Слово в день почаевской иконы божией матери. Почаевская икона Божией Матери – история появления

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

Чудотворный образ Пресвятой Бого­родицы, названный Почаевской иконой, получен в дар от греческо­го митрополита Неофита, проезжавшего в 1559 году через имение Анны Гойской (близ Почаева) в Москву.

Около 30-ти лет простоя­ла эта икона в замковой молельне, пока не было замечено, что от иконы исходит необычайный свет. После того как от иконы получил исцеление слепой от рождения брат А.Е. Гойской, Филипп Козинский, благочестивая жительница передала святыню инокам Почаев­ской обители. Чудотворная икона с крестным ходом была перенесе­на в Почаевский монастырь.

На небольшой по размерам иконе Матерь Божия изображена с предвечным Младенцем на правой руке. В левой руке Она держит плат, которым прикрыт Богомладенец Иисус. Господь положил ле­вую руку на плечо Пречистой Своей Матери, а правую поднял для благословения. Матерь Божия приклонила Свой лик к главе Сына.

«Книга записей чудес Почаевских» сообщает о множестве исце­лений по молитвам к Пресвятой Богородице, явленных через Ее Почаевскую икону.

На протяжении четырех столетий Царица Небесная являет Свою всесильную помощь и Почаевской обители. Так, летом 1675 года ту­рецкие войска под предводительством хана Нурредина осадили Почаевскую Лавру с трех сторон. Слабая монастырская ограда не была серьезным препятствием для турецкого войска. Осажденные иноки и укрывавшиеся в обители миряне в страхе ожидали начала штурма. Игумен монастыря Иосиф (Добромирский) призвал православных обратиться за помощью к небесным заступникам - Пресвятой Бо­городице и преподобному Иову Почаевскому.

Всю ночь осажденные усердно молились перед чудотворной Почаевской иконой и у гроб­ницы с мощами преподобного Иова. Утром 23 июля, когда взошло солнце, стали петь акафист Божией Матери. Когда запели «Взбранной Воеводе», произошло дивное чудо. Пресвятая Богородица Сама явилась над храмом обители с многочисленными ангелами, держа­щими обнаженные мечи. Преподобный Иов был рядом с Божией Матерью и молил Ее о защите обители. Турки, увидев небесное во­инство, приняли его за привидение и стали пускать в Царицу Небес­ную и ангелов стрелы. Но стрелы возвращались и поражали тех, кто их направлял. В турецком войске произошло смятение, обезумевшие воины убивали друг друга, а затем обратились в паническое бегство. Защитники монастыря, воспользовавшись паникой неприятеля, мно­гих захватили в плен. Некоторые из пленных приняли святое креще­ние и навсегда остались в Почаевской Успенской Лавре.

В память о чудесном избавлении обители от врагов 23 июля было установлено ежегодное празднование в честь Почаевской иконы Божией Мате­ри, заступницы и помощницы во всякой скорби и печали.

Попущением Божиим с 1721 по 1831 год Почаевский монастырь пребывал в руках униатов. И тем не менее в этот период засвиде­тельствовано более 500 чудесных исцелений.

В 1831 году Почаев­ский монастырь возвратился снова в лоно Русской Православной Церкви. Матерь Божия продолжала через Свою Почаевскую икону оказывать неисчислимые благодеяния верующим христианам, при­текающим к Ее молитвенному предстательству.

Особенно извест­но исцеление слепой девятилетней девочки, Анны Акимчуковой, в 1838 году. В 1859 году император Александр II, посетивший По­чаевский монастырь, пожертвовал ему новый иконостас для собор­ного Успенского храма. В этом иконостасе и поныне в третьем ярусе находится чудотворная икона Божией Матери, в звездообразном серебряном киоте над царскими вратами.

Каждое утро после полунощницы, при пении тропаря «Непроходима врата», чудотворная икона медленно опускается вниз на особых лентах и останавливается на уровне человеческого роста. Верующие подходят и благоговейно поклоняются иконе. И поныне не оскудевает благодатная сила, ис­точаемая этой прославленной святыней.

Будем и мы, дорогие братья и сестры, усердно чтить Царицу Небесную и молиться Ей, чтобы Она и нас не оставила без Своей благодатной помощи, исцелила наши немощи душевные и телесные, помогла нам донести свой жизненный крест до конца и спастись. Аминь.

Почаевская икона Божией Матери принадлежит к числу наиболее чтимых святынь Русской Церкви. Она известна всему славянскому миру: ее чтут в России, в Боснии, Сербии, Болгарии и других местах. Наряду с православными на поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы приходят и христиане других исповеданий. В Почаевской Лавре, древнем оплоте Православия, чудотворная икона пребывает около 400 лет. (Сведения о перенесении иконы в Почаевскую обитель помещены 8 сентября). Чудеса, проистекающие от святой иконы, многочисленны и засвидетельствованы в монастырских книгах записями верующих, с молитвою обращавшихся об избавлении от неизлечимых недугов, освобождении от плена и вразумлении грешников.

Празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери 23 июля было установлено в память избавления Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады 20-23 июля 1675 года.

Летом 1675 года во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674-1696), полки, состоящие из татар, под предводительством хана Нурредина, через Вишневец подступили к Почаевской обители, обступив ее с трех сторон. Слабая монастырская ограда, как и несколько каменных зданий обители, не представляла никакой защиты для осаждаемых. Игумен Иосиф Добромирский убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому (память 28 октября). Иноки и миряне усердно молились, припадая к чудотворному образу Божией Матери и к раке с мощами преподобного Иова. Утром 23 июля с восходом солнца татары держали последний совет о штурме обители, игумен же велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами "Взбранной Воеводе" над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица, "омофор белоблистящийся распуская", с небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите обители. Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил неприятеля. В паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители навсегда.

В 1721 году Почаев был занят униатами. Однако и в это трудное для Лавры время монастырская летопись зафиксировала 539 чудотворений от прославленной православной святыни. Во время господства униатов, во второй половине ХVIII века, например, граф-униат Николай Потоцкий стал благотворителем Почаевской Лавры по следующему чудесному обстоятельству. Обвинив своего кучера в том, что взбесившиеся лошади перевернули коляску, граф достал пистолет, чтобы убить его. Кучер, обратясь к Почаевской горе, поднял руки вверх и воскликнул: "Матерь Божия, явленная в иконе Почаевской, спаси меня!" Потоцкий несколько раз пытался выстрелить из пистолета, никогда ему не изменявшего, но оружие делало осечку. Кучер остался жив. Потоцкий немедленно отправился к чудотворной иконе и решил себя и все свое имущество посвятить на устроение обители. На его средства построены Успенский собор и братский корпус.

Возвращение Почаева в лоно Православия в 1832 году было ознаменовано чудесным исцелением слепой девочки Анны Акимчуковой, пришедшей на поклонение святыням с семидесятилетней бабушкой за 200 верст из Кременец-Подольска. В память этих событий архиепископ Волынский священноархимандрит Лавры Иннокентий (1832-1840) установил еженедельное, по субботам, чтение соборного акафиста перед чудотворной иконой. Во время управления Лаврой священноархимандритом Агафангелом, архиепископом Волынским (1866-1876) был устроен особый придел на хорах Свято-Троицкой церкви в память победы над татарами, освященный 23 июля 1875 года.

ПОЧАЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Почаевская икона Божией Матери широко почитается как в Православной, так в Католической Церкви. Ее история неразрывно связана с Почаевским монастырём в честь Успения Пресвятой Богородицы (Украина), в котором она пребывает уже около 400 лет. Но и задолго до этого Почаевская гора была отмечена благодатью Богоматери. Свыше 500 лет тому назад, когда гора была совершенно необитаема, пришли и поселились в небольшой пещере два инока. Они-то и были свидетелями чудного явления Богоматери.


Как-то раз в 1340 году один из них после обычной молитвы пожелал взойти на вершину горы. И вдруг он увидел Богоматерь, окруженную пламенем и стоящую на камне. Он немедленно позвал другого отшельника, который тоже удостоился созерцать чудное видение. Все это видел и пастух по имени Иоанн Босой. Он взбежал на гору, где застал обоих иноков, и все они втроем прославили Бога. На камне, где стояла Богоматерь, остался навсегда вдавленным отпечаток правой стопы Пречистой. В этой стопе Богоматери и до сих пор находится вода, никогда не уменьшается она и никогда не переливается.

Сама же Почаевска я ик она появилась в обители следующим образом. В 1559 году из Константинополя в Москву направился за помощью греческий митрополит Неофит. Проезжая через Волынь, он посетил жившую в имении Орля, недалеко от Почаева, дворянку Анну Гойскую. “Богобойная” Гойская сердечно приняла у себя высокого гостя и по обычаю оказывала ему самое глубокое уважение. В благодарность за её гостеприимство митрополит Неофит на прощание благословил её древней иконой Богоматери с Предвечным Младенцем, которую привез с собой из Константинополя и хранил при себе как родовую святыню.

Лет тридцать простояла полученная Гойской икона в её замковой молельне. Но вот постепенно домашние Гойской стали замечать, что от иконы исходит какой-то необычный свет. Слуги известили об этом помещицу, но она долго не хотела верить их рассказам, пока, наконец, сама не увидела во сне икону “в великом свете”. Гойская затеплила тогда перед ней неугасимую лампаду. Когда же от иконы исцелился ее хромой брат Филипп, она передала в 1597 году икону инокам, поселившимся на Почаевской горе. На скале поставили церковь в честь Успения Богоматери, а при ней создали монастырь, на содержание которого Гойская дала средства. С тех пор икона стала называться Почаевской.

По смерти Гойской Почаевская гора досталась ее племяннику, лютеранину и ненавистнику православия, Андрею Фирлею. Он ограбил монастырь и захватил икону, которую держал у себя дома двадцать лет. Однажды он решил поглумиться над православной святыней. Созвав гостей, одел свою жену в ризы православного священника, дал ей в руки потир, и она стала громко кричать хулы на Богоматерь и Ее иконы. Но тут же была наказана. Ее стал мучить злой дух, и она освободилась от ужасного недуга только лишь после того, как ее муж вернул Почаевскую икону в монастырь.
Как-то монах Почаевского монастыря был захвачен в плен татарами, Находясь в неволе, он вспоминал Почаевскую обитель, ее святыни, Богослужения, песнопения. Особенно тосковал инок при наступлений праздника Успения Пресвятой Богородицы и слезно молил Божию Матерь об избавлении из плена. И вот, по молитвам Пресвятой Девы, однажды исчезли стены темницы, а инок оказался у стен Почаевской обители.


Летом 1675 года во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674-1696), полки, состоящие из татар, под предводительством хана Нурредина, через Вишневец подступили к Почаевской обители, обступив ее с трех сторон. Слабая монастырская ограда, как и несколько каменных зданий обители, не представляла никакой защиты для осаждаемых. Игумен Иосиф Добромирский убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому (память 28 октября).


Иноки и миряне усердно молились, припадая к чудотворному образу Божией Матери и к раке с мощами преподобного Иова. Утром 23 июля с восходом солнца татары начали штурм обители, игумен же велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами "Взбранной Воеводе" над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица с небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите обители. Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил неприятеля. В паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители навсегда. В память избавления Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады было установлено празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери 23 июля (5 августа).

В 1721 году Почаев был занят униатами. Однако и в это трудное для Лавры время монастырская летопись зафиксировала 539 чудотворений от прославленной православной святыни. Во время господства униатов, во второй половине ХVIII века, например, граф-униат Николай Потоцкий стал благотворителем Почаевской Лавры по следующему чудесному обстоятельству. Обвинив своего кучера в том, что взбесившиеся лошади перевернули коляску, граф достал пистолет, чтобы убить его. Кучер, обратясь к Почаевской горе, поднял руки вверх и воскликнул: "Матерь Божия, явленная в иконе Почаевской, спаси меня!" Потоцкий несколько раз пытался выстрелить из пистолета, никогда ему не изменявшего, но оружие делало осечку. Кучер остался жив. Потоцкий немедленно отправился к чудотворной иконе и решил себя и все свое имущество посвятить на устроение обители. На его средства построены Успенский собор и братский корпус.

В 1773 году лики младенца Христа и Богородицы были коронованы присланными папой Климентом XIV двумя коронами из чистого золота.
В 1831 году, когда была уничтожена уния, Почаев перешел к православным и назван Почаевской лаврой. Католики распускали слухи, что чудотворная икона, оставив Почаев, перенеслась в соседний, лежащий в Австрии, Доминиканский монастырь. Но новые и новые исцеления опровергали эти слухи. Так, в 1832 году слепая девочка Анна Акимчукова пришла в Почаев с 70-летней бабушкой за 200 верст — из Каменец-Подольска. Помолясь у иконы и промыв глаза водой из стопы Богоматери, она вдруг стала видеть. Державшаяся униатства ее бабка, пораженная чудом, тут же приняла православие. В память об этом событии установлено еженедельное, по субботам, чтение соборного акафиста перед чудотворной иконой.

В 1869 году икону украшают золотой ризой, усыпанной драгоценными камнями, и вставляют в звездообразный киот, лучи которого выложены жемчугом и изумрудами. Размеры иконы невелики - 30х23 см. Она написана древним византийским письмом и принадлежит к иконографическому типу "Умиление".Изображение Богоматери поясное. На правой руке Ее Предвечный Младенец, в левой плат, прикрывающий Младенца. Кроме того, на иконе имеются греческие надписи, а на полях миниатюрные изображения святых: пророка Илии, святителя Мины, первомученика Стефана, преподобномученика Авраамия, великомучениц Екатерины, Параскевы и Ирины.

В Успенском соборе лавры хранится большая икона, носящая также название Почаевской. Она устроена киевлянами в память избавления Киева от холеры в 1848 г. и считается чудотворной. На ней внизу изображена стопа Богоматери. Иконы этого вида называются «стопочными», в отличие от тех, где есть лики святых — «с предстоящими».

Известно около 300 чудотворных икон с образом Богоматери «Почаевская».

Во время Великой Отечественной войны, когда Почаев заняли фашисты, икону прятал у себя дома и сберег её протодьякон Стратоник (†1985), шестьдесят лет прослуживший в Почаевской Лавре.

Более полувека назад, 17 июня 1950 года, в Почаевской лавре произошло чудесное исцеление монахини Варвары, у которой в течение 48 лет были парализованы обе ноги. Она приехала из города Чкалов (ныне Оренбург), с трудом передвигаясь на костылях при помощи своей спутницы инокини Марии. Приложившись к списку чудотворного образа Божией Матери, монахиня тотчас встала на ноги. Оставленные ею в обители костыли до сих пор стоят у иконы святой Богородицы, свидетельствуя о происшедшем чуде.


СВЯТО-УСПЕНСКАЯ ПОЧАЕВСКАЯ ЛАВРА


Купол главного храма



В 1991 году униаты пытались захватить Почаевскую лавру. Из Львова уже вышли автобусы с налетчиками. Иноки и миряне, пришедшие в обитель по зову монастырского колокола, начали читать акафисты Божией Матери и преподобному Иову Почаевскому перед чудотворным образом Богородицы. Молитва продолжалась всю ночь. До лавры автобусы так и не доехали.

В Москве, в храме апостолов Петра и Павла в Лефртове есть чудотворная Почаевская икона. Она была принесена в храм в 1930-х гг.


Чудотворный список Почаевской иконы Божией Матери (Почаевская икона находилась в Москве в 2001г.) находится также в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря.

Празднование иконе совершается 23 июля/5 августа и 8/21 сентября .

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 5-й:
Пред святою Твоею иконою, Владычице, молящиися исцелений сподобляются, веры истинныя познание приемлют и агарянская нашествия отражают. Темже и нам, к Тебе припадающим, грехов оставление испроси, помыслы благочестия сердца наша просвети и к Сыну Твоему молитву вознеси о спасении душ наших.

Кондак, глас 1-й:
Источник исцелений и веры православныя утверждение Почаевская Твоя икона, Богородице, явися, темже и нас, к ней притекающих, от бед и искушений свободи, лавру Твою невредиму сохрани, Православие во окрест стоящих странах утверди и грехи разреши молитвенник Твоих: елика бо хощеши, можеши.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред иконой Ее Почаевская:
К Тебе, о, Богомати, молитвенно притекаем мы, грешнии, чудеса Твоя, во святей лавре Почаевстей явленная, поминающе и о своих сокрушающеся прегрешениих. Вемы, Владычице, вемы, яко не подобаше нам, грешным, чесого просити, токмо о еже Праведному Судии беззакония наша оставити нам. Вся бо нами в житии претерпенная, скорби же, и нужды, и болезни, яко плоды падений наших прозябоша нам, Богу сия на исправление наше попущающу. Темже вся сия истиною и судом Своим наведе Господь на грешныя рабы Своя, иже в печалех своих к заступлению Твоему, Пречистая, притекоша и во умилении сердец к Тебе взывают сице: грехов и беззаконий наших, Благая, не помяни, но паче всечестнеи руце Твои воздвигши, к Сыну Твоему и Богу предстани, да люте содеянная нами отпустит нам, да за премногая неисполненная обещания наша лица Своего от рабов Своих не отвратит, да благодати Своея, спасению нашему пособствующия, от душ наших не отымет. Ей, Владычице, буди спасению нашему Ходатаица и, малодушия нашего не возгнушавшися, призри на стенания наша, яже в бедах и скорбех наших пред чудотворным Твоим образом возносим. Просвети умиленными помыслы умы наша, веру нашу укрепи, надежду утверди, любве сладчайший дар сподоби нас прияти. Сими убо, Пречистая, дарованьми, а не болезньми и скорбьми живот наш ко спасению да возводится, но, от уныния и отчаяния души наша ограждающи, избави нас, маломощных, от находящих на ны бед, и нужд, и клеветы человеческия, и болезней нестерпимых. Даруй мир и благоустроение жительству христианскому предстательством Твоим, Владычице, утверди Православную веру в стране нашей и во всем мире. Церковь Апостольскую и Соборную умалению не предаждь, уставы святых отец на веки непоколебимы сохрани и всех к Тебе притекающих от рова погибельнаго спаси. Еще же и ересию прельщенных братий наших или веру спасительную в греховных страстех погубивших паки ко истинней вере и покаянию приведи, да вкупе с нами, Твоему чудотворному образу покланяющеся, Твое предстательство исповедят. Сподоби убо нас, Пресвятая Госпоже Богородице, еще в животе сем победу истины Твоим заступлением узрети, сподоби нас благодатную радость прежде кончины нашея восприяти, якоже древле насельники Почаевския Твоим явлением победители и просветители агарян показала еси, да вси мы благодарным сердцем вкупе со Ангелы, и пророки, и апостолы, и со всеми святыми, Твое милосердие прославляюще, воздадим славу, честь и поклонение в Троице певаемому Богу Отцу, и Сыну, и Святому Духу, во веки веков. А минь.

Спать было некогда - в разгаре была пора рабочей страды (Фото: BestPhotoByMonikaGniot, Shutterstock)

В церковном календаре этот день обозначен как дата памяти святых Трофима, Феофила и с ними тринадцати мучеников, которые пострадали во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане (конец 3 – начало 4 веков). Когда мужчин привели на суд, они отказались принести жертву языческим идолам и отречься от христианства. Мучеников долго истязали, а после, перебив им голени, бросили в огонь, откуда они вышли на своих ногах и совершенно невредимыми. Отчаявшись сломить волю христиан, язычники обезглавили их.

Бессонником этот день прозвали потому, что в разгаре была пора рабочей страды. «Долго спать - добра не видать», - подмечали в народе. Существовали и другие поговорки на ту же тему: «В страду одна забота - не стояла бы работа»; «Жать - не дремать»; «Хорошему хозяину и день мал»; «Идет работа - спать неохота».

На Трофима начинали собирать калину и малину, а сам день поэтому называли Калинники-Малинники. Крестьяне говорили: «С малинника лыки не велики, да ягоды сладки. А с калинника лык надерешь, да ягод в рот не возьмешь».

Калину наши предки ценили, во-первых, за то, что она является хорошим медоносом, а во-вторых, конечно, за целебные свойства. В народной медицине настои из коры калины применяли при нервных заболеваниях, судорогах, а также в качестве кровоостанавливающего средства. Ягоды использовали при желудочных заболеваниях, авитаминозе; кроме того, это хорошее общеукрепляющее и мочегонное средство. Настоем цветов лечили кожные заболевания. Кроме того, сок ягод калины обладает желирующими свойствами; хозяйки этим пользовались и, добавив яблочное пюре, варили из него мармелад и пастилу.

Но еще больше на Руси любили малину - вкусную, сладкую и очень красивую ягоду, которая содержит множество полезных веществ. О химическом составе ягод наши предки, конечно, не знали, но активно использовали ее как потогонное и антисептическое средство при простудах. Малину крестьяне употребляли в самом разном виде: свежую, в варенье, в джемах, в компотах; из нее делали и вино.

Именины в этот день

Андрей, Анна, Аполлинарий, Виталий, Михаил, Трофим, Федор, Феофил

Празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери (1675).

Свято-Успенская Почаевская Лавра

Почаевская икона Божией Матери принадлежит к числу наиболее чтимых святынь русской Православной Церкви. Она известна всему славянскому миру: ее чтут в России, в Боснии, Сербии, Болгарии и других странах. Наряду с православными на поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы приходят и христиане других исповеданий.

В Почаевской Лавре (обители), древнем оплоте Православия, чудотворная икона пребывает около 400 лет. Чудеса, проистекающие от святой иконы, многочисленны и засвидетельствованы в монастырских книгах записями верующих, с молитвою обращавшихся об избавлении от неизлечимых недугов, освобождении от плена и вразумлении грешников.

Празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери 5 августа (по новому стилю) было установлено в память избавления Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады 20-23 июля 1675 года.

Почаевская икона Божией Матери

Летом 1675 года во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674-1696), полки, состоящие из татар, под предводительством хана Нурредина, через Вишневец подступили к Почаевской обители, обступив ее с трех сторон. Слабая монастырская ограда, как и несколько каменных зданий обители, не представляла никакой защиты для осаждаемых. Игумен Иосиф Добромирский убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому. Иноки и миряне усердно молились, припадая к чудотворному образу Божией Матери и к раке с мощами преподобного Иова.

Утром 5 августа (23 июля по старому стилю) с восходом солнца татары держали последний совет о штурме обители, игумен же велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами «Взбранной Воеводе» над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица, «омофор белоблистящийся распуская», с небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите обители.

Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил неприятеля. В паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители навсегда.

5 августа православные верующие отмечают День Почаевской иконы Божией Матери. Эта икона принадлежит к числу самых почитаемых святынь Православной церкви.

5 августа: День Почаевской иконы Божией Матери

История Почаевской иконы

Чудотворная икона находится в стенах Успенской Почаевской лавры в Тернопольской области уже более 400 лет.

Празднование приурочено к избавлению Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады 1675 года.

По легенде, Почаевской лавре икону подарила дворянка Анна Гойская. Но спустя несколько лет ее потомок Анджей Фирлей забрал изображение. После 20 лет икона вернулась в храм. По преданию, жена Анджея стала бесноватой и, чтобы вылечить ее, приняли решение вернуть священный образ обратно в церковь.

Чудеса, связанные с Почаевской иконой

По преданию, летом 1675 года татарские войска окружили Почаевскою лавру и хотели ее захватить. Игумен Иосиф Добромирский велел всем служителям церкви молиться Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому, чтобы заступники оградили храм от нашествия турков.

А утром 5 августа над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица с небесными ангелами.

Татарские войска стали стрелять в лик Божией Матери, но стрелы возвращали обратно и попадали в тех, кто их пускал. В ужасе войска стали убегать, а те, кого схватили, впоследствии приняли христианскую веру и остались служить в Лавре навсегда.

Еще одна легенда гласит, что в 1664 году в храм привезли слепого мальчика. Его омыли водой из отпечатка стопы Богородицы, и мальчик стал видеть. Но на следующий день он умер. Его бабушка продолжала молится у лика Богородицы и тогда через три дня мальчик ожил.

В 1950 году в монастыре исцелилась монахиня Варвара, у которой были парализованы ноги. Прислонившись к иконе, женщина отпусти костыли, которые стоят там и сегодня.

Традиции в День Почаевской иконы Божией Матери

В Почаевской лавре традиционно проводят торжественные литургии. А после с иконостаса спускается образ Божией Матери, которая находится над церковными вратами.

Во многих православных церквях проводят праздничные литургии, и даже устраиваются крестные ходы.

В этот день принято молится Святой Богородице:

  • о здоровье близких
  • благословении на новые свершения
  • о защите от невзгод.

Верующие верят, что именно в этот праздник Божья Матерь исполняет самые сокровенные желания и очищает человека от плохой энергии.



Статьи по теме: