Преображение Господне (19 августа). Иконы, картины и фрески. Икона преображение господне и молитва

Преображение Господне – событие, которое легло в основу большого праздника в Католической, Православной и Армянской апостольной церквях. Проявление Божественной натуры Иисуса перед его учениками отображено в иконе (автор Феофан Грек), она является не только ценной церковной реликвией, но и настоящим достоянием всего человечества.

Дата появления

Спасо-Преображенский собор возвели в середине 12 века, а в 15 веке он стал одним из домонгольских храмов, которые князь Василий Дмитриевич восстанавливал и переосвящал. После этого события в 1403 году одной из Храмовых икон стала «Преображение», к этому году и относят дату ее создания.

Местонахождение

Изначально икона была частью иконостаса в Спасо-Преображенском соборе в Переславле-Залесском. Сегодня это почетный экспонат в Государственной Третьяковской галерее, город Москва.

Описание иконы

Написана икона на липовой доске, размером 184×134 см. Картина создана Феофаном Греком согласно традициям византийской живописи.


Центральная фигура – это Христос, на вершине горы Фавор он прошел преображение и представлен в белых одеждах, излучающий сияние. По бокам от него два пророка – Моисей и Илья, которые предсказали явление Мессии. Ниже Иисуса Феофан Грек изобразил трех апостолов – Иакова, Петра и Иоанна, они поднялись вместе с Иисусом на гору, чтобы помолиться и стали невольными свидетелями Преображения.

Композиция иконы сочетает в себе различные эмоции: страх и трепет апостолов, которые не просто стали свидетелями чуда, они наполняются божественным светом, впитывая его и изменяясь. Сияние излучает сам Христос, светом пропитан весь холст, он стал главной темой Преображения. Белые одежды Иисуса делают Божественный свет еще ярче, ореол вокруг фигуры и остроконечные отблески сияния, кажется, заполняют каждый сантиметр иконы.

Изображено действие вертикально, за счет этого Феофану Греку удалось подчеркнуть разделение Божественного события и земной жизни. Но чудесное сияние стирает границы, будто объединяя два мира, оно отражается от одежд и кожи апостолов, лаская и вспыхивая на их лицах.

Преображение не видоизменяло Иисуса, только лишь показало, что во Христе сочетается два естества – человек и божество. Два явившихся пророка, один живой, другой умерший, также символичны: это знак, что Иисус имеет власть, как над мертвыми, так и над живыми, как над небом, так и над землей.

Вид Сына Божьего на иконе не грозный, что отходит от традиций Феофана. Здесь он изобразил лицо Христа более мягким, смягченным, а взгляд, обращенный на своих учеников, кроткий и внимательный.

Четко на иконе отслеживается динамика действий: с левой стороны изображено восхождение на гору, центральная композиция – это непосредственно процесс преображения, а справа – нисхождение процессии с горы. Примечательно, что на обратном пути с горы Иисус запретил рассказывать своим ученикам об увиденном, «пока Сын Человеческий не воскреснет». Еще одна особенность – это ангелы в верхних углах иконы, которые несут на облаках двух пророков.

Если присмотреться, то можно рассмотреть под основным тоном красок на иконе более темный цвет, эскиз будущей картины. Этот черновой подготовительный рисунок не всегда совпадает с окончательным вариантом иконы. Например, не совпадает в двух вариантах картин движения рук кланяющихся апостолов.


Икона «Преображение Господне» является знамением события, которое описано в Евангелии. Каково значение этой иконы и какие существуют разновидности ее написания, расскажет эта статья.

Икона «Преображение Господне»: сюжет

На этом образе изображено евангельское событие, которое произошло с Иисусом Христом и его учениками: Иоанном, Петром и Иаковом. За шесть дней до него состоялась беседа Спасителя со своими апостолами. Он рассказал им о том, что в скором времени Он будет убит, но через три дня после Своей погибели воскреснет. Заметив, что некоторые из его учеников огорчились из-за этих слов, Христос решил показать им все Свое величие и божественность. Сын Божий предложил апостолам подняться в для молитвы. Во время моления произошло чудо, а именно - Христово преображение. Лицо Спасителя сияло, как солнце, а одежда его стала белой, как свет. При этом событии произошло и явление ветхозаветных и Илии, которые молвили с Иисусом о его исходе. Впоследствии всех трех осенило светлое облако, из которого послышался Глас Божий, который возвестил, что Христос - Сын Господа. Спаситель попросил своих апостолов никому не рассказывать об этом событии до его чудесного Воскрешения.

Икона «Преображение Господне»: изображение

В настоящее время имеется много вариаций этого образа. Рассмотрим некоторые из них. Так, по сей день сохранился образ, сотворенный в XV веке, который, по некоторым данным, написал Преображение Господне он изобразил динамично и подвижно. Характерной чертой этой иконы является изображение апостолов, ослепленных Божественным сиянием, в довольно резких ракурсах. Причем на иконе изображено не только само Преображение Господне, но и события, предшествующие ему. Так, в левой части образа отображено, как Иисус Христос ведет своих учеников на гору Фавор. Преображенное тело Спасителя находится в центре иконы. Также можно отметить и символическое разделение образа на две части: верхнюю (небесную) и нижнюю (земную). На иконе справа показано завершающее событие - уход с горы Иисуса и апостолов. То есть на одном образе нашли свое место три сюжета, составляющих Преображение Господне.

Важное место в иконе играет ее цветовая гамма, которая лишь усиливает контраст между землей и Небом. Автор второго наиболее известного изображения образа «Преображение Господне» - Рублев Андрей, Его вариант отображения этого евангельского события не динамичный, как предыдущий, а статичный. Здесь имеет место лишь основное событие - непосредственно Преображение. Эта икона также была написана в XV столетии.

Икона «Преображение Господне»: значение

Переоценить значимость этого образа очень сложно и даже невозможно. Ведь икона отображает события, которые легли в основу одного из двунадесятых, самых важных христианских праздников, который отмечается ежегодно 19 августа. Сами изображения, созданные Феофаном Греком и Андреем Рублевым, в настоящее время являются ценными реликвиями не только христиан, но и всего

19 августа празднуется Преображение Господне – день, когда Христос явил трем апостолам свою Божественную природу. В иконе праздника есть все сведения об этом событии. Но как читать ее? Говорим о 7-ми ее символах.

Мандорла

На иконе Преображения, как и на многих других иконах, Спаситель изображается внутри круга или овала, называемого мандорлой. Это итальянское слово, в переводе означающее «миндалина». По сути, это большой сияющий нимб, в который помещается все тело, если не весь мир. Круг в иконографии – один из важнейших символов. Не имеющий начала и конца, он символизирует вечность и полноту, а мандорла – Божественную славу. То есть наличие мандорлы говорит о том, что Господь в этот момент является нам во всей своей славе.
Часто мандорла состоит из колец, «концентрических кругов», расположенных в порядке высветления - либо к центру, либо к краям. Этим подчеркивается движение, исхождение энергии из мира горнего в земной мир. Бывает, ее пронизывают тонкие золотые или белые лучи. Цвет мандорлы обычно сине-голубой или красный, иногда она позолачивается. На иконе «Преображение Господне» преподобного Андрея Рублёва мандорла изображена иссиня-чёрной, непроницаемой.

Скалы и деревья

В тех местах, где произошло Преображение, пологие, а не скалистые склоны, но на иконе зачем-то изображаются именно скалы. Это значит, что и у скал есть своя «духовная нагрузка», символическое значение в иконе. С одной стороны, скалы – это камни, символ крепкой, непоколебимой веры. С другой стороны, горы – это всегда символ духовного восхождения, причем символ общекультурный, который сохраняется и в живописи, и в литературе. Они символизируют здесь духовный путь, который должен совершить верующий, чтобы достичь преображения, обожения.
Что же касается деревьев, то и у них есть не только прямое значение – то, что деревья действительно растут на Фаворе. Преображение Господне воспринимается как часть пути к распятию. Поэтому дерево – это и символ Крестного Дерева, на котором распяли Христа. И древо нашего спасения.

На иконах Преображения Христос всегда одет в белое. Белый цвет в иконе не бывает случайным, он – знак рая, вечности, праведности, чистоты и святости. Таким цветом окрашен наконечник копья Дмитрия Ростовского в древней мозаике – символ того, что святой пронзает сердце тоской по раю. Белыми показаны и отблески Его света на лицах и одежде апостолов.
Коричневый цвет – цвет голой земли, праха, всего тленного. Удивительно, что на иконах Преображения коричневый цвет гор часто заменяется или соседствует с желтым или охристым, переходит в него, то есть тоже преображается.
Большое значение в иконописи придается золочению. Фон иконы Преображения Господня золотой – это одновременно цвет и свет. Золото обозначает сияние Божественной славы, в которой пребывают святые, это свет нетварный, не знающий разделения "свет-тьма".

Фаворский свет

В евангелиях мы видим свидетельства сияния Христа, и икона напоминает нам о них:
«И преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф.17:2), «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить.» (Мк.9:3), «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею.» (Лк.9:29).
Христос в момент преображения открывает ученикам Божественный, Несотворенный свет, присутствующий в нем. То есть Он не изменяется, но изменяются ученики, способные теперь видеть его славу, ставшие из слепцов зрячими.
Лучи света изображены на всех иконах Преображения, но количество их разное. Этому должна быть причина, ведь в иконе все имеет смысл, и нет ни одной точки, поставленной «просто так». Григорий Палама объясняет, что нет никакого противоречия, если изображается от 3 до 8 символических лучей на иконе. Он пишет: «На горе было восемь, но видимы были только шесть: трое - Петр, Иаков и Иоанн, возшедшие вместе с Иисусом, увидели там стоящих с Ним и беседующих Моисея и Илию, так что всех их было шесть; но вместе с Господом, конечно, были и Отец, и Дух Святой: Отец - гласом Своим свидетельствуя, что Сей есть Его Сын возлюбленный, а Дух Святой - воссиявши с Ним в светлом облаке».

Во время молитвы Христа на горе, когда лицо его просияло и преобразилось, явились два пророка: Моисей и Илия, которые беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк.9:31). Они традиционно изображаются на иконах Преображения, но изображение их имеет и еще один, «прикровенный» смысл, о котором писал Иоанн Златоуст. Моисей – умерший пророк, призванный ангелом из ада, Илья – не испытавший смерти, призванный ангелом с небес. Моисей иногда изображается стоящим во гробе или в погребальных пеленах, на некоторых иконах оба пророка изображаются с ангелами. Они, по словам Златоуста, пришли вместе, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землёй». Выходит, что свидетельство о божественной природе Христа было тройным: через глас Отца и обоих пророков. Преподобный Ефрем Сирин говорит, что гора была образом Церкви, «потому что Иисус соединил на ней два завета, принятых Церковью, и показал нам, что Он есть Податель обоих».

Композиция

Традиционно икона преображения немного вытянута вверх. Благодаря этому в ней чувствуется, с одной стороны, разделение двух миров: горнего и дольнего, небесного и земного, а с другой – их связь через лучи Божественного света, пересекающие всю икону, идущие сверху вниз. Композиция иконы строится как два треугольника, чаще всего один из них – Христос и два апостола, а другой, перевернутый – пророки и апостол, находящийся между двумя другими. Перспектива в иконе обратная. Центр иконы заключает в себе самое важное – Иисуса Христа, перед Которым предстоит молящийся. Христос чаще всего изображен не стоящим, а парящим над горой Фавор.
Всю композицию пронизывает движение, динамизм. Ослепленные Божественным светом апостолы изображаются в резких ракурсах, а иногда даже вниз головами. Жесты их часто символичны: их руки касаются разных частей тела, что символизирует зрение, слышание и чувствование сердцем.

Икона без людей

Одно из самых ранних изображений «Преображения Господня» находится в Равенне в церкви Сант-Аполлинаре ин Классе (VI век). Это мозаика, на которой изображаются еще не люди, а их символы, как у древних христиан. В центре мозаики – большой круг (напоминающий о мандорле), внутри которого помещен крест. Мы знаем, что крест – символ спасения и Спасителя, и это подтверждается тем, что на перекрестье изображен лик Христа. Кроме того, крест подписан: над ним по-гречески начертано «рыба» (еще один древний Христов символ, теперь уже аббревиатура заглавных букв надписи на кресте), а под ним – по-латински «Спаситель мира».
В облаках изображена рука Бога Отца. Образ ягненка, наверное, не нуждается в расшифровке – и мы понимаем, что значат белоснежные овцы (символика цвета та же), взирающие на Крест. То, что действие происходит на горе, передается изображением леса. Есть здесь и парящие Моисей и Илья, и их имена подписаны на мозаике. Так, зная канон иконы, можно расшифровать изображения самого разного времени.

Об этом событии сообщают все евангелисты кроме Иоанна (Мф.17:1–9, Мк.9:1–10, Лк.9:28–36). В целом их описания этого великого события очень похожи, апостолы лишь дополняют друг друга деталями происходившего.

Евангелие от Матфея 17:1-9

По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,

и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.

И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.

При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.

Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.

И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.

Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.

Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.

И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.


иконописец Юрий Кузнецов
В конце пути Своей земной жизни Спаситель Иисус Христос начал открывать ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16:21). Видя, как апостолы опечалены этим известием, желая ободрить и поддержать их, Иисус Христос говорит: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16:28).

Нужно учитывать, что ученики Христа жили в общееврейской традиции ожидания Мессии, который будет земным царем Израиля. И, несмотря на то что они были свидетелями огромного количества чудес Божественной природы, совершенных Иисусом Христом, и не раз называли Его истинным Сыном Божиим, ученики, должно быть, все еще ждали, что Он провозгласит Себя царем Израиля. Чтобы апостолы верно восприняли и поняли грядущее, необходимо было, говорит преподобный Ефрем Сирин (один из великих учителей церкви IV века), чтобы «Господь явил им Царство Славы Своей прежде поругания Своего и честь прежде бесчестия, чтобы, когда будет взят и распят, они знали, что распят не по немощи, а добровольно для спасения мира».

Вид Спасителя, пригвожденного к Кресту, мог вызвать у учеников Христа чувство отчаяния, мысль о том, что все безвозвратно потеряно. Тайна искупления могла предстать их взору как поражение, как бессилие Мессии. В часы уныния, сомнений свидетельство трех апостолов о Преображении Господнем должно было укрепить в вере остальных учеников. Чтобы укрепить веру апостолов, дать им незыблемое свидетельство Своего Божества, Иисус Христос показал им Свою Божественную славу. Для этого Спаситель взял трех ближайших учеников: Петра, Иакова и Иоанна, и поднялся вместе с ними на гору помолиться. Там во время молитвы Он «… преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет».

Глубокий назидательный смысл Преображения Господня открывается нам за каждой деталью этого события. Высота горы означает, по блаженному Феофилакту (крупного византийского богослова XI века), возвышенность духа над земными привязанностями, без чего созерцание небесного невозможно. Инок Григорий (Круг) пишет: «И не сразу сделал их [апостолов] Господь свидетелями Своего Преображения, но по восхождении на вершину Фаворской горы, указывая этим, что не всюду и не во всяком состоянии можно сделаться свидетелями и соучастниками Преображения Господня, но лишь трудом восхождения. В жизни Церкви этим горним путем шли подвижники, устремленные к созерцанию. К явлению Божественного света их приводило восхождение на вершину безмолвия, и Церковь хранит множество свидетельств об этом свете, который был опытно постигаем при погружении в молитву и созерцание».

Таким явлением благодатного света завершилась беседа о смысле и назначении христианской жизни преподобного Серафима Саровского с его другом Мотовиловым. В беседе этой преподобный Серафим разъяснил Мотовилову, что ни чистота жизни, ни достоинство и богатство заслуг не являются конечным смыслом христианской жизни, но лишь необходимыми условиями к достижению этого смысла. То сокровище, которое одно достойно быть завершением жизни, есть полнота стяжания Святого Духа, когда душа человеческая, обретая полноту благодати, «светлеется Троическим единством».

Бог и Творец Вселенной распространяет Благодатный свет на землю и самый дальний уголок ее, на общество людей и на каждого отдельного человека. И все, что активно не сопротивляется Богу, может быть преображено к лучшему и прекрасному силою Божественной благодати.

Глаза человека открывают доступ к его душе. И когда Божественная благодать преображает внутреннюю, духовную жизнь человека, то такой человек преображается и внешне, лицо его излучает свет, и все существо его становится светоносным.

,
иконописец Юрий Кузнецов
Момент Преображения. В этом стремлении к озарению несотворенным светом и состоит духовный смысл нашей жизни. Образ этого стремления показал Сам Господь на Фаворе в Своей молитве. По свидетельству святителя Григория Паламы, имея в Себе от Себя Самого этот Божественный свет, Спаситель не нуждался в молитве для осияния Своей плоти, молился же Он чтобы показать, что блистание происходит от молитвы, от соединения ума с Богом. И преподобный Серафим Саровский считал молитву самым действенным способом проникнуться Святым Духом: «Всякая добродетель, Христа ради делаемая, дает блага Духа Святого, но... молитва более всего приносит Духа Божия, и ее удобнее всего всякому исправлять».

Митрополит Филарет, рассуждая о Преображении Господнем, поясняет нам: «Дух молитвы, сливаясь с Духом Божиим, исполнил светом душу Иисусову. Преизбыток сего света, не сдерживаясь в душе, пролился на тело, одежду и просиял в лице». Символ восхождения на гору говорит нам также о том, что уединение и безмолвие благоприятствуют глубокой молитве. Многозначительно и само избрание Христом места, где свершилось Преображение Господне, так как Фавор по-еврейски означает чертог чистоты и света. Возводя учеников именно на Фавор, Господь желал, чтобы из самого названия горы следовало, что для принятия Божественного света необходима нравственная чистота.

Патриарх Пимен (Извеков) в своем слове на предпразднство Преображения Господня рассказывает нам, что и выбор трех учеников был не случаен: «Петр был взят на Фавор, как камень веры. Господь сказал ему: «...на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф. 16, 18). Апостола Иоанна Богослова по достоинству называют Апостолом любви, и можно назвать его камнем любви. Сам он имел любовь и любовь проповедовал: «...Любите не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3, 18). Апостол Иоанн Богослов настолько проникся добродетелью любви, что усмирял ею врагов. Любовь помогала ему везде в течение всей его жизни и, особенно, в изгнании на острове Патмос. Третьим камнем Фаворской горы был апостол Иаков - образец терпения. Итак, чтобы удостоиться видеть светозарное Преображение Господне, надо быть или столпом веры, или носителем любви, или уметь терпеливо принимать то, что посылается в жизни. Эти добродетели могут сделать нас достойными восхождения на Фаворскую гору», то есть преобразить свою душу и следовать путем, который указал Спаситель.

При Преображении Господнем явились два ветхозаветных пророка, Моисей и Илия , которые беседовали с Иисусом. Толкователи Священного Писания говорят о том, что это была беседа о Голгофской жертве, о предстоящих Христу страданиях, о том, что грехи человеческие будут искуплены кровью Сына Божьего. На иконе «Преображение Господне» мы видим, что пророки склонили головы перед Спасителем, они как будто говорят: «Мы исполнили все Твои повеления». Они полны священного трепета: вот Господь идет в Иерусалим завершить их дела и принять Крест ради спасения людей. И пророк Илия, и законодатель Моисей, и святые апостолы видят в просиявшем Лице Иисуса Христа Бога и совершенного Человека - в единой ипостаси два естества, «неслитно и нераздельно» соединенные.

Символичным является и явление Моисея и Илии. По выражению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, еще не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей». Изображения Илии и Моисея на отдельных вершинах горы напоминают о явлении им Бога на Синае и Хориве, о чем упоминается в тексте службы на Преображение Господне.

Образ преображенного Христа так прекрасен, так дивен, настолько наполнен благодатью Святого Духа, что апостолам хотелось бы, чтобы время, жизнь, вечность здесь остановилось. Преподобный Симеон Новый Богослов об этом говорит такими словами: «Благодать Духа Святого, которая приходит как умный свет, приходит с тихостью, принося обрадование. То есть отсвет вечного света и отблеск непрестающего блаженства, который делает человека другом и сыном Божиим и Богом, насколько это вместимо для человека». И испытав это чувство, апостол Петр говорит: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». Петр как будто бы все еще смотрит на Иисуса Христа по-земному и не понимает, что Он и есть источник этой Благодати. Тут же апостолам дается еще одно наставление: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».

Преподобный Ефрем Сирин в своем слове о «Славе Христова Преображения» пишет: «Радовались Пророки, ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели. Радовались и Апостолы, ибо узрели здесь славу Его Божества, которого прежде не разумели, и услышали глас Отца, свидетельствующий о Сыне… Тройственное было здесь свидетельство: глас Отца, Моисей и Илия. Они предстояли пред Господом, как служители, и смотрели друг на друга – Пророки на Апостолов, и Апостолы на Пророков, святой Моисей видел освещенного Симона – Петра, домоправитель, поставленный Отцом, взирал на домоправителя, поставленного Сыном; Ветхозаветный девственник Илия видел новозаветного девственника Иоанна; тот, кто вознесся на огненной колеснице, взирал на того, кто возлежал на пламенных персях Христовых. Таким образом, гора представляла собой Церковь, потому что Иисус соединил на ней два завета, принятых Церковью, и показал нам, что Он есть Податель обоих».

Преображение Господне есть явление Сына, при котором Отец свидетельствует гласом из светлого облака Святого Духа, то есть это откровение всех Лиц Святой Троицы. Троичная природа Бога проявляется еще только в двух праздниках: Пятидесятнице и Богоявлении . Также Преображение Господне говорит нам о том, что в Спасителе соединены два естества - Божественное и человеческое. Во время Преображения Божественная природа Христа не менялась, но была лишь явлена в Его человеческой природе. По словам Иоанна Златоуста, оно произошло «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами». На Фаворской горе возвышенная догматическая истина о воплощенном Боге Слове была явно представлена всему человечеству.

Апостолы, восприняв Божественную благодать, пережили мгновения неизреченной духовной радости и всем сердцем желали продлить это счастье. Но спустились вниз с горы, так же как и Моисей, озаренные этим светом, чтобы нести частицу Божественной благодати дальше в мир. Точно так же и мы призваны научиться с благоговением и доверием открывать свою душу навстречу изливаемой на нас Богом благодати и, воспринимая ее, преображать себя и окружающий мир. Преподобный Серафим Саровский, переживший озарение Божественным светом, любил повторять: «Стяжи мир, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Рассказ составлен при использовании материалов
сайта Московского Патриархата,
сайта Храма Христа Спасителя,
книги «Православная икона. Канон и стиль»

Об иконографии Преображения Господня

,
иконописец Юрий Кузнецов
В основу иконографии Преображения Господня ложится евангельское повествование. На иконах, фресках, миниатюрах в центре изображается Спаситель, стоящий на горе, по сторонам от него - пророки, у подножия горы - павшие ниц апостолы. Этот иконографический сюжет закрепился уже к середине VI века (мозаика церкви Святой Екатерины на Синае), с течением времени добавлялись разнообразные детали, но в целом содержание иконы не менялось.

Спаситель обычно изображается в белых одеждах (согласно Евангелию) и в ореоле круглой или овальной формы. Чаще всего Моисей изображается молодым, а Илия - старцем. В руках Моисей обычно держит книгу или, в более поздних вариантах, скрижали Завета.

В русских иконостасах XVI–XVII веков икона «Преображение Господне» в нарушение хронологического повествования становится в праздничном ряду между иконами «Вход в Иерусалим» и «Распятие» как элемент страстного цикла, поскольку Преображение понималось как прообраз грядущих Христовых страстей, что нашло отражение и в святоотеческих толкованиях и в богослужебных текстах праздника.

Инок Григорий (Круг) такими словами описывает икону «Преображение Господне»: «Вершина горы Фавор, на которую Спаситель возвел избранных учеников, наполнилась излиянием Божественного света, неизреченной славой Божества. И этим излиянием Божественного света наполнена вся икона праздника. Вся поверхность ее становится как бы светоприимной. Распределение изображений на иконе – облако, осеняющее Спасителя, движение лучей, знаменующих Божественные силы энергии, движение Фаворской горы и падающих стремглав апостолов, – вся основа иконы говорит о свете и определяется светом. Светом наполнены облако – слава Духа Святого, осенившая Господа, и одеяние Спасителя, белизна которого пронизана тонкой сетью золотых лучей, также знаменующих излучение Божественных сил.

Отражение света, льющегося от Господа, просветляет ризы Моисея и Илии, и ризы апостолов, падших на землю, и ступенчатые выступы Фаворской горы. Сама же гора как бы наполнена одушевленной волей приготовить место Спасителю. Очертания ее, поднимаясь, суживаются к вершине и на самом верху распадаются на три малых уступа, образуя место для Спасителя и для двух Его собеседников: для Илии, ходатая от живых, и Моисея, ходатая от мертвых. Складки их одежд так же, как поднятые вихрем одежды апостолов, наполнены таинственным светом, идущим от Спасителя. Апостолы иногда изображены падающими стремглав, иногда лишь повергшимися на землю и укрывающими лица одеждами. Божество, по определению преосвященного Иннокентия Херсонского, скрытое под завесой плоти, обнаружило Свое присутствие и блистало как молния. Молитва до того возбудила и подвигла скрытую в человечестве Иисусовом полноту Божества, что она, преисполнив душу Богочеловека светом своим, проникла сквозь тело и просияла в лице, не вмещаясь здесь, осияла и преобразила самую одежду».

От фигуры Спасителя во все стороны исходят ослепительные потоки несозданного света, эта благодатная энергия пронизывает окрестные горы, деревья, камни, людей – весь мир Божий, всякое творение, всю Вселенную и преображает его. Спасительным действием благодати Божией поддерживается и жизнь самого человека. Это единственная в мире сила, способная преобразить нас, воззвав к свету из тьмы заблуждений и ошибок, падения и отчаяния.

Значение иконы
Икона «Преображение Господне», несущая на себе Свет Фаворский и все великолепие откровения о Божественной сути Господа, которая открылась на горе Фавор, осеняет собой едва ли не все малые и большие церкви. Все Отцы Церкви, размышляя о Преображении, сходятся в главном: Преображение Его – знак человечеству о его истинном лике. Там, на той горе, лицом к лицу встретились вознесенные в Царствие Небесное ветхозаветные пророки – Моисей, Илия, осененные когда-то Божественным Светом, и апостолы, пока еще земные представители Нового Завета. Известно, что когда Моисей получал Его Заповеди на горе Синай, то и он воссиял таким же Божественным светом, на его лицо невозможно было смотреть, и, сойдя с горы, он был впредь вынужден закрывать лицо платом, а Илия был вознесен на небо огненной колесницей. Так утверждалась преемственность и единство Ветхого и Нового Заветов и истинная суть Христовой богочеловеческой личности: «… явилось облако и осенило их; и устрашились <апостолы>, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный; слушайте Его» (Лк. 9; 34–35).

Святитель Ефрем Сирин пишет об этом: «Радовались Пророки, ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели. Радовались и Апостолы, ибо узрели здесь славу Его Божества, которого прежде не разумели, и услышали глас Отца, свидетельствующий о Сыне <…>. Таким образом, гора представляла собой Церковь, потому что Иисус соединил на ней два завета, принятых Церковью, и показал нам, что Он есть Податель обоих». А Иоанн Златоуст говорит, что событие Преображения было дано нам, чтобы «показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».

Это отблеск того Света, какой освещал лики тех, кто встречался с Ним здесь, в этом мире. Перечитайте «О цели христианской жизни – беседы Серафима Саровского с Мотовиловым», открытые среди бумаг частого собеседника преподобного старца помещика Н.А. Мотовилова Сергеем Александровичем Нилусом, российским православным писателем. В этой рукописи записано свидетельство о преображении святого преподобного Серафима, которое произошло при одной из бесед с Мотовиловым, записанной им.
«Тогда о. Серафим взял меня крепко за плечи и сказал мне:
– Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием. Что же ты не смотришь на меня?
Я отвечал:
– Не могу, батюшка, смотреть, потому из глаз ваших молнии сыплются. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли.
О. Серафим сказал:
– Не устрашайтесь, ваше Боголюбие, и вы теперь сами так же светлы стали, как и я сам. Вы сами теперь в полноте Духа Божиего, иначе вам нельзя было и меня таким видеть».

И вот какое подробное свидетельство о видении преображения, подобном тому, что видели апостолы на горе Фавор, оставил нам Н.А. Мотовилов: «Я взглянул <…> в лицо его, и напал на меня еще больший благоговейный ужас. Представьте себе, в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение его уст, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то руками вас держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только свет ослепительный, простирающийся далеко, на несколько сажен кругом, и озаряющий ярким блеском своим и снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающую сверху меня и великого старца. Возможно ли представить себе положение, в котором я находился тогда?» И в самом конце: «Исходившее же от него неизреченное блистание света видел я сам своими собственными глазами, что готов подтвердить и присягою».

К духовному преображению зовет нас вся история человечества, записанная в Священном Писании от начала Бытия, и, по милости Божией, уже сейчас это иногда явственно с нами происходит. Как светлеют, сияют благодатью лица прихожан во время общей молитвы в храме, когда эта молитва слаженна и сердечна, и во время причащения Святых Даров, и еще некоторое время, когда мы покидаем церковь, уходя к мирским делам! Значит, все в сердцах наших, в труде духовном, в стяжании Духа Святого, к которому призывает все святоотеческое наследие. Молитва преображает нас, ведь и Иисус взошел с апостолами на гору не встретиться с пророками, а именно помолиться (Лк. 9; 28). Он до этого часто удалялся, чтобы побыть одному в молитве, но не было, видно, тогда срока, чтобы и постолы, им избранные, первыми из людей увидели его истинный, воплощенный Богочеловеческий образ.

С Божественным откровением – «Сей есть Сын Мой Возлюбленный», которое пришло с Преображением Господним, срок настал. И икона, запечатлевшая память о событии, которое вдохновляло не одно поколение иконописцев, говорит нам, что мы теперь живем в Новом Завете как новое человечество , которому предстоит войти в Царствие Небесное, раз уж мы выбрали этот нелегкий, но единственно возможный для нас и верный путь.

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ПЕРЕД ИКОНОЙ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЕ

Перед образом «Преображения» люди просят защиты у Господа от того, что может поколебать веру в Бога, просят дать силы для укрепления своих сил и немощей в деле спасения души.
Молитвы перед иконой «Преображение Господне» могут помочь провести переоценку своей жизни и новыми глазами посмотреть на свои поступки и чувства.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .
.

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ

Проповедуя Божие Слово, Иисус Христос побывал во многих городах и селениях, рассказывал и объяснял не одну сотню притчей. Он предсказал конец света и поведал о Своем Втором пришествии.
Время Его страданий неумолимо приближалось. И вот, чтобы подготовить Своих учеников, Он рассказал им, что скоро Ему предстоят испытания и крестная смерть в Иерусалиме. В это Его ученики поверить не могли – ведь это Сам Спаситель, как так может быть, чтобы люди могли унизить, а потом убить Бога?
Понимая состояние апостолов, Иисус решил

«явить им Царство Свое прежде бесчестия Своего, чтобы, когда Он будет взят и распят иудеями, они знали, что распят не по немощи, но по благоизволению Своему, добровольно, во спасение мира» .

святой Ефрем Сирин

Поэтому как-то раз, когда Иисус Христос был со своими учениками недалеко от Назарета, Он предложил Петру, Иоанну и Иакову подняться на находящуюся неподалеку гору Фавор (в переводе «чертог чистоты и света).
Эта гора крутая и подниматься было тяжело. Когда ученики устали, они сделали остановку и решили отдохнуть, а Иисус Христос отошел на некоторе расстояние от них и стал молиться. Вдруг, во время молитвы, внешний вид Его начал меняться. Лицо стало сиять, как солнце, одеяние стало белым, как снег, а вокруг Самого Христа появился ореол очень яркого света.
Было уже темно, но этот свет разбудил спящих Петра, Иакова и Иоанна. Ученики узрели своего Учителя в Божественном величии, а рядом с Ним стояли пророки Илия и Моисей. Они разговаривали о том, что скоро Господу предстоят страдания и крестная смерть в Иерусалиме

Увидев такую картину, апостолов охватила неземная благодать, они захотели, чтобы это состояние продолжалось все время.
А через некоторое время сверху сошло облако, которое скрыло Иисуса, Илию и Моисея от взора учеников и они услышали из облака Божий глас:

« Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Его слушайте!» (Мф. 17,1-13).

В страхе и почтении Петр, Иоанн и Иаков повалились на землю. Сколько времени это видение продолжалось, они сказать не могли, они только понимали, что своими глазами видели Учителя в Божественном сиянии и слышали голос Бога-Отца. Вскоре к ним подошел Иисус Христос в своей обычной одежде и сказал им, чтобы больше никто из людей, до Его Воскрешения, не знал о том, что произошло на этой горе.

В народе праздник Преображения называется еще и Яблочным Спасом потому, что в этот праздник в храмах принято освящать яблоки или другие плоды.
Как говорил святой Иоанн Златоуст, главное, чтобы не забывать благодарить Того, Кто преобразился на Фаворе,

«дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».

ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ ПРАЗДНИКА ПРЕОБРАЖЕНИЯ

Это событие, когда апостолы своими глазами увидели Божественную сущность Своего Учителя, должно было укрепить их духовные силы. Они должны были понять, что смерть Христа на Голгофе – добровольная, Он знал о ней и был готов к распятию. Обладая необыкновенным могуществом, которое он показал апостолам, Иисус Христос мог избежать смерти, но не сделал этого. Ведь Он пришел на землю именно для этого, для того, чтобы спасти людей от грехов.

А суть Преображения в следующих символах:

Гора - это безмолное, тихое место для молитвы, в котором наш беспокойный ум поможет нашей душе соединиться с Богом.
Фавор – это в переводе значит «чистота», «свет». Тот, кто осознает свои грехи, кается в них и старается впредь не допускать их повторения, может освободиться от грязи и тогла на него прольется Божественный Свет.
Христианское учение считает, что именно обретение этого света является главной целью человека, смыслом всей его жизни.

ВЕЛИЧАНИЕ

Прославляем Тебя, Жизнеподатель Христос, и почитаем преславное Преображение Пречистого Твоего Тела.

ВИДЕОФИЛЬМ



Статьи по теме: