Развитие гласности и демократии в ссср читать. Гласность в условиях перестройки. Переосмысление прошлого и будущего

В Российской империи

Как политический термин, слово «гласность» впервые стало использоваться в России в конце 1850-х , обозначая ослабление цензурного контроля за повременной (периодической) печатью, а позже также открытость в принятии решений и процессе работы некоторых органов власти - прежде всего судов, в рамках судебной реформы Александра II , пришедшей на смену «канцелярской тайне».

Гласность в СССР

Из «Онтологии победы» Леонида Афонского : В конце 1986 года , когда с высот самоускоряющейся рыжковщины Михаил Сергеевич , наконец, обратил свой долгожданный взор на культуру - аккурат после спасения новым Распутиным сибирских рек - Павел Гусев засуетился. Тут-то и грянула светлой памяти додолевская статья о проститутках, ставшая этапным моментом, поворотным пунктом, красным (жёлтым?) фонарём подлинной гласности в мире социализма. С неё, а вовсе не с VIII съезда Союза Писателей началось внедрение реального наполнения этого понятия в приватную жизнь тогда ещё советских людей. Кстати, вдвойне символично, что символом горбогласности - в отличие от гласности Александра II - стали не всенародные вопли о тяжком кресте крепостных, а именно эссе о доморощенных гетерах современности. Видимо, поколение так называемых «тридцатилетних» (тридцатилетних - к началу 80-х годов) чувствовало свою онтологическую валентность этому явлению. Не в том смысле, что «все мы - проститутки», а в том, что тема латентно-продажного секса понималась как тема некоей тайной свободы, как бы понарошке продающейся (и покупающейся) некоей социоастральной грубой силой, от которой никуда не уйти. В этом ракурсе среднестатистический советский либерал представлялся «тридцатилетним» в образе забитой пасторальной девушки, вынужденной идти на панель системы днём и ночью.

Впервые о гласности заговорили на XXVII Съезде КПСС в феврале 1986 года. Тогда основной её целью виделось обращение внимания людей на отдельные «недостатки, слабости и прорехи» существующей хозяйственной системы, с целью их оперативного устранения.

Однако вскоре гласность выходит за первоначально заданные рамки; теперь её сутью становится снятие существовавших многочисленных информационных табу. С 1987 года самыми обсуждаемыми в печати вопросами становятся те, которые раньше предпочитали замалчивать: эпоха правления Сталина, привилегии партноменклатуры, секс вообще и проституция в частности, бюрократизм советской государственной машины, экологические проблемы.

«К весне 1989 г. официально санкционированная гласность претворилась в практически неограниченную свободу слова», - считает Арчи Браун .

К 1990 году в обществе начинает преобладать ориентация на западные ценности, демократию, свободный рынок. В стране впервые возникает легальная оппозиция социалистическому режиму, которая постепенно приходит к власти в некоторых союзных республиках и берёт курс на их отделение от СССР. В конце 1991 года Советский Союз перестал существовать.

В период гласности были освобождены многие диссиденты , и правозащитная деятельность не сопровождалась судебными преследованиями; в частности, распространение неподцензурной информации (самиздат) не подавлялось; более того, острые вопросы обсуждались в центральной печати; появлялись критические публикации.

В культуре

В фольклоре

Известность получило четверостишие, перефразирующее стихотворение А. С. Пушкина «К Чаадаеву» :

Петька спрашивает Чапаева :
- Василий Иванович, что такое «гласность»?
- Это значит, Петька, что ты можешь говорить что угодно и про меня, и про комиссара, и ни-че-го, Петька, тебе за это не будет…
- В самом деле ничего?!
- Ничего, Петька. Ни новой шашки, ни бурки, ни сапог!

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Гласность" в других словарях:

    Предавать гласности.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. гласность публичность, явность, открытость Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    - (glasnost) Возможно, этот термин вошел в обиход в результате затянувшейся на долгие годы реакции на призыв писателя Александра Солженицына, с которым тот выступил в 1969 г. Политика генерального секретаря Коммунистической партии СССР с 1985 по… … Политология. Словарь.

    Свобода оглашать свою мысль, открыто говорить. Ср. Повсюду торжествуетъ гласность: Вступила мысль въ свои права. В. Курочкинъ. Ср. Rara temporum felicitate, ubi sentire quae velis, et quae sentias dicere licet. Пер. Рѣдкое счастливое время, когда … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    ГЛАСНОСТЬ, гласности, мн. нет, жен. (юр., книжн.). Доступность общественному обсуждению, контролю; публичность. Гласность суда. Принцип гласности. Предать гласности что нибудь (сделать известным обществу, опубликовать). Толковый словарь Ушакова.… … Толковый словарь Ушакова

    Общеправовой термин, означающий максимальную открытость тех или иных общественно значимых процедур и процессов (деятельности органов представительной и исполнительной власти, судов, органов местного самоуправления, порядка избрания или… … Юридический словарь

    ГЛАСНОСТЬ, открытость, доступность информации о деятельности учреждений, организаций, должностных лиц и т.п. для общественного ознакомления, обсуждения … Современная энциклопедия

    Открытость, доступность информации для общественного ознакомления, обсуждения, для контроля деятельности учреждений, организаций и должностных лиц … Большой Энциклопедический словарь

    ГЛАСНОСТЬ, и, жен. 1. см. гласный 1. 2. Открытая и полная информация всего населения о любой общественно значимой деятельности и возможность её свободного и широкого обсуждения. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Англ. publicity; нем. Transparenz. Максимальная открытость и правдивость в деятельности госуд. и обществ, организаций; действенная и активная форма участия обществ, мнения в демократическом решении важнейших проблем страны. Antinazi. Энциклопедия … Энциклопедия социологии

    Гласность - (англ. publicity) 1) демократический принцип судопроизводства, предусматривающий доступное для общественного ознакомления и обсуждения судебное разбирательство, публичное оглашение приговоров и решений. Этот принцип, известный и дореволюционному… … Энциклопедия права

    Гласность - ГЛАСНОСТЬ, открытость, доступность информации о деятельности учреждений, организаций, должностных лиц и т.п. для общественного ознакомления, обсуждения. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Гласность. Мнения, поиски, политика , Сборник содержит официальные материалы, публицистические и научные статьи, посвященные анализу опыта и концепций гласности, выработке политики гласности. В отдельном разделе помещены… Категория:

В 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран Михаил Горбачев. Его лозунгом вначале стало ускорение темпов развития производства, но скоро многим стало понятно, что реформы в этом направлении обречены на провал из-за оппозиции консервативных кругов КПСС и неспособности самого Горбачева преодолеть непоследовательность и половинчатость своих шагов.

К середине 1988 г. Горбачеву удалось сломить оппозицию внутри ЦК КПСС. Были объявлены всенародные демократические выборы в Верховный Совет СССР, который собрался в 1988 г. Но реального воздействия на экономику его решения не имели.

Уже в 1990 г. в СССР на основные виды продуктов были введены талоны. Правительства бездействовали, а по всей стране начинались забастовки, устраивались грандиозные митинги. Республики Прибалтики заявили о выходе из СССР.

Политика "гласности" провозгласила полусвободу слова. Из забытья всплыли имена Б. Пильняка, А. Платонова, вернулись труды крупнейших философов Н. Бердяева. В. Розанова, А. Лосева, "самиздатовские" публикации стали вполне легальными (В. Некрасов, В. Войнович), произведения западных авторов показали взгляд на СССР со стороны (Д. Оруэлл, Р. Конквест, К. Поппер, С. Коэн). Телевидение стало могучей пропагандистской силой - в новых программах ("Взгляд", "Пятое колесо" и др.) открыто и полемично говорилось то, за что прежде могли судить. Парадоксально, но огромную популярность получили прямые трансляции с партийных мероприятий и съездов народных депутатов.

Были реабилитированы репрессированные сталинским режимом партийные и государственные деятели, интеллигенция, рабочие и крестьяне, целые народы.

Многие в обществе оказались не готовы к таким резким разоблачениям, преобразованиям, новым явлениям, переоценке ценностей.

М. Горбачев был избран первым (и последним) Президентом СССР, но этот союз уже начал разваливаться. Большинство союзных республик заявили о суверенитете. В Российской Федерации имелось свое энергичное руководство, стоявшее на иных, нежели Горбачев, позициях. На президента обрушились как консерваторы (за "предательство социализма"), так и демократы (за нерешительность). Предложенный им новый союзный договор, возможно, позволил бы сохранить единое государство. Но 19 августа 1991 г. М. С. Горбачев с семьей был изолирован у себя на даче в Крыму. Был провозглашен новый орган управления страной - ГКЧП (Государственный Комитет по Чрезвычайному Положению). Но народ не захотел возврата к прежней жизни и вышел на улицы многих городов. Войска, введенные в столицу по приказу ГКЧП, отказались воевать против своего народа. Демократическая оппозиция во главе с Президентом России Б. Ельциным возглавила борьбу против ГКЧП, а уже через 2 дня члены комитета поняли, что их путч провалился. Это привело к отказу от подписания союзного договора, а в декабре 1991 г. руководители России, Украины и Белоруссии в Беловежской пуще (Белоруссия) объявили о роспуске СССР и о самостоятельном развитии каждой из республик. В декабре Президент СССР М. Горбачев ушел в отставку.

Россия объявила себя правопреемницей СССР. "Реформаторское" правительство России, которое возглавил Е. Гайдар, предложило стране "шоковую терапию". Резко подскочили цены. Упал жизненный уровень. Люди еле сводили концы с концами. Зарплаты хватало лишь на скудное питание. В 1992 г. в России ежемесячная инфляция составляла 20-30 %, в 1993 г. - немного меньше. В результате так называемой приватизации большинство государственных предприятий оказалось в руках кучки нуворишей. Большинство же людей не получило ничего. Законодательство давало лазейки для мошенников - появились финансовые пирамиды типа МММ, которые, обещая большие доходы, забирали у людей последние сбережения.

В этих условиях активизировались политические партии и движения коммунистической ориентации. Либеральные силы, оказавшись у власти, поняли, что управлять государством -нелегкое дело. Среди них начались расколы. Третьей силой выглядят различные национально-патриотические союзы. Но несмотря на трудности, большинство жителей России не желают возвращения к социалистическим методам прошлого и продолжают поддерживать курс на демократизацию страны.

Экономическое положение бывших союзных республик ухудшилось, так как порвались годами налаженные связи. Границы России оказались оголенными. Практически сразу же начались споры о границах между автономиями, межэтнические столкновения, вылившиеся в локальные войны в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии, Нагорном Карабахе, а также в кровавую войну в Чечне (1995-1996). За пределами России в бывших союзных республиках остались миллионы русских людей. Россия сама оказалась на грани распада на десятки самостоятельных мелких государств.

После выборов второй Государственной думы (1995) большинство в ней получила левая оппозиция. За все время ее работы так и не был принят закон о земле, что соответственно ограничивало привлечение инвестиций в российскую экономику. Тем не менее, в период с 1994 по 1998 год экономическое положение в стране несколько стабилизировалось, в некоторых отраслях наблюдался даже некоторый рост. Однако, промышленность преимущественно находилась в состоянии резкого спада, курс рубля поддерживался за счет крупных займов. Несмотря на принятие Думой первой части нового налогового кодекса, ставки налогов остаются непомерными, тем самым тормозя предпринимательство и производство. Фактически, единственными экспортными отраслями остались нефтегазовая и лесная промышленность, а также поставки на рынок вооружений. Министерством финансов был введен валютный коридор, удерживавший рост курса доллара.

Однако, искусственное удержание курса ни к чему не привело, и финансовый кризис, разразившийся в "черный вторник" 17 августа 1998 года ознаменовался для большинства россиян резким ростом курса доллара: с 6 до 20 рублей.

По стране прокатилась волна банкротств, резко сократилось число коммерческих банков. За короткое время в России сменилось 4 правительства: Черномырдина, Кириенко, Примакова, Степашина. В августе 1999 года Б. Н. Ельцин проводит последнюю замену премьер-министра. На эту должность назначен Владимир Путин, до этого возглавлявший Федеральную Службу Безопасности РФ.

Серия взрывов, совершенных в Москве, Буйнакске и Волгодонске в сентябре, заставляют объединиться всю страну перед лицом общей опасности терроризма. К этому времени относят и начало второй чеченской войны, называемой в средствах массовой информации "антитеррористической акцией".

Выборы в Государственную Думу 3 созыва, прошедшие в декабре 1999 года, ознаменовались провалом коммунистической фракции. Несмотря на то, что она по прежнему лидирует, на второе место с отрывом на 1-2% выходит блок "Единство", номинально возглавляемый министром по чрезвычайным ситуациям Сергеем Шойгу, но более известный в народе, как "блок Путина", что фактически означает поддержку страной политики, проводимой Правительством РФ. Третье место занимает "Союз правых сил", возглавляемый бывшим премьер-министром Сергеем Кириенко.

31 декабря 1999 года неожиданно объявляет об отставке первый президент России Борис Николаевич Ельцин. СМИ всего мира называют его "политиком XX века" и человеком, "навсегда покончившим с коммунистическим прошлым России". Новые президентские выборы назначены на март 2000 года. Исполняющим обязанности Президента становится Владимир Путин.

Ну что же, Разведчик, вот и наступил XXI век, век пока еще полный тайн и надежд. Именно Тебе теперь писать его историю. Дерзай, и, быть может, Твое имя появится на новой странице этой книги...

  • География России
  • Биоклиматические зоны России
  • Население России
  • Культура России

Предварительный просмотр:

Название предмета История

Класс 11

УМК Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т. Петров Ю.А. «История России. XX – начало XXI века». Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений.- 10-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011.

Уровень обучения базовый

Тема урока Развитие гласности и демократии в СССР

Общее количество часов, отведенное на изучение темы 1.

Место урока в системе уроков по теме - урок № 53 в разделе 8.

Цель урока: с формировать представление о причинах, сути и последствиях перестройки в СССР

Задачи урока

Образовательные: определить сущность политики «гласность», проанализировать ее, выделить причины развития гласности в годы перестройки; охарактеризовать ее достижения и издержки.

Воспитательная: Формировать уважение к правам человека и убеждение в том, что их необходимо защищать.

Развивающие: у меть рационально выполнять задания, решать проблемы, выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи, актуализировать ранее полученные знания при изучении нового материала.

Планируемые результаты

Знать

- сущность понятия «гласность», причины развития гласности и последствия ;

- определения понятий: «перестройка», гласность;

Уметь - высказывать и аргументировать свое суждение;

Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и на этой основе реконструировать образ исторического прошлого.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- определять собственную позицию по отношению к гласности;

- собирать и анализировать воспоминания членов семьи, людей старшего поколения о жизни в годы «перестройки»; представлять их в виде устной или письменной презентации

Техническое обеспечение урока Учебники, рабочие листы, документы, презентация, видеосюжеты, таблица

Тип урока комбинированный

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока

  1. Загладин Н.В., Козленко С.И., Загладина Х.Т.. «Методические рекомендации по использованию учебников: Н.В. Загладин «Всемирная история. XX век» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровнях и Программа курса»
  2. Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. «Тестовые задания по истории России. 11 класс», М.: Русское слово, 2015.
  3. Козленко С.И.. «Методические рекомендации по использованию учебников: Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров, «История Отечества. XX - начало XXI века» (11 класс) М. Русское слово, 2011.
  4. Колосков А. Г. История России. 20 век. Дидактические материалы. М. Дрофа. 2000год.
  5. Маркин С.А. История. ЕГЭ. Картографический тренинг, Ростов н Дону «Феникс» 2016., 159с
  6. Пазин Р.В. История. 10-11кл. Тематические задания высокого уровня сложности ЕГЭ. Ч.2Ростов на Дону «Легион», 2014 -320с
  7. Симонова, Е.В. Тесты по истории России: 11 класс: к учебнику Н.В. Загладина, С.И. Козленко, С.Т. Минакова, Ю.А. Петрова «История России. XX - начало XXI века. 11 класс» / Е.В. Симонова. - М.: Издательство «Экзамен», 2011.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку

Готовность к уроку

  1. Актуализация знаний

Задание №1. Р ассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

На первом этапе проведения политики перестройки для преодоления кризисных явлений в экономике М. С. Горбачёвым был провозглашён курс на ускорение социально-экономического развития страны на основе научно-технической революции и активизации «человеческого фактора».

Какие меры экономической политики проводились на втором этапе перестройки? Назовите не менее трёх мер. Какими причинами было вызвано их применение? Укажите не менее трёх причин.

Задание №2 . Сравните характер экономических реформ в СССР, проведённых Н. С. Хрущёвым и М. С. Горбачёвым. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что - различным (не менее трёх различий).

1. Могут быть названы следующие меры экономической политики в СССР на втором этапе перестройки:

1) с 1987 г. стали проводиться реформы, предусматривающие переход на полный хозрасчёт, самоокупаемость, самофинансирование и самоуправные;

2)предприятиям было дано право самостоятельно выходить на внешний рынок;

3)вновь принятые законы давали право заниматься частной деятельностью;

4),директивный план заменялся государственным заказом;

5)в сельском хозяйстве признавалось равенство всех форм собственности;

6) предоставлялось право аренды земли, организации фермерских хозяйств.

2.Могут быть указаны следующие причины проведённых мер:

1)неэффективность проведения курса на ускорение социально-экономического развития страны;

2)расчёт на энтузиазм рабочих не приносил результатов;

3)предложенный курс на ускорение не изменял сущности директивной экономики;

4)запланированное повышение качества продукции (введение госприёмки) не могло осуществиться увеличением контролирующего аппарата;

6)отсутствие возможности научно-технической модернизации предприятий в условиях углубляющегося экономического кризиса.

В качестве общего могут быть названы:

1)советская общественно-политическая система;

2)административно-командная система управления экономикой;

3)влияние партийно-государственных решений на развитие экономики;

4)проведение реформ «сверху»;

5)государственное централизованное планирование и распределение ресурсов (для перестройки - частично).

Различия:

Реформы под руководством Н.С. Хрущёва

  1. Реформирование системы управления промышленностью
  2. Упразднение ряда отраслевых министерств.
  3. Создание территориальных органов управления - советов народного хозяйства, республиканских СНХ, ВСНХ.

Реформы под руководством М.С. Горбачёва

  1. Попытка проведения курса на ускорение социально-экономического развития на основе технического перевооружения промышленности и активизации «человеческого фактора»
  2. Развитие кооперативного движения, появление частного сектора
  3. На основе концепции перехода к регулируемой рыночной экономике - перевод предприятий на аренду, постепенное разгосударствление собственности
  4. Отказ от монополии внешней торговли
  1. Мотивация к изучению новой темы.

Еще в 1918 году профессор С.А. Котляровский написал: “Путь к возрождению ведет через незримые слезы великого покаяния”. Давайте задумаемся над этими словами... Справедливы ли они?

  • Что с собой представляла духовная сфера в период “застоя”?
  • О чем пойдет речь на уроке?

Высказывания учащихся.

1. Марксизм-ленинизм, как официальная идеология.

2. Руководство КПСС сферой культуры, цензура, преследования инакомыслия

3. Изоляция от многих явлений мировой культуры.

4. Официальный атеизм

5. Недостаточное финансирование науки и образования.

Формируют тему и цели урока

IV. Изложение новой темы

1. Расширение гласности

Горбачевская революция началась скромно: с освобождения исторической памяти, печатного слова, живой мысли.

Итак, на первом этапе для Горбачева – «гласность»- средство обновления скомпрометированной идеологии.

Главные лозунги : «Назад к Ленину!», «Больше социализма!»

Главная цель – создание «социализма с человеческим лицом».

Работая с п. 1 стр. 379-381 назовите то, что было характерно для этого периода.

Повышение роли СМИ, личное участие руководства КПСС в работе с творческой интеллигенцией;

Демократизация образования, попытки реформы школы;

Оживление работы партийных изданий.

2. Переосмысление прошлого и ориентиры на будущее

Самостоятельно прочитайте п. 2. стр.381-384 и выпишите в тетрадь, что является достижением гласности и что – издержками гласности

После выполнения коллективное обсуждение, сверяют по слайдам №10-19

3. Политический раскол советского общества

Самостоятельное чтение учебника с составлением смыслового плана.

Был ли неизбежен политический раскол общества, происшедший в период руководства М.С. Горбачева КПСС и Советским государством?

Составляют план к подпункту «Политический раскол советского общества».

Отвечают на вопрос.

V.Первичное применение новых знаний

Продолжите фразы:

  1. Вторая волна «оттепели» в культурной жизни была вызвана_____________
  2. Сложности и противоречия в политике гласности объясняются _________
  1. Главным результатом политики гласности стало ____________

ОТВЕТ: необходимостью реформаторов прочнее опереться на общественное мнение, для обоснования правильности проводимого курса

ОТВЕТ: политика гласности не означала свободу слова, это было лишь разрешение говорить то, что требовалось руководству. Общество оказалось во многом не подготовлено к стремительной и радикальной переоценке ценностей.

ОТВЕТ: то, что она превратилась из политического лозунга в мощное средство реформирования общества, определила необратимый характер перемен.

VI. Первичное закрепление

Кроссворд

По горизонтали: 3. Драматург, автор пьесы «Дальше…Дальше… Дальше…» 5. писатель, автор повести «Ночевала тучка золотая» 6. Писатель, народный депутат СССР, автор повести «А зори здесь тихие…»

По вертикали: 1. Писатель, главный редактор «Нового мира» 2. Советский кинорежиссер - документалист, автор фильма «Легко ли быть молодым?» 4. Кинорежиссер, автор фильма «Мой друг Иван Лапшин»

1 з

2 п

3 ш

4 г

5 п

7 в

VII. Подведение итогов урока

Прокомментируйте мысль политолога А. Ципко: «Не каждый народ в состоянии выдержать такой мощный напор всесокрушающей правды, от такого веса правды душа может надломиться».

Высказывают свое мнение.

VIII. Инструктаж домашнего задания

§40, задание № 1 (Что общего между «оттепелью» хрущевского времени и политики гласности Горбачева М.С.?)

Записывают домашнее задание.

IX. Оценки Рефлексия


Если в экономике перестройка началась с постановки задач ускорения, то в духовной и культурной жизни ее лейтмотивом стала гласность. Большая открытость в деятельности высшего руководства проявилась уже в первые месяцы перестройки. Сам термин «гласность» как свидетельство новых подходов к политике впервые прозвучал в выступлении Горбачева на XXVII съезде КПСС (февраль 1986 г.). Он появился тогда, когда реформаторам понадобилось прочнее опереться на общественное мнение. По первоначальному замыслу гласность была не более чем обновлением скомпрометированной официальной идеологии. Ее лозунгами стали: «Больше демократии, больше социализма!», «Назад, к Ленину!». Гласность была призвана формировать «социализм с человеческим лицом». Она вовсе не означала свободу слова. Это была полусвобода - разрешение говорить лишь то, что требовалось руководству, и лишь в тех пределах, которые оно допускало.

Из резолюции XIX Всесоюзной конференции КПСС «О гласности»

Конференция считает, что гласность полностью оправдала себя, ее нужно всемерно развивать и дальше... Создать систему постоянного полного информирования трудящихся о положении дел на предприятии, в селе или городе, области, республике, стране, юридически закрепив право граждан, средств массовой информации, трудовых коллективов, общественных организаций получать интересующие их сведения. Четко определить пределы необходимой секретности...

Как и во времена хрущевской «оттепели», критика сталинизма использовалась реформаторами для обоснования правильности проводимого курса. Однако вскоре контроль над пропагандой партийным руководством был утрачен.

Литература.

Особый размах гласность приобрела после январского (1987) пленума ЦК КПСС. С конца 1986 - начала 1987 г. стали публиковаться литературные произведения, не допускавшиеся ранее в печать: «Дети Арбата» A. Рыбакова, «Белые одежды» В. Дудинцева, «Зубр» Д. Гранина, «Исчезновение» Ю. Трифонова, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана. В них поднимались проблемы судеб интеллигенции, национальных отношений в годы сталинского режима. Были опубликованы долгие годы находившиеся под запретом работы отечественных литераторов 20- 30-х и более поздних годов: «Мы» Е. Замятина, «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка, стихи М. Волошина, Н. Гумилева, романы А. Платонова «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море», произведения В. Ходасевича, И. Шмелева, В. Набокова.

Вернулись к отечественному читателю труды крупнейших российских философов - Н. Бердяева, В. Соловьева, П. Сорокина, В. Розанова, В. Лосского и др., раскрывавшие истоки и смысл русского коммунизма, проблемы самобытности российской истории и др.

B. Войновича, за которые они были лишены советского гражданства. Одним из событий литературной жизни стала публикация «Архипелага ГУЛАГ» А. Солженицына.

В литературных кругах шли горячие дискуссии о направлении и путях дальнейшего развития общества. Критиковали писателей, выступавших за коренные преобразования в стране (Б. Васильев, Г. Бакланов, С. Залыгин, С. Баруздин, А. Рыбаков, А. Приставкин, Д. Гранин). Еще сильнее доставалось тем, кто выступал за сохранение традиционного пути (Ю. Бондарев, В. Распутин, А. Иванов, А. Проханов и др.).

Значительный вклад в «революцию умов» внесли литературные критики и публицисты. Анализ частных «деформаций социализма», разоблачение сталинизма, исследование «механизма торможения» подводили к мысли, что причина всех неудач - в самой общественной системе.

Были изданы литературные произведения и научные исследования западных авторов, раскрывающие природу так называемого «тоталитарного государства»: «1984» Дж. Оруэлла, «Большой террор» Р. Конквеста, «Открытое общество и его враги» К. Поппера, «Большевики приходят к власти» А. Рабиновича, «Сталин: путь к власти» Р. Такера, «Бухарин» С. Коэна, «Фашизм» Ж. Желева и др.

Кино, театр.

Гласность обновила и другие сферы духовной жизни - кинематограф, театр, музыкальное и изобразительное искусство. Летом 1986 г. состоялся съезд Союза кинематографистов СССР, ставший заметным событием в культурной жизни. Во всех творческих союзах произошла смена руководства, было осуждено подавление свободы творчества.

Годы перестройки были отмечены появлением как запрещенных ранее фильмов («Комиссар» А. Аскольдова, «Проверка на дорогах» А. Германа и др.), так и новых произведений антисталинского звучания: «Покаяние», «Завтра была война», «Холодное лето пятьдесят третьего», «Слуга», «Так жить нельзя», «Власть соловецкая» и др.

В ведущих театрах страны были поставлены пьесы М. Шатрова «Брестский мир», «Дальше... Дальше... Дальше...», по-новому трактовавшие события революции и Гражданской войны.

Новые популярные передачи появились на телевидении. Журналисты все чаще работали в прямом эфире. Открытость и острота принесли зрительские симпатии таким передачам, как «Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо». Совершенно необычным явлением для страны стали прямые трансляции заседаний XIX партконференции КПСС, съездов народных депутатов СССР, приковывавшие внимание огромного количества людей. Именно литература, кинематограф и театр во многом подготовили советское общество к новому этапу реабилитации жертв политических репрессий.

Реабилитация.

В 1987 г. была создана Комиссия Политбюро по реабилитации жертв политических репрессий. Были реабилитированы и восстановлены в партии Н. Бухарин, А. Рыков, JI. Каменев, Г. Зиновьев, Г. Сокольников и многие другие крупные деятели советской эпохи. В 1989 г. были признаны антиконституционными действовавшие в 30-х - начале 50-х гг. «тройки» и «особые совещания», их внесудебные решения были отменены, все осужденные ими лица реабилитированы.

В 1990 г. указом Президента СССР были признаны незаконными репрессии в отношении крестьян в период коллективизации, а также всех других категорий лиц, осужденных по политическим, социальным, национальным и иным мотивам в 20-50-х гг.

В ноябре 1989 г. Верховный Совет СССР принял декларацию, признавшую незаконными и преступными репрессии против народов, подвергшихся насильственному переселению в годы сталинского режима.

Издержки гласности.

Естественно, критика сталинизма и борьба против его последствий не оставили равнодушными сторонников Сталина. В марте 1988 г. в газете «Советская Россия» было помещено письмо преподавательницы из Ленинграда Нины Андреевой под заголовком «Не могу поступиться принципами». Антисоциалистическая по сути политика гласности и перестройки, по словам автора, заимствована у Запада. Она фальсифицирует историю социалистического строительства, учение марксизма-ленинизма. Андреева прямо призвала защитить Сталина и сталинизм. Выступления Андреевой и других защитников сталинизма имели под собой определенную социальную основу. Общество оказалось во многом не подготовлено к стремительной и радикальной переоценке ценностей. Обнародование тщательно скрывавшихся фактов вызвало растерянность, душевный надлом даже у представителей более подготовленной к переменам интеллигенции. В то время было не до детских игр .

Гласность способствовала острому столкновению различных идейных, социальных, политических, национальных, религиозных течений и интересов. Недовольство положением дел в обществе вылилось в конце концов в массовое недовольство той системой организации власти, которая существовала в стране десятки лет и казалась не только незыблемой, но и единственно правильной.

Кроме внутренних проблем, гласность показала людям и западный мир с его ценностями, непривычным образом жизни, демократическими традициями. Для многих это было равнозначно открытию окна в мир. Вместе с тем значительная часть населения проникалась печальными настроениями, формировалось ощущение беспросветности собственного существования, обреченности.

Именно гласность, превратившаяся из политического лозунга в мощное средство реформирования общества, во многом определила необратимый характер перемен.

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Липецкой области «Институт развития образования»

На региональный конкурс методических разработок учителей истории и обществознания «Я иду на урок!»

Методическая разработка урока истории: «Развитие гласности в СССР»

МБОУ СОШ №46 г. Липецка

Зайцева Юлия Николаевна

Методический комментарий

Класс – 11 класс

Тема: Развитие гласности в СССР

Цели урока:

    Сформировать у учеников представление о развитии гласности и демократии в СССР, как об одном из направлений перестройки.

    Выделять причинно-следственные связи

    Формировать навыки анализа исторической информации, представленной в разных источниках.

    Продолжить формировать навыки анализа и систематизации информации.

    Развивать имение использовать ИКТ на уроках.

Задачи урока:

Образовательные :

    Изучить термины: «Гласность», «Демократия», «Перестройка»

    Изучить этапы формирования гласности в советском обществе.

    Рассмотреть проявление гласности в разных сферах общественной жизни.

    Изучить итоги проявления гласности и демократии в советском обществе.

Развивающие

    Продолжить формировать навыки аналитического мышления

    Продолжить развивать навыки работы с текстом учебника, выделять главную информацию

    Формировать навыки работы с дополнительной информацией, включающие анализ информации, выделение главного и представление в виде краткого сообщения.

    Уметь аргументированно отстаивать свою точку зрения

Воспитательные:

    Воспитывать чувство сопричастности к истории своей страны

    Воспитывать чувство гражданской ответственности учеников

    Продолжать воспитывать чувство к друг к другу во время самостоятельной работы, уметь выслушать точку зрения своих товарищей

Планируемые результаты:

    Усвоить термины «гласность» ее основные цели и результаты

    Получение знания о гласности, как об одном из направлений перестройки, через участие в дискуссии

    Выделение основных этапов расширения гласности

    Систематизация и отбор информации, через самостоятельную подготовку сообщений

Технологии обучения:

Проблемное обучение;

Личностно - ориентированное обучение;

ИКТ.

Необходимые технические средства: мультимедийное оборудование; персональный компьютер

Наглядность: Мультимедийная презентация, обложки книг Е. Замятина «Мы», Дж. Оруэлла «1984», плакаты периода гласности. Фрагмент передачи «Взгляд» за 1986 г., Фрагмент выступления В. Цоя с песней «Перемен!».

Используемая литература:

учебник – Н.В. Загладин 11 класс. М., 2014

Интернет-ресурсы:

Интернет-портал «РешуЕГЭ»

Видео-хостинг -

Технологическая карта урока.

Называют отсутствующих. Проверяют готовность к занятию.

Регулятивные УУД: Способность к управлению своим поведением и готовность и нацеленность на получение знаний.

2. Мотивация деятельности

5минут

Обратите свое внимание на экран, перед вам плакаты, относящиеся к 80-ым годам XX века, внимательно посмотрите на них и

Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке сегодня? Попробуйте сформулировать тему урока. Слайд 1

Выслушивает ответы. Корректирует тему.

Итак, тема нашего урока: Развитие гласности в СССР. Слайд 2

Как вы думаете каковы цели нашего занятия?

Для получения оценки необходимо активно участвовать в работе.

Сообщение плана работы:

    Расширение гласности

    Проявление гласности в различных сферах жизни

    Переосмысление прошлого и ориентиры на будущие. Слайд 3 .

Слушают преподавателя.

Фокусируют внимание на предстоящей работе на занятии.

Дают различные ответы.

Речь пойдет о свободе слова. О свободе мысли. О возможности высказывать свое мнение. Об возможном изменении общества в СССР.

Предлагают различные формулировки.

Слайд 1.

Записывают тему Слайд 2

Формируют цели.

Целями нашего занятия является, рассмотрение факторов связанных с изменение жизни в советском обществе в период перестройки. Проследить какое значение для этого имела гласность.

Слайд 3 . Знакомятся с планом.

Личностные УУД: Формирование ответственного отношения к учению.

Метапредметные регулятивные УУД:

Способность самостоятельно формировать цели обучения и пути их достижения. Способность обобщать информацию и анализировать ее.

Метапредметные коммуникативные УУД:

Умение использовать свои речевые средства для взаимодействия с учителем и друг с другом, при определении темы и целей урока.

Умение, создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, делать выводы при работе с иллюстративным материалом.

    Актуализация опорных знаний и способов деятельности.

2 минуты

На предыдущем занятии мы с вами рассмотрели тему Перестройка в сфере экономики и политики . Давайте вспомним, удались ли реформы и на что они были нацелены?

Верно, ребята, однако механизмы перестройки укрепились в обществе. Одним из основных способов формирования нового сознания людей стала гласность. Прежде всего гласность была связана с отменой цензуры.

Давайте вспомним, что такое цензура? Какую роль она играла в советском обществе?

Слайд 4

Верно, во времена перестройки цензура начинает ослабевать. Появляется гласность.

М.С. Горбачев проводил реформы в сфере экономики, которые были нацелены на привнесение и экономику рыночных механизмов, а также стремился к многопартийности. Однако реформы не были до конца реализованы, что приводило к углублению кризиса.

Цензура - контроль за содержанием и распространением , печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений , и произведений, передач и . В обществе цезура распространялась с целью ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, признаваемых этой властью нежелательными.

Слайд 4.

Предметные УУД:

Уметь определять события.

Представлять мотивы и результаты осуществленных реформ. Умение определять понятия.

    Создание проблемной ситуации

2 мин.

Гласность.

Гласность?..

Гласность…

Как вы думаете, что означают знаки препинания после слова гласность?

Давайте разбираться.

Верно ребята.

Слайд 5.

Во время сообщения основных вопросов, ученики активизируют свою мыслительную деятельность с помощью вопросов на слайде. Акцентируют внимание на предстоящей работе.

Это означает, что проблемным вопросом нашего урока является усвоение знаний о том что такое «гласность», хорошо ли это или нет, и к чему это привело общество..

Слайд 5.

Личностные УУД:

Формирование ответственного отношения к учению, на основе мотивации к обучению и познанию.

    Изучение нового материала

23 мин.

Термин «гласность» как свидетельство новых подходов к впервые прозвучал в выступлении Горбачева на XXVII съезде КПСС (февраль 1986 г.) Слайд 6.

А теперь давайте вы попробуете дать определение термина гласность.

Выслушивает ответы, корректирует определение.

«Гласность» замышлялась изначально не более чем обновление утратившей свою действенность официальной идеологии. Однако вскоре контроль над пропагандой КПСС был утрачен.

Преподаватель сообщает цели гласногсти.

А теперь определим, как проходило распространение гласности в советском обществе. Откройте учебник на С. 321-322. Выпишите как происходило расширение гласности .

Хорошо ребята, все верно. Слайд 8.

Гласность проявлялась везде в кино, музыке литературе. На дом вы получали задание составить мини-сообщения о развитии литературы, музыки, кино в годы перестройки.

Гласность в литературе выступление ученика.

Кино и реабилитация выступление ученика.

Еще одной сферой искусства которую коснулась гласность была музыка, на радио и на кассетных пленках появляются записи различных исполнителей. Особую популярность удается завоевать группе «Кино» во главе с Виктором Цоем. Легендарная Песня «Перемен!», впервые исполненная в 1986 г. стала гимном перестройки и гласности, и хотя сам Цой утверждал что не вкладывал в песню никакого политического смысла, народ воспринимал это именно так. Я предлагаю прослушать Вам композицию и ответить почему? Организуется мини-дискуссия. Слайд 16.

В чем смысл высказывания

Из выступления И. К. Полозкова. 31 января 1991 г. Слайд 15
«Если раньше монополией на гласность обладала КПСС, то теперь эта монополия у противоборствующих с ней сил».

Подумайте каковы же были итоги гласности.

Корректирует итоги гласности.

Слайд 18 .

В центре общественного внимания первых лет перестройки оказалась публицистика и телепередачи («Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо», «600 секунд») люди стремились быть в центре происходящего.

Краткая информация о Владе Листьеве. Слайд 19.

Просмотрите видеосюжет видео-передачи ставшей культовым символом Перестройки «Взгляд» за 1987 г. Слайд № 20

Вопросы: Слайд №21

Организация дискуссии по следующим вопросам:

Какая проблема поднимается в видеосюжете?

Как советские граждане относятся к очередям и проблеме дефицита?

Как вы считаете, мог бы такой видеосюжет попасть на экраны в более раннее время? Почему? Свой ответ аргументируйте.

Развитее СМИ привела к тому, что начали обсуждать актуальные проблемы. Средством выражения стал перестроечный плакат. Слайд №22.

Что изображено на плакатах? Какие проблемы?

Во времена гласности широко обсуждались механизмы будущей организации жизни общества. Единственной возможной альтернативой виделась демократическое общество.

Записывают дату. Слайд 6.

Ученики предлагают свои формулировки понятия. Гласность – одно из направлений перестройки, связанное с частичной отменой цензуры и расширением свободы слова.

Записывают термин гласность Слайд 7.

Привычка к самоцензуре, недовольство партократии – на первом этапе (1986г.);

    Поддержка сверху, смена руководства ряда центральных изданий;

    Расширение зоны и усиление остроты критики;

    Ограничение функций Главлита (1988г.);

    Рост популярности изданий, проявлявших смелость и инициативу;

    Политическая дифференциация в СМИ;

Новый взгляд на власть, историю, правозащитное движение. Слайд 8.

Ученик выступает с сообщением о литературе времен перестройке, акцентируя внимания на новые произведения, а так же на том, что стали печатать ранее запрещенные произведения. Рассматривается личность А.И. Солженицына. Слайды 9-12. Остальные слушают задают вопросы.

Ученик обращает внимание что в фильмах начинают затрагивать острые социальные проблемы, реабилитируются полит. заключенные, издаются книги памяти. Слайды 13-15.

Организуется мини-дискуссия. Фраза «хотим перемен, мы ждем перемен» на фоне экономического кризиса и социальных потрясений, воспринималась людьми как прямое руководство к действию, именно поэтому она и стала гимном перестройки, гласности, которая ставила своей целью планомерное изменение общества.

Смысл высказывания И.К. Полозкова состоит в утверждении, что гласность, начавшись как механизм воздействия коммунистов на общество, постепенно охватила проивоборствующей ей силы.

Формулируют итоги гласности.

1.Возродилась многопартийность
2. Реабилитированы жертвы сталинских репрессий
3. Активизировались различные общественные силы
4. Гласность повлекла за собой расширение демократизации страны
5. Отменена цензура
6. Рост интереса россиян к истории государства Слайд 18 .

Слушаю и анализируют услышанное.

Участие в дискуссии.

Проблема недостатка товаров легкой промышленности.

Советские граждане уже смирились с и считают, что очереди будут всегда.

Нет, так как цензура этого бы не допустила.

На перестроечных плакатах изображены острые социальные проблемы, взяточничество, использование открытости информации не для дела, недоверие к политической ситуации в стране.

Личностные УУД:

Способность к самостоятельной работе и самопознанию. Формирование доброжелательного и уважительного отношения к другому человеку, по время выступления с сообщением. Формирование грамотной речи, умение осознанно отстаивать свою точку зрения. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего уровню современной исторической науки.

Метапредметные регулятивные УУД:

Формирование умения ставить цели и соотносить свои действия с поставленными результатами.

Формирование навыка самостоятельно оценивать правильность выбранных задач.

Метапредметные коммуникативные УУД.

Формирование навыка работать с большими объемами информации и представлять ее в виде устного сообщения. Оттачивать умение участия в дискуссии. Умение использовать монологическую речь для выражения своей точки зрения.

Метапредметные познавательные УУД.

Умение формировать понятия, обобщения, выводы, причинно-следственные связи. Строить логические рассуждения умозаключения.

Предметные УУД:

Умение определять и формулировать понятия, определять цели, этапы расширения и итоги гласности. Представлять мотивы введения гласности в общественную жизнь СССР.

Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий.

Толерантно определять своё отношение к иным позициям.

    Систематизация и закрепление изученного материала. Проверка и корректировка качества освоения нового материала

10 мин.

А теперь вернемся к нашему проблемному заданию урока.

Гласность.

Гласность?..

Гласность…

Слайд 23.

Выполните тест. Прил.1.

Ученики через обсуждение приходят к тому, что дать однозначные ответы на эти вопросы нельзя, С одной стороны, во времена гласности люди получили больше свободы слова, появилась надежда на решение проблем. С другой, это привело к вседозволенности. Итоги, гласности так же имели и положительные и отрицательные стороны.

Выполняют тест.

Коммуникативные УУД: Использовать речевые средства, для успешного закрепления.

Предметные УУД:

Определять и объяснять свою оценку гласности.

Метапредметные познавательные УУД:

Умение работать с тестами.

    Подведение итогов и рефлексия занятия

3 минуты

Мы с вами рассмотрели тему – гласность в СССР. Давайте попробуем сделать вывод по уроку. Верно ребята.

теперь запишите домашнее задание – параграф 44. Составить сообщения о проявлении гласности в Липецкой области.

Аргументированное выставление оценок.

Вывод: Сегодня мы рассмотрели одно из ключевых понятий перестройки – гласность. Гласность означала отмену цензуры в обществе, переход к демократическим принципам в обществе. Записывают задание. Выставляют оценок.

Метапредметные познавательные УУД:

Умения обобщать и делать логические умозаключения.

Приложение 1.

Проверочный тест



Статьи по теме: