Тотальные диктаторы. Тотальный разбор: кто читает, как проверяют, где ошибаются

18 апреля 2015 года я обнаружила себя на лавке среди внушительной толпы, с чистым бланком в руках и лёгким волнением в душе. В этот день в 500 городах России и мира писали Тотальный диктант.

Организаторы акции сделали всё, чтобы у желающих проверить собственную грамотность не возникло неприятных ассоциаций со строгими школьными порядками. Обстановка в аудитории завода «ЗИЛ» царила самая благожелательная. Перед началом диктанта нам показали смешной ролик «Хобостей» об агентах ФСБ и тотальной безграмотности населения.

«Более миллиона мягких знаков в год страдают от неверного написания слова «нравится». Более трехсот тысяч «О» находятся в плену несуществующего слова «симпотичный». Почти двести тысяч граждан России ищут горящие туры в «Тайланд», не подозревая, что такой страны вообще нет…» - сокрушались дикторы.

Мы дружно заполнили бланки, подписались кто именами, кто - псевдонимами, и придумали кодовое слово, чтобы потом самостоятельно проверить себя на сайте. «Можете зачеркнуть поле для оценки, - сообщил диктор. - Тогда вы узнаете только количество ошибок, а оценка выставлена не будет». И тут же внизу на экране вылезла надпись: «Мы настоятельно не рекомендуем зачёркивать поле оценки. Делайте это, только если вам очень страшно».

Потом мы повторили одно из правил грамматики и познакомились с правописанием и значением некоторых слов: «брандмейстер», «империал», «линейка» (в значении «экипаж»). И наконец прослушали сам текст диктанта в исполнении его автора - лауреата «Большой книги» Евгения Водолазкина. Зал затих, сосредоточился; боковым зрением я заметила, что некоторые из моих соседей суетливо застрекотали смартфонами.

И вот на сцену выходит наш диктатор. Именно так (хотите - верьте, хотите - нет) называется человек, который читает диктант. В нашем случае это Михаил Козырев.

Всем привет, - говорит Козырев со сцены. - Я тот человек, который прочитает вам сегодня текст Тотального диктанта. А ещё я тот единственный в этой аудитории человек, который тотально простужен.

И, почихав в подтверждение собственных слов, наш диктатор приступает к диктовке. Смеяться мы быстро перестаём, но потом начинаем снова, да с удвоенной силой - теперь уже в качестве защитной реакции.

«…И вот по бурлящему Невскому в образовавшейся пустоте мчится колесница, несущая огнеборцев: они сидят на длинной лавке, спиной друг к другу, в медных касках, и над ними развевается знамя пожарной части; у знамени - брандмейстер, он звонит в колокол».

Что я сделала со своей жизнью, думаю я в перерывах между расстановкой бесконечных знаков препинания. Семь лет филологии, Розенталь, Кронгауз, Набоков, наконец - вы же были, вы точно были всегда где-то рядом! Где ты, моя так называемая врождённая грамотность? Я ведь раньше могла написать на черновике два варианта слова или конструкции, а потом просто увидеть, который из двух - верный. Так где же это всё, куда оно делось, когда оно это сделало, можно ли его вернуть? И как, кстати, пишется «вполоборота»?

«Я плачу, и мама говорит, чтобы я не боялся…»

Я плачу, - повторяет Козырев и делает паузу. Зал, разорвав нервное напряжение, дружно покатывается со смеху. И плачет, конечно, тоже.

Что такое Тотальный диктант, объяснять уже, наверное, не надо. За 11 лет существования акция разрослась до огромных масштабов, превратившись из локального развлечения новосибирских студентов-гуманитариев в общенациональное шоу.

Динамика роста - взрывная: 2009 год - 600 человек, 2014 - 64000. Премии, признание. Читать диктант приглашают суперзвёзд - от профессоров до рэперов; в этом году в Петербурге текст среди прочих озвучил робот. А сами авторы текстов! Не фамилии - музыка: Стругацкий, Быков, Прилепин, Рубина, Иванов; в 2015 году - лауреат «Большой книги» Евгений Водолазкин.

Но самое приятное - не громкие имена, а принципы проведения акции. Тотальный диктант: а) бесплатен, б) доброволен, в) доступен всем желающим («никому не может быть отказано в участии в Тотальном диктанте из-за его возраста, пола, сексуальной ориентации, гражданства, национальности или уровня владения русским языком», - разве что религиозную принадлежность организаторы забыли упомянуть на сайте). А главное - никаких плюшек за написание диктанта не полагается. Всё, что участники могут получить - моральное удовлетворение, удовольствие в процессе и оценку собственной грамотности. Тем удивительнее количество желающих испытать себя.

Сегодня 20 апреля, оценки будут только послезавтра. Пока я ещё не знаю свой балл и могу не бояться обвинений в предвзятости, выскажу крамольную мысль: конечно, настоящей проверкой грамотности называть Тотальный диктант неверно. Это отнюдь не универсальный тест - даже ненавистный всем ЕГЭ позволяет получить гораздо более объективные результаты. Текст диктанта нарочито заковыристый: сам Водолазкин даже говорил в интервью, что первоначальный вариант показался организаторам чересчур простым. И в обычной жизни даже счастливые обладатели «двоек» вполне могут оказаться исключительно грамотными людьми.

Но дело в том, что это совершенно неважно.

Мы идём на Тотальный диктант не ради настоящей оценки грамотности. Мы идём туда потому, что проходить испытания - это всегда интересно. Потому, что доступное всем культурное событие - не такое уж частое в нашей стране явление, и пропустить его просто неправильно.

Потому, что в этой аудитории все равны - нет деления ни по политическому принципу, ни по уровню образования, ни по пресловутой сексуальной ориентации. Благостный коммунизм в отдельно взятом пространстве - где вы ещё такое увидите?

И, может быть, мы идём туда ещё и потому, что по школьной скамье все мы успели немного соскучиться.

Апр 20, 2015 Екатерина Качалина

14 мая 2018 года пройдет международная акция под названием ”Тотальный диктант”, направленная на проверку уровня владения русским языком. В этом году тотальный диктант будет проводиться в пятнадцатый раз. Участие примут известные российские звезды.

Тотальный диктант 2018 кто читает текст: история возникновения и общие сведения

Проект зародился в 2014 году как акция Новосибирского государственного университета для студентов гуманитарной направленности. На сегодняшний день участие в нем принимают около семидесяти стран. В прошлом году добровольный диктант на русском языке писали более двухсот тысяч человек в 866 городах. В 2018 году Таллиннская площадка, на которой проводилось действие, стала одной из самых многочисленных в мире, собрав в себе три тысячи человек. Ранее брали тексты таких авторов как Алексей Иванов, Дина Рубина, Борис Стругацкий, Захар Прилепин и многие другие.

Тотальный диктант 2018 кто читает текст: какие изменения произойдут в этом году

В этом году, что бы сделать процесс интереснее, было решено выбрать столицу ”Тотального диктанта” исходя из народного голосования. На конференции в Новосибирске выбирается один из пяти победивших городов, в котором будет происходить событие в живую. Победителем оказался город Таллинн.

Площадки будет целых три, две из которых с участием звездных диктаторов. Дима Билан будет читать для молодой аудитории, а Виктор Сухоруков для более старшего поколения. Третья площадка будет размещена в Таллинском университете. Это сделано для тех людей, которые нуждаются в спокойной обстановке. В качестве диктора выступает филолог, сообщает сайт 1rre. Дима пишет, что не смотря на то что сам не блещет идеальными знаниями в грамматике, и наверняка сделал бы какое-то количество ошибок, знаки препинания расставляет правильно следуя интуиции. У него уже есть подобный опыт, на который можно сослаться. Артист обещает стараться читать ровным голосом и не использовать свои артистические данные, но немного подсказать при помощи мимики совсем не прочь. Что касается Виктора Суходорова, его обрадовало место проведения, так как это именно та площадка, где он в свое время получил награду за лучшую актерскую работу в одном эстонском фильме.

Тотальный диктант 2018 кто читает текст: произведение, из которого будет взят фрагмент и короткая биография автора

Текст будут брать из романа Гузель Яхиной ”Дети мои”. Произведение посвящено судьбе поволжских немцев. Увидеть его на полках книжных магазинов можно будет уже в мае. Гузель родилась в Казани в 1977 году. Выучилась в казанском национальном университете на педагога, и окончила школу кино в Москве. Известной как писательницу ее сделал роман “Зулейха открывает глаза”, за который она получила целых три премии: “Книга года”,”Большая книга” и ”Ясная поляна”. В этом году Яхина собирается читать во Владивостоке в день акции, а ранее приехать в Таллинн, что бы высказать уважение столице Эстонии.

«Диктаторы» диктанта

Судя сразу по двум публикациям ("Как делают классиков" и «Тоталитарная тональность», «ЛГ», № 15), «Тотальный диктант» привлёк внимание нашей интеллигенции. У нас, в Тамбовской области, в этом году он был проведён уже во второй раз. Совместно с работниками областной научной универсальной библиотеки имени А.С. Пушкина, в залах которой и состоялась акция, в организации принимали участие преподаватели Института филологии Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина.

Начну с самого понятия диктант . Недоумение у меня, как и у многих, вызывает определение «тотальный» . Один из местных телеканалов репортаж об этом событии начал так: «Сегодня Пушкинская библиотека стала столицей тоталитаризма». Всё дело в том, что в сознании современника слова тотальный и тоталитаризм связаны. Действительно, это слова одного порядка: « Тотальный - всеобъемлющий, всеобщий». Тоталитаризм как форма государственной власти характеризуется «полным (тотальным) контролем со стороны органов государственной власти над всеми сферами жизни общества» (Словарь русского языка: в 4 т. М., 1999 г.). Остаётся радоваться, что тотальный не перепутали с тотализатором : звучание-то схожее. «Досталось» и тем, кто диктовал текст в аудитории: их неоднократно в печатных и электронных СМИ называли... диктаторами .

Особо – о текстах , предназначенных для чтения и написания в большой аудитории. Они должны быть максимально адаптированы для представителей различных категорий населения и тематически, и грамматически. Да, к прошлогоднему тексту Д. Рубиной было достаточно справедливых претензий, но можно быть уверенными: после проведения того диктанта все участники твёрдо усвоили, что Интернет как обозначение «международной компьютерной сети» пишется с большой буквы, а вот в функции определения как первая часть в составе сложных слов – со строчной буквы и через дефис: интернет-коммуникации, интернет-клуб и т.п.

Текст же 2014 года А. Иванова (в Тамбове писали часть 3 «Когда поезд вернётся») с точки зрения лексики показался не слишком ярким и недостаточно насыщенным орфограммами. Совсем неуместным было введение в диктант, проверяющий общий уровень грамотности, редких случаев обособления. Рядовому участнику, воспринимающему на слух текст, очень трудно правильно расставить знаки препинания в подобных конструкциях: « Дети[?] Это я за них своей совестью поступился»; «Чусовская – Тагил»… Солнечный поезд моего детства» . В комментариях допускалось до 5 (!) вариантов постановки знаков препинания, включая тире.

Непосредственное участие в «Тотальном диктанте» усилило опасение, что масштабная и изначально благородная задача привлечения внимания к национальному языку может обернуться всего лишь ярким мероприятием. В этом году на базе инициатора «Тотального диктанта» – Новосибирского государственного университета – были специально проведены научно-практическая конференция и Школа организаторов, в городах-участниках – специальные курсы. Членам экспертной комиссии заранее были высланы комментарии по методике проведения диктанта, и сама его процедура сопровождалась большим количеством зрелищных эффектов: реклама, демонстрация уже не только видеообращения автора, но и сводки ироничных новостей, комментариев.

Настораживает изменение формулировки цели проведения акции. Она стала претендовать на оказание активного влияния на формирование языковых норм: «Результаты акции могут послужить уникальным материалом для изучения актуального состояния русского языка, а также стать основанием для предложений по усовершенствованию норм правописания» (из информационного письма о Школе ).

Сильную тревогу вызывает и тот факт, что диктанты отчасти приобретают характер шоу-программы, ведь к их проведению привлекаются известные люди: политики, актёры, писатели. Тем самым снижается планка профессионализма, поскольку не все эти деятели в равной мере владеют методикой проведения диктанта, которая не сводится только лишь к выразительному чтению текста.

Ну а отсутствие классических образцов диктантов, к которым в первую очередь следует отнести фрагменты из классических произведений русской литературы XIX–ХХ веков, объясняется, думается, только одной причиной: слишком велик соблазн участников найти тексты в интернете через различные современные «подсобные средства» связи и списать правильный вариант. Предлагать тексты могут и современные авторы. Главное, чтобы текст был ярким, глубоким, в меру насыщенным орфограммами и не перегруженным «авторскими» знаками препинания.

Конечно, трудно ждать от единичной, хотя и регулярной, образовательной акции мгновенных результатов. Никто же не будет сомневаться, например, в том, что всеобщая утренняя зарядка раз в год не способна укрепить здоровье участников. А в случае с проверкой грамотности желание увидеть население пишущим без ошибок тем более наивно. Но при общей неблагополучной ситуации со знанием грамматики русского языка «Тотальный диктант» – пусть небольшая, но ступень на пути развития культуры грамотного письма.

Наталия СОРОКИНА, доктор филологических наук, профессор Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина

Теги: русский язык, филология

Кира Стебунова координирует работу штаба акции в Белгороде. Кандидат филологических наук, доцент, преподаватель БелГУ. Сама писала диктант пять раз. И будет писать шестой.

Наталья Шубина отвечает за старооскольскую площадку Тотального диктанта. Совмещает эту общественную работу с должностью заведующего кафедрой филологии Старооскольского филиала БелГУ.

Алёна Медведева второй год подряд будет проверять работы белгородских «тотальщиков». В этом году заканчивает историко-филологический факультет БелГУ. Работает учителем русского языка и литературы в Разуменской средней школе № 3.

Кто читает

Кира: Для прочтения текста приглашаем филологов – мастеров своего дела: специалистов по речевой культуре, тренеров ораторского искусства, творческих, пишущих людей. Например, наш постоянный «диктатор» – Леся Шкреба , известный в Белгороде педагог по ораторскому искусству. В институте искусств и культуры диктует Марина Анатольевна Кулабухова – заведующая кафедрой гуманитарных наук. Она озвучивает фильмы, созданные в вузе.

Как проверяют

Алёна: Все работы, написанные в Белгороде , проверяются в БелГУ на Студенческой. У каждого проверяющего есть текст диктанта, в котором указаны все сложности написания и возможные постановки вариативных знаков препинания, на что нам приходится ориентироваться. Проверенные работы складываем отдельно в зависимости от оценки. Пятёрочные работы проверяются ещё раз. В прошлом году работ было очень много, поэтому проверяли с 16:00 до полуночи.

Наталья: Проверка работ в старооскольском филиале начинается сразу после окончания диктанта: работают специалисты-филологи (три-четыре преподавателя) и студенты-волонтёры (от 20 до 50 человек). Последним доверяется или первичная проверка, если это студенты 1–2-го курса, или основная, если это старшие курсы, имеющие практические навыки по проверке письменных работ. Но контрольная проверка, заключительная, выполняется преподавателем-филологом. Работы спорные просматривают все преподаватели. Количество работ в проверке бывает разным. Например, в прошлом году в Старом Осколе диктант писали 169 человек. Лично я проверила около 50 работ, остальные прочитала как итоговый контролёр – председатель комиссии.

Кира: В этом году участники акции свою оценку смогут узнать не раньше 18 апреля . Быстрее не получится потому, что модерация результатов серьёзная: каждую работу смотрят минимум двое проверяющих, а в случае пограничной оценки – ещё и главный филолог. Чем больше проверяющих, тем лучше: глаз не замыливается. Конечно, хочется проверить всё за один день: пока все вместе и можно проконсультироваться в спорных ситуациях, например если почерк неразборчивый.

Фото Владимира Бабича

Где чаще ошибаются

Кира: Обычно допускают ошибки в написании словарных, книжных и устаревших слов, которые не входят в активный словарь большинства людей. Традиционно проблемы возникают с Н и НН в разных частях речи, со слитным или раздельным написанием НЕ, со знаками препинания в осложнённых и сложных предложениях. Трудность представляют сочетания знаков препинания, например запятой и тире.

Алёна: Без подготовки написание любого диктанта вызовет определённые трудности. Ошибки были разные. Спотыкались люди чаще всего на постановке знаков препинания. Однако сложности написания были оговорены на самом диктанте: все сложные слова и написания выводились на слайде презентации.

Наталья: Тексты в разные годы разные: и по сложности, и по впечатлениям. Одинаковых ошибок не бывает, бывают такие орфограммы и пунктограммы, которые одинаково не поняты пишущими: люди не видят логики в этих написаниях. У нас есть мысль сделать обобщённый анализ работ. Это перспективная тема для студенческих научно-методических наблюдений.

А можно списать?

Кира: Это исключено. Из моих рук текст точно никто не получит. Да и зачем? Я сама его не буду смотреть, потому что тоже буду писать. Мне до сих пор это интересно. А вообще текст диктанта приходит из главного штаба утром того дня, в который его будут диктовать. В запароленном архиве. Он хорошо размечен для чтеца – не нужно долго готовиться, чтобы его воспроизвести.

Что в итоге

Наталья: Проверенные работы возвращаются авторам на вручении сертификатов. Все они хранятся на кафедре филологии. Но не все хотят их забирать после того, как на сайте находят свои результаты. В прошлом году у нас был случай, когда на консультации человек получил две работы и два свидетельства об участии – за 2016 и 2017 годы. А один из отличников пока так и не получил свои призы и сертификат. И мы не можем с ним связаться, так как диктант пишется анонимно и личные данные нам не известны.

Кира: Статистика по диктанту отправляется в главный штаб. О ней мы говорим на последней встрече с участниками акции, когда разбираем ошибки. Но дело же не в статистике и не в оценке: главное, что люди пришли посоревноваться с самим собой, друг с другом. Что‑то для себя понять, сделать выводы и просто приятно провести время. Оценка в Тотальном диктанте не равна нашей самооценке или оценке нас окружающими – это импульс к самосовершенствованию.

Тамара Акиньшина

Акция «Тотальный диктант» проходит уже не первый год, но почему-то только сейчас стала прирастать своим собственным словарем. Этой весной (а может, я просто раньше не замечала?) появилось слово «диктатор» в значении «диктующий». О том, что она будет московским диктатором, с гордостью сообщила в своем блоге Тина Канделаки. А один из сайтов города Орска — диктант же повсеместный, тотальный — дополнил образ этого существительного, отметив, что «читает текст VIP-диктатор М. Козлов (художественный руководитель Орского драматического театра)».

Всплывают и заголовки типа «Тоталитаризм мирового масштаба», и упоминание , которые обычно негодуют, а тут рады.

И этот образ диктата вместо диктанта так нравится авторам метафор и каламбуров, вызывает у них такое упоение и веселье, что лишний раз подтверждает мои предположения о том, что .

Но это я просто об образах, которые мне кажутся во многом говорящими.

Если же о сути, то почему бы, опираясь на политические метафоры — диктатор, тоталитаризм, не пойти дальше и не попросить придумать и продиктовать свои тексты известных политиков (учитывая то, что многие из них и так с успехом этим занимаются).

Мне было бы интересно послушать текст, который написал бы и продиктовал Владимир Путин (он, вероятно, попал бы в категорию «вип-диктаторов»). Написание каких слов его бы заинтересовало? Нерешительное «не» с разными частями речи (вряд ли)? Или двойные согласные, дающие ощущение стабильности? Может быть, он бы заинтересовался идеей чередования, воплощение которой ему хорошо удалось на практике? Пунктуация была бы тоже интересна. Предпочел бы он другим знакам агрессивное тире? Или, может быть, диктовал бы слушателям такие длинные предложения, которые пишешь-пишешь, а конца не видно. Наконец, стал бы он проверять нас на знание спецификой лексики и фразеологии? Например, как правильно расставить знаки препинания в предложении: «Шило в стенку (...) и на боковую?» Или как пишется слово «ук...нтр...пупить»? А правило чередования гласных в корнях «рост/раст» можно было продемонстрировать фразой о том, что «ничего не выр...стет».

Или вот Дмитрий Медведев, у которого скоро как раз может появиться время на текст диктанта. Почему бы нет? Будут ли выбранные им орфограммы и пунктограммы отражать суть его правления и его фигуры? Напористое тире или интеллигентное двоеточие? Жесткая точка или безвольная точка с запятой? Вероятно, он захочет проверить нас на знание заимствованной лексики. После его диктанта мы наверняка узнаем, склоняется ли Твиттер и как пишется Ф...йсбук: через «е» или через «э».

В тексте Владимира Жириновского наверняка было бы много восклицательных знаков и такое эмоциональное нагромождение придаточных, что он сам бы в них запутался, читая.

Текст, к примеру, Бориса Грызлова написать было бы легко: одни короткие предложения и ничего лишнего.

Хорошие диктаторы, кстати, вышли бы из оппозиционеров: они уже привыкли повторять призывы на митингах по три раза. Интересно было бы написать «диктант от Алексея Навального». Я не шучу!

Если серьезно, и выбранный (написанный самостоятельно) текст, и слова, структура предложений в нем действительно многое могут сказать об исполнителе. Я пишу об этом не просто для того, чтобы развернуть метафору диктата, с которой начала колонку.

«Тотальный диктант» направлен на, извините за канцелярит, повышение уровня грамотности. Дело-то это хорошее, но, как мне кажется, наша неграмотность заключается не только в том, что мы не умеем писать слово «вообще» или «в общем», которые актер Максим Виторган. Наша неграмотность — в общей нелюбви к тексту, в неспособности видеть его образ и хоть чуточку анализировать то, что за этим образом стоит. Потому-то мы часто не отличаем правды от вранья, пошлости от тонкости, интеллигентности от вульгарщины. Кстати, об . Мне кажется, что новый интеллигент — это тот, кто тонко чувствует ткань текста. В этом и есть грамотность.

Атмосфера общей (тотальной?) нелюбви к тексту и порождает «чудовищ» орфографии и пунктуации. Образ слова потерян, и места, где пропущены буквы, заполняются тем, что попадется под руку. Я не знаю, чья тут вина. И школы, и системы преподавания языка в целом, и просто нашего специфического отношения к слову, в котором чувствуется какая-то обреченность и отсутствие будущего (зря его, согласно пословицам, и «не поймаешь», и «не вырубишь топором»).

Мне бы хотелось, чтобы любви к тексту стало чуть больше, и она не ограничивалась массовыми перепостами тестов на знание школьных правил в Фейсбуке («Ура, у меня 14 из 14!»).

Просто подумайте об этом, когда пойдете писать «Тотальный диктант».

Напоминаю, что в Москве диктант в этом году пройдет сразу в четырех местах: на факультете журналистики МГУ, в Российской государственной библиотеке для молодежи, Московской высшей школе социальных и экономических наук и на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ. Вход по спискам, так что не забудьте зарегистрироваться. Сделать это можно на сайте



Статьи по теме: