегдашняя По­мощнице, и в подвизех духовных Руководительнице. Радуйся, юных Наставнице целомудрия и воздержания; Радуйся, старцев благоговей­ных Упоение и Отрадо. Радуйся, домы и семейства христианския осеняющая благим Твоим покровом; Радуйся, всяк возраст верных сподобляющая Твоего благосерднаго попечения. Радуйся, Благодатная, Купина неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 11

Пение хвалебное приносит Тебе немолчно святая Христова Церковь, Всепетая Владычице, возвещающи милости Твои и чу­деса, имиже обогатися вся все­ленная. Воистину, кто бо яко Ты скоропослушлива есть к молит­венным прошениям нашим, но и самыя прошения обыкла еси предваряти, милующи и ущедряющи требующих помощи Твоея святыя, сяже не лиши и нас смиренных, в час сей поющих во славу имени Твоего, и вопиющих Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарная Твоя икона, Богомати Пречистая, просвещает потемненныя грехами души наша сиянием Божественных чудес, в них же познаем Божия всемогущества силу и Твое милосердие неисчетное, присно готовое спо­собствовати нам в покаянии и обращении от злых дел на путь спасения. Молим убо Тебя, Все­благая, не остави нас заблуждати в дебрях грехов и страстей, но приведи к тихому пристанищу благочестнаго и Богоугодного жития, да возможем достойно приносити Тебе сия песнопенныя дары: Радуйся, не попускающая обладати им над нами насилием смертнаго сего телесе; Радуйся, яко бесы имени Тво­его Святаго боятся и трепещут. Радуйся, яко икона Твоя чест­ная всяку силу диаволю присут­ствием своим прогонит; Радуйся, подвижников благочестия укрепляющая в бранях духовных со врагами спасения человеческаго. Радуйся, в час кончины помогаялюбовь и веру к Тебеимущим: Радуйся, Благодатная, Купина неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 12

Благодати Божия причастну исповедуем Твою святую икону, Богоблагодатная Дево, и светло торжествуем праздник ея явле­ния во образе со неопалимыя купины сея явльшися, тоежде и действо показует Своими чудесы, от огненнаго пламени сохраняющи и соблюдающи жилища наша Своим присутствием. Сию убо, яко щит и забрало, имуще Тебе, Помощницу нашу державную хвалами песненными ублажаем и Рождшемуся от Тебя Спасителю нашему вопием: Аллилуиа.

Икос 12

Поем Тя, Богородительнице, едину надежду и упование наше, проповедуем милости Твоя и не таим чудес Твоих, прославляем неисчетную благость Твою к ро­ду христианскому, благословляем имя Твое святое, еже воистинну миро излиянное есть любящим Тя, благоуханием духовным ис­полняющее благочестивыя души. Облагоухай убо и нас, Владычи­це, смердящих страстьми духов­ными и сподоби чистым сердцем и нескверными усты взывати к Тебе: Радуйся, миро источающая в сладостное и душеспасительное, имже умащаются сердца Боголюбивые; Радуйся, недуги душевныя и телесныя врачующая единым прикосновением к иконе Твоей святей. Радуйся, Водительнице Благая на путь Богоугождения и спасе­ния направляющая кающихся грешников; Радуйся, лествицею добродете­лей возводящая подвижников Христовых ко вратам Царствия Небеснаго. Радуйся, смиренных и тер­пеливых страдальцев венчающая утешением благодатным; Радуйся, изгнанных и гонимых безвинно услаждающая пред­вкушением блаженства райскаго. Радуйся, Благодатная, Купина неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 13

О, Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, и неопалимая Купина от нас недо­стойных именуемая: вонми гласу молений и пений наших, пред святою иконою Твоею усердно Тебе возносимому, и теплою мо­литвою Твоею ко Господу огня временнаго и вечнаго избави нас, хвалящих имя Твое и про­славляющих чудеса Твоя, Сыну же Твоему и Богу нашему во­пиющих: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

_____________________________________________

Также читайте у нас на сайте:

Земная жизнь Богородицы - Описание жизни, рождества, успения Божией Матери.

Явления Богородицы - О чудесных явлениях БогоМатери.

Иконы Божьей Матери - Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз, порчу, йогу и подобные "духовные" практики.

Суеверия - Описание некоторых суеверий.

__________________________________________________

http://pravkurs.ru/ - Православный интернет курс дистанционного обучения . Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня!

Первое Православное радио в ФМ диапозоне!

Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.

Икона «Неопалимая купина», защищающая от пожара в доме, представляет собой достаточно сложную композицию, которая подытоживает представление православных верующих о Богородице-Церкви-Софии. Неопалимая купина – несгораемый куст, объятый огнем, который видел Моисей на горе Хорив. На иконе изображена звезда с восемью углами, которая сформирована из двух пересекающихся четырехугольников с вогнутыми сторонами и острыми углами. Тот, что находится снизу, окрашен в красный цвет, а это символизирует огонь, которым объят куст на горе Хорив. Другой четырехугольник зеленого цвета, что символизирует естественный цвет куста, который, несмотря на горение сохраняется. Есть также варианты, где этот объект окрашен в голубой или синий цвет. В центре находится Богородица с Богомладенцем. В углах красного четырехугольника изображены: человек, лев, телец и орел, которые символизируют евангелистов. Еще важный символ образа – в руках у Девы Марии находится лестница, которая прислоняется к плечу. Это означает, что именно через Богоматерь Сын Божий сошел на землю. Стоит заметить, еще одну деталь, иконы «Неопалимая купина», которая имеет особое значение – на некоторых образах на концах красного четырехугольника добавляются буквы А.Д.А.М.. Согласно греческому сказанию Архангелы имя первого мужчины составляли по звездам, которые взяты с четырех сторон света. Изначально «Неопалимая Купина» представлялась просто в виде куста в огне, в котором заключен образ Богоматери, а рядом на коленях стоял пророк Моисей.

История иконы «Неопалимая купина»

Впервые об этом образе на Руси узнали в 1390 году, когда ее принесли в Москву палестинские иноки. Согласно преданию он был нарисован на скале, где Моисей увидел горящий куст. С к иконе священники обращаются во время сильных гроз, чтобы уберечь храм от пожара. Когда Москва была объята огнем, известную чудотворную икону проносили вокруг домов прихожан церкви, что помогало сохранить их от огня.

Чтобы еще больше разобраться в том, что означает икона «Неопалимая купина», стоит рассказать историю, в которой она особенно прославилась. Произошло это в 1822 году в городе Славянске Харьковской епархии. В это время на этой территории начали возникать огромные пожары, и никто не мог найти виновника этих трагедий. В одну ночь к благочестивой старушке пришло во сне явление, и голос сказал, что нужно написать образ Богородицы и отслужить молебен. Все это позволит прекратить распространение пожаров. Икона «Неопалимая купина» была написана и перед ней без перерывов читались молитвы. В тот же день возник новый пожар, но людям удалось задержать виновника случившегося, им оказалась сумасшедшая Мавра. После этого пожары больше не мучили жителей этого города и чудо произошло.

В чем помогает икона «Неопалимая купина»?

Как уже было сказано, этот образ помогает защищать дом от пожаров. Обращаются к иконе, чтобы попросить заступничества для тех, кто посвятили свою жизнь защите других людей и городов от пожаров, в том числе и военного огня. Помогает икона защититься от злых действий и намерений врагов. Перед образом люди просят о спасении души от земных пороков. Христиане верят, что огонь купины способен очистить и выжечь из человека его . Есть свидетельства, что люди, которые обращались к иконе, смогли исцелиться от физических и психологических недугов. Искренние молитвы перед образом помогут найти правильное решение и выход из сложных ситуаций.

«Царице Небесная, Владычице наша, Госпоже Вселенныя, Пресвятая Бого¬родице, нескверная, неблазная, нетленная, пречистая, чистая Приснодево, Марие Богоневесто, Мати Творца твари, Господа славы и Владыки всяческих! Тобою Царь царствующих и Господь господствующих прииде и на земли нам явися. Ты убо Божие мило¬сердие воплощенное. Ты Мати Света и Живота сущи, якоже некогда во чреве Твоем носила еси Его и на объятиих Твоих имела еси Младенца Слово Превечное, Бога, тако и всегда Того с Собою имаши. Сего ради мы по Бозе к Тебе прибегаем, яко к нерушимей стене и пред-стательству: призри благосердием, всепетая Богородице, на лютое озлобление наше и исцели душ и телес наших болезни: отжени от нас всякаго врага и супостата, избави от глада, мора, от язвы, от вод многих и воздухов тлетворных, и от смерти внезапныя; и якоже три отроки в пещи вавилонстей, сохрани и соблюди нас, да якоже древле людем Божиим, тако будут вся благая нам чтущим Тя; врази же и вси ненавидящии нас да по-стыдятся и посрамятся, и уразумеют вси, яко с Тобою Господь, о Владычице, и Тобою с нами Бог. Во дни осени нас сению благодати Твоея, во тьме же нощней просвети светом свыше, всем полезная устрояющи: преложи горесть нашу во сладость и слезы утри согрешивших и бедствующих раб Твоих, исполняющи коегождо прошения вся во благо; вся бо можеши, елика хощеши Ты, Мати Слова и Живота. Тебе Отец венча Дщерь, Сын Матерь Деву, Дух Святый Невесту, да царствуеши яко царица, предстоящи одесную Святыя Троицы, и милуеши нас якоже хощеши, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Икона Божией Матери «Неопалимая Купина» – одна из самых сложных по композиции и символическому истолкованию богородичных икон. Эта икона изображает Божию Матерь через один из Её ветхозаветных прообразов — неопалимую купину, т.е. несгорающий куст, в котором Бог явился Моисею.

Согласно книге Ветхого Завета «Исход», когда народ израильский был еще в египетском плену, Моисей, пасший овец, повел свое стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией Хорив, которая сегодня называется Синай, или еще гора Моисея, поскольку на этой горе Бог дал пророку Десять заповедей.

Моисей увидел Ангела Господня, явившегося из середины тернового куста, который горел, но не сгорал при этом, и пошел посмотреть на это чудо. И тут – услышал глас Божий, велевший ему не приближаться близко и снять обувь, ибо стоял Моисей на месте, которое было святой землей. Долго Господь говорил с Моисеем о его предназначении – вывести народ израильский из египетского рабства, Он наградил его даром чудотворения и пророчества, а поскольку Моисей не обладал даром красноречия, необходимого для возвещения слова Божия, то Бог назначил ему в помощники брата Моисея Аарона.


Монастырь Святой Екатерины — один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире. Основан в IV веке в центре Синайского полуострова у подножья горы Синай (библейская Хорив)

На Синайском полуострове, у подножия горы Синай стоит монастырь Святой Екатерины , основанный в VI веке. Ни Мухамед, ни арабские халифы, ни Наполеон не стали разорять эту обитель, которая никогда не закрывалась. Ее насельники – греческие православные монахи. Там до сих пор произрастает куст этого удивительного растения.

На территории монастыря растет Неопалимая купина — куст, в пламени которого, согласно Ветхому завету, Бог впервые явился пророку Моисею. Считается, что это единственный куст терновника такого рода на всем Синайском полуострове…

По преданию – это и есть тот самый куст Неопалимой Купины . Это растение обладает удивительными биологическими особенностями. Ботаники относят его к семейству рутовых, русское название – ясенец, встречается на огромной территории от Средиземноморья до Дальнего Востока, в частности, в Крыму. Его листья и ствол усеяны желёзками, испаряющими эфирные масла. Если поднести к нему огонек, когда стоит ясная и безветренная погода, то он вспыхнет сильнее и будто пробежится по веточке, не нанеся ей ущерба. Это единственный куст такого рода на всём Синайском полуострове, причём ни одна попытка высадить его отросток в другом месте успеха не имела!

В 324 году мать императора Константина Елена приказала построить на месте неопалимой купины капеллу. Алтарь монастырского собора расположен как раз над корнями той самой неопалимой купины. За алтарем - часовня «Неопалимой Купины ».


Интерьер часовни Неопалимой Купины

Куст был пересажен в нескольких метрах от часовни, где продолжает расти дальше. В часовне нет иконостаса, скрывающего алтарь от верующих, и паломники могут видеть под престолом место, где росла Купина. Оно обозначено отверстием в мраморной плите, закрытым серебряным щитом с чеканными изображениями горящего куста, Преображения, Распятия, евангелистов, святой Екатерины и самого Синайского монастыря.

Паломники входят в это святое место без обуви, помня заповедь Бога, данную им Моисею: «сними обувь с ног твоих: ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая » (Исход, 3:5). Часовня посвящена Благовещенью Девы Марии, и некоторые висящие в ней иконы написаны на эту тему.

Богословское толкование

Неопалимая Купина. Конец XVIII в. Москва. Богоявленский Кафедральный Собор. Внизу иконы приведены слова из тропаря и дата поновления: «Не имамы иныя помощи. Не имамы иныя надежды, разве Тебе владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся. Твои бо ее мы рабы. Да не постыдимся. Возобновленъ въ 1835 апреля 2 день.»

В Новом Завете Неопалимая Купина и события, связанные с нею, получили новое, более глубокое богословское толкование. Это очень важная параллель – Неопалимой Купиной мы почитаем Божию Матерь, как Невесту Неневестную – по непорочному зачатию Ею от Святого Духа, несущего Свет пламенный. Этот же Божественный Свет воссиял вкруг Её Сына на священной горе Фавор, как когда-то вокруг неопалимого куста на священной горе Синай, когда Бог-Отец говорил из него с Моисеем, ведь еще одно прежнее название монастыря святой Екатерины – Преображение.

Всю земную свою жизнь до Успения Она прожила в божественной чистоте, непопаляемой тем Божиим пламенем, о котором когда-то митрополит Антоний Сурожский сказал, что «Бог сообщает горение, но не питается веществом» и сохраняет цельность духовного и телесного того, чего это пламя касается. Она приняла в Себя Святого Духа, и – оказалась нетронута Его пламенем, отжигающем каждую нечистоту, ибо Бог был в Ней.

Иконография

Значение иконы «Неопалимая Купина» заложено в ее иконографии. Это образ поистине космического звучания. Он подытоживает православное представление о Богородице-Церкви-Софии во всей красоте Ее вневременного и вселенского значения.

В основу сюжета иконы положено церковное песнопение, где Богоматерь сравнивается с Неопалимой купиной, которую видел Моисей на горе Хорив (Исх.3:1-5). Неопалимая купина́ - это объятый пламенем, но несгораемый куст, истолкованный богословами как прообраз Богоматери и воплощения Сына Божиего .

Тот самый неопалимый куст с трудом, но можно увидеть в правой руке Богородицы; там же есть камень, лествица, и гора с Небесным Иерусалимом, за стенами которого изображен Христос в царской короне. Здесь использовано сразу несколько ветхозаветных образов, почти все они раскрываются далее в сюжетах, представленных по краям иконы.

Образ известен с ранних веков христианства. Изначально «Неопалимая Купина» изображалась в виде горящего куста с заключенным в нем образом Богоматери (обычно в типе Знамения или Оранты) и коленопреклоненным пророком Моисеем перед ним.

Позднее, уже в XVIв., сложился довольно сложный символико-аллегорический образ в виде восьмиугольной звезды, окружающей поясное изображение Божией Матери и Младенца-Христа.

Центр композиции – овальный медальон с изображением Богоматери – Одигитрии-Путеводительницы. На груди Её часто изображается лествица, которую видел святой патриарх Иаков, ведущая от земли до самого Неба. Её также ассоциируют с Божией Матерью, которая и есть Сама – лествица, по которой проложен путь в небеса. Здесь же мы видим изображение палаты как дома Младенца Христа. Четыре зеленых луча обозначают купину, т.е. куст, четыре красных луча - красное пламя горящей купины. На некоторых иконах “Неопалимой Купины” к концам внешних лучей добавляются буквы А.Д.A.M. Эта деталь основана на греческом сказании, по которому Архангелы составили имя первого человека по звездам, взятым с четырех концов света: Архангел Михаил - с Востока букву “А” от звезды “Анатоли”, Архангел Гавриил - букву “Д” от Западной звезды “Дисис”, Архангел Рафаил - букву “А” от Северной звезды “Арктос” и Архангел Уриил - от Южной звезды “Месембрии” букву “М”.

Богоматерь Неопалимая Купина. Конец XVI века. Соловецкий монастырь

В лучах синего (или зеленого) цвета изображается служение ангелов Богоматери и поклонение небесных сил чудесному рождению Бога от Девы. Она окружена архангелами и ангелами стихий: грома, молнии, росы, ветра, дождя, мороза и мглы. Каждый ангел держит соответствующий “атрибут”, как чашу, фонарь, облако, меч, факел, закрытый кивот (мороз), нагую фигуру (ветер). Число ангелов и их распределение вокруг Богоматери меняется по выбору иконописца. Ангелы светил и небесных стихий взяты из Апокалипсиса, где перечисляются ангелы звезд, облака, молнии, града и землетрясения. В лучах огненно-красных обычно пишутся символы святых евангелистов, упомянутых в Апокалипсисе: Ангел (Матфей), Лев (Марк), Телец (Лука) и Орел (Иоанн). Вокруг звезд в двухлепестковых облаках — ангелы-духи Премудрости, Разума, Страха и Благочестия; Архангелы: Гавриил с веткою Благовещения, Михаил с жезлом, Рафаил с сосудом-алавастром, Урииил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградною гроздью — символом Крови Спасителя. Вверху — Ветхий Денми, внизу — Иессей (или древо Иессеево — как родословная Иисуса Христа). В углах композиции помещаются видения пророков: в левом верхнем — видение Моисею Неопалимой Купины в виде Богоматери Знамение в горящем кусте, в правом верхнем углу — видение Исайе Серафима с горящим углем в щипцах, внизу, слева, — видение Иезекиилю затворенных врат, справа — Иакову — лествицы с ангелами.

Богоматерь собрала вокруг Предвечного Младенца весь мир - силы земные и Небесные. Именно такой, собранной воедино, и замыслил Вселенную Бог в Своей Премудрости, именно ею должны быть побеждены хаотические, центробежные силы смерти и распада. Тем самым подле Купины возникает и иной образ - образ Софии, Божественной воли, предвечного замысла Творца о творении.

Чудотворные образы


Благовещенский собор Московского Кремля

Одна из наиболее древних известных на Руси Богородичных икон «Неопалимой Купины» была принесена в Москву палестинскими иноками в 1390 году и, по преданию, написана на камне той скалы, где Моисей видел таинственный куст. Эта святыня была помещена в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля . Иконе приписывается чудодейственная сила защиты от огня «огненного опаления». На Синае поют службу иконе во время сильных гроз; в России обносили икону во время пожаров, предохраняя соседние здания от огня.


Церковь Божией Матери иконы Неопалимая Купины. 1882 год

Другой чудотворный образ, происходящий тоже из Кремля, из Святых сеней Грановитой палаты, хранился в московской церкви «Неопалимой Купины» в Хамовниках , разрушенной в 1930 году, от которой осталось лишь имя в названии Неопалимовского переулка. Ее история связана со следующим преданием. Стремянный конюх царя Феодора Алексеевича Димитрий Колошин, человек богатый, особенно уважал икону Богоматери «Неопалимой Купины», стоявшую в святых сенях при царской Грановитой палате, и каждый раз, когда приходил во дворец и уходил, усердно молился пред нею; наконец он пожелал построить во имя ее храм по следующему случаю. Однажды подпав невинно гневу царя и не надеясь оправдаться пред ним, Колошин с еще большим усердием начал молиться пред иконою «Неопалимой Купины», прося Царицу Небесную защитить его; молитва была скоро услышана. Царю Феодору Алексеевичу во сне явилась Богоматерь и объявила конюшего невинным; царь велел исследовать дело Колошина и, найдя его невинным, освободил от суда и возвратил свое прежнее расположение к нему. В благодарность своей Избавительнице Колошин выпросил у царя икону «Неопалимой Купины», построил во имя ее храм.

Когда в Москве был сильный пожар, эту икону обносили вокруг домов прихожан Неопалимовской церкви, и те все уцелели от огня. Вообще живущие в этом приходе замечали, что в нем бывали очень редко пожары, да и те очень незначительны, несмотря на то что это место застроено преимущественно частыми деревянными домами.

Замечательно событие с ризой этой иконы . В 1812 году французы ее похитили. Перед оставлением ими Москвы пришел к священнику Новодевичьего монастыря о. Алексию Введенскому польский солдат и отдал ему ризу с иконы «Неопалимой Купины», прося возвратить ее в ту церковь, откуда она взята. Солдат признался, что с тех пор, как он похитил ризу, он не может найти покоя и его мучит невыносимая тоска.

В 1835 году церкви в Хамовниках был пожертвован еще один образ «Неопалимой Купины». На ней пред Богородицей был изображен припавший в молитве человек. В этом храме хранилась и старинная рукописная служба «Неопалимой Купине» с пояснением, что на Синае есть обычай петь эту службу во время сильной грозы, «егда молния бывает страшна». Вместе с исчезновением храма эти святыни были также утрачены.

В новое время чудотворный образ «Неопалимая Купина» особенно прославился после событий 1822 года в городе Славянске Харьковской епархии. В том году в городе стали случаться мощные опустошительные пожары от поджогов, но многочисленные попытки обнаружить поджигателя были бесплодны. Однажды благочестивой старушке по фамилии Бельницкая было явлено во сне, что если будет написана икона Божией Матери «Неопалимая Купина» и отслужен перед нею молебен, то пожары прекратятся. Икона была тотчас написана лучшими мастерами, и после Литургии перед ней был совершен молебен. В тот же день случился новый пожар, при котором была задержана поджигательница – полоумная девица Мавра. После этого пожары прекратились, а благодарные жители Славянска устроили для иконы Неопалимая Купина дорогой киот с надписью: «В память 1822 года за спасение города от пожара». С тех пор почитание иконы, а особенно ее Славянского списка в Воскресенском храме, укрепилось в этом краю и далеко за его пределами. 12 сентября 2008 года президент Украины подписал указ, установивший новый профессиональный праздник – день спасателя Украины — в день празднования иконы Божией Матери «Неопалимая Купина».

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» молятся об избавлении от пожара и поражения молнией, от лютых бед, об исцелении недугов.

Тропарь, глас 4
Иже во огни купины неопалимыя, / древле Моисеем виденныя, / тайну воплощения Своего от Неискусобрачныя Девы Марии прообразовавый, / Той и ныне яко чудес Творец и всея твари Создатель / икону Ея святую чудесы многими прослави, / даровав ю верным во исцеление недугом / и в защищение от огненнаго запаления. / Сего ради вопием Преблагословенней: / Надеждо христиан, от лютых бед, огня и грома избави на Тя уповающия, / и спаси души наша, // яко Милосерда.

Ин тропарь, глас той же
В купине, огнем горящей и несгараемей, / показавый Моисеови Пречистую Твою Матерь, Христе Боже, / огнь Божества неопальне во чреве приимшую / и нетленну по Рождестве Пребывшую. / Тоя молитвами от пламене страстей избави нас / и от огненных запалений град Твой сохрани, // яко Многомилостив.

Кондак, глас 8
Предочистим чувствия душ и телес наших, / да видим таинство Божественное, / образно явленное древле великому во пророцех Моисею купиною, / горевшею огнем и не сгаравшею, / в нейже Твоего безсеменнаго рождества, Богородице, / предвозвещение исповедуем и, благоговейно покланяющеся Тебе / и рождшемуся из Тебе Спасу нашему, со страхом вопием:// радуйся, Владычице, покрове, и прибежище, и спасение душ наших.

Программа из цикла «СВЯТЫНИ» — НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА.



Статьи по теме: