Как усмиряли чеченов, наша история. Чему у чеченцев научились терские казаки

Казачество и чечня
ИЗ ДОСЬЕ "МГ"
Игорь ГУРОВ, юрист

Совет атаманов Союза казаков заявляет Верховным Советам СССР, союзных республик и республик Северного Кавказа о недопустимости реализации конституционных прав одних народов за счет грубого попрания таких же законных прав других народов. (Из "Декларации казачества России", принятой 30 ноября 1990 года)
Как "демократические", так и "капээсэсовские" средства массовой дезинформации одинаково рьяно продолжают публикацию клеветнических измышлений относительно истории Терского казачества и его трагической судьбы после октября 1917 года, поощряя чеченцев и ингушей к активным антирусским действиям. В опубликованном 15 марта 1992 года постановлении Верховного Совета России, признающем незаконными репрессивные акты против народов, подвергшихся насильственному переселению, в качестве единственных "мучеников" на Северном Кавказе выставляются чеченцы и ингуши, пострадавшие в 1944 году, но ни слова не говорится о жертвах кровавого геноцида, учиненного при активном участии чеченцев и ингушей в 1918-1924 годах над древним субэтносом русского народа - Терским казачеством. А подписанный Б. Ельциным 26 апреля 1991 года Закон РСФСР "О реабилитации репрессированных народов" в ст. 6 даже провозгласил "территориальную реабилитацию" народов, официально объявленных "репрессированными", с организацией "мероприятий по восстановлению национально-территориальных границ, существовавших до их антиконституционного насильственного изменения", а также возвращение "репрессированных народов" в "места прежнего проживания на территории РСФСР".
Однако ни в одном правительственном документе не содержится даже малейшего упоминания об антиконституционности ликвидации Терской области в начале 1920-х годов и о восстановлении прав терских казаков на свои исконно исторические земли и на административное самоуправление.
Поскольку конфликт в данном регионе затрагивает жизненные интересы целого ряда небольших этносов и субэтносов Северного Кавказа, то необходимо немного рассказать о происхождении и историческом развитии каждого из них.
ТЕРСКИЕ КАЗАКИ (ТЕРЦЫ)
Ряд историков считают терских казаков прямыми потомками древнего населения Семендерской (Терской) Хазарии (представлявшего собой результат метисизации коренных сарматских племен с пришлыми гуннами), которое обрусело в период существования на Тамани и в Восточном Крыму хорошо известного Тмутаракан-ского княжества (X-XII вв.). В конце XV века в их состав влились бежавшие на Кавказ "сторожевые казаки" и крестьяне Великого княжества Рязанского. Не удивительно поэтому, что воеводы Ивана Грозного (1533-1584 гг.) после завоевания Астраханского ханства (1556 г.) встретили на Тереке издавна живших там "казаков" и заключили с ними военный союз. Это были "гребенские казаки" - оседлое христианское племя, говорящее на русском языке. Поселения их располагались за Тереком "на гребнях", то есть на восточных и северных склонах Терского хребта, .у впадения реки Аргунь в Сунжу, откуда и пошло их название - "гребенские казаки". По легендам, хранящимся в народной памяти, их предки поселились в этих местах задолго до Ивана Грозного. Гребенцы оказали активную помощь царским воеводам в строительстве пограничной крепости Терки (другое название - Терский городок), основанной в 1567 году сначала в устье реки Сунжи, а затем, в 1599 году, перенесенной в устье реки Терек близ впадения в него притока Тюменки. Сохранилось также предание о переговорах Ивана Грозного с гребенскими казаками, записанное Л. Н. Толстым (Толстой Л. Н. Собр. соч., т. 3. М., 1961, с. 176).
Следует отметить, что гребенцы заселяли преимущественно бассейн среднего течения Терека и его притока Сунжи. ,В XVI веке сюда же переселились донские казаки с реки Калитвы.
С конца XVI века на Северный Кавказ двинулось значительное число казаков - переселенцев с Дона, Волги, Хопра. Они составили низовое, собственно "терское" казачество, которое сформировалось позднее гребенского (в XVI-XVIII вв.) при активном участии выходцев из соседних народов. Значительные группы право-славных осетин и черкесов, а также бежавших от османского и персидского гнета грузин и армян принимались в казачество, и, обрусев, окончательно сливались с ним.
Немалую роль в укреплении взаимоотношений казаков и горцев сыграло "аталычество" - отдача ребенка на воспитание. "Бывало, что в семье казака воспитывался сирота - ногаец, калмык или горец. Повзрослев, такие лица получали все казачьи права, становились настоящими казаками, и за них могли выйти замуж девушки-казачки" (Заседателева Л. Терские казаки. М., 1974, с. 289).
Эта многонациональная по своему происхождению общность и составила основу знаменитого Терского казачьего войска, станицы которого издревле располагались в долинах Терека, Сунжи и их притоков. Официальной датой образования Терского казачьего войска считается 1577 год.
Русское правительство снабжало казаков вооружением и припасами и использовало их для борьбы против крымских и ногайских татар и горских князьков. Однако судьба не баловала терцев. Уже в 1653 году географию многочисленных терских и гребенских городков основательно перекроил поход персидских войск и их союзников, вошедший в историю как "Кызылбашское разорение", когда были опустошены все казачьи Гребни. Причем более 10 казачьих городков остались невосстановленными и исчезли совсем, поскольку их население было либо уничтожено, либо уведено в плен, а немногие уцелевшие влились в состав жителей других станиц.
В 1685 году терские казаки были временно оттеснены с гор, а в 1707 году большинство старых казачьих городков было уничтожено кубанским султаном Каибом. В.1712 году уцелевшие гребенцы были переселены вниз по Тереку.
Во время персидского похода Петра I в 1722 году на реках Астрахани и Сулаке были также поселены донские казаки с семьями, получившие название Аграханского войска (позже "Семейное войско"). В том же году была основана крепость Кизляр. - Терцы активно использовались русским правительством при создании им Кавказских укрепленных линий. Они возводились с 1735 по 1850 год и состояли из укреплений и казачьих станиц (таких, как Моздок, Грозная, Владикавказ, Георгиевская, Усть-Лабинская, Екатеринодар и др.), выполнявших роль крепостей, между которыми на расстоянии 25-30 километров располагались отдельные форты или редуты, а через каждые 3-5 километров - наблюдательные посты (пикеты).
В 1763-1777 годах была создана Азовско-Моздокск"ая линия, часть которой обороняли терские казаки, пополнявшаяся выходцами из России - украинцами, татарами, горцами, армянами и грузинами. Тогда же сюда было переселено большинство волжских казаков (1770-1777 гг.), а в 1860 году была образована Терская область (окончательно сложилась как структура с четким управлением и границами в 1860 году), управлявшаяся командующим Кавказским корпусом.
В начале XIX века были созданы новые укрепления и Сунжен-ская линия (в 1817-1823 гг.) с крепостью Грозная (1818) и рядом других, контролирующих выходы из горных ущелий. Были сделаны новые попытки пополнить казачьи полки за счет горцев, перешедших на русскую службу. В 1823 году в состав казачьих войск были включены Бабуковский аул (ставший станицей Бабуковской) Волжского казачьего полка и "Моздокские казачьи братья" (из осетин и черкесов) в составе Горского казачьего полка.
В 1832 году терцы вошли в состав Кавказского линейного войска из 6 терских и 4 кубанских полков. В 1836 году они снова были объединены в Терско-семейный и Кизлярский полки, позже - в Горский и Моздокский. В 1894 году численность терских казаков составляла 162 тысячи человек, в 1916-м - 255 тысяч человек, проживавших в 70 станицах и множестве хуторов Терской области. Главными занятиями их в мирное время были земледелие, виноградарство и виноделие, охота и рыболовство. Во главе войска стоял наказной атаман, он же начальник Терской области, подчинявшийся наместнику царя на Кавказе.
В 23-м томе словаря Брокгауза и Ефрона Терскому казачеству дается следующая характеристика: "Терские казаки составляют особое сословие и управляются на основе особых положений. Войсковая территория чересполосна с землями туземцев и частных владельцев и тянется преимущественно по левому берегу Терека от Владикавказа до Каспийского моря и по берегам рек Подкумка, Кумы, Малы, Сунжи, Ассы, Фортанки. Русские не казачьего сословия живут преимущественно в городах и слободах, а также в казачьихстаницах или особыми селами и хуторами. Переселенцы - большей частью - малороссы".

ОСЕТИНЫ
Осетины происходят от древнего аборигенного населения Северного Кавказа, которое с VII века до н. э. стало подвергаться ассимиляции пришлыми ираноязычными племенами -o сначала скифами, а затем сарматами. Непосредственными предками осетин являются северокавказские аланы, которые были тесно связаны со скифо-сарматами.
С VII до X в. н. э. значительная часть средневековой Алании, простирающейся от Дагестана до верховья Кубани (включая земли равнинной части нынешней Чечено-Ингушской АР), входила в состав Хазарского каганата. В течение длительного времени северокавказские аланы (которые в русских летописях известны как "ясы", а в грузинских как "осей") вели упорную борьбу с Арабским халифатом, Византией и Хазарским каганатом. В этот период среди алан широко распространилось христианство, особенно в 921-925 гг.
Однако в 1222 году Алания подверглась сильному разгрому со стороны монголов Чингисхана. В результате этого нашествия и других, повторявшихся в дальнейшем, разорительных походов мон-голо-татар, а также катастрофического по своим последствиям вторжения в их земли в 1395 году полчищ Тимура (Тамерлана) произошло насильственное вытеснение алан-оссов из плодородных равнин в горные районы (в четырех труднодоступных ущельях по течению Терека и его притоков - Гизельдона, Фигдона, Ардона, Уруха), также заставившее часть из них перебраться на южный склон Главного Кавказского хребта (нынешняя Юго-Осетинская АО), где еще в эпоху раннего средневековья появились первые аланские поселения.
Впервые о своем желании вступить в российское подданство осетины заявили посольству стольника Толочанова, направлявшемуся из России в Имеретию в 1651 году. С этой же целью в 1749 году в Петербург направилось первое осетинское посольство. В связи с победой над Турцией в русско-турецкой войне 1768-1774 годов (после Кучук-Карнарджийского договора 1774 года) Осетия присоединилась к.России.
Усиление связей с Россией способствовало культурному возрождению осетин: заметно укрепилась православная вера (исключение составляли лишь западные осетины-дигорцы, принявшие ислам в XVI веке под влиянием Кабарды); в конце XVIII века возникла осетинская письменность на основе русской графики, с помощью российских властей были созданы первые школы для обучения осетинских детей. В 1840-1860-х годах царско" правительство отменило в этом регионе крепостное право.
Поскольку русское правительство, оттеснив враждебны* кабардинские и черкесские племена от гор, Дозволило дружественным ему осетинам селиться по обоим берегам Терека и вокруг Владикавказа, их численность увеличилась: с 37750 человек в 1833 году до 1914 в 1880 году.
Дружественные отношения осетин с терскими казаками объяснялись тем, что это был единственный народ Северного Кавказа, сумевший на протяжении многих столетий сохранить православную веру в качестве своей официальной религии.
НОГАЙЦЫ
Ногайцы - потомки тюркских и монгольских племен, смешавшихся с половцами и воспринявших их язык. Происхождение свое они ведут от той части Золотой Орды, которая в конце XIII века находилась под властью темника Ногая, а в XIV веке образовала отдельную Ногайскую Орду. Позднее, в XVI веке, она распалась на ряд более мелких орд, разбросанных на огромном пространстве от Черного моря до Иртыша.
В 1557 году Большая Ногайская Орда под руководством мурзы Исмаила приняла русское подданство (их потомки известны сейчас как астраханские татары). Его противники откочевали с частью ногаев на Кубань и стали вассалами крымского хана.
После присоединения к России Крымского ханства (1783 г.) мелкие ногайские орды, проживавшие в Причерноморье, эмигрировали в Турцию, Болгарию и Румынию, а оставшиеся слились с крымскими татарами. Что же касается северокавказских ногайцев, то в 1788 году после упорного сопротивления, оказанного русским войскам, они в основном перешли в российское подданство, будучи сконцентрированными в основном на территории Кизлярской степи в Прикаспии.
Следует отметить и тот факт, что из обрусевшего ногайского рода происходил и главнокомандующий русскими войсками на Кавказе генерал А. П. Ермолов.
ЧЕЧЕНЦЫ (НАХЧИ)
Происхождение чеченцев до сих пор вызывает много споров, поскольку об их древнейших судьбах не имеется никаких достоверных данных, кроме собственных чеченских легенд о чужеземцах-арабах, прибывших из Передней Азии и основавших этот народ. Очевидно, чеченцы (как и отпочковавшаяся от них в начале XIX века небольшая этническая группа, получившая позднее название ингушей) - это потомки арабских завоевателей, совершавших в VII-VIII веках походы против Хазарского каганата. Возможно, какая-то незначительная группа арабских воинов действительно осела или затерялась в труднодоступных ущельях Северного Кавказа и, смешавшись с частью хазар и представителями местных дагестанских народов, дала начало племени "нахча" или "вайнахскому народу", как до XVIII века называли предков чеченцев и ингушей. Жили нахчи исключительно в горной части Северного Кавказа между Дарьяльским ущельем у верховья реки Шаро-Аргуна.
Сильные степные племена (сначала болгары, хазары и аланы, а затем - кабардинцы, ногайцы и кумыки) не пускали их селиться на равнины и в степи вплоть до XV-XVI веков. Лишь в XV веке спустившиеся с Акинских гор нахчи основали первые два селения на равнине, а начиная с XVI века расселились по некоторым долинам реки Сунжи и ее притоков. Занимались они тогда в основном скотоводчеством и жили патриархальным бытом, сразу попав в зависимость от кабардинских и кумыкских князей, которым долгое время по причине своей малочисленности платили дань. Однако позже они освободились от этой зависимости, сплотились и, в свою очередь, стали нападать на соседей. Таким образом, к XIX веку чеченские племена приобрели репутацию особо воинственных и непокорных.
В конце XVII - начале XVIII века в Чечню из Дагестана был принесен ислам, который к середине XIX века стал там господствующей религией, что во многом объясняло последующую кровавую конфронтацию чеченцев с терскими казаками. Уже в начале XVII века нахчи-чеченцы вступили с русскими в борьбу за сферы влияния на Кавказе.
В 1732 году из крепости Святой Крест (на реке Сулак) на территорию Чечни был направлен воинский отряд. В малой Чечне у аула Чечень произошло вооруженное столкновение русских с чеченцами. По реляции начальников с1 тех пор за племенем нахча укоренилось этническое название чеченцев.
В 1785 году при первых попытках России присоединить Чечню там развернулось вооруженное движение под руководством чеченца Ушурма, взявшего себе имя шейха Мансура, длившееся 6 лет (1795-1791 гг.). После нескольких неудачных попыток взять терские города Кизляр и Моздок движение это было подавлено, а сам Ушурма попал в плен. Активное участие приняли чеченцы в кавказских войнах XIX века, сражаясь на стороне Гази-Магомеда, ГаМзата и Шамиля против русской армии и постоянно пополняя фанатичные банды фундаменталистского "движения мюридов". И хотя к 1859 году вооруженное сопротивление горцев было в основном подавлено, чеченцы и позднее неоднократно затевали всевозможные мятежи и погромы.
ИНГУШИ (ГАЛГАИ)
Ингуши - довольно молодой этнос. В конце XVIII "o- начале XIX века из среды чеченских племен выделились так называемые галгаи, или галгаевцы. Ядром нового объединения стали собственно Галгаи - союз трех селений, расположенных в ущелье реки Ассы, к которому позже присоединились другие группы чеченцев - феаппи, занявшие в галгаевских селениях подчиненное положение. Свое современное название - ингуши галгаевские чеченцы получили в середине XIX века от аула Ангуш, расположенного у выхода из Тарского ущелья. В 1810 году они подписали договор с Россией о добровольном принятии российского подданства и заняли нейтральную позицию в происходящих тогда на Кавказе кровопролитных войнах. В этот период их численность не превышала нескольких тысяч человек.
В 1817 году главнокомандующий русскими войсками генерал А. П. Ермолов начал проводить тактику окружения непокорных горных районов Кавказа сплошным кольцом кордонов, прорубая просеки в труднодоступных лесах и переселяя горцев на равнину под надзор русских гарнизонов. Одними из первых искусственному переселению на плоскость подверглись галгаевцы. В 1817 году Ермолов заложил на реке Сунже редут Назрань, куда он, дабы обезопасить Владикавказ от нападений враждебных чеченцев, выселил галгаев-ингушей, в то время дружественных России (отсюда происходит еще одно их название -; "назрановцы").
В 1830 году большая часть ингушей снова была выселена из гор на равнину в окрестности Назрани. Переселения впоследствии неоднократно повторялись, так что к концу XIX века в горах, на коренной своей территории, осталось менее 25 процентов общего количества ингушей. Обособление ингушей-галгаев от основной массы чеченцев, вызванное их неучастием в чеченской войне против русских, привело к тому, что в середине XIX века их стали выделять в особый народ.
В дооктябрьский период у ингушей, как и у всех остальных чеченцев, господствовали натуральное хозяйство и патриархально-родовой строй. Ингуши целыми аулами жили на арендованных у терских казаков землях, за которые им ежегодно приходилось платить 400-500 тысяч рублей. Быстрый, лавинообразный прирост народонаселения в чечено-ингушских селениях приводил к тому, что в них (особенно в горных аулах) непрерывно возрастал класс безземельных селян, которые спускались с гор в долины и активно пополняли армию люмпенов - ударную силу будущей "революции". До 1917 года 89 процентов всех ингушей и 77 процентов чеченцев арендовали землю у терских казаков и российской казны.
ДРУГИЕ НАРОДЫ ТЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Образованная в 1806 году, окончательно сложившаяся в 1860 году и существенно расширенная в 1905 году, Терская область являлась полиэтничным административным образованием с преобладающим влиянием русской нации. В ее состав входили земли нынешних Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Чечено-Ингушетии, Северного Дагестана и Южного Ставрополья. На территории Терской области и в примыкающих к ней районах верховья Кубани проживали также кабардинцы и черкесы, карачаевцы и балкар-цы, кумыки и немцы, грузины и армяне, персы, татары и другие.
Кабардинцы и черкесы - потомки древних абхазо-адыгских племен, известных в русских летописях под именем касогов, живших до XIII века в низовьях Кубани, которые особенно усилились в XV-XVI веках, распространив свою власть на предкавказские равнины. К середине XIX века их насчитывалось около 300 тысяч человек, однако большинство абхазов и адыгов эмигрировало в Турцию и ее ближневосточные владения во второй половине XIX века.
В терских городах проживали также армяне, грузины, персы, евреи, греки и т. д.
Укрепив свою власть на Кавказе, русская администрация в 1820-е годы запретила здесь чрезвычайно распространенный торг невольниками. По самым минимальным оценкам, на протяжении XVIII века ежегодно с Кавказа в Константинополь, Египет и Левант (Ливан) вывозилось до 12 тысяч рабов! Турки вывозили "живой товар" главным образом через порты Поти и Анапу. Кроме того, на Каспии также существовал другой пункт работорговли - кумыкское село Эндерей, откуда невольников отправляли в Персию. Особым спросом пользовались красивые девушки, предназначавшиеся для султанских гаремов, а также юноши. Любители поохотиться за живым товаром среди представителей горских народов не переводились до середины XIX века.
В 1905 году Терская область (с центром во Владикавказе) делилась в административном отношении на четыре казачьих отдела (Пятигорский, Моздокский, Кизлярский, Сунженский) и шесть преимущественно национальных округов: Владикавказский (осетины), Назрановский (ингуши), Нальчикский (кабардинцы и бал кар цы), Хасавьюртовский (кумыки), Грозненский и Веденский (чеченцы).
ТЕРЕК ПОСЛЕ ОКТЯБРЯ 1917-го
Февральский, а затем октябрьский перевороты 1917 года стали отправной точкой в трагедии терского казачества. Созванный по инициативе северокавказской организации РСДРП(б) 2-й областной съезд народов Терека, открывшийся 16 февраля 1918 года в Пятигорске, провозгласил Советскую власть на Тереке, а 4 марта объявил Терскую область автономной советской республикой в составе РСФСР. А чеченцы при помощи грозненских большевиков созвали в селе Гойты "съезд чеченского народа" и избрали свой руководящий орган - Гойтский народный совет во главе с Т. Эльдеохановым и А. Шериповым. Ингуши под руководством Г. Ахриева и 3. Тутаева тогда же "реорганизовали" Ингушский национальный совет. Оба эти национальных органа заявили о своей полной поддержке Советской власти.
В массах же терского казачества и части дружественного им осетинского населения с весны 1918 года началось "контрреволюционное брожение", вызванное авантюристической политикой большевистского руководства. В июне 1918 года "контрреволюционерами" был убит председатель Терского совнаркома - большевик С. Буачидзе.
Противники большевиков концентрировались в районе города Петровска (ныне - Махачкала), куда летом 1918 года прибыл сформированный из остатков русских войск в Персии отряд в составе 18 сотен терских казаков под начальством офицера-осетина Л. Ф. Бичерахова. В этот период белое повстанчество широкой волной охватило всю территорию кубанского казачества, не оставив в стороне и Терскую область. Одной из главных причин этого всеобщего взрыва согласно свидетельствам очевидцев было то, что во время боевых действий красные войска подвергли полному разгрому станицы казаков: летом 1918 года ими были уничтожены тысячи жителей станиц Терской, Сунженской, Фельдмаршальской и хутора Терского Войска. Многие казачьи семьи остались без крова, вынуждены были бежать. Но это были только первые и далеко не самые кровавые эпизоды новой советской политики на Тереке.
30 августа 1918 года произошли провокационные покушения на Ленина и Урицкого, и центральный СИ К издал 5 сентября 1918 года свое знаменитое постановление "О красном терроре", согласно которому предписывалось защитить "Советскую власть от классовых врагов путем изолирования их". Указывалось также, что "подлежат расстрелу все лица, прикосновенные к белогвардейскому заговору и мятежам". Не миновал красный террор и Терскую область.
Вот что писал в книге "Красный террор" русский эмиграт С. Мельгунов: "За Урицкого и Ленина действительно погибли тысячи невинных людей. Тысячи по всей России были взяты заложниками. Какова их судьба? Напомним хотя бы о гибели генерала Рузского, Радко-Дмитриева и других заложников в Пятигорске. Они в количестве 32 были арестованы в Ессентуках "во исполнение приказа Народного Комиссариата внутренних дел тов. Петровского", как гласило официальное сообщение, заканчивавшееся угрозой расстрела их "при попытке контрреволюционных восстаний или покушения на жизнь вождей пролетариата". Затем были взяты заложники в Кисловодске и в других местах. Всего числилось 160 человек, собранных в концентрационном лагере в Пятигорске...
В № 157 местных "Известий" от 2 ноября был опубликован следующий приказ ЧК, возглавляемой Г. Артабековым: "Вследствие покушения на жизнь вождей пролетариата, в гор. Пятигорске 21 октября 1918 по постановлению ЧК расстреляны нижеследующие заложники и лица, принадлежащие к контрреволюционным организациям". Дальше шел список в 59 человек, который начинался ген. Н. В. Рузским (героем первой мировой войны). Тут же был напечатан и другой список в 47 человек, где вперемежку шли: сенатор, фальшивомонетчик, священник. Заложники, как сообщалось, "были расстреляны". Это ложь. Заложники были зарублены (Красная Армия на Северном Кавказе испытывала "большой недостаток в огнеприпасах"). А вещи убитых были объявлены "народным достоянием"... И в дальнейшем процветала та же система заложничества".
Терская область в это время была охвачена пламенем антибольшевистского восстания, вспыхнувшего после появления в районе города Пятигорска отряда Бичерахова.
Вокруг этого отряда начали группироваться терское казачество и антибольшевистские элементы. Общее число повстанцев в этом районе определялось в 15 тысяч бойцов. Лишь в ноябре на помощь красным войскам в Терской области (состоявшим главным образом из "революционных рабочих" города Грозного, а также горцев-чеченцев и ингушей, которым большевики пообещали отдать казачьи земли) были двинуты особая колонна с Кубани и подкрепления из Ставрополья, нанесшие ряд чувствительных поражений терским казакам и отрядам Бичерахова и в короткое время (к концу ноября 1918 года) очистившие от них всю область.
По поводу этого поражения издававшаяся на Кубани белогвардейская газета "Наш голос" 1 декабря 1918 года писала: "Десятитысячная армия вдребезги истомленных непрерывными боями людей вынуждена была сдаться красноармейцам. Командующий армией генерал Мистулов застрелился. Терское краевое правительство, временно образовавшееся в Моздоке, бежало в горы. В связи с событиями на Тереке туда направляются корпус генерала Покровского и партизанские отряды полковника Шкуро".
К концу 1918 года лишь 4-5 тысяч бойцов казачьих и горских отрядов армии Бичерахова продолжали оказывать сопротивление. Однако торжество большевиков было недолгим. В январе - феврале 1919 года армия Деникина при поддержке терского казачества полностью разгромила войска Кавказско-Каспийского фронта и заняла всю Терскую область. Уцелевшие большевики бежали в горы, где стали формировать "партизанские отряды" из ингушей и чеченцев.
Массовое участие чеченцев и ингушей в красном движении объяснялось несколькими причинами. Во-первых, большевистские вожди обещали им предоставить даром на плодородных равнинах огромные земельные наделы, дома и имущество, принадлежавшие казакам (большевики, как и наши сегодняшние "демократы", всегда были "добрыми" за чужой счет). Во-вторых, чеченцам и ингушам в случае победы большевиков представлялась возможность пограбить и понасильничать в казачьих станицах (чем они не преминули воспользоваться в 1920 и 1921 годах). В-третьих, под видом классовой борьбы очень удобно было сводить счеты в традициях застарелой кровной мести. И, наконец, в-четвертых, большевики, руководствуясь знаменитым тезисом "о праве наций на самоопределение", обязались создать в будущем для каждого из этих народов по отдельной советской республике, а поскольку "самоопределение" в чеченских ущельях было не слишком удобно, то в качестве "довеска" к этим горским автономиям приписывались никогда не принадлежавшие им обширные казачьи территории на равнинах.
Заручившись, таким образом, поддержкой горцев, прокоммунистические "повстанческие войска" и части 11-й армии в марте 1920 года отбросили белогвардейцев от Владикавказа и окончательно заняли всю Терскую область. Вот тогда-то "красные чеченцы" и "красные ингуши" разгулялись на славу. Да так круто, что сам будущий "Великий Кормчий" - И. В. Сталин вынужден был их утихомиривать.
"Советская власть, - говорил он в своем докладе на съезде народов Терской области 17 ноября 1920 года, - стремилась к тому, чтобы интересы казачества не попирались. Она не думала, товарищи казаки, отбирать у вас земли. У нее была одна только мысль - освободить вас от ига царских генералов и богатеев. Она вела эту политику с начала революции. Казаки же вели себя более чем подозрительно. Они все глядели в лес, не доверяли Советской власти. То они путались с Бичераховым, то якшались с Деникиным, с Врангелем.
А в последнее время, когда мира с Польшей еще не было, а Врангель наступал на Донецкий бассейн, в эту минуту одна часть терского казачества вероломно - иначе нельзя выразиться - восстала против наших войск в тылу. Я говорю о недавнем восстании Сунженской линии, которое имело целью отрезать Баку от Москвы. Эта попытка временно удалась казакам. Горцы в этот момент оказались, к стыду казаков, более достойными гражданами России.
Советская власть долго терпела, но всякому терпению бывает конец. И вот, вследствие того, что некоторые группы казаков оказались вероломными, пришлось принять против них суровые меры, пришлось выселить провинившиеся станицы и заселить их чеченцами. Горцы поняли это так, что теперь можно терских казаков безнаказанно обижать, можно их грабить, отбирать скот, бесчестить женщин. Я заявляю, что если горцы думают так, то они глубоко ошибаются" (Сталин И. В. Собр. соч., т. 4, с. 399-400). Еще раньше - 29 февраля 1920 года - созванный в Москве опереточный 1-й Всероссийский съезд трудового казачества объявил о "ликвидации казачьего сословия". В резолюции съезда специально указывалось, что "казачество отнюдь не является особой народностью или нациею, .а составляет неотъемлемую часть русской народности". А поскольку большевистское "право наций на самоопределение" на такую "народность", как русская, не распространялось, то все автономные казачьи области автоматически ликвидировались, а их земли совершенно произвольно делились между союзными республиками и национально-административными автономиями.
Созванный большевиками для этой цели 17 ноября 1920 года "Съезд народов Терской области" официально провозгласил уничтожение Терской области и создание на ее месте Горской АССР, образование которой было утверждено декретом ВЦИК от 20 января 1921 года. Внутри указанной "республики" создавались национальные округа, которые в дальнейшем должны были послужить основой для образования отдельных автономных областей. Города Грозный и Владикавказ становились самостоятельными административными единицами.
Одновременно большевистское руководство приступило к осуществлению программы организованного грабежа зажиточного казачества. Под предлогом "ликвидации последствий аграрной политики царизма" Политбюро ЦК РКП(б) 14 октября 1920 года приняло постановление, согласно которому наделение землей горцев должно было проходить за счет "кулацкой части казачьего населения". Состоявшиеся на местах весной-летом 1921 года окружные партконференции постановили решать аграрный вопрос на Северном Кавказе путем "отчуждения излишков казачьих земель для постоянного наделения ею безземельных горцев". А чтобы при изъятии горцами указанных "излишков" казаки не возмущались, решением Кавказского бюро ЦК РКП(б), которое тогда возглавлял Г. К. Орджоникидзе, 17 апреля 1921 года 70 тысяч казаков
В течение суток были выселены со своих родных мест! 35 тысяч из них были уничтожены по дороге на железнодорожную станцию. Не щадили даже женщин, детей, стариков. А в опустевшие дома казачьих станиц селились спустившиеся с горных ущелий семьи "красных ингушей" и "красных чеченцев".
Поскольку с наиболее активной частью терского казачества было покончено и "искусственно создавались более обширные, чем ранее, территории с горским населением, большевики уже в 1922 году приступили к постепенному расчленению Горской АССР. Сначала от нее в качестве автономных областей отделились Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия. Затем 30 ноября 1922 года в автономную область выделилась Чечня. Город Грозный с близлежащими станицами был преобразован в губернию. Наконец, 7 июля 1924 года Горская АССР была упразднена, а на ее территории были образованы две автономные области - Северо-Осетин-ская и Ингушская и один округ - Сунженский. Город Владикавказ выделялся как самостоятельная административная единица, непосредственно подчиненная РСФСР, и продолжал оставаться административным центром и Северо-Осетинской, и Ингушской автономных областей. В 1925 году, при организации Северо-Кавказского края, город Грозный и Сунженский округ вошли в его состав на правах самостоятельных округов. Однако 4 февраля 1929 года они были включены в состав Чеченской автономной области. В январе 1934 года состоялось объединение Чеченской и Ингушской областей. 5 декабря 1936 года Чечено-Ингушская и Северо-Осетинская автономные области были преобразованы в автономные республики. В 1923-1925 годах для чеченцев и ингушей была создана письменность, и к 1940 году число грамотных среди первых возросло до 85 процентов (в 1920-м - 0,8 процента), среди вторых - до 92 процентов (в 1920-м - 3 процента).
Для управления автономными областями в большевистских партшколах были выращены кадры национальной бюрократии. В 1930- 1931 годах на территориях бывшей Терской области проведена сплошная насильственная коллективизация, сопровождавшаяся новыми жестокими репрессиями против терского казачества (тысячи их семей были высланы в Сибирь), а в 1933 году весь Северный Кавказ пережил страшный голод, организованный Лазарем Кагановичем, от которого пострадали прежде всего хлеборобы-казаки. Не обошли стороною терцев и кровавые чистки 1937-1938 годов.
До 1936 года терское казачество находилось на положении "постоянно подозреваемого" в контрреволюционных настроениях. Лишь в 1936 году казакам разрешили служить в армии. А в 1937 году в юго-восточной части Ставропольского края создается Кизляр-ский национальный округ -> автономия для ногайцев и части терских казаков.
На землях же, отошедших под горские автономии, в 1926- 1928 годах была проведена кампания по примирению семей, находившихся в кровной вражде, и организована борьба против имевшего место прежде всего среди ингушей и чеченцев систематического насильственного умыкания женщин и других пережитков.
В годы войны ингушей и чеченцев постигла трагическая судьба. Они повторили все то, что когда-то сами проделали над терскими казаками. По приказу Сталина и Берии 23 февраля 1944 года началось выселение ингушей и чеченцев в Казахстан и Киргизию. Всего было выселено 310,6 тысячи чеченцев и 81,1 тысячи ингушей. Позднее к ним добавилось еще около 70 тысяч демобилизованных из армии солдат и офицеров. Чечено-Ингушская АССР ликвидировалась. Большая часть ее территории вместе с частью Ставропольского края и упраздненным Кизлярским национальным округом была объединена в образованную 22 марта 1944 года Грозненскую область. Незначительный район - территория бывшего Сунженского и частично Назрановского округов - передавался в состав Северо-Осетинской АССР
В период хрущевской "оттепели" чеченцы и ингуши были реабилитированы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1957 года Чечено-Ингушская АССР была восстановлена за счет территорий расформированной Грозненской области и значительной части Северо-Осетинской АССР, от которой отрезали восточные районы с такими городами, как Назрань (бывшая Кос-та-Хетагурово), Малгобек, Карабулак и т. д. Не обошлось и без знаменитого хрущевского сумасбродства.
(К сожалению, автор статьи не указывает причины выселения ряда народов Северного Кавказа в 1944 году. Причины эти состоят в том, что большинство населения данных народов активно сотрудничало в 1942-1943 годах с гитлеровскими оккупантами, которые, как в свое время и большевики, тоже обещали горцам создание независимого северо-кавказского государства. - Ред.)
В состав Чечено-Ингушской АССР включались не только незаконно приписанные к ней в 1929 году город Грозный и казачий Сунженский округ (вернее, его часть), но и никогда не входивший в нее до 1957 года Шелковский район, издревле населенный терцами и ногайцами. Однако небольшая часть бывшего Сунженского округа осталась в пределах Северной Осетии, что явилось предметом постоянных претензий на него со стороны ингушей. С середины 1950-х годов и до последнего времени в пограничных осетино-ингушских районах периодически возникали всевозможные конфликты и распри.
Следует также отметить, что значительная часть уничтоженной в 1957 году Грозненской области, также населенная терскими казаками и ногайцами, была почему-то передана Дагестанской АССР (имеется в виду Кизлярская степь). И, наоборот, в 1920-1930-х годах исконные равнинные районы Южного Дагестана (Куба, Шеки и т. д.). почему-то оказались включены в состав Азербайджанской ССР. Эти антиисторические переделы территорий являются постоянной причиной возникновения кровавых этнических конфликтов.
В эпоху "перестройки" резко возросла напряженность в отношениях между осетинами и казаками, с одной стороны, и ингушами и чеченцами - с другой. Вся центральная пресса - как "демократическая", так и коммунистическая, при освещении событий на Северном Кавказе стала в один голос повторять чечено-ингушскую версию местной истории в духе однобокой русофобской "гласности". Ко времени подоспел и очередной шедевр "перестроенной" литературы - .повесть А. Приставкина "Ночевала тучка золотая", предназначенный для того, чтобы вышибать жалостливую слезу над страданиями сосланных чеченцев и ингушей из глаз сердобольных и исторически неграмотных советских обывателей.
Поднятая "яковлевско-коротичевской" прессой русофобская волна захлестнула ныне всю страну и раздула из тлеющих искр бушующие пожарища межнациональных конфликтов. Многие представители кавказских автономных образований заполнили "большую прессу" статьями с придуманными ими астрономическими цифрами о численности горцев до их якобы "поголовного истребления русскими войсками" и эмиграции в Турцию в середине XIX века. По этим расчетам, к началу XIX века в Кавказских горах и предгорьях якобы обитало 6 миллионов адыгов, черкесов и кабардинцев, 4 миллиона лакцев и т. д. Если эти цифры сложить, получится, что численность кавказских горцев в 5-10 раз превышает численность населения всей России того времени?!
Все чаще стали раздаваться требования изгнать всех русских с Северного Кавказа, а на их место переселить миллионы турок, курдов и арабов из стран Передней Азии, в жилах которых, возможно, течет какая-то доля кавказской крови. Одетые с иголочки молодые люди горских национальностей, получившие университетское образование по специальным квотам для представителей "национальных меньшинств" (в русских областях) или "коренных национальностей" (в автономиях), а чаще всего просто купленное за взятки, развернули разнузданную пропаганду в попытке убедить себя и других в том, что все русское - второстепенное, неполноценное, чуждое, враждебное, всячески доказывая при этом, насколько местные языки и культуры древнее русского языка и русской культуры, насколько лучше жилось бы горцу, не притесняй его, беднягу, старший брат - русский.
Усиливается в регионе и влияние исламского фундаментализма.
На состоявшейся в августе 1990 года сессии Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР депутат Бейсултанов от имени "Народного фронта Чечено-Ингушетии" и "Вайнахской демократической партии" потребовал предоставить ЧИАССР статус союзной республики, сохранив большинство ингушей в ее составе. А на части территории, принадлежащей Северной Осетии, Ставропольскому краю и Дагестанской АССР, по его мнению, следует образовать Вайнахскую ССР, заселив ее избыточным чечено-ингушским населением и потомками 15 тысяч чеченцев-карабулаков, выехавших в середине века в Турцию и на Ближний Восток.
Такие поползновения не могли не вызвать законного возмущения представителей терского казачества, которые созвали ряд общевойсковых кругов, потребовав своей полной реабилитации и отмены всех преступных актов Верховного Совета РСФСР, направленных против казачества (начиная от постановлений ВЦИК 1918 года и заканчивая хрущевскими указами № 721/4 и № 724/4 от 1957 года), а также восстановления казачьего самоуправления и "принятия государственных мер по совмещению административно-территориальных и этнических границ в местах исторического проживания казаков". Однако эти призывы не находят места на страницах "перестроенной" прессы.
Вызывает заслуженную обеспокоенность и решение 9 тысяч чеченцев записаться добровольцами в отряды "республиканской гвардии", к формированию которой в январе 1991 года призвали Ельцин и Хасбулатов. Слишком свежи еще воспоминания об интернациональных карательных частях красных латышей, мадьяров, ингушей и чеченцев, заливших кровью просторы России в годы гражданской войны. Кто знает, не готовятся ли наши "демократические вожди" бросить в бой чеченские батальоны карателей с тем, чтобы подавить сопротивление русского народа и установить в стране диктатуру необольшевиков-демороссов?!

Светлогорск Калининградской обл.

Слово «казаки» появилось в конце XV столетия. Так называли вольных людей, которые работали по найму или несли военную службу на пограничных окраинах России. На Северном Кавказе казаки впервые появились в 1578-1579 годах, когда по требованию Турции была снесена русская крепость на реке Сунже. Чтобы «мониторить» ситуацию в регионе, российские власти послали сюда казачьи отряды с Волги.

Прибывших казаков взял под свое покровительство чеченский князь Ших-Мурза Окоцкий (Аккинский), находившийся в союзе с Москвой. Всего их первоначально насчитывалось не более 300-500 человек. Поскольку они состояли на временной службе, то прибыли без семей и не заводили хозяйство.

Сначала чеченских казаков называли гребенскими от старого казачьего слова «гребень» – «гора»), а позднее переименовали в терских (по названию реки Терек, протекающей в этих краях). К середине XVII века местное казацкое население стало оседлым.

Казачья община звалась «войском» и управлялась выборным атаманом и войсковым кругом. В казачьи городки на Тереке постепенно стекались беглые крепостные крестьяне и посадские люди из Центральной России, Поволжья, Украины. Были среди пришлых и черкесы, кабардинцы, чеченцы, кумыки, грузины, армяне, которые по тем или иным причинам вынуждены были покинуть родные места.

Среди них было много и христиан, так как до принятия ислама горские народы активно исповедовали языческие и христианские культы.

Многонациональный состав казачьих станиц, а также их соседство с горскими аулами способствовали заимствованию многих обычаев и культурно-бытовых традиций.

Как и горцы, в частности, их ближайшие соседи чеченцы, казаки занимались земледелием и скотоводством. Также вместе с чеченцами и ингушами они охраняли рубежи русского государства и строили военные укрепления. Казаки, подобно чеченцам, проводили состязания по джигитовке, во время которых упражнялись в смелости, находчивости и искусстве верховой езды. А женщины-казачки, как и чеченки, занимались уходом за конями.

Домашний быт терских казаков складывался под влиянием соседей-горцев. Так, они часто строили сакли по типу чеченских. Внутреннее устройство казачьих жилищ мало отличалось от горских. И те, и другие делились на две части. Схожим было и убранство комнат. Лев Толстой, в молодости живший в этих краях, писал, что гребенские казаки «устраивают свои жилища по чеченскому обычаю».

Традиционно в каждом казачьем жилище, как и в горском, имелся целый оружейный арсенал. Обычно под него отводилась одна из стен. На ней висели кобура для пистолета, револьвер, берданка или двустволка, несколько кинжалов, в том числе в кожаной или серебряной оправе, а также шашка с серебряными бляхами.

Заказывали казаки все это, как правило, у чеченских мастеров-оружейников. В старинных казачьих песнях даже говорится о знаменитых атагинских клинках.

Казачья одежда также мало отличалась от чеченской. Мужчины носили кавказские бурки, бешметы, папахи, башлыки, черкески. Непременно надевали кавказский пояс, а у поясов носили кинжалы и газыри (ружейные заряды) с наконечниками из серебра или другого металла. На ноги надевали сапоги, ноговицы, чувяки с обшитыми галуном или бархатом чулками. Одежда, как и у чеченцев, делилась на простую и праздничную.

Конечно, не обошлось и без кулинарных заимствований. И сегодня в кухне терских казаков присутствуют чеченские национальные блюда - лепешки с начинкой из сыра и овощей, пресный хлеб–паста, дат-кодар – смесь творога с топленым маслом.

Музыка и танцы

Довольно быстро в жизнь терских казаков вошли горские музыкальные инструменты – зурна, свирель, пондур. А наурская лезгинка превратилась в казацкий национальный танец.

Неизбежны были и языковые заимствования. Многие бытовые термины, употребляемые чеченцами, например, касавшиеся одежды и оружия, вошли в словарный запас казаков. В переговорах между русскими и коренными жителями Кавказа терские казаки обычно выполняли роль переводчиков.

Общие гены

Разумеется, и казаки, и горцы нередко роднились между собой. Тем более казаки часто становились кунаками (побратимами) своих соседей. Казак мог взять в жены чеченку – сестру своего кунака.

В казачество вступали представители многих народов. Но самое удивительное, что казаками становились те, с кем российские подданные вынуждены были вести непримиримую войну – чеченцы.

Обоюдное влияние

Быт казачества, заселявшего левый берег Терека с XVI века, во многом складывался под влиянием соседних горских народов – чеченцев, ингушей, кабардинцев. Например, казачьи избы мало чем отличались от горской сакли, особенно внутренним устройством и убранством. Живший в молодые годы в Чечне Лев Толстой писал, что гребенские (терские) казаки «устраивают свои жилища по чеченскому обычаю».

Горская одежда максимально приспособленная к местным условиям охотно была принята и освоена казаками. Обыденными для казака стали кавказская бурка, бешмет, папаха, башлык и черкеска. Они также с удовольствием украшали себя кавказским поясом, кинжалом и газырями с металлическими или серебряными наконечниками.

Российский писатель чеченского происхождения Герман Садулаев считает, что процесс взаимопроникновения казацкой и горской культур был взаимным. Так, по его мнению, спустившиеся с гор вайнахи именно у казаков научились ватажничеству, разбойным операциям и лихому молодечеству.

Породнились

Терские казаки уже с середины XVI столетия устанавливают добрососедские отношения с чеченцами. Живя бок о бок друг с другом иначе поступить было нельзя. Особенно близким для казаков оказался чеченский тейп варандой, часто принимавший крестьян, бежавших от крепостной зависимости. По свидетельству очевидцев, почти вся артиллерия имама Шамиля обслуживалась беглецами. Неслучайно и сегодня варандой называют «русским тейпом».

Но был и обратный процесс. Чеченцы, пытавшиеся скрыться от исламской экспансии, переправлялись через Терек и оказывались в казачьих селениях. Многие из них обосновались в станице Червленная (сегодня Шелковский район Чечни).

Терские казаки часто являлись кунаками чеченцев, они гордились такой дружбой и передавали ее из поколения в поколение. Толстой писал, что вплоть до второй половины XIX столетия «казацкие роды считались родством с чеченцами, у кого бабка, у кого тетка чеченка была».

Особенно тесно ассимилировались с казаками представители чеченского тейпа гуной, между ними традиционно был высокий процент смешанных браков. «Среди терских казаков даже в типе их наружности проглядывают черты, общие с горцами; особенно характерны эти черты у казачек: наряду с лицом великорусской красавицы, круглым, румяным, мы встречаем продолговато-бледное, овальное личико с чеченской кровью», – писал один из современников Толстого.

Интересное наблюдение о смеси русской и чеченской крови оставил в 1915 году краевед Ф. С. Гребенец. Он так описывал женщину станицы Новогладковской: «Она приобрела легкий стан от кавказского горца, а от казака заимствовала рост, мускульную силу и трезвый характер русской женщины». По мнению этнографов, в начале XX века практически в каждой новогладковской женщине текла чеченская кровь.

«Свиноеды»

С XVII столетия началась активной исламизации Чечни. Источники отмечают, что процесс этот проходил чрезвычайно болезненно. Нередко дагестанские мюриды приказывали целыми селениями вырезать тех, кто противился воле Аллаха.

Многие чеченцы, не пожелавшие принимать новую веру, стали постепенно заселять свободные левобережные территории и окрестности терских поселений. Некоторые из них в итоге оказались основателями будущих казачьих станиц. Так, основателем станицы Дубовской считается чеченец из тейпа садой по имени Дуба. Со временем многие левобережные села и пастбища сохранили древние чеченские названия.

Утихающие и вновь возобновляющиеся волны переселения продолжались вплоть до эпохи Петра I. К этому времени чеченцы вошли в тесное соприкосновение не только с бытом казаков, но и с обычаями христиан-староверов, с которыми были вынуждены покидать обжитые места правобережья Терека.

В начале XIX века уже непосредственно мусульманские старейшины способствовали выселению за Терек чеченцев, не желающих исполнять предписаний ислама. Находясь в положении мусульманских протестантов, они были чужими и среди христиан, и среди магометан. Единственным местом, где их прияли оказались казачьи станицы.

Одной из причин непринятия чеченцами ислама стали традиции свиноводства, от которых многие не захотели отказываться. «Да, мы русские», говорили они, – «мы едим свинью». Термины «русский», «христианин» и «свиноед» в те времена для чеченцев звучали как синонимы. Исследователь Александр Гапаев отмечает, что деление чеченцев на мусульман и немусульман было исключительно по признаку «свиноедения».

Точно установлено, чеченцы целыми семьями и даже родами принимали христианство – так они более органично вписывались в терский казачий этнос, а их потомки стали уже полноценными казаками. Хотя история знает и обратный пример, когда уже терцы обращались в ислам.

Об исламизации терских казаков, в частности, говорит историк Виталий Виноградов, который на научных конференциях и в печати неоднократно заявлял, что равнинная часть чеченской земли до «черных» гор исконно принадлежала русским. В доказательство он приводил то, что в селении Гуни проживают потомки терских казаков, которые в свое время приняли ислам и «очеченились».

Устойчивый этнос

Чеченский писатель Халид Ошаев вспоминал, как он в 20-х годах в качестве командующего для ликвидации «казачьих банд» был направлен на Левобережье Терека. Он тогда одним из первых обратил внимание на то, что пожилые казаки по-чеченски называют почти все местные старые топонимы.

Увлеченный Ошаев докопался до некоторых казачьих фамилий чеченского происхождения и через них добился свидания с лидерами «казачьих банд». На встрече советский командир объяснил, что среди казаков много его родственников и что ему не хочется проливать их кровь. В результате дискуссии «банда» оказалась расформирована. Тогда в ЧК возмущенные братанием Ошаева с «белоказачьими» бандами едва не расстреляли будущего писателя. Однако судьба оказалась благосклонна к нему.

Впоследствии став директором Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории, языка и литературы Ошаев продолжал удивляться тому, что тюркские и русские названия полностью не вытеснили левобережные чеченские топонимы. Он, к примеру, заметил, что местечко Гунашка, многие казаки называли и по-ногайски – Карногай, и на русский лад – Черногай.

Объяснение этому может быть следующее. Оказаченные чеченцы были более адаптированы к местному климату, чем переселенцы из глубин России, среди которых фиксировался большой процент заболеваемости и смертности.

Отмечались случаи, когда почти все русское население, к примеру, Каргалинска, Кизляра, Святого Креста покидало уже обжитые места, спасаясь от болезней. А некоторые станицы, в их числе, Святой Крест, неоднократно подвергались полному опустошению. Это и способствовало устойчивости как нахской антропологии, так и преобладанию чеченской топонимики.

Не отличить

Казаки-гунойцы всегда хорошо знали свою родословную, и, приезжая в село Гуной, безошибочно показывали дома своих предков. Жители Гуноя расскажут туристам легенду о том, как исламскийпроповедник шейх Берса сбросил с горы гунойский котел со свининой (и покажут это место), после чего значительное количество представителей этого тейпа выселилось на Левобережье.

Сегодня родословные связи с казаками больше частью сохранили тейпы гуной и варандой. Только в одной станице Червленной в середине XX столетия проживало несколько десятков фамилий казаков гунойского происхождения, среди которых Гришины, Асташкины, Гулаевы, Денискины, Велик, Тилик, Полушкины, Тихоновы, Метрошкины, Рогожины.

Совместно с группой экспертов антропологом Л. П. Шерашидзе и этнографом И. М. Саидовым были обследованы терские казаки, расселившиеся от Алпатова до Кизляра. Ученые подтвердили их этнографическую и антропологическую близость чеченцам. Любопытно, что порой внешнее сходство представителей обоих этносов было настолько сильным, что исследователи не могли отличить чеченских детей от казачьих.

В Чечне продолжается геноцид в отношении русских, начавшийся более десяти лет назад. С 90-х годов из Чечни были изгнаны 300 тыс. русских. В траурном списке - сотни человек, тысячи фактов ограблений и изнасилований. И ни в одном указе правительства России, которые принимались за это время, не заложено механизма защиты русских.

Только по официальным данным Министерства по делам национальностей РФ, в Чечне с 1991 г. было убито более 21 тыс. русских (не считая погибших в ходе военных действий), захвачено более 100 тыс. квартир и домов, принадлежащих представителям нечеченских этносов, более 46 тыс. человек были фактически превращены в рабов. А сколько русских, не дождавшись выкупа, погибло в подвалах и ямах, мы, наверное, не узнаем никогда. Через несколько дней после освобождения одного из занятых ранее боевиками сел Аргунского ущелья я собственными глазами видела не менее сотни паспортов российских граждан. Где теперь их владельцы?

В начале нынешнего года в станице Ищерской Наурского района Чечни боевиками был похищен, а затем зверски убит 40-летний атаман Николай Ложкин. Ложкин стал восьмым по счету казачьим атаманом, убитым бандитами за последние годы.

Расправа над станичником, который был заместителем главы местной администрации, вызвала бурю возмущения среди русского населения республики. Впервые за все время русские провели митинг у могилы атамана. "Мы устали высматривать в "большой" политике Кремля и Грозного хоть что-то, что могли бы расценить как благодарность за пролитую кровь, покалеченные и утраченные жизни, украденное, отобранное имущество и спокойствие за судьбы детей, за непоколебимую преданность Родине". Это строки из заявления, скрепленного подписями жителей казачьих станиц и отправленного в Москву президенту РФ и в Ростов его полпреду.

По словам Василия Бондарева, атамана Терского казачьего войска, в ряды которого уже не одно столетие входят и казаки, проживающие в Чечне, до русских никому нет дела - ни на уровне Центра, ни в правительстве республики. В Чечне продолжается отток русского населения с исконных казачьих земель, а отношение к казачеству остается пренебрежительным.

Больше года прошло, как на территории Чечни был создан Терско-Сунженский казачий округ, призванный объединить оставшихся в Чечне казаков. "Но, несмотря на все наши усилия, - подчеркивает Василий Бондарев, - устав округа не зарегистрирован руководителем Чечни Ахмадом Кадыровым. Вопрос поднимался и в администрации президента РФ, и в представительстве ЮФО. Непробиваемо".

Корреспондент "НГ" попыталась выяснить у президентского полпреда Виктора Казанцева, в чем причина такой задержки. Вместо ответа полпред стал распекать "казачку" (так он назвал корреспондента): дескать, знает ли она вообще, что такое казаки┘ Подумаешь, гибнут┘ Вон на территории Ростовской области не меньше людей умирает┘

А тем временем помощник Ахмада Кадырова 80-летний Григорий Погребной создает оппозиционное традиционным казачьим общинам так называемое "чеченское казачье войско", которое будет представлять интересы казачества и оставшегося в Чечне русского населения. Погребной уже выдал около 2 тыс. удостоверений "общественного политического войска" чеченцам, в том числе руководящим кадрам республики. Исконные жители казачьих станиц "атамана" Погребного не то что не выбирали, но даже и в глаза не видели. Мало того, казаки возмущены распространяемыми Погребным слухами о том, что казачество Чечни было против референдума по Конституции республики.

Сегодня в станицах Наурского и Шелковского районов осталось около 17 тыс. русских. "Слышали, что есть федеральная программа возвращения жителей, покинувших наши районы, но реализации ее мы не видим, - говорит атаман Наурской Анатолий Черкашин. - Это может привести к полному вытеснению русских из исконно казачьих станиц".

Терское казачество неоднократно обращалось за помощью в Центр. Начиная с 1995 г. казаки писали письма, заявления, жалобы. Ответа ждут до сих пор. Сейчас на казачьих землях в Чечне русские составляют 2%, а еще недавно доля проживающих там казаков достигала 70%. Массовая миграция чеченского населения из горных районов на равнину приводит к вытеснению русских. Только за последние полтора года в станицу Мекенская Наурского района из сел Веденского района переселились около тысячи человек.

Еще два года назад Виктор Казанцев ставил вопрос о том, чтобы казаки принимали активное участие в восстановлении мирной жизни, говорил о возвращении русских в приграничные станицы. Атаманы готовы приступить к этой работе. Но для этого у них нет ни средств, ни способов, в том числе и поддержки полпредства ЮФО. И не случайно теперь атаманы Терского, Кубанского и Донского казачьих войск не просят поддержки у Виктора Казанцева, а требуют встречи непосредственно с президентом России. "Но такую встречу сначала надо подготовить", - ответил им Казанцев.

Семья убитого атамана Николая Ложкина, боясь расправы со стороны боевиков, решила навсегда уехать из Чечни. Казаки Терского войска, собрав деньги, купили ей дом в одном из сел Ставрополья. "Это все, что мы смогли сделать для нашего атамана", - сказал Василий Бондарев.

Получить комментарий по данной проблеме у советника президента РФ по вопросам казачества генерал-полковника Геннадия Трошева редакции не удалось. После нескольких попыток дозвониться до самого Геннадия Николаевича его секретарю была сообщена интересующая "НГ" тема и в ответ получено обещание связаться с редакцией, как только у генерала будет время. За несколько дней, видимо, такового не нашлось.

Сейчас уже не секрет ни для кого, что советская власть опираясь на помощь чеченского и ингушского населения провела в 20-х годах массовый геноцид и насильственную депортацию казачьего населения. При этом большевики напрочь откинули не только такие аргументы, как историческое проживание казаков защищающих южные рубежи России, но даже и такие, что именно казачье население сдерживало кровожадных горцев и препятствовало им заниматься традиционным разбоем на российских территориях.

«После окончания гражданской войны Терское казачье войско подверглось разгрому: казаков разоружили и частично выселили, а их земли передали чеченцам и ингушам. И дело здесь, в принципе, было совсем не в том, кто на чьей стороне воевал. Да, ингуши выступили за большевиков, но чеченцы воевали на обеих сторонах, а часть казаков была за красных. Подлинная причина заключалась в русофобских взглядах большинства тогдашних лидеров РКП(б), унаследованных ими от многих поколений прозападной российской интеллигенции. Для них все было однозначно: Россия - "тюрьма народов", чеченцы и ингуши - "угнетенные нации", а казаки - "слуги самодержавия". Следовательно, русские должны "искусственно себя поставить в положение более низкое по сравнению с другими; только этой ценой мы можем купить себе настоящее доверие прежде угнетенных наций" (из выступления Бухарина на XII съезде РКП(б) весной 1923 года).»*1
К чему это привело уже хорошо известно. Чеченцы, несмотря на присутствие гарнизонов Красной (далее - Советской) армии и формальное наличие Советской власти, вновь принялись за насилие и разбой, которые не прекращались вплоть до 44-го года, до момента их выселения. Лишь с 44-го по 56-й годы население Грозненской области стало дышать спокойно. Однако сейчас мы коснемся другого аспекта, истребления и депортации терских казаков. А именно – полного замалчивания истинных размеров этой трагедии.
В то время, когда о депортации чеченского и ингушского населения, об их проживании на других территориях известно доподлинно, учтен каждый переселенец, вплоть до того какие ссуды он получал и от каких налогов освобождался, то о событиях трагедии терских казаков практически невозможно найти никаких документальных источников. Ни количество убитых при этом казаков, врослых мужчин и подростков оказавших сопротивление, ни количество членов их семей вывезенных из родных домов, ни даже точных координат мест куда их вывозили. Точно так же невозможно документально узнать сколько высланных со временем вернулось.

К счастью, некоторые крохи информации все же уцелели. Благодаря тому, что какие-то архивы просматривались невнимательно, в спешке. И уничтожено было не все. Еще часть архивов была вывезена за границу настоящими патриотами, которые, рискуя жизнью и понимая ценность материала, зачастую везли бумаги, отказываясь от личных вещей. И теперь, благодаря этому уцелевшему, мы имеем частичное описание происшедшего. Вот, к примеру то, что касается непосредственно терского казачества:
“В Терской области сразу после переворота большевики, не добившиеся особых симпатий среди казаков, в попытке захвата власти сделали свою ставку на чеченцев и ингушей. Последних агитаторы величали не иначе как "авангардом горских народов". И именно ингуши стали опорой Советской власти (не допуская при том появления ее в своих аулах!). Пользуясь сложившейся ситуацией, они грабили всех соседей - грабили дружно, организованно, с большим размахом. Пользовались тем, что подавляющее большинство казаков было на фронтах - в то время как весь Северный Кавказ был наводнен буквально солдатами-дезертирами, ненавидящими казачество и готовыми охотно присоединиться к грабежам и насилию.”
”Как писал в 1918 г. в газете "Народная власть" (Владикавказ) член Кавказского краевого комитета РКП(б) С. Кавтарадзе: "Здесь национальная борьба почти совпадает с классовой... И правильна политика Советской власти, если она опирается, а если и не опирается, то должна опираться на ингушей и чеченцев".”
”Еще в ноябре 1917 г. вместе с чеченцами ингуши приступили к вытеснению казачьих станиц Сунженской линии, для чего, в первую очередь, подожгли со всех сторон и разрушили станицу Фельдмаршальскую. В своих воспоминаниях А.И. Деникин отмечал: "в конце декабря чеченцы с фанатическим воодушевлением крупными силами обрушились на соседей. Грабили, разоряли и жгли дотла богатые, цветущие селения, экономии и хутора Хасав-Юртовского округа, казачьи станицы, железнодорожные станции, жгли и грабили город Грозный и нефтяные промыслы".”
”В мае 1918 г. Совнарком т.н. "Терской советской республики", по инициативе ее наркома внутренних дел Я.И. Фигатнера и Г.К. Орджоникидзе, принял решение о выселении казаков из станиц Сунженской линии и передаче их земли ингушам. А в августе большевики организовали нашествие ингушских банд на станицы Аки-Юртовскую, Сунженскую, Тарскую и Тарские хутора: казаки из них были выселены поголовно (до 10 000). Безоружные, они потянулись на север, гибли и мерзли по дороге, подвергаясь постоянным нападениям горцев.”
”Согласно документам, у казаков было отобрано имущества на сумму 120 миллионов золотых рублей. Только за несколько дней 1918 г. было истреблено около 12 000 казаков - в основном женщин, детей и стариков, а 70 000 были изгнаны из своих домов. Ряд станиц (большая часть которых находится сегодня в Пригородном районе Северной Осетии - это их "возврата" требуют сегодня ингуши!) превратились в "аулы".”
“После поражения белогвардейцев начался настоящий террор - большевики и "ландскнехты революции" (так Троцкий называл ингушей и чеченцев) без разбору, без всякой вины убивали казаков, женщин, детей, издевались над ними, жгли живьем. Жертвами геноцида стали даже семьи тех казаков, что сражались в Красной армии.”
“В 1920 г. здесь снова объявился член РВС Кавфронта Орджоникидзе. В разговоре по прямому проводу с председателем Терского областного ревкома В. Квиркелия он прямо подчеркнул: "Политбюро ЦК одобрило постановление Кавбюро о наделении горцев землей, не останавливаясь перед выселением станиц..."
Весной опять были насильно вывезены станицы Аки-Юртовская, Тарская и Сунженская. Сопротивление казаков жестоко подавлялось. Как заявил Орджоникидзе: "Если поднимется против Советской власти хотя бы один казак в одной станице, вся станица будет в ответе... вплоть до расстрела, до уничтожения". И это были не просто слова - вскоре в одном из приказов Орджоникидзе читаем: "Первое - станицу Калиновскую сжечь; второе - станицы Ермоловская, Закан-Юртовская, Самашкинская, Михайловская - отдать... всегда бывшими преданными Советской власти нагорным чеченцам: для чего все мужское население вышеозначенных станиц от 18 до 50 лет погрузить в эшелоны и под конвоем отправить на Север для тяжких принудительных работ; стариков, женщин и детей выселить из станиц, разрешив им переселиться в хутора и станицы на Север..."
Разъясняющее этот приказ распоряжение исполнявшего обязанности командующего Кавказской трудовой армией А. Медведева требовало казачьи земли "отдать беднейшему безземельному населению, и в первую очередь всегда бывшим преданным Соввласти нагорным чеченцам".
Как сообщал командующий трудовой армией И. Косиор: "выселению подлежало 9000 семей, значительная часть казаков была направлена на принудительные работы".
При выселении станиц Калиновской, Ермоловской, Самашкинской, Романовской, Михайловской, Асиновской красные горцы убили 35 000 стариков, женщин и детей (и вселились в опустевшие станицы).”
“Геноцид терцев санкционировал лично Ленин, написавший проект соответствующего постановления Политбюро ЦК РКП(6) от 14 октября 1920 г. Как с удовлетворением объявил Орджоникидзе: "Мы определенно решили выселить 18 станиц с 60 тысячным населением по ту сторону Терека"; в результате - "станицы Сунженская, Тарская, Фельдмаршальская, Романовская, Ермоловская и другие были освобождены от казаков и переданы горцам ингушам и чеченцам".”
’На территорию, принадлежавшую ранее казакам, переселилось 20 000 чеченцев, которые получили в свое распоряжение 98 000 десятин земли...”
”Выселение казачества на том же Тереке продолжалось и дальше - люди бежали от постоянных бандитских набегов горцев: "Со стороны Чечни и Ингушетии... отмечены частые нападения на их станицы и массовые угоны скота. На этой почве две станицы Терской губернии, потеряв весь скот, выселились" (из письма А.И. Микояна в ЦК РКП(б) 25 января 1923 г.). В коллективном письме представителей терского казачества в то время отмечалось, что "жизнь русского населения всех станиц стала невыносима и идет к поголовному разорению и выживанию из пределов Горской республики". В письме отмечалось также, что "русское население обезоружено и к физическому отпору и самосохранению бессильно. Аулы, наоборот, переполнены оружием, каждый житель, даже подростки лет 12-13 вооружены с ног до головы, имея и револьверы, и винтовки".
Активное истребление казаков шло до 1924 г., после чего наступило некоторое затишье...”

Подробнее можно прочесть в статье "Черные доски" *2, в которой дается краткая сводка о трагедии казачества по России. Там же приводится и другие, не менее страшные цифры:

"В России до 1917 г. довольно компактно жило более 6 миллионов казаков."

И в итоге, после "расказачивания" и геноцида казачества…

"….к концу 1930 гг. было физически истреблено около 70% казаков. А сколько рассеяно по СССР и за рубежом, лишено памяти, родственных связей?..
Выжил - кто выжил. Кто сумел приспособиться к людоедской власти. Тяжело вспоминать страшные годы. Больно. В 1920-30-х гг. за хранение дедовской черкески, кинжала, старых фотографий можно было запросто лишиться жизни. Потому мало что сохранилось по станицам. Старики завещали хоронить себя со снимками близких на груди. А выжившие молчали долгие годы. Чудом, едва не в последний миг оказалась пробужденной народная память. Но нужна ли она новым поколениям? Молодые с трудом верят во все это. Потому что... такого не может быть! Такое - просто не укладывается в голове. Но - это было.
Могут ли быть прощены убийцы, порой живущие еще в спокойствии и достатке? И не они ли сегодня, не желая ни в чем каяться, из чужих куреней призывают нас все "забыть" и "примириться?""*3

Странное совпадение цифр в 6 миллионов невольно толкает провести аналогию с Холокостом, о котором наверняка сегодня знает чуть не каждый житель планеты. И уж наверняка все читающие эту статью. Давайте попробуем сравнить. Если даже примем потери еврейского населения на веру (хотя кое-кто прямо утверждает, что эта цифра сильно завышена), то, учитывая количество евреев на всей планете в те годы, можно с уверенностью сказать, что это даже в самом трагическом случае не превысило и половины всей нации. Учитывая крупнейшие еврейские общины мира, такие как в США, Канаде, Великобритании. Даже в Африке, если вспомнить евреев-фалашей, о которых в те годы почему-то никто и не вспоминал. Хотя сейчас Израиль официально признает их полноправными иудеями.
Значит, если евреи потеряв половину нации добились того, что еврейскую "катастрофу" - Холокост, признал весь мир, то почему же мы не имеем права на признание правды? Уроки Холокоста занимают сейчас чуть ли не большую часть всего содержимого школьных учебников в тех же США и Канаде. Трудно исключить и то, что скоро они займут доминирующее положение и в учебниках российских школьников. По крайней мере, история самой России уже сейчас сокращается в них неимоверными темпами. И не будет ничего удивительного, что кто-то из руководства решит дополнить учебники темой Холокоста евреев, по примеру этих высокоцивилизованных стран. Более того, евреи добились и материальных компенсаций (возможно пожизненных, от некоторых стран). Российское же казачество потеряло более 2/3 (!!!) своей нации, уничтоженной советским, большевистским режимом. И просходило это не где-то на территории далекой Европы, а в собственной стране. Не с каким-то народом, который имеет лишь косвенное отношение (учитывая конфессиональные и этнические различия) к России, а с народом, который плоть от плоти является одной из составляющих нашей Родины. А учитывая то, что он исторически, добровольно нес на себе одну из самых труднейших задач – защиту рубежей страны, он наверняка достоин немного большего внимания к своей судьбе чем то, которое уделяет ему правительство страны. Ну а если говорить откровенно, то совсем не уделяет. Кроме символического разрешения объединяться в этнографические коллективы и все еще существующего запрета даже на соблюдение исторической традиции (не отрицаемую ни одним царем или императором) – право ношения оружия и формирования вооруженных казачьих подразделений.
Так не пора ли правительству, которое более озабочено признанием вины перед чеченцами, ингушами и другими репрессированными народами, признать геноцид и почти полное истребление казачьего народа? А в учебники истории, вместо чуждого нам Холокоста внести описание Геноцида казаков? И хотя бы этим частично искупить вину за замалчивание на протяжении всех десятилетий советской власти вины перед казаками?

Отсутствие официальных документов и нынешнее нежелание каких-либо подвижек в этом направлении со стороны нынешнего правительства России - что это? Обычная халатность или умышленное преступление? Учитывая современную политику трогательной "заботы" нынешнего правительства России о чеченцах и ингушах, постоянное расшаркивание перед ними и гигантские финансовые вливания в экономику этих республик, напрашивается вывод, что скорее всего второе. Правительству современной России до печеночных колик не хочется вспоминать ни о терской трагедии начала прошлого века, ни трагедии казачьего и русского населения уже конца ХХ века, ни о том, что даже в этом веке русское и казачье население фактически уничтожено и уничтожается сейчас. "Как веревочке не виться, но конец будет. " Хотелось бы напомнить правительству эту пословицу. И выразить надежду, что нынешние "герои" правящего аппарата виновные в замалчивании и попустительстве в уничтожении русского и казачьего населения, займут достойное место. Уже на скамье подсудимых. Когда народ призовет их к ответственности.

ГРОЗНЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ - 1944-1956

Эта область истории страдает странным склерозом. Отчего такая амнезия? Где ее причины? Попробуем разобраться. В 1944-м чеченцев и ингушей депортировали из республики:
«1944.02.23. Согласно постановления ГКО N 5073 от 31.01.1944 г. упразднена ЧИАССР. Из ее состава в Дагестанскую АССР переданы 4 района, на остальной территории Чечни и Ингушетии образована Грозненская область.»*4

С этого момента и по 56-й год русское и русскоязычное население республики вздохнуло с огромным облегчением. Из жизни людей исчез постоянный страх быть ограбленными или убитыми, изнасилованными или похищенными. Откуда я это знаю? Из личных разговоров. Моя семья переехала в Грозный с Сахалина (отца перевели на новое место работы) в 1958-м. Даже в те годы, хоть я был еще совсем маленьким, мы безбоязненно гуляли со сверстниками по городу до глубокой ночи. Хотя конечно, постепенно время нашего пребывания в вечернем городе сокращалось. Помню я и события русского бунта в Грозном. Почему-то эти картинки отчетливо врезались в мою детскую память. Наверное мне повезло, ведь после этого бунта еще несколько лет чеченцы вели себя более или менее тихо. Боялись. И подрастая, вспоминая этот бунт, разговаривая со взрослыми, невольно слышал от них и о тех годах, когда чеченцев и ингушей не было на этой земле. Это было поистинне золотое время. Сказочное. Несмотря на то, что грозненцы и другие труженики восстанавливали промышленность и экономику после тяжелой войны, настроение у людей было радостным. Ведь никто не мешал им жить и работать спокойно. Конечно, в горах еще пошаливали банды, но войска и милиция держали их в достаточном отдалении от населенных пунктов. За кратчайшие сроки область вышла на предвоенный уровень добычи нефти. Вот кстати и еще один аргумент красочно характеризующий "вклад" коренного населения в промышленность. Не стало этого населения и процессы становления индустрии, сельского хозяйства и экономики резко возрасли.
Процитирую некоторые данные, которые напечатал ченский антироссийский сайт. Даже он, при всех своих "симпатиях" к русским "оккупантам", которые и работали на всех заводах и нефтяных промыслах не смог опровергнуть очевидное:
«Вместо упраздненной ЧИАССР была создана Грозненская область. В Грозненской области в 1947 г. среднемесячная добыча нефти достигла довоенного уровня, была восстановлена мощность электростанций.
К числу важнейших строек этих лет относилась постройка католического крекинга отечественной системы. Литейный цех завода «Красный молот» в первую очередь стал выпускать детали для ремонтно-механического завода «Грознефть». Завод «Красный молот» начал выпускать двадцать новых образцов нефтяного оборудования. Значительные успехи были достигнуты в восстановлении МТС. колхозов и совхозов, которые начали давать сельхозпродукцию, превышающую довоенный уровень. Государственной заботой были окружены семьи погибших и инвалидов Отечественной войны. Им выдавалась пенсия и предоставлялись различные льготы. Все рабочие стали получать ежегодные отпуска с сохранением заработной платы.»*5
Сколько же нефти вообще добывалось в Чечне? Много или мало? Имела ли она (и имеет ли сейчас) значение для страны? И на это есть ответ. Цитируем еще один антироссийский ресурс:
«Чечено-Ингушетия была вторым после Азербайджана нефтяным центром СССР (средняя добыча нефти к началу второй мировой войны составляла ежегодно от 3 до 4 миллионов тонн, а исследованные запасы ее исчисляются в 1,5 миллиарда).»*6
Как видим, не такие уж и крохи, которые можно подарить "мятежной республике" за здорово живешь. Тем более, что грозненская нефть самая высокооктановая в стране и является одним из важнейших стратегических ресурсов.
Однако не только в технической и индустриальной области произошли резкие, положительные перемены. Они коснулись культуры, образования и даже строительства:
«После Октябрьской социалистической революции начались реконструкция и развитие Грозного (особенно с 1950-х гг., архитекторы З. С. и Я. С. Берковичи, Б. Н. Федотов, Л. И. Хаит и др.).»*7

Еще несколько цифр:
1940 1950 1960 1976
Электроэнергия, млн. квт ч 398 458 1736 3142
Нефтеаппаратура, тыс. т 1,5 3,4 9,1 16,9
Насосы, шт. 531 367 575 747
Кирпич строительный, млн. шт. 34,7 53,9 148,3 201
Масло растительное, тыс. т 2,3 5,6 3,7 7,1
Вывозка деловой древесины, тыс. м3 79 94 229 59

Эти цифры наглядно показывают какой резкий рывок совершило производство важнейших товаров в Грозненской области. Вплоть до 1960-го года. А далее, все меньше и меньше. Особенно показателен последний пункт. Древесина добывалась в сельской местности. А как только туда вернулись переселенцы, никто из рабочих не стал рисковать жизнью. С возвращением чеченцев и ингушей начался постепенный отток рабочих рук. Тех самых, которые непосредственно производили материальные ценности. Начали уезжать русские и русскоязычные. И финальная стадия наступила в 90-х. Когда производство, экономика, наука - окончательно остановились.

Зачем я заострил внимание на этапе жизни республики в отсутствии чеченцев и ингушей? Поясню.

Данные цифры и факты убедительно доказывают чьими руками в Чечне создано все то, что принято называть промышленностью, сельским хозяйством, экономикой и культурой. Поэтому можно напрочь отбросить мифы насчет "огромного вклада чеченцев и ингушей" в становление экономической, индустриальной, строительной и других областей. Более того, их присутствие является не только тормозом в развитии, а даже наносит прямой вред. Это не только мой вывод. Процитирую слова ученого. Экономиста. «Каким же было состояние экономики республики? Последней пятилеткой в СССР, на которую не влияли перестройки и реформы, была одиннадцатая (1981-1985 гг.). В статистических сборниках того времени отражены показатели развития СССР как супердержавы и Чечено-Ингушетии как ее маленькой частицы. За названный период валовое общественное производство ежегодно росло в СССР и РСФСР на 3,1 %, в Чечено-Ингушетии оно снижалось на 1 %. Рост производительности труда в промышленности в расчете на одного работающего в РСФСР составил 115 %, а в Чечено-Ингушетии производительность труда упала до 97 % по отношению к десятой пятилетке. Сложное положение было в сельском хозяйстве. В республике в одиннадцатой пятилетке, по сравнению с десятой, валовой сбор зерна уменьшился с 500 тыс. т до 400 тыс. т, снизилась урожайность.»*8

Широкая публикация в СМИ документов и достоверных данных об этом периоде заставит правительство прекратить многомиллиардные вливания в территорию, население которой превратилось в трутней не желающих работать. К их услугам и законсервированные нефтяные заводы и плодородная земля.
Обнародование таких документов позволит разбить ореол "русской оккупации" "свободного и трудолюбивого народа", который усиленно муссируется не только российскими либералами, но и активно насаждается во всех мировых СМИ, дискредитируя тем самым и Россию и ее государственно-образующую нацию.



Статьи по теме: