Год рождения распутина. Старец Григорий Распутин. Григорий Распутин: Жизнь после смерти

Как известно из краткой биографии, Распутин родился в семье ямщика 9 января 1869 года в селе Покровское Тобольской губернии. Однако, по мнению многих биографов этой исторической личности, дата его рождения весьма противоречива, так как сам Распутин не единожды указывал разные данные и часто преувеличивал свой истинный возраст с целью соответствовать образу «святого старца».

В юности и ранней зрелости Григорий Распутин совершает путешествие по святым местам. По мнению исследователей, он совершал паломничество по причине частых болезней. После посещения Верхотурского монастыря и других святых мест России, горы Афон в Греции, а также Иерусалима, Распутин обратился к религии, поддерживая тесные контакты с монахами, странниками, целителями и представителями духовенства.

Петербургский период

В 1904 году как святой странник Распутин переехал в Петербург. По словам самого Григория Ефимовича к переезду его побудила цель спасения царевича Алексея, миссию о чем возложила на «старца» Богородица. В 1905 году странник, которого часто называли «святым», «божьим человеком» и «великим подвижником», знакомится с Николаем II и его семьей. Религиозный «старец» оказывает влияние на императорскую семью, в частности на императрицу Александру Федоровну, благодаря тому, что помогал в лечении наследника Алексея от неизлечимой тогда болезни – гемофилии.

С 1903 года в Петербурге начали распространяться слухи о порочных деяниях Распутина. Начинается преследование со стороны церкви и обвинения его в «хлыстовстве». В 1907 году Григорий Ефимович повторно обвиняется в распространении лжеучения, имеющего антицерковный характер, а также в создании общества последователей своих взглядов.

Последние годы

Из-за обвинений Распутин Григорий Ефимович вынужден покинуть Петербург. В этот период он посещает Иерусалим. Со временем дело о «хлыстовстве» снова открывают, но новый епископ Алексий снимает с него все обвинения. Очищение имени и репутации было недолгим, так как слухи об оргиях, происходивших в квартире Распутина на улице Гороховой в Петербурге, а также об актах колдовства и магии вызвали потребность в расследовании и открытии еще одного дела.

В 1914 году на Распутина было совершено покушение, после которого он вынужден лечится в Тюмени. Однако позже противникам «друга царской семьи», среди которых были Ф.Ф. Юсупов, В. М. Пуришкевич, великий князь Дмитрий Павлович, офицер британской разведки МИ-6 Освальд Рейнер, все-таки удается завершить задуманное – в 1916 году Распутин был убит.

Достижения и наследие исторической особы

Помимо своей проповеднической деятельности Распутин, биография которого весьма насыщена, активно участвовал в политической жизни России, оказывая влияние на мнение Николая II. Ему приписывают убеждение императора отказаться от участия в Балканской войне, что изменило сроки начала Первой мировой войны, и другие политические решения царя.

Мыслитель и политический деятель оставил по себе две книги «Житие опытного странника» (1907) и «Мои мысли и размышления» (1915), также его авторству приписывают более сотни политических, духовных, исторических предсказаний и пророчеств.

Другие варианты биографии

Тест по биографии

После прочтения краткой биографии Распутина советуем пройти этот тест.

Не будет преувеличением сказать, что фигура Григория Распутина получила самую широкую известность. Причем восприятие «старца» поражает своей противоречивостью. В романе известного писателя Валентина Пикуля «Агония» перед нами предстает «исчадие ада». Распутин знаменует собой крах царской России, олицетворяет разврат и коррупцию верхов, вершит назначения, дает вещие советы по ключевым политическим проблемам. Однако времена меняются, и ныне его не прочь продемонстрировать уже в другом свете. С экранов телевизоров нам презентуют образ подлинного святого, живущего исключительно высшими материями, думами о России. Попробуем разобраться, как обстояло дело в действительности.

Григорий Распутин обратил на себя внимание широких кругов не сразу. Больше он был известен как один из персонажей, отиравшихся в придворных кругах и специализировавшихся на церковной ниве. Этим он практически не отличался от особ подобного плана. Единственное отличие, пожалуй, было одно: Распутин не проявлял интереса к монархическому «Союзу русского народа». Если те же епископ Гермоген или монах Илиодор неустанно обличали министров, включая П.А. Столыпина , и называли их предателями России и монархии, то Распутин не пошел по такому пути. Едва появившись в Петербурге, он начал осыпать влиятельное чиновничество не проклятьями, а всевозможными просьбами по самым разным поводам (кого-то принять, устроить, что-то разрешить и т. д.). Сибирский «старец» сумел наладить настоящий конвейер прошений и записок во все значимые ведомства. Разумеется, это требовало демонстрации коммуникативных ресурсов, опиравшихся на благосклонность к нему императорской четы.

Надо заметить, Распутин виртуозно использовал любую возможность для демонстрации собственного влияния, а главное — для распространения слухов об этом. Между делом он мог сообщить, что ему высочайше велено поразмыслить, как быть с Государственной Думой. Или в присутствии посторонних заявить, что сейчас он вызвал великую княжну Ольгу — дочь Николая II (потом, правда, выяснялось, что на самом деле приезжала какая-то непонятная дама.) После покушения в июне 1914 года сетовал, что если бы не этот досадный инцидент, то он «оттянул бы эту войну еще на год». При посещении (с очередной просьбой) киевского губернатора невзначай указал на свой пояс: «А поясок-то сама матушка-царица вышивала собственными своими ручками», — тем самым повергнув чиновника в смятение. При входе в квартиру старца на Гороховой на видном месте лежала книга с открытой страницей, где красовались телефоны обер-прокурора Синода и других высокопоставленных особ. Короче говоря, весь образ жизни Распутина был подчинен определенной цели: извлечь максимум выгоды из своего положения. Кстати, у себя на родине, в Тобольской губернии (еще до того, как он укрепился в Петербурге), Распутин занимался примерно тем же самым: по словам губернатора, он постоянно ходил по местным чиновникам, что-то клянчил, направлял в столицу всевозможные прошения, по которым губернской администрации приходилось отписываться.

Активность Распутина, козырявшего своей близостью к императорской семье и связями в высшем свете, не могла не привлечь внимания. Естественно, появление такого персонажа было замечено и оппозиционно настроенной публикой. Его неутомимая деятельность давала отменный повод задуматься о том, каким образом решаются дела государственной важности. Поэтому когда осенью 1915 года в отношениях власти и оппозиции наступил кризис, последняя прекрасно понимала, какое орудие ей следует взять на вооружение. В результате слава сибирского «праведника» достигает апогея: одновременно с разговорами о влиянии темных сил и грязными сплетнями о царской семье. Со «старцем» начали связывать все ключевые назначения той поры; в так называемой министерской чехарде 1915−1916 годов видели доказательство влияния «друга» императорской семьи. Многие считали, что распутинские каракули имеют силу наравне с высочайшими рескриптами. Распутин — могильщик династии. Это мнение, ставшее затем хрестоматийным, завладело умами современников тех драматических событий (а впоследствии и будущих историков).

Вместе с тем мировоззрение «старца» было абсолютно свободно от политических пристрастий. Он не благоволил не только либеральным деятелям, но и правым организациям. В частности, оставался равнодушным к лидерам монархистов, просившим поддержать то или иное начинание, и те ненавидели его не меньше либералов. Один из полицейских чинов, «опекавший» Распутина, отмечал: «Его политические взгляды, насколько он их вообще имел, были достаточно простыми… Тонкости так называемой высокой политики были далеки от круга его интересов, и он совершенно не мог понять, к чему в конечном счете стремятся различные партии, группировки в Думе, о чем спорят газеты». Иными словами, он проявлял свои симпатии или антипатии, руководствуясь не идейными соображениями, а личностно-бытовыми предпочтениями.

Начальник департамента полиции А.Т. Васильев свидетельствует: «Распутин не лез в первые ряды политической арены, его вытолкнули туда другие люди, стремящиеся потрясти основание российского трона и империи… они распускали самые нелепые слухи, которые создавали впечатление, что только при посредничестве сибирского мужика можно достичь высокого положения и влияния». Аналогичную мысль излагает и флигель-адъютант царя А.А. Мордвинов : «Я не мог себе представить, чтобы образованный, глубоко культурный, исторически начитанный человек… каким, без всяких сомнений, являлся Государь, смог попасть под влияние и оказаться руководимым, не в частной жизни только, а в государственном управлении, каким-то безграмотным мужиком». Весьма любопытно и такое замечание Мордвинова: если ни один государственный деятель разных лет не мог утверждать о своем исключительном влиянии на Николая II, то что же тогда говорить о Распутине?!

Прежде всего, обращает на себя внимание следующее обстоятельство: люди, активно распространявшие версию о могуществе темных сил, никак не могли опираться на реальные факты, полученные, что называется, из первых рук. Хорошо известно, что Николай II и его домочадцы вели довольно замкнутый образ жизни; даже с семьями императорской фамилии они общались нечасто, избегая столь обычных в то время развлечений и балов. Дворцовый комендант В.Н. Воейков отмечал: все те, кто со знанием дела обсуждали распутинскую тему, не знали и не могли знать подноготной царской семьи, но рассказы об этом принимались за чистую монету. Распутин действительно стал частью жизни семьи царя. Как известно, этому способствовало его благотворное воздействие на наследника, страдавшего тяжелой болезнью, а также расположенность монарха и его супруги к представителям народа. Николай II говорил о Распутине: «Это только простой русский человек, очень религиозный и верующий. Императрице он нравится своей народной искренностью… она верит в его преданность и в силу его молитв за нашу семью и Алексея… но ведь это наше совершенно частное дело… удивительно, как люди любят вмешиваться во все то, что их совсем не касается. Кому он может мешать?!»

В самом деле, поведение Распутина в Царском селе было безупречным и не давало никаких поводов сомневаться в его нравственной чистоте. Скорее всего, «старец» не решался выйти за установившиеся рамки общения с семьей Николая II. Другое дело, что возвратившись в столицу после очередного визита ко двору, он разыгрывал уже совсем иную роль — высочайшего советчика по ключевым вопросам государственной жизни, а главное, кадровой политики. Иногда сквозь маску «вершителя судеб» у него прорывалось сожаление о своем ничтожном влиянии. Полицейский чиновник П.Г. Курлов , встречавшийся с Распутиным у врача Бадмаева , вспоминал: «Я никогда не забуду характерного выражения, которое сорвалось с уст Распутина: „иногда приходится царя и царицу упрашивать целый год, пока допросишься у них чего-нибудь“». Кстати, во время войны он долго не мог добиться разрешения на то, чтобы устроить собственного сына-новобранца Дмитрия в место побезопасней. В конце концов, распутинского отпрыска определили в санитарный поезд императрицы, доставлявший раненых в госпитали. К успешным кадровым делам, которые действительно лоббировал «старец», можно отнести лишь назначение Тобольским губернатором Н.А. Ордовского-Танаевского . Распутин хлопотал об этом чиновнике Пермской казенной палаты, у которого часто останавливался проездом в Тобольск, мотивируя просьбу безопасностью собственной персоны во время пребывания на родине (ведь именно там произошло покушение на его жизнь в 1914 году). В этом случае ему пошли навстречу.

Что же касается влияния Александры Федоровны на супруга, то и оно, по-видимому, сильно преувеличено. Один из лидеров оппозиции, председатель Государственной думы М.В. Родзянко , уверял, что после отъезда Николая II в ставку всеми делами начала распоряжаться императрица, превратившаяся в своего рода регентшу. Однако люди приближенные высказывали большие сомнения относительно данного мнения. Например, министр финансов П.Л. Барк утверждал, что государь «очень редко следовал советам государыни, которые она ему давала в своих письмах в ставку». О том же говорил и осведомленный дворцовый комендант В.Н. Воейков. В конце концов, показателен и эпизод с назначением на должность товарища обер-прокурора Синода князя Н.Д. Жевахова , являвшегося креатурой царицы: она в течение целого года упрашивала супруга произвести это назначение. Так что на контроль над императором это не очень похоже. А о влиянии Распутина красноречиво говорит еще и такой факт: подсчитано, что в течение войны императрица в своих письмах мужу упомянула имя «старца» 228 раз, тогда как он — всего лишь восемь.

Подведем итоги. Мы имеем дело не с действительной личностью Распутина, а с продуктом либерального пиар-проекта, призванного сокрушить императорскую власть. Никаким вершителем судеб России «старец», конечно, не мог быть вследствие своего очевидного интеллектуального состояния. В тоже время Распутин был устроителем судьбы — только не России, а своей собственной, причем, так как он это осознавал. Поэтому восторженная мифологизация его личности, безусловно, не лишенной природного таланта, вряд ли допустима. Если бы его природные данные хоть в небольшой степени руководствовались интеллектом (который напрочь отсутствовал), то он понимал, что завязавшиеся отношения с императорской четой — это очень ответственное дело. К этому нельзя относиться как к контактам с тобольским чиновничеством, выжимая из них чего удастся. Увы, Распутин так и не смог осознать, что стиль его поведения, соприкоснувшись с жизнью семьи Николая II, имеет пагубное значение, давая шансы врагам России, в любви к которой он так любил клясться.

Современный писатель-историк Юрий Рассулин рассуждая о личности старца Григория говорит: «Объяснить парадоксальное сочетание в одном человеке, /Григории Распутине/ святости и порока не представляется возможным – кто-то из свидетелей лгал. Кто же: иудей Арон Симанович с отрекшимся от Бога и Его Святой Церкви Сергеем Труфановым или Святые Царственные Мученики и Страстотерпцы; извращенец Феликс Юсупов с сатанисткой Жуковской или монахиня Мария – она же верная фрейлина Императрицы Анна Александровна Танеева (Вырубова)? Весь вопрос вновь упирается в то, кому верить? Каждый волен сам сделать свой выбор…

Григорий Распутин – вот причина всех бед с точки зрения многих. Слишком многие поверили грязной молве. Через скверные, гадкие помыслы, которые роились в головах представителей русского интеллигентного общества, а оттуда перекинулись в души простых людей, был осквернен священный образ Государя в мыслях и чувствах сынов Русского Народа. На взаимоотношения Русского Народа с Богом легла тень предательства Богопомазанника Царя. Оскорблению подвергнута не только Семья Святых Венценосцев, но и весь Русский Народ, одним из представителей которого, приближенным Царем, был и есть Григорий Новый (Распутин). Хулится и Имя Божие, ведь на молитве, Григорий Ефимович Именем Божьим исцелял Царевича Алексея, помогал и другим людям, и свидетельств тому сохранилось предостаточно.

И до тех пор, пока глубочайшее заблуждение относительно его личности и его роли в русской истории не устранено, по-прежнему остается повод предъявлять Русским Самодержцам претензии и вносить в умы русских людей недоумение в связи с событиями того рокового для России исторического периода. В обвинениях, вновь звучащих сегодня в адрес русского крестьянина, не трудно рассмотреть застарелое желание предъявить счет Николаю II и Государыне Александре Феодоровне. Через клевету о Григории Распутине-Новом ставится под сомнение достоинство их царского служения и высота их христианского подвига. Тем самым, вновь наносится оскорбление памяти святых Венценосцев. Такого ли покаяния ждет от нас Господь? Правда должна восторжествовать. Иначе напрасно нанесенное оскорбление и безвинно пролитая царская кровь будет вопиять к Небу об отмщении. И это будет продолжаться до тех пор, пока грех не будет подвергнут духовному уврачеванию, т. е. покаянию.

Кто был на самом деле Григорий Распутин, коротко и ясно ответила Ольга Владимировна Лохтина на допросе в Чрезвычайной Следственной Комиссии. На вопрос следователя: – Вы считаете Распутина каким человеком? – она ответила прямо:
– Я его считаю старцем.
– Что это значит?
– Старец – который опытом прошел всю жизнь и достиг всех христианских добродетелей».

Для многих как тогда, так и сегодня показания Лохтиной не покажутся убедительными. Что ж из того, что взбалмошная женщина что-то там сказала. Никто не хотел и не хочет ей верить. Действительно, генеральшу Ольгу Владимировну Лохтину, покинутую всеми и изгнанную из дома за преданность Григорию Распутину, не воспринимали всерьез. Большинство считали ее сумасшедшей, реже относились, как к юродивой. Да, конечно, можно не поверить Лохтиной, и она ошибалась. Но все дело в том, что именно так относились к Григорию и Святые Царственные Мученики. Святым Царственным Мученикам тоже не поверим? А Богу? Ведь Григорий Новый (Распутин) свидетельствовал о Боге и направлял людей к Богу, творил чудеса, пророчествовал, исцелял. Да, исцелял, и разве бесовской силой? А многократные исцеления Григорием Новым Цесаревича Алексия, засвидетельствованные современниками, тоже бесовской силой? Значит, Наследник Русского Престола исцелен от неизлечимого, смертельного недуга дьяволом? Так получается в соответствии с показаниями лгуна Юсупова, жида Симановича, сексуально озабоченной Жуковской, расстриги Труфанова, предводителя революционной Думы Родзянко, социал-революционера Пругавина и тех, кто, безудержно и безумно стремясь затесаться в их компанию сегодня, продолжает верить именно им, а не Святым Царственным Мученикам.

Не случайно в предыдущем абзаце употреблено слово «верить». Действительно, вопрос о Распутине – есть вопрос веры, веры в Бога, веры в святость Царственных Мучеников и Страстотерпцев, веры в Их Друга и молитвенника, и лишь затем в слова и показания. Если мы верим, что Господь прославил Русских Венценосцев, верим в Их святость, значит, и любим Их, и доверяем Им, доверяем Их мнению, тем более в вопросах, имеющих решающее значение для судеб православной Державы Российской и Русского Народа, в вопросах, имеющих принципиальный характер. А получается так, что вопрос об исторической роли Григория Ефимовича Распутина-Нового в судьбе России и отношение к его личности как раз и есть вопрос не второстепенный, а именно принципиальный. Почему?

Ответим откровенно. Потому, что, если мы считаем Григория Распутина негодяем, то неизбежен вывод: Царь и Царица – преступники, т. к. проявили преступную слепоту, недопустимую для Их положения, приблизили к себе человека, руководимого дьяволом, что обернулось тяжелейшей трагедией для вверенного Им Богом народа и гибелью православной Державы Российской. Именно такую трактовку исторических событий до сих пор пытаются навязать нам силы, погубившие и Русского Царя, и Русское Самодержавие. Что может быть страшнее этого обвинения? Если Распутин негодяй, с неизбежностью следует признать, что все, кто предал Государя, вовсе не предатели, а радетели о благе Отечества, спасатели. Их протест против неудовлетворительного, более того преступного, с их точки зрения, царствования последнего Императора правомерен и справедлив, а понесенные ими притеснения со стороны верховной царской власти возводят их в ранг гонимых во имя народного блага. Все переворачивается с ног на голову, возникает полная бессмыслица в трактовке событий царствования Николая II и исчезает основание для причисления Царя и Царицы к лику святых.

Возможен и третий вариант, который, наряду с признанием святости Царской Семьи, подразумевает оправдание тех, кто вынужденно оказался в оппозиции к Русским Венценосцам, включая некоторых членов императорской фамилии. В основе этой точки зрения лежит несколько странное допущение того, что Русские Самодержцы, безусловно, святы, но, очутившись в духовном плену «политического авантюриста», «шарлатана» и «гипнотизера», оказались не способны управлять Государством Российским и были совершенно дезориентированы в политических вопросах. Такое утверждение несет в себе необъяснимое противоречие. Как может сочетаться святость и покорность льстивому, чуждому православию и враждебному Богу духу сектантства? И в чем причина – в их духовной слепоте, пленении их воли, и кем? Проходимцем, развратником, хлыстом, противником Православной веры!? Но отсюда следует, что вера Царя и Царицы была суетна, если она принесла столь горькие плоды для всей Русской земли. Это допущение является страшным для каждого православного, кто любит умученную Царскую Семью и непоколебимо верит в их святость.

Но, быть может, пережитый ужас трагических событий революции заставил Царя Николая и Царицу Александру перед лицом смерти осознать свою ошибку и раскаяться в ней, страшной ценой заплатить за свое ослепление, а Господь мучительной смертью очистил их после несомненного раскаяния? Но таких свидетельств нет. Есть свидетельства обратные, что все члены святой Царской Семьи до конца своих дней продолжали верить своему Другу, свято хранили память о нем.

Как две разнородные среды, не способные смешиваться всегда будут иметь видимую границу, разделяющую, допустим, воду от масла, так и сведения о Григории Распутине четко разделяются между собой по характеру утверждения на две группы. На основании первой группы свидетельств , праведной жизни человек, подвижник. Вторая же группа свидетельств приводит к выводу о том, что тот же человек – проходимец, мошенник, развратник и т. д. Но так у Бога не бывает. Одно с другим не сочетается. Не может древо худое приносит плоды добрые. Если человек молитвенник, и молитва его обладает чудодейственной силой, а это есть ни что иное, как дар Божий, проявления благодати, действия Духа Святаго в человеке, возможно ли, чтобы такой человек был блудником или прелюбодеем?

Если верить противникам Григория Ефимовича Распутина-Нового, Господь попускал торжествовать страшному, циничному беззаконию, совершаться совращению и блудодеянию, прикрываемым разговорами о вере и Именем Божьим на протяжении многих лет. И это происходило в таких невероятных масштабах, что оторопь берет, по-видимому, от одного только списка соблазненных жертв, если бы таковой удалось представить на суд человеческий. Конечно, можно было бы привести длинное философское рассуждение на тему неоднозначности, запутанности и противоречивости человеческой природы, что «правда с кривдой испокон века в одном колесе по белу свету катится». Но, как воскликнул однажды Григорий Ефимович: «А Бог, как же Бог!?» Ведь утверждать, что Божественная благодать была заключена в грязном, порочном, оскверненном блудодеянием, зловонном сосуде, не есть ли это хула на Духа Святаго?

Он не общественный деятель и не человек искусства, не знаменитый полководец, но известен всем, далеко за пределами родной страны. Он не написал симфонию, не сложил слова в поэму, на его счету больше грехов, чем добрых дел, но многие считают его святым. Родился он в крестьянской избе, но последние годы провел в невероятной роскоши питерских и московских знатных домов и даже стал первым другом последнего российского императора. Он жил, как мог и умер, как заслужил. Так кем же был Гришка Распутин, прозорливец и целитель или обманщик и тать?

Считается, что род Распутиных ведется еще с глубокой древности. Будто пришел в семнадцатом веке в деревеньку Покровское мужичок, по имени Изосим Федоров. Пришел, да и стал за пашню, то есть занялся крестьянством. К пришлым у нас относятся настороженно, потому и ему самому и детям его навеки «прилепили» прозвище – Распута, что означало «распутье», «перепутица». Давайте вместе выясним, кто такой Распутин и каким образом простому мужику удалось оставить столь глубокий след в мировой истории.

Григорий Распутин: биография сибирского юродивого

Исторические сведения о том, что в село Покровское в 1662 году пришел Изосим Федоров. Именно он был далеким предком Григория, который появится на свет несколько позже. Сохранилась дворовая перепись слободки Покровской за 1858 год, спустя почти двести лет, после означенных событий. Тогда там уже насчитывалось больше трех десятков душ с такой фамилией, среди которых и был отец Григория — Ефим. Ранним утром 9 января 1860 года, согласно метрике, в семье ямщика Распутина и его супруги Анны (Нюры) Паршуковой, родился мальчик.

Так как выкрестить ребеночка в тот же день не получилось, был подельник и батюшки не было в церкви, решено было провести обряд на следующий день, десятого. Согласно славянским православным святцам, имена детям давали по церковным праздникам. Как раз в этот день отмечался праздник богослова и философа Григория Нисского. Так Гришка Распутин и получил свое имя. По иронии судьбы, а может быть, согласно божьему замыслу, но тезка его прославился частыми, мощными и разрушительными, проповедями против разного рода любодеяния.

Ранние годы

Биография Распутина с ранних лет овеяна тайнами и загадками. В более зрелом возрасте он и сам не прочь был «навести туману», чтобы создать вокруг себя атмосферу таинственности. К примеру, поводу своего рождения, Григорий часто называл разные даты, в интервале 65-75 гг. девятнадцатого века. Обычно он прибавлял возраст, чтобы выглядеть более «старцем», чем было на самом деле. На самом деле, Гришенька рос слабеньким и болезненным и не было года, когда бы мать не думала, что и пятый ребенок в семье, а был именно таковым, отправится к праотцам, так и не порадовав родителей.

Страшнее всего проходили весны и осени, когда мальчонка мог не спать ночами больше месяца. Ученые считают, что возможно это было ранним признаком истерии, а может и шизофрении. Но доподлинных сведений на этот счет нет. С раннего детства он был выучен грамоте бабушкой да отцом, приписанным к почтовой службе. Слабенький и хилый мальчик проводил больше времени в обществе старушек, которые с радостью рассказывали ему истории из Святого Писания.

Становление личности: философия прегрешений и искупления

Многие и до наших дней задаются вопросом, кто это – Распутин, каким образом он стал именно тем, кем мы его знаем, какие пути привели его к предстоящему концу? Парень рос замкнутым и нелюдимым, смотрел всегда исподлобья, из-под косм спутанных черных волос. Однако к скотине имел особое расположение, потому и занимался в основном лошадьми и коровами. Достаточно было ему положить ладошку на шею разгоряченного коня, сказать пару слов полушепотом, как скотина сразу же успокаивалась.

В четырнадцать лет Григорий серьезно захворал, да так, что мать уже готовилась хоронить своего единственного выжившего сына. Вылечился он внезапно, как и слег. Поговаривали, будто сама Божья Матерь в головах его кровати помогла. Он заучивал тексты молитв наизусть, истово произнося их в полутемной светлице у лампадки. К двадцати годам Григорий Распутин, биография которого развивалась странными циклами, женился на крестьянке из соседней деревни, по имени Прасковья Федоровна Дубровина, что и родила ему трех отпрысков – двоих дочерей и сына.

Стоит узнать

Именно в это время он впервые отправляется в паломничество. Посетив Верхотурский монастырь, Распутин окончательно обращается к богу. Странствования на это не заканчиваются, он едет в Иерусалим поклониться святыням, в Грецию на гору Афон, ищет советов и поучений от высшего духовенства. Вернувшись домой, простой крестьянин, сын ямщика, да и сам ездовой, начинает впадать в крайности, напоминающие пограничные состояния. Он сперва погружается в разврат в кабаках, с гулящими бабами, вином и картами, пронзительными песнями и танцами в задымленном бреду. То бросается в собственноручно вырытую яму, где сидит и отмаливает свои грехи, открытый семи ветрам, палящему солнцу и проливным дождям.

Считается, что особый, собственный взгляд на грех и его природу вырабатывается у Григория именно тогда. Он решает, что только через грех, совершенный сознательно и вполне обдуманно, можно получить настоящее прощение и благодать от господа. Ведь как же можно покаяться, коли ничего ты не совершил? Это умозаключение и стало краеугольным камнем его учения. Выявление в себе еще и способностей прозорливца еще больше подстегивают уверенность Распутина в своей правоте.

Односельчане и родные никогда не понимали его душевных порывов, не знали еще, кто такой Григорий Распутин и что имя его вскоре будут произносить вместе с именами августейших особ государства. Над ним измывались и смеялись. Он и правда зачастую напоминал сумасшедшего. Он полностью отказался от мяса, мог месяцами не менять рубахи, не спать, бегать по деревне в мороз босиком и грозить кулаками Сатане, распевая хриплым голосом псалмы.

Зачастую, может, по стечению обстоятельств, жуткие вопли его о покаянии «пока беда не свалилась» и пророчества всяческих кар, завершались и правда плачевно. Люди умирали, крытые соломой домишки крестьян горели, скот болел и издыхал. Ну как тут было темным и необразованным людям не поверить в блаженность старца, которому было-то всего ничего, а годков чуть за двадцать от роду. Слава расходится быстро, потому Гришки вскоре появилось множество последователей, а еще больше последовательниц.

Григорий Ефимович Распутин в Петербурге

Что манило и влекло женщин самых разных социальных групп, что заставляло их ехать за сотни и тысячи верст, чтобы увидеть черноглазого, худого парня в грязно-белой рубахе и с немытыми лохмами спутанных волос, истово орущего в яме на заднем дворе своей избы, историки не понимают и сегодня. Однако взглянув на некоторые прижизненные фото, на тяжелый взгляд из-под густых черных бровей, даже в наше время многих пробивает дрожь. Благодаря такому магнетическому воздействию на людей и возвысился никому никому не известный мужик Распутин, краткая биография которого нами и рассматривается.

К началу нового двадцатого века решено было ехать на поклон в сам Киев, в Лавру, что он с успехом и сделал. По пути туда, да обратно Григорию удалось свести множество полезных знакомств. Возвращаясь, он надолго засел в Казани, где его привечал наставник духовной академии сам отец Михаил. Приблизительно в то же время он свел знакомство с патриархом Сергием, звавшимся в миру Иван Старогородский, а также архиепископом Феофан (Василием Быстровым).

Многие современные историки склоняются к мысли, что именно последний и сыграл ключевую роль в переезде Распутина в Санкт-Петербург. Он ввел «старца» в общество, свел с нужными людьми, в том числе и с православным епископом Гермогеном. Кстати, именно отец Феофан впервые рассказал о существовании «святого юродивого» дочерям черногорского князя Негоша, что вскоре стал королем. Милица и Анастасия, познакомившись с новым мессией, настолько прониклись, что внесли в уши императрице, будто это настоящее чудо.

Возжигатель царских лампад

Прибыв в начале 1900 года в Питер, Распутин и сам не представлял еще, чем это может закончиться для него. Но богатая и сытая жизнь ему нравилась, он любил красные шелковые рубахи, как у цыган, новенькие со скрипом сапоги, сладкие пирожные и хорошее вино. Сестры-черногорки свели Григория с царской четой в среду 1 ноября 1905 года, о чем имеется даже запись в дневнике у Николая Второго. Особенно глубокое впечатление «старец» произвел на Александру Федоровну, которую муж ласково называл Аликс.

Находясь вдали от родной стороны, фактически, в полной изоляции от всего, что знала и любила, женщина нашла в Распутине отдушину, голос истинного Бога. Огромную роль в этом сыграл и ген гемофилии, передающийся по женской линии, и унаследованный ею от матери. Ведь родившийся летом 1904 года наследник, цесаревич Алексей Николаевич, оказался болен этой страшной и неизлечимой болезнью. Императрица страдала, некий мистицизм и экзальтированность помогали ей бороться с частыми депрессиями и приступами паники.

История Распутина на этом только началась. Как бы там ни было, но общение со «старцем» благотворно влияло, как на нервную и раздражительную Аликс, так и на маленького Алешу. Тогда Григорий только входил в силу. Он написал прошение, чтобы к его фамилии присовокупили и вторую часть – Новых, чтобы избежать путаницы в родной деревне покровское. Что характерно, бессеребренником Распутина никак не назовешь. За годы жизни в Петербурге он выстроил на родине огромный дом в два этажа, у его супруги была швейная машинка, единственная на все село, дочки щеголяли в модных платьях и шляпках, пока и сами не перебрались в столицу.

Православие и хлыстовство

Еще за несколько лет до того, как сам император назначил Распутина «возжигателем царским лампад», а по сути, чуть ли не самым близким духовником монаршего семейства, в 1903 году, стали распространятся всевозможные слухи и сплетни о его нелицеприятных похождениях. Местный священник Петр Остроумов пишет в Тобольскую консисторию, будто Григорий странно ведет себя с женщинами, водит их толпою в баню, откуда потом раздаются неистовые вопли и истерические молитвы. Многие из этих дам оказались приезжими, прямиком из самого Петербурга. Святой отец говорит, что на Распутина оказали влияние, уже запрещенные на то время хлысты или христововеры, что прославились ночными радениями до экстаза и самобичеванием. В Покровске даже послали специального следователя, который ничего не обнаружил, хотя по правде говоря и не искал.

Только спустя четыре года, а именно в 1907-ом, на Распутина было впервые заведено уголовное дело по обвинению в хлыстовстве. Нерадивый первый следователь предоставил мало данных, не провел свою работу, как полагается, потому несоответствия в деле и заставили тобольского епископа возобновить расследование снова. Хотя и эти шаги ничего не дали и в мае 1907 года дело было сочтено исчерпанным и закрытым.

Интересно

После того, как первое дело о хлыстовстве, заведенное на Распутина, было полностью закрыто и даже как-то оправдало старца, сами папки с бумагами физически исчезли их тобольской консистории. Поиски ничего не дали, пока оно странным образом не отыскалось в Тюмени.

Об этом деле еще долго ходили слухи. Поговаривали, будто рассорившись с императорской четой, отомстить Распутину за годы жизни вне его милости, решила черногорка Милица. По другой версии, занялась этим другая сестра, Стана, муж которой Николай, сам долгое время дружил с монархами, но утратил влияние с появлением «старца». Историк Платонов утверждает, что все обвинения были сфабрикованы, а вот Боханов говорит, что история Григория – первый в мире случай, когда умело воспользовались черным PR-ом. Как же было на самом деле? Вся правда о Распутине, наверное, не откроется никогда.

Полицейский контроль: вторая часть Мерлезонского балета

В 1090 году за разгул, постоянный шум и дурные слухи, расползающиеся по Петербургу, словно чума, решено было выслать Гришку Распутина из столицы домой, в Тобольскую губернию. Нот приказ опоздал, «старец», будто правда предвидел события, сам поехал в Покровское. В 1910 он вернулся, ад еще и дочек с собой прихватил, отправив их учиться в гимназию. Тогда же за ним установили наблюдение, по приказу самого Столыпина.

На протяжении всего 1911 года царскую чету одолевали письмами и прошениями. Митрополит Святейшего Синода Антоний писал Николаю о тлетворном влиянии самого Распутина и его лживых речей, да и сам Феофан, который так опрометчиво «вытащил мужика из грязи» и сделал святым, обращался к Синоду, дабы выразить недовольство приближением Григория к монаршему семейству.

Более того, 16 декабря того же года, Распутин, приехал к Гермогену на Васильевский остров, умудрился поскандалить с ним и монахом Илиодором и даже подраться, со всей русской непосредственность. Тогда же «старец» покинул столицу и отправился в Иерусалим, после чего возвратился только в двадцатых числах января 1912 года. Тогда же за ним снова была установлена полицейская слежка, которая не снималась вплоть до смерти.

Уже в феврале сам Николай II лично приказал возобновить дело о хлыстовстве Распутина, чтобы расставить все точки над «i». Основываясь на полученных сведениях, бывший на то время председателем Третьей Государственной думы, Михаил Родзянко, человек чрезвычайно умный и прозорливый, рекомендовал царю прогнать «поганого крестьянина со двора». Однако все завершилось совсем иначе и все обвинения в ноябре 1912 года были сняты. Но поверили ли такому расследованию недруги Григория.

Вторая мировая и остракизм в прессе

Как ни крути, а уговорить императора не вмешиваться в балканский конфликт 1912-го года, смог только Распутин. Это действительно привело к отсрочке начала Первой Мировой войны. Григорий всегда считал, что разрушительные действия несут крестьянскому миру только горе и страдания, потому не считал боевые действия целесообразными. Он представлял именно крестьянство, какие бы одежки на него не надевали, он громко требовал улучшение подвоза хлеба в столицу.

Распутин считал, что Россия должна немедленно помириться с Германией и заключить с ней союз, путем отказа притязаний на Польшу и Прибалтику. Но все это уже не имело большого значения, люди перестали доверять «старцу», отношение к нему кардинально поменялось. Писатель Новоселов даже выпустил в том же году забавную книжицу, под названием «Григорий Распутин и мистическое распутство». Правда, весь тираж был тут же арестован, само сочинение запрещено, а типография, что его напечатала оштрафована на кругленькую сумму.

Однако избавиться от нее полностью не удалось, а копии подпольно ходили из рук в руки. Иеромонах Илиодор, однажды вытянувший Распутина на свет божий, тоже решил принять участие в травле и опубликовал скандальные письма императрицы простому мужику. Скорее всего, это были подделки, но как говорят, осадок-то остался. Российским масонским Верховным Советом тоже была издана брошюра с разгромными статьями о юродивом. Ее тоже пытались запретить, но это не очень хорошо удавалось.

Истоки заговора: гибель и наследие «святого старца»

Нельзя сказать, что годы жизни Григория Распутина прошли зря, это было неправдой. Он оказал просто колоссальное влияние на процессы, происходящие как внутри страны, так и вне ее пределов. Уже к 1914 году созрел самый настоящий заговор против великого юродивого, который на короткой ноге с самим императором. Руководить им вызвался генерал Николай Николаевич, прямой внук Николая первого, а также Михаил Родзянко, много узнавший за время расследования дела святого. Первое покушение уже было не за горами.

В 14 году Распутин отправился с дочками и супругой в Покровское, чтобы провести несколько недель в раздумьях и молитвах. 12 июля по старому стилю, приехавшая к нему, якобы тоже для молитвы, мещанка Хиония Гусева из Царицына ударила Григория ножом прямо в живот, тяжело его ранив. В результате он выжил, пролечившись несколько месяцев в Тюменской больнице, а саму Гусеву признали сумасшедшей, полностью оправдали и отпустили с богом на все четыре стороны. Доказать ее связь с Илиодором Распутину так и не удалось.

Политическая ситуация: подоплека убийства

Газетная травля – мощный инструмент в руках умелого манипулятора. Почти весь 1916 год в прессе не прекращались регулярные разгромные статьи в адрес самого Григория Ефимовича, а также императрицы, которая так привечала. Писали разное, вплоть до того, будто светлейшая царица имеет греховную интимную связь с мужиком Распутиным. Да и сам чувствовал, что время его заканчивается, а жизнь подходит к логическому завершению. Наверное, потому твердил монаршей чете, будто живы они, пока и он невредим. Вопреки смешкам скептиком, как раз это пророчество старца сбылось.

Ситуация на политической арене мира сложилась неблагоприятная. Распутин умолял Николая не вступать в Первую мировую. Он старался убедить царя заключить с Германией сепаратный мир, что могло стать для Англии настоящим поражением. Потому со своей стороны, Лондон всеми силами пытался это предотвратить, к примеру, оказать воздействие на русского императора, посредством родственников, к примеру, братьев, дядьев и прочих. Великий князь Михаил Михайлович Романов, находящийся на то время в Лондоне, даже писал слезные письма.

Видя, что все это не имеет никакого действия, а царь все больше склоняется к мысли о выходе из войны, что для России могло стать идеальным решением проблемы. Такой расклад точно не устроил бы Британию, нужно было срочно что-то делать.

Да внутри страны отношение к юродивому кардинально изменилось. Виновен в этом был он сам. К шестнадцатому году он и вовсе позабыл, что такое благочестие, смирение или здоровый образ жизни. Денег он совсем не копил, все что получал – сразу же тратил. Выглядел как тать с большой дороги, шелковые рубахи залоснились грязными воротниками. Он мог звонить посреди ночи министрам, раздавая указания, которые к его же удивлению, поутру выполнялись. Когда война все же подошла к концу, он закомандовал ехать на фронт, чтобы благословить смелых воинов. На это Великий князь Николай Николаевич сказал, что тут же и повесит его на первой подвернувшейся березе.

Покушение: как умер Гришка Распутин

Ночью на семнадцатое декабря 1916 года развернулась драма, действующие лица которой прекрасно известны потомкам. Великий князь Дмитрий Романов, а вкупе с ним его приятель, а по слухам еще и любовник, Феликс Юсупов, поручик Сухотин, а также известный депутат Пуришкевич, позвали Распутина в гости, на вино и сладости в дом на Мойку. Говорят, будто все пирожные и «Мадерца», так любимая старцем, были щедро сдобрены цианидом. Но на него ничего не подействовало и тогда Юсупов выстрелил ему в спину.

Пока заговорщики решали, куда же деть тело, оно вдруг ожило, вскочило и побежало. Григорий, наверное, не желал спастись так никогда в жизни. Отравленный и раненный из пистолета, он пробежал весь большой двор, перемахнул через довольно высокий забор, но тут его настигли еще три пули. По свидетельству очевидцев, Григорий еще вращал глазами и лязгал страшно зубами. Мужика связали, окрутили шторой и бросили в замерзшую Неву. Когда через три дня труп выловили, в легких обнаружили воду, а это значит, что он был жив.

Захоронение Распутина и его эксгумация

Почти через две недели, первого января 1917 года тело Григория Распутина, великого юродивого, старца и Святого Черта было выловлено из проруби. Его было решено доставить в Чесменскую богадельню неподалеку от Петербурга, там Александра Федоровна думала попрощаться с верным своим другом. Но кроме нее никто не негодовал, а даже наоборот. Говорят, даже войска ликовали и выбрасывали вымпела и салюты, в честь такого знаменательного события.

Злоключения старца на это не закончились. Говорят, что никто не желал отпевать его, потому занялся этим монах Исидор, который по церковным правилам права служить заупокойную не имел. Сперва хотели отправить его на родину в Покровское, но царица приказала похоронить его на территории храма Серафима Саровского в Александровском парке Царского Села, который только начала строить Анна Вырубова.

После февральских революционных действий, тело Распутина было решено эксгумировать, чтобы максимально устранить его влияние на народные умы, тем более что похоронен он был в святом месте. Керенский приказал генералу Корнилу выкопать его, после чего гроб просто стоял в вагоне несколько дней, и только 11 марта был наконец-то сожжен. Очевидцы рассказывали, будто в огне крышка отлетела, а Гришка поднялся и сел, приведя всех присутствующих в ужас. После этого могила его осквернена была неоднократно.

Последствия гибели и след в истории

В двадцатых годах дом у семьи Распутиных конфисковали, а все хозяйство его сына Дмитрия национализировано. Жене Параше и дочке Варваре было запрещено участвовать в выборах, как «злостному элементу». Дочь Матрена, которая к счастью, к тому времени успела закончить учебу, иммигрировала в Париж, а затем переехала за океан в США. В тридцатые годы, все кроме Матрены, были схвачены и след их так и затерялся в сибирских дремучих лесах и снежных пустошах.

После смерти старца и вплоть до наших дней, мнения людей кардинально противоположны. Одни считают его настоящим святым, другие же плюют через левое плечо при одном упоминании его имени. Но то, что он был действительно большой знаковой фигурой в истории государства Русского, сомнений не вызывает ни у кого. Так что же оставил после себя прозорливец и юродивый?

Начиная с марта и по самый ноябрь 1917 года, театры взяли за моду ставить пьесы о Распутине, причем преимущественно разгромные и убийственно низкого пошиба и полупорнографического содержания: «Любовные похождения Гришки Распутина», «Торговый дом Романов, Распутин, Сухомлинов, Мясоедов, Протопопов и Ко», «Люди греха и крови (Царскосельские грешники)», «Святой чёрт (Распутин в аду)»,

  • В кино он впервые появился в драме «Темные силы - Григорий Распутин и его
  • сподвижники».
  • В 1915 году вышли исторические хроники, на которые тоже попал старец.
  • В 1960 году вышел художественный фильм «Ночь Распутина» одного французского режиссера с Эдмундом Пардом в главной роли.
  • В 1981 году, как раз за десятилетие до распада Советского Союза, на экраны выходит самая популярная лента о Распутине, под названием «Агония», которую снял скандальный режиссер Элем Климов.
  • В 2011 году в фильме о Гришке главную роль сыграл Жерар Депардье, причем очень даже неплохо сыграл, как бы прочувствовал образы.

Образ этого, действительно необычного мужика, который смог подняться в заоблачные дали, использовался неоднократно в музыке и живописи. К примеру, группа Boney M. В альбоме 78-го года озвучила настоящий хит с характерным названием Rasputin. Песни о нем есть у Жанны Бичевской и Геннадия Пономарева, Александра Малинина и даже трэш-группы «Коррозия металла». О нем есть упоминание в стихах Есенина и Николай Клюев не раз проводил аналогию меж старцем и собой. Но имело использование имени юродивого и коммерческое значение.

  • Водка Rasputin выпускается в Германии компанией Dethleffen.
  • Пиво с тем же именем продается на территории Нидерландов и США.
  • В Нью-Йорке есть ночной клуб и ресторан с тем же названием, а в Калифорнийском городке Энсио магазин Rasputin International Food.

Этот список можно продолжать очень долго, среди его пунктов можно обнаружить множество увеселительных и питейных заведений. Сейчас образ Распутина плотно ассоциируется с Россией, потому и имеет все шансы привлечь покупателей. Даже в экзотической таиландской Паттайе имеется ресторан русской кухни, что называется Rasputin.

Григорий Распутин является одной из самых загадочных и мистических личностей в русской . Одни считают его пророком, который был способен спасти от революции, а другие обвиняют в шарлатанстве и безнравственности.

Он родился в глухой крестьянской деревне, а последние годы жизни провел в окружении царской семьи, которая боготворила его и считала святым человеком.

Предлагаем вашему вниманию главные события его , а также самые интересные факты из его жизни.

Краткая биография Распутина

Григорий Ефимович Распутин родился 21 января 1869 г. в селе Покровское Тобольской губернии. Он рос в простой семье и собственными глазами видел все тяжести и горести крестьянской жизни.

Его мать звали Анной Васильевной, а отца Ефимом Яковлевичем, – он работал ямщиком.

Детство и юность

Биография Распутина была отмечена с самого рождения, ведь маленький Гриша был у родителей единственным ребенком, которому удалось выжить. До него в семье Распутиных родилось трое детей, однако все они умерли еще в младенчестве.

Григорий вел достаточно уединенный образ жизни и мало общался со сверстниками. Причиной тому было слабое здоровье, из-за которого его дразнили и избегали с ним общения.

Еще будучи ребенком Распутин начал проявлять живой интерес к религии, которая будет сопровождать его на протяжении всей биографии.

С раннего детства ему нравилось быть рядом с отцом и помогать ему по хозяйству.

Поскольку в селе в котором рос Распутин не было школы, Гриша не получил никакого образования, впрочем, как и другие дети.

Однажды в 14-летнем возрасте он настолько сильно заболел, что был близок к смерти. Но вдруг, каким-то чудесным образом состояние его здоровья улучшилось, и он полностью выздоровел.

Мальчику показалось, что своим исцелением он обязан Божьей Матери. Именно с этого момента своей биографии, юноша начал разными способами изучать Священное Писание и заучивать молитвы.

Паломничество

Вскоре подросток обнаружил у себя пророческий дар, который в будущем сделает его знаменитым и кардинально повлияет как на его собственную жизнь, так и во многом на жизнь Российской империи.

По исполнении 18 лет, Григорий Распутин решает совершить паломничество в Верхотурский монастырь. Затем он, не останавливаясь, продолжает свои скитания, в результате чего посещает Афон в Греции, и Иерусалим.

В этот период биографии Распутин знакомится с разными монахами и представителями духовенства.

Царская семья и Распутин

Жизнь Григория Распутина коренным образом изменилась, когда в 35 лет он посетил .

Вначале он испытывал серьезные финансовые трудности. Но поскольку во время странствий ему удалось познакомиться с разными духовными деятелями, Григорию была оказана поддержка по линии церкви.

Так, епископ Сергий не только помог ему материально, но и познакомил его с архиепископом Феофаном, который был духовником царской семьи. На тот момент времени многие уже были наслышаны о прозорливом даре необычного странника по имени Григорий.

В начале 20-го века Россия переживала не самые лучшие времена. В государстве в одном месте за другим происходили забастовки крестьян, сопровождавшиеся попытками свержения действующей власти.

Ко всему этому прибавилась русско-японская война, закончившаяся , который стал возможен благодаря особым дипломатическим качествам .

Именно в этот период Распутин знакомится с и производит на него сильное впечатление. Это событие становится поворотным пунктом в биографии Григория Распутина.

Уже скоро император сам ищет случая поговорить со странником на разные темы. Когда Григорий Ефимович познакомился с императрицей Александрой Федоровной, он расположил ее к себе еще больше, чем ее царственного мужа.

Стоит заметить, что такие близкие отношения с царской семьей объяснялись еще и тем, что Распутин участвовал в лечении их сына Алексея, болевшего гемофилией.

Доктора не могли ничем помочь несчастному мальчику, а вот старцу каким-то чудесным образом удавалось его лечить и благотворно влиять на него. Из-за этого императрица боготворила и всячески защищала своего «спасителя», считая его человеком, ниспосланным свыше.

Это и немудрено, ведь как еще может отреагировать мать на ситуацию, когда ее единственный сын жестоко мучается от приступов болезни, а врачи ничего не могут сделать. Стоило же дивному старцу взять на руки больного Алексея, как он тут же затихал.


Царская семья и Распутин

По мнению историков и биографов царя, Николай 2 неоднократно советовался с Распутиным по разным политическим вопросам. Об этом знали многие представители власти, в связи с чем Распутина просто ненавидели.

Ведь ни один министр или советник не мог повлиять на мнение императора так, как это удавалось безграмотному мужику, пришедшему из глубинки.

Таким образом, Григорий Распутин принимал участие во всех государственных делах. Стоит также заметить, что в этот период своей биографии он делал все возможное, чтобы Россия не была втянута в Первую мировую войну.

Вследствие этого он нажил себе немало могущественных врагов из числа чиновников и дворянства.

Заговор и убийство Распутина

Итак, против Распутина был составлен заговор. Изначально его хотели политически уничтожить посредством различных обвинений.

Его обвиняли в бесконечном пьянстве, распутном поведении, магии и других грехах. Однако императорская чета не воспринимала эту информацию серьезно и продолжала ему всецело доверять.

Когда эта идея не увенчалось успехом, его решили уничтожить буквально. В заговоре против Распутина участвовали князь Феликс Юсупов, Великий князь Николай Николаевич младший и Владимир Пуришкевич, занимавший пост статского советника.

Первая неудачная попытка убийства была предпринята Хионией Гусевой. Женщина ножом проткнула Распутину живот, но тот все же выжил, хотя рана была действительно серьезной.

В тот момент, когда он лежал в больнице, император принял решение участвовать в военном конфликте. Однако Николай 2 по-прежнему полностью доверял «своему другу» и советовался с ним в правильности тех или иных действий. Это еще больше возбуждало ненависть у противников царя.

С каждым днем ситуация накалялась, и группа заговорщиков решила во что бы то ни стало убить Григория Распутина. 29 декабря 1916 г. они пригласили его во дворец князя Юсупова, под предлогом знакомства с одной красавицей, искавшей с ним встречи.

Старца провели в подвал, заверив, что сейчас к ним присоединится и сама дама. Распутин ничего не подозревая спокойно спустился вниз. Там он увидел накрытый стол с изысканными угощениями и его любимым вином – мадерой.

В ожидании ему предложили отведать пирожных, которые были предварительно отравлены цианистым калием. Однако после того как он их съел, по каким-то непонятным причинам яд не оказал никакого воздействия.

Это навело сверхъестественный ужас на заговорщиков. Время же было крайне ограничено, поэтому в результате недолгих рассуждений они решили застрелить Распутина из пистолета.

В него было совершено несколько выстрелов в спину, но и на этот раз он не умер, и даже смог выбежать на улицу. Там в него стреляли еще несколько раз, после чего убийцы начали избивать его руками и ногами.

Затем тело убитого завернули в ковер и выбросили в реку.

Интересен факт, что медицинская экспертиза доказала, что даже будучи в ледяной воде, после отравленных пирожных и множества выстрелов в упор Распутин еще несколько часов был жив.

Личная жизнь Распутина

Личная жизнь Григория Распутина, как, собственно, и вся его биография, окутана множеством тайн. Достоверно известно лишь то, что его супругой была некая Прасковья Дубровина, родившая ему дочерей Матрену и Варвару, а также сына Дмитрия.


Распутин со своими детьми

В 30-е годы 20 века советская власть арестовала их и выслала в специальные поселения на Севере. Их дальнейшая судьба неизвестна, кроме Матрены, которой в будущем удалось сбежать во Францию.

Предсказания Григория Распутина

В конце жизни Распутин сделал несколько предсказаний о судьбе императора Николая II и о будущем России. В них он пророчил, что Россию ждет несколько революций и что император со всей его семьей будут убиты.

В дополнение к этому старец предвидел создание Советского Союза и его последующий распад. Также Распутин предрек России победу над Германией в великой войне и превращении ее в могущественное государство.

Говорил он и о наших днях. Например, Распутин утверждал, что начало 21 века будет сопровождаться терроризмом, который начнет процветать на Западе.

Еще он пророчествовал о том, что в будущем будет образован исламский фундаментализм, известный сегодня как ваххабизм.

Фото Распутина

Вдова Григория Распутина Параскева Феодоровна с сыном Дмитрием и его женой. Сзади стоит домработница.
Точное воссоздание места убийства Григория Распутина
Тело Распутина, извлеченное из реки
Убийцы Распутина (слева направо): Дмитрий Романов, Феликс Юсупов, Владимир Пуришкевич

Если вам понравилась краткая биография Григория Распутина – поделитесь ею с друзьями.

Если же вам вообще нравятся биографии и – подписывайтесь на сайт в любой социальной сети. С нами всегда интересно.

Понравился пост? Нажми любую кнопку.



Статьи по теме: