Что у нас над головой

§ 1 Что такое небо?

Много чудес окружает нас на земле. Поднимите голову и взгляните ввысь. Что находится у нас над головой?

Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый -

Кружевной и сине-синий.

Так что же это? Конечно, НЕБО. Давайте вспоминать, каким бывает небо. Днем оно светлое, на нем мы можем увидеть солнце, облака.

§ 2 Солнце – источник тепла и света

С неба смотрит СОЛНЦЕ

Миллионы лет.

Льет на землю солнце

И тепло и свет…

Так о нашем солнышке поведал абхазский писатель Дмитрий Гулиа. А что можно сказать о Солнце?

Солнце - это единственная и ближайшая к нам звезда, вокруг которой вращаются 9 планет солнечной системы, в том числе и наша планета - Земля. Для нас солнышко это яркий желтый круг на небе, мы его видим таким, потому что оно находится очень далеко.

Если мы захотим долго смотреть на Солнце, то у нас ничего не получится. Оно слишком ярко светит и наши глаза от этого временно слепнут. Это связано с тем, что Солнце - это огромный пылающий шар, температура на его поверхности достигает свыше 6 тысячи градусов. Рассматривать солнце длительное время можно только в специальных очках.

Но без Солнца не будет жизни на Земле, так как оно дает тепло и свет, которые необходимы всему живому: растениям, животным и, конечно же, людям.

§ 3 Облака

Вокруг солнца плывут, пушистые облака.ОБЛАКО - это скопление мельчайших капелек воды или кристалликов льда, поднятых теплым воздухом вверх. Там воздух охлаждается, и мелкие капельки начинают сливаться друг с другом, так появляются облака.

Невозможно увидеть на небе одинаковые облака. Они постоянно меняют свою форму, потому что образуются на различной высоте и при различной температуре. Л. Буданова написала про это так:

Плыл по небу пароход,

Превращаясь в самолет,

А потом в медведя

На маленьком мопеде.

Через несколько минут

Это был уже салют.

Таял в небе он пока

Я смотрела на облака.

Облака бывают перистые, слоистые и кучевые. Самые легкие и прозрачные - перистые. А кучевые облака небольшого размера и напоминают кусочки ваты, разбросанные по небу. Слоистые облака плохо пропускают свет и больше похожи на туман.

§ 4 Ночное небо

Когда солнышко скрывается за горизонтом, наступает ночь. Если мы посмотрим на небо в этот момент, то увидим захватывающее зрелище… Миллионы ярких светящихся точек над головой… Это звездное небо, оно поражает нас своей яркостью и красотой. Яркие точки называются ЗВЕЗДАМИ.

Они находятся очень далеко от Земли. На самом деле это такие же, как Солнце, раскаленные огромные шары. Но днем свет солнца ослепляет нас, и поэтому мы их не видим.

Люди с древних времен с удивлением и страхом смотрели на загадочное ночное небо. Они заметили, что звезды сохраняют определенный порядок и практически не меняются. Чтобы было удобнее наблюдать за ними, люди придумали из скопления самых ярких звезд мысленно составлять рисунки, соединяя их между собой в созвездия, и сопровождать их различными сказочными историями.

На звездном небе мы можем без труда отыскать большой и малый ковш - это созвездия Большой и Малой Медведиц. Существует древнегреческая легенда, о том, как появилось созвездие Большая Медведица:

«Давным-давно жили-были красавица Каллисто и ее сын - охотник Аркас. Узнала злая колдунья о необыкновенной красоте девушки, разозлилась и превратила ее в медведицу. Она вынуждена была поселиться в лесу и жить среди диких зверей. Однажды Аркас отправился на охоту. Он заметил медведицу, которая почему-то совершенно его не испугалась. Аркас приготовился к выстрелу, но случилось чудо и добрый волшебник спас медведицу. Он схватил её за хвост и поднял на небо, где с этого момента появилось новое созвездие под названием Большая Медведица».

План- конспект урока по «Окружающему миру»,1 класс

УМК Школа России

Бондарюк Вера Фёдоровна

Учитель первой квалификационной категории

МБОУ «Баткатская СОШ»

ул.Школьная, д.3

Шегарского района

Томской области.

E -mail :madam .bondaryuk @yandex .ru

Тема «Что у нас над головой?»

Цели:

    уточнить знания о ночном и дневном небе;

    сообщить элементарные сведения о Солнце, созвездии Большой Медведицы;

    развивать представления о форме и размерах предметов.

Задачи:

Образовательная:

    дать первоначальное представление о том, что у нас над головой;

    познакомить с созвездием Большой Медведицы;

    научить правильно передавать форму и цвет солнца;

    формировать умение работать с учебником.

Развивающая:

    развивать речь, внимание, логическое мышление, любознательность, наблюдательность, умение делать выводы.

Воспитательная:

    воспитывать любовь к природе.

Планируемые результаты:

    учащиеся научатся наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо;

    находить на небе Большую Медведицу.

Оборудование:

    слайды с изображением ночного неба, куб, тарелка, мяч, ковш;

    конверт с вопросами и загадками;

    школьный словарик «Планеты, звёзды, созвездия»;

    у учащихся - пластилин, принадлежности для лепки.

Ход урока

I . Организационный момент

II .Актуализация знаний

Муравьишка Вопросик нам принёс в конверте вопросы

(Учащиеся выходят по очереди и отвечают на вопросы)

Как называется наша страна?

Какие народы живут в России?

Чем различаются представители разных народов?

Что у них общего?

О каких народах своего края вы узнали у взрослых?

Какие символы нашего государства вы знаете?

Как выглядит наш флаг?

Какие достопримечательности можно увидеть в Москве?

О каких праздниках вы прочитали в школьном словаре?

III . Самоопределение к деятельности

В конверте у Муравьишки ещё что-то есть. Это загадки. Отгадайте их.

Кто -то утром не спеша

Надувает красный шар,

А как выпустит из рук-

Станет вдруг светло вокруг.(Солнце) (Слайд 2, фонограмма песни)

Украшал ночную синь

Серебристый апельсин,

А прошла неделька только-

От него осталась долька. (Луна) (Слайд 3-4, фонограмма песни)

На чёрный платок

Просыпано просо,

Пришёл петушок,

А склевать не просто.(Звёзды) (Слайд 5, фонограмма песни)

Сравните эти слова. Что в них общего? (Всё это мы можем увидеть на небе)

А что вы можете сами рассказать об этих небесных телах? (Ответы детей)

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (Ответы детей)

Чтобы проверить, правильно ли вы определили тему, прочитайте тему урока на стр.18 учебника(«Что у нас над головой?»)

Давайте прочитаем, о чём мы узнаем и чему научимся на уроке.

IV . Работа по теме урока

1.Наблюдения за ночным и дневным небом

Какие небесные тела можно увидеть днём, а какие ночью?

(Днём можно увидеть Солнце, а ночью - Луну и звёзды)

Муравьишка и Мудрая Черепаха предлагают вам полюбоваться красотой ночного неба.

Что вы можете рассказать о звёздном небе? (Оно яркое, красивое, таинственное и сказочное)

2.Игра «День - ночь»

Если учитель говорить слово «ночь», учащиеся должны положить голову на стол и закрыть глаза, а если слово «день» - сесть красиво.

3. Моделирование

Ой, ребята, а ведь у Муравьишки в конверте осталась одна загадка. Попробуйте её разгадать.

Голубой платок,

Алый колобок

По платку катается,

Людям улыбается.(Небо и Солнце)

С чем в загадке сравнивается небо? (С голубым платком)

А Солнце? (С алым платком)

Посмотрите на предметы, которые принёс Муравьишка (Слайд 6)

Куб, тарелка, мяч, с каким из этих предметов можно сравнить Солнце? (Правильно, мы видим в небе Солнце, похожее на круг, на тарелку, но на самом деле Солнце имеет форму шара. Оно похоже на мяч или на колобка)

Достаньте пластилин. Вылепите из него модель Солнца. Какого цвета пластилин вы будете использовать?(Жёлтого) (Слайд 7)

Учащиеся рассматривают рисунок Солнца и лепят модель Солнца.

Мудрой Черепахе понравились ваши солнышки. Вы хорошо потрудились. Молодцы!

Наши солнышки маленькие, а какое по размеру Солнце на самом деле? (Слайд 8)

Солнце - огромный раскалённый шар. Оно во много раз по размеру больше нашей Земли.

А можем ли мы долететь до Солнца? (Ответы детей.)

Солнце находится очень - очень далеко. До Солнца долететь невозможно. Солнце очень горячее.

4.Физкультминутка

Потрудились - отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

V . Продолжение работы над темой урока.

1.Беседа работа по учебнику

Ребята, а Муравьишка приготовил для вас вопрос.

Из какого ковша

Не пьют, не едят,

А только на него глядят? (Созвездие Большой Медведицы) (Слайд 9, фонограмма песни)

Найдите рисунок вверху на стр.19. Что вы видите? (Медведицу)

Эта медведица живёт высоко - высоко в небе. Вы наверное, очень хотите узнать, почему?

Я вам расскажу древнюю сказку.

Жили -были на белом свете красавица Калисто и её сын - охотник Аркас. Однажды злая волшебница узнала о необыкновенной красоте девушки и превратила её в медведицу. Медведица поселилась в лесу и жила среди диких зверей. Случилось так, что сын красавица Аркас отправился на охоту. Он сразу заметил медведицу, которая совершенно не испугалась охотника. Аркас решил выстрелить. Ещё секунда, и меткий выстрел охотника погубил бы медведицу. Но случилось чудо. Добрый волшебник спас жизнь животному. Волшебник схватил медведицу за хвост и поднял на небо, где превратил в созвездие.

Обратите внимание на рисунок в учебнике. Сколько ярких звёзд в созвездии? (Семь)

Какую фигуру образуют эти звёзды? (Ковш) (Слайд 10)

2. Работа у доски.

Кто желает нарисовать на доске звёзды, которые образуют ковш Большой Медведицы?

(Одновременно у доски работают три человека)

Молодцы! Муравьишка и Мудрая Черепаха довольны вашей работой

(Работа в парах)

Как вы думаете, а существуют ли другие созвездия? Какие вы знаете? (Слайды 13-14)

В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано множеством звёзд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от Земли. На самом деле звёзды огромные раскалённые газовые шары, похожие на Солнце. Самые горячие из них голубого цвета, менее горячие, чем Солнце - красного. Звёзды отличаются друг от друга размерами. Есть звёзды - карлики, а есть звёзды - гиганты.

3. Выполнение заданий в тетради.

№1 (стр.10)

Посмотрите в окно. Какие сегодня облака.(Слайд 15, фонограмма песни) Отметьте в тетради.

№2 (стр.10)

Самостоятельное выполнение, проверка по учебнику.

VI . Рефлексия. (Слайд 16)

Учащиеся отвечают на вопросы учебника (стр.19)

VII . Подведение итогов

Что нового узнали сегодня на уроке? Чему вы научились?

Покажите, какие модели Солнца у вас получились.

Образовательная система «Школа России»

Конспект урока по окружающему миру

Тема: Что у нас над головой?

Цель: уточнить представления детей о небесных телах, дневном и ночном небе, Солнце и его форме, звёздах; познакомить с созвездием Большой Медведицы.

Задачи: Создать условия, которые позволят учащимся активно вспомнить (вызвать в памяти), что они знают по данной теме, при этом анализируя свои знания. Формировать умение сравнивать объекты, устанавливать черты сходства и различия, выделять существенные признаки. Корректировать искаженные представления о природе и жизни. Поддерживать усилия учащихся по отслеживанию собственного понимания темы, т.е. соотнесение новой информации со своими представлениями. Развивать монологическую и диалогическую речь. Создавать ситуацию успеха. Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 1 класс; тетрадь на печатной основе, наборы карточек с созвездиями и датами рождения учащихся, мультимедийная техника (ноутбук, проектор), куб, тарелка, мяч, солнцезащитные очки, пластилин деревянные палочки.

Ход урока

п/п

1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального опыта.

Вы уже готовы ответить на вопрос Муравьишке? (ответы детей)

2. Новый материал. Проблемный вопрос.

Вышел ранним утром Муравьишка на улицу, потянулся, улыбнулся, взглянул на небо и ахнул… Самого себя увидел. Может ли быть такое? (причудливые формы облаков).

Слайд 3.

3. Знакомство с видами облаков (сообщения, заранее подготовленные учениками)

Нет двух одинаковых облаков, они постоянно меняют свою форму, потому что образуются на разной высоте и при разной температуре.

Самые высокие облака находятся на высоте от 20 до 100км. Они состоят из пыли и дождевых капель. Их можно наблюдать после захода солнца или на восходе.

Перистые облака похожи на перья, волокна или тонкие беловатые полосы. Они состоят из тонких льдинок.

Высокослоистые облака закрывают всё небо серой вуалью.

Кучевые и дождевые облака- плотные, темные, без формы. Приносят грозы и сильные ветры.

4. Наблюдение.

Подойдите к окнам. Понаблюдайте за облаками. Какую форму имеют облака? На что они похожи?

В тетради отметь (закрась кружок), какие облака ты увидел на небе.

Слайд 4.

5. Повторите вопрос, который задал Муравьишка. Мудрая Черепаха ответила на него загадками. Поможем Муравьишке их разгадать.

Кто-то утром не спеша На чёрный платок

Надувает красный шар, Просыпано просо,

А как выпустит из рук – Пришёл петушок.

Станет вдруг светло вокруг. А склевать-то не просто.

(Солнце) (Звёзды)

Украшал ночную синь

Серебристый апельсин,

А прошла неделя только –

От него осталась долька.

(Луна)

Сравните. Что у них общего? (Это небесные тела)

Слайд 5.

6. Уточнение представлений о Солнце. Практическая работа.

Взглянув на Солнце, Муравьишка воскликнул: «Солнце – алый колобок». Вы с ним согласны? Почему?

Посмотрите на предметы: куб, тарелка, мяч. С каким из них можно сравнить Солнце? (Солнце имеет форму шара. По форме оно похоже на мяч или колобок).

Подготовьте к работе пластилин. Вылепите модель Солнца.

Мудрой Черепахе понравились наши «солнышки». Какой цвет пластилина вы выбрали? Почему?

Наши «солнышки» маленькие, а какое по размеру Солнце на самом деле? (Солнце – огромный раскалённый шар. Оно во много раз больше Земли.)

А можем ли мы долететь до Солнца? (Солнце находится далеко. До него долететь не возможно. Солнце очень горячее.)

Рассмотрите внимательно Мудрую Черепаху. Почему она в тёмных очках?(На Солнце нужно смотреть только через тёмные очки.) Слайд 6.

7. Физминутка.

А сейчас мы с вами дети

Полетаем на ракете.

На носочки поднялись,

Руки вверх и потянись.

Один, два, три, четыре

Вот летит ракета ввысь! Затем выполняются упражнения под музыку.

Куда можно долететь на ракете? Что можно там наблюдать? (Космос. Космическое пространство. Планеты. Звёзды.)

Слайд 7 – 8.

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что неизвестно)

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Попробовать выразить новую информацию своими словами.

Наблюдение. Соотнесение новой информации со своими представлениями.

Выполнять анализ (выделение признаков), производить синтез. Определять цель своей деятельности, искать средства её осуществления. Соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.

Выполнять упражнения физминутки.

1. Знакомство с созвездием Большая медведица. ассыпалось ночью зерно, Глянули утром – нет ничего. (Звёзды) - На небе мы наблюдаем скопления звёзд. Это созвездия. Их очень много. Слайд 9.

- Кого увидел Муравьишка на этом слайде? Эта медведица живёт высоко – высоко в небе. Хотите узнать, почему? Усаживайтесь поудобнее, я расскажу вам древнюю сказку.

Жила-была на белом свете Каллисто и её сын – охотник Аркас. Каллисто была очень красивой. Однажды злая волшебница узнала о её красоте и превратила Каллисто в медведицу. Медведица поселилась в лесу среди диких животных. Однажды сын Аркас отправился на охоту и заметил медведицу, которая его не испугалась. Аркас решил выстрелить. Но случилось чудо. Добрый волшебник схватил медведицу за хвост и поднял на небо, где превратил её в созвездие.

2. Самостоятельная работа.

1. Рассмотрите рисунок в учебнике.

Сколько ярких звёзд в созвездии?

Какую фигуру образуют эти звёзды?

2. Соедините звёзды так, чтобы получился ковш Большой Медведицы. Слайд 10 – 11.

3. Работа в парах. Составление плана работы.

1. Под каким созвездием ты родился? (Вспомните дату своего рождения. Найдите карточку с этой датой. Прочитайте название созвездия.)

2. Сделайте модель своего созвездия используя пластилин и спички.(Сколько ярких звёзд в созвездии? Сделайте их. Соедините звёзды так, чтобы получилось созвездие.)

3. Представьте работу классу. Слайд 12.

Используемые материалы:

    «Окружающий мир» 1 класс Плешаков А.А. - М.: Просвещение, 2001г.

    «Почемучка» Дитрих А.К., Юрмин Г.А. – Педагогика – Пресс; Тверь, 1996г.

    «И учёба, и игра: Природоведение» Тарабарина Т.И. - Ярославль: Академия развития, 1997г.

- « Мир вокруг нас: Метод. Пособие: 1 кл.» Плешаков А.А.- М: Просвещение, 2007г.

    Иллюстрации www. yandex.ru

Окружающий мир 1 класс

Что у нас над головой



Надо мною, над тобою

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез.


В дверь, в окно стучать не будет,

А взойдёт и всех разбудит.


За домом у дорожки

Висит пол-лепёшки.





Давайте вылепим из пластилина модель Солнца. Пластилин какого цвета нам понадобится?

Модель – предмет, который показывает свойства оригинального предмета.


К сожалению, не очень хорошо. Долго находится на открытом месте без головного убора вредно. Как вы думаете – почему?

Все мы любим тёплую и солнечную погоду. И часто лежим и смотрим на Солнце. А хорошо ли это для нашего здоровья?



Солнышко-весёлышко, Ты такое теплое! Солнышко-весёлышко, Ты такое доброе! Почему же, Хоть чуть-чуть, На себя не дашь взглянуть?

Солнце – огромный пылающий шар. Старайся не смотреть прямо на Солнце, чтобы не испортить глаза.


Какие бывают облака?

Кучевые облака

Слоистые облака

Перистые облака


Облако – это скопление крошечных капелек воды или кристалликов льда, поднятых в небо нагретым воздухом. Облака бывают самых разных форм и расцветок.

Облако вы можете создать сами. Для этого налейте в ванну горячей воды. Над ней образуются облака пара.


Однажды я летал на облаке!

Облако - это густой туман высоко в небе, оно состоит из мельчайших капелек воды.


Махнула птица крылом, Закрыла весь свет Одним пером.

По небу лебедь черный Рассыпал чудо-зёрна.

Блин в окошке виден Тане; Он то в масле, то в сметане.




С древних времён люди наблюдали за звёздами на небе и заметили, что в их расположении есть определённый порядок, сохраняющийся постоянно. Фантазируя, древние люди наделяли группы звёзд очертаниями людей, предметов, животных. Так появились созвездия – участки звёздного неба, где звёзды объединены в разнообразные фигуры. Созвездиям давали названия мифических героев (Персей, Геркулес, Андромеда), животных (Лев, Кит, Жираф), предметов (Весы, Лира, Телескоп). Созвездия позволяют лучше ориентироваться на ночном небе во время наблюдения за звёздами. Всего на небе 88 созвездий.



Созвездие Большая Медведица

Ковш Большой Медведицы



Узнать, сколько звёзд на небе, люди пытались очень давно. Тех, кто проводил бессонные ночи, наблюдая за звёздами, так и называли – звездочёты . Позднее появилось второе имя – астрономы (астр - звезда).

Сначала небо рассматривали в подзорную трубу, затем – в телескоп. Но даже самые современные аппараты, сосчитав звёзды, выдали сообщение – звёзд на небе 200 000 000, примерно.

ПОДЗОРНАЯ ТРУБА

ТЕЛЕСКОП


Слайд 2

Пушистая вата плывёт куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе.

Слайд 3

Надо мною, над тобою

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез.

Слайд 4

В дверь, в окно стучать не будет,

А взойдёт и всех разбудит.

Слайд 5

За домом у дорожки

Висит пол-лепёшки.

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Солнце – самая главная звезда в жизни каждого человека. Это источник света и тепла, без него жизнь на Земле невозможна.

Слайд 9

Подумайте, какую форму имеет Солнце.

Слайд 10

Давайте вылепим из пластилина модель Солнца. Пластилин какого цвета нам понадобится?

Модель – предмет, который показывает свойства оригинального предмета.

Слайд 11

Слайд 12

  • К сожалению, не очень хорошо. Долго находится на открытом месте без головного убора вредно. Обратили ли вы внимание на то, что Черепаха из мультфильма была в очках? Как вы думаете – почему?
  • Все мы любим тёплую и солнечную погоду. И так же, как Черепаха, часто лежим и смотрим на Солнце. А хорошо ли это для нашего здоровья?
  • Слайд 13

    Свет, который излучает Солнце, очень сильный. Если смотреть на Солнце, то можно повредить глаза. На солнце можно смотреть только через сильно затемнённое стекло. Для этого продаются солнцезащитные очки.

    Слайд 14

    • Солнышко-весёлышко,Ты такое теплое!Солнышко-весёлышко,Ты такое доброе!Почему же,Хоть чуть-чуть,На себя не дашь взглянуть?
    • Солнце – огромный пылающий шар. Старайся не смотреть прямо на Солнце, чтобы не испортить глаза.
  • Слайд 15

    Какие бывают облака?

    • Кучевые облака
    • Слоистые облака
    • Перистые облака
  • Слайд 16

    • Облако – это скопление крошечных капелек воды или кристалликов льда, поднятых в небо нагретым воздухом. Облака бывают самых разных форм и расцветок.
    • Облако вы можете создать сами. Для этого налейте в ванну горячей воды. Над ней образуются облака пара.
  • Слайд 17

    Облако - это густой туман высоко в небе, оно состоит из мельчайших капелек воды.

    Однажды я летал на облаке!

    Слайд 18

    Слайд 19

    Махнула птица крылом,Закрыла весь свет Одним пером.

    По небу лебедь черный Рассыпал чудо-зёрна.

    Блин в окошке виден Тане;Он то в масле, то в сметане.

    Слайд 20

    Слайд 21

    Слайд 22

    Слайд 23

    Земля окружена слоем воздуха. Солнечные лучи после прохождения через частички воздуха рассеиваются так, что звёзды становятся невидимыми. Во время полётов в космос космонавты хорошо видят одновременно и Солнце, и звёзды. Потому что в космосе нет воздуха.

    Слайд 24

    С древних времён люди наблюдали за звёздами на небе и заметили, что в их расположении есть определённый порядок, сохраняющийся постоянно. Фантазируя, древние люди наделяли группы звёзд очертаниями людей, предметов, животных. Так появились созвездия – участки звёздного неба, где звёзды объединены в разнообразные фигуры. Созвездиям давали названия мифических героев (Персей, Геркулес, Андромеда), животных (Лев, Кит, Жираф), предметов (Весы, Лира, Телескоп). Созвездия позволяют лучше ориентироваться на ночном небе во время наблюдения за звёздами. Всего на небе 88 созвездий.



  • Статьи по теме: